Все шипящие звуки. Парные и непарные согласные звуки

Цель:

Обобщить знания детей о шипящих согласных звуках .

Воспитывать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.

УУД: Находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию). Заучивать наизусть стихотворение и выразительно его читать. Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее».

Зрительный ряд: Лента букв, мультимедиа, демонстрационный материал

План урока.

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка.

3.Постановка учебной задачи.

5.Физминутка.

6.Работа с учебником.

7.Работа в тетрадях.

8.Заключительная часть.

9.Уборка рабочих мест.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

И книжки, и тетрадки,

И мысли – все в порядке.

2.Речевая разминка.

Щука щуку ощущает, ощутив щекой прощает.

3.Постановка учебной задачи.

Определите этот звук на мягкость и твёрдость. Для сравнения произнесём слова: щука, роща, лещ, щит. (Звук [щ‘] во всех словах произносится мягко, независимо от того, какой звук следует за ним.)

Произнести этот звук твёрдо не получается. Значит, звук [щ‘] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

4.Усвоение новых знаний и способов действий. 1.Попторение слов с буквой Щ .

Какие буквы в своём названии имеют звук [а]? (Буквы «ка», «ха», «ша», «ща»).

Звуки [щ‘] и [ч‘] очень близки по звучанию, и нередко их путают в словах. Потренируемся их произносить в скороговорке:

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

2. Чтение слов в столбиках.

3. Произношение слов, начинающихся с буквосочетания сч. Первым звуком в таких словах будет звук [щ‘].

Например: счётчик, счастье, счёт, считалочка.

Сравните слова: читать и считать.

4.Выведение правила правописания сочетаний: ча-ща, чу-щу из записанных слов. (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у.

Чтение правила.

5.Работа в паре

Чтение стихотворения Пивоварова «Ручеёк»

6.Работа со стихотворением.

5.Физминутка.

Дети встают паровозиком, двигаются по классу и поют:

Вот поезд наш едет,

Колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу-чу-

Бежит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повёз.

6.Работа с учебником.

Учитель читает Поташникова «Сосульки»:

Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

Беседа по тексту.

7.Работа в тетрадях.

1.В предложении «спряталось» слово щенок (ще-но-к).

2. Решение ребусов. (Щуки, ящик, щека).

3. Решение кроссворда.(1.Роща. 2.Плащ. 3. Щука.)

8.Заключительная часть.

С какой буквой вы сегодня познакомились?

Какой звук она обозначает?

Охарактеризуйте этот звук. (Звук [щ‘]-согласный, глухой, парного звонкого согласного у него нет, всегда мягкий).

С каким правилом познакомились? (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у).

Рефлексия.

Теперь наш урок подходит к концу.

На доске три утверждения: «Хочу знать больше». «Хорошо, но могу лучше». «Пока испытываю трудности».

Учитель зачитывает и учащиеся поднимают руки, если согласны с одним из них.

9.Уборка рабочих мест.

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Звонкие согласные звуки: [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж] [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие согласные звуки: [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш] [х] [х"] [ч"] [щ"]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж]

Глухие [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие [х] [х"] [ч"] [щ"]

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкие [б"] [в"] [г"] [д"] [з"] [к"] [л"] [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]




Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]

Мягкие [ч"] [щ"] [ й" ]

Шипящие согласные

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

[ж] [ш] [ч"] [щ"]

Свистящие согласные

[з] [з"] [с] [с"] [ц]

Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

Шипящие согласные звуки - Учебник по Русскому языку 1 класс (Канакина, Горецкий)

Краткое описание:

Очень часто названия звукам речи достается не случайно. Гласные названы так, потому что они голосистые. Новая тема в твоем учебнике русского языка называется «Шипящие согласные звуки». Это звуки [ш] и [ж], [щ’] и [ч’]. И они действительно шипят, не правда ли?! Получается, что такое имя им дали по принципу звукоподражания. В науке о русском языке они относятся к непарным. Но все-таки между собой образуют две пары. Всегда твердые непарные [ш] и [ж] – это одна пара. А всегда мягкие непарные [щ’] и [ч’] — другая. Не только по своему звучанию, но и по своему характеру эти согласные выделяются среди других. Можно сказать, что у них трудный характер. С ними связаны несколько довольно трудных случаев правописания в русской письменной речи. Тебе следует повнимательней присмотреться и прислушаться к шипящим согласным звукам. Изучить их характер, понять их особенности означает успешно справиться с теми правилами, которые нужно будет выучить в дальнейшем.



Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно – они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики.

Что это за звуки и как их произносить

Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук [щ], который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек .

Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.

Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – [ш]. Так, [ж] появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При [щ] поднимается средняя часть языка, а при [ч] к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.

Непарные или парные?

Наука о русском языке считает непарными звуки [ч] и [щ], а [ж] и [ш] – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухота и твердость/мягкость. Так, [ж] и [ш] – звуки только твердые, а [ч] и [щ] – мягкие. При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо.

Что касается разделения на глухие и звонкие, то в первой категории относятся [ш], [ч] и [щ], а ко второй – только [ж], так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, [ж] и [ш] получаются парными по признаку глухота/звонкость.

Когда-то было по-другому – [ж] и [ш] были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.

Фонетические характеристики шипящих звуков

Итак, каждый звук имеет свою характеристику. Чтобы закрепить информацию, нужно разобрать все четыре по отдельности, не упоминая в классификации то, что они являются шипящими:

  • [ж] – твердый, звонкий, парный.
  • [ш] – твердый, глухой, парный.
  • [ч] – мягкий, глухой, непарный.
  • [щ] – мягкий, глухой, непарный.

Что мы узнали?

Шипящих звуков в русском языке всего четыре – это [ш], [ж], [ч] и [щ]. Их так назвали из-за особенной манеры произношения. Их фонетические характеристики, то, как они выговариваются, делают эти звуки особенными и сложными.

Значение ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ в Словаре лингвистических терминов

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ

Нёбные (нёбно-зубные) щелевые (ж) и (ш) и аффриката (ч), называемые так по производимому ими акустическому впечатлению.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ
    (грамм.) — в школьной грамматической терминологии так называются переднеязычные альвеолярные спиранты корональной артикуляции — глухой ш и звонкий ж, а …
  • ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ
    (грамм.) ? в школьной грамматической терминологии так называются переднеязычные альвеолярные спиранты корональной артикуляции? глухой ш и звонкий ж, …
  • ЗВУКИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЗВ́УКИ РЕЧИ (лингв.), миним. единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляц. деятельности человека и имеющие определ. акустич. и связанные с …
  • СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (лат. consonantes). — Ходячее определение, унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное в латинском термине, получившем в переводе всеобщее …
  • ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (linguales priores) — согласные звуки человеческой речи, при произношении которых активным органом является передняя часть языка. Язык при этих звуках …
  • НЁБНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    или палатальные (лат. palatales) — звуки человеческой речи (гласные и согласные), производимые при пассивном участии нёба. Так как активную роль …
  • ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    образуются из музыкального тона, результата деятельности голосовых связок (так называемого голосового тона), модифицируемого различными положениями полости рта, которая играет в …
  • СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (лат. consonantes). ? Ходячее определение, унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное в латинском термине, получившем в переводе всеобщее …
  • ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (linguales priores) ? согласные звуки человеческой речи, при произношении которых активным органом является передняя часть языка. Язык при этих звуках …
  • НЁБНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    или палатальные (лат. palatales) ? звуки человеческой речи (гласные и согласные), производимые при пассивном участии нёба. Так как активную роль …
  • ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? образуются из музыкального тона, результата деятельности голосовых связок (так называемого голосового тона), модифицируемого различными положениями полости рта, которая играет …
  • МАКСИМ ГОРЬКИЙ в Цитатнике Wiki.
  • ЗМЕЙ в Галактической энциклопедии из научно-фантастической литературы:
    змеи бывают плавучие, летучие, бронголовые, плюющие ядом, есть просто шипящие, но обладающие дурным глазом, …
  • АЛФАВИТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Алфавит, от названий первых 2 букв греч. алфавита — «альфы» …
  • РОССИЯ, РАЗД. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗВУКОВ И ФОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА в Краткой биографической энциклопедии:
    Р течение многовекового существования русского языка его звуки и формы, его синтаксический строй и лексический состав подвергались значительному изменению. Проследить …
  • ФОНЕТИКА в Литературной энциклопедии:
    [от греческого слова ph?n??— голос, звучащая речь] — отдел языковедения 797 (см.), изучающий звуковую сторону языка. Ф. расчленяется …
  • СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    иначе — древне-церковнославянский язык — наиболее древний из письменных славянских языков (см.), распространившийся среди южных, восточных и отчасти …
  • ОРФОГРАФИЯ в Литературной энциклопедии:
    [греч. orth?s — «правильный», graph? — «письмо»], или правописание, — система общепринятых правил письма для какого-нибудь языка. Так, из возможных …
  • ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    принадлежит к романской группе яз., являясь в настоящее время государственным и лит-ым яз. Испании, всех стран Средней и …
  • БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    принадлежит к восточной (русской) ветви славянских языков (см.). В состав его вошли говоры древних радимичей, дреговичей, смоленских и полоцких кривичей …
  • СОГЛАСНЫЕ
    звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически С. обладают относительно меньшей, …
  • МОНГОЛЬСКИЙ ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык, язык монголов, основного населения МНР, а также Внутренней Монголии и отдельных групп, живущих в разных провинциях КНР. Число …
  • КАРЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык, язык карелов, относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорских языков. На К. я. в СССР говорят 92 тыс. чел. (1970, …
  • ЯЗЫК И ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в лингвистическом смысле) — в значении речи человеческой. Это название применяется в русском Я. переносно, метафорически, причем главный, видимый орган …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    двадцать пятая буква русской азбуки, обозначающая собой обыкновенно согласный спирант глухой, переднеязычный, альвеолярный, корональной артикуляции. В большинстве великорусских говоров ш …
  • ФОНЕТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от греч. ????????? = звуковой, голосовой) — отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. …
  • ФАХАК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Tetrodon fahaka) — рыба из семейства скалозубовых (Gymnodontes), относящегося к подотряду твердочелюстных (Plectognathi) в отряде костистых рыб; характеристику семейства и …
  • СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    звуки (лат. consonantes) - Ходячее определение, унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное в латинском термине, получившем в переводе …
  • СЛУХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - С. есть специальная функция уха, возбуждаемая колеблющимися телами в окружающей среде - воздухе или воде. В слуховом аппарате мы …
  • СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    С. языки составляют одну из семей ариоевропейской (индоевропейской, индогерманской) отрасли языков (см. Языки индоевропейские). Названия славянин, славянские языки не только …
  • РЕЧЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    образуется в полости рта и глотки" благодаря изменению их очертаний и формы, и если при этом принимает участие голосовой аппарат, …
  • ПОРТУГАЛЬСКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (portuguez, lusitano, прежде lingvagem) — представляет собой западную ветвь языков Пиренейского п-ова и, подобно прочим романским наречиям, развился из провинциальной …
  • НАТУРАЛЬНАЯ ГАММА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Н. гамма есть тот ряд звуков, который получается при колебании тела, издающего звук, или столба воздуха. Звуки Н. гаммы, или …
  • МУЗЫКА
  • КОРДИТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ГОЛОС, В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (вокальн.; vox — лат., voce — итал., Stimme — нем., voix — фр.) — в вокальной музыке Г. считается совокупность …
  • ГЛУХАРЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Глухарь или глухой тетерев, мошник, моховик, моховой тетерев (TetroUrogallus) - самый крупный из тетеревов; от других тетеревов онотличается сильно округленным …
  • АССИБИЛЯЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    т. е. превращение в сибилянт, свистящий или шипящий звук; термин этот, теперь почти не употребляющийся в лингвистике, заменен другим, именно …
  • АЛБАНСКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    По общему мнению новейших лингвистов, на нем говорили древние иллирийцы. Почти до последних времен им никто научно не занимался и …
  • СЮСЮКАТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -аю, -аешь; несов. (разг.). 1. Говорить, заменяя шипящие звуки свистящими. 2. перен. Подделываться под детскую речь (неодобр.). С. с …
  • ШИПЕТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -плю, -пишь; несов: 1. Издавать глухие звуки, напоминающие протяжное произношение звука "ш". Змея шипит. 2. перен. Говорить сдавленным от …
  • ШЕПЕЛЯВЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое; -яв. Произносящий свистящие звуки (< с>, < з>) как шипящие ("ш", < ж>). Ш. старик. Шепелявая …
  • ЛЕБЕДЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, мн. -и, -ей, м. и (устар. и в народной словесности) -и, мн. -и, -ей, ж. Большая водоплавающая птица …
  • ЯЗЫК И ЯЗЫКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? двадцать пятая буква русской азбуки, обозначающая собой обыкновенно согласный спирант глухой, переднеязычный, альвеолярный, корональной артикуляции. В большинстве великорусских говоров …
  • ФОНЕТИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (от греч. ????????? = звуковой, голосовой) ? отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. …
  • ФАХАК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Tetrodon fahaka) ? рыба из семейства скалозубовых (Gymnodontes), относящегося к подотряду твердочелюстных (Plectognathi) в отряде костистых рыб; характеристику семейства и …