Дожить до конца. Финишная прямая, или Как дожить до конца учебного года? Советы психолога

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Институт заочного и дистанционного обучения

Кафедра философии и психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Семейная психология"

на тему: "Психология эмоциональных отношений. Феномен любви"

Выполнил: студент гр. ЗБПС-11-01

Е.М. Ибальдинов

Владивосток - 2015

Введение

Заключение

Введение

Эмоциональные отношения играют огромную роль в жизни человека. Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, продемонстрировали, что стабильные эмоциональные отношения постоянно занимают верхние места в иерархии ценностей, опережая такие значимые из них, как, например, достаток и работа.

Общей особенностью биографий людей, оценивающих себя как счастливых, является наличие у них надежных и удовлетворяющих их эмоциональных отношений.

Можно предположить, что по мере исторического развития эмоциональные отношения людей друг к другу все в большей степени выступают в качестве непосредственных регуляторов поведения. Это связано с возрастанием роли психологических факторов в детерминации таких важнейших институтов, как институты дружбы и семьи . Если, например, в прошлом можно было представить себе семью, характеризующуюся преимущественно негативными эмоциональными отношениям" между супругами или вовсе не имеющую внутрисемейных эмоциональных связей, то сейчас такая семья скорее всего прекратит свое существование.

Проблема роли эмоциональных отношений в жизни человека весьма актуальна для психологической науки. Как отмечал А.Н. Леонтьев, классические теории эмоций "рассматривают их трансформацию у человека как инволюцию, что и порождает ложный идеал воспитания, сводящийся к требованию "подчинить чувства холодному рассудку". В действительности же, по мнению А.Н. Леонтьева, "эмоциональные процессы и состояния имеют у человека свое собственное положительное развитие".

Регулятивная роль устойчивых эмоциональных отношений, в частности любви, видится прежде всего в их воздействии на функционирование и особенно создание семьи. Причиной заключения брака (во всяком случае, основной причиной), судя по данным социально-психологических и социологических исследований, для большинства молодых людей является любовь . Если бы в обществе любовь не была таким широко распространенным и признанным феноменом, мог бы разрушиться столь важный для его функционирования институт, как брак.

Но регулятивная роль эмоциональных отношений не может быть понята до конца, если ограничиваться анализом только одной культуры. Необходимы межкультурные сравнения. Оказалось, например, что во многих обществах любовь не включается в число распространенных причин заключения брака, а в некоторых - эмоциональные отношения между будущими супругами считаются даже крайне нежелательными. Имеющиеся данные позволяют связать роль эмоциональных "непрактических" факторов с различными аспектами жизни изучавшихся обществ, но прежде всего - со свободой выбора брачного партнера. В тех обществах в которых супруг либо подбирается родителями, исходящими из своих представлений о выгодах будущего союза, первый либо должен быть найден среди очень узкого круга, предписываемого сословной принадлежностью или интересами рода, любовь существенной роли в создании семьи не играют.

Уменьшают влияние любви также и экономическое принуждение к вступлению в брак, материальная и бытовая зависимость супругов друг от друга. В тех же случаях, когда молодые люди действительно самостоятельно выбирают друг друга, когда их отношения свободны от экономических расчетов, сословных предрассудков и других "практических оснований", важнейшей детерминантой общения становится эмоциональная связь. Таким образом, одна из функций любви, как это становится ясно из межкультурных исследований, состоит в том, что она является как бы дополнительным ориентиром в выборе партнера тогда, когда отсутствуют другие, более определенные способы его поиска. Кроме того, можно предположить, что возрастание роли любви при отсутствии экономического и иного принуждения может означать, что лишь в этих, более благоприятных условиях реализуется способность к установлению эмоциональных контактов с другими. К данной функции роль любви, однако, не сводится.

Остается неясным механизм влияния таких глобальных характеристик, как, например, свобода выбора брачного партнера, на эмоциональные отношения в паре. П. Розенблатт называет два конкретных способа такого влияния. Во-первых, это нормы и представления, на основе которых индивид строит свое поведение. Они определяют, что контакты с данным человеком престижны или, наоборот, нежелательны, что общение именно с этой девушкой не может переходить границ легкого флирта и т. д. Во-вторых, это возможность для общения. Для того чтобы выбор партнера был действительно свободен, необходимо не только отсутствие факторов принуждения. Нужно еще и достаточное число контактов с потенциальными партнерами. Общество может либо способствовать, либо препятствовать таким контактам. Культуры, характеризующиеся малой свободой выбора партнера, ограничивают или даже запрещают их.

Если бы речь шла о какой-либо другой психологической проблеме, например, о проблеме памяти или внимания, этот вывод наверняка был бы признан достаточно обоснованным. Однако в данном случае содержательные моменты так тесно переплетены с этическими, что несоответствие вывода нравственным заставляет искать новые факты или новые объяснения.

1. Динамика эмоциональных отношений

Закономерности эмоциональных отношений на первом этапе их развития могут быть описаны, хотя и с известными потерями, без апелляции к активности субъекта, к процессу взаимодействия между ним и партнером. Эмоциональное отношение формируется еще как индивидуальный, а не диадический феномен, практически не зависящий от воли и действий субъекта.

Но положение коренным образом меняется буквально в следующее мгновение. В условиях, когда у человека есть возможность выбора партнеров, продолжение отношений зависит от его решения. В каждый момент взаимодействия субъект осуществляет выбор между продолжением или прекращением отношений. Необходимо понять, каковы закономерности такого выбора, какие сочетания внешних и внутренних условий заставляют отношения продвигаться вперед, чем детерминируется сохранение или исчезновение чувства симпатии уже не на первых, а на последующих этапах развития отношений.

Полезным здесь может оказаться подход, известный как теория или концепция фильтров. Согласно этой концепции отношения проходят в своем развитии ряд своеобразных фильтров, психологическое содержание которых определяется как типом отношений (супружеские, приятельские и т.д.), так и этапом развития взаимодействия. Если пара не прошла через какой-либо фильтр, взаимоотношения в ней прекращаются или сохраняются вынужденно. Положительные же чувства партнеров друг к другу либо исчезают, либо сменяются неприязнью и враждебностью.

Конечно, такая фильтрационная модель не учитывает ряд принципиальных для феномена общения. Моментов, прежде всего того, что общение в каждой паре развивается своим, индивидуальным и во многом уникальным способом. Представление о том, что все пары, несмотря на огромные различия между ними, проходят одинаковый путь, (в частности одни и те же фильтры) явно упрощает реальную картину. Кроме того, в концепцию фильтров с трудом вписывается факт изменения в процессе сколько-нибудь длительного общения и самих взаимоотношений, и их участников. На последующих этапах развития взаимоотношений общаются фактически уже другие люди, не те, что вначале. Следовательно, и сами фильтры для них должны измениться.

Но, с другой стороны, любая теория является известным упрощением реальности, а психологические модели, которые всегда ориентированы на выявление общих закономерностей, совсем не обязательно должны полностью соответствовать каждому конкретному случаю. Поэтому представление о последовательных фильтрах или барьерах, которые должны преодолевать пары при своем продвижении от поверхностного знакомства к глубокому межличностному общению, весьма полезно для изучения процесса развития эмоциональных отношений.

Попытаемся теперь охарактеризовать те фильтры, последовательное преодоление которых необходимо для развития и продолжения эмоциональных отношений. Первый фильтр - закономерности детерминации аттракции на начальном этапе развития отношений - был описан нами во второй главе данной работы. Фактически на этом этапе объект предстает в качестве стимула, обладающего определенными характеристиками (внешность, склонность к кооперативное™ и т. д.), которые оцениваются субъектом в зависимости от их социальной ценности, параметров ситуации, в которой происходит взаимодействие, состояния и свойств самого субъекта. При неблагоприятном сочетании этих переменных аттракция не возникает и общение не продолжается.

Второй фильтр состоит, по-видимому, в требовании определенного уровня сходства между собой и партнером. Мы видели, что принцип сходства действует и в начальный период знакомства как основание для выбора партнера. Здесь же речь идет об одном из важнейших условий поддержания отношений. Так, в упоминавшемся уже эксперименте Т. Ньюкома с семнадцатью студентами было обнаружено, что через две-три недели после знакомства "экологические" переменные, игравшие (вначале) ведущую роль, стали терять свое значение, а на первый план в качестве детерминанты уровня аттракции вышло предварительно замеренное сходство установок по различным вопросам . Аналогичные данные были получены и другими авторами. Отметим, что доминирующий характер сходства установок для продолжения отношений - явление временное. Во многих работах было показано, начиная с определенного периода (обычно после нескольких месяцев общения) степень сходства между партнерами, по крайней мере сходства установок, перестает оказывать существенное влияние на их эмоциональные отношения.

Можно предположить, что основной задачей, решаемой субъектом при прохождении первых двух фильтров, является задача обеспечения психологи-

ческой безопасности, создание комфортной и нетревожной ситуации, гарантирующей ему определенный уровень принятия со стороны партнеров по общению. Прохождение следующих фильтров мотивируется актуализацией других задач, связанных уже не просто, с обеспечением безопасности, но с достижением каких-то важных для субъекта целей. Следующий фильтр требует возможности включения членов пары в совместную деятельность.

На операциональном уровне эта возможность предстает в виде такого сочетания личностных и поведенческих характеристик, которое Б. Мурстейн, автор получившей широкое распространение в области исследования развития эмоциональных отношений теории "Стимул - Ценность - Роль", назвал ролевым соответствием. Речь идет как о соответствии друг другу взятых на себя членами пары межличностных ролей, так и о наличии базы для совместного взаимодействия с другими людьми, социальными системами или предметным миром. База эта видится обычно в определенном сочетании личностных характеристик членов пары. В разные периоды развития экспериментальной социальной психологии выдвигались различные гипотезы относительно того сочетания личностных свойств, которое является условием стабильного и продуктивного общения. Так, Р. Винчем был выдвинут принцип дополнительности потребностей, согласно которому условием стабильного взаимодействия является такое сочетание систем потребностей двух людей, при котором удовлетворение потребности одного будет одновременно и удовлетворением потребности другого. Примером такого дополнения могут служить потребность в доминировании у одного из партнеров, сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого. Предположение Винча получило подтверждение в его собственных эмпирических исследованиях, а также в ряде работ других авторов, в частности в работе А. Керкофа и К. Дависа, которые обнаружили, что после 18 месяцев знакомства принцип дополнительности действительно играет существенную роль в детерминации взаимоотношений. До истечения этого срока, по их данным, важнее соответствие систем установок.

Однако в большинстве посвященных этой проблематике работ принцип дополнительности не получил эмпирической поддержки. Не исключено, что это связано с временным характером его действия так же, как и действия других детерминант развивающихся эмоциональных отношений. Для того чтобы зарегистрировать действие какой-либо из детерминант, необходимо проводить замер в строго определенный момент времени, в который действие данного фактора максимально выражено. Естественно, "поймать" такой момент при проведении эмпирических исследований удается далеко не всегда.

Не останавливаясь на перечислении других моделей сочетания личностных характеристик членов пары, которые должны обеспечивать стабильность эмоциональных отношений, отметим, что ни одна из этих моделей не получила широкого подтверждения в эмпирических исследованиях. На наш взгляд, дело здесь не только в методологических трудностях, возникающих при изучении этой проблемы, но и в том, что продуктивное сотрудничество и участие в совместной деятельности возможно не при одном, а при самых разных сочетаниях личностных характеристик членов пары. Представление же о "совместимости" не как о результате процесса развития отношений в паре, а как об автоматическом следствии определенного сочетания инвариантных личностных свойств двух людей, часто встречающееся в популярной и, к сожалению, в специальной литературе, не имеет эмпирического обоснования.

Таким образом, третий фильтр - ролевое соответствие - носит для каждой пары свой, сугубо индивидуальный характер. Возможности прогноза его прохождения поэтому весьма ограничены. Здесь проявляется тот факт, что по мере развития отношений они все более индивидуализируются, оснований же для формулирования общих для всех пар закономерностей становится меньше. Говоря о длительно существующих отношениях, мы можем выделять детерминанты лишь самого общего порядка, такие, например, как системы личностных конструктов двух людей. Они не только определяют в существенной мере восприятие человеком других людей. Их сходство, способствуя выработке не просто общей позиции по отдельным вопросам, но общего или сходного мироощущения, не только обеспечивает сотрудничество в рамках какой-либо конкретной деятельности, но облегчает возможность совместного решения важнейших жизненных проблем.

Итак, эмоциональные отношения в своем развитии проходят через систему фильтров, которые характеризуются все большим "учетом" внутреннего мира другого человека. Аналогично развитию отношения к другому в онтогенезе партнер воспринимается вначале как объект, носитель определенных свойств, и лишь потом формируется отношение к нему как к субъекту, с которым создается общая (совместная) картина мира. По мере развития отношений их детерминация все более индивидуализируется, четкие и более или менее общие для всех пар связи уступают место уникальным для каждой пары зависимостям.

2. Психологический анализ любви

Любовь - исключительно сложный объект для психологического анализа. О любви сказано очень много - частотные словари современных языков свидетельствуют, что это одно из самых употребительных слов. При этом, как отмечают Дж. Каннингем и Дж. Антил, "все сказанное верно хотя бы для кого-нибудь". Кроме того, любовь еще меньше, чем какой-либо другой аспект реальности, может быть с достаточной полнотой описана в рамках какой-либо одной науки, ее познание требует междисциплинарного исследования, включающего в себя данные и приемы не только психологии, но и социологии, биологии, этнографии, истории, искусствоведения и многих других дисциплин. Не ставя перед собой задачу синтеза всех фактов и идей, касающихся феномена любви, мы остановимся лишь на некоторых результатах и проблемах ее психологического исследования.

Прежде всего надо выяснить, отражает ли понятие "любовь" какую-то психологическую реальность, отличается ли синдром связанных с ней чувств и поведенческих образцов от тех, которые ассоциируются с другими понятиями (например, дружба, секс и т. д.) и обладает ли этот синдром достаточной конкретностью? В целом на эти вопросы можно ответить положительно. Например, Дж. Форгос и П. Добоц показали, что большинство респондентов отличают в своем собственном опыте любовь от сексуальных отношений, с одной стороны, и от дружбы - с другой. По мнению опрошенных авторами людей, каждое из этих явлений может существовать независимо от другого, что не противоречит и достаточно частому сочетанию их в рамках одних и тех же взаимоотношений. С любовными переживаниями связаны вполне определенные ощущения, принадлежность которых именно к любви не вызывает сомнений у их носителей. Так, проанализировав описания 240 респондентами своих ощущений, К. Дайон и К. Дайон пришли к выводу о том, что в набор связанных с любовью переживаний входят эйфория, депрессивные ощущения, склонность к фантазиям, нарушение сна, общее возбуждение и трудности в концентрации внимания. Существуют и четкие поведенческие корреляты любви, не характерные для других типов чувств и отношений.

В ходе лабораторных исследований это проявляется, например, в иной структуре общения влюбленных в сравнении с испытуемыми, которых не связывает это чувство - влюблённые в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза. Есть, конечно, и масса различий на уровне "внелабораторного" поведения.

Интересно, что любовные переживания и связанное с ними поведение обладают известной половой спецификой, причем направление различий далеко не всегда соответствует традиционным представлениям о психологических особенностях мужчин и женщин. Так, вопреки сложившимся стереотипам, мужчины в целом характеризуются большим уровнем романтизма, чем женщины, легче и быстрее влюбляются, в большей степени разделяют романтические представления о любви. "Желание влюбиться" для мужчин более сильное основание для начала взаимоотношений, чем для женщин. У женщин любовь проходит быстрее, чем у мужчин, они чаще выступают инициаторами разрыва и легче его переживают. В то же время в период установившихся любовных отношений женщины склонны к большему самораскрытию по поводу своих чувств (которые, кстати, носят более соответствующий романтическому канону характер, чем у мужчин) и склонны выше оценивать своего партнера, чем он их оценивает. Отношения любви, судя по результатам использования Шкал любви и симпатии, для женщин более специфичны, чем для мужчин, - корреляции между оценками любви и симпатии у них значимо ниже. Эти различия являются результатом большой половой специфики развития близких отношений в онтогенезе. Дружба девочек, например, характеризуется большей интимностью и избирательностью, чем дружба мальчиков, общение в парах девочек носит другой характер, чем в парах мальчиков и т. п. . Надо сказать, что проблема половых различий в любви не может решаться вне временного и социального контекста. Так, меняются сами представления о половых различиях, которые в значительной степени эти различия и поддерживают (так как люди стремятся соответствовать сложившемуся стереотипу). Например, в проведенном в 1978 г. опросе

900 мужчин и женщин было установлено, что большинство респондентов не отдавали преимущества в романтизме женщинам, как это следовало ожидать, ориентируясь на традиционные представления.

Отметим, что в представлениях о любви не связанных с наукой людей существует куда больше определенности, чем в психологических лабораториях - лишь 16 % мужчин и 10 % женщин выражают сомнение в том, знают ли они, что такое любовь, остальные в этом смысле вполне в себе уверены.

Очевидно, что термином "любовь" объединяются качественно различные отношения. Так называют и чувство матери к ребенку, и отношения молодых людей. С равным основанием можно говорить и о супружеской любви, и о любви к чему-то безличному, например, к своему делу. В психологии существует много попыток выделения качественно специфичных типов любви. Наиболее известной из таких типологий является классификация, предложенная Э. Фроммом. Он выделяет пять типов любви: братскую, материнскую, эротическую, любовь к самому себе и любовь к Богу.

Подавляющее большинство философских и психологических типологий любви носят сугубо априорный характер, механизм выделения в них тех или иных типов обычно не просматривается, а принадлежность различных типов к одному классу любовных переживаний зачастую теряется. Тем больший интерес представляют те типологии, в которых логика выделения вариантов любви эксплицирована и поддается хотя бы теоретической проверке.

Попытка создания такой типологии была предпринята Т. Кемпером в рамках разрабатываемой им социально-интерактивной теории эмоций. В любых взаимоотношениях (не только межличностных, но и тех, субъектами которых выступают целые социальные системы, например, государства) Кемпер выделяет два независимых фактора - власть, т. е. способность силой заставить партнера сделать то, чего ты хочешь, и статус - желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта. Искомый результат во втором случае достигается таким образом не силон, а благодаря положительному отношению партнера.

Базируясь на этих двух факторах, Т. Кемпер выделяет семь типов любовных отношений в паре:

1) романтическая любовь, в которой оба члена пары обладают и статусом, и, поскольку каждый из них может "наказать" другого, лишив его проявлений своей любви, властью по отношению к партнеру;

2) братская любовь, основывающаяся на взаимном высоком статусе и характеризующаяся низкой. Высокая властью - отсутствием возможности к принуждению;

3) харизматическая любовь, в которой один партнер обладает и статусом, и властью, другой - только статусом. Примером таких отношений в ряде случаев могут быть отношения в паре учитель - ученик;

4) "измена" - один партнер обладает и властью, и статусом, другой - только властью. Примером таких отношений, давшим название этому типу, может быть ситуация супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг сохраняет власть, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т. е. теряет статус. Влюбленность - один из партнеров обладает и властью, и статусом, другой - не пользуется ни тем, ни другим. Иллюстрацией таких взаимоотношений может быть односторонняя, или "безответная" любовь;

6) "поклонение" - один партнер обладает статусом, не обладая властью, другой не обладает ни статусом, ни властью. Такая ситуация возникает при отсутствии реального взаимодействия между членами пары, например, при влюбленности в литературного героя или в актера, знакомого лишь по фильмам;

7) любовь между родителем и маленьким ребенком. Один партнер здесь обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой (родитель) - низким статусом, так как любовь к нему еще не сформировалась, но высоким уровнем власти.

Данная типология представляется весьма полезной для анализа эмоциональных отношений. Конкретные взаимоотношения могут быть описаны в соответствии с тем, в какой степени в них представлена любовь каждого из семи выделенных здесь типов (нет необходимости объяснять, что речь шла о чистых типах, любые же реальные отношения носят комплексный характер и к одному типу практически никогда не сводятся).

С традиционными представлениями о любви в разнополой паре близких по возрасту людей связываются прежде всего отношения, характеризующиеся взаимно высоким статусом. По данной классификации - это отношения первых двух типов: романтическая и братская любовь (третий - харизматическая любовь - характеризуется обычно значительным возрастным и социальным неравенством). Первая из них - романтическая, связанная с выраженностью сексуального компонента и задающаяся как норма отношений юношей и девушек в определенный период развития их взаимодействия, представляет в контексте обсуждающихся проблем особый интерес. В дальнейшем в этом параграфе будем говорить именно о феноменологии и закономерностях романтической любви.

Романтическая любовь является весьма непростым образованием со сложной и противоречивой внутренней структурой. При ее анализе необходимо учитывать множество переменных как психологического, так и непсихологического плана. Желательно также различать два сходных, но не совпадающих круга феноменов - установки субъекта на любовь и любовные переживания, с одной стороны, и собственно феноменологию любви - с другой. Опыт показывает, что установки на любовь не просто реализуются в любовном поведении, - как и при изучении других областей человеческого поведения, здесь обнаружены большие установочно-поведенческие несовпадения. Так, в проведенном под нашим руководством дипломном исследовании Ё.Ё. Ширяевой (1984) было показано, что представления о любви могут существовать сравнительно независимо от реальных отношений, которые классифицируются самими участниками как любовь. При этом степень близости представлений и реального поведения оказалась отрицательно связанной со степенью четкости и структурированности поведения в рассматриваемых ситуациях стереотипных "настоящего мужчины" и "настоящей женщины" - там, где эти представления достаточно жестки, установки на любовь и реальное поведение оказались несвязанными. В то же время, как будет показано ниже, интериоризация субъектом определенных представлений о любовных переживаниях является необходимым условием развития чувства любви.

Вопрос о внутренней структуре или составляющих любви решался, как и вопрос о типах любви, на разных уровнях. И здесь одной из первых и наиболее цитируемых структур является структура, предложенная Э. Фроммом. Он выделяет следующие составляющие любви: заботу, ответственность, уважение и знание. Отметим, что в более поздних исследованиях эта структура подверглась критике за отсутствие в ней фактора удовольствия, радости - любовь, по Э. Фромму, получается чувством сугубо рассудочным и аскетичным.

Сомнения на первый взгляд вызывает также и фактор знания. Дело в том, что в большинстве описаний любви в качестве одного из ее признаков выделяется склонность к идеализации партнера, к переоценке присущих ему положительных качеств и частичном игнорировании отрицательных. Такая же особенность наблюдается и в других эмоциональных отношениях, например, в дружеских .

Идеализация долгое время рассматривалась как свидетельство определенной дефицитарности любовных отношений. Соответственно предполагалось, что любовь, реализуемая зрелой личностью, не нуждается в завышении качеств партнера, и, следовательно, межличностное восприятие в этих случаях будет более адекватным.

На наш взгляд, идеализацию недостаточно рассматривать просто как нарушение в системе межличностного восприятия. Надо отличать неадекватность восприятия тех или иных черт партнера, с одной стороны, и отношение к этим качествам, т. е. оценку их как важных или неважных в структуре личности партнера, терпимых или нетерпимых, сугубо временных или имманентно ему присущих - с другой. Ряд эмпирических исследований показывает, что идеализация как нарушение восприятия не может считаться существенной особенностью любовных отношений, по крайней мере стабильных. Что же касается идеализации как иного, более позитивного отношения к адекватно воспринимаемым свойствам другого человека, то она играет существенную роль в жизни индивида и в функционировании пары как целого.

Можно предположить, что отношение к кому-то с восхищением, приписывание ему различных экстраординарных достоинств обслуживает удовлетворение каких-то важных человеческих потребностей. Как считал Т. Рейк, у человека есть три возможные реакции на осознание своих несовершенств - закрыть на них глаза, влюбиться в идеал, возненавидеть идеал. Способность к восхищению другим человеком, которая составляет важный компонент способности к любви вообще, помогает человеку идти по второму из этих трех путей, что является, несомненно, более продуктивной реакцией, чем первая и третья. Т. е. способность к идеализации является непременным условием личностного роста. Слова "Мне нужно на кого-нибудь молиться" свидетельствуют о личностной зрелости поэтического героя Б. Окуджавы и никак не могут быть истолкованы как его неспособность к адекватному построению образа другого человека.

Идеализация способствует и оптимизации отношений в паре, вселяя в партнеров уверенность в отношении к ним другого человека и повышая их уровень самопринятия. В.С. Соловьев , например, считал, что идеализация - это не неправильное, но другое восприятие, при котором влюбленный видит в объекте своей любви не только то, что там есть на сегодняшний день, но и то, что там будет или по крайней мере может быть. На такую возможность указывают и наши эмпирические результаты, приведенные в предыдущем параграфе, - близкий человек оценивается в другой системе координат по сравнению с малознакомым.

Интересно, что в дружеских отношениях именно ожидание завышенной оценки себя обозначается молодыми людьми как понимание, которое и отличает дружбу от других типов отношений . Не случайно, по-видимому, что, как обнаружила в своем диссертационном исследовании М.А. Абалакина, склонность к идеализации партнера свойственна людям с более высоким уровнем личностного развития.

Идеализация может выступать и важным фактором формирования отношений. Повышение "ценности" партнера в глазах субъекта служит дополнительным стимулом преодоления трудностей, которые неизбежно возникают в процессе общения. Отметим, что, по данным М.А. Абалакиной, мужчины более склонны к идеализации своих партнеров, чем женщины. Это может быть связано с тем, что традиционно мужчина в любовных отношениях занимает более активную позицию, чем женщина, должен преодолевать больше трудностей и больше поэтому нуждается в идеализации партнера. эмоциональное отношение психологический любовь

Итак, идеализация не противоречит знанию, знание влюбленным объекта своей любви - это действительно другое и, может быть, более точное знание. Вспомним, что исторически смысл слов "познание" и "любовь" во многих языках был близок.

Предпринимались и попытки эмпирического изучения структуры любви. Для иллюстрации назовем дипломное исследование Ю.Е. Алешиной (1980), выделившей романтический и рационалистический стили любви, и работу Р. Хаттисса, получившего в качестве составляющих любви шесть факторов: уважение, положительные чувства по отношению к партнеру, эротические чувства, потребность в положительном отношении со стороны партнера, чувство близости и интимности, чувство враждебности.

Последний из выделенных Р. Хаттиссом факторов заслуживает особого внимания. Присутствие негативных чувств в синдроме любовных переживаний, хотя и противоречит романтическому канону, представляется вполне закономерным. Любовные отношения исключительно значимы для их участников, они предполагают тесный контакт между людьми и их взаимную зависимость (хотя бы на бытовом уровне). Объект любви не может в этой ситуации не вызывать время от времени отрицательных чувств, например, раздражения. Многие же люди, как показывает психокоррекционная практика, отказываются принять закономерный характер периодического появления отрицательных переживаний и либо оправдывают их, приписывая партнеру даже и не свойственные ему негативные проявления, и как следствие проводят переоценку и партнера, и своих с ним отношений, либо вытесняют эти чувства, что, естественно, также имеет деструктивные последствия для отношений в паре. На наш взгляд, факт закономерного проявления взаимного негативизма на фоне и в рамках любовных отношений достоин широкой популяризации.

Следует остановиться еще на одной структуре, которая была предложена З. Рубиным. Он выделил в любви привязанность, заботу и интимность и создал на основе этой структуры специальный вопросник. Дальнейшие исследования показали, что фактор интимности имеет меньше оснований для вхождения в структуру любви, чем факторы привязанности и заботы. Распространенность методики 3. Рубина, однако, приводит к тому, что многие авторы фактически пользуются именно предложенной им структурой любви.

Оказалось, что склонность к эмоциональной или, в нашем случае, "любовной" интерпретации даже важнее, чем наличие состояния возбуждения. Так, в одном из экспериментов испытуемым-мужчинам предъявили фотографии полуобнаженных девушек. В ходе эксперимента испытуемые получали фальсифицированную обратную связь относительно частоты ударов своего сердца - в действительности частота выводившихся на метроном ударов задавалась экспериментатором. На одну из фотографий "пульс" изменялся. Оказалось, что вне зависимости от направления изменения именно эта фотография вызывала, по данным последующих замеров, максимальную аттракцию.

Возможность интерпретации своего состояния как любви связана и с наличием в тезаурусе субъекта определенных лингвистических конструкций, и с овладением правилами их использования. Человек должен знать, какие ситуации следует, а какие не следует интерпретировать тем или иным образом. Это обучение осуществляется и в период раннего онтогенеза, и в течение всей последующей жизни. Наиболее важными же ситуациями такого обучения представляются ситуации, названные Ю.А. Шрейдером ритуальными. Такими по отношению к любви будут ситуации легкого флирта, в которых, с одной стороны, действия партнеров достаточно жестко заданы традициями и нормами их субкультуры, а с другой - остается достаточная свобода для самовыражения и эксперимента. Примером могут быть балы прошлого века, строившиеся, по словам Ю.М. Лотмана как "театрализованное представление, в котором каждому элементу соответствовали типовые эмоции", и одновременно дававшие возможность для достаточно свободного общения между мужчинами и женщинами. Важной чертой таких ритуальных ситуаций и в прошлом, и в настоящем является их относительная психологическая безопасность - прямое и резкое отвержение партнера, в этих ситуациях представляет собой поведение неконвенциональное и поэтому достаточно редкое. Это также дает партнерам возможность для своего рода тренировки.

Выявление роли момента самоинтерпретации в генезисе чувства любви делает более понятной и отмечавшуюся многими авторами близость различных видов любви между собой и их взаимную обусловленность. Как говорил А.С. Макаренко, "любовь не может быть выращена... из недр полового влечения. Силы "любовной" любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей" .

По-видимому, эта общность связана с тем, что, хотя объекты любви в течение жизни меняются, сам принцип - объяснение себе своего состояния как любви, а не как, скажем, корыстной заинтересованности, остается неизменным. Если человек в детстве научился такой интерпретации, он будет использовать ее и в принципиально различных ситуациях.

Большинство людей имеют опыт любовных переживаний. Так, опрошенные У. Кепхартом студенты влюблялись в среднем шесть-семь раз, из них два раза, по выражению респондентов, серьезно. Около половины испытуемых были, хотя бы раз, влюблены в двух людей одновременно. В рамках такой интенсивности существует, однако, большое разнообразие: есть люди с экстраординарно большим романтическим опытом, но есть и такие, которые не испытывали чувства любви никогда. Есть, по-видимому, определенные личностные особенности, которые способствуют тому, что, говоря языком двухкомпонентной модели, люди в разной степени склонны интерпретировать происходящее с ними как любовь.

Долгое время в психологии была популярна мысль о том, что склонность к любви должна быть связана с выраженностью патопсихологических свойств.

Однако факты опровергли такие представления. Например, в работе У. Кепхарта было показано, что ни уровень влюбленности в момент исследования, ни число романов, ни романтические установки не обнаружили в своих средних значениях связи с патологическими чертами личности. Крайние же значения этих характеристик, например, очень большое число романов или полное их отсутствие, оказались связаны с недостаточным уровнем эмоциональной зрелости.

Наличие такой криволинейной взаимосвязи между интенсивностью романтического поведения, с одной стороны, и уровнем эмоциональной зрелости, с другой, позволяет сделать вывод о том, что в ряде случаев любовь действительно выполняет своего рода защитную функцию - об этом свидетельствует сочетание максимальной интенсивности романтического синдрома и низкой эмоциональной зрелости. Однако, поскольку отсутствие любовного опыта у взрослого человека тоже сопровождается низкой эмоциональной зрелостью, достигающей максимума лишь при его возрастании, можно предположить, что любовные переживания являются не помехой, а необходимым условием высокого личностного развития.

Мы рассматривали сейчас личностные корреляты склонности к романтическому поведению. Вопрос же о личностной предрасположенности к сильным и глубоким любовным переживаниям стоит особо. Здесь фактических данных очень мало. Общепринятой является та точка зрения, что высокий уровень принятия себя обеспечивает возможность любви к другому человеку. Как говорил 3. Фрейд, "нарцистическое либидо, или либидо "я", кажется нам большим резервуаром, из которого высылаются привязанности к объектам и в который они снова возвращаются" . Именно в отношении к самому себе оттачивается то искусство любви, о котором говорил Э. Фромм.

Явно недостаточны знания того, какие качества делают человека привлекательным не в кратковременных (вопрос об этом мы подробно обсуждали ранее), а в долговременных любовных отношениях. Есть основания предполагать, что главными детерминантами выступают здесь не отдельные личностные свойства объекта, а его интегральные характеристики, такие, как уровень психического здоровья, самопринятие, компетентность и т. д.

Существующие в психологии модели любви резко различаются еще по одному, оценочному, параметру. Часть авторов говорит о любви как о свидетельстве слабости и несовершенства человека, другие указывают на конструктивный характер этого чувства.

К моделям первой группы может быть отнесена, например, теория Л. Каслера. Он считает, что существуют три причины, заставляющие одного человека полюбить другого. Это, во-первых, потребность в подтверждении своих установок и знаний о мире. Любимый человек служит источником их валидизации. Во-вторых, только по любви можно регулярно удовлетворять сексуальную потребность, не испытывая при этом чувства стыда. В-третьих, любовь, по мнению Л. Каслера, является конформной реакцией по отношению к нормам общества. Подчеркивая, что любовь как эмоция не имеет специфических, свойственных только ей физиологических проявлений, Л. Каслер объясняет это тем, что она представляет собой сплав различных эмоций, доминирующую роль среди которых играет страх, в данном случае - страх потери источника удовлетворения своих потребностей. Таким образом, влюбленность в кого-то делает человека несвободным, зависимым, тревожным, мешает его личностному развитию. Влюбленный человек относится к объекту своей любви крайне амбивалентно. Он одновременно испытывает к нему и позитивные чувства, например, благодарность как к источнику жизненно важных благ и негативные - ненавидит его, как того, кто имеет над ним власть и может в любой момент прекратить подкрепление. Действительно свободный человек, по Л, Каслеру, это человек, не испытывающий любви.

Говоря о любви, крайне трудно отделить любовь как субъективное переживание, оценку своих отношений с другим человеком от любви как специфического процесса взаимоотношений с ним. Интимный характер любви, малодоступность ее для изучения неизбежно приводят к фрагментарности наших знаний об этом явлении. Тем не менее можно сказать, что понятие "любовь" репрезентирует для большинства людей определенную психологическую реальность, не смешивается с другими близкими понятиями. Выделены различные типы любви и структуры любовных переживаний. Склонность к переживанию чувства любви связана с рядом личностных характеристик субъекта, в частности, с высоким уровнем самопринятия. Опыт любви и любовных отношений является необходимым условием высокого личностного развития. Включение когнитивного компонента в феномен страстной, или романтической, любви, роль вербальных структур в любовных переживаниях демонстрируют социокультурную обусловленность любви.

Заключение

Психологический анализ такой значимой для человека проблемы, какой является проблема эмоциональных отношений, не может ограничиваться констатацией наличия тех или иных фактов или закономерностей - перед ним неизбежно встает вопрос о возможностях и путях оптимизации эмоциональных отношений и целенаправленного воздействия на них. Коррекция эмоциональных отношений, особенно в их долговременном варианте, составляет значительную часть содержания любого психотерапевтического процесса. Это отражает и объективную и субъективную значимость эмоциональных связей с другими людьми для обеспечения психического здоровья, личностной зрелости и достижения высокого уровня адаптации. Поэтому выделять терапию эмоциональных отношений как отдельную практическую задачу вряд ли целесообразно - область получится слишком широкой, охватывающей почти всю психологическую коррекцию. Но, понимая условность выделения отдельной задачи воздействия на эмоциональные отношения, посмотрим все же, как связана практика коррекции отношений с научными психологическими знаниями о закономерностях этих- отношений.

Люди, верящие в жесткую заданность и предопределенность своих отношений, но желающие их тем не менее улучшить, неизбежно начинают относиться к психотерапии как к чуду, как к магии. Ведь если в наших отношениях все есть функция уже сложившихся внешних и внутренних условий, если внутренние условия, например, социальное происхождение, изменить невозможно, а внешние - не в моей власти и не во власти психотерапевта (просьбы помочь улучшить внешние, допустим жилищные, условия, крайне редки), то обращение к психотерапевту может быть расшифровано как просьба изменить результат (мои взаимоотношения с людьми, в частности), не затрагивая того, от чего он, по моему мнению, однозначно зависит. Т. е. психотерапевт должен на какое-то время изменить характер тех естественнонаучных закономерностей, которые этот результат определяют, или, иными словами, совершить акт чуда - ведь чудо и представляет собой временное изменение законов природы. Естественно, такая установка на психотерапию как на чудо обслуживает стремление к снятию с себя ответственности за свои отношения.

Точный прогноз, однако, чаще всего невозможен, психотерапия не имеет ничего общего с магией, а характер закономерностей эмоциональных отношений таков, что ведущим фактором детерминации их стабилизации и распада является свободная воля человека. Поэтому апелляция к психологии для обоснования своей беспомощности и фатальной предопределенности своей судьбы неадекватна.

Результаты исследований эмоциональных отношений свидетельствуют, что несмотря на наличие объективной и, в начальный период, довольно строгой детерминации их развития различными факторами, человек всегда остается в прямом смысле слова субъектом своих эмоциональных отношений с другими людьми. Он сохраняет за собой свободу вступления в них, их продолжения или прекращения и, следовательно, несет всю полноту ответственности за этот важнейший аспект своей жизнедеятельности.

Список использованных источников

1. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР / А.Г. Харчев. - М., 1979.

2. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты / С.И. Голод. - Л., 1984.

3. Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема / Л.И. Новикова. - СПб., 2003.

4. Кон И.С. Дружба / И.С. Кон. - М., 1980.

5. Соловьев В.С. Смысл любви / В.С. Соловьев. - Вопросы философии и психологии. - 1894.

6. Кон И.С. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования / Кон И.С. - Тарту, 1974.

7. Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - М., 1957.

8. Фрейд 3. Очерки психологии сексуальности / З. Фрейд. - М., 1922.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль любви в жизни как привлекающей, объединяющей, гармонизирующей силы Вселенной. Значение развития романтической личности в себе. Разновидности любви у древних греков. Сознательный выбор партнера. Психология страстной любви, формирование потребности.

    реферат , добавлен 01.12.2013

    Анализ особенностей развития на этапе добрачного ухаживания. Способы установления интимных отношений. Задача научения ритуалу ухаживания жизни. Психология влюбленности и любви. Трехкомпонентная теория любви Р. Стернберга. Мотивы выбора брачного партнера.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2011

    Роль эмоциональных предпочтений и референтных отношений в структурировании коллектива. Межличностные отношения и отношение к совместной деятельности как показатели психологического климата. Исследование предпочтений и отношений в классном коллективе.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Особенности эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Психологический анализ эмоционально-волевой сферы и уровня межличностных отношений школьников. Применение методов арттерапии при коррекции эмоциональных комплексов.

    дипломная работа , добавлен 02.03.2014

    Общая характеристика эмоций и эмоциональных состояний. Виды и проявление эмоциональных переживаний. Анализ аспектов, связанных с учетом юридически значимых эмоциональных состояний в юридической практике. Психологическая экспертиза эмоциональных состояний.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Сложность и важность любви в слиянии в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое. Исследование вопроса любви с точки зрения психологов и философов. Психология любви. Безответная любовь или "поражение".

    реферат , добавлен 15.03.2008

    Эволюционный путь развития эмоций, эмоциональные проявления. Классификация и вид эмоций. Виды эмоциональных процессов и различная роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Многообразие эмоциональных переживаний у человека.

    реферат , добавлен 13.10.2011

    Определения любви, данные Э. Роттердамским, Э. Фроммом и древними философами. Любовь к себе как основа любви к другим. Соотношение любви и эгоизма. Отличия любви и привязанности. Признаки любви: самоотдача, доверие. Неотъемлемая часть любви - боль.

    реферат , добавлен 24.12.2008

    Системный анализ феномена "любви". Категория "любовь" в системе психологических категорий. Культурно-исторический анализ представлений о любви. Исследование возрастной динамики смысла любви: для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2009

    Определение любви Э. Фромма как эротической любви. Эксперимент Хелен Фишер о мотивации любви. Нейрохимия любви. Медикаменты против огорчений в любви. Воздействие окситоцина на психоэмоциональную сферу мужчин. Изучение роли допамина в процессе любви.

Далеко не на каждую пару мы ходим потому, что это действительно интересно. Нам приходится. Именно на скучных лекциях всегда приключаются самые веселые истории. Автор The Вышки поговорила со студентами разных ОП и узнала про сумасшедшие и странные случаи, происходившие с ними на парах

«Иллюзия обмана»

Соколова Дарья, ОП «Мировая экономика», 2 курс

«Эта история произошла со мной в прошлом году. Помню, мы по цепочке отвечали на какой-то паре, и это было очень нудно. Когда передо мной оставалось еще несколько человек, у меня зазвонил телефон. Звонок был очень важный, и мне нужно было срочно выйти на некоторое время. Мы с другом стали думать, что делать с ответом, и тут ему в голову пришла одна идея, которая казалась мне безумной, однако, небольшой спойлер, это сработало.

В общем, я – ужасная мерзлячка. Каждый день я ходила в теплом пальто и наматывала вокруг шеи огромный объемный шарф, про который обычно говорят «у меня у бабушки плед такой на диване лежит».

Так вот, друг предложил сделать «макет меня», выложить из моих вещей некий силуэт на время моего отсутствия.

И у нас были все шансы, что нас не спалят, потому что почти всю пару препод пялился в окно. Мы завернули пуховик моего друга в мое пальто, застегнули его на все пуговицы, чтобы эта масса хоть как-то держалась. Сверху я намотала свой любимый шарф так, будто бы за ним скрыто все мое лицо. А поверх шарфа еще натянули шапку для полноты образа. Незаметно усадив это «чудо» на мое место, я, замотавшись в шарф друга, тихонько вышла из аудитории.

Когда я вернулась, до конца пары оставалось всего 5 минут. И тут мой друг сообщил мне, что уже ответил за меня! Прикинувшись простуженным и объяснив именно этим то, что из-под шарфа даже не было видно моего лица, он писклявым, но хриплым голосом прочитал с листочка мои каракули и заработал мне 9!»

«Носок на потолке»

«Помню, это была лекция по ИЗЦ (прим. The Вышка – История западных цивилизаций), и нам всем было очень скучно. Я уже практически спал на задней парте, когда мой друг предложил попранковать над одногруппниками. Он вырвал из тетради маленький клочок бумаги и написал на нем «На потолке носок!». Хотя, естественно, никакого носка там не было. Бумажку я передал вперед, ребятам, которые сидели на первых рядах, и мы стали ждать реакции.

Лектора ничуть не смутил тот факт, что одна из моих одногруппниц задрала голову к потолку и с интересом изучала его несколько минут. И так стали делать по цепочке те люди, до которых доходила наша записка.

Через 10-15 минут, когда наша записка уже дошла до половины потока, в аудитории стоял гул, и постоянно слышался смех. Кто-то закидывал голову кверху, кто-то просто смеялся, кто-то, кому было интересно слушать материал, недовольно шикал на других. А мы с другом просто угарали, наблюдая за всей этой ситуацией, сидя на последнем ряду. Уже даже лектор начал озираться по сторонам и смотреть вверх.

Вскоре записка дошла до еще одного из наших одногруппников. Его реакция мне, пожалуй, запомнилась больше всех. Он выпучил глаза, затем медленно поднял голову кверху, и, сперва, не найдя ничего на потолке, принялся крутить головой из стороны в сторону в поисках злосчастного носка.

К тому моменту мы с другом уже смеялись в голос, и я точно могу сказать, что эту лекцию по ИЗЦ я не забуду еще очень долго.»

«Шнурки. Парта. Безумие»

«Дело было на одном из семинаров по философии на первом курсе. Мы учились практически всегда до 6 или 7 часов, так что мозг уже начинал закипать, внимательность падала. В общем, мы занимались уже чем угодно, но не учебой. И вот мы с другом решили поспорить. Условие спора состояло в том, что мне нужно было незаметно развязать шнурки нашим одногруппникам прямо на паре. А сделать это можно было только находясь на полу. Ну, а я - барышня веселая, так что этот спор привел меня в дикий восторг и ничуть не смутил. Дождавшись, когда преподаватель уткнется в ноутбук, я незаметно сползла под парту. Моя соседка покрутила пальцем у виска, усмехнулась и сделала вид, будто слушает семинариста, а не наблюдает за мной.

Первым делом я проползла до соседней парты, потому что за ней сидел парень в кроссовках. И он даже ничего не почувствовал! Только когда я, хихикая, поползла вперед, он обратил на меня внимание. Он бросил на меня непонимающий взгляд, а я лишь кивнула на его кроссовки. Не уверена, что он сразу понял меня.


Я добралась до следующей жертвы. Тут меня спалили почти сразу и даже пнули в плечо.

Третий человек, увидев меня под своей партой, испугался и подпрыгнул на стуле. Тут я не выдержала и засмеялась в голос. Да и мои одногруппники уже смотрели не на доску, а на меня. И нас спалил семинарист.

Что происходит? Что вы забыли на полу? – спросил меня он.

Я уронила ручку! – ляпнула я.

И вы не могли поднять ее потом? Нужно было идти через всю аудиторию?

Это. Моя. Любимая. Ручка, - выделяя каждое слово, на выдохе произнесла я.

Тут все мои одногруппники просто покатились со смеху, а я, без ручки, но с чувством выигранного спора, вернулась на свое место.»

«Карточный долг – это святое»

«Как-то раз мы с моими однокурсниками играли в карты на желание. Как сейчас помню, что это была лекция по истории. Играло нас четверо, причем мы сидели на разных рядах, что добавляло неудобства. Особенно, что касается части с исполнением желаний.

Первым проиграл я. Я уже настроился, что сейчас меня ждет что-то по-настоящему жесткое, но друзья всего лишь попросили меня на 10 минут пересесть на другое место, а затем вернуться. Честно говоря, не уверен, что препод вообще заметил мои перемещения.

Когда я снова занял свое место, спустя еще 20 минут проигравшим оказался мой лучший друг, которого мы заставили выйти к доске. Напомню, что это была лекция. Когда он встал напротив преподавателя, тот с удивлением оглядел его и отложил фломастер, которым собирался рисовать на доске очередную схему.

Вы что-то хотели, молодой человек? – обратился к моему другу лектор.

И тот не смог придумать ничего лучше, кроме как попросить препода писать крупнее.

Вы не могли сказать об этом с места?

Я хотел показать вам, - мямлил мой друг. – Размер букв.

И он начал писать, вырисовывая буквы размером с половину доски. По аудитории прошелся смешок, и преподаватель попросил его занять свое место.

Дальше опять проиграл я. На этот раз мне нужно было ходить туда-сюда и приносить одногруппникам кофе. По одному стаканчику за раз. Я справился только с двумя. Когда я шел в аудиторию с третьим, преподаватель остановил меня и спросил, что происходит и зачем мне столько кофе, на что я ответил, что очень плохо спал прошлой ночью и что очень быстро пью, поэтому и хожу так часто.

После этой пары я был признан друзьями лучшим, хотя титула дважды дурака с меня никто так и не снял.»

Если Вы нашли опечатку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или , чтобы проинформировать нас.

Доброе утро, уважаемые радиослушатели! В эфире самая нерейтинговая в мире передача, которая называется "Как дожить до конца передачи?" и её ведущий Иван Дедов, человек, чей автограф бесценен, потому как на х... никому не нужен!

В сегодняшнем выпуске мы говорим о двух самых бессмысленных изобретениях человечества: время и деньги. Эти два понятия настолько бестолковы, что их даже отождествляют между собой. Помните поговорку: время - деньги? Вот это оно и есть.

Когда-то на заре человечества люди придумали удобный инструмент, вроде как упорядочивающий все земные процессы. Они ввели в обращение числовую характеристику всех происходящих с ними событий. Появились секунды, минуты, часы и так далее. Тем самым человек загнал себя в очень тесные, абсолютно неадаптивные рамки, которые могут быть применимы только в самых приземлённых и самых объяснимых процессах, тем самым отделив себя от истины, от Абсолютной логики Вселенной. В пространственной системе кординат появилась также четвёртая, временная ось, которая не только не открывает глаза на суть Мироздания, но ещё глубже отдаляет нас от неё. Известно же, что в далёком Космосе, где расстояния измеряются тысячами световых лет, наше, земное время НЕ РАБОТАЕТ! Если вас занесёт, к примеру, в созвездие Плеяд, то весело проведя там выходные, вы вернётесь домой и с ужасом обнаружите, что прошло сто лет. Все ваши друзья и родственники умерли, ваш новенький автомобиль превратился в трухлявый раритет. Дом, в котором вы когда-то проживали, давно снесли. Лишь Президент Российской Федерации по-прежнему энергичен и трудится на благо страны и её жителей. О чем это говорит? Всё очень просто - люди придумали фигню! Ну не работает наше время во вселенских масштабах. Чем больше расстояние, тем больше временная разница. Следовательно, можно предположить, что при удалении от нашей планетной системы к границам обозримой Вселенной время стремится к нулю. То есть, Там его и вовсе не существует. Это и есть тот самый пресловутый Абсолют, Истина, Любовь. Ещё одним примером несуразности времени является Машина Времени, о которой вот уже несколько столетий с вожделением рассказывают писатели-фантасты. Обыкновенному, приземлённому человеку путешествия во времени неподрассудны, потому что возникает большое количество необъяснимых временных Парадоксов. Они необъяснимы опять же потому, что в модель мироустройства изобретённая нами величина не вписывается. Времени не существует, братцы! Оно совершенно статично. Все события происходят одновременно. За несколько миллионов световых лет только что родилась сверхновая звезда. Это событие уже произошло, но мы эту звезду откроем через два миллиона лет, и назовём её сверхновой. Тем временем, для каких-нибудь других обитателей Вселенной эта звезда давно уже никакая не сверхновая, а испокон веков украшает какой-нибудь арктурианский небосвод. Ребята, никакого времени вообще не существует, и понимание этого есть самый короткий путь к Осознанию, к расширению своего кругозора, а также к принятию своего истинного Я.

Теперь поговорим за деньги. Изначально, когда появились первые люди, денег у них не было. Деньги были и не нужны, ибо все материальные блага были даны в полном объёме любому желающему совершенно бесплатно. Еду можно было вырастить, в крайнем случае убить на охоте. Жильё можно было построить самому. Одежду можно было сшить из шкуры убитого животного или из какого-нибудь другого, данного Природой материала. Конечно, для выживания надо было много трудиться. Но ведь и сейчас это необходимо, да только вот между человеком и целью его упорного труда почему-то встали бумажки с водяными знаками, за которыми надо начинать охотиться в самом молодом возрасте. Уже с юных лет человеку говорят старшие, "умудрённые" жизнью особи: "Работай как можно больше, зарабатывай на пенсию!". И человек, вместо выполнения своих истинных задач на земном пути, а именно - поиск своего высшего Я через осознание, впрягается в шаблонную тягомотину, именуемую жизнью. Как только новый человек появляется на свет, его жизнь сразу начинает идти по шаблонной схеме, навязанной социумом. На ручку новорождённому одевают специальную бирочку. Создаётся метрика, или что там ещё. Потом выписывается свидетельство о рождении. Добро пожаловать в "систему", малыш! Потом ты пойдёшь в садик и в среднюю школу, где тебя оболванят и уравняют с остальными членами экипажа нашей планеты. Окончательная шлифовка произойдёт несколько позже, в армии. Потом ты будешь до старости работать, пытаясь всеми правдами и неправдами добыть как можно больше хрустящих бумажек, как можно большего достоинства. Осторожно, дружок! Если ты будешь выбиваться из безукоризненно логичной модели общества, если ты вдруг Осознаёшь, что что-то в этом мире не так, тебя сразу заметят! Если это произойдёт в детстве, возможно, ты пойдёшь учиться не в обычную школу, а в заведение для детей с умственными отклонениями. В более зрелом возрасте с тобой могут произойти неприятности в виде принудительного лечения или, в лучшем случае, от тебя отвернутся и друзья, и родные. Сумасшедший, блаженный...

Такая участь ждёт любого осознавшего себя человека. Его больше не проведёшь; модель "время-деньги-социум" уже не является приоритетной, индивид начинает выбиваться из серой массы обывателей, вызывая тем самым всеобщее презрение, сочувствие и так далее. На этом позитивном умозаключении я, ваш неординарный ведущий, исследователь-неудачник Иван Дедов, спешу с вами попрощаться, ведь за мною гонятся санитары скорой психиатрической помощи со смирительной рубахой и большим шприцем, заправленным какой-то жидкостью. Убегать от них с аудиоаппаратурой, сигареткой и чашечкой кофе Якобс Монарх не представляется возможным, а потому - до встречи в эфире! Это был очередной, нестандартный выпуск непопулярной передачи "Как дожить до конца передачи?"...

До конца учебного года остались считанные недели. Время исправлять оценки. Но каких это стоит нервов родителям!

Психолог Центра Виктор Ефремов готов дать вам практические инструменты, с помощью которых Вы сможете совершить конкретные действия и получить первые положительные результаты.

Что нужно знать родителям при выполнении детьми домашних заданий?

Семья призвана обеспечить правильную организацию жизни ребенка, помочь усваивать положительный опыт жизни и труда старших поколений. Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулирует ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и устремлений.

Сначала проверьте наличие условий для воспитания ребенка в семье:
1. Семейная атмосфера (в каждый момент жизни вы ведете себя достойно?)
2. Отсутствие культа вещей, накопительства
3. Правильное чередование труда и отдыха детей
4. Работа по самообслуживанию и домашние обязанности (это фундамент для ответственности в учебе и выполнению домашних заданий).
5. Ваша любовь к ребенку (ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень любит и он тоже любит безгранично).
6. Наличие вашего авторитета. Имеются 9 типов ложного авторитета — будьте осторожны. Нужно уметь формировать настоящий родительский авторитет, главными основаниями которого являются ваша жизнь и работа, ваше гражданское лицо и ваше поведение.
7. Умение взаимодействовать с учителями

Причины проблем с выполнением детьми домашних заданий

1. Недостаточный уровень развития внимания, памяти, мышления.
2. Несформированная модель образа будущего ребенка (с 10 лет), лень (это отсутствие целей)
3. Заниженная самооценка и неуверенность в себе
4. Повышенный уровень тревожности, страхи
5. Несформированность навыков социального взаимодействия с родителями, учителями, сверстниками (например, неумение выражать свои чувства)
6. Несамостоятельность и низкий уровень ответственности
7. Низкий уровень энергетики человека (проблемы с питанием, водным балансом, режимом)
8. Отсутствие демократической окружающей среды
9. Отсутствие позитивных ожиданий от ребенка
10. Определенное место, время выполнения домашних заданий и отношение к ним родителей
11. Недостаточный уровень развития силы воли (очень важно знать способы, с помощью которых борются с ленью и каким образом лучше развивать силу воли)
Иногда шутят: «Сила- есть, воля — есть, а силы воли — нет».

Приходите с ребенком на консультацию. Мы определим
комплекс причин, мешающих ребенку выполнять домашние задания, проведем необходимую коррекцию, чем постоянно мучаться из-за этих проблем.

Стратегии помощи ребенку для прекращения войн из-за домашних заданий.
1. Спокойный и твердый подход — «нет нытью»
2. При трудностях ребенка — поощряйте усилия по совершенствованию
3. Приоритеты (срочность, сложность, объем)
4. Разбивайте на части
5. Принцип «15 мин усилий»
6. Не переусердствуйте в навязывании значимости домашних заданий.
7. Поощряйте устанавливать контакты со свои учителем
8. Попробуйте изменить условия выполнения домашнего задания
9. Поощряйте ребенка использовать время в школе
10. Позвольте некоторое удовольствие
Если вы найдете время для учета всех этих особенностей и действительно хотите сдвинуть эту проблему с выполнением домашних заданий в лучшую сторону — нужно браться за это. Если считаете сложновато, приходите — помогу.