Верное утверждение относительно хана младшего жуза абулхаира. Хан младшего жуза казахов абулхаир (1710—1748)

ХАН МЛАДШЕГО ЖУЗА КАЗАХОВ АБУЛХАИР (1710—1748)

Собирая данные для очерка о названном хане и обращаясь к людям, я услышал поразительные вещи: «Он был предателем казахов»; «Он за пару шелковых халатов продал Казахстан России». Подобные заявления, шокировавшие и воспринятые как оскорбление, вынудили меня немедленно обратиться к ученым-исгорикам. У автора этих строк было немало личных встреч и бесед. Но в данном случае я счел уместным обращение к письменному источнику и привожу полностью очерк кандидата исторических наук Мурата Абди-рова, опубликованный в номере газеты «Советы Казахстана» за 12 октября 1993 года и озаглавленный «Триумф и трагедия»: «Мухаммед Абулхаир Гази Бахадур-хан, прямой потомок Чингиз-хана в 15-м поколении, живший в тревожном и бурном XVIII веке, принадлежит к плеяде выдающихся исторических личностей Евразии.

Тысячелетиями вбирала в себя Великая степь мощные потоки космической энергии, чтобы воплотить ее затем в великих людях, олицетворявших собой концентрированную психофизиологическую силу народа, сыгравших выдающуюся роль в истории Казахстана. В последние годы в республике широко отмечаются юбилеи известных биев, батыров, акынов, жырау и других, сохранившихся в благодарной памяти народа. Нисколько не преуменьшая их роли в защите родной земли, следует, однако, с позиций исторической правды, подчеркнуть, что только ханы, обладавшие верховной государственной властью, талантом и полководца, и дальновидного политика, и мудрого дипломата, что только они, как стратеги-геополитики, вершили судьбами государств и народов. Еще гениальный Наполеон говорил: «Война слишком серьезное дело, чтобы доверять ее генералам».

Хан Абулхаир счастливо сочетал в себе эти качества, и его имя рано стало известным во всей казахской степи. Еще летом 1710 года на народном собрании в Каракумах юный Абулхаир был избран ханом и командующим армией Младшего жуза, а предводителем войска назачен известный батыр Богембай.

Первая треть XVIII века была временем освободительной борьбы казахов с джунгарскими захватчиками, и Абулхаир принимал активное участие в этой священной войне. Документы тех лет запечатлели участие Абулхаира в обороне Ташкента, Туркестана и Сайрама, которыми владели его предки. Потеряв в этой неравной борьбе мать и жену, которые попали в плен к калмыкам, Абулхаир был вынужден отступить в степи. В 1718 году Абулхаир и старший казахский хан Каип во главе 30-тысячного войска сражались с джунгарами на Аягузе. К этому времени относятся и его первые связи с российскими властями, когда он вел переговоры с сибирским губернатором о заключении военно-политического союза против Джунгарии.

Несмотря на молодость, Абулхаир прославился личной отвагой, воинским мастерством, полководческим талантом, приобрел опыт государственного деятеля, стал подлинным вождем народа. И не случайно именно на него пал выбор, когда на общеказахском съезде в Ордабасы в 1726 году решался вопрос, кому возглавить народное ополчение. Мнение собравшихся ханов, султанов, биев и батыров было единодушным — только Абулхаиру! По древней степной традиции был принесен в жертву белый конь (ак бозат).

Став в 33 года верховным главнокомандующим казахской армией, он провел огромную работу по созданию боеспособных вооруженных сил и мобилизации народа на отпор врагу. И уже в 1728 году была одержана первая победа над джунгарами. В горах Улытау, в местности Карасиыр, у реки Буланты казахи наголову разбили джунгарский экспедиционный корпус во главе с сыном хунтайджи. Был развеян миф о непобедимости джунгар, народ воспрял духом, победа вызвала взрыв воодушевления и энтузиазма, усилила стремление к объединению перед лицом общей опасности. В этом сражении особо отличились батыры Тайлак из Младшего и Саурык из Среднего жузов.

Абулхаир понимал: хотя одержана и очень важная, но только первая победа, враг еще силен. И он спешил закрепить успех. Ранней весной 1730 года в местности Ит-ишпес, к юго-востоку от Балхаша, казахская армия под предводительством Абулхаира снова разбила захватчиков. В столетней казахско-джунгарской войне назревал коренной перелом и, казалось, окончательная победа была уже совсем близка.

Но в это время неожиданно умирает старший хан Болат и между претендентами на опустевший трон началась борьба за право занять его. Согласно вековой традиции, общеказахским ханом мог быть избран только представитель старшей султанской династии, и в соответствии с ней ханом стал молодой Абулмамбет, сын покойного Болата. Абулхаир, представлявший младшую султанскую фамилию, оказавшись обойденным, почувствовал себя оскорбленным, уязвленным и, как человек с непомерным честолюбием, предпринял ответный шаг. Он отказался от поста главнокомандующего в пользу нового хана и со своим ополчением вернулся в Младший жуз. Конечно, его можно осуждать за такой поступок, но он совершил его в духе неписанного кодекса поведения чингизида своего времени. Покинул фронт, кстати, и другой претендент, брат Болата султан Шахмухаммед (Самеке). Так распалось общеказахское ополчение, собранное с большим трудом, и каждый жуз был вынужден в одиночку искать выход из положения.

Старший покорился джунгарам, дал им аманатов — заложников и платил дань. Средний жуз, менее всех затронутый нашествием, был готов продолжать борьбу за освобождение. Совершенно иная ситуация складывалась для Младшего жуза. Со всех четырех сторон он находился в плотном вражеском окружении: джунгар, хивинцев, туркмен, волжских калмыков, яицких казаков и башкир. Население его терпело страшные лишения от беспрерывных нападений и было готово откочевать в Турцию или на Кубань.

Являясь «президентом» самого активного и воинственного казахского жуза, попавшего в безвыходное положение, хан Абулхаир обращает свои взоры в сторону могущественной России, ставшей к в этому времени одной из ведущих держав на Евразийском континенте. Шел XVIII век, когда в результате территориального раздела сложились мировые колониальные империи: Австро-Венгерская, Британская, Испанская, Португальская, Российская, Китайская, Турецкая и Французская. И все иные малые народы с исторической неизбежностью должны были либо покориться великим державам, либо исчезнуть (как и случилось позже с джунгарами, полностью истребленными китайцами).

Казахское ханство времени Тауекел-хана (конец XVI века) уже имело с Россией налаженные политические, дипломатические, экономические и торговые связи, а ханы Тауке и Каип настойчиво добивались заключения с ней военного союза. Но тогда вопрос принятия казахами российского подданства не вставал, поскольку в этом не было еще необходимости. Совершенно другая ситуация сложилась в начале XVIII века, и идея принятия подданства России занимала умы наиболее дальновидных деятелей Степи, но ее не только трудно было исполнить, но даже страшно предложить народу, который превыше всего ценил свободу.

Нужна была такая авторитетная личность, которая решилась бы на этот экстраординарный шаг. И им стал хан Абулхаир, взявший на себя груз исторической и моральной ответственности за вступление в российское подданство ради национального спасения перед лицом джунгарского порабощения, преодоления феодальной раздробленности и междоусобиц; за создание единого государства под российским покровительством. В этом его можно сравнить с вождем итальянского народа Гарибальди, который также всю свою жизнь посвятил преодолению феодальных усобиц, сепаратизма и созданию сильного централизованного государства. Можно также вспомнить слова польского национального героя генерала Тадеуша Костюшко: «Бывает время, в которое нужно пожертвовать многим, чтобы спасти все».

Осенью 1730 года в Санкт-Петербург было направлено посольство Абулхаира с его желанием быть «с подданными своими второй и малой статьи с сорока тысяч человек казаками» в российском подданстве, под «протекцией» России, т. е. ее защитой от внешних врагов. В феврале 1731 года правительство Анны Иоанновны дало на имя Абулхаира историческую грамоту о принятии казахов под российское покровительство. При этом Россия исходила, разумеется, не из альтруистических, а своих экономических и геополитических интересов.

После принесения присяги на верность России Абулхаи-ром и его ближайшим окружением, батырами Богембаем, Есетом, Жаныбеком и другими в течение первых десяти лет российское подданство приняли ханы Среднего жуза Абулмамбет, Кушик и Самеке, влиятельные султаны Абылай и Барак, хан Старшего жуза Жолбарыс. Линию на сближение с Россией активно поддерживал знаменитый Толе-бий, к миру и дружбе с ней призывал казахский Гомер, мудрый Бухар-жырау.

Так начался долгий и противоречивый процесс вхождения казахских земель в состав России, длившийся 130 лет, до взятия русскими войсками Ташкента в 1865 году, после чего Россия устремилась на завоевание всей Средней Азии, которая была покорена в течение неполных 20 лет.

Политический выбор Абулхаира сразу же натолкнулся на яростное сопротивление консервативной степной аристократии, представителей старшей султанской династии, обвинявших его в национальном предательстве, в стремлении с помощью России возвыситься над другими ханами и султанами и готовых скорее принять подданство Джунгарии, нежели отдать верховную власть выходцу из Младшего Жуза.

Абулхаир надеялся, что суд потомков будет более справедливым и взвешенным. Однако и сегодня немало авторов, считающих его виновным в установлении тяжелого колониального гнета над Степью. Разумеется, были и времена колониальной политики царизма, массового изъятия земель, строительства на казахской земле крепостей и военных линий, свирепых казачьих набегов. Но кто взвесил на беспристрастных весах истории груз колониализма и те безмерные муки, страдания и слезы народа, которых удалось избежать, приняв российское подданство? Мне кажется, этот вопрос лежит сегодня за пределами нашего понимания истории, и ни один мудрец не даст на него достойного ответа. Нам сейчас даже невозможно себе представить, какое развитие получило бы Казахское государство, если бы не решительный и дальновидный шаг Абулхаира.

Объективный анализ документов тех лет показывает, что Абулхаир в конечном счете исходил из общенародных интересов, стремился обеспечить ему спокойную жизнь и надежную защиту от внешних врагов. В письме к своему любимому сыну Кожа-Ахмету, находившемуся в заложниках в Казани, он по-отцовски тепло и трогательно писал: «Терпеть за народ должно... Народ наш, слава богу, в благополучии. Столь я всячески старался и рачительно служил, токмо мне ничто служить могло, разве наконец благо будет, то увидим».

Незадолго до смерти Абулхаир говорил родовым старшинам, что, несмотря на их «неразсудное дурачество», он «на оное поступил не для себя, но для пользы и спокойного жития всего киргиз-кайсацкого народа», а они ему вместо благодарности «многие досады и противности делали». К сожалению, прижизненная неблагодарность соотечественников, как тогда, так и сейчас, является уделом всех выдающихся политиков.

Абулхаир погиб 1 августа 1748 года от рук своего заклятого врага султана Барака. Убийство его дало начало новому витку межродовой и жузовой вражды, что еще долго давало о себе знать в казахской степи. В своем предсмертном письме российским властям хан просил его гибель не оставлять без последствий, ибо Барак (и стоящие за ним силы) «за то, что с вами обхождение имел... ненавидя сысканное мною государство, меня убил и тем желает Киргиз-кайсацкой орде начать разорение». Закончил свое завещание хан уловами: «У бога прошу, чтобы мне умереть чистым покаянием, и кого я в чем обидел, у тех прошу прощения». Где его могила, никто и не знает, хотя сегодня и воздвигаются великолепные мавзолеи разным деятелям прошлого с не вполне ясной биографией. Л ведь еще современники хана говорили, что «против Абулхаировой чести ни единый человек не стоит», считали его отцом народа, и Абулхаир ушел в могилу как великий хан.

К таким личностям, как Абулхаир, нельзя подходить по-обывательски, пытаться оценивать с современных позиций, вне конкретных исторических условий. Сейчас немало любителей истории, «политических археологов», готовых как угодно переписать прошлое ради конъюнктурных родовых и жузовых интересов, а фантазия иных писак не знает границ в антиабулхаировской истерии.

К сожалению, не все авторы хорошо знакомы с мировоззренческими и методологическими проблемами исторического познания, философии, истории, ее научными принципами, такими, как объективность, историзм, всесторонность, конкретность и др., позволяющими раскрыть механизм того или иного исторического явления.

Есть «история-наука», основывающаяся на незыблемых законах, глубинных связях событий живой истории, научно-теоретическом подходе, на точных, доказанных, проверенных фактах. И есть «история-идеология», базирующаяся на мифологии, эмоциях, чувствах и других субъективных моментах как идеалистическое, абстрактное отражение реальной действительности и поэтому ведущая в научный тупик, к кризису подлинной науки.

История, как и другие науки (математика, физика, химия, биология и т. д.), имеет свои специфические закономерности развития, а являясь к тому же социальной наукой о прошлом, оперирует такими понятиями, как «историческая необходимость», «исторический выбор», «время и пространство в истории», «историческая целесообразность» и другими философско-методологическими категориями, хорошо известными профессионалу. И далеко не каждый писатель, публицист, журналист, поэт, пенсионер или артист может адекватно разбираться в историческом прошлом, являющемся закодированной математико-культурологической программой для будущих поколений, судьбой и памятью народа, прогнозом на перспективу.

Политический выбор Абулхаира учит, как жизненно важно вовремя ориентироваться в сложной международной обстановке, проводить умную геополитику, находить верных друзей и союзников, могущественных покровителей. Хотя и сегодня есть противники казахско-российского союза, нужно держать курс на создание с Россией единого экономического и оборонного пространства, военно-политического альянса двух суверенных государств.

Россия по-прежнему остается одной из крупнейших ядерных держав мира, имеющей свои интересы в Центрально-Азиатском регионе, с чем нельзя не считаться. История ее показывает, что из всех смутных эпох Россия выходила еще более окрепшей и могущественной. Не зря немецкий «железный канцлер» Бисмарк утверждал, что «русские медленно запрягают, но едут далеко и быстро», а английский фельдмаршал Монтгомери после войны завещал политикам и генералам: «Не ходи на Россию!» Закончится когда-нибудь и нынешняя смутная полоса ее истории, и Россия вновь возродится как великая держава. Поэтому казахстанскому народу, нашим политикам следует придерживаться добрососедских, дружественных и взаимовыгодных отношений с демократической Россией, с которой Казахстан связывают вековые тесные связи. Доктрина Абулхаира в историческом плане оправдала себя и не исчерпала своих потенциальных возможностей.

Хан Абулхаир дорог Казахстану не только как выдающийся государственный и военный деятель, но и как основоположник династии, давшей целую плеяду ярких и талантливых личностей. Среди них первые казахстанские генералы: хан Жангир Букеев, Баймухаммед Айшуаков, Мухамеджан Байму-хаммедов и генерал от кавалерии (генерал армии) Губайдулла Жангиров, знаменитый композитор Даулеткерей Шигаев, известный цоэт Шангерей Букеев, основатель казахских женских школ во Внутренней Букеевской Орде красавица Хосни Нуралиханова, революционеры Бахытжан Каратаев и Габдол-хаким Букейханов, основоположники оркестра имени Курмангазы Науша и Махамбет Букейхановы и многие другие. И сегодня потомки Абулхаира (Букейхановы, Сейдалины, Шигае-вы и др.) с честью и достоинством несут его фамилию. И среди них-человек неувядаемой и неповторимой красоты, член-корреспондент НАН РК, профессор Майя Хажетдиновна Шигаева.

Вообще, касаясь Абулхаира, нельзя обойти молчанием роль и место чистокровных чингизидов, потомственных аристократов, представителей древних ханско-султанских фамилий в истории Казахстана. Они практически исчезли после Октябрьской революции 1917 года и вместе с ними исчезли носители высокой культуры, достойные, благородные и породистые люди, всюду стала господствовать серость. А ведь чингизиды — это тоже национальное достояние, лучшая часть генофонда народа.

Таков хан Абулхаир — государственный и военный деятель, верховный главнокомандующий казахскими войсками в войне с джунгарами, герой Буланты и Анракая, полководец и дипломат, первый маршал казахской степи, инициатор сближения Казахстана и России. Его имя должно быть в одном ряду с такими выдающимися деятелями прошлого, как ханы Касым Воинственный, Жангир Внушительный, Тауке Мудрый, Аблай Великий и Кенесары Грозный. Никто и ничто не должно быть забыто из нашей истории».

Трудно добавить что-либо к этой великолепной и объективной характеристике Абулхаир-хананастолько полна она и исчерпывающа. И все же, зная неукротимость оппонентов, хочу отослать их к еще одному письменному источнику, а именно — свидетельству Национальной Академии наук Республики Казахстан: "Абулхаир, живший в 1693 — 1748 годах — казахский хан, дипломат, полководец и государственный деятель. В период борьбы с джунгарской агрессией он выступил организатором всеказахского ополчения и проявил себя талантливым военачальником. Под его предводительством казахские воины одержали историческую победу над джунгарами, разгромив их в битве на реке Буланты в 1726 году и в Анракайской битве в 1729 году. Джунгарская агрессия на казахские земли была остановлена.

Как дальновидный политик, в условиях постоянной внешней угрозы со стороны Цинской империи, России и Джунгарии Абулхаир выбрал покровительство со стороны Российской Империи с целью сохранения казахского государства. 10 октября 1731 года вместе с представителями казахской знати Абулхаир подписал акт о присоединении казахов младшего жуза к России.

В дальнейшем деятельность Абулхаир-хана была направлена на сохранение казахской государственности и на ограничение колонизаторских притязаний империи. Абулхаир вошел в историю казахского народа как выдающийся государственный деятель».

Думается, самым разумным в оценке роли и места Абулхаир-хана в истории казахского народа будет оставить последнее слово за учеными-историками, глубоко и компетентно раскрывающими эти роль и место как выдающиеся. В прошлом году исполнилось 300 лет со дня рождения хана Абулхаира, вся жизнь и деятельность которого поистине были «триумфом и трагедией». Отдадим еще раз должное этой замечательной личности и знаменательному юбилею!

Хан Младшего жуза Мухаммед Абулхаир Гази Бахадур-хан, прямой потомок Чингисхана в 15-м поколении. Абулхаир родился в 1693 году. Детство его прошло в условиях, когда Казахское ханство подвергалось нападениям со стороны Джунгарии и волжских калмыков К началу XVIII века зона влияния Джунгарского ханства значительно расширилась и включала Алтай, Восточный Туркестан, среднее и верхнее течения Иртыша, среднее течение Тобола и Ишима. В период правления Галдан-Церена (1697–1728 гг.) Джунгария достигла пика своего военного и политического могущества. Военные операции ойратов были направлены против маньчжурского Китая, казахских кочевий и среднеазиатских владений.

С юных лет Абулхаир активно участвовал в военных походах и набегах казахских ханов и султанов. В 17-летнем возрасте он становится одним из военных предводителей казахского ополчения, общее руководство над которым осуществлял батыр Богембай. Султан Абулхаир участвовал в обороне Ташкента, Туркестана и Сайрама, которыми владели его предки.

В 1718 году султана Абулхаира избирают ханом Младшего жуза. Во главе 30-тысячного войска он выступил против джунгар и дал сражение на реке Аягуз. Несмотря на молодость, Абулхаир прославился личной отвагой, воинским мастерством и умением организатора. Не случайно в 1726 году на съезде казахов всех трех жузов в Ордабасы султаны, бии и батыры единодушно избрали его верховным главнокомандующим войском Казахского ханства. Под его руководством объединенные вооруженные силы казахов дважды, в 1729 году в Анракайской битве и 1730 году в сражении в местности Ит ишпес Алакуль, разбили джунгар и были близки к полной победе.

Несмотря на определенные успехи, хан Абулхаир понимал, что устоять против военной машины Джунгарского ханства военные ополчения казахов вряд ли смогут и начал переговоры с сибирской администрацией России о военном союзе против ойратов.

После славных побед между представителями феодально-родовой аристократии, «белой кости», развернулась борьба за право занять место старшего хана. По воинским заслугам наиболее подходящей кандидатурой был Абулхаир. Он и сам считал, что заслужил это право. На фоне других ханов и султанов он действительно выглядел достойным государственным мужем, что признавалось во всей казахской степи и за ее пределами. Но Абулхаир из младшей султанской фамилии и по этой причине его кандидатура была отклонена. По сложившейся традиции, ханом стал Абулмамбет, сын Болат хана. Гордый и честолюбивый Абулхаир, не согласившись с этим решением, вернулся со своими дружинами в родные кочевья. Также покинул нового хана, сочтя себя обойденным, и его дядя султан Самеке (Шихмухаммед). Общеказахское ополчение распалось, и вновь нависла угроза порабощения джунгарами казахских степей. Хунтайджи уже не ограничивался требованием присылки аманатов, а хотел видеть казахских владетелей в своем подчинении.

Младший жуз оказался в очень тяжелом военном положении, со всех четырех сторон он находился во вражеском окружении. Международная и региональная ситуация складывалась крайне неблагоприятно для Казахского ханства. На всем огромном Евразийском материке господствовали две великие державы: Российская империя и маньчжурский Китай. Шел территориальный раздел континента, и все иные народы (монголы, джунгары, уйгуры, казахи, кыргызы и пр.) с исторической неизбежностью должны были либо покориться, либо исчезнуть (как и случилось позже с джунгарами). Другой альтернативы в тот жестокий век просто не существовало

В этих условиях часть казахской знати, во главе которой стоял Абулхаир, склонялась к тому, чтобы пойти на налаживание контактов с Российской империей. Это было, пожалуй, единственно верное решение: чтобы спасти народ, дать ему мирную жизнь – просить помощи и покровительства у России.

В сентябре 1730 года в Москву было отправлено представительство Абулхаира с просьбой о принятии казахов в российское подданство. И уже 19 февраля 1731 года императрица Анна Иоанновна подписала грамоту о добровольном вхождении Младшего жуза в состав России.

10 октября 1731 года состоялся съезд крупных родоправителей Младшего и Среднего жузов. На верность российской императрице на Коране присягнули хан Абулхаир, известные батыры Богенбай, Есет, Худайназар-мурза и еще 27 влиятельных правителей. Этот акт положил начало присоединению казахских земель к России.

На весы казахской истории были брошены независимость и необходимость немедленной помощи и покровительства перед лицом грозной внешней опасности в условиях отсутствия единства в самом казахском обществе. И чаша весов склонилась в пользу второго фактора: казахи временно потеряли свободу и суверенитет, но сохранились как этнос на своей земле.

В 1735 году хан Среднего жуза Кучук и султан Барак в письменном послании подтвердили российское подданство Среднего жуза. С этого периода начинается активизация российско-казахских связей. Принятие подданства России Младшим и частью Среднего жузов заметно разрядило обстановку в отношениях казахов с калмыками, башкирами, яицкими казаками. Улучшились условия для меновой торговли в приграничных крепостях.

Русско-казахские отношения заметно укрепились к концу 30-х – началу 40-х годов XVIII века. В Казахскую степь было отправлено множество российских дипломатических миссий, которые доставляли сведения о событиях в степи, о взаимоотношениях между жузами и различными династическими группировками, о внешнеполитической деятельности правящей верхушки, настроениях населения и т. п. Экономическая часть миссий заключалась в создании условий для свободной торговли и беспрепятственного прохождения караванов через степь.

Абулхаир, разумеется, не представлял себе всех отдаленных последствий присоединения к России, какие формы для народа примет колониальная экспансия царизма в будущем. Тогда его задачей было спасти свой народ, и это ему удалось. Кроме того, обладая определенными честолюбием и амбициями, Абулхаир предполагал в лице царской администрации найти опору собственного влияния в степи. Он уже давно вступил в соперничество с ханской династией Среднего жуза, в частности, с султаном Бараком. Этот конфликт закончился для него трагически. В начале августа 1748 года, возвращаясь из Орска, где он встречался с послом А. Тевкелевым, был убит Бараком. Это происшествие не являлось следствием межродовых и межжузовых противоречий. Позиции двух крупных политических фигур XVIII столетия – Абулхаира и Барака – в силу их личностных качеств, стали основой для взаимной неприязни и соперничества, что и привело к трагической развязке. Об причинах убийства Абулхаира Барак-хан так ответствовал перед Казыбек би: «Я-де Абулхаир-хана убил по причине такой, что-де он был плут, и много-де делал плутовство… пограбил присланный ко мне от зятя моего из Хивы на трех верблюдах товар… его-де род против нашего силою не будет, ибо-де наша фамилия честная и многолюдная».

Сама по себе противоречивая фигура хана Абулхаира – степного правителя и российского подданного – оказалась на перекрестке путей в глубине Евразии. Время делало степных владетелей многогранными. В хане Абулхаире сочетались и искусство полководца, и талант дипломата. Оставаясь представителем своей эпохи, он являлся одним из ярких образцов существовавших в то время нравов и обычаев, понятий о достоинстве аристократа и неписаном кодексе чести правителя-чингизида.

1. Введение.

2. Непримиримый Абулхаир.

3. Распад Золотой Орды и образование постмонгольсокого государства на собственно тюркской основе.

4. Формирование "государства кочевых узбеков" во главе с Абулхаиром.

5. Распад государства кочевых узбеков.

6. Заключение.

7. Список используемой литературы.

Введение.

Становление и развитие собственно казахской государственности в исторической литературе принято связывать с эпохой Казахского ханства. Однако его ханы в сложных отношениях с правителями соседних государств и народов собирали воедино казахские этнические группы и их земли, уже давно подготовленные к единой государственности многовековым этнополическим и хозяйственно-культурным развитием населения Казахстана.

Начальный этап этого сложного периода в истории Казахстана характеризуется распадом монгольских улусов - владений Чингизидов в Дешт-и Кипчаке и Средней Азии (Мавераннахре); конечный - образованием собственно казахского государства, Казахского ханства. Эволюция форм политической жизни населения региона в это время шла через обособления на его территории нескольких государств - Ак-Орды, Могулистана, Ногайской Орды, а также государства кочевых узбеков или ханства Абулхаира, роль которого заключалась в том, что при его расколе обитатели степей, с тех пор названные казахами, отделились от остальной части народа.

Хан Абулхаир

Абулхаир родился в 1693 г. Детство его прошло в условиях, когда Казахское ханство подвергалось нападениям со стороны Джунгарии и волжских калмыков. К началу XVIII века зона влияния Джунгарского ханства значительно расширилась и включала Алтай, Восточный Туркестан, среднее и верхнее течения Иртыша, среднее течение Тобола и Ишима.

С юных лет Абулхаир активно участвовал в военных набегах и походах казахских ханов и султанов. В 17 летнем возрасте он становится одним из военных предводителей казахского ополчения, общее руководство над которым осуществлял батыр Богембай. Источники зафиксировали участие султана Абулхаира в военных действиях против джунгар при обороне Ташкента, Туркестана и Сайрама, которыми владели его предки.

Абулхаир-хан – великий полководец, политик, дипломат, относится к числу самых выдающихся личностей за всю историю казахской государственности. И я благодарен авторам статей в газете «Свобода Слова». Но как исследователь истории присоединения Казахстана к России, должен указать на некоторые неточности.

Помимо отражения нападения ойратов, казахи также вынуждены были воевать с башкирами, волжскими калмыками. В этот период происходит активизация казахско-русских дипломатических контактов. В неблагоприятных внешнеполитических условиях Тауке хан понимал всю важность установления нормальных контактов с Российской империей. В этот период Абулхаир становится одним из полководцев хана Тауке.

В 1709-1711 гг. ойраты осуществили крупное вторжение на территорию Казахстана. Угроза заставила казахов провести в Каракумах в 1710 г. съезд, на котором предводителем ополчения трех жузов был выбран батыр Богенбай. В 1713-1714 гг. ойраты нанесли ряд крупных поражений.

В 1716 г. был предпринят новый поход против ойратов, но он закончился поражением, одной из причин которого послужили разногласия между Абулхаиром и Каип ханом, выбранном после смерти Тауке хана.

В 1718 г. Абулхаира выбирают ханом Младшего жуза. В том же году он вместе со старшим ханом Каипом во главе 30-тысячного войска выступил против джунгар и дал сражение на р. Аягуз. Несмотря на определенные успехи, хан Абулхаир сознавал, что устоять против военной машины Джунгарского ханства военные ополчения казахов вряд ли смогут и начал переговоры с сибирской администрацией России о военном союзе против ойратов.

В 1722 г. Джунгария заключает мир с Цинами. Для казахов это стало началом череды трагичных событий. Ранней весной 1723 г., когда кочевники ослаблены после зимы, ойраты вторгаются на территорию Казахстана. В течение короткого промежутка времени джунгары, сметя разрозненные казахские ополчения, вторглись глубоко в степь. Ташкент, Сайрам, Туркестан и многие другие города оказались захваченными джунгарами. Джунгары вынудили Средний и Старший жузы бежать к Ходженту и Самарканду, Младший - в Хиву и Бухару. Казахи несли огромные людские потери как вследствие военных поражений, так и из-за голода, вызванного гибелью скота и имущества. Эти годы остались в памяти казахов как годы Великого бедствия.

Незначительные отряды казахских батыров пытались оказать сопротивление, но безуспешно. В 1726 году на очередном общеказахском съезде было создано ополчение из представителей казахских жузов. Главнокомандующим ополчением был избран хан Абулхаир. И в 1727 г. на берегу р. Буланты джунгарам было нанесено первое за эту войну крупное поражение. Местность, на которой ойраты потерпели поражение, получила название "Калмак кырылган" (Место гибели калмыков).

В 1729 г. в 120 км от оз. Балхаш в местечке Ангракай произошла еще одна крупная битва с джунгарами, закончившаяся поражением ойратов. Но вспыхнувшие военные действия между Джунгарией и Цинской империей в 1729 г. временно прекратили казахско-ойратские военные действия.

Обладая военным талантом и мастерством, проявляя в сражениях храбрость и отвагу, Абулхаир приобрел большую известность в казахской степи.

Он проводил внешнюю политику, пытаясь нейтрализовать или упредить возможные нападения соседей. В это время он вел активные военные действия не только против ойратов, но и против их волжских сородичей. Военные успехи снискали ему славу и почет также и среди родоплеменной знати.

В 1730 г. в местности Ит-ишпес, к юго-востоку от Балхаша, Абулхаир смог нанести еще одно поражение джунгарским соединениям.

В этих условиях часть казахской знати, во главе которой стоял Абулхаир, склонялась к тому, чтобы пойти на налаживание контактов с Российской империей. Вероятно, в тот критический момент истории казахского народа тактика сближения с Россией была единственно правильной.

В сентябре 1730 г. Абулхаир послал посольство в Уфу с посланием к императрице Анне с просьбой о принятии в подданство хана Абулхаира с подвластными ему родами и племенами Младшего жуза.

19 февраля 1731 г. императрица подписала грамоту о добровольном вхождении Младшего жуза в состав России. В апреле 1731 г. к Абулхаиру было направлено специальное посольство во главе с Тевкелевым, который обладал широкими полномочиями самостоятельно вести переговоры по вопросам русско-казахских отношений. В его функции входила не только дипломатическая работа. Посол должен был выяснить максимальное количество сведений о Казахской степи: расстояние до нее, количество населения, социально-экономическое положение, быт, отношения с соседними народами. Помимо этого, российский МИД интересовали климатические условия, рельеф, наиболее удобные пути достижения кочевий казахов и т.д.

10 октября 1731 г. состоялся съезд родоправителей Младшего и Среднего жузов, на котором Абулхаир сообщил, что обратился с просьбой в Петербург, чтобы найти покровительство. Как верно отметил Тевкелев, "подданные" Абулхаира имели очень широкую самостоятельность и вполне могли противопоставить мнению хана свое собственное. Российскому послу приходилось применять различные дипломатические приемы, чтобы убедить собравшихся.

После собрания присягнули на Коране на верность императрице хан Абулхаир, батыры Богенбай, Есет, Худайназар - мурза и еще 27 влиятельных правителей. Этот акт положил начало присоединению казахских земель к России. Начинается период активизации российско-казахских связей. Русско-казахские отношения заметно укрепились к концу 30-х - началу 40-х годов. Постепенно все большее число казахских родоправителей принимали подданство. В Казахскую степь в 1740-1742 гг. было отправлено множество российских посольств.

В 1741 г. ойраты вновь осуществили вторжение на территорию казахских кочевий. Российское посольство было вынуждено для урегулирования отношений с Джунгарией в 1742 г. направить в Ургу посольство во главе с К. Миллером. С обострением джунгаро-русских отношений совпал указ императрицы от 30 сентября 1742 г. "О запрещении киргизам кочевать близ реки Яик", по которому казахам категорически запрещалось кочевать на правобережье Яика. Этот шаг царских властей вызвал огромное возмущение кочевников. В результате этого отношения Абулхаира и оренбургской администрации обострились. Оренбургский губернатор И. Неплюев попытался усмирить хана и уменьшить его влияние в степи. Для этих целей был задержан в аманатах сын Абулхаира султан Кожахмет. Неплюев надеялся в лице Абулхаира найти послушного проводника российской политики в степи, тогда как хан, обладая определенным честолюбием и амбициями, предполагал в лице российской администрации найти опору собственного влияния в степи. Абулхаир давно уже вступил в соперничество с ханской династией Среднего жуза, в частности, с султаном Бараком. Зная это, оренбургская администрация всячески пыталась противодействовать усилению того или иного степного правителя. И. Неплюев косвенно подталкивал различных казахских владельцев к конкурентной борьбе, рассчитывая еще более укрепить позиции России в степи.

Абулхаир в период охлаждения отношений с российской администрацией в Оренбурге устроил несколько набегов против башкир, волжских калмыков и русских поселений.

В 1747 г. к Абулхаиру был послан с дипломатической миссией его давний знакомый А. Тевкелев. Посол при встрече с ханом должен был прежде всего добиться прекращения нападения казахов на пограничные районы России и возвращения российских пленных.

Встреча хана Младшего жуза с Тевкелевым произошла в Орской крепости в июле 1748 г. Абулхаир прибыл со всем своим семейством и приближенными, демонстрируя тем самым верность России. В целом произошла нормализация отношений Абулхаира с российской администрацией.

Выехав из Орска, Абулхаир хан не стал заезжать в Оренбург, держа обиду на И. Неплюева. В начале августа 1748 г. по пути домой он встретился с султаном Бараком. В ходе завязавшейся схватки Барак убивает Абулхаира. Это происшествие не являлось следствием межродовых противоречий. Позиции двух крупных фигур XVIII в. - Абулхаира и Барака - в силу их личностных харизматических качеств, стали основой для личной неприязни и соперничества, что и привело к трагической развязке.

Абулхаир погиб 1 августа 1748 г. от руки своего заклятого врага султана Барака. Бесспорно, политика Абулхаира сыграла решающее значение в становлении и развитии казахского государства и может служить уроком для потомков. Уроком может быть и исторический момент раскола между казахскими жузами при Абулхаире.

Государственный и административно-политический строй ханства Абулхаира.

Главой государства являлся хан, власть которого считалась наследственной по прямой линии или передавалась старшему представителю правящей династии. По традиции соблюдался акт провозглашения, избрания хана родоплеменной знатью - беками, эмирами - и от их воли зависело, будет ли "поднят ханом" прямой наследник, старший в роде или какой-либо иной претендент. Правление и власть хана всегда находилась в прямой зависимости от воли господствующего класса - феодалов. Предводители улусов и межплеменных объединений находились в вассальном подчинении у хана. Хан вручал им официальные документы, дающие право на управление страной и сбор налогов. Поэтому они были ответственны перед ханом. Управляя от имени хана племенем или несколькими племенами, они должны были выставлять в случае войны определенное число воинов в виде ополчения, отдавать хану часть взимавшихся ими с подвластного населения налогов. Хан имел личную дружину из нукеров. Периодически проводилась перепись войск. Войско составляли десятки, сотни, тысячные и тумены. Основная часть войск комплектовалась на базе упомянутых ополчений вассалов хана. Но эти войска были ненадежны, так как их военачальники в любое время могли увести подчиненные им отряды.

Представители кочевых феодалов и вельмож сами правили народом. Они одновременно являлись исполнителями административно-политической и судебной власти. Пожалования кочевых улусов вместе с земледельными территориями предоставлялись ханами отдельным феодалам, вождям родов и племен не только за постоянную службу, но и за отдельные военные подвиги, за личные заслуги перед ханом.

В вассальных отношениях ханов с феодалами в ханстве Абулхаира довольно широко практиковалась система тарханных пожалований. Получивший такое пожалование феодал освобождался от налогов в пользу государства, имел право на свободный доступ к хану, не делился ни с кем военной добычей, освобождался от наказаний до девяти раз.

Представители знати в своем лице совмещали политические, судебно-административные функции и экономическую власть над зависимым населением. Имея значительные военные силы в виде ополчения, знать нередко не подчинялась хану, а крупнейшие ее представители сами стремились к захвату государственной власти, выдвигали из своей среды претендентов на ханский трон и поддерживали их. Обычно после смерти хана начиналась борьба между его наследниками, и эти усобицы также поддерживались различными группировками знати.

Для решения вопросов созывался ханский совет. Ханский совет состоял из приближенных и знати. Есть упоминание о существовании в ханстве Абулхаира дивана, как главной государственной канцелярии, и дафтаров (финансовых ведомств, налоговых управлений, канцелярий). Государственно-важные документы скреплялись печатью. Важнейшую роль в делах государства играл улусбек, который активно влиял на решение вопросов о престолонаследии, командования армией, дипломатических отношениях с соседними государствами. Для соблюдения порядка во время прохождения собраний, праздников выделялись специальные люди, называемые есаулами.

Имелись высшие должностные лица, в частности, атабек (воспитатель, дядька наследника), обладавший большими полномочиями при хане, кукельдаш ("молочный брат" ханских сыновей). Лицо, имевшее титул кукельдаша, по своему положению было равно атабеку или аталыку. В ханстве Абулхаира кукельдаш выполнял обязанности атабека (аталыка), т.е. воспитателя наследника ханского трона. Когда же ханский отпрыск становился самостоятельным правителем, кукельдаш продолжал оказывать большое влияние на своего воспитанника.

Важным административным лицом был даруга - правитель, ханский наместник в городе, области, управляющий делами города. В его обязанности входили сбор дани и прочих налогов и присмотр за порядком.

Масса оседлого и кочевого населения ханства Абулхаира обозначалась термином "карачу" ("простолюдины", "чернь").

Государственно-административная система ханства Абулхаира была направлена на защиту интересов правящей верхушки. Сложившаяся военно-ленная система с ее иерархией обеспечивали ей возможность эксплуатации рядовых скотоводов и зависимых оседлых крестьян. Но вместе с тем она обеспечивала возможность сохранения целостности государства, защиты его территории во взаимоотношениях с соседними государствами, как это было в период реализации агрессивных устремлений их соседей.

Политическая власть знати ханства Абулхаира, начиная с хана и кончая вождем рода, базировалась на экономической мощи, основой которого являлось традиционное право распоряжения, фактическое владение как пастбищными территориями, на которых кочевали подвластные феодалам племена и роды, так и обрабатываемыми участками в местах зимовок и в оседло-земледельческих оазисах, а также владения громадными стадами скота.

Этнический состав населения состоял из тюркских родов и племен - кипчаков, найманов, уйсуней, аргынов, карлуков, конгратов, канглов, кереитов и многих других. У этих племен были схожие языки и хозяйства, а также общие культура, обычаи и традиции.

Что касается названия государства, созданного Абулхаирханом, то в источниках оно обычно именуется по традиции "Узбекским улусом", а также "улусом Шайбана", "улусом Абулхаира". Термин "улус" иногда применяется в источниках вместе с термином иль (эль) и с именем собственным: "иль ва улус-и Абулхаирхан", или с обобщенным этнополитическим названием подвластного населения "иль ва улус-и узбек" и т.д. Применяется также последнее название и в сочетании с географическим понятием "дийар" - страна (Дийар-и узбек). В исторической литературе государство Абулхаирхана именуется "Узбекским ханством", "Государством кочевых узбеков", "Ханством Абулхаира". Последнее наименование представляется более нейтральным, так как на территории ханства обитали не одни только кочевые узбеки, в смысле будущего компонента узбекской народности в Средней Азии, но главным образом казахи, мангыты, о чем пишет автор начала XVI в. Рузбихан Исфахани. По наименованию одной из крупнейших этнических групп, обитавших на территории, вошедшей в государство Абулхаира, последнее имеет основание называться также Кыпчакским ханством.

Кочевые племена Восточного Дешт-и-Кыпчака еще более усилили свою активность при Абулхаирхане и при всяком удобном случае совершали нападения на пограничные с их улусами владения. Характерно, что ко времени правления Абулхаира основным направлением внешней политики предводителей кочевых племен Восточного Дешт-и-Кыпчака была не борьба за сарайский трон, а борьба с Тимуридами за присырдарьинские города и Хорезм. Последнее обстоятельство может служить показателем того, что улус Шибанидов вступил отныне в более тесные взаимоотношения со Средней Азией, которые закончились на рубеже XV-XVI вв. окончательным завоеванием государства Тимуридов внуком Абулхаирхана Мухаммадом Шайбани. Связи же с центрами распадавшейся Золотой Орды постепенно ослабевали, хотя, по словам автора "Тарих-и кассира",власть Абулхаира в годы его могущества распространялась вплоть "до пределов Булгара".

Внутриполитическое положение государства, несмотря на сорокалетнее правление Абулхаирхана, было непрочным. Ханство Абулхаира не стало централизованным государством, оно подразделялось на несколько этнотерриторий, этнополитических групп, владений (улусов) во главе с чингизидами. Весь период правления Абулхаира был заполнен усобицами. Ему пришлось вести упорную и ожесточенную борьбу с многочисленными Джучидами, претендовавшими на верховную власть. Уже в 1430г., вскоре после того, как он был провозглашен ханом, Абулхаир вынужден был выступить в поход для "приведения в повиновение" Шайбанида Махмуд-Ходжа-хана. Противники встретились на берегу реки Тобола. После жаркого боя Махмуд-Ходжа-хан был разбит и обратился в бегство в надежде, что быстроногий скакун унесет его с поля брани. Однако перехитрить судьбу невозможно: он был схвачен и казнен по приказу Абулхаира. А жену Махмуд-Ходжа-хана, по имени Аганак-бике, которая по красоте своей "спорила с луной, Абулхаир по мусульманскому обычаю взял в жены". Богатство и военная добыча, которые достались от противника, были поделены между воинами. "Всех высокопоставленных султанов и славных эмиров он отличил и одарил дорогими вещами, поясом и высокими должностями". Так на берегу Тобола было покончено с притязаниями Махмуд-Ходжа-хана, но явились другие претенденты, наиболее влиятельные из числа которых были Махмуд-хан и Ахмад-хан.

Следующим шагом Абулхаирхана на пути укрепления своей власти в Узбекском улусе явился тщательно подготовленный поход против упомянутых ханов. Поход против Махмуд-хана и Ахмад-хана был предпринят вскоре после возвращения предводителя кочевых узбеков из низовьев Амударьи, где он в 834/1430-31 гг. завоевал Хорезм с главным городом Ургенчем, разграбил его, однако в том же году оставил его. Главной причиной похода Абулхаирхана в район нижней Сырдарьи была не только династийная борьба, но и необходимость занять зимние пастбища в районе Сырдарьи и Приаралья. Захват низовий Сырдарьи мог открыть дорогу к городам Туркестана, столь важным для укрепления могущества кочевого государства. Молодому Шибаниду и на этот раз сопутствовал успех: в сражении, разыгравшемся в местности Икри-Тупа, Махмуд-хан и Ахмад-хан были разбиты и отступили. По рассказу Мас"у да бен Усмана Кухистани, тука-тимуриды потерпели полный разгром, "Махмуд-хан и Ахмад-хан... отказались от дальнейшего сражения и, бросив всякое притязание на верховную власть и государство, обратились в бегство от войска Абулхаира". Было захвачено большое число пленных и добычи ("беспредельное богатство и многочисленное имущество", среди которого автор перечисляет "быстроногих лошадей, вереницы верблюдов, палатки и шатры на повозках, оружие"). Абулхаир овладел Орду-Базаром (так назывались ставки ханов).

Победа Абулхаира нашла сильную поддержку со стороны влиятельных групп феодалов кочевых племен, способствовала укреплению власти, подняла авторитет хана в глазах своих подчиненных. Также победа доставила Абулхаирхану возможность овладеть Орду-Базаром, "который был столицей Дешт-и Кипчака", где была прочитана хутба (проповедь, читавшаяся в мечети по пятницам, в которой произносилось моление за правящего государя) на его имя и выбиты монеты с его именем. Затем на короткое время Абулхаирхан завладел "троном Саин-хана" (Бату). Однако вскоре Махмуд-хану и Ахмед-хану удалось вернуть свои владения. "Вместе с тем, - пишет по этому поводу Махмуд б. Вали, - во времена правления Абулхаирхана после смерти Мухаммад-хана сыновья последнего - Махмуд - хан, Ахмад - хан, Джувак - султан и Башлык - султан, - вступили в войну с Абулхаирханом. Потерпев поражение, они кочевали в тех краях, пока, некоторое время спустя, не взошли вновь на унаследованный престол".

Следующая победа Абулхайра, которую подробно описал его историограф, была одержана только через 15 лет, в 1446 г., над Мустафой-ханом в районе Атбасара. С немногочисленным войском Мустафа отнял Хорезм у Тимура и правил им до 60-х гг. Молодой и честолюбивый Абулхаир в начале своей политической карьеры едва ли мечтал о том, что ему удастся одержать верх над большинством своих соперников, объединить Восточный Дешт -и Кипчак в единое "кочевое государство" и в течение сорока лет править этим государством самодержавно. Однако поддержка со стороны наиболее влиятельных кругов кочевого общества и большинства племён Узбекского улуса, первые победы над Джучидами значительно упрочили власть и расширили сферу влияния Абулхаира в степи. Многие Джучиды, среди них - Джанибек-султан и Гирей - и другие, не хотели повиноваться Абулхаиру. В 1446 г. Абулхаирхан захватил ряд городов на р. Сырдарье и в предгорьях Каратау - Сыгнак, Аркук, Сузак, Ак-Курган, Узгенд. Сыгнак сдался добровольно: "Когда хаким [города] Сыгнака увидел многочисленность и величественность войска хакана [Абулхаирхана], то, выйдя к нему с повиновением и послушанием, вручил город эмирам и слугам хакана, подобного Сатурну, и Ак-Курган, и Аркук, и Сузак, и Узгенд также подчинились деснице власти и завоевания [его] наместников". Сыгнак стал столицей ханства (до этого столицей был г. Тура или Чимги-Тура, затем Орду-Базар). Сырдарьинские города и для него, как раньше для Ак-Орды, могли послужить фактором сплочения, удержания в его власти степных районов государства. Взятие сырдарьинских городов - ремесленных и торговых центров, к которым тяготело население кочевых районов казахстанских степей, могло существенно способствовать усилению ханства Абулхаира. Объясняется столь быстрое занятие Абулхаиром сырдарьинских городов тем, что он опирался на значительные силы своих сторонников в Дешт-и Кипчаке, на свою мощь, накопленную им за два десятка лет властвования над степью. Кроме того, следует сказать, что правящая верхушка этих городов, постоянно испытывавших на себе все тяготы длительной борьбы правителей Мавераннахра с владетелями Восточного Дешт-и Кипчака, привыкла лавировать между соперниками и, переходя от поддержки одной стороны к другой, тем самым хоть как-то обеспечивать своим городам безопасность. Города были пожалованы в управление эмирам и султанам. По мнению В. В. Бартольда, утверждение Абулхаира на Сырдарье - наиболее важное для дальнейшей истории узбеков событие его царствования.

Враждебные отношения между родственными племенами улуса Шайбана и улуса Орды в связи с передвижением Абулхаира в район Присырдарьи еще более усугубились, так как занятие Абулхаиром городов и их оазисов задевало интересы Джанибека и Гирея и их подданных казахов, кочевавших в Присырдарье и районе Каратау. Это послужило немаловажной причиной обострения борьбы между ними и последующей откочевки казахских султанов и подвластных им родов и племен. В дальнейшем Абулхаир охотно вмешивался в династические распри Тимуридов, чтобы иметь своего ставленника в Мавераннахре. Он предпринимал неоднократные попытки оказать давление на правителей Средней Азии как вооруженным путем (походы на Хорезм, захват городов Туркестана в 1446 г., поход 1451 г. на Самарканд), так и путем поддержки кого-либо из враждующих Тимуридов. Успеху экспансии Абулхаира способствовало соглашение его с местными феодалами, одному из Тимуридов Абу Са"иду, он помог в 1451 г. захватать власть в Самарканде.

Однако ни победа над Мустафа-ханом, ни значительное расширение владений завоеваниями присырдарьинских городов-крепостей не предотвратили жестокого поражения Абулхаира в войне с калмаками (ойратами). В прежние времена восток - западные склоны Хантайских гор, юг - пустыню Гоби, запад - территорию Моголистана, север - междуречье Енисея и Иртыша населяли кочевые народы, называемые ойратами. Крупные феодалы ойратов из-за пастбищ совершали частые походы в Моголистан, Семиречье и Среднюю Азию. Битва войск Абулхаира и калмаков во главе с Уз-Тимур-тайши произошла около Кок-Кашане, в окрестностях Сыгнака, в 1457 г., по словам Кухистани, предводитель калмаков предпринял поход на Сырдарьинскую область с целью грабежа. Когда Уз-Тимур-тайши услышал, что Абулхаирхан собрал большое богатство, пишет он, то "запылал огонь зависти в груди" у него, и он приказал, чтобы воины привели в порядок своё оружие и явились к его двору. Ратники собрались и отправились с жёнами и домочадцами в поход. Когда орда достигла берегов реки Или, воины оставили здесь жен, домочадцев, обозы и отправились далее налегке и вскоре достигли окрестностей Сыгнака, - столицы Шайбанидов. Выступило и войско Абулхаира. Предводитель калмаков послал одного из своих известных воинов, чтобы он, выйдя на середину поля битвы, сообщил предводителю дештских племён послание согласия: "Пусть пот не выступит из рубашек, пусть кровь не выступит из тела героев". Однако Джучиды презрительно отвергли предложение и тем зажгли огонь нападения и битвы. Обе рати сошлись, смешались; взвилась на воздухе пыль от копыт и полилась по степи кровь от мечей, секир и стрел. Длился этот бой и погром много часов; но вот "ветер победы подул" со стороны калмаков; Абулхаирхан был вынужден отступить и укрыться за стенами Сыгнака. Не встречая сопротивления, победители вступили оттуда в окрестности Туркестана, Ташкента и Шахрухии, произвели повсюду гибель и насилие, грабёж и полон, увезли с собой всё захваченное. Перед уходом Уз-Тимур-тайши заключил мир с Абулхаиром. По некоторым источникам условия этого мира были унизительными для Шайбанидов. Потерпев жестокое поражение от калмаков под Сыгнаком, Абулхаир вынужден был оставить разоренные области Туркестана и уйти в Дешт-и Кипчак, где "долго потом пришлось ему успокаивать и приводить в порядок свои степи, столь сильно пострадавшие от такого погрома".

Причина поражения Абулхаирхана от калмаков заключается главным образом во внутренней слабости его государства. Постоянные династийные распри и междоусобицы Чингизидов, сепаратизм кочевой знати родов и племен, обострение противоречий между феодальной верхушкой и массами рядовых кочевников и полукочевников, внутренние и внешние войны привели государство в состояние полной расшатанности и развала. После этого поражения часть кочевого народа во главе с Джанибеком и Гиреем отмежевалась от Абулхаира, перешла в Моголистан и стала обживать земли в поймах р. Чу и Козы-Баши.

После смерти Абулхаирхана государство распалось. Основными причинами распада были распри, усобицы за раздел территории, сопротивление эксплуатации рядовых кочевников, выражавшееся в откочевках массы людей на другие территории.

Сама по себе противоречивая фигура хана Абулхаира оказалась на перекрестке исторических путей в глубине Евразии. Время делало степных владетелей многогранными. В хане Абулхаире сочетались и искусство полководца, и талант дипломата. Оставаясь представителем своей эпохи, он является одним из ярких образцов существовавших в то время обычаев и нравов, понятий о достоинстве и неписаном кодексе чести правителя-чингизида.

В заключение можно сказать, что Абулхаир – единственный казахский хан, который всю свою жизнь воевал с Россией. Казахская поговорка гласит: «Кіші жүзге найза бер», смысл которой таков: казахов Младшего жуза отправляй на войну. Мы долгое время не понимали смысл этой поговорки, потому что с джунгарами воевали все казахи. Но мы просто не знали раньше ничего о 300-летней войне между казахами и казачьими отрядами. А между тем в Западном Казахстане не проходило года без кровопролития. Мы знаем только о трех восстаниях – Сырыма Датова, Исатая Тайманова и в конце 19 века Жанкожа Батыра. Но восстаний было гораздо больше.

Перед тем как установить памятник Абулхаиру в городе Актобе, требовалось историческое обоснование. Мы в Институте истории и этнологии имени Чокана Валиханова подготовили тогда эту справку и постарались показать, что Абулхаир-хан – самая выдающаяся фигура в казахской истории XVIII века.

Что касается установки памятника Абулхаиру в Москве, это очень трудная задача, поскольку российские ученые хорошо знают боевую деятельность Абулхаира, хотя в Казахстане об этом еще знают мало. Вряд ли в России позволят соорудить памятник казахскому хану, который всю жизнь воевал с Россией. Для Российской империи Абулхаир был врагом номер один. На почет в России может рассчитывать разве что Абылай, который большую часть своей жизни состоял в дружбе с Россией.

Заключение.

Государственная территория ханства Абулхаира в течение 40 лет его властвования в Восточном Дешт-и Кипчаке претерпела ряд изменений, и к концу его правления она простиралась от южных рубежей Западной Сибири до правобережья Сырдарьи и предгорий Каратау, где он удерживал города Сыгнак, Узгенд, Ак-Курган, Сузак, и от Яика (Урала) до Иртыша и северной части Прибалхашья, т.е. в пределах этнической территории кочевых узбеков и казахов. Столицей этого государства в последние два десятилетия был Сыгнак, а до этого г. Тура (Чимги-Тура), позже - Орду-Базар.

В рамках государств Ак-Орды, ханства Абулхаира, Ногайской Орды и Могулистана появились более благоприятные, чем то было в монгольских улусах, условие для политического, хозяйственного и социального развития населения. Политически объединив этнические территории племен, упомянутые государства, каждый на своей территории явили собой, более прочную, этнически обособленную государственную организацию, обеспечившую входившим в него племенам и родам территориальное и политическое единство, возможность развития экономики, культуры, мирных контактов населения различных районов Казахстана.

С образованием Казахского ханства власть Шайбанидов рода Абулхаира на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась. Часть кочевых узбеков (групп из племен кипчаков, карлуков, уйгуров, кунгратов и др.) ушли в начале XVIв. в Мавераннахр. На территории Казахстана оставшиеся племена отошли под власть казахских ханов. Воспользовавшись ослаблением государства Тимуридов, Шайбаниды захватили власть в Средней Азии.

Историческое значение ханствования Абулхаира (1428-1468),по словам В.В. Бартольда, определяется тем, что он был "основателем могущества" кочевых узбеков Дешт-и Кипчака и именно при его царствовании среди населения Узбекского улуса произошел тот раскол, в результате которого собственно обитатели степей, с тех пор названные казахами, отделились от остальной части народа.

Список использованной литературы:

1. Берденова К.А. Общая и экономическая история Казахстана. Алматы. Экономика, 1997

2. Евразийство в экономической и этнополитической истории Казахстана./ Под ред. Берденовой К.А. Алматы. Экономика, 1997

3. Ибрагимов. Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. Алма-ата. Наука, 1969

4. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). Алматы. Д?уiр, 1993

5. История Казахстана. Том 2. Алматы, 1997

6. Султанов Т.И., Кляшторный С.Г. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алматы. Рауан, 1992

7. Шахирмаден. Биографии исторических личностей Казахстана XIV-XIX веков. Алматы. ТОО Литера, 2001.

8. И. Ерофеева. «Хан Абулхаир - полководец, правитель и политик», Алматы, 1999.

9. http://biografia.kz/famous/abulhair-han

10. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

В 1718 году после смерти общеказахского хана Тауке распалось Казахское ханство. От него осталось три жуза - Старший, Средний и Младший. Абулхайыра выбирают ханом Младшего жуза.

В 1722 году Джунгария заключает мир с Российской Империей и активизирует нападения на казахские степи.

В 1730 году хан западного Младшего Жуза Абулхайыр запросил защиты от джунгар у императрицы Анны Иоанновны, предложив ей военный союз против них. Но Россия, имевшая свои далеко идущие планы, согласилась только на протекторат (миссия Тевкелева, 1731). Приняв условия Российской империи, Абулхайыр тоже преследовал свои цели. Обиженный на другие жузы из-за неизбрания его всеказахским ханом после успешной Анракайской битвы, он повёл свою политику, выпрашивая у России в обмен на подданство передачи ханства по наследству своим детям. Тогда же Средний жуз хана Абулмамбета и его двоюродного брата султана Аблая, лавируя между двумя мощными империями (пресловутая политика «между львом и драконом»), принял двойное подданство, и Китая и России (1740). Старший жуз тогда вообще больше находился под влиянием теснившего его с юга Кокандского ханства.

10 октября 1731 года состоялся съезд представителей родов Младшего и Среднего жузов, на котором Абулхайыр и российский посол А. И. Тевкелев убедили подданных Абулхайыра в выгодности нахождения под покровительством Российской империи.

После чего присягнули на Коране на верность императрице хан Абулхайыр, батыры Богенбай, Есет, Худайназар-мурза и ещё 27 влиятельных правителей. Этот акт положил начало присоединению казахских земель к России.

В 1741-1742 джунгарские войска вновь вторглись в Средний и Младший жузы, казахи запросили помощи у России и вмешательство русских пограничных властей заставило джунгар отступить. Встретив в лице России сильного противника, джунгары теперь умеряют свой пыл и прекращают набеги на казахские земли. Следует заметить, что в результате одного из набегов джунгар, сам хан Аблай попадал в плен к джунгарам, но через год был ими освобождён при посредничестве оренбургского губернатора И. И. Неплюева.

Смерть

Абулхаир боролся за верховный трон трех жузов и до смерти Тауке-хана в 1715 г. и после его смерти. Поддерживал прославившегося на всю Среднюю Азию Абылая. Однако слава, превратившая Абулхаира в живую легенду, его самостоятельность вызвали трения с другими казахскими султанами. Один из его соперников - авторитетный султан Младшего жуза султан Барак мастерски использовал слабые места Абулхайыра.

Позиции двух крупных фигур XVIII века - Абулхаира и Барака - в силу их личностных харизматических качеств, стали основой для личной неприязни и соперничества, что и привело к трагической развязке.

В начале августа 1748 года Абулхаир вместе со своими спутниками на обратном пути из крепости Орск встретился с султаном Бараком. В ходе завязавшейся схватки Барак убивает Абулхаира. Могила Абулхаира находится на месте впадения реки Кабырга в Олкейек, что в 80 км от Тургая в Актюбинской области. Сейчас это место называется "Хан моласы" (могила хана) . Исполняющая обязанности генерального директора Института общей генетики и цитологии Комитета науки МОН РК Лейла Джансугурова сообщила на конференции 16 сентября 2011 года о том что обнаруженный останок № 92 "...на 99,78 процента может представлять прямого родственника хана по мужской линии, либо самого Абулхаир хана"

Семья

  • Отец - Айтак-султан
  • Жена - Бопай ханым.
  • Сын - Нуралы-хан, хан Младшего жуза 1748-1786.
  • Внуки от Нуралы хана:
    • Ералы-хан, хан Младшего жуза 1791-1794.
    • Есим-хан, хан Младшего жуза 1796-1797.
    • Каратай-хан, хан Младшего жуза 1806-1816.
    • Бокей-хан, правитель Внутренней Орды 1800-1812, хан Внутренней Орды 1812-1815.
    • Шигай-хан, регент Внутренней Орды 1815-1823.
  • Сын - Жармухамбет-хан, хан Младшего жуза 1786-1791.
  • Сын - Айшуак-хан, хан Младшего жуза 1797-1806.
  • Дочь - Карашаш стала одной из жен Абылай хана.
1693 - 1748

хан Младшего жуза

Биография

В 1718 году после смерти общеказахского хана Тауке распалось Казахское ханство. От него осталось три жуза - Старший, Средний и Младший. Абулхайыра выбирают ханом Младшего жуза.

В 1722 году Джунгария заключает мир с Российской Империей и активизирует нападения на казахские степи.

В 1730 году хан западного Младшего Жуза Абулхайыр запросил защиты от джунгар у императрицы Анны Иоанновны, предложив ей военный союз против них. Но Россия , имевшая свои далеко идущие планы, согласилась только на протекторат (миссия Тевкелева, 1731). Приняв условия Российской империи, Абулхайыр тоже преследовал свои цели. Обиженный на другие жузы из-за неизбрания его всеказахским ханом после успешной Анракайской битвы, он повёл свою политику, выпрашивая у России в обмен на подданство передачи ханства по наследству своим детям. Тогда же Средний жуз хана Абулмамбета и его двоюродного брата султана Аблая , лавируя между двумя мощными империями (пресловутая политика «между львом и драконом»), принял двойное подданство, и Китая и России (1740). Старший жуз тогда вообще больше находился под влиянием теснившего его с юга Кокандского ханства.

10 октября 1731 года состоялся съезд представителей родов Младшего и Среднего жузов, на котором Абулхайыр и российский посол А. И. Тевкелев убедили подданных Абулхайыра в выгодности нахождения под покровительством Российской империи.

После чего присягнули на Коране на верность императрице хан Абулхайыр, батыры Богенбай, Есет, Худайназар-мурза и ещё 27 влиятельных правителей. Этот акт положил начало присоединению казахских земель к России.

В 1741-1742 джунгарские войска вновь вторглись в Средний и Младший жузы, казахи запросили помощи у России и вмешательство русских пограничных властей заставило джунгар отступить. Встретив в лице России сильного противника, джунгары теперь умеряют свой пыл и прекращают набеги на казахские земли. Следует заметить, что в результате одного из набегов джунгар, сам хан Аблай попадал в плен к джунгарам, но через год был ими освобождён при посредничестве оренбургского губернатора И. И. Неплюева.

Смерть

Абулхаир боролся за верховный трон трех жузов и до смерти Тауке-хана в 1715 г. и после его смерти. Поддерживал прославившегося на всю Среднюю Азию Абылая . Однако слава, превратившая Абулхаира в живую легенду, его самостоятельность вызвали трения с другими казахскими султанами. Один из его соперников - авторитетный султан Младшего жуза султан Барак мастерски использовал слабые места Абулхайыра.

Позиции двух крупных фигур XVIII века - Абулхаира и Барака - в силу их личностных харизматических качеств, стали основой для личной неприязни и соперничества, что и привело к трагической развязке.

В начале августа 1748 года Абулхаир вместе со своими спутниками на обратном пути из крепости Орск встретился с султаном Бараком. В ходе завязавшейся схватки Барак убивает Абулхаира. Могила Абулхаира находится на месте впадения реки Кабырга в Олкейек, что в 80 км от Тургая в Актюбинской области. Сейчас это место называется "Хан моласы" (могила хана) . Исполняющая обязанности генерального директора Института общей генетики и цитологии Комитета науки МОН РК Лейла Джансугурова сообщила на конференции 16 сентября 2011 года о том что обнаруженный останок № 92 "...на 99,78 процента может представлять прямого родственника хана по мужской линии, либо самого Абулхаир хана"

Семья

  • Отец - Айтак-султан
  • Жена - Бопай ханым.
  • Сын - Нуралы-хан, хан Младшего жуза 1748-1786.
  • Внуки от Нуралы хана:
    • Ералы-хан, хан Младшего жуза 1791-1794.
    • Есим-хан, хан Младшего жуза 1796-1797.
    • Каратай-хан, хан Младшего жуза 1806-1816.
    • Бокей-хан, правитель Внутренней Орды 1800-1812, хан Внутренней Орды 1812-1815.
    • Шигай-хан , регент Внутренней Орды 1815-1823.
  • Сын - Жармухамбет-хан, хан Младшего жуза 1786-1791.
  • Сын - Айшуак-хан, хан Младшего жуза 1797-1806.
  • Дочь - Карашаш стала одной из жен