Рельеф и полезные ископаемые южной америки. Физико-географическая характеристика Внутренних равнин Южной Америки

Особенности геологического строения Южной Америки

Миллионы лет назад существовал древний суперконтинент Гондвана . Он распался на три крупных блока литосферы, которые легли в основу четырех современных материков: Африки, Австралии, Антарктиды и Южной Америки . О последней и пойдет речь в этой статье.

В геологическом строении Южной Америки хорошо прослеживается четкое отличие восточной и центральной частей от западной части континента. Восток и центр материка расположены на старой докембрийской Южно-Американской платформе . На севере и востоке платформы имеются обширные участки выхода древнего кристаллического фундамента платформы на поверхность – Гвианский и Бразильский щиты . Западная часть материка представлена складчатой областью , образованной в результате столкновения континентальной платформы и океанической литосферной плиты.

Океаническая плита прогибается и заходит под континентальную, образуя глубокий Перуанский прогиб (желоб) вдоль всего западного побережья.

Край континентальной плиты смят в складки. Вдоль всего западного края материка поднялись горы. Это область молодой – кайнозойской складчатости . Об этом свидетельствуют извержения вулканов и частые землетрясения. Идет активный процесс горообразования. Западное побережье Южной Америки входит в состав «Тихоокеанского огненного кольца» – области активной сейсмической деятельности.

Платформенная часть материка в прошлом испытывала неоднократные погружения и поднятия. Об этом свидетельствуют отложения осадочных горных пород в т. ч. – морских отложений.

В настоящее время на платформенной части континента преобладают эрозионные процессы, усиленные хозяйственной деятельностью человека.

Особенности рельефа Южной Америки

Складчатая область на западе Южной Америки образует одну из крупнейших горных систем планеты – горы Анды . На языке индейцев это означает «медные горы» .

Горы Анды тянутся вдоль побережья Тихого океана тремя параллельными горными хребтами. Многие вершины вздымаются выше $6000$ м над уровнем моря.

Высшая точка Южной Америки – г. Аконкагуа ($6960$ м).

Одновременно – это высшая точка всего западного полушария.

Много здесь и действующих вулканов. Самые известные из них – Котопахи, Руис, Сан-Педро . В средней части горной системы находятся внутренние плоскогорья, высоты которых достигают $3500-4000$ м. Платформенные участки Южной Америки представлены равнинами – низменностями и плоскогорьями.

Определение 1

Низменность – это участок равнины с абсолютными высотами до $200$ м.

Определение 2

Плоскогорье – это участок равнины с абсолютными высотами – более $500$ м.

Низменности Южной Америки – это Оринокская, Амазонская и Ла-Платская . Перепад высот здесь незначительный. Это – почти плоские равнины.

Замечание 1

Амазонская низменность – самая большая по площади низменность на земном шаре.

Благодаря морским отложениям, северные части равнин богаты нефтью. На кристаллических щитах сформировались Бразильское и Гвианское плоскогорья . В результате древней тектонической деятельности, опускания и поднятия платформы сопровождались разломами земной коры, выходами лавы. Местами рельеф плоскогорий имеет вид столовых гор. Их сменяют пейзажи холмистых равнин, невысокие массивы, изрезанные ущельями.

Полезные ископаемые

С геологическим строением связано и распределение полезных ископаемых.

  • На древних щитах расположены месторождения железных, марганцевых, урановых руд, бокситов, алмазов .
  • Анды, оправдывая свое название, славятся медными рудами, месторождениями золота .
  • На севере материка обнаружены крупные месторождения нефти .
  • На пустынном западном побережье, благодаря особенностям климата, образовались месторождения натриевой селитры .

Центр материка (Амазонская низменность) – еще слабо изучена и освоена.

МБОУ «Войковская средняя общеобразовательная школа Сорочинского района Оренбургской области »

Аннотация к уроку: урок является третьим по счету по теме «Южная Америка » в 7 классе . В структуре урока продумано применение технологии развивающего обучения (индивидуальная и групповая работа), технология личностно-ориентированного подхода (анализ карты «Строение земной коры»), здоровьесберегающая (физминутка).

Конспект открытого урока по географии

Учитель:

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых. Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми Южной Америки

Развивающие

Развитие познавательного интереса у учащихся, их творческих способностей,

совершенствование работы с картами. Отрабатывать умение анализировать исходные данные и делать выводы. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, географического мышления, логики, внимания.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культур, аккуратность работы с источниками географических знаний

Оборудование: физическая карта Южной Америки, настенная к/к мира, мультимедийная установка, учебник, атлас, контурные карты, презентация «Рельеф Южной Америки».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Каждый урок географии эта очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень.

Поэтому начать урок я хочу с легенды вождя одного из племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. Самую высокую точку Южной Америки.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернется домой. Но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», говорил вождь . Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий с веткой тополя, заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное поощрение было и к четвертому. Последний юноша пришел с пустыми руками. Но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-самвол. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для вашей победы нужно ваше внимание и кропотливая работа.

На уроках географии почти каждый урок познания начинается с карты и сейчас мы начинаем работать именно с ней.

II. Опрос домашнего задания:

1 уч-ся на к/к наносит объекты ГП Южной Америки

2 уч-ся наносит на к/к объекты ГП Африки

3 уч-ся наносит объекты ГП Австралии

Вопросы для фронтального опросы параграфов:

1. Площадь Южной Америки? (18 млн. км2).

2. Площадь Африки? (30,3 млн. км2).

3. Площадь Австралии и Океании? (около 9 млн. км2)

4. Какие климатические пояса пересекают Африку? (экваториальный, субэкваториальные, тропические, субтропические).

5. Какие климатические пояса пересекают Австралию? (суэкваториальный, тропический. Субтропический, умеренный).

6. Какие климатические пояса пересекают Южную Америку?

(экваториальный, субэкваториальные, тропический, субтропический, умеренный).

III. Мотивация

Мы с вами вспомнили материал предыдущих уроков. Сегодня мы продолжим изучать Южную Америку, но для того чтобы определить тему урока послушайте следующие строки:

(Слайд 1)

Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся Анды,

В переводе эта твердь.

Означает слово медь.
Тут в былые времена,

Прогибалась земля,
А другая поневоле,
Превратилась в плоскогорье.
Где комфортно, без проблем?
Лима, Кито иль Белен?
На востоке жить остаться,
Иль на запад перебраться?

Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

Ученики: О рельефе Южной Америки и его особенностях.

Учитель: Совершенно верно, тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки». (Слайд 2)

Учитель: Что вы знаете о рельефе материка? Запишите это в свои таблицы. (Учащиеся заполняют первый столбик таблицы). (Слайд 3 )

Знал

(примерные варианты)

Узнал

Хочу узнать

(примерные варианты)

«Теперь я вас попрошу заполнить 3 столбик нашей таблицы и написать, что бы вы хотели узнать о рельефе Южной Америки?»

Учащиеся заполняют 3 столбик. После заполнения кратко обсуждаются записи.

IV. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рельефом Южной Америки, выясним закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых на территории материка, построим цепочку причинно-следственных связей между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка. (Слайд 4 )

Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков.

§ Что такое рельеф; (совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития).

§ Какие основные формы рельефа вы знаете? (Равнины и горы)

§ На какие виды по высоте делятся равнины; (низменности-200 м, возвышенности – до 500 м, плоскогорья – выше 500 м).

§ Как горы делятся по высоте? (низкие, средние, высокие)

§ Что такое платформа; (обширные малоподвижные участки земной коры наиболее устойчивые глыбы, создающие твердый ее каркас)

§ Каким участком земной коры является пограничная область между литосферными плитами; (сейсмическим поясом).

§ Что происходят на сейсмическом поясе? (землетрясения и извержения вулканов)

§ На какие группы делятся полезные ископаемые по происхождению; (осадочные, магматические)

Для того чтобы более подробно изучить строение земной коры и рельеф Южной Америки нам необходимо поработать с картами. (Слайд 5)

Групповая работа :

1. Выявите закономерность размещения рельефа на материке (горы на западе, равнины на востоке).

2. Какими причинами можно объяснить расположение гор на западе, а равнин на востоке. Разное тектоническое строение (на западе складчатая область - кайонозойская, а востоке платформа – Южно-Американская)

3.На какой литосферной плите располагается Южная Америка? (Южно-Американская)

4. С какими литосферными плитами она граничит? (Антарктическая, Африканская, Северо - Американская, Тихоокеанская).

5 . Что происходит на границе литосферных плит на западе материка? (сталкиваются материковая и океаническая)

6. Какие формы рельефа выделяются на материке? (горы, низменности, плоскогорья)

7. В какой части материка располагаются равнины? Назовите и покажите их на карте. (Восток материка. Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Бразильское и Гвианское плоскогорье)

7. Где на материке располагаются горы? Назовите и покажите их на карте. (Запад материка, Анды)

На основе выявленных знаний заполните схему и сделайте вывод. (Слайд 6)

Вывод: (проверка схемы) размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры. (Слайд 7)

V. ФИЗМИНУТКА для глаз

Учитель: следите за семи передвижениями на экране

Учащиеся наносят на контурную карту формы рельефа (Слайд 8)

· Анды (Аконкагуа, 6960м.)

· Гвианское плоскогорье

· Бразильское плоскогорье

· Оринокская низменность

· Амазонская низменность

· Лаплатская низменность

Учитель: Мы с вами выяснили, что рельеф Южной Америки неоднородный. Запад – горный, восток равнинный.

Давайте немного остановимся на Андах.

Сообщение учащегося (Слайд 9-10).

Анды - самая длинная в мире горная цепь, 9000 км.

(Слайд 11)

Полезные ископаемые . (Слайд 12)

Назовите, какими полезными ископаемыми богаты разные части материка. К какой группе по происхождению они относятся?

Подумайте, от чего зависит такое размещение полезных ископаемых на материке (от геологического строения).

Задание:

Учитель: С помощью карт атласа выпишите полезные ископаемые, характерные для разных частей Южной Америки. (Слайд 13)

Учащиеся проверяют схему. (Слайд14)

VI. Закрепление

VII. «Мы с вами много узнали о рельефе Южной Америки.

Давайте обобщим накопленную информацию: (Слайд 15)

1. Ю. А. имеет разнообразный рельеф потому, что… (имеет сложное тектоническое строение на западе - кайнозойская складчатость – горы, а востоке Южно-Американская платформа)

2. Анды – молодые горы потому, что… (кайонозойская складчатость самая молодая)

3. На материке присутствуют различные виды полезных ископаемых потому, что… (разное тектоническое строение, платформам соответствуют полезные ископаемы - осадочное происхождения, а складчатым областям – магматического происхождения)

Тест: (Слайд16)

1. Высшая точка Анд:

а)г. Чимборасо;

б)г. Аконкагуа;

в) г. Ильямпу;

2. Восток материка расположен на:

а) древней платформе;

б) молодой платформе;

в) границе литосферных плит;

3. Горы Анды протянулись на:

4. О продолжении горообразования Анд свидетельствует:

а) их протяженность;

б) частые землетрясения;

в) оледенение;

5. Анды образовались на:

а) платформе;

б) границе литосферных плит;

в) материковой области;

6. В Южной Америке находится величайшая равнина мира:

а) Оринокская;

б) Бразильская;

в) Амазонская.

Учащиеся проверяют тест (слайд № 17)

Теперь давайте вернёмся к нашей таблице и заполним средний столбец.

(слайд № 18)

Знал

(примерные варианты)

Узнал

Хочу узнать

(примерные варианты)

Анды на западе, высшая точка гора Аконкагуа, равнинный восток и др.

Особенности рельефа материка, разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, характерные для Южной Америки и др.

Как сформировался рельеф материка, каково геологическое строение материка и какие полезные ископаемые приурочены к той или иной форме рельефа и т. д.

VIII. Домашнее задание (Слайд 19)

§ Параграф 41, к/к – все учащиеся класса;

§ составить кроссворд по теме «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» - 1 группа уч-ся

IX. Подведение итогов урока

Рефлексия

На заключительном этапе урока предлагаю вам дать оценку
своей работы на уроке:

1. Было ли тебе интересно на уроке?

2. Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?

3. Сумел ли ты применить свои знания?

4. Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?

Сообщение

Название «АНДЫ» от анта, на языке инков - медь, медные горы.

Анды - самая длинная в мире горная цепь, 9000км.

Аконкагуа самый высокий в мире потухший вулкан - высшая точка Южной Америки, западного и южного полушарий.

Происхождение названия горы точно неизвестно, существующие выводят его из арауканского («с другой стороны реки Аконкагуа») или от Ackon Cahuak, что на языке кечуа означает «Каменный страж».

Гора возникла при столкновении тектонических плит.

Мощная горная система Анд, образует часть тихоокеанского «Огненного кольца": здесь много вулканов, часты землетрясения.

Карточка № 1

Нанести на к/к «АФРИКИ»:

1.м. Бен-Секка

2. м. Игольный

3. м. Альмади

4. м. Рас-Хафун

5.Средиземное море

6. Гвинейский з-в

7. Красное море

8. Баб-эль-Мандебский пролив

Карточка № 2

Нанести на к/к «Австралии»:

2. м. Саут-Ист-Пойнт

3. м. Саут-Ист-Кейп

4. м. Стип Пойт

5. м. Байрон

6. залив Карпентария

7. Бассов пролив

8. О. Тасмания

Карточка № 3

Нанести на к/к «Южной Америки»:

1. М. Галиньяс

2. М. Фроуард

4. М. Париньяс

5. М. Кабу-Бранку

6. Карибское море

7. Залив Ла-Плата

8. Панамский канал

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Западно- Казахстанская область

Теректинский район

Аксуатская ОСОШ

Учитель географии

Иржанова Г.К.

Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

    класс.

Цель урока: изучить рельеф материка, их особенности;определить закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Оборудование: Физическая карта Южной Америки;

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная.

Ход урока:

1. Организационный момент: приветствие, проверка посещаемости.

2. Проверка домашнего задания.

1. Работа с таблицами.

Определите, к какому материку относится каждое высказывание, поставьте в нужной клетке знак «+».

Название материка

Номера вопросов

Южная Америка

1) Большая часть материка лежит в южном полушарии.

2) На западе омывается водами Атлантического океана.

3) Относительно нулевого меридиана материк расположен в западном полушарии.

4) Самый жаркий материк Земли, т.к. его большая часть расположена между тропиками.

5) Площадь материка около 30 тысяч км. кв.

6) Крайняя северная точка – м. Гальинас.

7) Омывается Тихим океаном на западе.

8) На севере граничит с Евразией.

9) Название материка произошло от названия берберского племени, которое когда-то проживало на севере материка.

10) На юге материка самый широкий из всех проливов Земли.

2. Проверка номенклатуры.

Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают его на физической карте Южной Америки.

Перечень объектов номенклатуры:

1.Панамский перешеек.

2.Мыс Гальинас.

3.Перуанское течение.

4.Амазонская низменность.

5.Архипелаг Огненная Земля.

6.Мыс Париньяс.

7.Река Амазонка.

8.Мыс Горн.

9.Карибское море.

10.Магелланов пролив.

11.Острова Галапагосс

12.Мыс Каабу-Бранку

13.Панамский канал.

14.Горы Анды.

15.Бразильское течение.

3. Изучение нового материала.

Задание 1.

Откройте карту атласа «Строение земной коры», стр.4-5.

Вопросы: Что такое рельеф? Назовите крупные формы рельефа.

Задание2 .

1. Определите: какая литосферная плита лежит в основании материка? (Южно-Американская);

2. В какой части материка расположена горная система? (на западе);

3. Как возникли горы Анды? (в результате столкновения литосферных плит);

4. Какой возраст у этих гор? (горы молодые – область новой складчатости);

5. Почему восточная часть материка – равнинная? Что лежит в ее основании? (платформа)

Задание 3.

Составьте описание рельефа Южной Америки.

    Опорная схема:

Рельеф Южной Америки

Горный запад Равнинный восток

2. Описание рельефа.

Восток материка равнинный. Здесь нет действующих вулканов, землетрясения бывают редко. Крупные равнины Южной Америки – Амазонская, Ла-Платская и Оринокская занимают большие площади. Они лежат в прогибах платформы. Т.к. Равнины низменные, на них образовались крупные речные системы.

Большие площади на материке занимают плоскогорья – Гвианское и Бразильское. Часто они состоят из нескольких плато – участков с ровной поверхностью, но ограниченных от соседних территорий отчетливыми крутыми склонами.

Запад Южной Америки – гористый. Анды – самые длинные горы Земли. Высшая точка – г. Аконкагуа, 6960 м. Анды – молодые горы. Они начали подниматься после раскола Гондваны, растут до сих пор. Вдоль глубоких разломов образовались многочисленные вулканы – действующие и потухшие. Вулканы Анд являются частью Тихоокеанского огненного кольца. Часто происходят землетрясения, они сопровождаются камнепадами, обвалами, снежными лавинами.

Самое сильное землетрясение 20 века произошло именно в Южной Америке, в стране Чили. Это случилось 29 мая 1960 г. на Тихоокеанском побережье. В результате этой ужасной сейсмической катастрофы были полностью разрушены города Консепсьон, который существовал более 400 лет, превратились в развалины города Вальдивия, Пуэрто-Монт и другие. Погибло около 10 000 человек, более 2 млн. пострадали и остались без крова. Одной из отличительных особенностей этого катастрофического землетрясения было стремительное погружение основной части побережья под уровень океана.

«…Казалось непостижимым, - писал ученый Г.Тагиев, - что огромная полоса земли шириной 20-30 км и протяженностью 500 км могла внезапно опуститься и что площадь в 1,5 млн. га упала почти на 2 метра за какие-то 10 секунд…». Мощные подземные толчки вызвали рождение колоссального цунами.

3. Полезные ископаемые Южной Америки.

По одной из версий, в переводе с языка инков «Анды» означают медь, медные горы. Месторождения меди встречаются на всем протяжении Анд.

В какой части материка сосредоточены магматические полезные ископаемые, а в какой – осадочные?

Определите по карте на карту, какими полезными ископаемыми еще богаты Анды? (молибденовые руды, оловянные, серебряные алюминиевые и т.д.)

Какие полезные ископаемые есть на равнинном востоке материка? (нефть, газ, уголь – в прогибах земной коры, железные, марганцевые, никелевые руды – на плоскогорьях).

4. Закрепление изученного материала.

1. Подпишите на контурной карте следующие объекты: Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье, Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Оринокская низменность, горы Анды, г. Аконкагуа.

2. По плану составьте описание одной из форм рельефа Южной Америки.

1)В какой части материка расположена форма рельефа?

2) В каком направлении тянется?

3) Каковы приблизительные размеры?

4) Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?

5.Домашнее задание: параграф 41.

6.Итог урока: выставление оценок за работу на уроке.

В рельефе Южной Америки, как вам уже известно, есть общие черты с Африкой и Австралией. Вспомните их и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие типы земной коры включает Южно-Американская литосферная плита? В каком направлении она движется? Почему?
  2. Как образуются складчатые горные пояса? Почему у южных материков они лежат на окраинах?

В рельефе Южной Америки выделяются две части. Восток занят равнинами, а на западе протянулись горные цепи Анд. Как же образовался современный рельеф материка? Как изменяется он в настоящее время?

Равнинно-плоскогорный Восток расположен на платформе.

Западная часть материка - результат взаимодействия двух литосферных плит. Океаническая плита поддвигается под континентальную и погружается в мантию, образуя желоб. Край континентальной плиты сминается в складки. Формирование Анд продолжается, происходят частые землетрясения, извержения вулканов. Наиболее мощные движения происходят через каждые 10-15 лет. Последние разрушительные землетрясения случились в Андах в 1960, 1970, 1985 гг. Землетрясения - самые страшные стихийные бедствия для народов, живущих в Андах. С ними, как правило, связано извержение вулканов, а также сотрясение морского дна и образование цунами. В горах землетрясения сопровождаются камнепадами, обвалами, снежными лавинами. В мае 1970 г. со склонов горы в Перуанских Андах сошла снежно-ледяная лавина. Обычная снежная лавина вовлекла в движение ледник длиной 1,5 км, а также глыбы горных пород. В течение считанных секунд был погребен под 10-метровым слоем льда, снега и грязи город, отстоящий от подножия горы почти на 14 км. Там погибло 25 тыс. человек. Эту трагедию сравнивают с гибелью города Помпеи.

Восток материка не имеет в рельефе резких колебаний высот. Здесь редки землетрясения, отсутствуют действующие вулканы. Длительное разрушение платформы и вертикальные движения привели к образованию Бразильского и Гвианского плоскогорий. Разломы земной коры разбили их на отдельные массивы. Рельеф плоскогорий разнообразен, причудливые очертания столовых гор чередуются с холмистыми пространствами, их сменяют невысокие массивы, изрезанные ущельями.

В прогибах платформы лежат низменные равнины - Амазонская, Оринокская и Ла-Платская. Это плоские, часто заболоченные пространства, сложенные осадочными породами. Равнины материка и участки плоскогорий удобны для земледелия, прокладки дорог, строительства городов.

Анды образуют самые длинные горные цепи на суше. Хребты их то расходятся, то сближаются и образуют горные узлы с высочайшими пиками, среди которых много потухших и действующих вулканов. Вершины гор покрыты шапками вечных снегов и ледниками. Высшая точка Анд и всего Западного полушария - гора Аконкагуа поднимается до 6960 м. Между горными хребтами Анд лежат плоскогорья. Внутренние и внешние силы создали великое разнообразие очертаний гор. Из-за разломов образовались крутые склоны. Выветривание образовало у их подножий каменные реки - осыпи. К разломам приурочены вулканы. Их извержения также влияют на внешний облик гор, которые иногда меняются прямо на глазах. Вот что записал в своем дневнике А. Гумбольдт, наблюдая извержение вулкана: «...сразу в одну ночь толстое снежное покрывало горы исчезло, и перед глазами предстало во всей наготе черно-серое тело горы; темно-красным пламенем подымался на громадную высоту огненный столб выбрасываемого дождя шлаков ».

Южная Америка богата месторождениями полезных ископаемых. На плоскогорьях Востока есть месторождения железных, марганцевых руд, никеля, залежи бокситов, содержащих алюминий. Во впадинах и прогибах платформы найдены нефть, природный газ, уголь.

Анды особенно богаты цветными и редкими металлами. Внедрение магмы в осадочные породы привело к образованию крупнейших в мире месторождений медных руд, а также молибденовых, оловянных, серебряных и др. Название гор происходит от слова «анта», на языке инков - «медь».

  1. Какие процессы формируют рельеф Востока материка?
  2. Как образовались Анды?
  3. Объясните закономерности размещения месторождений полезных ископаемых на материке.
  4. Сравните рельеф и полезные ископаемые Южной Америки и Африки. Сделайте вывод по результатам сравнения.

Недра Южной Америки благодаря уникальному рельефу исключительно богаты залежами железных и меднопорфировых руд, рудами олова, сурьмы и другими рудами черных, цветных и редких металлов, а также серебром, золотом и платиной.

Прогибы Анд, территория Венесуэлы и Карибский бассейн в большом количестве содержат месторождения нефти и природного газа. Также на континенте есть небольшие залежи угля.

Помимо нефти и драгоценных металлов недра Южной Америки полны таких богатств, как алмазы, изумруды и другие драгоценные и поделочные камни.

Особенности рельефа Южной Америки и их влияние на месторождения полезных ископаемых

Южную Америку принято делить на две разные в геологическом отношении части: восточную, в основе которой древняя Южно-Американская платформа, с приподнятыми территориям в районах Гвианского и Бразильского нагорий, и западную, вдоль которой протянулась длиннейшая наземная горная цепь Анд. Поэтому материк богат как полезными ископаемыми, образующимися на равнинах и плоскогорьях, так и горными породами и минералами, образовавшимися в результате вулканической деятельности.

Анды богаты рудами черных и цветных металлов метаморфического и магматического происхождения, среди которых цинк, олово, медь, железо, сурьма, свинец и другие. Также в горах идет добыча драгоценных камней и металлов (серебро, золото, платина).

Восточные нагорья континента богаты залежами редких руд, из которых добывают цирконий, уран, никель, висмут и титан, а также месторождениями берилла (драгоценного камня). Возникновение руд и берилла связаны с вулканической активностью и выходом магмы на поверхность.

В прогибах платформы, межгорных и предгорных впадинах образовались обширные месторождения нефти и природного газа. Благодаря процессам выветривания земной коры в недрах континента появились залежи алюминия. А биохимические процессы в компании с пустынным климатом «поработали» над пометом морских птиц, в результате чего на континенте появились залежи чилийской селитры.

Виды полезных ископаемых Южной Америки


Горючие полезные ископаемые:

  • уголь (Колумбия, Чили, Бразилия, Аргентина) - один из самых востребованных в мире энергоресурсов;
  • нефть (Карибский бассейн) - жидкое маслянистое вещество, возникновение которого приурочено к материковым депрессиям и окраинам;
  • природный газ.

Руды черных металлов

Железо (месторождения в Венесуэле). Применяется для выплавки стали и сплавов, содержится в составе таких минералов, как лимонит, гематит, шамозит, магнетит и др.

Марганец (месторождения в Бразилии). Применяется при выплавке легировынных чугунов и стали.

Хромовые руды (запасы в Бразилии). Хром является незаменимым компонентом жаропрочной и нержавеющей стали.

Руды цветных металлов

Представлены запасами бокситов, из которых производят алюминий (ценится благодаря своей легкости, гипоаллергенности и простоте в обработке), ванадиевыми и вольфрамовыми рудами.

Имеются огромные месторождения медных руд (медь широко используется в электротехнической и машиностроительной отраслях промышленности).

Недра континента богаты свинцом (Перу), применяемом в автомобилестроении, строительстве и других областях, никелем (применяется для производства никелевой стали и различных металлических покрытий), цинком , оловом («оловянный пояс», тянущийся сквозь Боливию), молибденом , висмутом (непосредственно из висмутовой руды металл добывают только в Боливии), сурьмой (применяется для производства антипиренов).

Руды благородных металлов

Континент богат платиновыми и серебряными рудами, а также месторождениями золота . Благородные металлы исключительно устойчивы к коррозии и имеют особый блеск в изделиях, применяются для производства ювелирных украшений, дорогостоящей посуды и предметов роскоши, а также в промышленности.

Руды редких и редкоземельных металлов

Ниобий и тантал - редкие металлы, применяемые для производства высокопрочных сплавов и металлорежущих инструментов. Редкоземельные металлы содержатся на континенте в составе литиевых , ниобиевых и бериллиевых руд .

Неметаллические полезные ископаемые континента:

  • натриевая селитра (Чили);
  • самородная сера (Чили, Перу, Колумлия, Венесуэла);
  • гипс;
  • каменная соль;
  • флюориты и др.
  • алмазы (Бразилия, Венесуэла и др.);
  • берилл, турмалин и топаз - минералы, образованные в гранитных пегматитах (Бразилия);
  • аметист (образуется в кварцевых жилах);
  • агат (образуется в мезозойских базальтах);
  • изумруды (большое месторождение в Колумбии).

Драгоценные камни:

Ресурсы и крупные месторождения ископаемых

Рассмотрим коротко главные месторождения полезных ископаемых Южной Америки. Чили занимает второе место в мире по добыче молибдена, располагает крупнейшими в мире запасами натриевой селитры (около 300 млн. тонн, месторождение в пустыне Атакама) и крупнейшими запасами меди на континенте.

Добыча угля в Южной Америке сосредоточена в Колумбии в области громадного угольного разреза Эль-Серрехон, где ископаемое добывают открытым способом. Крупнейший нефтегазовый бассейн - Маракайбо -находится на территориях Колумбии и Венесуэлы, которая является ведущим поставщиком нефти на континенте. Также нефть добывают на территориях Эквадора, Перу, Аргентины, Бразилии, Тринидада и Тобаго. На Венесуэлу приходится 4,3% мировой добычи нефти.

Богатая редкими рудами и минералами Бразилия располагает 13% мирового запаса тантала, а также является крупнейшим на Земле производителем сырья из ниобия (около 80% от общемирового объема).

Перу принадлежит 11,4% от мировых запасов меди, а всему континенту в целом - около 56 млн. тонн мировых запасов железных руд. На долю Анд приходятся одни из наиболее крупных на Земле месторождений серебра, молибдена, цинка, вольфрама и свинца.