Высота ниже уровня моря. Самые низкие точки земли

Нидерланды по площади чуть меньше Московской области, а населения здесь в 2,5 раза больше, поэтому неудивительно, что ландшафты страны по большей части носят антропогенный характер, природных территорий здесь немного, и существенная часть растительности также искусственного происхождения. Но при этом Голландия – один из самых ухоженных уголков на земле.

Каналы, дамбы и мельницы

Нидерланды переводятся как «нижние земли», действительно, 40% страны расположено ниже уровня моря. Голландией изначально назывались южная и северная провинции, поскольку они были экономически наиболее развиты, их название распространилось на всю страну. В слове «Голландия» также отразилась географическая особенность страны – это «полая земля, не имеющая прочного фундамента».

Почти вся территория Голландии – плоская низменная равнина; самая высокая точка – гора Валсерберг – 321 м над уровнем моря. А самая низкая точка находится на 7 м ниже уровня моря, и это мировой рекорд. Расположенные ниже уровня моря осушенные участки земли (польдеры) отгорожены дамбами, из них вода откачивается в дренажные каналы, по которым могут проходить небольшие суда. Сложной мозаикой с высоты птичьего полета выглядят все эти польдеры с полями, дамбы и каналы.

Неспроста одним из символов Нидерландов и неотъемлемой частью местного пейзажа являются ветряные мельницы – как раз они перекачивают воду из польдеров в каналы, используя электрическую и ветровую энергию. Если вдруг работа мельничных насосов прекратится, польдеры за неделю будут затоплены. Ветряные мельницы голландцы применяли еще в XVI веке, осушая озера, чтобы создать поселения на их дне.

На юге и на востоке страны преобладают слабохолмистые равнины, также есть меловое плато, расчлененное глубокими речными долинами, как раз здесь и находится гора Валсерберг.

Голландия – это не только страна, это еще и особое состояние души. Природа не давала людям эту землю: они. отвоевали ее у моря

Андре Моруа




Леса Голландии

До 70% площади страны занимают пашни, сеяные пастбища и застройки. Леса (практически все саженые) занимают не более 10% территории. Но за последние годы, рассматривая их как благоприятную среду для отдыха, им стали уделять гораздо больше внимания.

Обычно вначале создают насаждения из ольхи, которая затем замещается в основном дубом и ясенем, а также кленом, сосной, лиственницей. В некоторых лесах встречаются граб, ясень, тисс. По берегам рек растут ивняки, а на дюнах – сосновые боры. Часто можно встретить дубовые рощи, вдоль побережья и в песчаных областях распространены вересковые пустоши. В возвышенных областях кое-где встречаются дубово-березовые леса, которые чередуются с верховыми болотами. Широколиственные посадки, наиболее близкие к коренным, лучше всего сохранились в королевских поместьях и национальных парках.

Богаче всего растительность придолинных лесов: помимо основных пород – бука и граба – здесь растут дуб, ясень, белый тополь, вяз, дикая вишня и ягодные кустарники, а в увлажненных местах – еще и ольха. В травяном покрове встречаются редкие виды орхидей. Но серьезным препятствием для ухода за лесами является система лесовладения – почти 60 % лесов принадлежит частным лицам.

Край ветров и туманов

В Голландии нежаркое лето (обычно не больше +20 °С) и мягкая зима (редко ниже 0 °С), здесь всегда ветрено и влажно, погода меняется непредсказуемо и по несколько раз за день. Небо над территорией Нидерландов очень часто сплошь затянуто облаками.

Для этой области характерны туманы. Снегопады бывают редко (зимой обычно идет дождь), и они непродолжительны. Снежный покров не образуется даже на северо-востоке, где снега выпадает больше всего. Лишь изредка при вторжении масс арктического воздуха температура может понизиться до -25 °С. Тогда реки и каналы покрываются льдом, по которому можно покататься на коньках – в XVII–XIX веках, когда зимы были холоднее, это была любимая забава голландцев.

В мае по всей стране празднуется национальный день ветряных мельниц, в государстве их насчитывается 950 .




Амстердам

Хотя парламент и королевский двор расположены в Гааге, столицей Нидерландов считается Амстердам («Дамба на реке Амстел»), полностью построенный на сваях. Здесь 160 каналов, через которые перекинуто свыше 600 мостов, а вдоль каналов еще издавна высаживались деревья. Причем естественным водным путем является лишь река Амстел, и то ее русло было изменено.

Сооружение каналов тщательно планировалось, во внимание принимались все их функции – защита от врагов, наводнений, обеспечение путей сообщения и развития торговли. Ведь благодаря водным артериям облегчалась транспортировка грузов, которые от корабля доставлялись к складам на берегу. С тех самых пор на многих фронтонах старинных домов можно видеть поперечную балку, торчащую наружу, – такие балки (вместе с целой системой блоков и канатов) использовались для подъема тяжелых грузов, доставляемых по воде. И до сих пор некоторые жители применяют этот способ подъема тяжестей для бытовых нужд.

Фасады домов искусно украшены – различные изображения раньше указывали на профессию хозяина и даже заменяли нумерацию домов. Сейчас все дома пронумерованы, но начиная с конца улицы – к центру.

Исторический центр города, самый большой в Европе, сохранил свой облик с XVII века практически без изменений.

В Амстердаме нет автобусов и троллейбусов – люди ездят на велосипедах и трамваях. Конечно, еще и на машинах, но они тут явно в меньшинстве. Велосипедов здесь тысячи, повсюду велосипедные дорожки (даже соединяющие соседние города), парковки и специальные светофоры.

Несмотря на влажный климат и перенаселенность, в городе царит идеальная чистота.




Цветочная столица мира

Но все же визитной карточкой Голландии являются плантации цветов. Весной практически вся страна покрыта ковром цветущих растений, что в контрасте с постоянно серым небом создает непередаваемую атмосферу.

В день парада цветов, который проводится в апреле, все, от домов до транспорта, украшается цветами. По определенному маршруту двигаются процессии со сделанными из цветов скульптурными композициями, фигурами животных и героями народных сказок. Причем организаторы праздника акцентируют внимание на том, чтобы использовались все виды цветов, которые выращиваются в стране. А ведь это около миллиона разновидностей! И хотя Голландия не единственная страна, где проходят цветочные праздники, бесспорно, Амстердам – цветочная столица мира. Бум на тюльпанные луковицы, поразивший страну несколько веков назад, уже прошел, но традиции голландских цветочных аукционов сохранились. Например, цена за партию цветов определяется при помощи своеобразных часов – нажимая кнопку, покупатель останавливает стрелку напротив определенной цены. Нажмешь раньше – заплатишь больше, подождешь – товар может забрать конкурент.

Достопримечательности

Амстердам. в городе много церквей, среди которых: старейшая церковь города – готическая Уде-Керк (1300 г.), самая большая в стране церковь эпохи Ренессанса –). Здесь же расположена нулевая точка отсчета уровня моря для всего мира – Амстердамский футшток. В музеях Рикс и Ван Гога, можно увидеть полотна голландских мастеров живописи. Зоопарк Амстердама старейший в Европе, условия содержания животных максимально приближены к их естественной среде обитания.

Гаага. Здесь находится Дворец мира, в котором работает Международный суд ООН, старинный замок Бинненхоф (1248 г.), средневековая тюрьма Гевагенпорт (сейчас здесь расположен Музей инквизиции), Королевская художественная галерея. Парк Мадуродам – музей под открытым небом, представляющий Голландию в масштабе 1:25. Все экспонаты выполнены с точнейшей детализацией, и каждый год добавляются новые.

Роттердам славен районом Делфсхавен («Порт пилигримов») ­– это исторический округ с множеством старинных зданий.

Де Хоге Велуве – крупнейший национальный парк, где находится интереснейший художественный музей Креллер-Мюллер.

Голландская кухня

В Голландии любят вкусно и сытно поесть. Суровый морской климат располагает к обильной пище. На местную кухню оказали влияние не только соседние германская и датская, но и испанская – со времен колонизации, а также малайская, завезенная сюда вездесущими голландскими путешественниками. Голландия славится блюдами из рыбы и морепродуктов, соусами и десертами, сыром и шоколадом. Традиционные напитки – можжевеловая водка и пиво.

Национальные блюда

  • Раусшмейсер горячий трехслойный бутерброд с яичницей-глазуньей, шпиком и ветчиной.
  • Хазепепер – заяц с корейкой и шампиньонами, тушенный в пикантном соусе.
  • Хутспот – нарезанная ломтями тушеная говядина с овощным (картофель, морковь, лук) пюре на бульоне.
  • Панхаринг – селедка, жаренная в муке с белым перцем.
  • Гебакен палинг мет строп – угорь, поджаренный с патокой.
  • Рейсттрарт – рисовый торт с абрикосами.

Аннотация

Инженерная история Нидерландов, насчитывающая более 2000 лет, – это непрекращающаяся борьба с гидрогеологическими угрозами. На протяжении веков море наступало на территорию Королевства, а со стороны материка речные паводки «подмывали» экономику страны. В данной статье рассматривается летопись инженерных изысканий и решений в вопросе защиты от наводнений, описываются самые значимые проекты, прослеживается путь от стихийного берегоукрепления к интегральному подходу к работе с водными ресурсами в XX – XXI веке, когда вопросы экономического освоения территорий, жилого строительства, экологии и туризма стали нераздельно связаны.

Нидерланды – старинный центр высокоинтенсивного сельского хозяйства и ключевой транспортный хаб, снабжающий страны Центральной Европы поступающими по морю товарами. Необходимость защиты земли от морских приливов и речных наводнений, а также давняя традиция осушения неглубоких морских зон обусловили развитие крайне сложной гидротехнической инфраструктуры страны.

География

Нидерланды расположены в нижнем течении трёх крупных европейских речных бассейнов: Рейна, Мааса и Шельды. Площадь европейской части страны (без зависимых территорий в Карибском регионе) составляет 41,5 тысяч км², население – 16,5 млн. человек. Около 30% поверхности Нидерландов расположены ниже уровня моря и защищены с запада и севера комплексом дюн и водозащитных дамб.

Нидерланды – старинный центр высокоинтенсивного сельского хозяйства и ключевой транспортный хаб, снабжающий страны Центральной Европы поступающими по морю товарами. Необходимость защиты земли от морских приливов и , а также давняя традиция осушения неглубоких морских зон обусловили развитие крайне сложной гидротехнической инфраструктуры страны. Сочетание физических условий и целенаправленных действий человека привело к созданию уникальной системы управления водными ресурсами: уровень воды практически в каждом водоёме находится под человеческим контролем.

При достаточно высоком количестве атмосферных осадков (769 мм в год) летом в Нидерландах ощущается дефицит водных ресурсов. Около 10% территории страны подвержены частому снижению уровня грунтовых вод, что делает истощение водных ресурсов серьёзной проблемой для сельского хозяйства и охраны окружающей среды. Ситуация осложняется необходимостью масштабного использования грунтовых вод для ирригации и получения питьевой воды. Только с 1950 года обеспечение водой сельскохозяйственных территорий привело к увеличению зон, страдающих от нехватки воды, на 25%.

Две трети населения Нидерландов проживает в зонах с высоким риском наводнений: территории, находящиеся ниже уровня моря, требуют постоянной защиты, как и более высокие территории, подверженные периодическим паводкам.

Нидерланды сталкиваются не только со значительной нехваткой питьевой и сельскохозяйственной воды, но и с дефицитом территории. Пространство вокруг рек необходимо не только для обеспечения безопасности при наводнениях, но и для поддержания экологической устойчивости и сохранения у речных бассейнов их транспортных функций.

Королевство Нидерланды состоит из 12 провинций, разделённых на 647 муниципалитетов (здесь и далее мы не рассматриваем владения Королевства Нидерландов в регионе Карибского моря). В области управления водными ресурсами функционирует 55 водных комитетов, управляющих территориями различных муниципалитетов. Управление водными ресурсами в Нидерландах осуществляется на национальном, провинциальном уровне и на уровне водных комитетов.

История

Ранний этап

Первые дамбы на территории Нидерландов появились более 2 тысяч лет назад. В тот период уровень моря был примерно на полтора метра ниже современного. Его постепенное неуклонное повышение обусловило постоянное строительство и разрушение защитных сооружений вдоль морских и речных берегов. Активное сельское хозяйство, осушение болот и разработка торфяных месторождений привели к изменениям в водном режиме территорий и вызвали усиление и учащение наводнений, регулярно повреждавших защитные дамбы.

В период между 800 и 1250 годом значительная часть территории Северных и Юго-Восточных Нидерландов была потеряна из-за наступления моря, чему способствовали активная разработка торфа в прибрежных зонах и серия сильных штормовых приливов.

В XII столетии речные наводнения были относительно редки в Нидерландах, но при этом приливы значительно изменили форму берега. Количество наводнений постепенно увеличивалось в течение XIII века, а в XIV веке они стали представлять серьёзную проблему.

Средневековый климатический оптимум стимулировал активный рост населения и городской ремесленной и торговой экономики Нидерландов. Повышение уровня грунтовых вод привело к переносу пахоты на более высокие территории вглубь страны и переводу прибрежных территорий в пастбищные угодья. Орошение новых пашенных земель, вместе с обезлесением соседних германских территорий, привело к повышению риска наводнений. Рост стоимости земли, активная урбанизация и общее увеличение благосостояния населения формировали необходимость в развитии средств защиты от наводнений.

Высокое и позднее средневековье

В XIII веке в Голландии и Утрехте была создана первая современная система дамб. Были сформированы первые водные комитеты (нидерл. «waterschap»), в сферу ответственности которых входило обеспечение дренажа, строительство и эксплуатация защитных дамб. Наиболее старые (до 1250 года) водные комитеты появились в южной части Утрехта, южном Горинхеме и северном Лейдене. Многие из старинных водных комитетов функционируют до сих пор.

Водные комитеты являлись относительно независимыми сельскими органами, подчинявшимися графу Голландии и епископу Утрехта. Формирование водных комитетов в XIII веке стало первым проявлением влияния природных рисков на формирование центральных органов государственной власти в Нидерландах. Законы, правила и распределение обязанностей по содержанию защитных дамб с 1273 года кодифицировались в «дамбовых грамотах» (нидерл. «dijkbriefis»).

Начало четырнадцатого столетия было временем масштабных бедствий на территории всей Европы. Нидерланды не стали исключением: в 1313 и 1315 годах страну поразили крупные наводнения, а в 1314 – 1317 годах серьёзные неурожаи привели к голодной смерти каждого десятого жителя страны. Реакцией на разрушения 1313 – 1315 годов стало создание к 1350 году в дельтах всех крупных голландских рек системы защитных дамб. Организационная структура управления гидрогеологическими рисками, основанная на местных органах власти, оставалась неизменной до середины XVIII века, когда была создана должность генерального инспектора дельты Рейна.

Малый ледниковый период (с 1480 года) также привёл к ухудшению природных условий во всей Западной Европе. Со второй половины XV века в Нидерландах частым явлением стали ледовые заторы, с которыми жители региона столкнулись впервые. Песчаные отмели и защитные дамбы вдоль берегов рек мешали стоку льда — в результате образовывались огромные ледяные плотины, перегораживающие реки.

Серия крупных штормовых нагонов воды в XV – XVII веках привела к масштабной потере прибрежных земель и изменению строения дельты Рейна. Штормовые нагоны со стороны моря сопровождались крупными наводнениями. Постепенное обмеление привело к снижению пропускной способности рек и общему увеличению гидрологических рисков. Опускание почв, защищаемых дамбами, особенно после внедрения новых технологий дренажа, вызвало необходимость усиления защитных конструкций за счёт строительства дополнительных малых дамб и отводящих каналов.

Новое время

В XVI-XVII веках Соединённые провинции стали крупнейшим мировым экономическим центром. Тому было несколько причин. Нидерланды перехватили лидерство в посреднической океанской торговле у Португалии, что позволило голландцам получать колоссальные доходы за счет неравенства цен в различных регионах мира. В течение долгого времени Нидерланды обладали монополией на торговлю индонезийскими пряностями – исключительно дорогим товаром того времени. Нидерланды также являлись лидером во многих отраслях промышленности, в частности, в кораблестроении. Городская популяция страны уже к XVII веку составляло около 60% населения.

Вплоть до XVII века борьба с водными угрозами в низколежащей территории Нидерландов носила чисто оборонительный характер. Если дамба разрушалась, то на её месте возводилась новая. В ряде случаев требовалось строительство дополнительных дамб позади ранее построенных сооружений, причём жителям приходилось оставлять освоенные земли между двумя дамбами. Иногда из-за наступления моря или изменения русел рек приходилось покидать целые деревни.

Однако после изобретения ветряной мельницы, способной перекачивать воду на более высокий уровень, а также серии усовершенствований в конструкции защитных дамб появилась возможность обратить этот процесс вспять и перейти в «наступление на море». Экономический рост и увеличение численности населения Соединённых Провинций стимулировали расширение сельскохозяйственных угодий. За счёт инвестиций амстердамских купцов осуществлялось осушение и освоение прибрежной полосы. К концу XVIII столетия значительная часть приморской территории была превращена в высокопродуктивные сельскохозяйственные районы. Строительство плотин и польдеров на территории наиболее экономически развитых провинций – Голландии и Западной Фрисландии – за относительно короткое время значительно изменило внешний вид этих земель. Города были связаны плотной сетью коммуникаций в рамках единого рынка сельскохозяйственной продукции. Осушение прибрежных зон осуществлялось за счёт возведения польдеров – окружённых дамбами зон, на которых контроль за уровнем грунтовых вод осуществлялся за счёт работы насосных станций.

В 1795 году закончила своё существование крайне децентрализованная Республика Соединённых Провинций, сменившаяся сначала Батавской Республикой (1795 – 1806), а позже Королевством Нидерланды. Страна подпала под значительное влияние французского центризма, что повлияло и на сферу управления водными рисками. В 1798 году появился первый орган центрального управления водными рисками – Совет по управлению водой (Rijkswaterstaat). В XIX веке были внесены значительные изменения в законодательство, позволившие центральным властям вмешиваться в вопросы строительства и содержания защитных сооружений на местах.

Распространяющиеся по европейскому континенту паровые машины были практически сразу после своего появления внедрены в систему управления водными ресурсами: в 1820 году по приказу короля Вильгельма I при помощи энергии пара был осушен Зюйдпласпольдер (Zuidplaspolder), ставший наиболее низкой точкой Нидерландов (на 7 метров ниже уровня моря). С 1820-х по 1850-е годы прежние специалисты по дамбам из числа ремесленников были заменены профессионалами, подготовленными в Корпусе инженеров, на который с 1849 года была возложена функция надзора над защитными сооружениями.

Распространение использования энергии пара во второй половине XIX века позволило осуществлять более точный контроль над уровнем грунтовых вод на глубине 0,5 – 1 метр, что заметно увеличило производительность земель. Впоследствии, дизельные и электрические насосные станции позволили контролировать уровень грунтовых вод на глубине более одного метрах, следствием чего стала возможность перейти к более продуктивному сельскому хозяйству.

XX век

XX век стал временем реализации огромных транспортных, энергетических и инженерных проектов во всех регионах мира. Не обошла эта тенденция и Нидерланды, в которых начиная с 1920 года было осуществлено множество крупных инженерных решений в сфере инженерной защиты территорий и управления водными ресурсами.

Проект Южного Моря (Зейдерзе).

В 1891 году министр Корнелис Лели предложил между провинциями Северная Голландия и Фрисландия. Согласно проекту, внутреннее Южное Море превращалось в озеро Эйсселмер.

План Лели включал в себя создание многочисленных польдеров. Значительный стимул к реализации проекта был придан крупным наводнением 1916 года, а также опытом чрезмерной зависимости Нидерландов от импорта продовольствия во время Первой Мировой Войны. Новые польдеры должны были обеспечить необходимое расширение сельскохозяйственных земель и увеличить производство продовольствия.

Строительство дамбы началось в 1920 году и было закончено в 1932. К тому времени уже два года функционировал крупный польдер Верингермер в северной части будущего озера. В дальнейшем были сооружены оставшиеся запланированные польдеры: Северо-Восточный (48 тыс. гектар, 1942 год), Восточный Флеволанд (54 тыс. гектар, 1957 год) и Южный Флеволанд (43 тыс. гектар, 1968 год).

Проект Дельта

Вторым важным и символически значимым проектом в сфере управления водными ресурсами стал проект Дельта – комплекс работ по защите Юго-Восточной части Нидерландов от наводнений и засоления почв.

После нескольких десятилетий исследований и подготовительного проектирования в 1940 году государственная комиссия пришла к выводу о плохом состоянии дамб в Зеландии и других провинциях. 29 января 1953 были представлены две проектные концепции работ. Всего через два дня сильный шторм привел к наводнению в провинции Зеландия, в результате которого погибло более 1800 человек. Необходимость нового строительства стала очевидной и начало грандиозного проекта было ускорено.

Важной частью проекта было фундаментальное исследование проблемы наводнений, результатом которого стало создание концепции «Норма дельта», описывающей основные принципы : Вместо того чтобы подробно анализировать опыт предыдущих наводнений и проектирования средств защиты от угроз прошлого, специалисты комиссии проекта Дельта выпустили прорывную концепцию, описывающую процесс осуществления инвестиций в защиту от наводнений.

Рамочная концепция была названа «Нормой дельта» и включала в себя следующие принципы:

  • Были определены основные зоны, нуждавшиеся в защите от наводнений; им дали название «зоны круговой дамбовой защиты».
  • Была разработана статистическая модель, по которой рассчитывалась стоимость возможного наводнения, включая ущерб для частной собственности, потери в промышленном производстве и стоимость человеческих жизней. В рамках данной модели стоимость человеческой жизни, утерянной из-за наводнения, расценивается в 2,2 миллиона евро (на 2008 год).
  • Для всех территорий страны на компьютере «Deltar» (Delta Getij Analogon Rekenmachine) был подсчитан риск речных наводнений и морских штормов.

Наиболее важной зоной круговой дамбовой защиты стало побережье Южной Голландии, население которой составляет более четырёх миллионов человек. Большая их часть проживает ниже уровня моря. В данном регионе людские потери в случае катастрофического наводнения могли стать исключительно высокими из-за крайне незначительного времени на предупреждение о штормах в Северном море. При этом невозможна была бы для побережья Голландии и полномасштабная эвакуация населения.

Первоначально комиссия установила уровень допустимого риска прорыва для всех «зон круговой дамбовой защиты» как 1 раз в 125 тысяч лет. Но такой уровень защиты подразумевал строительство циклопических сооружений, которые были не по карману даже достаточно богатым Нидерландам. Поэтому для различных регионов были установлены следующие допустимые риски:

  • Северная и Южная Голландия – 1 прорыв раз в 10 тысяч лет
  • Другие зоны риска прибрежных наводнений – 1 прорыв раз в 4 тысячи лет
  • Остальные территории, находящие в зоне риска наводнений – 1 прорыв раз в 2 тысячи лет

Территории, подверженные речным наводнениям, получили более высокий уровень допустимого риска, в силу более длительного времени предупреждения об опасности и возможности провести масштабную эвакуацию населения:

  • Территории Южной Голландии, находящиеся в зоне риска речных наводнений – 1 прорыв раз в 1250 лет
  • Другие территории в зоне риска речных наводнений – 1 прорыв раз в 250 лет

Уровень приемлемого риска наводнений был закреплён в «Законах Дельты», согласно которым соблюдение заданных параметров, поддержание в порядке и, при необходимости, обновление защитных сооружений стало обязанностью правительства Нидерландов. Уровни риска были также включены в последнюю редакцию Законов о воде, действующих с 2009 года.

С 1953 по 1997 год было возведено 13 огромных дамб, значительно увеличивших безопасность всего региона. Всего было построено более 2,4 тысяч км основных дамб и 14 тысяч км вспомогательных дамб. Такой масштаб работ делает проект «Дельта» одним из крупнейших в мире.

Новые концепции управления водными ресурсами в XXI веке

В конце 1990-х был организован Комитет по управлению водными ресурсами в XXI веке, выпустивший в 2001 году доклад «Иной подход к управлению водными ресурсами». Ключевой новаторской идеей доклада стал акцент на создании дополнительного пространства для движения водных масс при наводнениях, а не на механическом укреплении берегов. По замыслу авторов, это привело бы к сокращению вероятности разрушений из-за наводнений, затоплений местности во время проливных дождей и стало бы способом хранения воды на период засухи. В целом, новый документ означал переход от подхода «выкачивать и дренировать как можно быстрее» к стратегии «удерживать, хранить и дренировать».

Примерами новой стратегии управления водными ресурсами стало развитие региональных водохранилищ, проект Маас и национальный проект «Пространство для рек».

Проект «Маас»

В 2006 году Генеральный директорат гражданского строительства и управления водными ресурсами и региональные власти Лимбурга приступили к крупном инфраструктрурному проекту, ставшему известным как «Проект Маас» (Maaswerken). Задачей проекта стало уменьшение рисков наводнения в регионах Лимбург, Северный Брабант и Гелдерланд.

Для этого было запланировано расширение и углубление русла реки Маас, что не только сократило бы риск наводнения, но и увеличило бы судоходность рек на протяжении 150 километров и удовлетворило бы спрос на гравий. Проект включал в себя создание сотен гектар новых сельхозугодий и создание двух судоходных каналов в Северном Лимбурге. Также недалеко от Рурмонда началась разработка водозадерживающей зоны с двумя водохранилищами и укреплённой набережной длиной 40 км. Завершение проекта назначено на 2015 – 2017 годы. Общий бюджет работ составил 500 млн евро.

Проект «Пространство для рек»

Территории, непосредственно прилегающие к речным дамбам, становятся всё более заселёнными и насыщенными сельскохозяйственными и промышленными объектами, что заметно повышает сумму ущерба в том случае, если защитным сооружениям не удаётся справиться с наводнением. Для того чтобы значительно снизить риск наводнения на этих территориях, а также повысить их населённость и инвестиционную привлекательность, правительство Нидерландов в 2006 году приступило к реализации проекта «Пространство для рек».

Для проекта было обозначено три ключевые цели:

  • К 2015 году все протоки Рейна должны пропускать 16 тыс. м3 воды в секунду
  • Следует улучшать качество прилегающего пространства
  • Нужно сохранить дополнительное пространство для будущего расширения русла рек

Работы по проекту начались в 2007 году и включали в себя ряд мер:

  • создание специальных пойм, заполняемых водой в случае наводнений;

  • дноуглубительные работы;

  • создание новых водохранилищ;

  • строительство запасных речных русел;

  • отдаление дамб от русла реки;

  • углубление волноломов;

  • уменьшение площади польдеров;

  • устранение препятствий для водного потока;

  • укрепление дамб;

Завершение проекта запланировано на 2015 год.

Значение нидерландского опыта

За восемь столетий Нидерланды . За тот же период у моря было отвоёвано 520 тысяч гектаров. Соответственно, территория страны сократилась на 50 тысяч гектаров по сравнению с 1200 годом. Проект, способный свести этот баланс к нулю – польдер «Markerwaard» – был закрыт в 1991 году по причине снижения темпов роста населения страны, сокращения потребности в сельскохозяйственных землях и высоких экологических рисков. Многие старые методы работы гидрогеологическими рисками в настоящее время отошли на второй план.

Важным аспектом нового подхода к строительству систем инженерной защиты в Нидерландах является придание им значительной эстетической функции. Многие дамбы и иные защитные сооружения становятся бульварами и парками. Управление водными рисками стало рассматриваться в качестве элемента пространственного планирования. В результате симбиоза последних достижений науки в сфере управления гидрогеологическими рисками и новейших разработок современного дизайна, создание безопасных пространств для экономической деятельности и проживания воспринимается не только как инженерный, но и как архитектурный проект. В программах национальной значимости – таких, как «Пространство для рек» – прямо обозначается, что именно вода делает Нидерланды красивыми. Приоритетным стал интегральный подход к работа с водными ресурсами – не разделяемыми с вопросами экономического освоения территорий, жилищного строительства, экологии и туризма. При создании новых защитных сооружений учитываются не только прямые финансовые затраты, но социальная стоимость строительства.

Нидерландская история взаимодействия человека и воды крайне интересна во многих отношениях. Немногие страны мира были столь тесно связаны с водой, как Нидерланды. И тот факт, что страна, имеющая опыт и локальной, децентрализованной работы с природными рисками, и опыт государственного строительства колоссальных защитных сооружений, в настоящий момент переходит к нетривиальным, интегральным подходам, указывает инженерам и планировщикам всего мира, что является наиболее прорывным направлением.

В чистом виде нидерландский опыт безусловно мало где возможно воспроизвести, особенно на территории таких крупных стран, как Россия. Однако существующие в настоящее время проекты освоения новых экономических зон в прибрежных регионах России делают нидерландские практики обязательными к изучению для отечественных специалистов.

Справка

Традиция согласований

Одной из типичных черт Нидерландов является долговременная традиция правительственных консультаций с различными группами в обществе. Корни этой традиции лежат в периоде 1917 – 1967 годов, когда государству требовалось осуществлять режим так называемой «демократии замирения» для достижения согласия между различными группировками в голландском обществе (хотя следует отметить, что метод коллективного принятия решений было основным для Республики Соединённых Провинций и столетия назад). В тот период общество Нидерландов состояло из католиков, протестантов, социалистов и либералов – причём каждая группа обладала сильной корпоративной структурой и имела свои средства массовой информации, школы, спортивные клубы и т.д. Сосуществование в политической и общественной жизни нескольких организаций со сходными целями, но различными идеологиями привело к необходимости проведения взаимных консультаций и постоянной выработке консенсуса. Несмотря на то что жёсткое разделение нидерландского общества на группы несколько ослабилось после 1967 года, традиция постоянных согласований осталась неизменной.

Пока одни путешественники стремятся забраться на самые высокие горы, другие находятся в поисках глубочайших низменностей. Участки суши с отрицательной высотой относительно уровня моря есть на всех континентах, и каждый такой участок поистине уникален. Некоторые рекордные низменности образовались миллионы лет назад в результате тектонической активности и сегодня скрыты под толщей льда. Другие низменности скрыты под гладью озер и морей, а некоторые и вовсе считаются аномальными зонами. Особый интерес для путешественников и исследователей представляют низменности, не покрытые водой, каждую из них можно смело назвать уникальной природной достопримечательностью. Полностью сухих низменностей на планете совсем немного, поэтому у путешественников будет возможность увидеть красивейшие реки и озера, а также лично убедиться в том, насколько высока концентрация соли в подобных водоемах.

Самым низко расположенным участком суши на планете является побережье Мертвого моря, прогуляться по которому могут гости сразу трех популярных туристических стран: Сирии, Израиля и Иордании. Глубина низменности составляет порядка 413 метров, оценить этот параметр точно крайне сложно. Дело в том, что он полностью зависит от погодных условий, а точнее, от уровня испаряемости морской воды. В период засухи, когда испаряемость максимально велика, глубина низменности может достигать 413 метров, а после выпадения осадков она может в кратчайшие сроки повыситься на несколько метров.


Главной особенностью уникального побережья остаются солевые отложения, которые образуют невероятной красоты естественные скульптуры и ландшафты. Именно высокий уровень соли в воде привлекает на побережье Мертвого моря огромное количество приверженцев оздоровительного туризма. Самый низкий участок суши на планете покрыт уникальными отложениями соли, удивительный контраст которым составляет морская вода сине-зеленого цвета.


Главный секрет Мертвого моря и окружающих его ландшафтов очень прост – на дне водоема присутствует огромное количество соленосных пород. Из-за высокого уровня испарения воды количество отложений соли на побережье всегда очень велико, а в некоторых местах они образуют причудливых форм окаменелые структуры, подобных которым нельзя увидеть больше нигде в мире. Путешественники, которые посетят западное или восточное побережье Мертвого моря, смогут увидеть не только уникальные соляные отложения, но и удивительной красоты горные пейзажи.


Низменность Турфан, расположенная в Китае, имеет глубину 154 метра, этот показатель тоже является лишь усредненным значением. Несмотря на засушливый и жаркий климат региона на дне низменности образуется соленое озеро Айдинкол, от уровня воды в котором и зависит высота незакрытых участков суши. Турфанская тектоническая впадина является самой низкой точкой на территории Восточной Азии, в северной части низменности находится миниатюрный город-оазис Турфан.

Одну из самых глубоких низменностей планеты следует искать в Египте, среди унылых пейзажей Ливийской пустыни. Именно здесь находится впадина Каттара, которая входит в число глубочайших низменностей африканского континента. После череды исследований ученым удалось выяснить, что впадина никем и никогда не была заселена, и сейчас в этом удивительном месте можно встретить лишь скотоводов-кочевников. Каттара является одной из немногочисленных безводных впадин на планете, северные и западные края впадины обрамлены красивыми известняковыми горами, высота которых достигает 100 метров.

Впадина Денакил, расположенная в Эфиопии, широкому кругу путешественников известна как «пустыня Денакил». Находится эта впадина в уникальном месте – на стыке трех крупных тектонических плит: Африканской, Индийской и Арабской. Пустыню Денакил не случайно считают самой страшной и губительной в мире, ядовитые пейзажи вселяют ужас и таят немало скрытых опасностей. Места выхода токсичных газов, постоянно извергающиеся вулканы и серные воды, формирующие устрашающий пейзаж – вот лишь часть природных формирований, которые можно увидеть на глубине 125 метров ниже уровня моря.

Уникальная межгорная впадина, расположенная недалеко от пустыни Мохаве, носит устрашающее название – Долина Смерти. Глубина низменности составляет 86 метров, а площадь достигает 7 800 кв. метров, в настоящее время Долина Смерти находится на территории обширного природного заповедника с одноименным названием. Впадина имеет вытянутую форму, с восточной и западной сторон ее обрамляют высокие горные хребты - Амаргоса Рендж и Пэнеминт Рендж. На северной оконечности ложбины находится гора Сильвания, а на южной – гора Оулшед.

Путешествуя по территории Соединенных Штатов, нельзя оставить без внимания еще одну удивительную низменность – море Солтона, также известное как Солтон-Си. Эта природная достопримечательность, расположенная в штате Мехико, хорошо известна поклонникам одноименного сериала и любителям экстрима, которые путешествуют по необычным местам. Берега моря находятся на 69 метров ниже уровня мирового океана, низменность занимает второе место по глубине на территории США и уступает лишь Долине Смерти.

Самой низкой точкой Туркменистана, глубина которой составляет 81 метр, является Акчакая впадина. Расположена она в северной части страны, на территории легендарной пустыни Каракум – одной из самых интересных и посещаемых путешественниками пустынь мира. Бессточная впадина отличается довольно внушительными масштабами, ее длина достигает 50 км, а максимальная ширина составляет 6 км. Абсолютная глубина низменности в сравнении с уровнем мирового океана более чем в два раза меньше глубины относительной, которая составляет порядка 200 метров.

В Казахстане тоже есть низменность, достойная внимания любознательных туристов. Глубина впадины Карагие составляет 132 метра, она расположена в юго-западной части страны, на территории полуострова Мангышлак. Карагае является одной из самых глубоких сухих впадин на территории Азии, ее главной отличительной особенностью являются крутые склоны. Название впадины образуется слиянием двух тюркских слов – «кара» - «черный» и «кия» - «крутой косогор». Есть у низменности и другое, неофициальное название «Батыр», которое можно перевести с тюркского как «Воин».

Предлагаем вам посмотреть на мир из самых низких точек Земли - а такие места есть на каждом континенте, они расположены гораздо ниже уровня моря. В подборке я расскажу о семи таких местах

Есть много мест на планете, где Вы стоите на сухой земле, в то время как уровень мирового океана говорит о том, что Вы фактически погружены под воду. Начнём с Мёртвого моря в Азии. Его также называют Солёным морем, расположено оно между Палестиной, Израилем и Иорданией. Его берега и поверхность расположены на уровне 422 метра ниже уровня моря. Это самый низкий участок суши на Земле

Далее следует озеро Ассаль в Африке, находится оно в Джибути, Эфиопия.Озеро лежит на 155 метров ниже уровня моря в низменности Афар. Это самый низкий участок суши в Африке и второй на Земле после Мёртвого моря. Вода здесь одна из самых солёных в мире - 34.8 % концентрации соли, что превышает концентрацию в Мёртвом море и в десять раз превышает уровень солёности в океане



В Антарктике есть место под названием Вестфолд-Хиллз, которое находится на глубине 50 метров ниже уровня моря. К вашему сведению, самое глубокое место на Земле, не покрытое жидкой водой - впадина Бентли в Антарктике с глубиной 2555 метров ниже уровня мирового океана. Впадина покрыта огромным слоем льда. Самое глубокое место на Земле, покрытое водой в жидком состоянии - Марианская впадина


Подобные места есть и в Северной Америке. Долина Смерти - пустыня, расположенная на юго-западе США. Расположенная в пределах Пустыни Мохаве межгорная впадина является самым низким, самым сухим, и самые горячим местом в Америке. Участок под названием Badwater в Долине Смерти - самое низкое место в США, на 86 метров ниже уровня моря. Удивительно, но эта точка находится всего в 76 милях к востоку от Горы Уитни, самого высокого пункта высотой в 4422 метров. Долина Смерти также считается местом, где была зафиксирована одна из самых высоких температур на Земле, 13 июля 1913 года в Furnace Creek температура поднялась до 56,7 °C. Выше только только мировой рекорд в 58 °, зарегистрированный в Ливии 13 сентября 1922

В Южной Америке находится Laguna Del Carbon с глубиной в 105 метров ниже уровня моря. Лагуна дель Карбон (Угольная Лагуна) является соленым озером и расположена в Аргентине. Это самая низкая точка в Западном в Южном полушариях и седьмой самый низкий пункт на Земле. Обратите внимание на качество дорожного покрытия в Аргентинской пустынной местности…

Самая низкая точка Европы - Каспийское море. Площадь его бассейна составляет 371 000 км.кв., что составляет около 10 процентов от мировой территории закрытых водных бассейнов. Древние жители считали Каспийское море океаном, вероятно из-за его солености и кажущейся безмерности. Море представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная, со средней солёностью 1.2 %. Это самое низкое место в Европе с глубиной в 28 метров ниже уровня

Мы побывали на каждом из материков, осталась только Австралия. Тут тоже есть такое место - Озеро Эйр является самой низкой точкой в Австралии на глубине в 15 метров ниже уровня моря в самом центре огромного бассейна Эйр, самого большого озера Австралии


Трудно определить по фотографиям, но практически везде океан находился как минимум на 20 метров выше, чем точка, где стоял фотограф…Не правда ли удивительно, что существуют такие места на Земле?

Собираясь в отпуск в Голландию, я, честно говоря не совсем представляла, что там можно посмотреть кроме Амстердама и квартала красных фонарей. После долгих часов, проведенных в интернете, постепенно вырисовался план, к Голландии добавилась Бельгия (почти по дороге) и, когда, план был разложен на дни, оказалось, что надо около двух месяцев, чтобы посетить все интересные места. Под пристальным взглядом Алекса план сократился где-то наполовину, потом еще и еще, Бельгию и Фландрские поля мне удалось отстоять, многие интересные замки — ушли, несколько музеев добавилось… Итак, пока краткое содержание путешествия с особенно запомнившимися местами, а почему «Чудеса ниже уровня моря» вы, наверное, сами догадались. Если нет — расскажу более подробно в последующих заметках.

Амстердам (Amsterdam). День 1 и 2

В Амстердаме мне больше всего запомнился небольшой уютный дворик Бегинаж (Begijnhof ) — жилище бегинок, женского религиозного ордена возникшего в средневековой Европе в XII веке. Он находится внутри Сингела (Singel ) - первого кругового канала. Сложно поверить, что за домами, окружающими Бегинаж находится шумный, наполненный туристами город. Здесь все как 700 лет назад — даже уровень земли средневековый, то есть на метр ниже, чем в окружающем его старом городе. Последняя бегинка, сестра Антония, умерла в 1971 и с тех пор дворик не является бегинажом в буквальном смысле этого слова, но, в основном, дома занимают одинокие женщины.

Гронинген (Groningen). День 3

Гронинген, небольшой город на севере Нидерландов, находится всего в несколько часах от Амстердама. Город был основан около 950 года на месте римского лагеря. Башня Мартини (Martini Tower ), с которой открывается замечательный вид на весь город, к сожалению, была уже закрыта, и мы просто прогулялись по историческому центру. Площадь Гроте Маркт (Grote Markt ) до второй мировой войны считалась одной из самых красивых в Нидерландах. Во время освобождения города, в апреле 1945 года, большая часть зданий вокруг площади была разрушена или серьезно повреждена, только по уцелевшей южной части можно судить как Гроте Маркт выглядела раньше.


Замок Менкемаборг (Menkemaborg) и Форт Буртанж (Fort Bourtange). День 4

Когда я составляла маршрут по Голландии, то нашла множество интересных замков в разной степени сохранности. Чтобы посмотреть их все надо провести, наверное, пол-жизни в стране. Но всякий раз, когда представлялась возможность, мы отклонялись от маршрута и старались остановиться хоть не надолго. В 25 км от Гронинген в небольшом поселке Эйтхейзен (Uithuizen ) находится усадьба или замок Менкемаборг, построенный изначально в 14 веке, затем перестроенный в 17-ом. Замок не виден с дороги, надо пройти по красивой липовой аллее и за ажурными воротами открывается вид, от которого у меня буквально захватило дух.


Форт Буртанж находится в одноименном поселке, также недалеко от Гронинген. Главная особенность форта состоит в том, что он имеет форму звезды и необыкновенно красиво смотрится с высоты птичьего полета. К сожалению, нам так высоко забраться не удалось — пришлось довольствоваться одной из крепостных стен. Форт был построен в 1593 году по приказу Вильгельма I Оранского чтобы контролировать единственную дорогу между Германией и городом Гронинген, в котором обосновались испанцы во время восьмидесятилетней войны за независимость Голландии.


Поля Фландрии (Flanders Fields), Бельгия. День 5

Поля Фландрии отсутствовали в первоначальном маршруте и были добавлены только после прочтения путеводителя по Нидерландам и Бельгии. Там я обнаружила упоминание о Первой мировой войне, городе Ипре (месте, где была осуществлена первая немецкая газовая атака). В голове сразу всплыли слова о «потерянном поколении», «о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов» и конечно же о «На западном фронте без перемен» — знаменитом романе Эрих Мария Ремарка.


Мы посетили несколько военных кладбищ в Бельгии или, как их еще называют, города тишины, из них самое большое военное кладбище в мире -Тайн Кот (Tyne Cot Cemetery ) — последнее пристанище около 12000 солдат Британского Содружества. Нам пришлось довольно долго блуждать среди полей в поисках Тайн Кот. Оно расположено в нескольких милях от Ипра вблизи города Пашендейль (Passchendaele ). Битва при Пашендейль унесла сотни тысяч жизней. Союзники понесли большие потери, сумев продвинуться лишь на несколько километров.


Гаага (The Hague). День 6

День начался с затянутого тучами неба и противного накрапывающего дождика — именно той погоды, которая у меня ассоциировалась с Голландией и которую я так не хотела увидеть. Сидеть в отеле не хотелось и, вооружившись зонтиком, мы отправились в Гаагу. Знакомство с городом началось с места основания города — комплекса Бинненхоф (Binnenhof) — здесь в 1230 году Флорис IV построил замок на берегу озера среди дюн. Сюда, в Риддерзаал (Ridderzaal) или Рыцарский Зал подьезжает голландский монарх, Виллем-Александр, на золотой карете для официальных королевских приемов и межпарламентских конференций.


Маастрихт (Maastricht). День 7

Маастрихт (Maastricht ), один из самых старых городов страны, расположен на самом юге буквально на стыке границ Нидерландов, Германии и Бельгии. Фотография с видом на мост Святого Сервация (Saint Servatius ) напоминает мне картину одного из голландских мастеров, мне всегда нравилось сочетание грозового неба, старинных домов и какой-то необыкновенный свет, присущий старым мастерам. Все это можно и сейчас найти и увидеть, надо только выбрать правильный момент.


Гент (Ghent) и Брюгге (Brugge), Бельгия. День 8

Восьмой день получился самым насыщенным в путешествии — нам очень хотелось посмотреть и Гент и Брюгге, но только один день был выделен на поездку в Бельгию. Поэтому было решено провести утро в Генте, вечер в Брюгге, надо было успеть в два музея — Собор Св. Бавона с Гентским алтарём работы Ван Эйка и церковь Богоматери с мраморной статуей «Мадонна Брюгге», одной из немногих работ Микеланджело, которая находится за пределами Италии.


Брюгге напоминает игрушечный сказочный городок, с тихими каналами, горбатыми мостиками, заросшими зеленым плющом, со старинными домиками с кружевными крышами и башнями церквей, с массой шоколадных магазинчиков, зайдя в которые просто невозможно выйти без покупки. Гуляя по городу я почувствовала себя как в финале сказке «Щелкунчик и мышиный король».

«Через несколько шагов они очутились на большой, удивительно красивой базарной площади. Все дома были украшены сахарными галереями ажурной работы. Посередине, как обелиск, возвышался глазированный сладкий пирог, осыпанный сахаром, а вокруг из четырех искусно сделанных фонтанов били вверх струи лимонада, оршада и других вкусных прохладительных напитков. Бассейн был полон взбитых сливок, которые так и хотелось зачерпнуть ложкой.» —Эрнст Теодор Амадей Гофман


Киндердейк (Kinderdijk), Заандам (Zaandam), Проект Дельта (Delta Works). День 9

На следующий день мы решили, что надо несколько сбавить темп и расслабится, нельзя же увидеть все… В итоге мы покатались на велосипедах в Киндердейк, недалеко от Роттердама и посмотрели на старинные, но до сих пор работающие ветряные мельницы, побывали на экскурсии в домике Петра I в Заандаме, переправились на двух паромах, попали в грозу, переждали ее и встретили закат на Остерсхельдекеринг (Oosterscheldekering ) - защитной дамбе на заливе Восточной Шельды между островами Норд-Бевеланд и Схаувен-Дёйвеланд.


Маленький домик в Заандаме, в котором Пётр I жил всего одну неделю в августе 1697 года, находится в тихом жилом районе среди домов обычных голландцев — очень легко проехать мимо и не заметить. В музее работает русский экскурсовод, который непременно поведает массу интересных фактов из истории домика.


Остерсхельдекеринг — самая большая дамба Проекта Дельта, такая же длинная как и ее название, которое я так и не могу прочитать полностью, где-то после 5 буквы в голове срабатывает какой-то выключатель. Для строительства дамбы был даже насыпан остров Нелтье-Янс.


Утрехт (Utrecht). День 10

В Утрехте, построенном вокруг башни Домского собора или Собора Св. Мартина, очень сложно заблудиться — башню видно отовсюду. Одна из вещей, которая мне нравится в готической архитектуре — это количество деталей. От ажура на стрельчатых окнах до шпилей, которые, завершают каждую вертикальную линию, — всегда есть на что посмотреть. Часто, каждая декоративная деталь отличается от любой другой, как снежинки.

Контрфорсы Домского собора Святого Мартина в Утрехте (St. Martin’s Cathedral, Utrecht)

Лейден (Leiden). День 11

Последний перед отлетом день мы провели в городе, в котором жили все 11 дней — Лейдене. Хотя старый город совсем не велик, но одного дня на знакомство с Лейденом совершенно не достаточно, только в музее истории науки Бургаве (Museum Boerhaave ) можно провести несколько дней, тщательно изучая все экспонаты. Канал Рапенбург (Rapenburg ) — одна из самых красивых улиц Европы, здесь во время своего обучения в университете Лейдена жили многие представители нидерландской королевской фамилии и философ Рене Декарт. Фасады домов немного наклонены в сторону канала, для того, чтобы удобнее было поднимать грузы, а не покосились от времени как может показаться.


Дни пролетели совсем незаметно, в голове все перемешалось — города, замки, каналы, музеи, — усталые, но довольные мы вернулись в южную Калифорнию с тем, чтобы вернуться, когда зацветут тюльпаны.

Нидерланды,Бельгия, 2014