Какая городская агломерация крупнейшая по числу жителей. Крупнейшие агломерации мира по населению

Введение

1 Понятие городской агломерации

1.1 Иерархия городских систем

1.2 Пространственная структура городских агломераций

1.3 Пути формирования агломерации

1.4 Проблемы больших городов

2 Крупнейшие городские агломерации мира

2.1 Зарубежная Европа

2.2 Зарубежная Азия

2.3 США и Латинская Америка

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Город - одно из величайших и самых сложных творений человека. Облик городов – каменная летопись человечества – хранит память о важнейших событиях мировой истории. Города – главная арена политических, экономических, социальных процессов, совершающихся в современном мире, место сосредоточения наибольших ценностей, созданных трудом человека.

Как и почему растут города? Как раскрыть загадочную тайну пространственной концентрации городов в разных точках земного шара? Какова их внутренняя структура? Эти вопросы волнуют всех людей и составляют профессиональную задачу географического изучения городов.

Целью курсовой работы является рассмотрение крупнейших городских агломераций, путей их формирования и развития.

Задачи данной работы состоят:

· в выявлении особенностей структуры и формирования крупнейших городских агломераций;

· в рассмотрении иерархии городских систем;

· в определении проблем городов.

Городские агломерации – развивающаяся форма расселения и территориальной организации хозяйства. Сосредоточивая в себе огромный научно-технический, производственный и социально-культурный потенциал, они являются основными базами ускорения научно-технического прогресса и оказывают большое влияние на окружающие их обширные территории, поэтому их изучение на сегодняшний день особенно актуально.


1 . Понятие городской агломерации

В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации – быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».

Наиболее распространенный термин «городская агломерация» не вполне удачен . В технологии промышленного производства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) из мелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.

Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.

В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А.А. Крубера, и «аггломерация» М.Г. Диканского, и «экономический город» В.П. Семенова-Тян-Шанского.

Существует и множество определений слову «агломерация».

По Н.В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .

Е.Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация – система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации – это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации – дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.

Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Е.Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других – ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).

1.1 Иерархия городских систем

Города растут и развиваются. В некоторых случаях из ранее небольших городов образуются мегагорода, население которых часто выше 8 млн. человек.

Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город - агломерация - урбанизированная зона -урбанизированный район - мегалополис).

Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных форм урбанизированного расселения (по Ю.Л. Пивоварову) :

1.Компактный город (в его традиционной форме) – основной элемент расселения на начальных этапах урбанизации страны или района. Согласно «Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.

2.Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.

3.Урбанизированный (метрополитенский) район – основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.

4.Урбанизированная зона – наиболее крупное звено (объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структуре расселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяется интенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).

5.Мегалополис (от греч. megalu – большой, polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.

Современное общество, в силу множества глобальных процессов, становится все более урбанизированным. Поэтому вопрос изучения и описания мегаполисов и агломераций более чем актуален. В статье описаны крупнейшие агломерации мира, а также дано определение термина «агломерация».

Что такое агломерация

Большинство современных энциклопедий определяют агломерацию как большое скопление населенных пунктов, которые главным образом являются городскими, а в исключительных случаях и сельскими образованиями, что объединяются в одно целое благодаря экономическим, политическим и культурным связям. Крупнейшие агломерации мира начали формироваться в середине ХХ века, когда рост городов происходил повсеместно. В ХХІ веке процесс урбанизации усилился и продолжился в новой форме.

Агломерация может сформироваться вокруг одного и называться моноцентрической. Примером таких агломераций являются Нью-Йорк и Париж. Второй тип агломерации называется полицентрическим, это значит, что в состав агломерации входит несколько больших населенных пунктов, которые, независимо один от другого, являются центральными. Ярким примером полицентрической агломерации является Рурский регион в Германии.

На 2005 год во всем мире насчитывалось около 400 агломераций, число жителей в каждой из них превышало 2 миллиона человек. Крупнейшие агломерации мира на карте располагаются довольно неравномерно, но самая большая их концентрация наблюдается в экономически В десяти самых больших агломерациях мира проживает более 230 миллионов человек (намного больше, чем население Российской Федерации).

Токио и Йокогама

Безусловно, самая крупная агломерация - это Токио. Ее население на сегодняшний день приближается к 38 миллионам человек, что превышает население множества европейских стран (Швейцария, Польша, Нидерланды и другие). Агломерация по своей сути является полицентрической и объединяет два центральных города - Йокогаму и Токио, а также огромное множество мелких населенных пунктов. Площадь агломерации составляет 13,5 тысячи км 2 .

Центр этой огромной агломерации составляют три городских района, которые располагаются вокруг императорского дворца в Токио. Кроме того, в городе располагается еще 20 районов и несколько префектур (Гумма, Канагава, Ибараки и т.д.). Вся эта структура обычно называется Большой Токио.

Лондон

На данный момент есть много определений той территории, на которой располагается город Лондон. Среди них Большой графство и даже Лондонский почтовый или телеграфный округ. Ученые обычно разделяют в территориальной структуре британской столицы исторический центр (Сити), Внутренний Лондон (13 городских кварталов), Внешний Лондон (пригородные старые районы). Все эти территориальные элементы формируют такую структуру и население, которыми обладают крупнейшие агломерации мира.

Административные границы лондонской агломерации занимают около 11 тысяч км 2 с населением около 12 миллионов человек. В эту территорию входят и так называемые города-спутники Лондона: Брэкнелл, Харлоу, Бэзилдон, Кроули и другие. А также непосредственно те территории, которые примыкают к столице: Эссекс, Суррей, Кент, Хартфордшир.

Париж

В административном отношении город Париж является только одним из департаментов, входящих в район Иль-де-Франс. Но столица давно подмяла под себя все восемь департаментов, административное деление на данный момент является условным. А Париж является урбанизированным центром, который обладает теми же качествами, что и крупнейшие агломерации и В частности, Париж имеет значительное количество городов-спутников, которые построились и влились в столицу еще в 1960-х годах.

Строительство так называемых новых городов - специальным образом создаваемых спутников Парижа, началось в большой короне в 1960-е.

Париж как столица Франции вместе с так называемыми новыми городами и коронами образует огромную агломерацию, или Большой Париж. Площадь мегаполиса равняется 12 тысячам км 2 , а население - более 13 миллионов человек. Париж представляет крупнейшие агломерации мира на карте Европы.

Азиатские агломерации

В последнее время в мировой экономической и культурной жизни начинает завоевывать позиции Азия. В азиатских странах также сосредоточены крупнейшие агломерации мира. Явным примером является город Мумбаи, количество жителей которого превышает 22 миллиона человек. Или столица Филиппин Манила с населением в 20 миллионов, а также Дели с 18 миллионами жителей. В Китае агломерации занимают около 10 % территории всей страны. Такие мегаполисы, как Шанхай (19 млн человек) и Гонконг (15 млн жителей), являются наглядными примерами урбанизационных процессов на Востоке.

Таким образом, в современных условиях глобализации и урбанизации крупные города разрастаются и превращаются в агломерации, которых в мире становится все больше и больше.

По состоянию на 2007 год городское население России составляло 103,8 млн. человек, или 73,1% населения страны. В агломерациях проживало 66,6 млн. чел. (62,5% городского населения и 45,1% всего населения России). Для сравнения отметим, что доля городского населения городских агломераций в населении СССР в 1979 году составляла 36,6%, в городском населении - 58,8%, а по расчетам ЦНИИП градостроительства 53,7%

На сегодняшний день большинство городов с населением более 250 тыс. человек являются ядрами агломераций. Также ядрами агломераций (иногда полицентрических) можно считать некоторые города с меньшей численностью населения. Например, Пятигорск и Кисловодск (соответственно 140 и 130 тыс. человек) образуют полицентрическую агломерацию Кавказских Минеральных Вод.

Для постсоветского этапа развития городских агломераций характерно замедление темпов развития, которые снижаются по мере повышения уровня развитости агломерации. Сама по себе высокая динамичность, скачки в развитии характерны для начальных стадий формирования ГА.

Постсоветский период сказался на развитии ГА по-разному. Новая экономическая ситуация и развитие рыночных отношений стимулировали рост одних крупных городов (в том числе промышленных) и стагнацию или сокращение роста других.

На фоне общей убыли населения в стране и роста роли городских агломераций, происходят разнонаправленные процессы в их ядрах. Население одних крупных городов-ядер агломераций (Москва, Казань, Краснодар) увеличивается, других (часто городов-миллионеров) - убывает. В частности, Пермь и Волгоград выбыли из списка городов-миллионеров: Волгоград за это время потерял 19 тысяч, а Пермь - 9 тысяч человек (людность в 2006 году, соответственно, 992 и 993 тысячи человек). Примерно на 20 тысяч человек снизилась численность населения в таких городах, как Санкт-Петербург, Воронеж, Калуга, Астрахань, Мурманск и др. Убыль населения наблюдается во всех городах-ядрах Центральной России и части городов-ядер Сибири и дальнего Востока. Стабилизация численности населения городов-ядер характерна для Юга страны.

Наряду с городами с большой убылью населения есть и такие, в которых численность населения росла. Они расположены в основном на юге России или в районах, отличавшихся высокими темпами роста промышленности. В Махачкале численность населения за период 1989-2002 годов возросла на 152 тысячи человек, в Тольятти (входит в состав Самарской ГА) - на 72 тыс. человек (рис.).

Рисунок 1. Динамика численности населения городов-ядер городских агломераций за период 1989-2007 годов

Отчасти убыль населения в годы после проведения переписи можно объяснить неточностью текущего учета населения, а также различными способами учета мигрантов в регионах Российской Федерации. Среди причин убыли населения в крупных городах можно назвать отрицательный естественный прирост, а главное - практически исчерпавший себя миграционный потенциал сельской местности России и слабая миграционная подпитка из стран ближнего зарубежья.

Вместе с тем, судя по статистическим данным и данным полевых исследований, а также анализу развития Московской и других (Чебоксарская, Омская, Красноярская) агломераций, в пределах ГА России получили дальнейшее развитие такие процессы, как сезонная дачная субурбанизация, рост плотности застройки вблизи крупных городов, активное строительство новых дачных и коттеджных поселков, расширение маршрутов пригородного транспорта, увеличение масштабов трудовой маятниковой миграции и др.

Наиболее яркий пример такого развития - Московская агломерация.

В последние 15 лет Московская ГА развивалась наиболее интенсивными темпами. Это - самая развитая ГА России, с мощными ядром и спутниковой зоной. По степени развитости она на порядок превосходит остальные ГА. Население Московской агломерации возросло с 1989 по 2007 год на 2,7 млн. человек и, по состоянию на 2007 год, насчитывало 17,4 млн. человек. Сама Москва значительно увеличила свое население и площадь, «захватив» при этом многие села и поселки городского типа, находившиеся в непосредственной близости. Так, поселки городского типа Бутово, Косино стали районами Москвы.

Об активном развитии Московской ГА свидетельствует распространение массовых маятниковых миграций. Ежедневный обмен населением происходит не только внутри Московской агломерации, то есть между Москвой и Московской областью, но и с ближайшими соседними регионами - Тульской, Владимирской, Калужской и другими областями. Положительно сальдо трудовой маятниковой миграции к настоящему времени достигло 1,8 млн. человек в сутки.

Московская агломерация развивается не только количественно (рост численности населения), но и качественно. Увеличивается плотность застройки в ближайшем пригороде (часто за счет дач), повышается интенсивность транспортных связей, в пригородах создается социальная инфраструктура. К 2006 году на территории Московской области было свыше 1 млн. участков в садовых, огородных и дачных товариществах. Дачи, коллективные сады и огороды, дома в сельской местности и коттеджи - все это второе жилье для сезонного проживания - проявление российской специфики субурбанизации. По оценкам экспертов, сезонная субурбанизация достигает 4 и более млн. человек. Кроме того, в последние годы среди покупателей областного жилья происходит увеличение числа и доли жителей Москвы, которая достигает 40–50%.

За время, прошедшее после Всероссийской переписи населения (2002-2007 годы), список городских агломераций России не претерпел изменений или хотя бы межградационных переходов по показателю развитости сложившихся агломераций. Не изменились и основные тенденции развития их сети.

За период с 1989 по 2007 год из списка городских агломераций выбыла только одна - Грозненская. Это произошло по вполне понятной причине: война. Из разрушенного города мирное население ушло, возникли массовые потоки беженцев. Однако еще в 1990 году в ходе административных преобразований Грозненская ГА пополнилась двумя новыми городами: Шали и Урус-Мартан (соответственно 40,3 и 39,9 тысячи человек).

В то же время на карте России появилась одна новая городская агломерация - Тюменская. В 1989 году К разв. Тюменской ГА был равен 0,92, сегодня этот показатель равен 1,4. Иными словами, Тюменская агломерация вошла в группу наименее развитых агломераций России. Она повысила коэффициент развития как за счет увеличения численности населения города Тюмени с 476,9 до 545 тыс. человек (относительный прирост за период 1989-2006 годов составил 7,3%), так и за счет роста числа жителей, правда незначительного, в пригородной зоне.

Сегодня Тюменская ГА состоит из двух городов (Тюмени и Ялуторовска) и 5 поселков городского типа. На территории Тюменской области (а также Ханты-Мансийского АО и Ямало-Ненецкого АО) в период с середины 1980-х годов было образовано большое количество новых населенных пунктов (как городов, так и поселков городского типа). Некоторые поселки городского типа впоследствии были переведены в категорию городов (Нягань). Отметим, что развитие нефтегазового комплекса Тюменской области и автономных округов не могло не отразиться на самой Тюмени. В городе сосредоточены значительные ресурсы управленческого персонала и, по-видимому, часть вахтовиков.

Развитие Тюменской ГА происходило главным образом за счет того, что Тюмень - столица и опорный пункт крупнейшего нефтедобывающего региона страны. При повсеместной убыли населения и отрицательном сальдо миграций в восточных регионах России это выделяет ее на фоне в целом негативных тенденций динамики и миграций населения Сибири в 1990-е годы.

Необходимо отметить еще один положительный момент в развитии сети ГА. За период 1989-2002 годов проявился случай взаимоналожения двух ГА - сильно развитой Екатеринбургской (К разв 22,1) и слаборазвитой Нижнетагильской (К разв 2,6), что создает предпосылки для образования здесь в будущем полицентрической.

Потенциальными можно назвать формирующиеся ГА, соответствующие в настоящее время лишь одному или нескольким критериям их выделения, вместе с тем, не соответствующие другим. Некоторые из них теоретически могут войти в число сложившихся ГА в будущем.

В группу потенциальных ГА входят: Орловская, Сочинская, Череповецкая, Хабаровская, Оренбургская, Читинская, Комсомольская, Улан-Удэнская и Грозненская. Наилучшие среди них шансы реализоваться как агломерации имеют Орловская и Сочинская, последняя - в связи с проведением здесь Олимпийских игр в 2014 году и ожидаемым притоком капиталов, населения и активным новым строительством. Большинство остальных потенциальных ГА расположено в отдаленных районах страны. Из этого можно сделать вывод, что и там имеются резервы для дальнейшего укрепления сети ГА России. Однако, как видно из таблицы, коэффициенты развитости многих потенциальных ГА снижаются.

Учитывая, что за период 1989-2007 годов образовалась только одна новая городская агломерация, можно сказать, что процесс формирования сети городских агломераций в России практически завершен. Сегодня развитие агломераций идет в другом направлении - происходит интенсификация связей внутри уже сформировавшихся ГА, стягивание в них населения и, как следствие, повышение класса развитости ГА.

Расположение агломераций совпадает с основной полосой расселения, а степень их развитости убывает с запада на восток. Из 52 агломераций России 43, или 83%, находятся в Европейской России. В районах Сибири и Дальнего Востока расположены 9 агломераций, причем на Дальнем Востоке всего одна - Владивостокская. Особо отметим рост Новосибирской ГА, что подчеркивает увеличение значимости Новосибирска как столицы Сибири.

На европейской территории России сконцентрированы ГА, имеющие высокий класс развитости. Большинство сильно развитых агломераций (с коэффициентом больше 10,0 - Тульская (27,8), Ярославская (14,7), Волгоградская (10,2), Ростовская (17,2), - а также большое количество развитых ГА - также расположены на европейской территории страны. Здесь наблюдается наиболее густая сеть агломераций. Практически все столицы субъектов федерации в Центральной России - ядра агломераций. Выгодное транспортное положение, близость к наиболее развитым центрам, благоприятные природно-климатические условия издавна привлекали в них население. Бурное развитие науки и промышленности в ХХ веке обеспечило региону высокую численность постоянного населения, густую сеть городских поселений и благоприятствовало формированию ГА.

Для ядер городских агломераций типичны две противоположных тенденции. С одной стороны, идет убыль населения в старых крупных городах, многие из них потеряли более 50 тысяч населения. С другой - происходит рост численности населения в городах юга России, в столицах некоторых республик (Махачкала) и в городах, где развивается промышленность (Кемерово, Тольятти).

Характер процессов агломерирования на территории России видоизменился и носит сегодня качественно иной характер. Если период 1970-1979 годов можно назвать периодом образования множества новых агломераций, то в настоящее время произошла стагнация количественного роста ГА. Исходя из существующих тенденций, ожидать возникновения новых агломераций на территории России на данном этапе вряд ли возможно.

Количественный рост сети агломераций практически завершен, а качественное развитие не набрало полной силы по различным причинам. Одной из них стала большая естественная убыль населения, которая не способствует росту людности агломераций и, соответственно, повышению К разв. Второй причиной является глубокий экономический кризис, который в течение 1990-х годов вызвал отток населения сначала из городов (расположенных на Севере, Востоке и за пределами России в бывших советских республиках) в село, а потом (с 1994 года) вновь из сел в российские города. Это привело к некоторому перераспределению населения по территории страны. Кризис усилил и региональные различия. Массовый отток населения из регионов Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока лишил крупные города возможности формирования агломераций, хотя некоторые из них входят в группу потенциальных ГА. Население устремлено в европейскую часть страны, территория которой получает дополнительные стимулы для развития ГА, большинство уехавшего из Сибири населения оседает в крупных городах, которые, как правило, представляют собой ядра агломераций.

Можно сказать, что фаза экстенсивного развития сети ГА Российской Федерации, в основном, пройдена. Дальнейшее их развитие пошло по пути качественного совершенствования - увеличения плотности населения, роста количества маршрутов городского и пригородного общественного транспорта, интенсификации трудовой маятниковой миграции), структуризации (выделение отдельных зон жилой застройки, отдыха и т.д.)

По существу, привычная дихотомия городское население-сельское население нуждается в пересмотре: по базовым социокультурным характеристикам смешанное сельско-городское население ГА правомерно рассматривать как особую - третью - категорию, наряду со внеагломерационными сельским и городским населением.

Городские агломерации (в переводе с лат. – присоединяю, накапливаю, нагромождаю) – компактная пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединенных многообразными интенсивными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную систему. Как целостное территориальное социально-экономической образование городская агломерация возникает на базе функционального и пространственного развития крупного города-ядра (или нескольких городов-ядер).

Выделяются моноцентрические (одноцентровые) городские агломерации с одним городом-ядром, который подчиняет своему воздействию все остальные поселения, расположенные в его пригородной зоне и намного превосходит их по своему размеру и экономическому потенциалу; полицентрические (многоцентровые) городские агломерации, имеющие несколько взаимосвязанных городов-центров. Пригородная (периферийная) зона городской агломерации служит по отношению к центральному городу-ядру многообразным дополнением и резервом развития (в полицентрической городской агломерации представляет собой совокупность пригородных зон городов-ядер).

Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город à агломерация à урбанизированная зона à урбанизированный район à мегалополис).

Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных форм урбанизированного расселения (по Ю.Л. Пивоварову) :

1. Компактный город (в его традиционной форме) – основной элемент расселения на начальных этапах урбанизации страны или района. Согласно «Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.

2. Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.

3. Урбанизированный (метрополитенский) район – основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.

4. Урбанизированная зона – наиболее крупное звено (объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структуре расселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяется интенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).

5. Мегалополис (от греч. megalu – большой, polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.

В промышленно развитых странах в результате разрастания и постепенного слияния десятков соседних крупных городских агломераций вдоль транспортных магистралей складываются обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации. Наиболее известная из них впервые была выявлена и исследована Ж. Готманном в 50-х гг. в северной части Атлантического побережья США, давшим ей название мегалополис, ставшее потом нарицательным.

Протяженность этого мегалополиса около 1000 км, ширина достигает местами 200 км; она состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона – отсюда ее название Босваш – и ряда других менее крупных (всего 40 агломераций) общей площадью 107 тыс. кв. км.

Население этой «главной улицы» Америки насчитывает около 50 млн чел. (почти 20 % всего населения), здесь производится примерно 1/4 промышленной продукции США.

Другой мегалополис – Чипитс (Чикаго-Питтсбург) сформировался в США на южном побережье Великих озер путем слияния агломерации Чикаго, Детройта, Кливленда, Питтсбурга и других – всего их 35; его площадь 160 тыс. кв. км, а население примерно 35 млн жителей (а вместе с тяготеющей к нему агломерацией Торонто в Канаде – 40 млн).

Самый молодой мегалополис страны – Сансан – находится в Калифорнии; он протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего и насчитывает 20 млн человек. Всего в этих трех мегалополисах концентрируется почти половина населения США.

В Канаде важнейшим звеном расселения является линейно вытянутая урбанизированная зона (ось) от Квебека до Виндзора протяженностью около 1000 км (и шириной до 300 км). В ее пределах сосредоточено 55 % населения страны и 73 % всех занятых в обрабатывающей промышленности. Самый большой в мире по численности населения мегалополис Токайдо (около 70 млн человек) сложился на Тихоокеанском побережье Японии. В мегалополисе Токайдо сосредоточено примерно 60 % населения страны и около 2/3 ее промышленного производства.

Мегалополисы формируются и в Западной Европе. Они меньше по масштабам концентрации населения, чем в США и Японии. Выделяются своими размерами Английский (объединяет агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и др.) и Рейнский («кольцевая» агломерация Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур, Рейн-Майн в ФРГ и др.). Каждый из них включает до 30 агломераций общей площадью по 50 тыс. кв. км и с населением по 30–35 млн человек.

Все отчетливее намечается формирование межгосударственных мегалополисов. Например, мегалополис в Северо-Западной Европе охватывает сопредельные урбанизированные районы 5 стран общей площадью 230 тыс. кв. км с населением 85 млн человек при средней плотности населения 350 человек на 1 кв. км: Юго-Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур, бельгийско-французский (район Антверпен-Брюссель-Лилль) и Парижский.

Своеобразная урбанизированная зона мегалополисного типа в 80-90-х гг. складывается на юге Китая. Ее основу составляют свободные экономические зоны Шэньчжэнь с населением 3,3 млн человек в 1995 г. (рядом с Гонконгом) и Чжухай – 1 млн человек (недалеко от Макао) и крупнейшая агломерация Южного Китая Гуаньчжоу с населением свыше 4 млн человек. В начале XXI века здесь, видимо, сформируется мощный мегалополис с населением порядка 30 млн жителей.

Быстрорастущие агломерации становятся ядрами складывающихся мегалополисов и в других развивающихся странах: Сан-Паулу-Рио-де-Жанейро-Белу-Оризонте в Бразилии, Каир-Александрия в Египте, Калькутта-Асансол-долина р. Дамодар в Индии и т. д.

В настоящее время представление о самой сущности мегалополиса, его качественной новизне по сравнению с городской агломерацией, возможностях и перспективах развития остаются все еще не до конца ясными. Многолетние исследования прогнозов расселения в глобальном масштабе, осуществленные Международным центром экистики в Афинах в рамках программы «Город будущего» под руководством известного греческого архитектора К. Доксиадиса подтверждают перспективность этой структуры расселения.