Личностный потенциал и его особенности у юношества. Проблема развития потенциала личности

В литературе можно встретить различные термины: «человече­ские ресурсы», «человеческий капитал», «уровень жизни», «каче­ство жизни», которые рассматривают человека лишь как эконо­мический ресурс или как потребителя различных благ.

Понятие «человеческий потенциал» выражает представления о человеке как о субъекте деятельности, активном, самоценностном и самораз­вивающемся. Сам термин «роїепсіа», означающий одновременно и возможность и внутреннюю силу, ориентирует нас на гуманис­тическое восприятие людей. По мнению В.М.Шепеля, в XXI в. качество работников как субъектов труда будет признано в циви­лизованных странах главным ценностным приоритетом во всех системах управления .

Профессиональный экстремально-психологический потенци­ал специалистов представляет собой не только набор личност­ных, профессионально значимых качеств, способностей и опыта, т.е. пассивную составляющую, обеспечивающую возможность ус­пешно реализовывать профессиональную деятельность в экстре­мальных условиях, но, что более важно, является генератором самопополнения, т.е. имеет активную составляющую, являющую­ся основой профессионально-личностного роста специалистов в экстремальных условиях. Именно эта составляющая потенциала обладает способностью к самопониманию, самопрогнозированию и саморазвитию, направлена на творческое самовыражение, иден­тификацию специалистов.

Понятие «потенциал» в настоящее время изучается в следую­щих аспектах: экономическом (трудовой потенциал), социально-организационном (человеческие ресурсы), социально-экологиче­ском (общая жизнеспособность, жизненный потенциал), психо­логическом (личностный потенциал), личностно-социальном (организаторский потенциал).

В концепции психологического потенциала в управлении ОВД, разработанной группой ученых пол руководством профессора В.И.Черненилова, в структуре профессий н ал ьн о-п сихоло-гического потенциала сотрудника выделяются следующие две основные подструктуры: 1) психотехнологическая и 2) лич­ностная.

Первая призвана обеспечить рациональное выполнение долж­ностных обязанностей, служит показателем того, какого уровня специалистом может стать данный сотрудник, если определенные психологические переменные будут актуализированы при выпол­нении профессиональных задач (функций).

Вторая задает систему смысловых координат труда и жизни в целом: определяет, какой личностью может развиться данный человек и как это может сказаться на его профессиональной дея­тельности и жизни в целом.

В соответствии с указанной концепцией, В.М.Поздняков и И.Е.Реуцкая под профессионально-психологическим потенциа­лом сотрудника ОВД понимают интегративное состояние имею­щихся, но иногда остающихся невостребованными психологиче­ских составляющих личности, которые могут быть ею актуализи­рованы и реально использованы в профессиональной деятельно­сти. При этом психотехнологическая подструктура потенциала по­нимается как проекция целостной психики сотрудника ОВД на плоскость требований к нему как специалисту, предъявляемых в современных условиях. В ней полностью проявляется личность в ее влиянии на все аспекты профессиональной деятельности. Лично­стная подструктура потенциала понимается как все то, что делает человека личностью, а не узким функционером: масштаб пони­мания происходящего, масштаб мышления, кругозор, открытость новому, гражданское мужество, понимание ответственности за судьбы людей, включая ответственность перед потомками и Оте­чеством в целом.

В указанных подходах не полностью учитывается главная осо­бенность профессионально-психологического потенциала, кото­рая делает его основным компонентом психики специалиста. Эта особенность наиболее рельефно просматривается в экстремаль­ных условиях.

К понятию профессионального экстремально-психологического потенциала специалистов следует подходить с учетом не только личностных характеристик, но и с учетом всей совокупности внеш­них факторов, влияющих на эту личность, индивидуальных, со­циальных, деятельностных, обстановочных. В экстремальных ус­ловиях происходит не просто актуализация профессионального экстремально-психологического потенциала специалиста (кото­рый может быть представлен только своей пассивной составляю­щей различного уровня, при этом активная составляющая может отсутствовать или быть незначительной), а его становление и раз­витие, как специфического психического феномена. Причем, ха­рактеризуя потенциал, целесообразно говорить не о результатах становления специалиста и развития личности, а об особенностях самого процесса, возможностях, качестве, скорости, сроках ста­новления и развития мастерства специалистов. Именно эти пара­метры, а не абстрактный, пусть даже позитивный результат име­ют решающее значение при характеристике профессионального экстремально-психологического потенциала и при профессиональ­но-личностном росте специалиста.

Итак, можно заключить, что под профессиональным экстре­мально-психологическим потенциалом специалиста следует пони­мать интегративную совокупность психических компонентов, имеющих как пассивное, так и активное содержание различных уровней и пропорций, которая формируется и развивается под влиянием и внутренних личностных условий, и внешних - де-ятельностных, социальных, обстановочных. Причем возможно­сти, качество, сроки и скорость протекания этих процессов (фор­мирования и развития) зависят от состояния и функционирова­ния системы: «специалист -жизнедеятельность + экстремальные условия (обстановочный компонент) -функциональная группа» (см. рис. 1).

В пассивную группу компонентов профессионального экстре­мально-психологического потенциала специалистов целесообраз­но включить не обладающие побудительной силой операциональ­ную (знания, умения, навыки, привычки, общие и специальные способности, свойства) и психодинамическую (выносливость, энергичность, ритм труда, работоспособность и пр.) составляю­щие структуры личности, разработанной профессором Академии управления МВД России А. М.Столяренко, в активную - обла­дающую побудительной силой нравственно-мотивационную со­ставляющую (ценности, идеалы, потребности, мотивы, направ­ленность, установки, цели).

Экстремальные ситуации не только способствуют, но и явля­ются обязательным условием формирования и развития профес­сионального экстремально-психологического потенциала должным образом подготовленных специалистов. Вместе с тем они могут приводить к полной профессиональной и личностной деградации неподготовленных специалистов. Активная группа компонентов профессионального экстремально-психологического потенциала специалистов более восприимчива к изменениям условий деятель­ности и может служить своеобразным индикатором уровня сфор­мированное™ и развития всего потенциала специалистов в экст­ремальных условиях. Эта диагностическая особенность потенциа­ла использовалась в процессе психологического сопровождения и подготовки сотрудников спецподразделений в экстремальных ус­ловиях. Активная группа компонентов профессионального экст­ремально-психологического потенциала специалистов способствует формированию и развитию всего потенциала, в том числе за счет накопления потенций пассивной группы компонентов.

Экстремальные условия профессиональной деятельности вы­нуждают специалистов осуществлять глубокие личностные транс­формации психики. Эти изменения проявляются в процессе про­фессионального становления, адаптации, развития и совершен­ствования специалистов в экстремальных условиях.

В экстремальных условиях процесс профессионального станов­ления в аспекте его динамики протекает по другой схеме, чем в обычных условиях. Он более стремителен, потому что выжить в экстремальных условиях можно, только обладая достаточным уров­нем профессионализма, как правило, конфликтен, так как ха­рактер личности наталкивается на жесткие условия жизнедеятель­ности и взаимодействия между специалистами, имеет высокую степень психологического привыкания к риску («сдвиг к риску»).

А. М.Столяренко в психологическом потенциале руководителя ОВД предлагает учитывать следующие особенности: 1) индиви­дуальную управленческую концепцию; 2) развитость морально-психологических качеств; 3) управленческую подготовленность; 4) интеллектуальные способности; 5) эмоционально-волевые свойства; 6) коммуникативные качества.

Профессиональный экстремально-психологический потенци­ал руководителя подразделения в экстремальных условиях, по­мимо указанных компонентов, должен включать в себя:

Развитые организаторские способности и навыки (координа­ция взаимосогласованных и взаимодополняющих действий;

Высокий уровень доверия себе и функциональной группе (сле­довательно, высокий уровень ответственности);

Способности к помогающим (обучающим) действиям, улуч­шающим (совершенствующим) действия подчиненных сотрудни­ков (содействие).

Развитую подсознательную сферу психики и высокие навыки управления этой сферой.

Основным условием повышения профессионального экстре­мально-психологического потенциала руководителя в экстремаль­ных условиях является развитие у него аутопсихологической ком­петентности, которая приобретается в процессе профессиональ­ной экстремально-психологической подготовки, самоподготовки, психоконсультирования и профессиональной деятельности (взаи­модействия).

Аутопсихологическая компетентность руководителя является составной частью его профессиональной компетентности. В соче­тании со способностями профессиональная компетентность об­разует так называемый «практический интеллект» (школа Стерн­берга), который может рассматриваться как форма приобретае­мого опыта в процессе проведения специальных операций.

Латинское слово intellectus - «разумение, постижение» - в словарях обычно переводится как «ум, умственные способно­сти». Считается, что именно они во многом предопределяют ус­пех в обучении и решении сотрудником возникающих жизнен­ных проблем. Однако это оценивание в области лишь так называ­емого «академического» интеллекта, характеризующего успеш­ность обучения и решения задач абстрактно-теоретического пла­на. Вместе с тем с 80-х гг. XX в. психологами разрабатываются понятия «социального», «эмоционального», а также «практиче­ского» интеллекта, которые позволяют более надежно делать про­гноз в отношении решения человеком проблем, возникающих в повседневной жизни, в труде и при взаимодействии с другими людьми.

Интеллект, и прежде всего практический интеллект, крайне важен для руководителей, работающих в экстремальных услови­ях, так как они обязаны для успешности своих действий распоз­навать и решать внезапно возникающие проблемы, намечать и формулировать стратегии решения задач, оптимизировать потоки поступающей из разных источников информации и распределять имеющиеся ресурсы, лично участвовать в решении или контро­лировать решение проблемы и давать ей оценку. Развитие практи­ческого интеллекта связано с развитием у руководителей навыков работы в профессиональных ситуациях, наполненных избыточ­ной оперативной информацией, при ее недостатке или полном отсутствии. Для развития практического интеллекта руководите­лей к деятельности в экстремальных условиях необходимо разви­вать у них навыки концентрации, распределения и удержания внимания на одном и нескольких объектах, профессионального восприятия ситуации, распознавания, структурирования, сорти­ровки, ментального достраивания (конструирования), извлечения из памяти, использования различных информационных потоков. Кроме того, важным являются навыки вербального и невербаль­ного общения на уровне полного взаимопонимания с подчинен­ными.

При решении новых задач в экстремальных условиях руково­дителю недостаточно одного интеллекта. Он является лишь осно­вой, на которой базируются и приобретают ведущее значение личностные особенности (креативность, мотивация, воля, интуи­ция).

Латинское слово create переводится как «сотворение, созида­ние нового». Креативность проявляется не только в особенностях мышления (превалирование дивергентного (разнонаправленного, целостно-образного) над конвергентным (однонаправленным, парциальным) мышлением, по классификации Дж. Гилфорда), но и в специфике интеллектуальной активности, связанной с осо­бенностями мотивации (прежде всего со склонностью к любозна­тельности и риску), а также со способностью интуитивного по­стижения нюансов ситуации и преодоления барьеров в совмест­ной деятельности и общении }