Цифровой диктант как методический прием активизации внимания. Цифровые диктанты по русскому языку

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит одна из самых сложных задач – организовать работу по развитию внимания детей. Отсутствие такой работы обязательно скажется на успешности обучения младшего школьника.

Мы часто замечаем, как ребенок может часами заниматься любимым делом, не проявляя никаких признаков утомления, но стоит ему взять в руки учебник, сразу начинаются проблемы. Все дело в том, что возрастными особенностями внимания младших школьников являются слабость произвольного внимания и его неустойчивость.

Для мобилизации внимания необходимо активировать учебную работу детей. Надо, чтобы они больше думали и всё, что доступно их силам, выполняли самостоятельно.

Существует много приёмов активизации внимания. В своей работе я часто использую «Цифровой диктант». Он прост в использовании и интересен для учеников.

Методика проведения «Цифрового диктанта»

Работа выполняется в двух вариантах. Учитель записывает на доске (можно делать слайды в программе PowerPoint) понятия по изученной или изучаемой теме. Против каждого понятия целесообразно ставить цифры, разные для каждого варианта. Учитель предлагает прослушать отдельные отрывки и указать цифру того понятия, о котором говорится.

Рассмотрим это на примере. (Таблица 1)

Таблица 1

«Природные зоны»

  1. Поверхность земли покрыта многочисленными озёрами и болотами. Весной сюда прилетает много птиц. (Тундра )
  2. Хозяин зоны – белый медведь. Он охотится на тюленей, умело ловит рыбу. (Арктика )
  3. В этой зоне найдены большие месторождения разнообразных полезных ископаемых и живёт зверёк с ценнейшим мехом – соболь. (Тайга )
  4. Ранней весной, когда лес ещё не покрылся листвой, здесь появляются раннецветущие травянистые растения: сон-трава, подснежник, медуница. Охраняются благородные олени, косули, речные бобры, зубры. (Смешанные леса )

Ответы для 1 варианта: 3, 1, 2, 4.

Достоинства «Цифрового диктанта»

Во-первых, «Цифровой диктант» непродолжителен по времени и занимает не более 5 минут.

Во-вторых, может быть использован на уроке как при проверке домашнего задания, так и при закреплении полученных знаний.

В-третьих, при работе учащиеся должны сосредоточиться только на своём варианте. У них совершенно нет времени и возможности подсмотреть в тетрадь соседа по парте.

В-четвёртых, очень удобно организовать самопроверку и взаимопроверку.

В-пятых, использовать «Цифровой диктант» можно со II полугодия 1 класса и на любом уроке.

Приведу несколько примеров. (Таблицы 2, 3, 4, 5)

Таблица 2

Математика. «Сложение чисел в пределах 20»

1 вариант

2 вариант

Информация, которую зачитывает учитель:

6 + 8, 3 + 9, 5 + 7, 6 + 6, 8 + 4, 9 + 5, 6 + 9, 7 + 7, 8 + 8, 7 + 6

Ответы для 1 варианта: 3, 1, 2, 1, 1, 3, 4, 3, 5, 2.

Ответы для 2 варианта: 2, 5, 4, 5, 5, 2, 3, 2, 1, 4.

Таблица 3

Русский язык. «Состав слова»

1 вариант

2 вариант

Информация, которую зачитывает учитель:

  1. Изменяемая часть слова.
  2. Одинаковая часть родственных слов.
  3. Часть слова, которая стоит после корня, и служит для образования новых слов.
  4. Часть слова, которая стоит перед корнем, и служит для образования новых слов.

(Задание осложняется тем, что вместо слов: приставка, корень, суффикс, окончание введены условные обозначения.)

Ответы для 1 варианта: 1, 3, 4, 2.

Ответы для 2 варианта: 4, 2, 3, 1.

Таблица 4

Литературное чтение. «Устное народное творчество. Малые жанры фольклора»

Информация, которую зачитывает учитель:

  1. Небольшое произведение устного народного творчества, в котором нужно назвать предмет или явление по их признакам и действиям. (Загадка )
  2. «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Кто много читает, тот много знает», Один за всех и все за одного». К какому жанру фольклора относятся эти краткие мудрые изречения? (Пословица )
  3. Шутливое вступление или концовка сказки. (Присказка )
  4. В них могут повторяться слова с одним и тем же корнем, переставляться слова, меняться звуки. Они необходимы для отработки правильности и чистоты произношения. (Скороговорки )
  5. - Кисонька-мурысенька,
    Ты где была?
    - На мельнице.
    - Кисонька-мурысенька,
    Что там делала?
    - Муку молола.
    - Кисонька-мурысенька,
    Что из муки пекла?
    - Прянички.
    - Кисонька-мурысенька,
    С кем прянички ела?
    - Одна.
    - Не ешь одна! Не ешь одна!

Что это за жанр устного народного творчества? (Потешка )

Ответы для 1 варианта: 3, 4, 1, 5, 2.

Ответы для 2 варианта: 1, 2, 5, 3, 4.

Таблица 5

Окружающий мир. «Полезные ископаемые»

Информация, которую зачитывает учитель:

  1. Прочный, хорошо полируется, необычайно красивая горная порода. Используется для украшения зданий, метро, для сооружения памятников. (Гранит )
  2. Растительного происхождения, тёмно – бурого цвета, хрупкий, тускло горит. (Торф )
  3. Твёрдая и тяжёлая, бурого или красного цвета, похожа на камень, из неё выплавляют металл. (Железная руда )
  4. Ярко горит, выделяет тепло, чёрного цвета, хрупкий, растительного происхождения. (Уголь )
  5. Разного цвета, легко пропускает воду, используют в строительстве, изготовляют стекло. (Песок )
  6. Маслянистая жидкость тёмно – бурого цвета, горит коптящим пламенем. (Нефть )
  7. От огня загорается, горит синим пламенем, из него получают бензин, искусственные ткани, резину, пластмассы. (Природный газ )

Ответы для 1 варианта: 7, 4, 5, 3, 6, 1, 2.

Ответы для 2 варианта: 6, 3, 7, 4, 5, 2, 1.

При подборе содержания стараюсь учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допустить излишнего упрощения.

В 4 классе (2008 – 2009 уч. г.) мои ученики уже сами составляли «Цифровые диктанты» для своих одноклассников и с удовольствием проводили их на уроках.

Вот некоторые из них. (Таблицы 6, 7, 8, 9)

Таблица 6

Окружающий мир. «Растительный мир Ростовской области»

(составила Ермолаева Юлия)

  1. «Лазорики» - называют этот цветок на верхнем Дону, «кубышки» - именуют его жители низовий. Что это за растение? (Степной тюльпан )
  2. Какое растение называют в народе «шёлковой травой»? (Ковыль )
  3. Вот описание ещё одного очень характерного растения донских степей: «Ароматный полукустарничек со стелющимся по земле стеблем. Ценное лекарственное растение. Растёт на целине. В прошлом религиозные люди в свои праздники посыпали этой пахучей травой земляные полы. Растение становится редким, так как поедается и вытаптывается скотом». Назовите это растение. (Чебрец )
  4. О каком растении Дона пишет А. Софронов:
    Как будто из меди его лепестки,
    И стебель свинцового цвета.
    Стоит на кургане у самой реки
    Цветок, не сгибаемый ветром.
    (Бессмертник )

Ответы для 1 варианта: 3, 2, 4, 1.

Ответы для 2 варианта: 2, 3, 1, 4.

(Для подготовки ученица использовала пособие Б. А. Нагорного «Твой край родной. Занимательное краеведение в вопросах и ответах». – Ростов н/Д: Кн. Изд-во, 1988.)

Таблица 7

«Водоёмы Ростовской области»

(составил Тищенко Роман)

Информация, которую зачитывает ученик:

  1. Дон, Северский Донец, Калитва, Меловая. (Река )
  2. Азовское. (Море )
  3. Цимлянское, Пролетарское, Соколовское, Весёловское. (Водохранилище )
  4. Маныч – Гудило. (Озеро )

Ответы для 1 варианта: 3, 4, 1, 2.

Ответы для 2 варианта: 2, 1, 4, 3.

Таблица 8

Литературное чтение. «Знаешь ли ты сказки А. С. Пушкина?»

(составила Власова Ксения)

Информация, которую зачитывает ученик:

  1. Это произведение является поэтической переработкой немецкой сказки «Белоснежка». («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» )
  2. В современном мире мы часто используем фразу: «Остаться у разбитого корыта». Выражение употребляется в значении: утрата блестящего положения, разбитые надежды. («Сказка о рыбаке и рыбке» )
  3. В каком произведении герой искал дешёвого работника, который мог быть и поваром, и конюхом, и плотником? («Сказка о попе и работнике его Балде» )
  4. Какая сказка заканчивается словами:
    Сказка ложь, да в ней намёк –
    Добрым молодцам урок.
    («Сказка о золотом петушке» )
  5. В этой сказке много превращений и чудес.
    Композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков сочинил оперу по мотивам этой сказки. А самая известная оркестровая тема «Полёт шмеля».
    («Сказка о царе Салтане…» )

Ответы для 1 варианта: 5, 1, 4, 3, 2.

Ответы для 2 варианта: 3, 2, 5, 1, 4.

Таблица 9

Русский язык. «Словарные слова»

(составил Леонов Артём)

1 вариант

2 вариант

Информация, которую зачитывает ученик:

Ра бота, ме тро, я зык, ли мон, мо рковь, ря бина, ка ртина, оче нь, о сина, би лет.

Ответы для 1 варианта: 4, 1, 2, 5, 3, 2, 4, 1, 3, 5.

Ответы для 2 варианта: 5, 4, 3, 1, 2, 3, 5, 4, 2, 1.

Ещё Л. С. Выготский говорил, что «управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию, формированию личности и характера». Поэтому использование на уроках «Цифрового диктанта» вызывает у учащихся повышенный интерес к изучаемой теме, ведет к более эффективному, глубокому, творческому, осмысленному усвоению знаний, и, конечно, активизирует внимание.

В виде цифровых диктантов.
Подобные диктанты позволяют отрабатывать навыки различения языковых явлений на слух, помогают эффективно и оперативно проводить первичный контроль знаний, закреплять учебный материал на практике, а также могут быть использованы для обозначения моментов перехода от одного этапа к другому при выстраивании структуры урока.
Предназначается учителям русского языка, методистам.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Наверное, каждый учитель много раз задумывался, как сэкономить время на уроке, чтобы успеть сделать как можно больше: и опросить по пройденному материалу, и объяснить новую тему, и закрепить полученные знания, и чтобы при этом была хорошая накопляемость отметок и ученикам было интересно. Мы предлагаем вам такую возможность – использование на уроке цифрового диктанта.

Его суть заключается в следующем: какое-либо понятие или языковое явление условленно обозначается цифрой, например:

1 – «не» с прилагательным пишется слитно; 2 – «не» с прилагательным пишется раздельно. Данное условие обязательно записывается на доске или в тетрадях учащихся. Затем учитель диктует словосочетания, а дети фиксируют в тетрадях (на листочках, индивидуальных досках и т. д.) только цифры. В результате получается определенный код, который легко и быстро проверить. Наиболее эффективной будет проверка, если учитель еще раз произносит словосочетания, а дети объясняют правильность выбора определенной цифры. Например, первое словосочетание было такое: «небрежное письмо». Учащиеся поясняют, что первая цифра – 1, так как прилагательное без «не» не употребляется. Следующее словосочетание «не высокий, а низкий» – цифра 2, так как есть противопоставление с союзом «а»; третье словосочетание «нездоровый вид» – цифра 1, так как можно подобрать синоним «болезненный» и т. д.

Такой вид работы на уроке позволяет одновременно проверить знания у нескольких учащихся: одного–двух учеников вызываем к доске, затем при проверке берем еще у одного тетрадь, а еще одного просим озвучить то, что он записал у себя в тетради, при этом весь класс может также принимать участие в объяснении выбора цифры.

Особенно помогает этот вид работы при изучении синтаксиса, когда учащимся не нужно записывать целые предложения, чтобы определить или выделить то или иное синтаксическое явление, понятие, а достаточно выбрать нужную цифру.

При желании и возможности учитель может изготовить индивидуальные карточки с цифровым диктантом, и тогда несколько учащихся могут работать самостоятельно с этими карточками, а учитель в это время с остальными учащимися либо выполняет этот же вид работы, но на другом материале, либо проводит фронтальный опрос по теме, либо объяснительный диктант и тому подобное

Цифровой диктант помогает в решении следующих учебных задач:

– закреплять учебный материал на практике;

– отрабатывать навык различения языковых явлений на слух;

– определить, какое языковое явление из возможных встретилось в данном материале.

Предлагаемые цифровые диктанты могут помочь учителю плавно перейти от одного этапа урока к другому, например, от объяснения нового материала или закрепления пройденного к грамматическому разбору слов из предложений или словосочетаний, прозвучавших в диктанте, или синтаксическому анализу целого предложения, или к работе по обогащению словарного запаса учащихся, так как в диктантах (употреблены) встречаются малоупотребляемые, устаревшие слова, над которыми можно провести лексическую работу, лексический анализ этих слов; также некоторые диктанты позволяют плавно перейти к работе по развитию речи , так как словосочетания связаны общей темой, которую учащиеся сами определяют и составляют несколько предложений на данную тему, а если усложнить задание тем, чтобы обязательно использовать словосочетания или слова, прозвучавшие в диктанте (но об этом обязательно нужно предупредить заранее, еще перед диктантом), то это будет способствовать еще и развитию памяти учащихся. И еще одно очень важное преимущество этого вида учебной работы – он очень нравится ученикам.

Введение 3

Глава I. ЦИФРОВЫЕ ДИКТАНТЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ

ПО СТАБИЛЬНЫМ УЧЕБНИКАМ

§ 1. 5 класс

1.1. Словосочетание и предложение 5

1.2. Виды предложений 6

1.3. Простое и сложное предложение 7

1.4. Лексика 9

1.5. Морфемика. Орфография 10

1.6. Имя существительное 12

1.7. Имя прилагательное 14

1.8. Глагол 15

§ 2. 6 класс

2.1. Лексика. Фразеология 18

2.2. Словообразование 21

2.3. Имя существительное 23

2.4. Имя прилагательное 26

2.5. Имя числительное 31

2.6. Местоимение 33

2.7. Глагол 34

§ 3. 7 класс

3.1. Причастие 35

3.2. Деепричастие 38

3.3. Наречие 40

3.4. Предлог 43

3.5. Союз 44

3.6. Частица 46

3.7. Междометие 47

Глава II. ЦИФРОВЫЕ ДИКТАНТЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ

ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ ПОД РЕДАКЦИЕЙ

В. В. БАБАЙЦЕВОЙ , Л. Д.ЧЕСНОКОВОЙ

§ 1. 5 класс

1.1. Вводный курс 48

1.2. Основной курс. Морфемика 56

1.3. Лексика. Фразеология 59

1.4. Морфология. Имя существительное 62

§ 2. 6 класс

2.1. Глагол 65

2.2. Имя прилагательное 69

2.3. Имя числительное 73

2.4. Наречие 74

2.5. Местоимение 77

§ 3. 7 класс

3.1. Причастие 79

3.2. Деепричастие 82

3.3. Предлог 84

3.4. Союз 86

3.5. Частица 88

3.6. Междометие 90

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Возрождение»

Иркутская область р.п. Куйтун

Дидактический материал

Цифровые диктанты

Раздел: «Особенности природы»

Курс: «Физическая география России»

учитель географии

Шакирова Наталья Леонидовна

2013 год

Введение

В последние годы для улучшения качества обучения и проверки уровня знаний по многим школьным предметам и географии в частности в общеобразовательных школьных, гимназиях, колледж используются цифровые диктанты как форма опроса учащихся.Цифровые диктанты имеют свои достоинства. Во – первых, они позволяют в сжатые сроки провести опрос значительного числа учащихся. Так как на проведение фронтальных диктантов с краткими ответами требуется 15-20 минут, а на цифровые - 5-8 минут. Во – вторых, этот прием позволяет использовать информационные технологии для проверки работ. В - третьих, исключается возможность субъективного подхода к оценке качества знаний, что особенно важно при экзаменационных проверках, когда обеспечивается анонимность проверяемых работ.Цифровые диктанты по физической географии России для учащихся 8 класса составлены с учетом действующей программы и учебника И. И. Бариновой «География. Природа России», по разделу: «Особенности природы».Перед собой я поставила задачу составить ряд цифровых диктантов, которые бы соответствовали программе по географии. Также попыталась объединить не только географические названия и явления, но и основные термины, встречающиеся в учебнике.

Задания составлены с применением новой системы ответов. Учитель записывает на доске условие и коды – цифры в два ряда. Первая в ряду цифра – символ географической номенклатуры или название географического явления, процесса – для первого варианта, а вторая – для второго. Дальше учитель зачитывает вопросы, а ученики отвечают, записывая ответы цифрами.Для выполнения таких работ можно использовать компьютерные технологии, что повысит интерес у учащихся к данному виду деятельности.Оценивать такие работы можно по формуле С = (В х 10): А ,где А – общее число вопросов, В – число правильных ответов, С – оценка;9-10 баллов «отлично», 7-8 – «хорошо», 5-6 – «удовлетворительно», менее 5 баллов – «неудовлетворительно».Все задания направлены на развитие мышления, тренировку памяти учащихся, закрепление полученных знаний, которые они смогут потом использовать в обучении и практической деятельности.

Данный ресурс можно использовать для индивидуальной и групповой работы.

Особенности природы

Экологические эры 1вариант 2 вариант

Палеозойская 1 4

Мезозойская 2 5

Кайнозойская 3 6


Когда образовались:
    Тиманский кряж; Уральские горы; Кавказские горы; Чукотское нагорье; Верхоянский хребет; Горные хребты Прибайкалья и Забайкалья; Алтайские горы.

1 вариант 2 вариант

Геосинклиналь 1 5

Платформа 2 4

Как называют:
    Платформенные области, образовавшиеся в палеозойскую и в начале мезозойской эры (их фундаменты – это смятые в складки древние осадочные породы)? Выходы кристаллического фундамента на поверхность? Подвижные участки земной коры? Крупные, относительно устойчивые участки земной коры?

1 вариант 2 вариант

Каменный уголь 1 5

Природный газ 3 7

Железная руда 4 8

Залежи, каких полезных ископаемых разрабатываются в месторождениях: 1. Поволжья; 2. Кузнецком; 3. Курской магнитной аномалии; 4. Донецком; 5. Криворожском; 6. Сургутском; 7. Воркутинском; 8. Черемховском; 9. Уренгойском.

Карты 1 вариант 2. вариант

Геологическая 1 3

Тектоническая 2 4

На каких картах изображены:
    геологические структуры? месторождения полезных ископаемых? возраст горных пород? взаимосвязь геологических структур и месторождения полезных ископаемых? разломы и краевые прогибы? характер залегания и площади горных пород? возраст складчатостей? границы максимального оледенения?

1 вариант 2 вариант

Геосинклиналь 4 9

Платформа 1 6

К каким геологическим структурам относятся формы рельефа:
    Восточно-Европейская равнина; Западно-Сибирская низменность; Среднерусская равнина; Срединный хребет; Курильские острова; Среднесибирское плоскогорье; Кавказские горы; Алданское нагорье; Карелия и Хибины
Тема 6. Тип моря

Моря 1 вариант 2 вариант

Окраинное 1 3

Внутреннее 2 4

К какому типу принадлежат моря:
    Черное; Охотское Берингово Белое Лаптевых Восточно-Сибирское Балтийское Карское Баренцево Азовское Японское Чукотское

Тема 7. Океаны и моря России


Океаны: 1 вариант 2 вариант Северный Ледовитый 2 4 Тихий 3 2 Атлантический 5 1

    Моря, какого океана расположены на материковой отмели (шельфе)? Моря, какого океана возникли в результате опускания суши в геосинклинальной области? Моря, какого океана расположены в глубоководной впадине, возникшей в период альпийского горообразования? В морях, какого океана температура воды постепенно понижается с запада на восток? По дну, какого океана протянулись подводные хребты М. В. Ломоносова и Д. И. Менделеева? Море, какого океана образовалось в антропогеновый период в прогибе кристаллического щита? А, в морях, какого океана много островов вулканического происхождения?
    В морях, какого океана часто бывают подводные землетрясения, вызывающие гигантские волны – цунами?
    На берегах, какого океана хорошо выражен муссонный климат?
    Моря, какого океана являются районом зверобойного и китобойного промысла?
    В каком океане есть море, которое образно называют «ледяным мешком»?
    В морях, какого океана кроме рыб обитают еще тюлени, моржи и белые медведи?
    В морях, какого океана главное богатство – лососевые: кета, горбуша, кижуч и др.?
    В море, какого океана главные промысловые рыбы – треска, сельдь, камбала?
    На берегу моря, какого океана расположен порт: Новороссийск?

Тема 8. Воздушные массы

1 вариант 2 вариант

Арктические 1 6

Континентальные умеренные 2 7

Морские умеренные 3 8

Континентальные тропические 4 9

Морские тропические 5 2

Какие воздушные массы:
    Способствуют образованию жаркой, сухой погоды, засух и суховеев? Зимой способствуют резкому потеплению, летом иногда вызывают пасмурную погоду с обложными дождями?

    Зимой приносят морозную погоду при ясном небе, весной и осенью заморозки, а летом достигают южных районов и вызывают засуху?

    Зимой способствуют снегопадам и оттепелям, а летом смягчают жару, повышают влажность и приносят осадки? Зимой приносят холодную, сухую погоду без осадков, а летом – жаркую и сухую? Формируются над Северным Ледовитым океаном и островом Гренландия? Формируются над большей частью нашей страны?

Тема 9. Атмосферные процессы

1вариант 2 вариант

Циклоны 1 4 Антициклоны 2 5 Атмосферные фронты 3 6 Как называется:

    Область высокого атмосферного давления? Область низкого атмосферного давления? Переходная зона шириной несколько десятков километров между разными воздушными массами? Область атмосферы, которая приносит смену погоды: летом – похолодание, ветры и дожди, а зимой – потепление, снег, метели? Область атмосферы, которая приносит летом жаркую, а зимой – холодную и сухую погоду?

Тема 10. Климат России

Климатические пояса: 1 вариант 2вариант Арктический 1 4 Умеренный 2 3 Субарктический 3 1 Климат: муссонный 5 2 Какой климатический пояс:

    Занимает большую часть территории нашей страны? В разное время года сюда приникают арктические и тропические воздушные массы. Здесь различают климаты: тайги, смешанных лесов, лесостепи, степи, полупустынь, муссонный. Характеризуется преобладанием холодных воздушных масс на протяжении года, отсутствием солнечной радиации зимой и большим её притоком летом Формируется под влиянием особенных условий циркуляции атмосферы. Зима здесь холодная и малоснежная, лето прохладное и отличается обильными осадками; Характеризуется преобладанием зимой арктических воздушных масс, летом – умеренных. Сильные ветры, большая облачность, высокая влажность – характерные черты этого климата, Какой климат формируются в основном на Дальнем востоке?

Тема 11. Реки России

Реки: 1 вариант 2 вариант

    Ангара 1 7 Волга 2 6 Обь 3 5 Енисей 4 3 Лена 5 4 Амур 6 2
Какая река :
    Самая полноводная в России? принадлежит бассейну Тихого океана? Впадает в море Лаптевых? В верховье течет на юго-восток, а потом – почти на юг? Берет начало в озере Байкал? Пополняется водами Иртыша? Разливается летом, благодаря муссонным дождям? Протекает по Иркутской области? Самая длинная в Европе? Имеет ряд водохранилищ, среди которых и Братское? Принадлежит бассейну Северного Ледовитого океана, при впадении образует обширную дельту? Начинается на Алтае? Протекает в восточной части Западно-Сибирской равнины? Образует самый большой и длинный эстуарий? Имеет водохранилища, среди которых и Рыбинское?

Тема 12. Почвы

1 вариант 2 вариантТундрово-глеевые 1 9Подзолистые и древесно-подзолистые 2 8Серые и бурые лесные 3 7Черноземные 4 6Каштановые 5 4
Какие почвы:

    очень влажные? имеют зернистую структуру? содержат до 1,5% перегноя? имеют высокую кислотность? имеют комковатую структуру? содержат до 10% перегноя? сформировались в зоне степей? сформировались в зоне смешанных лесов? характерны для лесной зоны?

Тема 13. Природные зоны

1 вариант 2 вариант

Арктические пустыни 1 9 Тундра 2 8 Тайга 3 7 Смешанные и широколиственные леса 4 6 Степи 5 4
В какой природной зоне:

    преобладают такие древесные породы, как: ель, пихта, лиственница; почвы подзолистые? хорошо развита травянистая, преимущественно злаковая, растительность? наряду с сосной и елью растут дуб, клен, береза, ясень и липа? почвы почти не развиты, растений очень мало? распространены мощные черноземы с очень темной окраской и зернистой структурой? в отличие от тайги леса многоярусные на дерново-подзолистых почвах с повышенным содержанием перегноя, а также бурые лесные? лесов нет: преобладают, мхи, лишайники и стелющиеся кустарники? Распространены торфоболотные почвы, покрытые кочками, торфянистыми холмами; наряду с лишайниками и мхами много морошки, брусники, черники, голубики? из животных распространены: маленький грызун – лемминг, песец, северный олень?

Ответы:

Тема 1. Горные системы России

1 вариант: 113-22112 вариант: 446-5544

Тема 2. Геологические структуры

1 вариант:34-12 2 вариант:23-54

Тема 3. Полезные ископаемые России


1 вариант: 214-142-113 2 вариант: 658-586-557

Тема 4. Геологическая и тектоническая карты

1 вариант: 2212-2121 2 вариант: 4434-4343

Тема 5. Формы рельефа и геологические структуры России


1 вариант: 1234-41433 2 вариант: 6789-96988

Тема 6. Тип моря

1 вариант: 2112-1121-1211 2 вариант: 4334-3343-3433

Тема 7. Океаны и моря России


1 вариант: 2352-2533-3223-25 2 вариант: 4214-4122-2442-41

Тема 8. Воздушные массы


1 вариант:4513-212 2 вариант:9268-767

Тема 9. Атмосферные процессы


1 вариант:213-12 2 вариант:546-45

Тема 10. Климат России


1 вариант:215-35 2 вариант:342-12

Тема 11. Реки России


1 вариант: 465-213-612-153-432 2 вариант:324-675-276-745-356

Тема 12. Почвы


1 вариант:1412-54432 2 вариант:9698-46678

Тема 13. Природные зоны


1 вариант:354-154-222 2 вариант:746-946-888

Список использованной литературы

1. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/И.И. Баринова. – 17-е изд., - М.: Дрофа, 2012.-303,с. ил., карт.

Проверка знаний учащихся.

Цифровые диктанты.

5 класс.

Тема «Словосочетание и предложение»

1.- предложение

2.-словосочетание.

Светит солнце, белый парус, скамейка в лодке, деревянное весло, искрится на солнышке, журчит вода, мой бинокль, смотрю вдаль, ловится рыба.

Ответ: 1,2,2,2,2,1,2,2,1.

Тема «Простое и сложное предложение»

1.-простое предложение

2.-сложное предложение

1. Я вспоминаю то утро, когда отец вернулся домой.

2. Непогоду всегда сменяют ясные дни.

3.Вдруг подул холодный ветер, и по небу поползли тяжёлые чёрные тучи.

4.В нашем озере водится много рыбы, и рыбаков на берегу можно увидеть в любое время.

5.Когда начало смеркаться, мы развели огонь и стали петь песни под гитару.

6. Лёгкий ветерок коснулся серебряной глади озера.

7.Неширокая тропинка пряталась в густых зарослях терновника.

8.В траве виднеются ярко-красные бусинки спелой земляники.

Ответ: 1,2,1,1,1,2,2,2.

Тема «Синонимы, антонимы, омонимы»

1.-синонимы

2.-омонимы.

3.-антонимы.

Знаменитый писатель- известный писатель;

Умный человек-понятливый человек;

Понятливый человек- бестолковый;

Горячая вода- холодная вода;

Бальный наряд девушки- наряд полиции;

Смелый воин- храбрый воин;

Храбрец- трус;

Дверной косяк- косяк рыб.

Ответ: 1,1,3,1,3,2,1,3,2.

Тема «Орфография»

Положение, выросла, произрастает, излагать, выращивать, приложение, прилагательное, заросли, предлагать, прорасти, отложить, повзрослеть.

Ответ: 2,3,4,1,5,2,1,3,1,4,2,3.

Тема «Орфография»

Шоссе, чёрный, чёрствый, шёлк, шоколад, жёрдочка, шорох, чёлка, пришёл, шофёр, жёлтый.

Ответ: 1,2,2,2,1,2,1,2,2,1,2.

Тема «Имя существительное»

1.-нарицательное

2.-собственное

Газета, девочка, Елена, Байкал, фамилия, Каштанка, Мурзик, город, Благовещенск, Америка, посёлок, отчество, Иван Петрович.

Ответ: 1,1,2,2,1,2,2,1,2,2,1,1,2.

Тема «Имя прилагательное»

1.- полное прилагательное

2.-краткое прилагательное

Могуч, длинный, хорош, хлебный, коротка, красива, большая, известен, богат, спелый, счастлив.

Ответ: 2,1,2,1,2,2,1,2,2,1,2.

Тема «Глагол»

1.-совершенный вид

2.- несовершенный вид.

1.Степь раздольная далеко вокруг, широко лежит.

2.В гости я к тебе не один пришёл.

3.Ты пахни в лицо ветер с полудня!

4.Широко ты, степь, пораскинулась!

5.Чародейкою Зимою околдован, лес стоит.

6.Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперёд.

7.Но широко в область ночи день объятия раскинул.

8.Зреет рожь над жаркой нивой.

Ответ: 2,1,1,1,2,1,1,2.

Тема «Буквы Е- И в корнях с чередованием»

Наберёт корзинку, подстелет коврик, подбирает крошки, сжигает листья, избирать депутатов, разжигать костёр, умереть от старости, блеснул умом.

Ответ: 1,1,2,2,2,2,1,1.