Конспект по развитию речи в подготовительной группе. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 5-7 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики.
В пособии дастся материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка - фонетики, грамматики, лексики. а также на овладение основами связной монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития и методики мониторинга речевого развития детей.
Во второе издание книги внесены дополнения в соответствии с федеральными требованиями к основной программе дошкольного образования, ссылки на новый демонстрационный материал.
Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Развитие связной речи.
При пересказе литературных произведений (сказки, рассказы) ребенок учится связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, использовать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей.
Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает отображение места и времени действия, придумывание предшествовавших и последующих событий.
Составление рассказа по сериям сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
В старшей группе дети придумывают рассказы и сказки об игрушках, дают их описание и характеристику, соблюдая требования к композиции и выразительности речи.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
СТАРШАЯ ГРУППА.
Основные задачи работы но развитию речи детей старшей группы.

Словарная работа.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Методические указания.
Конспекты занятий.
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и рак».
Занятие 2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».
Занятие 3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».
Занятие 4. Составление рассказа по скороговорке.
Занятие 5. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?».
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом».
Занятие 7. Составление рассказов на темы стихотворений.
Занятие 8. Составление рассказа на заданную тему.
Занятие 9. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Ежи».
Занятие 11. Составление рассказа на тему «Домашнее животное».
Занятие 12. Составление описательного рассказа о предметах посуды.
Занятие 13. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
Занятие 14. Составление рассказа по картине «Река замерзла».
Занятие 15. Составление рассказа на тему «Игры зимой».
Занятие 16. Составление рассказа на темы скороговорок.
Занятие 17. Пересказ сказки «Петух да собака».
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Северные олени» .
Занятие 19. Составление описательного рассказа на тему «Зима».
Занятие 20. Ознакомление с предложением.
Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин».
Занятие 22. Составление рассказа но картине «Лошадь с жеребенком».
Занятие 23. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился».
Занятие 24. Составление рассказа на заданную тему.
Занятие 25. Пересказ рассказал. Толстого «Пожарные собаки».
Занятие 26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.
Занятие 27. Сочинение на тему «Приключения зайца».
Занятие 28. Составление рассказа на предложенную тему.
Занятие 29. Пересказ рассказа Я. Тайиа «Послушный дождик».
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Зайцы».
Занятие 31. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка».
Занятие 32. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.
Основные задачи работы по развитию речи детей подготовительной к школе группы.
Воспитание звуковой культуры речи.
Словарная работа.
Формирование грамматическою строя речи.
Развитие связной речи.
Методические указания.
Приемы исправления грамматических ошибок.
Конспекты занятий.
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и козел».
Занятие 2. Составление рассказа по картине «В школу».
Занятие 3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Занятие 4. Составление текста-рассуждения.
Занятие 5. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
Занятие 6. Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные».
Занятие 7. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Занятие 8. Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду».
Занятие 9. Составление текста-поздравления.
Занятие 10. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца».
Занятие 11. Сочинение сказки на тему «День рождения зайца».
Занятие 12. Составление рассказа с использованием антонимов.
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».
Занятие 14. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».
Занятие 15. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза».
Занятие 16. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка».
Занятие 17. Пересказ сказки «У страха глаза велики».
Занятие 18. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг».
Занятие 19. Сочинение сказки на предложенный сюжет.
Замятие 20. Составление рассказа на тему «Как мы играем знмой на участке».
Занятие 21. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.
Занятие 22. Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин.
Занятие 23. Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин.
Занятие 24. Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин.
Занятие 25. Составление рассказа о животных по сюжетным картинам.
Занятие 26. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта.
Занятие 27. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».
Занятие 28. Сочинение сказки на заданную тему.
Занятие 29. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется».
Занятие 30. Описание пейзажной картины.
Занятие 31. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками».
Занятие 32. Пересказ рассказам. Пришвина «Золотой луг».
Занятие 33. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки».
Занятие 34. Составление рассказа на тему «Веселое настроение».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Литературный материал для занятий по пересказу.
Лиса и Рак (русская народная сказка).
Разве так играют?.
Лисята.
Про снежный колобок.
Петух да собака (русская народная сказка).
Лиса и кувшин (русская народная сказка).
Пожарные собаки.
Новоселье гномов.
Послушный дождик.
Кораблик.
Про пана Трулялинского.
Лиса н козел (русская народная сказка).
Четыре желания.
Купание медвежат.
Первая рыбка.
У страха глаза велики (русская народная сказка) Еж.
Белка и волк.
Как аукнется, так и откликнется (русская народная сказка).
Золотой луг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Методики выявления уровня речевого развития детей.
Ассоциативный метод выявления уровня речевого развития дошкольника.
Работа над словом (по исследованию Л. Колуновой) Методика выявления особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (по исследованиям Н. Смольниковой и Е. Смирновой).
Выявление уровня связной речи в рассказывании по серии сюжетных картин.
Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитое речи старших дошкольников (по материалам исследования Е. Савушкиной) Методика обследования речи и коммуникативных умении детей старшего дошкольного возраста.
Список использованной и рекомендуемой литературы.

Программное содержание:

— учить детей связно составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;

— учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, упражнять в словообразовании;

— развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса.

Наглядный материал : Картина «Лиса с лисятами».

Предварительная работа: Рассматривание картин с изображением диких животных, беседа о жизни и повадках лисы в разное время года, чтение русских народных сказок о лисе, отгадывания загадок и произнесение чистоговорок.

Ход занятия

Дети входят в группу и прежде чем сесть на стул, каждый из них называет дикое животное.

Воспитатель: — Отгадайте загадку

— Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Да, верно – это дикое животное лиса. А эта загадка, маленькое, но точное описание ее внешности и характера поведения. А теперь, все внимание на стенд.

На стенде картина «Лиса с лисятами»

Воспитатель обращается к детям:

— Посмотрите внимательно на эту картину и придумайте ей название.

(Из всех предложенных детьми вариантов выбирается наиболее подходящий.)

Воспитатель: — Обратите внимание на лису и расскажите, какая она? Как она выглядит?

Дети: — Рыжая, золотистая, пушистая, длиннохвостая.

Воспитатель: — Вспомните, какие у лисы повадки. Что она умеет делать?

Дети: — Хитрая, проворная, ловкая. Она – хищница, охотница.

Воспитатель: — А какими словами называют лису в сказках?

Дети: — Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, хитрая плутовка.

Воспитатель: — Какие слова можно подобрать, говоря о шерсти лисы?

Дети: — Пушистая, мягкая, теплая.

Воспитатель: — Что еще может быть, пушистым? (Шапка, шуба, шарф, носки, воротник.)

— Что еще может быть мягким? (Подушка, перина, вата.)

— Что еще может быть теплым? (Кофта, рукавицы, ветер, погода.)

Вдумайтесь, ребята, как много слов, могут обладать одними и теми же качествами, подходить под одно и тоже описание. Это говорит нам о многозначности значения слова. А кто находится рядом с лисой?

Дети: — Лисята, детеныши лисы.

Воспитатель: — Верно, их еще называют, щенки, так как лисы относятся к семейству собачьих и как все собаки, лисы умеют тявкать.

А теперь игра «Придумай словечко»

— У лисы длинный красивый хвост. Как ее можно назвать одним словом?

Дети: — Длиннохвостая.

Воспитатель: — Если лиса очень хитрая, то как сказать про такую лису?

Дети: — Хитрющая.

Воспитатель: — Назовите ласково детеныша лисы.

Дети: — Лисенок.

Воспитатель: — Все верно, а сейчас мы поиграем в игру «Хитрая лиса»

Подвижная игра «Хитрая лиса».

Воспитатель: — Все слова, которые вы сейчас вспомнили, вы можете использовать, когда будете составлять рассказ. Подумайте, как вы назовете его. Можно будет использовать те, которые вы дали в начале занятия.

Дети презентуют свои рассказы. После каждого рассказа дается оценка за содержательность, использование интересных слов и выражений, отсутствие ошибок в изложении. Особое внимание обратить на законченность рассказа.

Воспитатель: — Произнесите, пожалуйста, чистоговорку «Саша в лесу встретил лису» громко, тихо и шепотом.

Вот и все. Наше занятие закончилось, всем спасибо.

    Ход занятия:

    “Кулачки мы вместе сложим,
    Нашим пальчикам поможем,
    Разогнуться и подняться
    И друг с другом повстречаться.
    Пальчик к пальчику сожмем,
    Разгибаем, загибаем, разгибаем
    Снова в кулачок сжимаем - заниматься начинаем”.

    II. Организационно-поисковый :

    -

    Дом ее на белой туче,

    Но ей страшен солнца лучик.

    Серебристая пушинка,

    Шестигранная.(снежинка)

    Проработав целый день,

    Намела гору метель.

    Что за горка? Как зовётся?

    Вам ответить мне придётся.(Сугроб)

    Холодом дышал и вот

    Не вода в ручье, а … (лед)

    Свяжет бабушка их внучке

    Чтоб зимой не мерзли ручки

    Сохраняют тепло сестрички

    Шерстяные …. (рукавички)

    Мы его слепили ловка

    Глазки есть и нос морковка

    Чуть тепло-заплачет вмиг

    И растает … (снеговик)

    Зацепилась за карниз

    Головой свисает вниз

    Акробатка- крохотулька

    Зимний леденец … (сосулька)

    Всякая здесь птица

    В зимний холод угостится

    На сучке висит избушка

    Называется … (Кормушка)

    -

    -

    А на казахском как будет?

    Ыс айлары? (Желто?сан. ?антар. А?пан)

    )

    Какие бывают ветра?

    Какое солнце зимой?

    Как на казахском лед?

    Какие стоят деревья?

    Как на казахском снег?

    -

    -

    А еще у меня есть волшебный снежок, с которым мы сейчас поиграем. Ше?берге турамыз и сложим в волшебный сундучок родственные слова к слову «зима

    К слову снег:

    - Жарайсын,балалар!

    Физминутка

    Снег идет, снег идет

    Дворник улицу метет

    Веселей, веселей (хлопки)

    Нам помочь ему не лень.

    И за дело сейчас возьмемся

    Раз, два, три, четыре

    Наклоняться три, четыре

    И на месте поскакать

    На носок, потом на пятку

    - Ребята, в нем также лежали слова, которые обозначают хорошо и плохо. Я предлагаю вам вернуть эти слова, в волшебный сундучок, поиграв в игру “Хорошо - Плохо”. Разделимся на две команды. Ваша команда будет говорить - зима - это плохо, потому что …, а ваша - зима - это хорошо, потому что … (дети по очереди перечисляют)

    - (Спрашиваю детей).

    -

    «Внимательные глазки»

    Упражнение «Волшебство».

    (спросить 2-3 человека)

    Итак, ребята.

    2. Потом о погоде и природе.

    3. Затем, что делают дети

    Примерные рассказы детей:

    1 ребенок:

    2 ребенок:

    3 ребенок:

    -

    -

    Что больше понравилось?

    Что было трудно?

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Составление описательного рассказа по картине Зима»» »

Открытое занятие в подготовительной группе на тему «Составление описательного рассказа по картине Зима»»

Білікті Образовательная область: Коммуникация

Тарау Раздел: Развитие речи

Воспитатель: Нурмухамбетова А.А

Цель:

учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке;

    развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей;

    развивать связную речь;

    активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать их с существительными

    учить называть родственные слова к существительным

    развивать память, внимание, логическое мышление;

    воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.

Ход занятия:

I. Мотивационно-побудительный:

Здравствуйте ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними на казахском языке. А теперь я попрошу ни на кого не отвлекаться, а со мною заниматься!

А начнем мы занятие с пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика “Кулачок”:

“Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться
И друг с другом повстречаться.
Пальчик к пальчику сожмем,
Разгибаем, загибаем, разгибаем
Снова в кулачок сжимаем – заниматься начинаем”.

II. Организационно-поисковый :

- Присаживайтесь на стульчики. Ребята, из нашей группы приготовили для вас загадки, вы хотите их разгадать? Тогда внимательно слушайте, а ответы мы будем искать среди картинок. (Презентация)

Только помните, что мы с вами не выкрикиваем, а понимаем руку.

Вы готовы? Начинаем. (Загадывание загадок)

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная...(снежинка)

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся.(Сугроб)

Заморозил чародей и озера и ручей

Холодом дышал и вот

Не вода в ручье, а … (лед)

Свяжет бабушка их внучке

Чтоб зимой не мерзли ручки

Сохраняют тепло сестрички

Шерстяные …. (рукавички)

Мы его слепили ловка

Глазки есть и нос морковка

Чуть тепло-заплачет вмиг

И растает … (снеговик)

Зацепилась за карниз

Головой свисает вниз

Акробатка- крохотулька

Зимний леденец … (сосулька)

Всякая здесь птица

В зимний холод угостится

На сучке висит избушка

Называется … (Кормушка)

- Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии? (о зиме).

Ребята, посмотрите какой замечательный волшебный сундучок есть у меня.Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит. (музыка волшебного сундучка)

Да тут лежит письмо! Давайте прочитаем от кого оно.

“Дорогие ребята. Здравствуйте!

Пишет вам Снегурочка, из зимнего леса. У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял свои владенья, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова.Снегурочка.”

Вот такое письмо. Поможем, Деду Морозу собрать все слова о зиме

Ребята, а как вы думаете какое настроение у Деда мороза сейчас? Конечно грустное? Давайте выберем подходящее и прикрепим, на какую ступеньку? На самую низкую.

- Волшебный сундучок мы оставим открытым и все слова о зиме, которые мы будем говорить, будут сами складываться в него.

Какое у нас сейчас время года? Отвечаем полными ответами.

Давайте скажем слово «зима» тихо, громко, медленно, быстро.

А на казахском как будет?

-Қыс айлары? (Желтоқсан. Қантар. Ақпан)

Теперь давайте вспомним: Что бывает зимой? (На доске висят опорные картинки )

Какие бывают ветра?

Какое солнце зимой?

Что происходит зимой на реке?

Как на казахском лед?

Какие стоят деревья?

А что бывает только зимой? (Снег)

Как на казахском снег?

Какой бывает снег? (Он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)

Что снег делает? (Идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)

- Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (Это все есть у мамы не кухне: мука, чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок)

- Правильно, ребятки, Дед Мороз, наверное, про это даже и не знал. Но мы то знаем и постепенно волшебный сундучок наполняем!

А пока мы с вами разговаривали, на улице и в правду пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они. (Раздаю снежинки под музыку)

Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

А еще у меня есть волшебный снежок, с которым мы сейчас поиграем. Шеңберге турамыз и сложим в волшебный сундучок родственные слова к слову «зима».(Зима- зимний, зимовать, зимовье, зимующий) А еще есть такое слово «зимовье», оно означает…

К слову снег: снежок, снежная, снеговик, снежинка, подснежник, снегурочка, заснеженный.

- Жарайсын,балалар!

Мы много работали, теперь можно и отдохнуть.

Физминутка

Представим, что мы с вами на улице. Максим проведи, пожалуйста, физминутку.

Снег идет, снег идет

Дворник улицу метет

Веселей, веселей (хлопки)

Нам помочь ему не лень.

Мы немножко разомнемся (наклоны)

И за дело сейчас возьмемся

Руки вытянуть пошире (поворот)

Раз, два, три, четыре

Наклоняться три, четыре

И на месте поскакать

На носок, потом на пятку

Вот и сделали зарядку (хлопки)

Отдохнули, теперь можно продолжать заполнять волшебный сундучок.

- Ребята, в нем также лежали слова, которые обозначают хорошо и плохо. Я предлагаю вам вернуть эти слова, в волшебный сундучок, поиграв в игру “Хорошо - Плохо”. Разделимся на две команды. Ваша команда будет говорить – зима – это плохо, потому что …, а ваша – зима – это хорошо, потому что … (дети по очереди перечисляют)

Молодцы, ребята. Вот теперь пусть Дед Мороз знает, что зимой нам бывает, не только плохо, но ещё хорошо и весело.

А теперь я приглашаю вас пройти к столам и посмотреть то же там для вас приготовлено. (На столах у каждого ребенка лежат сюжетные картинки о зимних развлечениях)

- Посмотрите внимательно на свои картинки и составьте предложения по ним. (Спрашиваю детей).

- А сейчас посмотрите внимательно на мою картину (ставлю на мольберт картину “Зимний развлечения”).

Чтобы нам получше было видно, подойдем к телевизору.

«Внимательные глазки»

Давайте возьмем «подзорную трубу». А кто мне скажет, что такое подзорная труба? Посмотрим вдаль, на картину расскажите мне, что вы видите? (Необходимо назвать как можно больше объектов)

Скажите, как можно её назвать? (подтолкут детей к названию зимние развлечения)

Упражнение «Волшебство».

А теперь закройте глаза и представьте, что вы «оказались на нашей картине».

Как здесь хорошо. Воздух морозный, кажется, колет щёчки (потереть щёчки). Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Волшебница зима торжествует, властвует. Все замело. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день.

Расскажите о своих чувствах. Даша ты представила себя в этой картине? Как тебе там, что ты почувствовала? (спросить 2-3 человека)

А теперь ребята, для того чтобы наш сундучок заполнился весь я хотела бы, чтобы мы составили по этой картине небольшие рассказы.

Коллективное составление плана рассказа.

С каких слов, вы бы начали свой рассказ? (Пришла волшебница зима)

О чём вы расскажете потом? (О том, где лежит снег, о деревьях, о погоде.)

Чем вы закончите рассказ? (Описанием настроения от картины. О том, куда пошли дети после прогулки.)

Итак, ребята.

1. Сначала вы расскажете о времени года.

2. Потом о погоде и природе.

3. Затем, что делают дети

4. Какое настроение вызывает у вас эта картина.56. И закончите свой рассказ о том, что было после прогулки.

Примерные рассказы детей:

1 ребенок: Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по - зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки, валенки.

2 ребенок: Был зимний, солнечный день. Дети вышли на улицу. Они слепили снеговика. Саша одевает ведро на снеговика. Аня принесла морковку для носа. Вместо глаз снеговику дети поставили угольки. Очень красивый снеговик получился!

3 ребенок: Здесь дети катаются на санках. Лена и Максим быстро съезжают с горы. Ваня и Петя съехали с горы и упали в сугроб. Они не плачут, им весело. Река замерзла, покрыта льдом. Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело зимой.

III. Рефлексивно-корригирующий :

- Пока мы говорили с вами о зиме, составляли рассказы по картинке, волшебный сундучок Деда Мороза заполнился. Теперь можно его отправить в зимний лес к Деду Морозу.

А как вы думаете, какое настроение теперь стало у Дедушки Мороза? А почему?

Да, я тоже думаю, что он будет очень доволен, что мы ему помогли.

- Как мы его отправим? (Ответы детей: на санях, через почту, дождемся, когда он сам к нам придет).

На этом нам пора заканчивать наше занятие. Понравилось ли оно вам?

Что больше понравилось?

Что было трудно?

А что вы чувствовали, когда составляли рассказы и помогали Дедушке Морозу?

Ну и, конечно же, Снегурочка, когда просила нас о помощи знала, что мы справимся с этим не простым заданием и прислала вам еще один сундучок, но туже с подарками вот такими серебристыми снежинками, в знак того, что вы все сегодня хорошо потрудились. Молодцы!

Ребята, к нам пришло письмо. Интересно, от кого оно? В письме загадка.
Кто трясется под кусточком,
Маленьким дрожит хвосточком?
Ты трусливого, узнай-ка
То, наверно, серый (зайка)
Сейчас прочитаем письмо. « Ребята, я хотел прийти к вам в гости, но на пути мне встретилась лиса. Поэтому мне пришлось изменить свой путь, а вам я посылаю задания, выполнив которое вы сможете прочитать слово и получить сладкие подарки.»Для того, чтобы выполнить задания зайки, нам нужно отправиться в сказочную страну. Ну что, ребята, готовы отправиться в путешествие в сказочную страну?
Вот мы и прибыли в волшебную страну сказок.
1.А вы любите сказки? Ребята, а кто пишет сказки? (народ, писатели)
А о чем говорится в сказках? Чем сказки отличаются от рассказов? Как обычно заканчиваются сказки? Какие сказки вы любите?
2.А вот и задание зайца. Отгадайте загадки.
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нес?
Кто садился на пенек и хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? (медведь)
Дед и баба вместе жили
Дочку из снежка слепили
Но костра горячий жар
Превратил девчонку в пар.
Дед и бабушка в печали
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы
Высоко они летят
Далеко они глядят (гуси-лебеди)
Летела стрела и попала в болото
И в этом болоте поймал ее кто-то
Кто распростившись с кожей зеленой
Сделался милой, красивой, пригожей? (царевна – лягушка)
3. Следующее задание «Угадай сказку по иллюстрации»
4. Задание «Угадай, из какой сказки герой»
Жаба, жуки, полевая мышь, ласточка, крот (дюймовочка)
Царь, три сына, стрела, болото, лягушка (царевна-лягушка)
Гуси, яблоня, речка, печка (гуси-лебеди)
Щука, ведра, печь, царевна (по щучьему велению)
Дед, заяц, медведь, лиса, песенка (колобок)
Солдат, старуха, топор (каша из топора)
5. Игра «Наоборот»
Скажу я слово высоко – а ты ответишь. ..низко
Скажу я слово далеко – а ты ответишь… близко
Скажу я слово потолок – а ты ответишь… пол
Скажу я слово потерял – а я скажу… нашел
Скажу тебе я слово трус – ответишь ты.. ..храбрец.
Теперь начало я скажу – ну, отвечай, ….конец.
6. Физминутка «Буратино»
7.Измени конец сказки «Колобок», «Теремок», «Снегурочка»
8.Я вам покажу сказочного героя, а вы должны охарактеризовать его, то есть сказать, какой он.
9.Составь предложение.
Замок, на, стоит, горе, высокий.
Дверь, замок, крепкий, висит, на.
Школе,в, урок, тишина, на, нужна.
10. Показать театр
Драмматизация сказки «Красная шапочка»


Приложенные файлы

Учитель-логопед Постол Татьяна Викторовна, высшая квалификационная категория; Челябинская область, г.Снежинск, муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21»

Задачи:

  1. Закрепить умение целенаправленного восприятия наглядного содержания картин, анализа изображенной ситуации.
  2. Продолжать обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания.
  3. Развивать умение воспроизводить на основе изображенного действия предшествующие и последующие события.
  4. Учить эмоционально передавать переживания действующего лица.
  5. Формировать навык планирования связного развернутого высказывания.
  6. Учить детей логичности, связности, последовательности высказывания, развивать творческие способности дошкольников.
  7. Совершенствовать и закреплять лексические и грамматические средства языка.
  8. Учить детей высказывать собственное мнение по сюжету.
  9. Активизировать словарь по теме «Фрукты» .
  10. Развивать зрительное, целостное восприятие.
  11. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
  12. Воспитывать умение слушать и оценивать рассказ товарища.

Оборудование: мяч, серия картин Гербовой «Нашёл выход» .

Ход занятия

1. Оргмомент

Игра «Угадай фрукт по первому слогу» :

Гру… (груша) , ли… (лимон) , ман… (мандарин) , пер… (персик) , яб… (яблоко) , ви… (виноград) , ба… (банан) .

2. Введение в тему.

Учитель-логопед: Кто из вас какие фрукты, ягоды любит?

(Дети перечисляют.)

Учитель-логопед: Сколько вы сможете съесть за один раз?

(Выслушиваются ответы.)

Учитель-логопед: А вот один очаровательный мальчик с весёлыми веснушками оказался однажды один на один с большущей миской спелых вишен…

3. Демонстрация трёх картинок, выкладывание их в нужной последовательности.

Учитель-логопед: Вот этот мальчик. Давайте придумаем ему имя. (Дети придумывают имя мальчику.) Рассмотрите картинки, подумайте, что было вначале, что было потом, чем всё закончилось.

4. Рассматривание каждой картины по отдельности, беседа по содержанию.

1 картина.

Где находится Витя?

Как Витя оказался в саду? (Выслушиваются варианты ответов.)

Откуда взялась миска с вишнями?

Какое настроение у Вити? Почему?

О чём думает мальчик?

Давайте придумаем начало нашего рассказа.

(«Однажды в субботу мама с Витей поехали в сад к бабушке. Бабушка очень обрадовалась Вите. Она собрала для него огромную миску спелых вишен, поставила её на стол перед Витей и сказала: «Угощайся, Витенька» )

Как ел Витя вишню?

Какая была вишня?

Что появлялось на столе? Какие появились косточки?

Давайте продолжим наш рассказ.

(«Витя попробовал вишню и удивился: «О-О-о, какая вкусная, сладкая, сочная вишня! Мальчику очень понравилась вишня. Он стал с удовольствием её есть. На столе стала появляться горка вишнёвых косточек» .)

Вишни в миске становилось всё … (меньше) , а косточек на столе становилось всё … (больше) .

Как сидит Витя?

Почему он развалился на скамейке?

Какое у него лицо?

О чём он думает?

(«Витя всё ел и ел ягоды. Вишни в миске становилось всё меньше, а косточек на столе – всё больше. Витя и не заметил, как съел почти всю вишню. Он объелся, развалился на скамейке и сказал: «Всё, я больше не могу есть вишни!» )

4-ая картинка перевёрнута.

Завершите этот рассказ. Нарисуйте свою картинку на пустом листе.

(Выслушиваются варианты концовки рассказа. Поощряется фантазия детей. После высказываний 4-ая картинка переворачивается.)

Художник завершил этот рассказ по-своему.

(Рассматривается последняя картинка.)

Что сделал Витя?

Зачем он завязал шарфом себе рот?

Посмотрите на маму.

Какое у неё лицо?

Почему мама испугалась?

Что она сказала сыну?

(«Витя не мог удержаться. Рука тянулась и тянулась за ягодами. Витя завязал себе рот шарфом, чтобы больше не есть вишню. Тут пришла мама, увидела пустую миску и вскрикнула: «Витя, ты зачем съел сразу всю вишню? Тебе будет плохо, заболит живот! Не надо жадничать, нужно есть понемногу!» )

Физминутка

Игра «Сбор урожая» - на название фруктов дети поднимаются на носочки, руки вверх, на название овощей – приседают.

5. Придумывание названия рассказа.

Этот рассказ можно назвать по-разному. У кого какие предложения?

Варианты:

Вкусная вишня

Нашёл выход

Случай в саду

Как Витя ел вишню

6. Рассказы детей.

Образец:

Однажды в субботу мама с Витей поехали в сад к бабушке. Бабушка очень обрадовалась Вите. Она собрала для него огромную миску спелых вишен, поставила её на стол перед Витей и сказала: «Угощайся, Витенька» . Витя очень обрадовался и сказал: «Спасибо, бабушка! Это самые мои любимые ягоды!»

Витя попробовал вишню и удивился: «О-О-о, какая вкусная, сладкая, сочная вишня! Мальчику очень понравилась вишня. Он стал с удовольствием её кушать. На столе стала появляться горка вишнёвых косточек.

Витя не мог удержаться. Рука тянулась и тянулась за ягодами. Витя завязал себе рот шарфом, чтобы больше не есть вишню. Тут пришла мама, увидела пустую миску и вскрикнула: «Витя, ты зачем съел сразу всю вишню? Тебе будет плохо, заболит живот! Не надо жадничать, нужно есть понемногу!»

Оценивается работа детей на занятии, качество рассказов.

Серия картин «Нашёл выход»