Руководитель 1 и 2 камчатской экспедиции. Камчатские экспедиции витуса беринга

Вскоре Беринг представил проект новой экспедиции для поиска берегов Америки, которая должна была плыть от Камчатки уже не на север (как указывалось в петровской инструкции 1725 года), а на юго-восток, восток, и подал свои предложения.

Эту экспедицию именуют и Великой Северной, и Сибирско-Тихоокеанской, даже просто Сибирской экспедицией. В документах Адмиралтейств-коллегии с 1732 по 1743 год ее называют Второй Камчатской экспедицией. Уже весной 1732 года Сенат предписал Адмиралтейств-коллегии «построить суда и идтить для проведования новых земель, лежащих между Америкою и Камчаткою». В дальнейшем Адмиралтейств-коллегия дала В. Берингу подробные инструкции о снаряжении экспедиции, постройке судов в Охотске и на Камчатке, исследовании побережья Америки.

Второй Камчатской экспедиции поручались следующие исследования:

1. В Северном Ледовитом океане провести экспедиции: а) из Архангельска до Оби, б) из устья Оби до устья Енисея, в) из устья Лены на запад до устья Енисея и г) из устья Лены на восток до Камчатки (если существует пролив между Азией и Америкой). При этом первый отряд, подчинялся непосредственно Адмиралтейств-коллегий.

2. На Тихом океане: а) достигнуть с Камчатки берегов Америки и по возможности исследовать их, б) найти путь к Японии и исследовать Курильские острова, в) обследовать берега Охотского моря от Охотска до Амура и Шантарские острова.

3. Описать и изучить природу и народы Сибири и вновь открываемых стран силами Академического отряда.

4. Описать реки к востоку от Байкала с целью отыскать более короткий путь к «Камчатскому морю» (Охотскому морю), минуя Якутск.

Вторая Камчатская экспедиция продолжалась около десяти лет. Для выполнения различных исследовательских работ экспедиция была разбита на отряды, каждый из которых выполнял свои задачи. Всего в работе основных и вспомогательных отрядов экспедиции приняло участие несколько тысяч человек различных специальностей, непосредственно научными изысканиями занимались более 550 человек. Пройдя с великими трудностями почти половину земного шара, участники экспедиции собрались в Охотске. Здесь шло строительство пакетботов «Святой Петр» и «Святой Павел». Наконец, в июне 1740 года были спу-щены на воду оба пакетбота - «Св. Петр», во главе которого был руководитель экспедиции Витус Йонассен Беринг и «Св. Павел», где капитаном был Алексей Ильич Чириков. 8 сентября 1740 года суда вышли в море и в половине этого же месяца достигли Большерецка на Камчатке. Оставив в нем Г. Стеллера и Л. Делиля де ла Кройера, исследователей академического отряда, суда направились в Авачинскую губу в обход Камчатки.

Петропавловская гавань

«Гавань святых апостолов Петра и Павла» возникла в 1740 году как база для предстоящих плаваний к американскому берегу. 6 (17) октября 1740 года в
Ниакину (Авачинскую) бухту вошли пакетботы Беринга «Святой Петр» и «Святой Павел». Эта дата считается официальным днем основания города Петропавловска-Камчатского. Первостроителем Петропавловска стал штурман И. Ф. Елагин. Он со-ставил карты южной
оконечности Камчатки и Авачинской губы, а также план «Гавани святых апостол Петра и Павла». На нем указаны стро-ения, среди которых «магазейны», то есть склады, пороховой погреб, «жи-лье офицерское и для письменных дел», казармы, баня, походная церковь и другие сооружения.

Итоги II экспедиции

В результате проведенных Второй Камчатской экспедицией работ были собраны ценные гидрографические наблюдения, получены сведения по истории и экономике Сибири и Камчатки, о населяющих их народах, о климате, растительном и животном царстве и геологическом строении этих территорий, а также о народах, флоре и фауне земель, открытых во время плаваний.

Исключительное значение имели картографические материалы экспедиции, участники которой составили 62 карты Сибири и Камчатки, правильное изображение этих труднодоступных и почти не изведанных в то время районов.

Несмотря на секретность материалов экспедиции, сообщения о ней появлялись за границей сначала в виде газетных заметок, а потом в виде статей и карт. Наряду с правильными сведениями печаталось и много отрывочных и неверных известий, и отличить правду от вымысла было нелегко. Бюффон, например, ссылался в 1749 г. на заметку в амстердамской газете от 24 ян-варя 1747 г. на то, что Г. Стеллер открыл за Камчаткой один из островов Северной Америки и указал, что из русских владений путь туда недалек.

Экспедиции Витуса Беринга внесли значительный вклад в географическую науку, этнографию, биологию и ботанику, проложили дорогу к Северо-западу Америки, открыли богатые пушными ресурсами Алеутские острова, что позволило впоследствии, В 1799 г. основать Российско-американскую компанию – единственное колониальное владение России, находящееся на другом континенте.

Источники:

1. Алексеев А. И. Колумбы российские. – Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1966.

2. Алексеев А. И. Сыны отважные России. – Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1970.

3. Берг А. С. Открытие Камчатки и экспедиции Беринга 1725-1742. – М.: Изд-во Академии
наук СССР, 1946.

4. Ваксель С. Вторая камчатская экспедиция Витуса Беринга / Перевод рукописи на нем.яз. Ю. И. Бронштейна; под ред. и с предисл. А. И. Андреева. – Ленинград-Москва: Изд-во
Главсевморпути, 1940.

5. Камчатка XVII-XX вв.: историко-географический атлас / Под общ. ред. Н. Д. Жданова, Б. П. Полевого. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997.

6. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки / в изложении по подлинному и под ред. Н. В. Думитрашко и Л. Г. Каманина. – М.: ОГИЗ Гос.изд-во географической литературы, 1948.

7. Орлов О. К неведомым берегам. М., 1987.

8. Пасецкий В. М. Витус Беринг. М., 1982.

9. Полевой Б. П. Колумбы российские. – В кн.: Норд-ост. Петропавловск-Камчатский, 1980.

10. Русская тихоокеанская эпопея. Хабаровск, 1979.

11. Сергеев В. Д. Страницы истории Камчатки (дореволюционный период): учебно-методическое пособие. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное изд-во Камчатское отделение, 1992.

Московский Городской Педагогический Университет

Географический факультет

Витус Беринг.

Первая Камчатская экспедиция

Работу выполнил: Яковлев М.Л.

III курс, группа 2 «б»

Преподаватель: доц. Гайворон Т.Д.

Москва 2003


Вступление………………………………………………………………………….3

Глава I. Предпосылки экспедиции…………………………………………………4

Глава II. Первая Камчатская экспедиция………………………………………….8

Глава III. Значение первой Камчатской экспедиции……………………………14

Заключение…………………………………………………………………………20

Список используемой литературы…………………………………………….…21


Вступление

Сегодня, глядя на карту России, мы порой даже не задумываемся о том, как и кто, открывал и осваивал эти бескрайние просторы. Сейчас, при желании мы, не прилагая особых усилий, можем попасть в любую точку страны. Но вот благодаря кому мы имеем такую возможность знает далеко не каждый. Об одном из таких людей и пойдет речь в моем реферате.

Проблема освоения северо-восточных территорий России с давних времен будоражили умы русских ученых и политиков. Постепенно, год за годом километр за километром осваивалась порой труднопроходимая территория нашей необъятной страны. В своем реферате я расскажу, наверное, о самой главной экспедиции в истории освоения восточных рубежей – о Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Предпосылки экспедиции, её ход, все трудности, с которыми пришлось столкнуться ее участниками, и итоги будут рассмотрены в моем реферате.

Основной задачей реферата является, показать, какой вклад в Российскую географию внес первый дальневосточный вояж Витуса Ивановича Беринга.


Глава I . Предпосылки Камчатской экспедиции

В историю величайших географических открытий, в историю освоения арктических морей и Крайнего Севера русский народ самые славные героические страницы.

Мысли об использовании Северного морского пути владели умами отдельных исследователей уже в XVI веке.

Первые попытки русских исследователей проникнуть на Север относятся к концу XVI – началу XVII столетий. Известный русский путешественник Дежнев в первой половине XVII века, обогнув северо-восток Азии достиг Камчатки.

В период преобразовательной деятельности Петра I, когда Россия, как морская страна, выходила на одно из первых мест среди государств Европы, вопрос об экспедиции на Север и Дальний Восток был поставлен в качестве государственной задачи.

Широкий размах, начиная с Петра, побуждал лучших представителей Западно-Европейских стран применить свои силы и знания в России.

В числе этих представителей мы находим одного из датчан, родом из Ютландии – Витуса Беринга. Витус Беринг родился 12 августа 1681 г. в датском городе Хорсенс. Родителями его были Ионас (Юнас) Свендсен и Анна Педерсдаттен Беринг. Новорожденного окрестили Витус Ионассен. В самом старом томе собрания церковных книг города Хорсенс сохранилось до наших дней свидетельство о крещении Беринга.

В 1885 г. датский историк П. Лауридсен сообщил о находке в г. Хорсенс этой церковной книги, по которой удалось точно установить дату рождения Беринга . Мореплаватель носил фамилию своей матери, второй жены Свендсена, происходившей из известного в Дании рода Берингов, родоначальником которого был некий Йене Мадсен Беринг, живший в середине XVI в. в Виборге (Vibork) - область Дании, занимающая часть округов Виборг и Аальборг, в своем имении Бьёринг, откуда и произошла фамилия Беринг.
Отец Витуса Беринга Ионас Свендсен был таможенником. Он родился, как предполагают, в г. Хальмстад, в тогдашней датской провинции Халандии (ныне это - территория Швеции), был попечителем церкви в г. Хорсенс и принадлежал к наиболее уважаемым людям города.
У Витуса Беринга было два родных брата Иунас (Ионас) и Йёрген, а также сестры, одна из которых была замужем за вице-адмиралом русского флота Т. Сандерсом.

Род Берингов был знатным, но в XVII в. уже разорившимся. Это видно из описи имущества семьи после смерти родителей в 1719 г. В ней имеется купчая, в которой перечислено все имущество - старый обветшалый двор и дешевая домашняя обстановка.

После смерти отца в 1719 г. Витус унаследовал 30 ригдаллеров, 4 марки и 6 шиллингов. Эти деньги и накопившиеся проценты по ним (всего на сумму 139 ригдаллеров, 1 марка и 14 шиллингов) Беринг позже завещал неимущим г. Хорсенс . Известно также, что он не нажил себе состояния. Его решение отправиться в далекие и опасные путешествия вызывалось ненасытной жаждой знаний, пытливостью ума, стремлением принести пользу тому делу, которому он посвятил свою жизнь. О детстве Витуса известно очень мало. По соседству с родителями Беринга жил распорядитель похорон Томас Петерсен Вендельбу, чей сын был на пять лет моложе Витуса и, вероятно, был его товарищем по играм. В то время в фиорде, где расположен г. Хорсенс, существовал маленький островок, на который мальчики плавали на самодельных лодках.

Витус ходил, вероятнее всего, в школу, которую содержал будущий свекор сестры Беринга (Анна Катринс Йонасдаттер) Педер Лауритцен Дальхофф. Школа находилась в Хорсенсе на улице Смедегаде. Сын Педера Л. Дальхоффа Хорлов в 1695 г. женился на сестре Витуса. Он служил фанфаристом в датском военном флоте. Очевидно, разговоры о жизни на флоте занимали большое место в школе, а также в доме № 59, по улице Сёндергаде, где жила семья В. Беринга.

В то время Дания активно участвовала в завоевании замор-ских территорий, датский король направлял экспедиции во все страны света. Несомненно, молодой Витус знал об экспедиции Йенса Мунка (начало XVII в.), а также об экспедициях на о. Гренландия и в Индию.
Поэтому приход юного Витуса на морской корабль был совершенно естествен. Уже в детстве он был очарован морем, быстро постигал морские науки, становясь превосходным мореплавателем.

Витус Беринг, так же как его двоюродный брат Свен и товарищ Сивере (будущий адмирал русского флота), плавал в Ост-Индию на голландском корабле. По словам датского историка К. Нильса, Беринг в 1703 г. окончил в Амстердаме морской ка-детский корпус, который считался лучшим в мире, получил офицерское звание.

В 1703 г. в Амстердаме Витус встретился с вице-адмиралом русского флота К. И. Крюйсом (норвежцем по происхождению), который обратил внимание на ряд качеств молодого человека, очень ценных для морской службы. При содействии Крюйса Беринг был зачислен в состав русского военно-морского флота .

Следует отметить, что внук Витуса Беринга - Христиан Беринг тоже был офицером русского флота и в 1794 г. на судне "Слава России" под командованием Г. Сарычева прошел по пути, которым в 1728 г. проходил его дед .

Приехав в 1704 году в Россию, Беринг навсегда связал свою судьбу с русским народом. Беринг (Витус, или Иван Иванович, как его звали на Руси) - капитан-командор, первый русский мореплаватель, именем которого назван пролив, отделяющий Азию от Америки (хотя первый посетил его в 1648 г. казак Дежнев). Первый исследовал сев. берега Камчатки, вост. часть Азии, о. св. Лаврентия, о. св. Диомида; первый из всех европейских мореплавателей посетил моря Камчатское и Бобровское, названное впоследствии Беринговым, и открыл цепь о-в Алеутских, о-ва Шумагинские, Туманные, сев. западную часть Америки и бухту св. Илии. - Беринг родился в 1680 г. в Ютландии, в русскую морскую службу поступил в 1704 г., с чином унтер-лейтенанта. Приглашая его, Петр основывался на представлениях о нем Сиверса и Сенявина, заявлявших, что он "в Ост-Индии был и обхождение знает". По свидетельству Миллера, в 1707 г. Беринг был лейтенантом, а в 1710 г. - капитан-лейтенантом. Неизвестно только, в каких морях он плавал в это время и сам ли командовал судами или находился под командою. 1714 - 16 гг. Беринг провел все почти время на море, побывал и в Копенгагене и в Архангельске. С 1716 г. по 1723 сведений о жизни Беринга нет. Под 1723 г. в журналах адмиралтейств-коллегии находится постановление об отставке Беринга, которую он просил, не добившись желаемого им чина капитана первого ранга. Но в следующем году император отдает приказание коллегии пригласить снова на службу Беринга и дать ему чин капитана 1-го ранга.

Многие годы работая с передовыми русскими учеными по изучению Севера и Дальнего Востока, Беринг стал великим русским исследователем, посвятившим свою жизнь народу, с которым сроднился.

По прошествии 10 лет с начала своей службы в России Беринг приобрел славу лучшего морехода петровского флота. С 1724 года Беринг неизменно служил русскому флоту до самой смерти и всю свою деятельность посвятил решению вопроса, поставленного ему великим преобразователем: "соединяется или нет Азия с Америкой". С этим вопросом и просьбою снарядить экспедицию впервые обратились к Петру голландские ученые, во время его пребывания в Голландии, в 1717 г. ту же просьбу к Петру повторила и парижская академия наук. Отзывчивый преобразователь сочувственно отнесся к их просьбе, но политические события заставили его отложить выполнение этого дела до 1725 года. 23 декабря 1724 г. он собственноручно написал следующую инструкции для начальника экспедиции Витуса Беринга:

1) надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами,

2) на оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянии (понеже оной конца не знают), кажется та земля часть Америка,

3) для того искать, где оная сошлась с Америкою: и чтоб доехать до какого города европейских владений или ежели увидят какой корабль европейской проведать от него, как оный куст называют, и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и поставя на карту приезжать сюда.

23 декабря 1724 года Петр подписал указ о снаряжении экспедиции для изучения мест, где Азия «сошлась с Америкой и чтоб доехать до какого города европейских владений». Руководителем экспедиции был назначен Беринг.

Кроме изучения Северного морского пути, на экспедицию был возложен целый ряд других задач: изучить побережье Ледовитого океана, собрать сведения о народах, населяющих Крайний Север и Дальний Восток, завязать торговые отношения с Америкой и Японией, ознакомиться с природными богатствами, флорой и фауной Севера, произвести географические описания далекой и тогда еще мало известной Восточной Сибири, наметить пути сообщения с отдаленными областями.

Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. 1725-1730.

Витус Беринг был первым российским мореплавателем, возглавлявшим целенаправленную географическую экспедицию. Его краткую биографию можно прочитать здесь. Если проводить исторические параллели, то экспедиции Беринга можно сравнить с экспедициями Джеймса Кука, чьи плавания были также инициативой Адмиралтейства и государства.

Идея Первой Камчатской экспедиции принадлежит Петру I?

Петр первым из властителей России начал систематические изучение географии страны, и прежде всего, инструментальное составление «генеральных» карт.

Поиск выхода России на просторы мирового океана всегда было его «идеей фикс». Но к Чёрному морю прорваться не удалось. Господство на Балтике было весьма относительно - шведы или датчане в любую минуту могли перекрыть узкую горловину выхода из Балтики на атлантические просторы. Оставался Северный морской путь и Дальний Восток: сквозь пролив между Азией и Америкой российские суда могли бы прорваться к Индии и Китаю. Если там был пролив.

Известно, что еще в начале самостоятельного царствования Петра, первый исследователь Камчатки Владимир Атласов привез в Москву японца по имени Денбей, занесенного бурей к южному побережью полуострова в 1695 г. и находившегося в плену у камчадалов.

Царь Петр, несмотря на бесконечные войны на западе, не забывал про восточные пределы своего царства. В 1714-1716 годах по указанию Петра было налажено морское сообщение (на ладьях) между Охотском и западным побережьем Камчатки. Следующим шагом был поиск побережья Северной Америки, которое, как он предполагал, находится недалеко от Камчатки или даже смыкается с Азией. В 1720-1721 годах одна из экспедиций, направившись с Камчатки на юго-запад, даже достигла середины Курильской гряды, но американского побережья так и не отыскала.

Надо сказать, вопрос «соединяется или нет Азия с Америкой» интересовал в те годы многих. С вопросом и просьбой снарядить экспедицию впервые обратились к Петру I Парижская академия наук, членом которой Петр формально являлся. Большое влияние на Петра I в этом вопросе оказал знаменитый немецкий ученый Лейбниц. Лейбниц был не только инициатором создания Российской (сначала Петербургской) Академии Наук, но и консультировал Петра по многим вопросам государственного устройства и имел на него большое влияние. Но особенно усердствовала в нахождении новых путей на Восток голландская "Ост-Индская компания", которая и привела в свое время Петра Первого к власти в России. Для нее вопрос «Соединяется ли Азия с Америкой?» был вовсе не праздным. И вот в 1724 году Петра таки "додавиди" до принятия решения. А от принятия решения до воплощения у Петра, как известно, дистанция была короткая.

23 декабря 1724 года Пётр дает указание Адмиралтейств-коллегии снарядить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I с кандидатурой Беринга согласился. (Голландцы тоже.)

«Царёв наказ» экспедиции Беринга

6 января 1725 года, (всего за несколько недель до своей смерти), Петр собственноручно написал инструкцию для Первой Камчатской экспедиции. Берингу со товарищи предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два палубных корабля

1.Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами; 2. На оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется та земля часть Америки; 3. Для того искать, где оная сошлась с Америкою: и чтобы доехать до какого города европейских владений или ежели увидят какой корабль европейской, проведать от него, как оный куст называют и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды».

Берингов пролив открыл Семён Дежнёв

Некоторая ирония ситуации заключалась в том, что пролив между Азией и Америкой еще 80 лет назад открыл казак Семен Дежнев. Но результаты его похода не были опубликованы. И о них не знали ни Пётр, ни в Адмиралтейств-коллегии, ни сам Витус Беринг, далекий по своим обязанностям от географических открытий. На «скаску» о походе Дежнёва наткнулся в Якутске историк Миллер, лишь в 1736 году, в ходе Великой Северной экспедиции.

Состав Первой Камчатской экспедиции

В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие из Петербурга отправилось боле 30 человек.

24 января 1725 года выехал из Петербурга А. Чириков со своей командой, 8 февраля он прибыл в Вологду. Через неделю к нему присоединился Беринг с другими членами экспедиции. Число только штатных участников экспедиции, как отправленных из Петербурга, так и присоединившихся по пути следования доходило до 20 специалистов. Всего под командой Витуса Беринга, включая вспомогательный состав (гребцов, поваров и т.п.) было около 100 человек.

От Вологды до Охотска

Расстояние от Вологды до Тобольска экспедиция прошла в 43 дня. После месячного отдыха снова тронулись в путь. Почти все лето 1725 года команда провела в дороге. Зиму 1725-26 годов пережидали в Илимске. 16 июня все отряды экспедиции прибыли в Якутск. И только 30 июля 1727 года, на третий год по отправлении из Петербурга, Беринг и его команда отдельными группами добрались до Охотска. Легенда гласит, что сам Беринг, от Якутска до Охотска, 45 суток провел в седле! По прибытии в Охотск, не теряя времени, приступили к постройке судна. Всего было преодолено более десяти тысяч вёрст по воде, верхом, на упряжках, пешком…

22 августа 1727 года только что построенное судно – галиот «Фортуна» и сопровождающий его небольшой бот, прибывший с Камчатки, покинули Охотск и взяли курс на восток.

Галиот - двухмачтовое неглубоко сидящее судно.

От Охотска до Нижнекамчатска

Путь от Охотска до западного побережья Камчатки занял неделю и 29 августа 1727 путешественники уже плыли ввиду камчатских берегов. Что произошло дальше – сложно объяснить логически. Несмотря на то, что русские к тому времени уже более-менее обосновались на Камчатке, Беринга не имел представления о размерах полуострова. Бытовало даже мнение, что Камчатка плавно переходит в Японию, и что сквозного пути на восток нет… Беринг и не подозревал, что до южной точки Камчатки оставалось совсем немного.

Поэтому командир экспедиции решил высадиться на западном берегу и за зиму перебраться на восточный берег, в Нижнекамчатск. Там решили построить новый корабль и оттуда начать главные исследования. (По другим данным, наспех построенная «Фортуна» дала сильную течь, и экспедиция была вынуждена пристать к берегу). Как бы там ни было, но Беринг зашел в устье реки Большая и распорядился перетаскивать снаряжение и запасы на берег.

Путешествие Беринга через Камчатский полуостров

В Центральном архиве Военно-Морского Флота сохранились донесения Беринга в Адмиралтейств - Коллегию о его переходе поперек Камчатки:

«...По прибытии к Большерецкому устью, материалы и провиант переправили до Большерецкого острога водою в малых лодках. При оном остроге русского жилья 14 дворов. И отправил вверх рекою Быстрою в малых лодках тяжелые материалы и некоторую часть провианта, которые довезены были водою до Верхнего Камчадальского острога за 120 верст. И той же зимою, из Большерецкого острога, до Верхнего и Нижнего Камчадальских острогов переправили совсем по тамошнему обычаю на собаках. А каждый вечер в пути для ночи выгребали себе станы из снегу, а сверху покрывали, понеже великие живут метелицы, которые по тамошнему называются пурги».

Описание перехода экспедиции через Камчатский хребет, перетаскивание всего имущества, включая материалы для постройки кораблей, оружие, боеприпасы, еду заняло два месяца с лишним. Пешком, по рекам и на собачьих упряжках экспедиция проделала более 800 вёрст! Поистине героический подвиг.

К Берингову проливу на всех парусах

По прибытию в Нижнекамчатск всех грузов и членов команды, торжественно заложили новый корабль. Это случилось 4 апреля 1728. Строительство шло необыкновенно быстро. 9 июня корабль был уже закончен. А ровно через месяц, 9 июля 1728, хорошо зашпаклеванный и оснащенный бот "Святой Гавриил" под всеми парусами, с 44 членами команды на борту вышел из устья реки Камчатки и взял курс на северо-восток.

Всего чуть больше месяца длилось плавание на север вдоль берегов Азии. 11 августа 1728 «Святой Гавриил» пересек пролив, отделяющий Азию от Америки. Но на тот момент моряки не могли знать, пролив это или что другое. На следующий день заметили, что земля, мимо которой они шли прежним курсом, осталась позади слева. 13 августа корабль, подгоняемый сильным ветром, пересек Северный полярный круг.

Через 50 лет капитан Джеймс Кук, во время своей прошел этим проливом в поисках Северного морского пути вокруг Америки. Свой маршрут от прокладывал по картам, составленным Витусом Берингом. Поразившись точности русских лоций, Джеймс Кук предложил назвать пролив между материками именем Беринга. Так с подачи этого великого морехода один из самых значимых проливов на земле получил имя нашего, не менее великого соотечественника.

Экспедиция Беринга выполнила свою задачу

15 августа экспедиция вышла в открытый (Северный Ледовитый) океан и продолжала плавание на северо-северо-восток в полном тумане. Появилось множество китов. Кругом расстилался безбрежный океан. Земля Чукотская далее к северу уже не простиралась. Других земель не было видно.

В этом месте Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он не обнаружил никакого американского берега в зоне прямой видимости. Никакого перешейка не было и дальше к северу. Пройдя для очистки совести еще немного на север, до широты 67 "18", Беринг 16 августа 1728 отдал приказ возвращаться на Камчатку, чтобы «без причины» не зимовать на незнакомых безлесных берегах. Уже 2-го сентября 1728 года «Святой Гавриил» возвратился в Нижнекамчатскую гавань. Здесь экспедиция решила зазимовать.

Беринг понимал, что он выполнил только часть поставленной задачи. Америки он не обнаружил. Поэтому летом следующего года он и его сподвижники предприняли еще одну попытку прорваться к Американским берегам с востока. Выйдя в море в июне 1729 года, экспедиция прошла строго на восток 200 миль и не встретила никаких признаков земли.

Делать нечего, повернули обратно. Зато на пути в Охотск обошли Камчатку с юга и установили точные южной оконечности полуострова. Это открытие стало крайне важным и нужным для всех последующих экспедиций. Эх, кабы они сами знали истинные размеры Камчатки, не пришлось бы им перетаскивать волоком весь груз за сотни верст посуху!

Витус Беринг. Краткая биография. Что открыл?

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

План экспедиции был таков: через Сибирь сухопутьем, в Охотск, отсюда на судах в Камчатку и далее морем проведывать, соединяется ли Азия с Америкой.

Путь по Сибири шел через Вологду, Тотьму, Устюг, Сольвычегодск, Кайгородок, Соликамск, Туринск, Тюмень, Тобольск. В Тобольск прибыли 16 марта 1725 года и затем отправились уже водою - Иртышем и Обью, до Маковского острога, что на Кети, притоке Оби. Отсюда посуху перебрались в Енисейск (70 км). Затем снова пошли водою по Енисею и Верхней Тунгуске до устья Илима, впадающего в Верхнюю Тунгуску. В Илимске, куда прибыли в конце сентября 1725 года, зазимовали.

Зимою в Усть-Кутском, на Лене, были построены суда, на которых весною следующего года отправились вниз по Лене к Якутску, куда и прибыли в июне 1726 года.

Теперь предстояло из Якутска посуху переправиться в Охотск - задача чрезвычайно трудная и в настоящее время. Большую часть провизии и легкие вещи отправили в августе вьюком на 663 лошадях, из коих 267 пали в дороге; остальные же в половине и конце октября добрались до Охоттска. Беринг приехал в Охотск Еще раньше, 1 октября.

Более громоздкие вещи были отправлены из Якутска водою, по Лене, Алдану, Мае и Юдоме. С верхнего течения Юдомы, именно с Юдомского креста, вещи должны были посуху перевезены в Охотск. Караван, шедший под начальством Шпанберга, не дошел далее устья Юдомы, ибо был здесь застигнут морозами. Для ускорения Шпанберг решил часть вещей перевезти зимой на нартах, запрягая их людьми. В начале ноября вышло по направлению к Охотску сто нарт; из них 40 в январе 1727 года достигли с величайшими трудностями Охотска. Морозы были ужасные, провизии не хватало. "Идучи путем, - говорит Беринг, - оголодала вся команда, и от такого голоду ели лошадиное мертвое мясо, сумы, сыромятные и всякие сырые кожи, платье и обувь кожаные". Многие в дороге погибли, некоторые убежали.

В Охотске в это время было всего с десяток дворов, и для размещения команды пришлось строить избы, для снаряжения - амбары; кроме того, нужно было готовить суда. Лошади, пришедшие в Охотск, все от бескормицы пали, и команда на себе должна была тоскать камни, глину, лес. Людям же пришлось дотаскивать на себе разбросанные по Юдоме грузы. С ропотом пошли они на эту работу в феврале. Многие погибли, немало разбежалось. Только в апреле часть из этих вещей была доставлена в Охотск.

Ещё до прибытия Беринга в Охотск, здесь для экспедиции был выстроен в 1725 году "шитик", который спустили на воду в июне 1727 года и назвали "Фартуна". На нем нужно было достичь восточного берега Камчатки. Но Беринг не решился огибать мыс Лопатку. Вместо этого он 30 июня он отправил "Фартуну" с грузом провизии под начальством Шпангера в Большеветск, что близ устья реки Большой на западном берегу Камчатки.

Бот-шитик "Фартуна"

Построена в Охотске в 1727 г. под руководством П. А. Чаплина.
Доски сшивались просмоленными веревками, что придавало дополнительную крепость.
Вспомогательное судно Первой Камчатской экспедиции.

Перевозила грузы от Охотска до Большерецка.

Погибла у реки Большой в октябре 1737г.

Модель:
Масштаб 1:50 размеры 40*40*25 см.
Деталей 1000
Материалы: кедр, бук, береза, красное дерево, медь, лен.
Источник: рисунок на карте Охотского острога.

Итоги экспедиции для Российской были колоссальны. Беринг проделал огромный путь. Началось постепенное освоение восточной окраины империи. В процессе экспедиции была изучена и нанесена на карту Камчатка, были изучены города и народы, рельеф, гидрография и многое, многое другое…, но в Петербурге результатами плавания Беринга были очень недовольны. Во главе Адмиралтейства стояли в то время люди с широкими взглядами "птенцы гнезда Петрова". Они считали, что "о несоединении" Азии и Америки, после первой экспедиции Беринга, "заподлинно утвердиться сумнительно и ненадежно" и что необходимо продолжить исследования. Беринг своими действиями во время Первой Камчатской экспедиции показал, что он не может руководить такими исследованиями. Но его поддерживали влиятельные "бироновцы". Беринг был уже знаком с районом, и ему было предложено составить проект новой экспедиции.

Этот проект в Адмиралтейств-коллегии, возглавлявшийся адмиралом Николаем Федоровичем Головиным, при участии обер-секретаря сената Ивана Кирилловича Кирилова, капитан-командора Федора Ивановича Соймонова и Алексея Ильича Чирикова был коренным образом переработан и расширен.

Как мы видели, Первая Камчатская экспедиция Беринга не увенчалась новыми географическими открытиями. Она лишь отчасти подтвердила то, что русские мореходы давно уже знали и что даже было нанесено на карту Ивана Львова 1726 года. Единственное, что экспедиция доказала с полной очевидностью - это большую трудность перевозки более или менее тяжелых грузов в Охотск и на Камчатку сухим путем. А Охотск долгое время играл для Охотского моря, на котором интересы государства все более возрастали, ту же роль, что Архангельск для Белого моря.

Надо было искать более дешевых морских путей. Такими путями могли быть Северный морской путь, огибающий Азию с севера, и южный путь, огибающий Африку и Азию или Южную Америку с юга.

В это время уже было известно, что почти весь Северный морской путь, хотя и по частям, был пройден русскими мореходами в XVII веке. Это надо было проверить, это надо было положить на карту. Одновременно в Адмиралтейств-коллегии обсуждался вопрос о посылке на Дальний Восток экспедиции южным морским путем, но этот вопрос тогда не получил разрешения. Громадные пространства Восточной Сибири были сравнительно недавно присоединены к России. Надо было собрать об этой обширной стране более или менее точные сведения.

Наконец, до Адмиралтейств-коллегий доходили сведения, что где-то около 65с.ш. Северная Америка сравнительно близко подходит к северо-восточному выступу Азии. О положении западного берега Северной Америки между 45 и 65с.ш. ничего не было известно. Протяжение Японии на север было известно только до 40с.ш. Предполагали, что севернее расположены большие и неопределенные Земля Еззо и Земля Компании, а между ними остров Штатов, якобы виденные в 1643 г. голландскими мореплавателями Де-Фрисом и Скепом. К востоку от них между 45 и 47с.ш. рисовалась "Земля да Гама", якобы открытая в 1649 г. неведомым мореплавателем Жузном да Гама. Надо было проверить существование этих земель, привести их жителей в подданство России, если эти земли существуют. Главное же, надо было найти морские пути к уже известным богатым странам к Северной Америке и Японии и, если возможно, завязать с ними торговые сношения.

23 февраля 1733 г. Сенат окончательно утвердил план новой экспедиции. Начальником ее был снова назначен Витус Беринг, несмотря на то, что его плавания в 1728 и 1729 гг. уже показали его неуменье и нерешительность. Но если в Первую Камчатскую экспедицию Беринг был назначен потому, что он в "Ост-Индии был и обхождение знает", то во Вторую Камчатскую экспедицию он был назначен отчасти потому, что уже был в Сибири и на Тихом океане. В 1732 году под руководством президента Адмиралтейств-коллегий адмирала Н.Ф. Головина была разработана новая инструкция Берингу, предусматривающая для исследования северных морей построить три дубель-шлюпки с палубами, имеющие по 24 весла; одну было решено построить в Тобольске на Иртыше и две в Якутске на Лене. На двух судах должны были следовать до устьев рек Оби и Лены, а затем морем подле берега до устья Енисея навстречу друг другу. А на третьей дубель-шлюпке плыть к востоку до Камчатки. Предполагалось также исследовать берег моря от города Архангельска до реки Оби.

Но главной задачей экспедиции В. Беринга по-прежнему оставалось открытие западных берегов Северной Америки и пролива, отделяющего ее от Азии.

После утверждения в конце 1732 года инструкции сенатом сразу же началась деятельная подготовка Второй Камчатской экспедиции. Возглавил ее теперь уже капитан-командор В. Беринг. В экспедицию посылалась почти тысяча человек. Кроме экипажей будущих шести морских судов вместе с штурманами и матросами ехали корабельные мастера, конопатчики, плотники, парусники, лекари, геодезисты, солдаты для охраны. В состав "Камчацкой" экспедиции (так ее официально именовали) были включены и несколько профессоров Академии наук.

Весной 1733 года из Петербурга по последнему санному пути потянулись обозы с якорями, парусами, канатом и пушками. Среди руководителей будущих отрядов ехал и командир отряда, назначенный исследовать берег к западу от реки Лены, лейтенант Василий Васильевич Прончищев с молодой женой Марией, решившей сопровождать мужа в предстоящих многолетних странствиях по северу Сибири.

Табл. 1 Каталог городов и значимых мест, нанесенных на карты во время Первой Камчатской экспедиции .

Города и знатные места

Длина от Тобольска к востоку

Город Тобольск

Самаровский ям

Городок Соргут

Городок Нарым

Кецкой острог

Лосиноборский монастырь

Маковский острог

Град Енисейск

Кашин монастырь

При устье реки Илима деревня Симахина

Гороок Илимск

Усть-Куцкой острог

Киринский острог

Град Якуцк

Охотской острог

Устье реки Большой

Верхней Камчатский острог

Нижней Камчатский острог

Устье реки Камчатка

Угол святого апостола Фадея

Залива святого креста вестовой угол

Оная ж залива остовой угол

Залив святого Преображения

Чукотский угол к осту

Остров святого Лаврентия

Остров святого Деомида

Место откуда возвратились

Камчатской земли к зюйду

Известный английский мореплаватель Дж. Кук через 50 лет после Беринга, в 1778 г., проходя по тому же самому пути вдоль берегов Берингова моря, проверил точность картографирования берегов северо-восточной Азии, выполненного В. Берингом, и 4 сентября 1778 г. сделал следующую запись в своем дневнике: "Отдавая должное памяти Беринга, я должен сказать, что он очень хорошо обозначил этот берег, а широты и долготы его мысов определил с такой точностью, которую трудно было ожидать, учитывая те способы определений, которыми он пользовался". Убедившись, что северо-западное побережье Азии положено Берингом на карту совершенно правильно, Кук 5 сентября 1778 г. записал об этом следующее: "Удостоверившись в точности открытий, совершенных упомянутым джентльменом Берингом, я повернул на Восток.

Ф.П. Литке, который спустя 100 лет, в 1828 г., плавал вдоль берегов, положенных на карту Берингом, проверил точность его навигационных, астрономических и других определений береговых пунктов и дал им высокую оценку: "Беринг не имел средств производить описи с тою точностью, какая требуется ныне; но черта берега просто по пути его обведенная, большее имела бы сходство с настоящим его положением, нежели все подробности какие мы на картах находили.

В.М. Головнин восхищался тем, что Беринг давал названия открываемым землям не в честь знатных особ, а простого народа. "Если бы нынешнему мореплавателю удалось сделать такие открытия, какие сделали Беринг и Чириков, то не токмо все мысы, острова и заливы Американские получили бы фамилии князей и графов, но даже и по голым каменьям рассадил бы он всех министров и всю знать; и комплименты свои обнародовал бы всему свету. Ванкувер тысяче островов, мысов и проч., кои он видел, раздал имена всех знатных в Англии и знакомых своих... Беринг же, напротив того, открыв прекраснейшую гавань, назвал ее по имени своих судов: Петра и Павла; весьма важный мыс в Америке назвал мысом Св. Илии... группу довольно больших островов, кои ныне непременно получили бы имя какого-нибудь славного полководца или министра, назвал он Шумагина островами потому, что похоронил на них умершего у него матроса его имени".