Френсис Дрейк — знаменитый Железный Пират Елизаветы. Пират или герой: Френсис Дрейк — первый англичанин, совершивший кругосветное путешествие

Содержание статьи

ДРЕЙК, ФРЭНСИС (Drake, Francis) (ок. 1540–1596), английский мореплаватель, пират. Родился близ Тавистока в Девоншире между 1540 и 1545. Его отец, в прошлом фермер, стал проповедником в Чатеме, расположенном к югу от Лондона. Вероятно, Дрейк плавал вначале на каботажных судах, заходивших в Темзу. Семья Дрейка была связана родственными узами с богатым семейством Гаукинсов из Плимута. Поэтому после малоизвестного первого плавания через Атлантический океан Дрейк получил место капитана судна в эскадре Джона Гаукинса, которая занималась торговлей невольниками и доставляла их из Африки в испанские колонии в Вест-Индии. Путешествие 1566–1567 закончилось неудачно, поскольку испанцы совершили вероломное нападение на английские суда у крепости Сан-Хуан-де-Улуа в порту Веракрус на восточном побережье Мексики . Месть за это нападение стала одним из мотивов последующей пиратской деятельности казначея военно-морского флота Дж.Гаукинса и капитана Ф.Дрейка.

Кругосветное путешествие.

На протяжении нескольких лет Дрейк совершал пиратские рейды в Карибском море, которое Испания считала своей территорией, захватил Номбре-де-Дьос в центральной Панаме, грабил караваны, перевозившие на мулах грузы серебра из Перу в Панаму . Его деятельность привлекла внимание Елизаветы I и группы придворных, включая государственного казначея лорда Берли и министра внутренних дел Фрэнсиса Уолсингема. Были собраны средства для проведения экспедиции, которая продолжалась с 1577 по 1580. Первоначально планировался поход для поиска предполагаемого Южного материка, но он вылился – возможно, по указанию королевы (хотя Англия и Испания еще не находились в состоянии войны) – в самый успешный в истории пиратский набег, принесший доход в 47 фунтов стерлингов на каждый вложенный фунт.

Дрейк плыл в качестве капитана корабля «Пеликан» (впоследствии переименованного в «Золотую лань») водоизмещением в 100 т. Кроме того, были еще четыре меньших судна, которые, однако, так и не завершили путешествия. Подавив мятеж на судне у берегов Патагонии в Аргентине, когда был наказан один из его офицеров, Томас Даути, Дрейк вышел в Тихий океан через Магелланов пролив. Затем его флотилию отнесло на юг примерно до 57° ю.ш., и в результате Дрейк открыл между Огненной Землей и Антарктидой пролив, носящий ныне его имя (хотя, вероятно, сам он никогда не видел мыса Горн). На пути к северу он грабил суда и гавани у берегов Чили и Перу и, похоже, намеревался возвращаться через предполагаемый Северо-Западный проход. Где-то на широте Ванкувера (никаких судовых журналов не сохранилось) из-за плохой погоды Дрейк был вынужден повернуть на юг и стать на якорь несколько севернее современного Сан-Франциско. Место стоянки, названное им Нью-Альбионом, было установлено в 1936 благодаря находке медной пластинки с датой 17 июня 1579 примерно в 50 км к северо-западу от пролива Голден-Гейт (теперь бухта Дрейка). На пластинке выбита надпись, объявлявшая данную территорию владением королевы Елизаветы. Затем Дрейк пересек Тихий океан и достиг Молуккских о-вов, после чего вернулся в Англию.

Дрейк совершил плавание вокруг света, продемонстрировав мастерство судовождения. Королева пожаловала ему звание рыцаря как первому капитану, совершившему кругосветное плавание (притязания Магеллана оспаривались, поскольку он скончался во время плавания в 1521). Повествование о морских путешествиях Дрейка, составленное судовым священником Фрэнсисом Флетчером и опубликованное Хэклутом, до сих пор пользуется большой популярностью. Получив свою долю добычи, Дрейк приобрел аббатство Бакленд близ Плимута, где теперь размещается музей Фрэнсиса Дрейка.

Война с Испанией.

В 1585 Дрейк был назначен главнокомандующим английским флотом, направлявшимся в Вест-Индию, что означало начало открытой войны с Испанией. Его мастерство в тактике комбинированных морских и наземных операций позволило захватить последовательно Санто-Доминго (на о.Гаити), Картахену (на карибском побережье Колумбии) и Сент-Огастин (во Флориде). Перед возвращением на родину в 1586 он забрал с собой колонистов (по их просьбе) из долины р.Роанок (Виргиния). Таким образом прекратила существование первая в Америке колония, основанная Уолтером Роли, которая была не просто поселением, но и стратегической базой для пиратских набегов в Карибском море.

Между тем в Испании успешно завершалась подготовка Непобедимой армады для нападения на Англию, поэтому в 1587 Дрейк был направлен в Кадис на южном атлантическом побережье Испании. Дерзость в сочетании с превосходящей мощью позволили Дрейку уничтожить суда в этом порту. Все ожидали, что Дрейк будет командовать флотом в Плимуте для защиты Англии от нападения Испанской армады в 1588. Однако королева посчитала, что из-за низкого происхождения и независимого характера Дрейка нельзя назначить главнокомандующим. Хотя сам Дрейк лично участвовал в подготовке и снаряжении флота, он покорно уступил руководство лорду Хауарду из Эффингема и на протяжении всей компании оставался его главным советником по тактическом вопросам.

Благодаря искусному маневрированию английский флот прорвался в море и повернул Армаду вспять. Когда началась недельная погоня за Армадой в Ла-Манше, Дрейка назначили командующим флотом на «Реванше» (корабле водоизмещением 450 т с 50 пушками на борту), но он отклонил это предложение, захватил поврежденный испанский корабль «Розарио» и привел его в Дартмут. На следующий день Дрейк сыграл решающую роль при разгроме испанского флота у Гравлина (северо-восточнее Кале).

Экспедиция Дрейка против Испании и осада города Ла-Корунья на ее северо-западном побережье, предпринятая в 1588 для уничтожения остатков Армады, обернулась полным провалом, главным образом из-за просчетов в материально-техническом обеспечении кампании. Дрейк попал в опалу, хотя и продолжал активно участвовать в местных делах как мэр Плимута и депутат парламента от этого города. Кроме того, он основал в Чатеме приют для раненных моряков. В 1595 его вновь призвали в военно-морской флот, чтобы возглавить экспедицию в Вест-Индию вместе с Дж.Гаукинсом. Экспедиция закончилась неудачей, Гаукинс погиб у берегов Пуэрто-Рико, а сам Дрейк умер от лихорадки 28 января 1596 у берегов Портобело.

(1588). Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (в 1577-1580 гг.). Активный участник разгрома испанского флота (Непобедимой Армады) в Гравелинском сражении (1588): благодаря умелым действиям Дрейка англичанам удалось получить преимущество над превосходящими огневой мощью силами противника.

Детство и юность

Фрэнсис Дрейк владел усадьбой Баклэнд-Эбби в Йелвертоне , но родился в Кроундейле, недалеко от Тейвистока (Тенвистонн), в Девоншире в семье фермера (йомена) Эдмунда Дрейка, впоследствии ставшего священником. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Фрэнсис был старшим. В 1549 семья Дрейка перебралась в Кент . В 12 лет стал юнгой на торговом корабле (барке). Он так полюбился владельцу судна, своему дальнему родственнику, что тот после смерти завещал корабль Дрейку, и тот в 18 лет стал полноправным капитаном.

Взрослая жизнь

В 1567 году отправился в плавание в Гвинею и Вест-Индию , командуя кораблём в работорговой экспедиции своего родственника Джона Хокинса . В ходе этой экспедиции, близ мексиканской крепости Сан-Хуан-де-Улуа, корабли англичан подверглись нападению испанцев, и большая их часть была потоплена. Уцелело лишь два корабля - Дрейка и Хокинса. Англичане потребовали у испанского короля, чтобы он заплатил им за потерянные корабли. Король, естественно, отказался. Тогда Дрейк объявил, что он возьмёт всё, что сможет, у короля Испании.

В 1572 году отправился в собственную экспедицию в испанские владения в Вест-Индии , захватил город Номбре-де-Дьос на Панамском перешейке , затем - несколько судов возле гавани Картахены . В ходе этого рейда Дрейк перехватил на Панамском перешейке испанский «Серебряный караван» (около 30 тонн серебра), направлявшийся из Панамы в Номбре-де-Дьос. 9 августа 1573 года Дрейк вернулся в Плимут богачом и известным всей Англии капитаном.

15 ноября 1577 года Дрейк был отправлен королевой Елизаветой в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. Официальной целью путешествия было открытие новых земель, в частности, Австралии . На самом деле Дрейк должен был награбить как можно больше испанского золота и с этим грузом вернуться в Англию. Фрэнсис руководил флотилией, состоявшей из четырёх больших и двух малых вспомогательных кораблей (флагманское судно - «Пеликан»). Пройдя Магелланов пролив , Дрейк был отброшен штормом к югу от Огненной Земли , при этом выяснилось, что она не является частью Южного континента . Пролив между Антарктидой и Огненной Землёй позже был назван его именем.

После того, как флагман «Пеликан», единственный из всех судов «пробился» к Тихому океану, он был переименован в «Золотую лань ». Дрейк прошёл вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки на север, атакуя испанские порты, в том числе Вальпараисо , а затем исследовал побережье значительно севернее испанских колоний, приблизительно до современного Ванкувера . 17 июня 1579 года Дрейк высадился, как предполагается, в районе Сан-Франциско (по другой гипотезе, в современном Орегоне) и объявил этот берег английским владением («Новый Альбион»).

После пополнения провизии и ремонта Дрейк пересёк Тихий океан и вышел к Молуккским островам . Обойдя Африку с юга, Дрейк вернулся в Англию 26 сентября 1580 года, привезя клубни картофеля и сокровища на 600 000 фунтов стерлингов, сумму, в два раза превышающую размер ежегодного дохода английского королевства. Дрейк был встречен как национальный герой, обласкан королевой, был удостоен рыцарского звания . Во время очередной экспедиции в Вест-Индию Дрейк разорил испанские гавани Виго , Санто-Доминго (на острове Гаити), Картахену (в Новой Гранаде) и Сан-Аугустин (во Флориде). В 1587 году прославился дерзким нападением на испанский порт Кадис .

В 1588 году он был одним из английских адмиралов, которые разбили испанскую Непобедимую армаду . После этого Дрейк предложил Елизавете I вернуть португальский престол изгнанному испанцами Антонио из Крату . Английская армада , возглавляемая Дрейком, захватила бы Лиссабон , но у них не было осадных орудий. Свою последнюю экспедицию в Вест-Индию совершил в 1595-1596 годах в компании с Джоном Хокинсом. Умер от дизентерии 28 января 1596 года недалеко от Пуэрто-Бельо (совр. Портобело в Панаме). Похоронен в океане в свинцовом гробу.

Дрейк дважды женился - в 1569 г. и 1585 г. (первая жена умерла в 1581 г.). У него не было детей, и все его состояние перешло к его племяннику.

Ведение боя

Сэр Фрэнсис Дрейк изменил ход ведения морского боя. Если раньше побеждал корабль с наибольшим количеством орудий, то после Дрейка приоритет был отдан скорости судна. На своем галеоне "Золотая Лань" Дрейк не раз доказывал это. Так, благодаря книппелям Дрейк обездвиживал противника и превращал его в стоячую мишень. В дальнейшем Дрейк начал использовать брандеры для значительных битв. Они активно применялись во время Гравелинского сражения .

В честь Фрэнсиса Дрейка

Имя Фрэнсиса Дрейка увековечено в географии : пролив между Огненной Землей и Антарктидой носит название пролив Дрейка .

В немецком городе Оффенбург, изваянный в камне в 1853 году художником Андре Фридрихом, великий корсар держал в руке цветок картофеля . Надпись на постаменте гласила: «Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память. Это помощь беднякам, драгоценный дар Божий, облегчающий горькую нужду». В 1939 году памятник был уничтожен нацистами.

Изображен на британской почтовой марке 1973 года.

Издания произведений о походах Дрейка

  • 1626 - Drake (Sir Francis) Baronet. Sir Francis Drake revived … by this relation of … a third voyage … set forth by Sir F. D., Baronet (his nephew), etc. London. 1626. 4°.
  • 1628 - The World encompassed by Sir F. D., being his next voyage to that to Nombre de Dios. London. 1628. 4°.
  • 1854 - (Очередное издание) The World encompassed. By Francis Fletcher. Edited by Wm. Sandys Wright Vaux. Map. (Hakluyt Soc. Pub., No. 17.) London. 1854. 8°. он был пьяницей и мало пил

Напишите отзыв о статье "Дрейк, Фрэнсис"

Литература

  • Баландин Р. К. Знаменитые морские разбойники. От викингов до пиратов. - М.: Вече, 2012. - 352 с.
  • Белоусов Р. С. Под черным флагом: Исторические очерки. - М.: Олимп; АСТ, 1996. - 432 с.
  • Блон Жорж. Великий час океанов: Атлантический. - М.: Мысль, 1978. - 218 с.
  • Блон Жорж. Великий час океанов: Тихий. - М.: Мысль, 1980. - 208 с.
  • Герхард Петер. Пираты Новой Испании. 1575-1742 гг. - М.: Центрполиграф, 2004. - 240 с.
  • Глаголева Е. В. Повседневная жизнь пиратов и корсаров Атлантики от Фрэнсиса Дрейка до Генри Моргана. - М.: Молодая Гвардия, 2010. - 416 с.: ил.
  • Губарев В. К. Френсис Дрейк. - М.: Молодая Гвардия, 2013. - 374 с.
  • Констам Энгус. Пираты. Всеобщая история от Античности до наших дней. - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.: ил.
  • Копелев Д. Н. Золотая эпоха морского разбоя (пираты, флибустьеры, корсары). - М.: Остожье, 1997. - 496 с.
  • Копелев Д. Н. Раздел Океана в XVI―XVIII веках: Истоки и эволюция пиратства. - СПб.: КРИГА, 2013. - 736 с.
  • Малаховский К. В. Кругосветный бег «Золотой лани». - М.: Наука, 1980. - 168 с. (о Френсисе Дрейке).
  • Малаховский К. В. Пять капитанов. - М.: Наука, 1986. - 428 с. (о Френсисе Дрейке, Уолтере Рэли, Педро Фернандесе де Киросе, Уильяме Дампире, Мэтью Флиндерсе).
  • Маховский Яцек. История морского пиратства. - М.: Наука, 1972. - 288 с.
  • Медведев И. А. Рыцари моря. - М.: Вече, 2012. - 320 с.
  • Можейко И. В. Пираты, корсары, рейдеры: Очерки истории пиратства в Индийском океане и Южных морях в XV–XX вв. 3-е изд. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. - 348 с.
  • Нойкирхен Хайнц. Пираты: Морской разбой на всех морях. - М.: Прогресс, 1980. - 352 с.
  • Перье Николя. Пираты. Всемирная энциклопедия. - М.: Гелеос, 2008. - 256 с.: ил.
  • Рябцев Г. И. Пираты и разбойники. Флибустьеры, корсары, каперы и буканьеры. - Минск: Литература, 1996. - 608 с.
  • Рогожинский Жан. Энциклопедия пиратов. - М.: Вече, 1998. - 679 с.
  • Ханке Хельмут. Люди, корабли, океаны (6000-летняя авантюра мореплавания). - Л.: Судостроение, 1976. - 432 с.
  • Ципоруха М. И. Под черным флагом. Хроники пиратства и корсарства. - М.: НЦ ЭНАС, 2009. - 384 с.
  • Чумаков С. История пиратства от античности до наших дней. - М.: Издательский Дом «Техника – молодежи», 2001. - 144 с.: ил.

Примечания

Образ в кино

  • «Королева Елизавета » / «Les amours de la reine Élisabeth» (Франция; ) режиссёры Анри Дефонтен и Луи Меркантон , в роли Сэра Фрэнсиса Дрейка - Альбер Декор .

Ссылки

  • // Динамика атмосферы - Железнодорожный узел. - М . : Большая Российская энциклопедия, 2007. - С. 349. - (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-, т. 9). - ISBN 978-5-85270-339-2 .
  • Губарев В. К. Удивительные экспедиции Фрэнсиса Дрейка // Пираты Карибского моря: Жизнь знаменитых капитанов. - М .: Эксмо; Яуза, 2009. - С. 28-43.
  • Губарев В. К. Фрэнсис Дрейк. - М.: Молодая гвардия, 2013.
  • Малаховский К. В. Кругосветный бег «Золотой лани». - М .: Наука, 1980.

Отрывок, характеризующий Дрейк, Фрэнсис

Опять Дохтурова посылают туда в Фоминское и оттуда в Малый Ярославец, в то место, где было последнее сражение с французами, и в то место, с которого, очевидно, уже начинается погибель французов, и опять много гениев и героев описывают нам в этот период кампании, но о Дохтурове ни слова, или очень мало, или сомнительно. Это то умолчание о Дохтурове очевиднее всего доказывает его достоинства.
Естественно, что для человека, не понимающего хода машины, при виде ее действия кажется, что важнейшая часть этой машины есть та щепка, которая случайно попала в нее и, мешая ее ходу, треплется в ней. Человек, не знающий устройства машины, не может понять того, что не эта портящая и мешающая делу щепка, а та маленькая передаточная шестерня, которая неслышно вертится, есть одна из существеннейших частей машины.
10 го октября, в тот самый день, как Дохтуров прошел половину дороги до Фоминского и остановился в деревне Аристове, приготавливаясь в точности исполнить отданное приказание, все французское войско, в своем судорожном движении дойдя до позиции Мюрата, как казалось, для того, чтобы дать сражение, вдруг без причины повернуло влево на новую Калужскую дорогу и стало входить в Фоминское, в котором прежде стоял один Брусье. У Дохтурова под командою в это время были, кроме Дорохова, два небольших отряда Фигнера и Сеславина.
Вечером 11 го октября Сеславин приехал в Аристово к начальству с пойманным пленным французским гвардейцем. Пленный говорил, что войска, вошедшие нынче в Фоминское, составляли авангард всей большой армии, что Наполеон был тут же, что армия вся уже пятый день вышла из Москвы. В тот же вечер дворовый человек, пришедший из Боровска, рассказал, как он видел вступление огромного войска в город. Казаки из отряда Дорохова доносили, что они видели французскую гвардию, шедшую по дороге к Боровску. Из всех этих известий стало очевидно, что там, где думали найти одну дивизию, теперь была вся армия французов, шедшая из Москвы по неожиданному направлению – по старой Калужской дороге. Дохтуров ничего не хотел предпринимать, так как ему не ясно было теперь, в чем состоит его обязанность. Ему велено было атаковать Фоминское. Но в Фоминском прежде был один Брусье, теперь была вся французская армия. Ермолов хотел поступить по своему усмотрению, но Дохтуров настаивал на том, что ему нужно иметь приказание от светлейшего. Решено было послать донесение в штаб.
Для этого избран толковый офицер, Болховитинов, который, кроме письменного донесения, должен был на словах рассказать все дело. В двенадцатом часу ночи Болховитинов, получив конверт и словесное приказание, поскакал, сопутствуемый казаком, с запасными лошадьми в главный штаб.

Ночь была темная, теплая, осенняя. Шел дождик уже четвертый день. Два раза переменив лошадей и в полтора часа проскакав тридцать верст по грязной вязкой дороге, Болховитинов во втором часу ночи был в Леташевке. Слезши у избы, на плетневом заборе которой была вывеска: «Главный штаб», и бросив лошадь, он вошел в темные сени.
– Дежурного генерала скорее! Очень важное! – проговорил он кому то, поднимавшемуся и сопевшему в темноте сеней.
– С вечера нездоровы очень были, третью ночь не спят, – заступнически прошептал денщицкий голос. – Уж вы капитана разбудите сначала.
– Очень важное, от генерала Дохтурова, – сказал Болховитинов, входя в ощупанную им растворенную дверь. Денщик прошел вперед его и стал будить кого то:
– Ваше благородие, ваше благородие – кульер.
– Что, что? от кого? – проговорил чей то сонный голос.
– От Дохтурова и от Алексея Петровича. Наполеон в Фоминском, – сказал Болховитинов, не видя в темноте того, кто спрашивал его, но по звуку голоса предполагая, что это был не Коновницын.
Разбуженный человек зевал и тянулся.
– Будить то мне его не хочется, – сказал он, ощупывая что то. – Больнёшенек! Может, так, слухи.
– Вот донесение, – сказал Болховитинов, – велено сейчас же передать дежурному генералу.
– Постойте, огня зажгу. Куда ты, проклятый, всегда засунешь? – обращаясь к денщику, сказал тянувшийся человек. Это был Щербинин, адъютант Коновницына. – Нашел, нашел, – прибавил он.
Денщик рубил огонь, Щербинин ощупывал подсвечник.
– Ах, мерзкие, – с отвращением сказал он.
При свете искр Болховитинов увидел молодое лицо Щербинина со свечой и в переднем углу еще спящего человека. Это был Коновницын.
Когда сначала синим и потом красным пламенем загорелись серники о трут, Щербинин зажег сальную свечку, с подсвечника которой побежали обгладывавшие ее прусаки, и осмотрел вестника. Болховитинов был весь в грязи и, рукавом обтираясь, размазывал себе лицо.
– Да кто доносит? – сказал Щербинин, взяв конверт.
– Известие верное, – сказал Болховитинов. – И пленные, и казаки, и лазутчики – все единогласно показывают одно и то же.
– Нечего делать, надо будить, – сказал Щербинин, вставая и подходя к человеку в ночном колпаке, укрытому шинелью. – Петр Петрович! – проговорил он. Коновницын не шевелился. – В главный штаб! – проговорил он, улыбнувшись, зная, что эти слова наверное разбудят его. И действительно, голова в ночном колпаке поднялась тотчас же. На красивом, твердом лице Коновницына, с лихорадочно воспаленными щеками, на мгновение оставалось еще выражение далеких от настоящего положения мечтаний сна, но потом вдруг он вздрогнул: лицо его приняло обычно спокойное и твердое выражение.
– Ну, что такое? От кого? – неторопливо, но тотчас же спросил он, мигая от света. Слушая донесение офицера, Коновницын распечатал и прочел. Едва прочтя, он опустил ноги в шерстяных чулках на земляной пол и стал обуваться. Потом снял колпак и, причесав виски, надел фуражку.
– Ты скоро доехал? Пойдем к светлейшему.
Коновницын тотчас понял, что привезенное известие имело большую важность и что нельзя медлить. Хорошо ли, дурно ли это было, он не думал и не спрашивал себя. Его это не интересовало. На все дело войны он смотрел не умом, не рассуждением, а чем то другим. В душе его было глубокое, невысказанное убеждение, что все будет хорошо; но что этому верить не надо, и тем более не надо говорить этого, а надо делать только свое дело. И это свое дело он делал, отдавая ему все свои силы.
Петр Петрович Коновницын, так же как и Дохтуров, только как бы из приличия внесенный в список так называемых героев 12 го года – Барклаев, Раевских, Ермоловых, Платовых, Милорадовичей, так же как и Дохтуров, пользовался репутацией человека весьма ограниченных способностей и сведений, и, так же как и Дохтуров, Коновницын никогда не делал проектов сражений, но всегда находился там, где было труднее всего; спал всегда с раскрытой дверью с тех пор, как был назначен дежурным генералом, приказывая каждому посланному будить себя, всегда во время сраженья был под огнем, так что Кутузов упрекал его за то и боялся посылать, и был так же, как и Дохтуров, одной из тех незаметных шестерен, которые, не треща и не шумя, составляют самую существенную часть машины.
Выходя из избы в сырую, темную ночь, Коновницын нахмурился частью от головной усилившейся боли, частью от неприятной мысли, пришедшей ему в голову о том, как теперь взволнуется все это гнездо штабных, влиятельных людей при этом известии, в особенности Бенигсен, после Тарутина бывший на ножах с Кутузовым; как будут предлагать, спорить, приказывать, отменять. И это предчувствие неприятно ему было, хотя он и знал, что без этого нельзя.
Действительно, Толь, к которому он зашел сообщить новое известие, тотчас же стал излагать свои соображения генералу, жившему с ним, и Коновницын, молча и устало слушавший, напомнил ему, что надо идти к светлейшему.

Кутузов, как и все старые люди, мало спал по ночам. Он днем часто неожиданно задремывал; но ночью он, не раздеваясь, лежа на своей постели, большею частию не спал и думал.
Так он лежал и теперь на своей кровати, облокотив тяжелую, большую изуродованную голову на пухлую руку, и думал, открытым одним глазом присматриваясь к темноте.
С тех пор как Бенигсен, переписывавшийся с государем и имевший более всех силы в штабе, избегал его, Кутузов был спокойнее в том отношении, что его с войсками не заставят опять участвовать в бесполезных наступательных действиях. Урок Тарутинского сражения и кануна его, болезненно памятный Кутузову, тоже должен был подействовать, думал он.
«Они должны понять, что мы только можем проиграть, действуя наступательно. Терпение и время, вот мои воины богатыри!» – думал Кутузов. Он знал, что не надо срывать яблоко, пока оно зелено. Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвешь зелено, испортишь яблоко и дерево, и сам оскомину набьешь. Он, как опытный охотник, знал, что зверь ранен, ранен так, как только могла ранить вся русская сила, но смертельно или нет, это был еще не разъясненный вопрос. Теперь, по присылкам Лористона и Бертелеми и по донесениям партизанов, Кутузов почти знал, что он ранен смертельно. Но нужны были еще доказательства, надо было ждать.
«Им хочется бежать посмотреть, как они его убили. Подождите, увидите. Все маневры, все наступления! – думал он. – К чему? Все отличиться. Точно что то веселое есть в том, чтобы драться. Они точно дети, от которых не добьешься толку, как было дело, оттого что все хотят доказать, как они умеют драться. Да не в том теперь дело.
И какие искусные маневры предлагают мне все эти! Им кажется, что, когда они выдумали две три случайности (он вспомнил об общем плане из Петербурга), они выдумали их все. А им всем нет числа!»
Неразрешенный вопрос о том, смертельна или не смертельна ли была рана, нанесенная в Бородине, уже целый месяц висел над головой Кутузова. С одной стороны, французы заняли Москву. С другой стороны, несомненно всем существом своим Кутузов чувствовал, что тот страшный удар, в котором он вместе со всеми русскими людьми напряг все свои силы, должен был быть смертелен. Но во всяком случае нужны были доказательства, и он ждал их уже месяц, и чем дальше проходило время, тем нетерпеливее он становился. Лежа на своей постели в свои бессонные ночи, он делал то самое, что делала эта молодежь генералов, то самое, за что он упрекал их. Он придумывал все возможные случайности, в которых выразится эта верная, уже свершившаяся погибель Наполеона. Он придумывал эти случайности так же, как и молодежь, но только с той разницей, что он ничего не основывал на этих предположениях и что он видел их не две и три, а тысячи. Чем дальше он думал, тем больше их представлялось. Он придумывал всякого рода движения наполеоновской армии, всей или частей ее – к Петербургу, на него, в обход его, придумывал (чего он больше всего боялся) и ту случайность, что Наполеон станет бороться против него его же оружием, что он останется в Москве, выжидая его. Кутузов придумывал даже движение наполеоновской армии назад на Медынь и Юхнов, но одного, чего он не мог предвидеть, это того, что совершилось, того безумного, судорожного метания войска Наполеона в продолжение первых одиннадцати дней его выступления из Москвы, – метания, которое сделало возможным то, о чем все таки не смел еще тогда думать Кутузов: совершенное истребление французов. Донесения Дорохова о дивизии Брусье, известия от партизанов о бедствиях армии Наполеона, слухи о сборах к выступлению из Москвы – все подтверждало предположение, что французская армия разбита и сбирается бежать; но это были только предположения, казавшиеся важными для молодежи, но не для Кутузова. Он с своей шестидесятилетней опытностью знал, какой вес надо приписывать слухам, знал, как способны люди, желающие чего нибудь, группировать все известия так, что они как будто подтверждают желаемое, и знал, как в этом случае охотно упускают все противоречащее. И чем больше желал этого Кутузов, тем меньше он позволял себе этому верить. Вопрос этот занимал все его душевные силы. Все остальное было для него только привычным исполнением жизни. Таким привычным исполнением и подчинением жизни были его разговоры с штабными, письма к m me Stael, которые он писал из Тарутина, чтение романов, раздачи наград, переписка с Петербургом и т. п. Но погибель французов, предвиденная им одним, было его душевное, единственное желание.

Френсис Дрейк краткая биографиярасскажет что открыл Френсис Дрейк и о его плаваниях.

Френсис Дрейк биография кратко

Родился 13 июля 1540 в городе Тейвисток (графство Девоншир) в семье фермера. В юности плавал на каботажных судах, заходивших в Темзу. После первого путешествия через Атлантический океан Дрейк получил место капитана судна в эскадре Дж. Гаукинса. В 1567 г. он участвовал в морской экспедиции Гаукинса с целью захвата судов испанских работорговцев и грабежа испанских владений в Вест-Индии.

С 1570 г. Дрейк каждое лето совершал пиратские рейды в Карибском море, которое Испания считала своим. Он захватил Номбре-де-Дьос в Мексике, грабил караваны, перевозившие серебро из Перу в Панаму.

В декабре 1577 г. Дрейк отправился в свою самую известную экспедицию. Её снаряжали на деньги частных инвесторов, которые Дрейк смог получить благодаря покровительству графа Эссекса - фаворита Елизаветы I. Позднее мореплаватель упоминал, что сама королева вложила 1000 крон. Дрейку было поручено проплыть через Магелланов пролив, найти подходящие места для колоний и вернуться обратно тем же путём. Предполагалось также, что он совершит налёты на испанские владения в Америке.

>Дрейк отплыл из Плимута 13 декабря 1577 г. Он командовал кораблём «Пеликан» (позже его переименовали в «Золотую Лань») водоизмещением 100 т; в эскадре было ещё четыре небольших корабля. Доплыв до берегов Африки, флотилия захватила более десяти испанских и португальских судов. Через Магелланов пролив Дрейк вышел в Тихий океан; там сильный шторм 50 дней гнал корабли на юг. Между Огненной Землёй и Антарктидой Дрейк открыл пролив, названный позже его именем. Шторм повредил корабли. Один из них вернулся в Англию, другие потонули. У капитана осталась только «Золотая Лань». Двигаясь вдоль побережья Южной Америки, Дрейк грабил суда и гавани у берегов Чили и Перу. 1 марта 1579 г. он захватил судно «Какафуэго», нагруженное золотыми и серебряными слитками. В июле того же года корабль, которым командовал Дрейк, пересёк Тихий океан. В 1580 г. он вернулся в Плимут. Таким образом, мореплаватель совершил кругосветное путешествие (второе после Ф. Магеллана), которое принесло ему не только славу, но и богатство.

Получив свою долю добычи (не менее 10 тыс. фунтов стерлингов), Дрейк купил поместье близ Плимута. Королева Елизавета в 1581 г. пожаловала ему звание рыцаря. В 1585 г. Дрейк был назначен главнокомандующим английским флотом, направлявшимся В Вест-Индию. Это знаменовало начало войны с Испанией.

В марте 1587 г. Дрейк неожиданным штурмом завладел городом-портом Кадис на юге Испании, разрушил его и захватил около 30 испанских кораблей. И опять, помимо воинской славы, «пират королевы Елизаветы» получил огромные деньги - его личная часть от захваченных богатств составила более 17 тыс. фунтов стерлингов.

В 1588 г. Дрейк был назначен вице-адмиралом и сыграл решающую роль в разгроме «Непобедимой армады». Удача покинула Дрейка во время экспедиции в Вест-Индию в 1595 г. Он заболел дизентерией и умер 28 января 1596 г. близ Портобело (Панама).

Похоронили вице-адмирала по традиционному морскому обряду, в море.

Жизненный путь этого человека удивителен: в 16 лет капитан корабля, удачливый пират, совершивший вторым после Магеллана кругосветку, английский сэр и адмирал, ставший подлинным грозой морей и разгромивший «Непобедимую армаду». А все началось в середине XVI столетия в местечке Тависток английского графства Девоншир, где в семье фермера примерно в 1540 году родился первенец, названный Френсисом. Впоследствии в семье добавилось еще 11 детей, и отец, Эдмунд Дрейк, чтобы прокормить большое семейство, стал проповедником и в 1549 году перебрался в Кент, сдав свои земли в аренду.

Френсис с детства мечтал о дальних морских походах, славе и богатстве. Путь к осуществлению своей мечты он начал в 13 лет, нанявшись юнгой на небольшой корабль. Малый оказался толковым моряком, и уже вскоре стал помощником капитана, а в 16 (по другим сведениям в 18) лет купил небольшой барк, на котором стал перевозить товары. Но обычные торговые плавания дают мало прибыли, то ли дело пиратский промысел и торговля рабами. И Френсис в 1567 году, командуя кораблем в эскадре своего дальнего родственника Джона Хокинса, отправляется в дальнее плавание к берегам Африки за рабами, а затем в Вест-Индию, где можно заняться грабежом побережья и захватом испанских кораблей.

Этот поход, хоть и закончился провалом, дал молодому капитану опыт дальних плаваний. Когда на потрепанных штормами кораблях Хокинса занимались ремонтом в порту Веракрус, что на восточном побережье Мексики, их блокировала испанская эскадра. Вырваться с боем удалось только нескольким кораблям, в том числе и кораблю под командованием Дрейка. Вернувшись в Англию, Дрейк стал готовиться к новым походам.

Он совершил несколько удачных плаваний в Вест-Индию, где грабил суда в Карибском море, сжег несколько прибрежных городков и поселков, захватил испанские корабли в гавани Картахены. Наиболее удачными оказались его высадки на Панамском перешейке, где пиратам удалось разгромить несколько испанских караванов, доставлявших добытое серебро к побережью.

Теперь удачливого капитана хорошо знали в Англии, и в ноябре 1577 года Дрейк был отправлен в официальную экспедицию к побережью Америки в Тихий океан. Ему поручалось открытие и приведение под власть английской королевы новых земель, а главное – грабеж испанских территорий и кораблей, перевозивших серебро и золото. Чтобы сбить с толку испанцев, был распространен слух, что эскадра Дрейка направляется в Александрию.
В этот раз под командованием Дрейка было уже пять кораблей, свой флаг он поднял на 100-тонном флагмане «Пеликане». Корабль Дрейка нес 18 пушек, имел три мачты – фок и грот с прямыми парусами и бизань с косым парусом. Это было что-то среднее между караккой и галеоном. При сравнительно небольших размерах корабль обладал прекрасными мореходными качествами.

Стоит отметить, что в подготовке похода приняла участие королева Елизавета, которая в надежде на солидную прибыль даже преподнесла Дрейку подарки: расшитую морскую шапку, шелковый шарф, на котором золотом были вышиты слова: «Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог», а также изысканные продукты, сладости и благовония.

Плавание началось удачно. К концу января 1578 года корабли подошли к побережью Марокко, где захватили город Могадар, получив в качестве выкупа большое количество различных товаров. Затем отправились к берегам Америки, где занялись грабежами. Здесь на нескольких кораблях созрел заговор, их команды решили отделиться от Дрейка и заняться самостоятельным пиратством. Но заговор был раскрыт и жестоко подавлен, Дрейку даже пришлось повесить одного капитана. Переформировав команды и бросив два наиболее пострадавших корабля, Френсис отправился на юг к Магелланову проливу.

Пролив эскадра прошла успешно, но после него попала в жестокий шторм, разметавший корабли, которым уже не суждено было собраться. Один корабль разбился о скалы, другой вынесло назад в пролив и его капитан решил самостоятельно вернуться в Англию. А корабль Дрейка, который он к этому времени переименовал за прекрасные мореходные качества в «Золотую лань», унесло далеко на юг. Невольно Дрейк сделал важное географическое открытие, оказалось, что Огненная Земля не является выступом неведомого Южного материка, а всего лишь крупный остров, за которым продолжается открытое море. Впоследствии широкий пролив между Антарктидой и Огненной Землей назвали именем Дрейка.

Плыть далее на юг Дрейк не решился и отправился на север, захватывая и грабя по пути прибрежные города. Особо крупный куш ждал его в Вальпараисо. Здесь пиратам достался стоявший в гавани корабль, груженый золотом и дорогими товарами, а в городе оказался большой запас золотого песка. Но главное – на испанском корабле оказались секретные морские карты с подробным описанием западного побережья Америки.
Испанские города на побережье не ждали нападения англичан и не были готовы к его отпору. Идя вдоль берега, корсары Дрейка захватывали город за городом, набивая трюм золотом. А недалеко от Панамского перешейка им удалось взять на абордаж крупный испанский корабль «Карафуэго», на котором оказалось более 1,5 тонн золота и большое количество серебра.

Дрейк не только грабил испанцев, он прошел вдоль побережья Америки значительно севернее испанских территорий. В середине июня он пристал к берегу для ремонта и пополнения провизии, а заодно исследовал регион в районе современного Сан-Франциско, объявив его английским владением и дав ему название «Новый Альбион». В 1936 году в этом месте, названном бухтой Дрейка, нашли медную пластинку с датой 17 июня 1579 года и надписью, что эта территория является.
Рейд вдоль западного побережья Америки оказался необычайно удачен. Корабль Френсиса Дрейка был перегружен богатейшей добычей, пора было подумать о возвращении в Англию. Но идти к Магелланову проливу капитан не рискнул, понимая, что там его уже ждут испанские корабли. Решив обмануть испанцев, Дрейк отправился в неведомый путь через Тихий океан.

Ему повезло, погода благоприятствовала плаванию, и вскоре он достиг Марианских островов. В Индонезии у острова Целебес пришлось сделать длительную остановку, чтобы отремонтировать корабль перед длительным рейдом вдоль берегов Африки. Дальнейшее плавание прошло спокойно, и 26 сентября 1580 года «Золотая лань» вошла в порт Плимут. Так закончилось второе после Магеллана кругосветное плавание, совершенное пиратом и авантюристом Френсисом Дрейком. В Плимуте капитана ждала торжественная встреча. Королева Елизавета прибыла на «Золотую лань» и прямо на палубе произвела Френсиса Дрейка в рыцари. И королеве было за что его награждать, ведь Дрейк привез добычу, почти в два раза превышавшую годовой доход английской казны. Кстати, в Англии в тот период только около 300 человек имели звание рыцаря. Стоит учесть, что формально Дрейк стал первым капитаном, организовавшим и совершившим кругосветку, так как Магеллан погиб до окончания плавания, а берегов Испании достигли только остатки его экипажа - всего 21 человек.

Поход Дрейка вызвал крупный международный скандал, так как официального состояния войны в этот период между Англией и Испанией не было. Испанский король даже потребовал, чтобы королева Англии примерно наказала Дрейка за пиратство, возместила ущерба и принесла извинения. Естественно, что ни наказывать Дрейка, ни возмещать ущерб королева Елизавета не собиралась. Испанскому королю ответили, что он не может «воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать».

Дрейк теперь мог почивать на лаврах. Он получил пост мэра Плимута, стал инспектором королевской комиссии, занимавшейся проверкой состояния флота, а в 1584 году был избран членом палаты общин. Но сухопутная жизнь Френсиса Дрейка явно тяготила. Когда в середине 80-х годов отношения Англии с Испанией обострились, он предложил королеве свои услуги и получил указ сформировать большой флот для удара по Испании.
В короткий срок Дрейку, получившему чин генерал-адмирала, удалось подготовить к походу 21 корабль. В 1585 году эскадра Дрейка вышла в море. Это была внушительная сила, но идти к берегам Испании Дрейк не решился, а испанские владения на островах и в Америке основательно пограбил, захватив ряд крупных городов, в том числе Санто-Доминго и Картахену. Правда, ему пришлось забрать из Америки английских колонистов, которым после ухода эскадры грозило уничтожение. В Плимут Дрейк снова вернулся с богатой добычей.

Соперничество Англии и Испании на море возрастало, и испанский король решил нанести упреждающий удар, подготовив крупный флот с десантом - «Непобедимую армаду». Он надеялся полностью разгромить английский флот и заставить королеву пойти на перемирие на выгодных для себя условиях. Он не мог и предполагать, что все его планы будут сорваны Дрейком, а Англия благодаря бывшему пирату вскоре станет «Владычицей морей».

Готовясь к удару по Англии, испанцы сосредоточили в Кадисе и Лиссабоне порядка 150 кораблей и транспортных судов. Но подготовка кораблей и десанта затягивалась, и англичане нанесли удар первыми. Дрейк с небольшой эскадрой в 13 кораблей 19 апреля 1587 года внезапно атаковал испанские корабли в порту Кадиса. Соотношение 60 к 13 не испугало бывшего пирата. Его моряки действовали смело, слаженно и дерзко. Им удалось прямо в бухте потопить 30 кораблей, а часть кораблей, включающую и мощнейший 1200-тонный галеон, захватить и увести с собой. Эскадра Дрейка даже предприняла рейд к Лиссабону, но атаковать город, в гавани которого стояли боевые корабли, не решилась, ограничившись разорением окрестностей и захватом торговых судов.
Испанскому флоту был нанесен серьезный удар, но мощь его еще не была подорвана, и Англия стала готовиться к обороне. Вопреки прогнозам, королева в 1588 году назначила главнокомандующим английским флотом не Дрейка (который флот собственно и подготовил), а лорда Хауарда, поручив Френсису быть при нем главным советником. Несмотря на начавшуюся блокаду, английский флот вырвался в море и нанес «Армаде», серьезно потрепанной штормом, несколько болезненных поражений, заставив её начать отступление.

В ходе преследования Дрейк, командовавший частью эскадры, 29 июля у Гравлина разгромил большую часть из остатков испанского флота. Но затем он совершил серьезный просчет, когда, не имея осадных орудий, начал блокаду Лиссабона, где укрылись остатки «Армады». Город ему взять не удалось, а большую часть своих сил он потерял. Относительная неудача вызвала гнев королевы, и Дрейка отстранили от военно-морских дел, но он продолжал оставаться мэром Плимута и депутатом парламента. Чтобы не быть окончательно оторванным от флота он в этот период основал в Чатеме приют и госпиталь для раненных моряков.

В 1594 году Англии снова понадобился опытный адмирал, чтобы возглавить оборону острова от очередной экспедиции испанцев. Адмирал Дрейк и в этот раз действовал успешно, испанцы были отбиты. А на следующий год он возглавил небольшую эскадру из 6 кораблей и двух десятков торговых судов к берегам Америки. Но на этот раз фортуна Дрейку изменила. Его десант на Канарских островах был отбит, попытки захватить Сан-Хуан также оказались безуспешными. Дрейк смог потопить несколько испанских кораблей и разграбить поселки на побережье, но большего достичь не удалось.
Неудачи преследовали эскадру, в экипажах распространились болезни. Началась лихорадка и у Дрейка. Справиться с болезнью ему уже было не суждено. Близ Порто-Бельо утром 28 января 1596 года адмирал скончался. По традиции Френсиса Дрейка, положив тело в свинцовый гроб, похоронили в море. Остатки эскадры под командованием Томаса Баскервиля вернулись в Плимут без своего адмирала.

В Англии чтут память адмирала Френсиса Дрейка. В Плимуте ему установлен памятник, создан музей его имени, а воссозданный корабль «Золотая лань», на котором он совершил кругосветку, снова прошел тем же маршрутом и теперь является туристической достопримечательностью.

Фрэнсис Дрейк - корсар её величества Елизаветы Английской

Фрэнсис Дрейк (Francis Drake ) Годы жизни: ~1540 - 28.1.1596

Френсис Дрейк - корсар, мореплаватель, вице-адмирал английского флота. Вторым после Магеллана и первым среди англичан совершил кругосветное плавание в 1577-1580 гг. Талантливый флотоводец и организатор. Был одной из главных фигур при разгроме английским флотом Непобедимой испанской армады. За свои заслуги был пожалован королевой Елизаветой I в рыцари и стал именоваться сэр Френсис Дрейк.

Имя Френсиса Дрейка ассоциируется в первую очередь со словом корсар. О его подвигах и приключениях написано немало книг и снято фильмов. Меж тем масштаб этой исторической фигуры значительно выше образа заурядного морского грабителя.

В эпоху колониальных захватов практически все переселенцы и колонизаторы были бандитами, грабителями и работорговцами. Фрэнсис Дрейк не был исключением. Просто он был удачливее и масштабнее других.

Начало биографии Ф. Дрейка

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)" face="Georgia"> Фрэнсис Дрейк был родом из среднего сословия, его родители владели усадьбой-фермой. Отца звали Эдмунд и детей у него было больше десятка, Фрэнсис был старшим ребенком. Уже в 12 лет Фрэнсис знакомится с морем. Он – юнга на торговом корабле своего дальнего родственника. Мальчик сумел проявить себя и так понравился хозяину корабля, что тот оставил Дрейку этот корабль в наследство. Таким образом, Дрейк уже в восемнадцать лет становится владельцем и капитаном собственного судна. Сама судьба связывала его с морем.

Почему Дрейк решил стать корсаром

В возрасте 27 лет Дрейк совершает первое дальнее океанское плавание в африканскую Гвинею, потом в Вест-Индию (как тогда называли открытые Колумбом земли). Он был капитаном одного из кораблей в флотилии своего родственника Джона Хокинса, а занимались они работорговлей. Когда корабли с черным товаром были уже у берегов Мексики, их атаковали испанские военные корабли и потопили почти всех. Спастись удалось лишь Хокинсу и Дрейку. Это было в 1567 году. Легенда гласит, что англичане потребовали у испанцев компенсацию (каким образом?). Те, конечно, отказались. Тогда Дрейк публично заявил, что сам возьмет у испанской короны все, что посчитает нужным. И тут началось.

В 1572 году, когда Дрейку исполнилось 32 года, он организовал первую захватническую экспедицию к берегам Нового Света, и начал грабить испанские корабли и поселения. Главной удачей этого похода был захват испанского «Серебряного каравана» с тридцатью тоннами серебра. Хроники утверждают, что Дрейк вернулся в Англию в богатстве и славе.

Здесь уместно напомнить, что Дрейк не был пиратом, он был корсаром (). То есть он имел государственный патент на грабежи кораблей противника, находился «под крышей» английской короны и, соответственно, значительную часть добычи отдавал в казну государства.

После того, как Фрэнсис Дрейк зарекомендовал себя не только незаурядным морским волком, но и патриотом, он был всячески обласкан королевой Елизаветой I , которой всю жизнь служил верой и правдой, доказывая свою преданность конкретными делами на благо Англии.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> При Елизавете I (царствовала 1559-1603) Англия вступила на путь войны за передел мира и захват новых земель. Это было начало становления Британской колониальной империи и всего того, что впоследствии сделает Англию «владычицей морей».

Королева поручает Дрейку возглавить важную разведывательно-захватническую экспедицию в Новый Свет. Официальная цель экспедиции была исследовательская. Фактически же Дрейку поручалось провести разведку всего американского тихоокеанского побережья, нанести удары по испанским поселениям, награбить как можно больше ценностей и застолбить за английской короной новые земли, если таковые будут открыты.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Дрейк блестяще справился с поставленной задачей. Экспедиция из шести судов стартовала 15 ноября 1577 года от английских берегов, спустилась к югу американского континента, прошла , вышла в Тихий океан. Здесь ее застигла жуткая буря, которая отбросила корабли южнее островов Огненной Земли.

И тут Дрейк сделал открытие, что между Южной Америкой и (неоткрытой еще) Антарктидой существует водный путь. Этот пролив впоследствии получил его имя. Так он называется и по сей день – пролив Дрейка.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)" face="Georgia">
Во время этого шторма все корабли эскадры пропали без вести, осталось только флагманское судно «Пеликан». После чудесного спасения капитан решил переименовать его в «Золотую лань». Это, пожалуй, единственный в истории случай переименования корабля во время плавания.

«Золотая лань» завершает кругосветное плавание Дрейка

Удача сопутствовала Дрейку и в этом походе. Он поднялся к северу вдоль западного берега Южной Америки, нападая на все испанские порты, грабил по дороге все и всех. Как ему это удавалось с одним кораблем, бог знает.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Дрейк на «Золотой лани» поднялся значительно севернее испанских колоний, к берегам современной Калифорнии и Канады. Документальных свидетельств его пребывания не сохранилось, но исследователи считают, что он дошел до места, где ныне располагается Ванкувер. Тихоокеанское побережье нынешних США и Канады тогда было совершенно «диким», не исследованным и никем не захваченным. Дрейк, как полагается, застолбил новые земли за Английской короной.

Дрейк пересекает Тихий океан

После отдыха, ремонта и пополнения запасов экспедиция пошла на запад и вышла к Молуккским островам (знаменитым Островам пряностей). Оттуда корабль Дрейка взял курс домой, обогнул и 26 сентября 1580 года вновь вернулся к английским берегам.

Добыча кругосветного похода Френсиса Дрейка

Как утверждают британские ученые исследователи, Дрейк привез в трюмах «Золотой лани» золота, серебра, пряностей и всякого награбленного добра на сумму в шестьсот тысяч фунтов стерлингов! Они (британские ученые) утверждают, что эта сумма в два раза превышала тогдашний годовой бюджет королевства!

Дрейк был встречен как национальный герой. Королева Елизавета возвела его в рыцари. С этого момента он получил право именоваться сэр Френсис Дрейк.

Кроме золота и разного барахла, Дрейк привез из Америки клубни картофеля, которые хорошо прижились на европейской земле и можно сказать, кардинально изменили рацион питания европейцев. За что англичане и жители других стран премного благодарны именно Дрейку, а вовсе не Колумбу, как принято считать у нас.

Дрейк продолжал свою разбойничью работу на пользу родному отечеству. Он нападал не только на колониальные владения Испании, но и на ее европейские порты, в частности, на Кадис. Тот самый Кадис, из которого стартовала .

Своими умелыми и решительными действиями Дрейк нанес существенный урон испанскому владычеству на морях. Он сыграл ключевую роль в разгроме знаменитой испанской «Непобедимой армады» в 1588 году. Это событие, повторим, стало отправной точкой в становлении Англии в качестве великой морской державы.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Судьба всю жизнь была благосклонна к Фрэнсису Дрейку. И лишь немножко подпортила картину в самом конце – Дрейк погиб не в бою, как полагается рыцарю, а скончался от дизентерии во время своего последнего грабительского похода в Вест-Индию в 1596 году. Зато похоронен наш герой в море, как и подобает настоящему морскому волку.

И еще. Бог не дал Дрейку детей, и все его состояние перешло к его племяннику. Но в истории осталось имя интереснейшего и неординарного человека, отважного морского разбойника и большого патриота своей родины, для которой он старался всю свою жизнь.

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Русские путешественники и первопроходцы