Как преодолеть трудности в обучении чтению. Профилактика трудностей в обучении чтению

«Как преодолеть трудности в обучении чтению»

Проблема овладения навыком чтения детей интересовала меня давно.

Начну с работы с обучающимися первых классов. Ведь именно в этот период нашим детям преодолевать сразу несколько трудностей. Это и привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, к новому режиму дня, к учителю и к новому коллективу детей. Помимо всего этого ребятишки овладевают новыми знаниями, умениями, навыками.

Итак, остановимся на этапе, который доставляет немало волнений маленьким читателям- проверка техники чтения. Сформированность техники чтения оцениваю по следующим показателям:

1) объем прочитанного (…слов)

2) скорость(беглость) чтения (кол-во …)

3) правильность (ошиб.)

4) осмысление (пересказ, вопросы)

По моим наблюдениям на протяжении 1 и 2 четверти показатели техники чтения у детей неодинаковы (от 50-60 слоа в минуту до очень низких- 10-20 слов в минуту). Почти в каждом классе есть несколько учеников, которые не укладываются в нормативы. Этим ребятам приходится переживать неприятные эмоции по поводу своих неуспехов на уроках. В результате этого негативное отношение к чтению может сохраниться надолго. Как же преодолеть трудности в обучении чтению? Прежде всего нужно определить трудности и помехи, тормозящие скорость чтения.

Существует множество причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить семь основных:

    Природный темп деятельности

    регрессия

    отсутствие антиципации

    артикуляция

    малое поле зрения

    уровень организации внимания

    уровень развития памяти

Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на темп чтения.

Рассмотрим причины, их определения, после чего я предложу вам упражнения для работы над проблемой, если она существует.

Природный темп деятельности.

Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, воображение. Таким образом, темп, являясь врожденным, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, думает и, конечно читает. Поэтому, если ребенок не прочитывает необходимый объем в заданный промежуток времени, необходимо определить его природный темп. Лучше это сделать с помощью специального психологического теста, а не опираясь на наблюдения. Используя определенные упражнения, я увеличиваю темп чтения. Провожу такие упражнения:

1) Многократное прочтение

2) Молния: чередование чтения в нормальном и быстром темпе по команде «Молния».

3) Буксир: я читаю вслух со скоростью 80 слов в минуту и более, дети читают про себя, стараясь поспеть за мной.

Эти упражнения можно проводить ка индивидуально, так и со всем классом или дать советы родителям заниматься с детьми дома.

Регрессия – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Определить, присутствует ли регрессия в чтении можно с помощью наблюдения. Если при чтении взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания, в чтении отсутствует плавность, это значит, что в этом способе чтения, который использует ребенок, присутствует регрессия. Причины: сила привычки, кажущиеся трудности текста, отсутствие внимания. Чтобы преодолеть силу привычки к регрессии необходимо сформировать новую привычку, при которой взгляд будет правильно передвигаться по строке слева направо.

Антиципация- смысловая догадка.

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываем до конца, догадываясь, что же это слово по содержанию. Этот процесс основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Можно использовать следующие упражнения: тексты с пропущенными буквами в окончаниях, в других частях слова, с пропущенными целыми словами, можно использовать тексты с ошибками в содержании.

Артикуляция.

Следующая причина- артикулярный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова. Для работы над артикуляцией использую упражнения с рифмой и ритмом.

Малое поле зрения. Эта причина заключается в малом объеме фиксации взора и размера оперативного поля, с которого происходит восприятие информации. Упражнения для развития периферического зрения: числовые и буквенные пирамиды; цифровые таблицы.

Уровень организации внимания

Если ваши дети недостаточно внимательны, не могут долго выполнять задания, удерживать внимание на трудоемком процессе, как чтение, им нужна ваша помощь. Для устранения подобных недостатков веду в двух направлениях:

1) Использую специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания.

2) Использую упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности.

Ряд упражнений, направленных на увеличение объема внимания:

1) Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв- запомнить и написать по памяти.2) Знаковые слова родного языка- от 4 до 16 букв запомнить и написать по памяти.3) Запомнить предложения, содержащие от 5 до 16 букв.4) Упражнение-игра «Найди спрятанное слово» и др.

Уровень развития памяти

Различают обычно 4 типа памяти: зрительный, слуховой, моторный и смешанный.

1) Упражнение-игра «Вспомни картинки».

2) Игра «Послушай и опиши».

3) Упражнение «Сочини сказку про эти слова»

4) Заучивание стихов наизусть

5) Зрительные диктанты

6) Упражнение «Как запомнить текст», «Как запомнить числа»

7) Учитель читает текст, дети иллюстрируют услышанное

Таким образом, мы рассмотрели основные причины возникновения трудностей и пути их преодоления, выделили упражнения, которые нам помогут преодолеть проблемы чтения.

Кроме того, надо отметить, что развитие желания читать начинается с тех положительных эмоций, которые получает ребенок во время занятий чтением. Поэтому на каждом уроке необходимо создать доброжелательную и непринужденную обстановку, выслушивать ответы обучающихся с большим вниманием и заинтересованностью.

Обучение чтению. Трудности и проблемы обучения чтению детей. Профилактика трудностей в обучении чтению

Психологи выделяют несколько основных причин нарушения навыка чтения у детей.

Во-первых, слабое развитие у учащихся функции самоконтроля. Ребенок не умеет самостоятельно сопоставлять результат своих действий с образцом, вычленять ошибки и устранять несоответствие между образцом и реальным достижением.

Во-вторых, многие первоклассники и даже второклассники плохо знают буквы алфавита. Если ребенок 7-8 лет не всегда может правильно назвать предъявляемую ему букву или тратит на ее опознание до 10-15 секунд, то это также неизменно приводит к нарушению навыка чтения.

В-третьих, частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования направлению чтения - слева направо.

В-четвертых, плохо читающие дети часто успевают забыть значение даже правильно прочитанного слова, поэтому они не понимают смысла прочитанного и не могут рассказать, о чем читали. Это свидетельствует о недостаточном умении ребенка удерживать в памяти значение прочитанного. Мучительно пытаясь правильно и быстро прочитать текст, ребенок совершенно не понимает и не запоминает прочитанного, а большинство заданий к урокам дается в письменном виде.

В качестве профилактики трудностей в обучении чтению следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения, направленные на:

Формирование представления о собственном теле.

На примере собственного тела ребенок учится различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади. Он отвечает на вопросы взрослого (какая рука правая? голова внизу или вверху? спина сзади или спереди?) сначала про самого себя, а потом про окружающих;

Формирование пространственных представлений на примере картинок и окружающих предметов.

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: что находится ближе или дальше, что больше или меньше. Затем вопросы усложняются: что находится дальше, чем это, чем то? (то же самое спрашивается про меньше, больше, выше, ниже, левее, правее и т.д.);

Формирование представлений о последовательности.

Взрослый рассказывает ребенку о порядке следования времен года, месяцев, дней недели, дополняя объяснения картинками и примерами из книг. Кроме того, ребенку предлагаются следующие задания:

а) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;
б) сложить разрезные картинки и изображения из кубиков;
в) составить рассказ на основе последовательных картинок;

Формирование представлений о звуковом составе слова с помощью скороговорок.

Проговаривание скороговорок не только улучшает дикцию, но и помогает выделить основной звук, который задействован в скороговорке. Например: "Ткет ткач ткани на платки Тане", "Водовоз вез воду из-под водопровода". Когда ребенок будет знать достаточное количество скороговорок, взрослый может его попросить вспомнить скороговорку для того или иного звука (например, для "К": "Идет с косой косой козел" и т.д.);

Формирование представлений о слоговом составе слова.

Для занятий очень удобно использовать мяч:

а) взрослый и ребенок перекидываются мячом, проговаривая слово по слогам (например, "ка-ран-даш", "ста-кан");

б) взрослый предлагает ребенку "уменьшать" предмет, добавляя определенный слог: он говорит "дом", а ребенок добавляет - "ик" и т.п.

Внимание, родители! Если ребенок уже знает буквы и умеет читать, но испытывает затруднения при чтении, то к этим занятиям следует добавить задания с текстами. Необходимо подбирать тексты, соответствующие возрасту и возможностям ребенка: с достаточно крупным шрифтом, предложениями, состоящими не более чем из 10 слов и содержащими как можно меньше сложных и незнакомых слов, - все это способствует легкости усвоения и понимания прочитанного ребенком.

Работа с плохо читающими детьми должна проходить в два этапа.

Первый этап - создание положительного настроя ребенка на занятия, повышение его уверенности в собственных силах и способностях.

Второй этап - тренировка навыка чтения, анализ затруднений ребенка для последующего их устранения.

На первом этапе в работу с детьми 6-10-летнего возраста для создания у них положительного настроя на занятия необходимо включать упражнения с игровым оформлением (кубики, цветные картинки, мозаика, мяч). В заданиях и текстах должно упоминаться то, что интересует ребенка (например, герои любимого им мультфильма, или гоночные машины, или кукла Барби и т.д.). Кроме того, упражнения должны быть разного уровня сложности, при этом начинать следует с более легких, постепенно усложняя задачи.

На этом этапе по возможности исключите из читаемых текстов сложные слова, составьте списки слов для чтения, не имеющих трудных для ребенка букв (слогов).

Каждое занятие должно завершаться чем-то интересным для ребенка. Например, если он любит играть в мяч, то перебрасывайтесь с ним мячом, разбивая слова на слоги или повторяя алфавит. Таким образом, у ребенка создается чувство успеха и формируется положительная установка на последующие занятия чтением.

Сохранить у ребенка положительный настрой помогают также таблицы, наглядно отражающие даже его минимальные достижения. Например, за последние три занятия ребенком было сделано 48, 30 и 25 ошибок соответственно. Самое главное, чтобы малыш соревновался только с самим собой, а не с одноклассниками или братьями и сестрами.

Внимание, родители! Чаще хвалите ребенка и подбадривайте его, отмечайте все его достижения, даже самые незначительные.

Ко второму этапу следует переходить, когда ребенок привык к занятиям и относится к ним положительно. Взрослому необходимо определить, какие звуки, слоги или слова приводят к потере темпа и качества чтения, и увеличить нагрузку именно на то, что вызывает у ребенка наибольшие трудности. Следует подбирать тексты с большим количеством сложных фрагментов (букв, слов, слогов), подчеркивать их в тексте, просить ребенка быть особенно внимательным при их чтении. Во все игровые упражнения следует включать эти трудные для ребенка слоги, слова или буквы. Предложите ему складывать нужные слова из кубиков или отыскивать сложные буквы на картинке.

Российский психолог Е.Е. Данилова предлагает специальные упражнения для работы с плохо читающими детьми 7-10-летнего возраста.

Тренировка удержания порядка следования букв:

1. Ребенку предлагается выкладывать узор из мозаики по образцу, но не по элементам, как обычно, а начиная с левого верхнего угла двигаться слева направо, построчно сверху вниз.

2. Ребенок "читает" последовательности цветных точек. На карточках предъявляются 4 строчки разноцветных точек по 14 в каждой, ребенок должен последовательно слева направо и сверху вниз перечислять встречающиеся на карточке цвета.

Тренировка повышения скорости распознавания букв:

1. Ребенка просят называть звуки и буквы с помощью картинной азбуки, где каждой букве соответствует не одно, а несколько изображений разных предметов.

3. Ребенок читает на время короткие слова, состоящие из одной гласной, но с постепенно увеличивающимся количеством согласных, например:

от на рак дай соль труд парк хвост
из за пар май боль крот март дрозд
ах не сок бей пыль стол торт крест

На каждой карточке должно быть по 10 подобных строчек. Ребенок должен читать слова последовательно слева направо и сверху вниз.

Тренировка запоминания прочитанного:

1. Словесное лото.

Ребенок получает набор маленьких карточек с напечатанными на них названиями различных животных. Взяв одну карточку и прочитав напечатанное на ней слово, ребенок должен найти это животное на лежащей перед ним карте с двенадцатью изображениями. Играя в такое своеобразное лото, ребенок удерживает в памяти значение прочитанного слова все время поиска. Можно начать с названий трех или шести животных, постепенно увеличив их число до 12. Аналогичная работа проводится с изображениями различных предметов.

2. Выполнение практических действий по письменным инструкциям.

Начинают с простых инструкций и постепенно переходят к действиям с различными предметами (используются разноцветные стаканчики, коробочки разных размеров, цветные шарики, фишки, геометрические фигуры и пр.). Ребенок вытягивает из лежащего перед ним набора карточек-инструкций одно задание типа: "Подними правую руку", "Положи книгу на стол", "Положи красный шарик в белый стаканчик" и т.д. Выполнив это задание, он берет следующую карточку. Постепенно задания усложняются за счет увеличения длины фраз и изменения их структуры. Например: "Возьми один, белый шарик из красной коробочки и переложи его в тот стаканчик, где лежит красный треугольник". Затем ребенку предлагается несколько инструкций на одной карточке. Например: 1) "Положи треугольник на синий квадрат"; 2) "Поменяй местами стаканчики"; 3) "Освободи самую большую коробку".

3. Реконструкция связного текста.

Печатается текст в двух экземплярах. Один из них разрезается на отдельные предложения. Ребенок сначала читает текст целиком, затем собирает его из отдельных предложений. На следующем занятии ребенку предлагается реконструировать этот же текст без предварительного чтения. Количество предложений в тексте постепенно увеличивается от занятия к занятию, но начинать следует с 3-4 предложений. Таким образом ребенок учится удерживать в памяти содержание того или иного текста в течение длительного времени.

Преодоление трудности в обучении чтению.
Вопрос, как научит детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Начались поиски более эффективных подходов в обучении. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывалось группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать и, в конечном счете, к отставанию в учебе.
Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?
Прежде всего, необходимо выяснить исходные причины трудностей. И только выяснив это, можно определить, какую помощь ему необходимо оказать.
Основные причины, тормозящие развитие навыка чтения:
Природный темп чтения.
Это свойство, как и другие свойства темперамента, является врожденным, устойчивым и сохраняется в течении длительного времени без изменений. Темп деятельности – это скорость, с которой работают психологические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Столько, сколько способен за единицу времени прочесть человек с быстрым темпом, медлительный не сможет. Чтение на скорость у медлительного ребенка напоминает бег с препятствиями. Используя определенные упражнения, можно увеличить темп чтения, у этих ребят. К таким упражнениям относятся:
Многократное чтение.
Взрослый читает текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.
Молния.
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренный режим осуществляется по команде «Молния».
Буксир.
Взрослый читает текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановившись на каком-либо слове можно попросить ребенка показать в тексте место остановки.
Регрессии.
Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Некоторые дети незаметно про себя читают дважды любой текст – как легкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движение назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Для ее преодоления будут необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения. Это упражнение «Чтение с окошечком». Для него потребуется лист плотной бумаги, в котором нужно вырезать небольшое окошечко.
С правого края прямоугольника вырезать небольшое отверстие – «окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно 3-4 буквы.
10 см

При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться. Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.
Уровень организации внимания.
Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяют эффективность, результативность выполняемой работы. Свою очередь, это умение предполагает некоторое волевое усилие. Очень часто внимание младшего школьника рассевается, как только материал стал скучным, эмоционально непривлекательным. Учителя это знают и поэтому используют в своей работе различные приемы и упражнения для привлечения внимания учащихся и развития умения сосредотачиваться. Степень сосредоточенности внимания – это показатель, влияющий не технику чтения. Значит, обучение чтению должно включать в себя как обязательный элемент развитие свойств внимания.
Как бы ни был талантлив ученик, у него всегда будут проблемы в знаниях, если внимание его плохо организовано, если он часто невнимателен и рассеян. Когда ученик внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной деятельности, для активного мышления. Внимание в большой мере определяет ход и результаты учебных действий. Оно содействует быстрому включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе. Именно поэтому в каждый урок я включаю упражнения на развитие внимания.
Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:
РБВЛ ЖКПРЧ СТПЦГВДК
КПТНСД ДПВ БМДРКЛФ
По сигналу «Внимание» показать карточку не более 2 секунд. Ребенок должен прочесть ее и записать.
Упражнение для развития внимания и зрительной памяти. Нарисовать на листке бумаги картинку, которую показывать в течение 3 секунд. Дети зарисовывают увиденное.
«Муха» – игра, позволяющая долго держать внимание сосредоточенным. Лист бумаги разлинован на 9 клеток.

Ведущий, начинает «передвигать муху», то есть он говорит «вверх» или «влево вниз». В какой-то момент ведущий выводит муху за поле. Как только муха вышла за поле, игроки хлопают в ладоши. В конце игры дети показывают точкой, в какой клетке оказалась муха.
«Найти слова». Закрасить клетки с теми буквами, из которых состоят спрятанные слова.
Щ
Н
У
С
Ы
В

В
К
У
Ш
И
М

К
Г
Л
А
З
Н

Л
И
Ц
О
У
К

Р
Т
У
Л
О
Б

«Найти спрятанное слово». Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания. Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть их.
БСОЛНЦЕТИРАНВСТОЛРЮДЖЫМЕТОКНОГГЩШЩАТМАШИНА
Самооценка.
Все более очевидным становиться тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом и представлениями о себе как о неспособных к серьезному учению. Те, кто оценивает себя высоко, как правило, уверены в себе, своих способностях, в хорошем отношении к ним окружающих. Те же, кто сомневается в своей ценности, живут в постоянном ожидании неудачи. И хотя быть неспособным и чувствовать себя неспособным – далеко не одно и тоже, самосознание учащихся становиться настолько определяющим для их бытия, что это различие теряет смысл. Школьник, убежденный в том, что его не любят учителя, может не только усиливать их антипатию своим поведением, но и усматривать подвох в любом, даже дружелюбном, поведении учителей.
Низкая самооценка характерна для детей с плохо развитым навыком чтения. Нелюбовь к чтению обычно порождена теми трудностями, которые приходятся преодолевать ребенку, овладевая техникой чтения. Неудачи подвигают ребенка отказаться от поставленной задачи, предпочесть другие виды деятельности.
Такие дети убедили себя в том, что неспособны к чтению. Они избегают задания, связанные с чтением. С их точки зрения лучше не читать вообще, чем читать плохо; лучше отказаться от попыток улучшить навыки чтения, тем стать предметом насмешек и критики.
Чтобы преодолеть эти трудности, я руководствовалась следующими принципами:
Уделять внимание всем учащимся. Это необходимо в большой степени тем детям, у которых занижена самооценка.
Личный контакт с каждым учащимся: прямой контакт глаз, физическое прикосновение Психологи утверждают, что дети лишенные ласковых прикосновений от значимых для них взрослых, растут неуверенными в себе, часто терпят неудачи. Для ученика младших классов учитель является значимым взрослым.
Хвалить учащегося «один на один», если результаты средние или слабые;
Похвалить перед другими, если явные хорошие результаты явились следствием упорных занятий.
В результате применения этих принципов концентрируется внимание учителя на эмоциональном состоянии ребенка, в частности, на его представлении о себе.
Кроме описанных выше, я провожу следующие упражнения, направленные на улучшения качественных показателей чтения учащихся.
1. Какая буква, слог, слово лишнее?
а, у, р, о, ы
ма, ра, ла, ны, са
река, речка, ручей, ручка, ручеек.
Что общего в словах, чем они отличаются?
ЛОМ – ТОМ – ДОМ – ДЫМ
МЕЛ – МЕЛЬ
Собери слово из букв:
БЕЛХ
НИКЙЧА
Артикуляционная гимнастика
спортсмен бежит по стадиону (рот закрыт, 30 секунд язычок бежит по внутренней стороне губ по часовой стрелке, следующие 30 секунд против часовой стрелки);
уколы (рот закрыт, язычок колет внутренние стороны щек);
гусенок (рот приоткрыт, язычок двигается в быстром темпе влево, вправо);
часы (12 часов – язычок высунут, поднят кверху; 6 часов – язычок высунут, опущен вниз и т.д.).
упражнения по постановке дыхания. Вдох и на выдохе: каша – Маша – Саша – Паша – Даша – наша. Задача упражнения – удерживать дыхание до тех пор, пока не кончится строка.
Проговаривание скороговорок.
При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово можно:
сжимать пальцы в кулачки;
загибать поочередно пальцы;
стучать ладонью по столу.
За короткое время ребенок должен не только успеть прочитать слова, но и сопоставить, обобщить, сгруппировать:
назови одним словом: чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
раздели слова на группы: заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец;
к выделенному слову подобрать нужные по смыслу:
ТРАВЫ: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница;
НАСЕКОМЫЕ: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;
пятый лишний: шляпа, волосы, глаза, нос, уши;
к слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову: ПЕНИЕ (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос).
«Хлоп – хлоп». Цель – обучение звуковому анализу. Если в слове есть звук [г], хлопнуть в ладоши 1 раз, если в слове есть звук [к] – хлопнуть 2 раза: КОРОВА, ГОРА, НОРКА, СУК, РУКА, ДОГНАЛ, ДОГОРА
«Играем в слова».
придумать слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как в слове «лягушка», «флаг», «стол»;
какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковер», «ракушка», «туча») стоит вторым, четвертым, первым, третьим?
«Длиннее – короче». Нужно сравнить слова, а не вещи. Слова для сравнения: СТОЛ – СТОЛИК, УСИКИ – УСЫ; ПЕС – СОБАКА; ХВОСТ – ХВОСТИК.
«Слова – приятели». Упражнение на синонимы. Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?
ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ, ГЛУБОКИЙ;
ХРАБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ;
СЛАБЫЙ, ЛОМКИЙ, ДОЛГИЙ, ХРУПКИЙ;
КРЕПКИЙ, ДАЛЕКИЙ, ПРОЧНЫЙ, НАДЕЖНЫЙ.
«Слова – неприятели». Упражнение на антонимы. Задание: скажи наоборот:
ХОЛОДНЫЙ ЧИСТЫЙ ТВЕРДЫЙ ПОДНЯТЬ
ВРАГ РАДОСТНО ВЕРХ ПРОИГРАТЬ
Результативность проводимой работы высока:
В среднем скорость чтения увеличивается в 1,2-2 раза.
Дети начинают читать с охотой, появляется активность на занятиях.
Дети начинают замечать свои ошибки при написании слов, становится меньше ошибок при чтении.
Дети стали более самостоятельными.
Литература
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. М.: Прометей,1999г.
Бурименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М.: 1993г.
Джежелей О.В. Помогайка. М: 1994г.
Костролина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: 1999г.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Знание, 1974г.

Школьникам пришедшим в первый класс приходится преодолевать много трудностей. Это привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, режиму дня, учителю, к новому коллективу. Помимо всего этого дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Один из этих навыков - навык овладения чтением. О преодолении трудностей в овладении навыком чтении рассказывается в статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление трудностей в овладении

навыком чтения.

Школьникам, пришедшим в первый класс, приходится преодолевать сразу несколько трудностей. Это привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, к новому режиму дня, к учителю и к новому коллективу детей. Помимо всего этого дети овладевают знаниями, умениями и навыками. Один из навыков - это навык чтения.

Навык чтения включает в себя два компонента: техническую сторону чтения и смысловую. Техническая сторона чтения включает следующие компоненты: способ чтения, темп чтения, динамика скорости чтения, правильность чтения. Смысловая сторона чтения включает: выразительность и понимание прочитанного.

Каждый ребенок в процессе овладения навыком чтения вначале читает послоговым способом, т.е. все слова по слогам. Затем короткие слова прочитывает целиком, а более сложные все так же по слогам. Далее большую часть слов читает слитно, и только некоторые послоговым способом. И, наконец, использует синтетический способ чтения, т.е. целыми словами и группами слов.

Правильность чтения необходимо отслеживать на всех этапах овладения навыком чтения.

Осознанность чтения зависит от уровня развития речи ребенка, от круга его интересов и потребностей, жизненного опыта и запаса наблюдений.

В каждом классе есть несколько учеников, которые приходят в школу, либо не умеют читать, либо испытывают трудности в овладении этим навыком. Но даже у читающих детей способы чтения разные. Необходимо работать с ребенком на соответствующем его возможностям этапе, т.е. если он читает послоговым способом, необходимо начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов. Тексты небольшие по объёму. Если ребенок читает по слогам и целым словом, то с ним необходимо начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Объём текстов можно увеличить. Постепенно ребенок начинает читать словами и группой слов. Дальнейшая задача сделать этот способ устойчивым. Образно это можно представить в виде лесенки, по которой поднимается ребенок. Дети по-разному справляются с этой задачей, кто-то пробегает их быстро, а кто-то медленно, задерживаясь на каждой ступеньке. Но ни один из них не может перескочить через одну ступеньку, все проходят эти уровни.

К концу букварного периода ребенок должен подойти с определенным результатом, который фиксируется при проверке техники чтения. Существует специальные нормы, характеризующие уровень сформированности этого навыка. Так, к концу букварного периода темп чтения должен быть 20-25 слов в минуту. Это должно быть плавное послоговое чтение без ошибок. Под ошибками понимаются пропуски, замены, искажения букв и слогов, повторы слов и слогов, неправильная постановка ударения и искажения в окончании слов. Такие требования к навыку чтения предъявляются программой не случайно. С момента окончания букварного периода чтение становится в меньшей степени целью обучения и в большей степени его средством. Подбор материала по другим предметам осуществлен таким образом, что только при выполнении именно этих требований возможно полноценное восприятие учебной информации по предметам.

Если за время букварного периода необходимого навыка чтения достигнуто не было, ребенок усвоил алфавит, но продолжает тратить большие усилия на правильное слогослияние, чтение значительных по объёму текстов становится для него затруднительным, а понимание усложненных грамматических предложений практически труднодоступным. Не владея автоматизированным слоослиянием, дети пытаются угадывать нужный слог, опираются не на навык, а на смысловой и звуковой контекст. Это порождает большое количество ошибок, тормозит дальнейшее совершенствование техники чтения. С такими детьми необходимо продолжить работу, не забегая вперед, не подталкивая его к новому способу чтения, а обрабатывая, автоматизируя навык слогослияния на слоговом материале. Это чтение различных слоговых таблиц, в которых создаются условия для запоминания слогов целиком, как целостной единицы, минуя процесс слияния. Однако такой возможности у ребенка на уроках уже не будет. Процесс обучения чтению по школьной программе закончен. Дальнейший акцент делается на совершенствование навыка, его технической стороны, необходимой для усвоения материала по другим предметам.

Самая первая ступенька на лесенке ведущей первоклассника к овладению навыком чтения – слоговой способ чтения. Итоги этого этапа должны быть следующие:

  1. Для того чтобы ребенок научился слогослиянию, он должен знать образ букв и назвать звук, который соответствует этой букве.
  2. При чтении слога он выполняет следующие операции: узнает букву, произносит соответствующей ей звук, удерживает его в памяти, сливает его со следующим звуком, который, как и первый был «перекодирован» из буквы.
  3. Ошибки на этом этапе могут быть связаны с нетвердым знанием алфавита, недостаточным уровнем произвольного внимания.
  4. При формировании навыка чтения необходимо развивать и личностные качества: положительную мотивацию, самоконтроль и другие.

Следующая ступень – это чтение по слогам, однослоговые слова - целыми словами. Результатом этого этапа должно быть:

  1. Чтение одних слов по слогам, а других целиком, ребенок находится на переходном этапе от слогового способа к синтетическому.
  2. Темп чтения очень неровный, то быстрый, то медленный, так как ребенок выполняет сразу несколько операций: сливает слоги в слова, осознает значение слов, читает слова орфоэпическим способом.
  3. Необходимо формировать навык синтетического способа чтения, усложняя материал постепенно, от чтения слов словосочетаний к чтению предложений.
  4. Основные ошибки возникают оттого, что к ребенку слишком рано предъявляю требования увеличить скорость или читать целым словом.
  5. Необходимо учить ребенка контролировать самого себя при переходе к орфоэпическому способу чтения.

Следующая ступень – чтение целым словом и по слогам.

  1. Существуют различные причины, из-за которых ребенок, умеющий читать слитно, отдельные слова читает по слогам:
  • Отсутствие этого слова в активном словаре школьника.
  • Недостаточно полное понимание значения слова.
  • Наличие четырёх и более слогов в этом слове.
  • Наличие стечения согласных.

Две последние причины составляют наибольшую трудность для первоклассника.

  1. Необходимо одновременно работать и над смысловой, и над технической стороной чтения трудных слов.
  2. Слова, трудные для чтения, лучше воспринимаются, если они написаны отдельно, на карточках.
  3. Проблемные слова необходимо отмечать в тексте и научить это делать ребенка. Благодаря этому, он начинает осознавать свой способ чтения и будет стремиться усовершенствовать его.
  4. Работу над смысловой стороной слова взрослому нужно вести совместно с ребенком. Технику чтения трудных слов ребенок может тренировать самостоятельно.

Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребенок. Однако часто ребенок владеет синтетическим способом чтения, но всё равно читает медленно. Почему это происходит?

Существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить семь основных: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на темп чтения.

Природный темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Темп, являясь врожденным, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, думает, решает, читает.

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток - самый распространенный.

Антиципация – это недочитывание слова до конца, угадывание, что это за слово по содержанию (смысловая догадка).

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.

Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановки взора. Таким образом, повышение скорости чтения – это увеличение объёма воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения.

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы. В свою очередь, это умение предполагает некоторое волевое усилие. Если ребенок недостаточно внимателен, то у него будет низкая скорость чтения.

Различают четыре вида памяти: зрительный, слуховой, моторный и смешанный. Дети с хорошо развитой зрительной памятью будут лучше запоминать образы слова, быстрее читать, грамотнее писать.

Примерно 1/3 детей с трудностями в формировании навыка чтения имеют те или иные недостатки в развитии устной речи. В большинстве случаев это дети, у которых наблюдались сложности в процессе речевого развития. Например, поздно начали говорить, долго не выговаривали большое количество звуков, само произношение носило нечеткий характер, речь отличалась скудностью и бедностью речевых конструкций. Такие дети при обучении их чтению составляют группу риска. Поэтому детям, имевшим трудности в процессе становления речи, особенно нужны занятия по её развитию.

Большую роль в становлении чтения играет мотивация. Мотивация побуждает ребенка к чтению, создает некий стимул.

Таковы основные трудности, с которыми приходится сталкиваться ребенку в процессе овладения навыком чтения. Необходимо определить на каком этапе задержался ребенок, и продолжить с ним работу, учитывая его возможности.


Эта статья для педагогов родителей первоклассников. Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребёнок. Однако часто родители и учителя бывают в недоумении: ребёнок владеет синтаксическим способом чтения, т.е читает целым словом, но все равно читает медленно. Почему это происходит? Существует много причин, тормозящих скорость чтения и о них эта статья.В этой статье дан алгоритм помощи детям только начавшим читать и для тех кто обучается в первом классе и испытывает определённые трудности в обучении. Дислексия характеризуется недостаточностью техники чтения (человек не может научиться читать быстро и без ошибок) и трудностями понимания прочитанного, несмотря на нормальный уровень развития интеллекта. И когда вы замечаете, что Ваш ребёнок испытывает трудности при чтении какого-либо слова, то необходимо ему помочь, но этот процесс должен проходить постепенно.

Просмотр содержимого документа
«Причины трудности в обучении детей чтению и пути их преодоления.»

Причины трудности в обучении детей чтению и пути их преодоления.

«Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир, »- писал выдающийся педагог В.А Сухомлинский. Нет необходимости доказывать, что чтение определяет и общее развитие ребенка, для успешности его обучения в школе. Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, не успевающий детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладеть учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Родители, конечно, хотят, чтобы ребенок как можно быстрее научился читать быстро, правильно, осознанно. Но, выучив с ребенком буквы, научив складывать их в слоги и слова, обучающие часто считают, что все остальное зависит от ученика - чем больше он сидит за книжкой, тем лучше и быстрее будет читать. У большинства детей так и получается, а вот у 12-20% учеников 7-8 летнего возраста наблюдается нарушение чтения (дислексия). Ведь чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой.

Можно выделить такие основные условия успешного владения навыком чтения:

    Сформированность устной речи;

    Фонетико-фонематической её сторонах (правильного произношения всех звуков, звукового анализа слов);

    Сформированность лексико-грамматического строя;

    Достаточного развития пространственных представлений.

Чтобы помочь ребенку, надо определить причину нарушения чтения.

1. Плохое знание всех букв алфавита (при чтении долго вспоминает название буквы).
Можно предложить ребенку такие упражнения:

    Слепи буквы из пластилина, согни из проволоки.

    Назови букву (нарисовать ее пальцем на спине ребенка, в воздухе).

    Зачеркни данную букву на страничке старой книги, газетной вырезки.

    Угадай заштрихованную букву

    Назови недописанную букву

    Узнай наложенные на друг друга буквы

    Зачеркни не правильно написанную букву

    Найди буквы на чертеже

    Определи буквы на ощупь (завязать ребенку глаза, предложить буквы из картона или пластмассовые)

    Какой буквы не стало? Какая появилась? (набор из 3-5 букв)

    Назови все буквы алфавита быстро (Дается карточка с буквами в произвольном порядке, засекается время)

    Назови еще раз, быстрее.

В коррекционной работе ни в коем случае нельзя торопиться или начинать работу со сложного материала. Если ребенок с трудом называет буквы, путает их, нет смысла тренировать его в чтение текстов. Чем тщательней, интересней, разнообразней будет проведена эта предварительная работа, тем легче будет ребенку освоить более сложные виды работ.

2. Одной из причин нарушения чтения является недоразвитие фонематических процессов, несформированность навыка звукового анализа слова.
Выражается заменой звуков, сходных акустических или артикуляционно, побуквенном чтении, искажении звуко-слоговой структуры слова: пропуск согласных при стечении: «маара» (марта), вставка гласных между согласными при их стечении: «кинига» (книга), перестановка звуков: «унмый» (умный), пропуск и перестановка слогов «скоровода» (сковорода).

Возможное упражнения:

    Определение места звука в слове;

    Определение последующего, предыдущего звука;

    Определение количества звуков в слове

    Выкладывание звуковых схем слов;

    Звуковой буквенный разбор слов различного звукового состава (должен быть доведен до автоматизма);

    Подбор слов на заданное количество звуков и др.

3. Дислексия может проявляться в искаженном чтении концов слов.
Это проявление нарушения согласования («сказка интересное»), управления («из –под листьях»). Это нарушения чаще встречается у детей, читающих целыми словами.

    Для таких детей важны задания, направленные на усвоение сочетаемости слов, обозначенное построение предложений.

    Полезно чтение текстов с пропущенными окончаниями у прилагательных, существительных.

    Чтение только второй половины слов: «На болоте жила цапля».

4. Ещё одно нарушение чтения - механическое чтение, проявляющееся в нарушении понимания прочитанного при технически правильном чтении.

Эти нарушения могут встречаться при послоговом чтении (после прочтения по слогам ребенок не может сказать слово целиком, показать соответствующую картинку, ответить на вопрос). Нарушения понимания может наблюдаться и при чтении целыми словами.

Обусловлено ограниченностью словарного запаса, нечеткостью представлений о синтаксических связях в нутрии предложений.

Полезные упражнения (на уровне слова):

    Собери слово из звуков: «к,о,н,к,и» (коньки)

    Скажи целыми словами сказанная по слогам: «На-та-ша ло-вит ба-боч-ку».

    Расшифруй слова (даны слоги в беспорядке): «шакок» (кошка).

    Раздели буквы на слова: ножфлагдроздберегзаказ

Прочитай слово, подбери к нему картинку

5. Преодолению дислексии способствует развитие психологических процессов восприятие, памяти, внимания.

Упражнение «Муха 1»

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

6. Тормозить скорость чтения может природный темп деятельности, если он не высок.
Он является врожденным (медлительные дети).Специально подобранные упражнения такие, как «Молния», «Буксир» и др., помогут постепенно увеличить темп чтения. (С.Н.Костромина, «Как преодолеть трудности в обучении чтения»)

7. Одним из распространенных недостатков, снижающих скорость чтения, является регрессии – возвратное движение глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.
Определить это можно с помощью наблюдения за ребенком во время чтения.

    сила привычки

    кажущиеся трудности текста

    отсутствие внимания

Преодолеть данный недостаток чтения может помочь использование при чтении «окошечка»: «Окошечка» процессе чтения ведется ребенком по строке, закрывая уже прочитанный текст.

В ряде случаев дети во время чтения теряют строку , пропускают слоги, затрудняются в выделении слогов в напечатанном слове, возвращаются взглядом к уже прочитанной части слова и повторяют её. Для преодоления таких трудностей полезен прием чтения с “окошечком”. Существуют три модификации данного приема, которые используются последовательно: а) листком бумаги с вырезанным в нем окошечком размером в слог прикрывается читаемая строка. Ребенок (на начальных этапах это делает учитель) передвигает лист по строке и последовательно читает слоги, появляющиеся в окошечке, при этом темп чтения несколько замедляется, но исчезают ошибки, связанные с трудностями определения границ слога, и те, которые являются результатом попыток угадывания слога; б) второй вариант заключается в использовании “окошечка”, открытого влево, и позволяет оградить ребенка от интерферирующего влияния непрочитанной части слова. По данным Т. Г. Егорова данный прием существенно улучшает понимание прочитанного; в) третий вариант “окошечка”, открытого вправо, исключает возможность возврата к уже прочитанному, тем самым стимулируя удержание этого в памяти. При некотором форсировании перемещения “окошечка” по строке можно стимулировать ускорение темпа чтения. Обычно в процессе коррекции эти приемы последовательно сменяют друг друга: сначала (а), затем (б) и после этого (в).

8. Снижать скорость чтения может недостаточное артикуляторное подвижность речевого аппарата.

Артикуляционный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух уже прочитанные глазами слова. У таких детей велик разрыв между чтение про себя и вслух.

Для работы над артикуляцией полезные упражнения:

    Произношения сочетаний гласных, согласных: «аоуыиэ», « аыоуэи», « зсжш»

    Проговаривание сочетаний слогов: « фе-фэ-фё»

    Чтение чистого ворок: «жа-жа-жа-есть иголки у ежа»

    Заучивание скороговорок

Следовательно, нарушения чтения является распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразные и сложные причины. И только после выявления и устранения этих причин у конкретного ребенка можно работать над развитием скорости чтения.

Литература.

    Юделевич Я.Г, Юделевич А.Я. « Как научить ребенка говорить правильно и красиво».

    ОмороковаМ. И «Преодоления трудностей. Из опыта обучения чтению»

    Дмитриева Т.И « Речевая мозаика»

    Гобова Е.С. «Понимать детей – дело интересное»

    Костромина С.Н. « как преодолеть трудности в обучении чтению».