Из чего складывается удовлетворенность жизнью. Удовлетворенность жизнью как форма субъективного переживания продуктивности жизнедеятельности

ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ НА ПРИМЕРЕ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Смолева Елена Олеговна
Институт социально-экономического развития территорий РАН
научный сотрудник


Аннотация
В статье представлены результаты социологического исследования удовлетворенности жизнью на примере населения Вологодской области. Большая часть населения Вологодской области удовлетворены своей жизнью (61%), неудовлетворенность отметили 17% респондентов. Выявлены факторы жизнедеятельности, которыми наиболее и наименее удовлетворены респонденты. Проведены данные анализа дифференциации удовлетворенности по социальным группам. Выявлены гендерные и возрастные различия удовлетворенности жизнь, различия в удовлетворенности различными сферами жизни городских и сельских жителей, представителей различных профессий.

THE STUDY OF LIFE SATISFACTIONTHE EXAMPLE OF THE VOLOGDA REGION

Smoleva Elena Olegovna
Institute of Socio- Economic Development of Territories of Russian Academy of Science
researcher


Abstract
The article presents the results of the survey of life satisfaction on the example of the Vo-logda region. Most of the population of the Vologda region are satisfied with their lives (61%), dissatisfaction noted 17% of respondents. The article presents the factors of life that are most and least satisfied respondents. The author has revealed differentiation in level of the life satisfaction of different social groups. The author has revealed gender and age differences in satisfaction with life, differences of urban and rural residents, representatives of various professions.

Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет поведение человека в различных сферах жизнедеятельности. Удовлетворенность жизнью «…отражает оценку человеком его жизни, где нет разрыва между существующим положением и тем, что представляется ему идеальной ситуацией, либо такой, которую он заслужил» .

Удовлетворенность жизнью является важным показателем «внутренней стабильности общества, уровня общественной поддержки деятельности властей и властных институтов в целом» .

Значимыми для удовлетворенности жизнью в целом являются такие факторы как: наличие близких социальных связей, удовлетворенность работой, здоровье, наличие свободного времени для досугового времяпрепровождения, личностные качества (самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни), положительные эмоции (хорошее настроение). Менее значимым является материальное обеспечение .

Задачами исследования явилось определение уровня и факторов удовлетворенности жизнью населения Вологодской области.

Методическая основа исследования –социологический опрос населения Вологодской области. Объем выборки – 1500 респондентов в возрасте старше 18 лет; ошибка выборки не превышает 5%.

По данным исследования, большая часть населения Вологодской области удовлетворены своей жизнью (61%), при этом полностью удовлетворены своей жизнью 12% от опрашиваемых, еще 49% скорее удовлетворены. Отметили неудовлетворенность 17%, из них только 3% высказались о полной неудовлетворенности своей жизнью.

Наименее удовлетворены респонденты обстановкой в стране (удовлетворены 44% опрошенных) и материальное положение (52%). К «благоприятным факторов» (индекс удовлетворенности которыми превышает 50%) относится семья, межличностные отношения, положение в обществе.

Наибольшую значимость для населения имеет материальное положения (индекс значимости 76%), семейное благополучие (74%), обстановка в стране (69%), социальный статус (68%) и работа (67%). Среди всех факторов наименьшее значение население придает «образу жизни» (индекс значимости 56%).

Удовлетворенность жизнью в целом у мужчин и женщин находится на одинаковом уровне. В равной степени мужчины и женщины удовлетворены сферой семейных и межличностных отношений, различными сторонами своей профессиональной деятельности: содержанием своей работы в целом, возможностью выбора места работы, отношениями с коллегами по работе, условиями своей профессиональной деятельности (учебы).

Мужчины более удовлетворены своим образом жизни в целом, своим положением в обществе, материальным положением, но менее удовлетворены своим образованием (рис. 1). Среди женщин очень низкий уровень удовлетворенности обстановкой в государстве.

Также более низкую удовлетворенность женщины демонстрируют в областях жизнеобеспечения и досуга: они менее довольны сферой услуг, бытового и медицинского обслуживания, повседневным проведением отдыха, досуга, возможностью проводить отпуск (рис. 2).

Молодежь до 30 лет мало удовлетворена своим положением в обществе, материальным положением, возможностями выбора места работы, проведения отпуска и досуга, своим образованием, современной обстановкой в обществе (рис. 3).


В то же время необходимо отметить и уменьшение с возрастом важности различных жизненных сфер. По мере старения снижается доля придающих значимость межличностному общению (отношения с друзьями важны для 92% опрашиваемой молодежи и 85% среди людей старше 55(60) лет) и сфере профессиональной деятельности.

Различия в удовлетворенности различными сферами жизни городских и сельских жителей Вологодской области значительны (64% опрошенных в городе против 53% на селе). Это можно объяснить различным социально-экономическим положением города и села. Сельские жители более недовольны жилищно-бытовыми условиями и сферой профессиональной деятельности (рис. 4).

Анализ дифференциации удовлетворенности жизнью представителей различных профессиональных групп выявил различия, обусловленные их статусом и материально-финансовым обеспечением. Более высокий процент удовлетворенных жизнью в целом среди руководителей государственных предприятий и работников органов управления (88% от опрашиваемых), военнослужащих (76%), предпринимателей (75%) и служащих (75%). Среди работающего населения меньше всего лиц, удовлетворенных жизнью, в среде работников сельского хозяйства (55%), торговли и сферы обслуживания (58%), представителей рабочих профессий (59%).

Среди лиц, не относящихся к категориям работников (студентов, пенсионеров, инвалидов и безработных) численность выражающих удовлетворенность жизнью, еще ниже: 55% среди пенсионеров, 41% среди безработных, 8% среди инвалидов. Низкие цифры складываются за счет недовольства обстановкой, сложившейся в профессиональной деятельности, материальном обеспечении. Для представителей этих категорий проблемным является выбор места работы – удовлетворены возможностью выбора от 8% (среди инвалидов) до 36% (среди студентов).

Проведенное исследование подтверждает актуальность изучаемой проблемы, так как исследование факторов, определяющих удовлетворенность жизнью, позволяет выделить «группы риска», в которые входят люди, нуждающиеся в помощи, направленной на повышение их субъективного благополучия.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

Р. М. Рахимгараева

В статье рассматривается проблема удовлетворенности студенческой молодежи жизнью. Показаны психологические факторы, обуславливающие разные уровни удовлетворенности жизнью, которые были получены эмпирическим исследованием.

Ключевые слова: ценность, счастье, удовлетворенность жизнью, психологические факторы удовлетворенности жизнью.

The article shows the problems of youth students ’ life satisfaction. The psychological factors, which were gotten by empirical research, are shown.

Key words: value, happiness, life satisfaction, psychological factors of life

Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытовой, экономический, политический. Эти переживания выступают значимым фактором не только состояния индивидуального сознания, но в сумме, и состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе.

Постоянная, полная и обоснованная удовлетвореность человека своей жизнью, ее условиями, наполненностью, достигаемым в ней раскрытием человеческих возможностей выступает в современном понимании в качестве идеала счастья.

Счастье по сути дела - междисциплинарный феномен. В историконаучной перспективе психология развивалась в контексте философского знания, где проблемы счастья нашли свое отражение в противоборстве двух основных этико-психологических концепций счастья - гедонизма

и эвдемонизма. В первой концепции наслаждение рассматривается как «высшая цель и главный стимул человеческого поведения» , а вторая признает «стремление к счастью критерием нравственности и основой поведения человека» . Индивидуально-психологически счастье предстает как переживание удовлетворенности жизнью, полноты бытия.

В различных исследованиях изучаются компоненты счастья и удовлетворенности жизнью. Например, в работе Л. В. Куликова выделены главные составляющие субъективного благополучия: физическое (телесное); материальное; психологическое (душевный комфорт); духовное.

М. Аргайл , анализируя различные исследования счастья, значимыми источниками его называет социальные взаимоотношения (любовь, брак, дружбу), работу и досуг, религиозность и др.

В нашей работе мы попытались выявить объективно-субъективные

факторы удовлетворенности жизнью. Для исследования удовлетворенности жизнью мы основывались на теории оптимизации Р. Х. Шакурова , в которой подчеркивается, что в наиболее генерализованной, глобальной форме смыслом жизни каждого является счастье. На психологическом уровне эта общая, генеральная потребность проявляется в четырех формах - стремлениях: 1) к экономии ресурсов, к удовлетворению потребностей с наименьшей тратой времени, энергии и средств; 2) к динамизации своей жизни, тяге к разнообразию впечатлений, движений, деятельности; 3) к ценностному восхождению, к удовлетворению своих потребностей на все более высоком уровне; 4) к закреплению, стабилизации жизни.

Проявляться данные стремления могут в разных сферах жизни (профессиональная, образование, любовь, семья, друзья, увлечения) и по отношению к разным ценностям (социальные контакты, материальное положение, саморазвитие, признание окружающих, здоровье).

Цель настоящей статьи - показать психологические факторы, обуславливающие разные уровни удовлетворенности жизнью студенчеством в их профессиональном становлении, полученные эмпирическим исследованием.

Исследовано 840 студентов, из них: 559 студентов очного отделения и 281 студент заочного отделения Казанского государственного технологического университета, Казанского государственного техническог университета им. А. Н. Туполева, Татар-

ского государственного гуманитарно-педагогического университета, и в том числе 524 девушки и 316 юношей в возрасте от 17 до 35 лет.

Для исследования удовлетворенности жизнью мы использовали «Тест диагностики удовлетворенности жизнью» А. Б. Белоусовой (ТДУЖ), который построен на основе рассмотренной выше концепции Р. Х. Шакурова.

Статистический анализ проведен с использованием программного пакета <^ТАТКТ1СА». Каждая из исследуемых групп - студенты очного и заочного отделений были разделены методом кластерного анализа на пять подгрупп по уровням удовлетворенности жизнью. Методом факторного анализа, в каждой из выделенных подгрупп были выявлены скрытые от непосредственного наблюдения факторы. Всем факторам, полученным на выборке студентов очного отделения, мы присвоили букву «О» (очное отделение), а факторам, полученным на выборке студентов заочного отделения, присвоили букву «З» (заочное отделение) (таб.1).

Таким образом, для студентов очного отделения удовлетворенность на очень высоком уровне связана с чувством социальной востребованности. У студентов этой подгруппы общий оптимистичный жизненный настрой, они стремятся к достижениям в социальной сфере, связанной с многочисленными коммуникативными контактами (например, участие в студенческом активе); добиваются учебных успехов, затрачивая адекватные их возможностям усилия, без больших энергетических, психоло-

Высокий уровень Очень высокий уровень Уровень

Таблица 1

Факторы удовлетворенности жизнью

Л р 1 -е Очное отделение Заочное отделение

Название фактора Обобщенный фактор Название фактора Обобщенный фактор

р о 12 св © О-1.1. - «социальные достижения» факторный вес - 2,26; факт. нагрузка - 4,12% Чувство социальной востребо- ванности кумулятивный вес - 5,60; кумулятивная факт. нагрузка - 35,04% З-1.1. - «стремление к радости» факторный вес - 2,97; факт. нагрузка - 19,79% Стремление к самореализации кумулятивный вес 7,27; кумулятивная факт. нагрузка - 48,44%

Фактор 2 О-1.2. - «экономический фактор» факторный вес - 1,74; факт. нагрузка - 10,89% З-1.2. - «самореализация в близких отношениях» факторный вес - 2,36; факт. нагрузка - 15,75%

ГО р о отк а Фа О-1.3. - «стремление к самореализации» факторный вес - 1,60; факт. нагрузка - 10,03% 3-1.3. - «стремление к независимости, самостоятельности» факторный вес - 1,93; факт. нагрузка - 12,89%

р о отк а Фа О-2.1. - «профессиональные перспективы» факторный вес - 2,08; факт. нагрузка - 13,01% Професси- ональная компетент- ность кумулятивный вес 5,25; кумулятивная факт. нагрузка - 32,79% 3-2.1. - «стремление к впечатлениям» факторный вес - 2,62; факт. нагрузка - 17,47% Стремление к приобретению статуса (социальные достижения) кумулятивный вес 6,31; кумулятивная факт. нагрузка - 42,07%

2 р о отк а Фа О-2.2. - «стабильность близких отношений» факторный вес - 1,64; факт. нагрузка - 10,23% 3-2.2. - «интеллектуальная компенсация» факторный вес - 1,97; факт. нагрузка - 13,16%

Фактор 3 О-2.3. - «разнообразие социальных отношений» факторный вес - 1,53; факт. нагрузка - 9,54% 3-2.3. - «социальный нигилизм» факторный вес - 1,72; факт. нагрузка - 11,45%

Низкий уровень Средний уровень Уровень

Продолжение табл. 1

Л р 1 -е Название фактора Обобщенный фактор Название фактора Обобщенный фактор

р о 12 св © О-3.1. - «защита по типу ухода» факторный вес - 2,02; факт. нагрузка - 12,65% Чувство социально-экономической стабильности кумулятивный вес 5,15; кумулятивная факт. нагрузка - 32,19% 3-3.1. - «пассивная жизненная позиция» факторный вес - 2,32; факт. нагрузка - 15,49% Избегание ответственности кумулятивный вес 5,74; кумулятивная факт. нагрузка - 38,23%

(Ч р о 12 се © О-3.2. - «конфликт потребностей и возможностей» факторный вес - 1,56; факт. нагрузка - 9,78% 3-3.2. - «профессиональная компенсация» факторный вес - 1,80; факт. нагрузка - 11,98%

со р о 12 се © О-3.3. - «уверенность в родительской поддержке» факторный вес - 1,56; факт. нагрузка - 9,76% 3-3.3. - «стремление к социальной стабильности» факторный вес - 1,61; факт. нагрузка - 10,77%

р о 12 се © О-4.1. - «стремление к самореализации» факторный вес - 2,74; факт. нагрузка - 17,14% Социальная незрелость кумулятивный вес 6,04; кумулятивная факт. нагрузка - 37,79%. 3-4.1. - «конфликт потребностей» факторный вес - 2,40; факт. нагрузка - 16,00% Конфликт жизненных ценностей кумулятивный вес 6,43; кумулятивная факт. нагрузка - 42,90%

СЧ р о 12 се © О-4.2. - «инфантилизм» факторный вес - 1,81; факт. нагрузка - 11,32% 3-4.2. - «стремление к принадлежности, принятию» факторный вес - 2,09; факт. нагрузка - 13,94%

со р о 12 се © О-4.3. - «социальная компенсация» факторный вес - 1,49; факт. нагрузка - 9,33% 3-4.3. - «доминанта физиологических потребностей» факторный вес - 1,94; факт. нагрузка - 12,96%

Название фактора

Обобщенный фактор

Продолжение табл. 1

Название фактора

Обобщенный

О-5.1. - «компенсация через физическую сферу» (здоровый образ жизни) факторный вес

О-5.2. - «потребность в принятии, любви»

факторный вес

О-5.3. - «социальная отверженность»

факторный вес

Социальная

невостребо-

ван-ность

кумулятивный вес 7,22; кумулятивная факт. нагрузка - 45,10%

З-5.1. - «потребность в полноте, насыщенности жизни»

Чувство отверженности

кумулятивный вес 7,14; кумулятивная факт. нагрузка

З-5.2. - «сублимация» факторный вес - 1,91; факт. нагрузка - 12,72%

3-5.3. - «глубокий пессимизм»

гических и интеллектуальных затрат (например, выполняя домашние задания регулярно, но поверхностно, «для галочки» и получая по большинству предметов зачеты и экзамены «автоматом»); активно участвуют в различных студенческих мероприятиях, реализуя свои способности и творческий потенциал. Для достижения социального успеха студенты этой подгруппы могут жертвовать глубокими дружескими, интимными отношениями, т.к. эти отношения требуют много психологических и временных затрат.

В этой же группе удовлетворенность на высоком уровне связана с чувством профессиональной компетентности. Студенты этой подгруппы

относятся к учебе серьезно, получаемые знания для них - профессиональные знания, вклад в будущую профессиональную компетентность; их удовлетворенность жизнью строится на чувстве уверенности в том, что они владеют ситуацией, контролируют жизнь, и в том, что у них есть дружеская поддержка. Стремятся стать менее зависимыми материально от родителей, часто совмещают учебу с работой, выбирая, в основном, профессиональную деятельность социо-номического типа.

Средний уровень удовлетворенности основывается на чувстве социально-экономической стабильности. Эти студенты выбирают в жизни то, что хорошо знакомо, определено,

не предполагает неясности и новизны, и с чем можно достаточно легко справиться, прибегая к привычным формам поведения и эмоциональным реакциям. Они заботятся о своем здоровье, прежде всего потому, чтобы быть в нем достаточно уверенными, чтобы оно не подвело. Кроме того, их характеризует внутренний конфликт, связанный с любовными отношениями, когда желания превосходят возможности (например, выбирается партнер, с которым заведомо есть психологическая несовместимость). У этих студентов можно отметить большую зависимость от родителей, так как гарантом стабильности жизнью для них выступает родительская семья.

Низкий уровень удовлетворенности жизнью в группе студентов очного отделения обуславливается социальной незрелостью. Эти студенты хотели бы реализовать себя в соци-ально-одобряемой и оцениваемой деятельности, хотя делают это не очень настойчиво, активно и, с их точки зрения, не очень успешно. Они зависимы от родителей как материально, так и психологически, и эмоционально, недовольны этим, но почти не предпринимают усилий, чтобы стать более самостоятельными. Достаточно снисходительны к себе, позволяя себе отдых, предпочитая проводить свободное время в общении с друзьями.

Очень низкий уровень удовлетворенности жизнью в этой же группе студентов связан с чувством социальной невостребованности. Студентов этой подгруппы, в отличие от студентов подгруппы с очень высоким уров-

нем удовлетворенности, отличает общий пессимистический взгляд на жизнь. Вероятно, они пробуют себя в каких-либо видах спорта или занимаются физкультурой и пробуют вести здоровый образ жизни, чтобы быть социально успешными хотя бы в чем-то. Для них характерно непринятие себя, критичность и самокритичность как вытесненная потребность в любви. Но эта потребность не удовлетворяется, так как им трудно строить как формальные, так и неформальные отношения.

Анализ факторов удовлетворенности жизнью в группе студентов заочного отделения показал, что психологическим фактором удовлетворенности жизнью в подгруппе с результатом очень высокого уровня является стремление к самореализации. Студентам данной подгруппы собственная жизнь кажется успешной. Они оптимистичны, жизнерадостны, считают себя везучими, т. к., по их мнению, часто получают какие-то блага как бы само-собой, без приложения усилий. Во многом их жизнь связана с близкими людьми, проблемы которых становятся их проблемами, часто такие студенты - это «душа компании», они эмпатийны, дружелюбны, внимательны. В то же время им хочется большей самостоятельности, они уверены в своих физических возможностях, в своих способностях брать ответственность и принимать решения.

Высокий уровень удовлетворенности жизнью в данной группе детерминируется стремлением к приобретению статуса, социальным

достижениям. Субъекты социально активны, их жизнь разнообразна, в ней происходят события, дни наполнены впечатлениями, поездками, встречами. Кроме того, студенты этой подгруппы отводят значимое место учебе, относясь к ней достаточно серьезно и ответственно, даже, несмотря на то, что здоровье их иногда может подводить. Учеба не рассматривается ими пока как фундамент будущей профессиональной деятельности, а служит, скорее всего, возможностью быть замеченными, выделиться на общем фоне.

Исследование показало, что средний уровень характеризуется избеганием ответственности. Субъекты этой подгруппы предпочитают «плыть по течению», не прикладывая собственных усилий. Удовлетворенность жизнью поддерживается за счет профессиональной компенсации: эти субъекты стараются быть «чуть лучше» или хотя бы «не хуже других» в учебе и профессиональной деятельности. Такие студенты рассматривают учебу как возможность приобретения необходимых в профессии знаний. Кроме того, учеба для них - некая гарантия социальной стабильности.

Низкий уровень удовлетворенности в данной группе студентов обусловлен наличием конфликта жизненных ценностей. У студентов подгруппы выраженное желание получить многое в жизни, но нет представления о способах действия и опыта достижения целей. Ощущение общей неус-пешности они пытаются компенсировать чувством принадлежности к референтной группе. Сосредоточен-

ность на состоянии здоровья, которое оценивается невысоко, возможно, с одной стороны, попытка найти веское оправдание своей неуспешности, а с другой стороны, - следствие, результат ощущения неудовлетворенности.

Основным психологическим фактором очень низкого уровня удовлетворенности жизнью является чувство отверженности. Студенты данной подгруппы характеризуются внутренним конфликтом, между потребностью в полноте и насыщенности жизни и сублимацией, с одной стороны, а также глубоким пессимизмом, с другой стороны. Пессимизм, отсутствие веры в себя, прежде всего в свои силы, в свой потенциал, а также в поддержку близких, приводят к фрустрации потребности в полноте и насыщенности жизни. И сублимация в данном случае не справляется с функцией защиты, т. к. результат деятельности рассматривается как неуспешный. По-видимому, данный конфликт и приводит к тому, что субъекты не удовлетворены различными сторонами жизни и жизнью вообще. Из вышеизложенного следуют выводы:

1. Установлено, что в группе студентов очного отделения:

Очень высокий и очень низкий уровни удовлетворенности жизнью обуславливает один двухполюсный фактор «чувство социальной востребованности - чувство социальной не-востребованности»;

Подгруппы с высоким и низким уровнем удовлетворенности жизнью также похожи в том, что представителей первой (высокий уровень) можно назвать социально и эмоционально

зрелыми, для которых важна профессиональная компетентность как основной «капитал» в будущей взрослой жизни, а представителей второй (низкий уровень) характеризует социальная незрелость;

Средний уровень удовлетворенности жизнью детерминирован чувством социально-экономической стабильности, когда для человека важнее знакомое и определенное, т. е. то, что уже есть, чем нечто новое, пусть даже и лучшее.

2. Определено, что в группе студентов заочного отделения наблюдается больший разброс результатов. Это связано с тем, что данная группа более разнородна по качественным характеристикам (только возраст сту-дентов-заочников варьирует от 17 до 35 лет), чем группа студентов очного отделения:

Очень высокий уровень удовлетворенности жизнью обуславливается стремлением к самореализации, ощущением легкости жизни. Очень низкий уровень связан с чувством собственной отверженности, неус-пешности;

Высокий уровень удовлетворенности жизнью основывается на стремлении к приобретению социального статуса, на желании быть замеченным и отмеченным; низкий уровень детерминирован конфликтом жизненных

ценностей;

Средний уровень характеризуется жизненной стратегией избегания, пассивным принятием существующего, позволяя субъектам балансировать на грани удовлетворенности

Неудовлетворенности.

3. Выявленные факторы в группе студентов-очников в большей степени связаны с социумом, с представленностью собственносго «Я» вовне, т. е. факторы экстравертной направленности, а факторы в группе сту-дентов-заочников в большей степени связаны с внутренними явлениями, со склонностями к изменению «Я», т. е. факторы интровертной направленности.

Литература:

1. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. / Общ. ред. М. В. Кларина. - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

2. Атеистический словарь / Абдуса-медовА. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А.; Под общ. ред. М. П. Новикова. - М.: Политиздат, 1985. - 512 с.

3. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью. Шр://соп8и11 ри. ги/соп1еп1Ме"/101/55/.

4. Словарь иностранных слов. - 18-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1989. - 624 с.

5. Шакуров Р. Х. Эмоция. Личность. Деятельность. (Механизмы психодинамики). - Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 180 с.

Опросник, диагностирующий индекс жизненной удовлетворенности, отражает общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности.

Тест "Индекс удовлетворенности жизнью" может быть использован для дифференцированной оценки особенностей стиля жизни, потребностей, мотивов, установок, ценностных ориентаций человека с целью определения, какие из них положительно сказываются на его общем психологическом состоянии, а какие - отрицательно.

Тест "Индекс жизненной удовлетворенности" (Neugarten А.О.), разработанный группой американских ученых, занимающихся социально-психологическими проблемами геронтопсихологии, был впервые опубликован в 1961 году и вскоре получил широкое распространение. Методика была переведена и адаптирована Н. В. Паниной в 1993 году. Опросник ИЖУ состоит из 20 вопросов, результаты ответов которых сводятся к 5 шкалам, характеризующим различные аспекты общего психологического состояния человека и его удовлетворенности жизнью. Примерное время тестирования 5-10 минут.

Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной (Опросник общего психологического состояния человека):

Тестовый материал.

1. С возрастом многое мне кажется лучше, чем я ожидал раньше.

2. Жизнь принесла мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю.

3. Сейчас самый мрачный период в моей жизни.

4. Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем есть.

5. Сейчас я почти так же счастлив, как и в то время, когда был моложе.

6. Большинство дел, которыми мне приходится заниматься, скучные и неинтересные.

7. Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.

8. Я считаю, что в будущем меня ожидают интересные и приятные дела.

9. К своим делам и занятиям я испытываю такой же интерес, как и раньше.

10. С возрастом я всё больше ощущаю какую-то усталость.

11. Ощущение возраста не беспокоит меня.

12. Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю чувство удовлетворения.

13. Я не изменил бы свою прошлую жизнь, даже если бы имел такую возможность.

14. По сравнению с другими людьми моего возраста я сделал массу глупостей в своей жизни.

15. Я выгляжу лучше, чем большинство других людей моего возраста.

16. У меня есть некоторые планы, которые я намереваюсь осуществить в ближайшее время.

17. Оглядываясь на прошлое, могу сказать, что я многое упустил в своей жизни.

18. Я слишком часто, по сравнению с другими людьми, нахожусь в подавленном настроении.

19. Я получил довольно много из того, что ожидал от жизни.

20. Что бы ни говорили, а с возрастом большинство людей становится хуже, а не лучше.

Ключ к тесту ИЖУ.

№ суждения

Согласен

Не согласен

Обработка результатов.

Индекс общей жизненной удовлетворённости определяется начислением баллов по ключу.

Интерпретация результатов.

Тест измеряет наиболее общее психологическое состояние человека, определяемое его личностными особенностями, системой отношений к различным сторонам своей жизни. Индекс жизненной удовлетворенности - интегративный показатель, включающий в качестве основного носителя эмоциональную составляющую . Для обладателей высокого значения индекса характерны низкий уровень эмоциональной напряженности, высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, психологический комфорт, высокий уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.

  • интерес к жизни как противоположность апатии;
  • решительность, целеустремленность, последовательность в достижении жизненных целей;
  • согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями;
  • положительная оценка собственных качеств и поступков;
  • общий фон настроения.

Максимальный индекс жизненной удовлетворённости составляет 40 баллов. Средняя жизненная удовлетворённость – 25–30 баллов. Показатели менее 25 баллов считаются низкими.

В качестве дополнительной информации о том, какие конкретные сферы жизни приносят удовлетворение или недовольство, можно посчитать количество баллов по шкалам (максимальное количество баллов по каждой шкале – 8).

Расшифровка шкал.

1. Интерес к жизни. Суждения № 1, 6, 9, 11. Шкала отражает степень энтузиазма, увлечённого отношения к обычной повседневной жизни.

2. Последовательность в достижении целей. Суждения № 8, 13, 16, 17. Высокие показатели по данной шкале отражают такие особенности отношения к жизни, как решительность, стойкость, направленные на достижение целей. Низкая оценка по этой шкале отражает пассивное примирение с жизненными неудачами, покорное принятие всего, что приносит жизнь.

3. Согласованность между поставленными и достигнутыми целями. Суждения № 2, 4, 5, 19. Высокие показатели отражают убеждённость человека в том, что он достиг или способен достичь тех целей, которые считает для себя важными.

4. Положительная оценка себя и собственных поступков. Суждения № 12, 14, 15, 20. Сюда относится оценка человеком своих внешних и внутренних качеств. Высокий балл отражает высокую самооценку.

5. Общий фон настроения. Суждения № 3, 7, 10, 18. Шкала показывает степень оптимизма, удовольствия от жизни.

Результаты данного теста дают возможность достаточно быстро получить информацию об общем эмоциональном состоянии человека, о сферах жизни, которые, возможно, являются "проблемными" для него и принять шаги для коррекции последних.

Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной (Опросник общего психологического состояния человека - Neugarten А.О.).

Индекс жизненной удовлетворенности

Литературный источник: Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути / под ред. А. А. Кроника. – М.: Прогресс, 1993. – С. 107–114.

Цель: определение отношения человека к себе и собственной жизни, общего эмоционального фона, его настроения на данный момент жизни.

Оснащение : бланк методики, текст вопросов.

Примечание. активность человека в обучении зависит от того, насколько комфортно он ощущает себя в настоящий момент жизни, насколько он адаптирован к неожиданно возникающим жизненным обстоятельствам.

1. С возрастом многое мне кажется лучше, чем я ожидал раньше.

2. Жизнь принесла мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю.

3. Сейчас самый мрачный период в моей жизни.

4. Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем есть.

5. Сейчас я почти так же счастлив, как и в то время, когда был моложе.

6. Большинство дел, которыми мне приходится заниматься, скучные и неинтересные.

7. Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.

8. Я считаю, что в будущем меня ожидают интересные и приятные дела.

9. К своим делам и занятиям я испытываю такой же интерес, как и раньше.

10. С возрастом я всё больше ощущаю какую-то усталость.

11. Ощущение возраста не беспокоит меня.

12. Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю чувство удовлетворения.

13. Я не изменил бы свою прошлую жизнь, даже если бы имел такую возможность.

14. По сравнению с другими людьми моего возраста я сделал массу глупостей в своей жизни.

15. Я выгляжу лучше, чем большинство других людей моего возраста.

16. У меня есть некоторые планы, которые я намереваюсь осуществить в ближайшее время.

17. Оглядываясь на прошлое, могу сказать, что я многое упустил в своей жизни.

18. Я слишком часто, по сравнению с другими людьми, нахожусь в подавленном настроении.

19. Я получил довольно много из того, что ожидал от жизни.

20. Что бы ни говорили, а с возрастом большинство людей становится хуже, а не лучше.

Ключ к ответам:

№ суждения

Согласен

Не согласен

Обработка результатов.

Индекс общей жизненной удовлетворённости определяется начислением баллов по ключу. Максимальный индекс жизненной удовлетворённости составляет 40 баллов. Средняя жизненная удовлетворённость – 25–30 баллов. Показатели менее 25 баллов считаются низкими.

В качестве дополнительной информации о том, какие конкретные сферы жизни приносят удовлетворение или недовольство, можно посчитать количество баллов по шкалам (максимальное количество баллов по каждой шкале – 8).

Интерпретация результатов

1. Интерес к жизни. Суждения № 1 , 6 , 9 , 11 . Шкала отражает степень энтузиазма, увлечённого отношения к обычной повседневной жизни.

2. Последовательность в достижении целей. Суждения № 8 , 13 , 16 , 17 . Высокие показатели по данной шкале отражают такие особенности отношения к жизни, как решительность, стойкость, направленные на достижение целей. Низкая оценка по этой шкале отражает пассивное примирение с жизненными неудачами, покорное принятие всего, что приносит жизнь.

3. Согласованность между поставленными и достигнутыми целями. Суждения № 2 , 4 , 5 , 19 . Высокие показатели отражают убеждённость человека в том, что он достиг или способен достичь тех целей, которые считает для себя важными.

4. Положительная оценка себя и собственных поступков. Суждения № 12 , 14 , 15 , 20 . Сюда относится оценка человеком своих внешних и внутренних качеств. Высокий балл отражает высокую самооценку.

5. Общий фон настроения. Суждения № 3 , 7 , 10 , 18 . Шкала показывает степень оптимизма, удовольствия от жизни.

Результаты данного теста дают возможность достаточно быстро получить информацию об общем эмоциональном состоянии человека, о сферах жизни, которые, возможно, являются «проблемными» для него. Безусловно, у исследователя не всегда есть возможность для психологической работы с обучаемым. Однако знание особенностей человека может помочь выбрать верную тактику взаимодействия с ним. Кроме этого, можно оценить эффективность обучения и психологического сопровождения, если провести обследования после процесса обучения.

Удовлетворенность жизнью как качество личности – способность при осознании своей жизни каждый раз испытывать умиротворение, спокойствие и смирение, проявлять положительные эмоции при мысленном сопоставлении своих целей, желаний, намерений, надежд с фактическими результатами, нынешнего своего состояния с прошлым, взвешивания перспектив на будущее, сравнения своей жизни с жизнью окружения.

Один человек установил неподалёку от своего дома плакат: «Отдам свою землю тому, кто полностью удовлетворён жизнью». Проезжая мимо дома, богатый фермер прочитал плакат и сказал себе: - Наш друг решил отдать свою землю. Мне нужно поскорее забрать её себе, пока это не сделал кто-нибудь другой. Я богат; у меня есть всё, что мне нужно. Я вполне имею право на эту землю. Он позвонил в дверь и объяснил причину своего прихода. - Действительно ли ты полностью удовлетворён? - спросил его даритель. - Да, полностью, ведь у меня есть всё, что мне нужно. - Друг, - ответил человек, - если у тебя есть всё, что тебе необходимо, то зачем тебе этот клочок земли?

Счастье – это удовлетворенность жизнью в компании с радостью. Большинство людей именно так и считают. Радость – эмоциональная, а удовлетворенность – осознанная составляющая счастья. Удовлетворенность жизнью – лучшее богатство. Человек мысленно сопоставляет свое настоящее положение с прошлым, взвешивает перспективы будущего, сравнивает свою жизнь с жизнью других людей и, если всё благополучно, чувствует приятное состояние удовлетворенности.

Удовлетворенность охватывает своим взором самые значимые для человека сферы жизни и, как правило, в круг её интересов входит – любовь, семейные отношения, материальное благополучие, здоровье, взаимоотношения с людьми, социальный статус. Словом, чем больше у человека круг интересов, чем многограннее его жизнь, тем большие требования он предъявляет к удовлетворенности жизнью.

Человек в невежестве будет иллюзорно удовлетворен жизнью, если он «сыт и пьян», если у него всегда есть выпить, закуснуть, перепихнуться и уснуть. Сексуальный маньяк (в Украине их называют «писюнковый злодий») будет вполне удовлетворён своим существованием, если у него в избытке отношений на уровне нижних центров. Человек в страсти испытывает миражную удовлетворенность жизнью, когда он при деньгах, на доходной должности, при власти. В сравнении с другими он «крутой», ведь у него престижный дом, машина, яхта, драгоценности, словом, длинный ассортимент атрибутов роскошной жизни. Человек в благости связывает удовлетворенность с достижением гармонии с самим собой и с внешним миром, с развитием духовного разума, с состоянием умиротворения и самодостаточности.

Иными словами, вкус счастья каждого человека, его удовлетворенность жизнью напрямую зависит от того, под влиянием какой из трех энергий он находится – невежества, страсти или благости. Не существует одинаковых критериев удовлетворенности жизнью для всех людей. У кого их много, а, к примеру, у чревоугодника – один, лишь бы было много и вкусно пожрать. Набил живот, и полная удовлетворенность жизнью. Кто-то ест для того, чтобы жить, а он живет для того, чтобы есть. Есть такая притча. Было это давным-давно, когда Господь создал землю, деревья, животных и людей. Человек стал владыкой над всеми ними, но когда он был изгнан из рая и стал несчастным, то попросил он зверей принести ему счастье. - Хорошо, - сказали звери, привыкшие слушаться человека. И пошли они по свету в поисках человеческого счастья. Долго они искали, но так и не нашли его счастья, ведь они даже не знали, как оно выглядит. И поэтому решили принести то, что их самих делало счастливыми. Рыба принесла плавники, хвост, жабры и чешую. Тигр - сильные лапы, когти, клыки и нос. Орёл - крылья, перья, сильный клюв и острый глаз. Но ничего из этого не делало человека счастливым. И тогда сказали ему звери, чтобы он сам пошёл искать своё счастье. С тех пор каждый человек ходит по земле и ищет своё собственное счастье, но мало кто догадывается искать его в себе.

Каковы жирные плюсы, преимущества удовлетворенности как качества личности? Как уже было сказано выше, удовлетворённость служит базовым компонентом для счастья. Но это далеко не единственный плюс для обладателя этого качества личности, особенно, если он находится в благости. Благостный человек, удовлетворенный жизнью, получает от нее в подарок умиротворение, спокойствие, процветание, трезвость и смиренность. Когда человек удовлетворен жизнью он перестает нервничать, беспокоиться, излишне тратить свои силы.

Человек в страсти не может быть по-настоящему удовлетворенным жизнью. Его чувства ненасытны, это их природа. Сколько бы он не достиг и чего бы ни имел, всегда будет мало, всегда будут возникать новые вожделенные желания, новые привязанности к объектам внешнего мира. Сегодня была роскошная машина, завтра подавай яхту, а послезавтра личный самолет, то есть удовлетворенность от жизни будет иллюзорной, мнимой. Занимаясь самообманом, он из чувства тщеславия будет убеждать себя и окружающих в своей успешности. Но его ложное эго будет ехидно нашептывать: «Ты всего лишь миллионер и тебе никогда не быть в журнале «Форбс». Ты еще ничего стоящего не добился». Денни Шейнман в книге «Квантовая теория любви» пишет: «Надо чётко осознавать разницу между «быть» и «иметь». Страсть съедает человека. Если твоя цель заработать определённую сумму денег, ты не остановишься даже после того, как эти деньги у тебя уже в кармане, тебе надо будет больше и больше. Если человек видит своё счастье в том, чтобы обладать конкретной женщиной, он вряд ли ограничиться одной. Ему надо будет покорять ещё и ещё, всё новых и новых».

Жадность, как счастье в будущем, будет постоянно гнать человека в страсти по дороге удовлетворения своих чувств и ума нескончаемыми материальными ценностями. Поэтому его декларируемая удовлетворенность жизнью – всего лишь способ обмануть себя и других.

В контексте этой мысли звучит следующая притча. Дервиш сидел у обочины, когда мимо стремглав проскакал надменный царедворец в сопровождении пышной свиты. Со злостью наотмашь хлестнув дервиша тростью, царедворец прокричал: - Ты, бродяга! Прочь с дороги! Когда они умчались, дервиш поднялся с земли и сказал им вслед: - Да обретёшь ты всё, чего желаешь в этом мире, каковы бы ни были твои желания, и даже сверх того! Эта сцена произвела глубочайшее впечатление на прохожего, который подошёл к благочестивому человеку и спросил: - Будь так добр, скажи мне, чем были вызваны твои слова: благородством ли твоего духа - или же тем, что мирские желания, вне всякого сомнения, приведут этого человека к ещё большему бесчестию? - О, ясноликий! - произнёс дервиш. - Не пришло ли тебе в голову, что я сказал то, что сказал, потому что люди, которые достигают удовлетворения своих истинных желаний, не имеют нужды нестись, сломя голову и стегая дервишей?

Людям в страсти необходимо понять, что в их жизни изначально с момента рождения существуют четыре константы, четыре «сосуда»: здоровье, деньги, семейное счастье и знание. Всё заранее предопределено. Если положено человеку быть миллионером, он им и станет. Неразумный человек может своими действиями «переливать» содержимое каждого из сосудов в нужном ему направлении. Но он должен осознавать, что наполняя, к примеру, сосуд денег, он опустошает сосуды здоровья и семейного счастья. Или, увлекшись семьей, мужчина бросает работу. Ясно, что в семье будет меньше денег. Перетягивать резервную карму – занятие неблагодарное и опасное для жизни, ибо трудно рассчитать последствия своих поспешных, нетерпеливых действий.

Человек, проявляющий качество удовлетворенности жизнью, понимает, что наличие денег, здоровья, семейного счастья и знания зависят от его прошлых поступков. Поэтому он успокаивается и испытывает подлинную удовлетворенность. Если человек испытывает сильную напряженность, натыкается на большие трудности и препятствия, если он видит, что работа превращается в каторгу, семья – в тюрьму, здоровье – в слово, вызывающее зависть, а хруст денег – в слуховую галлюцинацию, значит, это верные признаки того, что его понесло не туда. Что же делать? Нужно нажать на тормоза, понять, что занимаешься не тем, чем положено. Удовлетворенный жизнью человек действует согласно своему предназначению, своему таланту, своему долгу. Поэтому он по жизни не напахивается, а накапливает силы. И что возникает потом? Жизнь становится лучше, ведь он отработал свои прошлые плохие поступки. То есть удовлетворенность позволяет изменить ситуацию жизни в лучшую сторону, в то время как неудовлетворенность только попусту теряет силы и энергию.

Удовлетворенность – верная подруга простоты. Простой человек удовлетворен тем, что ему посылает судьба. Послала мне судьба этого мужа – я его люблю, послала мне судьба этих детей – я их люблю, послала мне судьба эту страну – я ее люблю. Какой смысл кричать: «Дайте мне другую страну, мужа и детей?» Что я могу сделать? Я могу только это либо любить, либо переживать и жутко злиться. То есть энергия понимания, что человек правильно живет, находится в активной удовлетворенности жизнью.

Петр Ковалев 2013 год