Руководитель завтрашнего дня. Каким должен быть директор школы

Директор школы – ключевая фигура в сфере образования, определяющая успешность реализации происходящих изменений в российском образовании. Так каким же должен быть директор современной российской школы: опытным педагогом или эффективным управленцем?

Как считают многие специалисты в области педагогического менеджмента, директор современной школы — это эффективный руководитель, обладающий такими качествами как:

  • компетентность;
  • коммуникабельность;
  • внимательное отношение к подчиненным;
  • смелость в принятии решений;
  • способность творчески решать проблемы.

Эффективный директор школы – это:

  • творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии;
  • личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами;
  • стратег, видящий перспективу развития своей школы на несколько лет вперед;
  • личность, вдохновляющая своим примером педагогический коллектив.

Директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис полагает, что навыков и компетенций, которыми должен владеть современный директор школы, очень много, но самое главное,- это способность сформировать команду педагогов. Именно учитель работает с учеником напрямую, и поэтому директор должен верить в учителя, доверять его мнению и допускать, что тот может лучше него разбираться в каких-то вопросах.

В последние годы в российской школе происходят значительные перемены. Так, законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательным организациям предоставлена автономия, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, а также в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Изменился принцип финансового обеспечения школы – теперь деньги следуют за учеником (подушевое финансирование) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Всё, что реализуется сверх этого задания, является платным, а доходы от платных образовательных услуг школы и расходуются по ее усмотрению.

В результате реструктуризации и оптимизации возникли школы с контингентом более 1000 обучающихся, школы – комплексы, управлять которыми гораздо сложнее.

Происходит насыщение образовательного процесса современным учебным, технологическим оборудованием, учебными пособиями и учебными комплексами.

В образовательный процесс внедряются инновационные образовательные технологии, причем не на уровне замены отдельных деталей, а на уровне концептуальных изменений, требующие подготовки квалифицированных педагогов новой формации.

Школьники XXI века значительно отличаются по развитию от школьников века двадцатого.

В этих условиях функции и роль директора школы существенно меняются. С одной стороны, директор школы — это эффективный менеджер, ибо сегодня директору школы приходится выполнять очень много управленческих функций – распоряжение бюджетом, взаимодействие с общественностью, взаимодействие с начальством, и т.д. Навыки управления организацией с каждым днем становятся все более и более важными, и педагогикой директору заниматься некогда.

Питер Друкер, основоположник современного менеджмента, основываясь на многолетних наблюдениях, пришел к парадоксальному выводу: «крепкие профессионалы», отличные специалисты в своем деле, крайне редко становятся хорошими руководителями. Это связано с тем, что управление - совершенно особый вид профессиональной деятельности, результат которого напрямую связан с личной эффективностью человека.

С другой стороны, в рамках большой свободы — финансовой и содержательной — директор современной школы, помимо теории управления, должен разбираться и в современных образовательных парадигмах, и приоритетах, и в перспективных образовательных технологиях.

Так, вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов считает, что неважно, какое образование имеет директор школы, но педагогический опыт у него должен быть: «Любой директор школы должен «постоять у станка», у доски в классе - иметь опыт преподавания. Иначе он не сможет быть эффективным директором школы. Может быть, он и сможет хорошо распоряжаться бюджетом школы, но директором школы, в настоящем смысле этого слова, он не будет».

Подобной точки зрения придерживается и директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис: «Современным директорам нужно уметь эффективно, рационально и разумно управлять школой. Но школе, которая испытывает серьезные трудности, просто хорошего менеджера мало. Ей нужен такой директор, который на своем примере может показать, что такое хороший урок, потому что в проблемных школах, как правило, мало хороших учителей, и педагогам просто неоткуда взять примеры качественной педагогической практики. Директор должен в этой ситуации уметь все делать сам».

На практике же, когда у директора масса управленческих и других задач, трудно требовать, чтобы он был эффективным менеджером и эффективным инноватором в плане педтехнологий. По мнению ряда исследователей сегодня в России существует четыре основных типа директоров школ:

  • «авторитарный хозяйственник»;
  • «демократичный хозяйственник»;
  • «авторитарный предводитель»;
  • «демократичный предводитель».

При этом наиболее часто встречаются два из них: «авторитарный хозяйственник» и «авторитарный предводитель», наиболее популярным из которых является «авторитарный хозяйственник».

К сожалению, такое сочетание, когда директор является и талантливым педагогом, и эффективным менеджером, возможно лишь в идеале. Близки к нему авторские школы, где директор сам генератор инноваций. По мнению ректора НИУ ВШЭ Я.И. Кузьминова «личный пример и личные отношения, которые выстраивает директор - ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей, прекрасный менеджер, не являвшийся учителем, не может руководить школой».

В большинстве своем эффективными руководителями не рождаются, а становятся. Получить знания и навыки эффективного менеджмента можно, пройдя специальное обучение. Вместе с тем, можно добиться этого и путем самообразования. Во всех случаях нужна соответствующая мотивация: личные амбиции (я не хуже других), стремление сделать карьеру (плох тот солдат, который не хочет стать генералом), школьный патриотизм (моя школа лучше), желание заработать (лучше работаешь – больше получаешь).

Методик и тренингов как стать эффективным директором школы предостаточно — выбирайте по вкусу. Например, методики Питера Друкера, который считает, чтобы стать успешным руководителем, прежде всего, надо научиться управлять самим собой, ибо «способности к управлению у всех людей различны, но успешно управляют другими те, кто умеет руководить собой, своими действиями и решениями». Вот несколько его советов:

— Личная эффективность не является врожденным качеством. Но ей можно научиться, развивая и правильно используя свои сильные стороны.

— Все эффективные руководители постоянно контролируют свою деятельность в области управления временем.

— Руководитель, который не задает сам себе вопрос о своем личном вкладе в результат, не вправе требовать того же от своих подчиненных.

— Концентрация преимущественно на слабых местах и недочетах порождает одни проблемы, в то время как сосредоточение на сильных сторонах подчиненных, партнеров, вышестоящего руководства и своих собственных делает работу команды максимально продуктивной.

— Если и существует какой-нибудь главный секрет эффективности, то это концентрация. Чем сильнее и успешнее человек концентрирует свое время, усилия и ресурсы, тем больше разнообразных задач он сможет решить.

Эффективный руководитель - это лидер, принимающий эффективные решения.

— Коллектив подчиняется принятому решению тем охотнее, чем лучше оно будет разъяснено каждому отдельному сотруднику.

Эффективный руководитель решает проблему только один раз. Но решает таким образом, чтобы в итоге появился четкий сценарий, которому может следовать любой человек, или правило, понятное каждому.
— Эффективность в работе - это не только привычка поступать правильно и целесообразно, но и комплекс определенных практических методик. Следование этим методикам является еще одной правильной привычкой, которую должен обязательно усвоить руководитель.

Директор российской школы по итогам международного исследования TALIS

Практически все опрошенные директора (в опросе приняли участие 198 директоров из 14 регионов) прошли управленческую подготовку, но только третья часть из них осуществили ее до вступления в должность. Для сравнения: в большинстве других стран кадровый резерв начинают готовить заранее, Сингапуре и Южной Корее, которые демонстрируют высокие образовательные результаты школьников в международных исследованиях, почти три четверти директоров проходят серьезную подготовку перед назначением на пост.

Российские руководители, по сравнению с зарубежными коллегами, больше сосредоточены на административной работе и меньше времени уделяют работе с учителями, родителями и учениками — на нее у них просто не остается времени.

Несмотря на то, что в сравнении с другими странами Россия лидирует по числу созданных в школах управленческих команд и управляющих советов, директора склонны к авторитарному принятию решений.

Справка.

«Эффективный менеджер» — условное понятие, обозначающее идеального руководителя, знающего основные положения теории управления, умеющего их действенно реализовать на практике, характеризующегося высокой профессиональной компетентностью. Эффективный руководитель в современном обществе — тот, кто умеет правильно ставить и решать задачи.

TALIS (Teaching and Learning International Survey) – первое международное исследование, посвященное анализу среды обучения, условий работы и оценке качества педагогического корпуса. Россия принимает участие в TALIS с 2013 года в соответствии с Государственной программой «Развитие образование». Оператором исследования стал Институт образования НИУ ВШЭ.

Кто он директор современной российской школы

Директор – это ключевая фигура в школе. А успешность в школе зависит от того, кто в ней руководит. Сегодня, когда директора школ работают в условиях рыночной экономики, они обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений - от нахождения способов зарабатывания денег до поиска путей повышения качества образования. Возникает вопрос - кто он, эффективный руководитель современной школы?

Современные требования к образованию меняют позицию директора школы как управленца. Теперь нужны знания по вопросам управления финансами и школьной экономики. Для этого необходимо обладать стратегическим мышлением, но также хорошо знать и учебный процесс.

Хороший директор обязательно добьется самостоятельной бухгалтерии и полного нормативного финансирования для своего образовательного учреждения. Он обязательно разработает систему оплаты труда, но со своими индивидуальными школьными особенностями. Он обязательно создаст или проинициирует возникновение некоего общественного органа управления (например, хорошего родительского комитета), найдет спонсоров.

Для развития инновационной деятельности в школе необходимо грамотное, умелое владение директора новыми технологиями. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения в освоении данных технологий коллективом.

Эффективный руководитель современной школы должен идти в ногу со временем: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Современный директор умеет работать и с ребенком и с родителями и педагогическим коллективом. Для этого он должен быть педагогом и организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями. Должен заботиться о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик. Преподавательская работа, несмотря на большую загруженность, необходима, т.к. она помогает в укреплении отношений с педагогами и учениками.

Директор школы должен обладать определенными личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Это – толерантность, тактичность, воспитанность, внутренняя гармония, оптимизм.

Одной из обязательных личностных черт руководителя является уверенность в себе. Руководитель все знает, умеет, может! А, если не знает,- то узнает, найдет выход, сможет. Такой директор обязательно станет авторитетом для своих подчиненных.

Обязательным для руководителя является его эмоциональная

уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель должен контролировать свои эмоции независимо от настроения и быть всегда на позитиве.

Современный директор должен заботиться о престиже школы. Это – различные районные, областные конкурсы, конференции, семинары, мастер-классы, связи с социумом. По возможности дать возможность школе быть экспериментальной площадкой в определенных областях, устраивать международные обмены учащихся. От того, насколько школа наслуху зависит ее будущее.

Немаловажную роль играет психологический климат в школе. Директор следит за межличностными отношениями учитель-ученик. Учащиеся должны считать школу «вторым домом», а учителей – своими наставниками-друзьями. Руководителю следует организовать специальную комнату отдыха для учителей и для детей.

Конечно, быть современным директором непросто. Только сильный, цельный, креативный, талантливый, честный, умный человек может занимать такую должность.

От профессиональных навыков и приоритетов первого лица в школе зависит очень многое. Однако сегодня большинству директоров российских школ редко удается уделять время своей главной обязанности – работе с учителями, и вряд ли в ближайшее время ситуация улучшится.

Выбирая школу для своего ребенка, родители обычно стараются заранее выяснить, а кто в этой школе директор? Действительно, от профессиональных навыков и приоритетов первого лица в школе зависит очень многое. Однако сегодня большинству директоров российских школ редко удается уделять время своей главной обязанности - работе с учителями, и вряд ли в ближайшее время ситуация улучшится, считают эксперты.

Директор школы оказывает существенное влияние на все, что в ней происходит: какие учителя будут работать с детьми, какая атмосфера будет в классах и на переменах, чем дети будут заниматься после уроков. Не стоит говорить уже о том, что от личных качеств и красноречия директора в значительной степени зависит материальное и финансовое обеспечение школы.

Лучшие директора известны в своем городе не меньше, чем киноартисты, и часто их фамилии становятся брендом школы, своеобразным знаком качества для ее выпускников. Но что такое хороший директор? Можно ли судить о его работе лишь по баллам ЕГЭ его выпускников? И насколько вообще сегодня работа директора имеет отношение к решению образовательных задач школы?

Даже у специалистов не всегда есть ответы на эти вопросы. В эти дни, когда около 500 директоров со всей страны принимают участие во Всероссийском конкурсе «Директор школы», разговор об этой профессии становится особенно актуальным.

Скорее коммуникатор, чем наставник

Главная задача директора школы - создавать оптимальную среду для работы педагогов, заботиться об их мастерстве и профессиональном росте, рассказал РИА Новости профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков.

«Образование - это командный вид спорта. Как взаимодействуют между собой учителя и взаимодействуют ли вообще? Насколько среди них высок уровень взаимного доверия, обмена информацией, взаимообучения? Если директору удается создать комфортную для педагогов среду, то они с детьми все сделают хорошо и правильно», - считает он.

Если же педагогический коллектив представляет собой набор талантливых одиночек, каждый из которых тянет в свою сторону, то это недостаток работы директора, полагает эксперт. Даже лучшие профессионалы не смогут продуктивно работать в агрессивной или недружественной среде, в ситуации взаимной незаинтересованности.

«Хороший директор школы работает с педагогами, а не ищет деньги на прохудившуюся крышу и не встречает проверки пожарных, - продолжает мысль коллеги доцент Института образования НИУ-ВШЭ, главный редактор «Журнала руководителя управления образованием» Дмитрий Фишбейн. - К сожалению, в большинстве российских школ директор не имеет ни времени, ни возможности заниматься своими прямыми обязанностями».

Наверное, каждый директор школы может это подтвердить. Большую часть своего рабочего времени ему приходится тратить на разные формы общения с вышестоящими инстанциями, чтобы добыть необходимые для школы ресурсы. При этом сил и времени для создание пресловутой профессиональной среды у него практически не остается.

«Я вижу в этом достаточно серьезную проблему. В управленческих структурах сегодня существует парадигма о том, что директор - не педагог, а менеджер. В отношении школы это неправильно, потому что в этом случае у директора не будет никакого веса, авторитета у педагогов. Директор должен в первую очередь оставаться педагогом», - рассказала РИА Новости директор московской гимназии №1552 Оксана Авилова.

Новые сложности

Сегодняшняя реальность создает и другие
препятствия для эффективной работы директора. Школы находятся в неравных условиях с точки зрения статуса, финансирования, материально-технической базы и контингента учащихся. Ответственность директора за то, что происходит в школе, сегодня очень высока, но руки у него нередко связаны.

«Директоров критикуют за несоблюдение СанПиНов или правил пожарной безопасности в школе. Они сами очень хорошо понимают обоснованность критики, но у них часто нет возможности исправить ситуацию. Директор не может увеличить количество или объем классных комнат. Это может сделать учредитель в лице муниципалитета - например, расширив здание за счет пристроек», - пояснил Дмитрий Фишбейн.

Новая проблема для директоров московских школ, возникшая в самое последнее время, - это кампания по слиянию учебных заведений.

Реальное, а не формальное, слияние - это очень тяжелое для школы обстоятельство, оно обязательно порождает в ней кризис, который может длиться несколько лет, и это будет очень тяжелое время как для директора объединенной школы, так и для всего коллектива, считает Константин Ушаков.

«Многое здесь будет зависеть от действий директора, от того, создаст ли он новую комфортную среду. Но это в любом случае очень небыстрый процесс. Два-три кризисных года московским школам гарантированы», - подчеркнул эксперт.

Битва за надбавки

Надо отметить, что атмосфера в школах стала непростой еще и до слияния. За последние несколько лет учителя по всей стране постепенно перешли на так называемую новую систему оплаты труда (НСОТ). Ее наиболее распространенный вариант предусматривает выплату «стимулирующих» надбавок к окладу за индивидуальный успех педагога - за участие и победу его учеников в школьных олимпиадах, за число проведенных мероприятий и многое другое.

На первый взгляд, «стимулирующие надбавки» должны были мотивировать педагогов работать с большей отдачей. Однако новая система создала достаточно опасную и даже разрушительную ситуацию в школах, считают некоторые эксперты.

«Во всех школах, которые я видела (а я достаточно много езжу), введение стимулирующих надбавок вызывало напряжение в педагогических коллективах. Это естественно и по-человечески понятно. Хотя в целом новая система оплаты труда достаточно здравая», - отметила Оксана Авилова.

Дело в том, что НСОТ поощряет индивидуальный успех учителя, а не за групповой. Из-за этого в школах возникает конкуренция между педагогами, нарушаются их сотрудничество и взаимодействие, начинается борьба за учеников.

«Способный ученик, который может участвовать в олимпиаде по физике, почти всегда готов и к олимпиаде по математике, - пояснил Константин Ушаков. - И если я - учитель физики, а вы - учитель математики, мы с вами начинаем рвать этого ребенка на части, потому что он может принести одному из нас много баллов».

В этой ситуации особенно возросла роль директора как руководителя коллектива, которому приходится сглаживать противоречия и решать конфликты, неизбежно возникающие между учителями.

«Хороший директор» - что это значит?

И все-таки, несмотря на все перечисленные проблемы и обстоятельства, в российских школах есть директора, которые в состоянии эффективно работать и обеспечивать высокий уровень обучения детей.

Кто эти люди? Какого директора школы следует считать хорошим, успешным? Универсального ответа на этот вопрос не существует, но можно сформулировать несколько самых общих критериев.

Очевидно, что судить о деятельности директора следует по результатам работы школы, то есть по качеству образования детей, которое принято оценивать по средним баллам ЕГЭ или ГИА учеников. Но судить только по средним баллам об эффективности работы директора школы нельзя, полагают эксперты.

Вполне понятно, что в школе, которая находится в центре Москвы, учится один контингент учеников, а в школе из далекого села с очень сложными социальными условиями - другой. И средний балл ЕГЭ выпускников в этих школах будет разным, что бы ни делали директора этих учебных заведений. Поэтому сравнивать их работу с точки зрения результатов ЕГЭ бессмысленно, уверен Дмитрий Фишбейн.

«Я согласен с тем, что надо связать результат работы директора с результатом работы школы, но только оценивать последний нужно более комплексно. Стоит учитывать не абсолютные баллы ЕГЭ, а изменение этих баллов у конкретной школы год от года. Если в прошлом году у нас по математике получился средний балл ЕГЭ 70, а в этом году - уже 75, то такое сравнение имеет смысл», - подчеркнул он.

Вторым критерием эффективности работы директора, с его точки зрения, могла бы стать степень удовлетворенности клиентов образовательного учреждения - родителей и учеников, с одной стороны, и учредителя в лице муниципального органа управления образованием, с другой.

Новый закон вряд ли упростит жизнь директорам

Сегодня в Госдуме готовится ко второму чтению законопроект об образовании. По-видимому, от документа, который прошел такое масштабное общественное обсуждение, можно было бы ожидать, что он создаст те условия, которые помогут директорам школ и педагогам сконцентрироваться на обучении школьников. Однако у специалистов есть в этом сомнения.

В своем нынешнем виде законопроект фиксирует, что школы получат статус «образовательной организации», а это изменение, важное, идеологическое, считает главный редактор «Журнала руководителя управления образованием».

«Если к школе будут подходить как к любой организации, пусть даже как к некоммерческой, то это наложит на директора еще большую ответственность за организацию учебного процесса. Ему придется в первую очередь заботиться о бюджете и других внешних, материальных условиях работы школы, а не о содержании образовательной деятельности», - подчеркнул эксперт.

По-видимому, условия для работы директора школы в ближайшее время не станут более легкими. Ему придется, как и прежде, балансировать между своими прямыми и непрямыми обязанностями, чтобы обеспечить нашим детям достойное образование.

«Директор школы» - первое профессиональное издание для руководителей общеобразовательных учреждений. Основной объем материалов посвящен главной теме журнала — управлению в образовании. Кроме этого, мы стараемся помочь нашим читателям в решении и других вопросов, с которыми они ежедневно сталкиваются в процессе работы. В каждом номере можно найти интервью, статьи, аналитику об организации учебного процесса, воспитательной работе, дополнительном образовании, уровне подготовки учителей, аттестации и повышении квалификации и т.д.

Журнал не ограничивает свою миссию только информационно-аналитической деятельностью. Один из проектов журнала «Директор школы» - Всероссийский конкурс «Директор школы», охватывающий большинство школ российских регионов и выявляющий управленческий опыт решения различных проблемных ситуаций в школах.

Издается с 1993 года.

Выходит 10 раз в год.

Распространяется по подписке во всех регионах России и странах СНГ. Начиная с 2011 года журнал предлагает оформление электронной подписки . Подписчики электронной версии получают журнал в любом удобном для них формате — для чтения на компьютере, с помощью электронной книги, смартфона и даже iPhone и iPad!

Рубрики журнала

  • Письмо редактора
    Не всегда определяет тему номера или имеет отношение к какому-то конкретному материалу. Скорее - это приглашение к неофициальному диалогу с читателем, предложение вместе поразмыслить над какими-то значимыми деталями жизни школы.
  • Образовательная политика
    Рубрика об интересах школы в рамках государства. Улучшение качества образования, НСОТ, законопроекты и поправки в ФЗ «Об образовании», повышение квалификации педагогических кадров, организация ЕГЭ, автономность школ и многое другое
  • Искусство управления
    Способы эффективного управления педагогическим коллективом, внутришкольными организациями и процессами, распорядком дел и собственным временем: от азов до сложных управленческих решений.
  • Организация учебного процесса
    Как организовать интернет-семинар в стенах школы? Стоит ли окончательно отказаться от бумажного журнала в пользу электронного? Что нужно для старта нового учебного проекта? В этой рубрике вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с учебным процессом.
  • Воспитание и дополнительное образование
    Какое образование считать основным на самом деле: базовое или дополнительное? Что важнее - заучить правила по учебнику или уметь ориентироваться в социуме? Чему и как сегодня учит дополнительное образование?
  • Школа и родители
    Взаимоотношения школы и родителей непросты. Родители всегда на стороне детей, и порой школе приходиться доказывать, что и она на стороне ученика. Материалы рубрики помогают понять друг друга и найти верные пути коммуникации между директором школы и родителями, детьми, учителями.
  • Экономика и право
    Профессиональные юристы и экономисты помогают разрешить проблемные ситуации и предотвратить возможные юридические ошибки в работе.
  • Персона грата
    Интервью со значимыми и неравнодушными к проблемам школ людьми, чьи мнения считаются авторитетным не только в образовательном сообществе, но и во многих близких к образованию сферах: науке, культуре, экономике, политике.
  • Уроки здоровья
    Сохранение и укрепление здоровья учеников - неотъемлемая задача школы. В помощь директорам — материалы врачей и представителей медицинских ведомств о здоровьесберегающих мерах и технологиях.

Программа работает в столице в полную силу, в ней задействованы практически все директора образовательных учреждений. Её особенность заключается в том, что наиболее опытные руководители (в рамках программы они называются «менторы») помогают своим коллегам (в данном случае выступающим в роли стажёров) разрабатывать и реализовывать новые образовательные проекты. Мало того, после достижения намеченных результатов каждый проект ожидает публичная защита.

На сегодняшний день директора московских школ уже разработали 462 управленческих проекта и приступили к их реализации, а некоторые даже успели их защитить. Но работы впереди предстоит много, первый этап - это только начало.

Что же такое современный руководитель образовательного учреждения, по мнению самих директоров? Как они формулируют свои задачи?

«Директор школы в общепринятом понимании и руководитель московской школы - это разные профессии, - уверен директор школы № 2095 «Покровский квартал» Илья Новокрещенов . - На нас возложены задачи гораздо более сложные. Мы занимаемся не просто управлением в обычном понимании этого слова - мы управляем процессами, ресурсами, результатами и даже ценностями, вместе с коллективом обсуждая, что является главным в нашей системе образования. Директор московской школы - это человек, умеющий одновременно генерировать цели и планировать работу коллектива, обращаться с финансами и разбираться в вопросах права. И при этом он открыт как для всего мира, так и для каждого ребёнка».

Вечные студенты

«Программа «Эффективный руководитель» даёт нам возможность выработать новые управленческие компетенции современного директора, - считает директор школы № 2114 Анд-рей Зинин . - И главное здесь слово «новые», то есть соответствующие реалиям XXI в. Эти компетенции - способность работать в условиях многозадачности, высокая адаптированность к постоянным изменениям, навыки командной работы и даже скромность как новая форма лидерства. На последнем качестве стоит остановиться подробнее. Речь идёт о том, что лидер должен быть не центральной фигурой в коллективе, а человеком, сумевшим создать такую структуру, что даже после его ухода организация останется успешной и будет работать как часы. Лидер должен ориентироваться не на свою значимость, а на успех учреждения, которое он возглавляет».

«Главная цель проекта «Эффективный руководитель» - модернизация системы подготовки руководителей, - объясняет заместитель руководителя Департамента образования Москвы Виктор -Фертман . - Мы не учим директоров менеджменту - они без того достаточно опытные руководители. Но мы даём им в руки инструменты, с помощью которых можно совершенствовать работу как отдельно взятой школы, так и системы столичного образования в целом. Всё происходит максимально открыто: подбор менторов и стажёров, защита проектов, отчёт руководителя перед учителями и родителями - вот это сделал, а то ещё предстоит. На самом деле наш проект бесконечный, мы будем идти от одного достижения к другому, ведь нет предела совершенству. Одновременно директора будут многому учиться сами. Нельзя быть эффективным руководителем, не обучаясь постоянно, поэтому лучший руководитель - это вечный студент, то есть человек, который никогда не останавливается в своём развитии».