Интерактивные формы взаимодействия классного руководителя с семьей воспитанника. Социальная защита детей в деятельности классного руководителя

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Е.А. Поборчая и Л.В. Козлова предлагают, как в работе с педагогами, так и с родителями, использовать следующие формы интерактивного обучения:

1. «Большой круг » – наиболее простая форма группового взаимодействия. Прием оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. Работа проходит в три этапа.

Первый этап – участники рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый участник зачитывает свои предложения, остальные молча, выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

2. «Аквариум» – форма диалога, когда участникам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

Этот прием обеспечивает возможность увидеть участников со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль, какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

3. «Круглый стол» – проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1 – 3 вопроса обсуждаемой проблемы.

При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Предоставляется слово участникам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

Подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в семье, школе, учреждении дополнительного образования. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги. Такие формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных участниками, раскрывается по возможности наиболее полно. Участники должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы.

5. «Деловая игра » – эффективна в том случае, если участники имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой участники получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.

Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Социальная защита как функция классного руководителя – это в первую очередь комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и в узком смысле слова.

Социальная защита воспитанников в узком смысле слова – это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Это дети из многодетных семей, дети-инвалиды, дети-сироты, дети-беженцы и остальные, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите.

Социальная защита в широком смысле слова – это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями по различным направлениям.

Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

В качестве критерия эффективности деятельности классного руководителя по социальной защите обучающихся, как указывает М.А. Ковальчук, может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя группами показателей – объективными и субъективными. Объективные – это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе, нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д. В качестве субъективных можно принять показатели, характеризующие степень удовлетворенности или неудовлетворенности в оценке детей, а также специалистов-экспертов работой классного руководителя по реализации функции социальной защиты детей.

Важной задачей реализации классными руководителями функции социальной защиты обучающихся становится разработка оптимальной модели ее системы, которая может представлять взаимосвязь и взаимодействие следующих элементов: дети в целом как объект социальной защиты; различные группы и категории детей; государственные, общественные и частные институты, с которыми классный руководитель вступает во взаимодействие, реализуя функцию социальной защиты как субъекта социальной защиты; социальная инфраструктура детства; деятельность по социальной защите воспитанников. Особым компонентом системы социальной защиты детей должна быть представлена семья.

Социальная защита ребенка – это целевая функция деятельности классного руководителя, реализуя которую, он должен идти от острых сиюминутных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный прогноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.


Похожая информация.


Буянова Лариса Николаевна, МКОУ ШР «СОШ №6»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ

ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЁЙ»

От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Семья способствует формированию гармонически развитой личности человека. В семье ребёнок усваивает морали, навыки совместного труда, в семье формируются его жизненные планы и идеалы, укрепляется физическое здоровье. Сила влияния семьи состоит и в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время, в самых различных условиях и ситуациях.

В силу житейских обстоятельств в настоящее время моральные устои семьи утратили своё былое влияние. Родители в большей степени заняты содержанием семьи и своими личными интересами. Дети же предоставлены сами себе, «общаются» с телевизором и компьютером. При этом живое общение родителей с детьми большая редкость.

Проблема организации единого целенаправленного процесса воспитания с момента рождения ребенка до его гражданской зрелости в настоящее время становится весьма злободневной. Недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к самотеку и стихийности формирования личности ребенка.

Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а первостепенной ценностью, что крепкая и дружная семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы классного руководителя с семьёй.

Только в процессе сотрудничества классного руководителя и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Система работы школы с родителями основана на следующих принципах:

    совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

    сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

    педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

    поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

    содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей.

Решая задачи повышения явки родителей на родительские встречи и объединить усилия родителей и учителя для успешного решения воспитательных задач учитель часто использует нетрадиционные формы сотрудничества с семьями обучающихся.

Эффективны следующие формы работы: тематические консультации, родительская конференция, организационно - деятельностная игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейные встречи, встреча за круглым столом, педагогический практикум, тренинг для родителей, день открытых дверей, совместные походы на природу, выезды в театры.

Данные формы взаимодействия с родителями имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя для совместной деятельности.

Тематические консультации рассчитаны на то, чтоб дать родителям рекомендации по проблеме, которая их волнует.

Примерные темы: ребёнок не хочет учиться, агрессия в младшем возрасте, повышенная тревожность ребёнка, что такое гиперактивность, талантливый ребенок в семье.

Родительская конференция позволяет родителям расширить, углубить свои знания о воспитании детей.

Примерные темы: наши дети - наше будущее, вопросы семейного воспитания, авторитет – основа воспитания.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Они учат слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы: каким я вижу будущее своего ребёнка, праздники нашей семьи, друзья моего ребёнка.

Родительские лектории дают возможность родителям не только слушать лекцию педагога, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Такая форма взаимодействия проводится после анкетирования родителей, где родители определяют интересующие их вопросы.

Примерные темы: поощрение и наказание в семье, неуспешность в учебе, как воспитать толерантную личность.

Семейные встречи позволяют организовать совместные мероприятия с родителями и детьми.

Примерные темы: наша мама рядом с нами, Новогодняя сказка, настоящий мужчина дня.

Встречи за круглым столом дают возможность родителям узнать особенности школьного возраста от психолога, логопеда, социального педагога.

Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознаютпроблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственнымребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимаютнеобходимость приобретения новых знаний иумений в воспитаниисобственного ребенка.

В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.

Сотрудничество школы и семьи – это целенаправленный и длительный процесс. Взаимодействие участников этого процесса должно быть спланировано и организовано.

Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка.

Литература:

    Букина, Н.Н. Неформальное образование родителей в условиях современной школы [Текст] : Автореф. дис. канд. пед. наук / Н.Н. Букина. СПб., 1999.

    Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.

    Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.

    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

    Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»).

    Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006, №19.

Формы взаимодействия классного руководителя и семьи

Педагогика должна стать наукой для всех

- и для учителей, и для родителей.

В. А. Сухомлинский

О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между семьей и школой, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит в конечном счете к безнравственности.

Но какую бы информацию ни давали нам различные социологические опросы, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.

На каких условиях должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребёнка? На этот вопрос отвечает В.А. Сухомлинский: "Как можно меньше вызовов матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет продолжаться", - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание".

Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Очень часто можно слышать от родителей: "В начальной школе нашим классом учитель занимался, а теперь классному руководителю нет до наших детей никакого дела". Безусловно, в начальной школе классный руководитель уделяет больше внимания учащимся, но ведь в его задачу входит не только создание классного коллектива, но и коллектива родителей, способных помочь в дальнейшем новому классному руководителю сохранить и приумножить традиции коллектива.

И родителям пятиклассников, и восьмиклассников необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе на всех этапах обучения учащихся нельзя недооценивать. Поэтому главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики. А для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение вызывало у родителей интерес, я, как классный руководитель, не только предлагаю темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитываю предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения, которые они за месяц до очередного родительского собрания пишут на листочках и опускают в специальный конверт.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы работы и групповые.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие:

    Индивидуальные консультации

    Беседа

    Посещения на дому.

Индивидуальные консультации могут проводиться поинициатива родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдения педагога за ребёнком, проблемы в общении ребёнка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.

Существует определённая этика общения с родителями при подготовке и проведению индивидуальной работы с семьёй:

    Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.

    Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.

    Время консультации должно быть оговорено.

    Родители не должны ждать под дверью своей участи.

    Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.

    Необходимо четко формулировать цели консультации, её актуальность.

    Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.

    Все доводы родителей, их аргументы "за" и "против"должны быть внимательно выслушаны.

    В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме.

    Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребёнка.

    Если присутствие ребёнка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Если в детском коллективе есть проблемы, которые касаются нескольких семей, то можно провести тематическую консультацию. Однако нужно помнить, что такая консультация будет полезна только в том случае, если родители действительно осознают проблему, из-за которой их пригласили. Если личной заинтересованности родителей нет, то консультация может просто навредить ребёнку и привести к печальным последствиям. Классный руководитель не должен увлекаться тематическими консультациями. Если вопросы, которые он хочет вынести на консультацию, касаются большинства родителей класса, то лучше обсуждать их на родительском собрании.

Огромное значение в воспитательном арсенале классного руководителя имеет беседа. Беседу лучше проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьёй. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из её участников этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать

Посещение ребёнка на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения или навестить больного ребёнка вместе с его одноклассниками. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в своих семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями и при этом далеко не всегда школа и классный руководитель знают о том, что происходит в семье ученика. Если родительский комитет знает о тех проблемных ситуациях, которые есть в семьях учащихся класса, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские клубы, родительские собрания. Все эти формы работы с семьёй, их разнообразие в школе помогает родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.

Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание . На ней я остановлюсь более подробно.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими и итоговыми.

Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости триместра, результаты проводимых мероприятий и праздников.

Тематические родительские собрания - это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме. Это могут быть праздники, костры, походы.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса.

Часто слышишь от коллег, что родители на собрания не приходят: кто-то объясняет это занятостью или плохим самочувствием, кто-то тем, что "не видит в этом смысла", а третьи:просто не хотят, "чтобы их ругали" (и такое, к сожалению, бывает). Заглянешь в иной класс, а там - несколько мам так называемых благополучных семей, те, кто приходит всегда. Какой смысл в таких собраниях? Разве что для "галочки":

Вдумаемся в лексическое значение слова "собрание", производное от глагола собрать. Толковый словарь так объясняет последнее: 1) соединить, сложить, поместить в одно место; 2) создать, сделать что-нибудь путем соединения разных частей. И действительно, собрание родителей предполагает соединение усилий для создания дружного коллектива единомышленников, способных сосредоточить все свое внимание на серьезных вопросах воспитания. На собрании идет разговор со всеми родителями вместе и с каждым в отдельности.

Как же сделать так, чтобы собрание было родителям интересно и полезно, носило познавательный и просвещенческий характер? Этого можно достигнуть, если уже с самого начала работы с классом педагог будет формировать традиции проведения родительских собраний, что позволяет вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива.

Очень важным для меня является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому еще одной традицией на наших собраниях рефлексия . В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это и высказывания родителей, и выпуск газеты, и оформление коллажа, и интервью.

Все традиции родительского собрания приживутся только в том коллективе, где в них заинтересованы взрослые. А заинтересованными они станут тогда, когда увидят заинтересованность самого педагога.

Очень важно, чтобы все собрания заканчивались "на положительной ноте", чтобы каждый из родителей осознал свою роль в общем разговоре и решил для себя, что в следующий раз он обязательно придет:

Спросив однажды родителей, что значит для них родительское собрание, убедилась из ответов в том, что только в союзе семьи и школы можно решать проблемы воспитания.

    "На собраниях я учусь быть родителем"

    "Я понимаю, что мои проблемы с сыном - это общие проблемы и решать их надо общими силами: одна голова - хорошо, а тридцать - лучше"

    "Верю учителю, учусь смотреть на себя со стороны"

Роль классного руководителя во взаимодействии семьи и школы заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, в раскрытии и развитии лучших качеств и свойств. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления про грамм его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковое мнение, надо ориентироваться на потребности, особенности родителей, особенности семейного воспитания.

Основными формами работы классного руководителя с семьёй являются групповые и индивидуальные.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ К индивидуальным формам работы с семьёй можно отнести такие, как: – беседа; – консультация; – посещение семьи. Классный руководитель должен помнить, что к любой беседе, консультации (которые должны быть заранее обговорены и спланированы) нужно готовиться. Посещение семьи как форма работы с родителями на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок а с другой эту форму работы можно рассматривать как вторжение в частную жизнь семьи, что ведёт несомненно к осложнению взаимоотношений классного руководителя с родителями.

Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенности и специфики ситуации.

Используя эту форму работы с семьёй, желательно соблюдать следующие правила:

1. Не приходить в семью без предупреждения.

2. Не планировать свой визит более чем на 5 – 10 минут, дабы не обременять своим присутствием.

3. Не вести беседу стоя у входа в верхней одежде. Если родители растерялись, нужно прийти им на помощь: «Разрешите раздеться» или «Где у вас можно присесть и поговорить».

4. Нельзя вести беседу в агрессивном тоне.

5. Не поучайте родителей, а советуйте им.

6. Желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и содержание. Если беседа проходит без ребёнка, то зачастую родители, пересказывая беседу, искажают её с умыслом.

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ К групповым формам работы можно отнести: 1.Родительское собрание. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагога на родительских собраниях.

Монолог учителя на родительском собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникших или возникающих проблем.

Активными формами взаимодействия могут быть:

2.Конференция.

3.Вечер вопросов и ответов.

4.Диспут.

5.Встреча (с учителями, администрацией, специалистами: медиками, психологами, юристами).

6.Вовлечение в работу школы и класса. Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает: – обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей. Жизни школы; – участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театр, музеи; – помощь в оформлении; – ремонт кабинета; – ведение кружков; – создание органов самоуправления (родительский комитет, советы дел, проблемные группы).

Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одна из главных задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью целесообразно проводить в школе «Праздник семьи», конкурс «Семья года», соревнования с участием бабушек и внучек, мам и дочерей, отцов и сыновей, праздник близнецов, выставки семейных творческих работ.

Классный руководитель стимулирует создание семейных клубов, привлекает родителей к организации кружков и других объединений по интересам. Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям.

Этому могут способствовать: – поздравления с праздником, днём рождения; – сочинения, тематика которых связана с рассказом о профессиях своих родителей; – творческие встречи с родителями, посвящённые их увлечениям; – организация выставок – результатов труда родителей.

Во взаимодействии классного руководителя с родителями выделяют пять основных этапов работы:

1.Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса.

Классный руководитель на первом родительском собрании знакомит родителей с планом воспитательной работы. Совместно с родителями обсуждает пути реализации своей программы в семейном воспитании (посещение театров, музеев, экскурсии, поездки, создание библиотеки семейного чтения…)

2.Психолого-педагогическое просвещение. Лектории для родителей. Проводятся обязательно на каждом общешкольном собрании. Для чтения лекций, бесед, круглых столов, конференций, дискуссионных клубов приглашаются различные специалисты: психологи, врачи, сотрудники правоохранительных органов и т.п.. Лекции могут готовить и сами классные руководители, так и с помощью родителей. Обзоры и выставки литературы.

Классный руководитель знакомит родителей с новинками литературы по семейному воспитанию, с новыми книгами по педагогике и психологии. Индивидуальные консультации. Классный руководитель организует консультации со специалистами: психологом, педагогами, врачами, юристами. Групповые консультации. Проводят учителя-предметники, работающие в данном классе. Учителя объясняют и рассказывают родителям, на что нужно обратить внимание при изучении предмета.

3.Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. В современной школе это особенно актуально. Можно использовать различные формы: Участие во внеурочной деятельности. Экскурсии, вечера, конкурсы, благоустройство класса и т.п..Участие родителей в подготовке и проведении общешкольных традиционных мероприятий. Праздник первого и последнего звонка, оформление стенных газет, уголков природы и здоровья. Участие в профориентационной работе. Экскурсии на предприятия, профконсультации, беседы-рассказы о своей профессии. Ведение кружков, секций. Секции, кружки, микрокружки и т.п. Участие в работе Совета школы. Совет школы, классные и школьные родительские комитеты. Оказание спонсорской помощи. Установление связи школы с предприятиями, фирмами и т.п.. «Подарок школе». Выращенный цветок, книги, поделки, сделанные своими руками и т.п..

4.Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Оказание родителям психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий учащихся: одарённых, проявляющих склонность к изучению отдельных предметов или интерес к каким-либо фор мам внеурочной деятельности.

Индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся, в которых родители не обеспечивают надлежащего развития и воспитания детей, а также надо выделить отдельно группу семей, где воспитывает один родитель. Задача классного руководителя – оказание таким семьям всемерной поддержки: психологической, медицинской, педагогической и т.п..

5.Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами и клубами по месту жительства. Содержание общей деятельности определяется статусом и Положением (Уставом) соответствующей организации. В их компетенцию может входить: – оказание материальной помощи отдельным семьям и учащимся (через нахождение спонсоров и т.п.); – коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы; – связь с правоохранительными органами; – помощь школе и классу в проведении воспитательной работы с учащимися; – участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, лекториев, конференций, круглых сто лов; оказание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям; моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию детей).

Вовлекать родителей в общешкольные и классные мероприятия, совместная подготовка мероприятий, непосредственное участие, как активное, так и пассивное в проведении общешкольных праздников, их организация и т.д.

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность – эта форма широко практикуется в современной школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности. Некоторые формы взаимодействия родителей, учеников и учителей в совместной деятельности.

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете – эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классного руководителя с родителями учащихся. Существует три основных типа отношений, а значит, и три основных тактики взаимодействия.

1. Ситуация, когда родители полностью, всецело принимают и понимают школу . Столь благоприятная ситуация складывается, если родители стремились определить ребенка именно в эту школу. В этой ситуации родители, как правило, полностью принимают все требования, способствуют их выполнению детьми, с удовольствием помогают в организации учебно-воспитательного процесса.

2. Ситуация, когда родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной позицией родителей: «я занимаюсь своим делом – школа своим», «в дела школы вмешиваться не надо: если позовут – тогда прихожу», «мой ребенок хорошо учиться, не нарушает дисциплину – все идет нормально». К этой группе семей относятся и родители, воспитанием детей не занимающиеся (по разным причинам). В этой ситуации чаще всего родители принимают все, что исходит от школы, не вмешиваются ход учебно-воспитательного процесса, не мешают школе, но и существенной помощи не оказывают. Процесс семейного воспитания строят (либо пускают на самотек) по собственному усмотрению, руководствуясь своей жизненной и педагогической позицией, своими методами и приемами. При отсутствии взаимопонимания и взаимодействия школы и семьи ребенок чаще всего попадает в своеобразные «педагогические ножницы» содержание и методика воспитывания семьи и школы входят в противоречие, которое усугубляется по мере взросления ребенка, становления его жизненной позиции, развития его критериев оценки жизненных явлений, а следовательно – и критического отношения к воспитателям (родителям и педагогам).

3. Ситуация неприязненных, конфликтных, противоречивых отношений родителей и школы, если изначально либо в процессе последующего общения возникают коллизии типа: «педагоги не понимают моего ребенка…», «школа с предубеждением относится к моему сыну (дочери), «в учителя идут одни жизненные неудачники и недоучки», «в других школах все гораздо лучше» и т.п. В этих и подобных ситуациях возможна различная степень непонимания, противоречия отношений, противостояния и даже противодействие, «борьбы» двух сторон: скрытые и явные конфликты, жалобы в высшие инстанции, письма в газеты. Разумеется, в этих условиях нарушается нормальный ход учебно-воспитательного процесса в школе, не в выигрыше и домашнее воспитание детей.

Классному руководителю, во внимании и интересах которого взаимоотношения с родителями класса, небезразлична атмосфера в системе отношений «родители – школа»: хотим или не хотим, она неизменно является фоном, на котором строятся собственные отношения классного руководителя с классом и коллективом родителей. И поэтому на первой же встрече с родителями классный руководитель ощущает либо безоговорочное и быстрое принятие всего, что он предлагает, либо нейтрально-равнодушное отношение, либо скрытую или явную настороженность, оппозиционность и даже враждебность.

Классному руководителю следует немедленно, при первом же общении с родителями и детьми «снять» перенесенное с общешкольных масштабов явное или намечающееся противостояние и предотвратить возможное противодействие. Как? Во-первых, через формирование отношения детей к своей личности: первыми интересными и полезными уроками и внеклассными делами, проявлением внимания к классным делам

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ

Перечисленные выше направления (см. предыдущую лекцию) совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников.

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы и дети и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ребенку.

Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе.

В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

Начиная работать с семьями своих учеников, классный руководитель должен обсудить те правила общения, которыми он хотел бы руководствоваться в работе с родителями.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно такими:

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения!

2. Не беседуйте с родителями в второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз!

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!

6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

8. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!

9. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!

10. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты. Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой.

Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании в классе родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьей в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле в классе и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя. Затем классный руководитель анализирует ответы родителей и на их основании планирует участие родителей в жизни классного коллектива на новый учебный год.

Примерное планирование групповой работы с семьей уч-ся на учебный год

Октябрь

Мои родительские университеты. Занятие №1. Тема: «Как сохранить здоровье ребенка?»

Вечер вопросов и ответов для родителей старшеклассников «Есть проблема - есть

решение»

Ноябрь

Впереди - экзамены... Моя правовая культура Декабрь

Мои родительские университеты. Занятие №2. «Правовые знания и их значение в жизни семьи» (по вопросам родителей)

Маленькие и большие радости празднуем вместе. Совместное празднование Нового

года с родителями и детьми.

Январь

Встреча администрации учебного заведения с родительскими комитетами школы.

Анализ работы школы за прошедший учебный год и планы на будущее.

Заседание попечительского совета учебного заведения. Отчеты родительских

комитетов школы о проделанной работе за первое полугодие.

Заседание дискуссионного клуба родителей.

Встреча с психологом и социальным работником школы.

Февраль

Праздничное подведение итогов конкурса «Папа, мама, я - счастливая семья»

Родительские собрания по параллелям.

Март

Мои родительские университеты. Занятие №3. «Как научить ребенка быть

нравственным»

Апрель

Радость творим вместе. Неделя совместного творческого общения детей и родителей класса.

Круглый стол совместно с администрацией школы

Итоговая отчетная конференция родительских комитетов школы.

Итоговые родительские собрания в классах.

Июнь

Участие родителей в ремонте школы и подготовке школы к новому учебному году. Участие инициативной группы родителей в походах и поездках с уч-ся класса

Хорошо налаженное и организованное взаимодействия семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.

Групповые формы работы с семьей, их разнообразие в школе помогает родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.

Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста уч-ся, контингента родителей. Если подбор родителей класса таков, что это люди, уже имеющие старших детей, то в таком случае они знают и практически, и теоретически, что значит иметь ребенка-школьника. Если в составе родителей в основном молодые люди, то им необходимо гораздо чаще встречаться с педагогами, и со специалистами для приобретения своего родительского педагогического опыта.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители четко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это очень дисциплинирует родителей и дает понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести 4 обязательных родительских собрания. Однако практика показывает, что классный руководитель проводит на

одно-два собрания больше. Это связано с теми конкретными проблемами и ситуациями, которые требуют проведения дополнительных родительских собраний.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа - начале сентября.

Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы.

Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.

Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания - это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания - это собрания, в задачу которых входит проведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения уч-ся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться самим педагогом или с помощью родительского комитета класса, с помощью уч-ся.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни уч-ся класса. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому в содержание родительского собрания можно ввести следующие традиционные рубрики:

Из истории воспитания детей в семье

Великие педагоги мира

Традиции воспитания народов мира

Крылатые фразы о воспитании

Азбука воспитания детей в семье

Книжная полка родителей

Обсудите вместе с ребенком

Шкатулка мудрости

Творческая мастерская семьи

Такие рубрики позволят сделать родительское собрание необычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет способствовать изменению взаимоотношений в лучшую сторону в системе учитель - ученик - родитель.

Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволит вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива.

Какие традиции родительского собрания являются значимыми и эффективными? В первую очередь, это традиция поощрения родителей активно участвующих в жизни класса. Поощрение родителей осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками уч-ся. В честь родителей помощников может быть подготовлена концертная программа, выпущены именные поздравительные газеты.

Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые классный руководитель может отправить как домой ученику, так и на работу его родителям. Очень хорошо, если такое благодарственное письмо родители получат в день рождения своего ребенка. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Хорошей традицией родительского собрания считается и введение в его ход определенных ритуалов. Например «Волшебная шкатулка». К каждому родительскому собранию ребята класса пишут письмо родителям, помещают его в конверт, надписывают и помещают его в помещении, где проходит собрание. В своих письмах они рассказывают о том, что их волнует, о своих проблемах и радостях, о том, о том, что порой бывает трудно рассказать вслух.

Если такой ритуал становится традиционным, родители его с нетерпением ждут. Иногда традиция написания писем становится семейной, о чем родители рассказывают с удовольствием и благодарят за ее введение в практику родительских собраний.

Очень важным для классного руководителя должно быть мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный анализ, оформление коллажа или газеты.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот ж сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых и когда педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.