Древняя индия время существования. Древняя Индия

Индия – страна контрастов, как говорят про нее побывавшие там туристы (впрочем, не только они: в Индии расположены интеллектуальные центры крупнейших мировых компаний сферы высоких технологий, куда приглашают специалистов). Столицей ее является Нью-Дели. Название государства происходит от названия реки Инд, в старину его жителей так и называли – «люди Инда». Кстати, вторым официально признанным является название Бхарат (от имени древнего почитаемого правителя).

Площадь Индии занимает седьмое место в мировом рейтинге. Численность населения стоит на втором месте и составляет 364 человека на км 2 . Для сравнения, в России плотность всего 49 человек на км 2 . Почти 70 % населения живут в сельской местности, хотя процесс урбанизации ускоряется

Интересен тот факт, что хотя в Индии наиболее часто используются хинди и английский, официально признанным являются еще 21 язык. А вот с валютой проще: внутри страны ходит индийская рупия. Но несмотря на бурное развитие Индии в прошлом веке, для большой части ее населения все еще актуальны проблемы бедности и необразованности. Средний уровень грамотности населения Индии составляет 64,8 % (53,7 % занимают женщины и 75,3 % мужчины).

Зарождение Индии:

Свою историю Индия начала примерно 200 000-500 000 лет назад, именно к этому времени относятся найденные останки прямоходящих людей. Каменный век обязан своим расцветом долине Инд, которая стала колыбелью древнейших цивилизаций. Появление могущественной Индской цивилизации ознаменовало собой наступление Бронзового века на континенте (примерно 3300 г. до н.э.). Она достигла процветания благодаря постройке городов с довольно развитой системой канализации, причем при создании домов использовался кирпич. К сожалению, в то время существование людей было тесно связано с силами природы, поэтому в результате изменений климата, повлиявших на основной источник жизни – Инд, — произошел крах целой цивилизации.

Однако, именно в период ее существования (или позже – тут мнения ученых расходятся) было положено начало индийской ведической культуры. Большое значение имеет религия, которая сослужила свою роль в распространении кастовой теории. В это же время появились «Махабхарата» и «Рамаяна» — древнейшие и самые известные из индийских поэм. Примерно VII — V веком до н. э. ученые датируют создание Упанишад — трактатов, которые сыграли основополагающую роль в религии и философской мысли индийцев.

В 537 году до н. э. произошло событие, перевернувшее представления Индии с ног на голову — юный принц Сиддхарта Гаутама объявил, что стал посвященным, и был наречен Буддой - «пробудившимся».

Тогда же стало известно такое течение, как джайнизм. Подобно буддизму, оно подразумевало аскезу и отказ от убийства животных (в том числе, ради пищи). Понятие «ахимса» является основополагающим для обоих учений, и означает оно принцип ненасилия по отношению к окружающему миру. Носителями религиозных ритуалов были брахманы, и среди населения они пользовались большим авторитетом.

Развитие государственности продолжалось, и к V веку до н. э. были созданы Махаджанапады, то есть шестнадцать царств. Позже они слились, образовав всего четыре «республики» под названиями Ватса, Аванти, Кошала и Магадха.

Около 520 года до н.э. северо-западная часть Индии была завоевана персидским царем Дарием I, а через несколько веков оказалась под властью Александра Македонского. Естественно, что такое положение дел сказалось на сближении нескольких народов, вызвав культурные и религиозные изменения в индийских традициях. Тем временем из всех Махаджанапад возвысилась Магадха.

В I веке н.э. Индия становится важным участником торговли, особенно бурно развивалась торговля с Римской империей. Оно и не удивительно: римлян привлекали экзотические предметы роскоши, которые могла дать Индия – благовония, специи и даже сахар.

IV - V века считаются Золотым веком, когда появилось множество священных текстов, развивалась научная мысль и культура. Северная часть Индии стала империей и достигла расцвета под правлением династии Гуптов, но распалась после вторжения гуннов из Азии. В истории Индии снова начался период разрозненных царств.

С VII до IX века три династии сражались за контроль над этой территорией. Образованные ими княжества, или раджпуты, были одними из первых, которые продолжали существовать до 1947 года, когда Индия получила независимость от Англии.

Южно-индийские царства распространили своё влияние до территории Юго-Восточной Азии, они были вовлечены в активную торговлю с Европой и Азией. Внутри страны шло развитие литературы и архитектуры. Такое положение дел не менялось до XIV века, когда южноиндийские царства подверглись нападению Делийского султаната, который правил северной частью Индии. Он был образован в XII-XIII веках арабами, тюрками и афганцами. Возникшая в результате индо-мусульманская культура отразилась в архитектуре, музыке, религии и одежде, способствовала изменению местного языка. Дели был разрушен в 1398 году после нашествия под предводительством тюркско-монгольский полководца Тимура.

К началу XVII века Индия оказалась во власти династии Моголов. В это время коренным жителям пришлось нелегко, так как мусульманские правители далеко не всегда справедливо относились к подданным-индусам. Но многие из правителей, как Акбар Великий (он вошел в историю благодаря своей терпимости к подданным) поддерживали интеграцию с культурой индусов. В экономическом плане династия Моголов считается самой богатой из всех известных человечеству. Постепенно она все же начала слабеть, и окончательно развалилась после Индийского народного восстания 1857 года.

Когда империя Моголов прекратила свое существование, ее позиции на севере и в центральной Индии перешли к государству маратхов. После этого события в основном на арену выступили мелкие государства. В 1761 году маратхи были разбиты афганским наступлением. В этот период все больший вес набирает европейская экспансия. Что и неудивительно ввиду торгового пути между Индией и Европой, проложенного Васко де Гама. Соответственно, первыми, что создал торговые колонии, были португальцы. Следом проявили активность англичане, датчане, голландцы и французы. Нестабильная политическая обстановка была только на руку европейцам.

Со временем стало ясно, что лидерами в гонке держав стали англичане, получившие право на торговлю в 1617 году. Спустя столетие они обосновались настолько, что получили лицензию на свободную торговлю в Бенгалии. Индия воспротивилась столь большим привилегиям, и недовольство вылилось в битву при Плесси (1757 год). В битве победили англичане, спустя несколько сражений они получили еще большую сферу влияния, распространившуюся на всю Индию. Так и подошло к концу существование империи Моголов. В 1857 году разразилась Первая война за независимость, вызванная неприятием Британской Ост-Индской компании и ее управлением. После победы англичан Индия перешла к Британской Империи в качестве колонии.

Но Индия боролась за свою независимость, и ее лидером стал Ганди. Он встал во главе национально-освободительного движения, и революционные действия привели в 1947 году к свободе от англичан. Этому способствовала и мусульманская часть населения, которая с недоверием относилась к индусам, но еще больше отрицала правление Британии. Ганди занимает особую роль не только в истории Индии, но и всего мира: он показал личным примером, что можно добиться многого, не прибегая к насилию. Таков был его принцип, столь близкий древним буддистским монахам. После освобождения Индии ее территория разделилась на Индийский Союз и Пакистанский доминион.
Впоследствии, в течение XX века, еще не раз всплывала проблема раздела территорий с Китаем и Пакистаном. И даже в нашем веке равновесие не было достигнуто: в Дели и Мумбаи — самых крупных городах – происходят террористические акты.

В начале 90-х Индия встала на путь реформирования, открыв свой рынок, и в результате ее экономика признана одной из самых быстро развивающихся. Она экспортирует текстильные и ювелирные изделия, занимается разработкой инженерных проектов, создает программное обеспечение. У этой страны, несомненно, большое и светлое будущее.

На данную тематику можно говорить очень долго, ведь цивилизация, зародившаяся в долине Инда, имеет богатую историю. Но в данной статье мы рассмотрим историю Древней Индии кратко.
Зарождение организованного общества в долине Инда, следует датировать с возникновением Хараппской цивилизации, которая берет свое начало еще на III тыс. до н. э., и на этот период приходит ее рассвет.

Хараппская цивилизация

Датируется примерно 3000 – 1300 гг. до н. э. Для нее характерно монументальное строительство из камня, уже существовало ирригационное земледелие. Существуют сведения, что именно в этом периоде появились первые туалеты, а также канализации.
На данном этапе развития индусы в основном выплавляли изделия из бронзы, но использовали и медь. Очень сильно была развита торговля, цивилизация вела торговлю с государствами Средней Азии, Месопотамии.
Письменность этой цивилизации до данного времени так и не дешифровали. Но писали они справа налево, что весьма интересно.
Когда начались ухудшаться погодные условия, главное занятие, которое приносило цивилизации рассвет – земледелие, стало приходить в упадок. Приблизительно в средине II тыс. население начало мигрировать на запад и утратило свой уровень развития.

Ведийская цивилизация

Самым интересным периодом древней истории Индии является несомненно ведийский, так как после него осталась масса археологических и документальных источников, давшим возможность изучить данный период максимально подробно.
Ведийскую цивилизацию датируют со II тыс. до н. э. до приблизительно VII-V в. до н. э.
Наиболее известный памятник данного периода – это священная книга под названием Веды. В ней были записано все о социальной структуре общества, о законах, обычаям и т. д.
Анализируя ее, мы приходим к выводу, что все общество было разделено на варны – большие касты. Всего их существовало четыре:
– шудры – самая низкая каста, к которой входили наемные рабочие;
– вайшья – сюда относят торговцев, ремесленников и земледельцев;
– кшатрии – это почетный класс воинов;
– брахманы – сюда следует относить правящую верхушку: жрецов, ученых и т. д.;
Однако всего каст существовало несколько сотен. Касту нельзя было покинуть, но и з нее могли изгнать за проступки, например, за связи с членами другой касты.
В эту эпоху была развита письменность – санскрит, который был полностью дешифрован, а поэтому данных о данном периоде предостаточно. Также была заложена основа религии мирового уровня и влияния – индуизма, установлен пантеон богов.
Народ, создавший ведийскую цивилизацию называют ариями, покорившими территории Азии и Европы.

Время мелких княжеств

Примерно в VI веке до н. э. на территории Индии было создано несколько сотен мелких городов-государств, которые просуществовали три столетия. В четвертом веке в Индию пришел царь Александр Македонский, подчинивший себе значительную территорию Индии, но после его смерти индусы вскоре освободились.
После этого на их месте создалась Империя Маурьев, но это уже совсем иная тема.

Древняя Индия

Древняя Индия – одна из первых мировых цивилизаций, принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Это богатейший субконтинент со сложной и бурной историей. Здесь зарождались великие религии, возникали и рушились империи, но из века в век сохранялась непреходящая самобытность индийской культуры. Эта цивилизация возводила из кирпича большие, отлично спланированные города с водопроводом и создала пиктографическую письменность, которую пока не удалось расшифровать.

Свое название Индия получила от названия реки Инд, в долине которой находится. «Инд» в переводе означает «река». Протяженностью 3180 км, Инд берет начало в Тибете, течет через Гималаи, Индо-Гангскую низменность, впадает в Аравийское море. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века, именно тогда появились первые постоянные поселения, зародилось искусство, социальные отношения, появились предпосылки для развития одной из древнейших цивилизаций мира – Индской Цивилизации, возникшей в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно XXIII-XVIII веками до н. э. и считается третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Ее становление, как и первых двух-в Месопотамии и Египте, - было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

Первые археологические находки изделий из керамики и терракотовых статуэток относятся к пятому тысячелетию до н.э., они были сделаны в Мехргархе. Таким образом, Мехргарх уже можно считать городом - первым городом в Индии, о котором нам известно по археологическим раскопкам.

И
сконным божеством у коренных жителей Древней Индии – дравидов, был Шива. Он входит в число трех главных божеств индуизма – Брахмы, Вишну и Шивы. Все три бога являются проявлением единой божественной сути, но за каждым закреплена определённая «сфера деятельности». Так, Брахма является создателем мира, Вишну - его хранителем, Шива - его разрушителем, но он же воссоздаёт его заново. У коренных жителей Древней Индии Шива возглавлял главный пантеон богов, являлся демиургом, управителем мира, образцом, достигшим духовной самореализации.

Долина Инда лежит на северо-западе субконтинента в соседстве с древнейшей мировой культурой - Шумером. Между этими цивилизациями наверняка существовали торговые связи, и вполне вероятно, что именно Шумер оказал большое влияние на Индскую цивилизацию. На протяжении всей индийской истории главным путем вторжения новых идей оставался северо-запад. Все прочие пути в Индию были настолько перекрыты горами, лесами и морями, что, к примеру, великая китайская цивилизация почти не оставила в ней следов.

Именно с северо-запада во II тысячелетии до н. э. пришли чужеземцы, чье вторжение по многом определило будущее Индии. Это были кочевые племена ариев, владевшие бронзовым оружием и боевыми колесницами. Они на протяжении многих веков проникали в Индию через афганские перевалы, в конце концов расселились по всей северной Индии и вместо кочевого животноводства стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и ремесленников, создавая предпосылки для возникновения первых городов и бурного развития культуры (в том числе письменности), религии, техники. Покоренному местному населению, в основном дравидийским племенам с более темной кожей, на севере была уготована роль подданных низшего сорта, однако на юге им удалось сохранить независимость. Географические барьеры делали юг труднодоступным, и его развитие протекало обособленно, хотя и туда постоянно проникали с севера религиозные и культурные влияния.

За весь этот долгий период не сохранилось никаких письменных памятников, поэтому нельзя с точностью сказать, в какой мере арии переняли культуру и традиции презираемых ими дравидийских подданных, но роль самих ариев не вызывает сомнений, их язык, религия и социальная структура в значительной мере сформировали общество Индии. Арийские завоеватели принесли с собой поклонение богам Варуне и Индре, олицетворявшим силы природы, касту жрецов (брахманов) и ритуальные жертвоприношения животных. Их священные гимны позднее были собраны в четырех книгах, известных как «Веды» («ведать», «знать»), из-за чего религия получила название ведической. Претерпев немало изменений за тысячи лет, она обрела форму современного индуизма, который по-прежнему является религией многих индийцев и почитает «Веды» своим священным писанием.

Арийское общество делилось на четыре главных класса или касты: брахманов, военной знати, крестьян и (позднее) купцов, а также слуг. Слуги и те, кто не принадлежал ни к одной касте - их позднее назвали «неприкасаемыми» - были почти бесправны по сравнению с высшими кастами. Эта система служила формой расового контроля, удерживая дравидийские племена в покорности арийским господам. С течением времени она все более ужесточалась и усложнялась, разделяя людей на все более мелкие группы и подгруппы. В результате каждому человеку отводились по праву рождения определенное положение в обществе и род занятий, разрешалось есть только предписанную его касте пищу и вступать в брак только с представителями своей касты. Эта жестокая и несправедливая система основывалась на индуистском учении о карме. Согласно ему, каждое живое существо получало в этой жизни награду и кару за поступки, совершенные в одной из прежних жизней, поэтому социальная приниженность была явным знаком греховности. Кастовая система прочно укоренилась в индийском обществе и, несмотря на все попытки правительства сломать древние классовые барьеры, жива до наших дней.

Тем не менее, в VI в. до н. э. жесткая кастовая система, всесилие жрецов и ритуальные жертвенные аспекты индуизма пробудили к жизни два могучих реформистских религиозных лечения: джайнизм и буддизм. Они нашли многочисленных приверженцев, но не сумев заменить собой индуизм, превратились в самостоятельные религии, хотя и разделяли индуистскую веру в жизнь как бесконечное круговращение рождений, смертей и реинкарнации, предопределенное кармой каждого живого существа.

Основными постулатами джайнизма были ненасилие, отрицание кастового деления общества и почитание жизни во всех ее формах. Последний принцип соблюдался столь неукоснительно, что джайны старались сделать все возможное, чтобы ненароком не раздавить даже насекомое. Джайнизм пустил глубокие корни в самой Индии, но не нашел особого распространения за пределами субконтинента.

Зато буддизму было суждено стать одной из величайших мировых религий. Его основатель Сидхартха Гаутама стал известен под именем Будда («просветленный»). Рассказывают, что он родился в семье владетельного князя и вырос в роскоши и довольстве, но испытал глубокое потрясение, впервые столкнувшись со смертью и страданиями. Достигнув просветления после долгих поисков истины, он провел остаток жизни, проповедуя «Срединный Путь», названный так потому, что идущий по нему человек не стремится ни к роскоши, ни к аскетизму (отказу от элементарных житейских благ). Будда проповедовал умеренность, сострадание и равенство всех людей. Но главным в его учении было то, что жизнь есть страдание, порожденное желаниями. Поэтому отказ от желаний позволяет душе вырваться из вечного круга перерождений и достигнуть состояния блаженства (нирваны). С буддизмом связано и развитие культуры, искусства, архитектуры и строительства из кирпича и камня в Древней Индии.

Конец эпохи древности характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни - путем пожалований или покупки - переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялось кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новой социально-экономической формации - феодальной.

До сих пор цивилизация Древней Индии, этот таинственный субконтинент со своей бурной историей, религией и великой культурой задает много трудных и неразрешимых вопросов исследователям.

Литература.

1.Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высш. школа, 2000.

2.Вестник древней истории, М., 2008, №№4, 7.

3.Мифы народов мира. Энциклопедия, 2000.

4.Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия, М.: Главная редакция восточной литературы, 1969.

Доклад по истории

Страна Индия занимает весомое положение и на географической, и на исторической карте мира. Огромная держава сплотила на своей территории множество народов разного происхождения и мировоззрения. История Индии насчитывает несколько тысячелетий, это одна из самых древних стран мира, которая сохранила свою уникальность и свою собственную культуру.

Возникновение цивилизации

Иногда под угрозой уничтожения, иногда с помощью подкупов индийцы принимали новую религию и образовали несколько государств. Наиболее известным были Делийский султанат со столицей в г. Дели.

В 18 веке Империя Моголов теряет свое влияние, и богатые индийские земли привлекают к себе влияние предприимчивых европейцев. Франция, Великобритания, Португалия и Голландия образовывали свои колонии. В этом процессе больше всего преуспели англичане, и к началу 19 века большую часть индийских территорий контролировала крупнейшая коммерческая структура того времени - Ост-Индская компания.

Британское владычество

Завоевание Индии изменило не только политические условия страны. Изменился не только язык Индии, но и ее социально- экономические основы. В отличие от всех прежних завоевателей, которые рассматривали захваченные территории как свою собственность, британские чиновники рассматривали Индию всего лишь как средство выкачки средств и быстрого обогащения.

Огромные богатства вывозились кораблями. Даже простые солдаты возвращались домой, набив карманы драгоценными камнями. Жесткое отношение и стандартизированная система налогообложения обескровили индийское крестьянство. В богатейшей стране поднимались голодные бунты. Один из них, происшедший в Бангладеше в 1770 году, унес 10 млн. жизней.

Неудивительно, что история Индии рассматривала британское владычество как тяжкий, непосильный гнет и неоднократно пыталась избавиться от этой зависимости. Начало 20 века ознаменовалось длительными мятежами и восстаниями, которые в конце концов принесли свои плоды. В 1947 году Индия обрела независимость и стала самостоятельным государством.

Древнеиндийская цивилизация является одной из наиболее древних и самобытных цивилизаций Востока. История этой страны исчисляется тысячелетиями.

Исторические данные сообщают, что Индия была заселена в глубокой древности в долине реки Инд. Древний народ, положивший начало великой цивилизации, назывался индцы. С раннего времени в Индии развивались науки и культура, возникла письменность. Древние индцы достигли высокого уровня сельского хозяйства, что обусловило быстрое развитие общества. Они выращивали сахарный тростник, ткали тончайшие ткани, занимались торговлей.

Верования индцев были такими же многообразными, как и их культура. Они почитали различных богов и Веды, обожествляли животных и поклонялись брахманам – хранителям сакральных знаний, которых приравнивали к живым божествам.

Благодаря своим многочисленным достижениям Индия имела огромное историческое значение даже в древности.

Географическое расположение и природа

Индия расположена на юге Азии. В древности она занимала огромную территорию, граничащую на севере с Гималаями – высочайшей горами в мире. Индия разделена на южную и северную части, сильно отличающиеся своим развитием. Такое разделение обусловлено природными условиями этих районов, отделенных горной цепью.

Южная Индия занимает плодородные земли полуострова, богата равнинными ландшафтами и реками. Центральная территория полуострова характеризуется засушливым климатом, так как горы сдерживают влажные ветра с океанических просторов.

Северная Индия расположена на материке и включает в себя пустыни и полупустынные земли. На западе Северной Индии протекает река Инд и впадающие в нее крупные реки. Это позволило развить здесь земледелие и с помощью каналов орошать засушливые территории.

На востоке протекает река Ганг и множество ее притоков. Климат этой местности влажный. Благодаря большому количеству осадков на этих территориях удобно было выращивать рис и тростник. В древности эти места представляли собой густые леса, заселенные дикими животными, что создавало много трудностей для первых земледельцев.

Географические условия Индии совершенно разные – заснеженные горы и зеленые равнины, непроходимые влажные джунгли и жаркие пустыни. Животный и растительный миры тоже очень разнообразны и насчитывают множество уникальных видов. Именно эти особенности климата и территориального расположения существенно повлияли на дальнейшее развитие Древней Индии в одних районах, и практически полное замедление прогресса в других, труднодоступных областях.

Возникновение государства

Ученым мало что известно о существовании и устройстве древнего государства индцев, так как письменные источники того периода так и не были расшифрованы. Точно установлено лишь местоположение центров древней цивилизации – крупных городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Это могли быть столицы первых древнейших государственных образований. Археологами найдены скульптуры, остатки строений и культовые сооружения, что дает представление о высоком уровне развития общества того времени.

В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Древней Индии пришли племена ариев. Индийская цивилизация начала исчезать под натиском вторгшихся завоевателей. Была утеряна письменность, а сформированный общественный строй распался.

Арии распространили на индийцев свое общественное деление и применили сословный строй – варны. Наивысшее положение занимали брахманы или жрецы. Сословие кшатрии составляли знатные воины, а вайшьи – крестьяне и торговцы. Шудры занимали достаточно низкое положение. Название этой варны означало «слуга» – сюда входили все не арии. Самая трудная работа доставалась тем, кто не входил ни в одно из сословий.

Уже позже начало формироваться деление на касты в зависимости от рода деятельности. Кастовая принадлежность определялась при рождении и обусловливала нормы поведения каждого члена общества.

В I тысячелетии до н. э. на территории Индии возникают правители – цари или раджи. Формируются первые сильные державы, что позитивно повлияло на развитие экономики, торговых связей, развитию государственности и культуры. Уже к концу IV в. до н. э. сформировалась сильная империя, которая стала привлекать не только торговцев, но и армии завоевателей во главе с Александром Македонским. Македонскому не удалось захватить индийские земли, но длительное соприкосновение разных культур благоприятно повлияло ход их развития.

Индия становится одним из крупнейших и могущественных государств Востока, а сформировавшаяся в то время культура, претерпев некоторые видоизменения, дошла до нашего времени.

Хозяйственная жизнь и занятия индийцев

Поселившись на плодородных землях близ реки Инд, древние индцы сразу же освоили земледелие и выращивали множество хозяйственных культур зерновых, занимались садоводством. Индийцы научились приручать животных, в том числе котов и собак, занимались разведением кур, овец, коз и коров.


Были широко распространены различные ремесла. Древние мастера занимались ткачеством, ювелирной работой, резьбой по слоновой кости и камням. Железо еще не было открыто индийцами, но как материал для орудий труда они использовали бронзу и медь.

Крупные города были оживленными торговыми центрами, причем торговля велась как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Археологические находки позволяют утверждать, что уже в древности были налажены морские пути, а на территории Индии существовали порты для связей с Месопотамией и другими восточными странами.

С приходом ариев, которые были кочевниками и отставали в развитии от индской цивилизации, начинается период упадка. Лишь в II–I тысячелетий до н. э. Индия постепенно начала возрождаться, вернувшись к земледельческой деятельности.

В долине рек индийцы начинают развивать рисоводство, выращивают бобовые и злаковые культуры. Важную роль в развитии хозяйства сыграло появление лошадей, которые до прихода ариев не были известны местным жителям. В обработке и расчистке земель под посадку стали применять слонов. Это сильно облегчило задачу борьбы с непролазными джунглями, которые на то время занимали практически все пригодные для земледелия.

Начинают возрождаться забытые ремесла – ткачество и гончарство. Научившись добывать железо, большой толчок получила металлургическая отрасль хозяйства. Однако торговля все еще не достигла нужного уровня и ограничивалась обменом с близлежащими населенными пунктами.

Древняя письменность

Индская цивилизация была настолько развита, что имела свой особый язык. Возраст найденных табличек с образцами письменности исчисляется тысячелетиями, но до сих пор ученые не сумели расшифровать эти древние знаки.

Языковая система древнего индского народа очень сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков – прямоугольных фигур, волн, квадратов. Первые образцы письменности дошли до наших дней в виде глиняных табличек. Также археологами обнаружены надписи на камнях, сделанные с помощью острых каменных предметов. Но содержание этих древних записей, за которыми стоит существовавший в древности язык, не удается расшифровать даже с применением компьютерной техники.


Язык древних индийцев, наоборот, хорошо изучен специалистами в данной области. Они использовали санскрит, который дал основу для развития многих индийских языков. Хранителями языка на земле считались брахманы. Привилегия изучения санскрита распространялась лишь на ариев. Те, кто входил в низшие сословия общества, не имел права учиться письму.

Литературное наследие

Древние индцы оставили после себя лишь немногие разрозненные образцы письменности, не поддающиеся анализу и расшифровке. Индийцы, наоборот, создали бессмертные письменные шедевры. Наиболее весомыми литературными произведениями считаются Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также дошедшие до нашего времени мифологические сказания и легенды. Многие тексты, написанные на санскрите, значительно повлияли на формирование идей и форм более поздних произведений.

Веды считаются древнейшим литературным источником и религиозной книгой. В ней изложены основные знания и мудрость древних индийцев, воспевание и прославление богов, описание ритуалов и обрядовые песни. Влияние Вед на духовную жизнь и культуру было настолько сильным, что целый тысячелетний период в истории получил название Ведийской культуры.

Наряду с Ведами развивается и философская литература, задачей которой было объяснение явлений природы, появление Вселенной и человека с мистической точки зрения. Такие произведения назывались упанишады. Под видом загадок или диалогов описывались важнейшие идеи духовной жизни людей. Также существовали тексты, носившие обучающий характер. Они были посвящены грамматике, астрологическим знаниям и этимологии.


Позже возникают произведения литературы эпического характера. Поэма «Махабхарата» написана на санскрите и повествует о борьбе за царский трон правителя, а также описывается жизнь индийцев, их традиции, путешествия и войны того времени. Произведение «Рамаяна» считается более поздним эпосом и описывает жизненный путь царевича Рамы. Эта книга иллюстрирует многие моменты жизни, верования и представления древнего индийского народа. Оба этих произведения представляют большой литературный интерес. Под общим сюжетом повествования поэмы объединили в себе множество мифов, басен, волшебных сказаний и гимнов. Они оказали существенное влияние на формирование религиозных представлений древних индийцев, а также имели большое значение в зарождении индуизма.

Религиозные верования индийцев

Ученые располагают немногими данными о религиозных представлениях древних индцев. Они почитали богиню-мать, считали священным животным быка и поклонялись богу скотоводства. Индцы верили в потусторонние миры, переселение душ и обожествляли силы природы. На раскопках древних городов найдены остатки бассейнов, что дает возможность предположить о поклонении воде.

Верования древних индийцев сформировались в эпоху ведической культуры в две величественные религии – индуизм и буддизм. Веды считались священными и оставались кладезем сакральных знаний. Наравне с Ведами чтили брахманов, которые были воплощением богов на земле.

Индуизм вышел из ведийских верований и со временем подвергся существенным изменениям. На первый план выходит поклонение трем главнейшим богам – Вишну, Брахме и Шиве. Эти божества считались создателями всех земных законов. Сформировавшиеся верования вобрали в себя и доарийские представления о богах. Описания шестирукого бога Шивы включали в себя верования древних индцев в бога-скотовода, который изображался трехликим. Такая ассимиляция верований характерна для иудаизма.


Уже в начале нашей эры в индуизме появился важнейший литературный источник, считавшийся священным – «Бхагавад-Гита», что в переводе означает «Божественная песня». Опираясь на кастовое деление общества, религия стала национальной для Индии. Она не только описывает божественные законы, но и призвана сформировать образ жизни и этические ценности своих последователей.

Значительно позднее возник и сформировался как отдельная религия буддизм. Название происходит от имени ее основателя и значит «просветленный». Нет достоверных данных о жизнеописании Будды, но историчность его личности как основателя религии не оспаривается.

Буддизм не предполагает поклонение пантеону богов или единому богу, не признает божеств как создателей мира. Единственным святым считается Будда, то есть тот, кто достиг просветления и «освободился». Поначалу буддисты не строили храмы и не придавали большого значения обрядностям.

Последователи верили, что достичь вечного блаженства можно лишь живя правильной жизнью. Буддизм предполагал равенство всех людей по рождению независимо от каст, а нравственные основы поведения во многом определяли жизненный путь последователей. Литературные источники буддизма писались на санскрите. Они объясняли законы философской системы своего учения, значение человека и пути его развития.

Зародившись на просторах Индии, очень скоро буддизм был вытеснен иудаизмом, но смог распространиться и прочно укорениться в соседних странах Востока.