Почему люди занимаются благотворительностью? Необходимость заниматься благотворительностью. Волонтёрство - это мытьё окон и покраска заборов

Благотворительность или филантропия, любовь к людям – это деятельность индивида или группы лиц, посредством которой ресурсы добровольно и безвозмездно передаются нуждающимся людям.

Благотворительность направлена как на конкретного человека, решение личной проблемы, касающейся каждого, так и на общество в узком и широком смысле слова.

Благотворительная деятельность

Благотворительная деятельность содействует решению проблем общества и усовершенствованию условий общественной жизни.

Человек, занимающийся благотворительностью, делает это добровольно. Он сам выбирает время, место помощи и ресурс, которым поделится бескорыстно.

В качестве ресурсов, предоставляемых благотворительностью, выступают:

  • денежные средства, финансы,
  • материальные средства,
  • способности, умения,
  • знания, интеллектуальные и моральные ресурсы,
  • труд во благо, услуги,
  • иная поддержка.

Благотворительность иногда ассоциируется с милостыней, но это разные явления. Главное отличие благотворительности от милостыни в том, что она организованна и спланирована.

Давая милостыню, человек помогает одному, конкретному индивиду и не знает, как он использует полученную в дар помощь.

Человек, занимающийся благотворительностью, осознает общественную значимость цели своей деятельности.

Благотворительность организована по плану или программе. Цели помощи выходят за рамки семьи или друзей благотворителя, не навязаны ему принудительно, бескорыстны, без злого умысла.

Деньги на благотворительность поступают в приюты, интернаты, бесплатные столовые, больницы, другие социальные государственные и негосударственные учреждения.

Формы благотворительности

Определить формы благотворительности сложно, четкой классификации нет. Бывает гуманитарная, социальная помощь, волонтерство. Есть помощь «pro bono» — бесплатные услуги профессионала, квалифицированного специалиста.

Благотворительность находит выражение в форме:

  1. личного участия гражданина,
  2. помощи учреждения, компании,
  3. деятельности общественной организации, фонда помощи,
  4. церковной помощи, основанной на догмах того или иного вероисповедания.
  5. Государственной поддержки (например, льготы).

Благотворительность богатых людей чаще выражается в создании организаций, осуществляющих благотворительную деятельность от их имени. Это популярная в наше время форма оказания помощи обществу. Иногда она критикуется и высмеивается, ставится под сомнение необоснованно. Иногда действительно уличает «меценатов» и «филантропов» в нечестности, в привязке благотворительности к политике, рекламе, бизнесу и так далее.

Благотворительная организация – некоммерческая, негосударственная структура, призванная оказать помощь, благотворительность через деятельность в интересах общества или отдельных категорий граждан.

Деньги на благотворительность фонды получают в форме:

  • пожертвований частных и юридических лиц,
  • грантов, целевого финансирования из других фондов,
  • инвестиций от вложений, депозитов,
  • прибыли от допустимой, законодательно регулируемой коммерческой деятельности.

Благотворительность призвана не только устранить негативные социальные явления и тенденции, но и развить позитивные.

Создаются фонды поддержки молодых художников, писателей, ученых и других талантливых людей.

Есть премии и награды, которые получают деятели искусства и культуры, чтобы иметь возможность развиваться и двигать вперед цивилизацию, обеспечить прогресс человечества.

Причины благотворительности

Бескорыстная помощь и благотворительность осуществляется потому, что у личности есть:

  • Желание помочь людям, внести вклад в развитие общества. Человеком , сострадательность, . Творя добро, он чувствует себя счастливым. Истинный филантроп делает жизнь гармоничнее, восстанавливает справедливость, порядок.
  • Внутренняя установка, принцип оказания помощи тому, кто нуждается. Это установка, привитая с детства. Такая внутренняя готовность помогать говорит о культуре и нравственности человека. Он привык помогать людям, считает это нормой поведения.
  • Обусловленная положением, статусом, должностью обязанность помогать. Сильные мира сего во все времена получают славу благодетеля. С высоты собственного величия они помогают другим, чтобы стать еще выше в глазах общества.

  • Желание получить уважение и одобрение, авторитет в глазах окружения. В благотворительности человек ищет возможность , приобрести важность и значимость как личность, самоутвердиться.
  • Подражание другим личностям. Вовлеченность окружающих людей в благотворительность выступает как заразительная, «модная» тенденция. Как только мода на щедрость и человеколюбие уйдет или ею не похвастаешься, человек потеряет интерес к благотворительности.
  • Вина за благополучие. В этом случае благотворительность – способ решить внутренние психологические проблемы. Благотворительность богатых людей, обусловленная – способ загладить прошлые ошибки, связанные с неоказанием помощи нуждающемуся человеку или компенсировать чрезмерную жадность, скупость.
  • Компенсация психологической травмы. Человек хочет помочь другому индивиду, если он бывал в такой же тяжелой жизненной ситуации. Люди, пережившие беду или горе, скорее помогут человеку в трудной ситуации, чем те, которые не знали несчастий. Помогая другому, человек справляется со своей душевной травмой.

Мир кажется жестоким и циничным, но добрых и щедрых людей немало в каждой стране и культуре. Помогая другому, человек помогает всем и каждому на Земле.

Лидия Мониава, менеджер детской программы в Фонде помощи хосписам «Вера»:«Все время происходит что-то радостное»

«Я стала волонтером в 16 лет. В РДКБ* был такой проект: волонтеры вместе с детьми ходили по больнице и делали фотографии. Мы с подругой решили поучаствовать, и мне очень понравилось общаться с ребятами, они показались мне гораздо более глубокими и талантливыми, чем обычные ровесники. Наверное, потому что в отличие от здоровых детей, которые могут заниматься самыми разными делами (ходить в школу учиться, во двор гулять), они имеют довольно небольшой диапазон занятий – могут рисовать, писать, сочинять… В результате много времени посвящают именно творческим делам, и оттого у них все очень здорово получается. И хотя чувствуют они себя при этом неважно, я приходила к ним не потому, что мне было их жалко, а потому что мне было с ними интересно.

Однажды я решила перейти работать в фонд «Подари жизнь». Я надеялась, что тогда у меня будет возможность еще больше времени проводить в больнице. Но оказалось наоборот – как только человек приходит работать в благотворительный фонд, он детей вообще не видит, сидит с бумажками, отчетами, компьютером, собирает деньги… С другой стороны, я понимаю, что у семей с больными детьми столько потребностей, что в первую очередь нужно помогать им в этом. Я пишу о некоторых наших нуждах в Facebook. Всегда стараюсь писать от себя лично. И так, чтобы никого не обидеть: ни маму ребенка, ни папу, ни врачей, ни друзей. Девять лет назад я делала то же самое, но в Живом Журнале. Сначала просто рассказывала истории о том, что было у меня в больнице, а когда подписчиков стало много и они начали предлагать помощь, я поняла, что могу ее попросить.

Если мы собираем деньги, то никогда не будем рассказывать скандальные истории про то, как, к примеру, отец ушел из семьи и не помогает или как врач в больнице кого-то обругал… Это параллельные сведения, они ничему не помогают. Мы не публикуем фото больных и несчастных детей, наоборот, размещаем фотографии, которые нравятся родителям. Не пишем то, что неприятно семье, то, что не имеет смысла выносить на публику… Просто говорим, что нужен аппарат ИВЛ. Объясняем: если его не будет, жизнь ребенка превратится в ад, ведь он останется навсегда один в реанимации. Если же мы соберем деньги, у него будет нормальная человеческая жизнь, нормальное детство…

Почему получается собирать такие суммы? Потому что мы дружим с семьями, которым помогаем, любим их. Если человек делает что-то очень важное для очень важных для себя людей, все получается. Важно не работать формально – тогда все находится. Проблема в том, что у нас 170 подопечных. Им всем что-то нужно, но в Facebook нельзя опубликовать 170 просьб в день. Мы очень благодарны, что люди в целом помогают фонду, переводят деньги, тогда у нас получается закрывать и остальные нужды.

Сил хватает, ведь когда общаешься с людьми, они рассказывают не только про ужас и горе. Жизнь состоит из приятных мелочей, например одному мальчику няня показала живых бабочек, у другого уменьшилась температура, и ему стало лучше, к девочке пришла в первый раз учительница, и теперь она сможет учиться… Все время происходит что-то радостное. В итоге получается, что хорошего у нас гораздо больше, чем плохого».

Варвара Турова, актриса, социальная активистка:«Никто не обязан никому помогать»

«Мне это интересно, потому что каждому человеку интересно делать то, что у него получается. Если я вижу, что благодаря моим действиям человек жив, а мог бы быть мертв, или человек на свободе, а мог бы быть в тюрьме, меня это невероятно заводит. Но в этом есть обман, нас вводит в заблуждение судьба, потому что после первого успеха кажется, что так будет всегда, а так будет один раз из десяти. Очень многое не получается. Но то, что получается, приносит такое удовлетворение, что хочется продолжать.

В русском языке нет хорошего слова для того, чтобы определить мой статус. Как бы мы ни сказали – «социальный активист» или «защитник прав человека», все равно получается комсомольский работник, пионерка. А за этим сразу тянется другой смысл, который многими считывается, когда я пишу о чем-то, например, в Facebook, – пылкость. Причем в самом невыгодном смысле, что-то вроде идиотизма, а мне бы не хотелось думать, что я произвожу такое впечатление. На самом деле я довольно прагматичный человек, как правило, в моих действиях всегда есть конкретный смысл и цель. И если я, условно говоря, встаю на табуреточку и начинаю очень громко кричать, я делаю это специально, прекрасно зная для чего. К примеру, я понимаю, что мне надо написать так, чтобы привлечь как можно больше внимания. Или мне нужно привлечь внимание конкретных людей. Тогда мне нужно устроить такого масштаба шум, чтобы до них тоже дошло. И это срабатывает.

Не могу сказать, что делать это мне тяжело. Именно поэтому неловко себя ощущаю, когда меня начинают хвалить. Началось же все случайно. По-моему, мне было неудобно или неловко отказать… А дальше, когда получилось, зацепило. Теперь же мне пишет огромное множество людей. И это самая большая моя проблема. Потому что ко мне обращаются отчаявшиеся люди, в том числе те, у которых больные дети, а ничего страшнее я себе представить не могу. И пишут они буквально следующее: «На вас одна надежда». Таких людей много, очень много, я получаю по 20 писем в день… Возникает большой риск произнести: «Я же не могу помогать всем…» Главное здесь – интонация. Ни в коем случае нельзя произносить эти слова, закатывая (от усталости) глаза. Я надеюсь, что отлавливаю этот процесс в себе, потому что ужасно важно не терять способность слышать людей. Я правда не могу помочь всем, но иногда помогает, если я просто им отвечаю, честно говорю, что не знаю, как и что им написать, как отказать… Но им становится легче просто от того, что к ним неравнодушны. Многим нужны не деньги, а поддержка, потому что они чувствуют себя одинокими и потерянными. Оказывать поддержку мне гораздо сложнее, что написать в Facebook пост, чтобы люди начали перечислять деньги. Тут все просто: нужно говорить об этом регулярно и громко. И без агрессии: никто не обязан никому помогать. Это очень важная вещь. Как только о ней забываешь, люди перестают реагировать».

Татьяна Краснова, преподаватель журфака МГУ, координатор сообщества «Конвертик для Бога»**, соучредитель фонда «Галчонок»:«Это сильный наркотик»

«Большинство вещей я делаю ради собственного удовольствия. Мне очень нравится быть приличным человеком, и я нравлюсь себе, когда мне удается повести себя прилично. А это значит – не обидеть, не разозлиться, помочь, улучшить, исправить. Я убеждена в том, что это сильный «наркотик» – чувство удовлетворения от своего собственного поведения. И свойственно оно не только мне одной. На наши благотворительные встречи часто приводят детей. Я расскажу вам потрясающий случай. Однажды к нам пришел мальчик лет пяти. Его мама принесла деньги на лечение такого же пятилетнего пацана, но больного раком, таджика из нищего села. А ее сын принес в подарок этому неизвестному мальчику свою лучшую машину. Новую. В упаковке. Ему было жалко машину, но мама рассказала ему про больного мальчика, и он решился. Принес. Отдал самое дорогое – чуть не плача. Знали бы вы, как мы его хвалили! Мы рассказали ему, что он – сделал что-то неимоверно важное. И он был счастлив. Больше того, он захотел повторить этот удивительный подвиг. Он приходит к нам со своей прекрасной мамой. Он рисует картинки нашим подопечным. Я думаю, его мама растит великолепного сына, который хорошо знает, что такое настоящая радость. Собственно, ради нее все и делается».

Благотворительность или милостыня. Сам Господь очень подробно говорил о том, как надо творить милостыню, какими принципами руководствоваться и как при этом соблюдать свое сердце. Поэтому что-то придумывать от себя не стоит. Все уже сказано.

«Всякое деяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…» (Иак 1:17).

Итак: добрые дела – это одно из главных дел в жизни христианина.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).

И еще: «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас…» (Мф. 6:1).

«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая…» (Мф. 6:3).

Это те основные принципы, которыми должен руководствоваться христианин, желающий делать добрые дела и при этом получить награду не от людей, а от Бога, а еще лучше желающий делать добрые дела не ради награды, а ради любви к Богу.

С этим все понятно, скажут некоторые. Кто-то скажет, что вот я так и поступаю, и вот Господь знает мои дела, все они перед ним, а не перед людьми. И это будет правильно.

Теперь о фондах, благотворительных фондах. Какое они имеют отношение ко всем этим библейским принципам. Многие сейчас говорят, что зачем все эти фонды, не нужны они, все это коммерция и нажива. Лучше оказывать адресную помощь самим из рук в руки. Как показывает опыт, это говорят люди либо не желающие делать добрые дела и таким хитрым образом себя оправдывающие, либо не понимающие самого принципа работы фондов, непонимающие их необходимости.

Я в этой статье ни в коем образе не хочу умалить значение личной адресной помощи, я лишь хочу объяснить значимость работы благотворительного фонда. Я хочу, чтобы люди понимали пользу и той и другой формы благотворительности. И конечно, чтобы не судили о том, что не знают и в чем мало разбираются.

Сразу оговорюсь, что мы как фонд «трубим» о своих делах, но не для того, чтобы иметь похвалы от людей, а потому что творим милостыню чужими руками, следовательно, обязаны отчитываться перед жертвователями.

Две лепты или с миру по нитке

Да оказывать адресную помощь или, как говорят, помощь из рук в руки – это та же милостыня и благое дело, о котором говорит Господь. Но есть некоторые нюансы.

Во-первых, чтобы оказывать адресную помощь, нужно обладать значительными средствами, чтобы эта помощь была действительно помощью. Например, вы можете принести бедной семье пакет продуктов или даже купить необходимую одежду, но можете ли вы сделать ремонт в их квартире или даже приобрести им жилье, купить им машину или бытовую технику или оплатить дорогостоящее лечение? Скорее всего, рядовой человек это сделать будет не в состоянии.

Поэтому здесь на помощь может прийти такая благотворительная структура как фонд, в который как раз и стекаются средства от самых разных людей. Принцип работы любого фонда – с миру по нитке, голому рубашка.

А теперь вернемся к Евангелию. Когда Христос наблюдал, как люди кладут пожертвования в сокровищницу, вспомним, что он сказал о двух лептах бедной вдовы. К нам в фонд очень часто приходят как раз те самые лепты, духовный смысл которых Господь особо подчеркнул. Очень часто нам переводят пятьдесят или сто рублей бабушки-пенсионерки с просьбой помочь той или иной семье.

Такие лепты всегда трогают до глубины души. И если пятьдесят или сто рублей конкретной семье погоды не сделают, это и понятно, то для жертвователей таких вот сумм – это огромная духовная польза, а для наших подопечных это как раз и есть с миру по нитке.

Второй момент: фонд является неким гарантом, что помощь действительно придет к нуждающимся людям, а не к мошенникам. Люди, жертвуя свои средства, все же не хотят, чтобы их средствами воспользовались нечистые на руку ловкачи. А таких желающих легкой наживы очень много.

Поможите, сами мы неместные

Да, именно поэтому приходится иметь штат сотрудников и волонтеров, чтобы деньги, которые нам доверили для нуждающихся, не попали к «неместным». Таких сомнительных обращений очень много. Часто звонят откровенные мошенники, рассказывают какую-нибудь длинную плачевную историю: вся семья смертельно больна, дом сгорел, с квартиры погнали. У некоторых обнаруживается такая богатая фантазия, что в пору писать приключенческие детективы.

Обычно такие люди рассчитывают на мимолетную жалость, так называемые «истории, рассчитанные на дурака». Причем жертвами таких ловкачей, как правило, становятся не фонды, а те самые добродушные и доверчивые люди, которые привыкли не доверять фондам, а оказывать помощь всякому просящему.

При самой поверхностной проверке обман быстро вскрывается, а люди внезапно исчезают.

Есть более сложные случаи, когда некоторые ушлые типы прикрываются именами и историями реальных людей. Опять же проверка сразу показывает наличие обмана. То есть собирают на нужды некой многодетной вдовы или болящего батюшки, говорят, что у них есть разные благословения на эту деятельность, обычно очень убедительны и настойчивы. Собирают пожертвования, но на данную семью ничего не приходит или почти ничего. Когда начинаешь проверять их деятельность, ведут себя очень агрессивно, контакты своих «подопечных» давать категорически отказываются под разными предлогами, что не надо беспокоить больного батюшку или убитую горем вдову.

Есть третья категория – это люди, действительно нуждающиеся или некогда нуждавшиеся, но увлёкшиеся сбором средств, как неким бизнесом. Такие люди устраивают целые кампании по сбору средств в интернете, просят о массовых срочных перепостах и репостах. Размещают информацию о себе, где только можно на различных сайтах и ресурсах, пишут письма в коммерческие и благотворительные организации. Таких еще сложнее проверить, я имею в виду проверить простому человеку.

Люди доверяют репостам, думая, что информация идет из первых рук, и что пользователь, который размещает у себя на странице в соцсетях информацию и реквизиты, уж точно знает, что у себя размещает. В этом и есть ловушка. То есть кликая на репост, каждый думает, что информация достоверная и была проверена до меня.

Опять же фонду приходится проделывать целую работу, чтобы понять, насколько нуждается данная семья, действительно ли у них случилась беда, и поэтому люди так активно откликаются в сетях, или это просто профессиональные сборщики милостыни.

Бывает так, что для некой семьи действительно объявляется сбор средств, но когда полученная сумма уже набрана, люди не могут остановиться. Некоторые честно пишут, что сумма набрана, больше не присылайте, помогайте другим нуждающимся, а другие продолжают собирать деньги по привычке, по инерции, из страха опять оказаться на грани нищеты или из желания сытой незатруднительной жизни. Я это пишу не для того, чтобы кого-то осудить, а для того, чтобы объяснить чем, собственно, занимаются фонды, какую работу приходится проделывать, чтобы понять степень нужды нуждающихся.

А для этого фонду нужно заниматься и бумажной волокитой, в первую очередь собирать документы, подтверждающие личности тех, кто просит помощь и степень нужды. Кстати, именно на этапе сбора документов многие потенциальные подопечные почему-то пропадают. А далее следует уже личное знакомство, подключаются волонтеры, которые идут посещать семью, знакомиться, посмотреть, что называется, своими глазами на ситуацию в семье. Не буду далее утомлять читателя методиками проверки. Я это написала лишь для того, чтобы люди понимали, что проверка информации – дело отнюдь не простое.

Наши семьи

Напомню, что наш фонд специализируется на помощи вдовам священников и некоторым священническим семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Лично наш фонд работает по принципу неформальной помощи. Мы стараемся узнать максимум информации о той или иной семье. Действительно неформальная помощь подразумевает неформальные отношения с нашими подопечными. Соответственно помощь оказывается и ежемесячная и сугубо целевая.

Что такое целевая? Ну, это, например, когда надо купить машину, потому что в данной ситуации в данной семье машина – не роскошь и даже не средство передвижения, а жизненно необходимая единица. У нас были случаи, когда вдовам мы покупали машины, помогали продать старую машину. Зачастую одинокой многодетной женщине продать машину не под силу, ее могут обмануть, дать цену значительно ниже рыночной.

Я здесь рассуждаю не гипотетически, а на конкретном примере, когда покупалась машина для одной вдовы, одновременно продавалась ее старая машина, оставшаяся от батюшки. Надо было купить хорошую, с оптимальным сочетанием цены и качества, проверить ее на сервисе, купить зимнюю резину, перегнать эту машину в ее город. Эта большая работа была проделана фондом и волонтером, который активно помогал, ездил по объявлениям, смотрел машины…

Семьи действительно становятся нашими . Вот и на примере с машиной можно ведь было просто перевести разницу в деньгах и сказать матушке, что вот продавайте старую и покупайте новую. Но такая работа повторюсь, женщине не под силу.

Или вот еще пример со стройками и строителями. Надо делать ремонт или строиться, и опять же женщине все это делать самой сложно, даже при наличии материальных средств. А работники, видя беспомощное положение своего заказчика, могут воспользоваться этим, назначить цену выше, чем она есть на самом деле. Поэтому приходится проверять, контролировать и опять же это работа фонда.

И хочется сказать о жертвователях. Среди жертвователей не только бабушки пенсионерки, те самые, что приносят библейскую лепту для сирот, но и очень состоятельные люди. Они, имея много попечения и забот, не в силах оказывать кому бы то ни было адресную помощь, не в силах искать на рынке машину или квартиру, они могут обеспечить материальную сторону вопроса, а вся рутина, все проверки, работа с документами достаются работникам фонда. Так было и с покупками квартир для вдов. Когда благодетель давал нужную сумму на покупку квартиры, просил всю остальную работу провести фонду. И мы это делали.

Поэтому фонд и наши подопечные – это почти как одна семья. Мы поздравляем друг друга с праздниками, радуемся радостям, а главное – у нас есть общая молитвенная поддержка. Если что-то у кого-то случается, сразу делаем рассылку по матушкам с просьбой молиться. Ну и конечно, матушки молятся о наших благодетелях, на которых держится работа фонда. А общая молитва – это самое главное.

Вещи: или вы же фонд, вы должны

Хочется сказать и о вещах. Почему я поднимаю этот вопрос? Потому что люди зачастую придают огромное значение сбору разных вещей. Некоторым кажется, что это чуть ли не самое великое дело в благотворительности. То есть кто-то хочет расхламиться, а заодно и думать, что сотворил милостыню, облагодетельствовал бедного человека своими старыми тряпками. Почему я так об этом грубо пишу? Скажу сразу, что я не против благотворительности старыми вещами, если вопрос касается исключительно бомжей. Да, для бомжа, скажем, старое, но теплое и добротное пальто жизненно необходимо, и ему неважно, что оно двадцатилетней давности, потерто на спине и давно вышло из моды.

Но наш фонд не занимается бомжами и соответственно не занимается ношеной одеждой, потому что у нас матушки и их дети, а не бродяги.

Однако очень часто звонят и говорят примерно следующее: я собрала вещи, жалко выкинуть, я хочу передать их в ваш фонд. Мы говорим, что не занимается б/у вещами – обижаются: как же, вы же фонд, вы должны.

Мы объясняем, что вещи можно отнести на помойку или на вокзал, тем, кто их у вас с удовольствием возьмет. Опять обижаются: но я не хочу бомжам, я хочу матушкам пожертвовать, и начинается перечисление кримпленовых пиджаков, сапожек «прощай молодость», ночных сорочек и комбинаций и прочего… Когда объясняешь еще раз, что место таким вещам на помойке, опять обижаются и со словами «вы же фонд» бросают трубку.

Не понимаю, почему если мы фонд, то мы должны. Нет, мы сами решаем, как и с кем работать по каким принципам и какую стратегию выбрать.

Есть специальные организации, которые занимаются сбором и сортировкой таких вещей, конечно, это тоже благотворительность и это хорошо. И это кому-то необходимо, особенно сбор и обмен детскими вещами, но для этого нужно специальное помещение, специальный персонал. Наш фонд этим точно не будет заниматься.

Если мы и занимаемся вещами, то только рассылкой новых. У нас есть благотворители, которые жертвовали нам много качественных и современных вещей, в которое не стыдно одеть ребенка. Ведь и новые вещи бывают разные.

Радость

Делать доброе дело – всегда огромная радость, даже если ты просто посредник. Я всегда говорю нашим сотрудникам, что наш фонд работает и будет стараться работать по евангельскому принципу: мы – рабы, ничего не стоящие, – делаем то, что нужно делать.

Да это нужно делать. И делать, помня эти евангельские слова, чтобы не думать о себе много, не думать, что мы делаем что-то великое или исключительное. Мы делаем то, что необходимо делать.

Очень радостно видеть наших матушек, когда получается сообща решить ту или иную проблему, получается помочь. Главное – неформально помочь, каждый случай – он как свой собственный, мы его переживаем, мы им живем. Делаешь и получаешь в награду радость, от того, что другим становится хорошо или чуть-чуть лучше.

Согласно современному толковому словарю, благотворительность – это оказание материальной помощи нуждающимся, как частными лицами, так и организациями. Благотворительность также может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности: защита окружающей среды, охрана памятников культуры. Несмотря на это, значение слова «благотворительность» и так очевидно. Это слово состоит из двух простых составляющих «благо» и «творить», то есть делать добро.

Еще с древних времен существовала традиция десятины, когда десятую часть своих доходов нужно было принести в дар Богу или отдать на благотворительность. В Библии сказано: «Дающий нищему не обеднеет, а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий». Так же говорится: «Радость человеку – благотворительность его». Сейчас каждый решает для себя заниматься ему благотворительностью или нет. Многие не считают это нужным, потому что думают, что каждый должен помогать себе сам. Кто-то говорит, что как же он будет помогать другим, если ему не хватает самому? Но зачастую мы не замечаем, что у каждого из нас в жизни были люди, которые помогали нам просто так. Помогали, не всегда материально, а тем, что подсказывали правильную дорогу, помогали донести сумки из магазина, знакомили с нужными людьми, давали важные советы... И когда-то же мы должны отдать эти социальные долги в виде помощи другим людям. Отсутствие денег - это не повод не заниматься благотворительностью, можно ведь жертвовать и небольшие суммы или заниматься волонтерской работой. Поэтому благотворительная деятельность по силу каждому.

К сожалению, в наше время многие занимаются благотворительностью не по велению сердца, а исходя из корыстных соображений. Например, для поднятия имиджа коммерческой организации или для получения льготного кредита по упрощенной схеме, так как благотворительная деятельность приветствуется государственными органами. По-моему, не очень важно, что побуждает людей к занятиям благотворительностью. Помощь и добро - это всегда хорошо. Психологи сегодня утверждают, что человек занимается благотворительностью в большей степени для самого себя. Каждый из нас хочет, чтобы его любили, благодарили, считали хорошим. Начиная заниматься благотворительностью, помогая другим, человек сам становится источником любви. И он будет иметь столько благ, сколько совершил в своей жизни благих поступков. Только главное не ждать отдачи, не думать о плодах, потому, что такая «благотворительность» ничего не принесет, кроме напряжения от ожидания и разочарования. Л.Н. Толстой сказал: «Счастье - это то, чего человек желает для себя одного; благо - это то, что человек желает для себя вместе со всеми».

Изучая биографии преуспевших и счастливых людей, таких как Келлог, Карнеги, Рокфеллер, Темплтон, можно заметить, что благотворительности они придают большое значение. Они чувствуют глубокую благодарность за личные успехи, и осознают ответственность перед обществом. У кого есть право и возможность много зарабатывать, у того есть и обязанность заботиться об обездоленных. Совсем недавно в одной из социальных сетей я познакомилась с одним семнадцатилетним студентом, который, не смотря на свои юные годы, является основателем благотворительного фонда помощи незрячим детям. На мой вопрос, что для него благотворительность, он ответил: «Это как потребность человека в пище и воде. Вот так же моя душа не может без помощи нуждающимся, то есть это потребность души».

Далай-Лама говорил: «В сегодняшнем взаимосвязанном мире индивиды и нации уже не могут разрешить многие свои проблемы в одиночку. Мы нуждаемся друг в друге. Поэтому мы должны разработать в себе чувство универсальной ответственности. Наша личная и коллективная обязанность - защищать и сохранять человеческую семью на этой планете и поддерживать ее слабых членов». Я тоже считаю, что благотворительность - это путь к единству народа. Она помогает нашей стране оставаться великой державой. Почему Гитлер не смог победить Россию, несмотря на то, что его армия была гораздо больше и оснащённее? Потому что русские люди помогали друг другу, кто чем мог. Помогали, не имея на это какой-либо возможности, делились последним куском хлеба. И в настоящее время люди остались такими же добрыми и бескорыстными. Этим летом в нашем регионе произошла чрезвычайная ситуация – пришла «большая вода», и мы все были свидетелями бескорыстной помощи людей. Волонтеры, молодые парни и девушки, разносили пострадавшим хлеб, воду и тушенку. Те, чьи дома не были затоплены, приглашали жертв наводнения ночевать к себе. После увиденного, я поняла, что благодаря доброте, сплоченности и взаимопомощи, наш народ справится со всеми трудностями.

Благие дела сейчас особенно нужны. В силах каждого из нас помочь нуждающимся, чтобы компенсировать эгоизм и лицемерие нашего общества. В заботе и внимании нуждаются не только люди, но и животные, растения, вода, Земля... Наш мир станет еще прекраснее, если люди будут творить добро!

Счастливы те, кто щедры во все времена. - Псалмы, 106:3

Благотворительность превращает вещество в дух, обращает монету в пламя. - Ребе

Почему мы должны заниматься благотворительностью?

Благотворительность рассматривается нами как добродетель, которая стала частью сущности нашей жизни, всего нашего общества.

Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны спросить себя, не является ли щедрость частью человеческой природы, подобно эгоизму. Как мы уравновешиваем эти качества, щедрость и эгоизм? Как учить своих детей быть милосердными? Как часто следует заниматься благотворительностью и каким образом? Не нужно ли заниматься ею анонимно? И в первую очередь – чем в действительности служит благотворительность для нас самих, для нуждающихся и для всего общества?

Быть может, разумнее всего просто быть милосердным и не задумываться над причинами этого, как, впрочем, и поступают многие. Однако чем лучше вы поймете истинную динамику благотворительности, тем больше сможете культивировать ее в самих себе, своей семье и друзьях. И более значительная благотворительность может повысить смысл вашей жизни. Как сказано: «Тот, кто стремится к благотворительности и щедрости, находит жизнь, справедливость и доброе имя» (Книга Притчей, 21:21).

Необходимость заниматься благотворительностью.

Благотворительность – один из самых простых и в то же время самых совершенных способов содействовать очищению материального мира, объединению с нашими собратьями и Б-гом. Благотворительность помогает нам исполнить свое предназначение в мире. С ее помощью мы утверждаем единение в разобщенном мире.

Благотворительность позволяет нам одухотворять материальное, реализовать наши возвышенные намерения. Всевышний мог бы распределить богатство поровну между всеми людьми. Но, как говорят наши мудрецы, «Если бы все были богатыми или бедными, то кто был бы щедрым?» (Мидраш Танхума на Мишпотим, 9). Аналогично тому как Б-г продолжает одаривать нас каждое мгновение, каждый день на земле, благотворительность позволяет нам дарить и тем самым становиться Б-гоподобными. Помните, что деньги, которые вы отдаете бедному, не ваши. Б-г дал их вам взаймы с тем, чтобы наделить вас способностью отдавать. Благословив кого-то большими деньгами, Он одновременно благословляет его возможностью и привилегией больше отдавать, быть более Б-гоподобным.

Поэтому благотворительностью нужно заниматься тихо и скромно. Богатый человек, который помогает бедняку с гордым видом, воображая, что совершает великую милость, глубоко заблуждается. Милость в этом случае оказывается ему, богачу. Понимание этого факта и придает акту благотворительности особый смысл, особую значимость.

Б-г сотворил мир как сложную систему, где отдают и берут. Все наше существование основано на этой связи. Так, например, растения нуждаются в той двуокиси углерода, которую выдыхает человек, а людям необходим кислород, вырабатываемый растениями. Благотворительность является одним из примеров этой модели: дающий и принимающий нуждаются Друг в друге. При этом «бедняк делает для богача больше, чем богач для бедняка», – говорят наши мудрецы (Мидрап! Раба на Ваикра, 34:8).

Благотворительность – это акт полнейшей справедливости. Естественно, что на первое место вы ставите ответственность за собственную жизнь. Но может ли ваше благополучие быть дороже самых насущных потребностей вашего ближнего? Можете ли вы стремиться к самым высоким уровням интеллектуального и духовного развития, когда ваш ближний нуждается в совете по не терпящим отлагательства вопросам?

Что такое власть денег?

Из всех форм благотворительности наиболее эффективной является помощь деньгами. Многие измеряют свое значение имеющимися у них деньгами. Поскольку в зарабатывание денег вкладывается так много времени, труда и энергии, они отражают собственно энергию жизни. Использование денег для благотворительности выражает самую полную форму дарения и совершенствования физического мира. А этот мир по своей природе ориентирован сам на себя.

Некоторые полагают, что только они ответственны за свой успех, что он обеспечивается их умом, деловыми качествами. Это – испытание богатством, серьезное испытание, и не давайте своему «я» обмануть вас. Вы должны помнить, что именно Б-г обеспечивает вам способность стать богатым. Без этого понимания деньги превращаются в символ эгоистичного «я», в современный «золотой телец».

Нельзя сказать, что успех не является результатом ваших усилий. Конечно, вы должны делать все возможное, чтобы добиться успеха, а не сидеть сложа руки и ждать, пока он на вас свалится. Но вы должны понимать, что богатство создают Б-жье благословение, а потом уже ваши усилия. Любому опытному бизнесмену известно, что в нашем мире ни планирование, ни интенсивный труд не гарантируют успеха.

Сила благотворительности состоит в том, что она не позволяет нам погрузиться в эгоизм. Несомненно, благородные поступки хороши сами по себе, они возвышают душу. Что касается жертвования денег на благотворительность, то это самое действенное средство одухотворения материального, вы отдаете часть всего того, чем являетесь, – свои способности, усилия, амбиции, сострадание.

Деньги могут стать и бедствием, проклятием. Не олицетворяя материального, они, как и богатство, по своей природе не постоянны, изменчивы, могут вызывать лишь беспокойство. Сколько бы у вас ни было денег, вы никогда не уверены в том, что этого достаточно или что вы не потеряете их тем или иным путем.

Когда же вы распоряжаетесь деньгами правильно и осознаете, почему они вам достались, эти деньги становятся благословением. Если вы используете свое богатство на благотворительные цели, рассчитанные на будущее поколение, а не тратите его на удовлетворение сиюминутных прихотей, ваши деньги становятся вечными.

Раввин небольшого города обратил внимание на то, что некоторые живущие рядом с ним люди охвачены жаждой накопления богатства и часто делают это за чужой счет. Раввин пригласил этих людей к себе, чтобы сказать им следующее: «Счастье человека похоже на вращающееся колесо. Тот, кто сидит, над колесом и смеется, – глупец, ибо если колесо повернется, он может оказаться ниже того, над кем он смеялся. Тот, кто находится ниже этого колеса и жалуется на свою судьбу, – тоже глупец. Действительно, вданный момент он пребывает в самой низкой точке, но уже в следующий момент фортуна может повернуться к нему лицом Оба должны понимать, что счастье быстротечно «лишь единственный добродетельный поступок длится бесконечно».

Как следует заниматься благотворительностью?

Помощь деньгами надо оказывать тем, кто в этом нуждается. Мы живем в материальном мире, где все необходимое для существования можно купить только за деньги. Но благотворительность выходит за рамки денежной помощи. Можно уделять свое время, давать советы, выказывать симпатию одинокому человеку, пригласить его на обед. Духовная благотворительность крайне важна, она способна вернуть к жизни нуждающегося в поддержке человека.

Даже если кто-то совершает благотворительный акт по эгоистическим мотивам или неохотно, цель благотворительного поступка достигается, так как помощь получает тот, кто в ней нуждается. Хотя это, конечно, не оптимальная благотворительность. Лучше оказывать благотворительность от всего сердца, а еще лучше, если это возможно, анонимно. Последнее особенно важно в тех случаях, когда помощь может смутить испытывающего нужду человека или вызвать у него чувство стыда.

Высшая форма благотворительности – это нечто такое, что вообще нельзя рассматривать как благотворительность. Она предусматривает создание таких условий, когда у человека, который нуждается, отпадет необходимость обращаться за помощью к кому бы то ни было. Можно обеспечить семью всем необходимым на весь год, на десять или двадцать лет. Это, безусловно, доброе дело. Но насколько милосерднее было бы обеспечить главу этой семьи работой, предложить ему заем или другие средства, позволяющие человеку в затруднительном положении встать на собственные ноги, восстановить свою гордость и самоуважение.

С точки зрения цифр может показаться, что занятие благотворительностью ухудшает финансовое положение человека. Но если мы признаем, что Б-жье благословение является первоисточником богатства, то благотворительность следует рассматривать как самое разумное вложение капитала. Человек, у которого возникали финансовые затруднения, должен увеличить свой вклад в благотворительные цели, тогда он сможет рассчитывать на Б-жье благословение. «Платите десятину, чтобы иметь возможность преуспевать», – говорят наши мудрецы (Талмуд, Таанис, 9а). Благотворительность открывает пути для получения богатства с Небес. Действительно, прежде чем определить, в какой мере благословить человека, Б-г часто наблюдает за тем, сколько он отдает из уже имеющегося богатства на нужды другим.

Благотворительность обогащает нас не только материально, в финансовом аспекте, – она обогащает тысячекратно наш ум и сердце. Занимаясь благотворительностью (даже если для этого приходится жертвовать часом или целым днем, а вы полагали, что не можете себе это позволить), вы обнаружите, что благодаря дополнительному благословению получили гораздо больше, чем ожидали в отсутствие «потери времени». И поймете, как важно всегда и везде быть щедрым, в любой ситуации оказывать помощь. Не по обязанности, а из желания быть щедрым, Б-гоподобным.

Нашему поколению необходимо усилить благотворительность всеми возможными путями. Мы живем в эпоху, достаточно благополучную в материальном отношении, тогда как в духовном плане мы более бедны, чем когда-либо. Даже самые защищенные из нас нуждаются в любви и дружбе.

Помощь ближнему должна стать постоянной частью нашей жизни. Те, кто благословлены большим состоянием, должны уметь не просто пользоваться им для личных целей, но и отдавать.

Существует много способов стимулирования регулярной благотворительности, при этом не так важны ее размеры. Установите копилки в разных комнатах своего дома, на своем рабочем месте, в автомобиле. Научите своих детей помогать другим деньгами, уделять время тем, кто в этом нуждается. Предприятия должны культивировать благотворительную деятельность путем регулярного распределения денег и товаров своими сотрудниками среди нуждающихся. Учебным заведениям следует делать то же самое со своими учащимися. Имеет значение даже символический дар, состоящий из нескольких мелких монет.

Всем нам надо искать новые формы отдавать и делиться. До тех пор пока существуют нуждающиеся, на нас лежит обязанность помогать им, не только ради них, но и ради нас самих, потому что по своей природе мы являемся отдающими. Даже если бы на земле не осталось человека, нуждающегося в пище или деньгах для оплаты жилья, всегда нашлось бы место для оказания поддержки, воодушевления.

Оглянитесь вокруг и спросите себя: что я могу сделать, чтобы помочь другому человеку? Не беспокойтесь, если вы не в состоянии быть таким щедрым, как вам хотелось бы, или у вас недостаточно свободного времени, чтобы уделить его другим. Нет ничего слишком малого и ничего слишком большого.

Адаптированное изложение.

Из книги «К жизни полной смысла»