Педагогический совет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в детском саду с учетом требований фгос до

Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в детском саду с учетом требований ФГОС ДО.

Любая среда стихийна, если она не

сформирована с оглядкой на ожидаемый результат Д. Дьюи

1).В 2013 году дошкольное образование России изменило свой статус и стало первой ступенью общего образования. В ноябре этот статус получил нормативное описание в виде Федеральных государственных стандартов и, соответственно, законодательные условия для старта ценностно-целевых (идеологических) и организационных изменений, к последним и относится моделирование РППС в ДОУ.

2).Стандарт подчеркивает априорность разнообразия детей , социо-культурных условий их жизни, разнообразие темпов развития и достижений. Понимание и принятие априорности разнообразия детей ведет к индивидуализации образования. Не индивидуальный подход, а именно индивидуализация, как сущность, предопределяет изменения в организации образовательного процесса(+ разностороннее развитие). Индивидуализация образования, заложенная как один из ведущих принципов стандарта, как раз и возможна только в том случае , если образовательный процесс будет строиться на основе обсуждения, совместного принятия решений, свободного выбора детьми видов деятельности, материалов, места, партнерств . Подразумевается, что взрослые понимают, что выбирая и самостоятельно действуя, ребенок приобретает личностно значимый опыт, формирует свой уникальный образ мира, себя и других в нем, учится учиться, учится жить в быстроменяющемся социальном обществе

3) Регламентация развития ППС в нормативных документах . Деятельность современной дошкольной организации регламентирована определенными нормативными документами, выполнение которых является обязательным. В документах последних лет много внимания уделяется развиваюшей среде. Напомним основные из них:

* Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г.№ 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» Определение предметно-пространственной среды, ее целевое предназначение, требования к ней, принципы создания и пр. обозначены в разделе III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования; в пункте 3.3.

4). В ООП ДОУ, соответственно, в 3 - м Организационном разделе( III .5.пункт).

5).*Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № о8 - 249; «Комментарии к ФГОС ДО». Комментарии к разделу III пункта 3.1 ..В данном пункте употребляются два сходных термина, которые тем не менее относятся к разному содержанию и которые следует различать: «развивающая предметно - пространственная среда» и «образовательная среда». Что же первично?

Под образовательной средой подразумевается комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в Стандарте. В образовательной среде можно выделить 3 компонента:

социальный( социальное окружение ),

предметно-пространственный или предметно-развивающий ( предметно-пространственное окружение ),

психо-дидактический ( используемые педагогом методы и приемы)

А что же такое РППС?

Само понятие развивающая предметно-пространственная среда было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после 1988 г., когда вышла Концепция дошкольного воспитания. Классической теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского.

Развивающая предметно-пространственная среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально - культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

6).Вопросы среды, которая способствует разностороннему развитию ребенка, всегда поднимались и рассматривались в системе образования. Само понятие «развивающая среда» не ново для педагогов. В научно-методической литературе постоянно используется этот термин как в широком, так и в узком смысле. И несмотря на то, что ФГОС ДО достаточно подробно описывает основные принципы организации пространственной среды, данный вопрос на практике вызывает определенные трудности.

Однако, несмотря на столь пристальное внимание к развивающей среде, данная действительность по- прежнему является проблемной областью в системе образования . Это связано с различными аспектами, например:

    разное «прочтение» нормативных документов;

    некомпетентность в вопросах оснащения;

    разобщенность предметно-пространственной среды и образовательной программы ДОО;

    проблема выбора (в многообразии «рынка» товаров сложно ориентироваться);

    проблемы финансирования ( SOS! ).

7). РППС - стимулятор и движущая сила в становлении личности ребенка или ДЛЯ ЧЕГО создается РППС???

    удовлетворение потребности в деятельности, познании;

    развитие всех специфических детских видов деятельности;

    ориентировка в окружающем;

    накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

    развитие инициативы, воображения, творчества;

    реализация ребёнком права на свободу выбора деятельности.

В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Размещение оборудования по зонам помогает ребёнку найти для себя привлекательное занятие. Позволяет сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности

# Зона познавательного развития.

# Зона спокойных игр.

# Зона двигательной активности

8). Требования к РППС Основные аспекты требований:

    обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;

    быть приспособленной к реализации Программы; соответствовать особенностям здоровья, развития и возраста детей;

    способствовать развитию ситуаций совместной деятельности детей и взрослых, возможностей для общения, двигательной активности детей, для уединения.

обеспечивать необходимые условия в случае организации инклюзивного образования, а также национально-культурные и климатические условия.

9). Интегративным результатом реализации указанных требований является создание содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей образовательной среды

В настоящее время педагогические работники нашего ОУ находятся в поиске способов и вариантов организации групповой развивающей предметно-пространственной среды. Наши педагоги-практики реализуют исследованные положения в организации развивающей среды в ДОО (в группе, на участке и в других доступных детям помещениях, рекреацияхд етского сада; при организации и проведении различных мероприятий) с учетом принципов создания развивающей предметно-пространственной среды. Правила создания РППС:

10). Принцип насыщенности среды

Среда содержательно-насыщенная - обратите внимание, не просто «насыщенная», а «содержательно-насыщенная». Акцентирую на этом внимание, поскольку в основном среда многих групповых помещений детских садов явно перегружена играми и дидактическими пособиями, накопленными за последние годы. Содержательная насыщенность предполагает не количество игр и игрушек, а отражение достаточного тематического содержания в представленной в группе подборке материалов .

Краеугольным камнем построения предметно-развивающей среды является принцип деятельности, согласно которому основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляет не усвоение учебных навыков, а специфические виды деятельности, как совместной, так и самостоятельной. К таким развивающим видам деятельности дошкольника относятся: игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская, двигательная активность детей как условие их полноценного физического развития. Соответственно предметная среда детского сада должна, прежде всего, обеспечивать возможность данных видов деятельности, т.е. включать необходимые и достаточные предметы и оборудование.

Развивающая среда тогда является развивающей, когда она соответствует уровню развития ребенка, его интересам и потребностям). При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), т.е. на завтрашние возможности детей.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез.

Среда должна учитывать двигательную активность детей, давать им возможность осуществлять разнообразные движений, испытывая радость от них. К стимулирующему материалу можно отнести также и игровое оборудование.

11).Стимулирующие материалы и оборудование игровой деятельности. Игровые поля «Зоопарк», «Морское дно».

12.) Стимулирующее оборудование продуктивной деятельности. Нетрадиционное оборудование, разные виды печаток, прием выдувания и смешение красок на мольберте.

13). Стимулирующее оборудование познавательно исследовательской деятельности.

14). Стимулирующее оборудование музыкальной деятельности.

Совместное с родителями изготовление нестандартного музыкального оборудования по Карлу Орфу в творческих мастерских. Детский оркестр с ребенком дирижёром.

15). Стимулирующее оборудование музыкальной деятельности.

Результат работы творческой мастерской. Придумывание элементарных графических символов для записи звуков (ритмическая модель «Гусеница» и «Веселый звукоряд» - метод ниткописи.

16).Стимулирующее оборудование двигательной деятельности.

Сделать двигательной деятельности более интересными, снять физическое утомление, напряжение со стопы ребенка, создать эмоциональный положительный помогает РППС спортивного зала и групп (корегирующие дорожки, тренажеры, нестандартный плантограф,)

17). Среда трансформируемая - это один из самых трудно реализуемых принципов, поскольку групповые помещения в большинстве случаев заполнены громоздкой мебелью, стационарными стендами и конструкциями, не способными к трансформации. А трансформируемость предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей . Так, предметно-развивающая среда может меняться как структурно (перестановка мебели, её функциональное преобразование под развивающийся сюжет), так и содержательно (в зависимости от времени года, освещаемой темы или проекта, к праздникам , для отражения гендерных особенностей под интересы мальчиков и девочек и т.д.). Очень важно, чтобы трансформировать среду могли сами дети, поэтому конструкции должны быть легкими и мобильными (легкие ширмы, легко передвигаемые стеллажи, столы и стульчики, коврики, мягкие формы и т. д.).

18). Среда полифункциональная. Полифункциональность - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, многофункциональное использование предметов среды (игр, игрушек, мебели и оборудования). Развивающие игры и иные дидактические материалы должны предполагать разнообразие действий ребенка с ними: кубики можно использовать не только для строительства, но и организовать их счет , использовать в сюжетно-ролевой игре; с помощью частей конструктора можно осмысливать состав числа; книги возможно использовать как для чтения и рассматривания, так и для организации игры в библиотеку ; материалы для творчества (карандаши, фломастеры) можно использовать для сортировки и т.д. Разнообразно можно использовать и оборудование группы: передвижные столы и стеллажи могут стать основой конструкции, создаваемой детьми (дом, магазин, мастерская и т.д.) ; ИГРОВЫЕ ПОЛЯ, стенды или информационные доски могут быть оформлены самими детьми по развиваемому в процессе игры сюжету и т.д.

19). Среда доступная.

Доступность групповой среды в соответствии с ФГОС ДО позволяет ребенку самостоятельно выбрать материал и заниматься своим делом, не прибегая к помощи взрослого. Доступность обеспечивается расположением материалов на низкой высоте, открытыми шкафчиками или удобными съемными контейнерами, возможностью к трансформированию пространства и оформлению его самими детьми и т.д. Главный критерий доступности - возможность ребенка длительное время заниматься чем-то интересным и понимать, что групповое пространство предоставлено в его собственное распоряжение . (сетка-тренажор, коврограф, игровые поля, макеты)

Принцип доступности:

1. Весьма благоприятная тенденция - приблизить условия дошкольного учреждения к домашним (конкретный пример этого - подушки, на которых дети сидят, мягкие диванчики, использование фотографий ребенка и его членов семьи и т. д.).

2. Планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, пли же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно

3. Следует обязательно создавать уголки уединения, что делает пребывание ребенка в группе психологически безопасным. У ребенка группе детского сада при одновременном нахождении 20 - 25 детей на протяжении 9 - 10 часов должно быть право на отдых и отстаивание своих психологических границ (старший дошкольный возраст). Малыши особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Место для уединения может быть в самых разных плоскостях - например, можно залезть под стол, внутрь большой полки или ящика. Граница уединения может быть даже условной : стол закрыт полупрозрачной тканью, и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое.

20).Среда безопасная

предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. В групповом помещении все оборудование должно быть исправным и безопасным, не должно быть опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых), должны быть закрыты углы и т.д. Игры и игрушки также должны быть безопасными и сертифицированными. Вместе с тем исправность и безопасность оборудования не всегда гарантируют отсутствие опасных ситуаций в группе. Дети подвижны и активны, поэтому ситуации могут возникать всякие. Эффективным приемом обеспечения принципа безопасности в группе детского сада является разработка правил поведения . Правила появляются по мере необходимости и отражают существующую реальность. Например, в центре сюжетно-ролевой игры можно поместить правила работы с бытовыми приборами, в центре движения - правила юного спортсмена и т.д. Важны и общие правила поведения в группе и на прогулке. Например: «Поиграл - убери игрушки», «Разрешай конфликты мирным путем» и т.д. Главное условие - создание таких правил вместе с детьми или самими детьми, поскольку правила, продиктованные взрослыми - это правила взрослых, а правила, «рожденные» вместе с детьми или самими детьми, становятся их правилами и принимаются намного быстрее. Задача воспитателя поддерживать соблюдение правил во время совместной и свободной деятельности, обеспечивая тем самым возможность детей на концентрированное, ответственное, самостоятельное действие.

21).Среда вариативная

Важно предоставить детям возможность заниматься широким спектром активностей: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр. Вариативная среда состоит из различных площадок ( мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые могут выбираться ребенком по собственному желанию. В течение дня должно быть время, когда дети могут выбирать пространство активности (площадку) по собственному желанию . Очень важным представляется и частое изменение предметно-пространственной среды в соответствии с интересами и проектами детей.

Предметно-развивающая среда может быть организована с помощью разделения на тематические центры развития

Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО в старшей группе

Автор: Ефимова Анастасия Борисовна, воспитатель
Место работы:ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Безенчук СП "детский сад"Тополек"

Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО в старшей группе.

I. Вводная часть
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей у школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

Актуальность итоговой работы
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Вопрос моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Моделируя развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
2. Цель и задачи ИР
Цель проекта: Моделирование предметно-пространственной развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
смоделировать развивающую среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
создать условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;
приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
3. Ожидаемые результаты
Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников; смоделирована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов; развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом гендерных особенностей воспитанников; родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
II. Основная часть
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, педагоги, стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1. Содержательно-насыщенной
2. Полифункциональной
3. Трансформируемой
4. Вариативной
5. Доступной
6. Безопасной
Насыщенность среды предполагает:
1. Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
2. Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы
При моделировании предметно-пространственной развивающей среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:
1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
2. Использование помещений спальни.
3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности - создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
Предметно-пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1. социально-коммуникативное развитие
2. познавательное развитие
3. речевое развитие
4. художественно-эстетическое развитие
5. физическое развитие.
При моделировании предметно-пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. Принцип стабильности, динамичности;
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. Принцип открытости – закрытости;
8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.
Направление: Художественно - эстетическое развитие.
В Центре «Умелые ручки» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Направление: Речевое развитие.
Центр «Книжкин дом» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.
В Центре «Грамотейка» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Направление: Познавательное развитие.
Центры смоделированы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях и взаимодействии всех объектов.
Центр «Юный эколог» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с макетами способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.
Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.
Центр «Волшебная лаборатория» опытно-экспериментальной деятельности представлен коллекциями (камни, семена, крупы, ткани, различные виды бумаги и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.
Центр математики (игротека) «Любознайки» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно - знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.
В нравственно-патриотическом центре «Юные патриоты» помещена государственная символика родного города, Самарской области и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Самарской губернии. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья», «История поселка Безенчук» и др.
Конструктивный центр «Самоделки», хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Музыкально - театрализованный центр «Веселые нотки» - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Так же в центре размещены детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т. д.), которые используются детьми в свободной деятельности.
В центре «ИКТ» размещены - телевизор, ноутбук, магнитофон, микрофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций на телевизор, а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми.
Направление: Социально-коммуникативное развитие.
Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.
В центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Направление: Физическое развитие.
Центр «Спортсменов» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия «Уголок релаксации». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок релаксации. Это уютное тихое место. Мягкие подушечки с различными животными, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса - все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.
III. Заключение
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Поиск инновационных подходов к моделированию предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)
Информационное обеспечение обучения
1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
3. Виноградова Н. А., Н. В. Микляева. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада.-УЦ Перспектива, 2011-207с.
4. Граничина О.А. Статистические методы психолого-педагогических исследований (Учебное пособие) - Санкт- Петербург: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2002
5. Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 12, декабрь 2014г.
6. Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 8, август 2014г.
7. Закон РФ об образовании
8. Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды.-Учитель, 2013.
9. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
10. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
11. Лапшин В. М. Социальное партнерство как один из аспектов модернизации регионального и муниципального образования // Образование и общество. – 2003. – № 6(23). – С. 17-19.
12. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.- Детство-Пресс, 2010.
13. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011)
14. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
15. Сборник материалов "О реализации дополнительных предпрофессиональных программ". Автор-составитель: А.О. Аракелова – М., 2012 (для детских школ искусств).
16. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
17. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91
18. СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).
19. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
20. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
21. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)
22. Т.А. Цквитария «В помощь старшему воспитателю», Книга №2, «Диагностика. Предметно-пространственная среда». Издательство «ТЦ Сфера», 2014 г.

Марина Зверева
Технология создания развивающей предметно-пространственной среды

Прежде чем начать работу по изменению развивающей предметно - пространственной среды нужно изучить документы, содержащие нормативные требования. Список на вашем экране, он конечно не весь.

Следующий шаг.

Выбрать программу.

После работы с нормативными документами нужно определиться с образовательной программой, по которой вы будете работать.

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. М. Комарова, М. А. Васильева.

Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы с детьми вашей группы, составьте список пособий, оборудования, игр и материалов.

Выписать :

Учебно – методические пособия, необходимые для воспитания и обучения;

Игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности;

Специальное оборудование для детских видов деятельности (игровые уголки, горка, ширма и прочее) .

В нашем детском саду этот список оформлен в виде паспорта группы.

Это папка с файлами, которая в течение года дополняется материалами. Сделанными руками воспитателей, детей и родителей, а так же оборудованием, которое приобретается учреждением.

По итогам первого года работы в проекте можем рекомендовать следующее оборудование. В нашей группе за прошедший год хорошо зарекомендовали себя эти модули модули.

Следующим шагом

Определите пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях (в спальне, раздевалке и др., придерживаясь принципа не жесткого центрирования.

Это можно сделать как на компьютере, так и на бумаге, как делали мы.

Для начала лист бумаги нужно разделить на зоны : активную, рабочую, спокойную. Затем взять и вырезать, например, из картона условную мебель и расположить ее на этом листе. Это значительно сократит ваше время и избавит от лишней работы по перестановке мебели в группе.

Также при распределении мебели нужно учитывать и возрастные особенности детей.

Поместите мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме. Наполните оборудование игровыми материалами, необходимыми в первые два-три месяца работы.

Изучите интересы, предпочтения , особенности детей группы (на основе беседы с детьми и родителями, анкетирования родителей) и внести коррективы в предметно- развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей.

Под особенностью ребенка может подразумеваться даже ребенок левша. У нас в группе есть такой ребенок и специально для него были приобретены ножницы для левши.

Следующим шагом

Продумайте последовательность внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года , учитывая при этом содержание образовательной программы, приобретение новых игровых материалов и инициативу детей.

Так в нашей группе образовалось невостребованное пространство. Одна из девочек принесла в группу счетную машинку и буклеты сбербанка, которую ей дала мама – работник банка. Эта машинка вызвала такой интерес, что через 3 дня в группе появился уголок – сбербанк.

Учитывая инициативу и интересы детей, мы поменяли местами центр сюжетно-ролевой игры и создали уголок уединения . В нашей группе он еще называется «центром психологической разгрузки» . Для этого там размещены : баночка - кричалка, мешочек – смеха, расслабляющий коврик.

Группы должна быть не только безопасной, комфортной, но и стимулировать развитие детей , решать образовательные задачи. Для этого в нашем детском саду была создана технологическая карта . Содержание технологической карты меняется согласно тематическому планированию. На экране пример такой технологической карты .

Предметно-пространственная развивающая среда должна стимулировать детскую деятельность. Развивать такие качества как : самостоятельность и инициативность. С этой целью в центры вводятся схемы работы с тем или иным материалом, обозначаются правила работы в центрах, предлагаются игры и задания разных уровней сложности.

Вот такой опыт по созданию предметно – развивающей среды сложился на сегодняшний день в нашем саду. Какие рекомендации мы учтем при формировании развивающего пространства в нынешнем году? Обязательно надо фиксировать на фото все инициативы и изменения в предметной среде . Это позволяет проследить динамику проделанной работы и вовремя заметить ошибки. Спасибо за внимание1

Публикации по теме:

Аналитическая справка создания предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Группу раннего возраста "Капельки" в 2015-2016 учебном году посещали 17 детей в возрасте 2-3 лет, из них 9 девочек и 8 мальчиков. I группа.

Дизайн-проект создания предметно-развивающей среды «В гостях у Лесовичка» Дизайн-проект создания предметно-развивающей среды "В гостях у Лесовичка". Актуальность. Современное ДОУ - это удивительный мир, где ребёнок.

С целью обеспечения системы условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и.

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.

Развивающая предметно – пространственная среда Задачи: повышение профессионального уровня педагога; создание условий для качественной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального.


Старший воспитатель: Пташкина О.Н.
МБДОУ детский сад № 1 «Березка», 2016 г.
Тематический педсовет
«Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».
Форма проведения: «Телемост»
Цель: закрепить и уточнить у педагогов требования ФГОС к РППС дошкольного учреждения. Провести анализ развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направлении.
Задачи:1. Определить актуальность проблемы по оснащению предметно-развивающей среды в возрастных группах.2. Провести самоанализ состояния предметно-развивающей среды группы каждым педагогом.3. Прогнозирование вопроса моделирования среды.
План проведения педсовета:
Организационный момент.
- Упражнение «Грецкий орех»
- Сообщение темы и цели педсовета.
- Вступительное слово заведующего, актуальность темы.
2. Сюрпризный момент (появление героя «Телемоста»)
3. Теоретическое обоснование темы педсовета.
4. «Телемост»:
- Разгадывание кроссворда
- Игра «Вопрос-ответ»
- Игра «Дизайнер»
- Справка по итогам тематической проверки по созданию РППС, анализ просмотра открытых занятий (формы взаимодействие педагога и детей в развивающей среде). - Творческая мастерская «Педагогические находки».
5. Принятие решения педсовета.
6. Рефлексия.
Ход педсовета
Организационный момент.
Упражнение: «Грецкий орех»
Цель: настроить участников на предстоящее мероприятие, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.
Грецкие орехи по числу участников высыпаются в центр круга. Предлагается каждому участнику педсовета взять по одному ореху и внимательно его рассмотреть, изучить его структуру, постараться запомнить все его индивидуальные черточки, затем орехи складываются обратно, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другим. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно её только почувствовать. А дети тем более все уникальны и задача педагогов создать такие условия, чтобы каждому ребенку было комфортно, необходимо уметь находить в каждом ребенке его уникальность, его привлекательность, даже пусть у этого одного будет всяких «неровностей» намного больше, чем у других.
Сообщение темы, цели и задач педсовета.
Ведущий: Уважаемые педагоги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач нашего учреждения, построению развивающей предметно – пространственной среды.
Вступительное слово, актуальность темы. Выступление заведующего.
Ребёнок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано, для разнообразных видов активной деятельности.
Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру, как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.
В дошкольной организации обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребёнка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Задача педагогов состоит в умении моделировать развивающую предметно-пространственную среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создаёт условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
Сюрпризный момент.
Раздается сигнал звонка по скайпу, включается видеосвязь. Появляется Домовой Кузьма Петрович с котом Мефодием.
Домовой: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я живу в детском саду уже очень давно, вы про меня своим воспитанникам часто читали. Я даже знаю, кто читал, а кто не читал. Слышал я, что вы здесь обсуждаете, как сделать предметно-развивающую среду в группах комфортной и уютной, чтобы ребятишкам было интересно и весело проводить время.
За все годы, проведенные в детском саду, а жил я не только в вашем, но и в других садах, да и сейчас наведываюсь в разные, когда попросят или, когда самому нужно, так вот, я повидал очень многое. И я знаю, что сейчас ФГОС требует от детских садов кардинально менять предметно-развивающую среду. Ведь на дворе 21 век! А как менять и что менять мне не совсем и всегда понятно, да и вообще, что это такое ФГОС и РППС?
Ведущий: Ну, что ж Кузьма Петрович, попробуем тебе объяснить.
3.Теоретическое обоснование темы педсовета.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной образовательной программы дошкольного образования, т.е. создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС), которая бы выполняла функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,
организованную, коммуникативную.
Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня, то педагогам необходимо стремиться использовать инновационные подходы к построению пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно организована развивающая среда в группе, во многом зависят показатели развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, его эмоциональное состояние.
Современные исследователи (О.В. Артомонова, Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) подчеркивают необходимость создания условий для личностно-ориентированного взаимодействия в развивающей предметно-пространственной среде. Внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья -важнейшие задачи современной педагогики. При построении РППС групп несомненно должны учитываться различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования образовательной программы, нормы СанПиН и т.д.
Домовой: Однако необходимо заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети значительно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У них иные психологические и даже физиологические особенности, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Развивающая предметно-пространственная среда групп ДОУ практически не меняется с течением времени: появились новые игрушки, игры, но сама обстановка, подход к организации среды остается тем же.
Ведущий: Конечно, дорогой Кузьма Петрович, на современном этапе перехода в инновационный режим развития нам диктуют необходимость пересмотреть подходы к организации комфортной РППС.
Задача педагогов состоит в умении моделировать РППС, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, реализовывать познавательные, эстетические и коммуникативные потребности в свободном выборе, создать условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
Окружающая предметная среда, в которой живет ребенок, не может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной. Она должна быть – насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. Но у современных детей, как и у детей, которые были 10-20 лет тому назад, основным видом деятельности была и остается игра. Поэтому при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
В среде через игровую деятельность дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Но самое главное –среда должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Чего очень не хватает современным детям часто из-за чрезмерной опеки взрослых, рассмотрения ребенка со стороны взрослого не как партнера (субъекта), а как объекта, которого должны обязательно научить, обязательно что-то дать и непременно спросить с него, пусть даже этого он не хочет в данный момент. А среда, окружающая ребенка, и должна стимулировать его на инициативу, самостоятельность, проявления творчества и самодеятельности.
Кот Мефодий: а самостоятельность и самодеятельность в чем?
Ведущий: Во всех видах деятельности: (помогают называть воспитатели)
Игровой,
Двигательная активность
Коммуникативная деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность
Восприятие художественной литературы и фольклора
Продуктивная деятельность
Музыкально-художественная деятельность,
Трудовая деятельность,
которые пронизывают все образовательные области.
Домовой: С деятельностью мне все понятно. Но только вот не могу разобраться, каким требованиям должна соответствовать развивающая среда. Вы мне можете помочь? Мне дети нашего детского сада загадали кроссворд, который можно разгадать, определив описание требований построения РППС.
Ведущий: Конечно, давай мы тебе поможем.
Разгадывание кроссворда: Воспитателям необходимо внимательно посмотреть видео как играют или занимаются дети и угадать, какое требование наиболее существенно выражено в данном видео.
1: полифункциональность - возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.
2: доступность - свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.
3: насыщенность
безопасность
трансформируемостьвариативность
Домовой: Вот спасибо, помогли мне разобраться с требованиями к организации РППС. Теперь я могу подсказать и в других садах, как им нужно организовать среду.
Кот Мефодий: Ну если вы все знаете, давайте поиграем с вами в игру «Вопрос-ответ».
Игра «Вопрос-ответ»:
На сколько и на какие зоны целесообразно разбивать пространство группы?
(активная зона, рабочая зона и спокойная зона).
2). Что относится к продуктивным видам детской деятельности?
(конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.)
3). В какой зоне располагается центр или уголок сюжетно-ролевых игр?
(активная зона).
4). Какие уголки можно расположить в спокойной зоне?
(книжный уголок, релаксации, мини-музеи).
5). Назовите типы материала для познавательно-исследовательской деятельности детей? (объекты и средства для исследования, образно-символический материал, нормативно-знаковый материал).
Ведущий: А сейчас я предлагаю воспитателям поиграть в игру «Дизайнер».
Игра «Дизайнер»:
Педагоги разбиваются на группы. Каждой группе раздается лист бумаги темного цвета и макеты элементов РППС (для всех групп одинаковые обозначения. Лист бумаги – это пространство группы, на котором обозначено расположение двери и окна. Задача педагогов каждой группы расположить имеющиеся элементы среды в соответствии с требованиями ФГОС. После выполнения макеты групп вывешиваются на мольберте, рассматриваются и обсуждаются. В начале игры можно воспитателям раздать памятки «Организация РППС в соответствии с ФГОС».
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Что должен знать педагог при организации РППС в группе:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Требования к РППС - среда должна быть:
- содержательно насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и должны соответствовать возрасту детей группы.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
Каждый ребенок должен иметь свободный подход к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы, ля достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС.
Домовой: Ну а в нашем детском саду среда полностью соответствует требованиям ФГОС?
Ведущий: К сожалению, нет.
Справка по итогам тематической проверки.
Ведущий: Но создать соответствующую среду в группе это не все, надо уметь взаимодействовать воспитателю с детьми с максимальным использованием данной среды.
Домовой: Да, над многим придется вам поработать, но я думаю, что у вас все получится, потому что педагоги всегда были самыми творческими людьми.
Ведущий: Это действительно так. И сейчас у нас пройдет творческая мастерская «Педагогические находки», где педагоги представят результаты своего домашнего задания: как с минимумом финансовых затрат возможно пополнить или изменить РППС групп.
Педагоги представляют свои педагогические находки.
Домовой: Да, порадовали вы меня. Много интересных идей здесь было представлено, но осталось теперь выбрать каждому лучшую и приемлемую для него, но самое главное выполнимую, и воплотить ее.
Ведущий: Как раз пришло время, Кузьма Петрович принимать решение и начинать воплощать его в жизнь.
Проект решения:
Принять к исполнению рекомендации по справке контроля:
1.1.Устранить недостатки в организации предметно-развивающей среды в группах ДОУ (по результатам тематического контроля и самоанализа педагогов), используя предложенные творческие находки, привлекая родителей:
- Для развития сюжетно-ролевых игр в группах пополнить среду предметами-заместителями, театральными шапочками, а также разнообразить имеющиеся музыкальные инструменты покупными либо самостоятельно изготовленными.
- Пополнить уголки для продуктивной деятельности фломастерами, восковыми карандашами, различными видами бумаги (кроме белой еще тонированной, цветной разного вида (бархатной, гофрированной), бумажными салфетками, материалами для свободного занятия детей лепкой, аппликацией. А также оборудованием для нетрадиционных техник: шаблонов, штампов, трубочек и т.д. Во всех группах пополнить данные уголки наглядным материалом (картинами, соответствующими тематике программы, иллюстрациями, фотоиллюстрациями и т.д.).
- В группах пополнить уголки экспериментальной и опытно-
исследовательской деятельности приборами-помощниками, медицинскими материалами, разнообразными сосудами из различных материалов, техническими материалы и утилизированные материалы, обеспечить наличие образно-символического и нормативно-знакового материала, познавательной литературой - тематическими альбомами, продумать организацию мини-музеев, а также создание различных коллекций.
- Для обеспечения содержательной насыщенности необходимо в течении
учебного года по возможности пополнять уголки отсутствующими материалами, привлекать родителей к их самостоятельному изготовлению, если таковое возможно.
Воспитателям групп продумать в соответствии с требованиями расположение зон в группе: рабочей, активной, спокойной.
Создать предметную среду групп более гибкой и динамичной, дающую возможность самостоятельно изменять пространство (как педагогами, так и детьми).
(Ответственные: воспитатели всех возрастных групп, срок: до конца учебного года)
Рефлексия:
Рисуем ладонь, каждый палец- это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…
СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось…)
БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…
МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…
Итог.
Ведущий: Притча: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
И всегда педагогам необходимо помнить о том, что нельзя быть рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на хорошее.
Желаю всем творческих успехов.

Подготовила старший воспитатель

Ахметова М.Ю.

Цель: активизировать действия воспитателей по проектированию предметной среды ДОУ для обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития определить пути совершенствования работы в данном направлении.

Задачи:

1. Создание позитивного отношения к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания развивающей предметно-пространственной среды.

2. Изучение и оценка профессиональных качеств личности педагога, выявления уровня профессиональной компетентности.

3. Развитие способностей к восприятию новшества, освоению и активному созданию, разработке педагогических технологий, повышения инновационной мотивации.

4. Формирование потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок.

Предварительная работа:

  1. Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме педсовета.
  2. Разработка плана, содержания и сюжетной линии педсовета.
  3. Семинар-практикум: «Предметно-пространственная среда в ДОУ как условие предоставления качественного дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО».
  4. Тематический контроль «Организация предметно-развивающей среды в группах в соответствии с ФГОС ДО».
  5. Анкетирование педагогов по оценке воспитателями предметно-развивающей среды в группе.
  6. Анкетирование родителей «Оценка предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении».

План педсовета.

1. Организационный момент:

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета – старший воспитатель Ахметова М.Ю.;
  2. Вступительное слово. Сообщение темы, цели и задач педсовета – заведующая Шогенова И.Н.;
  3. Сюрпризный момент, создание проблемной ситуации – инструктор по физической культуре Жданова В.В.

2. Теоретическая часть:

  1. Сообщение «Требования к организации развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в свете ФГОС ДО» – старший воспитатель Ахметова М.Ю.;
  2. «Мастерская слова»;
  3. «Педагогический сундучок».

3. Аналитическая часть:

  1. Итоги тематического контроля «Организация предметно-развивающей среды в группах в соответствии с ФГОС ДО» – старший воспитатель Ахметова М.Ю.;

4. Практическая часть:

  1. Защита дизайн - проектов оформления помещений ДО как единого индивидуализированного пространства образования – творческие группы
  2. Из опыта работы: «Создание развивающей предметно-пространственной среды группы» - воспитатель подготовительной группы «Елочка» - Жамбекова А.Х.
  3. Круглый стол «Анализ состояния предметно-развивающей среды в ДОУ. Обсуждение проблем и поиск их решения».
  4. Подведение итогов педсовета – старший воспитатель Ахметова М.Ю.;
  5. Рефлексия – педагог-психолог Шигалугова А.А.
  6. Выработка и принятие решения педагогического совета – старший воспитатель Ахметова М.Ю.

Ход педагогического совета

«Предметно развивающая среда –

это система материальных объектов деятельности ребёнка,

это единство социальных и предметных средств».

С. Л. Новоселова

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета:
  • Вся рабочая документация приведена в соответствие;
  • Воспитатель Блянихова З.Н. ведет подготовительную работу к участию в конкурсе «Воспитатель года - 2017».
  • Вступительное слово заведующей Шогеновой И.Н.
  • Инструктор по физической культуре Жданова В.В. посетила педагогический совет в образе Незнайки, создавая различные проблемные ситуации.
  • Сообщение «Требования к организации развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в свете ФГОС ДО» – старший воспитатель Ахметова М.Ю.
  • Старший воспитатель Ахметова М.Ю. провела с педагогами игру «Мастерская слова», целью которой является: проверить знания педагогами методических рекомендаций по организации среды.

Педагогам были предложены листы с заданием: нужно вписать пропущенные слова, подходящие по смыслу и зачитать рекомендацию вслух, а затем сверить ответ с тем, что написано на экране.

Младший дошкольный возраст

1. Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ……… ………

Ответ. Двигательной активности .

2. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Ответ. Игровой , эмоциональное

3. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ……….. и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Ответ. с педагогами и со сверстниками .

Средний дошкольный возраст

4. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения ……… ………… ………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Ответ. понимать окружающих людей .

5. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей ……… и …………… ……………… ……………….. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Ответ. играть и заниматься отдельными подгруппами . Уединения .

Старший дошкольный возраст

6. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ……………, ………… и ……….. сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя …… среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Ответ. интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной ;

старшими .

7. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. ……….. ……….: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Ответ. Любимым ; активизирующие познавательную деятельность .

При проектировании предметно - развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

8. Проектирование среды с использованием таких составляющих, как: …………., …………., …………., позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности: ………, …………, ………….. .

Ответ. пространство, время, предметное окружение; рабочая, активная, спокойная.

  1. Старший воспитатель Ахметова М.Ю. провела игру «Педагогический сундучок». В сундучке находятся особенности предметно-пространственной среды. Каждая группа берет из сундучка один вопрос и отвечает на него, остальные помогают.

Вопросы:

На какие зоны необходимо разделить развивающее пространство?

Его можно разделить на три зоны:

  • зону для спокойной по преимуществу деятельности;
  • зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);
  • рабочую зону.

Назовите, основные элементы предметной среды. (Архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты.)

От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе? (От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.)

Почему, среда называется развивающей? (Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.)

Перечислите, основные принципы развивающей предметно-пространственной среды. (Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной).

Перечислите, основные центры развития в группах. (Игровой, природный, двигательный, познавательного развития, продуктивный, музыкально-театральный).

Какие цвета сочетаются со всеми? (Белый, серый, черный).

Средствами наглядности служат?...(натуральные объекты: растения, животные, природные и производст¬венные объекты, труд людей и самих учащихся; объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии;

изобразительные средства обучения: картины, фотографии, рисунки, диафильмы; символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи; аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника; самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, таблиц, зарисовок и т.д.)

Далее Ахметова М.Ю. сделала вывод, что нами были перечислены особенности развивающей предметно- пространственной среды в целом. Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут…» (Е.И. Тихеева)

  1. Игра «Кот в мешке». Педагогам предлагался мешок, в котором лежат предметы-заместители: куб, кольцо, палочка, пирамида. Педагоги были разделены на 4 команды. Каждая команда вытаскивает из мешка один из предметов-заместителей (что в мешке не оговаривается), в течение 1 минуты они записывают все, чем может быть данный предмет-заместитель в СРИ и после озвучивают весь список. Остальные педагоги проверяют, добавляют, оценивают.
  1. Педагог-психолог Шигалугова А.А. провела рефлексию.

Рисуем ладонь, каждый палец- это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…

СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось…

БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…

МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…

Подведение итогов педсовета . Старший воспитатель Ахметова М.Ю.: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? » А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

И всегда помнить о том, что нельзя быть рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на хорошее.

Проект решения:

  1. Всем педагогам повышать профессиональное мастерство.
  2. Создать оптимальные условия для свободной и самостоятельной игровой деятельности детей. Для этого необходимо:

Обогатить и разнообразить состав образных игрушек – кукол мужского пола, младенцев, характерных кукол и кукол, моделирующих разные профессии;

Обеспечить игровые зоны необходимой кукольной одеждой, мебелью, посудой, транспортом и другими атрибутами игры в соответствии с размером и характером кукол;

Расширить состав ролевой атрибутики, позволяющей детям принимать игровую роль. Элементы костюмов, лоскуты тканей, шапочки, атрибуты различных профессий должны быть в открытом доступе для детей. В центре особого внимания должны находиться атрибуты мужских ролей;

Создать специальные зоны и комплекты для режиссерской игры;

Пополнить дефицит маленьких кукол разного пола и возраста, а также предметов «кукольной жизни» (дома, мебель, одежда, элементы ландшафта, транспорт и пр.), соразмерных образным игрушкам.

(Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.

  1. При создании развивающей предметно пространственной среды в группах и специально оборудованных для учебной деятельности помещений учитывать требования к РППС в соответствии с ФГОС ДО (содержательной, трансформированной, полифункциональной, доступной, безопасной).
  2. Продолжать внедрять информационно-образовательные технологии (ИОТ) в образовательный процесс детского сада (постоянно).
  3. Расширить состав традиционных игр с правилами для дошкольников.

Срок: до конца учебного года.)

  1. Разнообразить цветы в экологических уголках групп.

(Ответственные: воспитатели всех возрастных групп,

Срок: до конца марта 2017 года.)

  1. Включить в годовой план 2017-2018 уч. года задачу по организации и оснащению сюжетно-ролевых игр и развитию самодеятельной игры дошкольников (ответственный: старший воспитатель, срок: до 25 августа 2017 года).