Профессиональный рост педагога дополнительного образования. Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования в контексте современных требований

Педагог дополнительного образования - фигура, которая определяет разрешение всех проблем учебно-воспитательного процесса в учреждении. Обязательное условие этого - высокая информированность, знание результатов новейших исследований психолого-педагогической науки, посвященных усовершенствованию технологий обучения, воспитания и развития. Все это требует от педагога постоянного совершенствования профессионализма, повышения уровня общей культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ ДО Мальчевский ДДиЮ

Выступление к семинару

«Профессиональное развитие педагога дополнительного образования основа его успешной деятельности.

Подготовила: Собка Н.А., методист

Мальчевского ДДиЮ.

Ст. Мальчевская, 2016 год

Профессиональное развитие педагога дополнительного образования основа его успешной деятельности.

Педагог дополнительного образования - фигура, которая определяет

разрешение всех проблем учебно-воспитательного процесса в учреждении. Обязательное условие этого - высокая информированность, знание результатов новейших исследований психолого-педагогической науки, посвященных усовершенствованию технологий обучения, воспитания и развития. Все это требует от педагога постоянного совершенствования профессионализма, повышения уровня общей культуры.

Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров. Необходимо совершенствование содержания последипломного образования, отвечающего перспективам профессионального развития педагогов с учетом личностных и профессиональных потребностей.

Последипломное образование рассматривается как процесс становления и развития специалиста как профессионала и как личности. Исходя из анализа современных исследований видно, что последипломное образование подразумевает под собой повышение уровня образования, совершенствование подготовки, повышение уровня квалификации педагога. Профессиональное развитие педагога является важной составляющей последипломного образования. Непрерывность профессионального развития является необходимой для профессионального и личностного индивидуального опыта педагога. В связи с этим, в системе последипломного образования, особое внимание необходимо уделить профессиональному развитию педагогов. Профессиональное развитие - это активное качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности педагога, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности.

При несоответствии уровня профессионального развития педагога инновационной системе образования, возникают проблемы. Направленность на создание условий для понимания сущности и целей введения инноваций, обновления образовательной сферы, включение педагога в личностно значимый процесс профессионального развития становится важной направляющей осуществления процессов модернизации образования. Фактором профессионального развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: профессиональная направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная (поведенческая) гибкость.

Требования к профессиональной деятельности педагога, его личности и способностям обусловлены происходящими в обществе социальными преобразованиями. В связи с постоянным развитием системы образования новые социальные запросы в данной области делают актуальным рассмотрение требований к профессиональному развитию педагогов. Сегодня налицо противоречие между меняющимися со временем требованиями к педагогам и новыми условиями жизни общества. Постоянно развивающаяся и меняющаяся социальная среда, безусловно, оказывает влияние на образование. Меняются целевые установки в обществе, соответственно происходят изменения в образовательной среде. В связи с этим педагогам очень важно осознавать свою роль в этом процессе, стремиться формировать у себя качества, требуемые современным обществом. То, насколько полноценным будет развитие обучающегося, во многом зависит от профессионализма педагога.

Рассматривая требования к профессиональному развитию педагогов, прежде всего, следует рассмотреть наиболее значимые профессиональные качества, присущие педагогу. Одним из наиболее значимых профессиональных качеств педагога является профессионализм. В большинстве исследований, профессионализм педагога описывается через профессиональную компетентность. Под профессиональной компетентностью понимают «интегральную характеристику деловых и личностных качеств» специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений». Профессиональная компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.

Исследователи выделяют следующие блоки профессиональной компетентности педагога:

1. профессиональные психологические и педагогические знания;

2. профессиональные педагогические умения;

3. профессиональные психологические позиции, установки педагога, требуемые от него профессией;

4. личностные особенности, обеспечивающие овладение педагогом профессиональными знаниями и умениями.

Успешная педагогическая деятельность возможна только при наличии специальной подготовки и знаний. Путем проведения анализа ситуаций, педагог осознает сущность возникающих проблем. Только имеющий специальную подготовку педагог может найти новые пути и способы решения педагогических вопросов. Важным требованием к профессиональному развитию педагога является его профессиональное саморазвитие. Педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. Обычно движущей силой профессионального самообразования выступает потребность в самосовершенствовании. Одним из наиболее распространенных способов профессионального развития является повышение квалификации. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний. В результате повышения квалификации педагог овладевает новыми методами решения профессиональных задач, повышает свой профессиональный уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся условиях и требованиях общества.

Новейшие открытия ученых в области физики, биологии, медицины, техники значительно изменяют наши представления о мире. Меняется роль коммуникативных навыков в эпоху глобальной информатизации. Меняются общественные потребности и принципы обучения. Меняются роли во взаимоотношениях с обучаемыми. Все это требует от педагога постоянного профессионального развития на протяжении всей карьеры. Быть в постоянном саморазвитии, отслеживать новую информацию, учиться самому, не останавливаясь, - эти особенности и делают профессию педагога сверхсложной и увлекательной одновременно. В ней сочетаются элементы творчества и делового расчета, научных исследований и практической реализации. Парадокс этой профессии заключается в необходимости быть вечным студентом. Традиционная система переподготовки педагогических работников учреждений дополнительного образования не в состоянии обеспечить непрерывное образование, поэтому каждый из них обязан сам поддерживать свой профессиональный рост и личное развитие.

Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всё чаще выступает самообразование.

Под самообразованием трад ици онно понимают познавательную деятельность человека, которая:

  • осуществляется добровольно;
  • управляется самим человеком;
  • необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.

Таким образом, самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Как процесс овладения знаниями, самообразование тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Самообразование педагога учреждения дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов УДО могут быть:

  • ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дополнительного воспитания;
  • изучение учебной и научно-методической литературы;
  • ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • изучение новых программ и педагогических технологий;
  • ознакомление с передовой практикой учреждений дополнительного образования;
  • повышение общекультурного уровня.

Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли педагога, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:

  • "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
  • "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности);
  • "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования). Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования педагогов УДО, отметив их преимущества и недостатки.
  1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования - возможность получения квалифицированной помо щи от специалиста-преподавателя, а так же возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

  • эпизодичность прохождения курсов;
  • недостаточность курсов по разным направленностям дополнительного образования;
  • время проведения - в учебный период, что влечет проблемы с выполнением образовательной программы;
  1. Получение педагогического образования; получение высшего

образования либо второго высшего или второй специальности.

  • возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
  • система "ученый-педагог", при которой обучение ведут ученые-специалисты.

Недостатки:

  • нехватка у педагогов свободного времени;
  • занятость педагогов-совместителей по основному месту работы;
  • дороговизна обучения.
  1. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции,

семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность пройти их в удобное для педагогов время;
  • возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

  • дистанционные курсы проводятся на платной основе;
  • не все педагоги владеют в достаточной степени ИКТ и интернет-

технологиями.

  1. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной

литературы;

  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
  • посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей педагога к самооб- разованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги - отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

  1. Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования педагогов.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных конце пци й, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
  • методическая помощь является персональной и адресной;
  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:

  • Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения
  • Педсовет.оrg (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
  • Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru ) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, шк ольного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.
  • Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность педагогам внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер - классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).

Несмотря на такой ши рокий спектр форм организации процесса самообразования, ведущую в нем роль играют администрация и методическая служба УДО. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу. Организация наставничества, работа с молодыми специалистами, обсуждение актуальных тем, привлечение педагогов к участию в тематических педсоветах, методических семинарах, проведение консультаций для педагогов, оказание помощи в обобщении своего опыта, пополнение библиотечного фонда - это л ишь неполный перечень форм работы методической службы МДДиЮ.

Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, должен определить свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.

В заключение хочется сказать об известной истине, что получение вузовского диплома - лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным педагогом - значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного обучающегося, но и педагогическое сообщество.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА г. РОСТОВА-НА-ДОНУ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ДОСУГ»

Исследование на тему:

« Профессионально-личностное развитие

педагогов дополнительного образования

в контексте современных требований »

Реферат подготовил(а):

Новохатская Нина Викторовна

Должность:

методист высшей квалификационной категории,

педагог дополнительного образовани

высшей квалификационной категории

Место работы:

МБУ ДО ЦВР «Досуг»

2017 г.

_________________________________________________________

г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Российская Федерация

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

1. Краткая характеристика современных тенденций

в дополнительном образовании………………………………………………3

2. Профессионально-личностное развитие

педагогов дополнительного образования в современном контексте………6

2.1. Характеристика аспектов деятельности

педагога дополнительного образования……………………………………...6

2.2. Профессиональная литература……………………………………………7

2.3. Профессиональное общение………………………………………………8

2.4. Курсы повышения квалификации, семинары, вебинары,

презентации, педагогические сообщества в системе «Интернет»………….9

2.5. Дополнительная квалификация в области менеджмента

в образовании…………………………………………………………………...9

2.6. Рефлексия – основной механизм

личностного развития………………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………11

Литература…………………………………………………………………….12

ВВЕДЕНИЕ

В совокупности актуальных социально-культурных проблем, связанных с реформой образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей нуждаются в таких педагогах, которые могли бы воспитывать людей творчески активных, являющихся носителями социокультурных ценностей.

Структурно дополнительное образование детей вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу социально-культурной деятельности.

В современных условиях дополнительное образование детей выполняет сложную задачу обеспечения благоприятных условий для социальной адаптации подрастающего поколения к жизни в обществе. Это повышает значимость профессиональной деятельности основного субъекта названной образовательной сферы – педагога дополнительного образования детей.

1.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Общество предъявляет к педагогам дополнительного образования детей высокие требования, которым их профессиональная деятельность не всегда отвечает.

Педагоги дополнительного образования детей до последнего времени не имели возможности получать базовое высшее образование. Нынешний выпускник педагогического вуза не владеет специальными теоретическими знаниями и практическими умениями для работы в системе дополнительного образования на профессиональном уровне. Мы повсеместно встречаемся на практике с ситуацией расхождения базовой подготовки педагога дополнительного образования детей и теми социальными задачами, которые призвано решать современное учреждение дополнительного образования детей.

В связи с острым дефицитом педагогических кадров большинство учреждений дополнительного образования детей вынуждено принимать на работу работников с различным качеством теоретической и практической подготовки: зачастую педагоги дополнительного образования не имеют базового педагогического образования. Бывшие военные, инженерно-технические и клубные работники, начиная заниматься педагогической деятельностью, испытывают определённые затруднения в работе с детьми.

Дополнительное образование детей представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни.

При этом ребенок самостоятельно и добровольно избирает содержание и эмоционально-ценностные ориентиры деятельности, взрослого специалиста (педагога, консультанта, руководителя), то или иное объединение увлеченных единомышленников.

Детская увлеченность ярко высвечивает одаренность ребенка на пути постижения главного дела его жизни.

В самодеятельных объединениях детей как бы проектируется, моделируется, культурная среда обитания, отношения увлеченных людей, учитываются психологические особенности детей и подростков, она ориентирована на гуманистические ценности образования. На этих же ценностных позициях выстраиваются научно-методическая работа, процессы программирования и аттестации педагогических кадров, рекреативно-досуговая деятельность. Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей – тип образовательных учреждений, основное предназначение которых – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Их основная задача – обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей. В этих учреждениях для ребенка обеспечивается возможность получения основного творческого образования, самоопределения и социализации в обществе. Эти учреждения, в основном, взяли на себя функцию воспитания в системе образования.

Данная образовательная система сориентирована на запрос ребёнка и его семьи, на запрос социума, в ней нет жёсткого государственного стандарта образования. В дополнительном образовании четко выражена субъектная позиция ребёнка, которому дано право выбора педагога, вида творческой или социальной деятельности, коллектива, режима занятий. Личностное, творческое развитие воспитанника учреждения дополнительного образования не приходит в противоречие с необходимостью выставления ему нормативной оценки за творческий результат, личностное достижение. Мотивационный компонент учебной деятельности не разрушается сравнением ребенка с другими, соотнесением его уровня развития с возрастными нормативами и государственным стандартом образования.

Таким образом, очевидно, что в образовательных учреждениях дополнительного образования детей образовательный (воспитательный) процесс ориентирован на ребенка, на его возрастные и личностные особенности, на его социальный заказ и субкультуру.

Успех образовательного процесса в учреждении дополнительного образования зависит от его соответствия потребности ребенка в творческом развитии его человеческой уникальности. Обеспечить этот успех может только творческая уникальная личность педагога.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Технологические и информационные изменения в мире и в развитии различных сфер человеческой деятельности происходят настолько стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного совершенствования и развития.

Без постоянного обновления ранее полученных знаний и сформированных умений, без умелого анализа ситуации, отслеживания изменений в законодательстве и нормативных документах результаты деятельности специалиста могут быть признаны непрофессиональными.

Педагог дополнительного образования - фигура, которая определяет разрешение всех проблем учебно-воспитательного процесса в учреждении.

Обязательное условие этого - высокая информированность, знание результатов новейших исследований психолого-педагогической науки, посвященных усовершенствованию технологий обучения, воспитания и развития. Все это требует от педагога постоянного совершенствования профессионализма, повышения уровня общей культуры.

Готовность увидеть, как изменились потребности и приоритеты общества, означает умение определить проблему и соответственно начать поиск ключей к реализации новых задач. Инициатором процесса обновления может выступать администрация учебных заведений. Нередко сами преподаватели оказывают давление на администрацию, убеждая ее в необходимости перемен.

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с ее субъекта. Преображение сознания подрастающего поколения во многом зависит от педагога. Новейшие открытия ученых в области физики, биологии, медицины, техники значительно изменяют наши представления о мире. Меняется роль коммуникативных навыков в эпоху глобальной информатизации. Меняются общественные потребности и принципы обучения. Меняются роли во взаимоотношениях с обучаемыми. Все это требует от педагога постоянного профессионального развития на протяжении всей карьеры. Быть в постоянном саморазвитии, отслеживать новую информацию, учиться самому, не останавливаясь, - эти особенности и делают профессию педагога сверхсложной и увлекательной одновременно. В ней сочетаются элементы творчества и делового расчета, научных исследований и практической реализации. Парадокс этой профессии заключается в необходимости быть вечным студентом. Традиционная система переподготовки педагогических работников учреждений дополнительного образования не в состоянии обеспечить непрерывное образование, поэтому каждый из них обязан сам поддерживать свой профессиональный рост и личное развитие.

Как на начальных этапах вступления в профессию, так и в период профессиональной зрелости перед специалистом постоянно встает проблема

улучшения качества своей деятельности, однако не всегда он знает, что необходимо предпринять для ее эффективного решения.

2.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Изучение работ отечественных и зарубежных авторов позволяет отслеживать новые тенденции в методике преподавания. Чтение литературы в смежных областях позволяет получать информацию, так необходимую для пополнения знаний, например в сфере новых информационных технологий, культурологии и истории, экономики и политологии.

Кроме получения знаний из других областей, такая литература помогает понять сложные аспекты в своей специальности. Взгляд со стороны, не обремененный профессиональными стереотипами, позволяет посмотреть на проблему под другим углом зрения, найти параллели при поиске решения определенной задачи.

Очень часто в этих книгах можно найти ответы на конкретные вопросы, например, какими методическими приемами воспользоваться для облегчения понимания материала или как повысить мотивацию учащихся.

2.3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Для специалиста в области коммуникации очень тяжело находиться в состоянии информационного голода. Не всем выпадает удача работать в команде единомышленников, все члены которой с удовольствием обмениваются друг с другом опытом, новой информацией, идеями и мнениями и готовы всегда поддержать своих коллег. На помощь приходят профессиональные ассоциации, деятельность которых направлена на поддержание контактов между специалистами из разных регионов. Сейчас в нашей стране проводится множество локальных и международных конференций, организуемых ассоциациями. Широкая география конференций позволяет преподавателям принимать в них участие, что необычайно полезно даже в роли слушателя - за короткий срок можно узнать много нового, ознакомиться с разнообразием идей, понаблюдать за ходом дискуссий. Кроме того, устанавливаются новые профессиональные контакты.

2.4. КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, СЕМИНАРЫ, ВЕБИНАРЫ, ПРЕЗЕНТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ «ИНТЕРНЕТ»

В стране активно работают организации, одним из направлений деятельности которых является проведение методических мероприятий для преподавателей. Кроме государственных институтов повышения квалификации, многие университеты имеют факультеты или отделения дополнительного образования. Тренинги для преподавателей активно проводят негосударственные учебные центры.

В наше время многие университеты и Академии проводят вебинары. Они стали очень распространены по всей стране. Немало важную роль по обмену опытом играют педагогические сообщества в системе «Интернет».

2.5. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ

Возможности карьерного роста для преподавателей сегодня не ограничиваются исключительно академическими должностями. Учебным заведениям приходится заниматься привлечением дополнительных источников финансирования. Для управления финансовыми потоками, подбора персонала, выполнения маркетинговых исследований и проведения рекламных исследований требуются администраторы, владеющие одновременно управленческими технологиями и современными образовательными подходами.

Реальный спектр возможностей, существующих в рамках непрерывного образования личности, не ограничивается перечисленными выше действиями. Они лишь примерно иллюстрируют возможные направления деятельности преподавателей.

2.6. РЕФЛЕКСИЯ – ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ

ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Профессия педагога, являясь одной из самых необходимых обществу, имеет массу неразрешенных проблем, которые снижают эффективность данного вида деятельности. Среди таких проблем можно назвать стереотипизацию труда учителя, профессиональное выгорание, недостаточно высокий уровень креативности во всех аспектах работы, объективный подход к процессу обучения и воспитания, преобладание авторитарных позиций, педагогическое истощение, невротическое развитие личности педагога, неосознанность личных качеств и стиля работы, педагогической направленности. Данные проблемы являются личностными проблемами педагогов, а рефлексия - одним из основных механизмов личностного развития. Как показывают исследования О. С. Анисимова, И. И. Казимирской, Ю. Н. Кулюткина и др., рефлексия у педагогов является необходимым компонентом успешной реализации профессиональной деятельности. Например, Ю. Н. Кулюткин одним из основных критериев профессионального мастерства считает рефлексивность мышления педагога. Такой же точки зрения придерживается О. С. Анисимов. Несомненно, рефлексия в педагогическом мышлении имеет огромное значение и является одним из основных механизмов, позволяющих адекватно решать педагогические задачи с учетом реализации предельных и частных целей педагогической деятельности. Первое и главное условие, без которого невозможно вхождение в педагогическую деятельность, - личностное принятие педагогом саморазвития как особого вида деятельности. Мы знаем, что педагог, лишенный какой-либо четкой профессиональной позиции, обречен на бесплодную деятельность. Но в современном меняющемся мире ценна даже не столько какая-то определенная профессиональная педагогическая позиция, ценен сам опыт саморазвития, само творческое отношение к своему делу. Этот опыт - опыт не только успехов, но и опыт трудностей, кризисов, проблем. Учитель способен выйти за пределы непрерывного потока педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом. Решающий элемент - возможность делать осознанный выбор, а значит, ощущать в единстве свою свободу и свою ответственность за происходящее. Основное направление личностно-профессионального развития педагога - расширение сферы педагогического влияния. Эта сфера может ограничиваться лишь пределами собственной личности. Но особенности человеческой природы таковы, что каждый из нас может выбрать не только развитие, но и стагнацию и деградацию, не только преодолевать собственные недостатки, но и остаться при них.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, мы рассмотрели возможности профессионально-личностного развития педагогов.

Осознание педагогом своей деятельности, средств и методов ее осуществления составляет основу профессионального педагогического развития. Способность педагога находить наиболее оптимальные пути разрешения педагогических ситуаций будет свидетельствовать об уровне его педагогического мастерства. Главное - это способность педагога осознавать, рефлексировать особенности своего индивидуального стиля деятельности и в соответствии с этим осуществлять выбор средств решения педагогических проблемных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. АНИСИМОВ О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления /ИНИОН СССР. Всесоюзный методологический центр. М.: Экономика, 1991.

2. КУЛЮТКИН Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологическое исследование интеллектуальной деятельности / под ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

Профессиональная КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА И ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКТИКА

С. А. Исаева, А. В. Зырянова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Статья посвящена проблеме профессионального развития педагогов дополнительного образования в системе повышения квалификации. Актуальность, рассматриваемого вопроса обуславливается характером динамики обновления содержания требований к уровню профессионального развития педагогов

Повышение квалификации является важным компонентом системы профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования. Оно охватывает весь период профессиональной деятельности человека и поэтому является обязательной составляющей системы непрерывного образования.

Изучение традиций и тенденций подготовки педагогов дополнительного образования осуществлялось с учетом основных аспектов развития непрерывного образования взрослых, исторического развития профессии (внешкольник работник, культпросвет работник, руководитель кружка, педагог дополнительного образования].

Важнейшие черты непрерывного образования - опережение, инновационность, самостоятельность, адаптивность, гибкость, мобильность, интегральность, многопрофиль-ность, многоуровневость, междисциплинарность, креативность.

Эти аспекты, характеризующие систему непрерывного образования как универсальный, интегрирующий механизм постоянного общекультурного и профессионального развития, подтверждают целесообразность ее внедрения в систему повышения квалифика-

ции специалистов социально-культурной сферы, в частности педагогов дополнительного образования. Всепроникающий характер системы непрерывного образования способствует профессиональной мобильности человека, развитию у него потребностей в саморегуляции и самоконтроле, актуализации ценности форм и методов организации свободного времени. Тенденции непрерывного образования свидетельствуют о появлении динамично развивающейся системы повышения квалификации педагога дополнительного образования.

Перед системой повышения квалификации педагогов дополнительного образования стоят следующие задачи: стимулировать потребность специалиста в деятельности по потреблению и воспроизводству ценностей актуальной культуры (от культуры труда до художественно-эстетической культуры); вовлекать специалиста в систему социокультурного творчества; развивать профессионально важные качества и свойства личности специалиста; адаптировать человека к профессиональной деятельности; компенсировать дефицит профессиональных знаний, умений и навыков, отсутствие опыта про-

фессиональной деятельности; расширять профессиональные возможности специалиста.

Становление системы повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы происходило в контексте непрерывного образования и под влиянием процессов, происходящих в производственной, политической, экономической, социальной и духовной сферах общества.

Педагоги дополнительного образования, а еще ранее руководители кружков стали правопреемниками специалистов, которых выпускал Институт внешкольного образования, открытый в 1918 году в Петрограде. Реализуя одно из направлений советской идеологии «культура в массы», культпросвет работники взяли на себя функцию организации внешкольных объединений и руководства ими.

Впервые повышение квалификации было включено в систему профессиональной культурно-просветительной подготовки накануне Великой Отечественной войны, когда началась активная переподготовка кадров клубных работников для частей Красной Армии, кораблей и баз Военно-Морского флота. Организацию переподготовки и повышения квалификации осуществляли Ленинградский коммунистический политико-просветительный институт имени Н. К. Крупской, Московская, Ленинградская и Харьковская школы профдвижения, политпросвет школы, Центральный институт повышения квалификации кадров народного образования .

Следующей вехой в процессе становления системы повышения квалификации стала середина XX века, когда расширение сферы деятельности культурно-досуговых учреждений, усложнение форм и содержания социально-культурной деятельности требовали создания системы профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов - организаторов культурно-просветительной работы. Поэтому начинается укрепление позиций повышения квалификации в системе подготовки организаторов культурно-просветительной работы. Ведется активная работа по созданию отраслевых и межотраслевых институтов, факультетов, курсов повышения квалификации в вузах и учреждениях культуры и искусств. В 1962 г. при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств был создан факультет повышения квалификации (ФПК)

на правах курсов повышения квалификации, в 1985 г. Межотраслевой факультет повышения квалификации работников и специалистов культуры (МФПК), в 2004 г. - Факультет дополнительного профессионального образования (ФДПО). Его деятельность заключалась в организации повышения квалификации и переподготовки работников Домов и Дворцов культуры, библиотек различного профиля, руководителей художественных коллективов, специалистов по работе с детьми и подростками.

В общей системе подготовки организаторов культурно-просветительной работы повышение квалификации было направлено на углубление профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств руководящих работников и специалистов; ему же отводилась роль посредника между вузом и общественными организациями, учреждениями культуры.

В этот же период (60-е годы XX века] были сделаны первые попытки реализации программ дополнительного образования для студентов в рамках деятельности Факультетов общественных профессий (ФОП). Уникальность Факультетов общественных профессий, как подчеркивали В. П. Чумаченко и

Н. С. Мазало , заключалась в разностороннем развитии индивидуальных способностей, в расширении кругозора учащихся, повышении их культурного уровня и уровня их успеваемости на основе активной практической работы. Студенты получали дополнительную квалификацию к основному высшему и среднему специальному образованию на отделениях массовиков -затейников, художественного чтения, руководителей театральных, хоровых, хореографических коллективов, агитбригад, фотолюбителей. Е. Е. Витрук, Н. С. Мазало, В. П. Чумаченко и другие исследователи рассматривали Факультеты общественных профессий как мощное средство воспитания и профессиональной адаптации студентов.

Начавшаяся в XX веке реструктуризация социально-культурной сферы и, как следствие, появление новых направлений и форм в деятельности общественных организаций, учреждений культуры и искусств поставили перед профессиональным образованием задачу - обеспечить этот процесс высококвалифицированными кадрами. Встраивание культурно-досуговых учреждений в экономику привело к расширению границ специ-

альности. Как следствие, в 1998 году в системе среднего специального образования появилась новая квалификация: педагог дополнительного образования. Этому предшествовало в 1992 году появление новой должности в культурно-досуговых учреждениях -педагог дополнительного образования.

Высокие требования к уровню профессионализма педагогов дополнительного образования выдвигают на приоритетные позиции в системе повышения квалификации модель развития педагогического творчества.

Ориентация на творческое развитие личности специалиста является отличительной особенностью повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования.

У специалистов дополнительного образования наблюдается недостаточный уровень подготовки по педагогическим специальностям. Поэтому, вопросы педагогического творчества, развития креативности как качества личности и связанного с этим инновационного развития учреждения дополнительного образования детей становятся особенно актуальными.

Анализ практики учреждений дополнительного образования детей Кировской области показал, что в их деятельности не учитываются этапы развития педагогического творчества:

Постановка педагогической проблемы, требующей творческого решения;

Мобилизация необходимых знаний и опыта для постановки гипотезы, для определения путей и способов решения проблемы;

Достижение поставленных задач и обобщение полученных результатов;

Проверка социальной ценности продукта творчества.

В постоянно меняющихся условиях образовательного процесса от педагогического коллектива требуются оптимальные и нестандартные педагогические решения, глубокие и всесторонние знания, их критическая переработка и осмысление, способность к импровизации, к педагогической интуиции, умение видеть «веер вариантов» решения проблем.

Соответственно, в основе модели развития педагогического творчества педагога дополнительного образования в системе повышения квалификации лежит идея творчества как важнейшая категория педагогической науки. Творчество рассматривается как

активная деятельность педагога и коллектива, направленная на поиски эффективного решения педагогических проблем. В состоянии творческого поиска педагогический коллектив проверяет, исследует и на основе достигнутого предлагает собственный вариант педагогических решений, совершенствует свое профессиональное мастерство.

Основными компонентами модели развития педагогического творчества педагогов дополнительного образования являются: мотивационный, содержательный, организационно-педагогический, технологический, рефлексивный, результативный. Главным интегрирующим механизмом этих компонентов модели является программа дополнительного профессионального образования «Педагогика творчества» .

Программа состоит из нескольких образовательных модулей: «Философия творчества», «Теория творчества», «Педагогика творчества», «Психология творчества» «Методика развития педагогического творчества коллектива» и др. Каждый модуль содержит ключевые понятия, теоретический и практический материал, литературу и вопросы для самоподготовки. Специально для каждого модуля разработан дидактический, информационный материалы. Слушатели могут изучать предложенные модули отдельно или в режиме коллективного субъекта.

Ожидаемым результатом программы дополнительного профессионального образования является динамика развития педагогического творчества согласно следующим уровням:

1. Уровень понимания - педагог понимает цели, проблемы и перспективы своего развития.

2. Уровень подражания - педагог осваивает в системе повышения квалификации современные педагогические технологии, активно их использует в практической репродуктивной деятельности.

3. Уровень построения творческих инноваций - действует формула интеграции, когда сумма слагаемых качественно выше итоговой арифметической суммы:

ах + а2 + аз + ... ап > X ап.

4. Уровень педагогического созидания. На этом уровне создаётся авторская концепция развития педагогического творчества коллектива.

Реализация разработанной модели даёт ный процесс развития педагогической дея-

возможность каждому педагогу дополнитель- тельности и способствовать проникновению

ного образования включаться в инновацион- педагогических идей во все сферы жизни.

Литература

1. Санатулов Ш. З. Подготовка общекультурного развития специалиста в системе повышения квалификации: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 / Санкт-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб., 1993. - 31 с.

2. Ильин Г. В. Культурно-просветительная работа в СССР накануне Великой Отечественной войны. - М.: МГУКИ, 1985. -С. 38-49.

3. Чумаченко В. П., Мазало Н. С. Факультет общественных профессий (Из опыта работы). - Минск: Урожай, 1967. - 25 с.

4. Исаева С. А. Теоретико-методологические основания модели развития педагогического творчества коллектива учреждения дополнительного образования детей в системе повышения квалификации // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011. - №1(3). - С. 74-78.

5. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновац. технологий,

2000. - С. 486-487.

6. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. - М.: Знание, 1980. - С. 9-10.

7. Шаронин Ю. В. Синергетика в управлении учреждениями образования // Высшее образование. - 1999. - №4. - С. 14-18.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Росток» город Чебоксары Чувашской Республики Профессиональное развитие педагога дополнительного образования - необходимость сегодняшнего дня


Стратегической целью государственной политики в области образования заявлено повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Для реализации этой цели в качестве одной из приоритетных задач: предлагается «обеспечить качество образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями, включая развитие системы долнительного образования школьников, расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми».


«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием»


Педагог должен обладать определенными знаниями Педагог должен обладать определенными знаниями Общая культура, широкий культурный кругозор.Знание базовой программы по профилю дополнительного образования.Знание педагогических технологий и инноваций.Знание методики воспитания и образования детей и подростков.Знание возрастной психологии.Знание диагностических методик.Знание индивидуальных особенностей учеников


ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛА ОТЛИЧАЕТ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛА ОТЛИЧАЕТ Любовь к детям, открытость к принятию позиции другого (взрослого и ребенка) и вера в силы и возможности учеников Любовь к детям, открытость к принятию позиции другого (взрослого и ребенка) и вера в силы и возможности учеников Интерес к внутреннему миру ребенка Интерес к внутреннему миру ребенка Стремление постоянно соотносить свои действия, поступки, намерения, интересы с интересами своих учеников Стремление постоянно соотносить свои действия, поступки, намерения, интересы с интересами своих учеников Ценность красоты, гармонии - эстетическая направленность Ценность красоты, гармонии - эстетическая направленность Нравственность, чувство моральной ответственности, долга, гражданственность Нравственность, чувство моральной ответственности, долга, гражданственность Позитивная направленность на воспитательную деятельность (единство бучения и воспитания) Позитивная направленность на воспитательную деятельность (единство бучения и воспитания) Творчество в педагогическом процессе Творчество в педагогическом процессе Любовь к своей профессии Любовь к своей профессии Потребность в передаче знаний Потребность в передаче знаний Самовоспитание и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, выявлению и развитию своих способностей и возможностей. Самовоспитание и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, выявлению и развитию своих способностей и возможностей.


Слово «компетентный» происходит от лат. сompetentis – «соответствующий, надлежащий, способный». Профессиональная компетентность это характеристика Слово «компетентный» происходит от лат. сompetentis – «соответствующий, надлежащий, способный». Профессиональная компетентность это характеристика степени соответствия требованиям профессии; выраженная способность применять свои знания и навыки, способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, реализация себя в профессиональном труде. Компетентность интегральная. Важным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента психолого-педагогической компетентности является умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика. Компетентность интегральная характеристика, отражающая деловые и личностные качества специалистов. Это способность успешно действовать, решать задачи определенного рода деятельности на основе знаний, умений, навыков, опыта. Важным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента психолого-педагогической компетентности является умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика. Профессиональная компетентность педагога включает в себя психологопедагогическую компетентность трех составляющих труда учителя: 1)педагогическую деятельность, 2) педагогическое общение, 3) личностное развитие педагога.


Гностические умения: Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования Умение систематически расширять свои знания путем изучения опыта коллег Умение добывать знания из собственной педагогической практики Умение изучать личность каждого ученика и способности для выявления уровня развития Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и соответственно перестраивать свою деятельность. Умение методически анализировать и практически оценивать образовательные программы, пособия, средства обучения и творчески их использовать;


Конструктивные умения: Конструктивные умения:.Выбор оптимальных приемов и способов работы с учениками с учетом общих и частных целей педагогического процесса Отбор и дозировка необходимого материала с учетом уровня развития обучающихся. (образовательная программа) Умение сделать учебный материал доступным для усвоения учеников. Определение способов контроля усвоения материала и уровня Определение способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений. Умение предусмотреть возможные затруднения учеников в тех или иных видах деятельности, выбрать соответственно формы работы. Рациональное распределение различных видов деятельности по времени.


Проектировочные умения: Планирование системы воспитательно-образовательной работы Планирование работы с учениками с учетом результатов диагностики Умение фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом Определение наиболее рациональных видов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками по различным разделам программы обучения по преподаваемому виду деятельности


Коммуникативные умения:. Умение устанавливать и поддерживать контакты с учениками..Умение устанавливать и поддерживать контакты с коллегами..Умение устанавливать и поддерживать контакты с родителями..Умение встать на позицию другого и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями.Умение строить отношения в педагогическом коллективе, сотрудничать.Умение слушать и слышать другого.Умение оказывать эмоциональную поддержку тому, кто в ней нуждается.Умение предотвращать и разрешать конфликты.


Каковы могут быть результаты самообразования: - повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения учащихся; - разработка новых форм, методов, приемов обучения; - выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий; - разработка и проведение открытых уроков; - создание комплектов педагогических разработок; - обобщение опыта по исследуемой теме;



Из опыта работы педагога дополнительного образования

Сидорова Марина Ивановна, педагог дополнительного образования, МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие" г. Орска", город Орск.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью, в которой раскрывается значение повышения компетентности педагога. Материал может быть использован при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях и предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей, учителей.
О значении повышения профессиональной компетентности
педагога дополнительного образования

Учитель – это человек, который учится всю жизнь,
только в этом случае он обретает право учить.
Лизинский В. М.

Чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом «Педагога дополнительного образования», необходимости постоянно повышать свою профессиональную компетентность.
Ответьте на вопрос: «Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь саморазвитием?»
Предполагаемый ответ: Ничто не стоит на месте. Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно и т. д.
Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём саморазвития и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога, в том числе и всех педагогов учреждений дополнительного образования детей.
Педагогическая деятельность предполагает не только знание педагогом своего предмета и владение методикой его преподавания, но и способность ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.
Скажите, пожалуйста: «На каком этапе профессионального роста необходимо повышать свою профессиональную компетентность?
Предполагаемый ответ: Постоянно и т. д.
Потребность в саморазвитии может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли педагога, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
"выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
"адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности);
"зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
Давайте с вами рассмотрим формы повышения профессиональной компетентности, формы саморазвития педагога дополнительного образования.
Знакомство будет происходить в форме игры "Цветные вопросы".
Правила игры:

1 Выбираем цвет и отвечаем здесь на все вопросы
2 Выбираем следующий цвет и отвечаем здесь на все вопросы и т. д.
3 Считаем накопленные баллы и в конце игры получаем небольшой приз.

Курсы повышения квалификации (дистанционные и очные), конференции, семинары, вебинары.
О какой форме повышения профессиональной компетенции идёт речь в следующем высказывании?
Использование этих дистанционных и очных форм дает слушателям возможность заниматься самостоятельно в удобное им время, получать дополнительную информацию и общаться с преподавателями и с другими слушателями через электронную почту и через Интернет, так и в живую, участвовать в сетевых дискуссиях, в работе над групповыми проектами.
Предполагаемые ответы: Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, вебинары.

Весьма полезным для педагогов является и то, что в процессе дистанционного обучения они знакомятся с особенностями использования компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, выступая в качестве обучаемых.
Дистанционные и очные курсы проводятся для педагогов, которые заинтересованы в повышении своей квалификации, в освоении современных методик и интернет-технологий.
При участии в очных курсах повышения квалификации Вы получаете возможность общения с высококвалифицированными специалистами, с коллегами по курсам из других городов и официальное свидетельство.
Главные достоинства такой формы саморазвития:
возможность пройти их в удобное для педагогов время;
возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Аттестация педагогических работников
Эта форма определяет квалификацию педагога, уровень знаний работника, становится проверкой их личностного роста, является экзаменом на компетентность.
О чём говорится в этом определении?
Предполагаемые ответы: Аттестация педагогических работников

Подготовка к этой форме повышения квалификации является трудоёмким и творческим процессом, потому что во время подготовки к нему, педагог анализирует свою деятельность как педагога, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, даёт открытые занятия, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство.
А главное, формирует педагогический мировоззрение, в основе которого - стремление к созданию каждым педагогом своей педагогической системы, понимание целостности педагогического процесса, потребность достичь высокого уровня профессионализма.
Профессиональное развитие педагога - длительный процесс, целью которого является развитие человека как личности, как специалиста и мастера. Без сбора материалов, иллюстрирующих практику, без осмысления собственных действий, анализа их результативности в отношении детей и их успехов, готовности к самокритике и самосовершенствованию работник не может стать настоящим мастером своего дела. Во время аттестации происходит осмысление своего педагогического опыта и вырабатывается своя собственная педагогическая концепция.

Индивидуальная работа по самообразованию

Что может в себя включат индивидуальная работа по самообразованию?
Предполагаемые ответы:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.
На данном этапе развития дополнительного образования требуется введение новых направлений работы с обучающимися, например, научно-техническое.
Что нужно для этого сделать?
Предполагаемые ответы: необходимо самообразование в данном направлении, а именно: изучение и анализ литературы по направлению, создание программы, учёт технических и материальных возможностей и т.д.
Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя и интеграцию различных направлений.
Ответьте на вопрос: Что бы вы добавили к своему направлению из других сфер? И в каком плане тогда должно идти ваше самообразование?
Предполагаемые ответы:
Вокалисты – Иностранные языки в песнях (подтягивание своего языкового уровня);
Педагоги-организаторы – Интерактивные игры (подтягивание знаний и умений ИКТ для создания интерактивных игр);
Хореографы – создание и шитьё костюмов (изучение истории костюма, умение снятие мерок, расчёт материала для костюмов);
Художники – применение музыкального оформления на занятиях (изучение истории и видов музыки для определённого этапа занятия);
Спортсмены –
Педагоги ЦРР -
Таким образом, каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, должен определить свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.

Ведение своего блога или сайта
Ответьте на вопрос: Эта форма повышения своего мастерства является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт
Ответ: – это ведение своего блога или сайта.
Для успешного прохождения аттестации важную роль играют информационные технологии и умение грамотно использовать Интернет-ресурсы. В современных условиях преподаватель обязательно должен применять информационные технологии на своих занятиях. Кроме этого, одним из критериев аттестации является наличие персонального сайта педагога, который является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт.

Сетевые профессиональные сообщества
Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повысились возможности его самообразования.
Какое бы вы дали определение следующей форме повышения своего мастерства - сетевые профессиональные сообщества?
Предполагаемые ответы: Это интернет - ресурсы, созданные для общения педагогов различных регионов нашей страны.
Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в самообразовании педагога. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обеспечивают доступ к различным источникам информации, дают возможность самостоятельно создавать сетевое учебное содержание, предусматривают получение консультационной помощи, проводят систематизацию информационных материалов.
На сегодняшний день существует достаточно много Интернет-ресурсов, созданных непосредственно для обмена передовым педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике, распространения новаторских идей, методов и форм обучения и воспитания. Я поделюсь с Вами наиболее, по-моему, мнению популярные сайты для публикации авторских работ. (раздаются рекомендации по формам повышения квалификации)
Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Таким образом, одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Можно сделать вывод, что педагог 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную(анализирующую) деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Подсчёт баллов и раздача призов (перечень интернет - ресурсов).
Надеюсь, представленный материал будет полезен Вам!
Спасибо за внимание!