Потребности общества и способы их удовлетворения. Большая энциклопедия нефти и газа

Экономисты, ученые и мыслители уделяли изучению природы человеческих потребностей много внимания, справедливо полагая, что на этих потребностях основаны

Экономические потребности - это внутренние стимулы, побуждающие общественное производство необходимых товаров, работ и услуг. Потребности побуждают использовать имеющиеся в распоряжении полезные ресурсы максимально эффективно. Экономические потребности также показывают отношение людей к условиям их деятельности. Они показывают и отношения, которые возникают между людьми в процессе распределения и производства необходимых экономических благ.

Классификация экономических потребностей:

По субъектам:

  • Личные (индивидуальные), коллективные, общественные (пища, жильё, одежда, в разумном руководителе, положительном психологическом климате, хороших условиях трудовой деятельности, признании в коллективе. Экономические потребности общества - это экономический рост, благоприятный экономический климат в стране, отсутствие инфляции, дефицита, безработицы;
  • Потребности предприятий, домашних хозяйств, государств, которые являются экономическими субъектами (потребность в качественных товарах, работах и услугах по низким ценам, повышении конкурентоспособности продукции, снижении затрат, максимализации прибыли, увеличению поступлений в государственный бюджет и т.д.)

По объектам:

  • Физиологические - обусловлены тем, что человек является биологическим существом, которому необходимо поддерживать свою жизнедеятельность;
  • Социальные - потребности в информации, общении, образовании, признании заслуг обществом;
  • Материальные - это потребности в услугах и благах, имеющих материальную форму;
  • Духовные - потребности в творчестве, самосовершенствовании, развитии таланта;
  • Первоочередные - те, что могут удовлетвориться предметами первой необходимости;
  • Второстепенные - те, что удовлетворяются с помощью предметов роскоши;

Наиболее наглядно экономические потребности общества и их иерархия в жизни каждого человека изображена в пирамиде Маслоу. Экономические потребности здесь расположены следующим образом (сверху вниз от менее важных к основным):

  • Самореализация
  • Уважение, признание социумом
  • Социальные (любовь, дружба и т.д.)
  • Безопасность и чувство защищенности
  • Физиологические

Данная классификация на сегодняшний день являеться самой универсальной, так как она исходит в большейстепени из биологических и не так подвержена влиянию культуры и других признаков, отличающих людей.

Экономические потребности: классификация по степени возможности их реализации:

Абсолютные - возникают и выявляются при текущем уровне развитии техники и науки (например, спрос на мобильные телефоны был невозможен еще несколько десятилетий назад по причине отсутствия технической возможности);

Действительные - могут быть реализованы при текущем уровне науки и производства;

Платежеспособные - те, которые человек в состоянии удовлетворить с помощью своего дохода. Именно эти потребности больше всего интересуют производителей.

Но и это еще не все. Очень многие общественные потребности также складываются исторически, они очень сильно зависят от культурных и религиозных особенностей, а также от климата, географических условий, пола, возраста и других особенностей. Так, населяющих разные страны, скажем, жителей Швеции и Австралии или исповедущих разную религию могут коренным образом различаться между собой.

Важная черта потребностей - они никогда не могут быть полностью удовлетворены, тогда как возможности для их удовлетворения ограничены имеющимися ресурсами. Ведь человек так устроен, что его желания обычно превышают возможности по производству товаров, их утоляющих. На этом основании был даже сформирован который говорит, что они увеличиваются быстрее производства товаров. Еще в позапрошлом веке была отмечена закономерность Энгеля, которая гласит, что с ростом благосостояния уменьшается доля затрат, связанных с продуктами первой необходимости. Иными словами, лишь самая малая часть дохода уходит на продовольствие, тогда как основные траты приходятся на предметы роскоши.

Потребности - недостаток (нужда) в чем-либо, объективно необходимом дляподдержания жизнедеятельности и развития личности (индивида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике потребности выступают внутренними побудителями активнойхозяйственной деятельности.

Человеческие потребности безграничны, многообразны, непостоянны; их можно классифицировать по следующим признакам.

1. По субъектам (носителям потребностей):

а) удовлетворяемые индивидуально (лично) ;

б) удовлетворяемыеколлективно (группой, коллективом, обществом) .

2. По объектам (предметам, на которые они направлены):

а) материальные потребности;б) духовные потребности;в) этические потребности (относящиеся к нравственности);г) эстетические потребности (касающиеся искусства).

3. По степени удовлетворения потребностей:

а) Конечные потребности - это потребности самого человека, т.е. это личные потребности. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название «предметы потребления». К ним относятся пища, одежда, обувь и т.д.

б) Промежуточные потребности опосредованно связаны с человеком. Это потребности хозяйственных субъектов. Их удовлетворение служит созданию новых благ. Поэтому эти потребности считаются производственными, а блага, их удовлетворяющие, - это средства производства (станки, оборудование, машины, здания и т.д.)..

4. По происхождению:

а) Первичные потребности являются по своей природе физиологическими, как правило, врожденными; это жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых нужно для сохранения жизни человека (потребности в пище, одежде, обуви, жилище, воде, воздухе и т.д.).

б) Вторичные потребности по своей природе психологические (потребности в успехе, власти, уважении, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.).

Экономические потребности - та часть человеческих нужд,для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Экономические потребности активно влияют на производство, ониявляются предпосылкой, внутренней побудительной причинойи конкретным ориентиром созидательной деятельности.

По мнению ученых-экономистов России, экономические потребности можно условно разделить на 3 группы.

1. Материальные (физиологические):

а) потребности первой необходимости (в пище, одежде, жилье, здоровье);

б) предметы роскоши (французские духи, яхта, самолет и т.д.).

2. Духовные, интеллектуальные (образование, искусство).

3. Социальные (потребности в труде, участии в управлении и др.).

Закон возвышения потребностей гласит: динамикаразнообразных потребностей постоянно растет в количественном соотношении, но в еще большей степени меняется в качественном отношении.Круг потребностей современного человека крайне разнообразен, тем более что человеческие потребности включают нетолько индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальной группы, трудового коллектива, населения, государства.Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется.

В политической экономии нет, наверное, ни одного предмета, объяснение которого было бы таким важным, как потребности. Как бы вы не ограничивали их круг, они все-таки будут оставаться в ее рамках и притом в тех рамках, к которым, как к центру, будут тяготеть все выводы науки.

Владимир Вернадский

Сущность и структура экономических потребностей общества

Потребности как определяющий фактор целесообразного поведения экономических субъектов являются одной из фундаментальных категорий экономической науки.

Потребность - это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержки жизнедеятельности и развития человека, коллектива, нации, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Потребности отражают внутренние побудительные мотивы деятельности людей и образуют сложную систему, которую можно структурировать по разным критериям. В самом общем виде определяют:

  • - физиологические потребности , обусловленные жизнедеятельностью и развитием человека как биологического существа (пища, одежда, жилье и т. п.);
  • - социальные нужды , обусловленные социальной (общественной) природой человека (общение, общественное признание, самореализация и т. п.);
  • - духовные нужды , обусловленные развитием человека, как личности (творчество, самосовершенствование, самовыражение и т. п.).

Указанная классификация является условной, поскольку физиологические, социальные и духовные потребности переплетаются и взаимодействуют между собой, образуя целостную систему.

По критерию насущности потребностей и иерархичности взаимосвязей между ними различают модели Ф. Герцберга, А. Маслоу, К. Альдерфера. Несмотря на определенные отличия, все три модели выделяют потребности низшего порядка (первичные) и высшего порядка (вторичные). В соответствии с этим подходом высшие запросы человека не выйдут на первый план до тех пор, пока не будут удовлетворены насущные потребности. Реализация первичных потребностей порождает желание удовлетворить следующие по весомости (вторичные) потребности, превращающиеся в движущую силу сознательной деятельности.

Так, "пирамида потребностей" А. Маслоу иллюстрирует устойчивую иерархию преимуществ, согласно которой каждая следующая группа потребностей определяется и удовлетворяется после потребностей предыдущего уровня (рис. 2.1).

"Человек - это пирамида потребностей с биологическими в основании и духовными на вершине, - писал А. Маслоу. - Причастность к высшим, духовным ценностям странным образом возвышает и тело, и все его потребности. Если направить человека к осознанию всех своих потребностей, к их актуализации... то очень скоро мы сможем наблюдать расцвет цивилизации нового типа. Человек станет более ответственным за свою судьбу, будет руководствоваться ценностями ума, перестанет быть равнодушным к окружающему его миру.., что будет означать приближение к обществу, построенному на духовных ценностях".

Вместе с тем критики "иерархической" классификации потребностей обращают внимание на следующее:

  • - указанный подход не учитывает индивидуальные интересы и потребности людей;
  • - концепция последовательного удовлетворения потребностей не находит подтверждения на практике;
  • - авторы не определяют тот минимальный уровень потребностей, который можно считать достаточным для перехода к удовлетворению потребностей следующего, высшего уровня.

Потребности удовлетворяются в процессе потребления. Средства удовлетворения человеческих потребностей называются благами.

Благо - любая полезность (предмет, явление, процесс), которая удовлетворяет человеческую потребность.

Различают следующие блага:

  • - неовеществленные (солнечный свет, здоровье, общение, знание) и овеществленные (дары природы, а также продукты труда: пища, одежда, жилье и т. п.);
  • - неэкономические (даровые, неограниченные, предоставленные природой без усилий человека; их объемы превышают имеющиеся человеческие потребности) и экономические (ограниченные, являющиеся результатом или объектом хозяйственной деятельности; их объемы ограничены по сравнению с существующими нуждами).

Экономические потребности - это потребности в экономических благах.

Удовлетворение экономических потребностей выступает внутренним побудительным мотивом производства, распределения, обмена и потребления в рамках определенной системы социально-экономических отношений.

Экономические потребности являются структурной подсистемой всего комплекса потребностей общества. Поэтому уровень их развития и степень удовлетворения зависят от развития других подсистем, культурных, духовных, моральных потребностей общества.

Носителями экономических благ являются разнообразнейшие вещественные товары и услуги. Среди них различают:

  • - потребительские блага , предназначенные для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей, и производственные блага, предназначенные для создания потребительских благ;
  • - материальные блага (продукты сферы материального производства) и нематериальные блага (создаются в сфере нематериального производства);
  • - настоящие блага (находятся в непосредственном пользовании экономических субъектов) и будущие блага (те, которыми экономические субъекты смогут воспользоваться в будущем) и т. п.

Всестороннее комплексное изучение системы экономических потребностей вызывает необходимость их классификации по таким критериям:

I. По характеру возникновения :

  • - первичные (базисные), связанные с существованием человека: пища, одежда, безопасность, жилье и т. п.;
  • - вторичные, возникновение и изменение которых обусловлены развитием цивилизации: модная одежда, комфортное жилье, информация и др.

II. По средствам удовлетворения:

  • - материальные (потребности в материальных благах);
  • - нематериальные (духовные потребности).

III. По насущности удовлетворения:

  • - первоочередные (предметы первой необходимости);
  • - второстепенные (предметы роскоши).

IV. По возможностям удовлетворения:

  • - насыщаемые (имеют предел, возможность полного удовлетворения);
  • - ненасыщаемые (не могут быть удовлетворены полностью, не имеют границ насыщения).

V. В зависимости от участия в воспроизведенном процессе:

  • - производственные (потребности в экономических ресурсах);
  • - непроизводственные (потребности в потребительских благах).

VI. По субъектам проявления:

  • - личные (возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности индивида);
  • - коллективные, групповые (потребности группы людей, коллектива);
  • - общественные (потребности функционирования и развития общества в целом).

VII. По количественной определенности и мере реализации:

  • - абсолютные (перспективные потребности, носящие абстрактный характер и являющиеся ориентиром экономического развития);
  • - действительные (формируются в зависимости от достигнутого уровня производства и являются общественной нормой для определенного периода);
  • - платежеспособные (определяются платежеспособным спросом);
  • - фактические (удовлетворяются имеющимися экономическими благами).

Система экономических потребностей является сложной и постоянно развивающейся. Структура потребностей, их объем, способы и уровень удовлетворения непрерывно изменяются: модифицируются, усложняются, совершенствуются в процессе исторического развития человеческой цивилизации.

Как отмечал известный украинский исследователь Н.Х. Бунге(1823-1895), "потребности представляют исходный пункт политэкономических исследований. Как принадлежность природы человека, как условие ее развития, потребности возникают из свойств нашего физического организма и присущих последнему духовных основ. По мере удовлетворения повседневных потребностей просыпаются в человеке потребности умственные, моральные и эстетические, которые в свою очередь становятся такими же насущными, как и потребности физической природы... Таким образом, появляется могущественный хозяйственный двигатель, но двигатель далеко не единственный, поскольку человек предназначен для того, чтобы жить в обществе, а в обществе не только потребности людей являются более или менее однородными, но и удовлетворение многих из них становится возможным лишь при условиях общей, совместной деятельности. Другими словами, наряду с потребностями частными появляются общественные, рядом с личными целями - цели общественные: забота как о материальном и духовном существовании, так и о развитии всего союза".

Важнейшей задачей и целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества. Рас­смотрим подробнее содержание такой экономической катего­рии, как потребность. Потребность - нужда в чем-либо необхо­димом или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребность можно характеризовать как состояние не­удовлетворенности, преодолеваемого путем использования опре­деленных благ (товаров и услуг). Потребности человека, всего человеческого общества разнообразны.

Существует множество вариантов классификации потребно­стей. У экономистов одни критерии классификации, у психоло­гов - другие, у социологов - третьи. Наибольшее распростране­ние получила иерархия потребностей американского экономиста Абрахама Маслоу, расположившего все потребности в восходя­щем порядке. К потребностям первого уровня отнесены физио­логические потребности человека (пища, вода, жилье, секс). По­требность в безопасном физическом и эмоциональном окруже­нии (отсутствие войн, насилия) - второй уровень. На третьем уровне находятся потребности в социальных связях (уважение, дружба, любовь). На четвертом уровне располагаются потребно­сти в самоуважении (одобрение семьи, друзей, общества). Пятый уровень - потребности самоактуализации (образование, рели­гия, хобби). Первые два уровня потребностей Маслоу полагал низшими, а все последующие - высшими. Согласно его теории первоначально должны быть удовлетворены потребности низших уровней и только после этого проявляют себя и требуют удовле­творения потребности высшего уровня.

При всем своем многообразии все потребности имеют общее свойство: они безграничны или полностью неутолимы. Потреб­ности как одного человека, так всего человеческого общества не­возможно удовлетворить полностью, так как они очень разнооб­разны и многочисленны. Кроме того, потребности постоянно умножаются. Подобная их особенность находит выражение в за­коне возвышающихся потребностей . Разнообразие потребностей, их постоянный количественный и качественный рост объясня­ются целым рядом причин. Во-первых, потребности растут коли­чественно в силу роста самого народонаселения Земли. Так, в се­редине 1950 г. численность населения Земли, по оценкам Орга­низации Объединенных Наций, составляла 2,5 млрд чел., в 2000 г. - уже 6,0 млрд чел., а по прогнозам в 2015 г. составит 7,5 млрд человек. Чем больше население отдельной страны, пла­неты в целом, тем больше формируется потребностей. Во-вто­рых, рост и развитие потребностей объясняется тем, что развива­ется само человечество. Каждой исторической эпохе соответство­вали свои потребности и свои возможности их удовлетворения. По мере прогрессивного развития общества люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любо­пытство, интерес и желание. В-третьих, достижения НТП спо­собствуют формированию новых потребностей. Современное ка­питалистическое хозяйство характеризуется тем, что новизна то­варов - ключевой фактор конкурентоспособности. В своей совокупности потребности безграничны. В силу количественного и качественного роста удовлетворить их полностью невозможно. Поэтому конечной целью экономической деятельности является максимальное, а не полное удовлетворение потребностей.

Для удовлетворения потребностей служат блага. Блага явля­ются результатом производственного процесса и удовлетворяют потребности как отдельного человека, так и всего общества. Бла­го - любое средство, как материальное, так и нематериальное, способное удовлетворять потребности. Следует различать неэко­номические и экономические блага. Неэкономические (бесплат­ные) блага - блага, имеющиеся в достаточном количестве для удовлетворения потребностей всех желающих. Они не являются результатом чьей-либо деятельности и никем не могут быть при­своены. Удовлетворение потребностей в таких благах не требует никаких усилий и затрат. К таким благам относят в первую оче­редь явления природы - воздух, воду, солнечный день и т. д. Экономические блага - результат экономической деятельности. Их создание требует определенных усилий общества, и их коли­чество не может удовлетворить потребности всех желающих. Та­кими благами являются мебель, автомобили, юридические услу­ги, оборудование и т. д. Экономистов, как практиков, так и тео­ретиков, в первую очередь интересуют экономические блага. В рыночной экономике под благами понимают товары и услуги. Товар - продукт труда, предназначенный для обмена путем куп­ли-продажи. Под товаром понимается все то, что может удовле­творить потребности людей и предлагается рынку. Услуга - лю­бое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.

Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем – либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворённости. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что – то предпринимать, что бы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей – процесс возвращение организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей:

- естественные , или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

- материальные , или предметно – вещные,

- духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»

Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.

Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.

Социальные потребности – дружба, любовь, общение.

престижные потребности – уважение, признание членами общества.

Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей: первичные потребности (врожденные) - в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности; вторичные потребности (приобретенные) - социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Потребности – это только один мотив деятельности. Выделяют еще:

Социальные установки.

Убеждения.

Интересы.

Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.

Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

Потребление и производство взаимосвязаны и взаимообусловлены. Производство воздействует на потребление тем, что стимулирует развитие потребностей в предметах потребления. Затрачиваемая потребителем энергия восстанавливается в процессе потребления, что способствует физическому и умственному развитию производителей, которое в свою очередь, сопровождается изменением объема и структуры потребностей, определяет уровень и структуру потребления, так как создает предметы, без которых не может возникнуть сам процесс потребления; обусловливает способ потребления, так как полезные свойства предметов потребления характеризует уровни реализации этих свойств, а также определяет различия между производителями (физиологические, территориальные и т.д.), которые, в свою очередь, вызывает диффенциацию потребления отдельных групп людей.

Однако и потребление не является пассивным фактором по отношению к производству. Оно воздействует на него в следующих направлениях:

1) воспроизводит потребность как важнейший фактор развития общества;

2) превращает производственные продукты в предметы потребления, завершая таким образом, процесс производства;

3) придает производству целесообразный характер;

4) являясь непрерывным процессом, потребление сообщает непрерывный характер и производству, поскольку израсходованные предметы потребления должны возмещаться вновь произведенными. Таким образом, потребление превращает производство в элемент воспроизводства;

5) в процессе потребления производятся действительная оценка потребительной стоимости продуктов, их соответствие объему и структуре общественных потребностей, поэтому только в процессе потребления выявляются положительные и отрицательные свойства произведенных продуктов.

Производство и потребление совершаются в определенных общественных условиях. Следовательно, потребности также зависят от социальных и экономических условий жизни общества.