Профессиональное развитие учителя в средней общеобразовательной организации. Личностное и профессиональное развитие педагога

Антонов Николай Викторович,

старший методист

ГБОУ ГМЦ ДОгМ,

[email protected]

На современном этапе развития общества система российского образования находится на стадии существенных изменений, которые связаны со сменой модели историко-культурного развития. Однако независимо от направленности и продолжительности образовательных реформ центральной фигурой при их реализации является школьный учитель. Успешность реализации на практике нововведений в школе, соответствующих современным требованиям общества, зависит именно от педагога, который должен обладать необходимым уровнем профессионализма и профессионального развития для реализации стоящих перед ним задач.

Теоретико-методологический анализ понятия «профессиональное развитие» требует рассмотрения самого термина «развитие».

В «Большом энциклопедическом словаре» под развитием понимается закономерное, направленное изменение, в результате которого появляется «новое качественное состояние объекта – его состава или структуры» .

Психологическая трактовка понятия «развития» концентрируется на изменении личности человека. Так, в «Кратком психологическом словаре» развитие – это «процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате социализации» .

Нас интересуют педагогический взгляд на трактовку понятия «развитие». Ряд авторов развитие трактуют как объективный процесс внутреннего качественного и количественного последовательного изменения духовных и физических сил человека под влиянием неуправляемых и управляемых, природных и социальных, внутренних и внешних. Следует отметить, что в педагогических исследованиях также подчеркивается значимость влияния внутренних противоречий на процесс развития самоорганизующихся, сложных систем, а в конечном итоге на саморазвитие.

Развитие в целом трактуется в педагогике и как изменение, которое представляет собой переход от простого к более сложному, от низшего к высшему, а также как «процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений».

Таким образом, обобщая все рассмотренные подходы к определению понятия «развитие», мы считаем целесообразным понимать под ним целенаправленный или спонтанный процесс, направленный на качественное и количественное изменение свойств, характеристик, параметров, показателей системы. Применительно к личностному развитию следует говорить об изменении таких свойств личности как накопленный опыт, психические процессы, характер, способности, самосознание, мировоззрение, «Я-концепции», личностных качеств и характеристик и т.д.

Дальнейший анализ понятия «профессиональное развитие» предполагает рассмотрение и такого термина как «профессия».

В научной литературе данный термин трактуется, исходя из внешней и внутренней направленности профессиональной деятельности. Так, одни авторы отмечают, что профессия является системой профессиональных видов, форм, задач профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, которые могут обеспечить удовлетворенность потребностей общества в определенном продукте или результате. Другие исследователи отмечают, что профессия – это занятие, которое требует специальной подготовки человека, приложения его физических и духовных сил и дает возможность получения для него источников средств для существования, а также позволяет объединить людей общим профессиональным сознанием и видом деятельности и т.д.

Таким образом, профессия является такой формой деятельности, которая обладает собственной целью, имеет определенные средства, нормы, собственный продукт, детерминирована социальной функцией и обусловлена мотивами и личностными особенностями и характеристиками личности.

Возвращаясь непосредственно к анализу понятия «профессиональное развитие», следует отметить, что его применение часто используется в литературе по менеджменту и управлению персоналом. В связи с этим трактовка этого понятия направлена на анализ профессионального развития как процесса формирования личности, приобретения работниками новых знаний, умений и навыков, развития качественных характеристик персонала (одаренности (интеллекта, реакции и т.д.), социальных потребностей к контактам, управлению конфликтами и т.д., художественных, аналитических и других способностей, мотивации, свойств личности (характера, воли, способностей) с целью подготовки сотрудника к выполнению определенных новых производственных задач, возникающих в условиях развития компании, реализации ее тактических и стратегических планов и целей.

Важно отметить, что в менеджменте профессиональное развитие представляется целенаправленным систематическим процессом, совокупностью мероприятий, которые направлены на повышение квалификации работников в процессе всей его профессиональной жизнедеятельности .

Таким образом, в менеджменте процесс профессионального развития, так или иначе, связан с жизнедеятельностью конкретной организации. Субъектами управления профессиональным развитием в этом случае выступает высшее руководство, функциональные и линейные менеджеры, специалисты службы управления персоналом, а объектом – сам персонал, т.е. те люди, на кого направлено управленческое воздействие. Персонал также может выступать и в роли субъекта управления профессиональным развитием в случае, когда они занимаются самообучением, саморазвитием.

Применительно к педагогике объектом исследования ученых является анализ профессионального развития педагога.

Профессиональное развитие личности в «Словаре по педагогике» понимается как «рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии».

В целом, обобщая изложенные подходы к определению понятия «профессиональное развитие», следует понимать под ним процесс активного преобразования личностью своего внутреннего мира, формирования и развития профессионально значимых в педагогической деятельности знаний, умений и навыков, способностей и качеств личности, которые способствуют успешной творческой самореализации педагога в его профессиональной деятельности в условиях работы в конкретной общеобразовательной организации.

В настоящее время анализ сущности понятия «профессиональное развитие педагога» осуществляется в научной литературе в рамках целого ряда подходов.

Так, представители личностно-деятельностного подхода в своих работах ориентируются на выделение профессионально важных качеств педагога как субъекта педагогической деятельности. К ним относятся педагогические, объединяя их общим понятием «профессионально значимые качества педагога». Работы этих и других авторов позволяют создать профессиональный портрет педагога и определить направления его профессионального развития.

В рамках системомыследеятельностного подхода профессиональный труд учителя рассматривается как полифункциональная, полипредметная, полиструктурная система, которая включает в себя не только педагогическую, но и управленческую, проектную, исследовательскую, методическую деятельность . В исследованиях этих авторов характеристика профессионального развития педагога осуществляется через рассмотрение таких понятий как «профессиональная квалификация», под которой понимается организационно-деятельностная компетентность, т.е. способность выполнять и квалифицировать свою деятельность.

Представители деятельностного подхода рассматривают профессиональную деятельность как решающее условие, средство, основу профессионального развития педагога, достижение им высшего уровня педагогической деятельности и самореализации . При этом подчеркивается, что важным условием результативности и продуктивности профессиональной педагогической деятельности является творческий уровень ее осуществления.

В рамках комплексного в основе профессионального развития рассматривают такие его компоненты как самоактуализационный, процессуально-технологический, индивидуально-личностный. Работы в этом направлении ориентированы на изучение самоактуализации как основы профессионального развития учителя.

В системно-структурном подходе профессиональное развитие представлено в виде совокупности взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов, которые определяются исходя из некоего эталона индивидуальных, социальных, профессиональных достижений педагога, профессиограмм и проспектограмм педагогического работника. Профессиональное развитие педагога определяется в системно-структурном подходе в характеристиках профессиональных ценностей, мотивов деятельности учителя, развития у него профессионально важных личностно-деловых качеств, профессиональной компетентности, профессионализма, которые подлежат целенаправленному, специально организованному развитию и саморазвитию .

Аксиологический аспект рассмотрения понятия профессионального развития акцентирует внимание на смысловой, ценностной основе содержания этого понятия, роли личностных, общечеловеческих, профессионально-ценностных ориентаций в профессиональном становлении учителя (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Брушлинский, В.А. Сластенин, П.Г. Щедровицкий и др.). В частности, С.И. Маслов и Т.А. Маслова выделяют гуманистические ценности педагогической деятельности (ученик, детство, индивидуальность и уникальность личности, развитие и самореализация ученика); профессионально-нравственные ценности (добро, сострадание, милосердие, мир, искренность, верность, профессиональный долг, свобода, вера, доверие, справедливость, патриотизм, обязательность, профессиональная честь и достоинство); ценность творческой самореализации (совершенствование профессионально-творческих способностей, преподаваемый учебный предмет, постоянное самосовершенствование педагога); интеллектуальные ценности (истина, профессиональные знания, творчество, познание, свободный доступ к информации); социальные ценности (профессионально-педагогическое общение, профессионально-педагогическая корпоративность, соборность, традиции, семья, любовь и привязанность к детям); эстетические ценности (красота, гармония).

В рамках личностного подхода профессиональное развитие педагога рассматривается с позиции анализа таких личностных качеств педагога как индивидуальный стиль деятельности, ценностные ориентации, смысловые образования, целеустремленность, ответственность, эмпатия, коммуникативность и т.д. Конструирование и осуществление процесса профессионального развития педагога обозначает ориентацию на его личность как субъект, цель, ценность, главный критерий эффективности и результата. Педагог как личность и субъект педагогической деятельности самостоятельно определяет для себя приоритеты самовыражения и саморазвития, делая выбор в пользу профессионального роста (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и др.).

Анализ сущности профессионального развития в гуманистическом и субъектном подходах предполагает анализ обусловленности профессионального роста педагога его потребностью в самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) и понимания личности педагога в виде субъекта, центра организации субъектности и бытия, которая проявляется в потребности и способности учителя через активность постоянно самосовершенствоваться, самореализовываться, достигать высшего оптимального уровня профессионального роста (В.А. Петровский).

Таким образом, профессиональное развитие во всех выше перечисленных подходах, так или иначе, ориентировано на анализ развития личностных характеристик, которые влияют на выбор профессии, на процесс профессиональной адаптации и профессионального роста педагога, стимулирование его творческой педагогической деятельности. Другими словами, профессиональное развитие должно рассматриваться в тесной связи с развитием личностных качеств, черт характера, которые лежат в основе профессиональной педагогической деятельности, что предполагает в дальнейшем анализ личности педагога, его профессионально важных знаний, умений, навыков, способностей и качеств, которые, с одной стороны, определяют эффективность педагогической деятельности и развития учителя, а с другой – являются тем объектом, на которое направлено организованное воздействие процесса профессионального развития .

Список литературы:

1. Большой энциклопедический словарь[Текст]/ Под ред. A.M. Прохорова. — М.: Советская энциклопедия, 1993.

2. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития[Текст]/ А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.

3. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности[текст]/ Е.М. Иванова. М.: ПЕР СЭ, 2006.

4. Краткий психологический словарь [Текст]/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

5. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии [Текст]: учеб. пособие/ В.А. Крутецкий. М.: ВЛАДОС, 1992.

6. Литвиненко Т.В. Развитие профессионально важных качеств педагога в процессе самообразования [Текст]: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.08/ Литвиненко Татьяна Викторовна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т]. Омск, 2010.

7. Толстоухова Н.С. Развитие акмеологической культуры педагога дополнительного образования [Текст]: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13/ Нина Серафимовна Толстоухова. Тамбов, 2006.

8. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Управление человеческими ресурсами: Модуль IV[Текст]/ В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курбатова. М.: Дело, 2004.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

1. Базовой характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания школьников. Совокупность различных профессиональных умений учителя (воспитателя) называют педагогической техникой.

В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением:

– владение своим организмом (мимика, пантомима);

– управление эмоциями, настроением (снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия);

– социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);

– техника речи (дикция, темп речи) и др.

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностико-аналитические и другие умения.

2. Следующей ступенью профессионального роста педагога является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Сегодня также оно включает как минимум еще четыре компонента: систему знаний, специальных способностей, педагогическую технику и гуманистическую направленность личности.

3. Готовность к нововведениям – это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое) , знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности).

4. Педагогическое творчество , по мнению этих авторов, есть более высокий уровень квалификации учителя. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.

5. Готовность педагога к созданию авторской технологии , характеризующейся согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторскому стилю его педагогической деятельности – один из важнейших показателей личностного развития.

6. Важнейшим условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, воспитательной, образовательной) технологии является индивидуальный авторский стиль деятельности педагога.

Анализ комплекса современных требований к профессиональной деятельности преподавателя позволяет выделить семь компонентов профессиональной компетентности и конкретизировать каждый рядом показателей:

1) когнетивный компонент (специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины, которая включает в себя наличие базовой педагогической культуры, знание концептуальных основ и положений преподаваемой дисциплины, умение устанавливать внутри и межпредметные связи, общую эрудированность);

2) проектный компонент (компетентность в области целеполагания, планирования, проектирования, моделирования и конструирования педагогического процесса);

3) коммуникативный компонент (психолого-педагогическая компетентность, проявляющаяся в открытости, бесконфликтности в общении, демонстрации энтузиазма в изучении темы, осуществления взаимодействия с учетом личностных, половозрастных, индивидуальных особенностей, знание возрастной психологии соблюдений требований к грамотности, выразительности, логичности устной речи);

4) организационный компонент (управленческая компетентность в области руководства познавательной деятельностью студентов с учетом их возможностей и способностей, руководства профессиональной практикой студентов, научно-исследовательской работой учащихся, формированием личности будущего педагога в учебной и внеучебной деятельности, его профессионально-личностным ростом);

5) методический компонент (компетентность в области способов формирования знаний, умений, применения современных образовательных технологий, умения оценивать работы учащихся своевременно, гласно, объективно, подводить итоги занятия, актуализируя достижения учащихся, определять им перспективы самообразования);

6) рефлексивный компонент (аутопсихологическая компетентность в области объективного анализа достоинства и недостатков своей профессиональной деятельности и ее результатов, умение видеть альтернативные действия, которые позволят в следующий раз качественно улучшить результаты);

7) личностный компонент (компетентность в области профессионально-личностного самосовершенствования).

Профессиональный рост учителя

Это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним

задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.

М.М.Поташник, д.п.н., действительный член РАО

Это самостоятельное и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, способов деятельности,

необходимых для решения педагогических задач и ситуаций.

А.В.Мудрик, д.п.н., профессор, член-корр. РАО

Это, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение учителя себя самого как профессионала из внутренних качеств (генетически заданных педагогических задатков, природной телесности, темперамента, этнической принадлежности, характера, интересов, убеждений, мировоззрения, исповедуемых ценностей) и внешних источников путем выбора из предлагаемого или навязываемого руководством школы, завучами, методистами научных знаний, педагогического опыта, достояний культуры и др.

М.В.Левит, к.п.н

УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Выделяют пять уровней профессионализма:

1. Допрофессионализм включает в себя три этапа:

а) первичное ознакомление с профессией;

б) адаптация в профессии;

в) самоактуализация:

– осознание себя как индивидуальности;

– развитие способностей к самодиагностике;

– определение своих возможностей и своего предназначения в профессии.

На первом уровне – этапе развития профессионализма происходит освоение способов решения основных профессиональных задач, выработка индивидуального профессионального почерка, стиля педагогической деятельности, а также осознание своих слабых и сильных сторон как профессионала, что крайне важно для анализа собственной индивидуальной методической системы.

2. Профессионализм – это свободное владение профессией, мастерство, помогающее оптимизировать индивидуальную методическую систему.

3. Суперпрофессионал может проявляться как творец в педагогической деятельности, универсали, наконец, профессионал, способный к дальнейшему собственному самопроектированию и, следовательно, конструированию авторской методической системы.

4. Послепрофессиональный период – это этап завершения профессиональной деятельности, когда учитель уже может выполнять функции консультанта, эксперта, наставника, обучающего других технологии конструирования авторской программы, технологий, методической и педагогической систем.

5. Помимо этого, в особую группу выделяются непрофессионалы-педагоги , которые, независимо от стажа, выполняют работу по собственным или чужим профессионально искаженным нормам.

Профессиональное развитие учителя осуществляется двумя путями:

посредством самообразования - собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;

за счет осознанного, добровольного участия в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.

29. Самообразование учителя начальных классов.

Одной из составляющих профессионального развития педагогов является саморазвитие, предполагающее умение осуществлять самопознание, самопроектирование, самореализацию.

Самообразование – это познавательная деятельность человека, которая осуществляется добровольно, управляется самим человеком, необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида

Формы организации самообразования:

Курсовая подготовка или переподготовка на КПК

Получение второго высшего образования

Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады, конкурсы

Индивидуальная работа по самообразованию

Сетевые педагогические сообщества

3. Особенности процесса профессионального развития педагога

Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и далеко не всегда линейное восхождение от дилетанта, самоучки, до истинного творца, субъекта профессиональной деятельности, автора собственной методической системы.

В зрелом возрасте обостряется проблема несоответствия между Я-реальным и Я-идеальным, и в связи с этим, как и в более ранних периодах, возможны не только возрастные противоречия, но и возрастные кризисы. Причём наряду с отрицательными в середине жизни возможны и «кризисы взлёта», развития профессионального сознания, автономизации и индивидуализации в профессии, что особенно важно в процессе профессионально-личностного саморазвития педагога.

Профессионализм, безусловно, не просто приходит с опытом, он зависит ещё и от многого другого: мотивации педагога, содержания работы, интереса к делу, личных способностей и личностных свойств. Нельзя считать, что только с помощью обучения из дилетанта можно сделать суперпрофессионала. Однако целенаправленное, правильно организованное обучение в системе методической работы играет в становлении педагога-профессионала немаловажную роль.

Профессиональное самосознание как показатель профессионально-личностного развития педагога

Первый важный шаг – это выявление способности учителя к самоанализу и самооценке своей деятельности, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательность к своей работе.

Наиболее полно процесс саморефлексии, самоанализа и самооценки описал с психологической точки зрения Беспалько В.П. Он раскрыл этот процесс через профессиональное самосознание, которое является неотъемлемой частью педагогического мастерства и мерилом развития учителя. Автор выделяет четыре основных компонента профессионального самосознания:

1) «актуальное Я» – каким сейчас себя видит учитель;

2) «ретроспективное Я» – каким он себя видит и оценивает по отношению к начальным этапам своей работы;

3) «идеальное Я» – каким хотел бы стать учитель;

4) «рефлексивное Я» – как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают руководители школы, коллеги, ученики и родители.

«Актуальное Я» является центральным элементом профессионального самосознания учителя и основывается на трех других. По отношению к «ретроспективному Я» дается система критериев оценки собственного профессионального опыта и достижений. «Идеальное Я» дает перспективу личности и обусловливает саморазвитие в профессиональной сфере. «Рефлексивное Я» является шкалой среды в профессиональной деятельности учителя и обеспечивает объективность самооценки.

Формирование мотивации педагога на профессиональное саморазвитие

Подчеркивая важность положительного мотива саморазвития, Беспалько В. П. указывает, что формирование такой мотивации эквивалентно формированию навыков самосознания по анализу взаимодействия всех четырех его компонентов. Для формирования мотивации учителя на профессиональное саморазвитие необходимо: во-первых, наличие адекватной самооценки; во-вторых, сформированность нормативного или идеального представления о педагогической деятельности; в-третьих, чтобы педагог соотносил свою деятельность с образцами.

Место и значение инновационной деятельности в процессе профессионального саморазвития педагогов

Особую роль в процессе профессионального саморазвития играет инновационная деятельность. Поэтому становление готовности педагога к инновационной деятельности является переломным моментом в данном процессе, важнейшим уровнем его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т. е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, а также приобрести педагогическое мастерство, т. е. педагогическую умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность образовательного процесса, – два базовых уровня профессионального развития – то для перехода в инновационный режим определяющим является готовность педагога к инновациям.

Формирование готовности педагога к инновационной деятельности в системе методической работы

Готовность как активно-действенное состояние личности выражает способность решать педагогические задачи с учётом конкретных условий практической деятельности. Очевидно, определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства и профессионализма.

Готовность к инновациям включает три основные компонента:

1) психологический (личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое);

2) теоретический (система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и т. д.);

3) практический (совокупность умений реализовывать эти новшества).

Многие руководители считают главным в системе методической работы - дать необходимые теоретические знания, т. е. сформировать теоретическую готовность. Наиболее опытные управленцы понимают необходимость оказания методической помощи в становлении практической готовности, особенно при возникающих затруднениях. Это действительно важно, но, главным образом, в традиционной системе методической работы.

При становлении же готовности к инновационной, в том числе личностно ориентированной деятельности, определяющей является готовность психологическая, то есть личностно-мотивационная.

Но главным «камнем преткновения» в структуре данной готовности является всё же личностная готовность, то есть наличие у педагогов основных личностных свойств, необходимых для инновационной деятельности.

Однако главным компонентом готовности педагога к оптимизации педагогического процесса является психологический, т. е. личностно-мотивационный. Это: 1) понимание и желание оптимизировать методический и педагогический процессы, 2) наличие у педагога необходимых личностных свойств.

Исследования показывают, что педагоги, успешно оптимизирующие индивидуально-методическую систему и учебно-воспитательный процесс в целом, овладевают такими личностными качествами, как:

ü творческий стиль мышления и педагогической деятельности;

ü вариативность и мобильность мышления;

ü конкретность и системность мышления при умении выделить главное;

ü эмпатийность – способность к сопереживанию;

ü чувство меры в принятии решений и в действиях, чувство такта;

ü креативность (способность к творчеству);

ü перцептивность (способность к восприятию нового);

ü толерантность -терпимость к инакомыслию;

ü рефлексивность;

ü контактность в общении, коммуникативность и диалогичность.


Результаты инновационной деятельности современного педагога ДО

Очень важный вопрос для руководителей и методистов: что может стать результатом инновационной деятельности педагога? Такими результатами являются: индивидуальный стиль педагогической деятельности, авторские программы, методики, технологии; методическая, психологическая, исследовательская, педагогическая, технологическая культура, а главное - авторская педагогическая - дидактическая, воспитательная, методическая система.

Этапы профессионально-личностного саморазвития учителя

Первый шаг - поиск своей позиции, когда педагог осознает, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений.

Затем - второй этап - идет своеобразный внешний и внутренний профессиональный диалог - критический анализ различных вариантов решения поставленных педагогических задач.

Следующий шаг - выбор приоритета, построение основ своего авторского варианта обучения на основе сопоставления традиционных схем педагогической деятельности с ее инновационными образцами, которые предоставляются учителю в ходе интерактивных деятельностно-игровых методических занятий.

И, наконец, - последний этап - ситуация «отказ от стереотипов» - рефлексия собственного опыта, обоснование и апробация своей авторской методической системы.

Учебного предмета и методики его изложения на соотнесение учителем своих методических действий с их влиянием на учащегося. Для обеспечения соответствия методической деятельности учителя современным требованиям необходимо методическую подготовку связать с личностно ориентированным обучением на различных этапах непрерывного образования и обеспечить ее преемственность, поскольку, во-первых, каждый...


... ─ последовательность макрокоманд ─ машинных процедур, которые заменяют определенную ручную последовательность операций, производящихся при работе в приложении . 2. База данных научно-методической деятельности преподавателей 2.1 Краткое описание предметной области При разработке базы данных использовалась информации о преподавателях и студентах, их деятельности. На основе...

Опираясь на основные положения теории менеджмента (т.е. методическая деятельность - это управление на основе теории менеджмента). 3. Методологические и правовые основы научно-методической деятельности в условиях библиотеки Научно-методическая служба ориентирована на потребности и запросы определенных групп пользователей, исходит из возможностей конкретного библиотечно-информационного...

Что методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно–образовательного процесса в соответствии с новыми достижения педагогической и психологической науки. 1.2 Анализ проблемы в современной литературе Перестройка методической работы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат...

Любое учебное заведение понимает о трудностях введения инновационных технологий в сфере образования, а учительский состав образовательного учреждения о необходимости повышения квалификации преподавателей.

Компетентность педагогического состава могут улучшить курсы повышения квалификации.

Одним из средств повышения квалификации педагогического состава считается участие в ежегодных конференциях, где преподаватели выступают с докладами, для большинства из которых теоретическая основа копилась в течение предыдущего учебного года. Этим накопленным опытом преподаватели делятся с собственными коллегами, слушая замечания, предписания, комментарии.

Еще в вопросе повышения квалификации не следует выпускать из виду школьные методические объединения. Любое методическое объединение планирует собственную работу в согласовании с общешкольными целями, в плане объединения прописываются шаги сообразно реализации данных целей. Во время составления предоставленного плана очень принципиально учитывать мировоззрение каждого члена группы.

В рамках методического объединения должно быть создано портфолио каждого из преподавателей, в котором станут закрепляться степень активности в делах школы, выступление на методических объединениях, семинарах, проведение открытых мероприятий, подготовка преподавателем учащихся к выступлениям на олимпиадах. Подобная работа развивает личные свойства учителя, увеличивает степень его компетентности.

Повышение квалификации преподавателей обычным образом производится через организацию ряда курсов повышения квалификации на базе образовательных учреждений района, города и т.п. Эти курсы позволяют преподавателям продуктивно действовать в коллективе и содействуют повышению квалификации.

Итогом квалификационных испытаний считается рост профессиональной компетенции преподавателя в критериях общеобразовательного учреждения.

Неформальное деловое общение

Деловое общение не всегда проистекает лишь в чисто деловой ситуации – в рабочем офисе, за столом переговоров и т.п. Значительная часть деловых встреч проходит в неформальных условиях – во время всякого рода приемов. Данные неформальные контакты важны еще для приобретения подходящих знакомств и взаимосвязей. В процессе неформальных встреч в значительной степени формируется впечатление о человеке, создается его репутация. Во время такого общения особенно принципиально соблюдение правил речевого этикета.

Нужно признать, что неформальное обращение считается принципиальным механизмом, обуславливающим отношения между людьми в всяком коллективе.

Неформальные отношения с научной точки зрения - малоизученное явление. Нередко внешне они могут никак не обнаруживаться, напротив, позитивные впечатления как бы затушеваны. И нет нужды их показывать, так как человек, с которым есть взаимопонимание, понимает о данных отношениях, а вы, в свою очередь, уверены в нем.

Психологи считают, что неформальные отношения существуют на основе двух значений эмоциональной близости: первичном и рациональном.

Основной уровень появляется теснее при главном контакте (долгое знакомство не требуется). Он характеризуется высочайшей инстинктивностью психологического восприятия, неосознанностью и не достаточно поддается волевой регулировке. Данному уровню близости характерны легкость, высочайшая степень доверия и осмысливания, верный прогноз партнера в ситуации и, в конце концов, принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.

Рациональный уровень базируется на осмысливании схожести установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Он появляется на конкретном этапе взаимоотношений с человеком, осознается и регулируется нами.

Считается, что отношения, базирующиеся на общих ценностях и интересах, наиболее устойчивы на работе, нежели отношения на базе симпатий и антипатий.

Индивидуальная работа с учителями

Более оптимальной стала форма индивидуальной работы с преподавателями, в итоге которой они вовремя получают нужную методическую помощь.

Повышение профессиональной культуры, профессионализма и общественного статуса преподавателей на протяжении многих лет относятся к числу приоритетов в области образовательной политики. Одним из средств становления профессионализма считается аттестация, так как во время прохождения данной процедуры преподаватель имеет возможность не только классифицировать, осознать, оценить и переоценить итоги собственной деятельности, но и увидеть собственную работу глазами сослуживцев-профессионалов. Она воздействует на его сознание и видение себя, понятие о соучастниках образовательного процесса. При подготовке к аттестации у преподавателя возникает необходимость в поиске эффективных форм и технологий обучения и воспитания, выстраиваются отношения с обучающимися, родителями, сотрудниками, увеличивается ответственность за собственную деятельность , открытость к новому, проявляется стремление к саморазвитию, самореализации. Опыт проведения аттестации указывает, что ее успех обусловлен организацией, наличием нужной информации о предъявляемых требованиях, процедуре защиты и экспертизы, созданием деловой доброжелательной атмосферы. Всё это отображается на эмоциональности, переживаниях педагога и ему как никогда необходимы помощь и методическое сопровождение.

Индивидуальный образовательный маршрут преподавателя позволяет увидеть итоги профессиональной деятельности, их соотношение требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории, наиболее эффективно выстроить методическое сопровождение.

Одним из основных способов для развития собственного профессионального мастерства считается самообразование учителей. Ориентация методической работы на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование крайне необходима, потому что расширение культурного кругозора, способность к самокритике - это задаток удачного становления мастерства и творческого потенциала личности учителя.

Целью работы над темами самообразования считается постоянное повышение преподавателями собственного профессионального уровня.

Срок работы над темой определяется отдельно и может составлять от 2 до 5 лет. В начале каждого учебного года интересу преподавателей предполагается список вероятных тем для самообразования, конкретно связанных с методической темой школы. Каждая кафедра готовит перечень литературы, обзор предметных печатные изданий и журналов - это помогает преподавателю сориентироваться в потоке педагогической информации и выбрать материал для работы над собственной темой.

Целенаправленно проводится работа по изучению учителями передовых методик и технологий изучения. Огромный интерес уделяется формированию у учащихся умений творческой научно-исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.

Самообразование – основной и более доступный источник познаний. До недавнего времени педагоги разрабатывали план работы над темой самообразования. Отбор темы базировался на оценке деятельности преподавателя, видении каждым собственных личных и профессиональных проблем, умении корректно выражать цели и последовательно их решать, мастерстве планировать и контролировать собственную активность. Однако план отражал только одну сторону работы учителя. Появилась надобность в исследовании личного плана профессионального становления преподавателя, который имеет наиболее широкую структуру.

Написание плана – это творческая работа, и насколько она будет такой же на практике, во многом зависит от руководства школы. Важно, чтоб сама процедура исследования личного намерения не приобрела формальный характер.

Профессиональное развитие педагога в современном образовании

Комарова С.А., зам дир. по УВР ГБОУ СОШ №527

Пошибайлова Н.В., зам дир. по УВР ГБОУ СОШ №527

Профессиональное развитие педагога начальной школы неразрывно связано пониманием деятельности. В науке понятие «деятельность» коррелирует с понятием «профессионализм» , «активность», «жизнедеятельность», «развитие».

В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм человека – это не только достижения им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций.

При рассмотрении понятия активности важно соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:

1. Форме деятельности, свидетельствующей о сущностном единстве понятий активности и деятельности;

2. Деятельности, к которой возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;

3. Личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения, как продукт активного и инициативного взаимодействия с социальной средой;

4. Деятельности направленной на преобразование окружающего мира;

5. О качестве личности, личностном образовании, проявляющемся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, интересах личности, характеризуемой стремление и желанием действовать, целеустремленностью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Определяя активность педагога начальной школы как особую форму деятельности, требуется осознавать ее отличия и особенности. Уровень активности педагога, её длительность, устойчивость и другие показатели от согласованности и оптимальных сочетаний в зависимости от способа связи личностных уровней активности, когда она может приобретать оптимальный или неоптимальных характер. Например, поддерживать определенный уровень активности педагога можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведет к утомлению, падению активности, либо за счет эмоционально-мотивационного подкрепления (К.А Абульханова-Лавская).

Формирование человеческой личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.

Деятельность задает требование к личности, выступает стимулом ее развития и условием формирования ее качеств, наиболее адекватных конкретным формам поведения и деятельности.

Выделяют компоненты эффективности педагогической деятельности -процессуальный, результативный и личностный, причем результативный компонент – структура личности педагога (направленность, черты личности педагога).

В целом в профессиональном развитии человека проявляются с разной степенью выраженности определенные противоречивые тенденции;

Противоречение между саморазвитием и самосохранением: саморазвитие требует интенсивно вкладывать все силы и ускорять профессиональный рост, а самосохранение диктует необходимость рассчитывать силы на весь жизненный марафон;

  1. Противостояние результатов и процессов труда (несовпадение объективного результата и его психологической цены для человека).
  2. Несовпадение в ряде случаев предметных, социальных эталонов, норм труда с индивидуальными нормами и критериями. Индивидуальные способности, притязания человека могут провоцировать его или обгонять, опережать принятые в профессии нормы либо не считаться с ними и активно бороться за свои индивидуальные эталоны и критерии эффективности труда;
  3. Несогласованность становления разных видов компетентности (специальной, социальной, личностной, индивидуальной);
  4. Рассогласованность темпов развития мотивационной и операционной сферы профессиональной деятельности (например, сочетание высокого проофессианализма с беспринципностью);
  5. Разная роль и степень выраженности процессов развития и компенсации у разных людей, а также у одного человека на разных этапах (недостаток опыта в молодости компенсируется жизненными силами, дерзостью ланов, а по мере старения – отсутствие жизненных сил, снижение психической функции (памяти, внимания и др.) компенсируются приспособительными примерами для поддержания и усилия эффективности деятельности);
  6. Несовпадение проявлений у одного и того же человека психических качеств в профессиональной и непрофессиональной сферах (например, человек может быть импульсивен, несдержан в непрофессиональной сфере, но в профессиональной – очень организован, аккуратен, выдержан);
  7. Несогласованность ценностного отношения к себе в труде и к труду в себе;
  8. Противостояние дела и жизни, когда увлеченность профессией ограничивает личностное пространство человека и, как следствие, возникает неудовлетворенность;
  9. Расхождение между услилвающейся конкурентностью на рынке труда, безработицей и умением предложить себя как профессионала, раскрыть другим свои профессиональные возможности и т.д..

Нами замечено, что одна из главных трудностей, встречающихся при изучении личности профессионала обусловлена тем. Что изменились требования, предъявляемые к профессионалам. Сложилось двойственное положение, характеризуется тем, что требования, предъявляемые к личности профессионала, стали более высокими, на фоне снижения общего профессионализма в профессиональных сообществах.

Повышение устойчивости при неблагоприятных условиях развития лежит в сфере оптимизации ценностно-смысловых ориентирах педагогов.

Профессиональное становление является лишь частным случаем общего развития педагога в процессе всего жизненного пути. При анализе целостной картины личности профессионала часто периодизация его становления рассматривается как совпадающая с этапами жизненного пути, и потому жестко ограничена временными рамками.

Профессиональное развитие начинается с момента проявления активности личности, выбора собственной стратеги жизни, построением своего жизненного пути и обычно рассматривается либо как процесс, либо как совокупность способов деятельности, которые могут осуществляться в трех основных формах: личностной, профессиональной и индивидуально-социальной:

Личностная - представляет собой ломку старых способов и средств деятельности, стремлением к новым смыслам, которые требуют нового уровня регуляции деятельности.

Профессиональная – характеризует стремление к сохранению усвоенных фор действий.

Индивидуально-социальная – происходит либо как регресс, либо как восхождение к личностной форме развития.

Профессиональное развитие человека зависит не только от совокупности исходных профессионально важных качеств, сколько определяется их внутренней организацией. С его точки зрения – это вся совокупность психологический качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен по их составу, необходимой степени выраженности, характеру взаимосвязи между ними и определяется по результатам психологического анализа деятельности и уровня развития профессионализма.

Стагнации профессиональной деятельности не существует. Профессиональное развитие детерминируется противоречиями: на стадии самовыражения происходит соотнесение своего поведения с мотивацией, которое оно реализует. Основой профессионального развития выступает саморазвитие, определяющее способность профессиональной педагогической личности превращать собственную жизнедеятельность предмет практического преобразования, управляя ее продолжительностью.

Профессиональное развитие учителя начальной школы характеризуется неравномерностью, гетерохронностью, многофакторностью и противоречивостью. Стремясь к росту, педагог постоянно меняется, пребывает внутри действия жизни. Если педагог замедляет движение, он снижает свой внутренний мир и успех в обществе.

Особенности взглядов на профессиональное развитие заключается в том, что центральным ценном встает неповторимость личности профессионала в индивидуальном наполнении профессионально-важных и профессионально-значимых качеств.

Рассматривая динамику овладения педагогом стадий адаптаций, становления и стагнации подробно изучаются особенности проявления педагогической деятельности. Так на стадии профессиональной адаптации требования деятельности вступают в противоречия со сформированными в процессе обучения характеристиками личности, а при профессиональном становление возникает необходимость приспособления к внешним требованиям. На стадии профессиональной стагнации наблюдается снижение активности, невосприимчивость к новому.

При этом личностно – профессиональное саморазвитие педагога рассматривается как внутренний ориентир, направляющий деятельность педагога, в сочетании с ценностно-смысловыми компонентами структуры личности. Анализ факторов саморазвития личности педагога влияют на социально-экономические условия, систему повышения квалификации и включенность педагогов в инновационную деятельность, направленное на саморазвитие его личности, выражающееся в отношении к себе как к деятелю. Переход на более высокий уровень развития профессионального самосознания – определяющее условие творческой реализации собственных целей и ценностей, безграничный путь к профессиональному самосовершенствованию, которое принимается как осознание педагогом себя в пространстве педагогического труда, в системе педагогического общения и собственной личности.

Получение дополнительного образования педагогами зрелого возраста является значимым фактором саморазвития на этапе взрослости, когда преобладают специальные мотивы, а на этапе зрелости – познавательные мотивы и мотивы творческого достижения.

В направлении профессионального саморазвития важно педагогическое творчество , предполагающее формирование творческих способностей, оптимальную организацию рабочего времени. Оценка развития педагогического творчества педагогов в системе повышения квалификации возможна при развитии следующих свойств и развития личности:

  1. Мотивационно-творческой активности и направленности личности;
  2. Интеллектуално-логических способностей;
  3. Интеллектульно-эврестических способностей.

Творческое развитие и саморазвитие основывается на потребности и достижении более высоких результатов по сравнению с имеющимися. Рост достижений образовательной деятельности определяется наличием системы поддержки и стимулирования учителя, его мотивации; учетом («портфолио»); сравнения достигнутых успехов учителя с его прошлыми успехами в учебно-воспитательной работе в системе непрерывного образования.

Попытаемся прояснить суть понятия развития в постдипломном образовании. Развитие, на которое нацелено постдипломное образование. Характеризуется тремя основными аспектами:

Развитие понятийных структур педагога, формирование новых понятий при освоении нового содержания деятельности;

Развитие ценностно-смысловых отношений педагога к изучаемому предметному содержанию;

Развитие инструментальных умений педагога выносить инновации, осмысливать и оценивать их эффективность . В действительности же развитее является целостным многосторонним процессом, характеризующимся взаимосвязанным движением понятий, ценностей, технологий.

Таким образом, истоки и проявления профессионализма, объективно предопределены и субъективно обусловлены сущностью человеческой жизни в разных аспектах профессиональной деятельности педагога.

Профессиональное развитее понимается как длительный, целостный процесс развития личности, имеющий смысловые факторы отношения к жизни, жизненную стратегию, баланс ресурсов, жизненные приоритеты, позволяющие выделить предпочитаемые смыслы как показатель осмысленного отношения к труду. Повышения устойчивости при неблагоприятных условиях развития лежит в сфере оптимизации ценностно-мысловых ориентиров педагога.

Процесс проявления профессионализма объективно предопределены и субъективно обусловлен сущностью человеческой жизни в разных аспектах профессиональной деятельности педагога и связан с регуляцией профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991
  2. Геберт В.К, развитие педагогического творчества учителей физической культуры в системе повышения квалификации: автореф. дис… канд. пед. наук.- Чита,2006
  3. Панова Н.В. Профессиональная жизнь педагога:монография.- СПб.: ИПКСПО, 2007.-244с.
  4. Чудновский В.Э. к проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии.- 1999.- №2