Когда сделают мост александра невского. Мост александра невского - самый длинный разводной

Мост Александра - Невского

Этот мост соединяет трапециевидную площадь правого берега Невы на оси Заневского проспекта с площадью Александра Невского. Назван в память о небесном покровителе Петербурга Святом Благоверном князе Александре Невском. Открыт к 48-й годовщине октябрьского переворота 1917 г., который называют также Великой Октябрьской социалистической революцией.

Это самый длинный мост в городе, его длина 629 м (вместе с путепроводами и пандусами мостовой переход составляет 905,7 м); ширина моста 35 м (по три полосы движения в каждом направлении, не считая трамвайных путей, плюс тротуары). С его постройкой район крупного строительства на Малой Охте и на правом берегу Невы получил прямую, наиболее короткую транспортную связь с центром города.

Место, где ныне размещаются предмостные сооружения левого берега, с начала XX века пользовалось у горожан дурной славой. Здесь стояли огромные кирпичные амбары-зернохранилища, между которыми пролегали трамвайные пути. Место это почти не освещалось, и многие горожане, проходившие здесь в одиночку в сумерках, подвергались нападению грабителей, обитавших на заброшенном кладбище.

Однако, время шло, город развивался, и возникла необходимость устроить здесь переправу, которая должна была соединить два района города - центр и Малую Охту. При реконструкции предмостной территории амбары снесли, и остались только пять зернохранилищ на левом берегу Обводного канала, которые считаются памятниками промышленной архитектуры.
На конкурсе 1959 г. из девяти представленных был принят проект инженеров А. С. Евдонина, К. П. и Г. М. Степанова. Авторами архитектурной части проекта являлись архитекторы А. В. Жук, С. Г. Мойфис и Ю. И. Синица.

Схема моста была принята семипролетной симметричной относительно центрально расположенного разводного пролета. Мост запроектировали железобетонным с предварительно напряженной арматурой. Разводной пятидесятиметровый пролет в середине реки - двукрылый с неподвижной осью вращения. Пролеты моста в обе стороны от разводного перекрываются трехпролетн ыми, неразрезными, предварительно напряженными ными балками переменной высоты.

Мост Александра Невского соединяет правобережный район Санкт-Петербурга с центром города. Его положение между Заневским и Невским проспектами было определено ещё в планах развития города первой половины XX века. Он стал необходим для развития района Малой Охты и других прилегающий территорий. Мост соединил Малую Охту с Васильевским островом посредством трассы Невского проспекта и Дворцового моста .

Перед началом строительства существенно изменил свой облик левый берег Невы. Здесь была создана площадь Александра Невского , для чего были снесены находящиеся на берегу реки кирпичные амбары-зернохранилища и некоторые жилые здания.

Несмотря на сложившуюся практику, проектировать мост было поручено сразу нескольким организациям. В 1959 году был объявлен закрытый конкурс на решение важной градостроительной задачи, которой являлось возведение моста через Неву от площади Александра Невского. В результате было получено несколько проектов, однако полностью жюри ни один из них не удовлетворил. Было решено позволить доработать проекты моста и транспортных развязок двум разным организациям. Руководил проектированием моста инженер А. С. Евдонин, авторами архитектурной части проекта стали архитекторы А. В. Жук, С. Г. Майофис и Ю. И. Синица. Авторы проекта подходов к мосту и туннелей транспортных развязок - инженеры Ленгипроинжпроекта Ю. П. Бойко, А. Д. Гутцайт, Г. С. Осокина. Строительный работы начались в 1960 году.

При строительстве были применены ряд новых технологий. Впервые на 35-метровую глубину зарывали железобетонные оболочки для речных опор. Впервые в конструкции переправы были использованы ванты - натянутые в полых железобетонных конструкциях тросы. Сила их натяжения регулируется специальными приборами с учётом температуры воздуха. В жаркую погоду натяжение ослабевает, в мороз усиливается. Ещё одной особенностью стала конструкция пролётных строений. Они были решены в форме растянутой буквы V, которая ставилась на речной устой. Собирали их на берегу, общий вес каждой такой конструкции составил свыше пяти тысяч тонн.

Внутри пандусов моста Александра Невского создали парковку на 230 машин.

В период строительства мост называли Старо-Невским. 15 мая 1965 года ему дали существующее сейчас название - мост Александра Невского. 1 ноября мост был испытан на прочность проездом по нему группы боевых танков. Для движения мост Александра Невского открыли 5 ноября 1965 года, к 48-й годовщине Октябрьской революции.

До постройки Большого Обуховского моста эта переправа была самой длинной в городе. Длина моста Александра Невского составила 629 метров, а вместе с пандусами - 905,7 метров. Его ширина - 35 метров. Гидропривод обеспечивает подъём 25-метровых крыльев за две минуты.

Несмотря на то что мост строился с применением передовых технологий, его качество оказалось далёким от идеала. Гидроизоляция была выполнена из стекловаты, которая стала растворяться в битуме. Ванты, смазанные пушечным маслом, стали быстро ржаветь и уже через 2 года после начала эксплуатации 56 из них лопнуло. Реконструкция моста тогда произведена не была, а в 1987 году в Неву рухнул 17-тонный противовес разводного пролёта. Из-за этого горожанам пришлось некоторое время переправляться через Неву на пароходике.

Капитальный ремонт разводной и стационарных частей переправы и прилегающих стенок набережных выполнялся с 10 декабря 2000 года по апрель 2001 года. В конструкции моста были заменены 12 километров вантов, вся гидроизоляция. Работы, которыми руководил инженер В. Г. Павлов, проводились по проекту инженера А. А. Журдина. В 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга была выполнена подсветка моста 500 светильниками и 8 прожекторами.



Через Большую Неву, соединяет площадь Александра Невского , которой заканчивается Невский проспект, и Заневский проспект; Центральный и Красногвардейский районы.

Длина моста 629 м, вместе с береговыми сооружениями - 905,7 м. Ширина 35 м, ширина проезжей части 27 м.

Железобетонный, семипролетный, в конструкции использованы ванты.

Названия: Старо-Невский (в процессе строительства), Александра Невского - в честь великого русского полководца и по названию Александро-Невской лавры и площади перед ней.

Переправа именно в этом месте Невы планировалась еще в 30-х годах прошлого века, но тогда осуществить столь грандиозный план не было возможности. К концу 50-х годов на правом берегу Невы развернулось массовое жилищное строительство. Ленинград, уже отстроенный после войны, стремительно рос вширь. Жилые кварталы появлялись на Охте. В полную силу шло проектирование новых районов на месте Петровских пороховых складов, в районе Пискаревки, Полюстрово, Ржевки .

На правом берегу появилась трапециевидная площадь Челюскинцев (сейчас это безымянное пространство между домами «сталинской» постройки, по которой проложены транспортные магистрали). На левом - площадь перед Александро-Невской лаврой, где начали сносить старые жилые дома и уродливые зерновые хранилища - наследие прошлой эпохи. Вместо этого здесь решили построить гостиницу "Москва" .

Новый мост через Неву был крайне необходим Ленинграду, чтобы решить транспортные проблемы. Строительство переправы городские власти назвали «градостроительной задачей особой важности».

1959 год - специальная комиссия подводит итоги конкурса. В отличие от традиционной советской практики, когда сооружение моста поручали только одной организации, на этот раз Ленгорисполком объявил закрытый конкурс. В творческом соревновании участвовали самые известные ленинградские и московские организации. Одни проекты оказались слишком дорогостоящими, другие предлагали сооружения, которые не вписывались в существующую застройку, третьи вызывали сомнение с технической точки зрения. В итоге жюри первую премию не присудило никому, так же, как и в истории с мостом Петра Великого (Большеохтинского) , а второе место, по единогласному мнению, заслужила работа Ленгипротрансмоста. Этому же институту поручили последующие стадии проектирования моста Александра Невского. Назовем авторов проекта: главный инженер А. С. Евдонин, инженеры К. П. Клочков и Г. М. Степанов, архитекторы А. В. Жук, С. Г. Майофис, Ю. И. Синица.

Это было новое слово в мостостроении; многие идеи конструкторов моста Александра Невского потом получат дальнейшее развитие. До недавнего времени мост оставался самым длинным в Ленинграде - Санкт-Петербурге. И только новый вантовый мост, который назвали Большим Обуховским, перехватил пальму первенства (длина основного пролета 382 м, а общая длина 2824 м). Но и до сих пор мост Александра Невского - рекордсмен среди разводных мостов!


Мост состоит из семи пролетов, пять из которых расположены над водой, два - над набережными. Центральный пролет длиной 50 метров - разводной. Два его крыла, которые приходят в движение посредством гидропривода, поднимаются всего за две минуты.

Какие же новые технологии применили при строительстве моста?

Впервые в Советском Союзе, использовали ванты — стальные тросы, которые соединяли отдельные части моста. Они были скрыты конструкцией - это потом ванты строители станут выносить наружу, отдавая дань эстетике нового времени (сравните, например, с Большим Обуховским мостом). Тросы моста Александра Невского имеют диаметр всего 70 мм и выполнены из легированной стали. Важно: натяжение вантов регулируется в зависимости от температуры окружающего воздуха: в холодную погоду натяжение ослабляют, в жару их подтягивают специальными лебедками. Ванты, вместе с электрическими кабелями, пронизывают весь мост через специальные сквозные проемы.

Впервые на 35-метровой (!) глубине установили железобетонные оболочки для речных опор.
Необычной была и конструкция пролетных строений - в форме растянутой буквы V, которые ставились на речные устои. Их отливали на берегу, а потом устанавливали над водой. К слову, общий вес каждой конструкции - свыше пяти тысяч тонн.

И, наконец, редкий для Союза случай: с толком использовано нерабочее пространство внутри пандусов - для парковки на 230 автомобилей.


Мост идеально вписался в городскую среду, благодаря тому, что движение устроено поверху, поэтому переправа не возвышается над исторической застройкой на левом берегу Невы. Сооружение получилось гармоничным, пропорциональным; очень крупные детали моста не кажутся тяжелыми. Специалисты отмечают ясность его конструктивной схемы, лаконизм, граничащий с аскетизмом, и в то же время - сдержанную эмоциональность. Словом, это был минимализм шестидесятых.

1 ноября по мосту прошла колонна тяжелых танков. Мост Александра Невского с честью это испытание выдержал. А 5 ноября на переправе открылось автомобильное, трамвайное и пешеходное движение. Современный облик площади Александра Невского окончательно оформился; правда, станция метро «Площадь Александра Невского» откроется лишь спустя два года; а гостиница «Москва» приобретет свой нынешний видтолько в 1976-м году.

Однако практически сразу же после введения моста в эксплуатацию начались проблемы. Сейчас принято говорить, что в ходе строительства были допущены ошибки в технологии. Нет, правильнее было бы сказать, что в Советском Союзе в то время не было хороших качественных материалов, то есть производственная база сильно отставала от передовой конструкторской мысли.

Что же происходило?

Гидроизоляцию опор выполнили из стекловаты, а она стала постепенно растворяться в битуме.

Ванты, смазанные пушечным маслом, начали быстро ржаветь, кроме того, качество стали было неудовлетворительным. Комиссия установила, что 56 вантов через два года лопнули.

Мост продолжал постепенно разрушаться, в то время как нагрузка на него все время увеличивалась. Власти даже закрыли на какое-то время движение трамваев. Но для ленинградцев, которые добирались каждый день из спальных районов в центр, это было очень неудобно. Станций метро на правом берегу тогда еще не было.

А в 1982-м году из-за износа конструкции рухнул в воду один из противовесов моста. Вес его - 700 тонн. Мост для движения закрыли, наладив паромное сообщение. Переправу наспех отремонтировали, заменив противовес, и вновь открыли для движения. Ленинградцам же, как было принято в то время, ничего не объяснили.

Из истории моста Александра Невского

Один из механиков моста вспоминает:
«В 82-м году я был на смене, когда в воду обрушился противовес в несколько сотен тонн. После того как он упал, телефон отключился и вся связь пропала, потому что эта дура, падая, оборвала все коммуникации. Я спустился в машинное отделение, чтобы узнать, что произошло, и вижу: все магистрали вытянуты, как макароны, в сторону переходного мостика, и везде порет масло... Ни шума не было, ни взрыва. Чувствую, что нужно доложить о случившемся, а не могу: нет ни телефона, ничего. Нужно выйти на берег и звонить.
Видимо, у меня было такое историческое лицо в тот момент, что таксист посадил меня и отвез до телефона, денег не взял и не спросил даже ничего. Народ узнал, что в Ленинграде упал противовес, утром, по "Голосу Америки" объявили, а местные жители, когда трамваи перестали ходить через мост…»

Полной реконструкции мост Александра Невского дождался только в 2000-м
году. Поменяли 12 километров стальных тросов, сделали новую гидроизоляцию, капитально отремонтировали разводную и стационарную части переправы, и даже смежные стенки набережных. Работы длились почти полтора года.

И, наконец, в 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга мост засиял: установили 500 мощных светильников и 8 прожекторов.


Пролегает через Неву:

Мост Александра Невского

Мост Александра Невского является конечной точкой главной магистрали города – Невского проспекта. Можно сказать, что здесь заканчивается старый Петербург.
Другой берег Невы это кварталы сталинской эпохи застройки, а еще дальше начинаются спальный районы города. Если никуда не сворачивать, в конце концов дорога выведет во Всеволожск.
Длина 629 метров, вместе с путепроводами и пандусами мостовой переход составляет 906 метров; Ширина моста 35 метров.

Мост возведён (рабочее название Старо-Невский) в 1960-1965 гг. по проекту инженеров А. С. Евдонина, К. П. Колчкова и Г. М. Степанова (архитекторы - А. В. Жук, Ю. И. Синица). Испытание моста было проведено с помощью колонны армейских танков. 5 ноября 1965 года мост сдан в эксплуатацию.
Семипролётный (стационарные боковые пролёты, в т. ч. над набережными, перекрыты двумя трёхпролётными неразрезными предварительно напряжёнными строениями коробчатого сечения с криволинейным очертанием нижнего пояса), с разводным двукрылым пролётом в центре, железобетонный, с предварительно напряжённой арматурой. В конструкции использованы ванты - стальные тросы диаметром 70 мм, стягивающие отдельные части моста. 25-метровые крылья разводятся всего за две минуты. Двухкрылое разводное пролётное строение расположено в центре. Привод разводки гидравлический, впервые применённый на разводных мостах в городе. Ограждения моста, а так же его фонари и опоры контактных сетей носят строгий, современный характер и хорошо сочетаются с общим внешним видом сооружения. Фонарные столбы, одновременно, выполняющие роль опор троллейбусных и трамвайных электрических линий, сделаны из трубчатых элементов, а ограждения представлены в виде разводных металлических стержней, завершают которые высокие поручни несколько утяжеленных пропорций. Набережные, облицованные гранитом и лестничные спуски к воде, дорисовывают общую картину моста Александра Невского.

С постройкой моста нынешний вид приняла и площадь Александра Невского, были снесены находящиеся на берегу реки кирпичные амбары-зернохранилища и некоторые жилые здания. Однако в ходе строительства были допущены ошибки в технологии. Гидроизоляция со временем была изношена, стальные напрягаемые канаты активно корродировали. К 1967 году 56 тросов лопнуло, по мосту проходило только троллейбусное сообщение. Мост продолжал разрушаться вплоть до 1982 г., когда в воду обрушился 700-тонный противовес левого крыла. Мост был закрыт, налажено паромное сообщение. В дальнейшем движение по мосту было восстановлено, однако ключевые конструктивные дефекты устранены не были. В 2000-2001 гг. проведена реконструкция моста по проекту инженера А. А. Журдина под руководством инженера В. Г. Павлова. В 2002 году был проведён косметический ремонт переправы.


Вплоть до 2004 года (открытие Большого Обуховского (вантового) моста) являлся самым длинным мостом в городе.


Место для моста в конце Невского проспекта было оставлено в генеральном плане города ещё в довоенный период. В противовес площади Александра Невского была оставлена площадь Челюскинцев на правом берегу Невы. Этот участок остался в виде большого незастроенного места, но название вышло из употребления. В начале 1950-х годов площадь Александра Невского получила современное оформление, в 1952 году началось строительство гостиницы «Москва».


В 1959 году были подведены итоги конкурса на проект нового моста. Победителем был признан проект группы авторов: главный инженер А. С. Евдонин, инженеры К. П. Клочков и Г. М. Степанов, архитекторы - А. В. Жук, Ю. И. Синица.
Мост возведён в 1960-1965 годах, рабочее название моста было Старо-Невский. Когда в 1965 году мост был практически готов, он 15 мая официально получил современное название. Строительство моста продолжалось в течение всего лета 1965 года, и к ноябрю (очередная годовщина Октябрьской революции) он был готов к открытию. Испытание моста было проведено 1 ноября - по мосту прошла колонна армейских танков. 5 ноября 1965 года мост сдан в постоянную эксплуатацию.


С постройкой моста площадь Александра Невского приняла современный вид, с достройкой гостиницы «Москва» в 1964 году работы были завершены.
Однако в ходе строительства были допущены ошибки в технологии. Гидроизоляция со временем была изношена, стальные напрягаемые канаты активно корродировали. К 1967 году 56 тросов лопнуло, по мосту проходило только троллейбусное сообщение. Из-за бесхозяйственности городских властей мост продолжал разрушаться вплоть до 1982 года, когда в воду обрушился 700-тонный противовес левого крыла. Мост был закрыт, налажено паромное сообщение. В дальнейшем движение по мосту было восстановлено, однако ключевые конструктивные дефекты устранены не были.
С 10 декабря 2000 года по апрель 2001 года была проведена реконструкция моста по проекту ЗАО «Институт „Стройпроект“». Проект разработали инженеры Т. Ю. Кузнецова, А. Г. Злотников, Ю. Ю. Крылов. Работы по замене 12 километров стальных канатов и смена гидроизоляции проводились по проекту инженера А. А. Журдина. Руководителем проекта был инженер В. Г. Павлов.


В 2002 году был проведён косметический ремонт переправы.





Хотите посмотреть на мост Александра Невского с высоты? И увидеть, как он устроен внутри? Пожалуйста!

Мост Александра Невского - самый длинный мост в Санкт-Петербурге из разводящихся. Общая длина - 905,7 метров, почти километр. Длиннее только Большой Обуховский (Вантовый) мост.

Кстати, мост Александра Невского тоже вантовый. Только тут ванты (стальные тросы диаметром 70 мм) находятся внутри конструкции моста и увидеть их снаружи невозможно.

Мост семипролётный, центральный пролёт длиной 50 метров - разводной. Пять пролётов расположены над зеркалом реки, а два крайних - над набережными. Стационарные боковые пролёты, в т. ч. над набережными, перекрыты двумя трёхпролётными неразрезными предварительно напряжёнными строениями коробчатого сечения с криволинейным очертанием нижнего пояса.

Центральным пролётом моста является разводной двукрылый пролёт; он выполнен из металла. 25-метровые крылья моста разводятся сравнительно быстро - за две минуты, привод разводки - гидравлический.

1. Справа на фотографии - левый берег Невы, а слева - правый. А кто сказал, что будет просто?


2. Мост возвышается не только над Невой, но и над набережными. Длина мостовых пандусов - по 138 метров.


3. Мост Александра Невского соединяет Центральный район и исторический район "Малая Охта", застроенный в середине XX века.


4. Мост соединяет два берега до 2:20 ночи летом, и круглые сутки зимой. Сведка моста происходит примерно в 4:00 утра.


5. Разводным является центральный пролет, который состоит из двух частей - "крыльев" по 25 метров. Каждое крыло базируется на двух опорах.


6. Команда spbblog в составе balu97 , annet_cl , kareliya_piter в предвкушении экскурсии по внутренним помещениям моста.
Вход через будку. Будка двухуровневая: сверху - место для охраны, снизу - вход.


7. Вниз ведет очень крутая лестница.


8. Спускаемся все ниже и ниже. Это помещение уже под мостом. Сверху периодически раздается оглушительных грохот - это по межпролетным стыкам проезжают автомобили.


9. Пульт управления. Находится в одной из четырех опор моста, отсюда идет управление всеми процессами.



11. Прежде чем развести мост, необходимо убедиться, что автомобильное и пешеходное движение остановлено, никто не прорвался за ограждения. Для этого есть радиосвязь и камеры наружного наблюдения.


12. В основном все переговоры между механиками и охраной ведутся по рациям, но в виде резервной связи могут использоваться такие аппараты.



14. Главный механик Анатолий Сергеевич провел для нас очень интересную, подробную экскурсию, ответил на все вопросы и показал все потайные места. Работать на мост Анатолий Сергеевич пришел сразу после армии, и так и работает до сих пор. Очень душевный человек.


15. Пока мост не разведен, спускаемся вниз, чтобы посмотреть на гидравлические цилиндры.
В каждой из четырех мостовых опор находится по два таких цилиндра. Всего восемь. По четыре на каждое из двух мостовых крыльев. Еще не запутались? Тогда дальше.
Гидроцилиндры опускаются вниз и тянут крыло вниз. А так как само крыло прикреплено к мостовым опорам, оно вращается вдоль оси крепления. Таким образом, мост разводится. Чтобы свести мост назад, гидроцилиндры поднимаются обратно и весь процесс происходит в обратном направлении.


16. Диаметр цилиндра не такой уж и большой - чуть толще человеческой руки.


17. Возвращаемся в пульт управления и выходим на тесный технический балкончик. Отсюда можно наблюдать за разведением моста почти "из-под самого моста".


18. На перилах несколько пауков сплели паутины. Место для них рыбное, точнее комаринное. Механики пауков не трогают - что-то вроде приметы.


19. Тот самый момент. 02:00.


20. Поехали!


21. Ну вот почти и все. Прошло всего пару минут. Обратите внимание, что место между опорами занял противовес. В отличие от, например, тут противовес находится прямо "на улице".



23. Машинное отделение. Совсем небольшое, потому что не единственное - всего их четыре. По одному - в каждой мостовой опоре.


24. Нижняя часть тех самых гидроцилиндров, которые мы видели на фото 15.


25. Переходим в электрощитовое помещение. Заглядываем в один из щитов - тут полный порядок.


26. Силовые кабели очень фотогеничны.


27. Маленький гидроцилиндр, играющий роль стопора, в состоянии, когда мост сведен.


28. Спускаемся еще ниже и через небольшую дверь выходим на переход между мостовыми опорами. Переход находится очень низко, над самой водой.


29. Стационарный пролет, который не разводится.


30. Видите что-то торчит из воды и поблескивает. Это старый 700-тонный противовес мостового крыла. "Торчит" он здесь с 1982 года, с тех пор, как обрушился в воду. Случилось это в смену нашего экскурсовода - главного механика Анатолия Сергеевича. В момент обрушения противовес задел коммуникации и оборвал их, из-за чего мост был полностью обесточен и перестал функционировать. Мост пришлось закрывать, через Неву была организована паромная переправа.


31. А с другой стороны устремленное ввысь мостовое крыло.


32. Осмотрев все внутренности моста, поднимаемся наверх.


33. Классическая фотография блогера, фотографирующего блогера.




36. В заключение небольшое видео о том, как происходит сводка моста. В четырехкратном ускорение.

Экскурсия на мост была организована СПб ГБУ «Мостотрест» и Сообществом питерских блогеров. За что всем огромное спасибо!