Восточные христианские церкви.

Кроме русской, остальные православные церкви, оказавшиеся в сфере господства исламского мира, не получили широкого влияния. Под их духовным воздействием находились лишь греки, часть южных славян, румыны, которые после падения Византии в XV в. попали под власть Оттоманской империи, и сравнительно немногочисленные группы христиан в Эфиопии, Ливане, а также в Египте (копты). Коптская монофизитская церковь сложилась в Египте в первые века нашей эры и отличалась тем, что монофизиты – в отличие от византийской христианской церкви – настаивали на единой, божественной, а не двойственной (богочеловек) сущности Христа. Многочисленная коптская церковь длительное время существовала обособленно и сумела сохранить некоторое влияние после исламизации и арабизации Египта. Правда, в процессе исламизации сильно изменились сами египтяне‑копты, которые ныне внешне мало чем отличаются от окружающего их арабо‑мусульманского населения, вплоть до обязательной молитвы несколько раз в день. Тем не менее, коптская община сохранилась вплоть до наших дней (она насчитывает два‑три миллиона членов во главе с патриархом). Более того, копты оказали определенное воздействие на формирование и существование эфиопской монофизитской церкви, чьи высшие иерархи долгое время назначались коптским патриархом, хотя формально главой эфиопской церкви всегда считался сам правитель‑негус. Стоит напомнить, что после исламизации Египта Эфиопия на протяжении почти полутора тысячелетий была единственной африканской страной, где христианство считалось официальной государственной религией.

Близкой к монофизитской считается армяно‑григорианская церковь, порвавшая с Константино‑полем после третьего Вселенского собора (в конце IV в.). Как коптская и эфиопская, армяно‑григорианская церковь была достаточно близка греко‑византийскому православию. Что же касается этого последнего, то его влияние на Востоке, ограниченное пределами ближней византийской периферии (Сирия, Ливан, Палестина), после исламизации, как упоминалось, сократилось до минимума. Правда, престиж патриархов Александрийского и Иерусалимского был достаточно высок и после этого, а крестовые походы привели даже к кратковременному освобождению Иерусалима. Но реальных результатов это не дало. И даже те церкви, которые вначале подчинялись ближневосточным патриархам (как, например, грузинская по отношению к Антиохийскому патриархату), предпочитали становиться самостоятельными, автокефальными. Впрочем, далее Армении и Грузии православие – если не считать территории России – так и не заходило. Исключением можно считать еретические секты, прежде всего несторианскую.

Несториане – последователи епископа константинопольского Нестория (ум. ок. 451 г.) – были своеобразными предтечами православия. Гонимые преследователями после смерти их покровителя, они проникли довольно далеко на Восток. Сохраняя свои общины и свою веру на протяжении поколений и веков, нестори‑ане познакомили с христианством население Ирана, Монголии, даже Китая. Хотя большого успеха ни в одной из этих стран христианство несторианского толка не достигло, временами оно вызывало интерес со стороны отдельных представителей власть имущих, подчас даже переходивших в христианство.

Что касается римско‑католической церкви, то ее связи с Востоком датируются сравнительно поздним временем и сводятся в основном к миссионерскому движению. Это движение зародилось еще во времена крестовых походов. Однако сколько‑нибудь существенных успехов оно добилось лишь в XVI–XVIII вв. Основное направление деятельности миссионеров было связано с освоением Америки, где католицизм особенно преуспел на юге континента (Латинская Америка). Однако деятельность христиан‑миссионеров распространялась также и на Азию, Африку, Океанию.

Миссионерское движение сыграло немалую роль в истории мировой культуры не столько обращением в христианство местных народов, сколько распространением на Востоке некоторых достижений европейской цивилизации. Это, естественно, подготовило почву для усвоения многими странами и народами Востока более развитых и передовых идей. Не следует, однако, забывать, что по пятам за миссионерами шли купцы и предприниматели, а за ними – завоеватели и колонизаторы, что подчас придает этому движению в целом неприглядную окраску.

Миссионерское движение в высокоразвитых цивилизациях, в том числе в Индии и Китае, успеха практически не имело, что во многом связано с силой консервативной инерции местных религиозно‑культурных традиций. Здесь достижения христианства сводились, прежде всего, к заимствованию некоторых элементов западной культуры, причем в этом отношении Китай оказался менее благодатной почвой, нежели Индия. В периферийных районах Азии, где пласт местной традиции‑цивилизации был тоньше, а привычка заимствовать чужое была более устоявшейся, влияние христианства оказывалось порой более заметным и ощутимым, как, например, в Юго‑Восточной Азии.

В целом христианство в лице различных церквей и сект является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой религией, доминирующей в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии. Однако именно в Азии, т. е. на том Востоке, который является главным объектом нашего внимания, христианство распространено слабее всего.

Византийская империя справедливо считается прямой наследницей империи Римской. Просуществовала она более тысячелетия и даже после нападения варваров, которое удалось благополучно отбить, она еще несколько столетий оставалась наиболее сильным христианским государством.

Основные черты Византийской империи

Прежде всего следует сказать, что название “Византия” появилось не сразу – до 15 века это государство называли Восточной Римской империей. Располагалась эта империя на востоке Средиземноморья, а в период своего расцвета имела земли в Европе, Азии и даже Африке.

Благодаря средиземноморскому климату земледелие и скотоводство в стране развивались и процветали. Также на ее территории активно добывались полезные ископаемые, такие как золото, олово, медь, серебро и не только. Но важным была не только ее способность обеспечивать себя всем необходимым, но и то, что империя имела очень выгодное расположение: например, через нее проходил Великий шелковый путь в Китай. Составлял путь благовоний 11 тысяч километров, он проходил через многие важные точки и принес государству немалую часть его богатств.

Византийскую империю и восточнохристианский мир связывал не менее знаменитый путь – “из варяг в греки”, который начинался в Скандинавии и, проходя через Восточную Европу, вел в Византию.

Столицей византийской империи был Константинополь.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Константинополь.

Численность населения государства была очень высокой – таким количеством людей не могла похвастаться ни одна европейская страна. Например, в Средние века в Византии проживало 35 миллионов человек – очень большое по тем временам число. Основная часть населения разговаривала на греческом языке и являлась носителем эллинской культуры, однако в Византии нашлось место и сирийцам, и арабам, и египтянам, и представителям других этносов.

Две традиции в жизни византийцев: античная и христианская

Византия сохраняла античное наследие дольше, чем государства Западной Европы, поскольку оно стало краеугольным камнем ее государственного устройства. Как и у римлян, у византийцев было два любимых развлечения: театральные постановки и конные состязания.

Однако к 8 веку господствующей стала традиция христианская: все жанры искусства прославляли Бога и его подвижников. Так, самым распространенным жанром литературы становятся жития святых, а живописи – иконопись. Выдающиеся деятель этого периода – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий.

Рис. 2. Иоанн Златоуст.

Именно в Византии возник крестово-купольный тип церкви, который впоследствии станет основным архитектурным направление при постройке храмов в Древней Руси. Украшали церкви мозаиками – это еще одна характерная черта византийской церковной традиции.

Рис. 3. Образец византийской мозаики.

Интересно: Образование в Византии было очень развитым и общедоступным – даже бедняк мог пойти в школу и потом претендовать на государственную должность, что было и почетно, и прибыльно.

Что мы узнали?

Сколько веков просуществовала Византийская империя и когда появилось то ее название, которое принято сейчас, какие основные черты она имела, и какой город был ее столицей. Также были рассмотрены особенности ее культуры, в которой смешались античная и христианская традиции. Обращено особое внимание на выгодность ее географического положения: через Византию пролегали путь из варяг в греки и Великий шелковый путь. Еще уделено особое внимание архитектуре и образованию, а также литературе и образу жизни византийцев в целом: перечислены его характерные черты.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 8.

Западный и восточный христианские миры

Восточный (православный) мир

Западный (католический) мир

Общее

Господство христианской

культуры и идеологии

Различия:

1. Влияние

Античность и древневосточное общество

Античность и варварские (германские) народы

    Абсолютная власть императора.

    Императорская власть не передавалась по наследству в рамках одной династии, а захватывалась военноначальниками или вельможами.

    Власть императора считалась божественной, а сам император уподоблялся Богу.

 Короли могли реально управлять только собственными владениями – доменом .

 Королевская власть передавалась по наследству в рамках одной династии (старшему сыну).

 Четкое разделение власти духовной (римский папа) и светской (короли, герцоги, князья).

3. Собственность

    Император – верховный собственник земли. Имел право конфисковать землю, регулировал налоги, вершил суд.

 Король не мог собирать налоги с населения страны, не имел право судить подданных, не проживающих в его домене.

    Частная собственность на земельные владения (феод).

4. Церковь

    Не было единого церковного центра (Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархия).

    Византийские императоры подчинили себе православную церковь.

 Главой католической церкви являлся римский папа. Строгая иерархическая структура (папа, кардиналы, епископы, аббаты, монахи) на всей территории.

 Католическая церковь стремилась иметь не только духовную власть над всеми христианами, но и верховную светскую власть.

5. Духовные ценности

    Для православных большую роль в вопросах веры играл не столько разум, сколько чувства .

«Углубясь в себя, в себе же

Обретают свет искомый.

В самом средоточье сердца

Вижу светоч, как бы солнца

Круговидное подобье.

(Симон Новый Богослов)

 Стремление постичь божественные истины разумом .

В период становления христианской догматики появилось большое количество ересей (значение термина можно вспомнить, обратившись к словарю терминов), с которыми православной церкви в союзе с императорской властью удалось справиться в Византийской империи. В Западной Европе волна еретических движений привела к разработке католической церковью богословских идей на основе логики (разума) античного философа Аристотеля. Отсюда различие в восприятии мира католиками и православными, которое имеет очень относительный характер.

Особенности католицизма и православия

Католицизм

Православие

Догмат «Дух Святой от Отца и Сына исходит»

Догмат «Дух Святой от Отца исходит»

Догмат о непогрешимости папы римского в делах веры

Не признается

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии

Не признается

Догмат о телесном вознесении Богородицы на небо

Не признается

Догмат о чистилище

Не признается

Крещение осуществляется путем обливания из купели

Крещение осуществляется погружением в купель

Причащение осуществляется опресноками

Причащение осуществляется хлебом

Единая церковная организация во главе с папой римским

Несколько автокефальных церквей во главе с патриархами

Обет безбрачия всего духовенства

Духовенство делиться на белое и черное. Обет безбрачия приносит черное духовенство

Целесообразно на уроке заслушать заранее подготовленные сообщения о Юстиниане I и обязательно о просветителях славянского мира братьях Св. Кирилле и Мефодии. Закрепление исторического материала темы урока проводится по вопросам и заданиям параграфа.

Урок №6. Исламский мир.

    познакомить с возникновением мировой религии исламом и процессом образования государства у арабов в VII веке;

    проанализировать взаимосвязь основных положений мусульманского вероучения и особенностей арабского государства;

    раскрыть причины успешных завоевательных походов арабов;

    сравнить процесс распада Арабского халифата и Империи Карла Великого, отметив общий процесс политической раздробленности в этот период;

    охарактеризовать основные особенности исламской культуры средневековой эпохи и влияние ее на другие страны.

План урока:

    Возникновение ислама в Аравии.

    Образование государства и начало арабских завоеваний.

    Арабский халифат во второй половине VII – X века.

    Средневековая мусульманская культура.

Средства обучения: учебник §5, историческая карта №2 «Завоевания арабов. Арабский халифат», дидактический материал.

Рекомендуемые методы и приемы организации урока: урок изучения нового материала, аналитическая беседа с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, решение познавательных заданий, работа с документами, исторической картой.

Основные понятия: ислам, Коран, джихад, теократическое государство, халифат, шииты, сунниты, исламский мир.

Персоналии: Мухаммед, Омар.

Основные даты: VII век – возникновение исламской цивилизации.

Повторение пройденного материала предыдущего урока и проверку знаний учащихся и осмысление ими основных положений §4 целесообразно провести в начале урока по вопросам в конце этого параграфа. Они отражают основные процессы развития Византийской империи в раннем Средневековье. Ответы на эти вопросы учащихся должны опираться на содержание сравнительной таблицы «Западный и восточный христианские миры». Если учитель сочтет необходимым построить изучение новой темы «Исламский мир» на основе сравнительной характеристики ее с процессами и явлениями предыдущих тем (что является предпочтительным), то урок следует начать с изучения новой темы. В этом случае работу по проверке домашнего задания можно провести в процессе изучения темы урока.

Урок №6. Исламский мир. Содержание параграфа (§5) не представляет серьезных трудностей для усвоения его содержания учащимися. Тем более, что анализ процессов и событий, связанных с возникновением исламской средневековой цивилизации базируется на аналогичных процессах известных десятиклассникам к этому уроку по уже рассмотренным темам: западноевропейский (католический) мир и восточно-христианский (православный) мир.

Основной круг понятий параграфа концентрируется на работе по разбору сущности ислама , теократического государства , джихад и халифат . Из них такие понятия как ислам , джихад и халифат должны быть знакомы школьникам по курсу зарубежной средневековой истории. Поэтому их следует повторить в процессе изучения темы. Первостепенное значение имеет понятие теократическое государство , которое раскрывает политическую сущность и особенности исламской цивилизации.

Так как содержание и подача исторического материала параграфа не является сложным для восприятия учащимися, то следует его задать на дом для предварительного ознакомления с содержанием. Основой для домашней работы с текстом учебника станет поиск ответов на вопросы в конце параграфа в такой последовательности: вопрос №3 об основных положениях мусульманского вероучения, вопрос №1 о причинах успешных завоеваний арабов и вопрос №2 о причинах распада халифата Аббасидов. На уроке после коллективного обсуждения ответов на эти вопросы учитель переходит к рассмотрению и характеристики основных проблем темы.

Исторический материал параграфа логически разбивается на три части: образование государства у арабов и завоевательные походы, создание Арабского халифата и его распад, мусульманская культура. Образование государства у арабов в параграфе дается до слов: «Так в Аравии возникло государство» (с.38). Основой анализа этого процесса послужат знания учащихся о возникновении варварских королевств в Европе (§3, стр. 22). Задание классу «Найдите в тексте учебника (стр. 36-38) предпосылки, которые привели к образованию государства у арабов. Сравните этот процесс с образованием варварских королевств в V веке в Западной Европе» поможет школьникам понять, что возникновение ислама являлось не причиной, а следствием государственного образования, что религия арабов стала идеологической формой государственности.

Вопрос и задание «В чем заключается особенность теократического исламского государства?» и «Сравните исламское теократическое государство арабов средневековья и восточно-христианское государство византийцев» позволит обратить внимание на общую основу – восточная деспотическая форма государства Византийской империи и Арабского халифата. При этом существенное отличие заключалось в том, что в отличие от христианского мира ислам не имел церковную организацию духовной власти. Необходимо более четко, чем дается в материале учебника, охарактеризовать существенные особенности средневекового мира ислама. Не шариат , ведь правовые нормы, в том числе и христианской цивилизации в эпоху Средневековья, строились на Библии, а важно показать школьникам ценностные ориентиры исламской цивилизации по сравнению с христианской.

Вопрос о причинах успешных завоевательных походов арабов раскрывается в учебнике на основе двух положений: ослабление Византии и Ирана в результате постоянных войн между собой и джихада , свойственный религиозным представлениям арабов. Вопрос «как вы думаете, какая из этих причин является главной?» и задание по сопоставлению исторического материала карты №2 «Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи» и №5 «Завоевания арабов. Арабский халифат» поможет понять учащимся, что не столько джихад стал главной причиной побед, сколько внутренняя слабость противников является главной причиной успешных завоеваний. Ведь у племен варваров, которые захватили почти все территории Западной Римской империи (Европа, Африка) также как и у арабов не было военных, технических и психологических преимуществ. Кроме того, это задание поможет организовать работу с картой и проследить направления завоевательных походов арабов и территории, которые вошли в Арабский халифат. Война была нормальным явлением того времени и приписывать арабам и исламу особую воинственнось в тот период времени (джихад) не следует.

Обратите внимание! Л.Н. Гумилев заметил: «Викинги боялись смерти, как все люди, но скрывали этот страх друг от друга, наедаясь перед битвой опьяняющими мухоморами. Современные им арабы бросались в атаку трезвыми, но неукротимые в опьянении викинги сминали и арабов, и франков, и кельтов. Особенно ценили они берсерков (подобных медведю), т. е. людей, способных перед боем доходить до невменяемого состояния и с огромной силой крушить врага. После припадков берсерки впадали в глубокую депрессию до следующего нервного срыва».

    Все правильно. У одних джихад, у других мухоморы и берсерки!.

Проблему распада Арабского халифата (п. 3 плана урока) целесообразно разобрать на основе задания «Сравните предпосылки распада Арабского халифата и империи Карла Великого в это же время». Школьники в результате сравнения отметят на общие причины феодальной раздробленности в этих регионах.

В процессе обсуждения последнего пункта плана урока самым важным является выделение непосредственно особенностей присущих именно мусульманской культуре.

Подумайте! Арабский полководец Амру после взятия Александрии в 640 году спросил у халифа Омара, что делать с Александрийской библиотекой. Омар ответил: «Если греческие книги согласны с Кораном, в таком случае они бесполезны и нет нужды сохранять их; а если они не согласны с Кораном, то они опасны и должны быть уничтожены». Солдаты Амру исполнили приговор: папирусами, пергаментами, хартиями и кодексами библиотеки топились в течение четырех месяцев бани Александрии.

    Если ислам претендует на полноту познания истины, то какова судьба светских знаний в исламской цивилизации?

    Почему впоследствии отношение завоевателей к науке и культуре изменилось?

Обратите внимание! Во время халифов прилежно изучались многие светские науки, география, история, медицина, физика, математика, астрономия, философия, однако, как отметил один исследователь, в этом «было нечто похожее на жатву, собранную с науки, после вспахивания завоеваниями сарацин и вследствие неизбежного смешения востока с западом … Прогресс науки у сарацин поддерживался скорее педантичной охотой знать чужестранную литературу, чем духом свободного практического и независимого исследования».

    Что имел в виду ученый, говоря о «жатве» с науки, завоеванных арабами стран?

    Примерами из учебника подтвердите или опровергните точку зрения автора.

    Докажите, что исламская культура стала связующим звеном между античностью и средневековьем Западной Европы (текст учебника стр. 42).

    Если достижения исламской средневековой цивилизации были связаны с богатейшей культурой завоеванных стран и народов, то что внесли в культуру самостоятельно, если учесть, что Коран запрещает изображение живых существ?

Обратите внимание! Главными святынями в исламе стали не иконы и статуи, а рукописные Кораны.

 Достигнув необычайной изощренности в применении различных усложненных почерков, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента, игравшего значительную роль в искусстве мусульманского средневековья. Бога в странах ислама нельзя было изображать, но можно было обозначать буквами и знаками. Поэтому в искусстве, особенно в оформлении культовых зданий, получил развитие геометрический орнамент, нередко состоявший из знаков и мотивов, имевших символическое религиозное значение. Например, слово «Аллах» («Бог») обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематически выражали буквы этого арабского слова. Составленные в квадрат, они становились символом Каабы. В наследии мусульманских стран главенствовали искусство слова, архитектура, музыка, орнамент, каллиграфия, художественные ремесла, миниатюра.

Ответы школьников на вопрос «Каковы характерные черты исламской цивилизации (мира ислама)?» в учебнике подведут итог уроку и помогут обобщить рассмотренный материал и проблемы.

Урок №7. Итоговое повторение и обобщение исторического материала главы 1 проводится с помощью вопросов и заданий, предложенных в учебнике (стр. 43). Объем устной и письменной работы, формы проведения итогового повторительно-обобщающего урока определяются учителем, исходя из уровня подготовки и других особенностей конкретного класса. Организация работы на данном уроке можно построить, используя различные приемы (см. Тематическое планирование).

Одним из вариантов проведения итогового повторения может быть работа по выполнению задания «Составьте синхронистическую таблицу: «Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V-XI веках». Выполнение задания поможет учащимся не только повторить основные события по пройденным темам, но в процессе коллективного обсуждения результатов работы обобщить и систематизировать знания. В ниже приведенной таблице использован весь материал по заданию.

Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V - XI веках

Европа

Ближний Восток

Рим был взят и разграблен вандалами

Западная Римская империя прекратила существование. Последний император Ромул Августул смещен Одоакром.

Восточная Римская империя (Византийская) отбила вторжения варварских племен.

Образование Франкского королевства. Хлодвиг.

Правление Византийского императора Юстиниана I. Период наивысшего могущества Византии.

Первые упоминания о славянах в византийских источниках

Бегство Мухаммеда из Мекки в Ястриб (Медина). Начало мусульманского летоисчисления.

Образование Болгарского государства

Победа ислама в Аравии. Начало завоевательных походов арабов.

Разгром арабов-мусульман Карлом Мартеллом при Пуатье.

Период наивысшего могущества Арабского халифата.

Коронация Карла Великого в Риме. Образование Франкской империи.

Византия остановила натиск арабов.

Верденский раздел Империи внуками Карла Великого.

Распад Арабского халифата.

Коронация в Риме короля Германии Оттона I. Образование Священной Римской империи германской нации.

Профильное обучение Методические рекомендации профильного обучения профильного обучения

  • Методические рекомендации

    Профильное обучение Методические рекомендации по использованию учебников... и общественной жизни. Для профильного обучения существенно, как соотносится такая... самостоятельной работы учащихся для профильного обучения , одновременно следует заметить, ...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию учебника «ГЕОМЕТРИЯ» автор И.М. ... к основному, так и дополнительному материалу. Представленные методические рекомендации полностью соответствует новым стандартам по...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. ... пособие включено некоторое количество рекомендаций профильное обучение . В основу содержания курса...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильное обучение . Во втором концентре...

  • Западный и восточный христианские миры

    Восточный (православный) мир

    Западный (католический) мир

    Общее

    Господство христианской

    культуры и идеологии

    Различия:

    1. Влияние

    Античность и древневосточное общество

    Античность и варварские (германские) народы

      Абсолютная власть императора.

      Императорская власть не передавалась по наследству в рамках одной династии, а захватывалась военноначальниками или вельможами.

      Власть императора считалась божественной, а сам император уподоблялся Богу.

     Короли могли реально управлять только собственными владениями – доменом .

     Королевская власть передавалась по наследству в рамках одной династии (старшему сыну).

     Четкое разделение власти духовной (римский папа) и светской (короли, герцоги, князья).

    3. Собственность

      Император – верховный собственник земли. Имел право конфисковать землю, регулировал налоги, вершил суд.

     Король не мог собирать налоги с населения страны, не имел право судить подданных, не проживающих в его домене.

      Частная собственность на земельные владения (феод).

    4. Церковь

      Не было единого церковного центра (Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархия).

      Византийские императоры подчинили себе православную церковь.

     Главой католической церкви являлся римский папа. Строгая иерархическая структура (папа, кардиналы, епископы, аббаты, монахи) на всей территории.

     Католическая церковь стремилась иметь не только духовную власть над всеми христианами, но и верховную светскую власть.

    5. Духовные ценности

      Для православных большую роль в вопросах веры играл не столько разум, сколько чувства .

    «Углубясь в себя, в себе же

    Обретают свет искомый.

    В самом средоточье сердца

    Вижу светоч, как бы солнца

    Круговидное подобье.

    (Симон Новый Богослов)

     Стремление постичь божественные истины разумом .

    В период становления христианской догматики появилось большое количество ересей (значение термина можно вспомнить, обратившись к словарю терминов), с которыми православной церкви в союзе с императорской властью удалось справиться в Византийской империи. В Западной Европе волна еретических движений привела к разработке католической церковью богословских идей на основе логики (разума) античного философа Аристотеля. Отсюда различие в восприятии мира католиками и православными, которое имеет очень относительный характер.

    Особенности католицизма и православия

    Католицизм

    Православие

    Догмат «Дух Святой от Отца и Сына исходит»

    Догмат «Дух Святой от Отца исходит»

    Догмат о непогрешимости папы римского в делах веры

    Не признается

    Догмат о непорочном зачатии Девы Марии

    Не признается

    Догмат о телесном вознесении Богородицы на небо

    Не признается

    Догмат о чистилище

    Не признается

    Крещение осуществляется путем обливания из купели

    Крещение осуществляется погружением в купель

    Причащение осуществляется опресноками

    Причащение осуществляется хлебом

    Единая церковная организация во главе с папой римским

    Несколько автокефальных церквей во главе с патриархами

    Обет безбрачия всего духовенства

    Духовенство делиться на белое и черное. Обет безбрачия приносит черное духовенство

    Целесообразно на уроке заслушать заранее подготовленные сообщения о Юстиниане I и обязательно о просветителях славянского мира братьях Св. Кирилле и Мефодии. Закрепление исторического материала темы урока проводится по вопросам и заданиям параграфа.

    Урок №6. Исламский мир.

      познакомить с возникновением мировой религии исламом и процессом образования государства у арабов в VII веке;

      проанализировать взаимосвязь основных положений мусульманского вероучения и особенностей арабского государства;

      раскрыть причины успешных завоевательных походов арабов;

      сравнить процесс распада Арабского халифата и Империи Карла Великого, отметив общий процесс политической раздробленности в этот период;

      охарактеризовать основные особенности исламской культуры средневековой эпохи и влияние ее на другие страны.

    План урока:

      Возникновение ислама в Аравии.

      Образование государства и начало арабских завоеваний.

      Арабский халифат во второй половине VII – X века.

      Средневековая мусульманская культура.

    Средства обучения: учебник §5, историческая карта №2 «Завоевания арабов. Арабский халифат», дидактический материал.

    Рекомендуемые методы и приемы организации урока: урок изучения нового материала, аналитическая беседа с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, решение познавательных заданий, работа с документами, исторической картой.

    Основные понятия: ислам, Коран, джихад, теократическое государство, халифат, шииты, сунниты, исламский мир.

    Персоналии: Мухаммед, Омар.

    Основные даты: VII век – возникновение исламской цивилизации.

    Повторение пройденного материала предыдущего урока и проверку знаний учащихся и осмысление ими основных положений §4 целесообразно провести в начале урока по вопросам в конце этого параграфа. Они отражают основные процессы развития Византийской империи в раннем Средневековье. Ответы на эти вопросы учащихся должны опираться на содержание сравнительной таблицы «Западный и восточный христианские миры». Если учитель сочтет необходимым построить изучение новой темы «Исламский мир» на основе сравнительной характеристики ее с процессами и явлениями предыдущих тем (что является предпочтительным), то урок следует начать с изучения новой темы. В этом случае работу по проверке домашнего задания можно провести в процессе изучения темы урока.

    Урок №6. Исламский мир. Содержание параграфа (§5) не представляет серьезных трудностей для усвоения его содержания учащимися. Тем более, что анализ процессов и событий, связанных с возникновением исламской средневековой цивилизации базируется на аналогичных процессах известных десятиклассникам к этому уроку по уже рассмотренным темам: западноевропейский (католический) мир и восточно-христианский (православный) мир.

    Основной круг понятий параграфа концентрируется на работе по разбору сущности ислама , теократического государства , джихад и халифат . Из них такие понятия как ислам , джихад и халифат должны быть знакомы школьникам по курсу зарубежной средневековой истории. Поэтому их следует повторить в процессе изучения темы. Первостепенное значение имеет понятие теократическое государство , которое раскрывает политическую сущность и особенности исламской цивилизации.

    Так как содержание и подача исторического материала параграфа не является сложным для восприятия учащимися, то следует его задать на дом для предварительного ознакомления с содержанием. Основой для домашней работы с текстом учебника станет поиск ответов на вопросы в конце параграфа в такой последовательности: вопрос №3 об основных положениях мусульманского вероучения, вопрос №1 о причинах успешных завоеваний арабов и вопрос №2 о причинах распада халифата Аббасидов. На уроке после коллективного обсуждения ответов на эти вопросы учитель переходит к рассмотрению и характеристики основных проблем темы.

    Исторический материал параграфа логически разбивается на три части: образование государства у арабов и завоевательные походы, создание Арабского халифата и его распад, мусульманская культура. Образование государства у арабов в параграфе дается до слов: «Так в Аравии возникло государство» (с.38). Основой анализа этого процесса послужат знания учащихся о возникновении варварских королевств в Европе (§3, стр. 22). Задание классу «Найдите в тексте учебника (стр. 36-38) предпосылки, которые привели к образованию государства у арабов. Сравните этот процесс с образованием варварских королевств в V веке в Западной Европе» поможет школьникам понять, что возникновение ислама являлось не причиной, а следствием государственного образования, что религия арабов стала идеологической формой государственности.

    Вопрос и задание «В чем заключается особенность теократического исламского государства?» и «Сравните исламское теократическое государство арабов средневековья и восточно-христианское государство византийцев» позволит обратить внимание на общую основу – восточная деспотическая форма государства Византийской империи и Арабского халифата. При этом существенное отличие заключалось в том, что в отличие от христианского мира ислам не имел церковную организацию духовной власти. Необходимо более четко, чем дается в материале учебника, охарактеризовать существенные особенности средневекового мира ислама. Не шариат , ведь правовые нормы, в том числе и христианской цивилизации в эпоху Средневековья, строились на Библии, а важно показать школьникам ценностные ориентиры исламской цивилизации по сравнению с христианской.

    Вопрос о причинах успешных завоевательных походов арабов раскрывается в учебнике на основе двух положений: ослабление Византии и Ирана в результате постоянных войн между собой и джихада , свойственный религиозным представлениям арабов. Вопрос «как вы думаете, какая из этих причин является главной?» и задание по сопоставлению исторического материала карты №2 «Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи» и №5 «Завоевания арабов. Арабский халифат» поможет понять учащимся, что не столько джихад стал главной причиной побед, сколько внутренняя слабость противников является главной причиной успешных завоеваний. Ведь у племен варваров, которые захватили почти все территории Западной Римской империи (Европа, Африка) также как и у арабов не было военных, технических и психологических преимуществ. Кроме того, это задание поможет организовать работу с картой и проследить направления завоевательных походов арабов и территории, которые вошли в Арабский халифат. Война была нормальным явлением того времени и приписывать арабам и исламу особую воинственнось в тот период времени (джихад) не следует.

    Обратите внимание! Л.Н. Гумилев заметил: «Викинги боялись смерти, как все люди, но скрывали этот страх друг от друга, наедаясь перед битвой опьяняющими мухоморами. Современные им арабы бросались в атаку трезвыми, но неукротимые в опьянении викинги сминали и арабов, и франков, и кельтов. Особенно ценили они берсерков (подобных медведю), т. е. людей, способных перед боем доходить до невменяемого состояния и с огромной силой крушить врага. После припадков берсерки впадали в глубокую депрессию до следующего нервного срыва».

      Все правильно. У одних джихад, у других мухоморы и берсерки!.

    Проблему распада Арабского халифата (п. 3 плана урока) целесообразно разобрать на основе задания «Сравните предпосылки распада Арабского халифата и империи Карла Великого в это же время». Школьники в результате сравнения отметят на общие причины феодальной раздробленности в этих регионах.

    В процессе обсуждения последнего пункта плана урока самым важным является выделение непосредственно особенностей присущих именно мусульманской культуре.

    Подумайте! Арабский полководец Амру после взятия Александрии в 640 году спросил у халифа Омара, что делать с Александрийской библиотекой. Омар ответил: «Если греческие книги согласны с Кораном, в таком случае они бесполезны и нет нужды сохранять их; а если они не согласны с Кораном, то они опасны и должны быть уничтожены». Солдаты Амру исполнили приговор: папирусами, пергаментами, хартиями и кодексами библиотеки топились в течение четырех месяцев бани Александрии.

      Если ислам претендует на полноту познания истины, то какова судьба светских знаний в исламской цивилизации?

      Почему впоследствии отношение завоевателей к науке и культуре изменилось?

    Обратите внимание! Во время халифов прилежно изучались многие светские науки, география, история, медицина, физика, математика, астрономия, философия, однако, как отметил один исследователь, в этом «было нечто похожее на жатву, собранную с науки, после вспахивания завоеваниями сарацин и вследствие неизбежного смешения востока с западом … Прогресс науки у сарацин поддерживался скорее педантичной охотой знать чужестранную литературу, чем духом свободного практического и независимого исследования».

      Что имел в виду ученый, говоря о «жатве» с науки, завоеванных арабами стран?

      Примерами из учебника подтвердите или опровергните точку зрения автора.

      Докажите, что исламская культура стала связующим звеном между античностью и средневековьем Западной Европы (текст учебника стр. 42).

      Если достижения исламской средневековой цивилизации были связаны с богатейшей культурой завоеванных стран и народов, то что внесли в культуру самостоятельно, если учесть, что Коран запрещает изображение живых существ?

    Обратите внимание! Главными святынями в исламе стали не иконы и статуи, а рукописные Кораны.

     Достигнув необычайной изощренности в применении различных усложненных почерков, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента, игравшего значительную роль в искусстве мусульманского средневековья. Бога в странах ислама нельзя было изображать, но можно было обозначать буквами и знаками. Поэтому в искусстве, особенно в оформлении культовых зданий, получил развитие геометрический орнамент, нередко состоявший из знаков и мотивов, имевших символическое религиозное значение. Например, слово «Аллах» («Бог») обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематически выражали буквы этого арабского слова. Составленные в квадрат, они становились символом Каабы. В наследии мусульманских стран главенствовали искусство слова, архитектура, музыка, орнамент, каллиграфия, художественные ремесла, миниатюра.

    Ответы школьников на вопрос «Каковы характерные черты исламской цивилизации (мира ислама)?» в учебнике подведут итог уроку и помогут обобщить рассмотренный материал и проблемы.

    Урок №7. Итоговое повторение и обобщение исторического материала главы 1 проводится с помощью вопросов и заданий, предложенных в учебнике (стр. 43). Объем устной и письменной работы, формы проведения итогового повторительно-обобщающего урока определяются учителем, исходя из уровня подготовки и других особенностей конкретного класса. Организация работы на данном уроке можно построить, используя различные приемы (см. Тематическое планирование).

    Одним из вариантов проведения итогового повторения может быть работа по выполнению задания «Составьте синхронистическую таблицу: «Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V-XI веках». Выполнение задания поможет учащимся не только повторить основные события по пройденным темам, но в процессе коллективного обсуждения результатов работы обобщить и систематизировать знания. В ниже приведенной таблице использован весь материал по заданию.

    Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V - XI веках

    Европа

    Ближний Восток

    Рим был взят и разграблен вандалами

    Западная Римская империя прекратила существование. Последний император Ромул Августул смещен Одоакром.

    Восточная Римская империя (Византийская) отбила вторжения варварских племен.

    Образование Франкского королевства. Хлодвиг.

    Правление Византийского императора Юстиниана I. Период наивысшего могущества Византии.

    Первые упоминания о славянах в византийских источниках

    Бегство Мухаммеда из Мекки в Ястриб (Медина). Начало мусульманского летоисчисления.

    Образование Болгарского государства

    Победа ислама в Аравии. Начало завоевательных походов арабов.

    Разгром арабов-мусульман Карлом Мартеллом при Пуатье.

    Период наивысшего могущества Арабского халифата.

    Коронация Карла Великого в Риме. Образование Франкской империи.

    Византия остановила натиск арабов.

    Верденский раздел Империи внуками Карла Великого.

    Распад Арабского халифата.

    Коронация в Риме короля Германии Оттона I. Образование Священной Римской империи германской нации.

    Профильное обучение Методические рекомендации профильного обучения профильного обучения

  • Методические рекомендации

    Профильное обучение Методические рекомендации по использованию учебников... и общественной жизни. Для профильного обучения существенно, как соотносится такая... самостоятельной работы учащихся для профильного обучения , одновременно следует заметить, ...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию учебника «ГЕОМЕТРИЯ» автор И.М. ... к основному, так и дополнительному материалу. Представленные методические рекомендации полностью соответствует новым стандартам по...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. ... пособие включено некоторое количество рекомендаций профильное обучение . В основу содержания курса...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильное обучение . Во втором концентре...

  • Кто такие – христиане Востока?

    Ливан. В пещерах долины Кадиша жили еще первые христиане, столетиями позже монахи накладывали здесь оковы на свои духовные недуги, взыскуя Божьего врачевания. Сегодня арабские христиане-марониты приходят сюда, чтобы раздуть уголья веры.

    Отшельник о. Юханна Каван на некоторую часть года открывает двери посетителям. Часы общения усложняют загруженный распорядок его дня, который включает в себя письменный перевод древних арамейских гимнов на современный арабский язык.

    Несмотря на то, что о. Юханна оставил обязанности преподавателя Ветхого Завета в университете Св. Духа в ливанском городе Каслик, все же он до сих пор совершает несколько богослужений в день, возносит десять тысяч молитв и спит лишь несколько часов ночью среди своих книг. «Люди продолжают доставлять мне материал для работы», вздыхает он. «Им кажется, что отшельникам нечего особенно делать!»

    Сирия. Распевая популярные песни в благочестивом ключе, христианские скауты идут парадом по деревне Саиднайя в Вербное Воскресение, взбираясь к древней церкви Богоматери Саиднайи, которую почитают также и мусульмане.

    Сирия. Мусульманское богослужение на гробнице Иоанна Крестителя в Дамаске. В Сирии взаимодействие религий началось в VII в., когда арабы-мусульмане покорили земли христианской Византийской империи. Некоторые отцы Церкви даже принимали ранний ислам за разновидность христианства.

    Пасхальное воскресенье – пик весеннего календаря для молодых людей, которые любят модно одеться, в сирийской деревне Саиднайя, где церковь Богородицы – центр общения христиан.

    Иерусалим. Возложив на себя крест, арабские христиане, жители Иерусалима, присоединяются к толпам иностранцев в Страстную Пятницу (как по католическому, так и по православному календарю), следуя путем Иисуса через Старый Город. Бывшие некогда большинством, арабские христиане теперь составляют численно меньшую часть жителей, и с ними зачастую не считаются.

    Скорбя о распятом Христе, в ожидании чуда Воскресения, прихожане-католики посещают субботнее богослужение в иерусалимском Старом Городе.

    Иерусалим. Воодушевленные православные арабы взбудораживают христианский квартал на Пасху.

    Ат-Тайиба – единственная целиком православная христианская община на Западном берегу реки Иордан, численностью 1300 человек, которые окормляются в трех приходах. Руины Эль-Хадера, крестообразного храма, построенного в период между IV и VII вв. и восстановленного крестоносцами, до сих пор сохраняются на окраине поселения. Примерно тысячу лет после пришествия Христа такие христианские поселения преобладали на скалистых возвышенностях Палестины. После своего обращения в христианство в 312 г. император Константин провозгласил эту территорию Святой Землей.

    Сирия. В пустыне к северу от Дамаска расположен монастырь Деир Мар Муса, основание которого датируют VI в. В то время сотни храмов и монастырей испещряли эту область. Сегодня монахи говорят, что они «свидетели мира», своеобразные блюстители диалога между христианами и мусульманами.


    Ливан. Восточный Бейрут. Милад Ассаф гордится своим членством в «Ливанских силах», политической партии христиан-маронитов, которая опирается на хорошо вооруженных добровольцев.

    Охрана из маронитов сопровождает ливанских христианских политиков и их сторонников при параде в восточном Бейруте в честь павших героев гражданской войны в Ливане.

    «Спаси и сохрани моего отца», молится четырехлетний мальчик Франк Ялда, которого ласково зовут Нуну. Его отец, иракский христианин, был похищен в апреле 2006 г. С тех пор о нем нет никаких известий. Когда похитили и его дядю, семья бежала в Дамаск, столицу Сирии, и их проживание в скромной квартире оплачивает ООН. Из 1, 4 млн. иракских беженцев, живущих ныне в Сирии, около 200 тысяч – христиане.

    Ливан. Бой или бегство? Для многих иракских христиан (большинство из них принадлежат к Восточным католическим церквам и находятся в общении с Ватиканом) единственным спасением стала эмиграция в Сирию или Ливан. Фарадж Хермез из Киркука нашел здесь убежище для своей жены и десяти детей.

    Христианка Лама Салфити, 19 лет. На занятия в Общественном Колледже прикладных наук и технологий в Газе одевается скромно. Колледж – часть исламского университета Газы, где дресс-код требует от женщин носить покрывало на голове и абайю, длинное традиционное арабское платье с рукавами. Из общего числа студентов – 20600 человек – христиане составляют лишь малую часть. В декабре Израиль подверг бомбардировке этот университет, связанный с движением Хамас.



    Западный берег реки Иордан.
    Одинокий пастырь убывающего стада, о. Артемий проводит отпевание 95-летней прихожанки в церкви св. Порфирия. Этот храм Иерусалимской Православной Церкви известен с 443 г. В христианской общине Секторе Газа, некогда весьма заметной, осталось около двух с половиной тысяч человек, многие из которых преклонного возраста.


    Купол храма в Ливане

    Паломница из Нигерии в Иерусалиме идет Крестным путем Спасителя

    Паломница из Эфиопии

    Крещение в Иордане

    На католической службе