Кто такой казачий атаман и чем он отличается от обычного человека? Семь знаменитых казачьих атаманов.

», от «ага» - старший, старшина).

Первые упоминания названия атаман в русском языке относятся ко временам русских княжеств. Так у Соловьева находим: «Князья посылали толпы своих промышленников, ватаги, к Белому морю и Северному океану, в страну Терскую и Печерскую за рыбою, зверем и птицею: из грамоты великого князя Андрея Александровича узнаём, что уже тогда в 1294 году три ватаги великокняжеские ходили на море со своим атаманом» .

Этимология

Слово «Атаман» имеет несколько версий происхождения.

История

История Всевеликого Войска Донского согласно А. С. Пушкину [ ] начинается во времена борьбы за власть между Тамерланом и Тохтамышем и распада Великого Степного Войска-Орды и его Войсково-Ордынской Державы (Золотой Орды) на землях возле Волги и Дона. Именно тогда, в условиях царившей анархии и беззакония на этих землях начинается самоорганизация местного христианского населения в казачьи отряды, ядро которых составили бывшие русскоязычные войны-христиане, дезертиры из распадающегося Великого Степного Войска-Орды. Со временем, к казачьим отрядам начали также присоединяться тюркоязычные жители этого региона [ ] .

Поэтому нет ничего удивительного, что своих начальников донские казаки продолжали называть атаманами. Главный предводитель всего Войска Донского назывался войсковым атаманом. Он избирался войсковым кругом - народным собранием всего казачьего войска. На этих общественных сходах на открытой площади, казаки действительно составляли из себя круг, стоя без шапок в знак уважения к месту и случаю. Выборы происходили ежегодно и решались большинством голосов. Зачастую на выборах происходила борьба партий, которая среди этой необузданной вольницы нередко заканчивалась кровопролитной схваткой ожесточившихся сторон.

В помощь войсковому атаману избирались ещё два войсковых есаула , а для ведения письменной части - войсковой дьяк . Войсковой атаман был лишь исполнительным органом войскового круга, самостоятельной власти он не имел никакой. Блюститель порядка и исполнитель решений круга, он по собственному почину ничего не мог и не смел предпринимать, в противном случае ему грозило позорное лишение должности, а иногда и суровая казнь.

Войсковой атаман обыкновенно докладывал в кругу дела и возбуждал вопросы, требовавшие решения всего войска, для чего он вместе с своими есаулами выходил на середину круга, но это не было его исключительным правом: всякий казак мог выступить в середину и предлагать вопросы на суд народный. Голос атамана был равен голосу всякого другого казака: он имел вес лишь постольку, поскольку подкреплялся личной доблестью атамана и уважением, которое к нему питало войско. Сложив с себя звание по окончании выборного срока, атаман поступал в общее число войска и уж ничем не отличался от рядовых казаков. По образцу этого общего войскового управления начали в конце XVI столетия складываться и частные управления в городках . Всякая казачья община, жившая в городках или зимовищах, равно и посланная куда-либо (например, в Москву за царским жалованьем), именовалась станицей и имела своего станичного атамана.

Но не одних начальников своих и должностных лиц казаки называли атаманами; всякого доблестного казака, выдававшегося своей удалью и отвагой, честили атаманом. Атаман - это цвет казачества, высшее сословие войска, но это не было сословие замкнутое: право называться атаманом давалось не рождением, а приобреталось личной доблестью и славой . Этим значением слова «атаман» объясняются формулы царских грамот , отправляемых на Дон. Так, например, в царствование Иоанна Васильевича и Феодора Иоанновича в грамотах (после титула) писали: «на Дон Донским атаманам и казакам» или даже «на Дон Донским атаманам (следуют имена их) и всем атаманам и казакам». Это же значение слова «атаман» отразилось в поговорках «из рядовичей в атаманы выходят», «терпи казак, атаманом станешь» в традиционном обращении к казакам «Атаманы - молодцы!», в сохранившемся обычае всякого казака честить «атаманом».

Сословие атаманов

На Украине войсковой атаман назывался гетманом . Начальники отдельных селений, также выборные, некогда именовались куренными атаманами, а впоследствии просто отаманами или сельскими атаманами. Последние были в то же время и судьями. Жалобы на их решения, в основном словесные, поступали в сотенную канцелярию , где заседал атаман сотенный - первое лицо в сотне после сотника. Вместе с сотником он решал дела в сотенной канцелярии и в отсутствие его правил его должностью. Звание это было очень важно с 1600 г. до половины XVIII века . Выборный начальник всей Запорожской Сечи именовался кошевым атаманом и номинально был подчинён гетману; начальники отдельных частей назывались куренными атаманами (Сечь делилась на курени, то есть группы домов или жилищ).

Далее, повсеместно предводитель отряда , выступавшего в поход, получал название походного атамана. В отсутствие войскового атамана назначался исправляющий его должность под именем наказного атамана . В XIX веке , когда войсковым атаманом всех казачьих войск считался наследник престола, казачьи войска постоянно управлялись наказными атаманами.

Наконец, атаманом называется вообще старший в деле, например, атаман рыболовный - временный начальник рыболовства на реке Урале . В постоянных приморских рыбных ловлях артель или ватага также избирает атамана (ватаммана). Это главный распорядитель работ: «без атамана дувана не дуванят», то есть добычи не делят. В этом именно смысле начальника промысловой партии, рыболовной ватаги слово «ватамман» (ватагаман, атаман) впервые упоминается в новгородских грамотах XIII в. В малороссийском и новороссийском крае атаманом зовут сельского старшину, старосту , также старшего пастуха или чабана , большака рыболовной ватаги и т. п.

См. также

  • Список атаманов войсковых казачьих обществ России

Примечания

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Литература

  • // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . - М. : Советская энциклопедия , 1926-1947.

Белый Сидор Игнатьевич

Казачий военачальник, первый кошевой атаман Войска верных казаков запорожских (30-е годы XVIII в. - 19 июня 1788 г.). В молодости ушёл к запорожцам. В 1768 г. стал войсковым есаулом. В 1774 г. в составе делегации запорожских казаков ездил в Санкт-Петербург ходатайствовать перед императрицей Екатериной II о сохранении Сечи Запорожской, однако делегация успеха не добилась.

В 1783 г. зачислен на военную службу секунд-майором и назначен начальником «тысячного полка», сформированного из запорожцев. В начале Русско-турецкой войны 1787-1791 гг., собрав команду волонтёров из бывших запорожцев в одну тысячу человек, Белый возглавил её, получив при этом чин подполковника армии, а сами казаки в декабре 1787 г. выбрали его кошевым атаманом. Последовавшее 31 января 1788 г. императорское утверждение его в этом звании стало официальным подтверждением восстановления войска, получившего название «Войско верных казаков запорожских».

Посаженные на лодки запорожцы образовали казачью флотилию, которая участвовала в ряде морских сражений при осаде Очакова. За бой 7 июня 1788 г., в ходе которого казаки потопили три вражеских судна, Белый награждён чином полковника армии, но спустя 10 дней в следующем бою был смертельно ранен и через два дня скончался. В 1904 г. имя кошевого атамана Сидора Белого (вечное шефство) было присвоено 1-му Полтавскому полку Кубанского казачьего войска.

Бирюков Иван Алексеевич

Атаман Астраханского казачьего войска, автор фундаментальных исторических трудов (1856-1919). Родился в казачьей семье в станице Грачевской, Енотаевского уезда, Астраханской губернии. Начальное образование получил в станичном училище. До 1879 г. работал там же учителем. В 1879 г. поступил в Новочеркасское юнкерское училище, которое закончил в августе 1882 г. с присвоением чина подхорунжего по 1-му разряду и награждён шашкой. В декабре 1882 г. ему присвоили чин хорунжего, в ноябре 1884 г. - сотника, позднее - полковой адъютант. С 14 августа 1886 г. по сентябрь 1887 гг. Бирюков обучался в офицерской стрелковой школе. По окончании заведовал полковым оружием.

В 1890 г. Бирюкову присвоен чин есаула, в 1897 г. - войскового старшины. В 901 г. он был выбран гласным городской Думы. С 1905 г. - командир 2-го полка Астраханского казачьего войска. С 1906 г. - старший член Войскового правления. С 1908 г. - командир 1-го полка Астраханского казачьего войска, председатель распорядительного комитета офицерского собрания Астраханского казачьего войска. В 1910 г. Бирюков написал книгу «История Астраханского казачьего войска» в трёх томах. 23 сентября 1912 г. ему присвоили чин генерал-майора. С 3 октября 1917 г. он атаман Астраханского казачьего войска.

В январе 1918 г. Бирюков возглавил казачий мятеж против советской власти, после его разгрома был арестован и 18 июля 1918 г. революционным трибуналом был осуждён за контрреволюционные выступления против советской власти - приговорён к 25 годам лишения свободы с отбытием тюремного заключения в Саратовской тюрьме. Расстрелян Саратовским губЧК 29 сентября 1919 г. как заложник. Был реабилитирован в 1993 г.

Булавин Кондратий Афанасьевич

Войсковой атаман донских казаков (около 1660, городок Трёхизбянский на Донце - 7 июля 1708, Черкасск). Родился в семье атамана. В детстве жил в городах Салтов и Чугуев (Слободская Украина), затем в станице Трёхизбянская на реке Айдар. Участвовал в походах донских казаков на Крым и Кубань. Не имея образования, отличался природным умом, сообразительностью и храбростью. Избирался походным атаманом от станицы Трёхизбянская. В условиях ужесточения политики Петра I по отношению к казакам выступил за возвращение их прав и вольностей: указом Петра I от 8 февраля 1705 г. добыча соли переставала быть местным промыслом и становилась государственной. Руководил казацким восста- нием 1707-1708 гг. Первые туманные сведения о Булавине даёт русская историческая литература, сообщая, будто бы он в 1696 г., штурмуя Азов с войсками Петра I, первым ворвался в крепость со своей сотней. В актах (документах) его имя начинает встречаться с 1705 г. В это время Булавин занимал пост атамана Бахмутского городка. В 1701 г. возглавил борьбу солеваров - выступал в обороне казачьих прав на соляные промыслы, которыми донские казаки владели «исстари» и которые теперь царь пожаловал Изюмскому слободскому полку и его командиру Ф.В.Шидловскому (Шидловский пытался завладеть также сенокосными и лесными угодьями). В результате этого «пожалования» начались вооружённые столкновения между старыми хозяевами и новыми претендентами. Для того чтобы примирить враждующие стороны, царь Пётр приказал «отписать» спорные и изобильные прииски на самого себя, а дьяку Горчакову поручил сделать их опись - для описания соляных копей Горчаков прибыл в Бахмут из Москвы в 1706 г. Однако и тут Булавин с казаками не согласился уступить варницы, а Горчакова взял под стражу и донёс кругу о его прибытии. Приехавшие с круга старшины освободили дьяка из-под ареста, но на соляные промыслы тоже не допустили. Назревал конфликт с Москвой. На соляных копях работало много беглого люда из центральных областей России, недовольных реформами Петра. Кроме того, в 1695 г. на Дону было разрешено земледелие, а рабочих рук не хватало. Но приказом Петра от 1700 г. казакам предписывалось высылать всех беглых людей обратно. Однако казаки этот приказ не выполняли, чтобы, с одной стороны, не нарушать принцип «С Дона выдачи нет», а с другой - им самим были нужны рабочие руки, так как большинство казаков постоянно находились в боевых походах, многие гибли, получали ранения. В Булавине они признали своего предводителя. Борьба за соляные промыслы, объявленные государственной собственностью, стала прологом восстания 1707-1708 гг. Восстание началось с разгрома отряда Долгорукова в октябре 1707 г., который был направлен правительством для сыска беглых крестьян, при этом солдаты очень жестко обращались с местным населением. На станичную избу Шульгинского городка, где расположился на ночлег Ю.В.Долгоруков, булавинцы напали в ночь с 8 на 9 октября 1707 г. Долгоруков был убит. Победа над отрядом царских карателей, убийство жестокого подполковника сильно подняли авторитет Кондратия Булавина и привлекли к нему сотни повстанцев. С этого разгрома правительственного отряда и разгорелось восстание на Дону под руководством Булавина. Всем стало ясно, что после гибели Степана Разина появился новый предводитель казацко-крестьянских масс.

В мае 1708 г. избран войсковым атаманом. Пытаясь задержать продвижение правительственных войск на Дон, отправил письмо Петру I с обоснованием требований восставших. Пытался привлечь население «прелестными письмами». Надеясь расширить восстание, разбил свою армию на отдельные отряды, которые разослал на Северный Донец и Слободскую Украину, - в результате отряды его стали немногочисленными.

Большинство казаков Дона Булавина не поддержали, его обращение к донцам не приняли. Царь Пётр, получив известие о мятеже на Дону, поначалу хотел послать армию и наказать всех казаков, но узнав, что казаки сами тушат бунт, дал указание приглядывать за казаками. Булавин с небольшой группой перебрался в Запорожье. Царь потребовал его выдачи, но тот разослал грамоты крымскому хану, ногайцам, черкесам, в центральные области России, призывая к поддержке его дела. И действительно, отряд Булавина разросся до 20 тысяч человек. Однако против Булавина выступили казацкие старшины, опасавшиеся ответных действий со стороны правительства. В марте 1708 г. Булавин прибыл с отрядом в Пристанский городок, разбил войско атаманы Максимова, захватил Черкасск. Атаман Максимов и ряд старшин были казнены, а Булавин был избран войсковым атаманом. Но попытка казаков захватить Азов кончилась неудачей. На Дон в 1798 г. были посланы регулярные войска под командованием брата убитого Долгорукова.

Булавин в результате заговора «домовитых казаков» был застрелен в Черкасске 7 июля 1708 г., а голова его была выдана как доказательство верности казаков. Тело Булавина было отправлено в Азов, и губернатор его И.А.Толстой подтвердил: «А по осмотру у того вора голова прострелена знатно из пистолета в левый висок».

Буссе Николай Васильевич

Первый наказной атаман Амурского казачьего войска, генерал-майор, военный губернатор Амурской области (1828-1866). Окончив курс обучения в Пажеском корпусе, Буссе поступил на военную службу в Семиреченский полк и проводил, как он говорил, «молодость в кругу добрых родных». Жажда широкой деятельности побудила Буссе в начале 1850-х годов перейти на службу под начало графа Н.Н.Муравьёва-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири. Через 4 месяца Буссе уже был на Дальнем Востоке чиновником особых поручений при Муравьёве, который весной 1852 г. послал его в порт Аян. 25 августа 1852 г. Буссе высадился в Петровском зимовье с десантом в 70 человек: генерал-губернатор поручил ему управление Сахалинской экспедицией и оставил его зимовать на Сахалине. В 1858 г. Буссе был назначен военным губернатором Амурской области и умер в этой должности.

Головатый Антон Андреевич

Атаман Черноморского казачьего войска, бригадир (1732-1797). В 1757 г. записался казаком Сечи Новой. Вскоре был избран куренным атаманом. В 1764 г. занял должность войскового писаря и был в числе депутатов от запорожцев при коронации Екатерины II. После упразднения Сечи князь Потёмкин поручил Головатому вместе с С.И.Белым формирование казачьего войска, получившего название Черноморского. С казаками участвовал в Русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Отличился при атаке базы турецкого флота на острове Березань. С казачьей флотилией участвовал во взятии Бендер на Днестре (1789 г.), Килии (1790 г.), штурме Измаила со стороны Дуная.

С 1790 г. войсковой судья. В 1792 г. в Санкт-Петербурге ходатайствовал о пожаловании Черноморскому казачьему войску земель на Кубани. С 1796 г. участвовал в Персидском походе. Головатому были подчинены вся Каспийская флотилия и десантные войска. Он овладел персидскими островами и покорил прилегающие области до рек Кура и Аракс. В том же году произведён в бригадиры. В 1797 г. единодушно избран атаманом. В августе 1904 г. имя Головатого (вечное шефство) присвоено 1-му Уманскому казачьему полку Кубанского казачьего войска.

Денисов Адриан Карпович

Генерал-лейтенант, наказной атаман 1812-1818 гг. Войсковой атаман Войска донского в 1818-1821 гг., герой русско-турецких войн 1789-1791 гг., 1806-1812 гг., Персидского, Итальянского, Швейцарского и Оренбургского походов, войн против Франции начала XIX в. Родился в дворянской казачьей семье, на службу поступил с 13 лет. Отличался храбростью, полководческим талантом. А.В.Суворов, которого Денисов не раз спасал от гибели, ласково величал казака «Карпович». Денисов составил проект реформ, который задевал интересы казачьей старшины. В результате по доносам за самоуправство А.К. Денисов был отстранён от власти. В последние годы занимался написанием мемуаров. «Записки Донского атамана Денисова» - один из них.

Иванов-Ринов Павел Павлович

Российский военный деятель, атаман Сибирского казачества (1869 - ?). Окончил в Омске Сибирский кадетский корпус (1888 г.) и 1-е Павловское военное училище (1890). Начал службу хорунжим в 3-м Сибирском казачьем полку в Зайсанском уезде, на границе с Китаем. Павел Павлович очень любил охоту. Находясь на охоте в Китае (в отпуске), был арестован за убийство оленя-морала и приговорён к смерти, но ему удалось бежать.

Занимался литературой, вечера проводил среди офицеров, играл в русскую рулетку и однажды в этой игре выстрелил себе в грудь. Находился при смерти, после выздоровления вернулся в полк (пуля осталась неизвлечённой). С 1900 г. перешёл из казачьих войск в чине поручика на службу в Туркестанский военный округ (1900-1904 гг.) В чине ротмистра он возвратился в 7-й Сибирский казачий полк (1904-1906 гг.). Затем служил уездным начальником Пржевальского, Верненского (Алма-Атинского) и Ходжентского уездов в Туркестанском военном округе, получил чин подполковника (1906-1914 гг.). Во время Первой мировой войны был помощником командира 2-го Кубанского казачьего полка, участвовал в боях в Карпатских горах, произведён в полковники. В 1916 г. он - командир 8-го полка Сибирской казачьей дивизии. В связи с поднятым в Туркестане мятежом туземцев, связанным с их мобилизацией на работы в тылу, объявивших газават всему русскому населению, полковник Иванов был назначен комендантом города Верный (Алма-Ата), помощником военного губернатора Туркестана и командующим всеми силами по подавлению мятежа.

В июле 1916 г., отбросив мятежников, войска Иванова укрепились в Джизаке. Уничтожив несколько аулов и казнив некоторых главарей мятежа, П.П.Иванов восстановил власть России в Туркестане. После февральской революции Иванов покинул Туркестан и 13 апреля 1917 г. был зачислен в резерв Кавказского военного округа. Командир 1-го Сибирского казачьего полка (с 29 сентября 1917 г.) и Отдельной Сибирской казачьей бригады (с 13 ноября 1917 г.), которую привёл 1 января 1918 г. в Петропавловск и начал её расформирование. В начале 1918 г. Иванов по рекомендации генерала В.Е.Флуга (главы тайной миссии Добровольческой армии в Сибири) был назначен руководителем антисоветских отрядов в районе Омска и Петропавловска, а несколько позже - всей Степной Сибири (март-август 1918 г.); принял псевдоним «Ринов». 7 июня 1918 г. возглавил мятеж в Омске и после изгнания коммунистов из города начал формировать Степной корпус, став через несколько дней его командиром. Освободил значительную часть территории Степной Сибири. 16 июля 1918 г. Иванов-Ринов был избран войсковым атаманом Сибирского казачества на 4-м чрезвычайном круге Сибирского казачьего войска, оставаясь одновременно командиром Степного корпуса. Также он занимал в это время пост военного министра Временного Сибирского («Омского») правительства Уфимской директории, он сменил на этом посту генерала Гришина-Алмазова (1 октября - 24 декабря 1918 г.). Ввёл звания и погоны (царской армии).

В начале 1918 г. Иванов-Ринов выехал в командировку в районы Дальнего Востока с целью объединить все военные организации и части и реорганизовать их в армию - Временного правительства Сибири (ВПС). Во Владивостоке Иванов-Ринов пытался объединить все имеющиеся там отдельные отряды в части Сибирской армии, пытался уменьшить влияние японских интервентов на Дальнем Востоке. После переезда ВПС в Омск и назначения 4 ноября 1918 г. военным министром А.В.Колчака, вместо находящегося во Владивостоке Иванова-Ринова, - его назначили командующим Семиреченским фронтом, номинально сохранив за ним пост командующего Сибирской армией.

После переворота в Омске и захвата власти Колчаком 18 ноября 1918 г. Иванов-Ринов телеграммой тем же днём из Владивостока от имени Сибирской армии признал Колчака Верховным правителем Российского государства.

В начале 1921 г. П.П.Иванов-Ринов прибыл на Дальний Восток, в Гродеково, к атаману Семёнову и занял должность начальника его штаба. После отъезда в сентябре 1921 г. атамана Семёнова в Японию прибыл во Владивосток, где вскоре получил должность начальника тыла армии. 26 октября 1922 г. вместе с остатками войск генерала Дитерихса эвакуировался в Гензан (Корея). С 1924 г. жил в Китае (Тяньцзинь), примкнул к эмигрантской Дальневосточной казачьей группе генерала Ф.Я.Глебова. С 1925 г. он стал активно сотрудничать с советским агентом генералом Гущиным и помогал формировать антигомендановские части китайского генерала Фэн Ю-сяна. В том же году уехал в СССР, и с этого времени о его судьбе ничего не известно.

Калмыков Иван Павлович

Атаман Уссурийского казачьего войска (около 1890-1920). Родился на Тереке в станице Грозненской. Его отец - станичный торговец из Харькова, а мать - местная казачка. Калмыков вырос среди казачьей и горской молодёжи. Хорошо учился в Духовной семинарии и курс закончил блестяще, но был лишён права священства за оскорбление действием одного из преподавателей.

Поступил в Чугуевское военное училище, а окончив его, после производства в 1912 г. вышел подпоручиком на службу в Приморский сапёрный батальон. Через год был принят в общество уссурийских казаков и перевёлся на службу в их полк. В Первую мировую войну 1914-1918 гг., как отважный офицер, награждён Золо- тым оружием и боевым орденом Святого Владимира, но в жизнь полка внёс кулачную расправу с подчинёнными, не принятую в казачьих частях.

После революции 1917 г. рядовые казаки потребовали его удаления из полка, и подъесаул Калмыков был отчислен в войсковой резерв. Дома на Уссури приняли его как заслуженного казака и простили его строевые грехи. Круг избрал его заместителем войскового атамана. Проходивший 8-14 мая 1918 г. в городе Имане ликвидационный круг признал советскую власть, постановил ликвидировать уссурийское казачество, избрал Войсковой совет. Заняв 4 июля 1918 г. станцию Гродеково, атаман Калмыков объявил мобилизацию уссурийцев против советской власти. Особый Уссурийский казачий отряд атамана Калмыкова принял участие в боях на Уссурийском фронте в начале августа. Хабаровск становится резиденцией атамана Калмыкова. Калмыков продолжил объявленную 4-м кругом политику автономии - на этот раз по отношению к различным белым правительствам в Сибири и на Дальнем Востоке, опираясь на поддержку Японии. По отношению к населению Калмыков проводил политику террора. Проходивший 21-31 октября 1918 г. в Хабаровске 5-й войсковой круг присвоил Калмыкову чин генерал-майора. Войсковым атаманом Уссурийского казачьего войска был вновь избран И.П.Калмыков.

В результате переворота в Омске 18 ноября 1918 г. верховным правителем России стал адмирал Колчак. Проводившие политику казачьего сепаратизма и поддерживаемые Японией атаманы Г.М.Семёнов и И.П.Калмыков отказались признать власть Колчака. Проходивший 21 февраля-6 марта 1919 г. в Хабаровске 6-й войсковой круг признал адмирала Колчака верховным правителем. Проходивший в Гродеково 17-24 июня 1919 г. 7-й войсковой круг вновь избрал Калмыкова войсковым атаманом.

2 сентября 1919 г. атаман Калмыков был назначен уполномоченным по охране государственного порядка и спокойствия в Хабаровском и Иманском уездах. В октябре 1919 г. началось развёртывание частей Особого казачьего отряда в Отдельную Уссурийскую атамана Калмыкова бригаду. 23 декабря 1919 г. Калмыков объявил о мобилизации Уссурийского казачьего войска, но столкнулся с отказом уссурийских казаков подчиниться мобилизации. В начале января 1920 г. прошли выступления казаков в ряде станиц и посёлков в Южном Приморье, протестующих против Гражданской войны и надвигающейся оккупации края японцами. 31 января 1920 г. революционными войсками был взят Владивосток. 4 февраля 1920 г. против атамана Калмыкова были двинуты революционные войска. 12 февраля 1920 г. Калмыков объявил о сворачивании сформированной 1 января 1920 г. Отдельной сводной Уссурийской атамана Калмыкова дивизии в Особый Уссурийский казачий отряд на строго добровольческих началах. 13 февраля Особый казачий отряд под командованием Калмыкова ушёл из Хабаровска, пересёк границу с Китаем и в начале марта в городе Фугдине был разоружён китайцами. Калмыков был арестован, находился в гиринской тюрьме: в вину ему поставили бессудный расстрел представителя шведского Красного Креста Ходблюмма, реквизицию и разгром его складов в Хабаровске, а также артиллерийский обстрел китайской канонерки на реке Амуре. В начале сентября 1920 г. при попытке к бегству Калмыков был убит китайцами.

Колпаковский Герасим Алексеевич

Семиреченский казак, первый наказной атаман, русский военачальник, генерал от инфантерии, один из крупнейших деятелей завоевания Соедней Азии (1819, Харьковская губерния, - 1896). Службу начал рядовым в 1835 г. Принимал участие в боевых действиях против горцев на Кавказе и в походе в Венгрию в 1849 г. 17 января 1852 г. Колпаковский оказывается в Западной Сибири - его назначают адъютантом командующего Отдельным Сибирским корпусом, с 1854 г. - адъютант штаба корпуса. 23 января 1955 г. за отличие по службе он произведён в майоры с назначением исполняющим должность Берёзовского военно-окружного начальника. В 1858 г. в связи с назначением на должность начальника Алатаев ского округа и киргизов Большой Орды Колпаковский переезжает в крепость Верный. В 1860 г. был произведён в подполковники и принял участие в Зануйской экспедиции А.Э.Циммермана за реку Чу против кокандцев, в её составе берёт штурмом крепости Токмак и Пишпек. 21 октября 1860 г. 40-летний подполковник Колпаковский, командуя отдельным отрядом численностью около одной тысячи человек, вступил в бой с вторгшимся в Заилийский край 16-тысячным кокандским войском. В трёхдневном сражении при укреплении Кастек (под Узун-Агачем) он нанёс сокрушительное поражение противнику и после этого даже организовал преследование отступающих сил кокандцев. За это дело он был произведён в полковники. В 1862 г. он снова командовал отрядом, производившим рекогносцировку за реку Чу, вторично взял Токмак и после 10-дневной осады штурмом взял и разрушил крепость Пишпек. За отличие в этих делах был произведён в генерал-майоры. В 1864 г. назначен генерал-губернатором и командующим войсками Семипалатинской области, с 1867 г. военный губернатор и командующий войсками Семиреченской области. За 15 лет пребывания в этой должности Колпаковский многое сделал для колонизации края, создания и развития Семиреченского казачьего войска.

В Кокандскую войну 1875-1876 гг. командовал экспедиционным отрядом и объявил о присоединении Коканда к Российской империи под названием Ферганской области. В 1882 г. после образования Степного генерал-губернаторства он был назначен первым степным генерал-губернатором и командующим войсками Омского военного округа. В 1883 г. зачислен по Семиреченскому казачьему войску. 30 августа 1885 г. был произведён в полные генералы. Г.А.Колпаковский - один из немногих полных генералов в российской истории, не имевший специального военного образования и дослужившийся до таких чинов, начиная с рядового. С 1889 г. член Военного совета. Имя Колпаковского (вечное шефство) в январе 1911 г. присвоено 1-му Семиреченскому казачьему полку.

Краснов Пётр Николаевич

Донской казак, российский военачальник, войсковой атаман Всевеликого войска донского, генерал от кавалерии (10 сентября 1869, Санкт-Петербург, - 17 января 1947, Москва). Окончил Александровский кадетский корпус (1887), 1-е Павловское военное училище (1889) и Офицерскую кавалерийскую школу (1909). Служил в лейб-гвардейском Атаманском полку. В 1897-1898 гг. начальник конвоя при русской дипломатической миссии в Эфиопии. В 1898-1904 гг. военный корреспондент газеты «Русский инвалид». В составе казачьих частей принимал участие в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Участник Первой мировой войны 1914-1918 гг. Во время корниловского мятежа 1917 г. назначен А.Ф.Керен- ским на должность командира 3-го конного корпуса, но вступил в командование им лишь после провала мятежа. Был арестован, но по решению советского правительства через несколько дней освобождён под честное слово не участвовать в вооружённой борьбе против советской власти. Уехал на Дон, где 16 мая 19187 г. Кругом спасения Дона был избран атаманом Всевеликого войска Донского. При поддержке Германии он создал Донскую армию, которая свергла советскую власть на Дону и развернула боевые действия против Красной Армии. Потерпев ряд поражений, войска Краснова вошли в оперативное подчинение главнокомандующего Вооружённых сил Юга России генерал-лейтенанта А.И.Деникина. В феврале 1919 г. подал в отставку и уехал в Германию. В сентябре 1919 г. прибыл в белогвардейскую армию Юденича. После разгрома армии Юденича находился в Эстонии, эмигрировал в Германию, а затем переехал во Францию. Сотрудничал с гитлеровской администрацией. Весной 1944 г. назначен начальником управления казачьих войск министерства восточных территорий, возглавил «Казачий стан». После разгрома Германии был захвачен англичанами и в 1946 г. выдан советским властям. Казнён по приговору Верховного суда СССР.

Со времени обучения в военном училище занимался литературной деятельностью. Его работы посвящены военной истории донских казаков («Донцы и Платов в 1812 году», «Атаманская памятка»), событиям Гражданской войны России («На внутреннем фронте», «От двуглавого Орла к Красному знамени») и др.

Краснощёков Иван Матвеевич

Легендарный донской походный атаман (1672-1742). Участник войн России первой трети XVIII в. В 1726 г. получил чин войскового старшины, в 1729 стал походным атаманом, в 1740 г. первым из донских казаков был пожалован чином бригадира. В боях проявлял геройскую удаль, был жесток с врагами. «Диким видом», как выразился англичанин, видевший Краснощёкова в Петербурге (он был покрыт рубцами и шрамами), а также огромной физической силой наводил ужас на противника. Погиб в войне со шведами. Похоронен в Черкасске. Постепенно личность Краснощекова стала легендарной. Краснощёков - герой многих казачьих песен, где он изображается богатырём, наделённым чудесной, волшебной силой.

Лорис-Меликов Михаил Тариелович

Российский государственный деятель, русский генерал, по происхождению армянин, наказной атаман Терского казачьего войска (1825, Тбилиси, - 12 декабря 1888, Ницца, Франция). Учился в Лазаревском институте, школе гвардейских прапорщиков и кавказских юнкеров в Санкт-Петербурге. Участвовал в военных действиях против горцев (с конца 40-х годов XIX в. и турок на Кавказском театре (в Крымскую войну 1853-1856 гг.) Занимал ряд военно-административных должностей на Кавказе: в 1852 г. он был назначен начальником Терской области; военным начальником Южного Дагестана, градоначальником Дербента (1861-1863), наказным войсковым атаманом Терского казачьего войска. Много сделал для утверждения в Терской области общего губернского гражданского управления, повышения уровня народного образования и здравоохранения. В войну с Турцией 1877-1878 гг. - в чине генерала от кавалерии и звании генерал-адъютанта - командовал отдельным корпусом на турецкой границе, практически возглавлял военные действия на Кавказском театре. Взял штурмом Ардаган, потом Карс и начал осаду Эрзерума; сумел даже во время военных действий на турецкой территории убедить местное население принимать русские кредитные бумажки, на которые и вёл свою войну, чем сэкономил значительную сумму. По заключении мира получил титул графа (1878). В 1879 г. временно астраханский, саратовский, самарский, затем харьковский генерал-губернатор. В феврале 1880 г. в связи со взрывом в Зимнем дворце назначен начальником Верховной распорядительной комиссии, а после её упразднения - министром внутренних дел России. В 1881 г. представил Александру II доклад, в котором ставил вопрос о проведении реформ (т.н. конституция Лорис-Меликова). После убийства Александра II в 1881 году вышел в отставку.

Некрасов (Некрас) Игнат Фёдорович

Атаман, сподвижник атамана Булавина в его борьбе с Петром I за независимость Дона (около 1660 - 1737). Некрасов был с Булавиным с первых дней восстания, а после командовал крупными соединениями восставших донцов. Родом из станицы Глубинская на Дону. По некоторым данным, был атаманом станицы Есауловская. 13 мая 1708 г. выступил из Черкасска (станица Старочеркасская) на Хопёр, а затем во главе пяти тысяч повстанцев пошёл на Волгу и с 20 по 30 мая осаждал Саратов. Однако осада успеха не принесла, и Некрасов двинулся на Царицын, который взял 7 июня. Когда узнал о гибели Булавина, принял на себя руководство восстанием. Собирая в районе Паншина станичные отряды, руководил боевыми операциями. Был избран повстанцами походным атаманом и продолжил борьбу в верховьях Дона. В конце августа 1708 г. повстанческие отряды были разбиты. При попытке соединиться с атаманом Н.Голым двухтысячный отряд Некрасова у города Есаулов встретился с войсками князя В.В.Долгорукова. Уклонившись от боя, 8 сентября 1708 г. Некрасов с несколькими сотнями семей донских казаков (около восьми тысяч) ушёл на Кубань, где основал своеобразную казачью республику. Поселившись здесь, Некрасов не прерывал связи с Доном, совершал набеги на русские окраины, посылал на Дон воззвания о восстании - призывал не смиряться, восставать или уходить к нему на Кубань, посылал своих агентов для «сманивания» людей из различных регионов России на Кубань. Руководил отрядами конницы некрасовских казаков, которые входили в войска крымских ханов. Казаки, собравшиеся около него, стали именоваться некрасовцами. Некрасов оставался их бессменным выборным атаманом до самой смерти. Он пользовался большим авторитетом и составил для своей общины правовой кодекс - «Заветы Игната».

Платов Матвей Иванович

Донской казак, казачий военачальник, войсковой атаман Донского казачьего войска, граф, генерал от кавалерии (6 августа 1751 - 3 января 1818). Происходил из старшинских детей Войска Донского». О его отце известно, что летом 1762 г. он был походным есаулом Зимовой станицы и находился в Петербурге вместе с войсковым атаманом Степаном Ефремовым. Там они приняли участие в заговоре против Петра III, 28 июня помогли тайно вывезти из Петергофа в Петербург его жену Екатерину и присутствовали при провозглашении её императрицей. По этой причине Иван Платов пользовался расположением Екатерины II. После он командовал Донским полком, стоявшим в Москве, и участвовал с ним в пода- влении восстания Пугачёва. Старшина И. Платов имел земли на реке Деркул (приток Донца) и заселил их крестьянами, купленными «на вывод» в России. В1777 г. основал для сына Матвея два хутора - таким образом, будущий атаман Матвей Платов стал помещиком уже на семнадцатом году жизни. В 13 лет был зачислен на службу, в 15 лет стал урядником, в 17 лет произведён в полковые есаулы, а в 19, получив офицерский чин, начал походную жизнь в боевой службе русской императрицы. К 1789 г. был уже в чине бригадира. Боевое крещение получил в походе на Крым, он был в составе тех войск, что покончили с Крымским ханством - последним осколком Золотой Орды.

В Русско-турецкой войне 1768-1774 произведён в офицеры, командовал сотней, с 1771 - казачьим полком. В 1774 г. на Кубани отразил несколько атак горцев, за что был награждён по указу Екатерины II именной золотой медалью. Тогда же прозвучали его знаменитые слова, ставшие девизом всей его жизни: «Честь дороже жизни!» В 1775 г. участвовал в завершении разгрома отрядов Е.Пугачёва. В 1782 г. Матвей Платов получает чин казачьего полковника и тогда же - в 18 лет - становится командиром казачьего полка. В 1782-1783 гг. служил на Кубани и Крыму под командованием А.В.Суворова: воевал на Кавказе против горцев, усмирял крымцев, отличился в схватке с конницей Девлет-Гирея. В июне 1787 г. он получает чин армейского полковника. С 1788 г. походный атаман казачьих полков в армии Г.А.Потёмкина, по поручению которого формирует четыре казачьих полка. Русско-турецкую войну 1789-1791 гг. прошёл от начала до конца. 6 декабря 1788 г. отличился при взятии крепости Очаков. В 1790 г. при штурме Измаила командовал колонной из казаков, а затем всем левым крылом, за что был произведён в генерал-майоры (1791). При Павле I попал в опалу, как и А.В.Суворов: в 1797 г. заподозрен императором Павлом I в заговоре, сослан в Кострому, а затем заключён в Петропавловскую крепость. В январе 1801 г. освобождён и назначен главным помощником войскового атамана Донского казачьего войска, а вскоре - войсковым атаманом. Павел I задумал Индийский поход, которым должен был руководить М.И.Платов. Но убийство Павла I отменило этот замысел. 26 августа 1801 г. Платова назначают Войсковым атаманом Войска Донского. Вскоре он получает чин генерал-лейтенанта, проводит полезные реформы в казачьем управлении. В 1805 г. основал город Новочеркасск, куда в 1807 г. была перенесена столица Донского войска.

Настоящая слава пришла к М.И.Платову в войне с армией Наполеона 1812 г. Сначала казаки под его командой Платова состояли в арьергарде русской армии и прикрывали её отступление к Москве. Командовал всеми казачьими полками на границе, а потом во главе казачьего корпуса прикрывал отход 2-й Западной армии Багратиона к Смоленску. В Бородинском сражении командовал отдельным казачьим корпусом: его конница наносила кинжальные тыловые удары по французским войскам, сея среди них страх и ужас.

При отходе войск из Москвы конница Платова сдерживала войска Мюрата, давая русской армии уйти без потерь. Потом он уехал на Дон, где сформировал 26 казачьих полков и быстро вернулся в действующую армию. При отступлении войск Наполеона М.И.Кутузов поручает именно Платову быть в авангарде и молниеносными атаками бить французов совместно с Милорадовичем. Он громит отступающие отряды маршалов Даву, М.Нея, Е.Богарне, отбивая у них огромные трофеи. За эти победы Александр I производит М.И.Платова в графы. Войска под его руководством освобождают Оршу, Борисов, Вильно, Ковно. 27 октября 1812 г. нанёс поражение отступающим французским войскам, захватив 23 орудия; 8 ноября добил остатки корпуса Нея на переправе через Днепр; 11 ноября занял Оршу, 28 ноября под Вильно разгромил другой французский корпус в 30 тысяч; 2 декабря переправился через Неман: он первым переходит Неман и переносит боевые действия на прусскую территорию. Главнокомандующий русской армией М.И.Кутузов писал М.И.Платову такие слова: «Услуги, оказанные вами Отечеству, не имеют примеров, вы доказали целой Европе могущество и силу обитателей благословенного Дона».

Весь 1813 г. атаман провёл со своими войсками в преследовании неприятеля. Под Лейпцигом взял в плен 15 тысяч французов. Конница атамана Платова первой вошла в Париж и расположилась на Елисейских Полях. Вместе с императором Александром I посетил Лондон, где союзники-англичане подарили ему ценную саблю, назвали его именем «Атаман Платов» корабль. От русского императора за все боевые подвиги казаков получил в награду чин генерала от кавалерии, высший орден Андрея Первозванного и графский титул. Вообще Вихорь-атаман, как его называли, стал из наиболее популярных героев Отечественной войны 1812 года.

В 1815 г. он возвращается на Дон в Новочеркасск, где основывает гимназию, типографию, занимается делами Войска Донского. Он оставался бессменным атаманом почти 17 лет и умер 3 января 1818 г. в станице Еланчинской (позже - станица Платовская). В 1853 г. в Новочеркасске на деньги, собранные по подписке, поставлен памятник, надпись на памятнике гласила: «Атаману графу Платову за военные подвиги с 1770 по 1816 год признательные донцы». В советское время - в 1923 г. - памятник был разрушен, в 1993 г. восстановлен при участии Союза казаков.

Семёнов Григорий Михайлович

Сибирский казак, казачий военачальник, генерал-лейтенант (13 сентября 1890, станица Дурулчаевская ныне Читинской области - 30 августа 1946, Москва). Окончил Оренбургское казачье училище (1911 г.), участник Первой мировой войны: хорунжий Керчинского, затем есаул 1-го Верхнеудинского казачьего полков. Награждён многими российским орденами, в том числе Георгиевским оружием с надписью «За храбрость».

С июня 1917 г. комиссар Временного правительства в Забайкалье. В 1918 г. делал неоднократные попытки захватить власть в Забайкалье. В сентябре 1918 г. части Семёнова заняли Читу. С сентября 1918 г. - командир Отдельного корпуса, подчинявшегося Времен- ному Сибирскому правительству. С декабря 1918 г. командовал войсками Читинского военного округа. Избран атаманом Забайкальского казачьего войска и походным атаманом Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. С июля 1919 г. помощник командующего войсками и главного начальника Приамурского края. С декабря 1919 г. главнокомандующий всеми белогвардейскими силами в тылу войск адмирала А.В.Колчака. В январе 1920 г. Колчак передал Семёнову всю полноту государственной и военной власти на «территории Российской восточной окраины». В ноябре 1920 г. под натиском советских войск отступил в Приморье, в сентябре 1921 г. эмигрировал в Маньчжурию. В сентябре 1945 г. арестован органами контрразведки Красной Армии. Казнён по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР.

Столыпин Аркадий Дмитриевич

Атаман Уральского казачьего войска, генерал-майор (1822-1899). Из дворян. В 60-х годах XIX столетия атаманом Уральского войска был отец знаменитого реформатора Петра Столыпина. Страсть к реформаторству, к преобразованиям была наследственной чертой в роде Столыпиных. Как наследственным было и большое личное мужество.

Служил в конной артиллерии, вышел в отставку в звании прапорщика. В 1849 г. снова поступил на военную службу. Участник Венгерского похода и обороны Севастополя. После войны служил в Оренбурге, а с 1857 г. в Уральске: в сентябре 1857 г. полковник Столыпин назначается командующим Уральским казачьим войс- ком - того самого войска, что в 1580 г. взяло штурмом столицу ногайцев Сарайчик, а двумя годами спустя привело под власть русского царя сибирское ханство Кучума: так была поставлена точка в освобождения России от монголо-татарского ига.

Аркадий Дмитриевич Столыпин много сил отдал благоустройству Яицкого (Уральского) городка. Благодаря Столыпину Уральск был застроен каменными домами и пополнился мощёными улицами. Став атаманом, Столыпин развернул церковное строительство на территории войска, добился открытия в 1859 г. в столице четырёхклассного духовного училища для подготовки войскового духовенства. В 1858 г. благодаря Столыпину в Уральске открыт театр, затем музыкальная школа, создан оркестр. Столыпин преобразовал библиотеку Уральского военного училища в публичную. При нём было открыто значительное количество школ, в том числе училище для девушек. В подчинённом войске открывает около ста школ, издаёт учебники для казаков, посылает учиться в Петербург и Москву. Атаман развернул строительство больницы и приютов. Заводы были выведены за пределы Уральска, торжественно открылись городской бульвар и ротонда. В 1862 г. благодаря его настойчивости в Уральске открылась войсковая типография, ставшая книгоиздательским центром Приуралья.

Уральск, этот некогда важнейший русский форпост, и сейчас хранит следы тех перемен. В старой части города можно увидеть остатки парка с ротондой, в центре которой некогда находился бюст русского самодержца. Старожилы Уральска до сих пор именуют этот парк и ротонду столыпинскими - как признание заслуг человека, волей которого в этом пыльном и неустроенном городке появился оазис, где можно укрыться в зной и ненастье. При Столыпине был составлен проект нового Положения об устройстве Уральского войска. За реформаторскую деятельность казаки прозвали его «Петром Великим» Уральского войска. В мае 1868 г. за отличие по службе Столыпин награждается чином генерал-лейтенанта с оставлением по конной артиллерии, а в июне 1869 г. отзывается с военной службы, получает титул тайного советника и назначается шталмейстером двора Его Императорского Величества.После службы на Урале Столыпин воевал на Балканах в 1877-1878 гг., затем губернаторствовал в Восточной Румелии. С 1892 г. состоял заведующим придворной частью в Москве.

Сухомлинов Николай Александрович

Потомственный дворянин, генерал-лейтенант Н.А.Сухомлинов (27.07.1850, на Волыни - ?) 4 сентября 1911 г. был назначен оренбургским губернатором и наказным атаманом Оренбургского казачьего войска. Прибыл в Оренбург и вступил в должность 8 октября 1911 г. При новом губернаторе авторитет Оренбургского казачьего войска поднялся на небывалую высоту. С 16 февраля 1912 г. в нём стал числиться великий князь Константин Константинович. В том же году 23 сентября войску было присвоено старшинство с 1574 г. - со времени постройки воеводой Иваном Нагим детинца (острожка) Уфы, в состав гарнизона которого входили и уфимские казаки: большая их часть в 1742 г. была переселена в город Оренбург и впоследствии вошла в состав Оренбургского казачьего войска. Н.А.Сухомлинов не жалел сил и средств на развитие просвещения в крае. Он ходатайствовал об отпуске пособий на поддержку женского татарского училища. 24 мая 1915 г. Н.А.Сухомлинов был назначен степным генерал-губернатором, командующим войсками Омского военного округа и наказным атаманом Сибирского казачьего войска.

Шереметев (Шереметьев) Сергей Алексеевич

Наказной атаман Кубанского казачьего войска, генерал-лейтенант. Происходил из древнего боярского рода (1836-1896). Окончил школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Во время Крымской войны Шереметев находился на турецкой границе в составе Александропольского отряда; в период с 1858 г. по 1861 гг. участвовал в военных действиях против горцев; с 1862 по 1869 гг. командовал Императорским конвоем, затем служил в гвардейской кавалерии. В 1876 г. он, в чине генерал-майора, становится командующим сводной Кавказской казачьей дивизией, в том же году - 1-й сводной Кавказской кавалерийской дивизией, которая в период Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. действовали в Закавказье. Вступив 23 января 1882 г. в должность наказного атамана, Шереметев пользовался уважением казаков. В феврале 1889 г. был назначен помощником главнокомандующего гражданской частью на Кавказе и командующего войсками Кавказского военного округа, а позднее - войсковым атаманом Кавказских казачьих войск.

Фраза «Терпи, казак, атаманом будешь!» давно уже стала крылатой. Произнося ее, мы не особо задумываемся о значении слов, хотя смысл в нее вкладываем правильный. Предводитель вольного казачества у многих ассоциируется с воинской честью, доблестью и отвагой, но все ли так просто с этим званием? Атаман - это благородный воевода или все же лихой разбойник? Давайте разберемся в этом вопросе.

Кто такие атаманы?

Данный термин имеет несколько определений, каждое из которых вполне оправданно передает сущность рода дел, которыми приходится заниматься человеку, именуемому атаманом. Прежде всего, он - это предводитель казаков, заменяющий им отца не только в бытовых «домашних» делах, но и во время боевых подвигов. Причем в атаман - это должность выборная, практически демократичная, лихие воины самостоятельно и на свое усмотрение выбирают своего предводителя, а в случае неудовлетворения собственным решением по прошествии определенного времени, могут лишить его права быть их представителем.

Но есть и другое значение касательно того, что такое «атаман». Определение, приведенное в толковых словарях, говорит, что этот человек - глава бандитов, наемников и разбойников. В этом русле слово принимает достаточно негативную окраску, а самого атамана не связывают ни с человеком храбрым, ни с отважным. Бандитский предводитель в подсознании большинства - это не справедливый Робин Гуд, а напротив - беспринципный Соловей-разбойник, который ради достижения своих целей и методов не гнушается использовать никакие средства, готов преступить всякие понятия о чести и благородстве.

Разбойничья душа

На деле так оно и есть, атаман - это главенствующий над группировкой людей, которые сбежали от общепринятой правовой системы. В свое время, когда лишь зарождалось само понятие казачества, а также в пору расцвета данной страницы в истории нашего государства, люди из этого социального сословия не были воинским подразделением, подчиняющимся главнокомандующему (царю или губернатору). Они принадлежали сами себе, слушались лишь своего старшего, который руководствовался в действиях по принципу «кто больше платит, тому и служим».

Казаки были в большей мере бандитами, собранными в разобщенные группы, которые долгое время не сотрудничали друг с другом, напротив, делили сферы влияния. Атаман (определение звучит, как руководитель разбойничьей группировки или нерегулярного воинского формирования) собирал своих подчиненных по мере необходимости. Он отвечал за обеспечение банды едой и оружием, занимался тактическим планированием и в целом был ее «мозгом».

Воинское звание

Атаман отряда казаков - это предводитель воинского подразделения. Его численность могла быть разной, так атаманы делились не только на общеизвестных куренных и кошевых (об этих званиях мы расскажем немного подробнее), но и на походных, отрядных, наказных. Были также деления на руководителей ответственных за конкретные сферы деятельности, например, лисицкий атаман - это человек, который заведовал вопросами охоты, крамной - отвечал за торговлю, школьный - обучал казаков азам науки и грамоте.

Очень емкое значение слова «атаман» приобретается наряду с приставками «зимовий», «станичный», «поселковый». Такие предводители отвечали за вверенную им административно-территориальную единицу, а также ее жителей. Помимо непосредственного рекрутинга, такие атаманы занимались вопросами разрешения конфликтных ситуаций, сбора денег, в том числе и с торговых точек, расположенных на вверенной им территории.

Этот человек обладал не только судебной властью и мог рассудить повздоривших казаков, но и исполнительной, так он мог наказать физически своего подчиненного, которого, скорее, можно назвать подопечным, ведь воины могли по своему усмотрению как выбирать своего предводителя, так и «уволить» его. В боевой обстановке подчинение атаману было беспрекословным, казаки шли за своим «батькой» и готовы были положить на поле боя за него голову.

От севера до юга

Кто такой атаман, знали на многих территориях. Такая должность чаще всего отмечается у донских и запорожских казаков. Но не они первые называли так своего предводителя. Первые упоминания об атаманах есть в исторических документах тринадцатого столетия, более поздним официально утвержденным «атаманом» стал Карстен Роде, что удивительно, ведь он был мореходцем. Царь Иван Грозный в 1570 году выдал ему лицензию на каперство в водах Балтийского моря, в ней четко значилось, что Карстену присваивалось звание атамана корабля и его команды.

Однако все же больше этот термин применим именно к сухопутным военачальникам, которые имели отношение к казакам. Атаманы были в таких силовых структурах:

  • Запорожское казачье войско.
  • Черноморское казачье войско.
  • Донское казачье войско.
  • Новгородские начальники городской стражи.

Отметим, что на украинском языке это звание пишется и звучит немного иначе, а именно, как «отаман», что с точки зрения этимологии неверно, ведь тогда слово теряет корни своего происхождения.

Происхождение слова

Что такое «атаман», поможет прояснить разбор слова, и перевод его отдельных частей с языка-первоисточника. Самой распространенной версией происхождения считается трансфигурация от германского наречия слов atta и mann. Первое можно интерпретировать, как «отец», а второе - «муж», «витязь». Соединенные воедино, обе части рождают термин «атаман», который очень хорошо объясняет суть данного воинского звания, ведь переводится, как «отец воинов».

Есть и другое мнение, согласно которому прародителем данного слова есть одно из названий Османской империи, которую также именовали Оттоманской. Запорожские казаки не всегда стояли на защите границ своего государства. Первые их формирования не брезговали продавать свои услуги и крымским ханам, некоторые были приспешниками повелителя Золотой орды. Возможно, это и стало причиной считать, что слово «атаман» имеет восточное происхождение.

Наш ответ амазонкам

Обычно атаманшей называли жену главаря казаков или разбойников, были, однако, в истории те дамы, которые по праву носили такое звание, являясь настоящими воительницами. Одной из самых отчаянных была Мария Никифорова, более известная, как Маруся.

Девушка была дочерью военного, возможно, это наложило сильный отпечаток на ее жизненные взгляды и ценности. Будучи совсем юной, она приобщилась к анархистам, поначалу участвовала в агитационной деятельности, затем собрала вокруг себя целую команду единомышленников.

Еще до своего совершеннолетия (21 год) она занималась террористической деятельностью, была причастна к грабежам, убийствам и разбоям, за что официальными властями была приговорена к смертной казни, которую, однако, не привели в действие, заменив бессрочной ссылкой на каторгу.

Ей удалось оттуда сбежать, и вновь заняться своим темным делом. Отряд Маруси действовал на разных территориях и всегда находился в гуще событий Гражданской войны. Девушка отчасти подчинялась махновцам, содействовала и большевикам, но в итоге так и не смогла заняться какой-либо конструктивной деятельностью. По одной из версий, Марусю таки расстреляли, когда началась массовая зачистка неблагонадежных и опасных элементов в новом, коммунистическом обществе.

Казачий отец

Как мы уже говорили, атаманы подразделяются на куренных и кошевых. Первые были менее значимыми с точки зрения своей сферы влияния, но это утверждение довольно спорное. На Сечи было 38 человек с таким званием, у каждого из них в подчинении был курень. Выбирали атамана, которого еще называли куренным, сами казаки, это был или бывший воевода, или рядовой служащий. Главное - чтобы его персона удовлетворяла большинство членов сообщества. Никто иной не мог влиять на процесс выборов, это всегда бы исключительно «свой» человек, которого почитали, уважали и слушали.

Атаман получал жалование. В ту пору, когда казачье войско подчинялось имперской власти, оно составляло 27 рублей, также воины (добровольно и по своему усмотрению) делились с ним частью добычи. Отношение к куренному было столь доверительным и «сыновним», что казаки могли пойти ради него даже против воли высшего по рангу воеводы и, наоборот, по просьбе своего непосредственного предводителя терпели временные трудности и невзгоды.

Кошевой атаман

Человек с таким званием был главой лагеря, у него в подчинении были не только сами казаки, но и куренные, писарь, есаул, судья. Как и куренной атаман, кошевой также выбирался на Раде, там же он ежегодно должен был давать отчет о своей деятельности. Обладая практически безграничными полномочиями, он должен был постоянно подтверждать собственное право на них.

· Городовые казаки · Станичные казаки · Некрасовцы · Хопёрские казаки · Расказачивание · Казачий стан

Атаман Краснощёков

Гетман Богдан Хмельницкий

На Украине войсковой атаман назывался гетманом . Начальники отдельных селений, также выборные, некогда именовались куренными атаманами, а впоследствии просто отаманами или сельскими атаманами. Последние были в то же время и судьями. Жалобы на их решения, в основном словесные, поступали в сотенную канцелярию , где заседал атаман сотенный - первое лицо в сотне после сотника. Вместе с сотником он решал дела в сотенной канцелярии и в отсутствие его правил его должностью. Звание это было очень важно с 1600 г. до половины XVIII века . Выборный начальник всей Запорожской Сечи именовался кошевым атаманом и номинально был подчинён гетману; начальники отдельных частей назывались куренными атаманами (Сечь делилась на курени, то есть группы домов или жилищ).

Далее, повсеместно предводитель отряда , выступавшего в поход, получал название походного атамана. В отсутствие войскового атамана назначался исправляющий его должность под именем наказного атамана . В XIX веке , когда войсковым атаманом всех казачьих войск считался наследник престола, казачьи войска постоянно управлялись наказными атаманами.

Наконец, атаманом называется вообще старший в деле, например, атаман рыболовный - временный начальник рыболовства на реке Урале . В постоянных приморских рыбных ловлях артель или ватага также избирает атамана (ватаммана). Это главный распорядитель работ: «без атамана дувана не дуванят», то есть добычи не делят. В этом именно смысле начальника промысловой партии, рыболовной ватаги «ватамман» (ватагаман, атаман) впервые упоминается в новгородских грамотах XIII в. В малороссийском и новороссийском крае атаманом зовут сельского старшину, старосту , также старшего пастуха или чабана , большака рыболовной ватаги и проч.

См. также

Примечания

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Атаман" в других словарях:

    Муж. (малорос. отаман и гетман,нем. Hauptmann) начально значило: предводитель шайки, вольницы; затем, выборный, старшина, голова казачьей общины. Войсковой атаман начальствует всем войском казачьим дома; зауряд или правящий должность, наказный… … Толковый словарь Даля

Вольные времена казачества

Ни для кого не секрет, что в нашей жизни очень многое зависит от того, кто и как руководит людьми. Общественные науки и человеческий опыт доказывают, что общества без власти не бывают. Что говорить о людях, когда даже в сообществах животных присутствуют отношения господства и подчинения! Но там это формируется на уровне инстинктов и, конечно, не рефлексируется. Люди же устроены так, что все время спорят по поводу властных, а значит, политических отношений, ругают и ненавидят или терпят и подчиняются.


Редко кто когда любит власть, редко вызывает она положительные эмоции. Возможно, все дело в человеке, его страстях и личных качествах. Кстати, мало кто выдерживает испытание властью. Но, тем не менее, власть будет существовать всегда. И здесь, скорее всего, важно то, как и на каких основаниях, эта власть организуется.

История нашей страны знает если и не уникальный, то удивительный способ взаимоотношений общества и власти. Причем способ, который пережил века. Во многих других структурах жизни он стал анахронизмом, и исследователи изучают его в исторической ретроспективе, рассматривая как что-то начальное, далекое от более высоких «сакральных» или «договорных» основаниях существования власти.

Это способ выбора обществом, по его мнению, лучшего представителя для руководства людьми в различных сферах жизни. Историческим примером здесь может служить казачество, где институт выборной атаманской власти прошел через века и долгое время был синонимом справедливого устройства взаимоотношения общества и власти.

Знаки атаманской власти (насека, шестопер, использовалась и булава)

Образ казачьего атамана для обычного человека - это всегда что-то очень сильное, яркое и красочное. За этим званием в сознании людском стоят несколько столетий воплощенной народной мечты о справедливом общественном устройстве и не менее справедливом управлении. Так получилось, что в наиболее законченных формах идея народного самоуправления была воплощена в казачьей общине и в должности выборного казачьего атамана.

Весьма интересно, что само по себе казачество прошло сложный путь эволюции, притом, что время его формирования было отнюдь не доисторическое. Всё происходило уже в хронологических рамках второго тысячелетия новой эры, то есть уже в эпоху письменной истории народов. А что касается должности казачьего атамана, так весьма примечательно, что она была выборной, срочной (на время) и очень ответственной. Ответственной во всех смыслах, притом что главный смысл может быть в ответственности перед обществом, перед теми, кто этого атамана выбирал, так как если обязанности исполнялись не должным образом, атаман переизбирался.

Вообще, откуда взялось само понятие «атаман»? Версий здесь несколько. Что может быть авторитетней официальной энциклопедии?... Слово «атаман», по мнению некоторых исследователей, восходит к польскому hetman, которое, в свою очередь, произошло от немецкого Hauptman, что значило «начальник» или «старший». Другие же считают, что «атаман» слово древнерусское, но также заимствованное из тюркских языков, где odaman означало «старейшина пастухов или казачьего лагеря». Кстати, в «Большой советской энциклопедии» говорится также про тюркские языковые источники.

Считается, что на Руси слово «атаман» впервые встречается в новгородских грамотах. В каком-то смысле перед нами опять вечная дилемма очень многого в русской жизни, особенно в историческом контексте. В данном случае это заимствование слова и спор идет, откуда, с Востока или Запада, оно к нам пришло. Но на самом деле это не так уж и важно…

Есть и другие интересные, иногда баснословные версии, но оставим их пытливым умам и договоримся, что определять атаманов будем мы именно вышесказанным образом.


Так выглядел атаман

Изначально атаманами казаки называли своих военных предводителей. Как уже было сказано выше, атаманская должность была выборной. Для этого казаки собирались в круг и путем голосования определяли себе вождя. Характерно, что выбранный атаман был хозяин в жизни и смерти казаков. Он представлял собой высшую власть, но, что важно, только во время похода. После возвращения казачьей ватаги в родные пенаты атаман складывал с себя полномочия и становился рядовым казаком, причем подсудным, как и другие члены казачьей общины.

Если атаман переставал быть высшей властью, то что представляла собой высшая власть в казачьем сообществе? И вот здесь надо сказать об удивительных вещах. Казачество как социальная структура было устроено достаточно интересно. Особенностью было, по-настоящему демократическое устройство казачьей общины. Высшим органом власти у казаков был войсковой круг (рада, коло). Именно на Круге происходили все значимые для казаков политические и иные решения. Круг соединял в себе все ветви власти, а именно законодательную и судебную, лишь на время военных походов, передавая власть исполнительную в руки атаманов. Но и здесь присутствовала еще одна особенность.

Как уже было сказано выше, атаман во время похода концентрировал в своих руках более чем только распорядительную, т.е. исполнительную власть. Его слово было законом, а его распоряжения в области наказания за какие-либо провинности обсуждению не подлежали и оспорены быть не могли, вплоть до смертной казни. Все претензии к атаману откладывались на потом, т.е. на возвращение из похода, после которого он (атаман) складывал свои полномочия, становился равен всем и подсуден как все, а к Кругу, который обретал вновь свои полномочия, казаки могли вновь апеллировать, если считали какие-то действия атамана несправедливыми или чрезмерными.

Старейшим в России является Донское войско. Официально установленное старшинство, т.е. здесь уместно сказать «как бы», начало войска ведется с 1570 г. Естественно, что история казачества насчитывает гораздо более длинную историю. Не вдаваясь особенно в подробности этого вопроса (особенно в баснословную его часть), скажем, что первые серьёзные упоминания о казаках появляются, по меньшей мере, в XIV в., а в дальнейшем связаны были с устройством юго-восточных границ Рязанского княжества.

Список известных по разным источникам донских атаманов с XVI по XX в. насчитывает более 60 человек. Это те, чьи имена вошли в официальную историю Донского войска. А были бесчисленные «неформальные» атаманы, поднимавшие казаков на «охоту за зипунами», на различные бунты и восстания против власти, на бесчисленные «воровские» походы на казачьи реки. В годы русской Смуты начала XVII в. казачество и крестьянство, которое тоже хотело стать казаками, дали такое количество атаманов, которое невозможно исчислить. И надо сказать, что принципы организации власти, что у «голутвенных» казаков, что у так называемых «официальных» казаков продолжали оставаться неизменными.

Пройдемся по некоторым персоналиям. В Донском войске отметим как неизвестных, так и получивших всемирное признание атаманов. Начнем с XVI в., т.к. до этого известных по именам казачьих атаманов не находится. У Н.М. Карамзина находим под 1549 г. информацию о неком Сарыазмане, казачьем атамане, который, кстати, уже был с войском подданными Ивана Грозного, так вот они «завладели сею рекою (Доном) до самого устья, требовали дани с Азова, воевали ногаев, Астрахань, Тавриду (Крым); не щадили и турков, обязывались служить вдали бдительной стражей для России».


Казак из ранней эпохи с головой ногайца

И хотя немного известно о первом донском атамане, все же он попал в переписку глав государств, содержание которой во многом показывает накал взаимоотношений и дипломатические коллизии, возникавшие на почве действий казаков. В грамоте 1550 г. посланной от ногайского правителя Юсуфа Ивану Грозному говорится о Сарыазамане: «Холопи твой, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и четырех местах городы поделали, да наших послов и людей…забирают, иных до смерти бьют…» Царь Иван отвечал, что, мол, «те разбойники… живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы не один раз посылали, чтобы их переловить, да наши люди добыть их не могут». И далее царь лукаво предложил, мол, ты Юсуф, поймай их сам да в Москву пришли, здесь мы этого Сарыазмана с другими ворами и казним.

Этот момент очень интересен. Известно, что считается, что служба казаков, в частности донских казаков русскому государству начинается именно в XVI в. при Иване Грозном. Но служба эта была очень своеобразна. До XVIII в. донские казаки были с русским государством как бы в равных отношениях. То есть напрямую подчинения казачеству царской власти не было.

Казаки общались с московским царством на равных, их станицы, бывавшие в Москве, имели по существу, дипломатический статус. Это происходило по тому, что центральная власть, с одной стороны, не могла сильно влиять на казаков, а с другой стороны, была очень заинтересована в прикрытии своих юго-восточных границ со стороны Дикого Поля. Именно поэтому, между Москвой и казачеством сложились весьма своеобразные отношения. Казаки по клятве-присяге обязались защищать рубежи Московского государства, за это государство платило жалованье, хлебом, деньгами и иными материальными благами, например, оружейными припасами, в которых у казаков всегда был недостаток, т.к. изначально хозяйством они не занимались.

Основным занятием казачества была война. Но во внутренние дела казачества власть не совалась, что и предопределило дальнейшую эволюцию казачества. Оно изначально было очень самостоятельным, в отличие от многих других подданных царя, были лично свободными, обладали в связи с этим чувством собственного достоинства, и к тому же были способны к самоорганизации.

Правда редкость употребления имени первого известного донского атамана некоторыми исследователями ставит самого его под сомнение. Например, Е.П. Савельев выводит имя из иранского языка, где «сарыазман» означает «удальца». Есть и другие версии, но уже подтверждающие общеизвестную точку зрения и лишь уточняющие её.

Как казачество делится, по сути, на раннее татарское и более позднее синтезированное из разных народов, так и Сарыазман, возможно был татарином или русским, носившим татарское прозвище. И для Московского царства и для друзей-противников его казаки в целом, а Сарыазман в частности, были разбойниками, но для русского государства «нашими», а значит почти «хорошими» разбойниками, а для других - «чужими», «московскими», а значит «плохими», «лихими» людьми. Но, собственно так всегда и бывает в большой внешней политике. Для нас же главное, что в XVI в. наконец прозвучало реальное имя казачьего предводителя. И звали его Сарыазман.