Каламита наш путь начнется с. Средневековая крепость каламита

КРЕПОСТЬ КАЛАМИТА И ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ СВ. КЛИМЕНТА

Чуть-чуть истории

Дважды Крым подвергался набегам золотоордынских полчищ – в 1299 году хана Ногая и в 1399 году хана Едигея. И оба раза Мангупское княжество устояло, хотя и лишилось части территорий. На этих территориях обо­сновались в основном татары. Поживились и генуэзцы, захватившие побережье кня­жества, включая территорию нынешней Балаклавы, где итальянцы построили крепость Чембало . Несмотря на это, в XIV-XV веках Мангупское княжество интенсивно развивалось в экономическом отношении, расширялись его торговые и политические связи. Все это требовало выхода к морю, которого княжество лишили генуэзцы.

И вот, чтобы иметь собствен­ный выход к морю, правители Мангупа решили построили порт Авлиту неподалеку от устья Черной речки, впадающей в Ахтиарскую (ныне Севастопольскую) бухту. Кроме этого, для защиты порта от генуэзцев в 1427 году рядом с портом была построена крепость Каламита . Топоним “Каламита ” можно перевести по-разному, но большинство специалистов считают, что наибо­лее подходящим является перевод с греческого – “Хороший мыс”.

Для строительства крепости была выбрана столовая гора, называющаяся сейчас Крепостной , которая имеет обрывистые южные и за­падные склоны. С Севера и Востока крепость защищали обо­ро­нительные стены и башни (см. схему ниже).

Изначально Каламита была слабым укреплением. Стены крепости имели толщину всего около одного метра. Они, как и прямоугольные полубашни, были сложены из добываемых здесь же каменных блоков, скрепленных известковым раствором. Оборонительные рвы в крепости отсутствовали. К счас­тью, никто на порт Авлиту не нападал и он вскоре стал главным в юго-западном Кры­му, что пагубно сказалось на торговых интересах генуэзцев. Экономическое противостояние княжества и итальянцев закончилось воору­жен­ным столкновением. В 1433 году мангупский князь Алексей потребовал вернуть ему побережье в районе нынешней Балаклавы вместе с генуэзской крепостью Чембало. Не дождавшись ответа, князь направил в крепость своих лазутчиков под видом купцов, а затем и войска. Лазутчики организовали в крепости восстание рыбаков, недовольных порядками итальянцев, а войска ударили снаружи. В ре­зультате крепость Чембало перешла во владение Мангупского княжества .

Чтобы вернуть утраченную крепость и восстановить былое влияние в Крыму, итальянцы отправили в Таврику эскадру из 20 галер с шестью тысячами отборных воинов. В июне 1434 года эскадра достигла берегов Таврики и генуэзцы осадили крепости Чембало и Каламиту . После недолгой осады крепости были взяты.

Воодушевленные легкой победой, итальянцы решили проучить и татар, поддерживающих кня­жество, но были наголову разбиты войсками хана Хаджи-Гирея. Итальянцы запросили мира у татар, и такой договор был подписан. Мангупскому княжеству вернули Каламиту, и оно снова стало активно раз­ви­ваться в дружбе с Крымским ханством и во вражде с итальянцами.

Однако усиление турецкой угрозы после падения Константинополя изменило политическую обстановку – татары сблизились с турками, а итальянцы стали добиваться союза с Мангупским княжеством . Но это не помогло, – турецкий десант высадился у Кафы (Феодосии) и взял город за несколько дней. Вслед за Кафой сдались другие генуэзские колонии в Крыму, а в июле 1475 года пала и крепость Каламита .

Практически сразу же после овладения крепостью турки начали укреплять Каламиту . Они в два ра­за увеличили толщину стен, заменили прямоугольные полубашни круглыми башнями, вырубили сухой ров вокруг крепости, а над башней с Главными крепостными воротами возвели артиллерийский каземат. Таким образом, крепость, которую мы можем видеть сейчас, – это уже не совсем та Каламита , которая была построена изначально, хотя места расположения некоторых башен остались прежними. В частности, на своих местах остались башни №1 и №2 (см. приведенную выше схему крепости).

О современном расположении названных оборонительных башен можно судить по приведенной ниже фотографии. Башня №1, стоящая на краю 20-метрового обрыва, имеет название “Надвратная”, так как она возвышается над Главными крепостными воротами. В 12 метрах от первой башни стоит Башня №2, от ко­торой начинается высеченный в каменном массиве ров-ловушка с пещерами, из которых обо­ро­няющиеся могли нападать на атакующих противников.

Турки не только перестроили крепость, но и дали ей новое название – “Инкерман “. В переводе с тюркского Ин – это Пещера , а Керман (Кермен ) – Крепость , то есть Инкерман – это Пещерная крепость . Такое имя крепость получила за обилие пещер в склонах Крепостной горы. Пещеры эти преиму­щест­венно рукотворные, обра­зо­вавшиеся в результате добычи местными жителями белого камня.

На приведенном выше фото, кроме оборонительных башен, виден также, находящийся рядом с Крепостной горой, Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь , создание которого дати­руется XIII веком. Монастырь назван “пещерным”, так как кельи и другие его помещения вырублены в скале и соединяются между собой переходами и лестницами, также выруб­ленными в монолите. Среди прочего в скале вырублена лестница, соединяющая монастырь с крепостью. К сожалению, монахи перекрыли ее сейчас решеткой, вследствие чего попасть из монастыря в крепость можно только окружным путем.

В 1774 году, когда турки ушли из Крыма, потерпев поражение в войне с Россией, Мангупом и Каламитой недолго владели татары. После присоединения Крыма к России Мангуп покинули его последние обитатели. Вскоре обезлюдела и крепость Каламита .

Монастырь

Я не буду касаться здесь никаких религиозных тем, а лишь поясню, как попасть на территорию монастыря, покажу наиболее интересные виды, которые мне удалось запечатлеть в монастыре, и поясню, как пройти из монастыря в крепость Каламиту .

Итак, чтобы добраться до Свято-Климентовского пещерного мужского монастыря , нужно приехать на общеизвестный в Севастополе “5-й километр”, сесть там в автобус №103 и доехать на нем до остановки “Втормет” (первой после моста через Черную речку). От остановки нужно пройти метров 100 по ходу движения автобуса и дальше следовать монастырским указателям пути (сбиться там невозможно).

Первым на нашем пути встретится аккуратное двухэтажное здание, в котором живет монастырская братия. Как видим, современные кельи выгодно отличаются от первоначальных, вырубленных в скалах.

А вот и вход в Пещерный монастырь. Здесь все аккуратно и красиво:

Поднявшись по лестнице, попадем в церковь св. Андрея Первозванного (фото ниже). Всего в мо­на­стыре 8 храмов. Пещерные церкви соединены между собой вырубленными лестницами и проходами.

Если выйти во двор и пройти немного в прежнем направлении, то мы подойдем к вхо­ду в белоколонный Храм Святого Пантелеймона (фото ниже):

На стене за Храмом Пантелеймона в пристроенном балконе размещена звонница (два фото ниже):

Дальше прохода нет, – дорогу преграждают ворота, запертые на замок. Чтобы покинуть территорию монастыря, нужно вернуться к Храму Святой Троицы и чуть ниже выйти через калитку на железно­доро­жную насыпь. Но прежде, чем покинуть монастырь, подойдем к расположенному неподалеку памят­нику воинам Чапаевской дивизии, штаб которой во время войны находился на территории монастыря:

Каменоломня

Когда мы выйдем через калитку монастыря и поднимемся на железнодорожную насыпь, у нас бу­дет два варианта продолжения маршрута: повернуть на 90 градусов налево или направо. В первом случае мы можем пройти через каменоломню и подняться оттуда к крепости Каламита , а во втором – сразу идти к крепости (это недалеко). Поскольку мы запланировали знакомство с каменоломней, повернем налево и отправимся вперед по тропе, идущей рядом с насыпью (фото ниже).

Глядя на фотографию, можно заметить, что в кадр попали две дороги – железная, проложенная по земле, и Дорога к Богу в виде келий, уходящих в Небо. Ну, это уже философия…

Через 150-200 метров мы простимся с железной дорогой – свернем налево и пойдем по грунтовке. Несмотря на то, что мы удаляемся от монастыря, количество пещер в склоне горы не уменьшается (фото ниже). Специально для энтузиастов сообщаю, что здесь еще много вакантных келий.

Минут через 25 ходьбы от монастырской калитки перед нами слева откроется циклопический туннель, ведущий в каменоломню (фото ниже). Нужно свернут в этот туннель и пройти через него в гигантский котлован, образовавшийся в результате промышленной добычи инкерманского камня.

О масштабах добычи камня можно судить, взглянув на стены карьера, в который мы попали, пройдя через туннель (фото ниже):

Глубина карьера превышает 30 метров, но более точно ее назвать нельзя, так как дно карьера зато­п­лено – там образовалось симпатичное озеро (фото ниже):

Вокруг озера проложена неплохая грунтовка, вследствие чего в карьере довольно много автомо­би­листов, жарящих шашлыки, ловящих рыбу и просто отдыхающих у воды.

От туннеля вдоль озера идет единственная дорога. По ней мы и продолжим наше путешествие. Вскоре подойдем к месту, откуда хорошо виден большой белый крест, установленный над монастырем (фото ниже). Здесь же, слева по ходу нашего движения находится небольшое второе озеро.

Крепость

Информация о первоначальном виде крепости Каламиты и о ее перестройке, после кото­рой кре­пость получила новое имя Инкерман , содержится в разделе “Чуть-чуть истории”, а здесь я приве­ду лишь две фотографии, характеризующие современное состояние Каламиты .

Итак, поднявшись из карьера, отправимся в крепость по дороге, идущей мимо высокого белого монастырского креста, который мы видели снизу, от второго озера. Раньше, когда была цела крепостная стена, на территорию крепости можно было попасть только по дороге, идущей через крепостные ворота (фото ниже). Сей­час же туда ведут много дорог.

Если пройти на территорию крепости и оглянуться назад, то мы увидим, что башни №1 и №2 сильно разрушены (фото ниже) и для их сохранения нужно срочно провести реставрационные работы. А многих башен и крепостных стен вообще нет. Даже ров, ограждающий крепость, во многих местах засыпан.

Если пройтись по территории крепости, то мы увидим много спусков в пещеры верхнего яруса. Во многих случаях эти спуски ведут не в одиночные пещеры, а в группы соединенных друг с другом пещер.

Много пещер находится и за территорией Каламиты , вдоль дороги, по которой мы шли в крепость. Ниже приведено фото одной из них, которая выглядит как готовый гараж с оригинальным заездом.

На прощание полюбуемся видом на Черную речку и Севастопольскую бухту, открывающимся с Кре­постной горы (фото ниже), и отправимся вниз на автобусную остановку.

Самый короткий путь от ворот крепости в монастырь и далее на шоссе – это лестница, вырубленная в скале, которую монахи сейчас перекрыли решеткой. Поэтому пойдем в обход. Вначале от кре­постных ворот будем идти по той же дороге, по которой шли в крепость. Пройдя мимо монас­тырского креста, увидим впереди мощную ограду из каменных блоков и уходящую влево и вниз тропу, огибающую эту ограду. Перейдем на тропу и спустимся по ней к железнодорожным путям. Далее в удобном месте перейдем через рельсы и напрямую через 50 метров выйдем на Симферопольское шоссе. Теперь оста­ется пройти около 100 метров вниз по шоссе до остановки “Втормет” и уехать оттуда автобусом на 5-й километр.

Это сейчас Инкерман - тихий городок на окраине Севастопольской бухты. Было время, когда земля здесь буквально взрывалась под ногами. События, произошедшие на берегах речки Чёрной повлияли на ход мировой истории в целом и российской в частности. Но обо всем по порядку.

Из Свято-Климентовского монастыря мы уходили по старой каменной дороге. Ведет она вверх, на плато Монастырской скалы к руинам крепости Каламина. За сотни лет на дорожной поверхности отпечатались следы колес повозок, прорезавших в камне глубокие колеи. Когда-то жители крепости спускались по ней к речке Чёрной.

Впереди виднелись полуразрушенные башни.

Каламита - одна из крымских крепостей, построенных в VI веке для защиты торговых путей из степной части полуострова в Херсонес. До того, в 110 году н.э. в этих местах процветал древнегреческий город Евпаторий, основанный боспорским полководцем Диофантом. Город не раз менял свое название - Ктенус, Дорас, Дори, а затем Каламита, что означало "хорошая пристань".

В 679 году Каламита непродолжительное время была под хазарами, но уже к концу VIII века готы вернули город себе. В XV веке перестройкой уже развалившейся крепости занялся князь Алексей - правитель княжества Феодоро, небольшого государства со столицей на горе Мангуп. Крепость потребовалась мангупскому княжеству для охраны растущего торгового порта Авлита, расположившегося в устье реки Чёрной.

Торговля Феодоро через Авлиту была настолько успешной, что вызвала зависть генуэзской Кафы, посчитавшей, что мангупский порт вредит им, так как суда предпочитали разгружаться в Авлите и не платить Генуе налогов. Консул Кафы жаловался в Геную: "Мы говорим по отношению князя Феодоро и братьев его, которые... вопреки праву и привилегиям Кафы открыто сооружают гавань в Каламите и там же грузят и разгружают суда к тяжкому ущербу податей Кафы".

В результате в 1433 году генуэзцы захватили и разграбили Каламиту. Отсюда они предприняли неудачный поход на Крымское ханство, но после поражения в битве при Солхате генуэзцы покинули Каламиту, куда снова вернулись феодориты.

В 1475 году город в очередной раз пострадал от налета. На этот раз его захватили турецкие войска и переименовали в Инкерман - "пещерный город". Название выбрано не случайно: скала, на которой построено укрепление, изрезана многочисленными пещерами, часть из которых до сих пор хорошо просматривается со стороны Свято-Климентовского монастыря.

Турки перестроили крепость, приспособив к использованию огнестрельного оружия. В их владении Каламита оставалась вплоть до заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 года, после чего, утратив свою значимость, крепость стала разрушаться.

Но даже по тем руинам, которые мы видим сегодня, можно оценить, насколько правильно выбрано место для строительства крепости. Неприступность южных и западных границ обеспечивал крутой обрыв. С севера и востока крепость защищали высеченные в скале ров и стена толщиной от 1 до 4 метров, высотой до 10 метров, состоящая из трех куртин с пятью двухэтажными прямоугольными полубашнями и одной круглой башни с проездными воротами. До наших дней лучше всего сохранилась въездная башня.

В своде арки въездных ворот отчетливо просматривается замковый камень, с вырезанным на нем крестом и словами: "Аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь".

По преданию священник Иаков, побывавший в Свято-Климентовском монастыре, сообщил своим спутникам о брошенных в пещере мощах неизвестного и предложил перевезти их в Россию. Ночью одному из них во сне явился святой и строго-настрого запретил увозить из Крыма свои останки: "Мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь, а имя ми и память моя бывает в Семенов день". Впоследствии эти слова святого - "Аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь" - вырезали на камне.

От Второй башни тянется сохранившееся основание оборонительной стены, под которой был выдолблен сухой ров-ловушка с пещерами-дотами. Бойницы башни, предназначенные для лучников, турецкие строители сделали настолько узкими, что снаружи их практически не видно.

От Третьей башни сохранилось только высеченное в скале основание, судя по которому она была квадратной и очень большой - со стороной 14 метров. Четвёртая башня - круглая диаметром 9 метров, высотой 10 метров с двумя амбразурами для пушек. По мнению археологов её могли использовать как тюрьму. По сохранившемуся фундаменту Пятой башни предполагают, что у неё были ворота и к ней вел подъезд. Фундамент Шестой башни расположен у самого края обрыва. При турках стены Шестой башни сделали толще, чтобы по ним свободно могли передвигаться воины, а зубчатый изначально парапет приспособили для стрельбы из мушкетов.

У края обрыва недалеко от Первой башни в скале выдолблена лестница, ведущая в пещерный монастырь, которая используется и поныне.

Площадь территории, окруженной крепостной стеной и башнями, составляла 1500 кв.м., и была поделена на общественную - неподалеку от Первой башни, и жилую части. Жилая часть, расположенная в глубине Каламиты, была плотно застроена небольшими домами. Основания жилых построек просматриваются и сегодня:

В жилом квартале сохранились основания построек треугольной формы, где сходились три городские улицы. Ну и конечно, как и положено в крепостях, на случай окружения поселения врагами в городе был устроен осадный колодец.

От башен открывается вид на каменоломню Инкермана, где по преданию работал сосланный из Рима на вечную каторгу святой Климент. Уже в советское время из-за работ по добыче камня было повреждено русло подземной реки. Чистейшая речная вода заполнила карьер, и теперь здесь озеро.

А теперь смотрим на это фото. Это кадр их фильма "Обитаемый остров" Бондарчука. Ничего не напоминает пейзаж в картинке?

Массаракш! Да-да, на фото Инкерманский карьер. Крым, как известно, любим киношниками.

С Инкерманскими каменоломнями связаны трагичные страницы Великой Отечественной войны. В мирное время в Инкерманских штольнях хранили шампанское, откуда и пошло название горы - "Шампаны". С началом обороны Севастополя в штольнях разместились госпитали, подземные школы, убежища для мирных жителей и Спецкомбинат №2 по производству и хранению боеприпасов. Это был настоящий подземный город. При отступлении в июне 1942 года советские войска взорвали штольни вместе с боеприпасами, находившимися в них. И хотя сдетонировала только часть боеприпасов, взрыв оказался настолько мощным, что в воздух взлетела небольшая гора, каменные глыбы разлетались на сотни метров, на противоположном берегу реки Черной перевернулись немецкие противотанковые пушки и погибло множество германских солдат. До сих пор считается, что во время взрыва в штольнях оставались тысячи людей, которые оказались погребены заживо.

Чуть в стороне от крепостных башен в траве разбросаны могильные камни, но кладбища здесь нет. Предположительно, каменные надгробные плиты обтёсывали прямо здесь, и по какой-то причине они их так и оставили у стен Каламиты.

Здесь же рядом две могилы. Памятник на одной из них установлен еще до войны погибшему во время испытаний самолета борт-механику Медведеву. Второй памятник пулеметчику Дмитриченко появился после освобождения Крыма от немцев. На нем сохранилась надпись: "Пулеметчику Дмитриченко, геройски погибшему 2 мая 1942 года, прикрывая отход раненых, женщин и детей".

Вот так на небольшом пятачке за тысячелетия произошло так много, и все больше связанное с войной. Каламита, перенесшая помимо осад в средние века, артобстрелы Крымской войны XIX века и Великой Отечественной в XX, сегодня мирное место. И это хорошо.

Как добраться до крепости Каламита:

На электричке из Севастополя до остановки Инкерман-1, дальше через мост к монастырю;

На автобусе из Севастополя до Инкермана, остановка "Чермет", дальше по тропинке, ведущей от монастырского кладбища вверх на плато Монастырской скалы;

На катере из Севастополя от Графской пристани до Инкермана.

Как много в мире осталось исторических мест? Одни из них оберегают всем миром и всеми силами пытаются сохранить их вид, другие же были разрушены, и от них остались только руины. К таким относится и крепость Каламита в Крыму, которая расположена недалеко от поселка Инкерман.

Описание

Крепость, построенная в VI веке как защита от врагов, состояла из шести башен, которые соединялись между собой куртинами, т.е. некими сооружениями, которые соединяли два бастиона. Их строили из бутового камня и известнякового раствора, толщина стен была от одного метра и достигала четырех, а высота составляла двенадцать метров. Крепость Каламита была очень большой, площадь ее составляла 1500 м 2 , а длина - 234 метра.

Месторасположение крепости было выбрано неслучайно: с одной стороны находится обрыв, там бухта заходит глубоко в сушу, достигая в ширину одного километра, а с другой стороны стоит сама крепость. В те времена все передвижения, происходившие около крепости, были видны.

Крепость Каламита в Севастополе: история

Если отправляться на автобусе, то путь стоит начать из Севастополя, доехать до остановки "Втормет" и, ориентируясь на автозаправочную станцию, начать свой подъем к храмовым комплексам.

Легко добраться до места назначения и на автомобиле по или М 18. Далее у Черной реки будет первый поворот в сторону монастыря, у подножия которого и находится крепость, к которой нужно пройти через тоннель, через старинное кладбище, которое упирается в надвратную башню.

Крепость Каламита входит в состав Херсонесского заповедника. Когда в 1968 году проводили реставрацию одной из башен, были найдены рисунки на известняковых блоках, где были изображены корабли с очень подробными чертежами. Ученые посчитали, что данные рисунки относятся к XIV-XV векам.

Когда точно была построена крепость, никто не знает. Однако ученые считают, что строительство началось в VI веке. Крепость возводили как защиту торговых путей от нападения.

В XV веке крепость перестроили для защиты развивающегося порта Авлита. Чуть позже территория была завоевана турками, они строили новые крепости и перестраивали старые, что произошло и с Каламитой. Именно турки приспособили ее под огнестрельное оружие и дали ей новое название Инкерман, что означает «пещерная крепость».

Каламита находится на восточном берегу реки Черная, на вершине Монастырской скалы. Крепость является ценнейшим памятником средневековой архитектуры и главной достопримечательностью Инкермана. При въезде в город на вершине скалы прекрасно видны руины крепости, возвышающиеся над дорогой

Крепость Каламита была основана для защиты торгового порта Мангупского княжества Авлиты. Позже по ее имени стали называть и сам порт.


Название "Каламита" первоначально стало известно по морским картам генуэзцев ХIV -ХV вв. В скалах Инкермана было найдено восемь христианских пещерных скитов и множество пещерных церквей. Скала, на которой возведено укрепление, испещрена множеством пещер. Часть из них имели военное значение, другие использовались как культовые и порой даже жилые помещения.

Для того чтобы подробно исследовать все пещеры и тоннели, нужно обладать крепкими нервами. Высота просто огромная, обратите внимание на экскаватор на фото ниже, он выглядит как маленькая детская игрушка.


Ступеньки на второй этаж древнего жилища Каламиты

Особая святость крепости Каламита объясняется легендой о том, что сюда при императоре Траяне (98-117 год) был отправлен в ссылку римский папа Климент. Полагают, что первую пещеру - храм апостола Андрея — построил лично св. Климент. Сейчас этот храм переосвящен в честь Климента. Пережив пик своей славы во времена княжества Феодоро, в турецкую эпоху монастырь был заброшен. Турки вели разработку каменоломен, рядом с монастырем находился порт, через который перевозили десятки тысяч пленных, и вся эта огромная толпа - каменщики, пленники, дожидавшиеся отправки на рабские рынки, местные жители - не забывали о том, что место это священно. В 1634 году московские туристы говорили, что здешние христиане пытаются хоть каким-то образом сохранять мощи святых, чему сильно противились турки. Монастырь не являлся учреждением, а работал на общественных началах. В 1779, когда из Крыма по личному указанию императрицы были вывезены практически все греки, монастырь был окончательно заброшен. В 1850 году на него обратили свой взор церковные власти Российской империи. По окончанию Крымской войны здесь реставрируют скальные храмы, возводят дом настоятеля с домовой церковью (1867), храм Пантелеймона (1895), Николая Мирликийского (1905), жилые корпуса с церковью Благовещения (1907), восстанавливают пещерный храм св. Мартина (1867).

Скала полностью иссечена, келии вырезаны в три яруса и соединены лестницами. В наше время передние стены келий обрушились, и миру предстали внутренние помещения, висящие над пропастью.


Во время обороны Севастополя в 1941-42 годах практически все постройки монастыря были уничтожены, сохранились только пещерные храмы. Пострадала и сама крепость Каламита - от неё остались лишь части стен и башен. Памятник особой важности практически не удостоился внимания науки, в военное время ему был нанесен невосстановимый ущерб. Реставрация идет слабым ходом, восстановить даже часть исторического наследия практически нереально.

Как уже упоминалось, Каламита расположена на огромном плато, со всех сторон защищенном природой. На плато располагалось 5 оборонных башен, сквозь главную башню осуществлялся вход в крепость, она же и сохранилась до наших времен лучше всего. Ведется ее реставрация.


Другие башни крепости сохранились гораздо хуже:


Вот одна из наиболее сохранившихся инкерманских башен


На фото ниже можно представить как выглядели оборонительные сооружения Каламиты в те времена, основные башни были соединены высокой защитной стеной:


Крепость Каламита довольно четко делится на общественную часть неподалеку от первой башни, и жилой квартал в самой глубине крепости. Тут не было крупных усадеб, а стояли очень маленькие домики, было довольно тесно. На углах улиц местами наблюдаются даже сооружения трехугольной формы, там, где сходились три улицы. От жилого квартала остались лишь руины:


Вот как выглядят руины Каламиты:


Отсюда открывается вид на каменоломню Инкермана. Как раз здесь и работал св. Климент:



Внизу дорога

В каменоломне и сейчас ведутся разработки, не столь активно как во времена расцвета Каламиты, но ведутся:


Вид на инкерманскую выработку и озеро


Спецтехника в карьере


На плато очень много всякой дикой живности:


Между башнями Каламиты находится маленькое кладбище XIX-XX веков.

Два памятника особенно примечательны. Один из них, гранитный обелиск с множеством следов от пуль, надпись на нем гласит: "Медведев М. Т., борт-механик, погиб на славном посту 14 июля 1938 года" — и изображение пропеллера. Рядом скромное бетонное надгробие — здесь погребен человек, совершивший подвиг самопожертвования. Об этом повествует простая и трогательная эпитафия: "Пулеметчику Дмитриченко, геройски погибшему 2 мая 1942 года, прикрывая отход раненых, женщин и детей".

Эта могила свидетельствует об участии крепости и в Великой Отечественной войне. В 1942 году в Инкермане оборонялись воины 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, в ночь на 28 июня они прочно закрепились на рубеже между крепостью и горой Сахарная головка. Бывший командир дивизии Т. К. Коломиец пишет в своих мемуарах, что где-то поблизости от крепости вполне успешно действовала батарея первой дивизии из трех орудий под командованием лейтенанта Перепелицы. Генерал пишет:

"Как только немцы поднимались в атаку, расчеты открывали по ним огонь прямой наводкой, и атака тут же захлебывалась. Когда же гитлеровцы начинали вести огонь по нашим артиллеристам, они укрывали орудия в пещере и оставались невредимыми".

Инкерманский карьер заполнен чистой родниковой водой, наполняется из источника святого Климента:



Каламита просто превосходна. Находясь на вершине плато не покидает ощущение таинственности. Энергетика места просто потрясающа, окружающая красота завораживает.

В завершении несколько фото с интерестными пейзажами Инкермана:


Вид на карьер Инкермана и крепость Каламита


Иисус Христос в одной из древних пещер Каламиты

Рядом с крепостью проходит железная дорога

Еще карьер


В инкерманской долине горит трава - обычное явление летом. Многие люди не задумываются, прежде чем выбросить окурок или спичку в окно:(


Окно в пещере Каламиты, когда-то это было чье-то жилье..


Еще одно фото озера, уж очень оно красивое..


На правом берегу реки Черной, при впадении её в Севастопольскую бухту, расположен приморский «пещерный город» Каламита. Его башни и стены открываются слева от шоссе при подъезде к мосту через реку. Из Севастополя сюда можно попасть катером — до пристани «Малый Инкерман».

Как добраться до крепости Каламита?

Можно сойти с поезда на станции Инкерман — I, отсюда всего один километр до вершины Монастырской скалы, занятой крепостью. Название связано с монастырем Святого Климента, пещерные сооружения которого вырублены в её теле. По наклонному туннелю можно подняться от подножия обрыва на территорию крепости около воротной башни. Здесь есть несколько помещений хозяйственного назначения, среди них две пещерные церкви. Древнейшая из них — церковь Святого Климента, повторяющая в основных чертах архитектуру наземных храмов. Два ряда колонн делят её на три нефа. Ряд выразительных декоративных элементов указывают на то, что вряд ли храм может быть древнее 12 века. А.Л. Бертье-Делагард в своё время относил его даже к 14-15 векам.

Вторая пещерная церковь Святого Мартина, создана в 1867 году, после того как монастырь был возобновлен в 1850 году как Инкерманский скит. Просуществовал он в этом качестве до 1926 года. После передачи монастыря церкви в начале 90-х годов 20 века здесь возведён ряд наземных построек, создан новый интерьер пещерного храма. Не смотря на то, что комплекс Каламита-Инкерман официально является отделом Херсонесского государственного историко-археологического заповедника, доступ экскурсантам и туристам здесь крайне затруднён.

Удобное местоположение крепости Каламита

Место для крепости было выбрано не случайно. Внизу глубокая, далеко вдающаяся в сушу бухта (длина — 6 км, ширина — до 1 км), представляющая собой прекрасную естественную гавань, достоинства которой оценены давно. Вероятно, ещё в 6 веке византийцы, стремясь укрепиться на юго-западном побережье Таврики, поставили здесь своё укрепление.

Позднее в скале, на которой расположилась крепость, начали высекать пещерные помещения, церкви и кельи. Распространено мнение, что здесь обосновались эмигрировавшие из Византии монахи-иконопочитатели, преследовавшиеся в период иконоборчества, хотя каких-либо серьезных археологических оснований, как отмечалось, для него нет.

Соседняя к востоку от Монастырской скала, именуемая Загайтанской, изрешечена многочисленными пещерными сооружениями, расположенными в несколько ярусов. Это остатки средневекового поселения, пока ещё малоизученного.

Крепость Каламита в средние века

История Каламиты-Инкермана в эпоху Средневековья не освещена письменными источниками. Только в начале 14 века появляются первые упоминания о ней. Каламита значится на итальянских картах — портоланах. Это греческое название обычно переводится как «камышовая», хотя есть и другие варианты, менее обоснованные. Особое значение крепость приобретает в 20-е годы 15 века, когда за её восстановление берется княжество Феодоро. Защищенный глубоководный порт был необходим ему для приобщения к черноморскому торговому миру. Но гавань нуждалась в надёжной охране. Поэтому при князе Алексее здесь возводятся новые фортификационные сооружения. Снаружи перед крепостными воротами был построен храм. С ним некоторые исследователи связывают надпись на известняковой плите, датированную 1427 годом.

Понимали значение Каламиты и генуэзцы. Не зря в 1434 году, когда им удалось отбить у Феодоро захваченную у них за год до этого Чембало, они сразу двинули свое войско на Каламиту. На предложение капитулировать её жители ответили, что, если им будет сохранена жизнь и имущество, они сдадутся к вечеру следующего дня. Получив согласие генуэзцев, гарнизон и население незаметно для врага ушли из крепости вместе с имуществом. Разъяренные генуэзцы подожгли Каламиту. Но оставаться здесь без продовольствия они долго не могли и вернулись в Чембало. Каламита же вскоре была восстановлена, оберегаемый ею порт продолжал принимать и отправлять торговые суда в различные гавани Черного моря.

Территория порта находилась на ровном и низком участке берега между современной железнодорожной станцией Инкерман и Килен-бухтой. С правым берегом реки она была связана каменным мостом и насыпной дамбой. В 1475 году крепостью завладели турки, произведшие её реконструкцию в соответствии с требованиями новой эпохи огнестрельного оружия. Были утолщены стены и башни, меняется конструкция амбразур. Не ранее конца 15 века появилось название — Инкерман.

К северу от крепости раскинулось обширное предместье, слобода. Здесь селился портовый люд, находились склады и лавки. Археологические раскопки 1950 года открыли здесь кроме наземных строений большое количество зерновых ям. В них хранились значительные запасы зерна, видимо предназначавшиеся на продажу. Хлеб, очевидно, попадал сюда из плодородных горных долин, входивших во владения мангупских князей.

Найденные глиняные грузила для сетей говорят о том, что обильная в прошлом рыбой Севастопольская бухта обеспечивала существенную прибавку к столу. Свидетельство тому также и находки рыбных костей и чешуи при раскопках Каламиты и её предместья.

О широких торговых связях этого порта говорят многочисленные фрагменты гончарных сосудов из различных центров Средиземноморья и даже Центральной Азии.

Портом пользовались не только князья Феодоро, об этом сохранились свидетельства современников. Консул Кафы Антониотто ди Кабела сообщал в Геную (сентябрь 1474 года) о том, что татары увели из России и Польши от 10 до 20 тысячи человек, среди них было много мальчиков, купленных турками, которые «посадили их на суда в порту Каламита».

В 1968 году Херсонесский заповедник производил реставрационные работы в одной из башен крепости. Тогда и были найдены два известняковых блока с поцарапанными на них рисунками, изображающими шесть средневековых кораблей, вероятно принадлежавших одному из торговых караванов, заходивших в порт в 14 или 15 веке. Судя по рисункам, он состоял из кораблей различного типа, парусных и парусно-гребных. Можно в деталях проследить устройство корпусов, мачт, такелажа и надстроек. Уникальный памятник помогает живо представить панораму, открывающуюся с высоты Монастырской скалы пять веков тому назад, увидеть кипучую жизнь средневековой портовой бухты.

По свидетельству путешественника 17 века Эвлии Челеби, на втором этаже башни находился небольшой христианский храм, превращенный турками в пушечный каземат. За воротами, справа возле обрыва, недалеко от выхода на плато упомянутого выше туннеля, находился колодец, снабжавший крепость водой. О нём сообщают различные авторы вплоть до середины 19 века. Раскопки, проведенные здесь В.Ф. Филиппенко (Херсонесский заповедник), обнаружили шахту колодца и расчистили её на глубину более 5 км.

Слева от ворот начинается высеченный в скале ров, вдоль которого следует идти для того, чтобы продолжить знакомство с крепостными сооружениями.

Третья по счету башня, самая крупная по размерам, высится на стыке двух куртин — весьма ответственном месте обороны. Следующая за ней башня вынесена за пределы крепостной ограды на плацдарм перед рвом. Для связи её с крепостью служила перемычка во рву. Башня была сооружена турками для усиления защиты перед средней, самой древней куртиной. Есть сведения о том, что в подвальном этаже этой башни находилась тюрьма, где в 16-17 веках содержались пленники рабы, эксплуатируемые турками на самых тяжелых работах.

Этот участок оборонительной стены, как и соседний, шедший по южному склону обрыва Монастырской скалы, не подвергался позднейшей перестройке и сохранил облик времён княжества Феодоро. Это обстоятельство привлекло археологов, рассчитывавших найти здесь и более древние остатки защитных крепостных сооружений. В 1950 году Е.В. Веймарном у северной стороны разрушенной пятой башни были раскопаны остатки воротного проезда ранней крепости.

По предположению исследователя, он датируется 6 веком. Позднее, пока ещё не ясно, когда именно, ворота были заложены выломанными здесь же крупными блоками, проезд засыпали щебнем и отесам, образовавшимся при подгонке блоков. Не исключено, что в 20-х годах 15 века необходимость заставила соорудить вылазную калитку. Место для неё избрали там же, где когда-то находились погребенные позднейшими напластованиями древние ворота. Для этого феодоритам пришлось раскопать засыпь, созданную их предшественниками, разобрать участок стены и оборудовать в нём калитку. Просуществовала она вплоть до недавнего времени.

Территория крепости составляет 1,5 га, а протяженность её напольной укрепленной линии — около 250 метров. В юго-западном её углу был раскопан трехнефный христианский храм базиликальной формы. О жилой же застройке крепости пока ничего не известно. В середине 17 века, по свидетельству того же Эвлии Челеби, в ней было около 40 домов, но к тому времени они стояли уже пустыми, поскольку крепость была заперта, а её небольшой гарнизон из 50 солдат предпочитал проживать в предместье. Уже в 18 веке крепость потеряла военное значение.

Крепость в годы Отечественной войны

В последующие века она была безмолвным свидетелем кровопролитных сражений, кипевших в долине у подножия её обрывов в Крымскую и Отечественную войны. Следы последней до сих пор ещё запечатлены на стенах монастырских зданий. Напоминает о нем на противоположной стороне долины, расколотый на гигантские блоки отрог Сапун-горы — Уч-Баш. Там в подземных штольнях, в этом «пещерном городе», создававшемся уже в 20 веке, располагались госпитали, склады и мастерские, взорванные в июне 1942 года при отступлении советских войск вместе с оставшимися в них людьми.

Скалы цепко удерживают память о соприкосновении с живой материей человеческой культуры, но эти следы не вечны, их безжалостно стирает природная стихия, соревнуются с ней в этом иные люди, спеша отметить свой короткий век если не созидательной деятельностью, то уж геростратовыми деяниями…