Для чего нужна вода для детей объяснение. А вы знаете, для чего нужна вода? Чего можно избежать с помощью воды

Человеческий организм на 75-80% состоит из воды. Поддерживать водный баланс - это, без преувеличения, жизненно важная задача для каждого. К сожалению, многие из нас ошибочно полагают, что с проблемой обезвоживания сталкивается исключительно путник в раскаленной пустыне, когда у него закончится вода. Однако это не так.

Елена Орлова/ «Здоровье-Инфо»

Существует хроническая форма обезвоживания , не имеющая острых симптомов. Такое скрытое обезвоживание распространено чрезвычайно широко и поражает каждого, кто не пьет достаточно жидкости. Чем же опасно обезвоживание организма? И сколько жидкости нам нужно для здоровья?

Потому что без воды…

Нормальное функционирование всех органов требует определенного количества жидкости. Ежедневный минимум равен одному литру. Однако потребность в жидкости зависит от возраста и образа жизни: наиболее активным людям молодого и зрелого возраста, занятым физическим трудом, нужно до трех литров жидкости ежедневно. Полезно знать, при каком именно количестве потребляемой жидкости вы чувствуете себя в наилучшей форме. Следите за тем, чтобы вашему организму хватало воды.

Обмен веществ, поддержание теплового баланса, снабжение клеток питательными веществами, своевременный вывод токсинов и продуктов распада - все эти процессы в нашем организме запускаются и работают с помощью воды. Обезвоживание опасно тем, что при недостаточном количестве жидкости нарушается нормальная жизнедеятельность организма.
Вот что происходит, когда в нашем теле недостаточно воды.

  • Замедляется течение биохимических реакций
  • Нарушаются процессы пищеварения
  • Увеличивается вязкость крови (а это создает реальную опасность образования тромбов)
  • Нарушается регуляция теплообмена организма с окружающей средой

Также потерю жидкости могут вызвать некоторые медицинские препараты, поэтому следует обязательно читать инструкции: в таких случаях на этом акцентируется потребителя.


Темная и мутная моча. Продукты распада, предназначенные для выведения из организма вместе с мочой, растворены в недостаточном количестве жидкости. В норме моча должна быть очень светлой и почти прозрачной.

Сухая кожа, сухость во рту. Механизм перераспределения жидкости тот же: влага с поверхности тела «откачивается» внутрь. Кожа становится очень сухой, а при продолжительном обезвоживании покрывается морщинами.

А вот несколько менее явных симптомов скрытого обезвоживания , которое очень часто путают с признаками других болезненных состояний.

Истощение, недостаток энергии, хроническая усталость. Обезвоживание тканей уменьшает ферментативную активность, поэтому организм получает меньше энергии, все функции замедляются.

Что делать?

Овощи и фрукты - не только кладезь витаминов и клетчатки, но и источник воды (например, огурцы состоят из воды на 95%). Ешьте больше свежих овощей, фруктов и ягод. В арбузный сезон побалуйте ваш организм этой полезной и очень влажной ягодой (90% воды и 10% вкусной ароматной клетчатки!)

Следует выполнять некоторые элементарные правила поддержания водного баланса организма.

  • При физических нагрузках, повышении или воздуха (в жарком климате например), в салоне самолета, где всегда очень сухой воздух, в кондиционированном помещении постарайтесь выпивать хотя бы треть стакана чистой воды каждый час.
  • После каждой чашки чая или кофе старайтесь выпивать полстакана-стакан воды, поскольку чай, кофе и другие кофеиносодержащие напитки вызывают
  • Тема заседания:

Тема доклада «Кому и для чего нужна вода?» .

  1. Организационный момент.

    Учитель:

  1. Постановка цели.
    :

Учащиеся:

Информацию учителя - 15 мин.

Выводы записать в тетради для самостоятельной работы - 10 мин.

Подведение итогов. - 5 мин.

  1. Изучение нового материала.
    3.1. Председатель

Нам известно также, что жизнь на Земле невозможна без воды. Для многих растений и животных вода - это место жизни. Но без воды не могут прожить и те, кто обитает на суше.

Вода - это необыкновенное вещество, так как может находиться в одном месте в трёх разных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

Вся наша жизнь сосредоточена вокруг воды. Только на минуту представьте - у вас в доме нет НИКАКОЙ ВОДЫ. Согласитесь, более безрадостную ситуацию и представить себе невозможно.

Трудно переоценить значение воды в жизни человека. «Вода - первооснова всего. Все в мире состоит из воды и в нее же, в конечном счете, превращается» - эти слова принадлежат древнегреческому философу Фалесу Милетскому, жившему более 2 тысяч лет назад.

Действительно, вода напитывает нас своей живительной влагой (более чем наполовину мы состоим из воды), дает жизнь растениям и животным на нашей планете. Вода бесценна, как воздух. Заменить ее ничем нельзя! И если она просто так бежит или капает из вашего крана - это большая беда, ведь чтобы чистая питьевая вода в данную минуту попала в ваш дом, день и ночь трудятся тысячи и тысячи людей. Трудится и природа, отдающая людям пресную воду.

3.4.Работа групп:

1.Стихи о воде.

Капля

Капля воды вытекает из крана -

Капля очищенной нами воды,

Капля слезы вытекает из глаза -

Капля страданий и боли души.

Капля дождя вытекает из тучи -

Капля надежды и радуги свет,

Капля реки вытекает из устья -

Капля природы и наших побед.

Капля и капля - получится море,

Море плюс море - равно океан.

Море воды наградило нас болью

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности - только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

И всё это - только вода.

  1. Загадки о воде.

Я - и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу (вода)

Течет, течет -

Не вытечет.

Бежит, бежит -

Не выбежит (река)

Без крыльев - лечу.

Без ног - бегу,

Без паруса - плыву (облако)

В белом бархате деревья -

И заборы, и деревня.

А как ветер нападает,

Этот бархат опадает (иней)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко (туман)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло:

3. Сказка о воде.

Сказка о ручейке

В одно прекрасное утро, ручеек плескался со своими подружками - рыбками, поблескивавшими чешуей на утреннем солнце, он глянул вверх и увидел, что на ветке дерева, которое росло рядом, сидит сойка. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чем-то увлеченно рассказывала.

Что случилось? - спросил ручеек, остановившись.

Сойка спустилась вниз и, сев на камень, начала стрекотать о том, что внизу, под горой, деревня осталась без воды - высох источник, обеспечивавший людей водой. Призадумался ручеек, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чем думал ручеек: не мог он допустить, чтобы где-то рядом люди испытывали жажду. И ручеек решился. Простясь со своими друзьями, он поспешил вниз, к людям, напоить их чистой водой.

В этот день в деревне был праздник - люди радовались воде. Ручеек был горд, хотя изредка в глубине души закрадывалось сомнение. Он вспоминал слова матушки-земли: «Помни, сынок-ручеек, люди коварны и склонны к предательству».

Хотя сказка ложь, да в ней намек - человечеству урок.

Водоемы - настоящее украшение природы, природный дом для многих растений и животных.

1. Кран - чистый родник в квартире.

2. Хлеб - батюшка, а водица - матушка.

5. Много воды - много травы.

6. Вода с гор потекла - весну принесла.

9. Вода - ценный дар природы.

10.Не сохраним природу - не будет Родины.

11. Беречь воду - это значит беречь здоровье, жизнь и красоту родной природы.

12. Вода - одно из самых главных богатств на Земле.

  1. «Это интересно знать».

Вода на Земле бывает разная. Морская вода - соленая. Минеральная вода - самая вкусная и полезная. Дождевую воду пить опасно, она может быть загрязнена пылью, микробами, ядовитыми веществами. Чистая пресная вода - большая ценность. Главное хранилище пресной воды на планете - ледники.

Ночью, особенно под утро, на листьях кустарников и на траве появляется роса. Роса - это капельки воды. Ночью воздух охлаждается и пар, содержащийся в нем, превращается в воду.

Полить огурцы нужно 1 ведро - 10 стаканов воды;

Сварить суп - 6 стаканов воды;

Умыться - 3 стакана воды;

Сварить компот - 8 стаканов воды;

Помыть посуду - 5 стаканов воды.

Председатель:


Председатель:

5.Подведение итогов.

Председатель :

Домашнее задание:

  • учебник стр. 50 - 61,

Просмотр содержимого документа
«Кому и для чего нужна вода? »

Конспект заседания клуба по окружающему миру

во 2 классе.

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Кому и для чего нужна вода?»

Цели и задачи:

    Повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле, донести до детей идею великой значимости воды для планеты Земля, осознания её как составной части организма человека, понимания необыкновенных свойств этого чудесного вещества.

    Осознать значение воды в жизни человека, знать способы сохранения природных запасов пресной воды, уметь использовать воду экономно.

Оборудование и наглядные пособия:

    Учебники.

    Тетради для самостоятельной работы.

    Выставка книг о воде.

    Пригласительные билеты.

    Презентация

    Объявление

Образец объявления

    Члены научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» приглашают всех желающих принять участие в очередном заседании клуба.

    Тема заседания: Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

    Заседание состоится _____________ в классной комнате ______ урок _____

Ответственные ____________________________________________________

Докладчики___________________________

Тема доклада «Кому и для чего нужна вода?» .

Заседание ведет очередной председатель научного клуба младших школьников ________________________________________________________________

    Организационный момент.

    Учитель:

Сегодня мы открываем третье заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир», председателем которого является _________________. Отсутствующих в классе нет.

    Постановка цели.
    Председатель младшего научного общества :

    Предлагаю записать тему заседания («Кому и для чего нужна вода?») и обсудить план работы, а также регламент. Кроме того, к следующему уроку вы должны приготовить доклад о значении воды, рисунки.

Учащиеся:

Мы предлагаем сначала заслушать сообщения ребят «Что мы знаем о воде?» - 15 мин.

Информацию учителя – 15 мин.

Выводы записать в тетради для самостоятельной работы – 10 мин.

Подведение итогов. – 5 мин.

    Изучение нового материала.
    3.1. Председатель

Для сегодняшней работы вам надо разделиться по группам. Каждая группа подготовила информацию по теме.

Прослушайте доклад ребят «Что мы знаем о воде?» (Зачитывают его).

Что нового сообщили нам ребята о воде?

3.2. Учащиеся (приглашённые):

Мы уже знаем, что чистая вода является растворителем, не имеет вкуса, запха, бесцветна, прозрачна, принимает форму сосуда, обладает свойством текучести.

Нам известно также, что жизнь на Земле невозможна без воды. Для многих растений и животных вода – это место жизни. Но без воды не могут прожить и те, кто обитает на суше.

Вода – это необыкновенное вещество, так как может находиться в одном месте в трёх разных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

3.3.Слово учителя (с использованием презентации):

Вся наша жизнь сосредоточена вокруг воды. Только на минуту представьте – у вас в доме нет НИКАКОЙ ВОДЫ. Согласитесь, более безрадостную ситуацию и представить себе невозможно.

Трудно переоценить значение воды в жизни человека. «Вода – первооснова всего. Все в мире состоит из воды и в нее же, в конечном счете, превращается» - эти слова принадлежат древнегреческому философу Фалесу Милетскому, жившему более 2 тысяч лет назад.

Действительно, вода напитывает нас своей живительной влагой (более чем наполовину мы состоим из воды), дает жизнь растениям и животным на нашей планете. Вода бесценна, как воздух. Заменить ее ничем нельзя! И если она просто так бежит или капает из вашего крана – это большая беда, ведь чтобы чистая питьевая вода в данную минуту попала в ваш дом, день и ночь трудятся тысячи и тысячи людей. Трудится и природа, отдающая людям пресную воду.

Да, более 70% нашей планеты покрыто водой, но только крошечную ее часть, меньше 1%, составляет пресная вода, которую может использовать человек. Пресная вода стремительно превращается в дефицитный природный ресурс. Сегодня более 2 миллиардов человек на нашей планете страдает от нехватки питьевой воды. Серьезно задумайтесь над этим, дорогие друзья. Надеюсь, вы будете бережно и с уважением относиться к воде. Не позволяйте ей попусту убегать из ваших кранов.

3.4.Работа групп:

1.Стихи о воде.

Капля

Капля воды вытекает из крана –

Капля очищенной нами воды,

Капля слезы вытекает из глаза –

Капля страданий и боли души.

Капля дождя вытекает из тучи –

Капля надежды и радуги свет,

Капля реки вытекает из устья –

Капля природы и наших побед.

Капля и капля – получится море,

Море плюс море – равно океан.

Море воды наградило нас болью

За причиненный ей нами кошмар.

Трудолюбивая вода

Время ванну принимать.

Ждет водичка, не дождется,

Поработать ей придется –

Ручки, ножки отмывать.

Спинку вымыть с мылом – братцам

И с мочалкою – сестрой,

Нелегко воде порой,

Если ей не подчиняться.

Обижается водица –

Грязь не украшает лица.

Кто красивым хочет стать,

Воду должен уважать.

Ручьи, журча и извиваясь,

И меж собой перекликаясь,

В долину гулкую спешат,

И разыгравшиеся воды

Под беломраморные своды

С веселым грохотом летят

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности – только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана,

И всё это – только вода.

Не умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем, везде нужна вода!

    Загадки о воде.

Я – и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу (вода)

Течет, течет –

Не вытечет.

Бежит, бежит –

Не выбежит (река)

Без крыльев – лечу.

Без ног – бегу,

Без паруса – плыву (облако)

В белом бархате деревья –

И заборы, и деревня.

А как ветер нападает,

Этот бархат опадает (иней)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко (туман)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло (лед)

Из воды родился и в воду превратился (снег)

3. Сказка о воде.

Сказка о ручейке

Я хочу рассказать вам сказку о маленьком ручейке. Послушайте внимательно.

Жил на свете ручеек. Ручеек был небольшой, но веселый. Он радостно журчал на перекатах. У ручейка было много друзей, большинство из них животные. Он любил бегать наперегонки с зайчатами, поил своей свежей, прохладной водой синичек, скворцов, зябликов. Еще он любил горы. Не раз он помогал им переносить снеговую воду, стекавшую весной по их склонам.

Кроме огромного запаса жизнерадостности, у ручейка было еще одно хорошее качество: он хорошо относился к людям, хотя мать-земля не раз предупреждала, что они коварны.

В одно прекрасное утро, ручеек плескался со своими подружками – рыбками, поблескивавшими чешуей на утреннем солнце, он глянул вверх и увидел, что на ветке дерева, которое росло рядом, сидит сойка. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чем-то увлеченно рассказывала.

Что случилось? – спросил ручеек, остановившись.

Сойка спустилась вниз и, сев на камень, начала стрекотать о том, что внизу, под горой, деревня осталась без воды – высох источник, обеспечивавший людей водой. Призадумался ручеек, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чем думал ручеек: не мог он допустить, чтобы где-то рядом люди испытывали жажду. И ручеек решился. Простясь со своими друзьями, он поспешил вниз, к людям, напоить их чистой водой.

В этот день в деревне был праздник – люди радовались воде. Ручеек был горд, хотя изредка в глубине души закрадывалось сомнение. Он вспоминал слова матушки-земли: «Помни, сынок-ручеек, люди коварны и склонны к предательству».

Прошло несколько самых скучных дней в жизни ручейка. Сначала его развлекали деревенские собаки, дравшиеся в облаках пыли, дети, игравшие на его берегах. Вскоре все это ему наскучило. Ручеек много наблюдал за людьми. Его все больше удивляла их нелюбовь к природе, особенно к земле, их невежество. Он не понимал, как можно захламлять место, где ты живешь, кучами мусора, отходами. Скоро ручеек стал задыхаться и превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон стекала неприятная жидкость. Ручеек из прозрачного превратился в белесый, мутный поток. И он заплакал, отчего вода стала соленой … Теперь он понял, почему ручьи исчезают из таких мест.

Ночью наш ручеек вынужден был уйти из деревни. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше поворотов, всячески изгибаясь. Впереди его ждала беззаботная жизнь и верные друзья.

Хотя сказка ложь, да в ней намек – человечеству урок.

Беседа о значении воды в жизни человека.

Почему веселый ручеек ушел от людей?

Если бы все реки обиделись на людей и убежали, что стало бы с нами?

Смогли бы люди жить без воды?

Водоемы – настоящее украшение природы, природный дом для многих растений и животных.

    Пословицы и «крылатые» выражения о воде

1. Кран – чистый родник в квартире.

2. Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

3. Если есть хлеб и вода, то уже не беда.

4. Не всякая водица для питья годится.

5. Много воды – много травы.

6. Вода с гор потекла – весну принесла.

8. Вода и землю точит, и камень долбит.

9. Вода – ценный дар природы.

10.Не сохраним природу – не будет Родины.

11. Беречь воду – это значит беречь здоровье, жизнь и красоту родной природы.

12. Вода – одно из самых главных богатств на Земле.

    «Это интересно знать».

Вода на Земле бывает разная. Морская вода – соленая. Минеральная вода – самая вкусная и полезная. Дождевую воду пить опасно, она может быть загрязнена пылью, микробами, ядовитыми веществами. Чистая пресная вода – большая ценность. Главное хранилище пресной воды на планете – ледники.

И туман, и облака состоят из мельчайших капелек воды. Различие заключается в том, что туман стелется по Земле, а облако образуется высоко над Землей.

Из-под Земли бьет ключик прозрачной чистой воды. Это ключевая вода. Откуда она появляется? Это грунтовая (подземная) вода, просочившаяся через верхние слои почвы.

Ночью, особенно под утро, на листьях кустарников и на траве появляется роса. Роса – это капельки воды. Ночью воздух охлаждается и пар, содержащийся в нем, превращается в воду.

За час накапает из сломанного крана 2 стакана воды.

Сколько воды накапает из 10 часов?

На что хватит этой воды, если:

Полить огурцы нужно 1 ведро – 10 стаканов воды;

Сварить суп – 6 стаканов воды;

Умыться – 3 стакана воды;

Сварить компот – 8 стаканов воды;

Помыть посуду – 5 стаканов воды.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды!

4.Закрепление нового материала.

Председатель:

Слово предоставляется библиотекарю.

Библиотекарь делает обзор книг о воде. При этом использует приготовленную к заседанию выставку научной литературы.
Председатель:

Предлагаю обсудить контрольные вопросы:

5.Подведение итогов.

Председатель :

    Выскажите своё мнение о заседании.

    Учащиеся 2 класса вручают приготовленные подарки.

Домашнее задание:

    учебник стр. 50 – 61,

    подготовить иллюстрации к сказке, загадкам, которые услышали на уроке.

Справочный материал для учителя

1. Без воды нет жизни, вода есть в каждом живом существе. Без пищи можно прожить гораздо больше, чем без воды. Человек и многие животные почти на 2/3 состоят из воды. А некоторые растения состоят из воды примерно на 4/5.

Вода занимает 2/3 поверхности земного шара, и лишь 1/3 приходится на сушу. Вода – в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. Ледники и айсберги тоже вода, только замерзшая. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег.

Совсем чистой воды в природе нет. Её удается получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, нужных живому организму. А в морской воде растворено слишком много разных солей, поэтому она тоже для питья не годится.

Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, образуются облака. Они проливаются дождем или сыплют снегом – и опять возвращают воду суше и океанам.

Но чистой воды становится на Земле все меньше. Люди все больше пользуются водой для нужд промышленности, загрязняют воду отходами производства. Инженеры уже придумали разные способы очистки воды. В наше6й стране запрещается спускать в водоёмы промышленные отходы и сточные воды. Помните: воду надо беречь! Антуан де Сент – Экзюпери писал о воде: «Ты сама жизнь… Ты самое большое богатство в мире». Вода – самое распространенное на Земле вещество, но распределена она неравномерно. На Земле имеются огромные пространства, лишенные воды – это пустыни. Основное количество воды содержится в океанах (95,7 %), в виде льда (2,14 %), вода рек и озер составляет 2, 14 %, а атмосферная вода – 0, 0005 %. В природе происходит постоянный и активный кругооборот воды. Почти ¼ всей солнечной энергии, которая падает на Землю, расходуется на испарение воды с поверхностей водоёмов. Примерно 2/3 атмосферной воды возвращается в виде осадков обратно в океан, а 1/3 выпадает на сушу. Важным регулятором воды на суше являются горные ледники. Ледники – это главное хранилище пресной воды на планете. Они содержат около 30 млн. куб. км. пресной воды. Крупными резервуарами пресной воды являются болота. Общие запасы свободной воды на Земле составляют 1, 4 млрд. куб. км. Запасы пресной воды на Земле довольно ограничены. Источники пресной воды распределены неравномерно, в некоторых странах ощущается острая нехватка пресной воды, например, в Алжире и отдельных прибрежных районах и островах Греции.

Чистая пресная вода – большая ценность, но, к сожалению, её природные ресурсы исчерпаемы, поэтому воду нужно беречь и защищать от загрязнений, помнить, что она – важная составная часть среды обитания человека.

2. Вода в организме человека

Человек примерно на 65 % состоит из воды. С возрастом содержание воды в организме уменьшается. В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного равновесия, или водного баланса, т. е. количество потребляемой воды равно количеству воды, выводимой из организма. Водный обмен – важная составная часть общего обмена веществ человека. Водный обмен включает процессы всасывания воды, поступающей в желудок при питье и с пищевыми продуктами, распределение её в организме. Выделение через почки, мочевыводящие пути, легкие, кожу и кишечник. Вода также образуется в организме вследствие окисления жиров, углеводов и белков, принятых с пищей.

Общий объем воды, потребляемой человеком в сутки при питье и с пищей, составляет 2-2,5 л. Через почки и мочевыводящие пути удаляется около 50-60 % воды. При потере организмом 6-8 % влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, учащается сердцебиение, появляется мышечная слабость. Потеря 10 % воды может привести к необратимым изменениям в организме, а потеря 15-20 % воды приводит к смерти. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды – всего лишь несколько суток. Разные ткани человеческого организма содержат разное количество воды. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза (99 %). Самая бедна – эмаль зуба (0,2 %).

Конспект заседания клуба по окружающему миру

во 2 классе.

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Кому и для чего нужна вода?»

Цели и задачи:

    Повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле, донести до детей идею великой значимости воды для планеты Земля, осознания её как составной части организма человека, понимания необыкновенных свойств этого чудесного вещества.

    Осознать значение воды в жизни человека, знать способы сохранения природных запасов пресной воды, уметь использовать воду экономно.

Оборудование и наглядные пособия:

    Учебники.

    Тетради для самостоятельной работы.

    Выставка книг о воде.

    Пригласительные билеты.

    Презентация

    Объявление

Образец объявления

    Члены научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» приглашают всех желающих принять участие в очередном заседании клуба.

    Тема заседания: Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

    Заседание состоится _____________ в классной комнате ______ урок _____

Ответственные ____________________________________________________

Докладчики___________________________

Тема доклада «Кому и для чего нужна вода?» .

Заседание ведет очередной председатель научного клуба младших школьников ________________________________________________________________

    Организационный момент.

    Учитель:

Сегодня мы открываем третье заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир», председателем которого является _________________. Отсутствующих в классе нет.

    Постановка цели.
    Председатель младшего научного общества :

    Предлагаю записать тему заседания («Кому и для чего нужна вода?») и обсудить план работы, а также регламент. Кроме того, к следующему уроку вы должны приготовить доклад о значении воды, рисунки.

Учащиеся:

Мы предлагаем сначала заслушать сообщения ребят «Что мы знаем о воде?» - 15 мин.

Информацию учителя – 15 мин.

Выводы записать в тетради для самостоятельной работы – 10 мин.

Подведение итогов. – 5 мин.

    Изучение нового материала.
    3.1. Председатель

Для сегодняшней работы вам надо разделиться по группам. Каждая группа подготовила информацию по теме.

Прослушайте доклад ребят «Что мы знаем о воде?» (Зачитывают его).

Что нового сообщили нам ребята о воде?

3.2. Учащиеся (приглашённые):

Мы уже знаем, что чистая вода является растворителем, не имеет вкуса, запха, бесцветна, прозрачна, принимает форму сосуда, обладает свойством текучести.

Нам известно также, что жизнь на Земле невозможна без воды. Для многих растений и животных вода – это место жизни. Но без воды не могут прожить и те, кто обитает на суше.

Вода – это необыкновенное вещество, так как может находиться в одном месте в трёх разных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

3.3.Слово учителя (с использованием презентации):

Вся наша жизнь сосредоточена вокруг воды. Только на минуту представьте – у вас в доме нет НИКАКОЙ ВОДЫ. Согласитесь, более безрадостную ситуацию и представить себе невозможно.

Трудно переоценить значение воды в жизни человека. «Вода – первооснова всего. Все в мире состоит из воды и в нее же, в конечном счете, превращается» - эти слова принадлежат древнегреческому философу Фалесу Милетскому, жившему более 2 тысяч лет назад.

Действительно, вода напитывает нас своей живительной влагой (более чем наполовину мы состоим из воды), дает жизнь растениям и животным на нашей планете. Вода бесценна, как воздух. Заменить ее ничем нельзя! И если она просто так бежит или капает из вашего крана – это большая беда, ведь чтобы чистая питьевая вода в данную минуту попала в ваш дом, день и ночь трудятся тысячи и тысячи людей. Трудится и природа, отдающая людям пресную воду.

Да, более 70% нашей планеты покрыто водой, но только крошечную ее часть, меньше 1%, составляет пресная вода, которую может использовать человек. Пресная вода стремительно превращается в дефицитный природный ресурс. Сегодня более 2 миллиардов человек на нашей планете страдает от нехватки питьевой воды. Серьезно задумайтесь над этим, дорогие друзья. Надеюсь, вы будете бережно и с уважением относиться к воде. Не позволяйте ей попусту убегать из ваших кранов.

3.4.Работа групп:

1.Стихи о воде.

Капля

Капля воды вытекает из крана –

Капля очищенной нами воды,

Капля слезы вытекает из глаза –

Капля страданий и боли души.

Капля дождя вытекает из тучи –

Капля надежды и радуги свет,

Капля реки вытекает из устья –

Капля природы и наших побед.

Капля и капля – получится море,

Море плюс море – равно океан.

Море воды наградило нас болью

За причиненный ей нами кошмар.

Трудолюбивая вода

Время ванну принимать.

Ждет водичка, не дождется,

Поработать ей придется –

Ручки, ножки отмывать.

Спинку вымыть с мылом – братцам

И с мочалкою – сестрой,

Нелегко воде порой,

Если ей не подчиняться.

Обижается водица –

Грязь не украшает лица.

Кто красивым хочет стать,

Воду должен уважать.

***

Ручьи, журча и извиваясь,

И меж собой перекликаясь,

В долину гулкую спешат,

И разыгравшиеся воды

Под беломраморные своды

С веселым грохотом летят

А. Фет

***

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности – только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана,

И всё это – только вода.

***

Не умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем, везде нужна вода!

***

    Загадки о воде.

Я – и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу (вода)

Течет, течет –

Не вытечет.

Бежит, бежит –

Не выбежит (река)

Без крыльев – лечу.

Без ног – бегу,

Без паруса – плыву (облако)

В белом бархате деревья –

И заборы, и деревня.

А как ветер нападает,

Этот бархат опадает (иней)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко (туман)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло (лед)

Из воды родился и в воду превратился (снег)

3. Сказка о воде.

Сказка о ручейке

Я хочу рассказать вам сказку о маленьком ручейке. Послушайте внимательно.

Жил на свете ручеек. Ручеек был небольшой, но веселый. Он радостно журчал на перекатах. У ручейка было много друзей, большинство из них животные. Он любил бегать наперегонки с зайчатами, поил своей свежей, прохладной водой синичек, скворцов, зябликов. Еще он любил горы. Не раз он помогал им переносить снеговую воду, стекавшую весной по их склонам.

Кроме огромного запаса жизнерадостности, у ручейка было еще одно хорошее качество: он хорошо относился к людям, хотя мать-земля не раз предупреждала, что они коварны.

В одно прекрасное утро, ручеек плескался со своими подружками – рыбками, поблескивавшими чешуей на утреннем солнце, он глянул вверх и увидел, что на ветке дерева, которое росло рядом, сидит сойка. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чем-то увлеченно рассказывала.

Что случилось? – спросил ручеек, остановившись.

Сойка спустилась вниз и, сев на камень, начала стрекотать о том, что внизу, под горой, деревня осталась без воды – высох источник, обеспечивавший людей водой. Призадумался ручеек, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чем думал ручеек: не мог он допустить, чтобы где-то рядом люди испытывали жажду. И ручеек решился. Простясь со своими друзьями, он поспешил вниз, к людям, напоить их чистой водой.

В этот день в деревне был праздник – люди радовались воде. Ручеек был горд, хотя изредка в глубине души закрадывалось сомнение. Он вспоминал слова матушки-земли: «Помни, сынок-ручеек, люди коварны и склонны к предательству».

Прошло несколько самых скучных дней в жизни ручейка. Сначала его развлекали деревенские собаки, дравшиеся в облаках пыли, дети, игравшие на его берегах. Вскоре все это ему наскучило. Ручеек много наблюдал за людьми. Его все больше удивляла их нелюбовь к природе, особенно к земле, их невежество. Он не понимал, как можно захламлять место, где ты живешь, кучами мусора, отходами. Скоро ручеек стал задыхаться и превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон стекала неприятная жидкость. Ручеек из прозрачного превратился в белесый, мутный поток. И он заплакал, отчего вода стала соленой … Теперь он понял, почему ручьи исчезают из таких мест.

Ночью наш ручеек вынужден был уйти из деревни. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше поворотов, всячески изгибаясь. Впереди его ждала беззаботная жизнь и верные друзья.

Хотя сказка ложь, да в ней намек – человечеству урок.

Беседа о значении воды в жизни человека.

Почему веселый ручеек ушел от людей?

Если бы все реки обиделись на людей и убежали, что стало бы с нами?

Смогли бы люди жить без воды?

Водоемы – настоящее украшение природы, природный дом для многих растений и животных.

    Пословицы и «крылатые» выражения о воде

1. Кран – чистый родник в квартире.

2. Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

3. Если есть хлеб и вода, то уже не беда.

4. Не всякая водица для питья годится.

5. Много воды – много травы.

6. Вода с гор потекла – весну принесла.

8. Вода и землю точит, и камень долбит.

9. Вода – ценный дар природы.

10.Не сохраним природу – не будет Родины.

11. Беречь воду – это значит беречь здоровье, жизнь и красоту родной природы.

12. Вода – одно из самых главных богатств на Земле.

    «Это интересно знать».

Вода на Земле бывает разная. Морская вода – соленая. Минеральная вода – самая вкусная и полезная. Дождевую воду пить опасно, она может быть загрязнена пылью, микробами, ядовитыми веществами. Чистая пресная вода – большая ценность. Главное хранилище пресной воды на планете – ледники.

И туман, и облака состоят из мельчайших капелек воды. Различие заключается в том, что туман стелется по Земле, а облако образуется высоко над Землей.

Из-под Земли бьет ключик прозрачной чистой воды. Это ключевая вода. Откуда она появляется? Это грунтовая (подземная) вода, просочившаяся через верхние слои почвы.

Ночью, особенно под утро, на листьях кустарников и на траве появляется роса. Роса – это капельки воды. Ночью воздух охлаждается и пар, содержащийся в нем, превращается в воду.

За час накапает из сломанного крана 2 стакана воды.

Сколько воды накапает из 10 часов?

На что хватит этой воды, если:

Полить огурцы нужно 1 ведро – 10 стаканов воды;

Сварить суп – 6 стаканов воды;

Умыться – 3 стакана воды;

Сварить компот – 8 стаканов воды;

Помыть посуду – 5 стаканов воды.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды!

4.Закрепление нового материала.

Председатель:

Слово предоставляется библиотекарю.

Библиотекарь делает обзор книг о воде. При этом использует приготовленную к заседанию выставку научной литературы.
Председатель:

Предлагаю обсудить контрольные вопросы:

5.Подведение итогов.

Председатель :

    Выскажите своё мнение о заседании.

    Учащиеся 2 класса вручают приготовленные подарки.

Домашнее задание:

    учебник стр. 50 – 61,

    подготовить иллюстрации к сказке, загадкам, которые услышали на уроке.

Справочный материал для учителя

1. Без воды нет жизни, вода есть в каждом живом существе. Без пищи можно прожить гораздо больше, чем без воды. Человек и многие животные почти на 2/3 состоят из воды. А некоторые растения состоят из воды примерно на 4/5.

Вода занимает 2/3 поверхности земного шара, и лишь 1/3 приходится на сушу. Вода – в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. Ледники и айсберги тоже вода, только замерзшая. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег.

Совсем чистой воды в природе нет. Её удается получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, нужных живому организму. А в морской воде растворено слишком много разных солей, поэтому она тоже для питья не годится.

Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, образуются облака. Они проливаются дождем или сыплют снегом – и опять возвращают воду суше и океанам.

Но чистой воды становится на Земле все меньше. Люди все больше пользуются водой для нужд промышленности, загрязняют воду отходами производства. Инженеры уже придумали разные способы очистки воды. В наше6й стране запрещается спускать в водоёмы промышленные отходы и сточные воды. Помните: воду надо беречь! Антуан де Сент – Экзюпери писал о воде: «Ты сама жизнь… Ты самое большое богатство в мире». Вода – самое распространенное на Земле вещество, но распределена она неравномерно. На Земле имеются огромные пространства, лишенные воды – это пустыни. Основное количество воды содержится в океанах (95,7 %), в виде льда (2,14 %), вода рек и озер составляет 2, 14 %, а атмосферная вода – 0, 0005 %. В природе происходит постоянный и активный кругооборот воды. Почти ¼ всей солнечной энергии, которая падает на Землю, расходуется на испарение воды с поверхностей водоёмов. Примерно 2/3 атмосферной воды возвращается в виде осадков обратно в океан, а 1/3 выпадает на сушу. Важным регулятором воды на суше являются горные ледники. Ледники – это главное хранилище пресной воды на планете. Они содержат около 30 млн. куб. км. пресной воды. Крупными резервуарами пресной воды являются болота. Общие запасы свободной воды на Земле составляют 1, 4 млрд. куб. км. Запасы пресной воды на Земле довольно ограничены. Источники пресной воды распределены неравномерно, в некоторых странах ощущается острая нехватка пресной воды, например, в Алжире и отдельных прибрежных районах и островах Греции.

Чистая пресная вода – большая ценность, но, к сожалению, её природные ресурсы исчерпаемы, поэтому воду нужно беречь и защищать от загрязнений, помнить, что она – важная составная часть среды обитания человека.

2. Вода в организме человека

Человек примерно на 65 % состоит из воды. С возрастом содержание воды в организме уменьшается. В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного равновесия, или водного баланса, т. е. количество потребляемой воды равно количеству воды, выводимой из организма. Водный обмен – важная составная часть общего обмена веществ человека. Водный обмен включает процессы всасывания воды, поступающей в желудок при питье и с пищевыми продуктами, распределение её в организме. Выделение через почки, мочевыводящие пути, легкие, кожу и кишечник. Вода также образуется в организме вследствие окисления жиров, углеводов и белков, принятых с пищей.

Общий объем воды, потребляемой человеком в сутки при питье и с пищей, составляет 2-2,5 л. Через почки и мочевыводящие пути удаляется около 50-60 % воды. При потере организмом 6-8 % влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, учащается сердцебиение, появляется мышечная слабость. Потеря 10 % воды может привести к необратимым изменениям в организме, а потеря 15-20 % воды приводит к смерти. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды – всего лишь несколько суток. Разные ткани человеческого организма содержат разное количество воды. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза (99 %). Самая бедна – эмаль зуба (0,2 %).

Вода – главный источник жизни всех живых организмов на нашей планете. Для здоровья очень важно ежедневное пополнение организма водой. Если без пищи человек может обходиться несколько недель, то прожить без воды — всего лишь несколько дней .

Человеческое тело плохо сохраняет влагу, теряя ее в процессе мочеиспускания, потоотделения и дыхания, поэтому требуется постоянное восполнение запасов жидкости. Для жизнедеятельности организма важно соблюдение питьевого баланса.

Это значит, что наш организм должен получать извне и выделять наружу равное количество воды. Если этот баланс нарушается, наступают негативные изменения в процессе жизнедеятельности.

Если воды недостаточно – падает вес, вязкость крови увеличивается, повышается температура, понижается работоспособность. При излишнем потреблении воды возрастает нагрузка на почки, сердце, ухудшается пищеварение.

Количество ежедневно потребляемой человеком воды зависит от различных факторов: его веса, физической активности, температуры воздуха и др. В среднем, дневная норма поступающей в организм жидкости (учитывая другие напитки и пищу) – 2 литра.

Рассмотрим конкретно, как влияет недостаток воды на организм человека.

Мозг . Недостаток воды в организме лишает его кислорода, провоцирует возникновение инсульта (особенно в жару).

Сосуды . Кровь состоит из твердой части (плазмы) и жидкости. Если воды недостаточно, возможно возникновение тромбов, а, значит, инсультов и инфарктов.

Кишечник . Предупреждение запоров.

Кожа . Избыток морщин – следствие обезвоживания.

Почки . Вода предупреждает возникновение камней в почках и рака мочевого пузыря.

Наиболее полезна для организма чистая вода без газа .

Ирина Ячменева

Цель: способствовать формированию понимания детьми значения воды на земле.

Программное содержание: показать значение воды для всего живого; развивать познавательную активность в процессе формирования представлений об охране водных ресурсов; прививать детям навыки экономного расходования воды; развивать экологическое мышление и экологическую культуру; систематизировать представление о способах использования воды.

Материал: глобус, картины с изображением природы пустыни, севера, подводного мира.

Ход беседы

Воспитатель.

Меня пьют,

Меня льют.

Всем нужна я.

Кто я такая?

Ребята, как вы думаете, что это? Это вода! Где можно увидеть воду? Как человек использует воду?

Ответы детей, их обсуждение и обобщение.

Воспитатель. Вода покрывает огромную часть земной поверхности, гораздо большую по сравнению с сушей. Из воды состоят океаны, моря, реки, ручьи и болота. Она находится на поверхности земли, и под землей, и в воздухе. В Арктике и Антарктиде, а также на горных вершинах большое количество воды сосредоточено в виде льда и снега. Рассмотреть изображения Арктики, Антарктики и горных вершин.

Воспитатель. В природе вода находится в постоянном круговороте. Водяной пар поднимается от земли вверх и возвращается в виде дождя.

Но на Земле есть местности, где нет воды. Такие местности называются «пустыни», живых существ и растений там очень мало. Рассмотреть картину с изображением пустыни.

Без воды невозможна жизнь на Земле: без нее растения быстро бы высохли и погибли, животных и людей ожидала бы та же участь. Для рыб, некоторых растений и животных вода- это среда обитания.

Мы пьем воду, когда хотим пить. Но вода поступает в наш организм и вместе с различными продуктами: овощами, фруктами и даже мясом. Питьевая вода должна быть чистой и прозрачной. Лучше всего пить родниковую воду – она самая чистая.

Мы также используем воду для приготовления пищи, для того, чтобы помыться или постирать.

Но надо помнить, что из-за увеличения населения Земли питьевой воды становится все меньше и меньше, поэтому воду нужно экономить, не лить зазря и охранять от загрязнения.

Родник иссяк, родник ослаб,

А мы из крана кап-кап-кап.

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря=зря-зря!

А то пройдет немного лет,

И нет водицы- нет, нет, нет!

В конце беседы попросить детей ответить на следующие вопросы:

Для чего нужна вода?

Как мы можем экономить воду?

Как мы можем охранять воду от загрязнения?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Беседа с детьми младшего и старшего дошкольного возраста о правилах личной гигиены Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о правилах личной гигиены. Цель: Привить детям привычку мыть руки (мылом). Задачи: Обобщить.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим «Вот какая вода» (группа младшего дошкольного возраста) Цель: Выявить свойства воды: прозрачность, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. Показать детям как заваривать.

Конспект занятия «Берегите воду! или Всем нужна вода!» для детей второй младшей группы Цель: Развивающая: - Расширять и углублять знания и представления детей об окружающем мире формировать начало экологической культуры.

Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Задачи: Закрепить знания детей о свойствах воды. Обратить.

Люди давно заметили,что движения пальцев рук и пальцев,которые сопровождаются стишками,благотворно влияют на развитие детей. А в наше время.

Непосредственная образовательная деятельность «Для чего нужна красная книга» (подготовительная группа) Непосредственная образовательная деятельность «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА КРАСНАЯ КНИГА» (подготовительная группа) Программное содержание: Формировать.

С чего начать? С начала учебного года маленькие воспитанники приходят в сад и для многих это большой стресс. Малыша «оторвали» от мамы,.