Гармоничный и дисгармоничный типы воспитания. Учебное пособие рекомендовано редакционно-издателъским советом российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия

ГАРМОНИЧНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ

У детей этого типа в равной мере сформированы все личностные свойства и практически отсутствуют такие психологические факторы, как тревожность, напряженность.

Такие дети не испытывают трудностей в школе. Они обладают достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций, общительны, уверены в себе, добросовестно относятся к выполняемой работе, успешно контролируют свое поведение, соизмеряя свои реакции и поступки с принятыми нормами и правилами.

Гармонизация личностной структуры обеспечивает им наиболее эффективную и быструю адаптацию к меняющимся условиям социальной среды. Такие школьники могут быть успешны практически в любом виде деятельности. Многообразие способностей позволяет им овладеть различными знаниями и навыками, хорошо учиться по всем школьным предметам, но они редко проявляют яркие, специфические способности, выраженный талант в определенной сфере.

При всей устойчивости личностной структуры, гармоничный тип подвержен неблагоприятным внешним воздействиям. Таких детей можно испортить неверным стилем воспитания, особенно в ситуации постоянного стресса, когда окружающие проявляют повышенную тревожность, предъявляют детям завышенные требования, занижают оценку результатов их деятельности. При этом у детей может снижаться уверенность в себе, падает самооценка, повышается тревожность и напряженность. Как защитные реакции, могут формироваться склонность к доминированию, раздражительность, интравертированные тенденции. Таким образом, нарушается естественный процесс развития личности.

Детям гармоничного типа необходимо доверять в проявлениях их самостоятельности, инициативы, поощрять их успехи, создавать условия для их всестороннего развития, помня, что для них одинаково важны и практические достижения, и познавательная активность, и успешность общения. Они должны иметь время и для контактов со сверстниками, и для полноценного отдыха, и для занятий любимым делом.

При проявлении признаков неуверенности в себе и повышенной тревожности у таких детей следует обратить внимание на макросоциальную ситуацию их развития в школе и семье и попытаться устранить психотравмирующий фактор, снизить его влияние, помочь детям найти адекватный выход из возникшего конфликта. Особую осторожность надо соблюдать при оценочных действиях, стараться всячески поддерживать ребенка, поощрять малейшие его достижения.

Среди детей гармоничного типа можно выделить особую группу, отличающуюся повышенным уровнем возбуждения, моторной активностью. Таким детям показана постоянная двигательная разрядка для снятия возникающего перенапряжения. Целесообразно лишний раз поднять ребенка из-за парты, попросить выйти к доске, раздать тетради –словом, выполнить задания, требующие двигательных затрат.

Для таких детей полезно проведение перемены в спортзале, на улице. Целесообразны занятия спортом, переключение с одного вида деятельности на другой. Нельзя допускать переутомления, обеспечив рациональный режим его труда и отдыха.

У детей этого типа в равной мере сформировались все личностные свойства и практически отсутствуют такие психологические факторы, как тревожность, напряженность. Такие дети не испытывают трудности в школе. Они обладают достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций, общительны, уверенны в себе, добросовестно относятся к выполняемой работе, успешно контролируют свое поведение, соизмеряя свои реакции и поступки с принятыми нормами и правилами.

Гармония личностной структуры обеспечивает им наиболее эффективную и быструю адаптацию к меняющимся условиям социальной среды. Такие школьники могут быть успешны практически в любом виде деятельности, их развитие многовариантно, что одновременно является положительным и отрицательным их качеством.

Многообразные способности позволяют детям овладевать разнообразными знаниями, умениями и навыками, хорошо учиться по всем школьным предметам, но они резко проявляют крайне специфические способности в определенной сфере, выраженные талантом в определенной сфере. При своей устойчивой личностной структуре, гармоничный тип подвержен неблагоприятным внешним воздействиям. Таких детей можно испортить неверным стилем воспитания, особенно в ситуации постоянного стресса, когда окружающие проявляют повышенную тревожность, излишне дергают детей, предъявляют к ним завышенные требования, занижают оценку результатов их деятельности.

При этом у детей может снижаться уверенность в себе, падает самооценка, повышается тревожность и напряженность. Как защитные реакции, могут сформироваться склонности к доминированию, раздражительность, интравертированные тенденции. Таким образом, нарушается естественный процесс развития личности.

Детям гармонического типа необходима, доверять в проявлении их самостоятельности, инициативы, поощрять их успехи, создавать условия для их всестороннего развития, помня, что для них одинаково важны и практические достижения, и познавательная активность, и успешность общения. Они должны иметь время и для контактов со сверстниками, и для полноценного отдыха, и для занятия любимым делом.

При проявлении признаков неуверенности в себе и повышенной тревожности у таких детей следует обратить внимание на макросоциальную ситуацию их развития в школе и семье, попытаться устранить психотравмирующий фактор, снизить его влияние, помочь детям найти адекватный выход из возникающего конфликта. Особую осторожность надо соблюдать при оценочных действиях, стараясь всячески поддержать ребенка, поощрять малейшие достижения.

Среди детей гармоничного типа можно выделить особую группу, отличающуюся повышенным уровнем возбужденности, моторной активностью. Такие дети непоседливы, чрезмерно активны, отличаются избытком энергии. Часто это бывает связано с гипервозбудимостью их нервной системы, моторной расторможенностью.

Этим детям показана постоянная двигательная разрядка для снятия возникшего перенапряжения. Целесообразно на уроке лишний раз поднять ребенка из–за парты, попросить подойти к доске, вытереть ее, сходить намочить тряпку, принести мел, раздать тетради, открыть окно – словом, выполнить какое – либо задание, требующее двигательных затрат.

На переменах стараться не сдерживать двигательно-активных детей, дать им возможность побегать, побаловаться. Для них особенно полезно проведения перемен в спортзале, на улице. Кроме того, необходимо частое переключение с одного вида деятельности на другой. При этом, безусловно, нельзя переутомлять ребенка, обеспечив рациональный режим его труда и отдыха.


Развитие самооценки в онтогенезе
Личность человека представляет собой сложную структуру, являющуюся продуктом его развития. Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т.е. оценка самого себя. По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки - один из важнейших факторов развития личности ребенка. Устойчивая самооценка формир...

Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения
Аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью приобретает все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от алкогольной или наркотической зависимо...

Методики исследования
В ходе экспериментального исследования у спортсменов и лиц, не зани­мающихся спортом изучались три блока психологических показателей: - характеристики самооценки личности; - свойства личности; - характеристики адаптированности к деятельности. В связи с тем, что многие из методик являются широко известными, в приложения были помещены...

Этот тип, как говорит само название, отличает сба­лансированность личностных свойств: открытость, вы­сокий уровень интеллекта, уверенность в себе, сдержан­ность, добросовестность, социальная смелость. Общей по степени предпочтения и эффективности у всех детей гар­моничного типа выступает стратегия «стараюсь рассла­биться, оставаться спокойным». Умение успешно ее ис­пользовать - их преимущество по сравнению с ребятами других типов.

Гармоничных школьников I подтипа, интеллектуаль­но одаренных, отличают высокий уровень интеллекта, отсутствие тревожности, общительность, уверенность в себе, сдержанность, доминантность, добросовестность, осторожность, социальная смелость, высокий самокон­троль, расслабленность. Чаще других защитных страте­гий они склонны использовать две: «стараюсь расслабить­ся, оставаться спокойным» и «мечтаю, представляю себе что-нибудь». По мнению таких ребят, эти стратегии, на­ряду со стратегией «смотрю телевизор, слушаю музыку»,- самые для них эффективные. По сравнению с другими детьми, эти школьники реже плачут и грустят, меньше думают о неприятностях, значительно легче произволь­но расслабляются и успокаиваются.

Благодаря своей открытости и общительности, они не склонны к концентрации на неприятностях, старают­ся о них побыстрее забыть. Уравновешенность, спокой­ствие и расслабленность позволяют им даже в стрессовой ситуации оставаться спокойными. Обладая высоким ин­теллектом, умея хорошо контролировать себя, будучи добросовестными и нормативными, интеллектуально одаренные дети почти не используют копинг-стратегий, не одобряемых обществом. Единственным тревожащим («слабым») местом в структуре их личности можно счи­тать доминантность. В определенных жизненных ситуа­циях обострение этого свойства может спровоцировать у ребенка агрессивное поведение (стратегию «бью, ломаю, швыряю»). Подобное защитное поведение (по типу аф­фекта неадекватности) возникает в тех случаях, когда притязания детей, обусловленные их привычной высо­кой самооценкой, терпят неудачу.

Учительница младших классов рассказала о таком эпизоде. Один из ее учеников, отличник, отвечал у дос­ки. Он писал под диктовку предложение и вдруг сделал нелепую ошибку. Когда ошибку обнаружили и стали пуб­лично обсуждать, девочка, сидевшая на задней парте, от удовольствия хихикнула. Мальчик стремительно по­вернулся, прошагал к ней через весь класс и ударил на глазах у всех детей и учителя. Здесь так и хочется ска­зать: «Такой сдержанный и воспитанный ребенок! Мы такого от него никак не ожидали!».

Характерные черты гармоничных школьников II под­типа, социально смелых,- открытость, уверенность в се­бе, добросовестность, высокий уровень интеллекта, сдержанность. По сравнению с интеллектуально одаренными детьми, у них не столь высок уровень интеллекта, средняя степень уверенности в себе, самоконтроля и уравно­вешенности и, в то же время, слегка повышенные тре­вожность и напряженность. По-видимому, в связи с этим они предпочитают использовать не только стратегию «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным», но и стра­тегию «обнимаю, прижимаю, глажу», обеспечивающую пси­хологическую поддержку со стороны. Такое защитное по­ведение большинству из них приносит облегчение.



По сравнению с ребятами других типов, они не склон­ны преодолевать трудности с помощью дизадаптивных стратегий активного протеста: ломать и швырять вещи, дразнить других людей, «сходить с ума», кричать, драть­ся, а также «говорить сами с собой». В этом проявляется их социальная нормативность и умение общаться с деть­ми и взрослыми.

Готовность ребенка этого типа общаться в трудную минуту иллюстрирует следующее высказывание Яны О., 9 лет, с гармоничным социально смелым типом лично­сти. С помощью детского вопросника Р. Кеттелла у нее определены: напряженность (Q4=10), социальная смелость (Н=9), высокий уровень интеллекта (В=9), доми­нантность (Е=9), тревожность (О=8), неуверенность в себе (С=4), низкий самоконтроль (Q3=4), открытость (А=6).

Ответ Яны О, на вопрос контрольной работы «За­чем нужны уроки психологии?»: «Потому что хочется сказать о своем переживании. Хочется с кем-то поде­литься. Не хочется, чтобы кто-то это знал, и все-таки хочется рассказать!».

Итак, в неприятной ситуации гармоничные социаль­но смелые дети могут использовать свой внутренний ре­сурс - «поговорить и обсудить». Это основано на их уме­нии легко вступать в социальные контакты и непринуж­денно общаться не только со сверстниками, но также с родителями и учителями.

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ГАРМОНИЧЕСКИЙ - ГАРМОНИЧНЫЙ

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов гармонический - гармоничный

2.Примеры словосочетаний с паронимом гармонический

3.Примеры предложений с паронимом гармонический

4.Примеры словосочетаний с паронимом гармоничный

5.Примеры предложений с паронимом гармоничный

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ГАРМОНИЧЕСКИЙ - ГАРМОНИЧНЫЙ

ГАРМОНИЧЕСКИЙ — относящийся к гармонии, сочетанию музыкальных тонов одновременном звучании, основанный на принципах гармонии.

Гармо́ния (в философии) — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей.

ГАРМОНИЧНЫЙ — стройный, согласованный.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ГАРМОНИЧЕСКИЙ

1)гармоническая гамма

2)гармонический анализ

3)гармонический ряд

4)гармонический слух

5)гармоническое устройство мира

6)гармоническое развитие и формирование личности

7)гармоническая функция

8)гармонический анализ нотного текста

9)гармонический аккорд

10)гармоническое развитие ребенка

11)гармонические звучания

12)гармоническое формирование музыкальных способностей

13)всестороннее и гармоническое развитие личности

14)гармоническое восприятие действительности

15)гармоническое единство жизни

16)гармоническое сочетание цветов

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ГАРМОНИЧЕСКИЙ

1)Я много понаделал гармонических задач, гармонизируя сначала рифмованные басы, потом мелодии и хоралы. (Н.Римский-Корсаков. Летопись моей жизни)

2)Вместе с гармонической бурей оркестра вы устремляетесь в прорыв в будущее, к голубым городам высшего устроения. (А.Н.Толстой. Из репетиции Седьмой симфонии Шостаковича)

3)Гармонический слух нередко отстает от мелодического.

4)Примечательную особенность гармонического мышления Римского-Корсакова составляет его «цветной» гармонический слух.

5)Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления.

6)Наряду с выразительностью мелодий, интересен и своеобразен гармонический и оркестровый язык Чайковского.

7)В музыке почти всегда мелодию сопровождают и другие звуки, которые мы слышим одновременно с ней. То, что звучит вместе с мелодией, называют гармоническим сопровождением, или гармонией.

8)Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности.

9)Эталонами красоты человеческого тела, образцами гармонического телосложения издавна и по праву считаются великие творения греческих скульпторов: Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя.

10)Почему обществу необходимо добиваться гармонического взаимодействия всех социальных регуляторов?

11)Известный педагог ХХ века В.А.Сухомлинский писал: “Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

12)Для древних Сапфо, поэтесса с острова Лесбос, жившая в начале V века до нашей эры, была идеалом гармонической личности.

13)Жизнь есть гармоническое слияние противоположностей и постоянной между ними борьбы... (А.А.Фет)

14)Сила поэзии - краткость. Сказать многое в немногом - вот один из заветов подлинного искусства. И Ахматова училась этому у классиков: Баратынского, Тютчева, а в первую очередь, у Пушкина. Именно с пушкинской традицией связана свойственная Ахматовой масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, многообразие лирических тем, возможность выявить всеобщее значение неповторимого душевного движения, соотнести чувство истории с чувством современности.

15)Любовь Надежды Ивановны Забелы-Врубель помогала художнику М.А. Врубелю. Это было, в самом деле, гармоническое супружество.

16)Иван Грозный решил ознаменовать победу над Казанью постройкой Покровского собора на Красной площади. За строительство собора взялся русский зодчий Барма Яковлев по прозванию Постник. В 1560 году собор был построен. Он представлял собой гармоническое соединение девяти церквей, расположенных на одном основании. Ввысь устремляется шатровый верх центрального собора.

17)Люди планеты посвящают много свободного времени самообразованию и гармоническому развитию.

18)Для создания гармонической композиции на холме строители даже увеличили высоту холма в южной части, соорудив для этого мощную насыпь.

19)Умело пользуясь педалью, пианист находит тембр, колорит звучания, создает гармонический фон мелодии.

20)Сочинения французского композитора К.Дебюсси отличаются уникальным чувством музыкального колорита, необычной гармонической и ритмической средой.

21)В «Стихах о Прекрасной Даме» юный А.Блок мечтал через любовь приобщиться к идеальному, неземному, гармоническому .

22)Немецкий философ Гегель называл гармоническим то искусство, в котором форма соответствует содержанию, комическим - то, в котором формы больше, чем содержания.

23)Физическая культура в наше время является важным средством гармонического развития личности, укрепления здоровья.

24)Поэта А.А.Фета всегда тянуло к прекрасному, гармоническому , чего не хватало в его реальной жизни.

25)Любовная поэзия Ф.И.Тютчева - это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации, хаотические брожения души и гармонические разрешения.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ГАРМОНИЧНЫЙ

1)гармоничная личность

2)гармоничные отношения ребёнка с родителями

3)гармоничный стиль семейного воспитания

4)гармоничный рисунок

5)добиться гармоничного цветового сочетания

6)идея гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий

7)главное правило создания гармоничного жилого пространства

8)гармоничный стиль воспитания

9)гармоничный тип личности ребенка

10)гармоничный образ жизни

11)гармоничный подбор цветов при оформлении помещений

12)гармоничная работа левого и правого полушарий

13)значение искусства в создании гармоничной среды жизни человека

14)гармоничный, богатый внутренний духовный мир

15)гармоничный мир народной культуры

16)гармоничное сочетание поэтического текста и выразительного слова

17)гармоничное развитие личности школьника

18)гармоничное разностороннее развитие личности

19)гармоничные пропорции человеческого тела

20)гармоничное сочетание умственного и физического развития

21)создание гармоничного образа костюма

4.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ГАРМОНИЧНЫЙ

1)Что такое гармоничные отношения в природе?

2)Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - это право и обязанность любого человека.

3)Гармоничное расположение элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть композиции.

4)Афинская система воспитания ставила своей целью гармоничное развитие ребенка?

5)Как подобрать гармоничный цвет отделки?
6)Изделия из лоскутов должен быть выполнено в гармоничной цветовой гамме.

7)Удачно выбранные цвет и рисунок стен позволяют создать гармоничный переход из одного помещения в другое.

8)Искусство составления гармоничного узора из случайных, оказавшихся под рукой лоскутков развивает художественный вкус, фантазию.

9)Это небольшой по размерам, гармоничный и ясный по форме храм, окруженный с двух сторон колоннами.

10)Человек мечтает жить в очень красивом и гармоничном мире.

11)Сотрудничество - наиболее гармоничный стиль межличностных отношений, основанный на понимании уникальности каждого и доверии.

12)Сцена масленичного катания превращается в гармоничный образ красоты национального русского праздника.

13)Что значит «гармоничный человек» в вашем понимании?

14)Растения и животные предпочитают гармоничную музыку.

15)“Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста”, - писал учёный А.Эйнштейн.

Принято выделять гармоничный и дисгармоничный типы семейного воспитания.

Гармоничный тип воспитания отличается взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, отношениями взаимного уважения, признанием самоценности личности ребенка, разумной и адекватной системой санкций и поощрений, устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.

Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны: недостаточный уровень принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения, отсутствие взаимности, низкий уровень сплоченности родителей, высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, завышение требований к ребенку, неконструктивный характер контроля.

Остановимся на кратком описании наиболее частых вариантов дисгармоничного семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме - безнадзорностью.

Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям.

Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления.

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок - кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.

Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.

Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании - это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

Противоречивое воспитание - это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка.

Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального - только когда он оправдывает ожидания.

Воспитание вне семьи - экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.

Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.