Объектом социально психологического исследования является. Объект и предмет социальной психологии

Различное понимание предмета социальной психологии является предпосылкой создания разных образов социальной реальности, разного видения человеческих связей и отношений, что свидетельствует существование в определенной степени разных социальных психологий.

Предмет социальной психологии. Предмет социальной психологии вызревал длительное время. В этом процессе выделяют следующие периоды:

1. Накопление социально-психологических знаний в сфере общественных и естественных наук (с древних времен и до середины XIX ст.).

2. Выделение социальной психологии из социологии и психологии и формирование ее как самостоятельной отрасли знания (вторая половина XIX века. - начало XX вв.).

3. Оформление социальной психологии как самостоятельной науки (20-е годы XX века).

На всех этапах развития социальной психологии существовали различные, даже альтернативные толкования ее предмета. Так, американский ученый Гордон Уиллард Олпорт (1897-1967) усматривал назначение социальной психологии в объяснении влияния реальной, мнимой или предполагаемого присутствия других людей на мысли, чувства и поведение индивидов. Такой же позиции придерживается современный американский социальный психолог Дэвид Майерс, утверждая, что социальная психология является наукой о том, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу.

Принципиально иным является взгляд на предмет социальной психологии французского ученого Сержа Московичи, который рассматривает социальную психологию как науку о группы и индивиды, которые создают свою реальность (она, по сути, является их единственной реальностью), управляют друг другом и формируют связи, которые их объединяют или разъединяют.

Длительное время не было единства во взглядах на предмет социальной психологии и в бывшем Советском Союзе. Например, российский психолог, основатель и директор Московского психологического института Георгий Челпанов (1862-1936) предлагал разделить психологическую науку на социальную психологию и собственно психологию. Не соглашаясь с таким подходом, известный физиолог, основатель рефлексологии Владимир Бехтерев (1857-1927) в своем фундаментальном труде "Коллективная рефлексология" утверждал, что предметом социальной психологии является изучение деятельности участников собраний в широком смысле этого слова. Собственно социально-психологические проблемы, по его мнению, должна решать специальная отрасль психологического знания - коллективная рефлексология. Коллектив он рассматривал как сборную личность, а главным его признаком считал общность задач и интересов, что побуждает к единству действий. Среди социально-психологических механизмов Бехтєрев выделял взаимодействие, общение, а среди коллективных - наследственные рефлексы, настроение, наблюдения, творчество, согласованность действий, сосредоточение. По его утверждениям, люди объединяются в коллективы в результате взаємонавіювання, взаемонаслидування, взаимоиндукции. Экспериментальными исследованиями влияния общения и совместной деятельности на формирование процессов восприятия и памяти Бехтєрев основал экспериментальную социальную психологию.

В 50-60-е годы XX века. было развернуто еще одну дискуссию, в процессе которой выкристаллизировали три подхода во взглядах на предмет социальной психологии. Ученые-социологи интерпретировали социальную психологию как науку о "масовидні явления психики". Представители психологического подхода считали предметом исследования социальной психологии личность. Третий подход заключался в попытках синтезировать оба предыдущие, опираясь на видении социальной психологии как науки, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Такое стремление "психологізувати" социологию и "соціологізувати" психологию нередко приводило к отождествлению объектов и предметов их исследований. Иногда оно заметно и сейчас, прежде всего в попытках определить предмет социальной психологии через перечень объектов, которые она должна изучать. К тому же этот перечень (далеко не полный) еще не указывает на специфику социально-психологического подхода, ведь психологические особенности групп, закономерности поведения и деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми, кооперация, формы общения, массовые психические явления и т. п. могут быть объектом исследования многих наук - социологии, психологии труда, психологии управления, политологии и тому подобное.

В различные периоды развития социальной психологии, ее предметом считали:

Причинную обусловленность психического социальным. Вокруг этой проблематики дискутировали ученые в 20-е годы XX века, что стимулировало развитие социально-психологических исследований в рамках общей психологии и педагогики;

Соотношение социальной (общественной) психологии и идеологии, психологии социальных групп и личности (традиции, общественное мнение, обычаи, другие массовые психические явления общественного сознания);

Закономерности поведения людей, обусловленные их совместной деятельностью, взаимодействием и взаимовлияниями. Этот взгляд на социальную психологию, что соединил психологический и социологический подходы, сформировался в результате дискуссий о предмете социальной психологии в 20-е, 60-е годы XX века. Он показал, что предмет социальной психологии можно определять, беря за основу как личности, так и массовые психические явления. Пользуясь этими критериями, современный российский социальный психолог Галина Андреева предметом социальной психологии считает изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

в Связи с первыми двумя подходами предмет социальной психологии определяли с точки зрения психологии или социологии. Социологический подход очерчивал предмет социальной психологии от "внешнего" к "внутреннего", то есть от общества, социальной среды, группы к индивиду. Сторонники психологического подхода основой предмета социальной психологии считают личность, ее психологические особенности, межличностные отношения.

Признание того, что социальная психология основывается, с одной стороны, на социологии, а с другой - на психологии, не способствовало становлению ее как самостоятельной науки. Поиск новой парадигмы в определении предмета исследования продолжается и сейчас. Понимание социальной психологии как промежуточного звена между социологией и психологией привело к тому, что, например, в США она функционирует на правах секции Американской социологической ассоциации и секции Американской психологической ассоциации. Подобная ситуация сложилась и в других странах. Так, в российской и отечественной социальной психологии большинство исследователей рассматривают ее как науку с двойным предметом (психологические свойства человека, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми; особенности социально-психологических процессов и феноменов, порождающие эти психологические свойства).

Такое понимание предмета социальной психологии требует уточнения. Поэтому эти проблемы активно обсуждаются отечественными и зарубежными учеными. Вполне рациональным является утверждение современного российского социального психолога П. Шихірєва, что, независимо от того, в русле которой из наук формировалась социальная психология, ее основу составляют следующие ведущие идеи: ценностное отношение (оценка) как регулятор поведения; форма его существования и способы функционирования; социальное взаимодействие (общение) как среда зарождения и существования ценностного отношения. И именно в ценностном отношении фиксируется представление людей о том, что существует, или то, к чему они стремятся в отношениях с другими людьми, группами, обществом.

Кризисные явления в развитии социальной психологии, которые поразили ее в 60-70-е годы XX века, вызваны тем, что слишком долго она была індивідуалістичною, неспособной объяснить социальное поведение людей в больших социальных группах. Так, один из самых последовательных критиков "лабораторной культуры" американской социальной психологии С. Московичи обвиняет ее в неспособности предсказать студенческие бунты и демонстрации в 70-е годы XX века, раскрыть проблемы социального неравенства, политического насилия, национальных и расовых конфликтов, социальной напряженности. Речь идет о наполнении социальной психологии адекватным социальным содержанием, ее "соціологізацію", что стимулируется не столько развитием теории, сколько объективными жизненными потребностями, необходимостью учитывать человеческий фактор в решении общественных проблем и начертании перспектив развития общества. Поэтому все больше ученых рассматривает социальное (социальный процесс) как общее изменение людьми своего социума, как особое пространство мышления и реальности. А социальная психология активно пользуется категориями "социально-психологическое пространство", "социально-психологическая реальность".

Социально-психологическое пространство - объективная форма субъективного восприятия, представленного системой определенных оценок, представлений и образов; социальная деятельность людей или групп, отношения и взаимодействие между ними, их намерениях, позиции и цели, взаимосвязи и взаимозависимости.

Социально-психологическое пространство непосредственно влияет на деятельность людей. Он опосредованное предметным, физическим средой, материализованным пространством общности, ее системными свойствами (целостность, структурность, функциональная однородность и проч.).

Социально-психологическая реальность - качественно новое образование, которое возникает на границ/ социального и психического, имеет существенные признаки каждого из них и в котором важными являются закономерности и механизмы взаимосвязи социального и психического, их взаимодействие, взаимозависимость и взаимовлияние.

Отдельные социальные психологи социально-психологической реальностью считают социальную психику как совокупность взглядов, намерений, чувств, мыслей, выражающих готовность к определенным действиям. Она, по их мнению, возникает в процессе общения, взаимодействия между людьми, связывает в единое целое элементы индивидуального и социального за внутренними законами социума, а потому имеет относительно индивидов принудительную силу. Влияя на поведение индивида, социальная психика приводит ее в соответствии с требованиями конкретной общности. При этом она не является носителем "истины " или "норм ценности", а лишь одобрением или неодобрением группой, принятием или неприятием определенного действия, доверия или недоверия субъекта - носителя или потребителя информации.

Другие ученые утверждают, что для определения предмета науки необходимо выделить из реальности, которую она изучает, существенное и существенное, отличительное, которая отличает ее от другой науки. С этих позиций социальную психологию определяют как науку о закономерностях становления социально-психологической реальности, ее структуру, механизмы развития и функционирования. При этом возникают вопросы: существует Ли такая реальность? Если существует, то в чем заключается ее содержание? Что есть общего и отличного между ней и социальной или психической (психологической) реальностями, какое место занимает она в общей структуре бытия?

Социальную психологию характеризуют как науку, которая изучает конкретные механизмы взаимосвязи социального и психического, их взаимодействие и взаимозависимость. Каждое социальное явление имеет свой психологический аспект, который преломляется через психологические особенности конкретных лиц и социальных групп. При этом психическое отражение является порождением и следствием активности человека, которая возможна только в процессе реальной деятельности, общения, взаимодействия с другими людьми. Известно также, что психическое существует в форме специфического субъективного мира человека. Его специфика заключается в том, что образы психической реальности для индивида отличаются от явлений внешней реальности, но одновременно является для него вполне реальными образованиями. Именно благодаря этой реальности, ее способности проявляться в динамике психических процессов, мотивов, предметных действий, состояний личности становится возможным воздействие психического на жизнь лица, на регуляцию ее деятельности и отношений. Психическое е не только формой отражения социального, но и средством его регуляции и существования. Осознание этого дает возможность рассматривать социально-психологическое отражение как психическое отражение. Речь идет о том, что все социально-психологические явления возникают в форме психических (субъективных) образов, переживаний, состояний.

Социально-психологические явления - феномены, выминают в результате взаимодействия субъектов коммуникативного процесса (отдельных индивидов и общностей) в определенных условиях, воспроизводят социально-психологическую реальность, побуждают и регулируют поведение людей, способствуют организации разных форм деятельности и общения, осуществляют обмен Информацией и переживаниями.

Основными социально-психологическими явлениями являются: общность, образ жизни, стереотип, общение, конфликт, настроение и прочее. Возникают и распространяются они в результате действия умышленно создаваемые (слухи, различные объединения и т. п) и тех, что возникли и развились стихийно (мода и др.) механизмов. Универсальными механизмами социально-психологических явлений есть подражания, внушения, заражения, убеждения и тому подобное. Социально-психологические явления классифицируют по содержанию (нормальные и деформированные), степенью устойчивости (динамические - например, различные виды общения, динамико-статичные - например, настроения; статические - например, традиции, обычаи) и др.

Объектом социально-психологического отражения есть не все окружающее, а только то, что связано с взаимодействием людей, их совместной деятельностью. Итак, социально-психологическое отражение обусловлено появлением качественно нового образования - группового субъекта деятельности (социальной группы, общности и проч.), что существенно изменяет характер регуляции между людьми, поскольку взаимодействие между ними, их совместная деятельность невозможны только на основе інтерсуб"єктивних отношений. В результате субъективного отражения объективной реальности возникает социальное поведение людей, которое всегда нуждается в координации, распределения функций, контроля, то есть должна функционировать на основе определенных общественно (совместно выработанных норм. Социальное действие на основании норм и ценностей реализуется через чувства, переживания, представления конкретных людей. Социально-психологическое отражение является социальным по содержанию и психическим по форме и способу регуляции.

Итак, для уточнения предмета социальной психологии и ее места в системе научного знания принципиальное значение имеет выяснение соотношения социального и индивидуального, поскольку их интеграция и выявления новой реальности является определяющей в развитии социальной психологии как самостоятельной отрасли знания (рис. 3).

Рис. 3. в

Предмет социальной психологии - изучение закономерностей и механизмов возникновения, функционирования и проявления реальности, которая формируется в процессе субъективного отражения человеком объективных социальных отношений и социальных общностей.

Это определение охватывает важнейшие сущностные признаки социальной психологии:

Личностные механизмы регуляции социального процесса;

Ценностное отношение индивида к социальному, что позволяет социальной психологии объяснить поведение человека в социальной среде, конкретной группе; как ее поведение, возникшее в результате субъективного воспроизведения индивидом объективного мира, деятельность влияют на функционирование социальной общности, которым является индивидуальный вклад каждого человека в работу группы;

Социально-психологические факторы, которые определяют развитие активности личности и группы;

Социальные общности, массовые явления, которые влияют на человека и его поведение.

Итак, современное понимание предмета социальной психологии не ограничивается исследованием традиционных сфер, а раскрывает механизмы взаимоотношений на уровне "группа - общество", "индивид - общество". Это свидетельствует, что предмет социальной психологии охватывает все более широкую социально-психологическую реальность, связанную с массовым сознанием и массовым поведением людей.

Задачи социальной психологии

Развиваясь в единстве теоретических и практических аспектов, социальная психология постоянно углубляет и расширяет свой предмет, параллельно решая конкретные социально-психологические проблемы, тем самым выполняя разнообразные теоретические и прикладные задачи:

Решения общих научных проблем, связанных с. формированием знаний о социально-психологическую реальность, объяснением процесса субъективного отражения объективной действительности, разработкой социально-психологических концепций о взаимодействии между людьми и социальными спільностями, методологию, методы, способы социально-психологических исследований (социально-психологические проявления личности, сфера общения, межличностных отношений и групповых процессов, социально-психологические явления в макросреде и др.);

Изучение проблем, связанных с изменениями социально-психологической реальности, анализом путей и средств воздействия на механизмы ее становления, развития и функционирования;

Теоретическое осмысление места и роли человека, развивающийся в обществе, которое также меняется; выявление конкретных социально-психологических характеристик личности, наиболее распространенных ее социально-психологических типов, коммуникативных программ поведения;

Исследование отношений и общения, в том числе в экстремальных и конфликтных условиях, а также в связи с утверждением в социуме новой системы ценностей и форм собственности;

Выработка теоретических основ социально-психологической диагностики, консультирования и оказания помощи.

Какие бы задачи не решала социальная психология, она должна корректно относиться как к достижений отечественной науки и практики, так и в теоретических и прикладных достижений зарубежных ученых.

Социальная психология

психологии и социологии

Предмет

Объект

1

2.

3

4

основные разделы :

- психологию общения

- психологию групп

-

- практические приложения .


Билет 5. Вопрос 1. Методология, метод и методика в социально-психологическом исследовании. Методы социальной психологии.

Социально-психологическое исследование - вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология определяет исходные принципы исследования, нормы и требования к использованию методов, правила оказания воздействия.

Классификация толпы

-по признаку управляемости:

Стихийная толпа . Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

Ведомая толпа . Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

Организованная толпа . Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу.

- по характеру поведения людей:

Окказиональная толпа . Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).

Конвенциональная толпа . Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу.

Экспрессивная толпа . Формируется - как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

Экстатическая толпа . Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок - концерты и т.п.).

Действующая толпа . Формируется - как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

1. Агрессивная толпа объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.

2. Паническая толпа , спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

3. Стяжательская толпа . Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан.

4. Повстанческая толпа . Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей.

Г. Лебон различает виды толп по признаку гомогенности. Разнородная: анонимная (уличная, например), не анонимная (парламентское собрание). Однородная: секты; касты; классы.

Факторы социализации.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

Третья мезафакторы , условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу микрофакторы . К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.


Стадии развития коллектива

- (самый низкий) - разобщенный, это коллектив, который или начал формироваться, или уже «разлагается». В него входят люди, которые друг друга мало знают или, наоборот, хорошо увидели только негативные качества друг друга. Основные средства воздействия коллектива и руководителя на личность связаны больше с негативными оценками различных отклонений от официальных норм, предписаний, распоряжений и т.п.

- II- (средний) - расчлененный коллектив. Цели ценности и нормы его уже признаются многими членами, но воспринимаются и интерпретируются пока по-разному, в зависимости от группировок, к которым принадлежат индивиды. В таком коллективе обычно несколько лидеров, которые могут враждовать между собой, а вслед за ними недружелюбно относятся друг к другу члены группировок. Формальная и неформальная структура в некоторых элементах близки. В воздействии на личность используются и положительные и отрицательные оценки.

- III - (высший) - сплоченный коллектив - в нем установились понятные и признаваемые всеми цели, ясные и твердые нормы и принципы взаимодействия, соответствующие общечеловеческой морали. Причем официальные нормы дополняются и подкрепляются неофициальными установлениями и традициями. В связи с этими особенностями каждая личность высоко ценит коллектив, дорожит им.

Психолог Л. Уманский предложил образную классификацию стадий развития коллектива. По его мнению, данные стадии можно интерпретировать следующим образом:

1. песчаная россыпь (люди еще не связаны узами общения);

2. мягкая глина (члены коллектива устанавливают контакты, объединяются в нечто целое);

3. мерцающий маяк (начинается распределение социальных ролей между членами, происходит принятие целей и ценностей коллектива);

4. алый парус (выделяются лидеры и ядро коллектива, которое способно вести за собой отдельных членов);

5. пылающий факел (все члены коллектива живут едиными целями и ценностями, активно и энергично участвуют в совместной деятельности);

6. пауки в банке (это стадия распада коллектива, когда его членов кроме "надоевшей" работы уже ничто не объединяет).


Билет 1. Вопрос 1. Социальная психология как наука. Предмет, объект и задачи и структура социальной психологии.

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии . Ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания.

В середине XIX в. социальная психология выделилась в самостоятельную, но пока еще описательную науку.

Предмет социальной психологии – психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в социальных группах.

Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Т.е. объект психологии - это то, на что направлена деятельность социальной психологии.

Она изучает следующие явления:

1 . Психологические процессы, состояния и свойства индиви­да, которые проявляются в результате его включения в от­ношения с другими людьми, в различные социальные груп­пы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, полити­ческих, управленческих, правовых и др.).

2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, фе­номен общения. Например - супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между лично­стью и группой, а также межгрупповым.

3 . Психологические процессы, состояния и свойства различ­ных социальных групп, как целостных образований, отлича­ющихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.

4 . Массовые психические явления. Например: поведение тол­пы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, страхи.

Психология социальная как наука включает следующие основные разделы :

- психологию общения , изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;

- психологию групп , изучающую психологические характеристики групп социальных – как больших (классы, нации), так и малых. Здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;

- психологию социальную личности , изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;

- практические приложения .


Любой человек, если только он не принял аскетизм и не живёт жизнью отшельника, является частью социума. Он взаимодействует с другими людьми и выполняет свою социальную роль. И, как правило, общение разных людей друг с другом всегда различается. Все люди разные и они могут относиться к различным социальным группам, занимать разное социальное положение, иметь разный статус и т.д. На общение и отношения людей влияют многие факторы и нашей задачей, как людей, стремящихся к саморазвитию и лучшему пониманию природы человека, является разобраться в том, что же это за факторы и каковы вообще особенности взаимодействия людей и их поведения. И в этой теме нам поможет разобраться социальная психология, которой мы посвящаем очередной урок нашего курса.

В представленном уроке мы разберёмся в том, что такое прикладная социальная психология, знания из области которой мы сможем успешно применять на практике. Мы узнаем, на чём основываются взаимоотношения людей, разберёмся в том, каковы задачи и проблемы социальной психологии, поговорим о её предмете, объекте и методах. И начнём мы с объяснения самого понятия социальной психологии.

Понятие социальной психологии

Это раздел психологии, который посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ социальной психологии представляется очень важным для психологически правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и коллектива.

Социальная психология является наукой, которая находится на стыке психологии и социологии, поэтому и изучает социальная психология аспекты, характерные для этих обеих наук. Если быть конкретнее, то можно сказать, что социальная психология изучает:

  • Социальную психологию личности
  • Социальную психологию групп людей и общения
  • Социальные отношения
  • Формы духовной деятельности

Социальная психология имеет и свои разделы:

По мнению Галины Андреевой - человека, с именем которого связывают развитие социальной психологии в СССР, данная наука разделяется на три основных раздела:

  • Социальная психология групп
  • Социальная психология общения
  • Социальная психология личности

Исходя из этого, можно описать круг проблем социальной психологии.

Проблемы, предмет и объект социальной психологии

Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые. При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция. Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада. Главным ориентиром в исследовании личности для социальной психологии является взаимоотношения личности и группы.

Предмет социальной психологии - это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях. Но это больше относится к теоретической стороне науки. Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.

К объектам социальной психологии относятся сами носители социально-психологических явлений:

  • Личность в группе и системе отношений
  • Взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.)
  • Малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.)
  • Взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.)
  • Взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.)
  • Большая социальная группа (этнос, социальный слой, политическая партия, религиозная конфессия и т.п.)

Чтобы было понятнее, чем занимается социальная психология и что она изучает, вы можете задаться вопросами на тему того, почему, например, одни ученики в классе ведут себя одним образом, а другие - другим? Как влияет на становление личности человека, к примеру, то, воспитывают его родители-алкоголики или родители-спортсмены? Или почему одни люди склонны давать указания, а другие склонны их выполнять? Если вам интересно узнать психологические детали общения людей или взаимодействия групп людей друг с другом, то ваши потребности в этом вопросе как нельзя лучше удовлетворит именно социальная психология.

И, конечно же, чтобы изучение предмета и объекта социальной психологии было наиболее эффективным, и чтобы исследования давали максимальные результаты, социальная психология, как и любая другая наука должна иметь в своём арсенале определённый набор методов. О них мы и побеседуем ниже.

Методы социальной психологии

Вообще, о конкретных методах социальной психологии нельзя сказать, что они являются независимыми от общих методов психологии . Поэтому, использование любого метода должно быть обусловлено спецификой представленной науки, т.е. любой метод должен применяться в определённом «методологическом ключе».

Сами же методы социальной психологии имеют свою классификацию и подразделяются на четыре группы:

  • Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, аппаратурные методы, социометрия, анализ документов, тесты, опрос, групповая оценка личности);
  • Метод моделирования;
  • Методы управленческо-воспитательного воздействия;
  • Методы социально-психологического воздействия.

Рассмотрим каждую группу методов вкратце.

Методы эмпирического исследования

Метод наблюдения. Под наблюдением в социальной психологии подразумевается сбор информации, который осуществляется путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрирования социально-психологических явлений в лабораторных или естественных условиях. Основной материал по вопросу наблюдения содержится в нашем втором уроке , из которого вы можете узнать о том, какие виды наблюдения существуют и чем они характеризуются.

О том, как работает метод наблюдения, вы можете узнать, проверив его на своём личном опыте. Например, вы хотели бы узнать, что вызывает наибольший интерес у вашего подрастающего ребёнка в процессе обычной жизни. Чтобы это выяснить, нужно всего лишь наблюдать за ним, его поведением, настроением, эмоциями, реакциями. Более всего внимание стоит обращать на речевые акты, их направленность и содержание, физические действия и их выразительность. Наблюдение поможет вам выявить какие-то отдельные интересные черты в своём ребёнке или, наоборот, увидеть, что происходит закрепление каких-либо тенденций. Главной задачей во время организации наблюдения является точное определение того, что вы хотите увидеть и зафиксировать, а также умения выявить факторы, оказывающие на это влияние. При необходимости наблюдение можно проводить систематически, использовать для него определённые схемы, оценивать результаты по каким-либо системам.

Метод анализа документов - это одна из разновидностей способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом считается любая информация, зафиксированная на каком-либо носителе (бумага, фотоплёнка, жёсткий диск и т.д.). Анализ документов позволяет составить достаточно точную психологическую характеристику личности человека. Этот метод очень популярен среди психологов и простых людей. Например, многие родители, замечая некоторые отклонения в развитии своих детей и пытаясь выяснить их причину, обращаются за помощью к психологам. А те, в свою очередь, просят родителей, что бы они принесли рисунки, которые нарисовали их дети. На основе анализа этих рисунков психологи приходят к какому-то мнению и дают родителям соответствующие рекомендации. Есть ещё пример: как известно, многие люди ведут дневники. На основе изучения этих дневников опытные специалисты могут составить психологический портрет их владельцев и даже определить, какие факторы повлияли на то, что личность человека сформировалась конкретным образом.

Метод опроса , а в частности, интервью и анкетирование, широко распространены в современном обществе. Причём, не только в психологических кругах. Интервью берутся у людей из совершенно разных социальных слоёв с целью получения разного рода информации. Анкетирования проводятся аналогично. Если вы, к примеру, являетесь руководителем отдела в какой-нибудь организации и стараетесь найти возможность улучшить показатели работы своего отдела или сделать обстановку в коллективе более дружественной, вы можете провести среди своих подчинённых анкетирование, предварительно составив список вопросов. А подвидом интервью можно смело назвать собеседование при трудоустройстве на работу. Как работодатель, вы можете составить список вопросов, ответы на которые дадут вам объективную «картинку» соискателя, которая поможет принять верное решение. Если же вы соискатель, претендующий на серьёзную (и не только) должность, то это повод подготовиться к интервью, для чего сегодня есть множество полезной информации в Интернете.

Метод социометрии относится к способам социально-психологического исследования структуры малых групп и человека, как члена группы. С помощью данного метода изучают отношения людей между собой и внутри группы. Социометрические исследования могут быть индивидуальными и групповыми, а их результаты обычно представляют в виде социометрических матриц или социограмм.

Метод групповой оценки личности (ГОЛ) заключается в получении характеристики человека в определённой группе, основанной на опросе членов этой группы относительно друг друга. Используя этот метод, специалисты оценивают уровень выраженности психологических качеств человека, которые проявляются в его появлении, деятельности и взаимодействии с окружающими.

Метод тестов. Как и некоторые другие методы психологии, тесты уже рассматривались нами в одном из первых уроков и подробно ознакомится с понятием «тесты» вы можете там. Поэтому, коснёмся лишь общих вопросов. Тесты - это краткие, стандартизированные и, в большинстве случаев, ограниченные по времени испытания. При помощи тестов в социальной психологии определяют различия между людьми и группами людей. Во время выполнения тестов испытуемый (или группа таковых) выполняет определённые задания или выбирает из перечня ответы на вопросы. Обработка и анализ данных выполняются в соотнесении их с определённым «ключом». Результаты выражаются в тестовых показателях.

Шкалы , измеряющие социальные установки, относятся к числу тестов, которым всё же уделяется особое внимание. Шкалы социальных установок применяют с самыми разными целями, но чаще всего их используют для характеристик следующих направлений: общественное мнение, потребительский рынок, выбор эффективной рекламы, отношение людей к работе, проблемам, другим людям и т.д.

Эксперимент. Ещё один метод психологии, которого мы касались в уроке «Методы психологии ». Эксперимент подразумевает создание исследователем определённых условий взаимодействия между испытуемым (или группой таковых) и определёнными ситуациями с целью восстановления закономерностей этого взаимодействия. Хорош эксперимент тем, что позволяет моделировать явления и условия для исследования и воздействовать на них, измерять реакции испытуемых и воспроизводить результаты.

Моделирование

В предыдущем уроке мы уже касались метода моделирования в психологии и ознакомиться с ним вы можете, перейдя по ссылке. Стоит лишь заметить, что в социальной психологии моделирование развивается в двух направлениях.

Первое - это техническая имитация процессов, механизмов и результатов психической деятельности, т.е. моделирование психики.

Второе - это организация и воспроизведение какой-либо деятельности, посредством искусственного создания среды этой деятельности, т.е. психологическое моделирование.

Метод моделирования позволяет получить множество самых разных достоверных социально-психологических сведений о человеке или группе людей. Например, для того, чтобы узнать, как сотрудники вашей организации будут действовать в экстремальной ситуации, будут под воздействием панического состояния или станут действовать сообща, смоделируйте ситуацию возникновения пожара: включите тревогу, оповестите сотрудников о возгорании и наблюдайте за происходящим. Полученные данные позволят вам определить, стоит ли уделить внимание работе с сотрудниками по поведению на рабочем месте в чрезвычайных ситуациях, понять, кто является лидером, а кто - ведомым, а также узнать о тех качествах и чертах характера ваших подчинённых, о которых вы, возможно, не знали.

Методы управленческо-воспитательного воздействия

Под управленческо-воспитательными методами подразумевается совокупность действий (мыслительных или практических) и приёмов, выполняя которые можно достигнуть нужных результатов. Это своеобразная система принципов, которая даёт установку на организацию продуктивной деятельности.

Влияние методов воспитания проявляется через непосредственное воздействие одного человека на другого (убеждение, требование, угроза, поощрение, наказание, пример, авторитет и т.п.), создание специальных условий и ситуаций, вынуждающих человека проявить себя (выразить мнение, сделать какое-то действие). Также влияние оказывается через общественное мнение и совместную деятельность, передачу информации, обучение, получение образования, воспитание.

Среди методов управленческо-воспитательного воздействия выделяют:

  • Убеждения, формирующие определённые психические проявления (взгляды, понятия, представления);
  • Упражнения, организующие деятельность и стимулирующие позитивные мотивы;
  • Оценку и самооценку, определяющие поступки, стимулирующие деятельность и оказывающие помощь в регуляции поведения

Отличным примером управленческо-воспитательного воздействия является воспитание ребёнка его родителями. Именно посредством воспитания в человеке зарождаются и формируются основные черты и свойства его личности. Нетрудно догадаться, что, если вы желаете, чтобы ваш ребёнок вырос самостоятельным, уверенным в себе и успешным человеком, обладающим набором положительных качеств (ответственность, целеустремлённость, стрессоустойчивость, позитивность мышления и т.п.), то и воспитывать его следует должным образом. В процессе воспитания важно проводить доверительные беседы, уметь направлять деятельность ребёнка и его поведение, поощрять за успехи и давать понять, когда совершён какой-либо проступок. Нужно приводить веские доводы, аргументы, примеры. Ставить в пример авторитетных людей, выдающихся личностей. Также важно стараться всегда давать правильную оценку поведению, действиям, поступкам и результатам вашего ребёнка, формировать в нём адекватную самооценку. Это, конечно, лишь несколько примеров. Но важно понять, что только в случае правильного управленческо-воспитательного воздействия на личность человека становится возможным оказать на него положительное и конструктивное влияние.

И последней группой методов социальной психологии являются методы социально-психологического воздействия.

Методы социально-психологического воздействия

Методы социально-психологического воздействия - это совокупность приёмов, оказывающих воздействие на потребности, интересы, склонности человека, его установки, самооценку, эмоциональное состояние, а также социально-психологические установки групп людей.

При помощи методов социально-психологического воздействия можно оказывать влияние на потребности людей и их мотивацию, изменять их желания, стремления, эмоции, настроение, поведение. Умело используя данные методы можно менять взгляды людей, мнения и установки, а также создавать новые. Оказывая правильное социально-психологическое воздействие на человека, можно обеспечить максимально благоприятное положение человека в обществе, сделать его личность более устойчивой к воздействию различных факторов, сформировать у него здоровое мировоззрение и отношение к людям, миру, жизни. Иногда методы социально-психологического воздействия применяются с целью разрушения уже имеющихся свойств личности, остановки какой-либо деятельности, мотивации к поиску новых целей и т.п.

Как мы видим, методы социальной психологии - это одна из наиболее сложных тем в психологической науке. Чтобы детально разобраться в этих методах, нужно провести за их изучением не один месяц. Но, несмотря на это, можно сделать один точный вывод: учитывая все методологические трудности, в любом социально-психологическом исследовании должно присутствовать умение чётко обозначать и разграничивать решаемые задачи, выбирать объект, формулировать исследуемую проблему, уточнять используемые понятия и систематизировать весь спектр применяемых для исследования методов. Только так можно сделать социально-психологические исследования максимально точными и результативными.

Но для того, чтобы вы могли уже сейчас начать внедрять полученные знания в свою жизнь, не занимаясь углублённым изучением специализированных материалов, следует знать несколько важных законов и закономерностей социальной психологии, которые оказывают влияние на жизнь человека в обществе и его взаимодействие с этим обществом и другими людьми.

Люди всегда тем или иным образом воспринимают находящихся рядом людей.

Обычно мы приписываем людям, с которыми контактируем, определённые свойства, которые относятся к социальным стереотипам. Стереотипы могут приписываться людям по антропологическому признаку, т.е на основе особенностей той расы, к которой принадлежит человек. Есть также социальные стереотипы - это образы, приписываемые людям, занимающим определённые должности, имеющие разный статус и т.п. Стереотипы могут быть и эмоциональными, т.е. связанными с физиологическими свойствами людей.

Поэтому, общаясь с разными людьми, вы должны понимать, что ваше их восприятие может быть подсознательно основано на стереотипах. Так, например, красивый человек может оказаться тем, с кем лучше не связываться, а непривлекательный внешне может поразить вас красотой и глубиной своей души. Если вы предвзято относитесь к людям определённой расы, это совсем не значит, что они таковы, как вы о них думаете. Ведь люди любого цвета кожи, пола, вероисповедания, мировоззрения могут быть как хорошими, так и плохими. Важно научиться воспринимать людей, не основываясь на стереотипах, а только на личном опыте. Как говорится, не судите по одёжке, а судите по уму.

Люди легко присваивают навязанные им социальные роли.

Человек, находящийся в постоянном взаимодействии с обществом, выстраивает своё поведение согласно тому, какую социальную роль присвоило ему это общество. Это легко прослеживается на примере человека, которого вдруг повысили в должности: он становится очень важным, серьёзным, общается с людьми с высока, те, кто ещё вчера были с ним на равных, сегодня ему уже не под стать и т.д. Навязанные социумом социальные роли могут сделать человека и слабовольным, бессильным что-то изменить. Люди, на которых оказано такое воздействие, могут «опуститься» до самых скверных поступков (даже убийства) или сами вознести себя до высот.

Нужно всегда помнить о том, что социальные роли, навязанные обществом, оказывают сильное влияние на человека. Чтобы иметь возможность не «прогнуться» под давлением социальной роли и остаться собой, необходимо быть сильной личностью, обладать внутренним стержнем, иметь убеждения, ценности и принципы.

Лучший собеседник - это тот, кто умеет слушать.

Беседа - это неотъемлемая часть человеческого общения. Встречаясь с другими людьми, мы начинаем разговор: о том, как у кого дела, о новостях, о переменах, интересных событиях. Беседа может быть дружеской, деловой, интимной, официальной или ни к чему не обязывающей. Но многие люди, если обратить на это внимание, гораздо больше любят говорить, чем слушать. Практически в каждой компании есть человек, который постоянно перебивает, хочет высказаться, вставить своё слово, никого не слушает. Согласитесь, это не очень приятно. Но это ярко выраженная потребность в разговоре. У других людей она может быть менее выражена, но, в любом случае, всегда существует.

Если человеку дать возможность говорить без умолку, то попрощавшись с вами, он будет испытывать только самые приятные эмоции от общения. Если же постоянно говорить будете вы, то ему, вероятнее всего, станет скучно, он будет кивать головой, зевать, и общение с вами станет для него непосильной ношей. Сильная личность - это человек, способный управлять своими эмоциями и желаниями. А лучший собеседник - это тот, кто умеет слушать и не говорить ни слова, даже если очень хочется. Возьмите это на вооружение и попрактикуйтесь - вы увидите, как приятно будет людям с вами общаться. К тому же, это будет тренировкой вашего самоконтроля, самодисциплины и внимательности.

Установки людей влияют на их восприятие действительности и окружающих.

Если у человека есть заранее сформированная предрасположенность реагировать на что-то определённым образом, то и делать это он будет в соответствии с ней. Вот, к примеру, вы должны встретиться с каким-то человеком и вам заранее рассказали о нём что-то очень нехорошее. При встрече вы будете испытывать к этому человеку острую неприязнь, нежелание общаться, негатив и отторжение, даже если этот человек на самом деле очень хороший. Любой, даже один и тот же человек, может предстать перед вами в совершенно разном свете, если перед этим вам будет дана определённая установка на его восприятие.

Не стоит брать на веру всё, что вы слышите, видите, узнаёте от кого-то другого. Главное всегда - это доверять только личному опыту и проверять всё самому, беря, конечно, во внимание всё, что вы узнали, но не основываясь на этом. Только личный опыт позволит вам узнать достоверную информацию и вынести объективные суждения по поводу других людей, событий, ситуаций, вещей и пр. В этом случае идеально подходит поговорка: «Доверяй, но проверяй!».

Поведение людей часто зависит от того, как их воспринимают другие.

В психологии это называется рефлексией. Это присуще, конечно же, не всем, но очень многим. Есть люди, которые всецело зависят от того, как их воспринимают окружающие. Гипертрофированное чувство важности чужого мнения приводит к тому, что человек начинает чувствовать постоянный дискомфорт, эмоциональное напряжение, зависимость от другого человека, неспособность отстоять свою позицию, выразить своё мнение и множество других довольно неприятных ощущений. Причём, проявляться эти ощущения могут по-разному: от небольших перепадов настроений в течение дня до затяжных и глубоких депрессий.

Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно понимать, что чужое мнение - это всего на всего чужое мнение. Не зря успешные люди говорят, что чужое мнение никогда не накормит вас и ваших близких, не купит вам одежду, не принесёт успеха и счастья. Совсем наоборот, практически всегда чужое мнение заставляет людей опускать руки, переставать к чему-то стремиться, развиваться и расти. То, как вас воспринимают окружающие - это их лично дело. Вы не обязаны ни под кого подстраиваться и всегда должны оставаться самими собой.

Люди склонны к осуждению окружающих и оправданию себя.

Ситуации в жизни бывают разные, как и люди, которые в них попадают. Но реакции, вызываемые у людей, попавших в эти ситуации, могут восприниматься нами совершенно по-разному. Например, если вы стоите в очереди, чтобы совершить покупку и перед вами стоит человек, который очень долго что-то покупает, это вызывает негативные эмоции у вас, вы можете начать выражать недовольство, торопить впереди стоящего и т.д. В то же время, если вы по какой-то причине задержитесь на кассе, а стоящий за вами человек начнёт что-то вам выговаривать, вы начнёте приводить вполне разумные доводы по поводу того, почему вы так долго стоите. И будете правы. Люди попадают в подобные ситуации практически каждый день.

Существенным плюсом для вас в плане своего развития будет овладение навыком критической оценки ситуации и людей, в ней оказавшихся (других и себя). Всякий раз, когда вы чувствуете, что начинаете испытывать в силу каких-либо обстоятельств негативные эмоции, раздражение, желание выразить недовольство в сторону другого человека, абстрагируйтесь ненадолго. Взгляните на ситуацию со стороны, критически оцените себя и других, подумайте о том, виноват ли другой в сложившейся ситуации и как бы вы повели и чувствовали себя на его месте. Вероятнее всего, вы заметите, что ваша реакция не совсем верная и следует вести себя спокойнее, тактичнее, осознаннее. Если сделать такую практику систематической, жизнь станет гораздо приятнее, вы будете меньше раздражаться, начнёте испытывать больше положительных эмоций, станете позитивнее и т.д.

Люди часто идентифицируют себя с другими людьми.

В социальной психологии это называется идентификацией. Очень часто наша идентификация с другими происходит во время нашего общения с кем-то: человек рассказывает нам какую-то историю или описывает ситуацию, участником которой был, мы же подсознательно ставим себя на его место, чтобы почувствовать то, что чувствовал он. Также идентификация может происходить во время просмотра кинофильма, чтения книги и т.п. Мы отождествляем с себя с главным героем или другими участниками. Таким образом мы глубже погружаемся в ту информацию, которую изучаем (смотрим, читаем), понимаем мотивы поступков людей, оцениваем себя с ними.

Идентификацию можно производить осознанно. Это очень помогает и в нестандартных, сложных жизненных ситуациях, и в процессе обычной жизни. Например, если вы в какой-то ситуации затрудняетесь в принятии верного решения, не знаете как вам лучше поступить, вспомните героя своей любимой книги, фильма, человека, являющегося для вас авторитетом, и подумайте о том, как бы он поступил на вашем месте, чтобы он сказал или сделал. В вашем воображении сразу же появится соответствующий образ, который и натолкнёт вас на верное решение.

Люди составляют первое впечатление о человеке в течение первых пяти минут.

Этот факт уже давно доказан психологами. Первое впечатление о другом человеке мы составляем в течение первых 3-5 минут общения с ним. Несмотря на то, что первое впечатление может быть обманчивым, этому моменту следует уделять особое внимание. При встрече с человеком впервые, мы смотрим на его внешний вид, осанку, поведение, речь, эмоциональное состояние. Также на первое впечатление влияет то, не чувствуем ли мы, что человек превосходит нас по каким-то параметрам, насколько привлекательна его внешность, какое отношение проявляет человек по отношению к нам. Другие люди составляют впечатления о нас по этим же критериям.

Нужно уметь производить первое впечатление. А для этого необходимо учитывать все вышеизложенные факторы его формирования. Поэтому, всегда, когда знаете, что у вас планируется первая встреча с человеком (собеседование, встреча в дружеской компании, свидание и т.д.), вы должны подготовиться к этому: аккуратно выглядеть, уверенно держаться, уметь найти что сказать, соблюдать манеры приличия и правила этикета, внятно говорить и т.п. Запомните, что первое впечатление - это фундамент для выстраивания всех дальнейших отношений.

Человек притягивает в свою жизнь то, что соответствует его мыслям.

Это называют по-разному: законом притяжения, «подобное притягивает подобное» или «мы - это то, что мы думаем». Смысл таков: в течение жизни на пути человека встречаются такие люди и происходят такие события, которые находятся с ним в резонансе: соответствуют его мыслям, ожиданиям, убеждениям. Если человек излучает негатив, то и в его жизни происходит больше неприятностей, ему сопутствуют неудачи, встречаются плохие люди. Если же от человека исходят позитивные вибрации, то и жизнь его будет наполнена, по большей части, добрыми вестями, хорошими событиями, приятными людьми.

Многие успешные люди и духовные личности говорят о том, что всё в жизни зависит от того, как мы мыслим. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша жизнь изменилась в лучшую сторону, происходило больше положительных событий, встречались хорошие люди и т.д., то, в первую очередь, вы должны обратить внимание на образ своего мышления. Перестройте его на нужный лад: с негатива на позитив, с позиции жертвы на позицию победителя, с ощущения неудачи на ощущение успеха. Не ждите мгновенных перемен, но старайтесь быть на позитиве - через некоторое время вы заметите изменения.

В жизни человека часто происходит то, чего он ожидает.

Вы, наверное, не раз замечали такую закономерность: то, чего вы опасаетесь больше всего, происходит с завидной регулярностью. Но дело здесь совсем не в том, что это что-то плохое, а в том, насколько сильную эмоциональную окраску вы этому придаёте. Если вы постоянно думаете о чём-то, переживаете об этом, ожидаете чего-то, то велика вероятность того, что это произойдёт. Любые ваши ожидания могут оказывать влияние и на людей, окружающих вас. Но отрицательные эмоции (страх, боязнь, опасения), как известно, в гораздо большей степени овладевают сознанием людей, нежели положительные. Поэтому и происходит то, чего мы не хотим, чаще, чем то, чего хотим.

Перестройтесь - перестаньте думать о том, чего вы опасаетесь, и ожидать этого, начните ждать от жизни и окружающих только самого лучшего! Но здесь главное не переусердствовать, чтобы не испытывать чувства разочарования. Создайте для себя привычку ждать только хорошего, но не идеализируйте свои ожидания. Отстранитесь от негатива и настройтесь на позитивный лад, но всегда оставайтесь реалистами и трезво смотрите на мир.

Закономерностей, которые действуют в общении между людьми, очень много, ведь психология - это наука, обладающая огромным количеством особенностей. Чтобы сделать свою жизнь лучше, а общение с другими людьми и взаимодействие с обществом приятнее и эффективнее, нужно развивать в себе внимательность ко всему, происходящему вокруг: поведению людей, их реакциям, причинам тех или иных ситуаций и событий. Никакая теория не изменит вас и вашу жизнь сама по себе. Только практическое применение новых знаний, оттачивание навыков своего общения и тренировка личных качеств смогут повлиять на вас и изменить то, что вы хотите изменить.

Что же касается непосредственно самого человека в социальной психологии, то можно с уверенностью заявить, что человек, как сформировавшаяся личность, играет здесь главную роль. Именно социальные и психологические особенности позволяют вообще существовать такой науке, как социальная психология. А знания о ней, которые мы теперь имеем, желаем углублять и стремимся применять на практике, дают нам возможность определить, осознать и понять факторы, влияющие на развитие личности, специфику взаимодействия людей между собой и в группах (а также этих групп). И уже это позволяет сделать нашу жизнь, как отдельных личностей, так и частей социума, более комфортной и осознанной, а результаты наших поступков и действий лучше и эффективнее. Именно по этим причинам мы должны осваивать азы социальной (и не только) психологии и делать их использование частью своей повседневной жизни.

Литература

Для тех, у кого есть желание глубже погрузиться в изучение темы социальной психологии, ниже мы представляем небольшой, но очень хороший список литературы, к которой есть смысл обратиться.

  • Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990
  • Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003
  • Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002
  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком М. МГУ, 1982
  • Бодалев А.А. Личность и общение М., 1995
  • Донцов А.И. Психология коллектива М., 1984
  • Леонтьев А.А. Психология общения М., 1998
  • Коломенский Я.Л. «Дифференциация социальной психологии и некоторые проблемы психологии развития» - Санкт-Петербург: Питер, 2000
  • Мясищев В.Н. Психология отношений Москва-Воронеж,1995
  • Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова М., 1995
  • Парыгин Б.Д. Социальная психология М., 1999
  • Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е.В.Шорохова М. Наука, 1987
  • Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб., 1998
  • Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы М., 1988
  • Секун В.И. Психология активности. Минск, 1996
  • Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях Л., 1983
  • Современная зарубежная социальная психология Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. М., 1984
  • Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001
  • Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1985
  • Социальная психология классов / Под ред. Г.Г.Дилигенского М., 1985
  • Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания СПб., 1996
  • Станкин М.И. Психология общения Курс лекций М.,1996
  • Стефаненко Т.Г, Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993
  • Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Вып. 1. М., 1998
  • Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. М., 1997
  • Фрейд 3. Групповая психология и анализ «ЭГО» М., 1991
  • Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании М., 1996
  • Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе М, 1985

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

3. Объект и предмет социальной психологии.

Социальная психология - наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей

Предмет и объект социальной психологии.По вопросу о предмете социальной психологии сложились три основных подхода. Согласно первому из нихпредметом социальной психологии являются массовидные явления психики. Данный подход разрабатывается социологами, в нем изучаются: психология классов, больших социальных общностей, различные стороны общественной психологии групп (традиции, нравы, обычаи)..

Согласно второму подходу предметом социальной психологии является личность. Этот подход получил распространение среди психологов. В рамках данного подхода дискутируется вопрос о том, в каком контексте исследовать личность. Возможен анализ личности с точки зрения ее положения в группе; рассмотрение личности в контексте межличностных отношений либо в системе общения.

Третий подход представляет попытку синтеза первых двух. Социальная психология рассматривается как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Следует отметить, что такое понимание предмета социальной психологии больше всего отвечает реальной практике исследований.

В настоящее время наиболее общепринятым определением предметом социальной психологии является следующее: изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также изучение психологических характеристик самих этих групп.

В качестве объекта исследования социальной психологии, могут выступать: личность, социальная группа (как малая, состоящая из двух-трех человек, так и большая, включающая в себя представителей всего этноса). Кроме того, к объекту социальной психологии относится изучение процессов развития личности и конкретной группы, процессов межличностного и межгруппового взаимодействия.

Социальная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования психологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы.

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители. Предметом ее выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов, представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей .

В больших группах – этносах (нациях), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных организациях– функционируют специфические социально-психологические феномены, которые получили обобщенные названия "психология нации", "классовая психология", "религиозная психология", "психология политики". Они отличаются сложным содержанием, неоднозначно трактуемым многими учеными, разнообразными формами проявления. Их изучают соответствующие отрасли социальной психологии: этническая психология, психология классов, психология религии, политическая психология.

В малых группах функционируют в основном такие социально-психологические явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции. Именно в малых группах осуществляются непосредственные и тесные контакты между всеми людьми, их составляющими. В то время, как в больших группах такие всесторонние контакты между всеми их членами невозможны. Отрасль социальной психологии, изучающая социально-психологические явления и процессы в малых группах носит название психологии малой группы.