График функций y k x. Линейная функция

1. Если переменная у пропорциональна переменной х, то эта зависимость выражается формулой где - коэффициент пропорциональности. График этой функции мы рассмотрели в § 2.

2. Если переменная у обратно пропорциональна переменной х, то эта зависимость выражается формулой где коэффициент обратной пропорциональности.

3. Область определения функции есть множество всех чисел, отличных от нуля, т. е.

4. Графиком обратной пропорциональности является кривая, состоящая из двух ветвей, симметричных относительно начала координат. Такая кривая называется гиперболой (рис. 35). Если то ветви гиперболы расположены в I и III координатных четвертях; если же , то во II и IV координатных четвертях.

5. Заметим, что гипербола не имеет общих точек с осями координат, а лишь сколь угодно близко к ним приближается (объясните почему).

УПРАЖНЕНИЯ С РЕШЕНИЯМИ

Построить график функции:

Решение. 1) Для построения графика данной функции, часто встречающейся на практике, установим сначала некоторые ее свойства.

а) Функция определена при всех действительных При функция не определена (делить на нуль нельзя!). Таким образом, область определения функции состоит из двух промежутков:

б) Функция нечетная, так как Следовательно, ее график симметричен относительно начала координат. Поэтому достаточно рассмотреть данную функцию только для

в) При функция убывает. Действительно, пусть тогда

График функции построен на рисунке 35. Эта кривая называется гиперболой. Она состоит из двух ветвей, расположенных в I и III координатных четвертях.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательные
  • : сформулировать определение обратной пропорциональности, ее области определения; научить строить график функции y= k/x опираясь на свойства функции; сформировать чёткое представление о различиях свойств и расположения графика функции при различных значениях k; научить находить значение функции и аргумента по формуле У= k/x.

  • Развивающие : совершенствовать умения логически мыслить и выражать свои мысли вслух; стимулировать познавательную деятельность учащихся постановкой проблемного задания, оценкой и поощрением; способствовать развитию находчивости, сообразительности.
  • Воспитательные
  • : воспитывать у учащихся стремление к совершенствованию своих знаний; воспитывать интерес к предмету.

    Оборудование:

    • проектор, компьютер; раздаточный материал для устного счета.
    • Презентация к уроку.

    ХОД УРОКА

    План урока.

    1. Вступительное слово учителя.
    2. Повторение ранее изученного материала.
    3. Изучение нового материала.
    4. Историческая справка.
    5. Исследование функции. Свойства графиков (работа в парах).
    6. Обсуждение графиков (фронтальная работа).
    7. Самостоятельная работа на построение графиков функции.
    8. Закрепление изученного материала.

    I. Актуализация опорных знаний.

    Приветствие учителя.

    (На столах учеников лежат картинки. Учитель просит показать своё настроение в начале урока)

    Учитель: На уроках мы с Вами говорили о том, что весь реальный мир состоит из множества тел. Эти тела в любой момент времени взаимодействуют друг с другом на различных уровнях: химическом, физическом, информационном и т.д. (демонстрируется слайд5) Например, на уроках физики Вы изучаете “зависимость силы тока от сопротивления”, “зависимость давления газа от объема”; из жизни мы знаем о “ зависимости радиуса колеса и число совершаемых им оборотов на определенном отрезке пути” и с этой зависимостью мы встречаемся на уроках математики и т.д. Умение анализировать эти взаимодействия или зависимости сделает Вас успешными в своей деятельности!

    Вы знаете, что эти величины пропорциональны

    Пропорциональность - такая зависимость между величинами, при которой увеличение одной из них влечет за собой изменение во столько же раз другой величины.

    Зависимость одной переменной от другой называется функцией. До сих пор Вы изучили функции y = kx + b; y = , y = x 2 . Сегодня мы продолжим изучение функций. Запишите тему урока (демонстрируется слайд 2).

    2. Повторение изученного материала.

    1. Как называются функции, задаваемые формулами:

    а) у=2х+3; б) у = -1/2х+4; в) у=2х; г) у =-3х; д) у = х?

    2. Что представляет собой их график? Как он расположен? Укажите область определения и область значения каждой из этих функций.

    3. На рисунке изображен график функции у = f(x) на отрезке [- 3; 2].

    • Укажите наибольшее значение функции.
    • Укажите промежуток, в котором функция возрастает.
    • Найдите промежуток, в котором функция принимает отрицательные значения.

    3. Изучение нового материала.

    Учитель: Итак, сегодня мы изучаем функцию у =k/x .

    Обратной пропорциональностью называется функция, которую можно задавать формулой вида у=k/x.

    где у – зависимая переменная,

    х – независимая переменная,

    k – не равное нулю число.

    Областью определения функции является множество всех чисел, отличных от нуля.

    Областью значений функции является множество всех чисел, отличных от нуля.

    Вопрос: Как вы считаете, глядя на аналитическую запись функции, можно сказать о том, какие значения х допустимы? (Да, х0 )

    Так как выражение у =k/x имеет смысл при всех х не равных 0.

    Решение задач на обратную зависимость.

    1. Как связаны между собой х и у?
    2. Как записать каждую зависимость в виде функции?
    3. Что общего и в чем различие этих формул?
    4. Составить функцию, которая является обобщением рассмотренных зависимостей. (Учащиеся с помощью учителя составляют формулу)

    Учитель: В явлениях природы, в человеческой деятельности часто встречаются обратно пропорциональные зависимости между двумя величинами.

    Как графиком можно представить эту зависимость?

    График обратно пропорциональной функции называется гипербола .

    4. Историческая справка (демонстрируется слайд 10).

    5. Исследование функции на примере зависимости у=12/х.

    (Cоставление памятки построения графика функции)

    Построение графика функции (все учащиеся строят в своих тетрадях, один на доске).

    • определите область определения функции;
    • определите область значения функции;
    • определите промежутки убывания (возрастания) функции;
    • определите наибольшее (наименьшее) значение функции;
    • определите точку разрыва функции

    Схема исследования функций.

    1) Область определения функции (множество значений переменной х, при которой функция существует) или (проекция функции на ось ОХ).

    2) Значения переменной х , при которой у > 0; у < 0.

    3) Промежутки возрастания и убывания функции.

    4) у наименьшее (при каких х функция принимает наименьшее значение).

    у наибольшее (при каких х функция принимает наибольшее значение).

    5) Прерывная или непрерывная функция.

    6) Область значения функции (множество значений у, при которых функция существует) или (проекция функции на ось ОУ).

    Учитель: Проведем анализ графика (демонстрируется слайд 14).

    Графиком функции является гипербола.

    Гипербола состоит из двух веток.

    Вопрос: Скажите, вы встречали где-нибудь это слово раньше? (Да, в русском языке: гипербола – слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа, например “…я сказал тебе сто раз…” (демонстрируются слайды 18,19, 20).

    Посмотрите на график и скажите, пересекает ли он прямую ОХ? (Нет) ОУ? (Нет) . Эти прямые называются асимптоты графика.

    Посмотрите на график и скажите, имеет ли гипербола центр симметрии? (Точка (0;0)) Ось симметрии? (Прямые у = х; у = - х)

    Учитель: Исследовательская работа в парах.

    Задание. Построить график функции и описать свойства.

    (Учащиеся выполняют задания в парах, после выполнения самопроверка (слайд 13)).

    Учитель: Что произошло с графиком функции, при изменении коэффициента?

    Учитель: Вернёмся к графикам, которые вы получили.

    На какие две группы можно разделить эти графики, чем отличаются эти группы? (Эти группы располагаются в разных четвертях)

    От чего зависит расположение графиков? (Расположение графика зависит от знака коэффициента обратной пропорциональности)

    Первичное закрепление: самостоятельная работа обучающего характера(демонстрируется слайд 15).

    Проверка по окончанию урока.

    Итог урока.

    • Что является графиком функции у = к/х?
    • В каких координатных четвертях расположен график функции?
    • Какова область определения функции?
    • Какими свойствами обладает график функции обратной пропорциональной зависимости?
    • Как называется график обратно пропорциональной функции?
    • Из чего состоит гипербола?

    (Устно). Слайд 18.

    Перечислите свойства функции.

    Задание на дом.

    • Изучить п.8.
    • Решить №172, №179, №183.
    • Подготовить сообщения на тему “Применение функции в различных областях науки и в литературе”.

    Рефлексия.

    • Покажите свое настроение с помощью картинок на вашем столе.
    • Сегодня урок мне.
    • Мне понравилось.
    • Мне не понравилось.
    • Материал урока я (понял, не понял).
    • Мне хотелось бы.

    Линейной функцией называется функция вида y = kx + b , заданная на множестве всех действительных чисел. Здесь k – угловой коэффициент (действительное число), b свободный член (действительное число), x – независимая переменная.

    В частном случае, если k = 0 , получим постоянную функцию y = b , график которой есть прямая, параллельная оси Ox, проходящая через точку с координатами (0; b) .

    Если b = 0 , то получим функцию y = kx , которая является прямой пропорциональностью.

    b длина отрезка , который отсекает прямая по оси Oy, считая от начала координат.

    Геометрический смысл коэффициента k угол наклона прямой к положительному направлению оси Ox, считается против часовой стрелки.

    Свойства линейной функции:

    1) Область определения линейной функции есть вся вещественная ось;

    2) Если k ≠ 0 , то область значений линейной функции есть вся вещественная ось. Если k = 0 , то область значений линейной функции состоит из числа b ;

    3) Четность и нечетность линейной функции зависят от значений коэффициентов k и b .

    a) b ≠ 0, k = 0, следовательно, y = b – четная;

    b) b = 0, k ≠ 0, следовательно y = kx – нечетная;

    c) b ≠ 0, k ≠ 0, следовательно y = kx + b – функция общего вида;

    d) b = 0, k = 0, следовательно y = 0 – как четная, так и нечетная функция.

    4) Свойством периодичности линейная функция не обладает;

    5) Точки пересечения с осями координат:

    Ox: y = kx + b = 0, x = -b/k , следовательно (-b/k; 0) – точка пересечения с осью абсцисс.

    Oy: y = 0k + b = b , следовательно (0; b) – точка пересечения с осью ординат.

    Замечание.Если b = 0 и k = 0 , то функция y = 0 обращается в ноль при любом значении переменной х . Если b ≠ 0 и k = 0 , то функция y = b не обращается в ноль ни при каких значениях переменной х .

    6) Промежутки знакопостоянства зависят от коэффициента k.

    a) k > 0; kx + b > 0, kx > -b, x > -b/k.

    y = kx + b – положительна при x из (-b/k; +∞) ,

    y = kx + b – отрицательна при x из (-∞; -b/k) .

    b) k < 0; kx + b < 0, kx < -b, x < -b/k.

    y = kx + b – положительна при x из (-∞; -b/k) ,

    y = kx + b – отрицательна при x из (-b/k; +∞) .

    c) k = 0, b > 0; y = kx + b положительна на всей области определения,

    k = 0, b < 0; y = kx + b отрицательна на всей области определения.

    7) Промежутки монотонности линейной функции зависят от коэффициента k .

    k > 0 , следовательно y = kx + b возрастает на всей области определения,

    k < 0 , следовательно y = kx + b убывает на всей области определения.

    8) Графиком линейной функции является прямая. Для построения прямой достаточно знать две точки. Положение прямой на координатной плоскости зависит от значений коэффициентов k и b . Ниже приведена таблица, которая наглядно это иллюстрирует.

    Линейной функцией называется функция вида y=kx+b, где x-независимая переменная, k и b-любые числа.
    Графиком линейной функции является прямая.

    1. Чтобы постороить график функции, нам нужны координаты двух точек, принадлежащих графику функции. Чтобы их найти, нужно взять два значения х, подставить их в уравнение функции, и по ним вычислить соответствующие значения y.

    Например, чтобы построить график функции y= ⅓ x+2, удобно взять x=0 и x=3, тогда ординаты эти точек будут равны y=2 и y=3. Получим точки А(0;2) и В(3;3). Соединим их и получим график функции y= ⅓ x+2:

    2. В формуле y=kx+b число k называется коэффицентом пропорциональности:
    если k>0, то функция y=kx+b возрастает
    если k
    Коэффициент b показывает смещение графика функции вдоль оси OY:
    если b>0, то график функции y=kx+b получается из графика функцииy=kx сдвигом на b единиц вверх вдоль оси OY
    если b
    На рисунке ниже изображены графики функций y=2x+3; y= ½ x+3; y=x+3

    Заметим, что во всех этих функциях коэффициент k больше нуля, и функции являются возрастающими. Причем, чем больше значение k, тем больше угол наклона прямой к положительному направлению оси OX.

    Во всех функциях b=3 – и мы видим, что все графики пересекают ось OY в точке (0;3)

    Теперь рассмотрим графики функций y=-2x+3; y=- ½ x+3; y=-x+3

    На этот раз во всех функциях коэффициент k меньше нуля, и функции убывают. Коэффициент b=3, и графики также как в предыдущем случае пересекают ось OY в точке (0;3)

    Рассмотрим графики функций y=2x+3; y=2x; y=2x-3

    Теперь во всех уравнениях функций коэффициенты k равны 2. И мы получили три параллельные прямые.

    Но коэффициенты b различны, и эти графики пересекают ось OY в различных точках:
    График функции y=2x+3 (b=3) пересекает ось OY в точке (0;3)
    График функции y=2x (b=0) пересекает ось OY в точке (0;0) - начале координат.
    График функции y=2x-3 (b=-3) пересекает ось OY в точке (0;-3)

    Итак, если мы знаем знаки коэффициентов k и b, то можем сразу представить, как выглядит график функции y=kx+b.
    Если k 0

    Если k>0 и b>0 , то график функции y=kx+b имеет вид:

    Если k>0 и b , то график функции y=kx+b имеет вид:

    Если k, то график функции y=kx+b имеет вид:

    Если k=0 , то функция y=kx+b превращается в функцию y=b и ее график имеет вид:

    Ординаты всех точек графика функции y=b равны b Если b=0 , то график функции y=kx (прямая пропорциональность) проходит через начало координат:

    3. Отдельно отметим график уравнения x=a. График этого уравнения представляет собой прямую линию, параллельую оси OY все точки которой имеют абсциссу x=a.

    Например, график уравнения x=3 выглядит так:
    Внимание! Уравнение x=a не является функцией, так одному значению аргумента соотвутствуют разные значения функции, что не соответствует определению функции.


    4. Условие параллельности двух прямых:

    График функции y=k 1 x+b 1 параллелен графику функции y=k 2 x+b 2 , если k 1 =k 2

    5. Условие перепендикулярности двух прямых:

    График функции y=k 1 x+b 1 перепендикулярен графику функции y=k 2 x+b 2 , если k 1 *k 2 =-1 или k 1 =-1/k 2

    6. Точки пересечения графика функции y=kx+b с осями координат.

    С осью ОY. Абсцисса любой точки, принадлежащей оси ОY равна нулю. Поэтому, чтобы найти точку пересечения с осью ОY нужно в уравнение функции вместо х подставить ноль. Получим y=b. То есть точка пересечения с осью OY имеет координаты (0;b).

    С осью ОХ: Ордината любой точки, принадлежащей оси ОХ равна нулю. Поэтому, чтобы найти точку пересечения с осью ОХ нужно в уравнение функции вместо y подставить ноль. Получим 0=kx+b. Отсюда x=-b/k. То есть точка пересечения с осью OX имеет координаты (-b/k;0):