Шумовое загрязнение жилой среды. Шумовое загрязнение окружающей среды

Высокий уровень шума окружающей среды – это звуковой бич сегодняшнего времени. Эта проблема стоит рядом с загрязнением почвы, воздуха, воды. Уровень шумового загрязнения в последнее время сильно увеличился, негативно действуя на состояние здоровья человека, а также флору и фауну. Что это такое? Как избежать его негативного воздействия?

Шумовое загрязнение – проблема современности

Высокий уровень шума - это вид физического загрязнения, который характеризуется следующими особенностями:

  • повышенная степень шумов в определенном месте;
  • искаженные звуковые характеристики - повторяемость, сила звука и прочие.

Практически каждый источник шума, который не имеет природного происхождения, может рассматриваться в качестве антропогенного шумового загрязнения. Это не просто безобидная неприятность, а проблема более глубокого масштаба. Недавние исследования британских ученых дали неутешительный результат - они выявили, что длительное действие шума негативным образом сказывается на человеческом организме, уменьшая продолжительность жизни примерно на 8-10 лет. Контролируется уровень воздействия шума на предприятиях с помощью специальных процедур, таких как и .

Действие шумового загрязнения на организм человека

Самыми опасными шумами являются те, к которым человечество привыкло в повседневной жизни и не замечает их. Это незначительные звуки бытовой техники, компьютеров, ноутбуков, факсов, принтеров и так далее.

Последствия избыточного уровня шума для здоровья человека разрушительны. Появляются неврологические заболевания, головокружение, усиливается утомляемость, раздражительность, рассеянность. Повышенный уровень шума негативным образом сказывается на слухе человека, понижая его чувствительность. Также могут возникнуть проблемы с сердцем, печенью. Однако больше всего истощается нервная система.

Действие шумового загрязнения на флору и фауну

Шумовой дискомфорт плохо сказывается также на животных и растениях. Его источники в окружающей среде – это , троллейбусы, компрессоры и многое другое. Приемлемый уровень шума колеблется в пределах 30-60 дБ, однако на самом деле показатели часто превышают эти цифры, достигая 100 дБ.

Многочисленными испытаниями установлено, что растения, которые подвержены постоянному влиянию шума, засыхают. Причина их гибели – это выделения листьями слишком большого количества влаги. Происходит это потому, что шумовое загрязнение превышает допустимый барьер. Так, деревья в больших городах живут значительно меньше, а пчелы при звуке реактивного двигателя утрачивают способность ориентироваться в пространстве.

Как предотвратить негативное воздействие шумового загрязнения

Сегодня уровень шума в том или ином месте легко измерить с помощью специальных приборов и техники. Многочисленные экологические исследования позволяют с высокой точностью определить, насколько безопасная определенная местность. Так, шум в 15 дБ - это комфортный для человеческого организма уровень, а допустимый рубеж составляет в дневное время 55 дБ.

Прибор для измерения уровня шума

Расчет стоимости проведения производственного контроля в Вашей организации:

Название организации*

Контактное лицо*

Телефон с кодом города*

Шумовое (акустическое) загрязнение - раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Раздражающие шумы существуют и в природе (абиотические и биотические), однако считать загрязнением их неверно, поскольку живые организмы адаптировались к ним в процессе эволюции.

Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства - автомобили, железнодорожные поезда и самолёты.

В городах уровень шумового загрязнения в жилых районах может быть сильно увеличен за счёт неправильного городского планирования (например, расположение аэропорта в черте города).

Помимо транспорта (60÷80 % шумового загрязнения) другими важными источниками шумового загрязнения в городах являются промышленные предприятия, строительные и ремонтные работы, автомобильная сигнализация, собачий лай, шумные люди и т. д. Источником шума является бытовая и офисная техника.

Шумовое загрязнение быстро вызывает нарушение естественного баланса в экосистемах. Шумовое загрязнение может приводить к нарушению ориентирования в пространстве, общения, поиска пищи и т. д. В связи с этим некоторые животные начинают издавать более громкие звуки, из-за чего они сами будут становиться в роли вторичных звуковых загрязнителей, ещё сильнее нарушая равновесие в экосистеме.

Одними из самых известных случаев ущерба, наносимых шумовым загрязнением природе, являются многочисленные случаи, когда дельфины и киты выбрасывались на берег, теряя ориентацию из-за громких звуков военных гидролокаторов (сонаров).

При длительном воздействии интенсивных шумов происходит расстройство нервной и эндокринной систем, сосудистого тонуса, желудочно-кишечного тракта, развивается тугоухость, нарушается функция вестибулярного аппарата.

Мероприятия по защите окружающей среды от шумового загрязнения.

Всемирная организация здравоохранения, учитывая глобальный характер шумового загрязнения окружающей среды, разработала долгосрочную программу по снижению шума в городах и населенных пунктах мира. В России защита от шумового воздействия регламентируется Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002) (ст. 55), а также постановлениями правительства о мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах. Защита от шумового воздействия - очень сложная проблема и для ее решения необходим комплекс мер: законодательных, технико-технологических, градостроительных, архитектурно - планировочных, организационных и др. Для защиты населения от вредного влияния шума нормативно - законодательными актами регламентируется его интенсивность, время действия и другие параметры. Госстандартом установлены единые санитарно-гигиенические нормы и правила по ограничению шума на предприятиях, в городах и других населенных пунктах. В основу норм положены такие уровни шумового воздействия, действие которых в течение длительного времени не вызывает неблагоприятных изменений в организме человека, а именно: 40 дБ днем и 30 - ночью. Допустимые уровни транспортного шума установлены в пределах 84- 92 дБ и со временем будут снижаться.



Технико-технологические меры сводятся к шумозащите, под которой понимают комплексные технические меры по снижению шума на производстве (установка звукоизолирующих кожухов станков, звукопоглощение и др.), на транспорте (глушители выбросов, замена колодочных тормозов на дисковые, шумопоглощающий асфальт и др.).

На градостроительном уровне защита от шумового воздействия может быть достигнута следующими мероприятиями:

Зонированием с выносом источников шумов за пределы застройки;

Организацией транспортной сети, исключающей прохождение шумных магистралей через районы жилой застройки;

Удалением источников шума и устройством защитных зон вокруг и вдоль источников шумового воздействия и организация зеленых насаждений;

Прокладкой магистралей в туннелях, устройством шумозащитных насыпей и других поглощающих шум препятствий на путях распространения шума (экраны, выемки);

Определенный вклад в защиту среды от шумового воздействия вносит запрещение звуковых сигналов автотранспорта, авиаполетов над городом, ограничение (или запрещение) взлетов и посадок самолетов в ночное время и другие организационные меры.

Однако указанные меры вряд ли дадут должный экологический эффект, если не будет понято главное: защита от шумового воздействия - проблема не только техническая, но и социальная.

Классификация промышленных выбросов.

Ввиду многообразия спектров защиты атмосферы, единой, тем более официальной классификации летучих промышленных выбросов не существует.

С точки зрения роли и значимости выбросов в процессе очистки принята следующая классификация, выбросы можно разделить на 2 типа:

Парогазовые

Смесь паров или газов не несущая в себе твердых или жидких взвешенных частиц. Эту группу разделяют на 2 подгруппы.

1а) Выбросы не подлежащие очистке, либо по причине их безвредности, либо из соображения экономической целесообразности рассеивание через трубы, либо из за полного отсутствия технической возможности очистки в данный период времени, последнее может быть допустимо только временно.

1б) Выбросы подлежащие очистке. Газообразные, парообразные вещества содержащиеся в промышленных газовых выхлопах гораздо более многочисленно по сравнению с аэрозолями, к ней относятся кислоты, галогены и галоген-производные, газообразные оксиды, альдегиды, кетоны, спирты, углеводороды, амины, нитросоединения, пары металла, перидины, меркоптаны и многие другие компоненты газообразных промышленных выбросов.

Аэрозольные

Смесь газов или паров несущие твердые или жидкие взвешенные частицы, к ним относятся дым, туманы, пыль или смоги. В этой группе можно выделить следующие подгруппы.

2а) Аэрозоли в которых дисперсная фаза подлежит улавливанию, а парогазовая т.е. дисперсная относится к подгруппе 1а и при этом не оказывает влияния на работу газоочистной установки, т.е. является нейтральной в процессе очистки.

2б) Аэрозоли в которых дисперсная фаза подлежит улавливанию, а парогазовая относясь к подгруппе 1а, оказывает в тоже время влияние на ход очистки. Например ничтожное содержание диоксида серы в газе, не требует его улавливания, но внутри тракта газоочистки может образовываться кислый конденсат вызывающий коррозию.

2в) Аэрозоли в которых дисперсная фаза подлежит улавливанию, а парогазовая относится к подгруппе 1б. В этом случае требуется либо комбинированная очистка в одном аппарате, либо комбинация последовательно расположенных аппаратов для селективного улавливания дисперсной фазы и вредных примесей дисперсионной среды.

2г) Аэрозоли у которых дисперсионная среда относится к подгруппе 1б, а дисперсная фаза улавливанию не подлежит, например из за низкой концентрации, и в тоже время не оказывает влияния на процесс очистки.

2д) Аэрозоли у которых дисперсионная среда относится к подгруппе 1б, а дисперсная фаза улавливанию не подлежит, однако может оказывать влияние не процесс очистки, например постепенно загрязняя жидкий или твердый сорбент, поглотитель.

2е) Аэрозоли у которых дисперсионная среда относится к подгруппе 1а, а дисперсионная фаза к 2д или 2г. Такой аэрозоль не нуждается в очистке.

Вместе с развитием научно-технического прогресса, человек стал не только более интенсивно и агрессивно вмешиваться в природу. Он «изобрел» новый тип — шумовое загрязнение окружающей среды. До недавнего времени невиданный, который в первую очередь воздействует на здоровье самого человека, то есть на создателя источников такого загрязнения. Шумы и ранее присутствовали в природе: плеск волн, пение птиц, стук дятла, рык хищника, раскат грома, извержение вулкана и многое другое. Но это существовало в природе не одну тысячу или миллион лет. Конечно, они имеют влияние на соответствующие органы живых существ, вызывают у них эмоции. К ним животный мир адаптировался. Частоты в диапазоне от 3000 до 5000 Гц имеют наибольшее раздражающее воздействие, а постоянный — более 90 дБ — может вызвать потерю слуха. Звук в 110 дБ вызывает опьянение, подобное алкогольному или наркотическому, а в 145 дБ и барабанные перепонки человека не выдержат и лопнут.

История борьбы шумом

Неслучайно с древнейших и, даже античных времен устанавливались различные запреты на действия, порождающие громкие или раздражающие звуки. История человечества знает времена, когда они были орудием пытки, средством казни. В Ветхом Завете Библии есть повествование о том, как с помощью звуков, издаваемых трубами, были разрушены неприступные стены города. Когда-то люди страдали от шагов ночной стражи, езды карет по мостовым, от криков в трактирах, харчевнях и при семейных ссорах и ударов оружия в поединках. Возможно, что шум, заставил одеть на колесо телег и карет каучуковые шины. С 1954 года и по настоящее время правилами дорожного движения запрещена в городах подача звуковых сигналов транспортными средствами. Тем не менее полная тишина может также негативно влиять на самочувствие человека, вызвать стресс. В то время как звуки определенной амплитуды, вызовут прилив работоспособности и умственной деятельности. Считается, что воздействие неприродных звуков на животных приводит к потере у них ориентации в пространстве. Например, китов и дельфинов. Но это лишь версия.

Виды и характеристики

В РФ существуют ГОСТы и санитарные нормы, регламентирующие предельно допустимые уровни (ПДУ) шума для различных мест. Так ПДУ для городских автодорог составляет 40 дБ, а автомагистралей – 70 дБ. Вот некоторые известные источники: шорох листьев – 10 дБ, уличный шум – 55 дБ, легковой автомобиль – 77 дБ, токарный станок – 90 дБ, металлургический завод – 99 дБ, железнодорожный и воздушный транспорт – 100 дБ, компрессорная станция – 100 дБ, дисковая пила – 105 дБ, реактивный двигатель – 120 дБ, клепка и рубка стали, а также болевой порог – 130 дБ. Можно ли сказать, что человек адаптируется к техногенным шумам. Перестает их замечать и потому они не так влияют на его здоровье. Он неприятен для каждого человека индивидуально, но есть звуки, влияющие на организм в целом. Они вызывают головокружение, онемение конечностей, заболевание сосудов и суставов. Источниками его могут быть работа механизмов, удары, аэродинамические явления и взрывы. Интенсивность его измеряют в децибелах (дБ). Чувствительность, обычная, уха 0 дБ, а интенсивность в 130 дБ вызовет боль. Воспринимает человек звук аппаратом слухового нерва, расположенным во внутреннем ухе, по двум характеристикам — высоте или частоте и громкости или интенсивности. Нижняя частота воспринимается на уровне 16 Гц, верхняя от 6 Гц до 20 Гц. Шум может мешать, возбуждать центральную и вегетативную нервную систему, влиять на работоспособность и вызывать заболевания. Их делят на низкочастотные – до 350 Гц, среднечастотные – до 800 Гц и высокочастотные выше 800 Гц. Высокие частоты оказывают более негативное влияние на слух. Кроме этого, органы слуха человека воспринимают инфра- и ультразвуковые колебания. Так что это такое, и причем тут загрязнение?

Звук и шум, последствия их воздействия

Звук явление физическое и представляет собой распространение механических колебаний. Он воспринимается органами чувств живых организмов. Шум – это совокупность звуковых колебаний, различных по времени, амплитуде, мощности и источнику происхождения. Считается, что колебания эти беспорядочные, а изменения в них случайные. А если они будут упорядочены и регулируемы? Это будет уже не шум? А что? Шумовым или акустическим считается такой вид загрязнения, который нарушает жизнедеятельность организмов, путем воздействия колебаниями разной частоты и мощности на органы чувств и нервную систему и причиняющие вред здоровью. Звуковые колебания, возникшие как побочный эффект от функционирования созданных человеком приборов и агрегатов, непродолжительны, исчезают после окончания существования источника, не вызывающее каких-либо последствий для окружающей среды и воздействующее лишь на живые организмы, в первую очередь на человека называется шумовым… Чем? Загрязнением? Загрязнение – это увеличение концентрации существующих, привнесение или возникновение новых физических, химических, биологических и других элементов в среде. Последствиями чего могут быть изменения ее состава или свойств, в том числе негативные. Шумовое загрязнение окружающей среды, как и радиоактивное и радиационное, относят к физическим. Но загрязнение ли это? Какой вид окружающей природной среды он загрязняет? Могут ли звуковые колебания изменить состав, структуру или свойства земли, воды или воздуха? Существующие источники шума такие последствия причинить не могут. Не напоминает ли нам это другое известное определение? А именно — устройство или предмет, предназначенный для поражения живой силы и иных целей, то есть для причинения вреда здоровью и лишению жизни человека.

Это определение оружия

Так, к чему больше можно отнести шум, с учетом его источников, направлению и виду воздействия, его последствиям и объекту причинения вреда? В этом аспекте шум не может являться предметом исследования экологии и регулироваться природоохранным законодательством. Но все это о человеке, который сам в нем и виноват. Сам создает шум и сам же страдает от этого.

Видео — «Стиль жизни»: шум

С каждым годом шумовое загрязнение больших городов непрерывно растет. Основными источниками шума выступают авто, авиа- и железнодорожный транспорт, производственные предприятия. 80% от общего шума приходится на автотранспорт.

Нормальным шумовым фоном принято считать звуки в двадцать — тридцать децибел. Допустимым для восприятия человеком считается звуковой фон около 80 децибел. Шумы в 140 децибел вызывает у людей болевые ощущения. А при звуке громкостью свыше 190 децибел начинают рушиться металлические конструкции.

Влияние шума на здоровье

Сложно переоценить воздействие шума на состояние здоровья людей. Шумы угнетают нервную систему, мешают сосредоточению, утомляют, вызывают раздражительность. Постоянное нахождение в зоне шумового загрязнения приводит к нарушениям сна и ухудшению слуха. Шумовые воздействия могут вызывать даже психические расстройства.

Величина воздействия шума различна для каждого человека. В группе максимального риска находятся дети, пожилые, люди, страдающие хроническими заболеваниями, жители круглосуточно оживленных районов города, проживающие в зданиях без звуковой изоляции.

При длительном пребывании на оживленных проспектах, где уровень шума составляет порядка 60 дБ, например, стоя в пробке, у человека может нарушаться сердечно-сосудистая деятельность.

Защита от шума

Для защиты населения от шумового загрязнения ВОЗ рекомендует ряд мер. Среди них — запрет на проведение строительных работ в ночное время. Еще один запрет по версии ВОЗ должен касаться громкой работы любых акустических устройств, как в домашних условиях, так и в автомобилях и общественных заведениях, расположенных невдалеке от жилых построек.
С шумом нужно и можно бороться!

К способам противостояния шумовому загрязнению относятся акустические экраны, в последнее время широко применяемые рядом с магистралями, особенно это касается территории Москвы и области. Мягкий асфальт и электромобили, к сожалению пока недостаточно распространенные, также относятся к способам борьбы с акустическим загрязнением городов. К этому списку можно добавить звукоизолирующую изоляцию квартирных строений и озеленение площадей городов.

Законодательные акты в сфере борьбы с шумом

В России время от времени появляются интересные исследования проблемы шума в населенных пунктах городского типа, но на федеральном, региональном и муниципальном уровнях пока нет принятых нормативно-правовых актов специального назначения по борьбе с шумовым загрязнением. На сегодняшний день в законодательстве РФ есть только отдельные положения о защите окружающей среды от шума и защите человека от его вредного воздействия.

Во многих странах Европы. Америки и Азии есть специальные законы. Пора бы настать и нашей очереди. В РФ надлежит принять специальный закон и подзаконные акты о шуме и экономических инструментах борьбы с ним.

Противостоять шуму возможно и сейчас

Если у жителей дома возникает понимание, что шумовой фон и вибрации превышают предельно допустимый уровень (ПДУ), они могут обратиться в Роспотребнадзор с претензией и просьбой проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы места жительства. Если по результатам проверки будет установлено повышение ПДУ, нарушителю будет предложено обеспечить работу технического оборудования (если именно им было вызвано превышение) в соответствии с нормативами.

Есть возможность обратиться в региональные и местные администрации населенных пунктов с требованием шумозащитной реконструкции постройки. Задачи по борьбе со звуковым загрязнением среды могут быть решены и на уровне отдельных предприятий. Так антиакустические системы строятся рядом с линиями железных дорог, вблизи от промышленных объектов (например, силовых энергетических установок) и оберегают жилые и парковые зоны города.

Шумовое загрязнение - превышение естественного уровня шумового фона или ненормальное изменение звуковых характеристик: периодичности, силы звука и пр. Шумовое загрязнение приводит к повышенной утомляемости человека и животных, понижению производительности труда, физическим и нервным заболеваниям.

Таким образом, шумовое загрязнение это раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства — автомобили, железнодорожные поезда и самолёты.

Из Госдоклада "О состоянии окружающей среды в Москве в 2010 году"

Основными источниками шума на территории города являются:

  • автотранспортные потоки улично-дорожной сети города;
  • железнодорожный транспорт;
  • наземные линии метро;
  • авиатранспорт аэропортов (Внуково, Шереметьево, Домодедово, в меньшей мере Остафьево) Московского авиаузла;
  • промышленные предприятия;
  • коммунально-складские объекты;
  • объекты электро- и теплоэнергетики;
  • строительная техника (особенно в случае ведения работ в ночное время);
  • инженерное оборудование зданий, сооружений, жилых домов;
  • шумы «бытового происхождения»;
  • шум громкоговорителей и др.

По экспертным оценкам до 70% территории города Москвы подвержены сверхнормативному шуму от различных источников. Нормативные уровни шума достигаются в глубине жилых массивов и лесопарковых зон.

Величина превышений доходит до следующих значений:

  • 20-25 дБА на территориях вблизи автотрасс16:
  • до 30-35 дБА для квартир жилых домов, обращенных в сторону крупных автотрасс (без шумозащитного остекления);
  • до 10-20 дБА вблизи железных дорог при движении поездов;
  • до 8-10 дБА на территориях, подверженных периодическому воздействию авиашума17;
  • до 30 дБА при несоблюдении установленных требований при ведении строительных работ в ночные часы.

В связи с объективным развитием города, ростом объёмов и темпов строительства, развитием транспортного комплекса будут появляться новые источники шума, шумовые характеристики существующих источников шума - возрастать. Так, например, тенденции последних лет является снижение различий между уровнями шума в дневное и ночное время на территории города, прилегающих к автотрассам. Шумовые характеристики большинства магистралей городского значения незначительно меняются в течение суток (за исключением периода с 3 до 5 часов утра) за счёт того, что в ночное время снижение количества автотранспорта компенсируется ростом скорости транспортного потока.

Наблюдаемая в городе ситуация требует применения адекватных мер “компенсационного” характера и разработки специальных шумозащитных мероприятий в зонах наличия сверхнормативных показателей по шуму.

Для снижения сверхнормативного шума и сохранения существующих акустически благополучных территорий города, необходимо масштабное внедрение шумопонижающих технологий во всех сферах городского хозяйства и промышленности, разработка специальных мер по снижению шума, ужесточение мер ответственности за нарушения, связанные с созданием сверхнормативного шума, при упрощении процедуры привлечения к ответственности.

Для реализации единого подхода к решению общегородской проблемы повышенного шума принято постановление Правительства Москвы от 16,10,2077 № 896-ПП, утверждающее Концепцию снижения уровня шума и вибрации в городе Москвы, основными целями которой стали:

  • предотвращение ухудшения условий проживания и отдыха на территории города Москвы по показателю уровня шума;
  • сохранение и развитие акустически благополучных территорий города;
  • обеспечение условий для отдыха жителей города Москвы в ночное время;
  • сохранение мест обитания животных, занесенных в Красную книгу города Москвы, чувствительных к воздействию повышенных уровней шума и вибрации;
  • обеспечение доступности для населения информации о проблемах шума, вибрации и мерах, принимаемых в целях их снижения.

Существует два подхода к достижению нормативных показателей уровней шума на территориях города и в помещениях различного функционального назначения:

  • реализация технических мер по снижению шумовой характеристики источников шума (при этом снижение шумовых характеристик происходит за счет совершенствования конструкции техники и использования прогрессивных технологий);
  • защита территорий и помещений за счет применения шумопонижающих технологий и материалов.

Для защиты жилых помещений от сверхнормативных уровней шума в городе Москве при строительстве и реконструкции улично-дорожной сети и капитальном ремонте многоквартирных жилых домов (в рамках Закона города Москвы от 19.12.2007 No 52 «О городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы») устанавливаются шумозащитные окна. По данным префектур административных округов, в 2007-2010 годах в Москве было установлено 410526 шумозащитных окон, из них 356442 - в рамках капитального ремонта многоквартирных жилых домов, 54084 - при реконструкции/строительстве автомагистралей.

В декабре 2010 года в соответствии с Концепцией снижения уровней шума и вибрации в городе Москве НИПИ Генплана Москвы по заказу Москомархитектуры начаты работы по формированию адресного перечня жилых домов, находящихся в зоне шумового дискомфорта, но не требующих капитального ремонта (срок окончания работ - февраль 2012 г.). В указанный перечень будут включены жилые дома, у фасадов которых в рамках экологического мониторинга были выявлены превышения установленных нормативов по уровню шума, а также подготовленный Москомархитектурой в 2008 году адресный перечень жилых домов, попадающих в зону сверхнормативного шумового воздействия от железнодорожного транспорта.

В 2010 году Управлением Роспотребнадзора по городу Москве закончено формирование адресного перечня социальных объектов города, находящихся в городской собственности, для которых требуется проведение шумозащитных мероприятий (постановление Правительства Москвы от 14.10.2008г. № 946-ПП «Об актуализации мероприятий Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 гг. с разработкой мероприятий до 2010 года»). По результатам натурных измерений уровней шума выявлено 470 социальных объектов (детских дошкольных, общеобразовательных и лечебных учреждений), подверженных сверхнормативному шумовому воздействию. По данным объектам решается вопрос финансирования проведения шумозащитных мероприятий.

Для защиты жилых территорий от сверхнормативного шумового воздействия автотранспорта в Москве установлено более 25 км шумозащитных придорожных экранов (данные НИиПИ Генплана Москвы). Шумозащитные мероприятия включаются в проекты реконструкции и строительства новых участков улично-дорожной сети.

В 2010 году продолжалась практика пролетов самолетов над территориями города Москвы (40 районов, расположенных в Западном, Юго-Западном, Южном, Юго-Восточном и Зеленоградском административных округах), в том числе в ночное время.

Запретная зона над Москвой ограничена Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД), При этом в границах запретной зоны разрешены (при наличии разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил РФ24) полеты воздушных судов над микрорайонами Ясенево и Теплый стан на удалении не более 3,5 км от МКАД (высота не ниже 400 м), районами Чертаново, Бирюлево и Орехово-Борисово на удалении не более 2,5 км от МКАД (высота - не менее 1200 м). Над районами Москвы, расположенными за пределами МКАД, полеты не ограничены.

Для исключения сверхнормативного шума авиатранспорта в странах ЕС запрещены/ограничены ночные авиаперелеты. Между тем, по информации филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в связи с ростом интенсивности авиаперевозок, совершаемых аэропортами Московского авиаузла (далее - МАУ), исключение пролетов авиасудов над территорией города Москвы, в том числе в ночное время, невозможно из-за высокой плотности маршрутной сети.

В связи с вышеизложенным, реалистичной целью в области снижения шумовой нагрузки от авиатранспорта на сегодняшний день является исключение полётов самолетов над жилыми кварталами в нарушение установленных маршрутов полётов. Для этого планируется создание сети автоматических станций контроля авиашума, которые будут проводить измерения в круглосуточном режиме с выделением сверхнормативной составляющей авиасудов. В настоящее время на территории Зеленограда уже установлена первая автоматическая станция контроля авиашума, которая в настоящее время работает в тестовом режиме.

В целях снижения негативного воздействия шума от строительных работ в мировой практике применяются такие методы, как запрет проведения строительных работ с 19:00 до 7:00, по выходным и праздничным дням, ведение видеонаблюдения за строительными работами, ограничение длительности производства шумных работ в дневное время и требования к применению малошумной техники. В Москве в настоящее время производство строительных работ в ночное время (с 23:00 до 07:00) разрешено (постановление Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП «Об утверждении правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве»). При этом установлены ограничения на шумность работ, включая требования по применению малошумной техники:

  • обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке;
  • исключать громкоговорящую связь;
  • не производить сварочные работы без установки защитных экранов;
  • исключать забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы;
  • не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке;
  • исключать работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.

В мировой практике также уделяется внимание бытовому шуму и различным видам оборудования, используемого на улице (в т.ч. триммеры и воздуходувки), шуму при проведении спортивных мероприятий. В Москве статьей 3.13 Кодекса города Москвы об административных нарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение тишины и покоя в ночное время для всех подобных источников.

Мониторинг уровней шума на территории города Москвы от различных источников шумового воздействия, в том числе, контроль за наблюдением акустического режима строительными площадками в ночное время, осуществляет круглосуточная акустическая служба ГПУ “Мосэкомониторинг”.

Информация об исследованиях, проведённых акустической службой ГПУ “Мосэкомониторинг” по обращениям жителей с жалобами на шумовое воздействие в 2010 году, представлены в разделе “Результаты работы передвижной лаборатории”.