Техномагия вильгельм райх. Биография вильгельма райха
Создал свою собственную теорию характера, в которой ведущую роль играет возможность снятия напряженности за счет переживания оргазма.
Вильгельм Райх(1897-1957) стал первым учеником Фрейда, который начал развивать возможности радикальной социальной критики, заложенной в классическом психоанализе. Фактически Райх основал левый социальный фрейдизм, стал провозвестником сексуальной революции, разработал телесно-ориентированный психоанализ и изобрел фантастическую жизненную энергию "оргон". Хотя Фрейд отвергал многие положения райхианского учения, а Фредерик Перлз называл его жертвой беспорядочного мышления и семантических ошибок, влияние Райха на развитие психоанализа не подлежит сомнению. Его теория чрезвычайно ценна и разностороння, он примечателен оришнальностью идей. Именно поэтому он оказал воздействие на К. Хорни, Э. Фромма, Г. Маркузе, А. Фрейда, Т. Адорно, Э. Эриксона и других представителей психоанализа.
Психоаналитик обычно имеет дело с биографиями своих пациентов. Разумеется, терапевта интересуют не паспортные подробности. Он ищет в "линии жизни" людей ключевые моменты, которые наложили отпечаток на их судьбы, на их внутренний мир. Но вот перед нами попытка психолога описать собственную юность, воссоздать историю своей жизни. Известно, что Райх начал вести дневники еще студентом и вот перед нами документ, который, с одной стороны, нельзя назвать протокольным воспроизведением биографии, с другой - он не похож на исповеди Августина Блаженного или Руссо. Описывая свою жизнь, Райх оценивает ее определенный период как "страсть юности". Рассказывая о себе, он остается прежде всего аналитиком, вдумчивым интерпретатором собственных поступков в тех или иных обстоятельствах, своих переживаний, мыслей, своих опенок окружающих...
Жизнь Райха богата событиями, которые не могут оставить равнодушными. В известном смысле перед нами драма человеческого существования. Не рыцарь, не герой, не путешественник, а обычный человек, если взглянуть на его биографию глазами аналитика, оказывается загадочным, авантюрным, трагическим персонажем; в то же время судьба - это почва для учения, для драмы идей, для становления напряженной и взыскательной мысли.
Все факты своей биографии до 1922 г. Райх сам подробно изложил в этой книге, поэтому я сначала коротко упомяну о важнейших событиях этого этапа его жизни, оказавших влияние на формирование его личности, а следовательно, и на его судьбу и как человека, и как ученого. Затем, рассказав о фактах внешней стороны его жизненного пути, немного подробнее остановлюсь на его научной биографии, его попытках воплотить в жизнь свои идеи, его вкладе в современный психоанализ, посмертной судьбе его учения.
Вильгельм Райх родился в австрийской Галиции в семье богатого фермера и до 1915 г. (когда он пошел в австрийскую армию) жил в деревне. Близость к природе, деревенская жизнь, по-видимому, стали для будущего аналитика тем импульсом, который обусловил крайний "натурализм", присущий в целом его мышлению. Учение Райха одухотворено верой в неиспорченность человеческой природы в духе идей Просвещения и проникнуто враждой к современной цивилизации.
Биографы характеризуют отца Райха как весьма деспотичного и властного человека, обладавшего вспыльчивым и раздражительным характером, в этом смысле он был полной противоположностью матери, мягкой, доброй и совершенно безответной. Она была красивой женщиной и хорошей хозяйкой. Однако бабушка Раича называла ее "немой" за покорность судьбе и готовность нести свой жертвенный крест. Несомненно, отец Райха любил свою жену, но частенько мучился ревностью и часто тем самым отравлял жизнь молодой женщины. Итак, в соответствии с психоаналитической традицией атмосферу, в которой рос мальчик, можно называть авторитарной. Райх испытывал к отцу двойственные чувства. Он даже считал, то, возможно, не является родным сыном этого человека.
Из книги ясно, что Вильгельм был очень привязан к матери. Мальчик боготворил свою мать, идеализировал ее. Однако ему были знакомы муки ревности не только к отцу. То же чувство он испытывал и к младшему брату Роберту. Они с братом были совершенно разными. Вильгельм, судя по всему, старался походить на отца. Его манила властность, решительность. Став аналитиком, Райх часто сталкивался с такими чертами у пациентов. Он называл такое внутреннее побуждение идентификацией с фрустрируюшей личностью. Что касается Роберта, то он старался походить на мать. Вильгельм страдал от того, что, как ему казалось, младший брат более преуспел в попытках снискать материнскую любовь. Биографы приводят любопытною деталь. Вильгельм, зная о том, что в семье появится еще один ребенок, надеялся, что это будет девочка. Узнав же, что родился еще один сын, он продемонстрировал полное равнодушие, попросив родителей унести новорожденного, к которому отнюдь не воспылал нежностью. Но рождение брата заставило Вильгельма вступить в невольное соперничество, которое прослеживается на протяжении всей его жизни. Райх получил домашнее образование, занимался с репетиторами. Когда Вильгельм стал подростком, в его жизни произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Версия, которая изложена в книге Вильгельма Райха, основана также на свидетельстве его личного биографа. Истинная подоплека события никогда не обсуждалась в семье. Однако можно полагать, что в 14-летнем возрасте Вильгельм застал мать в объятиях одного из репетиторов. Эта сиена потрясла мальчика. Он рассказал об увиденном отцу. Данное событие послужило причиной последующей трагедии. Мать совершила акт самоубийства. Потеряв мать, подросток, несомненно, испытывал муки раскаяния. Это из-за его поступка жизнь семьи пошла под откос. Отец не смог пережить утраты. Он тоже покушался на свою жизнь. Но судьба распорядилась иначе. Отец простудился, схватил воспаление легких. Затем заболел туберкулезом и умер спустя три года после гибели жены. Надо ли доказывать, как вся эта кошмарная ситуация отразилась на психике подростка. Показательно, что Райх много раз принимался за индивидуальный психоанализ, однако так и не смог завершить такую работу. Страдающая часть его личности оказалась не в силах заново пережить события ранней юности.
После смерти отца Вильгельм стал фактическим хозяином фермы. Вместе с тем он продолжал учиться. В 1916г. Райх поступил на службу в австрийскую армию, стал офицером, воевал в Италии. В 1918 г., вернувшись с войны, он поступил на юридический факультет Венского университета, однако быстро разочаровался в этой дисциплине и перевелся на медицинский факультет. Как ветеран войны, он воспользовался правом закончить университет экстерном. В 1922 г. Райх получил медицинскую степень. Затем он два года учился на психиатра. Судьба не благоволила к нему. Пасторальное детство ушло в прошлое. Ферма оказалась разрушенной. Война унесла все сбережения.
Будучи студентом первого курса, Райх посетил лекцию по психоанализу. Это определило его судьбу. С 1918 г. он начинает психоаналитическую практику и становится членом Венского психоаналитического общества. В университете Райх знакомится с Анни Пинк - сначала его пациенткой, а впоследствии женой. Здесь же он начинает увлекаться политикой и марксистской теорией. Семейный союз с Анни Пинк продолжался с 1921 по 1933 г. Это время можно назвать психоаналитическим периодом жизни В. Райха. В 1922 г. Райх становится первым клиническим ассистентом Фрейда в Венской психоаналитической клинике. Фрейд высоко оценивал своего сотрудника и как практикующего врача, и как будущего теоретика.
С 1928 г. Райх занимал должность вице-директора Венской психоаналитической клиники. Это было первое чисто аналитическое учебное заведение. Многие проходили здесь индивидуальный психоанализ у Райха. Вильгельм тоже пытался работать с разными аналитиками по своим собственным проблемам. Но встречи оказывались недолгими, а Фрейд отказался в 1927 г. вести его как пациента. Правда, Фрейд уже имел отрицательный опыт работы с Адлером и Юнгом. Поэтому он не стал делать исключения для Вильгельма. К сожалению, Райх воспринял этот поступок Фрейда с обидой. С этого времени стали нарастать теоретические разногласия. Фрейд негативно относился к марксистским увлечениям Райха. Его также шокировало убеждение Вильгельма в том, что именно отсутствие сексуального удовлетворения служит источником неврозов. Так между Фрейдом и Райхом возник конфликт. Однако Райх по-прежнему выполнял свои обязанности в клинике. Одновременно он вступил в коммунистическою партию Германии.
В 1930 г. Райх оставляет должность вице-директора клиники в связи с переездом в Берлин, решив стать пациентом известного психоаналитика Шандора Радо. Однако истинная причина переезда была иная. Венское психоаналитическое общество негативно относилось к активной политической деятельности своего члена (в чем заключалась эта деятельность, мы расскажем далее).
В 1933 г. фашисты пришли к власти в Германии. События требовали более резкого самоопределения. Компартия не разделяла сексуальный радикализм Райха. Разладились и его отношения с Международной психоаналитической ассоциацией. Райх оказался в изоляции и одиночестве. Он был вынужден вести полемику на нескольких фронтах. В том же году Райх эмигрировал в Данию. После развода с первой женой Райх вступает в брак с Эльзой Линденберг, балериной, которая исповедовала коммунистические убеждения. Болезненно реагируя на шквал критики, Райх вместе с женой переезжает в Швецию. В следующем году семья оказывается в Осло (Норвегия). Там Райх проживет пять лет. Но найти успокоения ему не удается. В 1939 г. поднялась кампания против Райха - его экстравагантных опытов с биоэнергетикой в норвежской печати, отовсюду слышатся угрозы. В конечном счете произошел разрыв в семье - брак с Эльзой распался, и в том же году он эмигрировал в Америку, в чем ему оказал содействие знаменитый этнолог Б. Малиновский, бывший его большим поклонником.
Переехав в Америку. Райх встретился с Ильзой Оллендорф, которая стала его третьей женой. В Нью-Йорке ему предложили пост адъюнкт-профессора медицинской психологии Новой школы социальных исследований. Врачебная практика в Америке оказалась настолько успешной, что уже в 1934 г. он покупает участок в 200 акров в лесах штата Мэн. Здесь он вновь собирает свою лабораторию и вскоре организует частный исследовательский Институт Оргона, который возглавляет до самой своей кончины.
В декабре 1921 г. Райх сделал первый доклад в Венском психоаналитическом обществе. Доклад был посвящен психоаналитическому истолкованию истерических симптомов. С этого времени он регулярно выступает с докладами, публикуется в "Международном журнале психоанализа". Райх принадлежал к новому поколению психоаналитиков. Он не учился непосредственно у самого Фрейда. Райх застал психоанализ уже достаточно сформировавшимся в качестве теории и социального института. Однако в русло нового учения Райх, естественно, вошел через сотрудничество с Фрейдом.
До 1930 г. Райх был директором Технического семинара по психоаналитической терапии в Вене. Этот семинар фактически служил психоаналитикам институтом для обучения практическим навыкам. Идея создать такой центр принадлежала Райху. Сначала он получил одобрение Фрейда, а затем проверил эффективность этого замысла, сотрудничая с американскими психоаналитиками, приезжавшими в Вену. Технический семинар не только вел обучение. Здесь шла и исследовательская работа. Так, Райх считал необходимым сосредоточить теоретические усилия на разработке феномена сопротивления. В декабре 1926 г. он выступил на Техническом семинаре с очередным докладом по этой проблеме. Вот что вспоминал сам Райх позже: " В качестве узловой проблемы я выделил вопрос "Следует ли интерпретировать инцестные стремления пациента при наличии негативного латентного отношения с его стороны, или нужно ждать до тех пор, пока недоверие пациента не исчезнет?". Фрейд прервал меня: "А почему бы нам не интерпретировать материал в том порядке, в котором он появляется? Конечно, нужно анализировать и интерпретировать инцестные фантазии (сны), как только они появляются". Этого я не ожидал. Я продолжал аргументировать свою точку зрения, но вся идея была целиком чужда Фрейду. Он не понимал, почему нужно анализировать сопротивление вместо самого материала. В частных беседах о способах лечения он, кажется, думал по-другому. Атмосфера встречи была неприятной. Мои оппоненты на семинаре злобно смотрели в мою сторону или жалели меня. Я оставался спокоен".
Основные идеи Райха, как видно, сложились в ходе критической работы семинара. Он нередко уточнял собственные взгляды, но не отказывался от главного тезиса. По его мнению, именно сексуальность оказывается тем центром, вокруг которого развивается вся общественная жизнь, в той же мере, как и внутренняя жизнь индивида. В 1927 г. Райх развил эти взгляды в целостную систему. В книге "Открытие оргона" Райх опирается на основные положения Фрейда. Стремясь объяснить возникновение неврозов, Райх обращается к сексуальной сфере. Но Фрейд и раньше подчеркивал, что ни один невроз не развивается без сексуального конфликта. Сексуальность Фрейд толковал широко, основное внимание уделял при этом ранним инстинктивным компонентам влечений.
В 90-х годах Фрейд разделил все неврозы на две группы: психоневрозы, источником которых служат подавленные влечения и травмы раннего возраста, и актуальные неврозы. Впоследствии теория Фрейда строилась на концепции инфантильных неврозов. В этом пункте Райх расходится с учителем. Он переносит центр тяжести в клинической работе с прошлого пациента на его настоящее, воскрешает понятие актуального невроза и в связи с этим вновь переносит внимание с инфантильных компонентов сексуальности на сексуальность в ее обычном понимании. Иначе говоря, речь идет о взрослой чувственности. Это также ведет к попытке заменить качественные психические показатели количественными.
В ранних своих работах Фрейд еще исходил из механического представления о психической энергии, или либидо, считая, что она подобно другим видам энергии может измеряться, перемешаться, блокироваться. Однако позднее все яснее обнаруживается условный, метафорический характер подобных представлений. Райх по сути дела восстанавливает эти ранние взгляды Фрейда, которые уже тогда многие оценивали как обветшавшие пережитки позитивизма и механицизма XIX в.
Райх же, принимая эти взгляды Фрейда, с прямолинейной решительностью создает так называемую сексуальную экономию, которая, по его мнению, могла бы синтезировать Маркса и Фрейда. Один из исследователей Райха, американский ученый П. Робинсон, комментируя этот замысел, иронично подчеркивает, что в своей теории Райх скорее добился своеобразной амальгамы Фрейда и Адама Смита. В конечном счете сексуальная энергия у Райха принимает форму конкретного космического вещества - оргона. Здесь сказались издержки увлечения марксистской фразеологией. Райх подчеркивает, что блокированная сексуальная энергия образует базис невроза, а его психологическое содержание, - фантазии, подпитывающие неврозы. - его надстройку.
Человек, таким образом, рассматривается Райхом как энергетическая система, а либидозный процесс - как ее центральный регулирующий механизм. Не находящее разрядки либидо неизбежно направляется (сублимируется) в другие каналы, приводя к возникновению телесных или психических симптомов. Райх полагает, что современная социальная терапия призвана обеспечить нормальное протекание либидоз-ной энергии. Такой ход мысли оказался совершенно противоположным общему движению психоаналитических представлений, если иметь в виду тенденцию к спиритуатизаиии психической энергии и ограничению роли сексуальности, которое сложилось в психоанализе уже с начала 30-х годов, особенно у неофрейдистов и эго-психологов.
Теперь немного поговорим об отношении Райха к центральному понятию Фрейда "бессознательное". Отношение самого Фрейда к бессознательному было, как известно, достаточно двойственным и окрашивалось недоверием, но Райх видит в спонтанных обнаружениях влечений первичную здоровую основу. Если же выявляются опасные иррациональные импульсы, то их можно рассматривать, считает Райх, лишь как вторичное искажение основной здоровой реальности. Можно, таким образом, продолжает он, представить трехчленную модель личности. На самом глубинном уровне - здоровая и гармоническая естественная социабильность и сексуальность. Если эти влечения подавлены, как это и происходит в европейской цивилизации, где отношение к сексуальности негативное, то над ними возникает второй слой собствен но фрейдовского бессознательного. Это слой агрессивных и извращенных влечений. Этот слой в свою очередь перекрывается характерологической структурой - искусственной защитной броней личности. Здесь характер как будто бы получает функциональное оправдание перед лицом извращенных инстинктов. Однако для Райха характер в конечном счете сам представляет собой патологическое образование, и тем более опасное, что сознание не воспринимает его как болезнь. "Невротический характер" Райха - это вид защитной брони, внешнего панциря, который уберегает индивида от ударов извне, но в то же время ограничивает его жизненные проявления. Здоровый (или генитальный) характер в этой системе рассуждений оказывается, по существу, "антихарактером". Ведь наша психика включает в себя зону спонтанности, которая ограничивает действия характера. Генитальная структура оказывается прозрачной, беспрепятственно пропускающей сквозь себя либидозные и другие влечения.
Для лечебных целей Райх разработал технику характерологического анализа. Если в свое время Фрейд показал смысл таких аспектов поведения, как ошибочные действия, остроты, сновидения, то Райх дополнил их целым рядом новых свидетельств. Пациент Райха может в крайнем случае даже ничего не говорить. Его "характерологические защиты" могут быть раскрыты уже по манере появления, выражения, позам, манере держаться и смотреть на аналитика, по интонациям голоса и др. Эффективность этой методики, очень высокая у самою Райха, однако заметно снизилась у его последователей, поскольку терапия по-прежнему в большой мере оставалась искусством.
Райх - сторонник активной психотерапии и максимально возможного использования аффективных связей между врачом и пациентом. Так, в некоторых случаях врач, по мнению Райха, должен вести себя почти агрессивно. Разрешается провоцировать у пациента эмоциональные взрывы, которые могут закончиться даже его нападением на аналитика. В предложенной Райхом модели личности фрейдовские инстанции Я и Оно, похоже, поменялись местами. Здесь проявилось различное истолкование Фрейдом и Райхом человеческой природы. Открыв бессознательное, Фрейд уделил ему, и это естественно, основное внимание. Лишь после выхода в свет работы Фрейда "Я и Оно" понятие сознательного Я наконец утвердилось в психоаналитической теории в качестве важной инстанции личности. Но Фрейд все-таки до конца своих дней ставил акцент на Оно с его врожденными влечениями. Что же касается Райха, то в центре его внимания находилось, по существу, дофрейдовское сознательное Я, вынужденное защищать себя с помощью характера от враждебной среды и Оно. Райх не отвергал реальное присутствие бессознательного со всеми его пороками, но рассматривал его как искажение более глубокой, абсолютно здоровой реальности. Именно такую модель личности Райх использовал для анализа социальных и политических феноменов.
С самого начала Райх стремился к широкому воплощению в жизнь своих идей. Будучи членом австрийской социал-демократической партии, он выдвинул идею создания в рамках партии сети "сексуальных клиник", где бы широкие массы могли не только получить личные советы, но у них бы появлялось сознание необходимости сексуальных реформ, что должно было послужить важной предпосылкой социальной революции.
Райх активно участвовал в создании первых клиник сексуальной гигиены для рабочих. Он считал, что эти центры помогут массам сексуально раскрепоститься, и в то же время увлекался возможностями просвещения в области контроля над рождаемостью, полового воспитания, профилактики заболеваний и др. В 1927- 1930 гг. в Вене было открыто шесть таких клиник, в том числе и на личные средства Райха. В своих мемуарах Райх рассказывает, что эти клиники буквально осаждались тысячами мужчин и женщин. Дело кончилосьтем, что руководство партии социал-демократов усмотрело в существовании этих клиник опасность, способную отвлечь массы от политической борьбы, и в 1930 г. они были закрыты. Райх, ставший к этому времени членом партии коммунистов и перебравшийся в Берлин, и здесь принялся создавать свои клиники. (Отметим в скобках интересный факт: на новом месте, в Берлине, он оказался членом той же партийной ячейки, что и Артур Кестлер .)
Параллельно с активной практической работой Райх стремился и теоретически оправдать союз социализма и психотерапии. Этой теме посвящено шесть его книг, вышедших в 1929- 1935 гг. В 1929 г. появляется его брошюра "Диалектический материализм и психоанализ". В ней Райх пытается убедить марксистов прежде всего в том, что психоанализ вовсе не есть "диверсионный идеологический маневр разлагающейся буржуазии", а напротив, разделяете марксизмом ряд существенных предпосылок. Подобно Марксу, пишет Райх, Фрейд исходил из реальных человеческих потребностей, таких, как любовь и голод, прослеживал их судьбу во враждебной человеку среде. Психоанализ, пытался доказать Райх, - стихийно-диалектическое учение. Основным понятием Фрейда оказывается понятие психического конфликта. И Маркс, и Фрейд подчеркивали в первую очередь антагонизмы, существующие между отдельными компонентами общества или компонентами психики. Если марксизм представляет собой критику капиталистической системы хозяйства, то психоанализ - критику буржуазной морали. Буржуазное общество, конечно, сделало все, чтобы свести на нет значение психоанализа, а когда это не удалось - нейтрализовать его критику. Профессия психоаналитика стала доходным бизнесом, а обсуждение своих "комплексов" - модной темой для салонных разговоров: после выхода книги Фрейда "Я и Оно" психоаналитики начали утверждать, что не вес сводится к сексу. По мнению американского ученого Робинсона, Райх сравнивал перерождение теории психоанализа с перерождением марксизма в буржуазном обществе.
В свое время, продолжал Райх, Маркс сам признавал наличие разрыва между экономическим базисом и его надстройкой, в результате чего отдельные социальные группы могут действовать вопреки своим реальным интересам (например, французские крестьяне в 1789 и 1848 г.) Подобную автономность идеологии можно объяснить, если обратиться к психологическому анализу, которого при жизни Маркса еще не было. Дело в том, что идеологии не просто отражают экономическое развитие, но внедряются в психику индивида, укореняясь в структуре характера. Сама же структура характера формируется в раннем возрасте, и в ней воплощаются идеологические формы еще более раннего времени.
Не ограничиваясь смелым утверждением, что идеологии укореняются в самой структуре личности, Райх стремится проследить сам ход этого процесса. Характер формируется в детстве в результате конфликтов и кризисов семейной жизни. Семья, будучи сама ячейкой общества, производной от известных экономических отношений, формирует в процессе воспитания именно тот тип структуры характера, который поддерживает экономический строй общества в целом. Поэтому для понимания того, как экономические реальности преобразуются в политические, моральные или религиозные идеи, следует обратиться к типу семьи, к практике воспитания, присущим той или иной культуре или эпохе. Можно было бы ожидать, что вслед за этим Райх перейдет к историческому анализу типов семьи и семейных отношений в разных обществах. Однако для кропотливой исторической работы, которой не пренебрегали крупнейшие социальные теоретики, ему явно не хватало терпения и интеллектуальной дисциплины.
Единственным опытом применения Райхом своих социальных теории остается его книга "Массовая психология фашизма". Здесь за десять лет до Э.Фромма и за двадцать лет до " Авторитарной личности" Т. Адорно Райх утверждает, что фашизм возник не просто в результате махинаций немецких капиталистов или воздействия на массы присущей Гитлеру харизмы Его истоки следует искать в психологической структуре немецких масс. При чтении книги Райха трудно избавиться от ощущения, что она послужила основным источником идеи для Эриха Фромма, хотя тот об этом нигде не упоминает. Райх, равно как и Фромм, выводит психологические основы нацизма из амбивалентного отношения к власти, характерного для немецких средних слоев. Мелкий буржуа в одно и то же время влечется к власти и бинтует против нее Поэтому он особенно легко подчиняется абсолютной диктатуре мятежной организации, занимая позицию фюрера к тем, кто находится ниже. Этот "авторитарный синдром" достиг своею апогея в результате экономического кризиса Веймарской республики, но истоки его далеко - во временах Реформации. По иронии судьбы этот взгляд Райха оказался близок попыткам апологии немецкой элиты у таких консервативных авторов, как Ф. Мейнеке и Г. Рихтер, которые в своем страстном желании реабилитировать немецкие культурные, политические и военные круги возлагают на массы всю ответственность за нацизм.
Характерная черта мелкой буржуазии, пишет Райх, это совпадение семейной и экономической структуры. В семейной ферме или мастерской авторитет отца усиливается его экономической властью. Он может эффективнее контролировать поведение детей, чем отец в пролетарской семье, где дети отрываются от родителей самим процессом производства. Именно жесткое сексуальное подавление подростков в среде среднего класса порождает авторитарную фиксацию, которая послужила питательной почвой для нацизма.
Переходя к обычным для него универсальным обобщениям, Райх затем сводит всю историю к двум основным типам семьи: матриархальной, которой соответствует здоровый генитальный характер, и патриархальной, поддержанной институтом моногамии. Последнюю он называет настоящей фабрикой по выработке авторитарных и консервативных структур. Фашизм - лишь открытое выражение той болезни, которой человек страдал давно. Вообще, утверждает Райх, переход к патриархату, который связан с концом первобытного коммунизма Маркса, есть самая большая катастрофа в человеческой истории. Правда, связно объяснить ее причины он никогда не мог. Главное зло патриархальной семьи - сексуальное подавление подрастающего поколения, причем не ради морального назидания, как утверждает религия, и не для защиты культуры, как считал Фрейд в книге "Зло цивилизации", но ради единственной цели - поддерживать эксплуататорские режимы.
Поскольку сексуальное подавление в семье служит источником всех других форм угнетения, социальная революция неотделима от сексуального освобождения. Оно не есть простое приложение к политическим свободам. Напротив, сама революция бывает обречена на провал, если только она не сопровождается отменой репрессивной морали. Подтверждение этому Райх находит в русской революции. В начале ее, напоминает он, предпринимались попытки сексуальных реформ, подрывавшие авторитет патриархальной семьи. Однако в целом воспитание оставалось сексуально-негативным. Основная структура характера в широких массах оставалась той же, заявляет Райх, какой была при царизме, в результате чего социалистическая демократия "переродилась" в диктатуру.
Райх также выступает в защиту прав женщин. Его феминизм выражается не менее четко, чем мизогиния Фрейда. Райх резко критикует идеал супружеской верности. Современный компульсивный брак он считает злом, поскольку каждый индивид всегда вправе искать себе нового сексуального партнера. Однако на первый план Райх выдвигает защиту сексуальных прав детей. Ребенок есть для него воплощение естественности и социабильности. Лишь грубое подавление его природы превращает его в невротика, ведет к развитию детской преступности, извращений и политической апатии. Поэтому будущее общество обязано обеспечить легальную защиту ребенка от тирании родителей, гарантировав ему неурезанное право на мастурбацию и сексуальные игры с детьми своего возраста.
Любопытно, что в этой сексуальной утопии весьма четко проступают авторитарные тенденции. В будущем "нерепрессивном" обществе, по мысли Райха, функционирует особая сексуальная администрация" во всех учреждениях и организациях обязательно работают квалифицированные сексологи, задача которых наблюдать за правильной сексуальной деятельностью всех членов общества. Сами они подчиняются центральной организации, вырабатывающей общую сексуальную политику ("сексополь"). По существу вся эта утопия носит чисто пуританский характер. "Сексуальная революция" (термин Райха) должна положить конец всякой порнографии, извращениям, сквернословию, поскольку исчезнет потребность направлять подавленные сексуальные импульсы в незаконные канаты.
Райху в свое время не удалось убедить европейских левых включить сексуальные реформы в свои программы. В 1932 г. он был исключен из коммунистической партии Германии. Коммунисты и социал-демократы запретили распространять среди своих членов публикации работ и статей Райха и его сторонников. Вскоре Райх был исключен и из Международной психоаналитической ассоциации. С приходом к власти фашистов Райх, перебравшись в Данию, стремится организовать здесь новое политическое течение. Один из его последователей баллотируется в риксдаг от партии Социалистических сексуальных реформ. Однако вскоре вся эта деятельность закончилась высылкой Раиха из страны.
В 1934 г. Райх организует в университете в Осло (куда его пригласили на работу) свою лабораторию и приступает к серии биопсихических экспериментов. Здесь происходит его быстрый отход как от психоанализа, так и от марксизма. И Фрейд, и Маркс, по его словам, одинаково видели в реальности борьбу несовместимых противоречий, будь то противоречия между влечениями или между классами. Между тем эти антагонизмы лишены глубоких основ в человеческой природе, будучи сами порождением политических идеологий.
Очень трудно, отмечает Робинсон, найти подходящую характеристику для работ Райха последнего периода из-за их крайней экстравагантности. Можно было бы сказать, что они несут на себе уже печать даже не утопизма, а просто безумия, однако в них сохраняется последовательная логика, и между ранними работами и книгами последних лет пролегает непрерывная линия развития.
С середины 30-х годов из психоанализа выделяется культурно или социально ориентированный неофрейдизм. Неофрейдисты обвиняли ортодоксов в игнорировании социальных и культурных факторов формирования личности. Ортодоксы с не меньшим успехом обвиняли их в отрицании внутрипсихических и биологических факторов развития. Райх не примкнул ни к одному из этих лагерей, оставаясь загадкой для обоих. Райх раньше, чем Хорни и Фромм, писал о культурных факторах формирования личности, и он же довел учение Фрейда о психической энергии до логического конца, утверждая физическую реальность либидо, что было уже равно неприемлемо для всех. В результате серии весьма необычных опытов в университете Осло он приходит к выводу, что при сексуальном возбуждении биоэлектрический заряд сексуальных органов возрастает, тогда как страх и вообще отрицательные эмоции влекут за собой приливы электрической энергии к мозгу. Эта электрическая теория сексуальности, нарушавшая, правда, все известные законы электричества, стала только переходной ступенью к "открытой" в 1939 г. особой жизненной энергии - оргону.
Оргон - райховский вариант жизненной энергии Бергсона или "жизненной силы"" Иоганна Кеплера - в отличие от этих метафорических выражений для жизненной силы оказывается чем-то предельно конкретным - особым веществом голубого цвета, его можно наблюдать, например, в синеве неба или голубых отливах красных кровяных телец, а также измерять счетчиком Гейгера. В термине "оргон", "оргоническая энергия" Райх соединил корни слов "организм" и "оргазм". Он считал, что космическая оргоническая энергия функционирует в живых организмах как специфическая биологическая энергия. В этом своем качестве она управляет всем организмом и выражается в эмоциях так же, как в чисто биофизических движениях органов.
Широкие исследования органической энергии и смежных тем, предпринятые Райхом, игнорировались большинством критиков и ученых. Его открытия противоречили многим принятым теориям и аксиомам физики и биологии. Кроме того, его работы местами и экспериментально подтверждены слабо. Вместе с тем полученные им результаты никогда не были опровергнуты или хотя бы тщательно проверены и серьезно рассмотрены кем-то из ученых. Один из психологов, работавших с Райхом, отмечает: "В течение более чем двадцати лет с тех пор, как Райх объявил об открытии оргонической энергии, не было сообщений о достойном доверия повторения ни одного определяющего эксперимента, который бы опроверг результаты Райха... Факт состоит в том, что, несмотря на насмешки, поношения и попытки ортодоксов "похоронить" Райха и оргономику (а частично и благодаря им), ни в одной научной публикации нет опровержения его экспериментов, тем более - систематического опровержения огромной научной работы, подтверждающей его положения".
Органическая энергия обладает следующими основными свойствами:
1) она свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса;
2) она присутствует всюду, хотя и в различной концентрации, даже в вакууме;
3) она является средой электромагнитных и гравитационных взаимодействий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов;
4) она находится в постоянном движении и может быть наблюдаема в соответствующих условиях;
5) высокая концентрация оргонической энергии привлекает оргоническую энергию из менее концентрированного окружения (что "противоречит" закону энтропии);
6) органическая энергия образует единицы, становящиеся центрами творческой деятельности. Это могут быть клетки, растения и животные, а также облака, планеты, звезды, галактики.
В 50-х годах Райх уже объявил оргон первичной субстанцией и основой всего существующего, причем утверждая, что сама материя возникает в результате сексуального соединения двух потоков оргонной энергии. Никакая фантазия физика не могла бы вообразить подобной теории "единого поля", которая охватывала бы все аспекты реальности - от симптомов шизофрении до движения Млечного пути. Вся история космоса начинает выступать у Райха как титаническая борьба энергий орго-на и атома.
Вольнодумец и антиклерикал в начале своей карьеры, Райх испытывает теперь симпатии к. религии, которую уже не рассматривает лишь как один из "препаратов опия". Западная наука, пишет Райх, отняла у космоса жизнь, истолковав его по законам мертвой механики. Только в религии сохранилось осознание мировых жизненных сил в искаженной и мистифицированной форме. Райх даже истолковал христианскую теологию в свете теории оргона. Так, бог представляет собой антропоморфную проекцию, в основе которой лежит осознание человеком океана космического оргона. Христос не что иное, как архетип генитального характера, сохранившего прямую связь с космическими оргонными силами. Сама "оргономика" Райха выступает как теологическая система, в одно и то же время фантастическая и детально разработанная; это и тотальная интерпретация реальности, и универсальная система терапии.
Тогда же он ведет эксперименты с "аккумуляторами оргона" - специальными аппаратами, накапливающими "энергию" и помогающими излечению многих заболеваний. По сути дела, это было повторение известных опытов Франца Антона Месмера (1734-1814). История повторялась. Австрийский писатель Стефан Цвейг писал: "В продолжение целого столетия Франц Антон Месмер, этот Винкельрид современной психотерапии, занимал место на позорной скамье шарлатанов и мошенников, рядом с Калиостро, графом Сен-Жерменом, Джоном Ло и другими авантюристами той эпохи. Напрасно суровый одиночка среди немецких мыслителей протестует против позорного приговора университетской науки - напрасно превозносит Шопенгауэр месмеризм как самое содержательное с философской точки зрения из всех открытий, хотя бы даже оно задавало порою загадок больше, чем разрешало их" (Цвейг С. Врачевание и психика. М., 1992. С. 33).
В 1954 г. Федеральная организация по надзору за пищевыми продуктами и медикаментами возбудила против Райха дело о передаче в аренду непроверенного медицинского аппарата, именуемого "оргонным аккумулятором". Пораженные члены комиссии обнаружили, что этот аппарат представляет собой деревянный ящик, обитый железом изнутри и разделенный на шесть отделений, вроде телефонных будок, куда сажали пациентов для насыщения их органом. Никаких признаков оргона обнаружить, однако, не удалось. На суде Райх держался вызывающе, утверждая, что суд не может компетентно судить о полученных им результатах. Когда выяснилось, что подсудимый - бывший коммунист, дела его стали совсем плохи. Он был приговорен к двум годам лишения свободы за обман и шарлатанство, а также за неуважение к суду. Суд решил также уничтожить все его приборы и книги медицинского содержания. Таким образом, книги Райха уже в третий раз отправлялись на костер.
3 ноября 1957 г. на восьмом месяце заключения Райх скончался от сердечного приступа в федеральной тюрьме Люксембург.
В последние годы жизни, несмотря на внешние успехи, у Райха нарастает чувство тревоги за судьбу своего учения и вместе с тем, видимо, развивается мания преследования. У него растет опасение, что "грязные умы" используют его авторитет, чтобы поднять еще невиданную волну грязи и порнографии. Спустя восемь лет после его кончины эти опасения сбылись. Идеологи "новых левых", в частности, битников, вроде Алекса Гинзберга и Уильяма Берроу, подняли его имя на щит после почти полного забвения и, сумев соединить аргументацию Райха и его пафос с проповедью гомосексуализма, всевозможных половых извращений, а затем и потребления наркотиков, объявили его своим прямым идейным предшественником.
Выбирая путь ученого-исследователя, человек чаще всего обрекает себя на годы тяжкого труда и одиночество. Великие открытия бывают редко, а кропотливая ежедневная работа нередко может привести в тупик.
Можно получить мировое признание и ряд престижных премий. Но случается и такое, что все открытия признаются учеными мужами псевдонаучными, а вместо заслуженных лавров достанутся насмешки и гонения.
Таким ученым для своего времени оказался Вильгельм Райх, которого не поняли и не оценили современники. «Любовь, труд и познание - вот источники нашей жизни. Они должны определять ее ход» , - говорил Райх и всегда придерживался этого правила.
Он был одаренным, обладал упорством и поразительной работоспособностью, но так и не смог справиться с собственной болью и страхами, тянувшимися за Райхом с самого детства.
Начало жизни
С рождения Вильгельм Райх был подданным Австро-Венгрии. Властность и деспотизм отца противопоставлялись мягкости и уступчивости матери. К младшему брату Вильгельм никогда не испытывал родственной близости.
Жалость к матери не помещала мальчику рассказать отцу об ухаживаниях домашнего учителя за ней. Разразился скандал, последствием которого стала смерть матери. Библиографы отмечают, что от этой душевной травмы Райх не мог оправиться всю жизнь.
Отец ненадолго пережил жену. В семнадцать лет на плечи Вильгельма легли все заботы о
Начавшаяся война перечеркнула прежнюю жизнь. По родной Галиции неслась конница, шли дивизии, разрушая все на своем пути. Появилась угроза насильственного переселения на территорию Российской империи. Райх принимает решение покинуть Буковину. Никогда больше он не вернется в родные края.
Война
На тот момент Вильгельму показалось самым правильным вступление в австрийскую армию. За четыре года он проявил себя в боях на итальянском фронте, дослужился до лейтенанта.
Военная служба не стала призванием. Смерть, кровь, страдания угнетали Вильгельма. Не радовала участь проигравшей стороны. Австро-Венгрия лишилась части своих земель, в том числе и Буковины. Эта часть империи перешла под юрисдикцию Румынии. О возвращении в родные края не могло быть и речи.
Годы учебы
Распрощавшись навсегда с армией, Вильгельм Райх отправляется в Вену. Там он решает поступать на медицинский факультет местного университета. Участие в войне давало ему возможность сократить курс обучения на два года.
После практики в клиниках университета Райх определился с будущей специализацией. Наравне с изучением внутренних болезней он увлекся нейропсихиатрией, гипнозом и терапией, основанной на внушении. Посещал курсы для дополнительного изучения биологии.
Исследования и публикации таких корифеев, как Зигмунд Фрейд, подстегивали Вильгельма. Казалось, он торопился пройти базовое обучение и приступить к собственным практическим исследованиям.
Зигмунд Фрейд и первые шаги в психоанализе
В 23 года Вильгельм становится членом Ассоциации психоаналитиков Вены. Ему открывался прямой путь в лучшие медицинские клиники и институты.
Но Райха интересовало новое направление в психиатрии - психоанализ. В это время появилась возможность попасть в ученики Фрейда. В вопросах изучения новой дисциплины Вильгельм был самым упорным и способным ассистентом.
Учитель оценил рвение и способности: уже к тридцати годам Райх становится сначала вице-директором, а затем и возглавляет поликлинику Фрейда. Вплоть до начала 30-х годов молодой ученый ведет бурную деятельность. Он ведет свою частную практику, семинары, читает лекции. Занимается психологическими исследованиями. Именно тогда зародилась его собственная теория возникновения неврозов.
Чтобы развить и опробовать свои исследования, он ведет прием и консультации в центрах помощи различным слоям населения Вены. Чем больше подтверждений своей теории получал Райх, тем сложнее складывались отношения с Фрейдом. Недовольство накапливалось, они отказывались понимать друг друга.
Последней каплей стало увлечение Вильгельма идеями коммунизма. Он все более уходил в изучение причин неврозов рабочего класса, оспаривая выводы учителя.
По мере того как формировалась собственная теория психоанализа, буржуазные доктрины, которые проповедовал Зигмунд Фрейд, отходили на второй план. Вскоре произошел полный разрыв в отношениях ученых. Райх из талантливого ученика и последователя превратился в строптивого отступника, отстаивающего идеи коммунизма.
Собственная теория психоанализа
«В силу многовекового угнетения массы не в состоянии распорядиться свободой» (В. Райх).
Проводя сеансы психоанализа, молодой ученый заметил связь между поведением и психическим состоянием пациентов. После изучения данного феномена Вильгельм Райх вывел теорию, в соответствии с которой можно искусственно влиять на психологический настрой, меняя манеру поведения.
В то же время к нему пришло осознание, что неврозы - это прямое следствие сексуальной подавленности человека социумом. Психологическое здоровье зависит от умения вовремя высвобождать накопленную энергию. Сдерживающим фактором, который мешает избавиться от напряжения, является общество, законы морали и поведения.
Терапия Вильгельма Райха состояла из профилактики и лечения не только индивида, но и общества в целом. Он выступал с предложениями изменить общественные и за счет этого добиться более здорового в психологическом плане общества.
По собственной инициативе Райх проводит консультации, читает просветительские лекции рабочей молодежи. Поддерживая идеи Маркса, ученый был уверен, что будущее страны - за этой частью общества.
Он внедрил в умы понятие «сексуальная революция», утверждая, что только раскрепощенный человек, имеющий сексуальные права и свободы, может быть полезен обществу.
Райх категорично утверждал, что психическое здоровье нации не в запретах, а в возможности освобождения сексуальной энергии. Его предложение не лечить, а проводить профилактику неврозов получило широкий отклик много позже, уже после его смерти.
Семья
Доподлинно неизвестно, насколько помогала теория психоанализа самому автору метода. Создается впечатление, что Райх не был счастлив. Он так был занят научными изысканиями, что совершенно не находил времени для себя.
Детские годы прошли под гнетом властного отца, омраченные чувством вины за смерть матери. Несколько раз Вильгельм возвращался к попытке проанализировать тот период своей жизни, но так и не добился в этом успехов.
Первый раз ученый попытался создать собственную семью, будучи студентом университета. Анни Пинк была женой ученого на протяжении 11 лет. Она переехала с ним в Германию, но ехать в Скандинавию отказалась.
В Осло он знакомится с балериной Эльзой Линденберг, увлеченной идеями коммунизма. Казалось бы, можно наслаждаться семейным счастьем, но в тот период началась первая волна гонений Райха. На него повесили ярлык лжеученого, исключили из медицинских ассоциаций, открыто смеялись в газетных публикациях.
У Райха в этот период начали проявляться черты характера его отца. Авторитарность стала основной чертой его натуры. В отношениях с женой все чаще проскальзывали ревность и недоверие. В конце концов, второй брак распался.
После переезда в Америку Райх женится в третий раз. Он остановил свой выбор на эмигрантке из Германии Ильзе Оллендорф, которая к тому же была его ассистенткой.
Очень мало свидетельств о личной жизни ученого. Несколько старых фотографий да краткие свидетельства очевидцев. Собственная семья значила для Райха не так много, как его научная деятельность.
Германия и «Секспол»
После окончательного разрыва с Фрейдом Райх перебирается в Берлин. Сумбурность политической ситуации в Германии, новые течения среди молодежи создавали прекрасную почву для совершенствования и внедрения собственного метода.
Ученый создает Союз пролетарской сексуальной политики на государственном уровне. Идеи организации были настолько новаторскими, что уже в первый год численность участников превысила пятьдесят тысяч.
Идеи о сексуальном воспитании, правах на контрацептивы, аборты и разводы имели большой успех в кругах прогрессивной молодежи. Главной целью "Секспола" являлось предотвращение подавления свободного человека обществом для сохранения психологического здоровья.
Ученый разработал специальные упражнения и внедрил особый массаж для свободного передвижения энергии в теле. Сексуальная революция свершалась в умах и поступках последователей Райха.
Многие просвященные люди того времени не поддерживали или же открыто выражали свое недовольство национал-социализмом, который открыто заявил о себе в начале 30-х годов. В число протестующих входил Вильгельм Райх, книги, публикации которого, особенно «Психология масс и фашизм», показывали без прикрас всю подноготную надвигающегося строя, особенно его влияние на психологическое состояние человека.
«Сложение реакционных идей с революционными чувствами дает в результате фашистский тип личности» (В. Райх).
Откровенность высказываний и приверженность собственным суждениям привели к первым негативным последствиям. Ученые мужи из Психоаналитической Ассоциации обвинили его в псевдонаучной деятельности и приверженности идеям коммунизма. В итоге Райху пришлось распрощаться с этой научной организацией.
Ряд публикаций ученого вызвал недовольство членов компартии. Райх был исключен из партии.
По собственным словам Вильгельма, жизнь в Германии с приходом к власти нацистов становилась для него опасной. В любую минуту мог произойти арест или физическое уничтожение.
Ничего не оставалось, как покинуть Германию и искать спасения и понимания в других странах.
Годы скитаний: Скандинавия и открытие оргона
Переехав в Скандинавию, Райх сначала обосновался в Норвегии. Там он основал школу телесной терапии. Проводил консультации, читал лекции, вел прием. Он пытался объяснить и усовершенствовать существующие направления психоанализа, проводил научные эксперименты.
В итоге Вильгельм Райх открыл совершенно новую биологическую энергию. Аналогов ее не существовало. Дальнейшие опыты показали ряд свойств, которые можно было применять для лечения болезней и их профилактики. По утверждению ученого, перед новой энергией не могли устоять даже раковые клетки.
Райх дал определение своему открытию и назвал энергию "оргон". После публикации исследовательских материалов поднялась новая волна возмущений в научных кругах. Насмешки и травля довели ученого до того, что он вынужден был перебраться в Данию.
Никаких существенных улучшений в новой стране не произошло. Власти запретили проводить исследования. Приближался крах его второго брака. Обстановка нагнеталась скорым началом большой войны. Райх стал серьезно задумываться о переезде в Америку. Он считал, что в свободной стране он сможет реализовать свои идеи и продолжить научные изыскания.
Переезд в Америку
В Осло Райх свел знакомство с Теодором Вольфом. Именно этот американский психолог способствовал быстрому переезду в Америку. В 39-м году Вильгельм получает приглашение в Нью-Йорк и перебирается в Новый Свет.
Несколько первых лет были очень плодотворны. Райх читал лекции, вел курсы. Многие из его трудов начали издаваться на английском языке. Его новшества в терапии принимали врачи и с удовольствием перенимали методику.
Главным в этот период жизни являлась возможность заниматься исследованиями оргона. Он верил, что при помощи этой энергии сможет Опыты на мышах показывали хорошие перспективы. Американские власти разрешили создать Институт оргона.
В это время Райх вплотную приступил к разработке вакцины против рака и возможности аккумуляции оргона. Это было необходимо для того, чтобы использовать энергию более полно и направленно.
Во время своих поездок по стране Райх обнаружил идеальное место для экспериментов с оргоном. Казалось бы, сама природа позаботилась об этом. Ученый приезжал несколько лет подряд в те места для проведения опытов, пока не появилась возможность приобрести небольшую ферму.
Оргоновая терапия
В начале 40-х годов ученый начал внедрять оргоновую терапию. Для этих целей были созданы специальные аккумуляторы. Они представляли собой обычные ящики, изготовленные из металла и дерева.
Пациент находился внутри и в течение 30 минут насыщался оргоном. По утверждению Райха, так можно разогнать метаболические процессы и увеличить циркуляцию крови.
Эксперимент, проведенный ученым на 14 людях, безнадежно больных раком, показал поразительные результаты. Наблюдалось улучшение, рентгеновские снимки показывали уменьшение опухоли. Несколько пациентов оставались живыми через несколько лет после проведения оргоновой терапии.
На основании проведенных исследований Вильгельм Райх пришел к выводу, что наличие у человека эмоциональных блоков способствует резкому снижению уровня биоэнергии внутри тела. В связи с этим возникает вероятность возникновения раковой опухоли.
В это время Райх активно пропагандирует использование аккумуляторов оргона. Публикуются статьи, читаются лекции, печатаются книги. Эти годы были очень плодотворными в жизни ученого. Именно о такой свободе деятельности он мечтал, когда находился в Европе.
Orgonon
Осенью 1942 года появилась возможность вплотную приступить к осуществлению давней мечты - построить дом в идеальном месте для исследований и изучения оргона. Старая ферма на озере в штате Мэн прекрасно подходила для этого.
Дом, который Райх назвал Orgonon, разрастался. Появилась возможность набирать учеников. Для них были построены лаборатория, библиотека, обсерватория для наблюдения и изучения энергии.
Другое применение оргона
Работа обсерватории дала поразительные результаты. Оказалось, что оргон может влиять на Райх представил свою методику уменьшения силы штормов и получил одобрение правительства США. Программа «Феникс» дала ошеломляющие результаты по воздействию на погоду.
Ученый сконструировал и опробовал Cloudbuster - прибор, способный менять в атмосфере оргон-энергию. Различная концентрация могла существенно влиять на погоду.
Самый масштабный эксперимент был проведен по просьбе местных фермеров. При помощи Cloudbuster спасли урожай черники, вызвав долгожданный дождь. Статья в газете способствовала пропаганде нового оборудования.
Десять лет гонений
«Сначала человек убивает что-то в себе, потом он начинает убивать других» (В. Райх).
Ученый мир не мог смириться со странными исследованиями и заключениями, которые активно пропагандировал Райх. Прямые последователи Фрейда и ученые-ортодоксы считали разработки и идеи псевдонаучными. А самого новатора называли шарлатаном.
Ситуация обострилась после скандальной публикации в журнале. На голову Райха вылили целый ушат притянутых фактов. Было выдвинуто обвинение, что действия лжеученого опасны для общества.
Статья послужила поводом для начала расследования, которое длилось десять лет. В течение этого времени целенаправленно велась травля ученого. Опрашивались ученики, партнеры, пациенты Райха. Никто из них не предъявил претензий и не выразил недовольства.
Несмотря на это комиссия вынесла вердикт - лечение рака запрещенными методами. Все оборудование было признано опасным для здоровья и жизни пациентов. Дело передали в суд, который узаконил полный запрет всего, что связано с энергией оргон.
В 1957 году в полетели книги, которые выпускал институт Райха. Любое упоминание об оргоне вымарывалось из учебников. В огонь летели публикации в периодической прессе. Оборудование лабораторий, аккумуляторы и Cloudbuster были уничтожены.
Последние годы
Один из учеников Райха пытался спасти несколько аккумуляторов и трудов, чем нарушил постановление суда. В связи с этим возбудили новое судебное дело, и оба ученых были приговорены к тюремному заключению, а Фонд Вильгельма Райха оштрафован на огромную сумму - 10 тысяч долларов.
История вновь повторялась, но теперь в свободной Америке, в демократию которой так верил ученый. Научные труды, наработки целой жизни подвергались уничтожению.
Поданные апелляции упорно отклонялись. Гонениям и арестам подверглись последователи Райха.
Истерзанный гонениями и вопиющей несправедливостью, ученый пишет завещание, предчувствуя скорый конец жизни. Он оставил Orgonon потомкам для создания музея и сохранения научного наследия.
Свое шестидесятилетие Вильгельм Райх отметил в тюрьме, а спустя восемь месяцев скончался. Что послужило причиной, доподлинно неизвестно. Официальное заключение - сердечный приступ.
Похоронен великий отступник в Orgonon - в том месте, где он был счастлив и полон надежд на новые научные открытия.
Прошли десятилетия, и многие идеи, теории и наработки Вильгельма Райха получили развитие и применение в современной психотерапии. Начатая им сексуальная революция состоялась. Женщины получили право на регулирование рождаемости. В средних школах вводится предмет «Половое воспитание». Биоэнергетика используется в альтернативной медицине и в учениях философов.
Райх принадлежал к тому типу ученых, которые не были поняты и приняты при жизни. Он намного обогнал ученых своего времени. Именно за эту смелость, нежелание смириться с действительностью и пострадал ученый. Упорное отстаивание своих идей дало хорошие всходы, но только спустя полвека.
Профессия
Вхождение в психоанализ
Новое для Райха увлечение биоэнергетикой не проходит для него даром - в газетах его начинают травить, оспаривая даже сексуальную основу неврозов - основу фрейдизма. Как бы подтверждая положение его программы об отказе от значимости брака, от него в самый тяжёлый для него момент жизни уходит вторая жена.
Американский период
Примечания
Библиография
- Психоанализ как естественнонаучная дисциплина // Естествознание и Марксизм. - 1929. - № 4. - С. 99-125.
- Массовая психология фашизма // Архетип. - 1995. - № 1. - С. 91-97.
- Массовая психология фашизма // Свободная мысль. - 1992. - № 10. - С. 113-121.
- Посмотри на себя, маленький человек. - М., 1997. - 111 с.
- Психология масс и фашизм . - СПб., 1997. - 380 с.
- Сексуальная революция. - СПб., М., 1997. - 352 с.
- Сексуальная революция. Борьба за «новую жизнь» в Советском Союзе. - Тверь, 1992. - 113 с.
- Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. - СПб., М., 1997. - 303 с.
- Характероанализ. - М., 1999. - 303 с.
- Страсть юности
- Анализ личности
- Анализ характера
- Посмотри на себя, маленький человек!
Литература
- Балагушкин Е. Г. Влияние неофрейдизма и теорий сексуальной революции на нравств. сознание молодежи Запада // Молодежь, НТР, капитализм. - М., 1979.
- Robinson P. The Freudian Left - Wilhelm Reich, Geza Roheim, Herbert Marcuse. - N.Y., 1969.
- Ollendorff Reich, I. Wilhelm Reich. A Personal Biography of Wilhelm Reich. - London, 1969.
- Boadella D. Wilhelm Reich - The Evolution of his Work. - London, 1973.
- Greenfield, J. Wilhelm Reich vs. the U.S.A. - N.Y., 1974.
- Wilson C. The Quest for Wilhelm Reich. - London, 1982.
- Sharaf, Myron. Fury on Earth. Biography of Wilhelm Reich . - N.Y., 1983.
- Laska, B. A. Wilhelm Reich. Bildmonographie, Rowohlt, Reinbek/Hamburg 1981, 6. akt. Ed. 2008
Ссылки
- Wilhelm Reich Museum (англ.)
См. также
- Сексуальная гигиена
- Сексуальное просвещение
- Гомосексуализм и нацизм
- Неофеминизм
Категории:
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Перемышлянском районе
- Учёные по алфавиту
- Родившиеся 24 марта
- Родившиеся в 1897 году
- Родившиеся в Галиции
- Умершие 3 ноября
- Умершие в 1957 году
- Умершие в Пенсильвании
- Неофрейдисты
- Психологи по алфавиту
- Психологи Австрии
- Психологи США
- Психоаналитики
- Члены Коммунистической партии Германии
- Марксисты
- Исследователи фашизма
Wikimedia Foundation . 2010 .
(1957-11-03 ) […] (60 лет)Профессия
Вхождение в психоанализ
«Что будет пациент делать со своей естественной сексуальностью , освобожденной от подавления? - Фрейд ничего не говорил по этому поводу, даже не признавал самого этого вопроса, как выяснилось позже. Наконец, из-за избегания этого центрального вопроса, Фрейд сам создал гигантские теоретические трудности, постулировав биологический инстинкт страдания и смерти ». (Из письма В. Райха)
Просветительская медицинская деятельность
В последующие годы Райх стал ещё более активно проявлять себя в политике, а также вступил в Коммунистическую партию . В 1929 году он вместе с другими создал клиники сексуальной гигиены для рабочих. В этих клиниках рабочие могли бесплатно получить сведения о контроле рождаемости, воспитании детей и даже сексуальном образовании. Подвергаясь порицанию психоаналитиков за свою политическую деятельность, он переехал из Вены в Берлин . В Берлине, чувствуя себя куда более свободно, чем в Вене, Райх стал уделять больше внимания коммунистически-ориентированному движению психического здоровья - здоровья трудящихся. Он читал лекции и организовывал гигиенические центры по всей Германии.
Однако вскоре его деятельность неожиданно прервалась. Почти одновременно, в течение полугода, его исключили и из психоаналитической ассоциации, по иронии судьбы носившей название Интернациональной, и из Коммунистической партии Германии.
Идеи Райха, проводившиеся в его клиниках, намного опережали своё время и не устраивали современное ему общество. Его программа, в настоящее время выглядящая совершенно нормальной, включала следующие главные моменты.
Кризис карьеры Райха совпал с политическим кризисом в стране - в 1933 году , устраняя своих противников, пришёл к власти Гитлер . К этому времени, в период с по 1933 год Райх написал свою, ставшую впоследствии знаменитой, книгу «Психология масс и фашизм». Фашизм, с точки зрения Райха, имеет не столько социальную, а биологическую природу: он служит выражением иррациональности характерологической структуры обычного человека, первичные биологические потребности которого подвергались подавлению. В книге подробно анализировалась социальная функция такого подавления и показывалось, решающее для этого подавления, значение авторитарной семьи и церкви. Книга была запрещена нацистами.
Идеи Райха сегодня и его последователи
Сегодня в мире существует множество последователей широкого учения Райха, среди которых есть анархисты, физики, антропологи, сексологи, политологи, психоаналитики и т. д. Их объединяет критика репрессивных установок современной цивилизации, критика ангажированности современной науки, изучение оргона и независимые антропологические исследования, такие как «Saharasia Discovery and Research» - сравнительный анализ данных о 1170 культурах с целью выявления истоков репрессивной цивилизации и