Кто прав фауст или мефистофель. Мефистофель и фауст (по поэме и

Сочинение

Мефистофель - один из центральных персонажей трагедии - в смысловом отношении очень многозначен. М., с одной стороны, воплощает тот мир нечистой, «дьявольской» силы, с которой Фауст вступает в договор, надеясь утолить свою жажду безмерных знаний и наслаждений. Однако М. воплощает и «зло» как исток противоречия, начало беспокойства, неудовлетворенности, как побуждение к действию. В то же время с М. связывается отрицание всего косного, фальшивого в общественных установлениях и в мнениях людей, вся сатирическая стихия в «Фаусте». Наконец, желая завладеть душой Фауста, М. постоянно вмешивается в его действия, искажает те или иные его намерения, что нередко ведет к трагическому исходу (так, наряду с самим Фаустом, М., несомненно, является одним из виновников гибели Маргариты). Уже в «Прологе на небе» определяется особое значение М. в трагедии. Господь Бог дает ему разрешение испытать Фауста, чтобы пробудить его к деятельности («Из лени человек впадает в спячку. / Ступай расшевели его застой, / Вертись пред ним, томи и беспокой...»). Но в этом же прологе устами Господа Бога предсказано конечное поражение М. в состязании за душу Фауста. В первой части трагедии М. является Фаусту в минуту душевной смуты и жестоких сомнений. Он аттестует себя как «часть силы той, что без числа / Творит добро, всему желая зла». Это - дух абсолютного отрицания. Заключив договор с Фаустом, М. начинает искушать его. Вначале он ведет его в Лейпциг, в погребок, на буйную студенческую пирушку, где М. издевается над пирующими грубиянами. Затем - в кухню ведьмы, где готовится огненное зелье, которое должно омолодить Фауста и пробудить в нем разгул инстинктов. Эта сцена, где подручными ведьмы выступают звери, изобилует непристойностями, но также и откровенными политическими намеками: звери, подручные ведьмы, несут М. расщепившуюся надвое корону и прыгают с ее обломками. Вскоре именно М. устраивает знакомство Фауста с Маргаритой. Во второй части трагедии, по мере того как расширяется сцена деятельности Фауста, М. еще чаще меняет свои обличья, выступая в самых разных ролях. По-прежнему он играет роль саркастического отрицателя, издевается над всем устаревшим и косным; в тех же случаях, когда он выступает как помощник Фауста, он вновь - как и в первой части - нередко и злонамеренно искажает его волю. Вначале Фауст и М. оказываются при дворе императора, М. становится придворным шутом. Чтобы пополнить опустевшую казну, он предлагает императору выпускать бумажные деньги под фантастическое обеспечение подземных богатств и кладов. Затем он принимает участие в поисках троянской Елены, переживает различные приключения в мире мифологических существ древности и, приняв обличье известной из древних мифов уродливой Форкиады, охраняет покой влюбленной четы - Фауста и Елены - в уединенном замке. Своеобразна роль М. в пятом, заключительном акте трагедии. Когда Фауст получает в дар от императора приморский край, который он задумал превратить в цветущую страну, М., пользуясь его доверием, начинает здесь дерзко хозяйничать. М. беззастенчиво занимается разбоем и пиратством; особенно зловещую роль играет он в судьбе немолодой супружеской четы - Филемона и Бавкиды. Фауст предлагает им новые угодья, хочет переселить их на другое место, подручные же М., вломившись в хижину стариков, выдворяют их силой. Старики умирают, их хижина сгорает дотла. Трагической иронией окрашены заключительные эпизоды второй части. Ослепший и дряхлый Фауст все еще мечтает об осушении болот, о великих деяниях, но М. (на этот раз надсмотрщик, надзирающий за работами) приказывает лемурам, своим подручным, не возводить насыпь, а рыть могилу Фаусту. После смерти Фауста М. пытается, наконец, завладеть его душой, но хор ангелов возвещает об оправдании Фауста.

Другие сочинения по этому произведению

Образ Мефистофеля Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст») Сюжет трагедии Гёте «Фауст» Тема любви в трагедии Гёте «Фауст» Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля Трагедия Гете «Фауст» Характеристика образа Фауста Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст» Образы главных героев трагедии «Фауст» Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст» Общий смысл трагедии «Фауст» Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека Характеристика образа Вагнера Характеристика образа Елены Характеристика образа Маргариты Образы главных героев трагедии «Фауст» Гёте Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля Философский смысл образа Фауста Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст» Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» "Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил" (по трагедии Гете "Фауст") "Фауст" - Трагедия познания Из всех чудес... самое высокое - это язык трагедии, чудо ее текста Философская глубина великого творения Гете «Фауст» Маргарита Пересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст» Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Анализ заключительного акта трагедии «Фауст» Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Анализ финала поэмы Гете «Фауст» «Фауст» - легенда или жизнь Жизнь действие и гибель Фауста Фауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» Жажда познания была творца «Фауста»

Сравнение Фауста и Мефистофеля

Студента II курса

Фортепианного отдела

Андрейко Ярослава

Целью этого реферата является сравнение личностей Фауста и Мефистофеля, их отношений к миру, жизни, себе, другим людям, Богу и церкви. Трагедия «Фауст» - трагедия, написанная Иоганном Вольфгангом Гёте, состоящая из двух частей: (Фауст, трагедия: Часть первая) и (Фауст, трагедия: Часть вторая). Является наиболее известной историей жизни реального средневекового персонажа - героя немецких мифов и преданий доктора Иоганна Фауста. В философии Гете идея диалектического единства противоположностей является, пожалуй, одной из главных идей. В борьбе противоречий создается гармония мира, в столкновении идей - истина. Поэт постоянно напоминает нам об этом. (Во времена Гете, как известно, создавалась диалектика Гегеля). Два героя произведения немецкого поэта - Фауст и Мефистофель - наглядно демонстрируют это диалектическое родство положительного и отрицательного начал. Рожденный суеверной народной фантазией, образ Мефистофеля в произведении Гете воплощает в себе дух отрицания и разрушения, Мефистофель много разрушает и уничтожает, но он не может уничтожить основное - жизнь.

Общие черты Мефистофеля и Фауста

Н. Г. Чернышевский оставил глубокомысленные суждения о Мефистофеле: «Отрицание, скептицизм необходимы человеку, как возбуждение деятельности, которая без того заснула бы, И именно скептицизмом утверждаются истинные убеждения». Поэтому в споре Фауста и Мефистофеля, а они постоянно спорят, нужно всегда видеть некое взаимное пополнение единой идеи. Гете не всегда за Фауста и против Мефистофеля, чаще всего он мудро признает правоту и того и другого.

Вкладывая в свои образы высокие философские иносказания, Гете отнюдь не забывает о художественной конкретности образа. Фауст и Мефистофель наделены определенными человеческими чертами, поэт обрисовал своеобразие их характеров. Фауст - неудовлетворенный, мятущийся, «бурный гений», страстный, готовый горячо любить и сильно ненавидеть, он способен заблуждаться и совершать трагические ошибки. Натура горячая и энергичная, он очень чувствителен, его сердце легко ранить, иногда он беспечно эгоистичен по неведению и всегда бескорыстен, отзывчив, человечен. Фауст Гете не скучает. Он ищет. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Фауст - это жажда постижения, вулканическая энергия познания. Фауст и Мефистофель - антиподы; первый жаждет - второй насыщен, первый алчен - второй сыт по горло, первый рвется «за пределы» - второй знает, что там нет ничего, там пустота. Мефистофель играет с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы как на капризы, и весело им потакает - ведь у него, Мефистофеля, договор с самим Богом.

Мефистофель уравновешен, страсти и сомнения не волнуют его грудь. Он глядит на мир без ненависти и любви, он презирает его, В его колких репликах много печальной правды. Это отнюдь не тип злодея. Он издевается над гуманным Фаустом, губящим Маргариту, не в его насмешках звучит правда, горькая даже для него - духа тьмы и разрушения. Это тип человека, утомленного долгим созерцанием зла и разуверившегося в хороших началах мира. Он не похож на Сатану Мильтона. Тот страдает. В его груди - пламень. Он сожалеет о потерянном Эдеме и ненавидит Бога. Он жаждет мести и непреклонен, горд и свободолюбив. Свобода для него дороже Эдема. Мефистофель не похож и на лермонтовского Демона, Тот устал от вечности. Ему холодно в просторах Вселенной. Он хочет любви простой, человеческой. Он готов положить к ногам смертной девушки и вечность и все свое могущество. Но оно бессильно перед непритязательным сердцем смертной девушки. Вечность и бесконечность ничтожны в сравнении с кратким, как миг, счастьем смертного. И он, лермонтовский демон, печален.

Мефистофель Гете подчас добрый малый. Он не страдает, ибо не верит ни в добро, ни в зло, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что оно - вечно, что никакими потугами его не переделать. Ему смешон человек, который при всем своем ничтожестве пытается что-то исправить в мире. Ему забавны эти потуги человека, он смеется. Смех этот снисходительный. Так смеемся мы, когда ребенок, сердится на бурю. Мефистофель даже жалеет человека, полагая, что источник всех его страданий - та самая искра Божья, которая влечет его, человека, к идеалу и совершенству, недостижимому, как это ясно ему, Мефистофелю. Мефистофель умен. Сколько иронии, издевательства над ложной ученостью, тщеславием людским в его разговоре со студентом, принявшим его за Фауста!

Он разоблачает лжеучения («спешат явленья обездушить»), иронически поучает юнца: «Держитесь слов», «Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь», «Спасительная голословность избавит вас от всех невзгод», «В того невольно верят все, кто больше всех самонадеян» и т. д. Попутно Гете устами Мефистофеля осуждает и консерватизм юридических основ общества, когда законы - «как груз наследственной болезни».

Мефистофель — один из центральных персонажей трагедии — в смысловом отношении очень многозначен. М., с одной стороны, воплощает тот мир нечистой, «дьявольской» силы, с которой Фауст вступает в договор, надеясь утолить свою жажду безмерных знаний и наслаждений. Однако М. воплощает и «зло» как исток противоречия, начало беспокойства, неудовлетворенности, как побуждение к действию. В то же время с М. связывается отрицание всего косного, фальшивого в общественных установлениях и в мнениях людей, вся сатирическая стихия в «Фаусте». Наконец, желая завладеть душой Фауста, М. постоянно вмешивается в его действия, искажает те или иные его намерения, что нередко ведет к трагическому исходу (так, наряду с самим Фаустом, М., несомненно, является одним из виновников гибели Маргариты). Уже в «Прологе на небе» определяется особое значение М. в трагедии. Господь Бог дает ему разрешение испытать Фауста, чтобы пробудить его к деятельности («Из лени человек впадает в спячку. / Ступай расшевели его застой, / Вертись пред ним, томи и беспокой...»). Но в этом же прологе устами Господа Бога предсказано конечное поражение М. в состязании за душу Фауста. В первой части трагедии М. является Фаусту в минуту душевной смуты и жестоких сомнений. Он аттестует себя как «часть силы той, что без числа / Творит добро, всему желая зла». Это — дух абсолютного отрицания. Заключив договор с Фаустом, М. начинает искушать его. Вначале он ведет его в Лейпциг, в погребок, на буйную студенческую пирушку, где М. издевается над пирующими грубиянами. Затем — в кухню ведьмы, где готовится огненное зелье, которое должно омолодить Фауста и пробудить в нем разгул инстинктов. Эта сцена, где подручными ведьмы выступают звери, изобилует непристойностями, но также и откровенными политическими намеками: звери, подручные ведьмы, несут М. расщепившуюся надвое корону и прыгают с ее обломками. Вскоре именно М. устраивает знакомство Фауста с Маргаритой. Во второй части трагедии, по мере того как расширяется сцена деятельности Фауста, М. еще чаще меняет свои обличья, выступая в самых разных ролях. По-прежнему он играет роль саркастического отрицателя, издевается над всем устаревшим и косным; в тех же случаях, когда он выступает как помощник Фауста, он вновь — как и в первой части — нередко и злонамеренно искажает его волю. Вначале Фауст и М. оказываются при дворе императора, М. становится придворным шутом. Чтобы пополнить опустевшую казну, он предлагает императору выпускать бумажные деньги под фантастическое обеспечение подземных богатств и кладов. Затем он принимает участие в поисках троянской Елены, переживает различные приключения в мире мифологических существ древности и, приняв обличье известной из древних мифов уродливой Форкиады, охраняет покой влюбленной четы — Фауста и Елены — в уединенном замке. Своеобразна роль М. в пятом, заключительном акте трагедии. Когда Фауст получает в дар от императора приморский край, который он задумал превратить в цветущую страну, М., пользуясь его доверием, начинает здесь дерзко хозяйничать. М. беззастенчиво занимается разбоем и пиратством; особенно зловещую роль играет он в судьбе немолодой супружеской четы — Филемона и Бавкиды. Фауст предлагает им новые угодья, хочет переселить их на другое место, подручные же М., вломившись в хижину стариков, выдворяют их силой. Старики умирают, их хижина сгорает дотла. Трагической иронией окрашены заключительные эпизоды второй части. Ослепший и дряхлый Фауст все еще мечтает об осушении болот, о великих деяниях, но М. (на этот раз надсмотрщик, надзирающий за работами) приказывает лемурам, своим подручным, не возводить насыпь, а рыть могилу Фаусту. После смерти Фауста М. пытается, наконец, завладеть его душой, но хор ангелов возвещает об оправдании Фауста.

Гете работал над «Фаустом» более шестидесяти лет. Образ вели­ кого искателя истины взволновал его еще в юности и сопутствовал ему до конца жизни.

Произведение Гете написано в форме трагедии. Правда, оно да­ леко выходит за пределы тех возможностей, какие имеет сцена. Это скорее диалогизированная эпическая поэма, глубочайшая по своему философскому содержанию, многообъемлющая по широте отображения жизни.

В философии Гете идея диалектического единства противопо­ ложностей является, пожалуй, одной из главных идей. В борьбе противоречий создается гармония мира, в столкновении идей - ис­тина. Поэт постоянно напоминает нам об этом. (Во времена Гете, как известно, создавалась диалектика Гегеля.) Два героя произве­ дения немецкого поэта - Фауст и Мефистофель - наглядно демон­стрируют это диалектическое родство положительного и отрицате­ льного начал.

Рожденный суеверной народной фантазией, образ Мефи в произведении Гете воплощает в себе дух отрицания и ния.

Мефистофель много разрушает и уничтожает, но он уничтожить основное - жизнь.

Бороться иногда мне не хватает сил, -

Ведь скольких я уже сгубил,

А жизнь течет себе широкою рекою...

В сущности, он тоже созидает, но через отрицание: *

Частица силы я,

Желавшей вечно зла, творившей лишь благое.

Н. Г. Чернышевский оставил глубокомысленные суждения этом персонаже: «Отрицание, скептицизм необходимы как возбуждение деятельности, которая без того заснула именно скептицизмом утверждаются истинные убеждения», му в споре Фауста и Мефистофеля, а они постоянно спорят, всегда видеть некое взаимное пополнение единой идеи, всегда за Фауста и против Мефистофеля. Чаще всего он мудро знает правоту и того и другого.

Вкладывая в свои образы высокие философские иносказания, Гете отнюдь не забывает о художественной конкретности образа. Фауст и Мефистофель наделены определенными человеческими чертами, поэт обрисовал своеобразие их характеров, Фауст - не­удовлетворенный, мятущийся, «бурный гений», страстный, гото­ вый горячо любить и сильно ненавидеть, он способен заблуждаться и совершать трагические ошибки. Натура горячая и энергичная, он очень чувствителен, его сердце легко ранить, иногда он


эгоистичен по неведению и всегда бескорыстен, отзывчив, челове­чен. Фауст Гете не скучает. Он ищет. Ум его в постоянных сомне­ ниях и тревогах. Фауст - это жажда постижения, вулканическая энергия познания. Фауст и Мефистофель - антиподы. Первый жаждет, второй насыщен; первый алчен, второй сыт по горло, пер­ вый рвется «за пределы», второй знает, что там нет"ничего, там пу­ стота, и Мефистофель играет с Фаустом, как с неразумным мальчи­ ком, смотря на все его порывы, как на капризы, и весело им пота­ кает - ведь у него, Мефистофеля, договор с самим Богом.

Мефистофель уравновешен, страсти и сомнения не волнуют его грудь. Он глядит на мир без ненависти и любви, он презирает его. В его колких репликах много печальной правды. Это отнюдь не тип злодея. Он издевается над гуманным Фаустом, губящим Маргари­ ту, но в его насмешках звучит правда, горькая даже для него - ду­ха тьмы и разрушения. Это тип человека, утомленного долгим со­ зерцанием зла и разуверившегося в хороших началах мира. Он не похож на Сатану Мильтона. Тот страдает. В его груди - пламень. Он сожалеет о потерянном Эдеме и ненавидит Бога. Он жаждет ме­ сти и непреклонен, горд и свободолюбив. Свобода для него дороже Эдема. Мефистофель не похож и на лермонтовского Демона. Тот устал от вечности. Ему холодно в просторах Вселенной. Он хочет любви простой, человеческой. Он готов положить к ногам смертной девушки и вечность, и все свое могущество. Но оно бессильно перед непритязательным сердцем смертной девушки. Вечность и беско­ нечность ничтожны в сравнении с кратким как миг счастьем смерт­ ного. И он, лермонтовский Демон, печален.

Мефистофель Гете подчас добрый малый. Он не страдает, ибо не верит ни в добро, ни в зло, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что оно - вечно, что никакими потугами его не пере­делать. Ему смешон человек, который при всем своем ничтожестве пытается что-то исправить в мире. Ему забавны эти потуги челове­ ка, он смеется. Смех этот снисходительный. Так смеемся мы, когда ребенок сердится на бурю. Мефистофель даже жалеет человека, по­ лагая, что источник всех его страданий - та самая искра Божья, которая влечет его, человека, к идеалу и совершенству, недостижи­ мому, как это ясно ему, Мефистофелю.

Мефистофель умен. Сколько иронии, издевательства над лож­ ной ученостью, тщеславием людским в его разговоре со студентом, принявшим его за Фауста!

Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо.

Он разоблачает лжеучения («спешат явленья обездушить»), иро­ нически поучает юнца: «Держитесь слово, «Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь», «Спасительная голословность из­ бавит вас от всех невзгод», «В того невольно верят все, кто больше всех самонадеян» и т. д. Попутно Гете устами Мефистофеля осуж­ дает и консерватизм юридических основ общества, когда законы - «как груз наследственной болезни». Вот такими предстают главные герои Гете. Поэт выбрал и переработал многовековую легенду о докторе Фаусте и переработал ее по-своему, на свой философский и


художественный манер. Все произведение раскрывает эстетические взгляды Гете, которые и подтверждаются с помощью диалектично- сти образов Фауста и Мефистофеля. Уже «Пролог на небесах» рас­ крыл философию автора, его взгляды на человека, общество, при­ роду.

Поэма Гете напоминает гигантскую симфонию, через которую проходит, варьируясь, то затихая, то набирая силу, по пути под­ хватывая новые мотивы, сливаясь с ними, затухая и возгораясь снова и снова, единая тема - Человек, Общество, Природа. В «Прологе на небесах» идет речь именно о нравственной стойкости человека, о его способности противостоять низменным инстинктам. Все эти проблемы и решает Гете с помощью диалектического един­ ства противоположностей - Фауста и Мефистофеля.

А. С. Пушкин

Главная > Документ

Козлова Т.А.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ ФАУСТА,

МЕФИСТОФЕЛЯ И ЛИЧНОСТИ КАРЛА ГУСТАВА ЮНГА

Дихотомия Фауст-Мефистофель воплотилась для меня в одном единственном человеке, и этим человеком был я. К.Г. Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления».

Объект сравнения Признак Фауст Мефистофель Карл Густав Юнг
Отношение к себе Относится иногда возвышенно, сравнивая себя с Богом, но иногда и признает свою ничтожность: «Я философию постиг, Я стал юристом, стал врачом... И в богословье я проник ...Глупец я из глупцов!» «Не бог ли я?» «Я, образ божества» «Да, отрезвился я - не равен я богач!» Относится к себе, как и Юнг, двойственно: «Ах, две души живут в больной груди моей, Друг другу чуждые, - и жаждут разделенья!» Относится к себе соответственно действительности, говорит о себе прямо: « Часть вечной силы я, Всегда желавший зла, творивший лишь благое» «Я отрицаю все -ив этом суть моя... Стремленье разрушать, дела и мысли злые, Вот это все -моя стихия» Так же, как и Юнг. и Фауст соединяет в себе два начала: «А я - лишь части часть, которая была В начале все той тьмы, что свет произвела» Воспринимает себя, как воплощение нескольких личностей: «Но существовал и другой мир, и он был как храм, где каждый забывал себя, с удивлением и восторгом постигая совершенство Божьего творения. В этом мире жил мой «Другой», который знал Бога в себе, он знал его как тайну, хотя это была не только его тайна. «Другой», «номер 2» - типичная фигура, но осознается она немногими. Мир моего второго «Я» был моим, и все Dice у меня всегда оставалось чувство, что в том, втором, мире было замешано что-то помимо меня». «Моя жизнь представляет собой историю самореализации бессознательного!»
Отношение к миру, жизни Пессимистично относится к жизни: «Встаю ли утром - ждут меня страданья: Я убежден, что долгий день пройдет, И мне не даст, я знаю наперед. Ни одного достичь, ни Воспринимает свою жизнь вечной, властной, но это жизнь мертвых: «Мы вечный мрак погружены; А вы - то день, то ночь испытывать должны» Воспринимает свою жизнь философски, подходя к ней неоднозначно: "Если бы меня спрос ил и о значимости моей жизни, это имело бы смысл в плане весьма отдаченной временной ретроспективы: с точки зрения прошлого века я могу сказать:
" К.Г.Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления»

Отношение к человеку

Отношение к Богу О Троице О церкви одного желанья! » Но после знакомства с Мефистофелем и возлюбленной: «Опять ты, жизнь, живой струею льешься» Говорит только о себе, как о человеке, но не о других Воспринимает и себя, как Бога, знает о существовании и готов общаться с дьяволом Мефистофелем, но говорит о вере: «В душе воскресла вера в бога, Воскресла к ближнему любовь» Бог живет внутри него: «Тот бог, который жив в груди моей, Всю глубину ее волнует: Он правит силами, таящимися в ней» Отрицательно относится к человеку, смеется над ним: «...Я вижу лишь одни мучения человека. Смешной божок земли, всегда, во всех веках Чудак...он на вид-Ни дать ни взять кузнечик долгоногий» Уважает, но, как и к человеку относится с насмешкой: «Охотно старика я вижу иногда. Хоть и держу язык; приятно убедиться, Что даже важные такие господа Умеют вежливо и с чертом обходиться!» Считает, что даже Бог знает не только добро, но и зло: «Будете, как бог, знать добро и зло» «Противоречий массою ужасной... Посмотри В историю и вспомни: не всегда ли, Три за одно, одно за три
Считая, люди вздор за
правду
выдавали» (коммент. ред:. Устами
Мефистофеля Гете говорит
о противоречиях, встречающихся в евангелии, и высмеивает догмат троичности). Относится к церкви как завоевателю земель: «Желудок, мол, хорош у да, моя жизнь чего-то стоила. На фоне же развития современных идей она не значит ничего ". « Человеческая жизнь - опыт,
не внушающий доверия»." Не дает ни определение, ни говорит о своем отношение к людям: «Человек не в состоянии сравнить себя ни с одним существом, он не обезьяна, не корова и не дерево. Я - человек. Но что это означает - быть человеком? Не воспринимает Бога в
понимании христианства, отрицает религию: «В этой религии я больше ее находил Бога. Я знал, что больше никогда не смогу принимать участие в этой церемонии» Более того, Юнг не только не
верит в Бога, но и воспринимает
его с точки зрения психоанализа: Такие факты обусловливают
некоторое
ограничение выдвинутого выше положения о
неразличимости
Бога и бессознательного: образ Бога, точно выражаясь, совпадает не с бессознательным вообще, а с его определенным элементом, а именно с архетипом самости Бог, в своем единстве, может быть представлен и не только с точки зрения представлений о добре, святости, но и как чудовище, что больше похоже на демона: «Были все основания для
установления связи между
этим
апокалиптическим образом Христа (Лпок.,1:13), который по своей жуткой необычности превзойден лишь чудовищным семиглазым агнцем с семью рогами (Апок.,5:6)». } Отрицает, вместе с религией, и церковь: «Церковь - это такое место. ~ К.Г.Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления» 3 К. Г. Юнг «Ответ Иову»

церкви божьей; Немало стран уж слопала она... Одна лишь церковь может, без сомненья. Переварить неправые именья» куда я больше не пойду. Там все мертво, там нет жизни».
Отношение к природе Возвышенно воспринимает природу, как живое существо: «Живою улыбкой сияет весна; Весенней красою блистают долины; Седая зима ослабела» Не воспринимает природу, живет лишь «в зиме»: «Признаться, мне чужда весна! Во мне зима царит; мне надо, Чтоб снег, мороз был на пути моем» Относится, как и Фауст, как живому существу, сосуществуя с ней в гармонии: «Природа представлялась мне полной чудес, и меня влекло к ней. Каждый камень, каждое растение, каждая вещь казались мне живыми и удивительными. Я уходил в природу, к ее основаниям - все дальше и дальше от человеческого мира».
Отношение к смерти Не хочет смерти, но говорит так: «Зачем...не пал я мертвым в миг тот роковой. Когда мне дух явился величавый!» Сам живет в мире смерти, поэтому к мертвым относится как к своим слугам: «Меня «подвязка» хоть не украшает, Зато копыту здесь большая честь» Описывает свои детские воспоминания так, не различая жизнь и смерть: «Иисус казался мне в каком-то см ы ел е богом см ерт и, полезным, правда, тем, что отгонял ночные страхи»
Отношение к времени «...прошедшее постичь не так легко, Дух времени - увы! - не что иное, Как отраженье века временное» «Цените время: дни уходят невозвратно!» «Естественная история говорит нам о развитии случайном и неслучайном, направленном на уничтожение себя и других в течение необозримого времени».
Отношение к любви Представляет собой истинного романтика, полностью отдаваясь чувствам: «Наполни же все сердце этим чувством Зови его как хочешь: Любовь, блаженство, сердце, бог! Нет имени ему! Все - в чувстве!» Не влюбляется ни в кого, но на вопрос Фауста о любви отвечает так: «Я всюду и всегда любезно принят был» Так Юнг говорит о любви к животным и нелюбви к людям: «К животным я испытывал любовь и доверие, в них было некое постоянство, которого я не находил в людях». Чаще говорит о любви, как любви к Богу: «Любовь - это его свет и его тьма, конца которой нет и не будет». «...назвав любовь именем бога».*
4 И.В. Гете «Фауст» К.Г.Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления»

Карл Густав Юнг родился в Кессвиле, в Швейцарии, в 1875 году. Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был замкнутым ребенком, но много читал, особенно философскую и религиозную литературу. Именно поэтому ему так интересна была тема Бога, от традиционного понимания, как можно увидеть, он отказался.

И, может быть поэтому, ему также и было интересно произведение Гете «Фауст», с которым он познакомился еще в детстве. Главными темами произведения является тема Бога, дьявола и человека - Фауста, заключившего договор с дьяволом. Это произведение оказало на Юнга, еще в детстве огромное влияние. Как он пишет в «Воспоминаниях, сновидениях размышлениях», он наконец-то увидел человека, заключившего договор с дьяволом, но его образ он осудил за «пустозвонство, безнравственность, инфантильность». А Мефистофель казался Юнгу обманутым, что ужасно его возмутило, но именно дьявол стал главным лицом произведения для Юнга, в нем он увидел свое отражение. Юнг и в других произведениях упоминает Гете и развивает эту мысль. Например, в работе «Психологические типы» говорит о том, что «Фауст и Мефистофель оказываются одним и тем же человеком, а спасение Фауста начинается с его смертью. Жизнь его сохраняла богоподобность, которая спала с него лишь с его смертью, то есть с его возрождением». Если говорить о сходствах и различиях в образах Фауста и Мефистофеля и личности Карла Густава Юнга, то выделено несколько тем, по которым произведено сравнение отрывков из произведения Гете и работ Юнга. По отношению к Богу высказывания Юнга действительно похожи на речи Фауста и Мефистофеля. Фауст отвергает Бога, считая, что в нем живут две личности, не воспринимает христианского Бога. То же можно сказать и о Мефистофеле, «всегда желавшем зла, творившем лишь благое». И Юнг также отвергает Бога, церковь, говорит о Троице, как о том, что страшнее семиглазого агнца с семью рогами. И так же, как и герои «Фауста», говорит о том. что в нем живут несколько личностей. Жизнь у Юнга, как и у героев произведения, воспринимается, как незначимое явление, которая на фоне остального времени, новых идей не значит ничего. Но природу Юнг воспринимает, как и Фауст, в радужных красках. Природа представляется ему полной чудес где, каждая вещь кажется живой и удивительной. Если рассмотреть таблицу далее, то можно увидеть сходства в размышлениях Гете и Юнга, касающиеся времени, человека, любви (как к любви к Богу), мира. Человек - лишь частица огромного мира. Да и вообще, что такое человек? Для Мефистофеля это кузнечик, «смешной божок». Юнг же говорит о том, что человек не похож ни на одно создание. Фауст ставит любовь в один ряд с другими чувствами, в том числе и с Богом. Юнг также говорит только о божественной любви, либо о своей нелюбви к человеку и любви к животным. Но нельзя сказать, что образ Юнга воплощается в единстве добра и зла, потому что Фауст и Мефистофель не были полностью противоположными. Те черты, которые были воплощены в образе Мефистофеля, становятся движущей силой, помогающей Фаусту в его поисках истины. Путь к созиданию проходит через разрушение - таков вывод, к которому, по словам Н.Г. Чернышевского, приходит Гете, обобщая исторический опыт своей эпохи, Мефистофель воплощает полное отрицание всех ценностей человеческой жизни и достоинства человека вообще. Тем не менее, его нельзя определить как «отрицательный» персонаж, что можно увидеть из таблицы. Даже Бог не относится к Мефистофелю отрицательно. Более того, Мефистофель встречает Фауста в критический момент его жизни. Но, не желая ему добра, все же вызывает желание противодействовать ему и оказывается одной из причин активности Фауста. Толкая Фауста на дурное, он сам того не ожидая, пробуждает лучшие стороны натуры героя. Вот почему Мефистофель необходимый для Фауста спутник. Полностью противоположные по своим стремлениям, они в произведении Гете неотделимы друг от друга. Если Мефистофель и оставался бы самим собой без Фауста, то Фауст без Мефистофеля был бы иным. 6 Но не только на Карла Густава Юнга повлияла произведение Гете «Фауст», но и на немецких философов Фридриха Ницше и Освальда Шпенглера, в произведениях, которых также отразился мир и характер Фауста и Мефистофеля, героев И.В. Гете. Как известно во многих произведениях Ницше есть образ Антихриста, то есть, переводя на произведение Гете, образ Мефистофеля. Ницше называет Бога «беззаботным и неморальным, который как в созидании, так и в разрушении, в добром, как и в злом, одинаково стремится ощутить свою радость и свое самовластие». То есть, как и Юнг, Ницше относится к Богу неоднозначно, и также как герой Фауст, не верит в него. Таково же и отношение к христианству: «Христианство с самого начала, по существу и в основе, было отвращением к жизни и пресыщением жизнью, которое только маскировалось, только пряталось, только наряжалось верою в «другую» и «лучшую» жизнь. Поэтому, как пишет Ницше, он обратился против морали и создал «противоположное учение и противоположную оценку жизни. антихристианскую (выделено Ницше). Именно таким представляется мир Ницше, как мир Мефистофеля, где оправдан грех, то есть оправдано зло в человечестве и человеческая вина. Дьяволом в произведении Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» предстает Дионис, являющийся «во множественности образов». Он «обладает двойственной природой жестокого, одичалого демона и благого, кроткого властителя», Ницше признает единство добра и зла, всего сущего. То есть мысли, теория Ницше пересекается с Гете, признававшим также добро и зло единым. Но для Ницше мир - мир без Бога, мир Мефистофеля. Другой, противоположный мир Фауста можно увидеть у Освальда Шпенглера, хотя он был последователем и Ницше, и Гете. В своем произведении «Закат Европы» он постоянно упоминает о том, что современное ему западное общество (книга была написана в 1917 году) - фаустовское. Так же он говорит и о западной культуре, «влекомой единой страстью завоевания внешнего пространства всей совокупностью чисто фаустовских символов: книгопечатания, пороха, чека, паруса, масляной живописи, скрипки, железных дорог, кабинетной политики, теории функций, в итоге - «техники», заменившей «лирику». Шпенглер пишет о том, что вся история Европы воспринимается как единовременная; «время здесь остановлено, и то, что движется, движется в гигантском стоп-кадре панорамы, а не в потоке самой жизни». Это все, по мнению Шпенглера и похоже на Фауста, остановившему мгновение, «уже почти бездыханному и затухающим взором обращенному к величественной И.П. Эккерман «Разговоры с Гете в последние годы его жизни». Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»

картине прожитой жизни». Так одновременность протекает в хронометраже эпох: Древнего мира, Средних веков и Нового времени. Каждая культура проживает свою жизнь и умирает, так настало время и западной культуры, изжившей себя, в которой изжита религия и царствует атеизм, изжила себя и наука. Западной культуре, как и Фусту свойственно одиночество, неотвратимость судьбы.

Если рассуждать о том, почему Европа пришла к тому, что ее культура, наука изжила себя, почему фаустовское общество умирает, то Шпенглер говорит о том, что в каждом мире существует «оппозиция Бога и дьявола, абсолютно доброго и абсолютно злого», но «обе названные крайности одновременно блекнут в западном мирочувствовании». Постепенно в Европе гибнет образ дьявола, а когда религиозное мышление переходит в строго научное, тогда гибнет и образ Бога. Наступает новая эпоха, не связанная с религией, а лишь только связанная с наукой и техникой. Новые машины, которые создаются человеком, «даже в облике своем становятся все более обесчеловеченными, более аскетичными, мистическими. Машина ощущается как нечто дьявольское, и с полным правом. В глазах верующего она означает свержение Бога. Она вручает себя человеку и молча, непреложно, с какими-то повадками предусмотрительного всеведения приводится им в движение». 9 Так старая Европа, с верой в Бога умирает, блекнут образы Бога и дьявола, как оппозиция добра и зла. Речь идет именно о «закате», или постепенном угасании, целой культуры. Шпенглер пишет: «Фауст второй части трагедии умирает, поскольку он достиг цели». Так настает конец мира, и в том числе конец Европы, «как завершение внутренне необходимого развития». На ее место приходит новая эпоха, эпоха обесчеловеченных машин, созданных человеком и управляемых им. в чем Шпенглер видит нечто дьявольское. Фауст же - представитель старого общества, для него не существует нового мира, именно для такого общества происходит «закат Европы». Мир того времени и ситуация на гране войны в Германии, в Европе, это как раз тот момент, когда, по мнению О.Шпенглера, Фауст, как представитель этого общества и должен сказать: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!». Произведение Гете - величайшее, оказавшее влияние на нескольких знаменитых философов. Мир Фауста и Мефистофеля отразился в произведениях Ницше и Шпенглера, а их образы даже воссоединились в характере К. Г. Юнга. Поэтому я и привела в эпиграфе мысль самого Карла Густава Юнга о том, что и Мефистофель, как воплощение злого начала, и Фауст, как воплощение человека, соединяются в единстве одного целого, утрачивая противоположные значения, а Бог, и дьявол имели одно начало. О. Шпенглер «Закат Европы». О. Шпенглер «Закат Европы».