Произошли булгары. Kто такие Волжские Булгары? О чем рассказал Габдулла Тукай

Все разговоры о происхождении современных татар от болгар от лукавого либо являются пропагандистским проектом

ПСЕВДОДИСКУССИЯ МЕЖДУ ТАК НАЗЫВАЕМЫМИ «БУЛГАРИСТАМИ» И «ТАТАРИСТАМИ»

«Если бы при наличии их многочисленности они имели друг с другом единодушие, а не вражду, то другие народы из китайцев и прочих и вообще ни одна тварь не была бы в состоянии противостоять им. И тем не менее при всей вражде и раздоре, кои царили в их среде, - они уже в глубокой древности большую часть времени были покорителями и владыками большей части племен и областей, выдаваясь своим величием, могуществом и полным почетом от других. Из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды, при всем различии их разрядов и названий, стали известны под их именем и все назывались татарами».

Псевдодискуссия между так называемыми «булгаристами» и «татаристами» сильно ангажирована и никак не связана с выяснением происхождения татар. Ее политизация - это застарелая (со столыпинских времен) болезнь, цель которой - поделить татар на отдельные народы: мишар, кряшен, нагайбаков, сибирских, крымских, астраханских татар, булгар, и отдаления татар от башкир, ногайцев, балкар, карачаевцев, кумыков, казахов. Во время переписи 2000 года была сделана очередная попытка расчленения татар на множество этнографических групп, всех и не перечислить. Параллельно в татарском языке старательно на «научной» базе выискивается немыслимое, вернее, бессмысленное число «диалектов».

КАКОВА ЖЕ СУДЬБА ЭТНОНИМОВ «БУЛГАР» И «ТАТАР»?

Чувашский исследователь Н.И.Егоров пишет: «До начала эпохи просвещения никакой булгарской идентичности не было ни у татар, ни у чувашей. Этноним или, вернее, этнополитоним булгар начинает занимать в истории народов Поволжья особое место во второй половине или даже в конце XIX века. Булгарская идентичность, несомненно, имеет книжно-литературное происхождение, о чем можно догадаться уже по внешнему фонетическому облику этнополитонима булгар . Установлено, что уже в языке волжских булгар домонгольской эпохи этнополитоним bulgar претерпел некоторые фонетические изменения (bulgar >* buljar > b ü l ä r ) и принял фонетический облик b ü l ä r /бюлер» . Уже из этой цитаты видно, что о самоназвании "булгар" или "биляр" для IX - XII веков можно говорить весьма условно, с оговорками, точно указывая, о каком племени идет речь. Письменные источники, по которым мы судим о языке, не дают нам возможности решить вопрос этнического происхождения современных татар.

Не вдаваясь в фонетические тонкости произношения болгар/биляр/бюлер, будем называть средневековые племена, жившие на Волге, Азове, Северном Кавказе и Дунае, болгарами. Следует учитывать, что население Волжской Булгарии было полиэтничным, там жили баранджары, савиры, барсилы и т.д. Иначе говоря, имя «болгар» не было этнонимом, это политоним. Если пытаться делить население Волжской Булгарии на какие-то лингвистические группы, то не ясно, на что опираться при такой оценке. Литературные, эпиграфические памятники, другие надписи свидетельствуют лишь о «книжном» языке. Из этого нельзя точно определить, каков был на самом деле разговорный язык и какое племя говорило на каком наречии. Определенно можно утверждать, что существовала как кыпчакская, так и огузская группы.

Язык в средние века не выполнял таких политических функций, как сегодня, а потому переносить наше понимание на IХ - ХII века - значит заведомо запутать и без того сложную тему. В те времена литературный, а также государственный языки носили характер жаргона для узкого круга лиц, а фольклор как образец народного языка редко фиксировался в источниках, и, во всяком случае, он не носил общенародного характера, а отражал особенности этнографических групп. О языке тех времен мы можем рассуждать только в плане лингвистической, но не этнической реконструкции, поскольку «книжный» и народный языки не совпадают. Вообще, наше понимание языка, народа, гражданства несет иной смысл, чем в прошлом. Слова звучат одинаково, а по сути это различные термины.


ТАТАРЫ ПРОИЗОШЛИ ОТ БОЛГАР РЕШЕНИЕМ ЦК КПСС

Все разговоры о происхождении современных татар от болгар (b ü l ä r /бюлер) от лукавого, ибо являются пропагандистским проектом. В 1944 году ЦК КПСС приняло постановление, по которому запрещалось изучать историю и культуру Золотой Орды, Казанского ханства, а также издавать эпос «Идегей». Обращает на себя внимание год выхода постановления - 1944. Во время войны посчитали, что вопросы истории не менее значимы, чем победа на фронтах. Татары отличились на войне самым лучшим образом, авторитет народа начал расти. С другой стороны, в это же время выселяли с исконных территорий крымских татар, балкар и других. Возник вопрос о казанских татарах… С ними поступили иначе, решив расправиться не физически, а идеологически. Булгарская концепция происхождения современных татар послужила этой цели, которую «утвердили», не откладывая в долгий ящик, в 1946 году на специально созванной всесоюзной конференции. Вопрос происхождения татар рассматривался руководством СССР как важный политический шаг наряду с послевоенным восстановлением народного хозяйства.

Болгарская цивилизация, конечно же, существовала, о чем свидетельствует замечательный археологический материал, опираясь на который можно достаточно уверенно говорить о быте племен, их расселении и перемещении. Болгарский культурный (археологический) слой прослеживается по всей Волге, на Кавказе, в Крыму, Болгарии, Венгрии. Нетрудно следы болгарских племен найти в Баварии и Северной Италии. О различных болгарских племенах можно утвердительно говорить в связи с продвижением западных гуннов с Волго-Уральского региона на Дунай и дальше. Если кутригур и утигур считать болгарскими племенами, то их упоминание относится к VI веку. Великая Болгария на Азове возникла в VII веке. До этого времени татары уже имели многовековую историю, причем создали ряд государств. Возникновение Волжской Булгарии относится к IX веку. Задолго до этого на Волге уже существовал Тюркский каганат, причем не только с кочевым, но и оседлым населением. Например, основание Тетюш как военной крепости можно отнести к 558 - 559 годам. Иначе говоря, задолго до упоминания болгарских племен на территории современного Татарстана предки татар уже строили города-крепости.

Этноним «тюрк» сложился вследствие этнического смешения племен на базе общности языка и культуры в конце V века. В китайских исторических хрониках «Суйшу» записано: «Предками туцзюэ [тюрков] были смешанные ху [гунны] Пинляна. Их родовое прозвание было ашина. Когда североэйский император Тай У-ди уничтожал Цзюйцюй , Ашина с пятьюстами семей бежал к жужу [жужаням]. Они жили из рода в род у гор Цзиньшань [Алтай] и занимались обработкой железа». Группа племен, возглавляемая Асянь-шадом, «великим ябгу» Туу и Бумынем, в 551 - 555 годах нанесла сокрушительный удар Жуаньжуаньскому каганату, что можно считать временем возникновения Тюркского каганата во главе с родом Ашина.

Когда татары оказались в орбите более сильного Тюркского каганата, они уже играли существенную роль во взаимоотношениях тюрков с китайской империей. В VIII веке татары упоминаются в источниках как союз племен. В Терхинской надписи сообщается, что «когда писались эти письмена - о мой хан! - то присутствовали именитые моего Небесного хана, восьмиплеменные татары , семнадцать аз’ских буюруков, сенгуны и тысячный отряд из (народа) тонгра, уйгурский народ вместе с моими тегинами» (753 год). Иначе говоря, татары уже находились в составе каганата. Последующая запись уточняет, что Элетмиш Бильге-каган (видимо, в 742 году) «опять подчинил и восьмиплеменных татар », а чуть ниже утверждается, что «в год Свиньи (747 год), трехплеменные карлуки и девятиплеменные татары … почтительно просили стать ханом». Татары изначально были одним из активных исторических субъектов, участвовавших в формировании тюркского народа.

А НЕ РОДНЯ ЛИ ТАТАРЫ ЕВРЕЯМ?

После распада Западнотюркского каганата в 658 году на исторической арене появляются хазарские и булгарские племена в районе Приазовья и на Кавказе. Возникает Великая Булгария во главе с Кубрат-ханом . В середине VII века к хазарам бежал «царевич» из тюркского рода Ашина, что давало право на объявление территории хазар каганатом. Вслед за этим хазары захватили Великую Булгарию. Сыновья Кубрата бежали на Дунай и Волгу, где объединили жившие там племена. Волжская Булгария попадает под вассальную зависимость от Хазарского каганата и платит дань.

В результате арабо-хазарских войн в 737 году хазарская знать была вынуждена принять ислам, но ненадолго. При кагане Булане (Болан - «олень» по-тюркски) аристократия начала исповедовать иудаизм. Вскоре Хазарский каганат стал одним из самых влиятельных государств в Восточной Европе. В письме хазарского кагана Йосифа еврейскому сановнику Хасдаю ибн Шапруту , советнику правителя Кордовского халифата (середина Х века), описаны огромные размеры государства и многочисленность населения. О народах, живших у реки Итиль (Волга), он пишет: «Их 9 народов, которые не поддаются (точному) распознанию и которым нет числа. Все они платят мне дань. Оттуда граница поворачивает (и доходит) до Г-ргана [Каспия]. Все живущие по берегу (этого) моря на протяжении одного месяца пути платят мне дань. С южной стороны живут 15 народов многочисленных и сильных, которым нет счета, до Баб-ал-Абвада [Дербента]… С западной стороны живут 13 народов многочисленных и сильных, располагающихся по морю Кустантинии [Черного]…». Из этого отрывка видно, что политоним хазар относился ко многим вассальным народам, говорившим на разных языках и исповедовавшим разные религии. Такой конгломерат трудно было удержать в повиновении. В 922 году Волжская Булгария перестала платить дань каганату, приняла ислам в качестве официальной религии и была признана Багдадским халифом в качестве самостоятельного государства, что подтвердило посольство ибн-Фадлана . В 965 году князь русов Святослав разгромил ослабевшую Хазарию.

Сегодня обсуждается вопрос об общих генетических корнях татар и евреев, в частности, со ссылкой на времена Хазарского каганата. Трудно определить этническую принадлежность населения Хазарии, ведь даже каган Йосиф не мог дать точных сведений. Сами хазары в своей массе были тюрками, кроме разве что правящей верхушки. По свидетельству летописей болгарские и хазарские племена говорили на родственных языках. Караимы Крыма до сих пор говорят на языке, близком к крымско-татарскому, на котором идут и службы в синагоге. Однако из всего этого трудно делать далеко идущие выводы по поводу сегодняшней близости тех или иных народов.

В последнее время во всем мире повышенный интерес вызвали генетические исследования, которые позволили определить прародину всех народов. Опираясь на полученные данные, некоторые исследователи пытаются сопоставить гаплогруппы (группы, имеющие общих предков) с этническими признаками. Y-хромосомные гаплогруппы - это статистические маркеры, позволяющие понять происхождение человеческих популяций, но в большинстве случаев такой маркер ничего не говорит об этнической или расовой принадлежности отдельного человека. Любой современный этнос состоит из представителей нескольких, как минимум двух-трех, гаплогрупп. Не трудно найти по генетическим таблицам общих предков у евреев и татар, но это, видимо, следует отнести к более раннему периоду, нежели времена Хазарского каганата. Вопрос интерпретации гаплогрупп сложен и несовершенен. Однозначно можно утверждать, что как среди евреев, так и среди татар встречаются самые разные гаплогруппы. У татар их можно сопоставить с арийской, скандинавской, финской, еврейской (особенно ашкенази) группами. Моя гаплогруппа и вовсе стоит особняком и относится к району Алтая. Что это означает пока сказать трудно.

КОГО ТОЛЬКО НЕ ПРИЧИСЛЯЮТ К ТАТАРАМ

У этнонима «татар» довольно сложная судьба. В письменных источниках, рунических надписях татары упоминаются в связи с важнейшими историческими событиями в Евразии. Британский историк Эдуард Паркер , опираясь на китайские хроники, называет татарами хуннов и гуннов, авар, тюрков, сяньбийцев. Китайские исторические хроники связывают родину татар с «Дешт-и-Татар» - «Землей татар», расположенной на севере от Великой китайской стены между Ганьсу и Восточным Туркестаном. В силу влияния татар китайцы начали называть все народы, жившие севернее Китая, татарами, используя как собирательный термин, то есть политоним. Некоторые специалисты считают ранних татар монголоязычными, однако такие авторитетные средневековые летописцы, как Рашид ад-Дин и Махмуд Кашгарский , прекрасно осведомленные о тюркских языках, однозначно относили татар к тюркам. Монголы в исторических хрониках упоминаются на несколько веков позже татар.

«Белыми татарами» назывались кочевники, жившие южнее пустыни Гоби. Большую часть их составляли тюркоязычные онгуты. «Черные татары», в том числе кераиты, жили в степи вдали от культурных центров. Они на ночь огораживались кольцом телег, то есть создавали курень. «Дикие татары» Южной Сибири промышляли охотой и рыбной ловлей, управлялись старейшинами, у них не было ханов. Поскольку возникали различные татарские государства (китайские и арабские хроники насчитывают их 6), то этноним «татар» распространилось на многие монголо- и тюркоязычные племена. Даже впоследствии, когда Чингизхан прославился на весь мир как монгольский завоеватель, некоторые из историков называли его татарином, а Монгольскую империю - Татарией. Мунали , наместник Чингизхана в Северном Китае, сам себя называл «мы, татары», что соответствовало китайской традиции, но не соответствовало этнической принадлежности. Со временем вся Евразия стала отождествляться с «Тартарией», что и зафиксировано на европейских картах.

Не должно смущать то обстоятельство, что порой татары на исторической арене появлялись под другим именем. Например, кимаки, основавшие в 840 году вместе с кипчаками (половцами) Кимакский каганат, были одним из татарских племен. По иронии судьбы кипчаки, чей язык стал доминирующим среди значительной части тюрков, сами как народ перестали существовать. Аль-Омари о «Дешт-и-Кипчак» пишет: «В древности это государство было страной Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с ними, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [Татар], и все они стали точно Кипчаки, как будто одного рода». Кыпчакские корни можно найти у татар, казахов, узбеков, ногайцев, башкир и даже русских (прежде всего казаков).

«Еще и поныне в областях Хитая, Хинда и Синда, в Чине и Мачине, в стране киргизов, келаров и башкир, в Дешт-и Кипчаке, в северных от него районах, у арабских племен, в Сирии, Египте и Марокко все тюркские племена называют татарами. Тех татарских племен, что известны и славны, и каждое в отдельности имеет войско и своего государя, - шесть».

Рашид ад-дин. «Джами ат-таварих». 1300 - 1311 годы

Связывать появление татар на Волге только с завоевательными походами Бату-хана - значит намеренно укорачивать историю нашего народа. Кстати, руины Болгар, которые мы можем видеть сегодня, - это первая столица Улуса Джучи (Золотой Орды), построенная Бату-ханом. До этого Болгар был похож на поселение. Легенды о разрушении города войсками Бату-хана сильно преувеличивают грандиозность событий. Точно так же рассказы о героической защите Болгарского государства от экспедиционного корпуса Субудая неверно трактуют события. Субудай не намеревался завоевывать Волжскую Булгарию, он собирал информацию о народах, пастбищах, географии, дорогах, местах брода. Это была разведка боем, подготовка будущего похода Бату-хана. Любая защита территории овеяна легендами, что имеет самостоятельное значение, независимо от победы или поражения.

ЭТНОНИМЫ ЖИВУТ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ

Их содержание меняется с веками, хотя имя народа остается. Мы хотим сегодняшние нации увидеть в древних народах, не учитывая, что в те стародавние времена к самоназванию относились не так строго, как сегодня. Этнонимы появлялись и исчезали в силу обстоятельств, а в реальности могла идти обычная перетасовка одной и той же колоды, в которой доминировало то одно, то другое племя или даже отличившийся выдающимися способностями вождь, чье имя и получал народ и государство. Доминирующее имя попадало в хроники или выбивалось на камне. Остальные ждали своего времени. Этнонимы «он-огуз» или «докуз-огуз» означают 10 или 9 племен. Этноним «уйгур» происходило от имени соответствующего рода, «карлук» - по названию местности. Ногайцы получили самоназвание по имени бека Ногая. В русских летописях их называют «ногайскими татарами». В некоторых источниках Улус Джучи в ХIV веке называли «Узбеково государство», «Узбекский улус», «Узбекистан». На этом основании было бы неправильно называть татар узбеками.

Фанатичные мусульмане Золотой Орды в ХIV веке приняли новое имя - «узбеки» - в честь хана Узбека . В 1428 году Тюмень отошла от Орды, где хан Абуль-хайр и его улус стали называться «народ и улус узбекский». Их использовал Тимур в своей борьбе с Золотой Ордой. В самой Средней Азии в те времена под узбеками подразумевали кочевое население восточного «Дешт-и-Кипчака» (нынешний Казахстан). Исфахани об этом в начале ХVI века писал следующее: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно (из них) - шибаниты… Второе племя - казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя - мангыты…» Сам Шейбан - сын Джучи , по свидетельству его историка, подразумевал под узбеками кочевые племена улуса Шейбана (Западная Сибирь), а под казахами - кочевников улуса Орда-Ичена, которые в этническом отношении мало отличались друг от друга. Лишь в XVI веке шейбаниды покорили государство тимуридов, захватив Самарканд, Бухару и распространили имя «узбек» на среднеазиатских тюрок. Тогда и начинают складываться различия между татарами, узбеками и казахами. Судьба этнонима порой весьма загадочна.

Любой народ является сложносоставным и зачастую связан многими нитями с другими этносами. Татар и чуваш объединяет наличие болгарской генетической линии. Башкир отделить от ногайцев сложно (после распада Золотой Орды башкиры управлялись ногайцами до 1570-х годов), в то же время в их формировании немалую роль сыграли отатарившиеся мадьяры. Плано Карпини даже отождествлял башкир с мадьярами: «Башкиры - это великие венгры» (bas-gard id est Magna Hungaria). Гийом де Рубрук сообщает, что население Башкирии еще в XIII веке сохраняло свой язык, который был понятен венграм. Знаменитые средневековые историки Джувейни и Рашид ад-Дин «башгирдами» называли венгров Восточной Европы. «Царевичи завоевали все области башгирдов, маджаров и сасанов и, обратив в бегство государя их, келара [короля], провели лето на реке Тиса», - пишет Рашид-ад-Дин о покорении венгров и саксонцев. Но порой летописцы башкирами называли как венгров, так и тюркоязычные племена.

ТЮРКИ - ВСЕ РОДНЯ

Татар и ногайцев стали считать разными народами только в советское время, но до сих пор в Центральной Азии по традиции татар продолжают именовать нугаями. Известный российский историк В.В.Трепавлов пишет: «Ногаями именовали северную группу крымских татар, населявшую степи вне полуострова; для казахов нугай - это башкиры и поволжские татары; для башкир и казахов в прошлом ногай - сибирские татары; для калмыков иштиг мангад (т.е. иштяки-мангыты) - башкиры, а уулун мангад (горные мангыты) - балкарцы и карачаевцы и т.п.». Сегодня мы не сомневаемся в различии ногайцев и татар, но в средние века их считали одним народом. В одной из русских книг тех лет записано: «Сам же [Мухаммед-Гирей] кримьских татар не любити начат, но паче начат любити ногайских татар, их же бяше множество у него, и близь себя держаше их и яко доброхоты себе вменяя их». Как видим, здесь ногайцы воспринимаются как татары, живущие в степях. Даже в XIX веке крымца-садовода и хлебопашца называли татарином, а заперекопского чабана - ногаем. Кстати, царица Сююмбеки была ногайской принцессой из того же колена, что и князья Юсуповы, а ее муж Сафа Гирей был крымским царевичем.

С распадом Золотой Орды и появлением многочисленных тюрко-татарских ханств территориальные различия становятся более выраженными. На базе Белой Орды формируются казахи, в Центральной Азии тюркский язык испытывает влияние фарси, и появляется современный узбекский язык на базе чагатайского диалекта, крымские татары долгое время находятся под протекторатом Османской империи, усваивая многие элементы турецкой (огузской) культуры, а другие этнические группы оказываются в ситуации относительной изоляции и развивают свои локальные особенности. Сегодня их называют азербайджанцами, кумыками, балкарами, карачаевцами и т.д.

Можно согласиться с тем, что у какого-то народа больше кыпчакской «крови», а у кого-то сильнее влияние финнов, где-то сказалась хазарская наследственность, а где-то - угорская. Все существующие сегодня тюркские народы - своеобразный сплав этих племен. Но по большему счету все они наследники общей культуры, опирающейся на поразительную устойчивость тюрко-татарских наречий.

Кал ә м! Кальбе ң д ә ни сер бар — гаян ит,

Килеп кичмешл ә р ә хвален б ә ян ит.

Т ү геп к ү з яшьл ә ре ң не бу к ә газьг ә ,

Ни мо ң лы уйлары ң бар — с ө йл ә безг ә !

Бабалар кабре янында к үң ел зар,

Аталар рухыны ң арманд ә се бар…

Кара тупрак тулы м ә злум нидасы,

Алар кемдер?.. Алар кемн ә р фидасы?

Дәрдмәнд

Перо! Открой - какой владеешь тайной,

Суть быстротечной жизни начертай мне.

С бумагою дружна слеза твоя живая,

Поведай грусть свою, свои желанья.

У дедовских могил, душа моя, бессонно

Досадою отцов, их горечью дыши!

Здесь черная земля - вся из обид и стонов.

Чьи это жертвы? Кто они - скажи!

Перевод Н.Беляева

В 453 году произошёл распад величайшего тюркского государства - Гуннской империи, охватывавшей огромные территории от Иделя (Волги) до Рейна. Это привело к образованию новых племенных союзов и государств, выделились различные тюркские этнические группы, одной из которых являлись булгары - народ огузского происхождения, мигрировавший в Восточную Европу из Центральной Азии в V веке в составе гуннского союза.

Булгары заселили обширные степи Приазовья и Предкавказья, занимаясь на новых владениях преимущественно кочевым скотоводством. С первых десятилетий своего возникновения, булгарский племенной союз вступил в борьбу за установление тюркской гегемонии на Балканах и в Центральной Европе. Так, с конца V века булгары довольно часто тревожили византийские провинции. В частности от их набегов страдали Иллирия, Фракия, Македония. Булгарские орды доходили до Константинополя. Несмотря на эти успехи, булгары во второй половине VI века вынуждены были отступить в Причерноморье и Приазовье из-за усиления другого тюркского этноса - авар, которые создали на территории Паннонии (ныне Венгрия) мощное государственное образование, распространившее свою власть на булгарские степи.

В начале VII века авары утратили владения в Причерноморье, что позволило булгарам в 632 году создать государство Великая Булгария, во главе с ханом Курбатом. Великая Булгария охватила обширные территории в Приазовье и Прикубанье, предварительно вытеснив оттуда тюрок-хазар. Булгарское государство стало самым сильным тюркским государственным образованием того периода, однако расцвет длился недолго. В 665 году хан Курбат умер и его империя распалась, оказавшись разделённой между его сыновьями. Распадом Булгарии воспользовались хазары, притеснённые булгарами при Курбате. Хазарскому каганату удалось нанести сильный удар по булгарским ордам, что привело к новым миграциям.

Центральные племена во главе с ханом Аспарухом направились к берегам Дуная и создали тюркское государство Дунайская Болгария. Булгарские ханы властвовали в этой стране около 200 лет, но с середины IX века там усилилась христианизация, что привело к ассимиляции дунайских тюрок среди южных славян.

Другая группа булгар, возглавляемая ханом Батбаем осталась на своих землях, подчинившись усилившимся хазарам. С этой группой булгар, известной также как «кара-булгары» связывают нынешних балкарцев и карачаевцев.

Третья часть булгар и родственных им племён переселилась в Среднее Поволжье. Однако это событие произошло не сразу после смерти Курбата, а позднее - в конце VIII века. Как и кара-булгары, волжские булгары подчинились хазарам и приняли участие в формировании Хазарского каганата, но вскоре переселились на север, в Поволжье. Здесь они вошли в тесный политический и этно-культурный контакт с местным родственным тюркским населением, а также финно-уграми. Сохранилось множество следов раннего присутствия булгар на Средней Волги, в особенности это большое количество раннебулгарских могильников (VIII-IX вв.), среди которых выделяются Танкеевский и Большетиганский.

На рубеже IX-X веков в Поволжье булгары создали новое тюркское государство, известное историографии, как Волжская Булгария. Её границей на севере было правобережье Камы, на западе - Свияга с её левыми притоками, на востоке - Шешма, а южная граница доходила до Самарской Луки - большой излучины Волги в районе современных Жигулёвских гор.

Булгария являлась раннефеодальным государством. С 20-30-х годов X века её население постепенно переходит к осёдлости, начинает заниматься земледелием. Появляются первые города - Булгар и Сувар, в которых начинается чеканка собственных монет. Чуть позднее появляются такие города как Биляр, Ошель, Кашан, Джуиетау, Нухрат, Торцк, Тухчин и многие другие. В этот же период волжские булгары избавляются от власти хазар, которые к тому времени значительно ослабли.

Развитие Булгарского государства во многом связано с принятием Ислама, которое произошло в 922 году. Тогда, по просьбе булгарского правителя Алмаса (Алмыш хан), из Багдада прибыло посольство халифа во главе с Сусаном ар-Расси и секретарём Ахмедом ибн Фадланом, которое обратило булгар в мусульманство. С принятием ислама булгары заменили древнетюркскую письменность арабской графикой. Вслед за этим началось установление тесных отношений Волжской Булгарии с мусульманским миром, что имело большое политическое, экономическое и культурное значение для булгарского народа. Следует также отметить, что в булгарских городах и селениях начали появляться первые школы (медресе), что говорите о высоком уровне культурного развития булгарского народа.

Начиная с X века, устанавливаются торговые связи Булгарии с другими странами. Так, булгары вели торговлю с Русью, Византией, Арабским Востоком, Средней Азией, куда поставлялись меха, лес, кожа, обувь, оружие и прочие ремесленные изделия. Развивалась столица Булгарии - город Булгар, который застраивался каменными и кирпичными зданиями, в городе был расположен водопровод. До наших дней сохранились развалины «Чёрной палаты», Малого минарета, Северного мавзолея, Ханской усыпальницы, Соборной мечети и прочих памятников булгарской архитектуры.

Характерными элементами булгарской бытовой культуры являлись ювелирные изделия из золота, серебра, бронзы, меди; гончарная посуда с резным орнаментом; металлические ажурные украшения; бронзовые замки в виде животных; одежда, расшитая бисером и серебром. Всё это продавалось в другие страны, что приносило экономике Волжской Булгарии значительную прибыль.

В XI-XII веках в результате социально-экономического и политического расцвета, территория Булгарии увеличилась. Её северные пределы дошли до реки Казанки, в бассейне которой археологами был обнаружен целый ряд древних поселений, возникших предположительно именно в этот период. В эти же десятилетия увеличилась граница в юго-восточном направлении. Об этом свидетельствует татарское историческое повествование «Дефтер-и Чингиз намэ» («Книга о Чингизе»), где все земли от Волги и Камы до Яика названы булгарскими, однако зона проживания булгар ограничивалась на юге Шешмой, Яик же являлся государственной границей. Булгарские поселения возникли там лишь в золотоордынский период.

Этнический состав населения Волжской Булгарии был довольно пёстрым. Булгарский народ составляли собственно булгары, сувары, берсулы, баранджары, а также эскелы. Все эти этносы имели тюркское происхождение и, соответственно, значимой разницы между ними не было. С именами некоторых из этих тюркских групп связаны названия отдельных городов Волжской Булгарии, например булгары - город Булгар, сувары - Сувар, а город Биляр (в тюркской транскрипции Буляр) по мнению русского историка В.Н. Татищева был основан племенем биляров, которые были известны ещё по западноевропейским источникам (предположительно, часть биляр в конце X века во главе с князем Хасаном переселилась в Венгрию и основала там город Пешт). Также Татищев писал о наличии племени чалмата, с которым связывают прежнее название Камы - Чулман. В XII веке все вышеуказанные племена предположительно слились в единый булгарский этнос.

Под воздействием Волжской Булгарии находилось не только её собственное население, но и соседние племена. Так, в вассальную зависимость от булгар попали волжские финно-угры (предки нынешних марийцев, мордвы, удмуртов и других), а также тюркское племя маджары (есть версия, что они являются предками башкир). Также Булгарии подчинялось дальнее племя вису, о котором сообщают арабские источники. Вису связывают с указанными в русских летописях народом веси финно-угорской группы, потомками которых являются вепсы - жители Карелии. Вассалами булгар являлись также племена «йура»- нынешние угры, т.е. ханты и манси.

Помимо сбора дани, булгары вступали с этими народами в торговые отношения, хотя они были преимущественно меновыми.

К западу от Булгарии была расположена Киевская Русь. Отношения этих государств были в основном добрососедскими, но без военных конфликтов не обходилось. Так, в 964 году на Булгарию совершил поход Святослав, а в 985 году князь Владимир совершил еще один поход в Булгарию, который завершился подписанием мирного договора. В 1088 году булгары на короткое время заняли Муром, в 1107 году осадили Суздаль.

В последующие годы войны с Волжской Булгарией вели Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, причём шли они с переменным успехом. Вместе с тем Киевская Русь была одним из основных торговых партнёров Волжской Булгарии и между ними существовали тесные экономические связи.

В XIII веке над Восточной Европой нависла угроза порабощения со стороны новых завоевателей - монголо-татар. Опасность не обошла стороной и Волжскую Булгарию. В 1224 году монголы, после разгрома русских и половецких войск на Калке, атаковали булгарские территории, однако были наголову разбиты булгарскими войсками в битве при Самарской Луке, однако столкновения Булгарии с монголо-татарами на этом не закончились. В 1229 году монголы разбили объединённое войско булгар и половцев на Яике, а в 1232 году дошли до реки Жукоть. В 1236 году монголо-татары во главе с Субэдэем (Сабутай-бахадур, полководец самого Чингиз хана, а позже и его внука Бату Саин хана) напали на Волжскую Булгарию и подвергли её полному разгрому, что привело к гибели булгарского государства. Окончательно булгарское войско было разбито в 1239 году.

Волжская Булгария стала частью улуса Джучи (Золотой Орды). Местная тюркская государственность была продолжена, в результате чего всё Среднее Поволжье оказалось во власти нового тюркского государства – Золотой Орды. С этого момента на булгарской исторической почве началось формирование единого тюрко-татарского этноса, который позже станет создателем еще одного тюркского государства в этом регионе - Казанского ханства.

Был древней Булгар. В качестве городской единицы он возник в 9-10 веках на естественном возвышении в месте слияния рек Камы и Волги. Такое удобное географическое положение на стыке главных водных артерий имело огромное торговое и военно-стратегическое значение. Поэтому Булгар стал столицей созданной Волжской Булгарии в самом начале ее существования.

Болгар в 10-14 веках

Вокруг Булгара пошло формирование булгарских земель в мощное единое государство. Булгар стал центром разнопланового взаимодействия между Востоком и Западом. Основные постройки города тогда были деревянные, в основном, сосновые. Крепостные укрепления - дубовые. Город был очень пестр в национальном отношении – здесь жили и финно-угорские и тюркские народности. В русских летописях 10-11 веков Булгар упоминается как город Бряхимов .

В начале 12 века, из-за участившихся военных нападений на приграничный Булгар войск Андрея Боголюбского и других русских князей, столицу перенесли в Биляр - город, располагающийся в более спокойной и удаленной от нападений глубинке.

В 1236 г., в результате вторжения монгольских батыевых войск Булгар подвергся разорению и варварскому сожжению, но его удобное положение было высоко оценено монголами, и, присоединив земли Волжской Булгарии к своему государству, они расположили здесь ставку золотоордынских наместников. Это способствовало быстрому восстановлению Булгара и его расцвету. Город вновь стал столицей оставшихся от Булгарии земель.


В быстро восстанавливающем городе возобновилась чеканка монет, началось каменное строительство, продолжало развиваться ювелирное дело, гончарное и металлургическое ремесло. Считается, Булгар – самый первый европейский город по производству чугуна и применению огнестрельного оружия. Полностью наладились транзитные международные пути. По улицам города гуляли византийские, армянские, новгородские, аравийские и другие «гости столицы». Возрожденный Булгар превзошел славу Биляра как экономического и культурного центра Среднего Поволжья.

Упадок древнего города

В 14 веке спокойное существование города закончилось. Это связано, прежде всего, с начавшимися междоусобицами и последовавшим распадом Золотой Орды . Ханы менялись на престоле не успевая править. Некоторые, как Булат-Тимур в 1361г, пытались отторгнуть булгарские земли от Орды. После чего Булгар вновь был включен в состав монгольского государства. Все это подрывало экономическую мощь города. Досталось Булгару и от противоборства двух великих воинов Тимерлана (среднеазиатский полководец) и Токтамыша (золотоордынский хан), для ведения военных действий между которыми привлекались булгарские военные силы.

Также страдал Булгар и от набегов новгородских ушкуйников (речных пиратов), которые нападали и грабили не только русские города, такие как Кострому и Ярославль, но также разоряли булгарские и золотоордынские населенные пункты. Кроме них, на город периодически совершали нападения русские княжеские дружины. Один из таких походов под началом Федора Пестрого , воеводы московского правителя Василия Второго в 1431 году, оказался настолько опустошительным для Булгара, что после него городу уже не хватило сил на восстановление.

Некоторое время утраченная столица еще оставалась полуразрушенным полуживым городом , в котором находили пристанище религиозные странники, романтичные поэты, служители культа, но постепенно жизнь здесь угасла. В Булгаре, по сравнению с другими погибшими городами булгарской цивилизации, более всего осталось сохранившихся построек и упоминаний в письменных источниках.

В начале 18 века казанский и свияжский митрополит Тихон внес предложение создать православный монастырь на заброшенных землях бывшего Булгара. В начале была организована перепись булгарских объектов, ставшая первым описанием всех архитектурных достопримечательностей городища, в самом центре которого вскоре и был построен Успенский мужской монастырь . В 1732 году казанский купец Михляев профинансировал строительство церкви Успенской Богоматери, для которого использовались камни булгарских сооружений, а на фундамент пошли надгробные мусульманские плиты. Монастырь просуществовал менее 100 лет, позднее в этом месте выросло село Болгары.


Руины средневекового Булгара привлекали внимание ученых, любителей-коллекционеров, путешественников и даже царей! Петр Первый , по дороге в Персию в 1722 году, посетил Булгар. Он осмотрел сохранившиеся сооружения булгарских времен, а их тогда еще было свыше 70, и подписал указ о сохранении и собирании булгарского наследства. Это был первый российский закон о бережном отношении к историческим древностям. Увы…памятники продолжали разрушаться, и когда Булгар посетила Екатерина Вторая в 1767 году, их осталось чуть более 40. Сейчас на территории городища всего около 10 частично сохранившихся и отреставрированных сооружений каменного зодчества золотоордынского периода.

В 1781 году Булгар утратил и свое историческое имя – он стал называться уездный город Спасск, на гербе которого, однако, была показана связь с древними булгарскими строениями. Затем (1926 г) – город стал называться Спасск-Татарский, в 1935 - Куйбышевым. В 1991 году городу было возвращено его историческое название, и постепенно началось восстановление исторического булгарского городища .

Posted Пнд, 20/10/2014 - 11:45 by Кэп

Древняя история булгар и сувар тесно связана с историей татарского и чувашского народов, а также связана с

историей народов Поволжья.

Откуда наши предки пришли сюда, где до этого жили, какова была их культура, письменность, язык, ремесла, образ жизни - всё это интересно и очень познавательно!

Каждый народ должен знать свою историю, хотя бы в кратком виде.

Сувары и булгары ещё до переселения в Поволжье имели древнюю историю, и образовывали мощные и заметные государства в мировой истории.

Первые люди в пределах современной Чувашии появились ок. 80 тыс. лет назад, в Микулинский межледниковый период: на территории Чувашии открыта Уразлинская стоянка этого времени. В эпоху неолита (4—3 тыс. до н. э.) Среднее Поволжье заселили финно-угорские племена — предки марийских и мордовских народов. В Чувашии вдоль рек открыты стоянки мезолита (13-5 тыс. до н. э.) и неолита.

В начале новой эры тюркоязычные племена булгар и сувар начали продвигаться на Запад по Семиречью и степям нынешнего Казахстана, достигнув во II—III вв. н. э. Северного Кавказа. Многовековое общение с ираноязычными скифами, саками, сарматами и аланами, обогатили культуру предков чувашей — их хозяйственные занятия, быт, религию, одежду, головные уборы, украшения, орнамент.


В 30—60-х гг. VII в. в Севером Причерноморье существовало государственное образование Великая Булгария, но под ударом Хазарии, оно распалось. В 70-х гг. болгары переселились в Волго-Камье. Сувары на территории современного Дагестана имели свое княжество, которое с 60-х гг. 7 в. до 30-х гг. 8 в. находилось в зависимости от Хазарского каганата. После вторжения в 732—37 гг. на их земли арабов сувары перешли в Среднее Поволжье и разместились южнее болгар. В VIII в. в Среднем Поволжье возник булгарский союз племен, куда под главенством болгар вошли сувары и местные волжско-финские племена. В конце IX в. союз перерастает в Волжскую Булгарию, занимавшую обширные территории Среднего Поволжья от Самарской Луки на юге до р. Вятки на севере, от Средней Камы на востоке до р. Суры на западе.
Основными хозяйственными занятиями в Волжской Булгарии стали пашенное земледелие и животноводство, охота, рыболовство, бортничество. Возникли города: Болгар (столица в X—XI вв.), Биляр (столица в XII — начале XIII в.), Сувар, Ошель, Нохрат. Развивались ремесла, внутренняя и транзитная торговля. В Волжской Булгарии уделялось внимание развитию науки и образования, государственным языком был булгарский язык.

В X — нач. XIII в. в процессе объединения булгарских и суварских племен, говоривших на языке с «ротацизмом» (употребление, в отличие от других тюркских языков, «р» вместо «з»), и ассимиляции ими части финно-угорского населения сформировалась новая волжско-болгарская народность.

ДРЕВНИЕ ПРЕДКИ БУЛГАР И СУВАР
Более двух тысяч лет назад между двух морей (сейчас они называются Черным и Каспийским) жили племена болгар и сувар - предки современных чувашей.
Их язык и культура были близки между собой, много общего было и с соседними племенами - сармат, алан и хазар, что известно из множества раскопок.
Одной из тайн происхождения чувашского народа остается место обитания болгар и сувар до прихода в Причерноморье. Некоторые ученые считают, что древние предки чувашей пришли из Центральной Азии, другие предполагают начало движения этих племен из Средней или Передней Азии.
Как бы то ни было, эти племена вели и кочевую и оседлую жизнь. На своем пути длиною в сотни и сотни лет они останавливались преимущественно у воды, строили жилища, создавая деревни и города.
Лишь какая-нибудь беда (голод или война) заставляла их сниматься с насиженных мест.
По мере своего продвижения они встречались с другими народами, жили мирно и воевали, перенимали обычаи, элементы культуры, обогащали свой язык и чужие языки. Таким образом, около III-IV веков нашей эры болгаро-суварские племена оказались в Причерноморье.
У болгар и сувар было несколько видов жилищ. Один из них назывался - юрта. Ее собирали из деревянного каркаса и накрывали войлоком, который сами же и изготавливали из шерсти верблюдов и овец. Всю эту работу обычно делали женщины.
Юрту можно было перевозить с места на место, в разобранном виде, на лошадях, верблюдах или повозках.

Некоторым племенам болгар было необходимо именно такое жилье, они были хорошими скотоводами и разводили лошадей, коров, овец, коз и верблюдов. И когда их скот съедал всю траву на одном месте, то болгары разбирали юрты, собирали все свои вещи на повозки и отправлялись жить на новое место, пока на старом пастбище опять не вырастет трава.
Но большинство предков чувашей занималось земледелием. Они обрабатывали землю передовыми для того времени легкими и тяжелыми плугами. Сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие культуры.
Потом убирали их серпом, косой. Мололи на ручных мельницах, делали муку и крупы. Все земледельцы жили в деревнях или вокруг городов.
Были у болгар и сувар огороды и сады, в которых росли самые разные фрукты и овощи, а также арбузы, дыни, виноград. Особенно славились своими садами и виноградниками суварские города.
В городах жилища были в виде полуземлянок, глинобитных и каменных домов. Иногда болгары строили свои города на развалинах бывших греческих городов. Таким был, например, первая их столица — Фанагория.

У болгар и сувар хорошо были развиты самые разные ремесла. Особенно славилась керамика. Из приготовленной глины с помощью гончарного круга мастера лепили самую разную посуду. Украшали ее, затем обжигали в специальных печах. Археологи находили и деревянную посуду. По некоторым ее деталям ученые определили, что в обиходе народа существовали и токарные станки.


Деревянная посуда часто, для прочности, по краям оковывалась металлическими пластинками.
Из железа, меди, бронзы, золота и серебра кузнецы и ювелиры изготовляли оружие, посуду, украшения и инструменты.
У болгар и сувар была своя письменность. Сейчас ее называют рунической. Писали на металлических и глиняных сосудах, на надгробных памятниках, возможно, на пергаменте и дощечках.
В быту широко использовали кость. Из нее вырезали амулеты, игральные кубики, шахматные фигурки и т. д.

ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ
В VI веке болгарские, суварские племена попали под зависимость тюрков, а их земли вошли в состав Тюркского каганата.
В начале VII века (30-е годы) каганат распался и на территории между Черным и Каспийским морями образовались два государства — Хазарский каганат и Великая Болгария. Создателем Великой (или Золотой) Болгарии был царь Кубрат, сумевший своей властью объединить разные племена.
Великая Болгария обладала высокой культурой и имела связи с разными странами, в том числе и с Византией — сильным и могущественным государством той эпохи.

булгарский воин

По некоторым версиям, у Кубрата было три сына. Старшего звали Батбай, среднего — Котраг, младшего — Аcпарух. Старея, Кубрат завещал сыновьям сохранить Великую Болгарию, а для этого никогда не ссориться друг с другом.
В середине VII века Кубрат умер. Похоронили его недалеко от реки Днепр в украшенном золотыми пластинами гробу, с золотым и серебряным оружием, посудой, драгоценностями.
Простых людей болгары хоронили проще — в неглубокие могилы клали горшки с пищей, некоторые орудия труда, оружие.

По легенде, Кубрат велел принести пучок веток и предложил сыновьям сломать его.
Но ни один из них не смог сделать этого.
Тогда Кубрат разобрал пучок и предложил сломать его по одной веточке. Конечно, это легко получилось. Так царь хотел показать сыновьям, что если они будут держаться вместе, то их никто не победит.

Братья не выполнили наказ отца, не стали держаться вместе, разошлись и тем самым лишили свое государство былого могущества.
Батбай со своими людьми остался на месте, как и завещал отец, и оказался в подчинении хазар. Под их же власть еще раньше попали и сувары. Всем им пришлось часть своих изделий, скота, продуктов регулярно отдавать хазарскому правителю, то есть платить дань. А царям, подчиненных хазарам племен, приходилось платить дань своими дочерьми, поставляя их в гарем хазарского кагана.
Существование Золотой Болгарии было заметным и ярким, но по меркам истории очень коротким, — всего несколько десятилетий. Древняя история булгар и сувар

ДУНАЙСКАЯ БОЛГАРИЯ
675 году младший сын Кубрата Аспарух со своими людьми ушел на запад, на реку Дунай (см. карту здесь). В этих местах жили многочисленные славянские племена. Аспарух стал их предводителем и создал на новом месте государство — Дунайскую Болгарию, которая быстро стала процветающим государством. Одно время даже гордая Византия платила ей дань.
Постепенно болгары перемешались со славянским населением, и так как славян было намного больше, почти совсем забыли свой болгарский язык.
Сейчас это современное государство Болгария. И в названии этого государства сохранено древнее имя племени Аспаруха.
Сейчас это современное государство Болгария. И в названии этого государства сохранено древнее имя племени Аспаруха. В современном болгарском языке есть слова, существующие с тех далеких времен и очень схожие с чувашскими:
Недалеко от современного болгарского села Мадара на высокой скале высечен рельеф всадника c собакой и раненым львом.
Вокруг него множество надписей, рассказывающих о царях и событиях Дунайской Болгарии того времени. Даже в полуразрушенном виде этот всадник представляет собой внушительное зрелище.

хан Котраг с булгарами на Волге

ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ
Cредний сын Кубрата Котраг в конце VII века со своими людьми «серебряными» болгарами пошел на север и остановился между реками Дон и Северский Донец. В этих местах болгары жили больше 100 лет и, как другие племена бывшей Золотой Болгарии, подчинялись Хазарскому каганату. И вероятно, часть оставшихся здесь болгар позднее вошла в состав украинского народа.
В VIII веке болгары начали постепенно уходить в места, где в Волгу впадает река Кама. И в течение IX и X веков туда сходились все новые группы болгар и других племен Хазарского каганата, в том числе и сувары, так как на это государство стали нападать кочевые племена и войска арабов.

А в Волго-Камье уже очень давно жили племена древних марийцев, мордвы и других народов. Ранее охотники и рыболовы, они теперь разводили скот и уже освоили земледелие. Было у них и металлопроизводство. И интересно, что с самого начала этим занимались только женщины. Они отливали для себя различные украшения и детали орудий труда.
Часть коренного населения после прихода болгар ушла, а часть перемешалась с пришельцами.

Переселившиеся в Волго-Камье болгарские племена постепенно объединяются. И в конце IX века (895 г.) болгарский царь Алмуш (Алмас) создает новое государство — Волжскую Болгарию.
Но волжским болгарам не удалось освободиться от власти хазар — и они продолжали платить дань хазарскому кагану. Но потом на хазар стали нападать сначала печенеги, а затем и русский князь Святослав со своими войсками. В 965 г. Хазарский каганат был разгромлен окончательно.
В Волжской Болгарии было очень много (по тем временам) городов, деревень и отдельных замков. В таких замках жили богатые владельцы земли и скота. Вокруг них селились в деревнях простые земледельцы. Они жили в полуземлянках, деревянных и глинобитных домах, последние обычно были закругленной формы. Внутри домов были подполья, а рядом с жилищами — большие ямы-зернохранилища. Дома окружались хозяйственными постройками и заборами.


В обычных болгарских городах строили жилища разных типов, и город делился как бы на две или три части. В центре города была крепость с высокими стенами и башнями, окруженная валами и рвами. Там во дворце жил болгарский царь и другая знать, их помощники и слуги. Там же располагался главный храм и склады зерна и припасов.
Вокруг крепости во внутреннем городе жили богатые купцы, священнослужители, болгарская интеллигенция — ученые, художники, писатели, врачеватели, учителя, состоятельные ремесленники — ювелиры, стеклодувы и др. Во внешнем городе жили люди среднего достатка — ремесленники (кожевники, гончары, плотники и т. д.), мелкие торговцы. Эти части города тоже окружались валами и рвами. Входы в поселения были устроены так, что неприятель, проходя по ним, поворачивался к защитникам городка правым боком, не защищенным щитом. Вокруг городов располагалось множество деревень. И в случае военной опасности их жители укрывались в городах.

До середины XII века столицей Волжской Болгарии был город Булгар, а затем — Биляр.
Горожане жили в деревянных домах с глинобитными печами с трубами. Вокруг строились хозяйственные постройки. Улицы между домами были широкими и мостились деревом и камнем. Более богатые жители имели кирпичные дома, обогревавшиеся теплым дымом, проходившим под полами комнат.
И часто в этих домах были водопроводы.
В общественные бани подавалась горячая и холодная вода. Для этого прд мостовыми был проложен водопровод из глиняных труб. На площадях города били фонтаны, были водоемы с водой.
По своей чистоте и благоустройству столица болгарского государства намного превосходила большинство европейских городов той эпохи.

После принятия мусульманства в болгарских городах стали строиться мечети — здания для поклонения аллаху и высокие башни-минареты, с которых мусульманский священник (мулла) созывал народ на молитвы. А для умерших людей из богатого сословия строили мавзолеи, которые служили уже только однои семье или роду.

Площади крупнейших городов той эпохи:
Константинополь — 1600 га.
Самарканд (с пригородом) — 1500 га.
Плиска (с пригородом) — 2800 га.
Болгар (с пригородом) — 1000 га.
Преслав (с пригорсдом) — 600 га.
Париж — 439 га.
Владимир — 160 га.
Киев (с Подолом) — 150 га.

В некоторых болгарских городах были целые кварталы, где проживали иноземцы. А для приезжающих торговцев строили большие караван-сараи (дома-гостиницы), состоявшие из нескольких построек: жилых помещений, стойл для скота, складов, обеденных помещений и т. п. Такие караван-сараи были очень нужны, так как Волжская Болгария была одним из крупнейших международных торговых центров той эпохи.
Из самых далеких стран в Болгарию привозили разнообразные товары.

Болгарские купцы везли их дальше в другие страны, а оттуда привозили нужные вещи и изделия. И в самой Болгарии специально на продажу изготавливали драгоценные украшения, оружие, доспехи, клей, кожи особой выделки и другие изделия, торговали древесиной, воском, медом, выращивали скот и хлеб.
С охотниками севера болгарские купцы вели меновую торговлю на полном доверии друг к другу. Купцы оставляли свой товар в условном месте и уезжали. Через какое-то время охотники приходили на это место, забирали понравившийся товар, оставляя взамен шкурки ценных зверей. Затем опять приезжали купцы, забирали шкурки и оставляли другой товар и т. д.


Пришедшие на Волгу болгарские племена уже обладали высокой культурой земледелия. Они высевали пшеницу, ячмень, просо, горох, полбу, чечевицу, коноплю, лен, рожь на своих землях, используя двупольную систему. Это значит, что одну часть поля засевали, а другую часть просто вспахивали, не засеивая, — она отдыхала. На другой год (или через 2—3 года) поля меняли. Землю пахали тяжелыми плугами, а для повторной обработки использовали более легкие орудия, а позднее — соху «русского типа».
Убирали хлеб серпами, косами. Мололи на ручных мельницах.
Болгары тщательно ухаживали за всходами, пропалывали их. Богатые урожаи давали возможность не только кормить себя, но и вывозить зерно на продажу в другие страны.

Далеко за пределами Болгарии славился болгарский мед. Болгары были умелыми пчеловодами. Мед собирали в дуплах деревьев, где жили пчелы. Эти деревья охраняли, дупла обустраивали.

Из домашних животных болгары держали лошадей, коров, овец, коз, птиц, собак и кошек. Лошади и коровы были крупнее местных пород. У коров хорошо были развиты рога. А овцы напоминали степных курдючных. Порода собак была близка современной лайке.
В садах и огородах болгары выращивали разные овощи и фрукты. В лесах собирали орехи, ягоды, грибы, травы. Болгары охотились на куниц, выдр, лис, белок, зайцев, лосей, оленей, медведей и других диких животных. Живущие вблизи рек ловили рыбу.

надгробные камни внутри Черной палаты - город Булгар

У болгар было высоко развито ремесло. Оно выделилось в отдельные отрасли производства, то есть мастера могли зарабатывать себе на жизнь только своим делом, и им не надо было выращивать хлеб и скот.
Ремесленники выплавляли металл, в т. ч. сталь повышенного качества и изготавливали орудия труда, разнообразные части повозок и телег, замки, гвозди, посуду, украшения, вооружение и т. д. Болгарские мастера умели делать «самозатачивающиеся» долота и ножи — между двух полос мягкого железа помещали слой из закаленной, крепкой стали. Во время эксплуатации железные полосы изнашивались быстрее, чем стальной слой, поэтому он как бы всегда выступал над поверхностью и служил режущей кромкой.

Далеко были известны болгарские мастера-ювелиры, которые изготавливали из меди, золота, серебра самые разные украшения. Из бронзы делали зеркала, одну сторону которых гладко отполировывали, а другую украшали символическими узорами.
Своеобразными ювелирными изделиями были парадные топорики и украшенные металлической ковкой замки.
Большой популярностью в Поволжье пользовалась болгарская керамика — глиняная посуда, игрушки, светильники. Они отличались прочностью и красотой. Мастера украшали их узорами и обжигали в печах.
Судя по найденным в раскопках изделиям, могли существовать и стеклоплавильные печи, где изготовляли стеклянные бусы, оконные стекла и другие предметы, но возможно, что такие мастерские лишь обрабатывали готовое стекло.

Для ручек ножей, плетей, застежек, деталей оружия и т.д. болгары использовали кость. Для ее обработки мастера применяли разные инструменты, в том числе и токарный станок.
Далеко за пределами страны славились изделия из болгарской кожи, мастера умели выделывать кожи самых разных сортов. Из нее прежде всего шили, конечно, обувь, украшали ее, путем выдавливания узоров или пришивания цветных полосок. Из кожи также изготовляли сумки, сосуды, ремни, снаряжение коня, щиты и т. п.
Болгарские мастера производили разные ткани, часто с вышивкой на них. Ткали и вязали специальными крючками ковры. Из кожи, меха, войлока и тканей шили разную одежду.

похоронный обряд древних булгар

В начале X века царь Алмуш, стараясь освободиться от хазарской зависимости, обратился к Багдадскому халифату. И в 922 году от халифа в Волжскую Болгарию прибыло посольство. Среди этих посланников был человек, написавший потом интересное сочинение о своем путешествии на Волгу. Звали его Ахмед ибн Фадлан. Многие сведения о Волжской Болгарии современные ученые узнали именно из этого сочинения.

Вот некоторые сведения, записанные Ахмед ибн Фадланом.
В июне 921 года послы Багдада направились в Бухару, чтобы поздравить нового эмира с восшествием на престол, переждали зиму и лишь весной отправились в далекую Болгарию, конечную цель своего путешествия.
...Путь посольства был трудным и опасным, например, через большие реки люди переправлялись в кожаных мешках — эти «лодки» были очень неустойчивы — и их просто сносило течением на другой берег. Встречались им не всегда дружелюбные племена с их странными обычаями, секли ливни, резкие ветра...
...Ахмед ибн Фадлана удивляло то, что царь разъезжает верхом совершенно один, без охраны. И например, когда он так приезжает на базар, то люди встают, снимают свои шапки и кладут под мышку — так они приветствуют своего царя. ...Так же посланника Багдада очень удивляло, что женщины и мужчины моются в реке вместе и при этом никто не совершает ничего непристойного. ...В Болгарии очень строго наказывали преступников. За воровство и убийство — смерть. За нечаянное убийство — человека подвешивали в заколоченном ящике, оставив ему три лепешки и кружку с водой. За прелюбодеяние и мужчину и женщину рассекали пополам и подвешивали на дерево для устрашения и строгого соблюдения традиций и законов.
...Царь Алмуш рассказал Ахмед ибн Фадлану о великане, который жил у него, и показал кости этого великана. Посланники видели многих иностранцев, приехавших в торговую Болгарию. Ахмед ибн Фадлан наблюдал похороны знатного руса. Его и умерщвленную девушку-служанку сожгли вместе с его кораблем.

Среди болгар были некоторые группы людей, верившие в аллаха, т. е. мусульмане. Царь Алмуш, желая окончательно объединить племена Волжской Болгарии и наладить отношения с могущественными мусульманскими странами, решает внедрить исламскую веру (или мусульманство). И посольство Багдадского халифата помогло ему в этом. С 922 года болгарское городское население стало верить в единого бога-аллаха и совершать все обычаи по традициям мусульманства. Но сельские жители в большинстве своем не отказались от своей старой веры и оставались язычниками. Вероятно, основная часть сувар, не захотев подчиниться власти Алмуша и принять ислам, ушла в другие места, на территорию современной Чувашии.
А в болгарских городах на смену золотым идолам язычества пришли дворцы-мечети с башнями-минаретами. Древняя болгарская письменность сменилась арабской вязью, но простые люди еще долго пользовались руническим письмом.

История Сарматии - это важнейший вопрос истории Руси. С самых первобытных времен в центре Евразии было три царства Белая Русь, Синяя Русь (или Сарматия) и Красная Русь (или Золотая Скифия). Заселены они были всегда единым народом. Да и сегодня мы имеем то же самое - Белоруссия, Россия (Сарматия) и Украина (Скифия). Булгарское царство, это одна из форм существования в начале нашей эры Синей Руси. А из нее следует выводить родословную многих народов, которые сегодня живут в разных уголках мира: татар, евреев, грузин, армян, болгар, поляков, турков, басков и, конечно, русских.

Откуда взялись булгары?
Византийские историки часто не различают булгар и гуннов. Но следует обратить внимание, что многие греческие и латинские авторы, например: Kosmas Indikopeustes, Ioannes Malalas, Georgius Pisides, Theophanes, по разному относятся к булгарам и гуннам. Это говорит о том, что их не следует совсем отождествлять.
Античные авторы называют проживавших по берегам Дуная «варваров» общим словом гунны, хотя среди них было множество различных племен. Эти племена, называемые гуннами, на самом деле имеют собственные имена. То, что греческие и латинские авторы рассматривали булгаров как гуннов, говорит о том, что булгары и другие племена гуннов были одинаковы или схожи по обычаям, языкам, расе. Наши исследования показывают, что булгары относились к арийской расе, говорили на одном из воинских русских жаргонов (варианте тюркских языков). Хотя не исключено, что в воинских коллективах гуннов присутствовали и люди монголоидного типа.
Что касается самых ранних упоминаний о булгарах, то это 354 год, «Римские хроники» неизвестного автора (Th.Mommsen Chronographus Anni CCCLIV, MAN, AA, IX, Liber Generations,), а также труд Moise de Khorene. Согласно этим записям уже до того, как в середине IV века гунны появились в Европе, на Северном Кавказе наблюдалось присутствие булгар. Во 2-й пол. IV века какая-то часть булгар проникла в Армению. Исходя из этого можно решить, что булгары вовсе не гунны. По нашей версии гунны - это религиозно-военное образование, по типу сегодняшних талибов Афганистана. С той лишь разницей, что это явление возникло тогда в арийских ведийских монастырях Сарматии на берегах Волги, Северной Двины и Дона.

Синяя Русь (или Сарматия) после многочисленных периодов упадка и рассвета, в четвертом веке нашей эры начала новое перерождение в Великую Булгарию, которая занимала территорию от Кавказа до Северного Урала. Так что появление булгар в середине IV века в регионе Северного Кавказа более чем возможно. А причина того, что их не называли гуннами очевидно в том, что в то время булгары сами себя не называли гуннами, и западные люди, естественно, не могли использовать слово «гунны» для общего обозначения пришедших с востока народов. Гуннами называли себя определенное сословие военных-монахов, которые были хранителями особой ведийской философии и религии, знатоками боевых искусств и носителями особого кодекса чести, который позднее лег в основу кодекса чести рыцарских орденов Европы. Но так как все гуннские племена пришли в Европу по одному пути, очевидно, что они пришли не одновременно, а поочередно, партиями. Появление гуннов - это закономерный процесс, реакция на деградацию античного мира. Как сегодня талибы являются ответом на процессы деградации западного мира, так в начале эры гунны стали ответом на разложение Рима и Византии. Похоже, что этот процесс является объективной закономерностью развития социальных систем.
Некоторые считают, что работам Paulus Diaconus, Historia Langobardorum можно верить. Это значит, что в начале V века на северо-западе Карпатского региона между булгарами (Vulgars) и Langobards дважды возникали войны. В то время все Карпаты и Паннония были под властью гуннов. Но это свидетельствует, что булгары были частью союза гуннских племен и что они вместе с гуннами пришли в Европу. Карпатские Vulgars начала V века - это те же булгары с Кавказа середины IV века. Родина этих булгар - Поволжье, реки Кама и Дон. Собственно булгары - это осколки Гуннской империи, в свое время уничтожившей античный мир, которые остались в степях Руси. Большинство из «людей длинной воли», религиозных воинов, которые формировали непобедимый религиозный дух гуннов, ушли на Запад и после возникновения средневековой Европы растворились в рыцарских замках и орденах. Но породившие их общины остались на берегах Дона и Днепра.
К концу V века известны два основных булгарских племени: кутригуры и утигуры. Последние расселяются по берегам Азовского моря в районе Таманского полуостроваа. Кутригуры жили между изгибом нижнего Днепра и Азовским морем, контролируя степи Крыма вплоть до стен греческих городов.

Они периодически (в союзе со славянскими племенами) совершают набеги на границы Византийской империи. Так, в 539-540 годах булгары проводят рейды по Фракии и по Иллирии до Адриатического моря. В то же время много булгар поступает на службу к императору Византии. В 537 году отряд булгар сражается на стороне осажденного Рима с готами. Известны и случаи вражды между племенами булгар, которую умело разжигала византийская дипломатия.
Около 558 года булгары (в основном кутригуры) под предводительством хана Забергана вторгаются во Фракию и Македонию, подходят к стенам Константинополя. И только ценой больших усилий византийцы остановили Забергана. Булгары возвращаются в степи. Главная причина - известия о появлении к востоку от Дона неизвестной воинственной орды. Это были авары хана Баяна.
Византийские дипломаты незамедлительно используют авар для борьбы против булгар. Новым союзникам предлагаются деньги и земли для поселений. Хотя аварская армия насчитывает всего около 20 тыс. всадников, она несет собой все тот же непобедимый дух ведийских монастырей и, естественно, оказывается сильнее многочисленных булгар. Этому способствует и то, что вслед за ними движется еще одна орда, теперь тюрков. Первыми подвергаются нападению утигуры, затем авары пересекают Дон и вторгаются в земли кутригуров. Хан Заберган становится вассалом кагана Баяна. Дальнейшая судьба кутригуров тесно связана с аварами.
В 566 году передовые отряды тюрков достигают берегов Черного моря в районе устья Кубани. Утигуры признают над собой власть тюркского кагана Истеми.
Объединив войско, они захватывают самую древнюю столицу античного мира Боспор на берегу Керченского пролива, а в 581году появляются под стенами Херсонеса.

Возрождение под знаком Христа
После ухода войска авар в Паннонию и начала междуусобиц в Тюркском каганате, булгарские племена вновь объединились под властью хана Кубрата. Станция Курбатово в Воронежской области - это древняя ставка легендарного хана. Этот правитель, возглавлявший племя Онногуров, в детстве воспитывался при императорском дворе в Константинополе и в 12 лет был крещен. В 632 году он провозгласил независимость от авар и встал во главе объединения, получившего в византийских источниках название Великая Болгария.
Она занимала юг современной Украины и России от Днепра до Кубани. В 634-641 годах христианский хан Кубрат заключил союз с византийским императором Ираклием.

Возникновение Болгарии и расселение булгар по миру
Однако после смерти Кубрата (665 год) империя распалась, поскольку была разделена между его сыновьями. Старший сын Батбаян стал жить в Приазовье в статусе данника хазар. Другой сын - Котраг - переселился на правобережье Дона и тоже попал под власть евреев из Хазарии. Третий сын - Аспарух - под хазарским давлением ушел на Дунай, где, подчинив славянское население, положил начало современной Болгарии.
В 865 году болгарский хан Борис принял христианство. Смешение булгар со славянами привело к возникновению современных болгар.

Еще двое сыновей Кубрата - Кувер (Кубер) и Альцеком (Алцеком) ушли в Паннонию к аварам. В период образования Дунайской Болгарии Кувер поднял мятеж и перешел на сторону Византии, поселившись в Македонии. Впоследствии эта группа вошла в состав дунайских болгар. Другая группа во главе с Альцеком вмешалась в борьбу за престолонаследие в Аварском каганате, после чего была вынуждена бежать и просить убежища у франкского короля Дагоберта (629-639 гг.) в Баварии, а потом поселиться в Италии близ Равенны.
Большая группа булгар вернулась на свою историческую родину Поволжье и Прикамье, откуда их предков в свое время унес вихрь пассионарного порыва гуннов. Впрочем население, которое они здесь встретили, мало чем отличалось от них самих.

В конце VIII в. булгарские племена на Средней Волге создали государство Волжскую Болгарию. На основе этих племен впоследствии возникло Казанское ханство.
В 922 г. правитель волжских булгар Альмус принял ислам. К тому времени жизнь в ведийских монастырях, когда-то расположенных в этих местах, практически угасла. Потомками волжских булгар, в формировании которых приняли участие ряд других тюркских и угро-финнских племен, являются чуваши и казанские татары. Ислам с самого начала укрепился только в городах. Сын царя Альмуса отправился в паломничество в Мекку, и заехал в Багдад. После этого возник союз между Булгарией с Багдадом.
Подданные Булгарии платили царю подать лошадьми, кожами и др. Существовала таможня. В царскую казну поступала и пошлина (десятая часть товаров) с купеческих судов. Из царей Булгарии арабские писатели упоминают только Силка и Альмуса; на монетах Френу удалось прочесть еще три имени: Ахмед, Талеб и Мумен. Самая древняя из них, с именем царя Талеба, относится к 338 г.
Кроме того, византийско-русские договоры X в. упоминают орду черных болгар, живших около Крыма.

Волжская Булгария
Булгария Волжско-Камская, государство волжско-камских, финно-угорских народов в X-XV вв. Столицы: город Булгар, а с XII в. город Биляр. К X веку Сарматия (Синяя Русь) была разделена на два каганата: Северную Булгарию и южную Хазарию.
Самые крупные города - Болгар и Биляр - по площади и населенности превосходили Лондон, Париж, Киев, Новгород, Владимир того времени.
Булгария сыграла важную роль в процессе этногенеза современных казанских татар, чувашей, мордвы, удмуртов, мари и коми.

Булгарии ко времени становления булгарского государства (нач. X в.) , центром которого стал город Булгар (ныне с. Болгары Татарии) былb в зависимости от Хазарского каганата, управляемого иудеями.
Булгарский царь Альмус обратился за поддержкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государственной религии. Распад Хазарского каганата после его разгрома русским князем Святославом I Игоревичем в 965 году закрепил фактическую независимость Булгарии.

Булгария становится самым сильным государством в Синей Руси, Пересечение торговых путей и обилие черноземов - в отсутствии войн делало этот край процветающим. Булгария стала центром производства. Отсюда вывозилась пшеница, меха, скот, рыб, мед, изделия ремесел (шапки, сапоги, известные на Востоке как «булгари», кожи). Но основной доход приносил торговый транзит между Востоком и Западом. Здесь с X в. чеканилась собственная монета - дирхем.
Помимо Булгара, были известны и другие города, такие, как Сувар, Биляр, Ошель и др.
Города были мощными крепостями. Было множество укрепленных усадеб булгарской знати.
Грамотность среди населения была повсеместной. В Булгарии живут юристы, богословы, медики, историки, астрономы. Поэтом Кул-Гали была создана поэма «Кысса и Йусуф», широко известная в тюркской литературе своего времени. После принятия ислама в 986 году некоторые булгарские проповедники посетили Киев и Ладогу предлагали великому русскому князю Владимиру I Святославичу принять ислам. Русские летописи с Х века и различают булгар: волжских, серебреных или нукратских (по Каме), тимтюзей, черемшанских и хвалисских.
Естественно велась непрерывная борьба за лидерство на Руси. Столкновения с князьями из Белой Руси и Киева было обычным делом. В 969 г. они подверглись нападению русского князя Святослава, который разорил их земли, по сказанию араба Ибн Хаукаля, в отмщение за то, что они в 913 году помогали хазарам уничтожить дружину русских, предпринявших поход на южные берега Каспийского моря. В 985 князь Владимир тоже совершил поход на Булгарию. В XII веке с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, стремившегося распространить свое влияние в Поволжье, борьба между двумя частями Руси обострилась. Военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу вглубь страны - в город Биляр (ныне с. Билярск Татарии). Но и булгарские князья не оставались в долгу. Булгарам удалось в 1219 году захватить и разграбить город Устюг на Северной Двине. Это была принципиальная победа, - так как здесь с самых первобытных времен находились древние библиотеки ведийских книг и древние монастыри, покровительствуемые, как считали древние, богом Гермесом. Именно в этих монастырях были скрыты знания о древнейшей истории мира. Вероятнее всего именно в них возникло военно-религиозное сословие гуннов и был выработан свод законов рыцарской чести. Однако князья Белой Руси вскоре отомстили за поражение. В 1220 году русскими дружинами был взят Ошель и др. камские города. Лишь богатый откуп предотвратил разорениt столицы. После этого установился мир, подтвержденный в 1229 обменом военнопленных. Военные столкновения между Белыми Русами и Булгарами случались в 985, 1088, 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и 1236 годах. Булгары во время вторжений доходили до Мурома (1088 и 1184 гг.) и Устюга (1218 г.). При этом во все трех частях Руси проживал единый народ, зачастую говорящий на наречьях одного языка и происходящий от общих предков. Это не могло не накладывать отпечаток на характер отношений между братскими народами. Так русский летописец сохранил под 1024 годом известие о том, что в этом году в Суздале свирепствовал голод и что Булгары снабдили русских большим количеством хлеба.

Потеря независимости
В 1223 году ордынцы Чингисхана, пришедшие из глубины Евразии, разгромили на юге рать Красной Руси (киевско-половецкое войско) в битве на Калке, но на обратном пути были сильно потрепаны булгарами. Известно, что Чингисхан, когда еще был обычным пастухом, повстречался с булгарским буяном, бродячим философом из Синей Руси, который предрек ему великую судьбу. Похоже, что он передал Чингисхану ту же самую философию и религию, которая в свое время породила Гуннов. Теперь возникла новая Орда. Это явление возникает в Евразии с завидной регулярностью, как ответ на деградацию общественного уклада. И всякий раз, через разрушение, оно порождает новую жизнь Руси и Европы.

В 1229 и 1232 годах булгарам удается вновь отразить набеги ордынцев. В 1236 внук Чингисхана Батый начинает новый поход на Запад. Весной 1236 года ордынский хан Субутай взял столицу Булгар Осенью того же года Биляр и другие города Синей Руси были разорены. Булгария была вынуждена покориться; но едва ордынское войско ушло, булгары вышли из союза. Тогда хан Субутай в 1240 году вынужден был вторично вторгаться, сопровождая поход кровопролитием и разорением.
В 1243 году Батый основал в Поволжье государство Золотая Орда, одной из провинций которого стала Булгария. Она пользовалась некоторой автономией, ее князья стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды.
Прекращение войны помогло возродить экономику. Наивысшего расцвета в этом регионе Руси она достигла в первой половине XIV в. К этому времени ислам утвердился в качестве государственной религии Золотой Орды. Город Булгар становится резиденцией хана. Булгар привлекал множеством дворцов, мечетей, караван-сараев. Здесь были общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод. Здесь первыми в Европе освоили плавку чугуна. Украшения, керамика из этих мест продавались в средневековой Европе и Азии.

Гибель Волжской Булгарии
С середины XIV в. начинается борьба за ханский престол, усиливаются сепаратистские тенденции. В 1361 году князь Булат-Темир отторг от Золотой Орды обширную территорию в Поволжье, включая Булгарию. Ханам Золотой Орды лишь на короткое время удается вновь объединить государство, где повсюду идет процесс дробления и обособления. Булгария распадается на два фактически самостоятельных княжества - Булгарское и Жукотинское с центром в городе Жукотин. После начала междуусобиц в Золотой Орде в 1359 году войско Новгородцев овладела Булгарским городом Жукотиным. Особенно много пострадала Булгария от русских князей Дмитрия Иоанновича и Василия Дмитриевича, которые овладевали городами Булгарии и ставили в них своих «таможенников».
Во второй половине XIV - начале XV века Булгария испытывает на себе постоянное военное давление Белой Руси. Окончательно Булгария потеряла самостоятельность в 1431 году, когда московское войско князя Федора Пестрого завоевало южные земли, которые перешли в подчинение Москвы. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых являлась Казань. Именно на базе этих земель началось формирование в Среднем Поволжье Казанского ханства и перерождение этноса древних жителей Синей Руси (а еще раньше арийцев страны семи огней и лунных культов) в казанских татар. В это время Булгария уже окончательно подпала под власть русских царей, но когда именно - сказать нельзя; по всей вероятности, это произошло при Иоанне Грозном, одновременно с падением Казани в 1552 г. Однако титул «государя Болгарии» носил еще его дед, Иоанн III.
Смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря. Князь Святослав - самый выдающийся полководец Древней Руси. Русские летописи посвящают ему, его походам удивительно возвышенные слова. В них он предстает как истинный русский витязь - бесстрашный в бою, неутомимый в походах, искренний с врагами, верный раз данному слову, простой в быту.
С пяти лет князь Святослав на боевом коне и, как положено князю, первым начинает бой с врагом. «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мясо, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас итти» ([I], с. 244).
Первые свои походы князь Святослав предпринимает к вятичам и против Хазарии.
В 964 г. князь Святослав «идя на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичем: «Кому дань даете?» Они же реша: «Козаром по щьлягу от рола даем».
В 965 г. «идя Святослав на козары; слышавше же козари, изидоша противу с князем своим Каганом, и сыпупишася битися, и бывши брани, одоле Святослав козаром и град их и Белу Вежю взя. И ясы победи и косогы» ([I], с. 47).
После похода Святослава Хазария прекращает свое существование. Готовя наступление на Хазарию, Святослав отверг фронтальный натиск через волго-донское междуречье и предпринял грандиозный обходной маневр. Прежде всего князь двинулся на север и покорил зависимые от каганата земли славянского племени вятичей, выведя их из зоны хазарского влияния. Перетащив ладьи из Десны на Оку, княжеская дружина поплыла по Волге.
Хазары не ожидали удара с севера. Они были дезорганизованы подобным маневром и не смогли организовать серьезную оборону. Достигнув хазарской столицы - Итиля, Святослав атаковал пытавшееся спасти ее войско кагана и в жестокой битве разбил его. Далее киевский князь предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разгромил опорный пункт хазар - крепость Семендер. Во время этого похода Святослав покорил племена касогов и основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество.
После этого дружина Святослава двинулась к Дону, где взяла штурмом и разрушила восточный хазарский форпост - крепость Саркел. Таким образом Святослав, совершив беспрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, Волге и Северном Кавказе. Одновременно он создал базу для влияния на Северном Кавказе -Тмутараканское княжество. Эти походы сокрушили мощь Хазарского каганата, который прекратил свое существование на рубеже X-XI вв. В результате походов Святослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток.