Создание “мировых” территориальных империй. Возникновение античной цивилизации

Часть ариев из Семиречья двинулась на юг в Индию, перевалила Гималаи и в IV–III тысячелетиях до н. э. оказалась в Пенджабе – плодородной долине в поймах пяти главных рек этого региона Джелам, Чинаб, Рави, Биас и Сатледж (Пятиречье).

Придя на полуостров Индостан, праславяне-арии застали там людей эпохи каменного века. И здесь они, называя себя рысичами, создадут одну из трех величайших культур Древнего Востока – протоиндийскую культуру, достаточно урбанизированную и развитую для своей эпохи.

Многие ученые раньше считали, что индоевропейский язык зародился в Индии, но в последнее время эта гипотеза теряет своих сторонников.

По результатам исследований Национального географического общества (США) генетик и антрополог Спенсер Уэллс утверждает, что «прародина ариев находится за пределами Индии». Приводя для доказательства данные о времени появления ДНК-маркера М17 в южных степях России и Украины в период с 5000 до 10 000 лет назад, он утверждает, что в это время произошло массовое вторжение степных народов со своим языком и культурой с севера в Индию, что и привело к зарождению индской цивилизации.

Пенджаб – это пять особо почитаемых в индуизме рек, которые месте с Индом (Синдху) и Сарасвати составляют ведическое Семиречье, упоминаемое в Ведах.

(Однако это понятие могло быть принесено пришедшими в Индию ариями вместе с их верой и памятью об их Сибирском Семиречьи, позже «адаптированным» в индуизм в понятных индусам реалиях). В это время в Пенджабе происходят главные события индийского эпоса «Махабхараты», священные для Вед Руси и Вед Индии.

Формирование Индской цивилизации

На заре истории современного человечества в Пенджабе сформировалась Индская цивилизация. Эпос «Махабхарата» помещает на Пенджабской равнине основные события индусской истории.

Ведические культура и литература Индии, одни из древнейших на планете, сумевшие выжить в века магометанского владычества, явили современному миру ярчайший образчик знаний и духовной организации всего индоевропейского общества Евразии II–I тыс. до н. э. в чистом, не замутненном позднейшими искажениями виде. Ни одна иная индоевропейская общность Евразии не сумела сберечь плодов своего духовного познания и наследия, данного ей опытом и знаниями далеких предков, так, как это удалось индоевропейской общности Индии.

«Книга Велеса» говорит, что потомки Яра основали в Индии и Иране Арийское царство. Часть из них затем мигрировала в западном направлении и к XV веку до н. э. стала править хурритским царством Митанни (Ханигальбат) – древним государством XVI–XIII вв. до н. э. на территории Северной Месопотамии и прилегающих областей.
Протоиндийская-праславянская цивилизация к 1800 году до н. э. внезапно прекращает свое существование и праславяне оставляют свои жилища у подножия Гималаев.

В связи с отсутствием достоверных документальных данных о причинах этого, обратимся к описанию этой ситуации в «Книге Велеса».

«Во II тысячелетии до н. э. в зодиакальную эпоху Лады в крае Иньском в высоких горах в долине Кулу произошло великое землетрясение и дома родичей были разрушены, и скот погиб, падая в земные расщелины. Погибающие люди тогда обратились к Яруне (Арджуне – в индийском эпосе), чтобы он вывел их из земли, охваченной бедствием. И Яруна вместе со своими детьми Кием, Щеком и Хоривом вывел предков славян из Пенджаба через Иран и Кавказские горы к Днепру и Карпатам».

Необходимо отметить, что в «Книге Велеса» имеются несоответствия по времени ухода славян из Индии. Логичной датировке его 1800 годом до н. э. противоречат строки, в которых ранее говорилось: «Второй исход предков славян в IV тысячелетии до н. э. из Индии (Пенджаба) в Переднюю Азию, на Кавказ, в Приднепровье и Карпаты, который возглавил Яруна – Арджуна». А пришли они туда только в III тысячелетии.

«Из Индии ушли славяне, которые вернулись к древней вере и славили Сварога и Дажьбога, а в Индии остались арии, почитавшие Индру и Дыя. Верованием они стали различаться, но сохранили до сих пор общность культуры и языка индусов Пенджаба и славян, особенно карпатских славян-гуцулов».

Есть несомненное сходство культуры жителей Пенджаба и карпатских гуцулов

Сведения об исходе предков славян из Индии (втором исходе) сохранились и в ведических источниках Индии. По преданиям, описанным в индийском эпосе «Махабхарате», герой индийских Вед Арджуна завоевал северные страны киммерийцев-данавов, т. е. Северную прародину Киммерию (Кимпуруша-Вирша согласно «Сабха-парве»).

В «Сабха-парве» рассказывается также о том, как «в сих северных землях Яруна распространял истинную ведическую веру среди родов «улука», поклонявшихся Индре», в которых можно узнать одно из древнейших славянских племен «уличей». А землетрясение, вызвавшее исход предков славян из Индии, началось «когда Землю покинул Кришна».

Из книги Германа Маркова. От Гипербореи к Руси. Нетрадиционная история славян

Палестина - историческая область, лежащая между Египтом и , в природном отношении делится на несколько областей. У побережья Средиземного моря тянется плодородная низменность, которая открыта влажным морским ветрам. Низменность эта отделена от Финикии, находящейся севернее, горным хребтом Кармел, пересекающим северную часть Палестины наискось и образующим скалистый мыс. На восток от низменности расположено холмистое нагорье, на котором в ранние века стали возможными земледелие и скотоводство. Еще далее на восток страна рассечена глубокой, узкой долиной реки Иордан, которая впадает в соленое и безжизненное Мертвое море. Там же расположены сухие степи, переходящие в Сирийскую пустыню.

С севера в Палестину проникают отроги гор Ливана и Антиливана. Между этими отрогами и поперечным хребтом Кармела расположена Есдраелеонская долина. На крайнем юге Палестина переходит в сухую гористую пустыню, которая тянется в сторону гор Синайского полуострова. Сухая и пустынная полоса низменностей занимает перешеек, отделяющий Палестину от Египта. Вплоть до конца IV тысячелетия до н.э. климат Палестины был более влажным, а часть Западной низменности была заболочена; Заиорданье было занято пышными пастбищами; в долинах реки Иордан и ее притоков росли густые леса. Страна была удобна для земледелия, которое и возникло здесь в древнейшие времена, - еще в период мезолита или раннего неолита.

Гораздо позже климат становится более сухим, постепенно исчезают леса и болота, степи беднеют. Густые леса и кустарники сохраняются только в долине Иордана, однако, эта глубокая впадина не превратилась, как другие речные долины в соседних странах, в жизненно важную артерию страны, а послужила барьером между ее западной и восточной частью.

Уже древние египетские данные, которые датируются III тысячелетием до н.э., свидетельствуют о заселенности Палестины семитами, которые занимались частью скотоводством, частью оседлым земледелием. Жили они на рубеже IV и III тысячелетия до н.э. в укрепленных поселениях, знали медные орудия труда. Случалось, сюда совершали походы египетские войска. В период Среднего царства палестинские племена пастухов и оседлые племена подчинялись египетским фараонам. Очевидно, приток пастушеских племен из степей соседней Аравии происходил периодически, накатами. Новые пришельцы, оседая здесь, переходили к земледелию.

Большие изменения в жизни Палестины произошли во II тысячелетии до н.э. Население Заиорданья переходит к занятиям кочевым скотоводством; с севера проникают новые племена - хурриты, и, скорее всего, в малом количестве также и носители того индоевропейского языка, который около этого же времени имел место в хурритском государстве Северной - .

Однако же население оставалось, скорее всего, как и прежде, в основном, западно-семитическим по языку.

Образование первых племенных союзов в древней Палестине

Племенные передвижения, происходившие в начале II тысячелетия до н.э. были отчасти связаны с использованием лошади как в транспортных целях, так и в военном деле, и привели к созданию в течение XVIII в. до н.э. большого и, возможно, разнородного в этническом плане союза племен, которые называли гиксосами .

Конкретные причины создания союза и его история неясны, но, во всяком случае, известно, что он охватил большую территорию от Северной Сирии до Египта, а центром его, по-видимому, стала именно Палестина. Добыча, награбленная гиксосами в Египте, обогатила племена, участвовавшие в гиксосском союзе, особенно племенную знать. Археологические находки в Палестине указанного периода, особенно богатые погребения, показывают, как росли накопления и имущественное неравенство.

Изгнание гиксосов из Египта и последующее завоевание египтянами Палестины, которое началось в первой половине XVI в. до н.э., привело к разорению страны, что засвидетельствовано археологическими данными. Палестина не была включена в состав египетского государства Нового царства. Египтяне грабили Палестину, которая была лакомой добычей и поставляла рабов. В различных крепостях Палестины, среди которых тогда уже выделялись Иерусалим и Мегиддо в Есдраелеонской долине, продолжали сидеть и собственные царьки, представляя местную знать, от коей они всецело зависели.

Общественное и государственное устройство этих микроцарств было подобно устройству аналогичных государств Финикии. Правда, в последних большее значение имело земледелие и в меньшей степени - ремесло и торговля. Что же касается материальной культуры, то Палестина теперь значительно отставала от . Египет выкачивал из этих царств достаточно, чтобы население Палестины крайне тяготилось египетским владычеством. Только постоянными военными походами и содержанием военных гарнизонов, подчиненных египетским наместникам, Египет поддерживал здесь свою власть.

Возможно, что среди хапиру, которые происходили из западно-семитических по языку племен, обитавших в Сирийской степи от Палестины до Евфрата и Месопотамской равнины (в известных нам вавилонских источниках под названием суту, амореев), были и предки евреев, в последующем основного населения Палестины I тысячелетия до н.э.Кроме оседлого ханаанейско-хурритского населения, к которому, возможно, в период хеттско-египетских войн прибавились и хетты, происходившие с территории Хеттского царства. В Палестине, как и в Сирии, имелось население иного рода, связанное с кочевниками пустыни.

Некоторая его часть, видимо, кроме скотоводства, занималась еще и земледелием, постепенно оседая и сохраняя первобытнообщинные порядки. Эти люди, которые в письменных источниках называются хапиру, а по- сагаз (подрезатели жил, головорезы), появлялись иногда с миром, как наемные сельхозрабочие, иногда же с войной, стараясь захватить землю и крепости оседлого населения. Они представляли достаточно серьезную опасность для египтян и местной ханаанейско-хурритской знати еще и потому, что местное население искало союза с хапиру в борьбе против своих и чужих владык. Особенно значительным центром оседания хапиру были восточные и южные районы Ливанских гор.

Огромный удар по владычеству Египта в Азии был нанесен нашествием “народов моря” - племен побережья и островов Малой Азии, а также Эгейского моря, начавших движение во второй половине XIII в. до н.э. Эти племена прошли огнем и мечом вдоль восточного побережья Средиземного моря, опустошив южные области Хеттской державы. В конце XIII в. до н.э. в Палестине начинают доминировать новые племена, которые составили еврейский союз под названием Израиль. Впервые он упоминается в одной из египетских надписей (около 1230 г. до н.э.), где назван при перечислении стран, пострадавших от ударов “народов моря”. В отличие от других названий Израиль определяется в надписи как народ, племя, а не страна.

Поэтому можно предположить, что древние израильтяне еще оставались кочевниками и не оседали в какой-нибудь конкретной области. Но в таком случае Израиль должен был появиться в районе Палестины несколько ранее, однако, незадолго до 1230 г. до н.э. Об этом свидетельствует и отсутствие в более поздних преданиях, собранных в Библии, указаний на владычество египтян в Палестине. Как предполагают отдельные ученые, если бы израильтяне появились на землях Палестины уже во времена так называемой амарнской переписки, то, по всей вероятности, в Библии сохранились бы какие-нибудь сведения или указания на то, что египтяне пребывали в Палестине и вели борьбу с Израилем.

Религия и культура древнейшей Палестины

Культура первых жителей Палестины - ханаанеев - была по своему уровню ниже культуры египтян. Первые палестинцы в условиях первобытного общества не могли создать искусства, которое могло бы сравниться с искусством Египта. Отсюда следует, что художественное творчество ханаанеев, обладая рядом оригинальных черт, в то же самое время испытывало очень сильное влияние Египта. Характерным для этого времени является факт имитации египетских изделий. Сородичи палестинских ханаанеев в Сирии, которые с давних времен контактировали с Двуречьем, несли в Палестину влияния шумеро-аккадской культуры.

Письменность в Палестине появляется во II тысячелетии до н.э. В большинстве своем ханаанеи использовали аккадский язык и клинопись, а также египетскую иероглифику. Однако им была известна и письменность Финикии, приспособленная к ханаанейскому языку. В Палестине было распространено и так называемое синайское письмо, как уже отмечалось, возможно - прототип финикийского алфавита. Ученым известны деловые документы из Ханаана, поэтому вполне вероятно, что существовала и письменная литература, которая до нашего времени почему-то не дошла.

Каждая община, племя, каждый город ханаанеев обычно имели собственного покровителя в лице богов, который чаще всего обозначался именем Ваал, что означает “господин, хозяин”. С культом Ваала сочетались культы и других божеств, которые считались его женами, детьми и так далее. Значительное распространение имели культы богинь плодородия - Аштарт (Астарта), Анат, а также дождя, грома и молнии - Хадада.

В честь богов строились храмы, но поклонялись и деревянным и каменным столбам, которые носили названия ашеров, массебов. Женщина, отдающаяся многим мужчинам, тем самым восславляла культ бога плодородия. Широко были распространены человеческие жертвоприношения. При возведении какого-нибудь важного здания или, например, крепости в основание закладывалась человеческая жертва. Часто это был ребенок. Во время военной опасности или природных катаклизмов считалось нужным приносить в жертву собственных детей, рожденных первыми.

Появление израильских племен в Палестине

В I тысячелетии до н.э. история Палестины находится в тесной связи с историей таких стран, как Египет, Вавилон и Ассирия, бывших основными центрами тогдашней цивилизации.

В течение XIII - XII вв., в период ослабления египетского влияния на Палестину, в этой стране существовало множество мелких городов-государств, которые населяли племена ханаанеев. По-видимому, в первой половине XIII в. до н.э. на территории Палестины появилось объединение родственных племен, носившее название Израиль. Коренное население в сельских местностях при вторжении израильтян бежало, а не успевшее бежать или уничтожалось, или сливалось в конце концов с новыми пришельцами. Захват городов давался с гораздо большим трудом, и ханаанейские города еще долго продолжали существовать в окружении израильского населения.

Оседая на постоянное место жительства, кочевники превращались в земледельцев. В это же время жители Палестины освоили искусство сооружения каменных цистерн, которые оштукатуривались изнутри известковым цементом, что давало возможность собирать и длительное время хранить дождевую воду. Это позволило земледельцам, которые ранее поселялись только у ручьев и источников, освоить центральное нагорье. Здесь и происходило быстрое оседание пришельцев. Но постепенно они захватывали и долины, занимая города - опорные центры ханаанеев.

Переход израильских племен к оседлости

В борьбе с коренным ханаанейским населением за новые земли крепли временные воинственные объединения израильских племен. С другой стороны, расселение израильских племен на сравнительно большом пространстве впоследствии сыграло большую роль в их неизбежном разобщении. Например, племя иудеев, которое осело на юге в горной области к западу от Мертвого моря, через некоторое время названной Иудеей, раньше всех обособилось от основного ядра израильских племен. Это племя захватило на севере самую большую и наиболее плодородную часть Палестины.

Израильские племена довольно легко, быстро завоевали Палестину, поскольку коренное население этой страны - ханаанеи были сильно ослаблены хозяйничаньем египетских поработителей, непрерывными войнами, бесконечными вторжениями и набегами хапиру, а затем и “народов моря”.

Иудеи всю захваченную силой оружия землю разделили, как и положено завоевателям, на наделы. Эти наделы были переданы отдельным семействам или кланам. Бывших владельцев земли израильтяне повсеместно превращали в своих рабов. Некоторой же части населения ханаанеев, очевидно, той, которая подчинилась добровольно, израильские племена оставили землю и имущество, и они жили в тесном контакте с израильтянами, но считались неполноправной частью населения.

Поскольку завоеватели находились в постоянных тесных сношениях с ханаанейским населением, с той частью его, которая сохранила свою хозяйственную самостоятельность, они вскоре ассимилировали его.

Язык израильтян имел общие корни с ханаанейским, что содействовало слиянию в одну народность завоевателей и покоренного населения.

В связи с завоеванием Палестины иудеями и переходом к земледелию, богатство завоевателей возросло, и в израильских племенах стала выделяться племенная знать.

Хотя первоначально завоевание израильскими племенами Палестины привело к значительному упадку производительных сил и культуры, но со временем воздействие более культурного коренного населения Палестины на хозяйственную жизнь кочевников, завоевавших их, привело к экономическому расцвету страны.

На севере страны развивалось пахотное земледелие, садоводство (особенно разведение маслин, винограда, других культур), стало процветать виноделие и оседлое скотоводство. Постепенно осваиваются рудники, и изделия из железа становятся не только необходимостью в хозяйстве, но и предметом торговли.

Количество рабов к началу I тысячелетия до н.э. в связи с завоевательными войнами увеличилось. Рабы были не только из числа военнопленных, но и приобретались, как товар. Израиль к тому времени уже вступил в международные торговые связи.

Управление в Израильском государстве почти до начала XI в. до н.э. осуществлялось советами родовой знати и так называемыми “судьями” - выборными должностными лицами. Иногда “судьями” становились просто удачливые военные вожди. Также существовали народные собрания. Очень долго сохранялись сельские общины, как это было в Палестине. Однако рост производительных сил в новом Израильском государстве вел к развитию и укреплению рабовладельческого строя, создавалось мощное рабовладельческое государство, которое должно было держать в подчинении не только рабов, но и покоренные им ханаанейские народы. Эти народы были неполноправными, хотя и считались свободным населением.

Кроме того, было необходимо защищать и укреплять власть в завоеванном государстве и от посягательств внешних врагов.

Поединок Давида и Голиафа — дошедшее до нас эхо войны между израильтянами и филистимлянами

Войны израильтян с филистимлянами

Существовали также и внешние факторы, которые ускорили образование Израильского государства. На рубеже XIII и XII вв. до н.э. вдоль побережья Средиземного моря осели филистимляне , обрушившиеся еще раньше на восточное побережье Средиземного моря и Египет в числе “народов моря”. Именно от них и происходит греческое название “Палестина ”, что означает “страну филистимлян” , впоследствии это название распространилось не только на побережье, но и на примыкавшую к нему страну.

К тому времени филистимляне уже знали железное оружие, и потому их воины были мощным противником для израильских племен, у которых было лишь бронзовое оружие. Существует предание, из которого стало известно, что филистимляне имели своеобразную монополию на изготовление оружия из железа и не допускали того, чтобы им пользовались покоренные племена. Филистимляне овладели укрепленными городами, из которых самым значительным был Газа.

Никто не может утверждать, что филистимляне не были частью той же народности, известной грекам под именем пеласгов. До конца не изучен вопрос и о языке, на котором говорили филистимляне. Так как носителей его было мало, то вскоре он был заменен языком коренного ханаанейского населения. Еще какое-то время филистимлянам удалось сохранять ряд особенностей материальной культуры, например, в керамике, ставшей дальнейшим развитием позднемикенской керамики, которая была распространена по побережьям Эгейского моря.

Во второй половине XI в. до н.э. отряды союза филистимлянских городов направляют свои военные действия на соседнюю с ними область племени иудеев. Были завоеваны некоторые крепости, в том числе и Лахиш, где археологи обнаружили значительное количество керамики филистимлян. Так как в глубине эта территория была гористой, малоплодородной, а потому бедной, то филистимляне той частью не интересовались, а свои основные силы посылали на северо-восток. Филистимляне были более сильными и потому смогли нанести ряд серьезных поражений израильтянам, покорили ряд городов, в том числе и главное святилище Израиля - город Силом .

Образование Израильского государства

Все внутренние преобразования, которые происходили в то время в Израильском государстве, нуждались в упорядочении или государственной организации. Захватнические войны лишь ускорили этот процесс.

В XI в. до н.э. начинаются попытки образования Израильского государства, которые завершаются к концу этого же века. Первым царем всего Израиля стал Саул из племени вениаминитов, которого избрали на народном собрании около 1020 г. до н.э. Царь Саул подчинил все израильские племена, в том числе и иудеев, что позволило ему неоднократно побеждать филистимлян. Но вскоре начались неудачи, следствием которых стало поражение и гибель Саула и его старших сыновей на поле сражения. Саулу отсекли голову, после чего враги носили ее “по всей земле филистимлян”, а обезглавленное тело было вывешено на стене города Бей-Шеана - бывшей египетской, а ныне филистимлянской крепости в глубине Израиля.

Известно, что в гибели Саула был повинен и один из его военачальников из племени иудеев - Давид. Он бежал со службы Саула, после чего возглавил военный отряд на юге страны, а затем перешел на сторону филистимлян. В главном сражении он не принимал непосредственного участия, но, изменив Саулу, он значительно ослабил силы израильтян и дал возможность филистимлянам победить первого израильского царя.

Смерть Саула привела к беспорядкам. Этим и воспользовался Давид, кроме того, он чувствовал поддержку со стороны некоторой недовольной части знати различных израильских племен, особенно иудеев, и иудейского жречества. Следующим царем Израиля становится Давид. Иерусалим, старинный город, завоеванный впервые Давидом в 995 г. до н.э. и расположенный в пределах территории племени иудеев, становится столицей.

Этот город был воздвигнут на высокой горе и представлял собой естественную крепость. Совершивший предательство царь нисколько не доверял народу, поэтому окружил себя гвардией, набранной из филистимлян. Образовавшееся государство давало рабовладельцам возможность держать в подчинении рабов, чье число увеличивалось в результате постоянных войн с племенами Заиорданья (моавитянами, аммонитянами и др.), эдомитянами, которые селились к югу от Мертвого моря, и филистимлянами. Рабов из числа израильтян тогда еще не было.

И хотя религиозная легенда делает все возможное, чтобы впоследствии показать достойным нового царя, прибегая к всевозможным восхвалениям, на самом деле дошли сведения, указывающие на его жестокость и безжалостность. Известно, что при завоевании одной из областей Заиорданья Давид приказал казнить каждого третьего жителя.

Согласно преданию, Давид покорил некоторые арамейские государства Сирии, господствующие над караванными путями, в их числе и Дамаск, затем заключил союз с царем Тира Хирамом I. Этот союз был благоприятным для обеих сторон в борьбе с филистимлянами на суше и на море, способствовал расширению тирской и израильской торговли.

Сын Давида (965 - 926 гг. до н.э.), царь Соломон, чью мудрость восхваляла библейская легенда, продолжал вести политику своего отца. Он заключил союз с последним фараоном XXI династии Египта и женился на его дочери. В результате он приобрел один из важнейших городов Центральной Палестины - Гезер, который находился тогда под властью Египта. Кроме того, Соломон вступил в более тесные союзнические отношения с царем Тира Хирамом I и принимал самое активное участие в сухопутной и морской торговле Финикии, в частности по Красному морю.

Порт Эцион-Гебер, созданный у залива Акаба, стал центром красноморской торговли. Как показали раскопки, здесь существовали также и крупнейшие медеплавильные мастерские. Соломон занимался строительной деятельностью в основных городах Палестины, в частности, в Иерусалиме. Для этого он вызывал из Тира талантливых архитекторов и ремесленников. Библейская легенда восхваляла Соломона за то, что он воздвиг храм основному божеству Израиля - богу Яхве.

Известно, что Соломон сделал значительные преобразования в организации своего государства. Он разделил его на 12 провинций, каждая из которых обязана была один месяц в году содержать царский двор и весь государственный аппарат. Соломон ввел стабильную систему налогов и повинностей. Была создана постоянная армия с крепкими отрядами колесничих. При раскопках были обнаружены царские конюшни, которые в своем благоустройстве мало отличались от домов населения.

Разделение царства на Израиль и Иудею

В царстве назревало недовольство правлением Соломона. К концу его царствования в стране, в особенности в северной ее части, которая находилась в подчиненном положении по сравнению с Иудеей, где располагалась столица, недовольство перешло в открытое выступление. Его возглавлял некий Иеровоам из незнатного рода, который какое-то время был на службе у Соломона. Иеровоам был поддержан местным жречеством города Силома. Хотя размеры восстания были значительными, Соломону его удалось подавить. Иеровоам бежал в Египет, так как надеялся при его поддержке каким-либо образом отделить Израиль от Иудеи. Египетским правителям хотелось иметь рядом в Палестине не одно могущественное государство, а два слабых независимых друг от друга государства.

После смерти Соломона на народном собрании был избран на царство его сын Ровоам. Вскоре еще одно восстание нарушило спокойствие в стране. На этот раз Иеровоаму удалось одержать победу благодаря оказанной ему помощи египетского фараона Шешенка, который организовал около 926 г. до н.э. вооруженный поход против царя Ровоама. Иерусалим был захвачен, а сокровища храма были разграблены. После этих событий Израиль и Иудея, которые в течение более чем 80 лет находились в составе одной державы, около 925 г. до н.э. стали отдельными государствами.

В противоположность Иудее, где у власти продолжала находиться династия потомков Давида, на севере, в Израиле, происходила довольно быстрая смена династий. В 875 г. до н.э. военачальник Омри основал самую значительную и влиятельную из всех известных династий, которая просуществовала около 50 лет. Именно при этой династии Израиль испытал пору расцвета, и в ассирийских анналах IX в. государство Израиль называется “дом Омри”. Омри сделал своей столицей город Самарию, который построил в центре государства, посреди плодородной долины, расположенной в очень выгодном в стратегическом отношении месте, на высоте, которую в случае опасности можно было превратить в крепость.

Палестина в I тысячелетии до н.э.: Общественные отношения

Обнаруженный при раскопках царский дворец в Самарии , который был построен Омри и впоследствии расширен его сыном, является свидетельством богатства знати. Об этом же говорят и найденные в городе многочисленные резные пластины из слоновой кости, части различных изделий, украшенные золотом и другими драгоценными материалами. Найденные в царском дворце многочисленные обломки глиняных сосудов, использовались в VIII в. до н.э. как писчий материал, что свидетельствует о значительных размерах царского хозяйства. На сохранившихся черепках были оставлены сопроводительные документы к необходимым поставкам дворцу вина и масла, которые привозили из царских имений.

В это время уровень жизни в Израиле и Иудее был значительно выше, чем в предшествующее тысячелетие. Жизнь же большинства населения оставалась очень тяжелой, зачастую не отвечающей элементарным требованиям. Люди жили в грязи, нищете и тесноте. Живя в таких условиях, люди безуспешно пытались бороться с болезнями при помощи магических обрядов и ритуальных омовений. Однако часть более состоятельных рабовладельцев могла себе позволить более обеспеченную жизнь. В пределах крепости жилища располагались скученно, у более зажиточных людей они зачастую были двухэтажными; в таком доме первый этаж занимали мастерские и службы, подсобные помещения, здесь же ютились рабы; члены зажиточной семьи располагались на втором этаже, а в прохладное время суток имели возможность отдыхать на плоской крыше. Вода собиралась и отстаивалась в цистернах при доме.

Одежда была из шерсти или из льна и состояла всего лишь из рубахи до колен, у мужчин был и шерстяной колпак. Это касается бедного населения. Богатые же могли себе позволить длинный шерстяной плащ с бахромой и мягкие сапоги с загнутыми носками. Свободные женщины носили на голове длинное покрывало, которым прикрывали лицо. Мебель и домашняя утварь были очень бедными, глиняные сосуды являлись основной частью утвари и служили не только для варки и хранения пищи, но и для хранения разных вещей.

К тому времени в пользовании у земледельцев уже были достаточно совершенные земледельческие орудия - короткий, еще неудобный железный серп и плуг. Несмотря на это, бедняки все еще возделывали почву, как и много позже, мотыгой.

В IX - VII вв. до н.э. Израиль и Иудея выступали уже как вполне сложившиеся рабовладельческие государства, в которых процесс разложения общины зашел сравнительно далеко.

В Х в. до н.э. древнееврейское общество не сталкивалось с долговым рабством, рабами были только военнопленные или купленные иноплеменники. Часть военнопленных, перешедшая в собственность царя, была задействована в царском хозяйстве, а также на строительных работах, которые имели общегосударственное значение. Надпись Меши, царя Моава (в Заиорданье) - государства, которое состояло из одного еврейского племени с таким же названием, но не входило в состав Израиля, сообщает об этом. Меша, который жил при преемниках израильского царя Омри, написал о своих победах над Израилем и рассказал о своей строительной деятельности, которая была осуществлена им с помощью “пленных Израиля”.

Несомненно, что общество Моава находилось на более низкой ступени развития, нежели современное ему общество Израиля, в котором в IX в. до н.э. с ростом денежного хозяйства и ростовщичества имущих выделились поденщики и рабы-должники. С усилением торговли и ростовщичества в Израиле интенсивно росло число людей, которые были оторваны от средств производства. Даже в более отсталой Иудее в VII в. до н.э. беднота нередко являлась жертвой ростовщиков. Разорявшаяся беднота продавала землю богачам. С постепенным развитием долгового рабства, а также в условиях других последствий быстро растущего денежного обращения в Израиле и Иудее, заметны серьезные социальные преобразования. Мы не можем судить объективно о характере этих преобразований, так как нам известно о них исключительно из жреческой литературы, которая претерпела в дальнейшем соответствующую обработку.

Эти источники содержат сведения о движении, возглавляемом так называемыми “пророками”. Движение это было связано с борьбой внутри жреческих группировок, но отразило и более существенные противоречия в тогдашнем обществе.

Уже в первой половине I тысячелетии до н.э. в Палестине выступали под названием “пророков” (наби ) религиозно-политические проповедники, которые в своих проповедях зачастую прибегали к колдовским действиям. Иногда “пророки”, которые находились в связи с различными культами, образовывали разного рода союзы. Особое влияние имели “пророки”, связанные с культом Яхве. Они открыто боролись против разнообразия культов, на которые опиралась местная родовая знать. Действие “пророков” было ничем иным, как проявлением идеологической борьбы различных жреческих течений, которые выражали интересы разных группировок господствующего класса. В их выступлениях отчетливо нашли свое отражение общественно-политические мотивы, так как “пророки” вели борьбу с культами, которые поддерживались знатью.

В VIII в. до н.э. “пророки” в своих устных и письменных выступлениях, говоря осудительно о культах наиболее существенных божеств, которые соперничали с Яхве, одновременно выступали против упадка благочестия, в связи с этим они осуждали хищническое насилие и ростовщичество знати. Все бедствия народа, убеждали они, оттого, что люди отступают от божественных предписаний, а не строго следуют им. “Пророки” предсказывали стране гибель от рук завоевателей, угроза которых выдавалась за гнев бога Яхве, недовольного недостаточным почтением к его культу. Любые недовольства и раздражение со стороны народа “пророкам” удавалось погасить религиозной проповедью, сохраняя при этом власть господствующего класса, утешая людей мыслью о приходе будущего царя - “мессии”, “помазанника” Яхве.

Жрецы были тесно связаны со знатью; известно, что жрецы Яхве составляли корпорацию (“племя левитов”), увеличивая свою численность за счет выходцев из числа определенных знатных родов, являясь значительной опорой царской власти. Культ других божеств тоже был привилегией отдельных знатных родов - преимущественно из числа местной знати, которая противопоставлялась служилой знати Иерусалима. С давних времен в религиозной жизни народов древнейшей Палестины, Финикии и Сирии особую роль играли служители культа, подобные шаманам, которые доводили себя до экстаза, а затем предсказывали будущее или занимались заклинаниями. Когда в классовом обществе появилось официальное жречество, такие “пророки” не везде исчезали и в ряде стран существовали довольно успешно, причем даже соперничая в своем влиянии на народ со жрецами.

Падение Израиля и Иудеи

Дальнейшая политика закабаления народной массы и превращения ее в поденщиков и рабов-должников, привела к тому, что сократилась численность тех слоев населения, которые пополняли ряды воинов в ополчении Израиля, что принимало угрожающий характер, так как натиск усиливался.

В 722 г. до н.э. пала Самария. Израиль перестал существовать, потому что ассирийцы взяли в плен десятки тысяч людей, лишая их своей земли, а на их место поселили жителей других частей своей большой державы.

Судьба Израиля могла постигнуть и Иудею; царь Хизкия (Езикия) в конце VIII в. до н.э. был осажден ассирийскими войсками в Иерусалиме. Точно так, как когда-то в , в иудейском законодательстве в связи с событиями, угрожающими существованию самого государства, был принят закон об ограничении долговой кабалы. “Если ты купишь раба-еврея, то пусть он работает тебе шесть лет, а в седьмой год пусть он выйдет на волю даром” . Этот закон был тесно связан с другим постановлением иудейского законодательства того периода: “Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы раба, - он должен быть у тебя как наемник, как поселенец”.

Народные массы по-прежнему были недовольны своим положением и всячески сопротивлялись, результатом чего стало появление в 622 г. до н.э. нового законодательства, так называемого “Второзакония”, которое якобы восходило к глубокой древности - к легендарному “пророку” и вождю израильтян в период их кочевой жизни - Моисею. Была инсценирована “находка” якобы древнего текста этих законов. Царем Иосией, при поддержке союза иерусалимского жречества Яхве и иерусалимской служилой знати с пророческим движением, возглавлявшимся Иеремией, было введено новое законодательство.

Новое законодательство утвердило единственно дозволенный культ в стране, которым провозглашался культ бога Яхве с центром в Иерусалиме. Был также внесен и ряд значительных дополнений к закону конца VIII в. до н.э. о выходе на волю раба-должника после шести лет работы, посему рабу, вышедшему на свободу, полагалось выдать зерна, вина, несколько овец, чтобы “не отпустить его с пустыми руками”.

После гибели Ассирии в конце VII в. до н.э. Вавилония постепенно завоевывает ассирийские владения в Передней Азии, составляя соперничество в этом Египту. В сражении с египетским фараоном Нехо в 609 г. до н.э. погиб Иосия. На смену ему был назначен египетский ставленник. В 597 г. до н.э. Иудея была подчинена Вавилонии, хотя Египет оказал значительную помощь Иудее. Часть иудейской знати была уведена в Вавилон. Но новое положение не устраивало Иудею, она с трудом мирилась с поражением и в то же время начала подготовку к новой войне, думая, что и на этот раз Египет не останется в стороне.

Новая война с Вавилонией началась в 590 г. Разбив все иудейские войска вне Иерусалима, вавилонские войска осадили саму столицу. Чтобы избежать поражения, иудейская знать решает пополнить войско рабами-должниками, объявляя их свободными, но и это действие не возымело должного результата. Так в 586 г. до н.э. Иерусалим должен был сдаться. Имущие слои иудейского народа, часть бедного населения и многие ремесленники были захвачены и уведены в Вавилон. Другие жители бежали в Египет. Так прекратило свое существование Иудейское царство.

Кризис экономической системы, опирающееся на крупные царские хозяйства, падение III династии Ура, разрушение многих шумеро-аккадских центров скотоводами - амореями и их распространение на территории Месопотамии привели к временному упадку централизованного государства и возрождению политической раздробленности страны.

На юге обосновалось царство с центром в городе Ларсе, севернее его возникло независимое владение с центром в Исине. На севере Месопотамии большую роль играли государства. Мари на Евфрате и Ашшур на Тигре, на востоке в районе реки Диялы - государство Эшнунна. В них правили аморейские династии, опиравшиеся на вооруженные отряды своих соплеменников.

В ХХ-IХвв. до н.э. эти государства вели междоусобные войны. Постепенно в ходе этой борьбы приобретает и возвышается город Вавилон (Баб-или «Ворота бога»), где воцарилась I Вавилонская, или Аморитская, династия, время правления которой называю Старовавилонским периодом (1894-1595гг. до н.э.) Её основателем был Сумуабум.

В ходе войн основные соперничающие государства ослабляли друг друга; Ларса, например, сделалась легкой добычей эламитов, прочно закрепившийся в Южной Месопотамии. Эламский правитель Рим-Син (1822-1763гг. до н.э.) проводил каналы и т.д. Под его власть попали многие города Месопотамии, и в том числе Урук, Ниппур, и Исин. Город Ларса столица государства, стал одним из крупнейших городов Месопотамии, чья территория раскинулась на обширной площади в 350га, а население достигало 50-100тыс. человек.

Общество Южного Двуречья, пережив жесточайший социально-экономический политический кризис, вновь набирало силы. Наметился новый подъем ирригационного земледелия.

Расцвет Вавилона приходился на время правления шестого царя I Вавилонской династии - Хаммураппи (1792-1750гг до н.э.) который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором.

Хаммураппи мастерски использовал политику военных союзов. Которые после достижение нужной цели легко расторгал. Первоначально он заключил договор о взаимопомощи с Ларсой и, обезопасив себя таким образом, начал захват городов юга, подчинив себе Урук, а затем Исин. Далее его внимание было переключено на государства Мари, толь что освободившееся от власти Ассирии, где на троне утвердился представитель местной династии - Зимрилим, с которым были установлены дружественные отношения. Опираясь на союз Мари, Хамураппи разгромил государство Эшнунну, которому без успешно пыталась помочь Ассирия. Следующий удар союзников обрушился на Ларсу. Рим-Син был побежден и бежал в Элам, его царство также досталось Хаммураппи.

Теперь на территории Месопотамии осталось два крупных государства: Вавилон, объединивший под своей властью всю южную и среднею часть страны, и его союзник Мари, чей правитель считал себя «владыкой Верхней страны».

Мари было для Вавилона сильным и опасным соперником, ибо это государство, расположенное на среднем течении Евфрата, объединило вокруг себя ряд приевфратских городов, подчинило некоторые кочевые племена Сириско-Месопотамской степи, вело торговлю и имело дипломатические сношения с восточно-средиземноморскими государствами: Библом, Угаритом, Каркемешем, Ямхадом, островами Кипр и Крит. В правлении Зимирлима в городе Мари был выстроен великолепный дворец, занимавший площадью в 2,5га и имевший 300 помещений жилого, хозяйственного и культового значения.

В 1759г. до н.э. Хаммурапи, имея вполне благовидный предлог-разрыв Зимирлимом союза,- появился под стенами Мари, захватил город и подчинил себе это крупное северомесопотамское государство.

На севере осталось лишенная союзников ослабевшая Ассирия, крупнейшие города которой (Ашшур, Ниневия и др.) признали власть Вавилона.

35 лет царствования Хаммурапи ушли на создание обширной Вавилонской державы, раскинувшиеся по всей территории Месопотамии. За эти годы из небольшого горда в столицу нового огромного государства, но и в крупнейший экономический, политический и культурный центр Передней Азии.

Обострение внутренних противоречий особенно связанных с разорением общинников, воинов и налогоплательщиков, и внешнеполитические трудности сказываются уже в правление сына Хаммураппи-Самсу-илуны (1749-1712гг. до н.э.)

Однако на юге вавилонян теснят эламиты, захватывающие один за другим шумерские города, восстает Сиппар, стены и храмы которого с ожесточением разрушается в ходе подавление мятежа. Вскоре отпадает Исин, где царь Илумаилу основал новую династию и захватил при этом ряд вавилонских областей. Сам Самсуилуна говорит в надписи о победе на 26 узурпаторами, что свидетельствует о постоянной внутренней борьбе.

Внешнеполитическая обстановка становится неблагоприятной для Вавилона. Все активнее проникают на его территорию воинственные племена касситов. На северо-западе Месопотамии образуется новее государство Митанни, которое отрезает Вавилонию от основных торговых путей, ведущих в Малую Азию и на Восточносредиземноморское побережье. Наконец дерзкий поход хеттов в Вавилонию в 1595г. до н.э., завершился захватом и разорением самого Вавилона, кладёт конец правлению I Вавилонской династии и завершает трёхсотлетний Старовавилонский период.

Памятник Тысячелетию Государства Российского … Википедия

Тысячелетие: Тысячелетие единица измерения времени, равная 1000 годам. «Тысячелетие» американский мистический сериал от создателей «Секретных материалов». «Тысячелетие» (англ. Millennium) фантастический кинофильм о путешествиях во… … Википедия

Тысячелетие - ист. период, обозначаемый либо арабскими цифрами с наращением падежного окончания в изданиях для подготовленного читателя (2 е тысячелетие до н. э.), либо словами в массовых изданиях (второе тысячелетие до нашей эры), либо арабскими цифрами с… … Издательский словарь-справочник

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ, тысячелетия, ср. 1. Период времени в 1000 лет, десять веков. 2. чего. Годовщина события, случившегося 1000 лет тому назад. В 1862 г. праздновалось тысячелетие основания русского государства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

Тысячелетие Millennium Жанр Драма, хоррор Автор идеи Крис Картер В главных ролях Лэнс Хенриксен Терри О Куин Меган Галлахер Клеа Скотт Brittany Tiplady Страна … Википедия

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ, я, ср. 1. Срок в тысячу лет. 2. чего. Годовщина события, бывшего тысячу лет тому назад. Т. города (тысяча лет со дня основания). | прил. тысячелетний, яя, ее. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 годовщина (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- (1000 летие) … Орфографический словарь-справочник

У этого термина существуют и другие значения, см. Тысячелетие (значения). Тысячелетие (также миллениум) единица измерения времени, равная 1000 годам. Содержание 1 Летосчисление 1.1 Порядковый … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Тысячелетие (значения). Тысячелетие Millennium … Википедия

Книги

  • Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X-XI веков , М. П. Сотникова, И. Г. Спасский. Книга, посвященная тысячелетию русской национальной монетной чеканки, состоит из двух основных частей - исследования и сводного каталога монет первоначального русского чекана - и приложения.…
  • Тысячелетие русской истории , Н. А. Шефов. Книга богато оформлена огромным количеством иллюстраций, наглядно показывающих яркую многовековую палитру тысячелетней истории России. Эта книга - словно лента небывалого кинофильма; то…

Во втором тысячелетии до н.э. в ареал цивилизованного и государственного развития попадают гораздо большие территории и народы. Создают свои государства народы Малой Азии, Китая, Ближнего Востока, Эгеиды , продолжается развитие Египта и Месопотамии, вновь возникает цивилизация в Индии. Если для предыдущего периода характерна ситуация, при которой древнейшие цивилизации являлись островками в море первобытных и полупервобытных народов, многие из которых пребывали ещё в каменном веке, то во втором тысячелетии до н.э. древние государства в районе Передней Азии, Ближнего Востока, Восточного Средиземноморья составляют практически единую территорию. Между государствами возникают международные отношения, с посольствами, дипломатическими переговорами, договорами между странами, на смену разовым торговым экспедициям приходят регулярные торговые контакты и связи с поселениями иностранных купцов в отдельных кварталах городов.

Месопотамия . После падения III династии Ура Месопотамия переживает период политической раздробленности, целый ряд мелких царств ведёт борьбу за преобладание в регионе. В результате этой борьбы получает политическую независимость и возвышается город Вавилон, где воцаряется I Вавилонская, или аморитская династия, время правления которой называют Старовавилонским периодом (1894 - 1595 гг. до н.э.). Южная Месопотамия попадает в это же время под власть эламитов, правители которых заботятся о восстановлении городов и ирригационной системы. Расцвет Вавилона приходится на время правления царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.), которому удалось объединить под свей властью всю Месопотамию. Во время правления Хаммурапи в Вавилоне ведётся монументальное строительство, в результате которого город становится крупнейшим центром Двуречья, укрепляется администрация и упорядочиваются социальные и имущественные отношения, свидетельством чему являются знаменитые “Законы Хаммурапи”. Но после смерти Хаммурапи нарастает борьба за освобождение покорённых Вавилоном областей и государств, усиливается давление воинственных касситских племён, образовавшегося на северо-западе Месопотамии государства Митанни, наконец, в 1595 году до н.э хетты разрушают Вавилон и тем самым кладут конец трёхсотлетнему Старовавилонскому периоду. После хеттского разгрома Вавилон попадает под власть касситских правителей, начинается так называемый Средневавилонский период, заканчивающийся в 1155 г. до н.э. Во время касситского правления регулярно используются в военном деле лошади и мулы, внедряется комбинированный плуг-сеялка, создаётся сеть дорог, активизируется внешняя торговля. С XIII века до н.э. всё более сильные удары Вавилону наносит Ассирия, к которой со временем присоединяется Элам, местные правители, и, как результат, около 1155 года до н.э. касситская династия заканчивает своё существование.

Этот период на Переднем Востоке характеризуется ожесточённейшим противоборством между самыми мощными на тот момент военными державами: Египтом, Митанни и Хеттским государством.

Митанни . Это государство возникает в XVI веке до н.э. в результате слияния небольших хурритских владений, расположенных на северо-западе Месопотамии. Кроме хурритов в состав государства входили и семитоязычные амореи. О социальных отношениях этого государства известно довольно мало, можно только сказать, что большую роль играли сельские общины, развивалось ремесло, торговля, рабовладение. Митанни славилось разведением коней и искусством управления колесницами, которые в то время играли важнейшую роль в военном деле. Опираясь на эти достижения, митаннийские цари в XVI - XIV веках вели ожесточённую борьбу с хеттами за господство в Северной Сирии, Египтом - за преобладание на Ближнем Востоке. Борьба шла с переменным успехом, но к XIV веку до н. э. Митанни ослабло и в конце этого века - начале XIII до н.э. попытка подчинить себе Ассирию закончилась полным разгромом, пленением царской семьи и взятием столицы Вашшуканни (до сих пор не найденной археологами). В 70-х годах XIII века до н.э. ассирийцы наносят окончательное поражение митаннийцам, в результате которого государство прекращает своё существование.

Ассирия . История Ассирии II тысячелетия до н.э. делится на два периода: староассирийский (XX - XVI вв. до н.э.) и среднеассирийский (XV - XI вв. до н.э.). Возникшее на перекрёстке выгодных торговых путей государство с центром в городе Ашшуре первоначально ориентировалось на развитие выгодных торговых связей с различными регионами, с этой целью ассирийцы пытались основать ряд колоний за пределами собственно Ассирии, но эти усилия были сведены на нет возвышением государства Мари на Евфрате, образованием Хеттского государства и продвижением аморейских племён. Перейдя к активной внешней политике, Ассирия в конце XIX - начале XVIII веков до н. э. становится крупным государством с новой организацией управления и сильной армией. Дальнейшее противоборство с Вавилоном привело к подчинению Ассирии этому государству, а в конце XVI века до н. э. Ашшур попадает в зависимость от Митанни.

В XV веке до н. э. возобновляются попытки возродить могущество ассирийского государства, которые к концу XIV века до н. э. увенчались успехом. Наивысшего подъёма государство достигает в XIII веке. Ассирия распространяет свои претензии на юг - в сторону Вавилонии и на север - в сторону Закавказья. На рубеже XII - XI вв. до н.э., после периода некоторого упадка в течение двенадцатого столетия, Ассирия вновь становится могущественным государством, в немалой степени это объяснялось падением Хеттской державы. Царь Тиглатпаласар I (ок.1114 - ок.1076 гг. до н. э.) совершает свыше тридцати походов, в результате которых были присоединены Северная Сирия и Северная Финикия, объектами агрессии становятся юго-восточные области Малой Азии и Закавказье, где Ассирия воюет с Урарту. Но на рубеже XI - X вв. до н. э. страна подвергается нашествию семитоязычных племён арамеев, пришедших из Аравии. Арамеи расселились на территории Ассирии и смешались с коренным населением. Дальнейшая история Ассирии на протяжении следующих 150 лет владычества иноземцев практически неизвестна.

Египет. Период политической раздробленности и нарушения централизованной системы управления экономикой сменился вновь тенденцией к объединению. Основатель XI династии Ментухотеп объединяет Египет под своей властью, тем самым начинается период Среднего царства (ок. 2050 - ок. 1750 гг. до н.э.). В этот период возрождается единая оросительная система, расширяются поливные площади, но техника земледелия остаётся ещё довольно примитивной: основой её продолжает оставаться мотыжная обработка земли. В это время продолжает развиваться металлургия, осваивается производство бронзы, высокого расцвета достигает ювелирное дело.

Египет возобновляет активную внешнюю политику, направленную в сторону Нубии, совершаются походы против племён ливийцев, населявших западную пустыню. К концу периода под властью Египта оказались области Нубии, Синайский полуостров, Южная Палестина.

В конце XVIII века в Египет вторгаются азиатские племена гиксосов. Ослабленный народными восстаниями Египет не смог оказать сопротивления захватчикам. Гиксосы правили в Египте свыше 100 лет, но им не удалось создать сильное самостоятельное государство, и в конце XVII в. до н. э.египтяне начали упорную борьбу с захватчиками, которая привела к изгнанию гиксосов из страны.

При фараоне Яхмосе I удалось окончательно изгнать гиксосов из Египта, при этом была утверждена власть Египта над Южной Палестиной, что положило начало Новому Царству в истории Египта (1580 - 1085 гг. до н.э.). Египтяне возобновили активную внешнюю политику, основным инструментом которой была реформированная армия, главной ударной силой в ней были боевые колесницы, запряжённые лошадьми. Фараоны Тутмос I и Тутмос III значительно расширили территорию государства вплоть до границ Сирии. Экспансия фараонов привела к столкновениям с Митанни и Хеттским государством.

Наиболее ярким явлением в культурной жизни Египта того времени явилась эпоха правления фараона Эхнатона, проведённая им религиозная реформа и связанный с этим кратковременный блестящий период египетского искусства, получивший название амарнского (наиболее полно воплощённый в архитектуре и произведениях искусства города Ахетатона).

Наиболее удачливым фараоном, совершившим наибольшее число завоевательных походов, был Рамсес II (1301 - 1235 гг. до н.э.), в начале правления которого напряжённые войны велись с Хеттским царством. Самое известное сражение этого периода - битва при Кадете, в которой войска Рамсеса едва не подверглись разгрому. Дальнейшие боевые действия привели к заключению первого известного нам в мировой истории международного договора между Египтом и Хеттской державой в 1280 г. до н.э.

При преемниках Рамсеса II Египет вёл длительные и упорные войны и за сохранение влияния в Передней Азии, и отражая набеги ливийцев с Запада, а “народов моря” - с Севера. Но в результате удалось сохранить контроль лишь над Южной Палестиной.В конце Нового Царства в Египте обострились социальные противоречия, длительные войны и нападения иноземцев ослабили страну, в результате чего власть фараонов ослабла, и около 1085 года до н.э. завершается период Нового Царства - самый блестящий период в истории Древнего Египта, после которого страна периодически становится объектом агрессии со стороны более сильных соседей: ливийцев, эфиопов, ассирийцев и персов.

Хеттское государство . Малая Азия - древнейший центр развития металлургии, её восточные области связаны с древнейшими центрами земледелия. Всё это обусловило интенсивное и даже опережающее развитие региона в VII - V тысячелетиях до н.э., но в дальнейшем темпы его замедлились сравнительно с Египтом и Месопотамией, поскольку в Анатолии не существовало таких крупных рек, как Нил, Тигр и Евфрат, обеспечивавших обрабатываемые площади регулярным поливом; кроме того, отсутствие необходимости создавать единую ирригационную сеть не стимулировало долгое время центростремительных тенденций отдельных общин и областей. Существенный сдвиг произошёл в III тысячелетии до н.э., когда отмечается рост укреплённых центров - протогородков и подъём ремесленного производства. Развитие оружейного дела и фортификации свидетельствует об участившихся конфликтах, в результате которых выделяется обогатившаяся за счёт военной добычи верхушка общин и племён. Это свидетельствует о разложении первобытнообщинного строя и начале классообразования.

В начале II тысячелетия до н.э. в Малой Азии появляются первые небольшие государственные образования, формировавшиеся вокруг городов. Большое влияние на их развитие оказали торговые колонии ассирийцев, расположенные на востоке Малой Азии. Отдельные попытки со стороны некоторых властителей подчинить себе соседние города наиболее отчётливо стали проявляться в XVIII веке до н.э., когда правитель города Куссара по имени Питхана и его преемник Анитта присоединили целый ряд городов, в том числе и будущую столицу Хеттского государства Хаттусу. Объединительную политику завершил четвёртый преемник Анитты, Лабарна (ок.1680 - 1650 гг. до н.э.). При нём границы государства достигли берегов Чёрного моря и включили северные склоны Таврского хребта. Для Хеттского государства характерны сильные пережитки общинного быта, которые сказывались вплоть до ограничения царской власти; тенденции к централизации управления сменялись периодами борьбы за власть, в которой активное участие принимали члены царского рода. В этот период (XVI - начало XV веков до н. э.) Хеттское царство добивается ряда значительных успехов, в числе которых -присоединение Хальпы (Алеппо) и разгром Вавилона. В XV веке наблюдается ослабление Хеттской державы . Но в начале XIV века до н. э. происходит возрождение Хеттского государства, наиболее выдающимся царём которого был Суппилулиума. Он восстановил контроль над прежней территорией хеттов, а также расширил её, включив Северную Сирию и выйдя непосредственно на средиземноморское побережье Ближнего Востока. Здесь интересы хеттов непосредственно столкнулись с египетскими, что привело к ряду войн. Самым большим успехом Суппилулиумы было покорение Митанни. Происходит экспансия хеттов и на Юго-Запад Малой Азии. Одним из соперников Хеттского царства к концу периода является Ассирия, натиск которой порой с трудом сдерживается. В конце XIII века до н. э. в Восточном Средиземноморье возникает сильная коалиция “народов моря”, разгромивших многие процветающие области Ближнего Востока. Египет с трудом устоял благодаря выгодам географического положения, но Хеттское царство не выдержало удара и прекратило своё существование.

Восточное Средиземноморье . Одним из районов, сыгравшим большую роль в истории Ближнего Востока, была Финикия, на территории которой ещё в III тысячелетии до н. э. появляется подобие городских центров, среди которых во втором тысячелетии возвышаются Библ, Угарит, Сидон и Тир. Эти города играли большую роль в международной торговле благодаря развитому мореплаванию. Политический строй этих центров больше всего подходит под определение город-государство.

Аналогичные процессы формирования городских центров и складывания городов-государств происходят и в Сирии, и в Палестине. Из центров этих регионов можно выделить Алалах, Халап, Эблу, Мегиддо, Иерусалим, Лахиш.

В XVIII веке до н. э. на этих территориях создаётся государство Ямхад, этнической основой которого были аморейские племена. Несколько позднее, на рубеже XVIII - XVII веков до н. э. возникает гиксосский союз, обладавший мощной армией и сумевший даже завоевать Египет.

Во второй половине II тысячелетия до н. э., когда прекратили своё существование и Ямхад, и гиксосский союз, городам региона пришлось существовать в обстановке хетто-египетского противоборства. Это время бесконечных междоусобиц и полной политической раздробленности. Наиболее известным городом является Угарит - родина первого алфавита, расцвет его приходится на конец XV - начало XII вв. до н.э. Это было типичное торговое государство, ведущее широкую международную торговлю.

В конце XIII - начале XII веков до н. э.Сирия и Палестина подверглись нашествию “народов моря”, вторгшихся из Малой Азии после разгрома Хеттского государства. Ими был разрушен Угарит.

Эгеида. К концу III - началу II тысячелетия до н.э. относится и возникновение первой цивилизации в Европе. Речь идёт о минойской культуре Крита и сменившей её микенской культуре материковой Греции. Вплоть до конца XIX века учёные и не подозревали о существовании в далёком прошлом этой цивилизации. Известно о ней стало в результате работ немецкого археолога Генриха Шлимана и раскопок английского учёного-археолога Артура Эванса.

Шлиману после нескольких лет работы удалось найти легендарную Трою. После этого Шлиман из Турции перенёс свои поиски в Грецию, где исследовал развалины цитадели города Микены - тоже одного из легендарных центров древнегреческого эпоса. Артур Эванс изучал остатки Кносского дворца, который связан с легендарным критским Лабиринтом. В результате этих исследований появилась возможность отодвинуть начало истории Древней Греции более чем на тысячу лет.

После блестящего балканского энеолита, датированного V - серединой IV тысячелетия до н.э., регион приходит в упадок, и некоторый прогресс вновь наблюдается только с последней трети III тысячелетия до н.э. Причём центр этого возрождения переносится из северных и центральных областей региона на юг - на острова Эгейского моря и южную оконечность полуострова. В Кикладском архипелаге и на Крите возникает своеобразная культура, которая со временем начинает доминировать во всей Эгеиде, включая прибрежные области материковой Греции и западное побережье Малой Азии. Политическая история этого периода совершенно неизвестна, поскольку нет письменных источников, а в современных ему древневосточных документах упоминаний о Крите не так много. В конце III тысячелетия до н. э. на Крите возникает интересный феномен в виде огромных комплексов построек жилого, культового и хозяйственного назначения, получивший наименование дворца. Наибольший интерес представляют произведения критского искусства, в частности, фресковая живопись. В ней совершенно отсутствуют батальные сюжеты, а сам стиль изображения говорит о глубоком своеобразии минойской культуры, исключающей какие-либо существенные заимствования. При этом нельзя говорить об изолированности Крита от соседних цивилизаций: известно, что посольства с Крита посещали Египет, а египетские изделия постоянно находят при раскопках критских дворцом. Известна критская письменность, которая является древнейшей в Европе, но, к сожалению, она не расшифрована. В середине XV века до н.э. критскую цивилизацию постигла катастрофа: извержение вулкана, а затем взрыв его кальдеры на острове Санторин. Вулканическим пеплом была засыпана большая часть Крита; гигантская волна-цунами разрушила все прибрежные поселения северной части Крита. На ослабленный остров высадились воинственные обитатели дворцов материковой Греции, которые и покорили его в конце XV века до н.э.

Эти завоеватели относились к греческому племени ахейцев, проникшему на юг Балканского полуострова в XIX - XVIII веках до н.э. и попавшему тогда под культурное и политическое влияние Крита. Население Крита и Киклад не было греческим, именно незнанием языка, на котором оно говорило, во многом объясняются непреодолимые трудности на пути расшифровки древнейшей европейской письменности. Под влиянием Крита и в Греции в XVII веке до н.э. возникают дворцы, а также письменность, приспособленная к особенностям древнегреческого языка, которая успешно расшифрована Майклом Вентрисом и Джоном Чэдвиком. Но облик культуры, несмотря на преемственность, существенно иной. Прежде всего, это значительная военизированность общества; обитатели дворцов много внимания уделяли войне, хотя детали политической истории этого времени нам неизвестны, так как письменные документы микенских центров касаются, главным образом, хозяйственных вопросов. Известно лишь, что в последней трети XIII века до н.э. ахейские династы предприняли широкомасштабный поход на северо-запад Малой Азии, память о котором сохранилась в поэмах Гомера.

С конца XIII в. до н. э. на дворцовые государства Греции надвигается опасность с севера и северо-запада, где в движение приходят многочисленные племена, начавшие переселение в южные области. Это переселение явилось частью движения “народов моря”. Скорее всего, именно они стали причиной гибели дворцовых центров Микенской Греции, которая последовала в начале XII века до н.э. Микенским грекам не удалось создать, в отличие от Египта и Месопотамии, единого государства. Очевидно, это объясняется отсутствием в Греции такого объединяющего природного “стержня”, каким в местах возникновения древнейших цивилизаций являлись крупные речные долины, требовавшие создания единой ирригационной системы, неизбежно приводившие к установлению централизованного управления. Не возникли ни на Крите, ни в Микенской Греции и настоящие города. Дворцы, судя по всему, имели достаточно ограниченное и строго функциональное назначение. Не случайно после их гибели, в изменившихся исторических условиях они уже больше никогда не возродились. Также была забыта и письменность второго тысячелетия, чтобы появиться вновь уже в виде алфавитного письма.

Китай . Достоверных сведений об истории Китая во II тысячелетии до н. э. мы не имеем, сохранились лишь данные китайской исторической традиции. Археологические источники свидетельствуют, что еще во второй половине III тысячелетия до н.э. население среднего течения реки Хуанхэ жило в условиях неолита, хотя и появляются первые следы имущественной дифференциации. Китайская традиция сообщает, как вместо выборных вождей власть стала передаваться по наследству, сообщается об основании первой древнекитайской династии Ся, которая была свергнута вождём племени шан Чэн Таном, основавшим династию Шан, позднее получившую название Инь. Примерно это событие можно отнести к XVII веку до н.э. От второго периода истории династии Шан-Инь, датированного XIV - XI веками до н.э., дошли до нас и археологические данные, и надписи. К эпохе Шан-Инь относится ряд важнейших новшеств: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности. Можно говорить о далеко зашедшем процессе социального расслоения и формировании классового общества, возможно, появляются и рабы. Иньские единоличные правители - ваны вели частые войны с соседними племенами, захватывая множество пленных, многих из которых приносили в жертву. Наибольшего могущества Иньское государство достигло при ванеУДине, правившем во второй половине XIII века до н.э. После него государство пришло в упадок и в последней трети XI века до н. э. было завоёвано племенами чжоу.