Колизей памятник архитектуры древнего рима. Архитектура Колизея в Риме

Происхождение названия

Официально римская арена называлась Амфитеатр Флавиев. Привычное для нас название «Колизей» достопримечательность получила только в VIII веке от латинского слова «colosseus», что в переводе означает «громадный, колоссальный». Распространённое мнение, что название происходит от стоявшей неподалеку колоссальной 36-метровой статуи Нерона, является ошибочным.

Предыстория постройки Колизея

Чтобы понять причины постройки Колизея необходимо разобраться в ситуации, сложившейся в течении десятилетия, которое предшествовало началу строительства. Римский Великий пожар 64 года нашей эры расчистил в городе обширные территории, в том числе и долину трёх холмов (Целий, Палатин и Эсквилин), где и расположен амфитеатр. Император Нерон, воспользовавшись пожаром, захватил огромную часть освободившейся земли для строительства дворцового комплекса, размеры которого до сих пор остаются рекордными для всех монарших резиденций, когда-либо построенных на территории Европы. По разным данным, дворцовый комплекс Нерона располагался на площади от 40 до 120 гектаров и так поражал своим великолепием, что впоследствии получил название «Золотой дом Нерона». Для его строительства император сильно увеличил налоги. Деспотия и произвол Нерона, вместе с полным отстранением от управления империей, привели к государственному заговору. Сложилась редкая ситуация, когда император сумел настроить против себя сразу все социальные слои древнеримского общества. Понимая, что судьба его решена, Нерон покончил жизнь самоубийством.

Новый император Веспасиан, будучи тонким политиком и прагматиком, понимал насколько важно заполучить поддержку римской толпы. Рецепт был прост - нужно обеспечить «хлеба и зрелищ». Там где был расположен дворцовый комплекс для Нерона Веспасиан решает построить огромное сооружение для населения Рима. Символичность очевидна. Выбор пал на проект постройки нового грандиозного амфитеатра. Особенно важно реализовать задуманную идею было в связи с желанием Веспасиана стать основателем императорской династии Флавиев. Амфитеатр должен был стать семейным монументом на века.

Финансирование постройки

Расточительный Нерон разорил казну, поэтому Веспасиан должен был как можно быстрее найти финансовые средства для строительства. В это самое время, к огромному несчастью для себя, иудеи подняли восстание против римского господства. Веспасиан и его сын Тит воспользовались представленной возможностью, чтобы жестко подавить бунт, а заодно и разграбить Иерусалим. Особенно богатой добычей стал религиозный комплекс города под названием «Храмовая гора», главной достопримечательностью которой на тот момент являлся Второй Иерусалимский Храм. 30 тысяч пленников были проданы в качестве рабов, а ещё 100 тысяч отправлены в Рим для наиболее тяжёлых работ по добыче камня в карьере и его транспортировке к месту строительства Колизея. Получается, что предыстория Колизея такая же кровавая и жестокая, как и события, происходившие в последствии на его арене.

Конечно же, почувствовали на себе грандиозную постройку величайшего из римских сооружения и простые граждане. В империи подняли старые и ввели новые налоги. Был введён даже налог на туалеты, благодаря которому и появилось выражение «Деньги не пахнут». Именно так ответил Веспасиан своему сыну Титу, когда тот поставил под сомнение моральный аспект нового налога.

Строительство и архитектура Колизея

Колизей - самый грандиозный античный амфитеатр. Его размеры:

  • длина наружного эллипса - 524 метров;
  • большая ось - 187 метров;
  • малая ось - 155 метров;
  • длина арены (также эллиптической формы) - 85 метров;
  • ширина арены - 53 метров;
  • высота стен - 48 метров;
  • толщина фундамента - 13 метров.

Строительство Колизея, начатое в 72 году во время правления Веспасиана, было закончено и освящено при его сыне императоре Тите в 80 году . В этот исторический период в Риме проживало более одного миллиона жителей. Амфитеатр должен был быть достаточно большой, чтобы вмещать 50 тысяч зрителей и одновременно прочный, чтобы выдерживать вес собственной тяжести. Решение этой задачи наглядно продемонстрировал гений римской архитектурной мысли. Многие инженерные решения, который были использованы при постройке Колизея, стали революционными.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Инженерная идея амфитеатра проста и гениальна. Каркас сооружения представляет собой прочную конструкцию пересекающихся радиальных (отходящих от арены во все стороны) и концентрических (окружающих арену) стен. Всего было возведено 80 постепенно повышающихся радиальных и 7 концентрических стен. Над ними находились ряды для зрителей.


Внешняя концентрическая стена амфитеатра включает четыре яруса, первые три из которых насчитывают по 80 арок семиметровой высоты. В оформлении первого яруса используются декоративные полуколонны тосканского ордера, второго яруса - ионического, третьего - коринфского. Последний четвёртый ярус представляет собой сплошную стену (без арок) с небольшими прямоугольными окнами. В простенках между окон были размещены бронзовые щиты, а в арочных проёмах второго и третьего этажа установлены статуи.


Использование арок, особенностью которых является возможность сократить вес всего сооружения, было единственно верным и возможным инженерным решением для столь высоких стен. Другим преимуществом арочных конструкций была их однотипность, что серьёзно упрощало постройку всего сооружения. Арочные секции создавались отдельно, и только затем собирались вместе как конструктор.

Строительные материалы

Несущие радиальные и концентрические стены амфитеатра выложены из природного известняка, известного как травертин. Его добывали вблизи Тиволи (35 км от Рима). Исследователи полагают, что на этапе добычи, доставки и первичной обработки травертина трудились те самые 100 тысяч пленников, захваченных в результате подавления иудейского восстания. Затем камень попадал в руки римских мастеров. Качество их обработки, как и уровень строительства в целом, просто потрясают. Обратите внимание на то, как точно огромные камни прилегают друг к другу.

Все блоки из травертина были соединены друг с другом железными скобами, которые извлекли в Средние века, что сильно ослабило конструкцию всего сооружения. Подсчитано, что на скобы, стягивающие стены, было потрачено 300 тонн металла. Сейчас на их месте в сохранившихся стенах зияют сквозные дыры.

Кроме травертина, используемого для несущих радиальных и концентрических стен, при постройке Колизея римские инженеры широко применяли вулканический туф, кирпич и бетон, преимуществом которых была относительная лёгкость. Например, блоки из туфа предназначались для верхних ярусов амфитеатра, а бетон и кирпич хорошо подходили для перегородок и перекрытий внутри сооружения.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Входы в Колизей

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее, используется при строительстве стадионов и по сей день - множество входов расположены равномерно по всему периметру сооружения. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5.

Всего Колизей насчитывал 80 входов, из которых 4 были предназначены для сенаторов и членов магистрата, 14 - для всадников, 52 - для всех других социальных категорий. Входы для всадников назывались южный, северный, западный и восточный, тогда как другие 76 имели свой порядковый номер (от I до LXXVI). Если хорошо присмотреться, некоторые из них можно увидеть даже сегодня. Каждый зритель в зависимости от социального статуса получал билет (табел), где указывалось не только его место, но и каким входом он должен воспользоваться.

Чем важнее был человек, тем проще ему было добраться до своего места. Кроме того, коридоры и лестницы амфитеатра были спланированы таким образом, чтобы люди разных сословий не сталкивалась друг с другом. Такая хорошо продуманная система практически исключала давку.

Места для зрителей


Римский Колизей мог вместить одновременно до 50 000 человек. Зрители рассаживались в строгом соответствии с социальной иерархией. Нижний ряд, или подиум, был предназначен для сенаторов и членов магистрата. Здесь же, хотя и на небольшом возвышении, находилась ложа императора. За подиумом располагался ярус для всадников, а затем ярус с местами для тех, кто обладал статусом гражданина в Римской империи. Следующий ярус - для плебса и женщин. Последним был стоячий ярус для рабов и не знатных иностранцев. Получается, что Колизей представлял собой модель римского общества в миниатюре.

Арена и гипогей

На арену вели два входа: «Ворота Триумфа» (лат. Porta Triumphalis), через которые гладиаторы и звери выходили на арену и возвращались обратно с победой, и «Ворота Либитины» (лат. Porta Libitinaria), названные так в честь богини смерти и погребения, и куда уносили мёртвых или раненных.

Со временем желание более величественных зрелищ на арене Колизея только увеличивалось. Чтобы римская толпа постоянно была счастливой и податливой в управлении, требовались постоянные новшества. Уже спустя 5 лет после открытия арена была полностью реконструирована Домицианом, вторым сыном Веспасиана. Домициан создал под ареной подземный комплекс невиданного масштаба - гипогей. Он представлял собой ряд технических и хозяйственных помещений со сложной системой специальных ходов и помостов (лифтов) для поднятия на арену гладиаторов и зверей. Всего было 60 люков и 30 помостов.


Благодаря уникальной функциональности гипогея арена Колизея могла видоизменяться в зависимости от сценария. Здесь разворачивались настоящие театрализованные действия, целью которых было преподнести смерть и убийство ещё более красочной и яркой. Возводились декорации, имитирующие природу или сооружения. Участники шоу, особенно если это было массовое шоу, появлялись в самый неожиданный момент в крайне важных местах, чем могли серьёзно изменить диспозицию сражающихся сторон на арене. Гипогей поднял игры на более высокий уровень. Сегодня эта часть Колизея единственная, которая практически не пострадала от времени.

Веларий (навес)

В жаркие и дождливые дни над амфитеатром натягивался веларий (навес из парусины), который крепился на 240 деревянных мачтах, установленных в каменные стойки-консоли верхнего четвёртого яруса внешней стены. Управляли навесом несколько тысяч специально обученных матросов, ранее служившие на флоте. К сожалению, подробной информации, каким именно способом функционировал навес и как его натягивали, не сохранилось.


История функционирования Колизея

Первый ремонт, как показали исследования археологов, был сделан после пожара в период правления императора Антонина Пия (138–161). В 217 году в результате попадания молнии в верхний этаж Колизея, бóльшая часть амфитеатра выгорела. В 222 году на арене возобновили проведение игр, однако полностью реконструкция сооружения была закончена лишь в 240 году при императоре Гордиане III и по такому случаю выпустили юбилейную монету.

В 248 году император Филипп организовал в Колизее грандиозные празднования тысячелетия Рима. В 262 году амфитеатр смог относительно успешно пережить сильное землетрясение. Вторая половина IV века ознаменовалась постепенным закатом гладиаторских игр под влиянием распространения христианства:

  • в 357 году император Константин II запретил римским военным после окончания службы добровольно поступать в гладиаторские школы;
  • в 365 году император Валентиниан запретил судьям приговаривать преступников к смерти на арене;
  • в 399 были закрыты все гладиаторские школы.

Поводом к окончательному запрету гладиаторских боёв послужил случай, описанный епископом Феодоритом Киррским. В 404 году христианский монах из Малой Азии по имени Телемах выскочил на арену и бросился к сражающимся гладиаторам, пытаясь разнять их. Это благочестивое рвение стоило ему жизни: разгневанная толпа набросилась на миротворца и растерзала монаха. Однако жертва Телемаха была не напрасной: под впечатлением его мученической смерти император Гонорий навсегда запретил гладиаторские игры.

Захват Рима готами (410 год) привёл к разграблению амфитеатра, с которого были сняты бронзовые украшения и декоративные элементы. Последние игры (включали только травлю диких животных) провёл Флавий Аниций Максим в 523 году. Начиная с VI века, Колизей под влиянием природных стихий стал стремительно приходить в упадок, его арена зарастала деревьями и травой, а под трибунами находили убежище дикие животные.

В период Средневековья, все знания о назначении амфитеатра были утеряны. Люди начали представлять себе, что грандиозное сооружение являлось храмом Бога Солнца. В специальных брошюрах для паломников, которые посещали Рим, Колизей описывали как круглый храм, посвящённый различным богам, и когда-то покрытый куполом из бронзы или меди. Постепенно всё пространство внутри амфитеатра стало застраиваться домами мелких мастеров и ремесленников. Также в Средние века была популярна легенда, что влиятельная семья Франджипани (Frangipani) спрятала в Колизее свои сокровища.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме стало причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на античную достопримечательность начали смотреть как на место добычи строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали использовать для строительства новых зданий. Многие римские особняки, дворцы и храмы были построены из мрамора и травертина добытого на руинах Колизея.

Так, в XV и XVI столетиях Папа Павел II использовал камень из Колизея для постройки так называемого Венецианского дворца, кардинал Риарио - Дворца Канцелярии, а Павел III - Паллацо Фарнезе. Известно, что Сикст V намеревался воспользоваться Колизеем для обустройства суконной фабрики, а Климент IX и вовсе на короткий период времени превратил его в завод для добывания селитры. Несмотря на такое потребительское отношение значительная часть амфитеатра всё же уцелела, хотя и в крайне обезображенном состоянии.


Современные архитектурные исследования Колизея начались примерно в 1720 году, когда Карло Фонтана сделал осмотр амфитеатра и изучил его геометрические пропорции. В это время первый ярус сооружения уже был полностью погребён под землёй и мусором, накопленным за многие столетия.

Первым Папой Римским, принявшим Колизей под свою защиту, был Бенедикт XIV (понтифик с 1740 по 1758 годы). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагрённое кровью многих христианских мучеников, и приказал установить посреди арены громадный крест и ряд алтарей в память об истязаниях, шествии на Голгофу и крёстной смерти Спасителя. Он же (Бенедикт XIV) поставил точку в многовековом «ограблении» Колизея, запретив использовать сооружение в качестве каменоломни.

В 1804 году Карло Феа, археолог и хранитель древностей, осмотрев памятник архитектуры, составил меморандум, в котором отметил важность немедленных восстановительных работ из-за опасности обрушения стен. Уже через год начались раскопки и тщательное обследование амфитеатра для реконструкции, которой руководил архитектор Кампорези. В течение всего времени вплоть до 1939 года вся территория Колизея постепенно очищалась от мусора и многовековых наслоений грунта. Также были укреплены внешние стены и расчищена арена.

Во второй половине XX века положение Колизея ухудшилось из-за просачивания дождевой воды, атмосферного загрязнения (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрации от интенсивного движения городского транспорта. Исследователи считают, что с VI по XXI век Колизей утратил две трети своего первоначального «объёма». Конечно же, главную роль в разрушении сыграли сами жители Рима, использовавшие длительное время заброшенную арену в качестве источника травертина для строительства новых сооружений.

Зрелища на арене Колизея

На арене амфитеатра публике предлагались такие увеселительные зрелища, как бои гладиаторов, травля диких животных, убийство осуждённых преступников и реконструкция морских битв. Торжества в честь открытия Колизея, организованные императором Титом в 80 году, продолжались ровно 100 дней. За это время в боях приняло участие около 5000 гладиаторов и 6000 диких зверей. Из них 2000 гладиаторов и 5000 животных были убиты.

Раненые в бою люди и животные теряли много крови и чтобы настил арены не становился скользким, его посыпали слоем сухого песка, который хорошо впитывал кровь. Такой песок, пропитанный кровью, называли «харена», от которого и пошло слово «арена».


Вопреки мнению о том, что якобы в Колизее казнили христиан в огромных масштабах, существует другое - что всё это не более, чем удачная пропаганда католической церкви, которая в своё время остро нуждалась в создании образов страданий и мученичеств. Конечно, отдельные казни христиан на арене происходили, однако их количество принято считать преднамеренно завышенным.

Традиционно действие на арене Колизея начинали утром с представления калек и клоунов, которые развлекали публику ненастоящими боями без кровопролития. Также иногда выступали и женщины в состязаниях по стрельбе и владению оружием. Затем проходила травля диких животных. К обеду начинались казни. Убийцы, разбойники, поджигатели и расхитители храмов приговаривались римским правосудием к самой жестокой и позорной смерти на арене. В лучшем случае им давали оружие и у них был призрачный шанс против гладиатора, в худшем - отдавали на растерзание животным. Со временем такие казни превратились в настоящие театральные представления. На арене устанавливали декорации, а преступников наряжали в соответствующие костюмы.

- вечернее освещение и уникальная подсветка добавляют необыкновенной фактуры и таинственности архитектурным шедеврам - 3 часа, 29 евро

- сыры, прошутто, пицца, вино, выпечка и другие деликатесы итальянской кулинарии - 4 часа, 65 евро

Бои гладиаторов

Происхождение гладиаторских игр до сих пор остаётся предметом дискуссий. Есть версия, что корнями они уходят в этрусский обычай жертвоприношений во время похорон знатного человека, когда в жертву приносили воина, побеждённого в схватке, чтобы умилостивить дух покойника. Историки полагают, что первые гладиаторские игры были проведены в 246 году до нашей эры Маркусом и Децимусом Брут в честь их умершего отца, Юния Брута, в качестве подарка для мёртвых.

Гладиаторами становились осуждённые на смерть преступники, военнопленные, или рабы, которых специально покупали для этой цели и обучали. Профессиональными гладиаторами были и свободные люди, которые добровольно вызывались участвовать в играх, в надежде заработать деньги или обрести славу. Заключая первый договор, гладиатор (если прежде он был свободным человеком) получал одноразовую плату. При каждом повторном продлении контракта сумма значительно повышалась.


Гладиаторы проходили обучение в специальных школах–казармах, изначально принадлежащих частным гражданам, но позже ставших собственностью императора, чтобы предотвратить образование частных армий. Так, император Домициан построил около Колизея четыре подобных казармы для гладиаторов. К ним примыкали: тренировочные помещения, госпиталь для раненых, морг для убитых и склад с оружием и продовольствием.

Известно, что на арену выходили даже отдельные римские императоры. Так, историк Элий Лампридий в начале V века пишет об императоре Коммоде: «Он сражался как гладиатор и с такой радостью получал гладиаторские имена-прозвища, словно они давались в награду за триумфы. Он всегда выступал в гладиаторских играх и приказывал вносить сообщения о всяком своём выступлении в официальные исторические документы. Говорят, что на арене он сражался 735 раз». Также любили «поиграться» в гладиаторов императоры Тит и Адриан.

Археологами были расшифрованы несколько надписей, найденных на камнях Колизея под ареной. Одна из них говорит, что «гладиатор Фламма четыре раза получал деревянный меч, но предпочёл остаться гладиатором». Вручение деревянного меча после боя означало, что гладиатору даруется свобода, от которой он вправе отказаться.

Сценарии гладиаторских боёв были различны. Участники сражались как один на один, так и отрядами на выживание сильнейших. Самым зрелищным и кровожадным был групповой бой по принципу «каждый сам за себя», который завершался, когда в живых оставался только один из гладиаторов.


В размахе гладиаторских боёв рекорд принадлежит Траяну. Он организовал игры продолжительностью 123 дня, в которых приняло участие 10 тысяч гладиаторов. Всего за годы правления Траяна на арене погибло 40 000 человек.

Образ жизни гладиаторов был близок к военному: проживание в казармах, жёсткая дисциплина и ежедневные тренировки. За неподчинение и несоблюдение правил гладиаторы сурово карались. Для тех, кто хорошо сражались и побеждали, существовали особые привилегии: специальный рацион и установленный режим дня, позволяющий поддерживать хорошую физическую форму. За победы нередко в качестве вознаграждения гладиаторам приводили наложниц. Денежное вознаграждение за успешные бои поступало в распоряжение школы. В суровых буднях и бесконечных играх со смертью гладиаторы, однако, не были обделены женским вниманием и любовью. К сильным мужественным воинам пылало страстью множество женщин, в числе которых было немало знатных особ.

Также в Риме были специализированные школы, в которых обучали сражаться с дикими животными, разным изощрённым трюкам и способам их убийства для увеселения зрителей. Эта категория воинов именовалась venatores. Они были ниже рангом, чем гладиаторы.

Травля диких зверей


Первое упоминание о травле диких зверей в Риме относится к 185 году до нашей эры. Скорее всего, новое развлечение было заимствованно во время Пунической войны с карфагенянами, у которых существовал обычай выставлять беглых рабов на бой против диких животных.

Для травли на арене Колизея в Рим привозили диких зверей со всех концов империи. Ценились не только хищники, такие как львы, пантеры и гепарды, но и экзотические не агрессивные животные (например, зебры). Разнообразие зверей в первую очередь было проявлением имперского могущества. Со временем, травли привели к ужасным последствиям - некоторые виды попросту вымерли (слоны в северной Африке, гиппопотамы в Нубии, львы в Месопотамии).


За день до травли животных выставляли в специальном месте для осмотра публики. В Риме это был виварий рядом с портом. Затем зверей перевозили и размещали в помещениях гипогея (под ареной амфитеатра), где они ждали своего часа, чтобы по специальному помосту эффектно подняться на поверхность арены. В некоторых представлениях животные сражались друг с другом, например, лев против тигра, быка или медведя. Иногда пары были неравны: львы ставились против оленей.

Однако большинство звериных травль проходило с участием человека. Это был либо обученный «охотник» (лат. venatores), вооружённый копьём или мечом и защищённый кожаными доспехами, либо «бестиарий» (осуждённый преступник, которого приговорили к сражению с хищным зверем). Преступник, как правило, был вооружён только кинжалом, чтобы его вероятность выжить на арене сводилась к минимуму. Обычно представление заканчивалось выступлением прирученных животных, специально обученных выполнять трюки, аналогично современным выступлениям в цирке.

Своеобразный рекорд кровопролития при травле, как и в гладиаторских боях, принадлежит императора Траяну. В честь его победы над жителями Балкан в Колизее было затравлено около 11 тысяч различных зверей (слонов, гиппопотамов, тигров, лошадей, львов, жирафов, зебр и многих других).

Травля зверей, единственное кровавое действие эпохи Древнего Рима, которое продолжалось ещё долгое время после падения империи, хотя и совершенно в других масштабах. Принято считать, что бои быков корнями уходят именно в звериную травлю.

Навмахии (морские сражения)

Навмахии (греч. Ναυμαχία) представляли собой реконструкцию известных морских сражений, в которых участниками, как правило, были осуждённые к смерти преступники, реже - гладиаторы. Для реконструкций требовалась полная водонепроницаемость арены и обеспечение глубины около двух метров. Навмахии были слишком затратны, так как корабли и вся морская амуниция обходились крайне дорого, однако и публичный эффект от их проведения был колоссальным.


Первая реконструкция морского сражения в истории Рима была профинансирована Юлием Цезарем, который пожелал отпраздновать свою триумфальную военную победу в Египте грандиозным представлением. Навмахия Цезаря прошла во временном озере, выкопанном на Марсовом поле, где воссоздали битву между египтянами и финикийцами. В представлении были задействованы 16 галер и 2 тысячи гладиаторов.

Впервые навмахии в Колизее были поставлены сразу же после открытия. В основном они реконструировали известные исторические сражения, такие как победа греков над персами в морском сражении при Саламине или поражение спартанцев в Эгейском море в Коринфской войне.

Колизей сегодня

Пережив все невзгоды, Колизей давно стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов Италии. В 2007 году амфитеатр был признан одним из семи новых чудес света. В октябре 2013 года начались реставрационные работы, которые будут проходить в три этапа. В рамках этого проекта на первом этапе будут отслеживать динамические вибрации, которым подвергается сооружение, находясь в непосредственной близости от линии метро и автомобильной дороги. Второй этап будет посвящён восстановлению внутренней зоны Колизея и более комплексной реставрации подземных помещений под ареной. В реставрационные работы на третьем этапе также будет включено строительство туристического центра обслуживания.

Фотогалерея















Покупка билетов в Колизей

В течение всего дня перед входом в Колизей бурлит длиннющая очередь, в которой можно легко отстоять несколько часов. Поэтому билеты лучше покупать одним из следующих способов:

1) дело в том, что Колизей, Форум и Палатин имеют общий билет. Таким образом, покупая практически без очереди билет на Форум, вы спокойно идёте в Колизей, который расположен относительно близко. Срок действия билета - 2 дня (каждую достопримечательность можно посетить только один раз). Цена билета - 12 евро.

2) можно заранее купить электронный билет на сайте rome-museum.com (доступна русскоязычная версия сайта). Такой билет также является комплексным (кроме Колизея, включает посещение Палатина и Форума). Единственное неудобство электронного билета в том, что необходимо указать дату посещения, а значит ваш визит будет зависеть от погоды. Срок действия билета также 2 дня, однако стоимость включает комиссию за продажу и составляет 16 евро. Также можно приобрести билет с аудио-гидом за 21 евро. В качестве аудио-гида выдают айподы с аудио- и видеороликами. После оплаты вы получите письмо на e-mail с уведомлением о покупке. Сам электронный билет придёт в следующем письме спустя день-два после оплаты. Внимание! Полученный электронный билет нужно обязательно распечатать! Вариант с его показом на экране телефона не пройдёт. Затем, когда будете на месте (у Колизея) нужно обменять электронный билет на стандартный билет.

Важно! В начале 2014 администрация Колизея заявила про запуск специального приложения для телефонов, с помощью которого можно будет покупать билеты, однако подробностями мы пока не располагаем. Если они вам известны, будем благодарны за предоставленную информацию в комментариях.

- вы погрузитесь в «живой» Рим и познакомитесь с его историей, легендами и главными достопримечательностями - 2 часа, 20 евро

- прекрасные и романтичные уголки Вечного города вдали от шумных туристических маршрутов - 2 часа, 30 евро

- искусство, красота, история и религиозная культура Италии в шедеврах ватиканских музеев - 3 часа, 38 евро

график работы

с 02.01 до 15.02 - Колизей открыт с 8:30 до 16:30
с 16.02 до 15.03 - Колизей открыт с 8:30 до 17:00
с 16.03 до 31.03 - Колизей открыт с 8:30 до 17:30
с 01.04 до 31.08 - Колизей открыт с 8:30 до 19:15
с 01.09 до 30.09 - Колизей открыт с 8:30 до 19:00
с 01.10 до 31.10 - Колизей открыт с 8:30 до 18:30
с 01.11 до 31.12 - Колизей открыт с 8:30 до 16:30


Самая известная в мире развалина, фирменный знак античного Рима, Колизей, возможно, никогда бы не был построен, не реши Веспасиан изничтожать следы правления своего предшественника Нерона. В рамках этой программы на месте пруда с лебедями, украшавшего Золотой дворец, возвели грандиозный амфитеатр на 70 000 зрителей - самый большой цирк Империи. Игры в честь его открытия (в 80 году н.э.) продолжались безостановочно 100 дней; за это время друг друга растерзали и перерезали 2 000 гладиаторов и 5 000 диких зверей. В нашем обзоре интереснейшие и малоизвестные факты об одной главных достопримечательностей Рима.

1. Колизей - "амфитеатр Флавиев"


Колизей был построен примерно в 70 г. н.э. императором Веспасианом, а открыт он был его сыном Титом в 80 г. н.э. Веспасиан и его сыновья Тит и Домицианом (который правил в 81-96 годах) принадлежали к династии Флавиев. Поэтому Колизей часто называли "амфитеатром Флавиев".

2. Гигантская статуя Нерона у Колизея


Нерон, который вошел в историю благодаря деспотизму и убийству членов своей семьи, приказал построить в свою честь гигантскую бронзовую статую недалеко от того места, где впоследствии был возведен Колизей. Статуя была сделана по образцу Колосса Родосского, ее высота превышала 30 метров, а названа она была Колосс Нерона. Именно из-за этой статуи получил свое название Колизей.

3. Колизей был построен на месте бывшего озера


Дворец удовольствий Нерона, так называемый "Золотой дом" (Domus Aurea), был построен после пожара в 64 году (ряд строений в Риме сгорел и освободилось много свободного места). Возде дворца находилось искусственное озеро. После самоубийства Нерона в 68 году и короткого периода гражданских войн, Веспасиан стал императором в 69 году, после чего Золотой дом был разрушен. На его месте построили термы Траяна. Озеро же было засыпано, а на его месте начали строить Колизей.

4. Колизей был построен всего за 10 лет


После осады Иерусалима в 70 г. н.э., Веспасиан пустил часть добычи из Иерусалимского Храма на начало работы над амфитеатром для римских граждан. Хотя Веспасиан умер до завершения стройки, его сын Тит достроил Колизей.

5. Колизей - самый большой из когда-либо построенных амфитеатров


Колизей построен из бетона и камня, в отличие от большинства амфитеатров того времени, которые просто вырывали в склонах холмов. Длина сооружения эллиптической формы - 188 метров, ширина - 155 метров, а высота - 48 метров, что делает его крупнейшим амфитеатром в мире.

6. В амфитеатре были сектора для разных сословий


Хотя Колизей был предназначен для всех римских граждан, как богатых, так и бедных, зрителей в нем рассаживали в разных секторах, основываясь на их социальном статусе и благосостоянии.

7. Колизей вмещал 50000 человек


Ширина каждого сидения была около 35 сантиметров, но ажиотаж во время гладиаторских боев был всегда.

8. Бои между гладиаторами были тщательно планировали


За более чем четыре века тысячи рабов, военнопленных, преступников, бывших военнослужащих и даже добровольцев сражались в Колизее для развлечения римлян. Бои были вовсе не хаотичными, а чем-то похожими на современный бокс - гладиаторов тщательно классифицировали в зависимости от их роста, силы, опыта, уровня квалификации и боевого стиля.

9. Колизей стал кладбищем для тысяч животных


Наряду со сражениями между людьми, римляне также устраивали бои с животными, такими как слоны, тигры, львы, медведи, бегемоты и т. д. Во время церемонии открытия Колизея были убиты 9000 животных, а в течение 123-дневного фестиваля, проведенного императором Траяном, погибли 11 000 животных.

10. В Колизее устраивали морские сражения


Перед тем, как во время Домициана был построен подземный этаж для размещения инвентаря, животных, бойцов и работников Колизея, арена периодически затапливалась на глубину около метра, чтобы устраивать морские сражения (наумахии). Для подачи воды использовался специальный акведук.

11. Строение было заброшено в течение многих столетий


После того, как гладиаторские бои потеряли свою привлекательность, а Римская империя пала в 5-м веке, Колизей перестал быть местом крупных общественных мероприятий, а впоследствии был частично разрушен землетрясением и ударом молнии. Он был заброшен до 18-го века, когда католическая церковь решила, что подобное место должно быть сохранено.

12. Колизей частично растащили на строительные материалы


Красивый мрамор, который использовался в Колизее, привлек мародеров и строителей, которые начали вывозить камень из бывшего амфитеатра для строительства собора Святого Иоанна, Латеранской базилики, Палаццо Венеция и множества других проектов.

13. В Колизее хотели устроить шерстяную фабрику


Гипогей (подземный этаж) в конечном счете был заполнен грязью и землей, и на протяжении веков римляне садили там свои огороды и использовали пространство для погребов, в то время как кузнецы и торговцы использовали сводчатые проходы выше. Папа Сикст V, который помог восстановить Рим в конце 16-го века, планировал перестроить Колизей в фабрику для изготовления шерсти. Но после смерти Сикста в 1590 году этот проект был заброшен.

14. Самое привлекательное место в Риме для туристов


Наряду с Ватиканом и его святынями, Колизей является вторым по посещаемости местом в Италии и наиболее посещаемым памятником в Риме. за год амфитеатр посещают около шести миллионов туристов. Двухдневный билет в Колизей и на Палатинский холм стоит 12 евро (около $ 13).

15. Колизей был частично реставрирован


Министр культуры Италии Дарио Франческини объявил о реконструкции Колизея стоимостью в $ 20 млн, которая будет включать восстановление пола арены. А в 2013 году миллиардер Диего Делла Валле выделил $ 33 млн на реконструкцию Колизея, которая включает в себя ремонт арок, очистку мрамора, восстановление кирпичных стен, замену металлических перил, а также строительство нового туристического центра и кафе.

Оказавшись в Италии стоит посетить и , свободный вход в который открыли не так давно.

Колизей - это самый огромный из древнеримских амфитеатров, ставший символом Рима. Развалины этого чуда архитектуры, созданного в I веке нашей эры, до сих пор привлекают в столицу Италии миллионы восторженных любителей древности. Первоначально Колизей имел название Амфитеатр Флавиев - по имени императоров, которые его воздвигли. Начал строительство императором Веспасианом в 72 году, а завершено оно было в 80 году его сыном Титом.

Нынешнее название утвердилось за Колизеем начиная с VIII века. Произошло оно либо от колоссальности его размера («colosseum» - большой, огромный), либо от того, что поблизости стояла гигантская статуя Нерона - колосс, воздвигнутый императором в честь самого себя.

Как и другие амфитеатры в Риме, Колизей имеет форму эллипса, в центре которого размещена также эллиптическая арена, а вокруг нее расположено множество мест для зрителей. От всех аналогичных сооружений Амфитеатр. Стены Колизея построены из крупного травертинового мрамора, который добывался в соседнем городе Тиволи. Для отделки стен с внутренней стороны использовался местный туф и кирпич.

С внешней стороны Колизея расположены три яруса арок. Изображения сохранившихся древних монет рассказывают о том, что в пролетах арок между ярусами давно когда-то стояли статуи. Зрители входили в амфитеатр через арки на нижнем этаже и по лестницам поднимались на свои места на трибунах, расположенных вокруг всей арены в виде рядов из каменных скамей.

Нижний ряд под названием подий, предназначался только для императора, его семейства и сенаторов, причем у императора было кресло выше, чем у других. Подий отделялся от арены высоким парапетом, чтобы исключить возможность нападения на зрителей, выпущенных на арену животных. Кроме того, правитель с его приближенными имели отдельный вход.

Далее за привилегированным первым рядом следовали места для остальной публики, образующие три яруса. Первый ярус состоял из 20 рядов скамей и был предназначен для городских властей и лиц, принадлежащих к сословию всадников. На втором ярусе, состоявшем из 16 рядов скамей, располагались люди, имеющие права римского гражданства. Скамьи третьего яруса были размещены на более крутой наклонной поверхности, на них собирались зрители из низших сословий. Второй и третий ярусы были разделены довольно высокой стеной.

Снизу зрительские трибуны поддерживались мощной сводчатой конструкцией с проходными коридорами, комнатами технического назначения и лестницами, которые вели в верхние ярусы. Под ареной были устроены клетки для зверей. Кроме того, там располагались множественные стены и столбы, которые служили поддержкой для арены и разделяли пространство под сценой, где готовились к выходу выступающие. Назначение многих из этих конструкций до сих пор не известно. Колизей вмешал в среднем около 50 тысяч зрителей. В честь его открытия были устроены грандиозные игры, которые продолжались 100 дней, в ходе их друг друга растерзали 2 тысячи гладиаторов и множество диких зверей.

Императоры считали своим долгом предоставлять народу зрелища для веселья, поэтому посещение Колизея было бесплатным. Перед входом также бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба. Отсюда пошло выражение «хлеба и зрелищ». Среди зрителей можно было увидеть и немало женщин, которые были большими поклонницами кровавых сражений.

Первым номером программы Колизея, как правило, были клоуны и калеки. Затем приходил черед боев гладиаторов и зверей. Эти битвы были невообразимо жестокими. Для участников сражений с арены существовало два выхода: путь жизни и смерти. Через один арену покидали победители, через другой выносили побежденных.

В Колизее была установлена сложная гидравлическая система, с помощью которой для некоторых представлений сцена заполнялась водой.

Амфитеатр пострадал от сильного пожара в эпоху императора Макрина, но позже был реставрирован. В 405 году императором Гонорием гладиаторские битвы были запрещены.

В период нашествия варваров Колизей пришел в запустение и начал разрушаться. В XI XII веках он использовался знатными римскими родами как крепость. Они вели активную борьбу за власть, и Колизей был в ней символом господства, обязательным атрибутом правителя. Император Генрих VII подарил Колизей римскому сенату и народу.

Постепенно интерес народа к Колизею угасал, и в какой-то момент на него стали смотреть как на место добычи строительного материала. Папа Павел II на рубеже XV-XVI веков разобрал часть Колизея для постройки так называемого венецианского дворца. Значительная часть амфитеатра, к счастью, уцелела, хотя здание в целом имело очень плачевный вид. Папа Сикст V собирался употребить Колизей для организации суконной фабрики, а папа Климент IX превратил Амфитеатр Флавиев в завод для добывания селитры.

В середине XVIII столетия Колизей взял под свою защиту папа Бенедикт XIV. Он посвятил его Страстям Христовым как место, где пролилась кровь многих христианских мучеников. Бенедикт приказал водрузить посреди арены колоссальный крест, вокруг которого должны были разместить целый ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и распятия Спасителя.

Крест и алтари были убраны из Колизея только в 1874 году. В дальнейшем главы католической церкви заботились о невредимости сохранившихся частей здания. В XVIII веке исследователи приблизительно рассчитали количество строительного материала, понадобившегося для постройки амфитеатра. Выяснилось, что, дойдя до наших дней, он лишился двух третей своих истинных размеров.

В наше время Колизей охраняется итальянским правительством, которое взяло инициативу вместе с учеными-археологами установить многие обломки сооружения на прежние места. В XX веке под ареной были произведены новые раскопки, в ходе которых обнаружены ранее не замеченные подвальные помещения. К сожалению, и в наше время Колизей разрушается, несмотря на все старания людей защитить памятник древности. В фундамент здания просачивается дождевая вода, и средство прекратить это до сих пор не найдено.

Загрязненная выхлопными газами автомобилей атмосфера негативно влияет на каменную кладку Колизея. Наибольший вред наносит вибрация от интенсивного городского движения. Все это привело сооружение в критическое состояние. Архитекторы планируют осуществить полную реставрацию и восстановление аркад с помощью водонепроницаемого раствора, и даже восстановить бывалый вид деревянного пола арены, на которой в древние времена сражались гладиаторы.

Несмотря на все испытания, которые пережил Колизей и которые неизбежно влияли на его состояние, несмотря на утерянное богатство внутреннего и внешнего убранства, амфитеатр и в наши дни производит огромное впечатление своей спокойной величественностью и монументальностью. Легенда говорит, что пока стоит Колизей, будет стоять и Рим, а пока будет стоять Рим, будет стоять мир.

Видео про Колизей

Наверно, не найдется на земле человека, не ведающего, что такое Колизей и в какой стране он находится. Всемирно известный Колизей в Италии, (ит. «колоссео» — гигантский, великий) – одна из самых прославленных и величественных руин с мировой известностью.

Колизей в Риме по праву можно назвать основной реликвией древнего Рима, сохранившейся в наши дни.

Что такое Колизей? Это полуразрушенная гигантская арена эллипсовидной формы, выстроенная в первом веке нашей эры, с неповторимой историей и колоссальной вместимостью. Недаром для тех, кто приехал осмотреть достопримечательности Рима, Колизей частенько становится самой желанной целью.

За весь период существования эта постройка претерпела огромное количество событий. Итак, Колизей, история. Сколько лет Колизею в Риме? Строительство гигантской арены началось в 72 году н. э. императором Титом Веспасианом на месте выстроенного тираном – самодуром Нероном Золотого Дома. После самоубийства последнего римляне с радостью приняли известие о переходе власти к представителю Флавиевой фамилии Веспасиану, задумавшему великое дело – наведение порядка в Риме, в том числе восстановление старых и возведение новых зданий.
Строительство продлилось несколько лет, и завершилось в 80 году н. э., когда на трон взошел сын Веспасиана – император Тит.

В честь фамилии рода, откуда берут начало корни императоров Веспасиана и Тита — тех, кто построил Колизей в Риме, здание получило первоначальное название – Амфитеатр Флавиев.

Когда был построен Колизей в Риме, весь город охватили масштабные гуляния, продолжавшиеся больше трех месяцев подряд. Жители Рима, уставшие от многочисленных сборов, установленных прежним правителем, с радостью окунулись в буйство праздника.

Здание процветало в первоначальном виде в течение четырнадцати веков благодаря тому, что им всегда владели представители знатных фамилий. Однако, в 14 веке Рим постигло масштабное землетрясение, и постройка претерпела значительные разрушения. Этим моментально воспользовались местные знатные жители, которые буквально разобрали его на части, которые использовали потом для украшения своих домов, вилл и прочих строений.

Все подробности из истории величайшего Колизея вы узнаете из видео:

Римляне разнесли по домам не менее одной трети всего Колизея, и продолжалось это легальное хищение до середины 18 в. – произвол был прекращен по велению тогдашнего главы Римской церкви Папы Бенедикта. Поэтому, если говорить о том, кто разрушил Колизей в Риме, нелицеприятный ответ очевиден. Ведь многие здания города созданы во многом из материалов и декоративных элементов его стен.

Вид Колизея снаружи, его размеры и интерьер

Экстерьер строения – это стандартная для той поры гигантская арена с окружающими ее ярусами, где расположены места для зрителей. Снаружи театр выложен травертиновым мрамором, привезенным из провинции Тиволи и укрепленным с помощью свай из металла. Всего на строительство здания ушло более ста тысяч кв.м. камня.

Фасад здания украшали арочные конструкции, выстроенные в несколько рядов, а между ними – колонны, созданные в разных древнеархитектурных стилях.

По сохранившимся древним источникам (монетам, изображениям) можно сделать вывод, что в промежутках между арками и колоннами в изобилии возвышались древнеримские статуи атлетов. И если бы здание не подверглось позже многочисленным разрушениям, описание Колизея было бы значительно объемнее.

Всего в строении насчитывалось около восьмидесяти входов, где пришедшим на представление выдавались каменные таблички с высеченными на них номерами ряда, места и сектора.

В Колизее насчитывалось около восьмидесяти входов

Властителю Рима были предназначены четыре входа, расположенных на северной стороне, через остальные входили прочие люди, купившие билет на зрелище. На первом ярусе имел право восседать лишь правитель, остальные кресла распределялись согласно могуществу зрителей. Сразу за императорскими местами находились ложи для знатных вельмож, а сразу за ними – места для воинов, для солидных горожан, и для простого люда.
Позже была выделена площадь для бедняков, где просмотр осуществлялся лишь стоя на ногах.

По разным данным, Колизей в Риме имел вместимость от 60 до 85 тысяч человек. Были и те, кто взирал на происходящее на арене стоя, так как жаждущих кровавых зрелищ было огромное количество.

Размеры Колизея в Риме поражают своей масштабностью. Арена Колизея имеет форму эллипса, 85 метров в длину и 53,5 – в ширину. Периметр постройки насчитывает без малого 525 метров, а высота стен составляет примерно 50 м.

Зрелища

Зрелища, происходившие на арене Колизея, современному человеку выдержать было бы, скорее всего, невозможно.
Начинались они довольно безобидно. На арене с помощью устроенной катапульты появлялись карлики, уродцы и просто шуты, которые затевали свои постановочные побоища без малейшего кровопролития. Следующим номером выступали дамы – воительницы, которые стреляли из луков. А вот после этих вступительных номеров начиналось настоящее кровопролитие. Сильнейшие римские гладиаторы сражались на арене до смертельного поражения одного из них, а толпа дружно скандировала призывы «Убей! Убей!».

Бои гладиаторов были настолько ожесточенными, что зачастую заканчивались смертью одного из соперников

Также популярны были и бои гладиаторов с дикими зверями, коих было растерзано на арене Колизея, по разным данным, от 6 до 10 тысяч. И только когда христианская религия отметила столетний юбилей, смертельные игры запретили, однако, зверей продолжали использовать для жестоких зрелищ еще несколько столетий. Любовью зрителей пользовались и морские бои, для этих целей арена наполнялась водой.

Колизей в Риме: настоящее время

Как известно, в наш век жестокие кровопролитные забавы полностью запрещены. И римская арена гладиаторов превратилась в мертвый исторический памятник для осмотра туристами, мечтающими сделать побольше фото Колизея в Риме? Как бы не так!

Безусловно, это здание имеет непревзойденную историческую ценность, недаром в знаковую дату — 07.07.2007 г. – римский Колизей признан входящим в семерку Чудес Света.

Кроме того, это место излюблено знаменитостями с мировой известностью. Так, в начале двухтысячных годов на его арене выступали Рэй Чарлз и Пол МакКартни, а позже – Билли Джоэл и Элтон Джон.

В наши дни в Колизее часто выступают звезды мирового уровня

Расположение, часы работы

Любого римского туриста интересует вопрос, где находится Колизей. Для посещения этого величайшего памятника истории нужно добраться до Пьяцца де Колоссео, район Целио.
Доехать до Колизея можно:

  • на метрополитене, остановка Колоссео либо Манцони (отсуда Вам нужно пересесть на трамвай под номером 3);
  • На автобусах № 60, 75, 85,87,175, 186, 850, 271;

Часы работы Колизея в Риме зависят от времени года и наплыва туристов. Время открытия всегда одно: девять часов утра.

А вот закрытие происходит в следующем порядке:

  • С начала апреля и по август включительно – в 19 часов;
  • Весь октябрь — в 18 часов 30 минут;
  • С начала ноября и до середины февраля Колизей закрывается в 16 часов 30 минут;
  • С середины февраля и до середины марта главная арена Рима принимает гостей до 17 часов местного времени включительно.

Экскурсия: с чего начать

Что касается покупки билетов на осмотр главной исторической реликвии Рима, то их можно приобрести непосредственно в кассе, но придется отстоять длиннейшую очередь под жаркими лучами римского солнца.

За билетами в кассу Колизея придется отстоять огромную очередь

Можно довольно просто избежать этой малоприятной процедуры, ведь Колизей имеет официальный сайт coopculture.it, посетив который, можно приобрести билеты на экскурсию онлайн, заплатив 12-14 евро за билет. Правда, в этом случае придется внести и сбор за бронирование в размере 2 евро.

Но зато по этому билету, действительному в течение двух суток, можно осмотреть не только сам Колизей, но и Форум в Риме, и Палатинскую возвышенность!

Важно: в Римском Форуме очередь гораздо короче, но в стоимость билета также входят и осмотр Колизея, и восхождение на Палатинский холм. Поэтому, если Вы по какой – то причине не успели приобрести билеты онлайн, то лучше купить их в кассе Римского Форума.

Экскурсии по Колизею стоимостью около 60 евро (а если группа больше, то стоимость снижается) проводятся в течение каждых 30 минут, обойдутся они в 6 евро. Всесторонне эрудированные экскурсоводы поведают Вам многие интересные факты о Колизее, причем речь гида переводится на несколько языков. Только не забудьте об удобной обуви для экскурсии, ведь все экскурсии по Колизею длятся не менее часа.

Как выглядит Колизей внутри — смотрите в видео:

Многие посетители предпочитают приобретать услугу аренды аудионаушников, причем в комплект входит и карта, стоят эти девайсы примерно 4,50 евро. Поэтому, осматривая Колизей в итальянском городе Рим и приобретя услугу «карта + наушники», турист получит исчерпывающую информацию о том месте, где он в данный момент находится и какую именно часть Римской арены в данный момент осматривает.

Заключение

Путешествие в Италию немыслимо без осмотра Рима и его красивейших достопримечательностей!

Отправляясь в Италию, непременно стоит увидеть седьмое Чудо Света - Колизей.

А отправляясь в итальянскую столицу, обязательно запланируйте посещение места, о котором повествуют многочисленные художественные произведения, отсняты сотни красочных фильмов, седьмое Чудо Света — Колизей.

Колизей - знаменитая арена, где проходили легендарные смертельные бои живых существ и казнь преступников. Это было место, целью которого было внушение величия Рима, а также напоминание каждому из присутствующих посетителей о его месте в сложной иерархической социальной системе древнеримского общества. Римский император, построивший Колизей, первоначально не задумывался о власти. Его выбрали легионеры - как это часто бывало в истории Древнего Рима. Теперь предстояла новая задача - покорить толпу. Тот, кто построил Колизей, заложив фундамент величия семьи Флавиев, понимал, как можно покорить сердца и умы сограждан. Немного об истории строительства одной из самых кровавых арен.

Нерон

В 64 году н. э. в Риме случился грандиозный пожар. Этой бедой решил воспользоваться деспотичный Он задумал построить огромную резиденцию в центре города, называемую Золотым домом. В нее входил недостроенный дворец, 36-метровая бронзовая статуя самого Нерона, искусственное озеро (площадью 5 футбольных полей), огромный парк. Оплатить строительство должен был народ, страдающий от непомерных налогов.

В конце концов чаша терпения налогоплательщиков иссякла - начался бунт. Нерон был объявлен врагом народа и покончил с собой. Перипетии гражданской войны возвели на престол Веспасиана, заложившего династию Флавиев.

Вся эта небольшая предыстория позволяет понять, с какой целью был построен Колизей. Место было выбрано не случайно. Это центр Рима. До этого амфитеатры размещались на окраине города. Тем самым подчеркивался его статус как самого главного развлекательного комплекса не только города, но и всей империи. Второй момент, прекрасно показывающий популистскую стратегию завоевания расположения римских граждан - место, где построили Колизей.

Построить такой объект для развлечения граждан на территории резиденции ненавистного всем Нерона - это демонстрация общественности заботы, защиты, покровительства.

Жребий был брошен, ставки слишком высоки, права на ошибку не было.

Взятие Иерусалима

Веспасиан - тот император, кто построил Колизей, усмирил Иудею и укрепил свою власть над Римом. Однако в самом начале всех этих деяний он был на перепутье. Его всегда отличала амбициозность. Ситуация, в которой он оказался вначале строительства, была для него новой. Проект требовал колоссальных ресурсов, а император Нерон успел опустошить казну. Увеличение налоговой нагрузки могло спровоцировать социальный взрыв, а откладывать возведение амфитеатра не позволяла политическая ситуация. Кроме того, создание новых рабочих мест в условиях экономического кризиса - это еще одна возможность укрепление собственной власти.

В апреле 70 г. н. э. старший сын Веспасиана Титус осадил Иерусалим. Этот талантливый военный, не раз показывавший примеры личного мужества на поле брани, смог покорить город. Значение этой победы для Рима сложно переоценить.

Теперь все богатства Храмовой горы Иерусалима пали к ногам победителя.

Для тех, кто построил Колизей в Древнем Риме, Иудея была еще одной ограбленной страной, для которой была справедлива древнеримская поговорка: «Горе побежденному».

Осушение озера и отвод воды

Оптимальной площадкой для начала строительства являлось находившееся на территории бывшего развлекательного комплекса Нерона искусственное озеро. Необходимо было его осушить. С этой целью вокруг водоема был прорыт ров шириной 50 и глубиной 6 метров. Его дно, стены были выложены каменными плитами, а пространство между ними было заполнено специальным водостойким раствором.

Окончательное отведение воды стало возможным благодаря еще одному вырытому и растянувшемуся более чем на километр каналу. Но праздновать победу было еще рано. Дождевая вода скапливалась на дне осушаемого озера. Для ее успешного отведения существовала разветвленная сеть каналов, построенных под углом 2 градуса. В качестве уровня использовали продолбленный в доске желоб. Туда наливали жидкость и таким образом «ловили» горизонтальную линию над землей. После этого оставалось только отмерить расстояние вниз. Таким простым, но гениальным способом подземные каналы были возведены под оптимальным углом.

Те, кто построил Колизей, были талантливыми инженерами, но это еще далеко не все революционные достижения, которые они использовали.

К вопросу о рабах при строительстве Колизея

Существует общеизвестное мнение о том, что в строительстве Колизея был широко использован рабский труд. Называются иногда поистине фантастические цифры в 100 000 человек. Безусловно, рабский труд применялся. Однако не все операции можно было доверить работнику с низкой квалификацией, а обучать его прямо на производстве не было ни ресурсов, ни времени.

Одна из отличительных черт тех, кто построил Колизей - высокая организация и культура производства. Для своего времени римляне были одни из самых искусных строителей. Поэтому Веспасиан (и это подтверждают документы) предпочел продать большую часть рабов, захваченных в качестве военной добычи в Иерусалиме, и, выручив с этой операции баснословные деньги, нанять опытных умелых специалистов.

Задолго до появления конвейера

Когда построили Колизей в Риме, то очень долго это сооружение не давало покоя не только современникам, но и многим поколениям потомков. Римляне применили три нововведения, которые явились основой, необходимой для успеха строительства комплекса.

Первое новаторское решение - арки, разработанные специально для того, чтобы выдерживать большой вес. Несколько клиновидных блоков, составленных полукругом, стоят на двух колонах. Центральный камень поглощает вес здания, а затем идет перераспределение его через всю конструкцию на несущие колоны по бокам. Это дает возможность выдерживать большую нагрузку. А если сюда добавить то, что пространство под колонами свободно - это дополнительно уменьшает вес всего здания.

Всего на внешнем кольце первого ряда их было 80 единиц. Столько же на втором ярусе и на третьем. Общее количество - 240. Этот арочный комплекс должен был иметь очень высокий уровень стандартизации при его строительстве. То есть, независимо от того какая бригада изготавливала такую арку, она подходила для любой части объекта.

Идея повторения и взаимозаменяемости строительных элементов с самого начала господствовала в планах римских архитекторов. По-другому и не могло быть. Так как на одной строительной площадке предстояло работать огромному количеству работников с различным уровнем профессиональных навыков.

Римский бетон

Второе новаторское решение, которое помогло, с одной стороны, сократить сроки строительства, а с другой, уменьшить общий вес амфитеатра, это использование бетона. Его рецепт ныне практически позабыт. Есть только смутные упоминания у Витрувия. Использовался горный песок (черный, карбункул, серый и красный). Без примеси земли, а еще он должен хрустеть в руке при растирании.

Добавление извести придавало материалу эластичность. Он принимал любую необходимую форму (арка, свод). Схватывался он быстро, имел меньший вес, чем камень и при этом был водостойкий. Эти качества помогли занять ему достойное место в античной римской архитектуре.

Но бетон не мог решить все насущные вопросы. Строители все еще нуждались в прочном, а самое главное, легком строительном материале.

Изобретение красного кирпича

Когда построили Колизей в Риме, красный кирпич только внедрялся в строительство. Была известна терракота (красная глина). Из нее делали кровельную черепицу. В ходе экспериментов она стала все чаще встречаться в отделке.

Кирпич и бетон - основные материалы, используемые при сооружении данного грандиозного сооружения. Первый ярус был выполнен из камня, так как именно он должен был выдержать основную нагрузку. Следующие этажи были изготовлены уже из кирпича и бетона.

Краны

Несмотря на наличие высококачественных материалов, необходимо было решить еще одну важнейшую задачу касательно доставки всех нужных элементов на необходимую высоту. А для этого требовались подъемные механизмы. До современности дошли некоторые из них, приводимые в движение, благодаря мышечной силе человека. Это Триспастас и Полиспастос.

Эти идеи были взяты на вооружение у греков. Заслуга римлян в том, что они значительно усовершенствовали греческое наследие. Пожалуй, самым интересным изобретением является ступальное колесо, значительно увеличившее мощность крана.

Внутренний диаметр такого колеса, укрепленного железной полосой, составлял от 4 до 6 метров, а его высота была свыше 25 метров. Обученная команда могла справиться с грузом до 20 тонн. Те, кто построил Колизей, потом использовали эти механизмы, чтобы вовремя доставлять на арену зверей и гладиаторов. Но это было уже при императоре Домициане, который в угоду толпе дополнительно построил и оборудовал всем необходимым подземелье.

Арена

Она имела деревянное покрытие, усыпанное песком. Для того чтобы можно было организовать «красочный» бой, под ней находилось двухъярусное подземелье. Гладиаторы, звери, рабы с декорациями и весь остальной обслуживающий персонал должны были действовать как единый организм.

Даже существует довольно спорная версия о том, что в случае необходимости имевшиеся гидравлические механизмы с легкостью могли затопить арену и усладить гостей изысканным морским сражением. Пока она не имеет серьезных доказательств, однако и без них масштабы действия поражают воображение.

Отвечая на вопрос о том, в каком году построили Колизей в Риме, нельзя не отметить профессионализм и скорость возведения сооружения. В 72 году начались работы, для которых необходимы были серьезные финансовые вливания. Разграбление Иерусалима обеспечило финансовую возможность реализации такого амбициозного проекта без привлечения дополнительного финансирования. В 79 году умирает Веспасиан, а его сын, недавно взошедший на престол, дал строителям крайний срок - еще год.

80 год - это ответ на уже другой животрепещущий вопрос: при каком римском императоре был построен Колизей. Если быть совсем точным, то не построил, а достроил последний этаж, применив при этом самый легкий строительный материал.

Освятил его своим присутствием император Титус. Он же и озаботился постройкой дополнительного 4 деревянного яруса. Вместимость увеличилась. Называются цифры до 87 000 зрителей.

Горе побежденному

Благодаря кинематографу и картинам сложилось очень прочное мнение о том, что жизнь побежденного гладиатора зависела от прихоти толпы и последнего слова императора. Поднятый палец вверх означал жизнь, а опущенный вниз - смерть. Это не совсем так. Жест, обрывающий жизнь бойца, был другим. Толпа в исступлении водила большим пальцем у своего горла, показывая тем самым, что слабого необходимо уничтожить, перерезав ему горло, но это всего лишь детали, известные узкому кругу специалистов.

Разжигать у толпы жажду крови в предвкушении основного действия - битвы между людьми, были призваны венаторы - гладиаторы, сражающиеся с дикими зверями. Самым знаменитым из них считается Карпофар, убивший 20 животных за один день. Медведи, тигры, львы выходили против такого бойца, вооруженного копьем и щитом.

Жестокое убийство животных, равно как и людей,не рассматривалось как нечто из ряда вон выходящее. Достаточно вспомнить, в каком веке построен Колизей. Это было время, когда могущество Рима держалось на ее армии, а кровь, смерть, боль и унижение других живых существ было необходимым условием для достижения собственного могущества. Потому что противник тебя не пощадит. Он будет лишь смеяться над твоей слабостью.

Домициан

Сменивший своего отца и брата император Домициан вдохнул новую жизнь в главное детище своей семьи. И тут невольно опять возвращаешься к вопросу о том, при каком императоре был построен Колизей, но именно тот, о котором слагали стихи. Где ни один из присутствующих, включая даже самых непосредственных участников тех событий, не знал о том, какое новое испытание ждет на арене.

Внедренный именно в этот период элемент неожиданности не давал расслабиться бойцам и щекотал нервы зрителям, благодарным своему императору. Последний же бесстыдно пользовался таким расположением своего народа, приказывая называть себя «господином и богом». В историю он вошел благодаря многочисленным судебным процессам и последующим им казням по обвинению «оскорбления величия».

Сенаторы убили последнего из Флавиев, и даже обожание толпы, разогретое кровавыми зрелищами Колизея, не уберегли его. Подлинное значение этого амфитеатра в жизни древнего общества может понять лишь современник тех событий. Судить об обычаях и традициях Рима с позиции современного человека неправильно. Дошедший до наших дней памятник архитектуры является культурным наследием человечества, пусть даже таким мрачным, кровавым и зловещим. Несмотря на многолетние исследования учеными территории, строительных и архитектурных особенностей, последняя точка в вопросах, связанных с историей Колизея, не поставлена. И вряд ли это произойдет в ближайшее время.