Экономическое развитие киевской руси. Хозяйство Киевской Руси (IX - середина XII века)

Теории происхождения государственности у восточных славян. Образование Древнерусского государства.

Существуют 2 классические теории формирования древнерусского государства. Хронологически первой является нормандская теория. Авторы - Байер, Миллер, Шлецер. Они утверждали, что Древнерусское государство основали выходцы из Скандинавии - норманны, которых на Руси называли варягами. В силу отсталости славяне не могли создать государство и поэтому пригласили их на княжение. Основные аргументы норманистов: 1. Русь получила свое название от финского слова «руотси», которым в середине IX в. называли шведов. 3. Все первые правители Руси носят скандинавские имена (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга).

Вторая теория- антинормандская, автор- Ломоносов. Суть теории: варяги были балтскими славянами, а не скандинавами; славяне имели представление о княжеской власти, славянская государственность сложилась естественным путем, а варяги были призваны для основания династии, а не государства.

Существует так же неонормандская теория, образовавшаяся в ХХ веке, согласно которой государство нельзя навязать извне, это внутренний процесс любого общества. Славяне находились на той стадии развития, когда у них должно было возникнуть государство, а варяги способствовали ускорению возникновения государства у восточных славян.

На образование Древнерусского государства оказали влияние группа факторов:

Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. Накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.

Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности.

Таким образом, в 882 году произошло образование древнерусского государства, путем слияния Новгорода и Киева князем Олегом.

Государственный, общественный строй и хозяйственная жизнь Киевской Руси в Х-ХII веке

Киевская Русь- ранняя феодальная монархия- государство переходного типа, для которого характерны черты феодального устройства и родового уклада. Во главе государства- князь, которому принадлежат все ветви власти. Престол в Киевской Руси передавался по наследству. При великом князе постепенно сформировался совет старейшин, куда входили родственники князя, представители дружины и племенной знати. Вече - народное собрание - созывалось для решения наиболее глобальных вопросов общегосударственного значения, например, войны и мира. По мере укрепления княжеской власти вече постепенно утрачивало свое значение. Вооруженные силы государства были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение основывалось на десятичной системе управления, его возглавлял тысяцкий. Управление на местах осуществляли наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности).


Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие - это замкнутая социальная группа, име­ющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий толь­ко начался.

Все население Киевской Руси условно можно раз­делить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжие мужи). Из них князь выбирал вое­вод и других должностных лиц. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну - боярство.

К свободному населению относилось также духо­венство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовен­ство - монашествующее. К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки.

Низшую группу свободного населения представля­ли крестьяне - смерды. Они владели землей и ско­том. Смерды составляли подавляющую часть населе­ния Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям.

Зависимые (невольные) люди назывались холопа­ми. Холоп фактически не имел никаких прав, он сам был собственностью хозяина.

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильными людьми – происходит процесс обояривания земли. К Х-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю. Существовал так же особый налог- полюдье - ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.

Патриархальное хозяйство восточных славян. Экономика Киевской Руси (IX-XII века)

Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху

Восточные славяне прошли долгий путь развития от самых ранних форм первобытных сообществ (стада) до государственной организации. По современным оценкам этот период занимал сотни тысяч лет, и через него прошли все народы.

Люди в первобытном обществе чрезвычайно зависели от окружающей среды: стихийных бедствий, климата, диких зверей. Они использовали примитивные орудия труда, которые находились в их совместной собственности. Вся их жизнь была подчинена борьбе с природой за выживание. В эту эпоху люди начали разводить культурные растения, приручать диких животных, использовать огонь в хозяйственных целях, т.е. происходил переход к осознанному труду и формированию общества.

В зависимости от материальных условий производства первобытную эпоху можно условно разделить на несколько основных исторических периодов: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век), неолит (новый каменный век), бронзовый век и раннюю железную культуру. Эти периоды различались не только орудиями труда, которые использовал человек, но и формами общественной организации, видами хозяйственной деятельности.

Первобытные люди эпохи палеолита (400-40 тысяч лет до новой эры) использовали самые примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты, занимались собирательством и охотой, вели кочевой образ жизни. Они объединялись для охоты на крупных животных, для защиты от врагов, зверей и стихии. Эти объединения, называемые первобытным стадом, были непостоянными, непрочными, случайными.

Археологические данные эпохи мезолита (40-4 тысячи лет до новой эры) свидетельствуют об использовании людьми лука, стрел, множества каменных орудий труда. Наряду с собирательством и охотой развивались рыболовство, обработка шкур диких животных и другие виды деятельности. Происходили изменения и в общественных отношениях: первобытное стадо уступало место основанной на кровнородственных связях первобытной общине во главе с женщиной, получившей название матриархат.

В неолитическую эпоху (4-2 тысячи лет до новой эры) люди стали переходить к прочному оседлому образу жизни. Появились орудия для обработки земли: соха, мотыга и др. Приручение диких животных и их одомашнивание достигло больших результатов. В домашнем хозяйстве появились козы, свиньи, овцы, коровы, быки, домашняя птица и пр. Период неолита характеризовался также развитием различных видов ремесел: гончарного производства, обработки дерева, выделки шкур, шитья обуви, производства тканей и т.д. В этот же период происходил переход от матриархата к патриархату, когда главную роль в общине стали играть мужчины, а передача имущества и имени шла по линии отца.

Примерно во втором тысячелетии до новой эры новый каменный век уступил место периоду ранней металлической культуры (меди и бронзы). Позже стала развиваться железная культура. Из болотных и озерных руд в примитивных глиняных горнах (ямах) выплавлялось железо. Это был огромный шаг в развитии производства, повлиявший на все стороны жизни человеческого общества. В этот же период произошло первое крупное общественное разделение труда: скотоводство отделилось от земледелия.

В эпоху железной культуры появились принципиально иные орудия труда для сельского хозяйства и ремесла, которые коренным образом изменили сам процесс производства, неизмеримо подняли производительность труда. Это привело к тому, что отдельная семья в составе общины стала производить продукцию не только для собственного потребления, но и для обмена излишками продуктов с другими семьями, в результате чего стали формироваться постоянные отношения обмена. Все это создавало условия для возникновения частной собственности отдельной семьи, имущественного неравенства в общине, выделения племенной знати.

Хозяйство Киевской Руси (IX - середина XII века). Памятники экономической мысли. "Русская правда"

Киевская Русь (Древнерусская цивилизация) - крупнейшее государство раннего средневековья в Европе. В середине XI века. ее территория охватывала все восточно-славянские земли от Чудского, Ладожского и Онежского озер до верховьев Волги и Оки, среднего Днепра, польских и литовских земель. В научной литературе полемика относительно уровня феодализации Киевской Руси продолжается. Важными источниками по истории становления феодальных отношений правовые документы "Русская Правда", "Правда Ярославичей", Устав Владимира Мономаха (1113 г.), что формировали так называемое "русское право". Они устанавливали нормы права в соответствии с канонами христианской религии. Закрепляли право феодалов на землю и наказание за его нарушение, социальную структуру общества, правовой статус разных категорий населения, отменяли отдельные положения "права", регулировали организацию вотчинного хозяйства. Эти документы - важный источник исследования истории Киевской Руси.

С образованием государственности процесс феодализации на протяжении X века. ускорился. Развивалась алодіальна собственность малой семьи на землю. Наследственные владения, которые передавались по наследству, продавались и покупались, имели название "жизнь" как синоним западноевропейского алоду. Большинство ученых считают, что классический аллод в Киевской Руси не сформировался. Сохранялось общественно-крестьянское землевладение. Община-вервь ограничивала распоряжения землей. Продолжался процесс "окняжіння" земель в пределах отдельных княжеств и формирование государственной собственности на землю в лице удельного князя. Росла крупная частная земельная собственность. Она формировалась на основе приватногосподарської инициативы (частного права) путем захвата земель общины и крестьян, колонизации (воспламенения) новых земель и в результате княжеских дарений дружинникам и знатным людям. Поскольку крупных землевладельцев стали называть боярами, в научной литературе этот процесс получил название "обоярювання" земель.

Около 888 г. князь Владимир провел административно-военную реформу. С целью усиления великокняжеской власти и утверждение верховного права собственности великого киевского князя на землю было отменено удельные княжества, государство поделено на земли волости вокруг крупных городов (Киев, Чернигов, Переяслав, Владимир на Волыни и тому подобное). Великий киевский князь придавал князьям-наместникам (сыновьям или доверенным лицам) земли-волости в управление (на "стол") на условиях договора верности (права кормления): выполнение административных функций, несения военной службы, оказания финансовой помощи, взимания налогов, часть которых поступала киевскому князю как верховному собственнику земли. Теряя стол, князь одновременно терял землю-волость, которая была владением бенефіціального типа. Князья-наместники не имели права передавать волость в наследство, отчуждать ее без согласия киевского князя, за измену или непокорность могли быть лишены волости. Князья постоянно переходили с одной земли-волости в другую. В крупных городах сохранялась также практика приглашения их на княжеский стол вечем - органом верховной власти общества в решении государственных вопросов.

Формировались сеньйорально-вассальные отношения. Великий киевский князь давал земли в кормление дружинникам и знатным людям, князья-наместники - своим дружинникам и местной знати, которая не принадлежала к окружению великого киевского князя. Возникла профессиональная прослойка служащих: военных и управленцев - крупных землевладельцев. Высокий социальный статус имели "земские бояре" и "княжеские мужи". Великий киевский князь предоставлял наместникам и крупным землевладельцам імунітетні права: осуществление функций государственной судебной, административной, финансовой власти в пределах определенной территории. Однако уровень імунітетних прав остается дискуссионным вопросом среди ученых.

Сформировалась иерархическая структура землевладения, которая основывалась на межкняжеских и княжеско-боярских вассальных отношениях. Они, по сравнению с Западной Европой, имели следующие особенности: формировались медленно в течение XI-XIII вв. значительно позже, чем на Западе; отношения покровительства и службы были неустойчивыми, нечетко выраженными и не оформленными юридически; феодальная лестница была трехуровневой: великий киевский князь - князья-наместники; великий киевский князь - княжеские бояре; князья-наместники - земские бояре.

Итак, отношения бенефіціального типа предполагали не право владения землей, а только предоставление властями служащим с целью управления определенными территориями административно-распорядительных функций и імунітетних прав, а также права сбора налогов с населения (подобно английского бокленду). По историческим источникам, только в конце XI - начале XII вв. началось предоставление боярам земли с крестьянами. В конце XI века. после съезда князей в Любече в 1097 г. начался процесс формирования феодального условно-наследственного владения ("Кождо держить отчину свою"), который не успел завершиться в домонгольский период.

Сосуществовали такие формы собственности на землю: государственная (олицетворение верховной власти киевского князя), коллективная, или общественно-крестьянская, и частная феодальная. Сложились такие виды крупного частного землевладения, как собственно княжеское, боярское, церковное. В исторической литературе крупное частное землевладение и хозяйство-имение называется вотчина. Часть ученых считает, что вотчина - это только алодіальне землевладения, которое можно было свободно продать (купить, продать, передать в наследство).

После принятия христианства в 988 г. церковь существовала на введенный князем Владимиром десятину - десятую часть княжеских даней, прибыли из судебных и торговых пошлин. Церковное землевладение возникло и развилось во второй половине XI-ХП вв. из пожертвований князей, вкладов князей, бояр и членов их семей "на помин души", частного приобретения, заселения пустошей.

В научной литературе нет единого мнения относительно крестьянского землевладения и правового положения крестьян в Киевской Руси.

В самых ранних исторических источниках сельское и городское население называли "люди". В XI ст. появилось название "смерды". Считается, что было две группы крестьян-вонял. Одна - это свободные и экономически самостоятельные крестьяне, мелкие собственники земли на основе так называемого общинного права при условии верховной собственности князя на землю. Они платили налоги и выполняли повинности. Другая группа - это крестьяне, которые с развитием собственно княжеского, боярского и церковного землевладений и імунітетних прав попали в экономически-поземельну и внеэкономическую административно-судебную зависимость от владельца земли.

Превращения свободного населения в феодально зависимое происходило также путем закабаления. Закабалені люди - закупы и рядовичи - считались напіввільними и экономически зависимыми. Рядовичами называли лиц, которые заключили ряд - соглашение (содержание не известен) с феодалом, признавая свою зависимость от него. Закупы - это люди, которые попали в долговую зависимость на условиях займа денег или хлеба, найма, при отпуске холопа на волю. Закупам могли быть обанкротившиеся купцы, ремесленники, крестьяне. Они отрабатывали долговое обязательство в хозяйстве землевладельца, а если работали в сельскохозяйственном производстве, имели надел земли и вели собственное хозяйство. Зависимость закупов предусматривала подчинение феодальной юрисдикции, ограничение права перехода. За побег или кражу закупа превращали в раба. Общественное положение закупа обеспечивало ему право быть свидетелем в суде, обращаться с жалобой на владельца. Известна и такая категория населения, как изгои - люди, которые по разным причинам вышли из той социальной группы, к которой принадлежали, но не вошли в другую (освобожденные из рабства, обанкротившиеся купцы, князья без земли, невежественные сыновья священников, крестьяне без земли). Крестьяне-изгои, сохраняя личную свободу, становились поземельно зависимыми от владельца земли.

Таким образом, при формировании феодальной земельной собственности и феодально зависимого крестьянства значение имели те же факторы, что и в Западной Европе: отчуждение алоду, преимущества крупного землевладения над мелким, формирование отношений господства и подчинения, а внутри господствующего слоя - покровительства и службы, предоставления иммунитета. Однако монополия феодалов на землю не сформировалась. Большинство ученых считают, что крестьяне Киевского государства были в основном лично свободными и экономически самостоятельными. Не происходило массового обезземеливания крестьян и формирование их феодальной зависимости.

Сдерживающими факторами феодализации были значительные незаселенные и неосвоенные земли, за счет которых росло княжеско-боярское землевладение, и сельская община, которая ограничивала право отчуждения земли, перераспределяла между крестьянами земли, которые оставались в коллективном владении, отвечала за сбор налогов и выполнение повинностей на основе круговой поруки.

Рабство было экономическим укладом. В документах Киевского государства для определения рабства применялись термины "свита" и "холопы". Рабы находились в лично-наследственной зависимости от своего владельца, были объектом купли-продажи. Источниками рабства были плен, самопродаж, брак с рабыней без договоренности с ее владельцем, должность туїна (управляющего без соглашения), растрата чужого имущества, неспособность вернуть долги, кража, разбой. Холопу разрешалось заключать торговые и кредитные соглашения, но отвечал за них его владелец. Часть холопов работала во дворе владельца слугами, другая - в сельском хозяйстве. В XI ст. большинство рабов, кроме дворовых, начали наделять землей для организации хозяйства. По положению рабы постепенно приближались к феодально зависимого крестьянства. В исторических источниках термин "свита" часто используют для названия всего населения княжеско-боярских и монастырских вотчин.

Организация сельскохозяйственного производства происходила в пределах вотчины и крестьянских хозяйств.

вотчин - княжеских, боярских, монастырских - территориально принадлежали друг или много сел и городов, часто в разных местностях, в княжеских - также волости. Вотчина была многоотраслевым хозяйством. Село в сельскохозяйственном аспекте охватывало пахотные земли, сенокосы, пастбища, угодья для рыбалки и охоты. Права майората (наследования старшим сыном) не было, вследствие этого села подрібнювалися по завещанию при наследовании. Вотчина была единым имущественным комплексом, домен и крестьянские домохозяйства - главной производственной звеном. За "Русской Правде", преобладала натуральная рента, распространенной была примитивная отработочная рента. Денежная рента упоминается в письменных документах с X века.

Главную роль в сельскохозяйственном производстве играло мелкое хозяйство крестьян - свободных и феодально зависимых - на основе личного труда. Крестьянское хозяйство - двор-дым - оставалось составляющей двора. Размер индивидуального крестьянского земельного надела был равен в среднем одному "плугові", который был единицей налогообложения и составлял около 15 га земли. Существовали также небольшие хозяйства и меньшая единица налогообложения - "плуг". Альменди были в общем пользовании общины. Во главе общины стояли избранные на вече староста (атаман) и десятники. Община имела собственный копни суд ("копа" - собрание общины), контролировала уплату налогов и выполнение государственных повинностей.

Сельское хозяйство

Было основой экономики Киевской державы, пашенное земледелие - ведущей отраслью сельскохозяйственного производства. В XI-ХП вв. двух - и трехпольная паровые системы преобладали практически на всей территории. Использовались такие орудия, как плуг, соха и плуг, косы для сенокосов и уборки бобовых, лопаты, грабли, вилы, топоры, цепы и прочее. В XII ст. появились водяные мельницы.

Выращивали рожь, пшеницу, овес, просо, гречиху, ячмень для пивоварения, из бобовых культур - горох, фасоль, чечевицу, бобы. В крестьянском хозяйстве посевы льна и конопли были обязательными как сырье для изготовления тканей и масла. Самые распространенные огородные культуры - капуста, репа, лук, чеснок, мак, тыкву, дыни. Разводили крупный (коров, волов) и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, домашнюю птицу (кур, уток, гусей). За "Русской Правде", кража домашних животных считалась одним из тяжелейших преступлений. Вспомогательными были садоводство, пчеловодство, охота, рыболовство, собирательство. Значение лесных ягод - грибов, ягод, диких плодов, орехов возрастало в неурожайные годы.

Доменіальне хозяйство в загальновотчинному играло меньшую роль, чем крестьянское, однако оно определяло прогресс в сельском хозяйстве, давало больше возможности совершенствовать орудия труда, применять передовую на то время агротехнику, выращивать новые культуры и тому подобное.

Города и ремесла

По археологическим материалам изучено три пути образования городов: торгово-ремесленный, общинно-феодальный и государственный. Города возникали вдоль водных путей, на основе боярских усадеб и сел, центров межплеменных союзов, на месте оборонительных засек, основывались князьями. По летописи "Повесть временных лет", начисляют в IX ст. 20 городов, в X - 32 города, в XI - около 60 городов. Самыми крупными из них были Киев, Чернигов, Переяслав, Любим, Вышгород, Галич, Теребовля тому подобное.

В научной литературе отмечается, что города Киевской Руси были составляющими княжеской и боярской вотчин; однако население их было как феодально зависимым, так и свободным (бояре, купцы, ремесленники). Древнерусские города были административными, культурными и религиозными центрами. Хозяйство городов охватывало ремесленное производство и торговлю, однако в условиях натурального хозяйства и ограниченного спроса на ремесленные товары города сохраняли аграрный характер, поскольку население занималось сельским хозяйством.

Промышленное производство

Формировалось как самостоятельная сфера хозяйства, приобретя отраслевого характера. Его основными историческими формами были домашняя промышленность, ремесло и промыслы (деятельность сельского населения по переработке продукции сельского хозяйства и природных ресурсов). В XI-XII вв. ремесло и промыслы перешли в стадию товарного производства, работая на продажу. Доля промышленного производства в хозяйстве Киевского государства была незначительной. Оно обслуживало в основном потребности городского населения, лишь отдельные изделия имели товарное значение.

Существовало три категории ремесленников: сельские, вотчинные, городские. Сельские ремесленники изготавливали преимущественно продукцию для сельскохозяйственного производства и потребностей членов сельской общины. Ремесленники-вотчинники - это зависимые люди, труд которых была составной вотчинного хозяйства. Организационно-производственной звеном городского ремесла была мастерская с мастером, подмастерьями и учениками. Свободные городские ремесленники селились по профессиональному принципу, образовывали союзы, которые назывались женами. В отличие от цехов Западной Европы, эти союзы выполняли только военные и культурно-религиозные функции. их можно считать зародышами ремесленных цехов.

Выделялось свыше 60 ремесленных специальностей, в том числе в городах - кузнечно-слесарная, оружейничество, обработка меди, серебра и золота, гончарство, стеклоделие, производство декоративной строительной керамики. Строили деревянные и каменные здания. В Киеве была построена каменная Десятинная церковь, Успенский и Софиевский соборы, Золотые ворота, в Галиче - 20 каменных церквей, среди которых Успенский собор, в Чернигове - Спасский и Борисо-Глибский соборы, мост через Днепр.

Торговля

Формировалась как самостоятельная отрасль обмена и услуг. Внутренняя торговля в условиях распространения натурального хозяйства определялась потребностями обмена сельскохозяйственной и ремесленной продукцией. Центрами торговли были города. Формировалась система внутренних рыночных связей сначала в пределах городов и сельскохозяйственной округи, потом волостей и княжеств. Торговля часто имела меновой характер. Сформировалось сословие купцов, самой многочисленной группой в котором были мелкие торговцы. Организационные формы внутренней торговли - базары, торги (специализированные базары) и постоянные торговые помещения. Они были практически во всех городах. В больших городах торговля велась ежедневно, в меньших - в определенные дни недели. Начиная с XII в., вблизи торгов строили храмы, которые ведали службой мер и массы, собирали пошлины за пользование ими. Общегосударственное значение имела торговля хлебом, металлом, солью из Прикарпатья. Изделия сельских ремесленников сбывались в радиусе 10-15 км, городских - 150-400 км.

Внешняя торговля была речной и караванной, имела посредническо-транзитный и самостоятельный характер. Определились направления торговли, водные и сухопутные торговые пути. Заграничную торговлю вели крупные купцы - "гости". Они объединялись в торговые корпорации - гильдии, задача которых состояла в защите интересов членов гильдии, контроле за торговлей, борьбе с засильем бояр в городах. Купцы и "гости" находились под охраной князя. В отличие от Западной Европы, активное участие в торговых операциях принимали князья и бояре. В научной литературе нет выводов относительно формирования простого товарного производства как экономического уклада.

В X веке. главным направлением торговли был арабский. В XI-XII вв. особое значение имела торговля с Византией, которая велась водным путем "из варяг в греки" и Западной Европой. Важными торговыми путями были "соляное" и "железный", которые соединяли Киевскую Русь с крымским побережьем Черного моря и Кавказом.

Внешняя торговля имела ограниченное значение для экономики Киевской державы. Ввозились предметы роскоши, которые обеспечивали потребности зажиточного населения. Вывозили продукты лесных промыслов, их забирали у населения как дань, налоги или ренту, а не товар. Продукция сельского хозяйства не была товаром и не упоминается в источниках как экспортная.

Начался процесс формирования финансово-денежной системы.

Классическая денежная система в киевской Руси не сложилась. Первые товарные деньги - "скот" (кожаные деньги - поскольку мерилом стоимости был скот), "кунаи (мех куницы). "Кунни" денежная система была сложной и объединялась счетной единицей - гривной (мех одной куницы). В X века. распространились византийские и арабские монеты. В конце X века. денежной единицей стала гривна - слиток серебра как денежная и весовая единица. Гривна имела разную форму и массу: киевская гривна весила 160-196 г серебра, черниговская - около 196 г, новгородская - 200 г. Более мелкими денежными единицами были металлические деньги, что сохранили название "меховых". За "Русской Правде", в XII ст. 1 гривна = 20 ногат в 50 резанів = 100 вивериць. Они функционировали до монголо-татарского нашествия.

Чеканка монет началась в княжение Владимира Великого (980-1015). Это были златники и сребреники, которые не имели практического значения во внутреннем обращении. Позже Святополк Окаянный (1015-1019) и Ярослав Мудрый (1019-1054) выпускали серебряную монету произвольной массы и разменные монеты - ногаты и резани. Главная роль в денежном обращении принадлежала западноевропейским монетам. Деньги выполняли почти все характерные для них функции: средства обращения и накопления, платежа, меры стоимости.

Зарождались ростовщические операции, непосредственное участие в которых принимали князья и купцы. "Устав о резы" (проценты) 1113. определял максимальную ставку кредита в 50 %, максимальную сумму долга - 200 % от одолженного. При условии банкротства купца, право в первую очередь защищало интересы князя, потом иностранных инвесторов и лишь затем торговцев* Займы использовали для развития торговли и расходов на потребление.

Древнейшей формой налоговых обязательств перед государством была дань - постоянное и регулярное изъятие государством у населения части его доходов через внеэкономическое принуждение. Собирали дань путем "полюд" - объезда князем с дружиной подвластного населения.

В 947 г. княгиня Ольга провела налоговую реформу. Были определены постоянные пункты - "положения" для приемки дани, сроки уплаты и объемы дани, специальных представителей княжеской администрации, их административные и судебные функции ("уставы"). Регламентированы повинности ("уроки") зависимого населения: содержание представителей княжеской администрации, предоставление подвод (повоз), строительство и ремонт крепостей, мостов и дорог, воинская повинность (в ополчении).

С развитием феодальных отношений дань трансформировалась в прямые налоги (обязательные платежи в пользу государства в соответствии с законодательством) с населения и феодальную ренту, которую платили феодально-зависимые крестьяне-смерды на пользу землевладельца.

Облагались крестьянские дымы (ученые считают, что налоговой единицей была земля - "плуг" или "плуг"); за уплату налогов отвечали дворища на основе круговой поруки. Платили дань продуктами лесных промыслов, рабами, деньгами. Государственными доходами киевского князя были также торговое и судебное пошлины, судебные сборы (вира - денежный штраф за убийство, продажа - за другие проступки), военная добыча, доходы с княжеской вотчины, подарки. Казны в современном понимании не было. Частные доходы великого князя не были отделены от государственных.