Физиология психология эмоций. Физиологические основы эмоций: понятие, свойства и закономерности

Организм человека - сложнейшая система связей и реакций. Все работает по определенным схемам, которые поражают своей методичностью и многосоставностью. В такие моменты начинаешь гордиться тем, какая сложная цепь взаимодействий приводит к чувству радости или горя. Больше не хочется отрицать какие бы то ни было эмоции, ведь все они приходят не просто так, у всего есть свои причины. Рассмотрим поближе физиологические основы чувств и эмоций и начнем лучше понимать процесс собственного существования.

Понятия чувств и эмоций

Эмоции охватывают человека под воздействием ситуации или каких-либо внешних раздражителей. Они быстро приходят и так же быстро уходят. Они отражают наше субъективное оценочное мышление по отношению к ситуации. К тому же эмоции не всегда осознаются; человек испытывает от них эффект, но не всегда понимает их эффект и характер.

Например, кто-то наговорил вам кучу гадостей. Ваша логичная реакция на это - гнев. О том, как он воспринимается и чем обусловлен, мы узнаем чуть позже. Сейчас сосредоточимся непосредственно на эмоции. Вы испытываете гнев, вам хочется как-то ответить, чем-то защититься - это Как только раздражитель исчезнет - гнев скоротечно закончится.

Другое дело - чувства. Они порождаются, как правило, комплексом эмоций. Развиваются постепенно, расширяя свое влияние. Чувства при этом, в отличие от эмоций, хорошо осознаются и воспринимаются. Они не являются порождением ситуации, а демонстрируют отношение к объекту или явлению в целом. Во внешний мир они выражаются непосредственно через эмоции.

К примеру, любовь - это чувство. Оно выражается через эмоции, такие как радость, эмоциональное притяжение и т. п. Или, например, чувство враждебности характеризуется ненавистью, брезгливостью и гневом. Все эти эмоции, являясь выражениями чувств, обращены во внешний мир, на объект чувств.

Важный момент! Если у человека присутствует то или иное чувство, то это совсем не значит, что объект этого чувства не будет подвергаться сторонним эмоциям. Можно, например, испытывать раздражение или гнев по отношению к любимому человеку. Это совсем не значит, что чувство любви сменилось враждебностью. Это просто реакция на какие-либо внешние раздражители, которые совершенно не обязательно исходят от объекта, к которому направлена любовь.

Виды чувств и эмоций

Первоначально чувства и эмоции делятся на положительные и отрицательные. Это их качество определяется субъективной оценкой человека.

Далее по своей сущности и принципу воздействия они разделяются на стенические и астенические. Стенические эмоции побуждают человека к активным действиям, усиливают практическую мобилизацию. Это, например, разного рода мотивации, вдохновение и радость. Астенические, наоборот, "парализуют" человека, ослабляют работу нервной системы и расслабляют организм. Это, к примеру, паника или фрустрация.

К слову, некоторые чувства, такие как, например, страх, могут быть как стеническими, так и астеническими. То есть страх может как заставить человека мобилизоваться, действовать, так и парализовать и демобилизовать.

Понятие основ эмоций с точки зрения физиологии

Если кратко: физиологические основы эмоций полностью обуславливают процесс чувственного восприятия. Если подробнее, рассмотрим каждый аспект в отдельности и составим целостную картину.

Эмоции обладают рефлекторной сущностью, то есть всегда предполагают наличие раздражителя. Целый механизм сопровождает эмоцию от восприятия до проявления. Эти механизмы называются в психологии физиологическими основами эмоций и чувств. В них задействованы различные системы организма, каждая из которых отвечает за конкретный результат. Фактически все это образует целую отлаженную систему приема и обработки информации. Все почти как в компьютерах.

Подкорковые механизмы

Самым низшим уровнем физиологических основ эмоций и чувств являются подкорковые механизмы. Они отвечают за сами физиологические процессы и инстинкты. Как только в подкорку поступает некий возбудить, тут же начинается соответствующая реакция. Если конкретно: провоцируются различного рода рефлексы, сокращения мышц, определенное эмоциональные состояние.

Вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система на основе тех или иных эмоций посылает сигналы-возбудители к органам внутренней секреции. Например, надпочечные железы выделяют адреналин в стрессовых и опасных ситуациях. Выделение адреналина всегда сопровождается такими явлениями, как приток крови к легким, сердцу и конечностям, ускорение свертывания крови, изменение сердечной деятельности, увеличивается выделение сахара в кровь.

Первая и вторая сигнальные системы

Для того чтобы перейти к корковым механизмам, необходимо приблизительное понимание первой и второй сигнальных систем и динамического стереотипа. Начнем с систем.

Первая сигнальная система характеризуется восприятиями и ощущениями. Она развита не только у человека, но и у всех животных. Это, например, визуальные образы, вкусовые напоминания и тактильные ощущения. К примеру, внешность друга, вкус апельсина и прикосновение к горячим углям. Все это воспринимается через первую сигнальную систему.

Вторая сигнальная система - это речь. Она есть только у человека и потому только человеком и воспринимается. По сути, это любая реакция на сказанные слова. Она при этом неразрывно связана с первой сигнальной системой и сама по себе не функционирует.

Пример, мы слышим слово "перец". Само по себе оно ничего не несет, но в соединении со второй сигнальной системой образуется смысл. Мы представляем себе вкус, особенности и внешний вид перца. Вся эта информация, как уже было сказано, воспринимается через первую сигнальную систему и запоминается.

Или еще пример: мы слышим о друге. Воспринимаем речь и перед глазами у нас появляется его внешность, мы помним его голос, походку и т. д. Это взаимодействие двух сигнальных систем. Уже после, на основе этой информации, мы будем испытывать те или иные чувства или эмоции.

Динамический стереотип

Динамические стереотипы - это некие поведенческие наборы. Условные и безусловные рефлексы формируют определенный комплекс. Они образуются при постоянном повторении каких-либо действий. Такие стереотипы достаточно устойчивы и определяют поведение индивида в той или иной ситуации. Иными словами, это что-то вроде привычки.

Если человек в одно и то же время на протяжении длительного периода совершает некие действия, например занимается гимнастикой по утрам на протяжении двух лет, то у него формируется стереотип. Нервная система облегчает работу мозга, запоминая эти действия. Таким образом, происходит меньшая затрата ресурсов мозга, и он освобождается для иной деятельности.

Корковые механизмы

Корковые механизмы контролируют вегетативную нервную систему и подкорковые механизмы. Они являются определяющими в понятии эмоций и их физиологической основы. Эти механизмы считаются главными по отношению к двум последним. Они формируют понятие физиологических основ эмоций и чувств. Именно через кору больших полушарий головного мозга проходит основа высшей нервной деятельности человека.

Корковые механизмы воспринимают информацию от сигнальных систем, преобразуя их в Эмоции, в контексте корковых механизмов, являются результатом перехода и функционирования динамических стереотипов. Поэтому именно в принципе работы динамических стереотипов и заключается основа различных эмоциональных переживаний.

Общие закономерности и принцип работы

Описанная выше система функционирует по особым закономерностям и обладает собственным принципом работы. Рассмотрим более детально.

Сначала внешние или внутренние раздражители воспринимаются первой и второй сигнальными системами. То есть воспринимается какая-либо речь или ощущение. Эта информация передается в кору больших полушарий головного мозга. Ведь мы помним, что именно корковая часть соединяется с сигнальными системами, воспринимая от них возбудители.

Далее сигнал из корковых механизмов передается в подкорку и вегетативную нервную систему. Подкорковые механизмы формируют инстинктивное поведение на раздражитель. То есть начинают работать усложненные безусловные рефлексы. Например, хочется убежать, когда страшно.

Вегетативная же система вызывает соответствующие изменения процессов в организме. Например, отток крови от внутренних органов, выброс адреналина в кровь и т. д. В итоге появляются изменения в физиологии организма, приводя к различным реакциям: напряжение мышц, обостренное восприятие и т. п. Все это служит для помощи инстинктивному поведению. В случае страха, например, мобилизует организм для марш-броска.

Эти изменения после опять передаются в кору головного мозга. Там они контактируют с имеющимися реакциями и выступают основой в проявлении того или иного эмоционального состояния.

Закономерности чувств и эмоций

Для чувств и эмоций существуют некоторые закономерности, которые определяют пути функционирования. Рассмотрим несколько из них.

Всем нам известно, если что-то делать постоянно - это быстро надоедает. Это и есть одна из основных Когда раздражитель постоянно и длительно воздействует на человека, чувство притупляется. Например, после трудовой недели человек испытывает блаженное чувство от отдыха, все ему нравится, и он счастлив. Но если такой отдых продолжается уже вторую неделю, то чувства начинают притупляться. И чем длительнее раздражитель продолжает свое воздействие, тем менее ярко ощущается чувство.

Чувства, вызванные одним раздражителем, автоматически переносятся на весь класс подобных объектов. Теперь всем однородным с вызвавшим эмоцию раздражителем вещам приписывается испытанное чувство. Например, мужчина оказался жестоко обманут одной непорядочной женщиной и теперь испытывает к ней враждебные чувства. А тут бац! Теперь для него все женщины непорядочные, и ко всем он чувствует враждебное отношение. То есть чувство перенеслось на все однородные с раздражителем объекты.

Одна из самых известных закономерностей - чувственный контраст. Все знают, что самый приятный отдых - после тяжелой работы. В этом, собственно, и весь принцип. Противоположные чувства, которые поочередно возникают под воздействием разных раздражителей, ощущаются намного острее.

Физиологические основы памяти

Физиологическая основа памяти - нервные процессы, которые оставили следы реакции в коре головного мозга. Это в первую очередь означает, что любые процессы, вызванные внешними или внутренними раздражителями, не проходят бесследно. Они оставляют свой отпечаток, формируя заготовку для будущих реакций.

Физиологические основы и психологические теории эмоций дают понять, что процессы в коре головного мозга при воспоминании идентичны процессам при восприятии. То есть мозг не видит разницы между непосредственным действием и воспоминанием или представлением о нем. Когда мы вспоминаем выученное уравнение, мозг воспринимает это как еще одно заучивание. Именно поэтому и говорят: "Повторение - мать учения".

Такая штука, разумеется, не сработает с физическими упражнениям. Например, если каждый день представлять, как ты поднимаешь штангу, мышечная масса не будет нарастать. Ведь идентичность между восприятием и воспоминанием происходит именно в коре головного мозга, а не в мышечных тканях. Так что эта физиологическая основа памяти работает только для содержимого черепной коробки.

А теперь о том, как же все-таки реакции нервной системы воздействуют на память. Как уже было сказано, все реакции на раздражители запоминаются. Это приводит к тому, что при столкновении с тем же раздражителем будет задействован соответствующий динамический стереотип. Если один раз прикоснуться к горячему чайнику, мозг это запомнит и не захочет делать этого второй раз.

Физиологические основы внимания

Нервные центры коры головного мозга всегда функционируют с разной интенсивностью. Наблюдения показывают, что всегда выбирается наиболее оптимальный способ для конкретной деятельности. Складывается он, конечно, из опыта, памяти и стереотипов.

Физиология понимает под вниманием высокую интенсивность работы того или иного участка коры головного мозга. Таким образом, раз на основе опыта подбирается оптимальный уровень функционирования определенного нервного центра, то и внимание, как интенсивность участка коры, повышается. Таким образом для человека создаются максимально оптимальные, с точки зрения субъективного восприятия, условия.

Физиологические основы мотивации

Ранее мы уже упоминали о стенических и Мотивация как раз и представляет собой стеническое чувство. Оно побуждает к действиям, мобилизует организм.

С научной точки зрения, физиологические основы мотивации и эмоций образуются из потребностей. Такое желание обрабатывается подкорковыми механизмами, ставится наравне с усложненными инстинктами и поступает в кору больших полушарий головного мозга. Там оно обрабатывается как инстинктивное желание, и мозг, используя влияние вегетативной системы, начинает искать пути к удовлетворению потребности. Именно за счет такого функционирования организма происходит мобилизация ресурсов, и дела даются намного легче.

Процесс познания окружающего мира начинается с анализа информации, которая поступает от сенсорных систем, и образования целостных образов предметов и явлений. Этот начальный этап познания называется восприятием.

Целенаправленное восприятие осуществляется с помощью внимания.

Внимание - это фактор, руководящий выбором информации для восприятия. С точки зрения физиологов, внимание - это процесс, в результате которого информация имеет доступ к механизмам памяти и движения и, соответственно к сознанию. Внимание характеризуется объемом, скоростью переключения и устойчивостью, оно может быть повышено активными действиями или волевыми усилиями.

Внимание может быть непроизвольным, когда запоминание идет без усилий, как бы само собой, и произвольным - человек ставит перед собой цель, что необходимо запомнить, прилагает волевые усилия, использует специальные приемы. Информация, которая воспринимается, передается в память.

Память

Память - это комплекс процессов, протекающих в центральной нервной системе и обеспечивающих накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта.

И. М. Сеченов писал, что человек без памяти оставался бы вечно в положении новорожденного. Память связана с определенными отделами головного мозга, соединенными между собой замкнутыми цепочками нейронов. Нервные импульсы, циркулирующие в этих цепочках, изменяют процессы биосинтеза в нервных клетках. В результате этого образуются вещества, являющиеся материальными носителями памяти.

Нарушение синтеза некоторых биологически активных веществ мешает образованию следов памяти и, следовательно, обучению. Именно приобретение индивидуального опыта путем формирования условных рефлексов рассматривается как процесс обучения.

Виды и формирование памяти

Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо какое-то время ее повторять. Отсюда широко известный афоризм: «Повторение - мать учения». В зависимости от того, что запоминается человеком, различают 4 вида памяти:

  1. Двигательная память - лежит в основе обучения движениям, бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.
  2. Образная память помогает запоминать и воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии.
  3. Эмоциональная память сохраняет пережитые человеком чувства. Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку, милосердие.
  4. Словесная память - запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов.

Все виды памяти тесно взаимосвязаны. Одна и та же информация запоминается с помощью двух и более видов памяти.

Память имеет большое значение для поведенческой ориентации человека. Без способности накапливать и сохранять информацию невозможно получить знания, необходимые для жизни, накапливать и осуществлять целенаправленные действия.

Различают кратковременную (нестабильную) память и долгосрочную (долговременную) память , где хранится наиболее значимая информация. В долговременной памяти информацию сохранять необходимо в обобщенном виде (фундаментальные законы, закономерности, обобщения, понятия). Мозг же отбирает в долговременную память самую необходимую информацию. Эту очень важную «мыслительную» работу выполняет мотивационная система, которая и определяет, какая информация наиболее важна.

В последние годы интенсивно исследуется механизм памяти. Установлено, что образование следов памяти проходит поэтапно.

  1. На первом этапе - нервные импульсы проходят от органов чувств к коре головного мозга, где сигналы задерживаются на несколько сотых секунды для их анализа. Этот процесс называют оперативной или сенсорной памятью . Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может быть подвергнута сознательному контролю.
  2. Второй этап связан с хранением информации и именуется краткосрочной памятью , отвечающей за временное (несколько секунд) хранение информации в виде слов. Ее называют еще
    первичной памятью
    . Информация из первичной памяти может быть вытеснена новыми сигналами.
  3. Третий этап (вторичная память ) - информация из первичной памяти передается во вторичную и через промежуточные станции - в третичную, где и хранится длительное время.

Все виды памяти проявляются в двух формах: логически-содержательной и чувственно-образной . Первая оперирует преимущественно понятиями, вторая - представлениями.

Развитие и тренировка памяти осуществляются путем постоянных тренировочных упражнений: сосредоточенности, четкости восприятия, внимательности, активной мыслительной деятельности с использованием схем, таблиц.

Память - очень ценное качество человека, ее необходимо не только развивать, но и сохранять, не отравляя мозг алкоголем, никотином, наркотиками. Эти отравляющие вещества нарушают кровообращение в сосудах мозга, разрушают связи между клетками и сами нервные клетки, которые в процессе жизнедеятельности не восстанавливаются.

Эмоции

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями, люди переживают радость, грусть, воодушевление, огорчение.

Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями.

Эмоции человека чрезвычайно многообразны и сложны, и могут быть положительных (радость, любовь, восторг, удовлетворение и т. д.) и отрицательными (гнев, страх, ужас, отвращение и др.). Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов.

Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движения. По изменению походки, позе, а также жестам человека, мимике, интонациям, смене скорости речи можно составить представление об эмоциональном состоянии. Наблюдая за выражением лица, мы не только понимаем, что чувствует другой человек, но и заражаемся его состоянием: сопереживаем, сочувствуем, сострадаем. Таким образом, выразительные движения - своеобразное средство общения между людьми .

Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Жизнь человека без эмоций невозможна. Потеря эмоций - это потеря специфических для человека черт.

Нормальная жизнь человека должна быть эмоционально насыщенной с преобладанием положительных эмоций. Бурные отрицательные эмоции приводят к развитию психических и соматических болезней человека. Поэтому необходимо предупреждать их развитие. Это достигается с помощью воли - осмысленного руководства эмоциями. Мы можем сдерживать свои эмоции, свои выразительные движения, «не давать чувствам воли».

Самообладание, умение владеть собой в различных ситуациях приобретаются в воспитании, самовоспитании и являются чертами высокой культуры человека.

Эмоции, сколько-нибудь ярко выраженные, включают обычно широко разлитые органические изменения, охватывающие весь организм - работу сердца и кровеносных сосудов, органов дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции, скелетной мускулатуры и т. д.

Изменения в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов при сколько-нибудь острых эмоциональных состояниях доступны наблюдению и невооружённым глазом. При сильном испуге человек бледнеет - краска сходит у него с лица; при смущении люди часто краснеют, от стыда «вспыхивают»: краска стыда заливает лицо. В первом случае происходит сжатие, во втором - расширение поверхностных кровеносных сосудов лица. При сильном эмоциональном возбуждении вообще наблюдается увеличение кровяного давления; в различных эмоциональных состояниях происходят различные изменения в силе и скорости сердечной деятельности.

Для регистрации этих изменений сердечной деятельности и кровеносной системы служит соответствующая аппаратура: кривая пульса фиксируется при помощи сфигмографа, кривая биения сердца - посредством кардиографа; определение кровенаполнения сосудов отдельных органов, или объёмного пульса, производится посредством плетисмографа.

На рисунке дана кривая пульса по А. Бине и Куртье: резкое падение кривой и уменьшение высоты пульсации вызваны были у очень пугливого субъекта возгласом: «Змея!».

Кривая пульса (по А. Бине и Куртье)

Более или менее значительные изменения происходят при эмоциональных процессах и в дыхательной системе: дыхание ускоряется или замедляется, становится более поверхностным или делается более глубоким, иногда переходя во вздох: иногда - например при неожиданном испуге - оно прерывается, во время смеха или рыданий приобретает спазматический характер.

Кривые дыхания фиксируются при помощи пнеймографа. Образцы кривых дыхания при различных эмоциях даны на помещённом ниже рисунке. Рисунок изображает (по Ж. Дюма) кривые дыхания в состоянии: a) радости (17 вдыханий в минуту); b) пассивной грусти (9 вдыханий в минуту); с) активной грусти (20 вдыханий в минуту); d) страха, связанного с большим возбуждением (64 вдыхания в минуту - у больного, страдающего умственным расстройством); е) гнева (40 вдыханий в минуту у маньяка).

Кривые дыхания при различных эмоциях (по Ж. Дюма)

При сильном эмоциональном возбуждении наблюдаются изменения и в процессе пищеварения. При тревожных неприятных эмоциональных состояниях у человека часто появляется тяжесть в желудке. Неприятные эмоции тормозят деятельность кишечника, его перистальтику.

В опытах над животными это показали эксперименты Бергмана и Катца, а также Кеннона. Кеннон с помощью рентгеновских лучей наблюдал прекращение перистальтики кишечника у кошки, когда её привязали к стенке. Бергман и Катц с помощью целлулоидного «окна», вставленного в брюшную полость кролика, наблюдали, как при неприятных для животного раздражениях (щипок и т. п.) у него сразу прекращались перед тем очень интенсивные перистальтические движения кишечника.



Помимо того, при эмоциональных состояниях происходят и изменения в отделении пищеварительных соков. Опыты Павлова над собаками с перерезанным пищеводом, у которых пережёвываемая пища не попадала в желудок, показали, что пережёвывание приятной пищи вызывало обильное отделение желудочного сока, неприятная пища его не вызывала. При отрицательных эмоциях (страхе, ярости и т. д.) наблюдается сокращение отделения не только желудочного сока, но также и слюны (сухость во рту при страхе, при сильном возбуждении). Эмоциональные состояния сказываются также на уменьшении отделения жёлчи и секреторной деятельности поджелудочной железы. Изменения в железах вообще обычно широко включаются в течение эмоциональных процессов; это относится как к железам с внешней секрецией (усиление деятельности потовых желез при некоторых состояниях эмоционального возбуждения, слёзных желез - плач при горе, вышеупомянутые изменения в деятельности слюнных желез), так и к эндокринной системе, к железам с внутренней секрецией. Особое значение при эмоциях имеет выделение надпочечниками адреналина.

Опыты Кеннона над животными показали, что при эмоциональных реакциях типа ярости и страха происходит усиленное выделение надпочечниками адреналина. Этим вызывается усиленное поступление в кровь сахара, который под воздействием адреналина выделяется из гликогена печени. Кеннон производил свои опыты над кошками. Стесняя свободу их движений, он вызывал у них бурные реакции ярости: волосы на спине у них становились дыбом, зрачки расширялись, они огрызались, стремясь освободиться. Эти эмоциональные реакции всегда сочетались с усиленным выделением сахара, свидетельствовали об усиленном выделении надпочечниками адреналина, которым оно вызывается. Такой же результат получался в опытах Кеннона и тогда, когда кошка подвергалась нападению со стороны собаки и обнаруживала реакцию страха. Последующие экспериментальные исследования обнаружили, что и у людей при сильном эмоциональном возбуждении - во время ответственных испытаний, при сильном напряжении во время спортивных состязаний - наблюдается повышенное количество сахара в крови, являющееся результатом и показателем усиленного поступления адреналина. О связи эмоциональных состояний с повышением количества сахара в крови (и моче) свидетельствуют и клинические данные: влияние эмоциональных потрясений на состояние диабетиков (сахарная болезнь).

Усиленное выделение сахара в кровь, мобилизуемого печенью под воздействием адреналина, является не единственным следствием повышенного выделения адреналина в эмоциональных состояниях. Взаимодействуя и кооперируя с симпатической нервной системой, адреналин, действие которого аналогично действию симпатической нервной системы, усиливая её действие, вызывает многообразные органические изменения - сужение сосудов, повышение кровяного давления, восстановление работоспособности утомлённой мышцы и т. д.

Помимо изменений, вызываемых секреторной деятельностью, в эмоциональных состояниях, происходят и другие химические явления - изменение количества кислорода в крови и кислотности крови (и слюны).

Наряду с вышеперечисленным, существенную и, может быть, ещё часто недооцениваемую роль играют в эмоциональных процессах рефлекторные изменения в тонусе, в распределении и степени напряжения различных органов. Охватывая и тонус скелетной мускулатуры, они порождают в частности выразительные движения - поскольку они затрагивают мышцы глаз, рта, вообще лица, отражаются на общей позе тела и распространяются на голосовой аппарат. Будучи доступны непосредственному наблюдению со стороны других людей, эти внешние органические изменения приобретают большое социальное значение (о выразительных движениях подробнее см. дальше).

В числе многообразных рефлекторных изменений, связанных, по-видимому, с эмоциональными процессами, можно отметить и так называемый гальванический или психогальванический рефлекс, который в последнее время привлекает к себе значительное внимание.

Психогальванический рефлекс заключается в кратковременном, более или менее резком, рефлекторном измененииэлектропроводимости кожи. Изменение электропроводимости непосредственно связано с упомянутым выше изменением в деятельности потовых желез, которое наблюдается при эмоциях, а также с изменением широты просвета кожных сосудов. Эти же изменения в свою очередь вызываются деятельностью вегетативной нервной системы.

Гальванический или психогальванический рефлекс выражается в изменении силы тока в гальванической цепи, в которую включён человек. При прохождении через тело постоянного электрического тока происходит поляризация кожи. Изменение степени поляризации - её уменьшение или увеличение - приводит при сохранении неизменной внешней электродвижущей силы соответственно к увеличению или уменьшению кажущегося сопротивления кожи и выражается в уменьшении или увеличении проходящего через кожу тока, отмечаемого на гальванометре.

Оказалось, что при воздействии на человека, включённого в гальваническую цепь, эмоционально окрашенных раздражителей сила тока изменяется.

Начало изучению явления, позже названного гальваническим рефлексом, положили работы Фере и русского физиолога Тарханова (1899). Особенное внимание привлекли к нему работы Верагута (Veraguth, 1904-1906). Именно этот последний исследователь ввёл термин психогальванический рефлекс, отметив зависимость этого явления от психики.

Яркое доказательство того, что гальванический рефлекс зависит не только от физических свойств раздражителей и физического состояния организма, но также и от психического (психофизического) состояния субъекта, дают опыты Валлера (Waller). Он изучал во время налёта германских аэропланов на Лондон гальванические рефлексы, которыми сопровождались у испытуемых первый, второй и третий гудок сирены. Каждый последующий гудок давал всё более сильный гальванический рефлекс. Как физический раздражитель - звук определённой силы - последующие гудки могли дать лишь ослабевающий в результате повторения эффект. Наблюдавшееся в действительности усиление могло быть вызвано лишь осознанием того, что каждый последующий гудок сигнализировал о всё более непосредственной опасности, поскольку первый сигнал сирены обычно давался, как только удавалось заметить где-нибудь вражеские самолёты; второй гудок сигнализировал их приближение к данному району, а третий предупреждал о непосредственной опасности. Таким образом, гальванический рефлекс выступает не только в форме «безусловного рефлекса»; являясь непосредственно реакцией вегетативной нервной системы, он отражает многообразные воздействия различных корковых исоответствующих психических процессов. Гальваническому рефлексу посвящена очень большая литература [Обзор её до 1929 г. см. С. Landis and H. N. De Wick, The electrical phenomena of the skin (Psycho-galvanic Reflex), «Psychological Bulletin», vol. XXVI, 1929.] (в том числе и ряд советских работ [См. в частности В. Н. Мясищев, О так называемом психогальваническом рефлексе и его значении в исследовании личности, «Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы», сб. 3, М.-Л. 1929, а также его же, Психологическое значение электрокожной характеристики человека, сб. «Психологические исследования», т. IX, Государственный институт по изучению мозга им. В. М. Бехтерева, Л. 1939.]). Тем не менее вопрос о психологическом значении психогальванического рефлекса требует ещё дальнейшего исследования. Спорно в частности, в какой мере он специфичен именно и только для эмоций; но несомненно, что гальванический рефлекс является реакцией вегетативной нервной системы и что эмоциональные состояния отражаются в нём.

Таким образом, эмоциональные процессы включают многообразные периферические изменения, охватывающие все органические функции и отражающиеся на всех внутренних, висцеральных процессах, от которых зависит жизнь организма.

Некоторые физиологи (в первую очередь У. Кеннон), изучая физиологические механизмы некоторых эмоций, главным образом при ярости, гневе и страхе, а также боли (относящейся собственно к интероцептивной чувствительности), очень подчеркнули, как уже было отмечено выше, положительную приспособительную роль эмоций; эмоции приводят организм в состояние готовности к экстренной трате энергии, мобилизуя все его силы. «Каждое из вышеотмеченных нами висцеральных изменений, - пишет Кеннон, - прекращение деятельности пищеварительных органов (освобождающее запасы энергии для других частей организма); приток крови от желудка к органам, непосредственно участвующим в мускульной деятельности; увеличивающаяся сила сокращении сердца; более глубокое дыхание; расширение бронхов; быстрое восстановление работоспособности утомлённой мышцы; мобилизация сахара в крови - все эти изменения прямо служат для того, чтобы приспособить организм к интенсивной затрате энергии, которая может потребоваться при страхе,ярости или боли».

Наряду с вышеуказанным можно было бы отметить и другие факты, свидетельствующие о приспособительном значении эмоций: так, например, процесс свёртывания крови при ранениях - очень важное защитное приспособление организма - заметно ускоряется под влиянием эмоций. И тем не менее неправомерно на основании этих и подобных фактов утверждать, будто эмоция по существу своему всегда и при всех условиях должна оказывать приспособительное действие. Этот метафизический подход явно противоречит фактам, которые свидетельствуют о том, что в ряде случаев эмоции могут оказывать и дезорганизующее действие.

В действительности вывод из вышеприведённых фактов надо, по-видимому, сделать иной. Висцеральные изменения, которые придают различным процессам аффективный, эмоциональный характер, приспособлены, очевидно, в первую очередь специально к связаннымс борьбой за существование и самосохранение, жизненно важным ситуациям нападения и бегства, требующим действий, связанных с интенсивной затратой мышечной энергии. Повышенное выделение сахара - одного из основных источников мышечной энергии - в кровь, усиленная работа сердца, приток богатой сахаром крови к мышцам и т. д. - всё это приспособлено в первую очередь именно к этим ситуациям, с которыми генетически, первично были, вероятно, главным образом связаны эмоции. Для ограниченного круга первичных эмоций, связанных с борьбой за существование, самосохранением и, может быть, продолжением рода, эти органические изменения имели специфическое приспособительное значение.

Но в дальнейшем у человека в ходе исторического развития эмоции в своём конкретном содержании всё изменялись; все новые акты, приобретавшие для человека жизненно важное значение, приобретали вместе с тем эмоциональный характер, а «механизмы» эмоциональности, органические висцеральные изменения, которые придают различным процессам эмоциональный характер, остаются в основном теми же. Они, таким образом, утрачивают свой специфический характер; переставая быть специфическими для изменяющихся новых условий, становясь стереотипными для самых различных эмоций, они утрачивают свой приспособительный характер.

Так, возбуждённое напряжение, которое очень полезно для физического нападения, может оказать обратный эффект там, где нужно осуществить какую-то тонкую работу, ни в какой мере не требующую применения физической силы, но предполагающую сложный расчёт и спокойствие. Такая работа, естественно, может быть дезорганизована сильным эмоциональным возбуждением. Этот вопрос, как и всякий другой, нельзя, очевидно, решать абстрактно, метафизически, одинаково для всех условий; его надо брать конкретно, с учётом хода развития и тех условий, в которых протекает эмоциональный процесс.

Многообразные периферические изменения в деятельности внутренних органов, наблюдающиеся при эмоциях, регулируются деятельностью симпатической нервной системы. Симпатическая нервная система, т. е. симпатический отдел вегетативной нервной системы, которая вообще регулирует по преимуществу жизнедеятельность внутренних органов, широко разветвлена по всему организму (см. на рис. схему вегетативной нервной системы и её симпатического отдела). При этом, в то время как цереброспинальная нервная система непосредственно ведает отношениями с внешним миром, служа для рецепции раздражений, их переработки и ответного воздействия на произвольный мышечный аппарат, вегетативная нервная система и её симпатический отдел адаптируют (Л. А. Орбели) деятельность внутренних органов для этой во вне направленной деятельности.

Схема общего плана строения вегетативной нервной системы

Симпатическая нервная система регулирует идущий к различным аппаратам поток раздражений, делая их более или менее чувствительными по отношению к раздражениям, которые к ним поступают. Это относится и к нервной системе, и к органам чувств, и к поперечнополосатой мускулатуре. Не вызывая непосредственно в мышце никаких внешних двигательных эффектов, симпатическая нервная система адаптирует, приспособляет её к нуждам момента, делая её более или менее чувствительной к двигательным импульсам, которые к ней направляются, устанавливая (по выражению Е. Сеппа) «шлюзы» по отношению к ним на ту или иную высоту. В отличие от парасимпатической нервной системы, отдельные части которой функционируют независимо друг от друга, симпатическая нервная система (как это особенно отмечается У. Кенноном) действует как единое целое. Её возбуждение даёт разлитой эффект, многообразно сказывающийся на различных функциях и сторонах жизнедеятельности организма. Возбуждение симпатической нервной системы ускоряет деятельность сердца, расширяет его сосуды, суживает сосуды кожи и внутренностей, а также просвет бронхов, замедляет деятельность пищеварительного тракта, мобилизует сахар в печени, образуя при раздражении симпатических нервов вещество, аналогичное адреналину. Таким образом, деятельность симпатической нервной системы охватывает именно те стороны жизнедеятельности внутренних органов, которые характерны для эмоций. Можно считать установленным, что эмоциональные реакции связаны с деятельностью симпатической нервной системы .Тем самым эмоции связаны и с центральными аппаратами симпатической нервной системы в подкорке - с гипоталамусом и с таламусом, которые, по Орбели, являются её центральными аппаратами. Особенно большое значение таламуса в физиологии эмоций твёрдо установлено ещё исследованиями В. М. Бехтерева и новейшими работами Г. Хэда, Берда (Bard) и др.

Вегетативные центры головного мозга

Серьёзные поражения таламуса влекут за собой поражение эмоциональной сферы. Г. Хэд приводит наблюдения о больных с односторонним поражением таламуса: они проявляли болезненную одностороннюю чувствительность к аффективным возбуждениям. Один из его больных не мог переносить пение, когда оно доносилось к нему с правой стороны, относясь к тем же звукам вполне спокойно, если их источник находился влево от него. Тот факт, что сторона тела, соответствующая поражённой стороне зрительного бугра, значительно сильнее реагирует на аффективный характер как внешних раздражений, так и внутренних состояний, свидетельствует о значительной роли таламуса в физиологии эмоций.

Зрительный бугор, который, по данным Л. А. Орбели, является высшим центром симпатической нервной системы, сам (по данным его же лаборатории) находится под регулирующим влиянием симпатических волокон. Симпатическая иннервация влияет и на кору головного мозга (Астратян). Вообще, как показали работы Орбели и его сотрудников, симпатическая нервная система, регулируясь центральной нервной системой, сама в свою очередь оказывает регулирующее влияние на неё.

Периферические реакции, вызываемые возбуждением симпатической нервной системы и подкорковых центров, отличаются очень значительной стереотипностью. При столь различных эмоциях, как страх и ярость, имеют место, по данным Кеннона, те же самые висцеральные изменения (выделение адреналина и т. д.). Уже в силу этого обстоятельства периферические висцеральные реакции, связанные с деятельностью симпатической нервной системы, при всём их значении не могут объяснить эмоции в их отличительных чертах. Из стереотипности висцеральных реакций симпатической нервной системы, с одной стороны, и разнообразия эмоций - с другой, явно вытекает, что физиологический механизм эмоциональных процессов не сводится к деятельности одной лишь симпатической нервной системы. Это заключение подтверждается многочисленными и доказательными экспериментальными фактами.

Опыты Кеннона, Льюиса и Брейтона, которые оперативным путём удаляли у кошек всю симпатическую часть автономной нервной системы, производящую типичные для страха и ярости висцеральные реакции, показали, что отсутствие ощущений, исходящих от висцеральных реакций, не влечёт за собой выпадения эмоциональных реакций. Оперированные кошки, которые были лишены этих ощущений, проявляли при соответствующих условиях (например при виде собаки) все внешние признаки эмоций.

Если эти исследования Кеннона свидетельствуют о том, что устранение висцеральных изменений периферического характера не влечёт за собой выпадения эмоциональных реакций, то опыты других исследователей, в частности Маранона, показали, что наличие висцеральных проявлений эмоций не вызывает подлинно эмоциональных состояний. Маранон впрыскивал людям адреналин. Он этим вызывал ряд висцеральных изменений, которыми сопровождаются гнев, страх и другие сильные эмоции. Но у испытуемых при этом появлялись только ощущения сердцебиения, дрожания и т. п. Иногда соответствующие органические ощущения напоминали прежде испытанные эмоции. Испытуемые в силу этих воспоминаний сравнивали своё состояние с эмоциональным возбуждением, говоря, что у них такое состояние, «как если бы они были испуганы», но соответствующих чувств доподлинно они не испытывали. Таким образом, периферические процессы, связанные с возбуждением симпатической нервной системы и выделением адреналина, не являются достаточной и исчерпывающей физиологической основой эмоций.

Как мы уже видели, в механизме эмоций очень существенную роль играет таламус (зрительный бугор). Кеннон, так же как и Хэд и ряд других исследователей, склонен считать, что именно таламус и придаёт процессам, в которые он включается, специфически эмоциональный, или аффективный, характер. При этом и таламус не является высшим из аппаратов, которым регулируются эмоции. Важнейшую роль в эмоциях играет связь зрительного бугра (таламуса) с корой больших полушарий.

Существенное участие коры в эмоциональных процессах отчётливо видно из опытов Шеррингтона.

В первой серии опытов над пятью молодыми собаками Шеррингтон рассекал спинной мозг собаки так, чтобы выключить все раздражения, идущие от соматических участков, расположенных ниже плеч. Во второй серии опытов Шеррингтон пошёл ещё дальше: он осуществил оперативным путём почти полное разъединение мозга от его соматических связей, перерезав не только спинной мозг в шейной части, но и блуждающие нервы. Несмотря на почти полное выключение органических ощущений, оперированные животные продолжали выражать признаки страха, гнева, удовольствия и т. п. В результате своих опытов Шеррингтон приходит к следующему заключению: «Мы вынуждены признать правдоподобным, что висцеральное выражение эмоций наступает после мозгового процесса, связанного с сознательным психическим процессом».

Очень поучительны в этом отношении также клинические наблюдения Вильсона и Лермитта. У больных, которых они наблюдали, внешние выражения эмоций резко расходились с их чувствами. Часто различные поводы вызывали у них совершенно несоответствующие вызвавшей их причине вспышки спазматического смеха или потоки слёз. Но, смеясь, больные чувствовали себя печальными, плача,они иногда испытывали весёлость. На некоторых из этих больных непроизвольный судорожный смех, который они не в состоянии были удержать, хотя осознавали полную его немотивированность, производил особенно удручающее впечатление. Если У. Джемс говорит, что люди веселы, потому что они смеются, то об этих больных с большим правом можно было сказать, что они опечалены потому, что они смеются.

Все эти факты доказывают, что в эмоциональных процессах участвует головной мозг; они включают процессы, совершающиеся как в подкорковых центрах, так и в коре больших полушарий.

Согласно теории У. Кеннона и Дана, физиологический механизм эмоций представляется при этом таким образом, что из таламуса исходят, с одной стороны, афферентные импульсы к коре и одновременно, с другой стороны, вниз направляются двигательные импульсы, порождающие характерные для эмоций висцеральные соматические изменения. Этими последними управляет таламус, центры же сознательных эмоциональных процессов находятся в коре. В этой таламико-кортикальной теории эмоций во взаимодействии коры и подкорки приоритет признаётся за подкоркой. Вышеприведённые данные опытов Шеррингтона и др. дают основание предположить, что роль коры в сознательных эмоциональных процессах ещё больше и первичнее. На основе этих данных физиология сознательных эмоциональных процессов у человека представляется в следующем виде: возникающий в коре процесс распространяется на нижележащие подкорковые центры и, включая симпатическую нервную систему, даёт начало захватывающим весь организм телесным реакциям. Органические процессы, которые таким образом возникают, в свою очередь посылают проходящие через таламус афферентные сигналы в кору. Поступая в кору, они порождают многообразный комплекс переживаний, придающих специфически эмоциональный характер сознательному процессу. Приобретёт ли сознательный процесс эмоциональный характер или нет, очевидно, существенно зависит от того, распространится ли первично корковый процесс на подкорковые центры и включится ли в него симпатическая нервная система.

Таким образом, если нельзя свести физиологию эмоций исключительно к деятельности подкорковых центров, симпатической нервной системы и к периферическим реакциям, которые ею вызываются, то нельзя и исключить их из физиологии эмоций.

Роль периферических реакций в эмоциональном процессе особенно подчеркнули У. Джемс (1894) и К. Ланге (1895), которые построили на этой основе всю свою психологическую теорию эмоций.

У. Джемс следующим образом резюмирует свою теорию: «Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта; осознание нами этого возбуждения и есть эмоция. Обыкновенно принято выражаться следующим образом: мы потеряли состояние, огорчены и плачем, мы повстречались с медведем, испуганы и обращаемся в бегство, мы оскорблены врагом, приведены в ярость и наносим ему удар. Согласно защищаемой мной гипотезе порядок этих событий должен быть несколько иным: именно, первое душевное состояние не сменяется немедленно вторым; между ними должны находиться телесные проявления, и потому наиболее рационально выражаться следующим образом: мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьём другого, боимся, потому что дрожим, а не говорить: мы плачем, бьём, дрожим, потому что опечалены, приведены в ярость, испуганы. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме своей чисто познавательным актом, бледным, лишённым колорита и эмоциональной «теплоты». Мы в таком случае могли бы видеть медведя и решить, что всего лучше обратиться в бегство, могли бы нанести оскорбление и найти справедливым отразить удар, но мы не ощущали бы при этом страха или негодования».

Основной смысл этих парадоксально звучащих утверждений заключается в том, что эмоции обусловлены исключительно периферическими изменениями: внешние впечатления чисторефлекторно, минуя высшие центры, с которыми связаны процессы сознания, вызывают ряд изменений в организме; эти изменения обычно рассматриваются как следствие или выражение эмоций, между тем как по У. Джемсу лишь последующее осознание этих органических изменений, обусловленное их последующей проекцией на кору, и составляет эмоцию. Эмоция, таким образом, отожествляется с осознанием органических изменений.

Аналогичную точку зрения развил К. Ланге в своей «сосудо-двигательной теории» эмоций. Эмоции-аффекты, по К. Ланге, определяются состоянием иннервации и шириной сосудов, которые наблюдаются при этих эмоциях.

Анализируя, например, грусть, К. Ланге говорит: «Устраните усталость и вялость мускулов, пусть кровь прильёт к коже и мозгу, появится лёгкость в членах, и от грусти ничего не останется». Для К. Ланге, таким образом, эмоция - это осознание происходящих в организме сосудо-двигательных (вазо-моторных) изменений и их последствий. Теория К. Ланге, таким образом, принципиально однородна с теорией Джемса. Поэтому обычно их объединяют и говорят о теории эмоций Джемса-Ланге. Но Джемс, не сужая так, как К. Ланге, физиологические основы эмоций, вместе с тем значительно более чётко поставил основной вопрос о периферической или центральной обусловленности эмоций. Вокруг этой проблемы сосредоточилась в дальнейшем экспериментальная работа.

Теория эмоций Джемса-Ланге правильно отметила существенную роль, которую играют в эмоциях органические изменения периферического характера. Действительно, без вегетативных, висцеральных реакций нет эмоций. Они являются не только внешним выражением эмоций, но и образуют существенный их компонент. Если выключить все периферические органические изменения, которые обычно имеют место при страхе, то останется скорее мысль об опасности, чем чувство страха; в этом У. Джемс прав. Но теория Джемса-Ланге совершенно ошибочно свела эмоции исключительно к периферическим реакциям и в связи с этим превратила сознательные процессы центрального характера лишь во вторичный, следующий за эмоцией, но не включающийся в неё и её не определяющий акт. Современная физиология эмоций показала, что эмоции не сводимы к одним лишь периферическим реакциям. В эмоциональных процессах участвуют в теснейшем взаимодействии как периферические, так и центральные факторы. Психология не может этого не учесть.

8.1. Определение эмоций

Определение эмоции вызывает определенные трудности, так как почувствовать эмоцию можно только интроспективно. Общепринятого определения нет. Поэтому приводим несколько определений.
Эмоции - одна из важнейших сторон психических процессов, которая характеризует переживание человеком действительности, его отношение к окружающему миру и к самому себе, это одна из форм отражения объективной действительности, при которой доминирует активный субъективный характер процесса.
Более конкретным определением является следующее. Эмоция - специфическое состояние психической сферы, одна из форм поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная как определенными мотивами, потребностями организма, так и уровнем их удовлетворения. Эмоции - рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности. Субъективность эмоций проявляется в переживании человеком его отношения к окружающей действительности. По словам П.К.Анохина, эмоциональное состояние характеризуется ярко выраженной субъективной окраской и охватывает все виды ощущений и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального ощущения жизни.

8.2. Классификация эмоций

Различают эмоции:
1) Простые и сложные. Сложные, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей называются чувствами, свойственны только человеку.
2) Низшие (наиболее элементарные, связанные с органическими потребностями животных и человека) подразделяющиеся на гомеостатические и инстинктивные, и высшие (связанные с удовлетворением социальных потребностей - интеллектуальных, моральных, эстетических и др.).
3) Стенические (вызывающие активную деятельность) и астенические (снижающие активность).
4) Настроения, страсти, аффекты (по длительности и степени выраженности).
5) Положительные и отрицательные (вызванные удовлетворением или неудовлетворением потребности).
Основу мотивационной системы человеческого существования составляют 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

8.3. Функциональная организация эмоций

Каждая эмоция включает в себя два различных компонента: эмоциональное переживание (субъективное состояние) и эмоциональное выражение - процесс сомато-вегетативных изменений, именно поэтому их можно изучать объективно. К этим изменениям относятся изменения кожно-гальванической реакции, артериального давления, частоты сердечных сокращений, дыхания, ЭКГ, ЭЭГ (тета-ритм), мышечного напряжения, секреции слюны, мигания, движения глаз, диаметра зрачка, моторики желудка и кишок, эндокринных функций, тремор мышц и пр. Возможно некоторое разобщение этих компонентов, например, на театральной сцене, когда бурные мимические и вегетативные реакции, свойственные симптомам плача или смеха, могут протекать без соответствующих субъективных ощущений.
У животных об эмоциях судят по внешним проявлениям, которые генетически закреплены у каждого вида и определяются позой, характерным сокращением мышц, состоянием шерсти, положением хвоста, ушей и т.п.

8.4. Биологическое значение эмоций

Биологический смысл эмоционально-выразительных реакций - информационный, он состоит в том, что они служат тонким индикатором состояния организма, и в передаче сигналов различного рода на расстоянии для других особей данного и других видов (феномен эмоционального резонанса). Следовательно, "эмоциональное выражение" закрепилось в процессе эволюции как одна из форм сигнальной деятельности и одновременно - как способ приспособления к изменениям окружающей среды. Двигательные, вегетативные и эндокринные компоненты эмоций служат, с одной стороны, познавательным процессам, а с другой - влияют на сами эмоции по принципу обратной связи.
В настоящее время есть две теории, объясняющие их значение.

8.4.1. Биологическая теория П.К.Анохина

По биологической теории П.К.Анохина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство быстрой оценки потребностей и их удовлетворения в соответствующей ситуации. Если параметры достигнутого результата действия соответствуют свойствам акцептора результатов действия, возникает положительная эмоция, если нет - отрицательная.

8.4.2. Потребностно-информационная теория П.В.Симонова

Потребностно-информационная теория П.В.Симонова рассматривает эмоцию как отражение мозгом качества и величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.
Существует определенный оптимум мотивации , порожденной потребностью, за пределами которой возникает эмоциональное поведение. То есть эмоциональная реакция возникает лишь тогда, когда мотивация становится достаточно сильной. Однако, если мотивация слишком сильна, адаптационный характер эмоционального поведения полностью утрачивается, развивается лишь эмоциональная реакция.
Кроме этого, для возникновения эмоций важны новизна, необычность и внезапность ситуации. Если человек не подготовлен ко встрече с данными условиями, он не находит возможности для удовлетворения имеющихся потребностей, развивается эмоция. Чем ограниченнее у него система приобретенного опыта по удовлетворению потребностей в данной ситуации (особенно в детстве), тем больше эмоций он испытывает.
Информационная природа эмоции выражена П.В.Симоновым в следующей форме:

Э = - П (Н-С),

где Э - эмоция (определенная количественная характеристика эмоционального состояния организма, обычно выражаемая важными функциональными параметрами физиологических систем организма, например, частота сердечных сокращений, дыхания, артериальное давление, уровень адреналина в организме и т.д.);
П - жизненно важная потребность организма, направленная на выживание индивида и продолжение рода, у человека - определяемая еще и социальными мотивами;
Н - информация, необходимая для удовлетворения потребности; С - информация, существующая о возможности удовлетворения потребности.
Отрицательная эмоция возникает, когда Н > С, и напротив, положительная эмоция ожидается, когда Н < С.
Далее Г.И.Косицкий предложил оценивать величину эмоционального напряжения по формуле:

СН = Ц (ИнВнЭн - ИсВсЭс),

где СН - состояние эмоционального напряжения;
Ц - цель;
ИнВнЭн - необходимые информация, время, энергия;
ИсВсЭс - существующие у организма информация, время, энергия.
Первая стадия напряжения (СН I) - характеризуется положительным эмоциональным состоянием, обостренным вниманием, мобилизацией активности, повышением работоспособности. При этом повышаются функциональные возможности организма.
Вторая стадия напряжения (СН II) - характеризуется максимальным увеличением энергетических ресурсов организма, повышением частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, - это стеническая отрицательная эмоциональная реакция, имеющая внешнее выражение в форме ярости и гнева.
Третья стадия напряжения (СН III) - астеническая отрицательная реакция, характеризующаяся истощением ресурсов организма и находящая выражение в состоянии ужаса, страха, тоски.
Четвертая стадия напряжения (СН IV) - стадия невроза. Ослабление деятельности систем положительного подкрепления или усиление деятельности отрицательного подкрепления приводит к гипотимии - депрессивному состоянию с проявлением тревоги, страха, апатии, нарушением работы внутренних органов.
Гипертимии - повышенное настроение.
В основе нарушений эмоциональной сферы - генетические факторы и отклонения в балансе нейромедиаторов - моноаминергических систем организма.

8.5. Функции эмоций

Рассмотрение биологического значения эмоций позволяет выделить следующие функции эмоций.
1. Отражательно-оценочная функция , так как эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретен­ного индивидуального опыта.
2. Регуляторные функции . К ним относится целый комплекс: 1) переключающая функция, 2) подкрепляющая, 3) компенсаторная (замещающая) функции.
Переключающая функция. Эмоция есть активное состояние специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации (отрицательная эмоция) или максимизации (положительная) этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная - об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе.
Переключающая функция особенно ярко проявляется в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Например, в борьбе между инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать этическим нормам субъект переживает борьбу между страхом и чувством долга и стыдом.
Подкрепляющая функция - частная разновидность переключающей функции. Эта функция состоит в облегчении (при положительных эмоциях) и затруднении (при отрицательных) в образовании условных рефлексов (особенно инструментальных).
Компенсаторная (замещающая) функция эмоций состоит в том, что эмоциональное напряжение обеспечивает гипермобилизацию вегетативных функций организма в процессе поведенческого акта. Целесообразность этой избыточности мобилизации ресурсов закреплена в процессе естественного отбора с целью обеспечить лучшим образом напряженную деятельность организма (например, в борьбе или бегстве).

8.6. Происхождение эмоций

8.6.1. Периферическая теория

По одной из первых теорий эмоции (в конце XIX века), "периферической теории" Джеймса-Ланге, эмоции возникают как отражение, осознание изменений в работе внутренних органов, особенно кровообращения, и мышц (человек печален потому, что он плачет, испытывает ярость или страх потому, что бьет другого или дрожит).

8.6.2. Центральная теория

Периферическую теорию опроверг Ч.Шеррингтон, противопоставив ей центральную теорию происхождения эмоций. При перерезке блуждающих нервов и спинного мозга, устранявших сигналы от внутренних органов, эмоции не исчезали. Оказалось, что при разных, противоположных эмоциях вегетативные реакции однонаправлены.
Центральная теория подтверждена впоследствии многими другими.
Установлена связь эмоций с кортико-таламо-лимбико-ретикулярными структурами мозга (Бехтерев, Кеннон, Барт, Линдсли, Пайпец и др.). Так, при раздражении ядер миндалины у человека возникают состояния страха, гнева, ярости, иногда - удовольствия. Стимуляция перегородки, как правило, сопровождается эйфорией, наслаждением, сексуальным возбуждением, общим подъемом настроения. При раздражении переднего и заднего отделов гипоталамуса наблюдаются реакции тревоги и ярости, а при стимуляции среднего отдела - реакции гнева и сексуального возбуждения. Декортицированные кошки не способны к целенаправленному эмоционально-приспособительному поведению. Поражение лобных долей у человека ведет к эмоциональной тупости или растормаживанию низших эмоций и влечений и подавлению эмоций высшего типа, связанных с целенаправленной деятельностью, социальными отношениями и творчеством. Конкретные эмоции нельзя связать с функцией ограниченного круга мозговых структур, так как каждая из них имеет отношение и к положительным, и к отрицательным эмоциональным состояниям.
Таким образом, в настоящее время не существует единой общепринятой научной теории эмоций, а также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоции возникают и каков их нервный субстрат. Возможно, в развитии и дифференцировке эмоций участвуют все структуры лимбической системы, гипоталамус, лимбическая область среднего мозга и лобные области коры. В пользу этого свидетельствует тот факт, что при опухолях и воспалительных заболеваниях этих структур эмоциональное поведение больного изменяется. С другой стороны, осторожное стереотаксическое разрушение небольших их участков может привести к улучшению состояния больных или излечению больных, страдающих такими невыносимыми и не поддающимися консервативному лечению психическими страданиями, как обсессивный невроз, ненасытное половое влечение, депрессия и т.д. (удаляют переднюю часть поясной извилины, пояс, свод, пути от лобных долей коры и ядра таламуса, гипоталамуса и миндалины).
Развитие физиологии показало правильность центрального происхождения эмоций. Однако необходимо указать, что в порядке обратной афферентации периферические стимулы влияют на эмоциональную сферу . Например, нарушение кровообращения миокарда при спазме коронарных сосудов часто сопровождается страхом смерти.

8.6.3. Понятие об эмоциогенных зонах мозга

В подтверждение правильности центральной теории обнаружены эмоциогенные зоны мозга в связи с открытием Дж.Олдсом и П.Милнером феномена внутримозгового самораздражения. Крысы получали возможность, нажимая на педали, замыкать цепь тока и таким образом стимулировать через вживленные электроды различные отделы мозга. Если электрод располагался в положительной эмоциональной структуре - в области медиального пучка переднего мозга (зоны "удовольствия", "награды", "поощрения"), то самораздражение многократно повторялось (до 7000 в 1 час), при этом в течение уже нескольких минут вырабатывались инструментальные условные рефлексы. Наоборот, если электрод был вживлен в зоны "наказания" (перивентрикулярные отделы промежуточного и среднего мозга), то животное всячески избегало его раздражения. "Зоны награды" находятся в тесном соседстве с мотивационными структурами мозга, раздражение которых вызывает возникновение той или иной потребности, например, голода или жажды, а затем - поведения, направленного на ее удовлетворение. При увеличении силы раздражения животные переходили к реализации самораздражения. Мотивационные "точки" могут совпадать с эмоциогенными и могут с ними различаться. Организму свойственно единство мотивационно-эмоционального поведения, развившегося в онтогенезе как результат формирования сложных условно-рефлекторных стереотипных реакций, наиболее целесообразных для приспособления в конкретной обстановке.

8.6.4. Роль моноаминергических систем мозга

Моноаминергические системы - норадренергическая (расположенная отдельными группами в продолговатом мозгу и мосту, особенно в голубом пятне), дофаминергическая (локализующаяся в среднем мозгу - латеральная область черной субстанции) и серотонинергическая (ядра срединного шва продолговатого мозга) - участвуют в общей регуляции поведения человека и животных, иннервируя практически все отделы мозга в составе медиального пучка переднего мозга.
Оказалось, что участки самораздражения мозга практически полностью совпадают с зонами иннервации катехоламинергических нейронов. Нередко зоны "вознаграждения" совпадают с расположением моноаминергических нейронов. Перерезка медиального пучка переднего мозга или химическое разрушение катехоламинергических нейронов приводит либо к ослаблению, либо к исчезновению самораздражения. Не исключено, что в этих феноменах катехоламины играют роль не медиаторов, а нейромодуляторов. Изучение влияния психотропных средств на больных психическими заболеваниями показали, что в случаях состояния тревоги, напряженности и раздражительности их лечебное действие опосредуется снижением метаболизма серотонина, в случае шизофрении (1% населения) - блокадой дофаминчувствительных рецепторов, а в случае депрессий различного происхождения (15-30% населения) - через потенцирование синаптического действия норадреналина и серотонина.

8.7. Эмоциональный стресс и его значение в развитии соматических заболеваний и неврозов

Эмоциональный стресс - состояние, к которому приводит ситуация, характеризующаяся конфликтом между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Эмоциональный стресс имеет приспособительное значение - мобилизации защитных сил, направленных на преодоление конфликта. Невозможность его разрешения приводит к длительному застойному эмоциональному возбуждению, проявляющемуся в нарушении мотивационно-эмоциональной сферы и в различных соматических заболеваниях: ишемической болезни сердца, гипертензии, язвообразовании, дисфункции эндокринной системы.Происходят также глубокие изменения баланса нейромедиаторов и нейропептидов.
У человека эмоциональный стресс чаще всего развивается в результате социальных конфликтов, что можно моделировать на животных. Так, у изолированного вожака обезьян, способного наблюдать, как меняются иерархические изменения в отношениях между ранее подчинявшимися ему животными, развивается гипертензия и инфаркт миокарда. На животных чистых генетических линий показано, что степень устойчивости к стрессам у них различна и определяется генотипом. Устойчивые к стрессу (линии Вистар) на раздражение отрицательных эмоциогенных зон отвечают прессорно-депрессорными реакциями, тогда как неустойчивые (линии Август) - только прессорными реакциями.
Оказалось, что эмоциональный стресс играет важнейшую роль в развитии неврозов - переходных функциональных заболеваний психо­генной природы: истерии, навязчивых состояний и неврастении. Их возникновение и форма неврозов определяются взаимодействием психотравмирующих ситуаций и исходными характеристиками личности.
И.П.Павлов исследовал и ввел понятие экспериментальных неврозов. Он сделал вывод, что они возникают в зависимости от силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Эти параметры затем легли в основу классификации ВНД Павлова. Легче всего неврозы возникают при слабости и неуравновешенности этих процессов. Т.о., Павлов рассматривал неврозы как следствие слабости нервной системы.
Современные исследования показали, что неврозы, несмотря на их функциональный характер, связаны с реактивными и дегенеративными изменениями в структурах головного мозга эмоциогенного характера (ретикулярной формации, лимбической системы, лобных отделов коры), с нарушением баланса катехоламинов и ацетилхолина в крови, расстройствами эмоциональной памяти. В частности, в основе алкоголизма и наркомании и других фобий лежит утрата эмоциональной памяти.
Устойчивость к эмоциональному стрессу определяется как генотипом, так и фенотипом. Так, повышение неустойчивости к невротизирующим стимулам происходит при раннем изолировании ребенка (как и детенышей животных) от матери или других особей в его окружении. Чем больше ребенок получает телесной ласки, непосредственного контакта со взрослыми (объятия, содержание его на руках, нередко и сон с родителями), тем более оптимально развивается его мотивационно-эмоциональная сфера с момента рождения и тем выше резистентность к эмоциональному стрессу впоследствии.

Физиологическая природа эмоций

Вот вам и эволюция человеческого мозга. Женщина XXI века все реже плачет от несчастной любви, предпочитая мимолетные связи. Мужчину же травмирует просмотр фильма или отказ во взаимности. Что это? Новые реалии мышления или закономерное проявление чувств?

Люди абсолютно разные в своих эмоциях, и гендерные различия не играют в этом важной роли, особенно в наше время. Ответственность за это лежит на феминистках. Борьба за равноправие выработала у женщин иммунитет к проявлению эмоций, вызванных любовными переживаниями и сентиментальными сценами. Женщина перестает испытывать свойственные ей от рождения эмоции. Зато мужчины становятся более уязвимыми. Разговоры о дискриминации все чаще слышны именно от представителей сильного пола, что выводит их на еще большие эмоции.

В принципе, всем людям свойственно смеяться над смешным и плакать от горя. Однако существуют и запрограммированные эмоции, которые не контролируются разумом. Например, слезы радости. Это явление характерно даже для сильных мужчин. Перекачанный кикбоксер не сможет сдержать слез при первом взгляде на своего ребенка. А вот для женщин проще простого найти радостный повод для слез.

Вот пример влияния социальных факторов на чувственную природу человека. Воспитание не позволит английской леди с умилением смотреть «мыльные» сериалы, от этого будет страдать ее восприятие прекрасного. Зато провинциальный парень отныне не страдает от скромности, ведь он - «реальный пацан», о котором снимают телевизионные сериалы. Такова наша реальность.

Есть еще одна интересная точка зрения. Уильям Джеймс писал, что следует разделять эмоции и инстинкты. Что такое эмоция? Психический порыв, направленный на чувства. Иначе говоря, эмоция заставляет чувствовать. Инстинкт же вызывает стремление к активному действию, особенно при наличии объекта. Теперь попробуем догадаться, для кого из рода человеческого характерны чувства, а для кого - действенное восприятие? Именно… Вот тогда все становится на свои места. Женщина из-за обилия нервных волокон в мозговой структуре более эмоциональна, а мужчина живет инстинктами, допускаемыми современными нравами. Опять-таки все это происходит в силу особенностей мышления. В наше время тенденция к проявлению мужской эмоциональности возросла. Может ли это означать, что мозг человека эволюционировал именно таким образом? Вполне. Не будем развивать мысль дальше, рискуя нарваться на гневные восклицания.

Эмоции остаются неизменными на протяжении многих веков. Гнев, ненависть, страх, радость, печаль, стыд… Бесконечность человеческих чувств. Проявление эмоций циклично. Гнев сменяется радостью, радость приводит к раздумьям, которые порождают печаль. Печальные мысли вырабатывают чувство страха, страх приводит к гневу, и цепочка повторяется вновь. Но это жизненный цикл, и его можно прервать, получив незапланированный запас позитива или наоборот. Намного сложнее контролировать минутные эмоции, ведь чувства не всегда подвластны разуму.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Любить без условий, растить без усилий автора Некрасовы Заряна и Нина

Природа запретов Вообще-то слово «нет» как и частичка «не» очень коварны, они обладают одним странным свойством. Эти слова или пролетают мимо ушей, или, наоборот, ребёнок воспринимает наше «не» как прямой приказ – и НЕ делает того, о чём просит взрослый.Например, посылаете

автора Теплов Б. М.

§29. Ассоциации и их физиологическая основа Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определённой связи друг с другом. Без установления тех или других связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение.Что

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§52. Физиологическая основа чувств У человека, как мы знаем, в основе всех психических процессов лежат нервные процессы, протекающие в коре больших полушарий. Чем же с физиологической стороны отличается чувство от других психических процессов?Всякий психический процесс

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

СТАДИЯ ПЕРВИЧНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ: ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ К ОБЪЕКТНЫМ ОТНОШЕНИЯМ Большинство исследователей согласны с тем, что мы рождаемся подготовленными для участия во взаимодействии. Сандлер (1975) концептуально описывает это взаимодействие как часть биологически

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для

автора

Природа восприятия Все филогенетическое развитие чувствительности свидетельствует о том, что определяющим в процессе развития чувствительности по отношению к тому или иному раздражителю является его биологическая значимость, т. е. связь с жизнедеятельностью, с

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Природа воображения Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Природа мышления Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.Отправляясь от того, что дано в

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

5. Природа СЧВ. Одной из основных работ о психоаналитическом подходе к проблеме телепатии является глава XXX "Вводных лекций по психоанализу" Фрейда (Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis), под названием "Сновидения и оккультизм" (см. русский перевод: Фрейд 3. Введение в психоанализ:

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

Природа перемен Когда я была в первом классе, почти в середине учебного года моя семья переехала и я оказалась в новой школе. Все там было незнакомо - и учительница, и ученики, и материал. Самое ужасное было именно последнее - незнакомый материал. В освоении школьной

Из книги Этот слабый сильный пол автора Толстая Наталья

Измена налицо, и он утверждает, что имела место чисто физиологическая неверность Нужно убедиться, что всей этой истории пришел конец. Это обязательно. От этого зависит дальнейшая тактика поведения.Если ты точно знаешь, что измена была лишь однажды, то можешь принять его

Из книги Исцеляющая сила эмоций автора Падус Эмрика

Из книги Иметь или быть? автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Мигрень автора Сакс Оливер

11 Физиологическая организация мигрени Двадцать четыре буквы не способны составить большее разнообразие слов на всевозможных языках, чем разнообразие симптомов, производимое меланхолией у нескольких пациентов. Эти симптомы нерегулярны, темны, разнообразны,

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Природа света Чтобы полнее понять, что нас ведет и направляет, давайте подумаем о свойствах «параллельных миров», как они проявляются в мире, описываемом квантовой механикой. Неплохим отправным пунктом могут быть свойства света. Возможно, вы знаете, что в физике, свет

Из книги Ум человека автора Торсунов Олег Геннадьевич