Примеры тематики целей и средств в литературе. «Пример сочинения Цель и средства»
Человек становится человеком только в обществе. Нельзя обрести мышление и речь, то есть то, что отличает нас от животных, не находясь в обществе себе подобных. Но и социум состоит из совокупности отдельных людей. Мыслящая личность время от времени задаётся вопросом, который звучит примерно так: «Человек для общества или общество для человека»?
На первый взгляд, всё просто. Конечно, человек для общества, потому что оно обладает более серьёзными рычагами влияния на отдельного индивида, чем он на общество. Естественно, это благо, когда надо обезвредить преступника, но часто под социальный пресс попадают яркие прогрессивные личности.
В литературе есть примеры столкновения личности и большинства, и часто этот конфликт заканчивался поражением героя. И неважно, насколько передовые взгляды у человека: если общество не готово воспринять новые идеи, оно будет «выдавливать» из своих рядов инакомыслящего. Сразу вспоминается главный герой комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Чацкий, получивший образование заграницей, обличает пороки фамусовского общества: чинопочитание, взятничество, невежество. Понятно, что делает он это резко, с юношеской горячностью, но Александр Андреевич смело бросает некрасивую правду представителям «века минувшего» в лицо. Ответ не заставил себя ждать: пылкого обличителя объявляют сумасшедшим. Это трагическая история о том, когда человек, пытавшийся показать обществу дорогу к лучшему его обустройству, оказался за непробиваемой стеной непонимания.
Правда, в мировой истории есть случаи, когда отдельная личность помогает сделать обществу огромный скачок в развитии. Майклу Фарадею мы обязаны приручением электричества, жизнь без которого сейчас трудно представить. И.П. Павлову - созданием науки о высшей нервной деятельности. А.С. Пушкина мы помним и чтим, как основоположника современного русского языка и литературы. Примеры сильного влияния отдельной личности на общество в литературе тоже встречаются. Так, Сим из рассказа Р.Брэдбери «Лёд и пламя » благодаря своему упорству и храбрости спас людей от скорой смерти, приведя их к космическому кораблю. Герой мог бы вместе с другими членами племени тихо провести свою короткую восьмидневную жизнь, но он предпочёл посвятить её борьбе за спасение с адской планеты. Такие личности, как Сим, преодолевают недоверие общества и ведут людей за собой к лучшему будущему. Но не стоит забывать, что любой гений вырастает не в вакууме, а среди других людей, влияющих на него.
По моему мнению, в философском уравнении «человек для общества» или «общество для человека» нужно поставить равенство, потому что любая личность нуждается в других людях, а развитие социума зависит от вклада каждого здравомыслящего человека.
Пример итогового сочинения 2017-2018: «Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?» [Смелость и трусость]
Часто ли мы задумываемся об истинном значении слов? Казалось бы, что может быть проще, чем объяснить понятия «смелость» и «трусость»? Тот, кто способен рискнуть своей жизнью, конечно же смельчак, малый не из робкого десятка. А если человек в случае опасности отступает, скорее всего боязлив и малодушен…
Но так ли всё просто на самом деле? Храбрость или глупость управляют теми, кто в поисках сильных эмоций катается на крышах мчащихся поездов? Нерешительность или благоразумие стоит усмотреть в действиях врача, отправляющего пациента на обследование перед операцией? Мне кажется, что смелость и трусость - это качества, которые можно определить только в свете конечной цели поступка.
Литература подарила нам множество героев, о смелости или трусости которых интересно порассуждать. Рассмотрим персонажей замечательного романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Трудно поспорить с тем, что Швабрин, спасающий свою жалкую жизнь предательством, - это трус. Понятна и смелость Петра Гринёва, готового отдать жизнь за то, что ему дорого.
А Маша Миронова? «Трусиха» ли она, как называет её мать? Или она благоразумная девушка, какой считает её возлюбленный? Чтобы ответить на этот вопрос, надо дочитать произведение до конца. Мы помним, что робость капитанской дочки исчезает, когда Петру грозит смертная казнь: Маша смело отправляется за милостью к самой императрице.
Также можно обратиться к роману Л.Н. Толстого «Война и мир«. Вспомним хладнокровного и жестокого Долохова, способного вызвать человека на дуэль без причины. Фёдор рискует жизнью, но цель этого риска - самоутверждение, а не самопожертвование. На мой взгляд, это не смелость, а безрассудная шалость эгоиста, которому ничего не стоит убить человека.
А что можно сказать о решении Кутузова об отступлении русской армии? Разве можно назвать это трусостью? Нет, великий полководец проявил мудрость и благоразумие, отдав французам разорённую Москву. Пока солдаты Наполеона превращались в мародёров, русские войска успели пополнить припасы и окрепнуть, что решило исход войны.
Пример сочинения по направлению «Цель и средства»: «Согласны ли Вы с О. Хаксли, что «…средства определяют природу цели»?
На протяжении всей жизни человек ставит перед собой цели, маленькие и большие, высокие и приземлённые, выполнимые и невозможные… За каждым нашим осмысленным поступком стоит намерение, а дорога к нему выстлана средствами к достижению результата. Каковы же отношения между целью и средствами?
Думаю, что Олдос Хаксли был прав. То, что «средства определяют природу цели», было не раз доказано историей. Мировые войны, геноцид, кровопролитные революции всегда прикрывались благими намерениями. Прозрение приходит позже, когда становятся очевидны средства: разрушенные судьбы и массовая гибель людей.
Литература дала нам немало примеров того, что безнравственная цель обнажается средствами к её достижению. Так, в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский убедительно показывает, как жестоко ошибся главный герой, считавший, что великим личностям, двигающим прогресс, дозволено совершать чудовищные преступления во благо. Раскольников проверяет теорию, совершив убийство жадной старухи-процентщицы. Кровавая расправа, жертвой которой становится не только «ничтожная, злая, больная старушонка», но и тихая и добрая Лизавета, не делает мир лучше. Родион не облагодетельствовал человечество, а только умножил зло этого мира.
Истинный характер цели определяется через средства и в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Николай Иваныч долго мечтал о собственной усадьбе с кустами крыжовника. Не самая возвышенная цель, но и ничего дурного, на первый взгляд, в ней нет. Чимша-Гималайский упорно добивался своего, используя все доступные средства. Он «недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк». Даже свою жену не пожалел Николай Иваныч, «держал её впроголодь», из-за чего она и умерла. Да, человек обрёл счастье, но разве может быть доброй цель, ради достижения которой загублена человеческая жизнь?
Мне кажется, что каждую цель стоит проверять теми средствами, которыми она может быть достигнута. Если дорога к результату проходит через чужие страдания, может быть это ложная цель?
Недавно я прочитала наблюдения Сенеки о непродолжительности человеческой жизни, и на первый взгляд единственное, что можно сделать после этого, - срочно уволиться
Какие уроки можно вынести из учения философа-стоика
«Цель не может оправдывать средства по той простой и очевидной причине, что средства определяют природу цели»,
- Олдос Хаксли
На что вы тратите (да, именно тратите) большую часть своей жизни (не считая сна)?
Позволяет ли среда, в которой вы проводите время, развиваться и самовыражаться?
Если нас волнует личностный рост, то ответ на второй вопрос особенно важен, поскольку влияние среды, которому мы постоянно подвергаемся, определяет наше отношение к жизни, наше поведение и в конечном счете наш жизненный путь.
Мой ответ на первый вопрос сейчас состоит из двух частей: дом и работа. Моя последняя работа занимала 10 часов в день, включая дорогу, и это были 10 часов в день, когда я собой не распоряжался.
Я обычно сплю 6−7 часов, 1−2 часа готовлю и ем, еще два часа занимаюсь йогой и медитирую. Еще я люблю читать, фотографировать, бегать в горах, писать вдумчивые письма друзьям и родственникам, просто сидеть и думать, что-то улучшать дома и не забывать о личной гигиене. А еще хочется, чтобы оставалось свободное время, и, если поступает какое-то неожиданное, но приятное приглашение, можно было просто сказать «да».
Но, секундочку... кажется, время давно кончилось?
«Дело не в том, что у нас мало времени на жизнь - мы просто тратим его зря. Жизнь достаточно длинная, и, если бы мы тратили все время с умом, мы были бы вознаграждены высочайшими достижениями»,
- Сенека
Сенека, живший с 4 года до н. э. до 65 года н. э., был римским философом-стоиком, государственным деятелем и драматургом . Недавно я прочитала наблюдения Сенеки о непродолжительности человеческой жизни, и на первый взгляд единственное, что можно сделать после этого, - срочно уволиться, поскольку любой труд «на дядю» начинает восприниматься исключительно как трата драгоценного времени.
Урок №1
«Люди ценят деньги, поскольку с их помощью они могут нанять других людей или купить их услуги, но совершенно не ценят время, как будто оно ничего не стоит. Поэтому не идите за толпой, и, если вам кажется, что шторма, с которыми приходится бороться, уже вам не по возрасту, оставьте дела и удаляйтесь в мирную гавань»,
- Сенека
Однако перечитав его мысли, я обнаружила, что смотрю на них совершенно иначе. Стоик возвращает нас к банальной мысли: время драгоценно, и не только то время, которое мы привыкли считать свободным, а вообще все время.
Урок №2
«Когда богатство сваливается на неподходящего человека, оно мгновенно растрачивается, скромное же состояние, доставшееся хорошему хранителю, лишь увеличивается, принося пользу. То же и наша жизнь - если жить с умом, она продлевается»,
- Сенека
Так как же правильно жить? Основные рекомендации Сенеки таковы: нужно отводить достаточно времени на досуг, главным приоритетом должно быть понимание себя, и, кроме того, не стоит отдавать самый ценный ресурс тому, кто его не ценит .
Звучит вдохновляюще, но не очень практично. Всем хочется не жить в долгах, хорошо питаться, покупать книги и путешествовать. Почему мы работаем? Ответ на этот вопрос дает возможность в любой момент, когда покажется, что ориентиры потеряны, оглянуться и вспомнить, ради чего все делается.
Урок №3
«Вспомни, когда ты последний раз сам распоряжался собой, когда на твоем лице было его естественное выражение, когда твой ум был безмятежен, сколько раз ты, сам того не понимая, грабил свою жизнь, сколько всего ты потерял, следуя соблазнам общества, и как мало тебе осталось для себя»,
- Сенека
Нам не обязательно грабить себя, не осознавая потерь - вместо этого мы можем поменять подход к работе , чтобы потраченное на нее время оставалось в нашем распоряжении.
Помня о предупреждениях Сенеки и применяя их к современной жизни, можно наполнить работу чувством глубокой благодарности, энтузиазмом и новизной. Раньше я работала горничной на частной яхте. Стандарты были очень высокими, приходилось тратить на уборку кучу времени, включая чистку затирки между плитками ватной палочкой. Сначала это времяпровождение казалось мне совершенно невозможным, но позже друг дал мне совет: «Сделай так, чтобы это было твое время ».
Урок №4
«Мы всю жизнь суетимся, уставая от настоящего и беспокоясь по поводу будущего, Но человек, который все свое время тратит на себя, который живет каждый день как последний, не боится завтрашнего дня и не ждет его. Каких новых радостей ждать ему от следующего часа?»,
- Сенека
Этот совет все изменил. Я задумалась, как можно использовать эти часы? Во-первых, я купила плеер, загрузила туда несколько лекций Алана Уотса и вошла в мраморные хоромы, которые мне предстояло драить, совсем в другом настроении. Моя поверхности, я сосредотачивалась на дыхании, полируя их, слушала лекции, вытирая, обдумывала услышанное. И получилось, что я больше не трачу день на бессмысленное дело, напротив, мне платят, а я философствую прямо на рабочем месте.
Урок №5
«Истинное счастье - наслаждаться настоящим, не беспокоясь о будущем, не предаваться ни надежде, ни страху, но удовлетворятся тем, чего у нас и так достаточно. Все величайшие блага человечества - внутри нас и в пределах нашей досягаемости. Мудрый человек доволен своей судьбой, какой бы она ни была, и не желает того, чего у него нет»,
- Сенека
Духовный учитель Экхарт Толле использует эту идею при работе с людьми, которые чувствуют, что работа их не вдохновляет. Он предполагает, что в таком случае усилия лучше направить не на попытку найти пользу в самой работе, а использовать рабочую среду в качестве фона, как возможность попрактиковаться в осознанности.
Этот тип практики как раз подходит для простого неквалифицированного труда. Некоторые наверняка ходят на любимую работу. Утром они подпрыгивают на кровати от нетерпения, какую же новую радость принесет предстоящий день.
Однако другие живут в иной реальности, в которой неинтересная, возможно, временная работа служит конкретной цели: оплатить счет, купить билет или профинансировать следующий проект.
Урок №6
«Обычно он заставлял себя трудиться с помощью утешительной, хотя и ложной мысли, что в один прекрасный день он заживет для себя»,
- Сенек
Это наш выбор: злиться и скучать на работе или начать жить для себя прямо сейчас. Сенека пытается помочь, передавая ощущение трагедии потерянного времени - пока мы откладываем жизнь на потом, оно просто испаряется.
Урок №7
«В беде ли, в процветании - причины для беспокойства всегда найдутся. Жизнь будет чередой забот, и мы будем ждать отдыха, но никогда его не увидим»,
- Сенека
Сделав выбор и решив использовать каждый час бодрствования в собственных интересах, независимо от того, какие нас связывают обязательства, мы можем полнее использовать отведенное нам драгоценное время.
Конкретный способ у каждого свой. Например, я делала небольшой перерыв в работе, чтобы выйти на улицу и помедитировать. Во время обеда я бегала, плавала или читала книгу, а по возвращении ела. Когда мне нужно было часами гладить, я внимательно следила за своей позой, а когда коллеги что-то говорили, старалась понять, что они пытаются сообщить, не ограничиваясь произносимыми ими словами. И в конце дня меня настигало ощущение покоя.
Это значило, что мне удалось стереть границу между работой и личным временем, и мне действительно казалось, что я живу полноценно и ничего не откладываю на завтра . И если это то, к чему мы стремимся, - научиться жить, - то нужно начинать прямо сейчас. опубликовано
Урок №8
«Жизнь - наименее важная деятельность занятого человека, но жить бывает так трудно научиться. В других делах легко найти руководство, а учиться жить приходится всю жизнь»,
- Сенека
Подготовила: Тая Арянова
Ниже мы приводим пример итогового сочинения для 11 класса по теме «Цели и средства» с аргументами из литературы. Ознакомившись с приведенным ниже примером и структурой написания итогового сочинения, вы придете на экзамен с подготовленными тезисами и аргументами по теме!
«Всегда ли цель оправдывает средства?»
Вступление
Каждый деятельный человек с активной жизненной позицией ставит перед собой цели, из достижения которых и складывается смысл нашего существования. И во многом от нас зависит выбор средств для воплощения задуманного, которые могут быть нравственными, человечными, а могут быть, напротив, аморальными.
Проблема
Существует такое знаменитое выражение: «Цель оправдывает средства». Но всегда ли это так, или есть случаи, когда стоит реально оценить возможности и последствия своих действий?
Тезис №1
Порой ради достижения цели человек безрассудно приносит в жертву свое окружение, часто уничтожая самое безвредное, наивное и безобидное.
Аргументация
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников решил проверить, сможет ли он переступить через нравственные нормы и самого себя. Он убивает старуху-процентщицу, ее сестру, носящую ребенка под сердцем, ставшую случайной свидетельницей убийства.
Вывод
Следовательно, нельзя жертвовать не то что жизнью, но и благополучием, комфортом кого-то во имя своих устремлений.
Тезис №2
Ради воплощения своих мелочных, недостойных целей человек обиженный может выбрать слишком жестокие средства, не задумываясь о последствиях.
Аргументация
К примеру, Евгений Онегин из романа А.С. Пушкина «Онегин», поддавшись глупой обиде, отомстил лучшему другу. Ленский пригласил его на именины Татьяны, которой тот не так давно отказал в любви. Их посадили напротив друг друга, и Онегин испытал сильнейший дискомфорт. За это он начал заигрывать с невестой Ленского. Это привело к дуэли и смерти Владимира.
Вывод
Этот пример подтверждает, что прежде чем предпринять какие-то действия, как бы вам чего-то не хотелось, о чем бы вы ни мечтали, необходимо задуматься о последствиях. Иначе подобные игры могут разрушить чьи-то жизни, привести к утрате самоуважения и, в конце концов, к разрушению собственной личности.
Тезис №3
Бывает так, что человек жертвует собой ради достижения какой-либо цели.
Аргументация
Так в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» один из героев Данко вырвал из груди свое горящее сердце, чтобы осветить путь своему народу и вывести его из темного леса. Но его благие намерения не были оценены, кто-то просто раздавил его сердце ногой.
Вывод
Во имя добра мы можем делать все, что угодно, при условии, что это не ущемляет интересов других людей.
Заключение (общий вывод)
Все, на что мы имеем право – жертвовать самими собой, своими средствами, своим благополучием во имя реализации своих мечтаний. Так мы никому не причиним вреда, кроме себя, но и, вполне возможно, поможем окружающим.
Сентябрь 13th, 2017 risusan7
Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться. Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2:
«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника
или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).»
На протяжении всей жизни человек ставит перед собой цели, маленькие и большие, высокие и приземлённые, выполнимые и невозможные… За каждым нашим осмысленным поступком стоит намерение, а дорога к нему выстлана средствами к достижению результата. Каковы же отношения между целью и средствами?
Думаю, что Олдос Хаксли был прав. То, что «средства определяют природу цели», было не раз доказано историей. Мировые войны, геноцид, кровопролитные революции всегда прикрывались благими намерениями. Прозрение приходит позже, когда становятся очевидны средства: разрушенные судьбы и массовая гибель людей.
Литература дала нам немало примеров того, что безнравственная цель обнажается средствами к её достижению. Так, в романе Ф.М. Достоевский убедительно показывает, как жестоко ошибся главный герой, считавший, что великим личностям, двигающим прогресс, дозволено совершать чудовищные преступления во благо. Раскольников проверяет теорию, совершив убийство жадной старухи-процентщицы. Кровавая расправа, жертвой которой становится не только «ничтожная, злая, больная старушонка», но и тихая и добрая Лизавета, не делает мир лучше. Родион не облагодетельствовал человечество, а только умножил зло этого мира.
Истинный характер цели определяется через средства и в рассказе А.П. Чехова . Николай Иваныч долго мечтал о собственной усадьбе с кустами крыжовника. Не самая возвышенная цель, но и ничего дурного, на первый взгляд, в ней нет. Чимша-Гималайский упорно добивался своего, используя все доступные средства. Он «недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк». Даже свою жену не пожалел Николай Иваныч, «держал её впроголодь», из-за чего она и умерла. Да, человек обрёл счастье, но разве может быть доброй цель, ради достижения которой загублена человеческая жизнь?