Методическая копилка. Любохонская школа

Контрольный тест по окружающему миру Земля и человечество 4 класс с ответами. Тест включает в себя 7 заданий.

Проверьте, чему вы научились, изучая этот раздел. Напротив каждого умения поставьте один из знаков:

«+» — я это умею;
«−» — иногда я испытываю трудности;
«?» — затрудняюсь ответить.

1. Рассказывать о мире с точки зрения астроно­ма, географа, историка, эколога.
2. Проводить несложные астрономические наблюдения.
3. Использовать глобус и карту для получения информации о Земле.
4. Изготавливать модели планет и созвездий, модель Солнечной системы.
5. Соотносить дату исторического события с ве­ком, находить место события на ленте времени.
6. Анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения.
7. Приводить примеры объектов Всемирного на­следия ЮНЕСКО и животных из международной Красной книги.

Убедитесь в правильности ваших ответов. Для этого выполните задания 1-7. Обратите внимание: номера заданий совпадают с номерами умений.

1. Родители Миши, Андрея и Алексея учёные. Используя рассказы мальчиков, определите, какие науки изучают их родители. Установите соответствие между рассказами детей и названиями наук.

Рассказы детей

А) Миша рассказал, что его папа изучает климат материков Земли, зависимость погоды от хозяйствен­ной деятельности человека.
Б) Андрей рассказал, что его мама работает с архивными документами.
В) Алексей рассказал, что его папа изучает планеты и другие космические тела Солнечной системы.

Названия наук

1) история
2) астрономия
3) география

2. С помощью какой звезды можно определить на­правление на север? Обведите номер верного ответа.

1) Сириус
2) Альдебаран
3) Полярная звезда

3. Какой картой удобнее пользоваться при рассказе о формах земной поверхности нашей страны? От­метьте галочкой (✓) номер верного ответа.

1) карта полушарий
2) политическая карта мира
3) физическая карта России
4) карта звёздного неба
5) историческая карта России XVIII в.
6) физическая карта мира

4. Рассмотрите изображение. Планеты Солнечной си­стемы (Юпитер, Земля, Меркурий, Сатурн, Уран, Неп­тун, Венера, Марс) отмечены на нём цифрами. Опре­делите, какая планета какой цифрой обозначена. За­пишите свой ответ.

1 — ___________
2 — ___________
3 — ___________
4 — ___________
5 — ___________
6 — ___________
7 — ___________
8 — ___________

5. На какой ленте времени верно соотнесены дата исторического события (Отечественная война 1812 года) и век? Отметьте галочкой (✓) номер соответствующего рисунка.

1 Годы 1812
Века XVII XVIII XIX XX XXI
2 Годы 1812
Века XVII XVIII XIX XX XXI
3 Годы 1812
Века XVII XVIII XIX XX XXI

6. Выберите одну из экологических проблем, от­метьте галочкой (✓) и опишите ее последствия.

1) проблема исчезновения тропических лесов
2) проблема загрязнения океана
3) проблема мусора

7. Какие объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО расположены на территории нашей страны? Выберите названия объектов из списка, обведите их номера.

1) водопад Виктория
2) Золотые горы Алтая
3) исторический центр Санкт-Петербурга
4) национальный парк Гранд-Каньон
5) Большой Барьерный риф
6) погост Кижи

Ответы на контрольный тест по окружающему миру Земля и человечество 4 класс
1. А3 Б1 В2
2. 3
3. 3
4.
1 — Меркурий
2 — Венера
3 — Марс
4 — Земля
5 — Юпитер
6 — Сатурн
7 — Уран
8 — Нептун
5. 1
6.
2) Загрязнение Мирового океана является важнейшей экологической проблемой нашего века. И с ней надо бороться. На сегодняшний день существует множество опасных загрязнителей океана: это нефть, нефтепродукты, различные химикаты, пестициды, тяжелые металлы и радиоактивные отходы, сточные воды, пластмассы и тому подобное. Для решения этой острой проблемы потребуется объединение сил всех людей планеты, а также четкое и неукоснительное выполнение законов охраны окружающей среды.
7. 236

Кузькина Наталья Михайловна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №5, г.Светлый.

Цели:

    систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога;

    развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы;

    воспитывать интерес и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: ИКТ-презентация, карточки с математическими числами, таблички с наименованиями групп, тесты, раздаточный материал для практической работы, глобус, кроссворды, фишки для оценивания знаний.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждет ролевая игра.
И роли уже распределены
Познакомьтесь, вот они!

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Деление на группы

-К нам пришли помощники «географы», «историки», «астрономы», «экологи»

(Учащиеся подходят к доске и выбирают себе карточки с названием разных специальностей).

Рассаживаются за столы по выбранной специальности.

III. Повторение пройденного.

Закройте глаза и послушайте: “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было бы так до сих пор, пока не появился голубой, сверкающий шар. Это наша земля (Дети открывают глаза и видят глобус). Жизнь началась. И так важно, что бы это продолжалось вечно”.

А вы хотите, чтобы жизнь продолжалась?

Что для этого нужно?

Сейчас вы узнаете тему нашего урока. Для этого вам нужны ваши математические знания. Расположите числа в порядке возрастания

Получилось название темы “Окружающий мир”

IV. Сообщение темы и цели урока.

Каждый из вас старается содержать в порядке своё рабочее место, комнату, наш класс. Но такой же порядок нужен и в окружающем нас мире!

Кто же наведёт порядок?

Да, это наши специалисты, которых вы представляете! Представьтесь!

Специалисты по знаниям истории, астрономии, географии и экологии.

Сегодня на уроке каждая группа специалистов ответит на вопрос “Что такое окружающий мир?” для вас, ваше видение.

Итак, детвора, начинается игра!

V. Ход игры.

1 этап “Разгадай кроссворд – найди ключевое слово”.

Решив кроссворд, группы определяют ключевое слово, обозначающее то, чем является мир с точки зрения этой группы.

Кроссворд для астрономов.

Вопросы к кроссворду:

1. Созвездие. 2. Прибор, который используют в работе астрономы. 3. Планета, названная в честь богини красоты. 4. Созвездие, по которому можно определить зрение. 5. Солнце – это… 6. Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды. 7. Планета – кроха. 8. Американское название профессии человека, летающего в космос. 9. Самая голубая планета.

Ответы: 1.Волопас. 2.Телеском. 3. Венера. 4.Плеяды. 5.Звезда. 6. Нептун. 7.Плутон. 8.Астронавт. 9. Земля. Ключевое слово – ВСЕЛЕННАЯ.

Кроссворд для географов.

Вопросы к кроссворду:

1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось. 2.Самый маленький материк. 3.Изоображение земной поверхности на плоскости. 4. Тепловой пояс, в котором мы живём. 5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса. 6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария. 7.Самый большой по площади материк.

Ответы: 1. Полюс. 2. Австралия. 3. Карта. 4. Умеренный. 5. Меридиан. 6. Экватор. 7. Евразия. Ключевое слово – ПЛАНЕТА.

Кроссворд для историков.

Вопросы к кроссворду:

1. Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси. 2. Хранилище документов. 3. Специалист по истории. 4. События, случившиеся после рождения Христа – это…5. Десять веков. 6. Счет лет называется… 7.Наука, которая изучает о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.

Ответы: 1. Летопись. 2.Архив. 3. Историк. 4.Наша эра. 5. Тысячелетие. 6. Летоисчисление. 7. Археология. Ключевое слово – ПРОШЛОЕ.

Кроссворд для экологов.

Вопросы к кроссворду:

1. Международная экологическая организация. 2. Природное наследие России – озера… 3.Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры – Всемирное… 4.Национальный парк Африки. 5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. 6. В нее внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране. 7. От каждого человека зависит… нашей планеты. 8.Московсий …- Всемирное культурное наследие. 9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света.

Ответы: 1.Гринпис. 2.Байкал. 3.Наследие. 4.Серенгети. 5. Экология. 6.Красная книга. 7. Будущее. 8.Кремль. 9. Мавзолей. Ключевое слово – НАСТОЯЩЕЕ.

Все группы работают одновременно. После решения кроссворда дети называют ключевые слова, находят подходящую иллюстрацию к своему слову.

Вывод:

Окружающий нас мир – это Вселенная, планета, прошлое, настоящее.

Физминутка.

ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ТРУДИТЬСЯ” (В ситуации, когда дети устали, а работа предстоит трудная. Необходимо провести коррекцию психического состояния на возбуждение активности и трудоспособности. Учитель говорит слова, а дети после каждой строчки повторяют про себя слова, а можно и коллективно говорить вслух, но лучше про себя. Глаза закрыты.)

Ох, как хочется трудиться!
Делать всё охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силён,

Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово для себя сдержу!

2 этап “Практическая работа” с использованием раздаточного материала.

Смена состава групп

Осень.Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят

1 группа-желтые листочки

2 группа-оранжевые листочки

3 группа-красные листочки

4 группа –зеленые листочки

Астрономы собирают модель Солнечной системы.

Материал: альбомный лист, клей, карандаши, ножницы, изображение планет, Солнце.

Узнай планеты, найди их место, подпиши название.

Географы собирают карту полушарий.

Материал: два круга из альбомного листа, карандаши, клей, ножницы, контуры материков.

Узнай и подпиши материки и океаны.

Историки с помощью “ленты времени” определяют, в каком веке это произошло и обозначают с помощью римских цифр.

Материал: раздаточный.

Экологи работают с картой мира.

Материал: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы.

Найди места, где находятся эти объекты всемирного наследия.

Группы работают одновременно. После окончания работы группы рассказывают, какую работу они выполнили. Делают вывод.

3 этап – тест “Земля и человечество

Смена состава групп

1команда-1 стол

2 команда – 2 стол

3 команда – 3 стол

4 команда – 4 стол

Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, чем больше правильных ответов наберёт каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.

Учащимся раздаются карточки с тестом “Земля и человечество.

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется…

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был…

а) Юрий Гагарин
б) Нил Армстронг
в) Алексей Леонов

3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется…

а) глобус
б) географическая карта

4. Какое из данных созвездий- Большой Пёс?

5. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется…

а) полярный
б) тропический
в) умеренный

6.Ценные находки старины хранятся…

а) в архивах
б) в музеях

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?

8. “Лёгкими нашей планеты” называют…

а) хвойные леса
б) тропические леса
в) широколиственные леса

9. Эмблему “ Большая панда” имеет…

а) Гринпис
б) Всемирный фонд дикой природы

10. Исторический центр Санкт-Петербурга - это…

а) природное наследие России;
б) культурное наследие России

Презентация. Город Светлый.

Подведение итогов

Что является для человечества домом? (планета Земля)

Что важно понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает и беречь это)

VII. Оценивание знаний.

Оценивается работа каждого игрока, определяется команда- победительница, выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

Перед вами лежат квадраты зелёного и жёлтого цветов. Выберите любой. Если вы выбрали квадрат желтого цвета, то на следующий урок напишите сочинение на тему: “Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир”; если вы выбрали квадрат зелёного цвета, то приготовьте реферат на тему: “Проблемы города Светлого”.

21.08.2014 4604 0

Цели:

1. Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога.

2. Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, обобщать.

О б о р у д о в а н и е:физическая карта мира; карта-план путешествия «Страна Окружающий мир »; карточки со словами; рисунки с изображением созвездий.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня нас встретят большие дела,

Задания уже приготовлены…

Вставайте дружно,

Нам в путь пора,

Нас ждет дорога трудная…

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по стране «Окружающий мир». Посмотрите на карту-план и скажите, какие города стоят на нашем пути.

II. Работа над пройденным материалом.

Ученики. Наша дорога идет через город Астрономия, город География, город История и город Экология.

Учитель. В каждом городе нас ждут испытания. Жители этих городов подготовили нам задание. Только самые умные и смекалистые смогут пройти эти трудности дороги. А с собой в путь мы берем знания и умения. Итак, первое испытание!

На доске карточки:

Учитель. Правильно выполнили задание. Теперь отправляемся в путь. И перед нами город Астрономия . Жители этого города подготовили для нас кроссворд. Вы должны решить его и прочитать выделенное слово.

Вопросы к кроссворду:

1. Планета Солнечной системы, на которой есть жизнь. 2. Прибор, который используют в работе астрономы. 3. Планета, названная в честь богини красоты. 4. Планета, которая находится между Сатурном и Нептуном. 5. Созвездие, по которому можно проверять зрение. 6. Самая большая планета в Солнечной системе. 7. Планета, которая носит имя бога морей. 8. Планета-кроха.

Учитель. Что означает это слово?

Ученики. Это название нашей Галактики.

Учитель. Что входит в состав Солнечной системы?

Ученики. Солнце и 9 планет.

Учитель. Какое у них общее название?

Ученики. Небесные тела.

Учитель. Что называют созвездием?

Ученики. Это группа звезд.

Учитель. Как называются данные созвездия и звезды?


Ученики.

1. Большой Пес, Сириус.

2. Малая Медведица, Полярная звезда.

3. Большая Медведица.

Учитель. Верно. А теперь нас ждет другой город – География .

Высокие горы,

Большие моря,

Широкие реки

Встречают тебя.

Жители этого города зовут нас играть.

Игра «Штурманы и географы»

Игра проводится по карте полушарий в парах. Штурман выбирает начало маршрута, определяет маршрут по карте полушарий, прикладывая к ней линейку. Географ определяет, над какими частями света, материками и океанами они пролетают.

Учитель вызывает к доске по два ученика и проводит игру. Остальные учащиеся – пассажиры, проверяют маршрут.

Игра проводится 5–6 раз.

Учитель. Молодцы! Жители города География очень довольны вашими ответами. Они желают вам доброго пути. И мы отправляемся дальше…

А на улицах этого города мы встречаем старинные монеты, лапти, керосиновую лампу. Это город История. Нас ждет новое испытание.

Необходимо вместо точек вставить слово, чтобы высказывание было верным.

«Наука, изучающая прошлое, называется … (история) . Хранилище документов – … (архив) . Наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения, найденные при раскопках, – … (археология) . Запись событий год за годом – … (летопись) . Ученый, выкапывающий из земли удивительные находки, – … (археолог).

Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Затем учитель зачитывает по одному высказыванию, а учащиеся ищут ответы в филворде. Слова в филворде читаются вверх, вниз, вправо, влево и даже под углом, но не пересекаются.

Учитель открывает на доске филворд.


Ученики ищут слова-отгадки.


Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Течет река издалека…

Течет река… Течет река…

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

Над ней – пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!

III. Повторение пройденного материала.

Учитель. Вот мы и подошли к следующему городу – Экология . Здесь чистая река, пышные облака, свежий воздух и зеленый луг.

Трое учеников делают сообщения. Остальные сдают свои работы учителю.

Учитель. Молодцы! Мы прошли все главные города большой страны «Окружающий мир».

Так что же такое окружающий мир?

Ученики. Окружающий мир – это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, небесные тела Солнечной системы, поверхность Земли, исторические источники, Всемирное наследие, растительный и животный мир.

Учитель. Теперь, чтобы вернуться домой, мы должны ответить на вопросы теста «Земля и человечество».

Учащимся раздаются карточки с тестом «Земля и человечество».

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется:

а) экология; в) география;

б) астрономия; г) история.

2. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется:

а) глобус;

3. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется:

а) полярный;

б) умеренный;

в) тропический.

4. Мы живем в тепловом поясе:

а) полярном;

б) умеренном;

в) тропическом.

5. Ценные находки старины хранятся:

а) в архивах;

б) музеях;

6. «Легкими» нашей планеты называют:

а) хвойные леса;

б) широколиственные леса;

в) тропические леса.

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?

а) XIII век; в) XVIII век;

б) XIX век; г) ХХ век.

8. Эмблему «Большая панда» имеет:

а) Гринпис;

б) Всемирный фонд дикой природы.

9. Исторический центр Санкт-Петербурга – это:

а) природное наследие России;

10. Озеро Байкал – это:

а) природное наследие России;

б) культурное наследие России.

О т в е т ы к тесту: 1(б),2(б), 3(в), 4(б), 5(а, б), 6(в), 7(б), 8(б), 9(б), 10(а).

Учитель. Теперь вам необходимо подписать свои тесты по образцу:


Учащиеся сдают работы.

Учитель. Посмотри, как все красиво,

Посмотри, простор какой!

Точно мать склонилась ива,

И вернулись мы домой!

IV. Итоги урока. Выставление оценок.

Учитель. Что является для нас домом?

Ученики. Планета Земля.

Учитель. Как каждый человек должен относиться к своему дому, к природе?

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Каким я хотел бы видеть окружающий нас мир».

4 класс. Тема: Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»
учитель высшей категории Матюшкина Галина Станиславовна

Цели: систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога; развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе, её богатствам.

Ход урока

1.Орг. момент.

Слайд 1.

Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждёт ролевая игра.
И роли уже распределены.
Познакомьтесь, вот они.

Дети разделены на 4 группы: астрономы, историки, географы, экологи
- Перед нами стоит важный вопрос. Каждая группа должна рассказать, что такое окружающий мир со своей точки зрения. Но сначала разминка.

2.Тест «Земля и человечество»

Мы закончили изучать раздел «Земля и человечество».

Слайд 2.

Предлагаю вам выполнить тест.
Каждой команде (каждому ученику) раздаются карточки с заданиями, пустые карточки для записи правильных ответов (один на группу, совещаются и записывают ответ).
Задания для теста прилагаются (97 Кб).
Проверка по слайду.

Молодцы!
- Ещё на уроке нам пригодятся следующие термины.

Слайд 3.

3. Словарный диктант. Вопросы задаёт учитель. После каждого ответа проверка по слайду (ответы появляются по нажатию кнопки мыши по одному).

Наука, изучающая небесные тела. (Астрономия)
- Наука, изучающая прошлое. (История)
- Хранилище документов. (Архив)
- Специалист, изучающий астрономию. (Астроном)
- Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. (Археология)
- Запись событий год за годом.(Летопись)
- Учёный, выкапывающий из земли удивительные находки.(Археолог)
- Старинные сооружения, древняя рукопись, старая монета…-всё это…(Исторические источники)

Хорошо! Все эти знания пригодятся вам для последующей работы.

Физ. минутка.

4. Основной этап. Кроссворд.

Вот и подошло время дать ответ на важный вопрос «Что такое окружающий мир?» Слайд 4 (только заголовок). Каждая группа даст ответ со своей точки зрения. Для этого вы разгадаете кроссворд и найдёте ключевое слово.
Кроссворды для каждой группы прилагаются: экологам - 29,5 Кб ; астрономам - 103,5 Кб ; географам - 102 Кб ; историкам - 109,5 Кб .
Ключевые слова найдены. Проверка по слайду (появляются слова: ВСЕЛЕННАЯ, ПЛАНЕТА, ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ).
- А теперь вы должны подтвердить и защитить свой ответ.

5. Практическая работа.

Астрономы собирают модель Солнечной системы (лист бумаги, изображения планет, Солнце, клей).
- Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия.

Географы собирают карту полушарий (лист бумаги с нарисованными полушариями, контуры материков, клей).
- Узнайте и подпишите материки и океаны.

Историки из предложенных предметов выбирают объекты старины.

Экологи работают с картой мира (карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч).
- Найдите места, где находятся эти объекты Всемирного наследия.

(Группы работают одновременно)
Проверка.
Каждая группа представляет свою работу и защищает её (отвечает на вопросы).

Вопросы к астрономам:
- Что входит в состав Солнечной системы? (Солнце и планеты)
- Какое у них общее название? (Небесные тела)

Вопросы к географам:
- Что изображает карта?(Материки, океаны, поверхность Земли). Назовите и покажите их.

Вопросы к историкам:
- Почему вы выбрали эти предметы?
- Как с точки зрения историков называются эти предметы?

Вопросы к экологам:
- Что такое Всемирное наследие?
- Что включает Всемирное наследие?(Природное и культурное)
- Назовите объекты Всемирного наследия.

После каждого названия показ слайдов.

Слайд 5 - Большой каньон

Слайд 6 - водопад Игуасу

Слайд 7 - водопад Виктория

Слайд 8 - Московский Кремль

Слайд 9 - озеро Байкал

Так что же объединяет все эти достопримечательности?
- Как надо относиться ко всему этому?
- Ребята, как вы думаете, есть ли в нашем посёлке достопримечательности, которые тоже нужно сохранять и беречь?
- Помимо этого, что ещё должны беречь? (Растительный и животный мир)

6. Итог.

Сделаем вывод: что же такое окружающий мир?

Слайд 4.

Что является для человека домом? (Планета Земля)
- Что важно понять каждому человеку?

7.Рефлексия.

8.Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир».

Методическая разработка обобщающего урока окружающего мира по разделу «Земля и человечество», 4 класс

Сечко Ольга Михайловна

учитель начальных классов

МКУОШИ «Мыскаменская школа-интернат

Среднего (полного) общего образования»

Цели урока :

1.Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения - глазами астронома, географа, историка, эколога.

2.Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, обобщать, делать выводы.

Задачи:

  1. Образовательная: заключается в цели урока.
  2. Развивающая: развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.
  3. Воспитательная: любовь к окружающему миру, уважение к одноклассникам, помощь ближнему.

Планируемые результаты

Предметные:

Должны знать основные понятия, изученные в разделе;

Уметь работать с географической картой и глобусом, выявлять причины экологических проблем.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД :

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать , приводя аргументы;

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Регулятивные УУД

Рефлексивные умения : осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные УУД :

Общеучебные действия : умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия : перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Тип урока: закрепление и повторение изученного по теме.

Вид: деловая игра.

Технология: на ситуативной (игровой) основе.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, физическая карта мира, предметы старины, раздаточный материал для каждой игры.

Ход игры

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей игры.

Скорей за работу, скорей за работу!

Сегодня нас ждет ролевая игра.

И роли уже распределены.

Познакомьтесь, вот они!

Дети разделены на четыре группы. Группы сидят за разными столами.

Каждая группа получает одну из табличек:

АСТРОНОМЫ ГЕОГРАФЫ

ИСТОРИКИ ЭКОЛОГИ

Перед нами сегодня стоит важный вопрос. Вы должны рассказать, что такое окружающий мир с вашей точки зрения – астрономов, географов, историков, экологов.

І этап игры

«Разгадай кроссворд – найди ключевое слово»

Разгадав кроссворд, группа определяет ключевое слово, обозначающее то, чем является мир с точки зрения этой группы.

Кроссворд для астрономов

  1. Созвездие.
  2. Прибор, который используют в работе астрономы.
  3. Планета, названная в честь богини красоты.
  4. Созвездие, по которому можно определить остроту зрения.
  5. Солнце - это...
  6. Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды.
  7. Планета-кроха.
  8. Американское название профессии человека, летающего в космос.
  9. Самая голубая планета.

Ответы: 1. Волопас. 2. Плутон. 3. Нептун. 4. Телескоп. 5. Звезда. 6. Венера. 7. Плеяды. 8. Астронавт. 9. Земля.

Ключевое слово: ВСЕЛЕННАЯ.

Кроссворд для географов

  1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось.
  2. Самый маленький материк.
  3. Изображение земной поверхности на плоскости.
  4. Тепловой пояс, в котором мы живём.
  5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса.
  6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария.
  7. Самый большой по площади материк.

Ответы: 1. Полюс. 2. Австралия. 3. Карта. 4. Умеренный. 5. Меридиан. 6. Экватор. 7. Евразия. Ключевое слово: ПЛАНЕТА.

Кроссворд для историков

  1. Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси.
  2. Хранилище документов.
  3. Специалист по истории.
  4. События, случившиеся после рождения Христа, - это...
  5. Десять веков.
  6. Счёт лет называется...
  7. Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.

Ответы: 1. Летопись. 2. Архив. 3. Историк. 4. Наша эра. 5. Тысячелетие. 6. Летоисчисление. 7. Археология. Ключевое слово: ПРОШЛОЕ.

Кроссворд для экологов

  1. Международная экологическая организация.
  2. Природное наследие России - озеро.
  3. Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры - Всемирное...

4. Национальный парк Африки.

5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают.

6. В неё внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране.

7. От каждого человека зависит... нашей планеты.

8. Московский... - Всемирное культурное наследие

9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света

Ответы: 1. Гринпис. 2. Байкал. 3. Наследие. 4. Серенгети... 5. Экология. 6. Красная книга. 7. Будущее.

8. Кремль. 9. Мавзолей.

Ключевое слово: НАСТОЯЩЕЕ.

ІІ этап игры

«Практическая работа»

АСТРОНОМЫ

Приведите примеры небесных тел:

Небесные тела - ………………………………………………………………………………………………

Запишите названия всех планет в порядке удаления их от Солнца:

……………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………

Подчеркните красным цветом самую большую планету, зелёным – самую маленькую, жёлтым - одну из каменных планет, синим – одну из газовых планет.

Ответьте на вопросы.

Какой прибор служит для наблюдения за звёздным небом? ________________________________________

Как расположена земная ось? ________________________________________

Есть ли день и ночь на других планетах?___________________

____________________________________________________________

Где на земном шаре день равен ночи круглый год? _____________________________________________________________

Кто был первым космонавтом планеты? Когда это произошло?

_____________________________________________________________

ГЕОГРАФЫ

Используя карту полушарий, запишите какие материки расположены в:

Западном полушарии - …………………………………………………………………………………….

Восточном полушарии - ………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………….

Запишите названия всех океанов: ………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………

Заполните пропуски:

Точка на карте полушарий, где сходятся все меридианы - ___________.

Модель Земли - ___________________.

Условная линия, которая делит Земной шар на Северное и Южное полушария - _________________________.

Океан, омывающий берега Африки, Евразии и Америки - ______________________________________ .

Круговые линии на карте, проходящие через полюсы, соответствующие направлению север – юг - ___________________________________.

Условное изображение земной поверхности в определённом масштабе - _______________________.

Самый большой материк - __________________________.

Полушарие, в котором находится Южная Америка - __________________________.

Круговые линии на карте, соответствующие направлению запад – восток - ________________________.

Самый холодный материк - __________________________ .

Самый большой океан Земли - ________________________ .

ИСТОРИКИ

Из предложенных предметов выбрать объекты старины:

Глиняный кувшин, электрическая лампа, монеты, ключ от амбара, лапти, трубка от телефона, электронные часы.

Определите, в каком веке появилось изобретение.

Изобретение

Век

Первый будильник (водяной) был изобретён древнегреческим философом Платоном за 400 лет до нашей эры.

Самые древние очки нашли в гробнице египетского фараона Тутанхамона, который правил в 1400 – 1392 годах до нашей эры.

Самые первые ножницы в Восточной Европе были найдены под Смоленском, а изготовили их около 1000 года нашей эры.

Первый проект машины для шитья разработал ещё в 1496 году Леонардо да Винчи.

Первый велосипед был изобретён мастеровым уральских заводов Артамоновым в 1801 году.

Первые упоминания о шахматах относятся примерно к 570 году.

Первые упоминания о пушке относятся к 1382 году, когда она была использована при обороне Москвы от хана Тохтамыша.

ЭКОЛОГИ

Заполнить пропуски (с использованием карты полушарий):

1. Статуя Свободы:

Материк - …………………………

2. Кижи, деревянные церкви:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

3. Водопад Виктория:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

4. Венеция:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

5. Озеро Байкал:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

6. Мемфис – древняя столица Египта:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

7. Тадж – Махал:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

8. Большой каньон:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

ІІІ этап игры

Тест «Земля и человечество».

Учащимся раздаются карточки с тестом «Земля и человечество».

Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, но чем больше правильных ответов наберет каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.

ТЕСТ «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом называется …

а) экология

б) астрономия

в) география

2. Первым человеком, ступившим на лунную поверхность, был …

А) Юрий Гагарин

Б) Нил Армстронг

В) Алексей Леонов

3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости,

Называется…

А) глобус

Б) географическая карта

В) равнина

4. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется…

А) полярный

Б) тропический

В) умеренный

5. Ценные находки старины хранятся…

А) в архивах

Б) в музеях

В) в библиотеках

6. «Легкими нашей планеты» называют…

А) хвойные леса

Б) тропические леса

В) широколиственные леса

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в

России. Какой это век?

А) хvıı век

Б) хıх век

В) хvııı век

8. Эмблему «Большая панда» имеет…

А) Гринпис

Б) Всемирный фонд дикой природы.

9. Исторический центр Санкт – Петербурга – это…

А) природное наследие России

Б) культурное наследие России.

Астрономы обмениваются работами с историками, а географы – с экологами, проверяют работы, подсчитывают общее количество правильных ответов.

4. Подведение итогов игры

Что же такое окружающий мир? (Окружающий мир – это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, поверхность Земли, Всемирное наследие, растительный и животный мир и т. д.)

Что важно понять каждому человеку? (Уметь ценить то, что тебя окружает, беречь это.)

Оценивается работа каждого игрока.

Определяется команда – победительница.

Награждение (грамоты).

5. Домашнее задание

Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел(а) видеть окружающий меня мир».