Морфологический разбор глагола и деепричастия. Морфологический разбор деепричастия
Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.
Тема: Деепричастие
Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий
План морфологического разбора деепричастия
1. Часть речи, общее значение.
2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.
3. Синтаксическая роль.
Образец:
Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.
1. Редея
1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.
2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.
3. В предложении является обстоятельством.
Домашнее задание
№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.
Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.
Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.
Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.
1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.
2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.
3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.
4. Снявши голову, по волосам не плачут.
5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.
6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.
1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().
2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().
3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().
Литература
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
Схема морфологического разбора неизменяемой глагольной формы - деепричастия
I. Выделить глагольную форму из текста и назвать её тип.
II. Указать начальную форму - инфинитив.
III. Установить лексическое значение слова.
IV. Поставив вопрос, указать общее категориально-грамматическое значение.
V. Охарактеризовать морфологические особенности глагола
1. Возвратный или невозвратный, соотносительный по возвратности или нет.
2. Переходный или непереходный, указать значение.
а). по двухзалоговой теории: действительный или страдательный (указать значение);
б). по трёхзалоговой теории: действительный, страдательный, возвратный (указать значение), вне залога (доказать).
4. Выделив формообразующие основы, определить класс глагола: продуктивный или непродуктивный.
5. Спряжение: I, II, разноспрягаемый, архаического спряжения.
VI. Определить, как образовано деепричастие: от какой основы, с помощью какого суффикса.
VII. Морфологические особенности деепричастия :
1. Вид: совершенный или несовершенный (назвать показатель).
2. Указать относительное временное значение: предшествующее, одновременное, последующее действие.
VIII. Синтаксические особенности деепричастия :
1. Вид связи с другими словами.
2. Роль в предложении.
Образцы анализа
Они шли по берегу, взявшись за руки , и смотрели на рыбёшек, стайками скользивших в воде.
(Ги де Мопассан)
I. Взявшись
II. Взяться .
III. Взяться - «за что. Брать друг друга (один другого) или брать, хватать что-н. рукой». [Ожегов, Шведова, с. 59].
IV. Отвечает на вопрос: что сделать?
V. , от которого образовано деепричастие:
1. Возвратный, соотносительный по возвратности.
б). по трёхзалоговой теории - возвратного залога, т. к. образован от переходного глагола (обозначает действие, совершаемое двумя лицами, каждое из которых одновременно является субъектом и объектом), нет творительного субъекта.
4. Основа инфинитива - взя- (взять ся ), основа будущего времени - возьм- (возьмут ся ).
Соотношение основ -а- (-я- ) … -м- : непродуктивный, 14 группа.
5. Форма 3-го л. мн. ч. - возьму́тся , ударный подвид, I спряжения (по окончанию).
VI. Деепричастие образовано от основы инфинитива путём прибавления суффикса -вши- .
VII. Морфологические особенности :
1. Совершенного вида, показатель - суффикс -вши- .
VIII. Синтаксические особенности :
1. Взявшись (за что?) за руки : связь - глагольное управление, деепричастие управляет существительным, ставя его в форме В. п.
2. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.
Теперь каждое утро, здороваясь , она подавала ему руку, и до вечера он хранил ощущение от её пожатия...
(Ги де Мопассан)
I. Здороваясь - неизменяемая глагольная форма, деепричастие.
II. Здороваться .
III. Здороваться - «приветствовать друг друга при встрече». [Ожегов, Шведова, с. 227].
IV. Отвечает на вопрос: что делать? Общее категориально-грамматическое значение - процессуальный признак предмета.
V. Морфологические особенности глагола , от которого образовано деепричастие:
1. Возвратный, несоотносительный по возвратности.
2. Непереходный: обозначает действие, не переходящее на прямой объект.
а). по двухзалоговой теории - действительного залога: действие исходит от производителя;
б). по трёхзалоговой теории - вне залога, т. к. возвратный, непроизводный глагол.
4. Основа инфинитива - здорова- (здоровать ся ), основа настоящего времени - здороваj- (здоровают ся ).
Соотношение основ -а- … -аj- : продуктивный, I класс.
5. Форма 3-го л. мн. ч. - здоро́ваются , безударный подвид. Спряжение определяется по инфинитиву: здоро́вать ся , глагол на -ать , следовательно, I спряжения.
VI. Деепричастие образовано от основы инфинитива путём прибавления суффикса -я- .
VII. Морфологические особенности :
1. Несовершенного вида, показатель - суффикс -я- .
2. Обозначает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого.
VIII. Синтаксические особенности :
1. Подавала руку (как? каким образом?) здороваясь : связь - примыкание, деепричастие примыкает к личной форме глагола.
2. В предложении обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием.
Схема морфологического разбора деепричастия как особой неизменяемой формы глагола более проста, чем у причастия.
Особых сложностей обычно не возникает. Деепричастие не имеет начальной формы и не изменяется, совмещает в себе признаки глагола и наречия. Постоянные признаки можно определить, когда установлен глагол, от которого это деепричастие образовано. Форму глагола можно выяснить по вопросам: что делая? что сделав?
ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ДЕЕПРИЧАСТИЯ
1. Часть речи и общее грамматическое значение.
2. Морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- вид (совершенный или несовершенный),
- возвратность (возвратный или невозвратный),
- переходность (переходный или непереходный).
Непостоянные (Н.п.): неизменяемая форма.
3. Синтаксическая роль деепричастия (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).
Для примеров возьмём предложения из автобиографической повести писателя-натуралиста Георгия Скребицкого «У птенцов вырастают крылья».
Образцы разбора деепричастий
1)Я уже имел настоящее охотничье ружье, ходил со взрослыми на охоту и в то же время частенько, гуляя 3 один в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.
1. Гуляя - деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола гуля(ют) + Я.
2. Морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- невозвратное,
- непереходное.
3. Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
2)- Мама, а отпустишь меня с ребятами на рыбалку с ночёвкой? - быстро спросил я, спеша 3 воспользоваться такой подходящей минутой.
1. Спеша - деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола спеш(ат) + А.
2. Морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- невозвратное,
- непереходное.
Непостоянные (Н.п.): неизменяемое.
3. Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
3)- Отпущу, и с ночёвкой отпущу, - счастливо улыбаясь 3 , ответила мама.
1. Улыбаясь - деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола улыба(ют)ся + Я.
2. Морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- возвратное,
- непереходное.
Непостоянные (Н.п.): неизменяемое.
3. Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
4)Мама слушала, широко раскрыв 3 глаза, улыбаясь и поминутно качая головой.
1. Раскрыв - деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола раскрыть + В.
2. Морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- невозвратное,
- переходное.
Непостоянные (Н.п.): неизменяемое.
3. Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
5)- Вот это студенческая шинель, - заявил он, вернувшись 3 .
1. Вернувшись - деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола вернуться + ВШИ.
2. Морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- возвратное,
- непереходное.
Непостоянные (Н.п.): неизменяемое.
3. Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием).
Термин «деепричастие» появился в XVII веке и составлен из двух частей (дее + причастие). Это называющая в предложении второстепенное добавочное действие. По грамматическим признакам оно очень похоже на наречие, потому что не изменяется. деепричастий заключается в указании только оно не имеет.
Морфологический разбор деепричастия
1.Назовите часть речи, укажите общее грамматическое значение.
2. Перечислите морфологические признаки:
Укажите начальную форму (неопределенная форма глагола);
Возвратность;
Переходность;
Неизменяемость.
3. Определите, какую синтаксическую роль в предложении выполняет.
Обратите внимание!
Порой бывает сложно различить причастия и деепричастия. Чтобы с этим справиться, нужно понять, что причастие, деепричастие и глагол являются глагольными формами, а значит, связаны со значением действия. Различить их помогут, прежде всего, вопросы. Спрягаемые формы глагола отвечают на следующие: «что делаю?», «что сделаю?», «что делал?», «что сделал?», «что делаешь?», «что сделаешь?» и другие. К деепричастию может быть задан вопрос «что делая?» или «что сделав?», а также смысловой, синтаксический, помогающий определить его роль в предложении: «как?», «когда?», «почему?». Например: Топают, взявшись за руки, вокруг костра (топают как?). Закончив выполнять упражнение, ребята подняли руки (подняли когда?). Заболев, я пошел в больницу (пошел когда?).
К причастию можно задать вопрос «что делающий?», «что делавший?», «что сделавший?».
Также при различении и причастий, и деепричастий помогают суффиксы:
Деепричастие несовершенного вида образуется от основы глагола в настоящем времени несовершенного вида с помощью суффикса -а, (-я): читают - читая, живут - живя;
Образуется от основы инфинитива совершенного вида с помощью суффикса -в, -вши, -ши: сделать - сделав, сделавши, упасть - упав, упавши.
Кроме этого, выполняя морфологический разбор деепричастия, необходимо указать его (с постфиксом -ся, -сь) и невозвратное (безтакового).
Одиночные деепричастия иногда теряют признаки глагола и переходят в В таком случае бывшие деепричастия уже не обозначают добавочное действие (они не заменяются глагольными формами, не отвечают на вопросы «что сделав?», «что делая?»), а только обозначают признак действия и отвечают на вопрос «как?». Например: Ребята молча слушали меня (слушали как? - молча, это наречие, а не деепричастие).
Морфологический разбор выполняют обязательно в контексте, выписывая деепричастие вместе с глаголом, добавочное действие которого он означает.
Письменный морфологический разбор деепричастия
Пятак, звеня и подпрыгивая, покатился по дороге.
Звеня (покатился)
1. Звеня - деепр.
2. Покатился (как? что делая?) звеня. Н.ф. - звенеть.
3. (Как? что делая?) Звеня.
Подпрыгивая (покатился)
1. Подпрыгивая - деепр.
2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Н.ф. - подпрыгивать.
Морф. признаки: несов. в., невозвр., непер., неизм.
3. (Как? что делая?) Подпрыгивая.
Устный морфологический разбор деепричастия
Звеня (покатился)
1. Звеня - деепричастие, обозначает второстепенное действие.
2. Покатился (как? что делая?) звеня. Начальная форма - звенеть.
Подпрыгивая (покатился)
1. Подпрыгивая - деепричастие, обозначает второстепенное действие.
2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Начальная форма - подпрыгивать.
Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, непереходный, неизменяемая глагольная форма.
3. В предложении выполняет синтаксическую роль обстоятельства.