Что значит государственное и муниципальное управление. Специальность "государственное и муниципальное управление": кем работать? Карьерный рост: с чего начать

Для многих до сих пор является загадкой, что включает в себя специальность «государственное и муниципальное управление». Каким навыкам обучают в университетах в рамках данного профиля, и самое главное - куда потом пойти работать.

Государственное и муниципальное управление: что за профессия?

Россия - это государство, обладающее своим аппаратом управления, который делится на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Каждая ступень призвана решать спектр своих вопросов в рамках компетенций: от принятия законодательства, до уборки прилежащих домовых территорий в каждом отдельном городе или поселке.

Для того чтобы властные структуры работали эффективно и не нарушали закон и права отдельного гражданина, нужны высококвалифицированные кадры, обучение которых проходит именно по профилю «государственное и муниципальное управление». Выпускники данной специальности могут грамотно организовать работу властных структур, распределить бюджет, обработать обращения граждан, выровнять экономическую стабильность и многое другое.

Как появилась данная специальность?

Выражение «страной может править кухарка» давно уже неактуально и в корне неверно. Обыватели даже не предполагают, что человек, находящийся на государственной службе, должен быть глубоко подкован в различных сферах: начиная от юриспруденции и заканчивая биологией и географией, для того, чтобы принимать качественные управленческие решения.

Передовые страны уже давно готовят специалистов в этой области, в нашей стране система государственного и муниципального управления начала получать грамотных кадров только в 2000-х годах.

В то время, когда страна только поднималась с колен, не имея за спиной стабильной нормативно-правовой базы, появилась необходимость в профессионалах, которые благодаря своим знаниям и компетенциям разработают и реализуют проекты, направленные на улучшение жизни граждан и государства в целом.

Начиная с 1995 года, Министерством образования РФ было выпущено несколько стандартов для обучения на данной специальности в университетах и средних профессиональных учреждениях. Тогда люди не знали, что в себя включает государственное и муниципальное управление, кем работать, что нужно делать, поэтому шли учиться лишь единицы, на данный момент эта программа одна из самых популярных среди гуманитарных направлений.

Многие артисты, политики, общественные деятели отправляют своих детей именно на это направление из-за многогранности полученных знаний.

Куда можно пойти устраиваться после обучения?

Престиж данной работы в последнее время очень поднялся, но выбирая специальность "государственное и муниципальное управление", кем потом работать, понимают далеко не все. Какие властные структуры открыты для выпускников данного профиля?

  • Администрации разных уровней, причем это может быть и администрация президента.
  • Различные исполнительные органы: комитеты, отделы, управления, занимающиеся вопросами экономики, ЖКХ, образования, здравоохранения, транспорта, социальной защиты, экологии.
  • Законодательные структуры, будь то Государственная Дума, областное или краевое Законодательное Собрание или Совет народных депутатов непосредственно в муниципалитете. Здесь можно выступать непосредственно на профессиональной основе, а также в обеспечивающем аппарате всего органа или отдельно взятого депутата.
  • Дипломатические ведомства, отделы по внешнеэкономическим связям.
  • Надзорные органы (налоговая служба, правоохранительная, служба приставов).
  • Различные гражданские институты, занимающиеся вопросами социальной защиты, страхования, пенсионным обеспечением.
  • Многофункциональные центры, оказывающие государственные услуги населению.

Кроме того, можно остаться в качестве преподавателя в университете (предварительно отучившись в магистратуре и аспирантуре), пойти в научно-исследовательские центры.

Также коммерческие организации, где необходим управленческий персонал, очень часто предпочитают соискателей именно с дипломом государственного и муниципального управления.

Плюсы работы во властных структурах

  1. Если вы выбираете профессию государственное и муниципальное управление, работа вам будет обеспечена. Рынок вакантных должностей постоянно обновляется, причем спрос на специалистов наблюдается, как в федеральные органы, так и в муниципальные.
  2. Работодатель - это государство. Соответственно, все нормы трудового законодательства будут соблюдены, а заработная плата всегда будет приходить вовремя.
  3. Карьерный рост может начаться в обычной муниципальной администрации, а закончиться в Государственной Думе - все зависит от амбиций служащего, его умений и стараний.
  4. Знания, полученные в рамках обучения и в процессе работы, позволят быстро и эффективно решать свои собственные бытовые проблемы, так как вы будете точно знать, на что нужно обращать внимание в договорах, куда нужно обратиться по той или иной проблеме, какие права у вас имеются.
  5. У многих служащих в работе присутствуют командировки, поэтому вы будете иметь возможность побывать в разных уголках России и не только.
  6. Быть управленцем - это престижно. Служащих относят к современной интеллигенции.

Программа обучения

Для того чтобы стать грамотным специалистом, необходим обширный кругозор, который в университетах стараются максимально развить. Студент в обязательном порядке должен освоить основные дисциплины для общего развития, такие как: философия, история, математика, безопасность жизнедеятельности, иностранный язык, концепция современного естествознания, физическая культура, экология, политология.

Кроме того, существует целый ряд дисциплин по специальности: делопроизводство, правоведение (как общее, так и более узкое: гражданское, уголовное, административное, земельное и так далее), экономика (мировая, макро-, микро-), теория государственного и муниципального управления, управление проектами, управление территориями, территориальное устройство, менеджмент, маркетинг, комплекс дисциплин по информатике и многие другие.

Также существуют дисциплины, призванные развить личные качества студентов и их новаторскую жилку: психология, социология, этика, деловые коммуникации, консалтинг, культурология, логика, риторика, инновационный менеджмент, управление общественными связями и подобные курсы.

Таким образом, знания и опыт, широкий кругозор и тягу к исследованиям, развитие творческих и нормотворческих способностей, а также огромный спектр компетенций, которые применимы в различных сферах, дает обучение на специальности государственное и муниципальное управление. Кем потом работать, студент решит без проблем, так как кроме государственной службы такая база требуется и в других организациях, как коммерческого, так и некоммерческого плана.

В каких вопросах выпускник должен разбираться?

  • Знать Конституцию, основные федеральные и региональные законы.
  • Ориентироваться во властных структурах и системе управления государством.
  • Уметь находить достоверную законную информацию.
  • Знать экономические закономерности, политическую ситуацию в стране, проблемы в социальной сфере.
  • Уметь принимать обдуманные управленческие решения.
  • Владеть различными методами анализирования, прогнозирования, ведения статистики и составления отчетности.
  • Самое главное - понимать после получения специальности государственное и муниципальное управление, кем потом работать.

Какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешным управленцем?

  1. Стремиться к знаниям.
  2. Быть пунктуальным.
  3. Обладать терпением и волей.
  4. Уметь исправлять ошибки.
  5. Мыслить на несколько шагов вперед.
  6. Не бояться вносить что-то новое в свою жизнь и работу.

Где можно получить образование?

В России получить данную специальность можно практически повсеместно в крупных городах и областных центрах. Фактически каждый классический и экономический вуз предлагает пройти подготовку и переподготовку по направлению государственное и муниципальное управление. Кем работать после обучения, средняя заработная плата на местах, рынок вакансий в пределах субъекта - данные вопросы можно задать непосредственно приемной комиссии, для того, чтобы однозначно определиться с профилем обучения.

Как правило, данная специальность платная, но есть и исключения. Поступить можно по результатам ЕГЭ, а также по собеседованию в случае, если у вас имеется уже среднее специальное образование.

На данный момент можно отучиться по полной программе бакалавриата, получить дополнительное образование или пройти курсы.

Государственное и муниципальное управление - это возможность получить широкие знания, навыки работы с людьми, узнать основы делопроизводства, кроме того человек со временем будет продвигаться по карьерной лестнице, что для многих важно.

Карьерный рост: с чего начать?

После окончания университета необходимо составить резюме. Далее на официальных сайтах властных структур изучить вакантные предложения и выбрать для себя самые привлекательные.

В государственной службе на должность берут только по конкурсу, поэтому стоит тщательно изучить нормативно-правовую базу соответствующего органа и основные акты, касающиеся государственной службы.

Необходимо заранее сделать весь необходимый пакет документов, который необходимо принести по месту прохождения собеседования. Как правило, замещение должности длится 1-2 месяца.

Таким образом, не стоит бояться поступать на государственное и муниципальное управление. Кем потом работать, вы точно решите за время обучения, так как во время производственных практик пройдет ознакомление с различными органами непосредственно, и вы выделите, что интереснее: социальная, законотворческая, экономическая, правоохранительная, природоохранная сфера или что-то еще. Даже если придет понимание, что данная профессия не для вас, то с имеющимися квалификацией и компетенциями вы легко найдете другую, более интересную для вас вакансию вне государственной службы.

Эта профессия для неравнодушных, искренне переживающих о нуждах общества. Если ваша цель – незаметно, но уверенно создавать новую страну и общество, служить на благо людей и государства, то смело выбирайте эту профессию. Специальность подразумевает стабильную, хорошо оплачиваемую, интересную работу.

Что такое «Государственное и муниципальное управление»?

В каждом государстве существует аппарат, который управляет и организует различные направления государственной деятельности. Для удобства управления существует иерархия подчинения – муниципалитет, регион и федеральные органы управления.

На каждом из трех уровней перед работниками ставятся определенные задачи. Например, на муниципальном уровне – организация слаженной работы городских коммунальных служб, защита прав и свобод граждан, на региональном - контроль за деятельностью правоохранительных органов, на федеральном – корректировка, внесение поправок и написание законов федерального округа.

Данная специальность дает широкий спектр возможностей:

  • распределение и координация, контроль за расходом средств бюджета;
  • планирование и развитие экономики региона;
  • работа в общественной приемной с заявлениями граждан;
  • организация работы правоохранительных и хозяйственных структурных единиц;
  • управление и контроль над учреждениями здравоохранения;
  • работа в пенсионном фонде;
  • контроль и управление районными и федеральными службами занятости;
  • помощь и поддержка многодетных и малоимущих;
  • охрана природы, окружающей среды, ресурсов.

Эта специализация предоставляет широкий круг знаний по многим вопросам – от юриспруденции до биологии и географии.

Специалистов данного профиля начали готовить с 1995 года, когда Министерство Образования установило стандарты и схемы обучения по этой специальности. Сейчас это направление самое востребованное из гуманитарных специальностей в ВУЗах страны.

Для того, чтобы Законы работали, нужны грамотные профессионалы, которые смогут грамотно осуществлять важные проекты, направленные на развитие страны и качественное улучшение жизни людей.

Что за профессия по специальности «Государственное и муниципальное управление»?

Есть ошибочное суждение, что после обучения выпускник получает специальность экономиста, юриста или бухгалтера. Это не так. Эта профессия подразумевает административную организационную работу и в государственных структурах, и в коммерческих фирмах.

Получив эту специальность можно планировать трудоустройство по следующим направлениям:

  • работа в госструктурах – это по сути посредничество между государством и гражданами. Не стоит сразу рассчитывать на большой заработок, но, даже самая скромная должность государственного служащего способна обеспечить хороший старт для роста по карьерной лестнице. Заработок – от 12 тысяч, повышается ежегодно и по регионам превышает среднюю зарплату;
  • в коммерческой организации всегда существует отдел взаимодействия с органами власти. Работа сотрудников состоит в анализе и мониторинге Законодательства, взаимодействии с государственными структурами, составление совместных программ и мероприятий с муниципальными органами, координация работы фирмы в русле проводимой государственной политики. Средний заработок (начальный) выше – от 20 тысяч, но карьерный рост незначительный, максимум – начальник отдела;
  • центры аналитики и консалтинговые компании – основной вид деятельности – аналитика и мониторинг, прогнозирование. Работа рутинная и однообразная, карьерного роста в этом направлении добиваются единицы.

Выпускники чаще всего выбирают работу в администрациях разных уровней, исполнительных органах власти, надзорных органах и гражданских институтах по защите прав и свобод населения.

Какие предметы необходимо сдавать для обучения?

В зависимости от ВУЗа, надо будет сдавать следующие экзамены:

  • математика;
  • русский язык;
  • история, обществознание, информатика и ИКТ – каждый ВУЗ определяет экзамен по собственному приоритету;
  • иностранные языки – по усмотрению ВУЗа.

Можно поступать на очную (дневную) и на заочную, или смешанную форму обучения.

Что пишут в дипломе после окончания обучения?

Бакалавр с указанием профильного направления, общая специальность – менеджер или специалист.

В зависимости от выбранного профиля в дипломе будет уточнение специализации:

  • финансы;
  • социальная сфера;
  • человеческие ресурсы;
  • городское хозяйство;
  • социальное и культурное развитие;
  • персонал (кадры).

При устройстве на работу специализация может стать решающим фактом для положительного решения.

Если рассчитываете на карьерный рост, то нужно ориентироваться на государственные муниципальные структуры, если есть желание хорошей заработной платы, то нужно искать работу в туристических компаниях и крупных холдингах.

Выбор вакансий для выпускников этого направления довольно обширен, особенно в органах гос. управления.

Зарплата по этой специальности

Стартовая зарплата второй категории – 14 -20 тысяч, ведущий специалист – 25 – 30 тысяч, главный специалист – 35 тысяч, начальники отделов – от 40 тысяч. Оклады варьируются в зависимости от региона.

Почитать статьи об этой профессии можно в Википедии. Интересные материалы на сайте Российской академии и в регламенте муниципальных управлений и ведомств. Многие федеральные ВУЗы также представлены в рубрикаторе Википедии.

Коррупцию в стране пока победить не удалось. Поэтому ориентироваться на хорошо оплачиваемую должность сразу без знакомств и связей проблематично. Придется потрудиться простым клерком года два три за зарплату в 15 – 18 тысяч, но гарантированную и с социальным пакетом.

Специализация менеджер (организатор) предоставляет отличные перспективы трудоустройства во многих коммерческих и торговых структурах.

"Государственное и муниципальное управление" (бакалавриат)

Государственное и муниципальное управление

Степень: Академический бакалавр. Прикладной бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

Большинство вузов при поступлении требует итоговых результатов по математике, который является профильным экзаменом. Еще одним обязательным экзаменом выступает русский язык.

На выбор вуза также необходимо сдать один из следующих экзаменов: история, обществознание, информатика и ИКТ.

На усмотрение учебного заведения может быть предложен экзамен по английскому языку, либо любому другому иностранному в зависимости от конкретного направления в обучении.

Специальность «Государственное и муниципальное управление» - это отличная возможность выбора престижной работы в крупных организациях. Выпускники вузов пользуются непрерывным спросом у работодателей, перед ними открываются прекрасные перспективы для последующего профессионального роста и продвижения в карьере.

Краткое описание специальности

Специальность позволяет студентам во время обучения получить расширенные знания в сфере экономики, включая такие экономические направления, как теория управления и другие. Они осваивают необходимые профессиональные умения и навыки администрирования, позволяющие исполнять планирование и координацию работы организации, осуществлять руководство коллективом.

Выпускники, которые завершили обучение по данной специальности, владеют навыками, позволяющими максимально успешно осуществлять управление организацией, принимать участие в организации рабочего процесса системы управления, развивать и совершенствовать функционирование управления согласно главным критериям развития социально-экономической сферы.

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • Государственный университет управления
  • Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
  • Российский университет дружбы народов
  • Пермский государственный национальный исследовательский университет

По данной специальности предусмотрена как очная, так и заочная или очно-заочная формы обучения. При очном обучении длительность освоения специальностью составляет 4 года, в остальных вариантах - от 4,5 лет и более.

Специальность носит универсальный характер, поэтому к содержанию учебной программы предъявляются особые требования. Особое внимание уделяется таким учебным дисциплинам, как:

  • экономическая теория
  • менеджмент
  • психология
  • история мировых цивилизаций
  • основы права и другие.

Среди обязательных предметов, необходимых для освоения специальности, можно выделить следующие:

  • статистика
  • гражданское право
  • теория управления
  • информационные технологии в управлении
  • административное право и другие.

Некоторые высшие учебные заведения вводят в учебную программу курс профессионального иностранного языка и риторику. Обучение предусматривает прохождение практики в государственных органах, которые отвечают потребностям профиля обучения.

Получаемые знания и навыки

Бакалавр-менеджер, освоивший программу по данной специальности, может выполнять такие разновидности профессиональной деятельности:

  • планировать разные виды деятельности;
  • организовывать работу согласно поставленным целям, имеющимся ресурсам и результатам;
  • тщательно следить за деятельностью сотрудников и всей организации;
  • руководить коллективом и координировать работу во внешней среде;
  • осуществлять мотивацию сотрудников;
  • представлять учреждение (компанию) и его интересы;
  • исследовать и оценивать проблемы и ситуации;
  • предлагать прогнозы и планировать цели;
  • работать с сотрудниками в области предоставления консультаций, методических рекомендаций, образовательных моментов;
  • осуществлять инновационную работа в сфере управления.

Будущая профессия: кем работать ?

Выпускники могут рассчитывать на хорошие должности в престижных организациях, а также перед ними открыты прекрасные возможности отличного карьерного роста на государственной и муниципальной службе.

Специалист бакалавр-менеджер выступает в качестве посредника между людьми и государством. Он выполняет работу в разных ведомствах и службах, включая специализированные, участвует в разработке законопроектов. Также специалист-менеджер ведет прием граждан, помогая им решать широкий спектр вопросов, занимается руководством в вопросах здравоохранительной, социальной, жилищной, образовательной, культурной и другой жизнедеятельности, следит за базами данных, выдает справки и информацию по запросам, занимается вопросами делопроизводства. Специалист может найти работу в:

  • органах государственной и муниципальной власти;
  • органах местного самоуправления;
  • международных организациях и органах управления;
  • организациях общественного сектора;
  • организациях некоммерческого вида;
  • институтах гражданского общества;
  • учреждениях образовательного и научно-исследовательского направления;

Занимая должность специалиста второй категории непосредственно после окончания вуза, можно рассчитывать на заработную плату от 20 000 рублей. Доход ведущего специалиста может составлять около 30 000, главного – около 35 000, а начальник отдела будет получать от 40 000 рублей. Высокие профессиональные качества специалистов позволяют им быстро двигаться по карьерной лестнице, но постепенно ступень за ступенью.

Продолжение обучения по специальности

Продолжить обучение по указанной специальности при желании можно в магистратуре и аспирантуре.

специальность: "государственное и муниципальное управление".Куда и кем идти работать?

Никуда не могу устроиться с этой специальностью,черт меня взял отучиться на нее,экономистом и бухгалтером не берут,предлагают делопроизводителем,им работать не хочу,Люди,получившие такую специальность,где вы работаете,куда лучше мне пойти устроиться? Я рассматриваю только госслужбу!.

ахахаха конечно экономистом и бухом не возьмут

сферы совсем разные.

я думала, там учат чиновников. но плохо представляю что это вообще такое.

мдя. в начале отучиться 5 лет, а потом спрашивать куда идти работать.

Вы когда поступали на этот факультет, о чём думали?

сразу в мэры собиралась, наверное.

Аня, солнышко, не расстраивайся! как нибудь всё уладится)) выше нос!

получать второе образование

а специализация в дипломе у вас какая написана?

я тоже специальность ГМУ получила, а специализация Управление ВЭД, можно хоть в эту область устроиться.

а кем вообще можно работать с этой специальностью?государственное и муниципальное управление.я вот думаю, на кого мне поступать.

работать в разных офисах конторах государственных

Не надо воспринимать названия специальностей государственное и муниципальное управление и менеджмент буквально и думать, что там готовят начальников, которые и за даром никому не нужны без опыта и другой узкой специальности(как это делают большинство народа и работодателей). Если открыть государственный образовательный стандар и прочитать про эти специальности, то всё будет ясно и выяснится, что эти специальности не такие и плохие и что в половине случаев, куда требую экономистов нужны на самом деле в идеале менеджеры.

Работодатели из 10 сообщения видимо читали образовательный стандарт, поэтому ГМУшники на расхват там.

ужас а я только собиралась поступать на эту професию теперь не буду

Вы можете пойти работать менеджером в частные компании. Выбор очень большой. Не надо гнать на это образование - сначала почитайте гост по нему. Я хочу получить его вторым высшим. Сейчас дело не в образование а в рынке труда. Я и технарём работу искать начал ещё когда учился, а нормальную нашёл только когда закончил через 2 года. Как кому повезёт конечно. Но реально это образование хорошее.

Хочу поступить на второе высшее, думаю куда лучше пойти на ГМУ или на менеджмент? что посоветуете? и в какой отрасле по данным спец. можно работать?

не знаю как у вас в городе, но у нас специалистов в области ГиМУ просто расхватывают.

Что это за город такой?))

Вот именно. столько вакансий у нас всякими директорами. и спокойно берут с руками и ногами=)То же там учусь. но скажу одно. везде нужны подвязки.=)

Без подвязок некуда несунутся! А специальность хорошая)

1Службы государственных и муниципальных органов власти (районные и областные администрации, министерства и ведомства)

2 Органы государственной безопасности и внутренних дел

3 Таможенные службы

4 Кадровые и экономические службы организаций, связанных с внешнеэкономической деятельностью

5 Международные торговые компании

6 Страховые компании, нефтяные компании

7 Финансовые и аналитические службы компаний, банки

8 Общественные организации, обеспечивающие социальную защиту

9 Учреждения образования и др.

заканчиваю мигку государственное и муниципальное управление подскажите пожалуйста куда можно идти работать в москве?заранее спасибо

не знаю как у вас в городе, но у нас специалистов в области ГиМУ просто расхватывают.

Готовые ответы ГОС для ГМУ 2012 http://goc2012gmy.ucoz.ru/

Дипломная работа http://diploms.my1.ru/

Готовые бизнес-планы http://business-class.my1.ru/

Хорошая специальность Для Карьеристов конечно.))))

Выпускники, обучающиеся по специальности "гражданское и муниципальное управление", получают комплексную подготовку в области экономики, права и управления. Иными словами, они лучше знают экономику, чем выпускники юрфаков, и лучше разбираются в юриспруденции, чем выпускники экономических факультетов. А поскольку все эти знания можно использовать не только на госслужбе, но и в частных структурах

Налоговые, Банковские, Органы власти ждут вас!

берут ли на такие должности когда только только закончил учиться

а какая зарплата с этой специальностю?

Специальность ГМУ в принципе неплохая. Но как говорят у меня на работе это специальность "неочем9. Сам отучился на ГМУ квалификация менеджер. Работаю в Администрации города в отделе кадров специалистом. Поступление на муниципальную или государственную службу осуществляется только по результатам конкурса на замещение вакантной должности, либо же из кадрового резерва управленческих кадров который тоже формируется по результатам конкурса. Что хочу сказать, образование ГМУ практически везде подходит по квалификационным требованиям предъявляемым к должностям при прохождении конкурсов, то есть практически ко всем. Я поучаствовал в конкурсах, побегал. Не выиграл, но зато приметили на комиссии (конкурсная комиссия), и предложили должность не муниципальную но зато в Администрации города. Я считаю что главное зацепиться и проявить себя. А образование оно любое хорошее, главное как ты себя преподнесешь со своим образованием. Надеюсь что помог кому-то своим мини рассказом.

Кем я выйду, когда закончу ГМУ


После окончания школы молодёжь стоит перед выбором, куда пойти учиться, чтобы получить высшее образование и какую выбрать будущую профессию. Меня заинтересовало направление «государственное и муниципальное управление». Это направление в настоящее время является актуальным и востребованным во всём мире. Сейчас в нашей стране происходит много перемен, разрабатываются новые законы, реформы, которые охватывают социальную, политическую и экономическую сферы жизни общества. Всё это требует грамотного государственного управления. Поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов ставится сейчас на высокий уровень изучения.


Я выбрала это направление не случайно. Сегодня в России большой процент безработицы. По окончании учёбы я получу комплексную подготовку в области экономики, социологии, права и управления. Эти знания могу применить не только в государственных, но и в частных структурах, значит, будет легко найти работу. У этого направления широкий спектр возможностей: страховая компания, научно-исследовательские организации, система образования, сервис и туризм, банки, мэрии и т.д.


После окончания учебы я стану менеджером государственного и муниципального управления. Научусь планировать индивидуальную и совместную деятельность коллектива по выполнению поставленных задач в кротчайшие сроки, действовать строго в рамках закона, находить информацию и решать проблемы, быть целенаправленным. Каждой организации необходим работник в сфере управления контроля, прогнозирования выгодных сделок, управляющий, начальник отдела. Хороший специалист должен уметь разрабатывать бизнес-планы, деловые игры, развивать лидерские способности, научиться общению с людьми - все эти качества могут стать определяющими для успешной работы в любой компании. Всё это зависит от человека, его стремления к учёбе, получению знаний, упорства и труда.


Работа должна быть интересной и захватывающей. Мне бы хотелось работать в администрации города Химки (Московской области). Это большой и светлый город. Для меня с ним связано всё, что дорого человеку. Здесь я родилась, выросла. Я вижу, как с каждым годом наш город развивается, становится красивее и мне бы хотелось принять участие в его судьбе.


Мне нужно будет набраться опыта, для того чтобы осуществилась моя мечта и я стала заместителем Главы района по социальным вопросам. Для этого необходимо развивать в себе деловые, личные качества, стремиться измениться в лучшую сторону, «расти». Я должна буду заниматься вопросами по защите интересов общества, разрабатывать должностные инструкции работников отдела социальных отношений, возглавлять и руководить деятельностью по делам несовершеннолетних и защите их прав, административной комиссией района, советом молодежи района, межведомственной комиссией по организации отдыха, образования, воспитания, здравоохранения, культуры, молодежной политики, спорта, туризма, ветеранского движения, организовывать и проводить с привлечением средств массовой информации систематическую и целенаправленную пропаганду, направленную на профилактику правонарушений.


Я думаю, что моя профессия и знания внесут вклад в развитие города.

Органы государственного и муниципальное управления – это государственные организации, которые решают административные вопросы и работают над повышением качества жизни населения. Они решают задачи безопасности жителей, соблюдения гражданских прав и свобод, благоустройства городов и областей, улучшения образования и здравоохранения.
Государственный аппарат имеют сложную иерархию, к нему относятся:

Правительство страны
Министерства
Городские администрации
Префектуры
Федеральные службы
И другие государственные организации федерального и регионального уровня

Специалист в области государственного и муниципального управления (чиновник) – сотрудник органов управления, который
✔ решает теоретические и практические вопросы работы организации
✔ разрабатывает методы повышения эффективности в административной работе
✔ налаживает связи с коммерческими организациями для социальных проектов
✔ распределяет выделенные бюджетные средства на социальные нужды
✔ занимается научно-исследовательской деятельностью в области кадровой политики, социологии, политологии

Особенности госслужбы
Если вы хотите работать в государственном и муниципальном управлении, то следует понимать, что это государственная служба, то есть, служение гражданам своей страны. Идти в госуправленцы стоит только с твердыми моральными принципами и желанием изменить социально-экономическую жизнь в стране к лучшему.
В отличие от коммерческих компаний, где основная цель – это прибыль компании, а эффективность работы измеряется финансовыми показателями, в государственном и муниципальном управлении результат работы труднее оценить . Во-первых , он редко выражается материально. Во-вторых , не всегда виден сразу: государственные программы могут длиться несколько десятков лет, например, реформа , программы реновации жилья или выплаты материнского капитала. В-третьих , управленческие решения, законопроекты и госпрограммы могут оцениваться неоднозначно разными группами населения, быть непопулярными среди граждан, но при этом необходимыми.

Должностные обязанности специалиста в области госуправления
✎ Написание нормативных актов, приказов и проектов
✎ Общение и помощь гражданам
✎ Работа со СМИ
✎ Деловые переговоры
✎ Аналитическая деятельность, подсчет статистики, прогнозирование
✎ Написание документов, отчетов, докладных
✎ Выступление на собраниях

Если государственная структура имеет много подразделений, то эти функции распределены между разными сотрудниками: есть , исследователи, и т.д.

Какие универсальные компетенции нужны специалисту в области госуправления
✔ Инициативность
✔ Ответственность
✔ Коммуникабельность
✔ Грамотная устная и письменная речь

✔ Умение работать в команде
✔ Лидерские качества
✔ Уверенность в себе и умение владеть собой
✔ Дружелюбие

✔ Организованность

✔ Умение принимать решения и стратегически планировать
✔ Критическое мышление
✔ Аналитический склад ума

Средняя заработная плата
Привлекательная сторона госслужбы – это стабильный доход, который состоит из собственно зарплаты, надбавок, ежеквартальных и ежегодных премий. Разброс зарплат очень велик и зависит от занимаемой должности и места работы:
25 000 – 300 000 в месяц


Где учиться
Для работы в сфере госуправления требуются знания разных научных дисциплин - социологии, экономики, юриспруденции и других. Подготовку кадров ведут на соответствующих гуманитарных факультетах или факультетах государственного и муниципального управления:

    ✔ Факультет государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова
    ✔ Факультет управления Института экономики, управления и права РГГУ
    ✔ Факультет гуманитарных и социальных наук РУДН
    ✔ Институт государственного управления и права ГУУ
    ✔ Факультет государственного управления и финансового контроля Финансового университета при Правительстве РФ
    ✔ Институт государственной службы и управления РАНХиГС
    ✔ Международный институт управления МГИМО МИД РФ
    ✔ Кафедра государственного и муниципального управления РЭУ им. Г. В. Плеханова
    ✔ Факультет социальных наук НИУ ВШЭ
    ✔ "Управление социально-культурным развитием мегаполиса" МГУУ Правительства Москвы
    ✔ Факультет государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного университета
    ✔ Факультет государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики
    ✔ Факультет государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" в Санкт-Петербурге
    ✔ Факультет государственного и муниципального управления Балтийского государственного технического университета "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова
    ✔ Факультет государственного и муниципального управления Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
Где работать
Правительство Москвы
Администрация президента
Федеральная налоговая служба
Префектуры городских округов
Росреестр
Министерство образования
И во многих других государственных организациях и госкорпорациях.

Востребованность
Специальность "Государственное и муниципальное управление" нельзя отнести к перспективным. В будущем государственный управленческий аппарат, скорее всего, сократится. Благодаря информационным технологиям рутинной работы по приему и оформлению документов, которой занимается часть госслужащих, можно будет избежать. Общественные приемные будут полностью перенесены в интернет. Некоторые футурологи предсказывают, что формы управления государствами кардинально изменятся или госуправление может исчезнуть вообще: сегодня некоторые крупные компании успешно экспериментируют с работой без начальников, что вполне может найти применение и на государственном уровне.

Если вы хотите получать свежие статьи по вопросам карьеры, информацию о бесплатных событиях и акциях Центра, подпишитесь на нашу рассылку .

Выбор профессии

Программа обучения

Почему Ваш выбор правильный?

Во-первых, это престижная работа.

Во-вторых, повышение собственного имиджа в глазах окружающих.

В-третьих, это стабильность дохода.

И, в-четвертых, необходимо понимать, что «Государственное и муниципальное управление» — это профиль обучения, т.е. специализация, а основное направление обучения (специальность) - «Менеджмент». Поэтому Вы получаете сразу как бы две специальности: и общепрофессиональный менеджмент, и мененеджмент в государственном и муниципальном управлении.

Выбор профиля (специальности) обучения

При выборе профиля обучения (специальности) необходимо четко представлять себе, в чем будет состоять Ваша работа и почему Ваш выбор при поступлении для обучения на профиль (специальность) «Государственное и муниципальное управление» не является ошибкой .

Итак. Любой чиновник государственной или муниципальной службы — это «лицо» государства. Этот факт нельзя забывать, становясь на путь госслужащего. Эффективная деятельность государственных или муниципальных органов управления невозможна без квалифицированных служащих (чиновников).

Теперь давайте подумаем, для чего работает чиновник. Ответ, который мы хотим Вам предложить, может показаться довольно парадоксальным, однако если вы немного призадумаетесь, то наверняка согласитесь с нами.

Чиновник работает вовсе не для того, чтобы дать то, что вам нужно (поставить подпись, выдать справку). Чиновник работает не для того, чтобы дать что-то своей организации (учет, порядок, статистическую информацию). Чиновник работает не для того, чтобы выполнять тот или иной закон, как бы странно это не звучало. На самом деле он, как и все прочие наемные работники, работает ради зарплаты и выполняет то, что является его должностными обязанностями, руководствуясь законом. А вот что входит в его должностные обязанности — это предмет отдельного разговора, и мы его поведем на страницах наших курсов.

Почему же столь интересен профиль обучения «Государственное и муниципальное управление»? Есть несколько ответов на этот вопрос.

Во — первых, государственная или муниципальная служба — это престиж. Любое государство отбирает себе на службу лучших специалистов, поэтому, если Вас приняли на эту работу, значит Вы один из лучших специалистов. И это не голословные заявления. В 2008 году Президент РФ подписал приказ о внедрении федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)». Одной из целей этой программы является формирование высококвалифицированного кадрового состава, обеспечивающего эффективность государственного управления. Продолжением этого процесса явилась еще одна целевая программа «Кадры России». Достаточно посмотреть, как «омолаживается» государственная и муниципальная служба в соответствии с решением Президента РФ, чтобы подтвердить ее престижность.

Во — вторых, государственная и муниципальная служба - это очень ответственное занятие. Это не просто работа, это служение Человеку, что само по себе очень важно, ведь любой чиновник является промежуточным звеном между Государством и Человеком. И насколько чиновник будет ответственнее выполнять свои служебные обязанности, настолько социальная атмосфера в государстве будет благоприятнее.

В — третьих, конечно же, государство заботится о своих служащих, предоставляет им определенные льготы — это касается и социального обеспечения, и заботы о здоровье служащих (например, предоставление санаторно—курортного лечения), и обеспечения жильем, и расчета пенсионных выплат и прочего. Поэтому работа государственного или муниципального служащего не просто почетна и ответственна, но еще и, в материальном смысле, обеспеченная.

И в — четвертых. На профиле (специальности) «Государственное и муниципальное управление» Вам будет учиться легче, чем на других профилях . Однако стоит иметь в виду, что в данном случае легче — не означает хуже. Просто внедрение на предлагаемом вам профиле принципа сберегающего обучения, который проповедует наш институт, позволяет сделать обучение легким.

В итоге, вот, что мы хотим вам сказать. От эффективного государственного управления зависит будущее современного российского общества. Поэтому Вам решать: кто он, служащий государственной или муниципальной службы?! Бюрократ и чинуша или добропорядочный высококвалифицированный чиновник, выполняющий свои функции.

Выбор профессии

Для многих людей главная сложность выбора профессии состоит в том, что его приходится делать «вслепую», не зная по собственному опыту, что собой представляет та или иная профессия. По сути дела, это покупка «кота в мешке». А происходит это вот почему.

Сначала делается выбор, на кого учиться, тратится на обучение от четырех до шести лет своей жизни и десятки тысяч рублей. Затем человек пробует себя в конкретной работе и только после этого приходит понимание, насколько она нравится (это в лучшем случае) и как хорошо получается с ней справляться.

Что же делать? Ответ достаточно прост — для воплощения своей мечты нужно не просто мечтать, нужно действовать . И эти действия следующие.

Действие первое

Необходимо собрать как можно больше информации о профессиях и их разнообразии. Мы не просто так говорим об этом. Если попросить, не то что выпускника школы, а любого взрослого, казалось бы, умудренного житейским опытом человека перечислить все известные ему профессии — ответ будет короток, в пределах десяти—двадцати профессий. А на самом деле? Сотни! Так как же выбирать, если не знать, из чего?

  • 1 место — юрист (20%)
  • 2 место — врач и экономист (по 14%)
  • 3 место — государственный служащий (11%)
  • 4 место — программист (6%),
  • 5 место — рабочие специальности (5%)
  • 6 место — учитель, художник дизайнер, артист (4%)

Ниже в рейтинге расположились профессии бухгалтера, военнослужащего, инженера, менеджера, строителя, нефтяника (по 3%). Наименее престижно, по данным этого рейтинга, быть научным работником, работником сферы сельского хозяйства, спортсменом, переводчиком, психологом (по 1%).

Действие второе

Нужно ориентироваться не столько на имидж профессии (хотя это тоже очень важно), сколько на содержание конкретной работы, т.е. чем предстоит заниматься в рабочее время. Профессия может или понравиться, или нет только тогда, когда будет четкое представление типичного рабочего дня ее представителя. Важно не то, как называется профессия, а то, чем конкретно предстоит заниматься.

Государственные и муниципальные служащие трудятся в федеральных и региональных органах власти. Чем же занимаются люди этой профессии? Попробуем вкратце описать их типичный рабочий день:

  • ознакомление с поступившей информацией: письмами, инструкциями, новостями, текущим состоянием дел, проектами решений, изменениями в законодательстве;
  • рассмотрение различных предложений и проектов в той области, за которую отвечает тот или иной служащий;
  • координация и контроль хода реализации принятых решений и проектов;
  • прием посетителей, рассмотрение их вопросов, просьб, претензий, жалоб;
  • участие в различных мероприятиях: заседаниях, совещаниях и т. п.

Государственные и муниципальные служащие не придумывают новые законы, а лишь выполняют принятые, обеспечивают оптимальное управление различными сферами жизни в рамках этих законов. Именно поэтому нелепо выглядят адресованные им претензии по поводу несовершенства тех или иных законов, правил, инструкций. Если, например, чиновник службы пенсионного обеспечения отказывает обратившейся к нему старушке в прибавке к пенсии, то он это делает не потому, что «бюрократ и хапуга», а потому, что нет законных оснований назначить прибавку именно этой пенсионерке.

Действие третье

Необходимо определиться со своими способностями. Да, у всех людей разные способности, этого не нужно стесняться, это нужно понимать и принимать. Об этом нужно прямо и открыто говорить. Не нужно льстить себе! Жалкое зрелище представляет переоценивший себя «профессионал». Однако нельзя забывать, что способности можно развивать, но это может сделать только сам человек, и никто другой за него это не сделает.

Мы попробуем определить способности, важные для чиновника. Но поставим вопрос несколько конкретнее: какими компетенциями должен обладать государственный или муниципальный служащий? Можно выделить несколько больших компетентностных групп.

Социальная компетентность — способность брать на себя ответственность в принятии профессиональных решений вне зависимости от социального статуса человека, его религиозной или расовой принадлежности.

Коммуникативная компетентность — система навыков, которая позволяет строить эффективное общение в рамках своей профессии. Рассмотрим эту компетенцию несколько подробнее, потому что коммуникации для служащих играют очень важную роль. Как показывает практика, до 80 % их времени тратится на общение. Коммуникативная компетенция для государственных и муниципальных служащих — это:

  • владение технологиями общения (в том числе и компьютерного);
  • соблюдение правил профессионального поведения;
  • умение использовать в работе методы эффективного воздействия на разных людей;
  • умение адекватно реагировать на нестандартные психо—эмоциональные ситуации;
  • умение находить оптимальные формы общения с разными группами людей;
  • умение правильно ориентироваться в различных ситуациях;
  • умение адекватно определять личностные особенности собеседника.

Специальная компетентность — уровень владения профессией. Специалисты этой профессии должны иметь основательную юридическую подготовку и прекрасно знать действующее законодательство, ориентироваться в экономике, социологии и политологии, конфликтологии. Специальная компетентность — это:

  • умение быстро вникнуть в суть вопроса;
  • умение всесторонне проанализировать ситуацию;
  • умение выделить ключевую проблему;
  • умение найти конструктивное решение проблемы, руководствуясь действующим законодательством.

Личностная компетентность — система личностных качеств, которыми должен обладать представитель профессии государственного и муниципального служащего:

  • внешняя привлекательность;
  • уверенность в себе и принимаемых решениях;
  • целеустремленность;
  • терпеливость;
  • тактичность;
  • гибкость;
  • наличие развитой интуиции;
  • способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Действие четвертое

Необходимо учесть факт возможного заработка. Даст ли будущая профессия возможность достойно зарабатывать? Кто и сколько будет за нее платить, от чего это зависит — от самой профессии, места работы, должности, уровня профессионализма, отношений с начальством или от каких—либо других причин?

Профессия чиновника относится к числу средне распространенных, соответствующие вакансии на рынке труда имеются, однако главный механизм поиска претендентов — по рекомендации коллег. Оклад большинства служащих не превышает примерно полутора уровней от средних доходов работников, занятых в промышленности. Кроме того, государственные служащие зачастую пользуются рядом предусмотренных законом социальных льгот: медицинским обслуживанием, оплачиваемым по льготной цене отдыхом, служебным транспортом, а также имеют повышенную пенсию. Текучесть кадров невысокая, и чаще всего те, кто однажды попал в эту сферу, так и остаются в ней вплоть до достижения пенсионного возраста.

Самое главное

Нельзя сделать все вышеперечисленное «завтра», потому что это все нужно было сделать «вчера»! Планы нужно реализовывать!

Перечень формируемых компетенций

Общекультурные компетенции:
  • знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;
  • знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;
  • способность занимать активную гражданскую позицию;
  • умение анализировать и оценивать исторические события и процессы;
  • владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  • умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
  • способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность;
  • умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
  • стремление к личностному и профессиональному саморазвитию;
  • умение критически оценивать личные достоинства и недостатки;
  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
  • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
  • владение одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность;
  • владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
  • понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;
  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
  • способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации;
  • способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;
  • владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
  • способность придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни.
Профессиональные компетенции:
  • знание основных этапов эволюции управленческой мысли;
  • способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;
  • готовность к разработке процедур и методов контроля;
  • способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
  • способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
  • владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций;
  • способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;
  • способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;
  • способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;
  • способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
  • способность использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала;
  • способность оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании;
  • способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
  • владение современными технологиями управления персоналом;
  • готовность участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента;
  • способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации;
  • готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям;
  • владение методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций;
  • способность планировать операционную (производственную) деятельность организаций;
  • владение методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения;
  • готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций;
  • знание современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению;
  • знание современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности;
  • способность решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации;
  • знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде;
  • способность к экономическому образу мышления;
  • способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;
  • понимание основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования;
  • способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса;
  • знание экономических основ поведения организаций, различных структур рынков и способность проводить анализ конкурентной среды отрасли;
  • умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели;
  • способность выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления;
  • владение средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления;
  • владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы;
  • умение моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов;
  • умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте;
  • умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;
  • способность применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации;
  • владение навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации;
  • способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения;
  • способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета;
  • способность проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений;
  • способность проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования;
  • способность обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования;
  • владение техниками финансового планирования и прогнозирования;
  • понимание роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов;
  • способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений;
  • умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею;
  • способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов);
  • способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.

Программа обучения

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учебный план должен обновляться не реже одного раза в год. В нем может быть заменена любая дисциплина, кроме четырех обязательных: «История», «Философия», «Иностранный язык» и «Безопасность жизнедеятельности».

При составлении учебного плана РФЭИ отдает предпочтение новым учебным дисциплинам, которые известны на Западе и мало известны в Роcсии. Это способствует прохождению вузом европейской аккредитации и облегчает трудоустройство выпускников в успешные компании.

  • Общая компетенция
  • Бизнес-обучение
0 этап
  • Стартовый этап: с чего начать бизнес*
  • Основы предпринимательства (Путь к богатству. С чего начать)*
  • Начала бухгалтерского учета*
  • Информатика
  • Организация и технологии бизнес-обучения*
  • Управление кадровой деятельностью
1 этап
  • Правоведение
  • Иностранный язык
  • Философия
  • Культурология
  • Концепции современного естествознания
  • Психология и педагогика*
  • Великие страны и цивилизации
  • Логика
  • Деловое общение
  • Математика
2 этап
  • Риторика
  • Статистика
  • История
  • Хозяйственное право
  • Маркетинг
  • Социология
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Экономическая теория
  • Управление документами
  • Менеджмент
3 этап
  • Информационные технологии управления
  • Государственное и муниципальное управление
  • Паблик рилейшнз
  • Инновационный менеджмент
  • Архивное хранение документов
  • Брендинг*
  • Организационное поведение
  • Управленческие решения
  • Сервисная политика
  • Коммуникационный менеджмент
4 этап
  • Теория конкуренции*
  • Психология успеха*
  • Корпоративная культура*
  • Управление персоналом*
  • Управленческий учет
  • Теория лидерства*
  • Практический менеджмент*
  • Теория сервиса*
  • Теория систем управления*
  • Управление проектами*

* курс модульной дисциплины

Модульные дисциплины представляют собой один или несколько учебных курсов, формирующих дополнительные профессиональные компетенции.