Раздел 4 письмо you ve. В законченном виде наша работа выглядит так

2 (120). - 30 .

Multiple matching

T(true) / F(false) or

Multiple choice (A,B,C)

T / F/ NS statements

Multiple choice (A,B,C,D)

Choose the correct answer (A,B,C)

Put the verbs in brackets into the correct form (open the brackets)

WB Grammar Bank .73

You have received an email from your friend. Write him an email and answer his questions.

Starlight 6 , Writing Bank 1

You have received an email from your English pen friend, Mark.

(I like my house but my neighbourhood is very noisy. What is your house like? What is it close to? Do you like your neighbourhood?)

Write 100-120 words.

Write him an email and answer his 3 questions.

Write 100-120 words.

TASK 1. You need to read the text aloud. You have 2 minutes to read the text silently, and then be ready to read it aloud. Remember that you will not have more than 2 minutes for reading aloud.

When you see a snowy owl, it"s clear how the bird probably got its name: they"re snow-white. These large owls mainly live in the Arctic in open, treeless areas called tundra. Most owls sleep during the day and hunt at night, but the snowy owl is active during the day, especially in the summertime. Lemmingssmall mouselike creatures make up the main part of the snowy owls" diet, but they also hunt for rabbits, birds, and fish.Snowy owls have excellent eyesight and hearing.Female snowy owls lay from 3 to 11 eggs at a time, in a nest built on the ground. The female snowy owl sits on her eggs until they hatch. The male feeds her while she keeps their eggs warm and safe. By the time they"re about a month and a half old, the young owls can fly well, but their parents take care of them for another ten weeks or more

TASK 2. Study the advertisement.

Finding a holiday to keep all of the family happy is quite a challenge!

Your family would like to go on an activity holiday in the UK. Youd like to get more information. In 2 minutes you are to ask five direct questions to find out about the following:

2) types of activities

4) duration of the holiday

Remember that you have 25 seconds to ask each question.

TASK 3. You are going to give a talk about the Internet. You will have to start in 2 minutes and speak for not more than 2 minutes (10-12 sentences).

Remember to say:

why Internet activities are so popular;

how the Internet can help students in their studies;

whether the Internet can be dangerous, why.

You have to talk continuously. The examiner will listen until you have finished. Then she/he will ask you a question.

132 , 120 , .. , .

3 () - 8 (7+1) .

Work (jobs and careers, qualities needed, applying for a job, student jobs, summer jobs, voluntary work).

Hobbies (leisure activities, reading, music, unusual hobbies).

Cultural activities and experiences (performances, music, types of art, types of reading material).

Sports (adventure sports, camping, extreme activities, equipment).

Travel experiences (transport, types of holidays, places in a city, tourist attractions, types of accommodation, outdoor leisure activities).

The Internet (websites, social networks).

The Weather / The Environment (weather conditions, natural disasters, climate change, environmental problems).

Health (health problems, illnesses, remedies, teenage problems).

Cultural traditions and customs (holidays and celebrations, food and drinks, social etiquette, culture shock).

Great people (a celebrity, an inventor, a sportsman, a famous person, a person you admire).

Friends and Family members (appearance and character, stages in life, life experiences, life changes).

Основное назначение ЕГЭ по иностранным языкам состоит в определении уровня подготовки выпускников средней общеобразовательной школы по иностранному языку с целью их итоговой аттестации и отбора при поступлении в высшие учебные заведения. Экзаменационная работа по английскому языку состоит из пяти разделов, включающих 48 заданий. Я остановлюсь на разделе 4 (письмо).

Раздел IV. Письмо

Раздел “Письмо” включает в себя два задания - базового и высокого уровня.

В задании базового уровня необходимо написать личное письмо зарубежному другу по переписке в ответ на его письмо, отрывок из которого приводится в задании. Требуемый объём личного письма - 100-140 слов. Данное задание оценивается с точки зрения содержания, организации текста, лексики и грамматики.

В задании высокого уровня требуется написать развёрнутое высказывание с элементами рассуждения по предложенной теме (“Ваше мнение” или “За и против”). Требуемый объём - 200-250 слов. Выполнение этого задания оценивается с точки зрения содержания, организации текста, лексики, грамматики, орфографии и пунктуации.

IV. 1. Личное письмо (Personal letter) - базовый уровень

Личные письма, как правило, отправляют хорошим знакомым, друзьям, родственникам и т. д. В них рассказывается о последних новостях, личных проблемах, запрашивается нужная информация или совет. Такого рода письма обычно пишутся с использованием разговорного (неофициального) стиля речи.

А. Структура личного письма

Личное письмо состоит из следующих частей:

1) Адрес и дата. По правилам адрес пишется в правом верхнем углу в следующем порядке: номер квартиры, номер дома, название улицы, название района / области, название города, почтовый индекс, название страны. Например: 7, 43, Moskovskaya Street, Moscow Region, Klin, 345678, Russia / Russian Federation. Дата пишется справа под адресом. Её можно писать по-британски (день / месяц / год) или по-американски (месяц / день / год).

Примечания

  • Необходимо указать свой адрес, а не адрес друга.
  • При проверке личного письма экспертом цифра считается одним словом.

Адрес можно указывать кратко - только город и страну (Moscow, Russia).

  1. Приветствие / обращение (Greeting):
  2. Dear / Hi / Hey Тот / Sarah / Uncle Ben и т. д.
  3. Вступление (Opening remarks),
  4. в котором спрашивается, как дела у адресата, или задаётся вопрос о его здоровье, а также делается ссылка на полученное письмо. Например: How are you? It was great to get your letter! I"m glad you"re OK и т. д.

    Примечание

    При проверке личного письма экспертом сокращения типа it"s / I"ve /you"re и др. считаются одним словом.

  5. Основная часть (Main body),
  6. в которой детально раскрывается цель письма и даются ответы адресату на заданные им в прошлом письме вопросы. Каждая новая тема в основной части начинается с нового абзаца. Абзацев должно быть не менее трёх. В последний абзац основной части также нужно включить три вопроса адресату согласно
    заданию.

Примечание

Вопросы другу по переписке должны быть развёрнутые. Желательно использовать вопросы разных типов.

  1. Заключение (Closing remarks),
  2. в котором пишутся завершающие фразы. Например: / am looking forward to hearing from you / Please, write soon and tell me / Write back soon и т. д.
  3. Личная подпись (Signature).
  4. Например: Love / Best wishes / Best

и т. д. + своё имя.

Примечание

Личная подпись и имя должны быть расположены в нижнем левом углу и написаны на разных строчках. Давайте рассмотрим пример личного письма.

Б. Список полезных слов и выражений

Приветствие / обращение (Greeting)

Dear... (Jack)

Hi / Hey / Hello... (Jack)

Вступление (Opening remarks)

  • How are you?
  • Thanks for your letter!
  • I hope you"re... (feeling better)

I am glad you"re OK / I was happy / glad to hear that... (you"re well) /

I was happy / glad to get / receive your letter

  • I was sorry to hear that... (you"re sick)
  • Sorry I didn"t write earlier / Sorry I"ve taken so long to reply, but...
  • I"m writing to see how... (you"re getting on)

Congratulations on... (passing your exams successfully)!
Подсказка! Для успешного написания вступления

в личном письме на экзамене достаточно запомнить две-три нейтральные фразы, которые подойдут к любому письму. Например: Sorry it took me so long to write, but I have been very busy at school. It was great to get your letter!

Основная часть (Main body)

1. Ответы на вопросы друга по переписке:

  • As for me... / I personally think...
  • You asked me about... / You wanted to know if...

2. Предложения-связки перед вопросами другу:

(Now) tell me about your... / Tell me more about...

  • You mentioned... (taking music lessons)
  • You wrote you had... (watched a new film)

Заключение (Closing remarks)

I am looking forward to hearing from you / Looking for ward to your reply (to your next letter)

Please, write soon and tell me / Write (back) soon
Подсказка! Для успешного написания заключения в личном письме на экзамене достаточно запомнить одну нейтральную фразу, которая подойдёт к любому заключению. Например: Write (back) soon.

Личная подпись (Signature)

  • Yours
  • Love / With love / Lots of love
  • Best / Best wishes / Warm wishes

Подсказка! Для успешного написания личной подписи на экзамене достаточно запомнить одну нейтральную фразу, которая подойдёт к любому письму. Например: Best (wishes).

Стратегии выполнения заданий раздела "Письмо

Нужно обязательно:

  1. поблагодарить за полученное письмо;
  2. прокомментировать новость, содержащуюся в письме;
  3. задать вопросы, касающиеся темы новости письма;
  4. ответить на все вопросы, заданные в полученном письме, дать совет, выразить своё мнение и т.д.

Важно! Требования к объему письма – 100-140 слов (считаются все слова, включая предлоги и артикли). Требования к объему нужно соблюсти обязательно. Допустимое отклонение от заданного объёма составляет 10%. Если в работе будет меньше 90 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. Не стоит описывать лишние подробности, т.к. если вы напишете более 154 слов, то от начала отсчитают 140 слов и будут оценивать только эту часть письма.

Помните, что обязательные повторяемые элементы письма - адрес, обращение (Dear Alice), благодарность за полученное письмо (Thanks for your letter. It was great to hear from you), заключительные фразы (типа Write soon. Best wishes) и ваше имя в конце письма уже составляют около 20 слов. Заучите эти фразы и зрительно запомните схему расположения частей письма.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! Поскольку в этой части ЕГЭ важно не только содержание, но и форма (layout), то обязательно зрительно запомнить расположение составных частей письма на странице – (см. пример выше)

Обратите внимание:

  1. Обращение начинается с Dear, к которому добавляется имя.
  2. Обращение пишется не посередине листа, а на его левой стороне, без отступа на красную строку.
  3. Не забудьте поставить запятую (а не восклицательный знак) после обращения.
  4. Поблагодарите за полученное письмо.
  5. Объясните, почему вы пишете это письмо, а также о чем оно будет.
  6. Ответьте на вопросы, которые вам задал автор письма в своём послании.
  7. В конце письма в новом абзаце задайте адресату вопросы согласно заданию (в разобранном ниже примере это вопросы о новом доме).
  8. В конце письма не забудьте написать завершающую фразу Best wishes (С наилучшими пожеланиями) или Love (Целую) на отдельной строке.
  9. Не забудьте поставить запятую после Best wishes или Love.
  10. На отдельной строке после завершающей фразы подпишите письмо - напишите своё имя.
  11. В верхнем правом углу напишите свой адрес (адрес отправителя):
  12. 1-ая строка – Номер дома, Название улицы 2-ая строка – Город
    Можно обойтись кратким адресом – улицей и городом.

  13. Под адресом напишите дату написания письма в формате число, месяц год

6 Sadovaya St
Dmitrov (11)
May 2011 (12)

Dear (1) Alice, (2) (3)

Thanks for your letter. It was great to hear from you. (4) In your letter you asked me about my summer holidays. Well, I had a very good time! (5)

In June I stayed at home because I had exams at school. Luckily the weather was nice and warm and at the weekend my parents and I went to our country house. We went sunbathing and swimming in the lake near there.

In July I went to a summer camp. It was fantastic. I made a lot of new friends. Every day we went swimming in the river, and we played different games. There was a disco every night. Once we went hiking in the forest for two days. We cooked our meals on the fire and at night we sat around the fire, sang songs and told stories. (6)

Are you happy with your new house? Is it bigger than your old house? Have you got a room of your own? Please tell me more about it. (7)

Write soon.
Love, (8) (9)
Tanya
(10)

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК М. В. Вербицкой. Английский язык "Forward" (10-11) (баз.)

Линия УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. "Rainbow English" (10-11) (баз.)

Английский язык

Разбираем ЕГЭ по английскому языку: раздел «Письмо»

Разбор заданий раздела «Письмо» с учителем. Методические подсказки, выстраивание логики ответа, примеры письма и эссе.

Джалолова Светлана Анатольевна , учитель английского языка Высшей квалификационной категории. Победитель конкурсного отбора на соискание Гранта Москвы в сфере образования 2010г. Старший эксперт ГИА ЕГЭ по английскому языку. Победитель Всероссийской Олимпиады учителей английского языка «Профи-край» 2015 год. Почетная грамота Министерства образования РФ 2014 г., Грамота победителя конкурса лучших учителей РФ 2007г., Диплом победителя конкурса на соискание Гранта Москвы 2010 г.. Стаж работы - 23 года.

Недашковская Наталья Михайловна , Учитель английского языка Высшей квалификационной категории. Победитель ПНПО 2007 г. Победитель конкурсного отбора на соискание Гранта Москвы в сфере образования 2010г. Эксперт ГИА ОГЭ по английскому языку. Проводила педагогическую экспертизу учебных изданий при РАО 2015-2016. Почетная грамота Министерства образования РФ 2013 г., Грамота победителя конкурса лучших учителей РФ 2007г., Диплом победителя конкурса на соискание Гранта Москвы 2010 г. Стаж работы - 35 лет.
Подвигина Марина Михайловна , Учитель английского языка Высшей квалификационной категории. Победитель ПНПО 2008 г. Победитель конкурсного отбора на соискание Гранта Москвы в сфере образования 2010г. Старший эксперт ГИА ЕГЭ по английскому языку. Проводила педагогическую экспертизу учебных изданий при РАО 2015-2016. Почетная грамота Министерства образования РФ 2015 г., Грамота победителя конкурса лучших учителей РФ 2008г., Диплом победителя конкурса на соискание Гранта Москвы 2010 г. Стаж работы - 23 года.
Трофимова Елена Анатольевна , Учитель английского языка Высшей квалификационной категории. Старший эксперт ГИА ЕГЭ по английскому языку. Почетная грамота Министерства образования РФ 2013 г. Стаж работы - 15 лет.

39. Задание 1. Приступаем непосредственно к написанию. Письмо лучше писать сразу начисто: это позволит избежать потерь времени и энергии. Для правильной формулировки ответов на вопросы можно сделать предварительные наброски в виде ключевых слов, которые можно будет легко преобразовать в законченную мысль, например:

Russian cuisine, healthy and delicious, pancakes and cabbage soup called shchi, pancakes

Готовя ответы на вопросы, важно помнить, что на экзамене не имеет значение ваше реальное мнение по тому или иному вопросу. Если вы забыли, как переводится на английский язык то или иное русское слово, просто ответьте на вопрос по-другому, главное, чтобы ваш ответ звучал четко и правдоподобно. Начало письма едино для всех писем, поэтому его надо просто заучить наизусть. Пишем краткий адрес в правом верхнем углу. Нет никакой необходимости писать улицу и номер дома - никто не оценит наших напрасно потраченных усилий. К тому же, возможны глупые ошибки. Ограничимся просто Moscow, Russia (через запятую) или без запятой друг под другом.

Под адресом пишем дату, просто 17.04.17 (можно вариант словами, но необходимости в этом нет, а риск глупых ошибок возрастает). Далее следует типичная домашняя заготовка для первого абзаца (предварительно бросим взгляд на задание и вспомним, как зовут друга):

Dear Stuart, (можно без запятой)

Thank you for your letter. I was very happy to hear from you again.

Второй абзац можно начать тоже с достаточно типичной, но, тем не менее, выигрышной фразы, которая будет являться своеобразным «мостиком» перед переходом к основной части работы.

In your letter you asked me some questions about the food I like (или the cuisine I prefer) and now I"m ready to answer them.

Бросаем короткий взгляд на наши заметки и отвечаем на первый вопрос, который состоит из двух частей. Например, I prefer Russian national cuisine because it"s healthy and delicious.

Нет никакой необходимости давать здесь длинные и пространные объяснения причин. Это можно сделать, если вы уверены, что пишете абсолютно грамотно, обладаете хорошим запасом времени, а также в том, что вы не превысите установленный лимит слов. В ином случае - берегите силы для эссе. Ответ на второй вопрос можно предварить вводным словом, например,

As for my favorite dishes, I love pancakes and cabbage soup called shchi.

И, наконец, ответ на третий вопрос. Заметьте, вопрос просто о том, какие блюда вы вообще умеете готовить, значит, блюда обязательно нужно упомянуть. Можно так: Unfortunately, I can"t cook very well. I can only fry potatoes and make a sandwich.

Как вариант, можно связать ответ с предыдущим высказыванием: I can cook pancakes very well. Also I can fry potatoes.

Конечно, можно сказать, что мы вообще не умеем готовить: I can"t cook at all.

Таким образом, второй абзац письма может выглядеть так:

Бросаем взгляд на задание и убеждаемся, что мы ответили на все заданные вопросы. Теперь можно переходить к третьему абзацу: вопросы к другу. Можно начать абзац заранее заготовленной фразой: Now I want to ask you some questions about the cooking camp.

А можно просто использовать союз by the way перед первым вопросом. Например, Ву the way, where is the camp located?

Теперь приступаем к вопросам. Согласно заданию, мы должны расспросить друга о кулинарном лагере. Чтобы избежать типичной ошибки (вопросы не по теме) можно просто задать вопросы, где словосочетание cooking camp будет подлежащим, например, Where is it located? What facilities has it got? Is it a popular among teenagers? How big is the camp?

Нет необходимости стараться задавать вопросы разных типов. Тип вопросов никак не сказывается на оценке. Обратите внимание: вопросы, имеющие лишь косвенное отношение к лагерю, не принимаются. Например, Who recommended the camp to you? (Это же не о самом лагере, а о том, где ты получил информацию) How long are you planning to spend there? (Это скорее о планах автора, чем о лагере).

Третий абзац может выглядеть так: Now I want to ask you some questions about the cooking camp. Where is it located? What facilities has it got? How big is the camp?

Заканчиваем письмо стандартными фразами:

Write back soon.

Best wishes,

Misha

В законченном виде наша работа выглядит так:

Thank you for your letter. I was very happy to hear from you again.

In your letter you asked me some questions about the food I like and now I"m ready to answer them. I prefer Russian national cuisine because it"s healthy and delicious. As for my favorite dishes, I love pancakes and cabbage soup called shchi. Unfortunately, I can"t cook very well. I can only fry potatoes and make a sandwich.

Now I want to ask you some questions about the cooking camp. Where is it located? What facilities has it got? How big is the camp?

Write back soon.
Best wishes,
Misha

Методическая подсказка

Осталось проверить. Для того, чтобы сделать это наиболее эффективным образом, предлагаю представить себя на месте эксперта, который будет проверять работу. Первое, что сделает эксперт - посчитает слова. Бывает очень обидно, когда грамотная и интересная работа теряет баллы из-за того, что автор слишком увлекся и написал слишком длинное письмо. Важно помнить, что максимальный объем письма не должен превышать 154 слова. Если письмо длиннее, то эксперт отсчитывает 140 слов, а все остальное не учитывается. Чаще всего в подобных случаях не учитываются подпись автора, заключительная фраза, упоминание о последующих контактах и даже 1-2 вопроса. В таком случае автор теряет баллы и за содержание, и за логику, и за оформление письма. В нашем случае в письме 109 слов. Никаких претензий к объему письма у эксперта быть не может. Далее проверяем письмо согласно критериям.

Здесь важно помнить, что работа оценивается по трем критериям: с точки зрения содержания, логики и языковое оформление. Что касается содержания, мы старались все выверить по абзацам. Можно еще раз взглянуть на задание и письмо и убедиться в том, что оно содержит ответы на все заданные вопросы (есть ответ на вопрос, какую национальную кухню мы предпочитаем и почему, ответ на вопрос о наших любимых блюдах и ответ на вопрос, что мы умеем готовить). Все три вопроса про лагерь. Мы не забыли поблагодарить друга за письмо, упомянуть предыдущие контакты, и выразить надежду на будущие. В письме есть правильная форма обращения к другу (по имени), правильная заключительная фраза и подпись (только имя). Таким образом, у нас есть все шансы полагать, что оценка за содержание будет максимальной (2 балла).

Оцениваем логику и структуру текста. Текст грамотно разделен на абзацы (классическое деление: вступление, ответы на вопросы в одном абзаце, вопросы в отдельном абзаце). Обращение к другу и подпись автора на отдельной строке. В письме есть слова-связки (and, because, as for), и они уместно использованы. Между абзацами есть логические мостики, нарушений логики нет. Оценка по этому критерию - 2 балла (максимально). Таким образом, даже имея весьма поверхностные знания в области грамматики и не обладая большим словарным запасом, за это задание можно получить, по крайней мере, 4 балла из 6, если следовать этим простым рекомендациям.

Последний критерий - языковое оформление. Здесь самыми типичными ошибками являются отсутствие артикля перед исчисляемым существительным в единственном числе (a sandwich), порядок слов в вопросах (должен быть обратным, кроме разделительных вопросов), отсутствие вспомогательных глаголов в вопросах. Также часто забывают окончания –s у глаголов 3 лица единственного числа, окончания множественного числа имен существительных.

Проверять надо и орфографию. Некоторых ошибок можно избежать, если внимательно посмотреть на задание. Например, слово cuisine можно просто списать с задания. Наша задача - свести количество возможных ошибок до минимума, помня, что согласно критериям при наличии не более двух грамматических или лексических ошибок и/или орфографических и пунктуационных ошибок за этот критерий ставится высший балл (2 балла из 2).

40. Задание 2. Эссе с выражение своего мнения по теме: «Playing videogames is a complete waste of time» .

Так же как и письмо, эссе лучше писать сразу начисто, предварительно составив детальный план. Схема для плана может выглядеть примерно так:

Средства связи

Помимо колонки «содержание», где мы запишем идеи, касающиеся того, что писать в работе, план обязательно должен включать колонки «лексика» и «средства связи». В колонке лексика мы запишем интересные лексические единицы и выражения, которые позже используем в эссе. Это очень важно, так как в эссе в отличие от письма, оценивается используемая лексика. Колонка «средства связи» будет содержать союзы, необходимые для логичного изложения наших идей. Детальный план позволит нам заранее продумать эссе, сконцентрироваться на важных моментах и избежать ухода от темы.

Что касается деления эссе на абзацы, то лучше следовать плану, данному в задании. В соответствие с этим планом в первом абзаце необходимо констатировать проблему. Логичнее будет начать эссе с введения в тему, а затем написать о двух существующих взглядах на этот вопрос. Тема - это то, о чем мы будем писать (в данном случае, писать мы должны о видеоиграх). Проблема - существующие разногласия по этому вопросу. Одно из мнений дано в задании, нам останется его только перефразировать, т.е. выразить, используя другие лексические средства (синонимы, антонимы) или грамматические структуры (другие части речи, страдательный залог вместо действительного). Другое мнение надо сформулировать аккуратно и точно, следя за тем, чтобы оно было прямо противоположным первому. Это очень важно, так как неточная формулировка мнений может впоследствии привести к отходу от темы.

Абзац: Introduction
Содержание: Theme: playing videogames. Opinion 1: a waste of time. Opinion 2: a useful activity
Лексика: Nowadays, become popular, useless, leisure-time activity, a lot of benefits
Средства связи: Think, believe

Следующий абзац должен содержать наше собственное мнение по данной проблеме и аргументы, доказывающие его правоту. Наше мнение должно совпадать либо с первым, либо со вторым мнением из первого абзаца. Категорически нельзя писать нечто компромиссное, например: «Это зависит от человека», или «Это зависит от видео игры, в которую человек играет». В эссе требуется встать на одну из сторон и защитить свою позицию. На этом этапе нам надо четко определиться, какое из мнений мы будем защищать. Конечно, ничто не мешает нам написать, что мы действительно думаем по этой проблеме. Однако самый важный вопрос, на который мы должны будем ответить, следующий: «По какой из позиций нам легче всего сформулировать аргументы?» Иногда аргументация по одной из позиций выглядит гораздо сильнее и интереснее, чем по другой, и нам будет легче защитить именно эту точку зрения. Что касается аргументации, надо помнить, что сильный аргумент состоит из двух частей: идеи и ее доказательства. Для доказательства идеи можно использовать следующие способы: привести пример, сослаться на имеющуюся статистику, объяснить причину или описать последствия. В соответствие с планом, мы должны привести 2-3 аргумента. Опыт показывает, что двух аргументов в этом абзаце вполне достаточно, так как нам понадобиться еще один аргумент позже для отбивки противоположного мнения.

Абзац: 2 (my opinion and arg)
Содержание: Opinion: disagree (it is useful), arg 1: entertaining, reason: good plots, arg 2: helps make friends, statistics: popular activity
Лексика: Can hardly be called, gripping, good for uplifting, socialize, the majority of
Средства связи: In my opinion, firstly, this is because, secondly, according to statistics

Далее приступаем к формулировке противоположной точки зрения и аргументации ее сторонников. Важно помнить, что мы пишем не о плюсах и минусах видео игр, а пишем о двух противоположных точках зрения на это занятие. Противоположная точка зрения должна соответствовать изложенной во вступлении. Так как мы привели два аргумента для защиты своей точки зрения, здесь нам вполне достаточно будет одного аргумента, подкрепленного доказательством.

Абзац: 3 (opposing opinion+arg)
Содержание: Opinion: absolutely useless. Arg: not educational. Example: shooting, chasing
Лексика: A way to kill time, do not do any good, do not lead to developing skills
Средства связи: However, other people are convinced, they say, because

В четвертом абзаце наша задача - не согласиться с противоположной точкой зрения и опровергнуть аргумент, данный в предыдущем абзаце. Начать стоит с того, что мы не согласны с мнением противоположной стороны, а затем подобрать аргумент, который будет отбивать аргумент оппонентов.

Абзац: 4 (explain why we disagree)
Содержание: Arg: a lot of games, which teach players take decisions, coordinate their actions, consider possible solutions to the problem
Лексика: A lot of upsides, come in handy
Средства связи: Nevertheless, I still argue, for instance

И, наконец, формулируем вывод. Главное в пятом абзаце - это еще раз подтвердить убежденность в своей правоте. Однако будет недостаточно, если мы ограничимся всего одним предложением с констатацией своего мнения. Значительно интереснее будет смотреться вывод, содержащий ссылку на противоположное мнение и предложение, суммирующее наши основные аргументы.

Абзац: 5 (conclusion)
Содержание: My opinion
Лексика: Approve of, not only …, but also, amusing, exciting
Средства связи: In conclusion, although, I am still in favour

Другим ошибочным подходом при выполнении этого задания является написание сочинения сначала в черновике, а затем уже переписывание его в чистовик. Это очень трудоемкая работа, на экзамене часто на это нет времени. К тому же, переписывание часто происходит в спешке, что ведет к многочисленным ошибкам. Гораздо правильнее распланировать сочинение, записав ключевые слова, как мы это и сделали.Таким образом, в результате детального планирования мы получаем тщательно продуманную заготовку будущего эссе, содержащую не только наброски идей, но и полезную лексику. К сожалению, многие пропускают этот важный этап работы, полагая, что он отнимает слишком много времени и усилий, и значительно проще писать сразу, без предварительного плана. Подобного рода подход ведет к различного рода ошибкам, таким как, уход от темы, слабая аргументация, логические ошибки. Бывает, что под влиянием стресса, автор эссе к середине сочинения забывает, какую позицию он отстаивает, и переходит на позицию оппонента. На корректировку таких ошибок в готовой работе уходит значительно больше времени, чем на планирование.

Теперь на основе заготовки пишем эссе. Не следует забывать, что эссе пишется в более формальном стиле, одной из черт которого является отсутствие кратких форм с апострофом (например, don"t). Готовая работа может выглядеть примерно так:

Nowadays playing videogames is becoming a popular leisure-time activity. Some people think that it is a useless way to spend free time. Others believe that this hobby has got a lot of benefits.

In my opinion, videogames are worth playing. Firstly, they are very entertaining and can be used for uplifting. This is because their plots are often gripping and one cannot help feeling amused playing them. Secondly, this activity helps people socialize. According to statistics, videogames are enjoyed by the majority of teenagers, which means that adolescents can easily make friends among those who share their interest.

However, other people are convinced that playing videogames is just a way to kill time. They say that videogames are not educational and do not do any good because most games are based on chasing or shooting which do not lead to developing any useful skills.

Nevertheless, I still argue that videogames have got a lot of upsides. Plenty of modern videogames help develop different skills which will come in handy in real-life situations. For instance, one can practise taking decisions in stressful situations, or coordinating their actions with actions of other players, or considering possible solutions to various problems which they face in games.

In conclusion, although there are people who do not approve of playing videogames, I am still in favour of this pastime activity. Not only are they highly amusing and exciting but also make people more skillful in certain spheres.

После окончания работы необходимо посчитать количество слов. Минимально допустимое количество слов составляет 180 (минус 10 % от нижней границы, обозначенной в задании), а максимально разрешенное 275. В получившемся эссе 242 слова, что свидетельствует о правильном предварительном планировании работы. После подсчета слов необходимо проверить работу с точки зрения грамматики и орфографии.

4.1. ПИСЬМО ЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА

4.1.1. Personal Letter.

You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your pen friend Vicky who writes:

… At school we are doing projects on schools and school rules in different countries. Could you tell me what kind of rules you have in your school?

As the holidays are coming I am thinking of looking for a job…

Write a letter to Vicky.

— tell her about the rules in your school (3-4 examples)

— ask 3 Questions About a job she would like to have

Write 100-140 words.

4.1.2.

You have received a letter from your English pen friend Sheila who writes:

…Do you ever go on a diet? I do. Especially in spring, before my summer vacation starts. My mother thinks that I should not do it because it is bad for my health. What do you think about it?

Do you exercise? I love going to the gym. I want to live a healthy life, but my parents do not understand it. What would you do, if you were me?

Write back soon.

Write back to Sheila answering her questions. Write 100-140 words.

Remember the rules of letter writing.

4.1.3. You have 20 minutes to do this task.

This is part of a letter from your English-speaking pen friend Ann who writes:

… One of my friends has recently been invited to spend a couple of weeks in Moscow this summer and it’s going to be his first time coming here. What places of interest and historical attractions would you recommend for him to see? What are your favourite ones?

Γm sure there are a lot of Iovelyplaces here to spend a night out. Where should he go first?

By the way, he is fond of sports…

Write a letter to Ann.

— give advice where to go in Moscow

— ask 3 questions about a favourite sport of Ann’s friend

Write 100-140 words.

Remember the rules of letter writing.

4.1.4. You have 20 minutes to do this task.

This is part of a letter from your English-speaking pen-friend Emily who writes

… People say there is no place like home, but I wouldn’t call myself a stay-at-home type. I like visiting new places and meeting new people very much. Do you like travelling? How do you usually travel: with parents, friends or school? What’s your favourite way of travelling? Could you, please, write to me about your most memorable trip.

I spent my best holidays going on an exciting journey around Mexico about two years ago…

Write a letter to Emily.

Tell her about your favourite ways of travelling and your most memorable trip

Ask 3 questions about her trip around Mexico

Write 100-140 words.

Remember the rules of letter writing.

4.1.5. You have 20 minutes to do this task.

You have received a letter from your American pen friend Larry who writes:

… I have to think about pocket money all the time. My parents try to make me earn it by doing the housework. They try to make me save up and then buy some big thing. But I need pocket money for the cinema and ice-cream and other treats like that. Do you have to ‘earn’ your pocket money in any way? Or do your parents just give it to you? What do you spend your pocket money on? What do your parents think of the way you spend it?

Write back soon,

Write back to Larry answering his questions.

Write 100-140 words.

Remember the rules of letter writing.

4.2. ПИСЬМЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ C ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ

4.2.1.

Many parents encourage their children to study well by giving extra pocket money for each good mark.

What can you say for and against this practice?

Write 200-250 words.

Use the following plan

2. Arguments “for”.

3. Arguments “against”.

4.2.2. You have 40 minutes to do this task.

Comment on the following statement.

Many people watch soap operas because they find them enjoyable and realistic.

What is your opinion of soap operas?

Write 200-250 words.

Use the following plan:

— draw a conclusion

4.2.3. You have 40 minutes to do this task.

Comment on the following statement.

Some students think the best teacher is someone who is very knowledgeable about the subject matter, while others believe that it is more important for a teacher to make teaching enjoyable and fun for students.

What is your opinion? What qualities are more important for teacher?

Write 200-250 words.

Use the following plan:

— make an introduction (state the problem)

— express your personal opinion and give reasons for it

— give arguments for the other point of view and explain why you don’t agree with it

— draw a conclusion

4.2.4. You have 40 minutes to do this task.

Comment on the following statement.

My parents say the way they lived in the past was much quieter. However, I believe that young people are given a lot more life opportunities nowadays.

What is your opinion? Which way of life will be more satisfying for future generations?

Write 200-250 words.

Use the following plan:

Make an introduction (state the problem)

Express your personal opinion and give reasons for it

Give arguments for the other point of view and explain why you don’t agree with it

Draw a conclusion

4.2.5. You have 40 minutes to do this task.

Comment on the following statement.

Some parents think that having a computer at home will help their children to get a better education, others are afraid that children will only play videogames.

What can you say for and against having a computer at home? Write 200-250 words.

Use the following plan

1. Introduction (State the problem).

2. Arguments “for”.

3. Arguments “against”.

КОММЕНТАРИИ K РАЗДЕЛУ «ПИСЬМО»

Разделы «Письмо» и «Говорение» включают задания откры­того типа с развернутыми ответами, которые образуют чрезвы­чайно важную часть экзаменационной работы, т. к. именно в них проверяются продуктивные умения и навыки. Они значительно увеличивают дифференцирующую способность контрольно-из­мерительных материалов и тем самым помогают выявить вы­пускников и абитуриентов, имеющих наиболее высокий уровень языковой подготовки.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ПИСЬМО»

Проверяемые умения (основные блоки)

— Дать развернутое сообщение.

— Запросить инфор­мацию.

— Использовать неофициальный стиль.

— Соблюдать формат неофициального письма

Выска­зыва­ние с

— Высказать свое мнение и привести аргументы, доказа­тельства, примеры.

— Сделать вывод.

— Последовательно и логически пра­вильно строить

Высказывание.

— Использовать соответствующие средства логической связи.

— Правильно офор­мить стилистически

В соответствии с по­ставленной задачей

Чтобы получить более полное представление о задачах, сто­ящих перед экзаменуемым в данных заданиях, следует также познакомиться с критериями оценивания. Для оценивания ком­муникативных заданий каждого из разделов, включающих за­дания со свободно конструируемым ответом (разделы «Письмо» и «Говорение»), применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, специально разработанной для измерения различных сторон коммуникативной компетенции учащихся. Система
предусматривает словесное описание критериев оценивания развернутого ответа и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 3-0 или 2-0.

При этом на первый план выдвигаются содержательные критерии, оценивающие выполнение коммуникативных задач. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за личное письмо, - 6, за письменное высказывание с элемен­тами рассуждения - 14. Итого максимальный балл за раздел «Письмо» - 20 баллов. Личное письмо (Cl) оценивается по двум критериям, а именно: «Решение коммуникативной задачи (со­держание)» (максимально - 3 балла) и «Организация текста» (максимально - 3 балла).

Письменное высказывание с элементами рассуждения (С4) оценивается по пяти критериям: «Решение коммуникативной задачи (содержание)» (максимально- 3 балла), «Организация текста» (максимально - 3 балла), «Лексика» (максимально - 3 балла), «Грамматика» (максимально - 3 балла), «Орфография и пунктуация» (максимально - 2 балла).

При выполнении задания Cl (личное письмо) прежде всего надо внимательно прочитать инструкции и отрывок из письма, который служит стимулом. Это поможет понять коммуника­тивные задачи и определить объем и содержание информации, которая должна быть включена в ответное письмо. Рекоменду­ется составить план, в котором будут отражены все необходимые пункты (как упомянутые в письме-стимуле, так и сформулиро­ванные в инструкциях).

Разберем, например, задание 4.1.1, где в письме-стимуле Викки сообщает, что они в своей школе занимаются проектной работой, посвященной школьным правилам в разных странах, и просит рассказать друга по переписке о правилах в его школе. Викки также упоминает, что с приближением каникул начинает размышлять о работе на лето. Инструкции к заданию уточняют: надо рассказать о правилах в своей школе и привести 3-4 приме­ра, а также надо задать Викки 3 вопроса о работе, которую она хотела бы найти на летний период. Исходя из этих задач и следу­ет составить план ответного письма. Также при написании ответа неплохо помнить, что обсуждаются школьные правила в разных
странах, и дать в письме пояснения, какие из описываемых пра­вил являются для России универсальными, а какие установлены только в данной школе. Не рекомендуется увлекаться каким-то одним примером или мыслью и включать в текст подробности, не связанные непосредственно с поставленной коммуникативной задачей, - это может привести к неоправданному увеличению объема текста.

В целом при выполнении заданий раздела «Письмо» очень важно уметь следить за объемом текста. И в задании C1, и в зада­нии С2 обозначены границы требуемого объема. Его уменьшение или значительное превышение приведут к снижению оценки. Для того чтобы в процессе экзамена быстрее сориентироваться, можно запомнить, сколько слов в среднем приходится на одну строку или сколько строк занимает в среднем текст из, напри­мер, 100 слов, написанный от руки вашим почерком.

Важно также помнить, что текст письма должен представлять собой связное и логичное целое. Текст делится на абзацы в соот­ветствии с логикой; абзацы между собой и предложения внутри абзацев должны быть связаны при помощи вводных слов, союзов, союзных слов и т. п. Следует уделить внимание и стилю письма - он не может быть строго официальным, это ведь переписка друзей. А это значит, что обращение в начале письма, слова прощания в конце, подпись тоже должны соответствовать ситуации общения и правилам вежливости, принятым в английском языке.

Письмо должно быть правильно структурировано:

Обращение, соответствующее неофициальному стилю, на отдельной строке;

Главная часть, соответствующая пунктам задания (не­сколько абзацев - помните о правильном делении на аб­зацы);

Заключение;

Завершающая фраза на отдельной строке;

Подпись на отдельной строке (только имя).

Письмо надо также правильно оформить:

Дата (под адресом).

Об обращении, завершающей фразе и подписи - каждый из этих элементов письма располагается на отдельной строке - уже было сказано.

Выполнив задание на черновике, его следует еще раз прочи­тать и исправить возможные лексико-грамматические, орфогра­фические, пунктуационные ошибки, а, возможно, скорректиро­вать объем и содержание.

Переходя к анализу задания С2 (письменное высказывание с элементами рассуждения), отметим, что многое сказанное выше, относится и к его выполнению. Однако это задание - бо­лее высокого уровня сложности и требует особых навыков и уме­ний письменной речи.

Письменное высказывание с элементами рассуждения в ка­честве задания С2 может быть двух типов: выражение собствен­ного мнения или приведение аргументов за и против по какой — либо проблеме. Эти два типа сочинения строятся по-разному и инструкции к заданию содержат план, который подсказывает правильную композицию. Общим является то, что необходимо найти веские аргументы и убедительно и логично их изложить.

Так, в задании 4.2.1 коммуникативная цель - найти и сфор­мулировать аргументы за и против и предлагаемый план соот­ветствует этой цели:

Use the following plan:

1. Introduction (State the problem).

2. Arguments “for”.

3. Arguments “against”.

B задании 4.2.2 коммуникативная цель - высказать собс­твенное мнение по предложенной проблеме и предлагается иной план сочинения:

Use the following plan:

— make in introduction (state the problem)

— express your personal opinion and reasons for it

— give arguments for the other point of view and explain why you don’t agree with it

— draw a conclusion

Иногда экзаменуемые не могут понять, почему, высказывая собственное мнение, они должны не только обозначить проти­воположную точку зрения, а еще и найти аргументы в ее защи­ту. К сожалению, культура дебатов, толерантность и умение находить компромиссы все еще неразвиты у нас. Иностранный язык относится к числу гуманитарных предметов, которые, помимо чисто предметных знаний, могут и должны способс­твовать развитию личности школьника. Не случайно новый школьный стандарт наряду с развитием иноязычной коммуни­кативной компетенции ставит как цель обучения иностранным языкам «развитие и воспитание у школьников понимания важ­ности изучения иностранного языка в современном мире и пот­ребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосозна­ния, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной куль­туры» .

Раздел 4. Задания по письму .

ОГЭ 9 класс .

1. You have 30 minutes to do this task.

We’ve moved house and now I have to go to a new school. It’s a pity because I liked my old school and I had a lot of friends there. Now I feel a bit lonely but I hope to find some friends here too….

…What do you like most about your school? Have you got a lot of friends at school? What do you usually do with your school friends in your free time? …

2. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

…I am so fond of Japanese cartoons, that I’ve decided to learn Japanese. Mum says it’s hard, but I think it’s worth it. Besides, their writing is cool! …

…What languages do you learn at school? What other language would you like to learn, why? What do you think about my choice of Japanese?…

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

3. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

…I am a bit sad because I have just quarrelled with my mum. I didn’t want to wash the dishes and make my bed because there was an interesting film on TV…

…Do you think children should help their parents with the housework, why or why not? What do you do about the house? What do you usually do in your free time? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

4. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

…My cat is getting old. But he’s still able to jump on the fridge and he likes to watch Mum making dinner for him. And he is so cool: big, white and furry! He is such fun! I can’t understand people who prefer to live without pets…

…Why don’t some people want to have any pets? Do you approve of keeping exotic pets like spiders or snakes, why? What pets are popular in your country? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

5. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

…Sometimes I hate our school radio because they talk about things everyone knows. And news should be fresh! One day I will be a reporter and will show them how to make really good news…

…How do you get to know what’s happening in the world? What are you going to be? Do you think English will be necessary for your future career, why? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

6. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

… I can’t imagine my life without my computer and the Internet! Now I can write all my stories and immediately send them to my friends to read...

…What do you use your computer for? How much time do you spend working on your computer? What else do you do in your free time? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

7. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

…and then she gave me a present: two tickets to the theatre. It was a great performance and the actors were wonderful. I am not a theatre goer but even I was impressed. …

…Do you think it’s exciting to be a famous actor, why? When did you last see a theatrical performance? What do you like to do in your free time? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

8. You have 30 minutes to do this task.

…Oh, my friend is so charming! Everybody in the class is ready to help her. But, you know, I sometimes think she’s just using people to get what she wants…

…What kind of person is your best friend? When and where did you meet? How do you spend time together?…

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

9. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

…What an awful task – to read boring books all summer! And the list is so long! I like reading but the books I like are usually not my school’s choice…

…How long is your school’s list of books? What kind of books do you like to read? Do you think an electronic book is a good choice when you’re travelling in the summer, why? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

10. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

…Yesterday was a special day – we had the Earth Hour. My town (and lots of towns around) went dark for one hour. It’s one of the ideas of an ecological group called the Green Movement. We switched off the lights to draw people’s attention to the poor ecological situation on the planet…

…Do people have the Earth Hour in your country? What can people do to save energy in their everyday life? Do you approve of the Green Movement, why? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

11. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

…. My older brother has decided to collect mugs, imagine that. He has already got eight mugs from different places he has visited. It’s a nice collection but it takes up so much room …

…Why do people collect things? What do you collect or what would you like to collect? What other hobbies are popular with teenagers in your country? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

12. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

… I’m having a very busy time now as I have to get ready for my exams. As far as I know, all students in Russia have to take school exams too…

…When are you going to have your exams? What exams have you chosen and why? What are your plans for the summer holidays? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

13. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

… Today is Sunday, but I feel bored and unhappy. It’s already been raining hard for two days and there’s nothing to do at home…

…What is your favourite season and why? What do you do when the weather is rainy? How do you usually spend your weekends? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

14. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ann.

…My friend has decided to become a model and has just gone on a diet. I told her that it could be dangerous but she wouldn’t listen. Besides, she is a vegetarian, so there are not many products she can let herself eat now…

…Why do people become vegetarians? What do you do to keep fit? What food do you try to avoid? …

Write her a letter and answer her 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

15 You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

I’ve just joined our school Drama club. We give performances in English and in French. Our parents and classmates think that our performances are very good. After all, school is not only about learning...

…What do you like most about your school? What school clubs do you have? Have you joined any of your school clubs, why? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

16 You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

…Yesterday I did a test to see which job is the best for me. According to the results I should become a doctor. But it is absolutely impossible because I am afraid of blood…

…What future career would you like to have, why? Do your parents agree with your choice? In what way will English be useful for your career? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

17 You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

What a journey! We went by car to Brighton and spent a couple of days at the seaside. I wish we could go there again! ...

…Why is travelling so popular? Where would you like to go? How do you prefer to travel and why? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

18. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

… My mum always says, “There’s no bad weather, there’re bad clothes!” That’s why she keeps telling me to put on warm clothes even in spring. …

…Do you agree with the English proverb about bad weather and bad clothes, why? What clothes do you prefer to wear out of school? What are your favourite colours for clothes? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

19. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

…Yesterday our teacher asked us to stay after classes. A basketball star came to us to talk about sport in everyday life. The way he spoke about being a teenager was funny. He said he didn’t like getting up early!…

…When do you get up in the morning? What do you do to keep fit? Would you like to go in for sports professionally, why? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

20 You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

…I’ve just been to the zoo. What lovely animals are there! Bears, tigers and even sharks! When I look at them in the zoo I can hardly imagine that they could be dangerous or eat other animals…

… Which do you think is better for animals – to live in the zoo or in the wild, why? What animals are common in your region? Have you ever seen any animal in the wild? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

21. You have 30 minutes to do this task.

pen friend, Ben.

One of my friends gets ill very often. The doctor says that it’s because he lives in a big city with a poor environment...

…What ecological problems are the most serious in your country? What can teenagers do to make their hometown cleaner? Would you like to live in a big city or in the country, why? …

3 questions.

Write 100 120

22. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

My friend was very impressed by the Moscow Kremlin. He said that Russian architecture is fascinating. I"d like to go to Russia for my holidays, too...

…How do you usually spend your holidays? What is the best season for travelling in Russia, why? What tourist attractions would you recommend seeing in your country? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

23. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ann.

My older brother has got a new hobby he has become a mountain biker. I know that mountain biking is a dangerous kind of sport and I worry about him. I would like him to spend more time at home. I wish he had chosen a safer entertainment…

…What indoor sports are most popular with teenagers in your country? Why do teenagers often do extreme sports? What kind of sport is your favourite? …

3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

24. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

Last year I started learning Russian. It’s a very difficult language but I’m trying my best. I’d like to come to Russia one day to practise it. …

Which season would you recommend for the trip? What places are worth seeing in Russia? What country would you like to visit, why? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

25. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

…My granny is such a kind person. She always brings us presents for everything we celebrate. And I love all her presents! For example, at Christmas she gave me the coolest computer game, it was something I had been dreaming of …

…What holidays do you celebrate with your family? What is your favourite holiday and why? What is the best present you’ve ever received? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

26. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

… I am very busy now preparing for my exams, but yesterday I went to the cinema with my friends. We saw a new film about Sherlock Holmes. You’ve probably seen it, too. …

What kinds of films do you like? Where do you prefer watching films in the cinema or at home and why? What would you make a film about if you had a chance?…

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

27. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

….I have decided to take up collecting stamps as my new hobby. My uncle is a traveller and often brings me stamps from different countries….

…What hobbies are popular with Russian teenagers? What hobby would you like to take up, why? What do you usually do in your free time? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

28. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

I’ve just been to Australia. I saw kangaroos and koalas! I even learned surfing at one of the Australian beaches! That was unbelievable! I definitely want to go there again!

…Where did you spend your last summer? What did you like most about it? Which country would you like to visit one day, why? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

29. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

I’ve just returned from China. They were celebrating the Chinese New Year there. Lots of people were dressed like dragons...

…What are the most popular holidays in Russia? What is your favourite holiday and why? How do you celebrate it? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

30. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

I saved some of my pocket money and have bought a new computer game. I’m glad that I didn’t have to ask my parents to buy it for me. It would be great to find a job next summer ….

…How do you get your pocket money? What do Russian teenagers usually buy with their pocket money? Would you like to get a summer job or not, why? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

31. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

…As you know, I am a tennis club member. I go there regularly, but my best friend doesn’t want to do any sport…

Should people do sports, why? What sports do you like? What do you do in your PE lessons?

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

32. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ann.

.. I joined the ballet school when I was five. I love dancing and I want to become a dance teacher in the future. So I’m going to take classes at the Ballet Dance Academy one day…

What subjects are you good at? What do you like to do in your free time? What job would you like to do in the future, and why? ...

Write her a letter and answer her 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

33. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Jim.

I have decided to do sport regularly. My friends have given me different advice on how to start but I can’t choose which sport to play. There are so many opportunities …

…What sport do you do regularly? What sports facilities can you use in your school? Does the career of a professional sportsperson attract you or not, why?…

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

34. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Jim.

… I have caught a bad cold. Most people hate being ill. But I sometimes like it. It gives me some time for my hobby ...

… How often do you miss school because of health problems? How can you entertain yourself when you are ill and have to stay indoors? What do you do to stay healthy?...

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

35. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ann.

… I am doing a project about the life of modern teenagers in different countries. Will you help me and answer some questions …

What time do you usually come back from school? What do you like to do in your free time? How many foreign languages would you like to speak, and why? ...

Write her a letter and answer her 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

36. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ann.

. .. Next year at school I have to choose a second foreign language to learn. The problem is that I cannot make a choice about what language to take. …

…When did you start learning English? What do you do to improve your English? What foreign language besides English would you like to learn, and why? …

Write her a letter and answer her 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

37. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Jim.

…Next month I have to choose my subjects for the next year. I want to continue learning languages. I also need to improve my academic results in general. ...

… How many lessons do you usually have a day? What foreign languages can you learn at school? What subject do you find the most important for your future career, why? ...

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

38. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ann.

… We have a special tradition in our family. The last weekend of every month we cook and have a meal together: my parents, my sister Jenny and me. This week it is pumpkin soup and ginger biscuits….

How do you spend time together as a family? When do you give each other presents? What do you do to help your parents about the house?

Write her a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

39. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ann.

Our teacher has announced that a Theatre Group is starting next month. I’m going to join the club and see if I enjoy being on stage. Some friends say I have some ability but I’m not sure about that …

What do you do after your classes? What club in your school is the most interesting, why do you think so? How long does it take you to do your homework?...

Write her a letter and answer her 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

40 You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Jim.

On December 31 st I usually write my New Year resolutions. Unfortunately I don’t usually keep them. But this year I decided to be persistent: to make a resolution and keep it…

Do you make New Year resolutions or not, and why? What new hobby or new sport would you like to try? What do you usually do in your free time? ….

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

41 You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ann.

… After taking my school exams, I want to study English literature at university. Some people say that it is boring and it takes too much time, but I really like it...

…How many exams are you going to take this year? How do you prepare for your English exam? Do you like to take exams or not, why?...

Write her a letter and answer her 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

42 You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Lily.

You’ve probably seen the photos which I took on my holiday. During the rainy days we are having now they bring back good memories! The summer, the countryside, the mountains, the time when I could ride my bicycle all day long! ...

Where did you spend your last summer holidays? What did you do during your holidays? What holidays do you like more (summer or winter holidays) and why?...

Write her a letter and answer her 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

43 You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Harry.

It may sound unusual, but my friend likes reading very much. He reads not only popular books but classics as well. As for me, I read only books from the school list…

What books do you like to read? Do you prefer e-books or paper books and why? What hobbies apart from reading are popular with your friends?...

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

44. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Sophie.

... You know, I love history so much that maybe I’ll become a historian in the future. I think it is very interesting and important to know and understand your past. …

What school subjects do you find the most important? Is there any school subject that you’d like to study more and why? What career would you like to choose in the future?...

Write her a letter and answer her 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

45. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Alice.

… My parents say that I watch TV too much. And they are not always happy with the programmes I watch. I understand that often watching TV is waste of time but I can’t live without TV anyway. ...

…How much do you watch TV? What do you prefer: watching TV or browsing the Internet, why? What else do you do in your free time?...

Write her a letter and answer her 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

46. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Alice.

…Time has come to choose a profession for the future. I’m still thinking about it but I really don’t know what career to choose…

…What would you like to be in the future? Will you use English for your future job? What do your parents advise you to be? …

Write her a letter and answer her 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

47. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Andrew.

My parents want me to do music. It’s not what I really want to do but I have no choice. I’ve promised my parents to take at least 20 lessons. It means I won’t have any free time for about three months! Awful, isn’t it?...

…What do you do in your free time? What kind of music do you like? What musical instrument would you like to play, if any?...

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

48. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Andrew.

…You’ll never believe it but I tried to run a marathon last Saturday. It was awful and in half an hour I was out of the race. So, now I realize how weak and unfit my body is. It’s probably because I watch sports on TV much more often than do them...

….What do you do to keep fit? What sports facilities do you have in your school? What kind of sport do you find ideal for young people? Why…

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

49. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Emma.

…My mum still can’t download new music into her mobile phone. She says when she was young, there were no mobile phones at all. I just can’t imagine that!…

What do you use your mobile phone for? Can you do without your mobile phone and why? What other gadgets do you find the most important for you?...

Write her a letter and answer her 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

50 You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Paul.

… Yesterday we had a class where we discussed different ecological problems. Our teacher suggested opening an eco-club, where we can do something useful for the environment ...

…What ecological problem do you consider the most serious? What can young people do to protect the environment? Do you think ecological problems should be discussed at school, and why?...

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

51 You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Harry.

….Frankly, I don’t understand why some people like classical music. I adore rock and usually listen to it on my way home from school. If my favourite band comes to our town, I’ll definitely go to their concert...

….What kind of music do you like? Do you think it is necessary to have music lessons at school, why? What musical instrument would you like to play?...

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

52. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Emma.

I’ve just returned from our local museum. I have seen lots of curious things and I have learned some new information about our town. I was surprised that a visit to a museum could be so enjoyable...

Do you find visiting museums interesting and why? What museum would you like to set up, if any? What do you enjoy doing in your free time?...

Write her a letter and answer her 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

53. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Lily.

Yesterday we celebrated Thanksgiving. This is one of our favourite family holidays when we all get together. And my mother makes a wonderful pumpkin pie!…

What holiday do you like most and why? How do you celebrate your birthday? What present would you like to get for your next birthday? ...

Write her a letter and answer her 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

54. You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Emily.

We are having a Maths test tomorrow. It makes me feel scared! I would rather have three language tests instead of one Maths test. I really find learning foreign languages interesting and not difficult at all. ...

…What subject is the most difficult for you? What do you do to improve your English? What language apart from English would you like to learn and why?...

Write her a letter and answer her 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

55 You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ma х .

I’ve just watched a TV series about robots, their past and future. Robots are so cool! If only they could do my homework…

What jobs would you like a robot to do at your home? What else can robots be used for? Do you find science fiction films interesting or not, and why?....

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

56 You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Harry.

… The end of the school year is usually a very stressful time for me. We have to take lots of tests and exams. The only thing that makes me happy is that the holidays are coming. ...

…What exams are you taking this year? How do you prepare for your English exam? What are your plans for the coming summer holidays?...

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

57 You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Andrew.

… I had to change school because we had moved to a new house. My new school is right next to it. It is very convenient but everything is so strange here: new rules, a new uniform, new people. I haven’t made any friends yet ...

…How long does it take you to get to your school? What clothes do you wear to school? How do you spend time with your school friends? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Emily.

Last month I was late for my classes several times. Though I wasn’t late on purpose and it wasn’t actually my fault, I was punished. ...

…Do any students in your class sometimes come too late to school? What are their usual reasons for coming late? Is there any punishment for late comers at your school and what is it?...

Write her a letter and answer her 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.

59 You have 30 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Sam.

I’ve just changed school. I’m fond of Mathematics and it’s the major subject in my new school. The only thing I don’t like here is too much homework! ...

…What is your favourite subject? How long does it take you to do your homework? What do you do in your free time?...

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100 120 words. Remember the rules of letter writing.