Виртуальный клуб. Отчуждение личности и ее свобода

Отчуждение - это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут. Например марксистская теория отчуждения самостоятельно Марксом не выделялась. Для Маркса отчуждение - это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года». Маркс выделял 4 вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда, превращенного в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату. Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производства. Произведенный работником продукт «уходил» к капиталисту (владельцу средств производства), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.

Свобо́да - идея, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми факторами.

Отве́тственность - субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Еще в 18 веке взаимосвязь этих двух понятий рассматривал Бенедикт Спиноза. Диалектика свободы и ответственности личности согласно его рассуждениям сводилась к тому, что ответственность – это необходимость, а там где есть необходимость свободы быть не может. Также Спиноза утверждал, что человек как часть природа всегда подчинен необходимости, но чтобы при этом оставаться свободным, человек как единственное мыслящее существо обязан познавать окружающий мир и осознавать свое существование. Таким образом, человек не может изменить законы природы и ход времени, но организовав свою деятельность, опираясь на них, он может стать выше этих законов, и обрести господство над окружающей действительностью. Однако такой подход к сочетанию свободы и ответственности личности приемлют далеко не все. Поэтому существует несколько моделей отношения человека и общества:


борьба за свободу – открытый и непримиримый конфликт человека с обществом; адаптация к окружающему миру – человек добровольно подчиняется законам природы и окружающей действительности, жертвуя своим стремлением стать свободным; бегство от мира – поведение, при котором человек, будучи не в силах обрести свободу в обществе уходит «в себя» или идет в монастырь.

Самореализация личности, свобода и ответственность гармонично взаимодействуют только в том случае, если человек осознает мотивы своей деятельности и не идет наперекор установленным в обществе правилам и нормам. Личность может реализоваться только в том случае, когда полноценно использует свободу как право выбора. Чем выше выбранная жизненная цель, тем лучше средства ее достижения будут соответствовать закономерностям развития окружающей действительности. Ответственность, в свою очередь связана с необходимостью выбора средств и способов, благодаря которым будет осуществляться цель. Таким образом, свобода способствует возникновению ответственности личности, а ответственность является направляющим стимулом свободы.

Отчуждение — беда нашей современной цивилизации. Его легко можно увидеть в глазах людей, с которыми сводит жизнь. В том, что они говорят. В том, что они делают. Да и сами можем быть людьми отчужденными — не подозревая об этом.

Состояние отчуждения возникает тогда, когда исчезает чувство личной сопричастности к тому, что делаешь — неважно, на работе, дома или в одиночестве. Личная сопричастность — это, иными словами, смысл происходящего. Отчужденный человек не видит смысла в том, что он делает, он не имеет никакой личной заинтересованности, но это только первое условие для возникновения данного переживания. Второе — ощущение бессилия и невозможности что-либо поменять. Например, работаешь на нелюбимой работе, в которой не видишь ни малейшего смысла, и при этом считаешь, что уходить с нее — некуда. Соединение смыслоутраты с утратой (ощущения себя как активного творца свой жизни) и приводит к состоянию отчуждения.

Каковы основные признаки отчуждения?

а) Формализм. Если человек что-то начинает делать формально, только для галочки или отчетности, не вкладывая во что-либо никаких личных переживаний — это прямое указание на отчуждение.

б) Скука. Скука, как я ранее уже , возникает там, где собственные желания и потребности или «задвигаются» подальше, или вовсе предаются забвению. Хорошим тестом на отчуждение будет вопрос «почему ты занимаешься этим?» Можно получить один из трех ответов: я занимаюсь этим, потому что хочу именно этого ; я занимаюсь этим, потому что вынужден это делать ; я делаю это, потому что мне больше нечем заняться (т.е. от скуки). Отчуждение возникает у людей, давших второй вариант ответа; у тех, кто дал третий, отчуждение уже есть и перешло в наиболее сложную форму — отчуждение от себя. Наибольшую растрату энергии переживают именно те, кому нечем заняться.

в) Ощущение жизни «на автопилоте». Автопилот подразумевает, что ты отключаешься от управления, уходишь куда-нибудь покурить или поспать. Но если мы говорим о процессе жизни, то «уход покурить» - это бегство от жизни.

г) Ощущение личной несвободы. 15-летний подросток так выразил это ощущение: «Я чувствую себя чужим в этой жизни. За меня все решают другие. Я никогда не буду тем, кем хочу. Я просто загнанная тварь. И даже когда я все вокруг крушу — моей свободы не становится больше». Взрослые чаще любят говорить следующее: «я вам сочувствую, но ничем помочь не могу — инструкция...». Больше правды было бы в слове «не хочу», но значительно проще отказаться от своей субъектности, чем от образа «хорошего человека».

д) Одиночество, ощущение того, что тебя никто не может понять.

е) Ощущение пустоты, опустошенности

Экзистенциальный психолог С.Мадди говорит еще о четырех формах, в которых проявляется отчуждение:

Авантюризм — склонность к экстремальным поступкам, рискованным занятиям, немотивированная агрессия.

Нигилизм — убежденность в отсутствии смысла и активное его отрицание. На эмоциональном уровне нигилизм связан с раздражением, цинизмом, отвращением, желанием замечать только негатив, отрицанием каких-либо позитивных явлений. Такие люди способны отравить любую радость — им надо убедить других, что мир именно таков, каким видят его они.

Бессилие — полная утрата веры в способность влиять на значимые жизненные ситуации.

Вегетативность — это самая тяжелая форма отчуждения как «экзистенциального недуга», фактическое сведение собственной жизни к простому удовлетворению физиологических потребностей. Нет ничего, что казалось бы стоящим и интересным, апатия, тоска и скука, очень низкий уровень активности.

От чего человек отчуждается? Можно выделить несколько основных сфер отчуждения, в каждой из которых в той или иной степени проявляются уже названные признаки отчуждения.

1. Отчуждение от работы. Если взять наиболее близкую мне картинку из образования, то это лектор, который монотонным голосом читает лекцию по бумажке, совершенно не реагируя на аудиторию, и при этом требующий полной отчетности и записывания лекции чуть ли не слово в слово. Формализм, скука, «автопилот», тоска просто разлиты в аудиториях с подобным подходом. Лектор уже давно не заинтересован в том, что делает, он, по сути, превратил себя в «говорильный аппарат»... Вспоминаю рассказ жены о том, как у нее на работе организовали курсы повышения квалификации. Должны были выступать лекторы из Москвы, а сами курсы были во Владивостоке. Но все оказалось проще: лекторы из Москвы прислали вместо себя конспекты, а местные преподаватели просто читали их с кафедры, и это при том, что те же самые конспекты были на руках у слушателей. Отчуждение полное.

2. Отчуждение от учебы. Классическая картинка: студент выходит отвечать на семинаре. Достает конспект и занудным голосом начинает читать. Спят все. На замечание, что «чтение с выражением проходят в начальных классах» следует недоуменный взгляд и полное непонимание того, что можно, вообще-то, и от себя что-нибудь интересное рассказать (по теме, разумеется). Школьники проявляют свою отчужденность через заявление о том, что «мне это в жизни не пригодится».

3. Отчуждение от семьи. В этих семьях вполне может поддерживаться видимость благополучия, но главная их особенность — людей в них уже нет, есть функции мужа, жены, ребенка. Нет искренней заинтересованности и тепла, зато много ритуальных, повторяющихся изо дня в день разговоров. Отчужденный от семьи человек общается с нею исключительно формально.

4. Отчуждение от общества. Исследование, проведенное мною в 2010-2011 годах показало, что именно этот вид отчуждения наиболее выражен у российских граждан. Отчуждение от общества — это ощущение чуждости себе региона или страны проживания в целом; отчуждение от политического строя. Характерное выражение - «эта страна», или «сами знаете, в какой стране живем» («это ж Россия!»). Отчуждение от общества характерно для людей, которые стремились играть активную роль в политической и общественной жизни, но, столкнувшись со всеобщим равнодушием и инертностью, разочаровываются. Немало среди отчужденных просто активных людей, которые, например, пытались сподвигнуть соседей на уборку территории вокруг дома, но потерпели поражение.

5. Отчуждение от других людей (межличностное отчуждение). Часто оно переживается в форме одиночества.

6. Отчуждение от себя. Это самый тяжелый вид отчуждения, так как человек, по сути, отказывается от себя. При самоотчуждении теряется понимание собственных потребностей и желаний в целом, тотальная скука (а не в отдельном виде деятельности), отказ от собственных усилий по изменению складывающейся «само собой» жизни. Защищаясь от ощущения собственной внутренней пустоты, человек может хвататься за маску, за видимый образ, выбирая образ жизни в стиле «казаться, выглядеть», а не «быть». Казаться счастливым, а не быть им. Казаться успешным, а не быть успешным... Самоотчуждение возникает и тогда, когда человек полностью жертвует свою жизнь кому-либо другому или какой-нибудь идее. Например, мама, которая всю жизнь посвятила детям и только детям, совершенно забыв про себя (и не замечая того, что детей эта ситуация как правило, не радует).

Исследуя самоотчуждение, я выделил по критерию выраженности отчуждения и самоотчуждения три условных группы людей. В первую группу попали те, кто испытывает отчужденность в какой-либо одной сфере жизни (кроме самоотчуждения — его у них не было), но в целом достаточно удовлетворенные ею, имеющие определенные цели, позитивно относящиеся к себе (и в меру критичные). Это аутентичные, «подлинные» люди. Во вторую группу «угодили» те, кто открыто переживают свою отчужденность, говорят о том, что у них есть свои интересы и планы, но они не могут их реализовать, потому что... «детей надо поднимать», «любимым делом не прокормишься», «нет времени ни на что», «нет возможностей...». Это отчужденная группа. И в третьей группе оказались те, чьи результаты сильно противоречили друг другу. Эти люди говорили, что в их жизни много смысла, что они вполне благополучны и у них особых проблем нет, но при этом они раз за разом обнаруживали бессмысленность собственного труда, низкий уровень симпатии к самим себе, принятия себя и интереса к себе. То есть они сами себя отвергали, но при этом поддерживая внешний «фасад», который так требуется в современном обществе. Именно они тратили и тратят наибольшее количество энергии, и они, переживая те или иные проблемы, к психологу не пойдут. «Она идет по жизни смеясь...» - песня А.Макаревича про этих людей...

Что делать с отчуждением? Об этом в следующем .

И прежде всего нам предстоит ответить на вопрос: что такое свобода? Свобода личности есть понятие многоплановое, многогранное.

Речь идет прежде всего о свободе экономической, то есть в значительной степени о свободе от эксплуатации, которая в свою очередь тоже не может быть сведена только к неравноправным отношениям между владельцами средства производства и лишенными таковых собственниками рабочей силы. Неэквивалентный обмен был и остается характерным для взаимоотношений между регионом развитых стран и третьим миром сегодня, зачастую он встречается и в отношениях между городом и деревней. Переход к патриархату, означавший всемирно-историческое поражение женщин, свидетельствовал о появлении еще одного вида эксплуатации - дискриминации половины человечества, ограничения прав женщин в обладании собственностью, в получении образования и профессии, в оплате труда и т.д.

Но экономическая свобода по своему объему значительно превышает свободу от эксплуатации, включая в себя, в частности, такой важный момент, как свободу принятия экономических решений, свободу экономического действия. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее (предпринимательство, труд по найму и т.д.), какая форма собственнического участия ему представляется наиболее целесообразной, в какой отрасли и в каком регионе страны он проявит свою активность.

Крайне важна свобода политическая, то есть такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. При этом политическая свобода не может рассматриваться только как средство реализации других свобод - экономический, идеологической и т.д. Будучи средством, политическая свобода в то же время обладает самоценностью, ибо немыслимо цивилизованное общество без всеобщего и равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства, прямого участия народа в решении кровно затрагивающих его вопросов. Потребность в политическом комфорте, обеспечиваемом демократией, является неотъемлемой чертой менталитета современного цивилизованного человека.

Еще одна сторона социального комфорта обеспечивается свободой духовной - свободой выбора мировоззрения, идеологии, свободой их пропаганды. Особое место в системе духовной свободы занимает то, что и в официальных документах и в обществоведческой литературе именуется «свободой совести».

Весьма специфической является такая грань свободы человека, которую условно можно назвать свободой гносеологической. Она может быть определена, как способность человека все более масштабно и успешно действовать, в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира.

И все-таки свобода является лишь одной стороной, характеризующей социальный статус индивида. Она не может являться абсолютной, поскольку индивид живет в обществе подобных ему, а посему его свобода его не должна ограничивать и мешать свободе других. Относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этими свободами. В противном случае наступает разъедающая общество анархия.

Обосновывая положение о взаимосвязи свободы личности с объективными условиями жизни людей в обществе, марксизм считает, что подлинной основой всех свобод является «свобода жить», свобода от нужды, свобода от эксплуатации и от неуверенности в завтрашнем дне. Они характеризуют историю как процесс осуществления свободы, человечество становится все более свободным по отношению к природным и общественным закономерностям, познает их, используя эти знания для реализации своих целей, но в условиях могущества частной собственности и эксплуатации человека человеком - рост свободы для общества оборачивается утратой ее большинством людей. Причину этого марксизм видит в отчуждении людей.

Понятие «отчуждение» многозначно. В марксистской литературе это понятие употребляется. по меньшей мере, в трех основных значениях:

  • 1) Любое опредмечивание человеческой деятельности, когда всякое проявление деятельности человека, любой результат труда принимает некую материальную форму и, следовательно, отделяется, отчуждается от него как творца.
  • 2) Овеществление субъекта, ограничение его активно-творческого начала, порабощение человека продуктами его же собственной деятельности.
  • 3) Отчуждение обозначает психическое состояние человека, не чувствующего себя свободным в своих действиях, сознающего себя объектом манипуляции каких-либо внешних сил.

Все эти значения взаимосвязаны и в то же время существенно различаются, что позволяет применять их в довольно широком плане.

По сути дела идея отчуждения была заложена в концепции «общественного договора», исходящей из передачи индивидами значительной части своих прав государству.

В обществе с состоявшимся общественным разделением труда, а тем более с сформировавшейся и воспроизводящейся частной собственностью, отчуждение заложено уже в самом акте производства, в производственной деятельности индивида. Отчуждение характеризует определенный тип связей противоположных сторон в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и важнейшей чертой этого типа является принципиальное расхождение этих сторон (собственника средств производства и собственника рабочей силы, производителя и потребителя и т.д.).Труд работника принадлежит другому; сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому; труд является для работника чем-то внешним, не принадлежащим его сущности. Таким образом, человек не удовлетворяет свою потребность в труде.

Возникнув в сфере материального производства, отчуждение распространяется и на все другие сферы жизни общества. От индивида отчуждаются политические учреждения, производство и потребление духовных благ, институты социальной сферы (образование, здравоохранение). Причем отчуждение - удел не только народных масс, оно в ряде аспектов захватывает и «верхи» общества.

Отчуждение можно представить в виде двухступенчатой ракеты, первая ступень которой выводит общество на такую траекторию, когда от людей, как членов социальных коллективов, отделяются их силы, способности и результаты их деятельности. Но на этом «полет» не завершен: сами отчужденные результаты деятельности людей становятся самостоятельным фактором, выходят из-под контроля и превращаются в силу, господствующую над обществом. Нередко это господство приводит к разрушительным последствиям.

Степень остроты отчуждения как общественного отношения зависит не только от определяющих его объективных причин, но и от того социокультурного и психологического фона, на котором оно реализуется.

Любое объединение предполагает ограничение свободы его участников. Оно воспринимается как нечто естественное и неизбежное, когда распространяется в одинаковой мере на всех людей по существу однотипных, как это предполагается в первобытном строе. С возникновением общественной дифференциации ситуация меняется, то, что устраивает одних, кажется несправедливым другим. Распределение тягот перестает быть равномерным. Возникает явление, получившее в философской литературе название «отчуждение».

Отчуждение определяют как «процесс, … характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему» или «отношения между субъектом и какой-либо его функцией, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта и изменению, извращению, перерождению природы отчужденной функции».

Проще применительно к жизни общества и государства отчуждение можно было бы характеризовать как неспособность лица, являющегося участником общественных, политических и правовых отношений, повлиять на них, в результате чего эти отношения выступают как внешняя сила, навязывающая ему свои законы. Иными словами, речь идет о несоответствии государственной или общественной системы интересам личности, о конфликте между ними. Гумбольдт называл отчуждением конфликт, в который вступает человек, когда все человечество, а не он персонально, рассматривается как личность. С большим основанием на место всего человечества можно было поставить исторически конкретное общество или государство.

Процесс отчуждения ярко представлен в трактатах Ж.-Ж. Руссо. В «Рассуждении о причинах неравенства среди людей» он описывает вторую стадию «естественного состояния», когда возникли общество и семья, но люди сохраняли свободу и равенство, как самую счастливую пору в истории человечества. Установление частной собственности на землю положило конец благоденствию. Появились неравенство и конфликты. Договор, заключенный в этих условиях, оказался обманом. Богатые обманули бедняков, утвердили в обществе неравенство и несправедливость. Таким путем большинство народа отстранили от решения общих дел.

Крупный вклад в разработку проблемы отчуждения внес марксизм. В написанной в 1844 г. незавершенной работе К. Маркса, получившей при издании спустя почти век в Москве условное название «Экономическо-философских рукописей», говорится об отчуждении труда наемного рабочего, порожденного частной собственностью на средства производства. Экономическое отчуждение рабочего представляет собой форму его эксплуатации и ее синоним.

Хотя термин «отчуждение» использовался Марксом применительно к экономической сфере, по существу это явление понималось шире. Экономическое отчуждение рабочего равнозначно его закрепощению в рамках производственных отношений капитализма.

Оно служит базисом для отчуждения в других областях жизни общества. Марксистская классовая теория государства, в соответствии с которой государство – аппарат принуждения в руках господствующего класса, представляет собой констатацию политического отчуждения. Идеи политического отчуждения лежат также в основе анархизма, для которого всякое государство есть зло, подавление свободы личности и эксплуатация.

По учению К. Маркса и Ф. Энгельса, отчуждение – удел эксплуататорских, общественно-экономических формаций. Его коренная причина – частная собственность на средства производства. Коммунизм, упраздняющий эту причину, призван был покончить с отчуждением личности.

Один из крупнейших представителей психоанализа Э. Фромм (1900–1980), связывал перспективу преодоления отчуждения с эволюцией капиталистического общества в социалистическом духе. Но в то же время все большее признание получали технологические причины отчуждения. Оно воспринималось как неизбежный результат научно-технического прогресса, усложнения форм общественной жизни, расширения ее горизонтов и в то же время широкого распространения общественных связей без непосредственных контактов. Особое значение техническому отчуждению придавали философы-экзистенциалисты. Они отмечали, что техника превращается в самостоятельную силу, проникает в разные сферы жизни, выполняет многочисленные функции, принадлежавшие раньше человеку. Это, с одной стороны, расширяет его возможности, а с другой – ведет к утрате многих навыков и тем самым сужает диапазон личности.

Техническое или технологическое отчуждение набирает силу и в области государства и права. Речь идет не только о роли техники в буквальном смысле слова, но и о политической технологии, хотя оба явления взаимосвязаны. Политические технологии не ограничиваются сферой политики в узком смысле слова. Чтобы быть успешными, они должны охватывать широкий фронт действий. Их цель – формирование человека, отвечающего потребностям политической системы. С этой целью они проникают во все сферы жизни личности и общества -культуру, образование, воспитание, искусство, потребление и т.д. И всюду человек становится объектом манипулирования, осуществляемого средствами массовой информации при поддержке государства. Пропаганда и внедрение массовой культуры – важнейшее средство такого манипулирования. Человек утрачивает собственные вкусы, взгляды, наклонности, он живет тем, что ему предлагает, а по существу навязывает пропаганда СМИ. Он превращается в «одномерного человека», по определению немецкого философа Герберта Маркузе (1898–1979).

Признавая технико-социальные причины отчуждения, следует, видимо, согласиться и с тем, что полностью покончить с отчуждением на основе современной цивилизации невозможно. Реальная задача заключается в его сдерживании и ограничении. В плане индивидуальном этому способствует всестороннее развитие личности, расширение ее кругозора и интересов, формирование индивидуальности, критическое отношение к действительности, утверждение внутренней духовной свободы, многообразие личных контактов и сфер деятельности.

В общественном плане противоядием от отчуждения служат совершенствование и реализация демократических начал, внедрение самоуправления, самостоятельность гражданского общества, воспитание чувства гражданственности, уважение прав человека, законность и социальные функции в деятельности государства.

- 32.90 Кб

Первоочередная задача для правоохранительных органов - охрана личного,

государственного и общественного имущества, установила статус личности,

гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в

современных условиях для ее развития в обществе.

Понятие отчуждения

Отчуждение (англ. alienation , нем. Entfremdung

Так же отчуждение есть процесс, “характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему”. Впервые концепция отчуждения была сформулирована в XV-XVIII веках авторами и сторонниками теории общественного договора (Томас Гоббс, Пьер Гассенди, Бенедикт (Барух) Спиноза, Джон Локк, Жан-Жак Руссо).

Отчуждение (англ. alienation , нем. Entfremdung ) - это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут.

Суть концепции Гоббса сводилась по преимуществу к пониманию и интерпретации отчуждения как акта передачи определенных прав человека социальной системе (в общем случае), а в частном – как добровольного ограничения (отчуждения) людьми своих прав для создания путем договора “искусственного тела” – государства. Первопричиной готовности людей прибегнуть ко взаимному отчуждению собственных прав Гоббс считал их боязнь вернуться к тому естественному состоянию, которое существовало до объединения индивидов в обществе, т.е. к войне, и не просто войне, а “войне всех против всех”. Продукт раннего взаимного отчуждения – государство – Гоббс представлял как массу личностей, объединенных в одну личность. Гоббс, таким образом, возможно, невольно и даже не представляя вероятных последствий такого подхода, объединил проблему отчуждения с обширной личностной проблематикой.

Марксистская теория отчуждения
Самостоятельно Марксом не выделялась. Для Маркса отчуждение - это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года ». Маркс выделял 4 вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда , превращенного в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату . Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста , имеющего в собственности средства производства . Произведенный работником продукт «уходил» к капиталисту (владельцу средств производства), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.

Отчуждение - это феномен психической организации человека, заложенный изначально в генетике его природы, позволяющий индивидуальное проявление и индивидуальное развитие.

С одной стороны отчуждение даёт человеку ощущение неудовлетворённости, а с другой является естественным импульсом в поиске ощущения счастья и удовлетворения. Отчуждение человека проявляется по-разному: закрытость в отношениях с другими людьми, потеря единства с собственной природой, острое ощущение своей индивидуальности, противопоставление себя другим. Это состояние рождает много проблем, и внутренних конфликтов для человека, порой ведущих к несчастному существованию.

В работах А.В. Петровского и В.А. Петровского феномен отчуждения можно увидеть как проблему нерепрезентированности субъекта в Другом и Других В.А. Петровским, М.В. Полевой сегодня осуществляется попытка акутализировать проблему отчуждения в психологии. Феномен отчуждения трактуется ими как потеря человеком собственной субъектности в общении со значимым другими (и с самим собой, когда имеется в виду особый случай – самоотчуждение человека). Такой взгляд, считают они, отвечает интуитивному смыслу этого слова: «… быть отчужденным» – значит ощущать самоутрату, не чувствовать своей связи с близкими.

Однако психология отчуждения - это не отклонение от нормы и не неизбежность судьбы. Темп и ритм современной жизни, чаще всего не дают человеку возможности уделять достаточного внимания близким людям, ограничивают его время и связи, позволяющие реализовать до конца такие чувства как дружба, любовь, общность и единство.

Заключение

Феномен отчуждения привлекает к себе пристальное внимание философов, социологов, психологов, что обусловлено актуализацией проблемы потери человеческой самоидентичности, конфликтом между актуальным существованием и потенциальным бытием, потерей контроля над продуктами труда, разрушением социальных взаимосвязей и т.д.

Источники

  1. Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. 1990. №1. С. 5-12.
  2. Абраменкова В.В. Развитие коллективной идентификации и персонализации в детском возрасте // Психология развивающейся личности. М., 1987.
  3. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989. Т.1.
  4. Философия: Учебник /Под редакцией доктора философских наук, профессора В. И. Лавриненко – 2-е издание – Москва:, Юрист’ъ, 1998 г.
  5. Философия: Учебник /Под редакцией доктора философских наук В. П. Кохановского – Ростов – на – Дону: Феникс, 1997 г.
  6. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для Вузов 3-е издание – Москва: Издательская корпорация “Логос”, 2000 г. Личность в правовом государстве……………………………………………...8
    Понятие отчуждения……………………………………………………...……10
    Заключение……………………………………………………………………..13
    Источники………………