Определение на какие вопросы отвечает таблица. Урок на тему "Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения (повторение)

Предмет: Русский язык

Класс 8

Тема: Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения (повторение). Согласованное и несогласованное определение.

Подтема: По волнам нашей памяти.

№ урока 8 (1)

Тип урока: комбинированный: урок повторения изученного + урок усвоения новых знаний

Цели и задачи:

Развивающая: развитие аудиативных умений, расширение словарного запаса, грамотности учащихся, развитие монологической речи; развитие умений находить и определять второстепенные члены в предложении, согласованное и несогласованное определение задавать к ним вопросы, графически обозначать, развитие навыков работы в паре;

Обучающая: ознакомление с второстепенными членами предложения, согласованным и несогласованным определением;

Воспитательная: воспитание культуры речи, общения, воспитание любви к природе.

Модель урока.

Объяснение нового материала

Здравствуйте, дети, сегодня мы с Вами окунёмся в увлекательное путешествие по волнам нашей памяти, вспомним, какие члены предложения называются второстепенными, узнаем какие определения называются согласованными/несогласованными. Применим наши знания на практике.

Вспомним, что мы знаем о второстепенных членах предложения, для этого используем известную Вам модель «незаконченное предложение»

1 . Незаконченное предложение. (8 мин.)

(Поскольку, это повторение, то с частью материала дети уже знакомы)

    Члены предложения, которые не входят в грамматическую основу предложения - это второстепенные члены предложения.

    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета – определение.

    Определение отвечает на вопросы какой? который? чей?

    Определение, которое относится к именам существительным и связывается с ними с помощью согласования (материал для детей новый, но они догадаются, увидев тему урока, которая написана на доске, и исходя из самого вопроса)- это согласованное определение .

    Определение, которое относится к именам существительным и связывается с ними с помощью управления или примыкания – это несогласованные определения.

    Второстепенный член предложения, который чаще всего подчиняется глаголу сказуемому и обозначае прямой или косвенный объект действия это дополнение .

    Второстепенный член предложения, указывающий на различные обстоятельства, при которых совершается действие или проявляется признак – это обстоятельство.

(Давайте откроем учебники и посмотрим, что мы ещё не сказали о второстепенных членах предложения, ученики сверяются с таблицей из учебника)

предмета

место, время, цель, причину,

образ действия, условия

Косвен-ное

согласованное

несогласован-

образа д-вия

отвечает

на чём? кого?

зачем? для чего? с какой целью?

как? каким образом?

при каком усло-вии?

Чем выража-ется

и др. частя-

и др. частя-

прил., мест. и др.

частями речи.

сущ., глаг. и др.

частями речи.

сущ., нареч. и др. частями речи

Ученики: «Мы не сказали о том, что

Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие члены предложения;

Дополнение бывает прямым и косвенным. Прямое отвечает на вопросы именительного падежа, о косвенное на вопросы косвенных падежей. Подчёркивается - - - - - - - -;

Не сказали о видах обстоятельства: места, цели, времени, причины, образа действия, условия. Подчёркивается -*-*-*-*-;

Не сказали на какие вопросы отвечают обстоятельства (по таблице)

Не сказали,что определения подчёркиваются волнистой линией».

2. Прочитайте ещё раз определение согласованного и несогласованного определения. Составьте стихотворение «Я….» о вашем любимом явлении красоты природы: ветер, дождь, солнечный луч, листопад, используя согласованные и несогласованные определения. (пример – слайд №1) (Прилагательное на письме подчёркивается волнистой линией).

Я шёпот волн

Я шёпот волн,

Спадающих на берег .

Я шёпот волн,

Так тихо льюсь я ввысь.

Я шёпот волн,

Так лёгок и небрежен .

Я шёпот волн,

Я океана нежный бриз.

(моё стихотворение далеко не совершенно, у вас конечно получится лучше)

Шёпот волн (каких?) спадающих на берег – несогласованное определение, выражено деепричастным оборотом (синтаксически цельным словосочетанием);

Шёпот волн (каков?) лёгок, небрежен, – несогласованное определение, выражено кратким прилагательным.

Бриз (какой?) нежный - несогласованное определение, выражено кратким прилагательным.

(10 мин, 4 на составление 6 на прочтение, отвечают 3 человека, те, кто первыми составят).

Первичное закрепление материала

1. Диктант с самопроверкой (по учебнику). Упр 126 из учебника. Прочитайте текст, озаглавьте его, напишите под диктовку. (Ученики читают текст, закрывают учебники, пишут под диктовку, проверяют соседа по парте)

(10 мин.)

Комментарий учителя: «Обратите внимание на знаки препинания при обособленных определениях, однородных определениях».

Я видел много ра сс ветов над морем.

Были ра сс веты теплые и ласковые. З а ря медле нн о зар о ждалась в т и шине ноч и . Когда мы подплывали к сетям, уже подымалось со л нце. Тень от байды ложилась на воду. В этой тени вода пр и обр е тала тёмный м а лахитовый цвет. Было так тихо, что стук в е сла о борт р а зносился по морю далеко и гулко, как в комнате. Такие ра сс веты рыбаки называли "ангельскими".

Но были ра сс веты зябкие, серые, сырые. Тогда ветер гнал красноватые мутные волны и б е лёсая мгла клубилась на горизонте.

Были ра сс веты ч ё рные, штормовые, с изорванным в клоч ь я небом, и были ра сс веты мутно - зеленые, швыряющие пеной в лицо.
Ра
сс веты с алым, восп а ле нн ым небом и режущим ветром всегда пр и носили
ненаст ь е.

2. Конкурсное задание: выпишите из предыдущего текста согласованные и несогласованные определения в 2 столбика (4-5 мин.). Работа в паре: 1й вариант нечётной парты меняется с первым вариантом чётной.

Согласованные: (рассветы) тёплые и ласковые; тёмный, малахитовый (цвет);

(называют как? какими? – тогда определение) «ангельскими»; (рассветы) зябкие, серые, сырые; (волны) красноватые, мутные; (мгла) белёсая; (рассветы) чёрные, штормовые, мутно-зелёные.

Несогласованные определения: рассветов (каких?) над морем; тень (какая?) от байды; стук (какой?) весла о борт; рассветы (какие?)с изорванным в клочья небом; рассветы (какие?)швыряющие пеной в лицо; рассветы (какие) с алым, воспаленным небом и режущим ветром.

(А выигравшие 4 ученика получают индивидуальные задания - карточки)

3. Упр-е 127. 4 ученика индивидуально по карточкам.(7-8 мин)

Спишите, заменяя согласованные определения несогласованными, определите вид связи. Составьте три пары предложений на выбор.

Совиные глаза –глаза совы. Орлиная зоркость – зоркость орла. Дубовый шкаф – шкаф из дуба. Деревянный потолок – потолок из дерева. Годовая программа – программа на год. Янтарное ожерелье – ожерелье из янтаря. Свинцовые фигурки – фигурки из свинца. Льняное платьице – платьице из льна. Пластмассовая рукоятка – рукоятка из пластмассы. Кожаное пальто – пальто из кожи.

Сегодня на распродаже я купила ожерелье из янтаря/ на мне в тот вечер было надето янтарное ожерелье.

В углу комнаты стоял большой дубовый шкаф/Лучше всего купить шкаф из дуба – он «на века».

На камине в гостиной пылились свинцовые фигурки/ На уроке труда мы делали фигурки из свинца.

(Как видите, чаще всего несогласованные определения связываются с именами существительными с помощью примыкания, реже -примыкания)

(Отвечают 4 человека, по желанию)

Карточки с заданиями (4 человека, работа в парах, карточки-сорбонки, после сделанного упражнения – самопроверка, составленные предложения ученики дают соседу):

1 Замените несогласованные определения согласованными. С тремя словосочетаниями составьте предложения.

Песни народа, листья дуба, шорохи леса, мундир офицера, платье мамы, поле ромашек.

Народные песни, дубовые листья, лесной шорох, офицерский мундир, мамино платье, ромашковое поле.

(Я люблю народные песни с детства. Мамино платье было мне мало. Вся поляна была усеяна дубовыми листьями – жёлтыми, красными, зелёными и даже синими).

2 Замените несогласованные определения согласованными. С тремя словосочетаниями составьте предложения.

Человек без сердца, произведение без идеи, животные без позвоночника, смерть без славы, пространство без воздуха, существование без цели.

Бессердечный человек, безыдейное произведение, беспозвоночные животные, бесславная смерть, безвоздушное пространство, бесцельное существование.

(Людей всегда манило безвоздушное пространство космоса. Человек без идеи, верности своему делу, обречён на бесцельное существование. Солдата ждала бесславная смерть, но он знал, что сражается во имя свободы своего народа).

3 Замените несогласованные определения согласованными. С тремя словосочетаниями составьте предложения.

Яхта для прогулки, мебель для школы, бинокль для театра, посуда для кухни, оружие для наступления, наряд для свадьбы, бумага для упаковки, приборы для измерения.

Прогулочная яхта, школьная мебель, театральный бинокль, наступательное оружие, свадебный наряд, упаковочная бумага, измерительный прибор.

На полу в прихожей лежала упаковочная бумага, но посылки не было. Папа взял театральный бинокль, так как мы сидели на балконе. Измерительные приборы зашкаливали – прогулочная яхта приближалась к экватору.

4 Замените несогласованные определения согласованными. С тремя словосочетаниями составьте предложения.

Броня из стали, набережная из гранита, пюре из яблок, котлеты из моркови, суп из овощей, куртка из замши, плиты из свинца.

Стальная броня, гранитная набережная, яблочное пюре, морковные котлеты, овощной суп, замшевая куртка, свинцовые плиты.

В нашем городе есть гранитная набережная, её построили ещё до войны. Бабушка приготовила овощной суп – мой любимый. Сегодня на завтрак были морковные котлеты.

3. Подведение итогов урока (4 мин)

Итак, сегодня мы с Вами повторили, что такое второстепенные члены предложения, на какие вопросы они отвечают, как обозначаются на письме. Познакомились с согласованным/ несогласованным определением, научились находить его в тексте. Вы очень хорошо поработали, а главное подуктивно.

Выставление оценок, комментированное.

Домашнее задание (1 мин)

Напишите мини-сочинение на тему «Осенний лес», используя согласованное и несогласованное определение, отметьте в тексте.

Все зависит от вопроса. Если можно задать НЕ падежный вопрос (например, не "от чего?", а "как?") - значит, обстоятельство.
"На деревьях" - строго говоря, определение, да: "листья какие? - (которые) на деревьях".

Обстоятельство указывает на образ, способ или время действия, то есть обстоятельства , при которых оно протекает. Дополнение обозначает объект или средство действия.Обстоятельство выражается наречием или близкими к нему по значению частями речи. Дополнение чаще всего выражено существительным или местоимением.К дополнению можно поставить вопросы косвенных падежей. Вопросы, адресованные к обстоятельствам, зависят от способа выражения обстоятельственного значения. (Из справочника)

Во фразах "от речки" и "на деревьях" их существительные являются дополнениями предлогов "от" и "на". Существительные, управляемые предлогами, являются дополнениями этих предлогов.

Глагол "налететь" - совершенный, по смыслу он может быть с дополнением (налететь на...) и без дополнения (С улицы налетело много пыли. Налетел ураган). По этой причине "от речки" не является дополнением глагола "налететь". Этот глагол его не требует по смыслу.

Является ли "от речки" дополнением существительного "ветер"? Нет. Ветер - не отглагольное существительное. Отглагольные существительные иногда имеют/требуют дополнения: сдал город -> сдача города.

Так что фраза "от речки" - обстоятельство, не восполняющее никакой смысловой недостаточности никаких других слов. Ни слово "ветер", ни слово "налетел" не требуют этой фразы по смыслу. Она всего лишь выражает пространственную, временную или тематическую рамку обозначаемого в предложении события "налетел ветер", его причину, условие, цель и т.п.

Чем является "на деревьях" - определением, обстоятельством или дополнением, зависит от смысловой нагрузки, имхо.

Если говорящий эту фразу может двигать (На деревьях листья пожелтели. Листья пожелтели на деревьях.), сохраняя при этом смысл сказанного, то это обстоятельство. Имеется в виду, что листья пожелтели, когда они были ещё на ветке, а не после того, как они облетели.

Если "листья на деревьях" - смысловой эквивалент фразы "листья деревьев пожелтели", то "на деревьях" - определение существительного "листья", точно так же, как "деревьев" - определение существительного "листья" во фразе "листья деревьев".

"На деревьях" и "деревьев" - определение, потому что и без него слово "листья" имеет полноценное словарное значение. Мы лишь уточняем о каких листьях идет речь - листьях деревьев, кустарников, травы и т.п.. "Листья" не нуждается в дополнении, ибо это не отглагольное существительное.

Конечно, если вам для ребенка, то статья по ссылке слишком лаконична и "техническая". Главный вопрос, который вы задаете, - это как отличить обстоятельство от дополнения.

Если ребенок уже научился выделять подлежащее и сказуемое, то объяснение такое:

Дополнение нужно для понимания глагола (сказуемого), без него смысл глагола непонятен. Дополнение завершает глагол. Оно - часть его смысла.

Коршун налетел на цыпленка. "на цыпленка" завершает смысл глагола налететь. Оно - дополнение глагола/сказуемого налетел. "Автомобиль налетел на тумбу". Невозможно сказать "Коршун налетел". "Автомобиль налетел". Нужно дополнение.

Если дети уже изучают предлоги, то дополнение нужно для завершения смысла предложной фразы: с [речки], на [дереве]. Никто не говорит "С налетел ветер", "Листья на пожелтели", "Автомобиль налетел на.", "Коршун налетел на."

Итак, дополнение дополняет одно слово, одну часть предложения. И это слово управляет дополнением.

Обстоятельство всего лишь поясняет в с е предложение, подлежащее вместе со сказуемым. Обстоятельство можно убрать или поставить в предложении куда угодно - в начале, середине, в конце. Без разницы. Предложение это не испортит, смысл события останется понятным: налетел ветер, листья пожелтели.

Дополнение дополняет одно слово и оно обязательно. Без него получится не по-русски. Оно управляется глаголом или предлогом, идет после глагола или предлога.

Обстоятельство необязательно, стоит где угодно и характеризует все предложение, подлежащее вместе со сказуемым, СОБЫТИЕ. Само по себе подлежащее со сказуемым прекрасно себя чувствует и без упоминания обстоятельств. Смысл события будет понятен и без уточняющих его обстоятельств. Налетел ветер. Листья пожелтели.

Так что в ваших примерах фразы "от речки" и "на деревьях" - это обстоятельства. Их можно убрать или поставить в предложении где угодно и все будет все равно по-русски и вполне понятно.

Но внутри этих предложных фраз существительные "речка" и "деревья" являются дополнениями предлогов "от" и "на". Без них предложная фраза некомплектна, не имеет полного смысла. Проверка: От налетел ветер. Листья на пожелтели.

Когда детям дают тесты, то они на какую-то часть грамматики, какую-то подтему.

Чтобы назвать оба ваши примера тестами на дополнение, нужно чтобы дети уже изучили предложные дополнения.

В противном случае, эти тесты учат детей вычленять обстоятельство, двигать его внутри фразы, убирать его вовсе из фразы и видеть, что смысл события при этом остается неизменным и вполне понятным.

А подскажите пожалуйста разбор этого предложения по вашей схеме.
Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду
На бревне, в воду- это обстоятельство или дополнение?
Если придерживаться ваших советов то нельзя же сказать: Лежит кот на, опустил лапу в
Вроде как смысл теряется и это значит дополнение.
Но если же задать вопрос разве кот просто так не может лежать не именно на бревне, а просто лежать и просто опустить лапу в никуда, а не в воду? Вопрос лежит где? На бревне. Опустил куда? В воду.
Какими членами предложения являются эти слова?

Сергей, когда вы разбираете предложения, ищете члены предложения, то различайте уровни анализа. Членами предложения могут быть отдельные слова, фразы или даже предложения внутри предложения.

- На бревне , в воду - это обстоятельство или дополнение?
- Обстоятельства в обоих случаях, Сергей.

Их можно как убрать совсем, так и переместить внутри предложения.

Лежит кот, опустил лапу. В данном случае "опустил лапу" понятно будет только в контексте бревна, конечно, или какого то другого предыдущего предложения. Это потому, что голову можно опустить просто так, а лапы и так ниже всех, их опускают с положения свыше, с какой-то поверхности на более низкую поверхность.

На бревне лежит кот, в воду лапу опустил/лапу в воду опустил . Это перемещение фраз внутри предложения окончательно доказывает, что мы имеем дело с обстоятельствами. Дополнение невозможно отодрать от глагола, оно всегда хвостом идет за за ним, никогда не идет впереди глагола.

Фразы на бревне и в воду - обстоятельства. Они характеризуют действие, происходящее в предложении. Они - признаки действия.
Слова бревне и воду - дополнения к предлогам на и в внутри предложных фраз. бревне - дополнение предлога на , воду - дополнение предлога в . Это анализ синтаксиса внутри обстоятельства, внутреннего синтаксиса обстоятельства. Другой уровень анализа. Его наглядно изображают так.

Второстепенные члены предложения — дополнение, определение и обстоятельство в русском языке позволяют придать устной и письменной речи описательности и яркости.

Подробно роль членов предложения описывает синтаксис – раздел грамматики, изучающий сочетаемость слов.

Они не отражают сведений о предметах и людях, их действиях или состояниях, а также поясняют и уточняют ту информацию, которую несут главные члены. Соответственно, как определение, так и дополнение с обстоятельством некоторым образом конкретизируют подлежащее или сказуемое и отвечают на специальные вопросы. Часто смысл предложения становится понятным именно благодаря дополнениям, определениям и обстоятельствам, а вовсе не главным членам.

Общую информацию по рассматриваемой в статье тематике отобразим для наглядности и простоты восприятия в виде таблицы

Дополнение Определение Обстоятельство
Понятие Обозначает объект или предмет, на который направлено действие. Дополнение непосредственно связано с глаголом (сказуемым) и уточняет его. В большинстве случаев является не субъектом, а объектом действия. Указывает на качество, характеристику или признак объекта либо лица. Определение связано с существительным (подлежащим или дополнением). Обозначает признак действия или признак признака. Может быть связано с глаголом, прилагательным или наречием и обычно распространяет слово, к которому относится.
Способ выделения при разборе и анализе предложения Пунктирное подчеркивание Подчеркивание сплошной волнистой линией Подчеркивание линией «точка-тире»

* Русский язык предусматривает, что сложносоставные члены должны подчеркиваться без разрывов и пробелов.

Дополнения

Чаще всего выражено существительным (Мужчина решил оплатить покупку картой ), однако оно может являться также инфинитивным глаголом (Мастер бросил пить ), местоимением (Он больше не любит тебя ), прилагательным (Пора поговорить о главном ) или количественным числительным (От пяти отнять три ). Иногда дополнение выражается целой группой слов – неразделимым словосочетанием (Папа купил музыкальный центр ) либо фразеологическим оборотом (Нам придется найти мастера на все руки ).

Дополнение отвечает на вопросы падежей, которые в русском языке называют косвенными (то есть всех, кроме именительного).

Прямые

Используются для обозначения того предмета или лица, на которое направлено действие. Всегда относятся к глаголам переходной формы .

Такие дополнения отвечают на вопросы родительного (Кого? Чего?), дательного (Кому? Чему?) и винительного (Кого? Что?) падежей.

Накопленное он немедленно отдал матери.

Косвенные

Это те дополнения, которые нельзя отнести к категории прямых. Часто они ориентированы на то, чтобы обозначить сторонний предмет или лицо, связанные с глаголом .

Отвечают на вопросы творительного (Кем? Чем?) и предложного (О ком? О чем?) падежей.

На карнавале девочка была снежинкой.

Определение

Выражается прилагательным (Мы купили красивый дом ) или порядковым числительным (Это мой пятнадцатый день рождения ), причастием (Играющие дети – самое умиротворяющее зрелище ) или причастным оборотом (В группе несколько студентов, успевающих по всем предметам ).

: Какой? Который? Чей?

В комнате был идеальный для фотографа свет.

Приложение

Есть ситуации, когда определение выражается существительным (сумка-холодильник, брат Иван ) или устойчивой конструкцией с участием существительного (журнал «Наука и жизнь»; Андрей, ученик первого класса ). В таких случаях речь идет о приложении, выступающем определением.

Обстоятельство

Выражается самыми разными частями речи, а также деепричастными оборотами и отвечает на множество вопросов. Ниже приведем виды обстоятельств и вопросы к ним .

  • Обстоятельство места – Где? Куда? Откуда? (Повсеместно в наше время встречается ложь ).
  • Обстоятельство времени – С каких пор? Когда? До каких пор? (Сегодня солнечно ).
  • Обстоятельство цели – Зачем? С какой целью? Для чего? (Он зашел поздороваться ).
  • Обстоятельство причины – Почему? Отчего? На каком основании? (Я накричал на нее сгоряча ).
  • Обстоятельство образа действия – Как? Каким образом? В какой степени? Насколько? (Математика дается мне легко ).
  • Обстоятельство сравнения – Как? Подобно кому? Подобно чему? (Он пронесся мимо нас как вихрь ).
  • Обстоятельство условия – При каком условии? (Единожды решившись, не отступай ).
  • Обстоятельство уступки – Вопреки чему? Несмотря на что? (Несмотря на ливень, мы продолжили путь ).

Таким образом, чтобы определить, какой именно из второстепенных членов предложения перед нами, необходимо понять, с каким словом он связан , после чего правильно задать к нему вопрос.

  • Пример: «Вдалеке я увидел маленькую девочку ».
  • Увидел где ? Вдалеке. – Связанное с глаголом обстоятельство места, выраженное наречием.
  • Увидел кого ? Девочку. – Связанное с глаголом простое дополнение, выраженное существительным.
  • Девочку какую ? Маленькую. – Связанное с существительным определение, выраженное прилагательным.

Выделение запятыми

Обозначим главные случаи обособления второстепенных членов предложения в русском языке.

Определение

  • Выражено причастным оборотом.

Собака, бежавшая следом, постепенно отстала.

Дополнение

  • Выражено приложением.

Сосед с верхнего этажа, Иван Петрович, был угрюм и никогда не здоровался первым.

Обстоятельство

  • Выражено сравнительным оборотом, включающим союзы как, точно, словно, будто, что.

Он безотрывно смотрел на меня, словно я могла исчезнуть.

  • Выражено деепричастным оборотом.

Закончив с едой , мы вновь вернулись к книгам.

  • Выражено конструкцией, начинающаяся с «несмотря на… », если она заменяется предлогом «вопреки ».

Несмотря на уговоры , он покинул страну.

Видео

Это видео поможет вам разобраться, что же такое второстепенные члены предложения.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Подлежащее – это главный член двусоставного предложения, обозначающий носителя признака (деяния, состояния, характеристики), нареченного сказуемым. Подлежащее может быть выражено именительным падежом имени, местоимением, инфинитивом.

Отвечает на вопрос кто? что. Завод работает. Я занимаюсь. Кто-то поёт. Семеро 1-го не ожидают. Курить вредоносно.

Сказуемое – это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим. Сказуемое выражается спрягаемой формой глагола, инфинитивом, существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, словосочетанием. Отвечает на вопросы что делает (делал, будет делать)? какой. Он читает . Жить – значит бороться . Сестра врач . Сын высокого роста . Погода тёплая . Она теплее . чем вчера. Эта книга твоя . Этот урок третий . Учиться интересно . Учёба играет большую роль . Дочь становится взрослой и хочет быть врачом .

Определение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? который? Определения делятся на:

Согласованные определения . Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями: Большие деревья растут возле отцовского домика. В нашем классе нет отстающих учеников. Он решает эту задачу второй час.

Несогласованные определения . Не согласуются с определяемым членом в форме. Выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом: Шумели листья берёзы . Ему нравились вечера в доме бабушки . Выбери ткань с рисунком повеселее . На завтрак дали яйца всмятку . Их объединило желание увидеться .

Приложение – это определение (обычно согласованное), выраженное существительным (одним или с зависимыми словами): город-герой . студенты-узбеки ; Мы встретили Архипа-кузнеца . Она, голубушка . чуть не умерла со страху. Явился лекарь, человек небольшого роста . Не согласуются в форме с определяемым словом приложения, выраженные прозвищами, условными названиями, помещенные в кавычках или присоединяемые при помощи слов по имени. по фамилии. В газете “Комсомольская правда” интересный репортаж. Он читает про Ричарда Львиное Сердце . Я пошёл на охоту с лайкой по кличке Рыжая .

Дополнение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?). Выражается существительными, местоимениями в косвенных падежах или именными словосочетаниями: Отец развивал в нём интерес к спорту . Мать послала брата с сестрой за хлебом .

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, выражающий характеристику действия, состояния, свойства и отвечающий на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? почему? зачем? и т. п. Выражается наречиями, существительными в косвенных падежах, деепричастиями, инфинитивом, фразеологизмами: Вдали громко стучал дятел. Песня звучит всё тише . Она говорила улыбаясь . Он выехал из Москвы в Киев . Нельзя работать спустя рукава .

Однородные члены предложения – это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т.е. являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос и произносящиеся с интонацией перечисления: Всю дорогу ни он, ни я не разговаривали. Мы пели и плясали . Весёлый, радостный, счастливый смех огласил комнату. Расскажи про засады, про битвы, про походы . Она долго, растерянно, но радостно жала ему руку. Однородные определения надо отличать от неоднородных, характеризующих предмет с различных сторон: в этом случае отсутствует интонация перечисления и нельзя вставить сочинительные союзы: В землю врыт круглый тёсаный дубовый столбище.

Вводные слова и предложения – слова и предложения, равнозначные слову, занимающие в предложении независимую позицию, выражающие разные аспекты отношения говорящего к предмету речи: безусловно, вероятно, по-видимому, разумеется, вернее, точнее сказать, грубо говоря, одним словом, к примеру, между прочим, представьте, я думаю, как говорится, казалось бы, если не ошибаюсь, можете себе представить и т. п.

Вставные конструкции – слова, словосочетания и предложения, содержащие добавочные замечания, уточнения, поправки и разъяснения; в отличие от вводных слов и предложений, не содержат указания на источник сообщения и на отношение к нему говорящего. В предложении выделяются обычно скобками или тире: В жаркое летнее утро (это было в начале июля) мы отправились за ягодами. Солдаты – их было трое – ели, не обращая на меня внимания. Я не понимал (теперь я понял) . как жесток я был с нею.

Когда отдельные слова объединяются в предложения, они становятся его членами, и у каждого из них появляется своя Синтаксис изучает, как из слов создается связный текст. Определение, обстоятельство, дополнение - это наименования слов-участников предложения, которые объединяются в группу второстепенных членов.

«Господа и слуги»

Если в предложении есть второстепенные члены, значит, существуют и главные. Таковыми являются слова-подлежащие и слова-сказуемые. Каждое предложение имеет как минимум один из главных членов. Чаще синтаксические конструкции состоят из обоих - подлежащего и сказуемого. Они представляют грамматическую основу предложения. А что же делают второстепенные (определение, обстоятельство, дополнение)? Их задача - дополнять, уточнять, объяснять главные члены или друг друга.

Как в предложении отличить второстепенные члены от главных?

Во-первых, будем помнить о том, что главные члены предложения содержат основную информацию о предмете, лице, действии, состоянии. В предложении «Недавно прошел (сказуемое) дождь (подлежащее)» основу составляет словосочетание «прошел дождь», которое и заключает основной смысл высказывания.

Второстепенные члены (определение, обстоятельство, дополнение) не содержат утверждений о предметах, лицах, состояниях и действиях, они лишь поясняют те утверждения, которые содержатся в главных членах. «Дождь прошел (когда?) недавно».

Во-вторых, распознать главные ч. п. можно по вопросам, которые к ним задают. Подлежащее всегда ответит на вопрос «кто?» либо «что?». Сказуемое в предложении ответит на вопрос «что делает?», «кто такой?», «что такое?», «каков?». Члены предложения, которые называют второстепенными, тоже имеют свои, только им одним свойственные, вопросы. Поговорим о них детальней.

Вопросы определения, дополнения, обстоятельства

  • Определением языковеды именуют член предложения, который описывает признак, качество предмета или лица. «Какой, который, чей?» - вопросы, задаваемые к определению.
  • Дополнением называется тот второстепенный член, который содержит название лица или предмета, но не того, который совершает или испытывает действие, а тот, что стал объектом для действия. Вопросы (сюда не входит именительный) - это вопросы дополнения (обстоятельства и определения никогда на них не отвечают).
  • Обстоятельством именуют второстепенный член, обозначающий в предложении признак действия либо иного признака. «Где, откуда и куда, когда, как, зачем и почему?» - вот вопросы, которые можно задать к обстоятельству.

Мы рассмотрели вопросы определения, дополнения, обстоятельства. Теперь выясним, какими частями речи может быть выражен каждый из этих второстепенных членов.

Характеристика определения, примеры

По вопросам, которые задают к определению, видно, что в качестве этого члена предложения выступают имена прилагательные, причастия.

  • «Послышался (какой?) нарастающий шум». Причастие «нарастающий» здесь является определением.
  • «Я сдаю уже (который?) третий экзамен». Порядковое числительное «третий» исполняет роль определения.
  • «Катя куталась в (чью?) мамину кофту». Прилагательное «мамину» - определение.

При синтаксическом разборе этот член предложения подчеркивают волнистой чертой.

Специфика обстоятельств

Группы слов, которыми может выражаться обстоятельство, огромны, а потому этот член предложения имеет несколько видов - места и времени, цели и причины, сравнения и образа действия, условия, а также уступки.

Обстоятельства места

Они характеризуют направление и место действия. К ним задают вопросы «куда, откуда и где»?

  • «Человек еще не побывал (где?) на Марсе». Обстоятельство в данном случае выражено предлогом и существительным, пребывающим в предложном падеже: «на Марсе».

Обстоятельства времени

Они характеризуют временной промежуток, в котором происходит действие. К ним задают вопросы «с каких пор, до какого времени, когда?».

  • «Мы не виделись (с каких пор?) с прошлой зимы». Обстоятельство выражено словосочетанием прилагательного и существительного, которое пребывает в родительном падеже и имеет предлог: «с прошлой зимы».
  • «Я вернусь (когда?) послезавтра». В качестве обстоятельства используется наречие «послезавтра».
  • «Нам надо успеть пересечь границу (до какого времени?) до вечера». Обстоятельство времени выражено существительным в родит. падеже с предлогом: «до вечера».

Обстоятельства цели

Они поясняют, для чего производится действие. «Зачем, с какой целью?» - его вопросы.

  • «Раиса Петровна отправилась на море (зачем?) купаться». Обстоятельство выражается здесь инфинитивом «купаться».
  • «Сергей приехал на съемочную площадку (для чего?) на пробы». Обстоятельством стало существительное, пребывающее в и имеющее предлог: «на пробы».
  • «Маша изрезала коврик (зачем?) назло гувернантке». Обстоятельство выражено наречием «назло».

Обстоятельство причины

Оно характеризует причину совершения действия. «На каком основании, почему и отчего?» - вопросы этого

  • «Артем отсутствовал на репетиции (на каком основании?) из-за болезни». Обстоятельство выражено существительным в род. п. с предлогом: «из-за болезни».
  • «Я наговорил ей глупостей (почему?) сгоряча». Обстоят. выражено наречием «сгоряча».
  • «Алиса открыла двери, (отчего?) сжалившись над путником». В качестве обстоятельства используется деепричастный оборот «сжалившись над путником».

Обстоятельства образа действия

Они описывают, как именно, каким образом оно совершается, в какой степени выражено это действие. Соответственными являются и его вопросы.

  • «Мастер работал (как?) легко и красиво». Обстоятельствами являются наречия «легко» и «красиво».
  • «Платье было (в какой степени?) совсем старым». Обстоятельство выражается здесь наречием «совсем».
  • «Мальчишки мчались (как быстро?) сломя голову». Обстоятельство выражено фразеологизмом.

Обстоятельства сравнения

К ним мы тоже задаем вопрос «как?», но выражают они сравнительную характеристику.

  • «Паровоз, (как кто?) как зверь, мерцал огнями фар». Обст. выражено существительным с союзом: «как зверь».

Обстоятельства условия и уступки

Первое показывает, при каком условии возможно совершение действия, а второе описывает, вопреки чему оно происходит.

  • «Он вспомнит все, (при каком условии?) если увидит Викторию». В качестве обстоятельства выступает сочетание «союз, глагол, существительное»: «если увидит Викторию».
  • «Клуб не отменит соревнования, (вопреки чему?) несмотря на ливень». Обст. выражено деепричастным оборотом: «несмотря на ливень».

При разборе этот член подчеркивают линией «точка-пунктир».

Таковы определение и обстоятельство. Дополнение бывает выражено существительными либо местоимениями.

Примеры дополнений

  • «Солнце осветило (что?) поляну». Дополнение выражено существительным в вин. п.
  • «Марина вдруг увидела (кого?) его». Дополнение - местоимение в винительном падеже.
  • «Дети остались без (чего?) игрушек». В качестве дополнения использовано существительное в род. п.
  • «Мы узнали (кого?) Марфу по походке». Дополнением является существительное в род. п.
  • «Ирина радовалась (чему?) морю, как дитя». В роли дополнения - существительное в дательном падеже.
  • «Алексей отдал (кому?) мне рукопись» (выражено местоимением в дательном падеже).
  • «Прошлым летом я увлекся (чем?) рисованием» (существительное в творительном падеже).
  • «Иван стал (кем?) программистом» (существительное в творит. падеже).
  • «Ребенок с увлечением рассказывал о (чем?) космосе» (существительное в предл. п.).
  • «Не говори ему о (ком?) ней». В качестве дополнения употреблено местоимение в предложном падеже.

При разборе этот второстепенный член подчеркивают пунктирными черточками.

Место и роль второстепенных членов предложения

Второстепенные члены могут уточнять и объяснять главные в разной конфигурации, Пример: «Материнский взгляд согревал (кого?) малыша, (как?), как солнце, (какое?) ласковое и горячее». Схема данного предложения такова: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение.

А вот предложение, в котором в качестве основы присутствует только сказуемое: «Давайте проводим (что?) год (какой?) ушедший (как?) песней». Схема предложения: составное сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

Мы можем убедиться в том, что второстепенными эти члены являются только грамматически, но не по содержанию. Порой смысл, который заключают определение, обстоятельство, дополнение, бывает важней, нежели информация, переданная сказуемыми и подлежащими.