Цель введения астрономии в школе. Когда это произошло? Контроль достижения образовательных результатов по астрономии


Скачать бесплатно в.pdf

На сегодняшний день приняты основные нормативно-правовые документы, разосланы основные методические рекомендации, регламентирующие вопросы, связанные с изменением основной общеобразовательной программы. Это дает основание говорить о том, что должны быть привнесены изменения в основную образовательную программу на основе Приказа Минобрнауки.

Приказ был подписан и официально вступил в действие 7 июня 2017 года - приказ № 506 «О внесении изменения в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего полного общего образования, утвержденных приказом Минобрнауки России от 5 марта 2004 года №1089».

Приказ фактически говорит о том, что «Астрономия» вводится в ФГОС как обязательный предмет федерального компонента.

В связи с этим, последующие изменения вносятся в основное содержание:

  • Стандарт дополняется самостоятельным разделом по общей астрономии, базовый уровень;
  • не предполагается введение астрономии на профильном уровне;
  • представлен обязательный минимум содержания ООП, который должен быть включен в рабочую программу по предмету;
  • содержательные компоненты базового уровня по «Обществознанию» исключаются из ФГОС;
  • в рамках «Физики» остаются элементы содержания, связанные с астрономией;
  • в самом курсе «Астрономия» эти предметы, с одной стороны, дублируются, с другой стороны, они толкуются развернуто.

Приказ Минобрнауки РФ является базовым документом и основанием для внесения изменений в комплекс документов, которым руководствуется школа, реализуя ООП.

Рабочая программа по курсу «Астрономия»

Во-первых, учителю, необходимо разработать рабочую программу по курсу «Астрономия». Требования ничем не отличаются от стандартного набора требований.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Три основных элемента должно быть в программе:

  • содержание,
  • тематическое планирование
  • должны быть изложены элементы, связанные с образовательными результатами.

Интеграция рабочей программы в ООП

Вторым этапом работы является интеграция этой рабочей программы и внесение соответствующих изменений на основании разработанной рабочей программы в ООП в ОО.

Это основной документ, в котором описывается образовательная деятельность школы по ФГОС, составной ее частью являются:

  • рабочие программы по предметам,
  • учебный план.

Практические шаги реализации ОП

Третий этап идет после того, как проведены документальные изменения и внесены соответствующие изменения в ООП.

На третьем этапе речь должна идти о конкретных практических шагах, связанных с подготовкой условий реализации образовательной программы. Выделяют два уровня этих условий.

Информационно-методические условия

Эти условия связаны, прежде всего, с осознанием того факта, по каким учебно-методическим комплектам будет работать ОО, реализуя конкретную рабочую программу. Выбор учебно-методического комплекта сохраняется за школой. Учитель, ведущий предмет, имеет решающее слово, на какой учебно-методический комплект ему опираться.

В действующий Федеральный перечень учебников включены два основных учебника, которые могут быть использованы ОО для реализации этого курса:

  • учебник издательства «Дрофа»;
  • учебник издательства «Просвещение».

Кроме учебников, важно понять и отразить в рабочей программе, какие еще ресурсы будут использованы для реализации курса «Астрономия». Речь идет не только о бумажных учебниках, но и о многочисленных сетевых, электронных и цифровых ресурсах, которые в данном случае помогут разнообразить курс и наиболее адекватно отразить содержание рабочей программы в процессе ее реализации.

За счет чего должен быть введен курс в основную образовательную программу?

В школе есть два действующих Стандарта: 2004 и 2010 года. Структура Стандарта 2004 года говорит о том, что в этом Стандарте есть обязательные предметы федерального компонента и еще одна часть этого Стандарта 2004 года - это компонент образовательной организации. Если увеличивается внутри учебного плана федеральные компоненты и количество обязательных предметов, то, разумеется, она увеличивается за счет сокращения той части, которая называется частью образовательной организации. Поэтому это вопрос перераспределения из одной части учебного плана в другую. Это вопрос оставляется Минобрнауки РФ на усмотрение самой ОО. Изменения Стандарта 2010 года в него еще не вступили в силу, их еще нет, но здесь необходимое количество часов возможно взять за счет той части образовательной программы, которая идет по выбору, которая формируется за счет выбора других участников образовательного процесса, т.е. та часть, которая обеспечивала фактически профилизацию.

Структурное подразделение ОО: включение «Астрономии» в состав рабочей программы

Во многих городах, областных центрах, субъектах Федерации, во многих вузах есть и достаточно успешно действуют как в статусе структурных подразделений ОО, так и в качестве самостоятельных учреждений культуры или образования, например, планетарий. В этом случае никто не мешает учителю включить в структуру и состав рабочей программы на условиях сетевого взаимодействия использования планетария для объяснения тех или иных тем, связанных с той или иной проблематикой курса по «Астрономии». Такое использование налагает определенные дополнительные обязательства на организацию, которая должна будет заключить соответствующий договор или соглашение сетевого взаимодействие с этими организациями.

Кадровые условия реализации курса

Второй важный момент связан с кадровыми условиями. Решение руководителя, отвечающего за реализацию ООП, лежит в сфере ответственности директора образовательной организации, которая производит распределение нагрузки и утверждает тарификацию и т.д.

Важным моментом является то, что отдельной специальности, связанной с астрономией, нет. Поэтому в большинстве случаев выбор происходит между тем или иным учителем-предметником, у которого есть свой основной базовый курс. В этом случае есть необходимость повышения квалификации соответствующего специалиста в тех структурах, которые имеют лицензию и разработанную дополнительную профессиональную образовательную программу, связанную с повышением квалификации по астрономии.

Содержательные изменения курса «Астрономия»

С одной стороны, тематика была включена в курс физики и не оставалась за пределами, с другой стороны, здесь есть существенное отличие.

Рассмотрим содержание, которое было зафиксировано в базовом и в профильном уровне преподавания предмета «Физика» в части именно астрономической тематики.

В разделе «Механика» была формулировка, связанная с использованием законов механики для объяснения движений небесных тел и для развития космических исследований. В разделе «Квантовая физика, элементы астрофизики» содержались такие компоненты как ознакомление с солнечной системой, звездами, источниками их энергиями, современными представлениями о происхождении, эволюции солнца и звезд, пространственные масштабы наблюдаемой вселенной и применимость законов физики для объяснения природы космических явлений. Завершала базовую часть астрономической проблематики тема, связанная с наблюдением и описанием движения природных тел. Это было все, что должен был учитель физики рассказать по астрономии на базовом уровне.

Основные разделы нового курса

Разработчики данного федерального компонента стандарта по астрономии выполнили еще одну задачу, которая была сформулирована Министерством. А именно - уточнить содержание и детализировать содержание по данному предмету.

Астрономия введена и останется преподавание ее на базовом уровне.

Первый раздел посвящен культурологическим и историческим вопросам. В нем рассматриваются вопросы:

  • о роли астрономии в развитии цивилизации, эволюции взглядов человека на вселенную, в т.ч. связанной с геоцентрической, гелиоцентрической системой, особенности методов познания в астрономии,
  • практические применения астрономических исследований и т.д.

Новые компоненты, которые открывают большой простор для межпредметных связей и для формирования личностных результатов в части, патриотического воспитания:

  • развитие отечественной космонавтики,
  • речь идет о создании отечественной науки, отечественной прикладной технологии спутников Земли,
  • современные достижения мировой космонавтики в целом.
  • интеграция усилий, которые прикладывает Россия и все страны в исследовании космоса с использованием искусственных летательных аппаратов.

Остальные темы, которые раскрываются в курсе:

  • основы практической астрономии
  • законы движения небесных тел,
  • солнечная система,
  • методы астрономических исследований
  • законами движения небесных тел, солнечной системы
  • методы астрономических исследований.

Сквозная трактовка и точно развёрнутая тематика, представленная в обязательном минимуме содержания, позволяет выстроить курс системно, позволяет не упустить ни одну из значимых с точки зрения современной астрономии тематик, и имеет свою внутреннюю логику, есть возможность провести межпредметные параллели и выйти на метапредметные результаты, что является требованием нового стандарта.

Контроль достижения образовательных результатов по астрономии

Предмет рассчитан на 35 часов, но стоит обратить внимание на то, что школа принимает решение о том, в какую часть учебного плана должен быть интегрировать этот курс. Интенсивность подачи курса:

  • по одному часу в неделю в течение полугодия, двух четвертей,
  • по одному часу в две недели в течение 10 или 11 класса.

Все решения о введение курса, о том, с какой интенсивностью он будет подаваться, принимает образовательная организация.

Объем изучения Астрономии меньше 64 часов за 2 года, однако Астрономия входит в число обязательных предметов, поэтому ставить по ней итоговую оценку в аттестат нужно.

Итоговый контроль

Всероссийские проверочные работы будут не ранее 2020 года. Из федерального компонента, минимального содержания курса физики, темы астрономические 506-м приказом не убираются. Они убираются только из «Естествознания». Если ребенок выбирает для сдачи в рамках ЕГЭ физику, там, внутри физики, в контрольно-измерительных материалах, есть типы заданий, связанных с содержанием по астрономии. Насколько сегодня нам известно, нормативных оснований считать, что из физики исчезли астрономические темы, нет. Что касается ближайших двух лет, итоговый контроль в виде ЕГЭ для тех, кто выбирает физику в качестве предмета по выбору, он с ним столкнется.

Повышение квалификации кадров

Специфика целей и содержание курса ближе всего относится к предметным компетенциям именно учителей физики. Кроме того, в компетенциях у него зафиксировано формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии, космонавтики. Это не означает, что для других специальностей это возможность преподавания астрономии перекрыта.

Если внутри ОО нет сильного физика, но есть сильный географ, никто не мешает принять решение, что именно учитель географии после соответствующего повышения квалификации сможет взять на себя вопросы преподавания курса астрономии.

Для того, чтобы считать полноценными и состоятельными предложения повышения квалификации, для учителя физики должно быть не менее 36 часов, для учителей естественнонаучного цикла (учителя географии, математики, например) не менее 72 часов).

Должен ли учитель физики проходить курсы переподготовки на учителя астрономии?

В полномочии директора школы - определять квалификационный уровень преподавателя, которому поручается ведение предмета. Сказать, что курсы повышения квалификации или переподготовка - это формальные основания, которые могут приниматься, а могут не приниматься в расчет директором школы. Директор школы берет ответственность за оценку профессионализма учителя на себя. Большинство директоров говорят, что не хотят брать на себя эту всю ответственность и посылают учителя на курсы. В этом случае директор приложит ко всем делам документ о том, что у него появляется формальное основание.

Юридически директор вполне может обойтись в своем решении и без дополнительных трат, связанных с повышением квалификации. Закон ему такое право предоставляет. В этом случае он попадает в ситуацию объяснений с контролирующими органами о том, насколько компетентны люди, которые ведут этот курс, и насколько это обеспечивает качество реализации курса.

МОСКВА, 17 фев — РИА Новости, Ольга Добровидова. В начале февраля 2013 года в интернете появились сообщения о том, что некая группа православных активистов якобы намерена собрать 100 тысяч подписей, чтобы запретить в российских школах и университетах преподавание астрономии.

Несмотря на сомнительный первоисточник, новость какое-то время очень активно распространяли СМИ — по крайней мере, пока в середине февраля, по меткому выражению астронома Дмитрия Вибе, астрономия не прилетела прямо в окна, в том числе и нескольких челябинских школ. С тех пор новой информации об этой "инициативе" нет.

Российский космический телескоп "Радиоастрон" вошел в книгу Гиннесса Российский космический аппарат "Спектр-Р" ("Радиоастрон") вошел в книгу рекордов Гиннесса как самый большой космический радиотелескоп, сообщает Астрокосмический центр Физического института имени Лебедева.

По данным ВЦИОМ, в 2013 году астрономия замыкала тройку областей науки, которые вызывают наибольший интерес у россиян, после медицины и технических достижений — ею интересуется 16% опрошенных. Правда, есть вероятность, что это не совсем та астрономия, которой интересуются в институтах РАН: по данным сервиса "Яндекс.Слова", пришельцы, таинственная планета Нибиру и конец света по различным календарям пользуются у русскоязычных пользователей сети не в пример большим успехом, чем, скажем, американский марсоход Curiosity или российская обсерватория "Радиоастрон".

Астрономия в школах в России не запрещена — никакого формального запрета на введение такого урока в учебный план не существует, и тем не менее этот "зверь" едва ли не более редкий, чем амурский тигр. РИА Новости побеседовало с известными российскими астрономами и попыталось разобраться, где и как найти место в школьном расписании для науки, которая "не оставляет места чуду", но взамен может открыть глаза на строгую красоту настоящей бесконечности.

Урок истории урока

Как пишут в известной статье для журнала "Земля и Вселенная" 2002 года Ефрем Левитан и Александр Румянцев, в начале XX века астрономию "преподавали практически во всех типах средних учебных заведений России", и до революции 1917 года в стране выпускалось 45 различных учебников только на русском языке. Правда, это были учебники по космографии — описательной астрономии, которая, как постановили на Всероссийском совещании преподавателей физики, химии и космографии в июне 1917 года, "венчает собой реальное образование в средней школе". Традицию преподавания астрономии в школе затем успешно "унаследовал" СССР.

"С кем же в космос?": ученые о том, зачем школьникам звезды По данным ВЦИОМ, лишь около 1% россиян считают астрономию бесполезным школьным предметом - такие же показатели, например, у литературы, истории, географии и обществознания.

Постепенное ее "размывание" в школьной программе началось в 1993 году: как однажды пояснили РИА Новости в Российской академии образования (РАО), где ведется разработка новых образовательных стандартов, курс астрономии в то время не вписывался в их общую структуру. Сейчас астрономия не фигурирует в федеральном базисном учебном плане, но школы могут по желанию вводить ее как курс по выбору.

Почти пять лет назад, в марте 2009 года, участники конференции "Астрономия и общество", проходившей в Москве в рамках Международного года астрономии, попросили власти РФ вернуть преподавание астрономии в школах, восстановить астрономическую подготовку в педагогических вузах и обеспечить господдержку популяризации этой науки. После этого вопрос о "школьной" астрономии периодически поднимался то учеными, то журналистами, а то и молодыми специалистами аэрокосмической отрасли — как, например, на большой лекции тогда еще руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина для студентов технических вузов в сентябре 2012 года.



После ЧП с метеоритом надо вернуть астрономию в школы, считает сенатор Астрономия была исключена из обязательной школьной программы в 1993 году. Российские астрономы ещё в 2009 году выступали с призывом вернуть преподавание этого предмета в школе и восстановить астрономическую подготовку в педагогических вузах.

Во всех смыслах внезапный поворот в дискуссии об астрономии в школах принес челябинский метеорит, "навестивший" Урал почти год назад: после 15 февраля о необходимости возвращения предмета в школьную программу заговорили уже не только те, кто боролся за это предыдущие пять лет. Так, сенатор от Челябинской области Константин Цыбко тогда заявлял, что для того, чтобы люди с ранних лет могли понимать природу таких ЧП, "мы обязаны вернуть астрономию (в школу)".

Год спустя Цыбко в беседе с РИА Новости, в частности, приветствовал то, что "на 2013/2014 учебный год министерство (образования и науки — ред.) рекомендовало учебным учреждениям астрономию как отдельный предмет", и впервые рекомендован отдельный учебник по астрономии. Сам сенатор считает астрономию предметом не только интересным, но и необходимым для того, чтобы человек сформировался как личность.

Астрономическая сложность

"Вопросы школьного астрономического образования — это очень чувствительная тема в кругах астрономов и любителей астрономии. На любой конференции, где начинаются дискуссии по этому вопросу, остановить их практически невозможно. Сколько астрономов, столько и мнений", — отмечает учёный секретарь Научного совета РАН по астрономии и координатор астрономических олимпиад под эгидой РАН Михаил Гаврилов.

Действительно, безоговорочно все согласны только с тем, что астрономия — удивительная наука, от более близкого знакомства с которой школьники только выиграют. Подвох здесь, как и везде, в деталях — от того, в каком классе и как нужно проводить это знакомство, до того, что вообще понимать под астрономией как школьной дисциплиной.

Ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга (ГАИШ) МГУ Сергей Попов, восемь лет преподававший астрономию в "родной" школе, убежден, что в качестве отдельного предмета, которому будет уделяться, очевидно, немного времени, астрономии в школе просто не "выжить".

"На самом деле невозможно даже на уровне подготовки учителей мотивировать студентов серьезно, массово — везде важно слово "массово" — если предмет ведется один час в одном классе. Любой похожий предмет будет обречен на какое-то неполноценное существование в школьном цикле, он всегда будет даже не вторым эшелоном, а последним, сколько эшелонов ни сделать", — считает Попов.

По его мнению, базовым астрономическим знаниям место в природоведении, а, например, базовые астрофизические знания, скажем, о происхождении химических элементов и расширении Вселенной, можно "раскидать" по курсам физики и химии.

Сторонники "автономной" астрономии возражают, что лучше восприниматься эта дисциплина будет все-таки как отдельный предмет. Кроме того, они не уверены в том, что учителя, ведущие другие предметы, к которым в теории "подселят" расширенные элементы астрономии, на практике не воспользуются возможностью их самовольно "выселить".

"По личному опыту, обычно такие блоки, как правило, "проглатываются". Когда я учился в школе, астрономия как раз постепенно исчезала, физик ее получил в свое распоряжение и, в общем, быстро упразднил. Такая система не предполагает подготовку отдельных преподавателей по астрономии, и поэтому учителя, которым это в результате доверят, будут недостаточно квалифицированными", — считает старший научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН Олег Угольников.

Директор ММК: школьники очень мало знают о космонавтике О том, что нового появилось в экспозиции Мемориального музея космонавтики (ММК), о новых формах контакта с посетителями, о взаимодействии с городскими властями, о перспективах и сотрудничестве с российскими и зарубежными коллегами в интервью РИА Новости рассказал директор музея, Герой России космонавт Александр Лазуткин.

Михаил Гаврилов, вместе с тем, отмечает, что хотя общеобразовательная астрономия была бы желательна как отдельный предмет в 8-9 классе, в данном случае "желания должны соответствовать возможностям".

"Здесь замкнутый круг. Сейчас объявить астрономию отдельным обязательным предметом просто невозможно: нет учителей. А нет учителей, потому что нет спроса на выпуск специалистов по преподаванию астрономии. А спроса нет, поскольку нет обязательного предмета", — поясняет Гаврилов.

Не более определенные перспективы и у вопроса обязательности астрономии как предмета, как замечает сотрудник лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института имени Лебедева (ФИАН) Сергей Богачев, "в эпоху, когда всерьез обсуждается, нужна ли в школе обязательная математика, я не рискну настаивать, что астрономия должна быть обязательным предметом".

"Астрономия как отдельный предмет — это украшение любой школы. Но исходя из реальности, сейчас трудно этого требовать", — заключает Анатолий Засов, руководитель отдела внегалактической астрономии и ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга (ГАИШ) МГУ.

Назад дороги нет

Советский опыт школьной астрономии ученые оценивают по-разному, но почти все согласны с тем, что "механическое" возвращение отдельных и обязательных уроков в выпускном классе образца 1980-х годов сегодня невозможно и даже скорее вредно.

"Я учился в советское время в советской школе, у меня в аттестате оценка по астрономии стоит, но я клянусь, что у меня ее не было в программе, не было уроков", — говорит Попов, называя базовый советский учебник по астрономии очень скучным и "совершенно не про то".

Ученый секретарь Национального комитета российских астрономов, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН (ИНАСАН) Олег Малков вспоминает, что его учительница знала астрономию гораздо хуже, чем сам будущий ученый к выпускному классу. По его мнению, "большинство коллег могут сказать это о своих учителях", поскольку зачастую это были физики, которые, возможно, прекрасно знали свой предмет, но не астрономию.

Не нравились школьные учебники и астроному Леониду Еленину из Института прикладной математики РАН.

"То, что было, когда я учился в школе, концептуально не верно. Астрономия — красивейшая наука, много тайн и удивительных вещей. А в прошлых учебниках, как и в программе, ставка была на зубреж формул и законов, которые и не нужны. Если человек будет этим заниматься, он и так будет их помнить и знать", — говорит Еленин.

Чтобы не вызывать у нынешних школьников лишних вопросов по поводу нужности "формул и законов", обязательный компонент астрономии, в каком бы виде он ни присутствовал в школьной программе, иногда предлагают свести к той самой описательной астрономии, истории науки или совсем базовому набору астрономических и астрофизических знаний.

При этом, как отмечает Малков, такая школьная астрономия будет уже скорее "заманухой", приглашением к более подробному изучению науки о Вселенной, чем реальным размещением знаний в головы школьников.

"Застигнуть" в нужный момент

Тот же Малков рассказывает, что однажды провел эксперимент в аудитории из 100 астрономов, среди которых были люди "от аспирантов первого года обучения до членов-корреспондентов Академии наук".

"Я задал аудитории два вопроса. Первый вопрос был — проходили ли вы астрономию в школе? Я попросил поднять руки тех, у кого астрономия была в выпускном классе. Поднялось довольно много рук, кроме самых молодых аспирантов. После этого я попросил оставить руки поднятыми только тех, для кого именно эти уроки астрономии в выпускном классе повлияли на их выбор заниматься астрономией. Осталась торчать одна рука", — говорит Малков.

По его словам, в девяти случаях из десяти человек принимает решение заниматься астрономией или существенно до выпускного класса, или после, когда он уже выпустился из школы и попробовал себя в других "родственных" областях науки. По словам Малкова, сам он к пятому классу уже отчетливо понимал, что хочет заниматься астрономией.

"Я преподавал астрономию начиная со старшей группы детского садика, когда моя дочь училась, а потом во всех классах школы, и заметил, что основной интерес и желание узнать, как устроен мир, звезды, планеты, галактики, — это где-то с третьего класса по восьмой, в пятом-шестом самый пиковый интерес", — поддерживает его точку зрения Владимир Сурдин, старший научный сотрудник ГАИШ МГУ.

Где-то в это время, считают ученые, и нужно пытаться "застигнуть" ребенка и заинтересовать его хотя бы самыми базовыми астрономическими знаниями — так, чтобы потом они сами пошли на более сложные курсы, в том числе и по выбору.

В том, что астрономия детям по-настоящему интересна, не сомневается автор и ведущий научно-популярного проекта "Карманный ученый" Илья Колмановский. Около 20% вопросов, которые дети и иногда взрослые задают биологу, тем не менее, оказываются про астрономию: к "Карманному ученому" обращаются, чтобы узнать, как так может быть, что Вселенная бесконечна, и "что там дальше", где была точка, где произошел Большой взрыв, и можем ли мы ее сейчас показать пальцем. Больше всего вопросов по статистике задают пятилетки, дети 8-9 лет и те самые "средние школьники" 10-12 лет.

"Вопросы по астрономии попадаются очень часто, каждую неделю. Я биолог и поэтому не в каждом выпуске отвечаю на эти вопросы. Как правило, когда мне надо на них ответить, я привлекаю моих коллег, я звоню им, и они отвечают. Один раз мне удалось попросить (знаменитого математика и физика из Оксфордского университета — ред.) Роджера Пенроуза ответить на один из вопросов по астрономии", — говорит Колмановский.

Откуда берется бред

Челябинский метеорит: что ученые узнали за год 15 февраля 2013 года в районе Челябинска упало довольно заурядное космическое тело. Уникальным это падение сделало место и время. Это первый в истории случай падения крупного метеорита в густонаселенной местности, поэтому никогда еще падение метеорита не наносило такого серьезного ущерба.

Судя по некоторым социологическим опросам, телефоном "Карманного ученого" стоило бы обзавестись примерно трети россиян. Около 30% граждан, по данным ВЦИОМ, не уверены, что в феврале 2013 года в небе над Челябинском оказался именно метеорит, при этом 1% списывает произошедшее на НЛО. В 2007 году 28% опрошенных согласилось с утверждением о том, что Солнце вращается вокруг Земли, а в 2011 году таких нашлось уже 32%.

"Я не верю, что здесь вопрос только в качестве школьной программы. В частности, те же люди, которые в шестидесятые годы обучались в советских школах по очень качественным программам, потом в конце 80-х заряжали банки с водой перед телевизором", — говорит Сергей Богачев.

Кроме того, Сергей Попов напоминает, что такие базовые вопросы, как "взаимоотношения" Солнца и Земли, никогда не были основным предметом изучения астрономии как отдельного предмета — претензии, по его мнению, следует направлять по другому адресу.

"Есть у людей такая иллюзия, они говорят, "ага, вот, значит, в школе нет астрономии, и поэтому дети не знают, почему летом тепло, а зимой холодно". Это полная глупость, потому что это не учится в курсе астрономии 11-го класса и никогда не училось, это природоведение, и эти знания все равно детям должны были быть даны", — говорит ученый.

В целом астрономия, отмечает Анатолий Засов, — не "лекарство от всех болезней, но окно в мир": насильно уровень астрономической грамотности всех без исключения школьников поднять не получится, но базовую культуру привить вполне можно.

Пусть меня научат

Правда, для этого еще нужно найти "садоводов". Уже упоминавшийся замкнутый круг — необязательность астрономии приводит к дефициту ее учителей, что, в свою очередь, при всем желании не дает сделать предмет обязательным — требует либо коренной реформы системы подготовки кадров, либо согласия с тем, что "астрономическая" ответственность ляжет на учителей других профилей, прежде всего физиков.

По данным тех же Левитана и Румянцева, до 1978 года учителей астрономии готовил только Горьковский педагогический институт. Затем "астрономических" педвузов стало 11, и к 1985 году они все вместе ежегодно принимали на эту специализацию 600 человек. К 1990 году астрономия преподавалась в 166 институтах СССР, а учителей по специальности "физика и астрономия" готовили в 14 пединститутах. Сейчас же, отмечает Анатолий Засов, подготовка учителей в педвузах идет таким образом, что они "не нацеливаются на преподавание астрономии", поэтому сами учителя ее плохо знают.

ГАИШ периодически проводит двухнедельные курсы по астрономии для педагогов, по итогам которых выдает сертификаты МГУ. По словам Засова, эти сертификаты в школах ценятся, но "поскольку там нет такого предмета, довольно неохотно их (учителей) направляют на эти курсы из школ". Участие московских преподавателей поддерживает городской департамент образования, а иногородним курсы приходится оплачивать — в 2013 году это стоило 12 тысяч рублей.

С точки зрения кадрового вопроса вариант "распределенной" по другим курсам астрономии может показаться более реалистичным: так, Олег Малков уверен, что его вполне можно реализовать без коренных преобразований в системе подготовки учителей.

"Нынешние учителя, если они не верят слепо в астрологию, это сделают легко, те базовые, начальные вещи, которые я предлагаю внести в учебник физики младших классов, по астрономии знает любой педагог-физик", — говорит ученый.

Российский ученый попал в "десятку года" по версии журнала Nature Редакция журнала Nature назвала имена десяти самых заметных ученых уходящего года, среди них - Виктор Гроховский, руководивший экспедицией по извлечению фрагментов челябинского метеорита.

"Учитель физики, учитель биологии — если они вообще культурные люди, они следят за астрономией на самом деле. Им интересно, на каких планетах условия для жизни — это для биолога, как движутся планеты — это для физика интересно и понятно", — поддерживает эту точку зрения Сурдин.

Но одних учителей мало — им нужна соответствующая учебно-методическая литература. Если не "выселять" астрономию в отдельную дисциплину, то, по словам Сурдина, расширение ее присутствия в школьной программе можно реализовать через простую модернизацию существующих учебников географии, физики и других естественнонаучных предметов. В них уже сегодня есть астрономические сведения — но почти наверняка устаревшие, подчеркивает ученый.

"Просто их надо давать посмотреть астрономам, эти учебники, не переносить из одного учебника в следующие выпуски одни и те же устаревшие разделы, а каждый раз давать на редактирование действующим ученым, чтобы они соответствовали уровню. А то человек смотрит "Дискавери" по телевизору — одно рассказывают, а в школьном учебнике 20-30-летней давности сведения. Это дети тоже замечают", — говорит Сурдин.

В случае с научно-популярной литературой, даже очень хорошо изданной, рассчитывать на некую гарантию качества книги можно, если ее автор — известный астроном (например, тот же Владимир Сурдин), говорит Леонид Еленин. Массовыми тиражами же, по его словам, часто издается то, что назвать можно только "катастрофой".

"Есть просто одиозные экземпляры. Но по астрологии книг на порядок больше, и, да, многие не понимают разницы между астрономией и астрологией. Меня иногда спрашивают про гороскоп <…> Когда я говорю, что не занимаюсь этим, интерес ко мне пропадает", — смеется Еленин, первооткрыватель двух комет и двукратный лауреат престижной астрономической премии Эдгара Вильсона.

Семь главных открытий 2013 года в астрофизике Европейский телескоп "Планк" уточнил наши представления об устройстве Вселенной, нейтринная обсерватория IceCube в Антарктиде принесла первый "урожай", а "Кеплер" продолжает удивлять ученых экзотическими планетами.

"Астрономия — это такая штука, это не химия, на небо мы смотрим каждый день и с детства. Если человеку с детства понравился вид звездного неба, то — я опять-таки говорю о себе — он довольно быстро примет решение заниматься астрономией. В химию люди влюбляются позже все-таки. В астрономию проще влюбиться, она яркая наука", — говорит Малков.

Как и следовало ожидать, отсутствие урока "астрономия" в расписании не мешает некоторым школьникам влюбляться в эту яркую науку. Так, осенью 2013 года российские ребята заняли первое место в общекомандном зачете на Международной олимпиаде по астрономии.

"(Это делается) не благодаря, а вопреки, конечно, просто есть увлеченные дети, есть самородки-учителя, и как раз в таких центрах, иногда даже неофициальных, возникают подобные таланты. Просто за счет большого интереса и таланта <…> Но опять же за счет "верхушки", а общая статистика астрономической подготовки, даже у участников всероссийской олимпиады, невысокая", — говорит Угольников, заместитель председателя Методической комиссии Всероссийской олимпиады по астрономии.

Сурдин, напротив, считает, что большинство школьников, "несмотря на отсутствие этого формально навязанного им предмета, неплохо знакомы с астрономией".

Школьники, в общем, не обращают внимания, преподают им, не преподают — если им интересно, они сами находят литературу и вникают в этот предмет", — считает астроном.

За годы дебатов вокруг астрономии в школах ситуация, по общей оценке, несколько улучшилась: например, в стране появилось больше планетариев, причем почти всегда аргументом в пользу финансирования их строительства становилось как раз отсутствие астрономии в школьной программе. Кроме того, по словам Анатолия Засова, интерес к науке возрос "по сравнению с тем, что было, скажем, десять лет назад".

"Я в прошлом году был в четырех или пяти школах, разговаривал с учителями, учениками и вижу, что интерес есть, вопросы задают. Но уровень грамотности астрономической за отдельными исключениями, которые есть везде, очень низкий", — говорит Засов.

По мнению Попова, вопрос поддержки астрономии "на местах", то есть в школах, может успешно решаться на уровне регионов и городов. "Самоорганизоваться" могут такие традиционно сильные регионы с хорошими астрономическими отделениями, как, например, Петербург, Иркутск, Новосибирск и Карачаево-Черкесия, где находится самая крупная обсерватория в стране.

"Астрономию можно использовать как хороший мотиватор. Почему бы детям не рассказывать, что у них действительно работают вот тут рядом, не где-то далеко в Москве, а рядом работают на хороших инструментах хорошие ученые? И под это можно достаточно дешево, как правило, потому что ученые готовы что-то делать за умеренно формальное вознаграждение, делать и на местном уровне какие-то курсы, подготовить учебные пособия, ориентированные прямо на деятельность людей, которые там работают", — считает астрофизик.

Попов называет астрономию в школе уникальной возможностью, которую очень трудно использовать и тем более формализовать — по его мнению, "трудно взять среднего выпускника педвуза и сказать "вот тебе, веди предмет". Зато при наличии хорошего учителя, увлеченного предметом, изучение астрономии становится "страшно благодарным" делом.

"Я бы призывал всех директоров школ, родительские комитеты, попечительские советы, если они знают, что есть человек, который может это делать, это надо делать, потому что это страшно благодарное дело, уникальное сочетание хорошей естественной науки, настоящей, с очень бурным современным развитием и очень ярким материалом", — говорит ученый.

Приказываю:

Утвердить прилагаемые , которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39 и от 31 января 2012 г. N 69 и от 23 июня 2015 г. N 609.

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 7 июня 2017 г. N 506

Изменения,
которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089

1. В части II "Среднее (полное) общее образование":

1.1. В разделе "Общие положения":

а) в абзаце двенадцатом после слова "Физика," дополнить словом "Астрономия,";

б) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

"Учебные предметы Астрономия и Естествознание представлены только на базовом уровне. По выбору образовательного учреждения учебный предмет Естествознание может изучаться вместо учебных предметов базового уровня Физика, Химия и Биология.";

в) в абзаце четырнадцатом после слов "Физическая культура" дополнить словом ", Астрономия".

1.2. После раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по физике" дополнить разделом следующего содержания:

"Стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии

Базовый уровень

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;

приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

формирование научного мировоззрения;

формирование навыков использования естественно-научных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Предмет астрономии

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

Законы движения небесных тел

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

Солнечная система

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

Методы астрономических исследований

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

Звезды

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

Наша Галактика - Млечный Путь

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.".

1.3. В разделе "Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию" (базовый уровень):

а) в абзаце третьем позиции "Современные естественно-научные знания о мире" подраздела "Обязательный минимум содержания основных образовательных программ" слова "Эволюция Вселенной (большой взрыв, разбегание галактик, Эволюция звезд и планет, Солнечная система)" исключить;

б) в подразделе "Требования к уровню подготовки выпускников" (базовый уровень):

в позиции "знать/понимать" слова "эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика," исключить;

в позиции "уметь" слова ", разбегание галактик" исключить.

2. В подразделе "2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования" раздела "Пояснительная записка":

а) в абзаце двадцатом после слова "Физика," дополнить словом "Астрономия,";

б) дополнить новым абзацем двадцать вторым следующего содержания:

"Астрономия - введен как отдельный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом";

в) абзацы двадцать второй - двадцать шестой считать соответственно абзацами двадцать третьим - двадцать седьмым.

Обзор документа

Утвержден стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии. Это обусловлено введением астрономии в качестве отдельного учебного предмета.

Определены обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.

Не так давно министр образования РФ Ольга Васильева заявила о том, что принято решение вернуть в российские школы такой предмет, как «Астрономия» уже в 2017-2018 учебном году. Мотивировали изменение программы тем, что дети, завершая один из важнейших этапов обучения, покидают школьные стены без фундаментальных познаний о том, как устроена Солнечная система, что является недопустимым в XXI веке.

Директор московского центра образования Евгений Ямбург рассказал журналистам:

«Согласно социологическим исследованиям, 60% подростков уверены, что именно Солнце вращается вокруг Земли. Нет необходимости перегружать учеников сложными понятиями, но они должны иметь общекультурные представление о космосе и вселенной».

На протяжении многих лет курс «Астрономия» был обязательным для учеников 11 класса и входил в инвариантную составляющую школьной программы. На изучение предмета отводился 1 час в неделю, а читать Астрономию имели право учителя физики.

С 2008 года в результате реформ предмет убрали из программы, внеся астрономические понятия в курс общей физики. Стоит заметить, что перекраивание программы также привело к уменьшению часов на преподавание физики. Вместо 4 часов в программе стандарта остались только 2, что, по мнению многих учителей, не могло не отразиться на качестве знаний учащихся.

Предмет «Астрономия» в 2017-2018 учебном году

На первый взгляд введение астрономии в школах России уже в 2017-2018 учебном году – новость хорошая. Многие учителя и родители считают, что нет ничего плохого в том, что дети получат возможность открыть для себя увлекательный мир звезд. Но, какой будет реализация этой замечательной инициативы?

Отталкиваясь от поправок, внесенных в ФГОС Министерством образования, можно утверждать, что 2017-2018 учебный год не преподнесет на чуда и Астрономия в школе появится в том же виде, в котором она преподавался до 2008 года. Это значит, что:

  • предмет будут изучать в 11 классе;
  • на освоение предложенного объема выделят 36 часов (1 урок в неделю);
  • преподавать астрономию будут все те же учителя физики.

Но, есть и ряд не очень приятных известий.

  1. Разделив курсы «Физика» и «Астрономия», необходимое количество часов в 2017-2018 году на изучение нового предмета предложено выделить путем урезания количества уроков физики (а теперь вспомним, что речь об 11 классе). Таким образом, ученики, решившие сдавать ЕГЭ по физике, окажутся, мягко говоря, в затруднительном положении.
  2. Качество преподавания. Ни для кого не секрет, что материально-техническая база среднестатистической школы не позволяет в полной мере преподнести ученикам предмет на современном уровне. Более того, единицы школ смогут позволить себе астронома на должности учителя, тогда как среднестатистические учителя физики не имеют глубоких познаний в данной области.
  3. О выпуске новых учебников речь не идет. Исходя из заявления Васильевой, детям будет предложено учиться по старым книгам, которые еще хранятся в школьных библиотеках.

Исследования и мнения ученых подтверждают, что Астрономия как предмет в школе действительно нужна, но в таком ли формате, как это предлагается в 2017-2018 году и с какого класса начинать знакомить учеников со звездами – предмет жарких дискуссий.

Многие учителя физики едины во мнении, что ознакомительный курс «Астрономия» разумнее было бы ввести в 7-8 классе, адаптировав программу к возрастным особенностям учеников, не забирая такие важные часы у выпускников, все силы которых сконцентрированы на определенных предметах, необходимых для успешного вступления в ВУЗы.

Программа 11 класса по Астрономии на 2017-2018 учебный год

В 2017-2018 учебном году ученикам 11-х классов школ без углубленного изучения физики предстоит освоить такие темы, как:

  1. Введение в астрономию. Тема раскроет суть предмета, ознакомит учащихся со специальным оборудованием, понятием небесных координат и основами измерения времени.
  2. Строение Солнечной системы. В блоке даются основные понятия о Солнечной системе, геоцентрической и гелиоцентрической системах мира, размерах небесных тел и расстояниях между планетами, а также изучаются законы Кеплера.
  3. Физическая природа тел Солнечной системы. В теме даются понятия природы Луны, планет-гигантов, астероидов, метеоритов, комет, болидов и метеоров.
  4. Солнце и звезды. Изучая данный блок, ученики узнают о физической природе различных звезд, ознакомятся с их характеристиками.
  5. Строение и эволюция вселенной. Тема знакомит учеников с основными понятиями – Галактика и Мегагалактика, а также дает общее представление о теориях развития галактик, выдвигаемых различными учеными астрономами.

Для проведения контроля качества знаний в 2017-2018 году учитель может применять помимо устных ответов учеников такие виды работ, как:

  • тесты;
  • практические работы (с использованием звездных карт или школьного астрономического календаря);
  • доклады;
  • рефераты;
  • презентации.

Выполнение дополнительных работ, требующих от ученика больших временных затрат, допускается только с согласия учащегося.

Многие учителя, работающие в школе достаточно давно, еще помнят, каким шоком для всех некогда стала отмена предмета. Насколько успешным будет возвращение Астрономии в 2017-2018 учебном году, можно будет сказать только по его завершению. А потому, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что нам предстоит еще не раз вернуться к обсуждению этой темы.

ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

ЧОУ "Санкт-Петербургская Школа "Тет-а-Тет"

Учитель Математики Высшей категории с правом преподавания Астрономии

АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

В российских школах предмет "астрономия" начиная с 2008 года фактически поставлен вне закона - под предлогом того, что ни один из действующих учебников астрономии не был разрешен и допущен к использованию в школах.А правило сейчас такое - нет разрешенного учебника, следовательно, данный предмет преподавать нельзя. Видимо, чиновники от Министерства образования и науки посчитали, что знания о Вселенной и космических законах для наших детей являются совершенно излишними.

Прямого запрета изучать астрономию в школах нет, в некоторых школах астрономию всё же преподают в качестве спецкурсов, но ни один из написанных недавно учебников не имеет грифа Министерства образования, рекомендующего использовать учебник в образовательном процессе. Да и учителей, которые могут преподавать астрономию в старших классах, катастрофически не хватает.

Напомню, что парадоксальным образом, ликвидация астрономии как обязательного предмета в российских школах состоялась как раз накануне 2009года, объявленного Генеральной ассамблеей ООН Международным годом астрономии. На словах постоянно заявляя о своем стремлении стать частью международного сообщества, заявляя о желании вступить в ВТО, на деле Россия проигнорировала резолюцию ООН. Такое неадекватное поведение чиновников от образования вызвало бурную реакцию многих учителей, преподавателей вузов и научного сообщества.

В 2009 году российские астрономы попросили власти: «вернуть преподавание астрономии в школы, восстановить астрономическую подготовку в педагогических ВУЗах, и обеспечить господдержку популяризации этой науки» - говорится в принятом за основу тексте резолюции конференции. В заявлении российских учёных говорилось:«ликвидация астрономии в средней школе неминуемо создаёт благоприятную почву для повсеместного распространения лженаучных представлений о мире, астрологии, магии, колдовства, в условиях, когда научно-популярная литература недоступна широким кругам населения из-за высоких цен. Мы считаем, что необходимость всеобщего астрономического образования обусловлена важностью вклада астрономии в создание научной картины мира и формирование научного мировоззрения современных людей. Естествознание - часть единой общечеловеческой культуры и естественнонаучные знания должны стать достоянием любого образованного человека. В настоящее время в мире бурно развиваются астрономия и исследование космоса, однако в России выпускники общеобразовательных учреждений "обрекаются на астрономическую безграмотность"

Эту инициативу поддержал и ректор Московского Государственного Университета Виктор Садовничий. «Астрономия должна вновь войти в число обязательных школьных предметов» - сказал он - «а в ВУЗах необходимо возродить подготовку учителей астрономии. Человек, глядя на небо, должен иметь элементарные представления о том, что оно собой представляет. Астрономия - это культура, это знания, которые должен иметь каждый культурный человек. Что такое звёзды, что такое планеты, что такое материя, что такое космос, почему он бесконечен».

Так почему же в школах надо изучать астрономию?

На протяжении тысячелетий основы астрономических знаний - основы представлений о Вселенной входили в систему подготовки подрастающих поколений. Еще в монастырских школах средневековья астрономия наряду с арифметикой, геометрией и музыкой входила в «квадривиум» - высшую ступень семи свободных искусств, обязательных для изучения предметов. Отсюда эта схема перешла в возникшие в XII-XIII веках первые университеты.

В гимназиях России существовал обязательный курс описательной астрономии - космография. Астрономия как обязательный предмет входила и в учебные планы советской средней школы. Впрочем, были и в те годы попытки изъять астрономию из программы средней школы. Незадолго до начала Великой Отечественной войны некие «мудрецы» из тогдашнего Наркомпроса попытались убрать астрономию из программ средней школы. Тогда ведущие астрономы страны обратились к академику А. А. Благонравову, являвшемуся тогда Президентом Академии артиллерийских наук (существовала в свое время такая академия), а он имел право непосредственно обращаться к И. В. Сталину. И вот достаточно было одного телефонного звонка Благонравова Сталину - и вопрос о восстановлении астрономии в школе был немедленно решен.

Почему же так актуально изучение астрономии в средней школе? Это необходимо современному образованному человеку в силу тех важных социальных функций, которые выполняет астрономия на протяжении всей истории человечества и в которые современная эпоха вносит новые грани. Первая из этих функций - прикладная. Это разработка методов ориентации во времени и пространстве, что является необходимым условием производственной деятельности человека, его социального бытия и его повседневной жизни. Вторая функция - общекультурная: это определение места и роли человека в структуре Вселенной. Астрономическая картина мира на протяжении тысячелетий была и есть неотъемлемой составной частью научной картины мира в целом; той ее частью, которая дает человеку представление о пространственно-временной структуре мира, в котором он живет и действует. Здесь следует подчеркнуть и то обстоятельство, что при всех своих тесных связях с физикой, астрономия является самостоятельной целостной наукой со своими специфическими объектом и методом исследования.

Да и вообще, что нужно доказывать, если мы первые создали космические корабли, первые преодолели земное притяжение! Мы первые покорили космос! Мы первые вышли в открытый космос! Именно наши ракеты "Протон" выводят спутники любых стран на орбиты! Россия готовит космонавтов любых стран! Космонавтика - одно из немногих направлений науки, где мы ещё сохраняем лидирующие позиции в мире.

И всё это потому, что астрономия, преподаваемая в школах, открывала детям прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из бывших школьников, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые конструкторы и космонавты! Учёные международного уровня! И очень обидно, что именно теперь, когда весь остальной цивилизованный мир увлекся астрономией, мы - перестали преподавать её в школе.

Хотя,следуя логике наших правителей, зачем нашим детям знать законы мироздания, иметь научное представление о мире? Достаточно им компьютерных игр-стрелялок на тему "звёздных войн", фантастических фильмов о пришельцах типа "Скайлайна" да курса закона божьего... Да "Фабрик звёзд"... В итоге сейчас мало кто из современной молодёжи может ответить на простейшие вопросы: кто такой Циолковский, чем отличаются планеты от звёзд и почему случаются солнечные затмения...

В 2009г. мир отметил 400-летие наблюдения звездного неба с помощью телескопов. В 1609г. Галилео Галилей направил, созданный им телескоп, в сторону Луны, Солнца, звезд и планет и обнаружил, что на Луне есть горы, а на Солнце пятна, что у Юпитера есть спутники, у Сатурна кольца, а Млечный путь состоит из звезд. В настоящий момент астрономия переживает еще одну революцию. Сегодня это одна из наиболее бурно развивающихся наук, где открытия следуют один за другим. В России со времен Петра I астрономия была обязательным предметом в школах и училищах. В начале XX века именно интерес к астрономии привел Фридриха Цандера к конструированию межпланетного реактивного самолета. В 60-ые гг. XX века невозможно было себе представить, что астрономия будет изгнана из программы среднего образования. Тогда космические аппараты, созданные нашими учеными, открывали для всего человечества новые знания о Луне, Венере, Марсе. Сегодня, увы, фундаментальными космическими исследованиями занимаются другие страны: Европа, США, Япония, Китай, Индия, а в России чиновники считают, что с нас хватит космического извоза за и космического туризма за бабки....

Генассамлея ООН в своей резолюции отмечала, что астрономия является одной из старейших фундаментальных наук, что она оказывает серьезнейшее влияние на развитие других наук, прикладные исследования, культуру, философию и т.д., что астрономия является совершенно необходимой наукой, которую следует изучать, начиная с детского возраста.

И сведение на нет изучения астрономии в российских школах идет параллельно с уходом России из области фундаментальных наук и из таких областей высоких технологий, как космос. На словах власти ратуют за инновационное развитие России, а на деле занимаются разрушением фундаментального образования, убирая из школ и вузов астрономию и заменяя теорию эволюции бредовыми мифами о семи днях творения. Особо знаково, что это происходит именно сейчас, в годы грандиозного научного прорыва в области астрономии и физики космоса ведущих стран мира...