Ударная сила флота. Арсенал

Любой боевой корабль это своеобразная выставка достижений военно-промышленного комплекса своего времени. В его конструкции вооружения заложены результаты самых передовых изысканий науки, инженерной мысли и технологии. Двадцатое столетие стало по настоящему «золотым веком» военного кораблестроения, а начиналось все с могучих броненосцев и дредноутов.

Суда с паровыми двигателями пришли на смену парусникам в середине XIX века. Первое сражение новейших бронированных боевых кораблей оснащенных паровыми двигателями произошло в ходе гражданской войны в США. В марте 1862 года броненосец северян «Монитор » и корабль южан «Вирджиния » сошлись в бою на рейде Хэмптон-Роудс. В то время применение таких кораблей граничило с экспериментом. Тактики ведения боя кораблей с таким серьезным вооружением и защитой попросту не существовало. Главной ударной мощью флотов ведущих морских держав мира броненосцы станут лишь через 30-40 лет. В начале XX века корабли этого класса получат название в память о недавних парусных кораблях прошлого.

Многопалубный линейный корабль на протяжении трех столетий являлся основой боевой мощи парусных военных флотов мира. Со времен англо-голландских войн XVII века и до Ютландского сражения 1916 года исход войны на море решала артиллерийская дуэль, поэтому корабли выстраивались в линию так, чтобы во время залпа своих орудий быть повернутыми к противнику бортом, чтобы достичь максимальной мощи огня. Броненосцы также были предназначены для линейного боя. Во время морских сражений эти большие корабли с мощным вооружением, выстраивались в боевую линию, следуя в кильватерном строю.

Броненосцы и линкоры действовали в составе боевого соединения эскадры. Они предназначались для уничтожения кораблей противника и артиллерийской бомбардировки целей на побережье.

эскадренный броненосец «Петр Великий»

5 мая 1869 года на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге произошло знаменательное событие - для русского флота был заложен первый в Российской империи, да и в мире брустверно-башенный корабль. Он был спроектирован адмиралом Поповым. В Англии, которая тогда считалась владычицей морей, корабль нового типа «дредноут» был заложен на полгода позже.

Чем же отличался эскадренный броненосец «Петр Великий » от своих предшественников парусников и колесных пароходов. Во-первых, первый русский броненосец имел на вооружении две двухорудийные башни, калибр каждого орудия составлял 305 мм, а длина ствола достигала 30-ти калибров. Также в состав вооружения входили 14 артиллерийских орудий меньшего калибра и два торпедных аппарата. Толщина броневого пояса корабля и артиллерийской башни варьировалась от 203 до 365 мм. Корпус броненосца был выполнен из металла по специальной клетчатой системе. Корабль имел двойное дно и для обеспечения непотопляемости разделялся водонепроницаемыми переборками. Две паровые машины мощностью более 8000 л.с. помогали броненосцу развивать скорость хода до 14 узлов.

Технические характеристики эскадренного броненосца «Петр Великий»:

Длина - 98 м;

Ширина - 19 м;

Осадка - 8 м;

Водоизмещение - 10105 тонн;

Дальность плавания - 3600 миль;

Экипаж - 440 человек;

В России строительство броненосцев, которые стали предметом гордости и символом военной мощи государства велось с невиданным размахом. К началу XX века в составе русского императорского флота насчитывалось 17 тяжелых эскадренных броненосцев. Крупнейшими из них были «Петропавловск », «Цесаревич », «Ретвизан », «Пересвет », «Победа », «Полтава », «Севастополь », «Чесма » и «Император Николай I ».

броненосец «Полтава»

броненосец «Цесаревич»

броненосец «Ретвизан»

броненосец «Победа»

броненосец «Севастополь»

броненосец «Император Николай I»

броненосец «Пересвет»

С началом русско-японской войны связана одна из самых трагических страниц в истории русского флота. В ночь на 27 января 1904 года без объявления войны японские миноносцы напали на русские боевые корабли, стоящие на рейде Порт-Артура. В результате внезапной атаки из строя были выведены броненосцы «Ретвизан », «Цесаревич » и крейсер «Паллада ». Вскоре в Порт-Артур прибыл вице-адмирал Макаров один из выдающихся флотоводцев того времени. Он предпринял самые решительные меры для подготовки флота к активным боевым действиям, и 31 марта тихоокеанская эскадра вышла навстречу японскому флоту. Однако броненосец «Петропавловск», на котором находился адмирал Макаров, подорвался на японских минах и затонул. Адмирал погиб. Еще дважды русские корабли предпринимали вырваться из Порт-Артура во Владивосток и оба раза они заканчивались неудачей - эскадра погибла.

Японский флот в августе 1904 года высадил десант и приступил к осаде Порт-Артура. Спустя четыре месяц город был сдан. После гибели 1-й Тихоокеанской эскадры на базе Балтийского флота была сформирована 2-я эскадра Тихоокеанского флота. Ее возглавил вице-адмирал Зиновий Рожественский. В состав эскадры вошли около 30 кораблей, на вооружении которых находилось 228 артиллерийских орудий. Совершив полугодовой морской переход на Дальний Восток военные корабли подошли к островам Цусима, где их ждал японский флот адмирала Того. В его составе находилось около 120 боевых кораблей, на вооружении которых находилось свыше 900 артиллерийских орудий. Огневой мощью японский флот превосходил русскую эскадру в 4,5 раза. Исход предстоящего сражения был заранее предрешен. Подавляющее большинство русских военных кораблей погибли в бою с превосходящими силами противника.

Трагедией Порт-Артура и Цусимы заставили русских судостроителей пересмотреть концепцию строительства больших броненосных кораблей. В 1907 году в Российской империи была утверждена программа постройки четырех броненосцев нового типа - линейных кораблей. Было рассмотрено около 40 проектов судов, из них восемь от известных иностранных судостроительных заводов. В апреле 1907 года император Николай II одобрил один из четырех вариантов разработанный морским Адмиралтейством судостроительной программы. Ее целью являлось восполнение утраченного в ходе русско-японской войны корабельного состава. Предусматривалось строительство семи линкоров нового, так называемого дредноутского типа, сделав устаревшими все броненосцы .

Головным в серии дредноутов стал «Севастополь» водоизмещением 23000 тонн. На вооружении корабля находилось 12 орудий калибра 305 мм, 16 орудий калибра 120 мм, а также четыре торпедных аппарата. К началу Первой мировой войны было построено и введено в боевой состав флота еще три линкора этой серии - «Петропавловск », «Полтава » и «Гангут ». В дальнейшем было построено дополнительно три линкора модернизированной серии. В годы Первой и Второй мировых войн огневая мощь линкоров в основном использовалась для артиллерийской поддержки сухопутных войск на приморских направлениях.

Характерной особенностью которых было большое число орудий главного калибра.

Корабли

  • «Дредноут» - британский военный корабль. Спущен на воду в 1573 году.
  • «Дредноут» - британский фрегат (первоначальное название - «Торрингтон»). Спущен на воду в 1654 году.
  • «Дредноут» - британский военный корабль. Спущен на воду в 1691 году.
  • «Дредноут» - британский военный корабль. Спущен на воду в 1742 году.
  • «Дредноут» - британский военный корабль, позже - госпитальное судно. Спущен на воду в 1801 году.
  • «Дредноут» - британский броненосец (первоначальное название - «Фьюри»). Спущен на воду в 1875 году.
  • «Дредноут » - британский линкор, совершивший революцию в военно-морском деле и ставший родоначальником названного в его честь класса кораблей. Спущен на воду в 1906 году.
  • «Дредноут » - первая британская атомная подводная лодка.
  • Дредноут (класс кораблей) - класс кораблей, родоначальником которого стал HMS Dreadnought (1906) .

Прочее

  • «Дредноут» - Скаранский эквивалент Командного Авианосца Миротворцев в сериале Farscape .
  • «Дредноут» - комедийный фильм с боевыми искусствами .
  • «Дредноут» - грузовой автомобиль из к/ф «Смертельная гонка» .
  • «Дредноуты» - спектакль/видеоверсия Евгения Гришковца .
  • «Дредноут» - грубошёрстная ткань типа бобрика, пальто из такой ткани.
  • «Дредноут » - вид гитары.
  • The Dreadnoughts - канадская кельтик-панк -группа

Компьютерно-игровые термины

  • «Дредноут» - средство передвижения в онлайн игре Аллоды Онлайн .
  • «Дредноут» - один из типов (раса) противников в Wizardry 8 .
  • «Дредноут» - космический корабль из игр Homeworld 2 и Homeworld: Cataclysm .
  • «Дредноут» (Dreadnought) - класс боевых кораблей в компьютерной игре EVE Online .
  • «Дредноут» - боевой костюм для смертельно раненных космических десантников во вселенной Warhammer 40k .
  • «Дредноут» - боевой ракетный корабль СССР в компьютерных играх «Red Alert 2 » и «Red Alert 3 ».
  • «Дредноут» - гигантский летающий военный корабль в видеоигре Final Fantasy II .
  • «Дредноут» - класс самых больших военных космических кораблей в игре Mass Effect
  • «Дредноут» - третья профессия воина-человека в онлайн игре Lineage II .
  • «Дредноут балауров» - Дерадикон, боевой корабль в онлайн-игре Aion .
  • «Дредноут» - самый крупный и мощный боевой космический корабль во флоте землян в компьютерной игре «Conquest: Frontier Wars».
  • «Дредноут» - флагманский корабль расы инопланетных захватчиков Ur-Quan в серии игр Star Control .
  • «Дредноут» - самый крупный космический корабль Драккар из онлайн-стратегии Alpha Empire.
  • «Дредноут» - боевой корабль, основная сила флота в игре Империя .
  • «Дредноут» - боевой корабль, собираемый гоблинами во вселенной Warcraft III

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дредноут" в других словарях:

    1) английский броненосец, положивший начало классу линейных кораблей. Вступил в строй в 1906. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Дредноут общее название крупных артиллерийских кораблей в начале XX в., предшествовавш … Морской словарь

    - (англ. Dreadnought букв. неустрашимый), английский броненосец (постройки 1906). Имел 10 305 мм башенных орудий и 24 орудия 76 мм, 5 торпедных аппаратов; броня до 280 мм. До 30 х гг. Дредноутами называли линейные корабли этого типа … Большой Энциклопедический словарь

    ДРЕДНОУТ, а, муж. Большой броненосец, предшественник современного линейного корабля. | прил. дредноутный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (Dreadnought) английский броненосец, прототип класса современных мощных линейных кораблей, для которых имя его стало нарицательным. Д. был построен в Англии в 1905 06 г.г. на основе опыта русско японской войны. Имел водоизмещение 17900 т,… … Морской словарь

    Сущ., кол во синонимов: 5 броненосец (12) корабль (101) линкор (5) … Словарь синонимов

    Ленина. Разг. Шутл. ирон. Крейсер «Аврора». Синдаловский, 2002 … Большой словарь русских поговорок

    - (англ. dreadnought букв. бесстрашный) в первые десятилетия 20 в. крупный броненосец с мощной дальнобойной артиллерией. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. дредноут дредноута, м. [англ. drednought] (мор.). Броненосец большого… … Словарь иностранных слов русского языка

    А; м. [англ. dreadnought] Крупный быстроходный броненосец первых десятилетий 20 в. с мощным вооружением, предшественник современного линейного корабля. * * * ДРЕДНОУТ «ДРЕДНОУТ» (англ. «Dreadnought», букв. неустрашимый), английский броненосец… … Энциклопедический словарь

    - («Дредноут») английский Линейный корабль, положивший начало этому классу кораблей. Постройка «Д.» явилась попыткой учесть опыт русско японской войны 1904 1905, в которой выявились недостатки броненосцев (См. Броненосец). Построен в 1905… … Большая советская энциклопедия

. В этой статье речь пойдёте о линейных крейсера и о проектах так называемых быстроходных линкоров, которые должны были собой заменить сразу два класса кораблей, собственно, линкоров и линейных крейсеров.

Программа Grosskreuzer

Не смотря на то, что в Германии шла дискуссия на тему о том что пора объединить два класса кораблей, линкоров и линейных крейсеров в один класс - быстроходных линкоров, работы над проектами новых линейных крейсеров всё же велись.

На встрече с германским кайзером, руководитель Германского Императорского Военно-морского ведомства Эдуард фон Капелле, представил эскизные проекты броненосных и линейных крейсеров, известных под кодовыми наименованиями как крейсера проекта GK1, GK 2 и GK 3 и линейные крейсера проектов L1, L2 , и L3. На всех проектах в качестве главного калибра были выбраны пушки калибра 380 мм. Средний калибр должен был состоять из шестнадцати 158 мм пушек, по 8 орудий на борт.

По эскизному проекту броненосный крейсер GK1, должен был быть водоизмещением 34 000 тонн и длинной 235 метров. Мощность энергетической установки крейсера должна была составить 110 000 л.с.. С такими машинами крейсер должен был развивать скорость 29 узлов. По проекту GK2 крейсер должен был получиться на много больше:


  • Водоизмещение - 38 000 тонн;

  • Длинна - 243 метра;

  • Мощность машин - 120 000 л.с.

  • Максимальная скорость - 29,5 узлов.

Эскиз крейсера GK3 имел такие же габаритные размеры, как и крейсер по проекту GK2, однако мощность машин на этом корабле предусматривались несколько меньше - 115 000 л.с. и соответственно, крейсер имел меньшую скорость - 29 узлов. Основное внимание на этих крейсерах было уделено их бронированию.

Эти проекты были внимательно оценены германскими адмиралами. И если фон Капелле склонялся в сторону крейсера проекта GK1, то вот командующему Флотом Открытого моря, адмиралу Рейнхарду Шееру был более по душе проект GK3.

Собственно, консенсуса в вопросе будущего крейсера в Германии не было, всё время шли горячие споры о том, какая же максимальная скорость должна быть у крейсеров, каким должно быть его бронирование. В период с мая по июль 1916 года был разработан очередной, новый проект крейсера - GK 6.

Крейсер имел водоизмещение 26 500 тонн, длину 235 м и такую ​​же защиту, что и крейсер проекта GK 3. Однако Шееру и Германскому Императорскому Военно-Морскому ведомству проект GK6 не понравился. По их мнению, скорость крейсера была недостаточной, а вооружение и бронирование не учитывало опыт Ютланда.

Германские адмиралы предложили инженерам подумать над установкой на крейсер пятой башней с парой орудий 380 мм или, в качестве альтернативы, перевооружить крейсер восемью 420 мм орудиями в качестве главного калибра.

Между тем, тяжёлое военное положение Германии привели к резкому замедлению работ над новыми проектами и сместили окончание их на 1920-21 годы.


  1. Проект GK1, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 19 апреля 1916 г.;

  2. Проект GK2, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 19 апреля 1916 г.;

  3. Проект GK3 Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 19 апреля 1916 г.;

  4. Проект GK6, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 5 июля 1916 г.;

  5. Проект GK6a, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;

  6. Проект GK7, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;

  7. Проект GK8, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;

  8. Проект GK8a, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;

  9. Проект GK9, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;

  10. Проект GK10, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;

  11. Проект GK11, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;

  12. Проект GK12, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.

Программа Grosskampfschiffe

Оценивая опыт Ютландского сражения, стало очевидно, что корабли должны расти в размерах и дальше. Однако в Германии рост размеров боевых кораблей ограничивали размеры стапелей в Вильгельмсхафене. На этих верфях не возможно было построить корабли больше:


  • Длинны - 235 м;

  • Ширины - 31 м;

  • Осадки - 9,5 м.

Для строительства более крупных кораблей требовались новые стапеля а так же углубления фарватеров в реках Яде и Эльба.

Однако, эти ограничения не остановили проектные работы. Нужно было понять, хотя бы, до каких размеров требуется увеличение верфей. По предварительным прикидкам стало ясно что будущий быстроходный линкор должен будет иметь водоизмещение, как минимум, на 20 000 тонн больше чем у линейных крейсеров типа Макензен.

Вид сбоку линейного крейсера Макензен. Предполагаемый вид согласно чертежам.


(

Предисловие

Линкор - сокращенное название линейного корабля. Линкор самый большой, наиболее мощный и сбалансированный во всех отношениях боевой корабль среди современных ему кораблей других классов. Линкор являлся ударной силой военно-морского флота в период с XVII века и до середины XX века.


Свое название корабль получил из за первоначальной тактики применения линейных кораблей. Эскадры противоборствующих сторон сближались друг с другом в кильватерном строе, т.е. выстроившись в одну линию, после чего начиналась жаркая артиллерийская дуэль. Первоначально линкоров была артиллерия. Впоследствии, с прогрессом в области морских систем вооружения, артиллерийское вооружение линкоров было дополнено торпедным и минным оружием.

В ходе своей эволюции класс линкоров имел в своем составе множество различных подклассов. Однако все эти типы боевых кораблей все равно являются линкорами. В данной статье мы проанализируем все основные этапы развития линейного корабля, а также попытаемся выяснить, на каком же этапе их эволюция вдруг перешла на те рельсы, которые в конечном итоге привели к тому, что линейные корабли на сегодняшний день полностью исчезли из состава всех военно-морских флотов мира. Кто-то может возразить: линкоры погубил не их якобы неверно выбранный облик, а бурное развитие морских систем вооружения. В частности, подводных лодок и минно-торпедного оружия, морской авиации и авиационных средств поражения, управляемое ракетное оружие. Есть что ответить на такой, казалось бы, очевидный аргумент. Корабли других классов - тральщики, минные заградители, десантные корабли, эсминцы, крейсеры и т.п. - никуда не делись и вполне себе сосуществуют с этими современными видами морского оружия, хотя на порядок более уязвимы от него по сравнению с даже устаревшими линкорами XIX века. Так что же погубило линкоры? На этот вопрос мы и постараемся найти ответ. Кому-то данная статья может показаться бредовой, но кто-то, очевидно, сможет найти в ней рациональное зерно. Для начала по этапам рассмотрим основные классы линейного корабля.

Парусный линейный корабль

Появились в XVII веке. Деревянные трехмачтовые корабли водоизмещением от 500 до 5000 т. Как правило, эти корабли конструктивно имели три батарейные палубы (от чего назывались трехдечными), на которых располагалось от 30 до 130 дульнозарядных орудий различных калибров. Орудия вели огонь через орудийные порты - специальные отверстия в борту. В небоевой обстановке орудия обычно задвигались внутрь корпуса, а порты закрывались специальными полупортиками. Защиту обеспечивали деревянные борта очень большой толщины. Помещения для командного состава были сконцентрированы в кормовой части судна. Ниже батарейных палуб располагались грузовые трюмы, в которых хранились запасы воды, провизии, а также порох и боеприпасы. Парусный линейный корабль приводился в движения посредством парусов, расположенных на трех мачтах. Естественно, двигаться он мог только при наличии ветра. При достаточной мореходности и автономности скоростные возможности парусного линкора оставляли желать лучшего. Типичным представителем парусных линейных кораблей является HMS Viktory - флагман адмирала Нельсона, до сих пор бережно сохраняющийся в Портсмуте. Наиболее мощным парусным линейным кораблем считается отечественный корабль "Двенадцать апостолов".

Батарейный броненосец

Являлись дальнейшим развитием парусных линейных кораблей и по своей архитектуре мало чем от них отличались. Корабли водоизмещением 2000-10000 т и длиной от 60 до 100 м. Их конструкция была либо комбинированной, либо чисто металлической. В случае с комбинированной конструкцией основа корпуса корабля была деревянной, а сверху на деревянный борт в наиболее угрожаемых зонах навешивались стальные броневые плиты. В случае с металлической конструкцией весь корпус корабля изготавливался из металла, а броневые плиты являлись неотъемлемой частью его еще достаточно простой конструкции. Корабли имели одну батарейную палубу, на которой по аналогии с парусными линкорами располагалась артиллерия - до 40 казнозарядных или дульнозарядных орудий калибра обычно не более 203 мм. На том этапе состав корабельной артиллерии был достаточно сумбурным и не имел никакой логики в вопросе его тактического использования. Состав брони тоже был довольно примитивным, а толщина ее составляла порядка 100 мм. Силовая установка - поршневая одновальная паровая машина с угольным питанием. Позволяла батарейным броненосцам развивать скорость от 8 до 14 уз. Кроме того, в качестве резервного движителя еще имелись мачты с парусным вооружением. Хорошее представление об этом типе линкоров дает HMS «Warrior», находящийся на стоянке в Портсмуте.

Батарейный броненосец «Уорриор». Размеры: 9358 т и 127х17,7 м. Вооружение: десять 179-мм (7”) орудий, двадцать восемь 68-фунтовых орудий, четыре 120-мм (4,7”) орудия. Бронирование: борт - 114 мм. Подвижность: 1х5267 л.с. ПМ и 14 уз. (26 км/ч). На парусах - до 13 уз. (24 км/ч). От своих комбинированных деревометаллических собратьев этот корабль отличался полностью стальным корпусом, разделенным на 35 отсеков с двойным дном. Также этот корабль имел нормальные размеры для обеспечения должной мореходности и автономности и для размещения необходимого вооружения и механизмов.

Казематный броненосец

Это линкоры периода, когда эпоха пара и брони начала входить в свой зрелый возраст: 70-е года XIX века. Казематные броненосцы отличались от батарейных броненосцев усовершенствованной конструкцией, резким увеличением количества бортовых механизмов, устройств и приборов, а также радикальным усложнением их конструкции. И хотя их размеры и водоизмещение (около 10000 т и до 110 м в длину) мало изменились в сравнении с крупнейшими батарейными броненосцами, казематные броненосцы уже наголову превосходили их по своему боевому потенциалу. Принципиальные отличия были следующие. Во-первых, калибр и количество орудий были стандартизированы и начали иметь четкую классификацию в соответствии с их ТТХ и вытекающим из этих ТТХ предназначением. На казематных броненосцах вся артиллерия уже была разделена на главный калибр (ГК) и противоминный калибр (ПМК). Первый предназначался для поражения всех видов надводных целей и нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам, второй был предназначен для поражения атакующих эсминцев, миноносцев, торпедных катеров и других малоразмерных быстроходных целей, которые не могли «поймать» громоздкие артсистемы главного калибра. В качестве главного калибра использовались 4-8 тяжелых казнозарядных или дульнозарядных орудия калибра от 240 мм до 340 мм. В качестве противоминного калибра использовались малокалиберные орудия калибром до 76 мм. Такой состав артиллерии был менее многочисленным по сравнению с артиллерией батарейный броненосцев, но являлся значительно более могущественным и эффективным. Второе нововведение - частичный отказ от батарейной палубы. Орудия главного калибра теперь размещались в индивидуальных казематах и были отделены от соседних бронированными перегородками. Это существенно увеличило живучесть такой артиллерии в бою. Батарейные палубы теперь если и использовались, то только для размещения артиллерии ПМК. Часть артиллерии ПМК стали размещать на верхней палубе в палубных установках кругового вращения. Кроме того, гигантские размеры и вес новых крупнокалиберных орудий, а также боеприпасов к ним потребовал введения частичной или полной механизации процесса заряжания и наведения такого орудия. Например, боевое отделение 340-мм орудия главного калибра на французском казематном броненосце "Курбэ" напоминало помещение небольшого механического завода. Все это позволило с полным правом отказаться на данном этапе от термина «пушка», заменив его более правильным в данном случае термином «артустановка» (АУ). Орудийные порты некоторых казематных артустановок начали получать противоосколочную защиту. Произошли изменения и в конструкции корпуса, и в элементах его защиты. Во-первых, для увеличения живучести и непотопляемости при боевых и навигационных повреждениях линкоры этого периода начали получать двойное дно. Во-вторых, для противостояния сверхтяжелым «чемоданам» новых крупнокалиберных орудий главного калибра бронирование начали стягивать в относительно узкие пояса, толщина которых быстро достигла 300 мм и более. Остальные участки корпуса либо не имели защиты вовсе, либо имели чисто символическую защиту. Силовая установка теперь включала несколько паровых поршневых машин, работающих на 1 или 2 вала. Предельная скорость хода - до 15-16 уз. Мореходность стала практически абсолютной (шторм до 11 баллов). Кроме того, некоторые линкоры подобного типа начали получать торпедные аппараты с боекомплектом торпед и мины заграждения. Подобное вооружение уже позволяло поражать цели артиллерийским огнем на расстоянии до 4-5 км и окончательно уничтожать их торпедами, если цель еще сохранила плавучесть после артобстрела. К недостаткам казематных броненосцев относятся очень малые углы обстрела артустановок ГК, крайне низкая их скорострельность (1 выстрел в 15-20 минут), затрудненное использование артиллерии в свежую погоду, примитивная система управления огнем СУО. Наиболее мощными линкорами, относящимися к категории казематный броненосец, стали французские линкоры типа "Курбэ".

Казематный броненосец «Адмирал Курбэ» в 1881 году. Голая мощь. В момент вступления в строй наверняка вызывал дрожь у лордов британского адмиралтейства. Борт заканчивался верхней палубой на высоте примерно 4-го этажа многоэтажного дома, что делало мореходность этой импозантной плавучей крепости почти абсолютной. Размеры: 10450 т и 95х21,3 м. Вооружение: четыре 340-мм/L21 (13,4”) М1881 и четыре 279-мм/L20 (10,8”) М1875 АУ ГК, шесть 140-мм (5,5”) М1881 АУ СК, двенадцать 1-фунтовых орудий ПМК, пять 356-мм ТА. Бронирование: борт - до 380 мм (кованое железо). Подвижность: 2х4150 л.с. ПМ и 15,5 уз. (29 км/ч). Очевидно, что такая техника не развалится и не утонет от пары попаданий ПКР типа «Экзосет»/«Пингвин»/«Отомат»/«Гарпун» и т.п., как это случается с современными высокотехнологичными боевыми кораблями, а габаритные размеры он имеет примерно такие же (по длине даже существенно меньше).

Башенный броненосец

Недостатки конструкции казематных броненосцев заставили конструкторов искать пути повышения эффективности использования ставшей уже вполне солидной огневой мощи линкоров. Решение было найдено - создание не казематных, а башенных артустановок главного калибра, которые размещались на верхней палубе и обладали в результате куда большими углами обстрела. Кроме того, башенная артустановка является более защищенной по сравнению с казематной, хотя и тяжелее. Были созданы одно- и двухорудийные башенные артустановки главного калибра с орудиями калибра от 240 мм до 450 мм. На башенных броненосцах устанавливались от одной до трех таких установок (редко больше). Артиллерия СК и ПМК продолжала оставаться в батарейной палубе, в казематных и палубных установках. Так как на верхней палубе потребовалось место для размещения громадных установок, то от парусного вооружения окончательно отказались. Линкоры теперь несли одну-две мачты, предназначенные для размещения наблюдательных постов, прожекторов, малокалиберной артиллерии и сигнального оборудования. Броневая защита и силовая установка остались примерно на уровне лучших казематных броненосцев. Однако количество вспомогательного оборудования для управления новыми, сложными башенными установками стало еще больше. На титул лучших башенных броненосцев претендуют два корабля: итальянский броненосец типа "Дуилио" и отечественный броненосец "Петр Великий".

Броненосец "Дуилио" - бронированный монстр водоизмещением 11138 т. Основным вооружением линкора были две двухорудийные артустановки, размещенные диагонально в центре корпуса корабля. Каждая артустановка имела по два 450-мм дульнозарядных орудия RML-17.72 весом по 100 тонн каждое. Приводы механизмов заряжания и наведения - гидравлические. Стреляли они снарядами весом почти в тонну на расстояние до 6 км и могли с дистанции 1800 м пробить стальную броню толщиной 500 мм. Скорострельность - 1 залп в 15-20 минут. В качестве артиллерии СК и ПМК корабль имел три 120-мм артустановки и несколько мелких пушек. Картину дополняли 3 торпедных аппарата. В корме располагалась доковая камера для торпедного катера типа "Номибио". Корабль имел тотальную механизацию всех рабочих процессов. Броненосец "Петр Великий" предвосхитил появление современных эскадренных броненосцев. Его архитектура уже соответствовала канонам, которых кораблестроители придерживаются и в настоящее время. Артиллерия главного калибра - две двухорудийные башенные артустановки с орудиями 305 мм/L20. Одна установка располагалась на носу, вторая на корме гладкопалубного корабля. Это позволяло в бортовом залпе использовать обе артустановки (все четыре орудия), а также действовать на нос и корму половиной артиллерии. В центре располагалась надстройка с рубками, мачтами, трубами, боевыми постами и мостиками. Огневую мощь корабля дополняли два 229-мм миномета в кормовой части судна. В качестве артиллерии ПМК использовалось шесть 87-мм палубных пушек. Броня до 365 мм. Схема бронирования усовершенствована. Скорость до 15 уз.

Башенный броненосец «Дандоло» - один из линкоров типа «Дуилило». Выглядит достаточно неказисто, однако по количеству инновационных технических решений, калибру орудий ГК и уровню механизации одно время был далеко впереди планеты всей. Его недостатки - плохая мореходность и не слишком удачная компоновка вооружения и постов управления. Размеры: 11138 т и 109,2х19,8 м. Вооружение: 2х2-450-мм/L20,5 (17,7” - стреляли снарядами массой 908кг) RML-17.72 АУ ГК, три 120-мм (4,7”) АУ СК и несколько мелкий орудий ПМК, три 356-мм ТА, торпедный катер типа «Номибио» во внутреннем доке (на «Дуилио»). Бронирование: борт - до 550 мм, палуба - 50 мм. Подвижность: 2х3855 л.с. ПМ и 15 уз. (28 км/ч). «Дредноутный» тип защиты «всё или ничего» этого корабля позволял хорошо держать тяжелые одиночные удары крупнокалиберных «чемоданов», но не обеспечивал почти никакой защиты от шквального огня СК и ПМК с малых и средних дистанций.

Барбетный броненосец

Конструктивно повторяли тип башенного броненосца, но вместо башен имели барбеты. Барбет представлял собой встроенную в корпус корабля конструкцию в виде колодца из броневых колец, в котором располагались орудия вместе со всеми необходимыми механизмами и приборами. Возвышающиеся над барбетом орудия представляли из себя не большую цель, и их решили не защищать. Сверху такая конструкция также не была защищена. Потом вращающаяся часть барбетной артустановки получила легкое башенноподобное противоосколочное прикрытие. В процессе эволюции башня и барбет постепенно слились в единую конструкцию, в которой барбет является неподвижной частью артустановки, а венчающая его башня с орудиями - это подвижная вращающаяся часть. Одними из наиболее мощных в мире барбетных броненосцев являлись отечественные черноморские линкоры типа "Екатерина-II".

Монументальный облик российского барбетного броненосца «Георгий Победоносец» - одного из серии линкоров типа «Екатерина-II» (четыре корабля). То, что на фото опознается как классическая башенная артустановка, на самом деле двухорудийная барбетная установка главного калибра с легким противоосколочным прикрытием. Первый шаг к слиянию воедино башенной и барбетной схемы размещения артиллерии. Размеры: 11032 т и 103,5х21 м. Вооружение: 3х2-305-мм/L35 (12”) АУ ГК, семь 152-мм/L35 (6”) АУ СК, восемь 47-мм и десять 37-мм АУ ПМК, 7 - 381-мм ТА. Бронирование: борт - до 406 мм, палуба - до 63 мм (сталежелезная). Подвижность: 2х4922 л.с. ПМ и 16,5 уз. (31 км/ч).

Монитор

Вариант плоскодонного башенного броненосца для действий на мелководье. Имели плоский корпус с минимальной осадкой и очень малую высоту надводного борта. Надстройки сведены к минимуму. В качестве основного вооружения - одна-две башенные артустановки. Калибр их орудий мог достигать 305 мм и даже больше. Другого вооружения, как правило, не было, хотя могло еще присутствовать несколько мелких пушек. Силовая установка позволяла набирать скорость 10-12 уз. Такие корабли были условно мореходными и предназначались для действий максимум в ближней морской зоне, реках и озерах.

Эскадренный броненосец

Корабли периода расцвета эпохи «пара и брони» и начала периода бурного развития электротехники и приборостроения. Это время с 80-х годов XIX века до конца первого десятилетия XX века. Эскадренные броненосцы - мощные и универсальные боевые корабли способные действовать в любом районе мирового океана. Их водоизмещение составляло 10000-16000 т. Длина от 100 до 130 м. Эти корабли обладали мощным многорядным бронированием из брони самых лучших марок броневых сталей, а не из обычной стали, как первые броненосцы. Толщина многорядных броневых преград достигла 400 мм и более. Появилось внутреннее и локальное бронирование. Усилилась противоторпедная защита (ПТЗ). Прогресс в области развития электротехники и приборостроения позволил оснастить эскадренные броненосцы оптическими приборами, прицелами, горизонтально-базными дальномерами, системой централизованного управления огнем и радиостанциями. Прогресс в области морских систем вооружения, пороха и взрывчатых веществ позволил оснастить их самым современным артиллерийским, торпедным и минным оружием по ТТХ наголову превосходивших подобные системы, применявшиеся еще десятью годами ранее. Артиллерийское вооружение четко систематизировалось. Разработка новых сортов пороха, новых снарядов и новейших длинноствольных артсистем позволило сравнять эффективность 305-мм орудий с прежними 406-450-мм. В качестве главного калибра на броненосцах в большинстве случаев стали использоваться две башенные артустановки, каждая с парой 305-мм орудий. По типу "Петра Великого" одна артустановка располагалась на носу, другая на корме. Были и исключения: на некоторых отечественных и британских эскадренных броненосцах имелась только одна носовая артустановка ГК. На немецких броненосцах типа "Бранденбург" артиллерию ГК в числе трех двухорудийных 283-мм артустановок разместили аналогично тому, как впоследствии делали на дредноутах: все три установки разместили в ряд по диаметральной плоскости корабля, что позволило добиться максимального бортового залпа. На отечественных броненосцах типа "Синоп" (корабли попадают под определение как эскадренных, так и барбетных броненосцев) три спаренные 305-мм артустановки разместили треугольником вокруг массивной центральной надстройки. Артиллерия среднего СК и противоминного калибра ПМК располагалась в казематных и палубных установках, а также на марсах фок- и грот-мачт. Кроме того, учитывая большую площадь небронированных участков, а также большое количество надстроек, мостиков и рубок, на которых располагалось многочисленное оборудование и боевые посты, необходимые для управления кораблем и его стрельбой, на эскадренных броненосцах решили резко усилить так называемую скорострельную артиллерию или артустановки среднего калибра. Эти артустановки довольно крупного по сухопутным меркам калибра (120 мм, 140 мм и 152 мм) тем не менее допускали возможность ручного заряжания и потому обладали скорострельностью на уровне 5-8 выстрелов в минуту. Эскадренные броненосцы имели от 8 до 16 таких орудий. Они выбрасывали огромное количество металла за минуту и производили колоссальные опустошения на верхних надстройках вражеских кораблей, надежно защитить которые практически невозможно. Что происходит в этом случае с еще вполне, в общем-то, боеспособным линкором, очень хорошо показал, например, ночной бой у Гуадалканала в 1942 году. Возможности обновленной артиллерии главного калибра позволяли эскадренным броненосцам вести артиллерийский огонь по целям расположенным на удалении 13-18 км, но дальность эффективного огня по возможностям СУО была ограничена примерно на уровне 10 км. На таком расстоянии среднекалиберная артиллерия эскадренных броненосцев была более чем эффективна. Как правило, она располагалась в бортовых казематных или палубных артустановках. Самые высокотехнологичные эскадренные броненосцы имели артиллерию СК, расположенную так же, как и ГК, в башенных палубных артустановках с полной механизацией и большими углами обстрела. Это еще более поднимало эффективность артиллерии среднего калибра и позволяло ей в полной мере осуществлять поддержку главного калибра в бою. Также среднекалиберная артиллерия использовалась для отражения минных атак и потому была достаточно универсальной. Мощность двух- и четырехвальных паровых машин тройного расширения достигла 15000-18000 л.с. что позволяло лучшим эскадренным броненосцам достигать скорости в 16-19 уз. при большой дальности хода и практически абсолютной мореходности. На некоторых эскадренных броненосцах присутствовал и так называемой "промежуточный" калибр. Это несколько орудий калибра 203 мм - 229 мм - 234 мм. Располагались они в казематных артустановках (реже в башенных) и служили для усиления огневой мощи. В тактическом отношении это была артиллерия главного калибра. Заряжаться вручную такие орудия не могли и потому их скорострельность была не намного выше, чем у 305-мм орудий главного калибра, при намного меньшей мощности огня. До сих пор не известно, было ли оправданным такое техническое решение. Всплески от 12" и 9" снарядов плохо различались, что сбивало с толку корректировщиков и затрудняло управление огнем. А резерв водоизмещения и пространства для этих установок вполне можно было направить и на усиление собственно главного или среднего калибра, а также броневой защиты и ходовых качеств. Одними из лучших в мире классических эскадренных броненосцев считаются отечественные эскадренные броненосцы типа "Бородино" и их прототип "Цесаревич". Настоящие плавучие танки, забронированные с ног до головы, водоизмещением около 14000 т и длиной в 120 м, эти корабли отличались совершенством конструкции и превосходными ТТХ. Вся их основная дальнобойная артиллерия размещалась в спаренных башенных артустановках на большой высоте. Тотальные электроприводы и полная механизация всего и вся. Высокоэффективная система централизованного управления огнем артиллерии и торпедного оружия с единого поста. Очень сложная конструкция броневого корпуса на уровне линкоров второй мировой войны. Суммарная приведенная толщина брони многорядных бронепреград более 300 мм по вертикали и до 150 мм по горизонтали. Защита как жизненно-важных, так и вспомогательных частей корабля. Мощная ПТЗ. Скорость до 18 уз.

Настоящий плавучий танк под гордым названием «Орел» - один из пяти линкоров серии «Бородино». Концепция эскадренного броненосца в этих кораблях была доведена до предела своего совершенства. Сложнейшая схема защиты на уровне линкоров 2-й мировой войны. Корабли этой серии и сегодня - отличная боевая платформа для установки новейших ракетно-торпедных и артиллерийских боевых систем. Размеры: 14400 т и 121,2х23,2 м. Вооружение: 2х2-305-мм/L40 (12”) АУ ГК, 6х2-152-мм/L45 (6”), двадцать 75-мм и двадцать 47-мм АУ ПМК, десять 7,62-мм П, четыре 381-мм ТА, 20 мин заграждения. Оборудование: ЦСУО mod. 1899 (2 - ВЦН на визирных постах, два 1,2-метровых дальномера, оптические прицелы в АУ), радиостанция. Бронирование: борт (приведенное, суммарное) - до 314 мм (броня крупповская), палуба (суммарное) - до 142 мм. Подвижность: 2х7900 л.с. ПМ и 17,8 уз. (33 км/ч). Имели оптимальные с точки зрения эффективность/стоимость/массовость размеры, что позволяло производить их в большом количестве. Это существенно расширяло оперативные возможности соединения таких кораблей, т. к. даже «Ямато» не в состоянии находиться в двух местах одновременно.

Броненосец береговой обороны

Корабли, построенные по всем канонам эскадренных броненосцев, но меньше их по водоизмещению в три раза, на уровне 4000 т. Предназначены для ведения боевых действий вблизи своих берегов в системе береговой обороны. В качестве главного калибра имели одну-две артустановки с орудиями калибра от 203 мм до 254 мм. Иногда на них ставили и 305-мм артустановки от «больших братьев». Строились небольшими сериями вплоть до 2-й мировой войны.

Броненосец 2 класса

Корабли, построенные по всем канонам эскадренных броненосцев, но меньше их по водоизмещению примерно в 1,5 раза, - 8000-10000 т. Артиллерия главного калибра - орудия 254 мм - 305 мм. Предназначены как для генерального сражения, так и для несения патрульно-дозорной службы на коммуникациях и охраны конвоев. Строились небольшими сериями.

Дредноут

Корабли резко увеличенных по сравнению с эскадренными броненосцами размеров и водоизмещения. Первым представителем этого класса линкоров стал знаменитый HMS «Dreadnought» («Бесстрашный»), вошедший в строй британского флота в 1906 году. Водоизмещение его увеличили до 20000 т, а длину до 160 м. Количество 305-мм артустановок ГК увеличили с двух до пяти, а от артустановок СК отказались, оставив только артиллерию ПМК. Кроме того, в качестве силовой установки использовали четырехвальную паровую турбину, которая позволяла достигать скорости 21-22 уз. По такому принципу строились и все остальные дредноуты. Количество стволов главного калибра достигало 12 и даже 14. К артиллерии среднего калибра решили вернуться, т. к. она, помимо всего, прочего выполняла и функцию ПМК, но располагать ее стали как на первых эскадренных броненосцах - в бортовых казематных установках. Место ПМК на палубах и надстройках заняла зенитная артиллерия (ЗА). На некоторых дредноутах продолжали ставить поршневые паровые машины, т. к. они были более экономичными в сравнении с турбинами. Продолжала совершенствоваться СУО, в результате чего дальность эффективного артиллерийского огня увеличилась до 15 км, а предельного до 20 км. Опять же, не известно, были ли дредноуты удельно более эффективными, чем эскадренные броненосцы. Если на больших расстояниях преимущество дредноутов очевидно, то на средних и малых всё могло быть с точностью до наоборот. Таких экспериментов не проводили: все морские бои эскадренных броненосцев против дредноутов в 1-й мировой войне проходили на максимально возможных дистанциях. Исключением, пожалуй, стал только первый бой у мыса Сарыч, где из-за плохой погоды (был туман) германский линейный крейсер «Гебен» напоролся на российский эскадренный броненосец «Ефстафий», установив с ним визуальный контакт на расстоянии всего 38 кабельтовых (около 7 км). Скоротечный и яростный огневой бой не выявил победителя: «Ефстафий» получил четыре 283-мм снаряда (по 301 кг), два из которых попали вкривь да вкось и особенного вреда не нанесли. «Гебен» получил тоже четыре попадания: один 305-мм снаряд (331,7 кг), один 203-мм (112,2-139,2 кг) и два 152-мм (41,5 кг). По другим источникам, попаданий в германский корабль было 14, что привело к гигантским людским потерям и заставило «Гебен» поспешно покинуть место боя. Источники противоположной стороны утверждают, что попаданий было всего одно, а бежал «Гебен» из-за опасности подхода остальных русских броненосцев и превращения боя с «Гебеном» в его избиение. Как оно там было в действительности, теперь уже вряд ли удастся установить (живых свидетелей не осталось), но то, что «Гебен» тогда удрал, - бесспорный факт.

Вообще, сравнение отдельно взятого дредноута и эскадренного броненосца довольно бессмысленно, т. к. не существовало классических эскадренных броненосцев водоизмещением 20000-30000 т, хотя дредноуты водоизмещением 16000 т были. Наиболее мощным классическим дредноутом считаются немецкие дредноуты типа "Кениг" и отечественные типа "Александр-III" (Черноморский флот). Немец имел сверхмощную защиту. Наш - высокоэффективный артиллерийский комплекс.

Линкор «Александр III» имел классический угловатый облик первых дредноутов с сильно уменьшенными надстройками. Впоследствии, в ходе многочисленных модернизаций, для нормального управления кораблем, а также размещения всего необходимого оборудования и боевых постов, надстройки были опять развиты, и дредноуты (скорее, уже супердредноуты и линкоры) стали походить на увеличенные броненосцы с мощным островом из надстроек в центре корпуса. Размеры: 23400 т и 168х27,3 м. Вооружение: 4х3-305-мм/L52 (12”) МК-3-12 АУ ГК, двадцать 130-мм/L50 (5,1”) АУ СК/ПМК, четыре 75-мм ЗАУ, четыре 457-мм ТА. Бронирование: борт (приведенное, суммарное) - до 336 мм (броня крупповская), палуба (суммарное) - 87 мм. Оборудование: ЦСУО (два 6-метровых дальномера ДМ-6, оптические прицелы в АУ), 2 радиостанции (2 и 10кВт). Подвижность: 4х8300 л.с. ПТ и 21 уз. (39 км/ч). По артиллерийскому комплексу главного калибра линкоры этого типа были лидерами среди дредноутов с 305-мм орудиями. Остальные характеристики также были на должном уровне.

Додредноут, или Переходной броненосец

Строились одновременно с первыми дредноутами. Корабли водоизмещением 16000-18000 т и длиной 130-150 м. Конструкция корпуса не отличалась от эскадренных броненосцев, но были изменения в составе артиллерии. Место скорострельных артустановок среднего калибра на таких кораблях большей частью или целиком заняла артиллерия промежуточного калибра в 203 мм, 234 мм, 240 мм или 254 мм. Несмотря на то, что управление огнем такой разношерстной, но близкой по ТТХ артиллерией было делом непростым, более легкие артустановки промежуточного калибра были более многочисленными, и потому многие линкоры этого типа были довольно мощными боевыми единицами, вполне способными одолеть в артиллерийском бою первые дредноуты. Вообще термин "додредноут" относится к любому эскадренному броненосцу, но ассоциируется, как правило, именно с такими кораблями. К переходным броненосцам относятся отечественные линкоры типа "Андрей Первозванный" (четыре 305-мм + четырнадцать 203-мм), французский "Дантон" (четыре 305-мм + двенадцать 240-мм), британские типа "Агамемнон" (четыре 305-мм + десять 234-мм), австро-венгерские типа "Радецкий" (четыре 305-мм + восемь 240-мм) и т.п.

Линкор «Дантон» - типичный представитель переходных броненосцев. Мощный шеститрубный красавец. Размеры: 19763 т и 146,6х25,8 м. Вооружение: 2-2х305-мм/L45 (12”) Mle.1906 АУ ГК, шесть 2х240-мм/L50 (9,4”) Mle.1902 АУ ГК, шестнадцать 75-мм Mle.1906 АУ ПМК, десять 47-мм АУ ПМК, два 457-мм ТА. Бронирование: борт (суммарное, приведенное) - до 366 мм, палуба (суммарное) - 95 мм. Оборудование: ЦСУО (дальномеры, оптические прицелы в АУ), радиостанция. Подвижность: 4х6625 л.с. ПТ и 19,5 уз. (36 км/ч).

Супердредноут

Дальнейшая эволюция линейного корабля постепенно превращала их в очень дорогие игрушки, которые очень боялись потерять. Такой корабль уже оказывал ощутимую нагрузку на экономику своей страны, и их количество было ограниченным. Например, отечественный ВПК за всю свою так и не смог сдать флоту ни одного корабля такого класса, тогда как броненосцы он ранее сдавал десятками. Сверхдредноут отличался от обычного дредноута дальнейшим увеличением размеров, водоизмещения, усиленной защитой и артиллерией еще более крупного калибра, но менее многочисленной, при сохраненных на уровне дредноутов характеристик подвижности. Корабли водоизмещением до 30000 т и длиной 180-200 м имели самую мощную броню толщиной до 350-400 мм. Вместо артустановок ГК с 10-14 орудиями калибра 305 мм начали ставить двух-, трех- и даже четырехорудийные артустановки ГК с 8-9 орудиями калибра 343 мм (первые сверхдредноуты типа "Орион"), 356 мм, 381 мм и даже 406 мм. Они стреляли снарядами массой от 700 кг до более чем одной тонны на расстояние до 30 км. Дальность эффективного огня уже давно определялась горизонтом и по-прежнему составляла не более 15 км. На этих кораблях отказались от минно-торпедного вооружения, сделав их не универсальными и ослабив в какой-то степени их боевой потенциал. Наиболее мощными сверхдредноутами считаются британские линкоры типа "Уорспайт" и "Роял Соверен", а также американские образцы.

Линейный крейсер

Корабли, которые явились венцом развития броненосных крейсеров, но конструктивно и в тактическом/оперативно-стратегическом плане являются линейными кораблями. Отличались от современным им дредноутов и сверхдредноутов либо ослабленным бронированием (преимущественно на британских образцах), либо ослабленным вооружением (преимущественно на немецких образцах), за счет чего могли развивать скорость до 28-32 уз. Являлись быстроходным крылом при эскадре дредноутов/сверхдредноутов, как некогда броненосные крейсеры при эскадренных броненосцах. Показали себя как очень большие, дорогие, но при этом весьма уязвимые корабли и потому не снискали особой любви у моряков. Хорошим примером служит бой германского линкора "Бисмарк" с британским линейным крейсером "Худ" с фатальными последствиями для последнего. Это при том, что "Худ" считался самым мощным из всех известных линейных крейсеров той поры. Его порой даже называли "линкором-крейсером".

Идея создания подобных, несбалансированных до нелепости кораблей, принадлежала, по всей видимости, адмиралу Фишеру. Некоторые страны ее подхватили, некоторые нет. В нашей стране заложили было линейные крейсера типа «Измаил», но от линейных крейсеров у них было только одно название. По факту «Измаилы» представляли собой типичные сверхдредноуты, превосходившие предыдущие серии балтийских и черноморских линкоров по всем показателям, кроме стоимости и проблем.

Линейный крейсер «Инфлексибл» - первый представитель этого класса линкоров. На вид нормальный броненосец, но некая «стройность» в облике выдает его неполноценность. Несмотря на 8 орудий калибра 305мм, в бою, скорее всего, уступит любому эскадренному броненосцу постройки после 1900 года. Размеры: 18490 т и 172,8х24 м. Вооружение: 4х2-305-мм/L45 (12”) Mark.X АУ ГК, 16 - 102-мм (4”) Mk.III АУ ПМК, 5 - 457-мм ТА. Бронирование: борт (суммарное, приведенное) - до 318 мм, палуба (суммарно) - до 63 мм. Оборудование: ЦСУО (дальномеры, оптические прицелы в АУ), радиостанция. Подвижность: 4х10250 л.с. и 25,5 уз. (47 км/ч).

Линкор или быстроходный линкор

Венец развития класса линейных кораблей. По архитектуре напоминает увеличенный в три раза эскадренный броненосец - в центре массивная надстройка с трубами, рубками, мачтами, постами управления, артиллерией среднего (универсального) калибра и МЗА. На носу и корме - одна-две, как правило, строенные артустановки ГК с орудиями калибра от 381 мм до 460 мм. Предельная дальность артиллерийского огня достигла 40 км. Дальность эффективного огня оставалась на уровне 15-20 км, но благодаря наличию РЛС и приборов ночного видения линкоры стали всепогодными, т.е. получили возможность вести эффективный огонь ночью, в условиях тумана и других сложных метеоусловиях. Артиллерия среднего калибра предназначалась для поддержки огня ГК на доступных дистанциях, для отражения торпедных атак и в качестве средства ПВО, а потому стала официально называться универсальной. Многие из этих кораблей также имели более сотни единиц малокалиберной зенитной артиллерии МЗА. Гиганты водоизмещением от 40000 до 70000 т. С мощнейшей и сложнейшей броневой защитой толщиной до 400 мм. Длиной до 270 м - как несколько футбольных полей. Способны развивать скорость в 27-32 уз. Настолько же мощные, насколько и бесполезные. Одним своим наличием разоряющие экономику собственной страны. Довольно малочисленные ввиду гигантской стоимости постройки. В артиллерийском поединке "один на один" линкор второй мировой войны, конечно, без труда одолеет все предыдущие варианты, но как "организовать" такой поединок в условиях современной войны? В силу своих размеров и малочисленности очень притягивает к себе различные виды морского оружия - от торпедоносцев, бомбардировщиков и корректируемых авиабомб до подводных лодок с их торпедами, а также мины. Самыми мощными линкорами, созданными за историю человечества, считаются японские суперлинкоры "Ямато" и "Мусаси". Оба они потребовали колоссальных затрат. Оба создавались как самые могучие линкоры в истории. Оба почти всю войну простояли на хасирском рейде в Японии. Оба за всю войну ни разу не попали ни в один вражеский корабль. Оба погибли под бомбами и торпедами американской морской авиации, так и не сделав ни единого выстрела по американским линкорам, уничтожать которые они были призваны. Японцы слишком дорожили этими кораблями, что и привело в конечном итоге к бесполезной гибели обоих.

Могучий суперлинкор «Ямато» - самый мощный линейный корабль за всю историю человечества. И, наверное, самый бесполезный. В дуэльном артиллерийском бою одолеет любой другой корабль любой страны. Американцы еще как-то пытаются сравнивать с ним свою «Айову», но сравнение, несмотря на все старания, получается не по-детски наивным. Размеры: 72810 т и 262х38,7 м. Вооружение: 3х3-460-мм/L45 (18,1”) 40-SK model 94 АУ ГК (стреляли снарядами массой 1460кг), 4х3-155-мм/L60 (6,1”) АУ СК/ПМК, 6х2-127-мм УАУ, 8х3-25-мм Тype-96 МЗА, 2х2-13-мм П, 7 ЛА6. Оборудование: ЦСУО Тype-98 (четыре 15-метровых дальномера, один 10-метровый дальномер, два 8-метровых дальномера, два директора, прибор слежения за целью, прибор разрешения выстрела, баллистический вычислитель, РЛС7 21.Mod.3, 2 РЛС Type-22, 2 РЛС Type-13, шумопеленгаторные станции ШМС, оптические и инфракрасные дневные и ночные прицелы и визиры в АУ и ВП), радиостанции. Бронирование: борт (приведенное) - до 436 мм, палуба (приведенное) - до 232 мм. Подвижность: 4х41250 л.с. ТЗА и 27 уз. (50 км/ч).

Итоги

Начавшись с примитивных деревянных парусных кораблей, развитие линкоров остановилось на гигантском, ультрасовременном «Ямато». После окончания второй мировой войны строй военно-морского флота пополнил только один корабль этого класса - британский «Вэнгард». Строительство всех остальных линкоров было аннулировано. Не явились исключением и отечественные линкоры типа «Советский Союз», которые, будь они достроены, по своей мощи и размерам уступили бы, пожалуй, лишь «Ямато». Тем не менее, военно-морской флот на этом не закончился. Состав ВМФ развитых государств активно пополняли корабли других классов: авианосцы, крейсера, эсминцы, подводные лодки. Почему же отказались от линейного корабля? Причин на то было несколько. Золотым веком линкоров было время начиная с 80-х годов XIX века и заканчивая первой мировой войной. В это время они уже представляли из себя технически зрелые конструкции, а бал на поле брани по-прежнему правила артиллерия. Авиация в то время еще находилась в зачаточном состоянии, а подводные лодки в силу своих низких ТТХ были опасны для торгового флота, но для скоростных боевых кораблей считались относительно безвредными. Линкоры той поры - мощные и универсальные боевые корабли, обладающие прекрасной защитой и боевой живучестью. Способные решать любые морские и околоморские проблемы. Наиболее боевыми и эффективными из них были эскадренные броненосцы, которые массово строились, принимали активное участие во всех конфликтах (в том числе и в первой мировой войне). Эскадренные броненосцы выпускались в огромном количестве и составляли ударную силу флота любой морской державы мира. Их не стеснялись использовать нигде и не особенно берегли (еще можно понастроить). В общем, это была эффективная боевая техника для реальной войны. Помимо первой мировой войны, броненосцы принимали активное участие в японо-китайском конфликте, испано-американском конфликте и русско-японской войне. По активности использования и «вездесущности» эскадренные броненосцы примерно соответствовали легким крейсерам второй мировой войны или корветам/фрегатам/эсминцам современности.

С появлением дредноутов всё начало меняться. Появились первые признаки коллапса выбранной стратегии развития «морских танков», которая не предусматривала ничего нового - в погоне за улучшением ТТХ неумолимо увеличивались размеры, вес и стоимость. Если броненосцы строил практически весь мир, то массово строить дредноуты смогли лишь самые промышленно развитые страны: Британия, США, Германия и Франция. Россия, доселе довольно исправно сдававшая броненосцы новейшей конструкции в нужном количестве, смогла осилить программу строительства только четырех дредноутов для БФ и четырех для ЧФ. Практически все эти корабли были долгостроями и вступили в строй тогда, когда за рубежом уже появились супердредноуты, против которых у обычного дредноута шансов еще меньше, чем у эскадренного броненосца против дредноута. Учитывая количество дредноутов в отечественном ВМФ, можно сказать, что российский флот дредноутов был слабее, чем ее же флот броненосцев, составлявший основу ударной мощи русского флота перед русско-японской войной (показавшей полнейшую неадекватность военно-политического руководства страны). В таком же положении оказались и другие страны, с огромными усилиями и потерями для экономики страны, скорее ради престижа, построившие по два-три-четыре дредноута. На те средства, на которые отечественные судостроительные верфи построили балтийские и черноморские дредноуты, можно было вооружить целую армию, чего так не хватало нашим сухопутным войскам. Но при тратах неимоверных средств на флот (тоже нужная вещь) можно было бы ожидать, что новые дредноуты, дабы оправдать затраченные на них усилия, по крайней мере будут использовать, что называется, на «полную катушку». Увы и ах - этого не произошло. Активно использовали дредноуты только те страны, которые имели возможность массового их производства. Те страны, для которых строительство даже одного дредноута стоило огромных усилий (наша страна в их числе), использовали дредноуты как угодно: как «пугало», как престижные игрушки, как флагманы на морских парадах, но только не по прямому назначению. Использование по прямому назначению было весьма осторожным и потому малопродуктивным. Например, на БФ дредноуты типа «Севастополь» вообще ни разу не участвовали ни в одном сражении. Всю тяжесть яростных боев с мощными германскими дредноутами на Балтике пришлось вынести на себе эскадренным броненосцам (в 1906 году переклассифицированным в линейные корабли) «Слава» (тип «Бородино») и «Гражданин» (бывший «Цесаревич»). Эскадра черноморских додредноутов также составила основную ударную мощь в охоте на германский линейный крейсер «Гебен» и нанесла ему немалый урон. Дредноуты типа «Императрица Мария» особых успехов не добились. Примерно то же самое происходило с дредноутным флотом и в других не слишком промышленных странах. Что касается супердредноутов, то отечественные судостроительные верфи так и не смогли осилить ни одного такого корабля - помешала революция.

Подводя итог по дредноутам, можно сделать вывод, что они оправдали себя только будучи в составе промышленно развитых супердержав. В «бедных» флотах корабли этого типа были уже не более чем дорогими игрушками, рассчитанными скорее на моральное давление, чем на реальные боевые действия. Осталась позади первая мировая война, началась вторая. Линкоры превратились в огромные плавучие города, подобные описанному выше «Ямато». К тому времени строить такие линкоры и содержать их флот могли лишь США, Британия и Япония. Германия и Италия тоже имели линейные флоты, но уже более скромные. Это было время расцвета морской авиации и подводных лодок. Линкоры сражались на всех морях и океанах во время второй мировой войны. И хотя в ходе ее произошло немало артиллерийских сражений в старом стиле, большинство погибших кораблей этого типа было уничтожено бомбами и торпедами морской авиации, базирующейся на авианосцах. Вторая мировая война показала, что время исполинов, подобных «Ямато», истекло, и причина тут чисто экономическая - строить и содержать такие корабли оказалось слишком накладным даже для США и Британии, не говоря уж про другие страны. За период второй мировой войны от того же самого оружия погибло огромное количество крейсеров, эсминцев и других кораблей, но отказываться от них никто не собирался. Даже несмотря на то, что они оказались на порядок более уязвимыми, чем линкоры. Относительная дешевизна и массовость производства позволила этим картонным корабликам занять нишу, которую когда-то занимали не в пример более крепкие как по вооружению, так и по защите линкоры класса «броненосец».

Один из легких крейсеров Проекта 68-бис. Корабль водоизмещением 17900 т и длиной 214 м (!) с чисто символической защитой. Внешне напоминает увеличенную байдарку, готовую переломиться напополам просто на большой волне. При длине как у линкора второй мировой в качестве основного вооружения имел 12 «пушечек» калибра 152 мм (для сравнения: у «Авроры» 14 почти таких же) в четырех артустановках, а у тех же линкоров типа «Бородино» эти двенадцать 152-мм орудий были лишь вспомогательным универсальный калибром при меньшем водоизмещении. Вот такие абсурдные корабли пришли на смену компактным и мощным морским танкам начала XX века. Об их реальной эффективности догадаться несложно. Где у него вооружение? Где у него бронирование? Куда потратили 17900 тонн? Неужели всё на скорость, которая после войны с появлением ракетного оружия перестала быть определяющим фактором? Глядя на этот корабль, понимаешь, что поговорка «Генералы готовятся к предыдущей войне» очень часто относится и к КБ…

На сегодняшний день наиболее массовыми боевыми кораблями являются эсминцы, фрегаты и корветы. Корабли длиной 120-160 м, т. е. примерно с эскадренный броненосец/дредноут, и водоизмещением от 4000 т до 10000 т, т. е. примерно как броненосцы береговой обороны или броненосцы II класса. Опыт их реального боевого использования сведен в таблицу, в которую для наглядности добавлен аналогичный опыт линкоров разных поколений.

Как видно из таблицы, вся эта современная техника никуда не годится. Один «Орел» такой же длины выдержал больше, чем все эти фрегаты/эсминцы, вместе взятые. Возникает вопрос… Линкоры, подобные «Ямато», строить нельзя, т. к. их постройка и содержание слишком дорого обходятся. Но и, как показывает практика, постройка подобных картонных корабликов тоже себя не оправдывает! Наша судостроительная промышленность с трудом годами рожает один такой фрегатик, а в случае войны американцы будут топить их за пять минут! Кто-то возразит: современным кораблям броня не нужна, у них есть высокоэффективные средства ПВО/ПРО в составе ЗРК, ЗАК, постановщиков помех и т. п. Как видно из таблицы, это не помогает. Но ведь не обязательно строить гиганты, подобные «Ямато». Как показала практика, наиболее совершенными и эффективными линкорами по соотношению количество/качество являются эскадренные броненосцы, живучесть которых также на несколько порядков выше, чем у современных эсминцев, и на порядок выше, чем у артиллерийских крейсеров 2-й мировой войны.

Российскому флоту всерьез надо рассмотреть вопрос создания боевых кораблей в корпусах эскадренных броненосцев начала XX века. Конечно, их броня не защитит от залпа П-700 «Гранит», но они вполне выдержат тот же «Экзосет»/«Гарпун», и не один. Не взорвутся они и от попадания гранаты РПГ-7. Не станут тонуть от взрыва «лимонки» Ф1 и не перевернутся от взрыва у борта моторной лодки с взрывчаткой. Требования к таким кораблям примерно следующие.

Водоизмещение: 10000-15000 т.

Размеры: длина не более 130 м, ширина не более 25 м.

Бронирование: распространенно-цитадельное с внутренним и локальным бронированием. Суммарная толщина композитной брони «Чоб-Хэм» до 300 мм (борт) и до 150 мм (палубы). Наличие комплекса встроенной динамической защиты.

Подвижность: максимальная скорость не менее 25 уз.

Вооружение: 1-2 тяжелые артустановки с орудиями калибра 203-305 мм. Активные, активно-реактивные снаряды и ПКР, запускаемые через стволы этих орудий. 4-6 универсальных артустановок калибра 100-130 мм. Расположение этих артустановок - бортовое. Ракетный комплекс для запуска оперативно-тактических ракет с ядерной боевой частью и их противокорабельных вариантов. 4-6 торпедных аппаратов с самонаводящимися торпедами и ракетно-торпедным комплексом. Комплекс противолодочной обороны. Зенитно-ракетный комплекс. 8-12 установок ЗАК или ЗРАК ближней зоны ПВО/ПРО. Необходимое электронное оборудование. Один вертолет.

На примере линкоров серии «Бородино» это будет выглядеть примерно так:

И как бы нелепо не выглядела эта идея, с нынешним катерным флотом нам явно не по пути. Нужно большое количество компактных и мощных морских танков. Тех, что когда-то заставляли трепетать сердца японских самураев и считаться с собой британский Гранд-флит.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Быстрое развитие военного судостроения в этой стране представляет собой разительный пример того, что может сделать государство, когда оно постоянно возбуждается к деятельности волею и мудростью своего государя. В 1870 году Германия имела только одну судостроительную верфь – в Данциге, где можно было строить сколько-нибудь более значительных размеров суда. Но, вслед за тем, в скором времени, стали и с неимоверной быстротой сооружаться верфи и в других местах империи, причем также прорыт был и Кильский канал, и та самая Германия, которая 25 или 30 лет тому назад не имела достаточных средств, чтобы завести у себя хотя бы небольшой флот и которая не далее еще как за 10 лет пред сим покупала половину своих военных судов в Англии, в настоящее время уже не только строит у себя дома все свои собственные военные суда, но с успехом наделяет таковыми еще и большинство иностранных государств.

Тактико-технические данные броненосцев строившихся или построенных в конце 19-го – начале 20-го века

Год проекта 1900 1899 1897 1900 1896 1899 1897
Название Н и J “Виттельсбах” “Сюффрен” “Витторио Эмануэле” “Канопус” “Бородино” “Потемкин”
Страна Германия Германия Франция Италия Англия Россия Россия
Водоизмещение, т 13000 12000 12728 12625 12950 13566 12500
Длина, ф 400 416,5 410 435 390 397 371
Ширина, ф 73 67 70 73,5 74 76 72,5
Среднее углубление, ф 25 25 27,5 25,5 26,5 26 27
Тяжелая артиллерия число/калибр 4 11-дм 4 9,4-дм 4 12-дм 2 12-дм 4 12-дм 4 12-дм 4 12-дм
Средняя артиллерия число/калибр 14 6,7-дм 18 5,9-дм 10 6,4-дм, 8 4-дм 12 8-дм, 12 4-дм 12 6-дм, 10 12-фн. 12 6-дм, 22 12-фн 16 6-дм, 14 12-фн
Легкая артиллерия число/калибр 12 20-фн. 12 1-фн. 12 20-фн 13 12 1-фн 12 3-фн,2 9-фн, 2 1-фн 12 3-фн 6 3-фн, 2 Максима 8 1-фн 20 1-фн
Подводные минные аппараты число/калибр 5 5 2 4 4 2 3
Надводные минные аппараты число/калибр 1 1 2 - 4 4 2
Броня
Палубная, дм 3 3 3 4 2,5 2-4 4
Переборки, дм пояс по ВЛ пояс по ВЛ пояс по ВЛ пояс по ВЛ 12 пояс по ВЛ 7-9
Нижняя палуба на скатах, дм 6 (редут) 6 (редут) 5 (редут) 8 дм (редут) 9 (редут) 2,5-6 6 (редут)
Защита тяжелой артиллерии, дм 10 10 12 8 дм 8 11 12
Защита основания башни, дм 10 10 12 8 8 11 12
Защита средней артиллерии, дм 6 6 5-6 6 (башня) 6 (башня)
Защита основания, дм 6 5 5-6 8 6 5 6
Боевая рубка, дм 10 10 12 10 12 11 10
Длина броневого пояса вся вся вся вся пол длины вся пол длины
Высота броневого пояса, ф 7 7 8 5 7 - 7,5
Вес брони, т 4200 3000 3500 неизвестно 1740 ок. 4000 ок 4000
Сила машин, инд. сил 15000 15000 16200 20000 13500 16300 10600
Максимальный ход, узлы 18 18 18 22 18,25 18 18
Нормальный запас угля, т 800 653 820 1000 1000 неизвестно 670
Максимальный запас угля, т 1650 1000 1150 2800 2300 1250 870
Система котлов Tорникр./цилиндр. Торникр./цилиндр. Никлоса неизвестно Бельвиля Бельвиля 24 Бельвиля

Если же взять случай нормального углубления; то и тут увидим, что в военное время корабль не может его сохранить он до боя так нагрузится углем и боевыми припасами, что броневой пояс почти целиком уйдет под воду. Вследствие этого на боковой качке или при циркуляции ватерлиния оказывается не защищенной. В обратном случае, т.е. при слишком, малом погружении, нижняя кромка броневого пояса будет выходить из воды и опять ватерлиния окажется не защищенной. Кроме того, нельзя рассчитывать, чтобы корабль даже в хорошую погоду был бы всегда без крена (при повороте всех орудий на один борт, при неравномерном наполнении угольных ям и пр.). При незначительной же даже пробоине у ватерлинии хлынувшая в нее вода нарушит горизонтальность корабля, придется пускать воду в отсеки противоположного борта, корабль погрузится, а вместе с ним и пояс.

Итак, во всех случаях выходить, что броневой пояс слишком узок. Правда, что на современных броненосцах броня доходить до ватерлинии, но это только в средней части корабля, нос же и корма защищены лишь узким броневым поясом, подводная же часть в средней части корпуса не защищена и тут необходимо продолжить броневой пояс толщиною по меньшей мере в 160 мм. Ведь на практике уже выяснилось, что пробивание подводной части часто происходить не от непосредственного удара снаряда, а при разрыве его вблизи корабля, когда снаряд или его осколки имеют еще силу преодолеть сопротивление воды и пробить подводную небронированную часть корпуса. Когда подумаешь, что достаточно такой незначительной причины, чтобы вывести корабль из строя, то стоит подумать об увеличении броневого пояса, не заботясь о происходящем от этого увеличении водоизмещения.

Каким образом приступить к подводной защите, это – вопрос техники. У нас, на новейших судах, например на “Цесаревиче”, применен особый род защиты: подводная часть не бронирована, а по каждому борту идет продольная броневая переборка, отстоящая сравнительно далеко от погруженной части корпуса. Переборка эта имеет всего 38-мм толщины и должна по расположению своему представлять значительный вес не увеличивая при этом, особенно безопасности корабля. Перегородки эти защищают только среднюю часть, корабля. Само собой разумеется, что подводная броня должна была бы быть рассчитана тоже на то, чтобы судно могло бы устоять против взрыва самодвижущихся и неподвижных мин заграждения.


Боевая рубка тоже подлежит, несомненно, видоизменениям. Современная боевая рубка, так сказать, виснет на воздухе, и только тонкая броневая труба (для защиты проводов) соединяет ее с броневой палубой.

Стоит привести слова немецкого морского писателя, графа Ревентлова, после случая с “Цесаревичем”: “В боевой рубке приборы для управления кораблем были повреждены, все находящиеся в ней офицеры и матросы убиты или тяжело ранены – все это действием газов и осколков снаряда, разорвавшегося у наружной стенки рубки не пробивши ее. Нужно было, чтобы снаряд (стреляя в “Цесаревич”, японцы больше всего целились в боевую рубку, что видно по числу попаданий спереди и сзади рубки и поэтому можно с уверенностью сказать, что снаряд, который ударил в саму рубку не случайно попал в нее) разорвался вблизи узкой щели, оставленной для кругозора. Через эту щель попали внутрь рубки осколки или газы, может быть и то и другое, которые надолго вывели корабль из строя не повредивши вместе с тем ни одного важного механизма. Таких механизмов в боевой рубке нет.

Возможность повторения такого случая недопустима. Немыслимо мириться с тем, чтобы несколько осколков снаряда, попавших в рубку, могли бы лишить корабль всей боевой способности, сосредоточенной в нем. Опять-таки нельзя допускать, чтобы в одной точке корабля, в боевой рубке, находились бы одновременно во время боя и командующий эскадрой и командир, и все главные офицеры. Если трудно достигнуть полнейшей защиты командира из-за необходимости иметь свободный кругозор, то прочих участников, управления можно вполне защитить, так как во время боя рулевой например не нуждается в поле зрения. Тут ни в каком случае не должен пугать вопрос тяжести: полнейшая безопасность участников управления и возможно большая безопасность для командира имеют больше значения, чем часть артиллерийского вооружения.





Точки, выбранные для управления кораблем, следует защитить броней толщиной не менее 400 или даже 500 мм и броню продолжить до самой броневой палубы – для боевой рубки последнее условие тем более необходимо. Случаи с “Цесаревичем” и “Рюриком” должны привлечь внимание на часто повторяющие случаи повреждения руля, почти в самом начале боя. Корабль вследствие этого выведен из строя или теряет почти всю свою боевую способность. Необходимо защитить голову руля, румпель, рулевые приводы – вообще все рулевое отделение.

В общих чертах броненосцы класса Н (“Брауншвейг”) и N (Дойчланд) совершенно одинаковы – водоизмещение, длина ширина, углубление, число лошадиных сил и т.п. Скорость хода у класса N немного больше, чем у класса Н. На классе N – водотрубные котлы. Эти котлы менее тяжелы чем цилиндрические, благодаря чему запас угля на классе N больше чем на классе Н (нормальное 800 т, вместо 700). Тяжелая и средняя артиллерия одинаковы. На классе “Дойчланд” – 17-см пушки, помещенные в каземате, дальше отстоят друг от друга чем на “Брауншвейг”. Этим уменьшается возможность сбить два орудия одним выстрелом. Достигнуто это большим уклоном передней и задней стен каземата и незначительным удлинением всего каземата.

Орудийные порты значительно усовершенствованы благодаря клинообразным отверстиям, угол обстрела доходит до 137°. Такая форма портов, позаимствована от американского флота. На классе “Брауншвейге” у каждого угла каземата помещается по одной поворотной башне с 17-см орудием; на классе “Дойчланд” взамен башен устроены отдельные казематики: этим положен конец башенной системе для средней артиллерии. На крышах казематов установлены 88-мм орудия: Таких орудий в общей сложности 22. Это показывает, что легкая артиллерия тоже подверглась изменению и это вызвано увеличением размеров истребителей миноносцев, обладающих громадным ходом, в которые трудно попадать.