Метод николая зайцева. Достоинства и недостатки методики николая зайцева

Читайте в этой статье:

Сегодня обучить ребенка чтению скорее задача родителей, нежели школы, в которую большинство детей идут уже с некоторым багажом знаний. И умение читать — одно из важнейших. На данный момент уже существуют и продолжают развиваться различные обучающие методики. Все большую популярность среди них набирает методика Зайцева Николая Александровича, санкт-петербургского педагога и ведущего специалиста в сфере апробации и разработки образовательных методик на территории Российской Федерации.

Николай Зайцев и его методики

Главные принципы методик этого педагога совпадают с общепринятыми дидактическими принципами современной системы образования, но здесь они соблюдаются неукоснительно. Это:

  1. Соблюдение системности при подаче материала.
  2. Четкие алгоритмы для всех учебных действий.
  3. В обучении задействуются различные аспекты восприятия ребенком информации, и уже в согласии с принципами их работы организуется подача материала по принципу наглядности.
  4. Учтены физиологические особенности восприятия ребенком новой информации.
  5. Учебные материалы и знания преподносятся в соотношении частное-общее, что позволяет ребенку в дальнейшем свободно и самостоятельно выстраивать аналогии.
  6. Конкретно-образный материал находится в непосредственной связи с наглядным и логически-вербальным (словесным) учебным материалом.
  7. Учитывается оздоровительно-профилактический момент процесса обучения.

На данный момент учебные и экспериментальные разработки Зайцев реализует на базе общества с ограниченной ответственностью под одноименным названием «Методики Н. Зайцева». Его образовательные программы рассчитаны на активное участие не только воспитателей и педагогов, но и на родителей, роль которых в обучении ребенка крайне важна.

Основной обучающий материал — это информационное поле, которое фиксируется в виде таблиц и размещается на видном месте перед глазами ребенка, например, на стенах класса. Методика Николая Зайцева рассчитана не только на индивидуальное обучение, но и на групповые занятия и включает в себя обучение детей всем основным базовым навыкам, таким как чтение, письмо, основы арифметики и математики, иностранные языки. Дидактические приемы рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Интерактивные формы обучения предполагают быстрое раскрытие потенциала каждого ребенка как при групповом, так и при индивидуальном занятии, что помогает педагогу или воспитателю отследить скорость восприятия детьми информации и выяснить, кто из них нуждается в более пристальном внимании со стороны педагога.

В настоящий момент образовательные программы Николая Александровича Зайцева становятся все более популярны. Они уже переведены на несколько языков. Например, существуют программы на казахском, украинском, белорусском и латышском языках.

Наглядные пособия

Наиболее популярная из методических разработок Н. А. Зайцева — это развивающие кубики. Уже более 20 лет эта находка талантливого педагога пользуется успехом как в детских садах, школах и развивающих центрах, так и у родителей, которые занимаются с ребенком своими силами. Кубики — это знакомый каждому малышу с детства привычный материал. Дети, как правило, воспринимают его с удовольствием и в качестве развивающего пособия. Используются кубики для обучения ребенка чтению. Принцип обучения — чтение не по буквам или слогам в том их качестве, в котором они представлены в научной русской грамматике, а по «складам». В основе деления на склады — звучание живой разговорной речи, хорошо знакомой ребенку. К примеру, буквосочетания делятся на те, из которых легко составлять слова — «гу», «бу», «ме», «сы», «н», «дь». Из них ребенок легко и непринужденно может составлять слова по аналогии с реальным слогоделением по звучанию — «ме-дь», «бу-сы» и т.д.

Николай Александрович Зайцев уверяет, что такая подача информации более близка и понятна детям, и многочисленные положительные отзывы педагогов и родителей подтверждают этот факт. В свое время идею подобной методики излагал еще Лев Николаевич Толстой, который, как известно, тоже был талантливым педагогом и даже основал собственную школу в Ясной Поляне, где обучал грамоте крестьянских ребятишек. Обучение при помощи кубиков реализует также один из основополагающих принципов всей обучающей деятельности исследователя, а именно конкретно-образный материал (игрушка). При содействии педагога он, воспитателей или родителей, объясняющих малышу значение букв и слогов, становится наглядным и впоследствии (после осознания ребенком смысловой нагрузки букв) превращается в логически-вербальный (или же словесный, что и есть окончательный результат процесса обучения).

Обучение чтению — не единственная разработка Николая Александровича. Также ему принадлежат вспомогательные материалы для развития мелкой моторики ребенка, логики, внимания: развивающие орнаменты, большие наглядные таблицы и интерактивные настольные игры для обучения ребенка счету, детские книги, например, сборник басен Крылова, адаптированный под систему чтения «по складам». Самый нижний порог возрастного ограничения для наглядных пособий Н. Зайцева — 2 года.

Обучение чтению по методике Зайцева

Как уже упоминалось выше, основной принцип в методике Зайцева при обучении чтению — это принцип чтения по складам, сочетаниям звуков, максимально адаптированным к речи. Самый яркий положительный эффект этой методики заключается в ее скорости. Ребенок 4-5 лет овладевает чтением буквально за 15-20 часов занятий с развивающими кубиками, при этом ему не приходится оставаться надолго в одном положении, к примеру, смирно сидя за партой. Обучение проходит в игровой форме, благодаря чему малыш не испытывает усталости от получаемой информации — она воспринимается органично, в процессе игры, а не представляется ребенку навязанной извне. Конечно, не стоит пытаться установить рекорды в освоении грамоты, но если начать заниматься с ребенком достаточно рано, где-то с 4 лет, то к школе его чтение будет беглым и осмысленным. Это упростит малышу обучение и адаптацию к школе. Ведь осознание глубины собственных возможностей всегда делает нас увереннее, особенно в незнакомой обстановке, в новом коллективе.

Для самых маленьких у кубиков Н. Зайцева учтен еще и слуховой аспект восприятия. Кубики наполнены разным по звуку материалом и по звучанию делятся на «железные», «деревянные» или, к примеру, «золотые». В некоторых наборах собрать и наполнить кубики родителям предлагается своими силами, но встречаются в продаже и уже готовые наборы.

Но некоторые педагоги утверждают, что есть у этой прогрессивной методики и ряд минусов, связанных с тем, что при всех своих полезных свойствах она расходится с официальной школьной программой, которая предполагает традиционное слоговое деление вместо складового и акцентом на проработке буквенного состава слов. Однако гармонично развитый ребенок вряд ли столкнется с такими трудностями. На начальном этапе школьного образования они еще не рассматриваются в рамках программы, а к моменту изучения фонетики. в 3-4 классе, ребенок уже с легкостью будет улавливать тонкости словообразования.

Так как прогресс в современном обществе не стоит на месте, то на сегодняшний день существует даже специально выпущенное приложение для i-pad «Учимся читать» по методике Николая Александровича Зайцева, рассчитанное на детей от 4 лет. Для детей постарше будут актуальны книги, адаптированные к «складовому» методу чтения.

Интерактивное обучение

В методическом пособии, которое прилагается к каждому развивающему набору из арсенала методики Н. А. Зайцева, рассказывается о множестве занимательных обучающих игр, в которые можно играть с ребенком при помощи набора. Возрастной диапазон достаточно широк, от самых маленьких детей (2 года) до младших школьников. Методика взаимодействия с ребенком в рамках процесса обучения расписана пошагово, что упрощает ее выполнение как для педагогов, так и для родителей.

Интерактивное обучение снижает утомляемость у ребенка-дошкольника, получаемая информация воспринимается им более органично. Яркие, красочные наглядные пособия, крупные обучающие таблицы и карточки вызывают больше интереса, чем традиционные тетради и прописи. В рамках игры ребенку предлагается не только пытаться читать, считать и пытаться самостоятельно составлять слова из кубиков, а еще и пропевать их, знакомиться в домашних условиях с законами физики и заниматься «музыкальной математикой».

Родители, использующие материалы разработок Николая Александровича при подготовке ребенка к школе, как правило, бывают приятно поражены полученным результатом. Дети тоже в восторге от таких методов обучения. Специально для пап, мам, а также педагогов и воспитателей детских садов и развивающих центров проводятся семинары и мастер-классы по обучению работе с детьми при помощи данной системы. Но ознакомиться с ней и начать применять методы Н. Зайцева на практике вы вполне сможете и самостоятельно.

Николай Александрович Зайцев родился в1939 году. Будущий создатель "кубиков зайцева" окончил филфак ЛГПИ им. Герцена. Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, учителем русского языка и литературы, английского языка, преподавателем русского языка как иностранного. Автор принципиально новых направлений в методиках обучения чтению(кубики Зайцева), преподавания грамматики и математики. Основатель и руководитель центра "Нестандартные технологии в образовании".

На сегодняшний день методы овладения чтением, письмом и счетом наиболее полно и емко разработаны именно Николаем Александровичем Зайцевым - выдающимся питерским педагогом-новатором, подвижником своего дела. Пособия Н.А.Зайцева, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это прежде всего игры, а потом уже пособия), на природосообразности всех материалов (не портится зрение и осанка детей в процессе занятий), на системности подачи материала.

Преподавание по Зайцеву - это преподавание в игре. Раскованность обстановки (дети могут сидеть на полу, заниматься на спортивных снарядах, и это даже поощряется) - непременное условие занятий. Все мы привыкли, что во время уроков дети тихо сидят за партами. На занятиях в центре Зайцева (г. Санкт-Петербург) ученики прыгают, носятся по классу, шумят... Дети много двигаются: переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, прыгают, хлопают в ладоши, топают ногами. И все это выполняется с азартом, воодушевлением. Но это не значит, что игра является просто отдыхом, развлечением, физминуткой.

По словам Николая Зайцева, основу любой учебной игры составляют поиск и выбор. Работая по складовым таблицам и кубикам Зайцева, ребенок находится в постоянном поиске. "Играя", дети учатся читать, разбивать слова на слоги, ставить ударение, делать звукобуквенный анализ слов, составлять предложения, считать, писать.

Методика Зайцева позволяет задействовать такие органы чувств, как осязание, слух, зрение. Совершенствование органов чувств обуславливает высокий уровень восприятия окружающего. А это обеспечивает активное развитие речи и творческих задатков детей.
Сайт

Методика Зайцева.

Выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев (р.1939), автор уникального пособия "Кубики Зайцева", настойчиво рекомендует отказаться от традиционного принципа овладения чтением как технологии, негативно отражающейся на психомоторном развитии и здоровье ребенка.

Это известный педагог- новатор, окончивший филфак ЛГПИ им. Герцена. Он преподавал во многих детских учреждениях, был учителем русского языка и литературы, а также преподавал русский язык для иностранцев.

Богатый опыт работы с детьми привел его к созданию собственной методики по обучению детей чтению, которую можно применять уже с двух лет.

Пожалуй, никому не удавалось с такой полнотой и эффективностью встроить игру в сложный процесс овладения многими учебными умениями, как это делал Зайцев Н.А.

Метод "Кубиков" затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную. Этот сенсорный поток четко дробиться на своеобразные "кванты информации", операции с ними сопровождаются ритмическими движениями с периодически моторно-эмоциональными акцентами. Плюс полное раскрепощение позы, столь необходимое маленькому ребенку; плюс элементы соревнования, радость от явных и быстрых достижений.

Все его пособия, главным и наиболее известным из которых являются Кубики Зайцева

Основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, которая негативно не отражается на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему только радость, и на системности подачи материала. Весь материал подается настолько в игровой форме, что дети с большим удовольствием играют в эти пособия, когда - всей группой, когда - поодиночке "Кубики Зайцева" - прекрасная возможность для ребенка научиться читать с самого маленького возраста. В состав комплекта входят картонные развертки кубиков, материал для их наполнения, методическое пособие для занятий, а также аудиозапись напевок всех слогов. Эффективность "Кубиков Зайцева" проверена многими педагогами из разных стран.

Зайцев Н.А. сеть детских магазинов ирушек и развивающих игрЗайцев Н. А. - автор знаменитого пособия Кубики Зайцева для обучения чтению и многих других методик раннего развития детей" Николай Александрович Зайцев родился в1939 году. Будущий создатель "кубиков зайцева" окончил филфак ЛГПИ им. Герцена. Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, учителем русского языка и литературы, английского языка, преподавателем русского языка как иностранного. Автор принципиально новых направлений в методиках обучения чтению(кубики Зайцева), преподавания грамматики и математики. Основатель и руководитель центра "Нестандартные технологии в образовании".

На сегодняшний день методы овладения чтением, письмом и счетом наиболее полно и емко разработаны именно Николаем Александровичем Зайцевым - выдающимся питерским педагогом-новатором, подвижником своего дела. Пособия Н.А.Зайцева, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это прежде всего игры, а потом уже пособия), на природосообразности всех материалов (не портится зрение и осанка детей в процессе занятий), на системности подачи материала.

Преподавание по Зайцеву - это преподавание в игре. Раскованность обстановки (дети могут сидеть на полу, заниматься на спортивных снарядах, и это даже поощряется) - непременное условие занятий. Все мы привыкли, что во время уроков дети тихо сидят за партами. На занятиях в центре Зайцева (г. Санкт-Петербург) ученики прыгают, носятся по классу, шумят... Дети много двигаются: переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, прыгают, хлопают в ладоши, топают ногами. И все это выполняется с азартом, воодушевлением. Но это не значит, что игра является просто отдыхом, развлечением, физминуткой. По словам Николая Зайцева, основу любой учебной игры составляют поиск и выбор. Работая по складовым таблицам и кубикам Зайцева, ребенок находится в постоянном поиске. "Играя", дети учатся читать, разбивать слова на слоги, ставить ударение, делать звукобуквенный анализ слов, составлять предложения, считать, писать.

Методика Зайцева позволяет задействовать такие органы чувств, как осязание, слух, зрение. Совершенствование органов чувств обуславливает высокий уровень восприятия окружающего. А это обеспечивает активное развитие речи и творческих задатков детей.

Методика Зайцева

Вcе методики так или иначе основаны в первую очередь на наблюдениях самих основателей. С этого же начиналась и выстраивалась методика нашего соотечественника петербургского педагога Николая Александровича Зайцева.

кубики Зайцева сеть детских магазинов ирушек и развивающих игрВ своем подходе Зайцев использовал особенность развития речи у детей. Детский лепет не похож на язык взрослых: он непонятен, звуки не имеют четкого произношения. Поэтому освоение чтения в традиционной подаче противорчит естественному развитию речевой активности у ребенка.

Зайцев определяет, так сказать, единицу произношения - это "склад". Иными словами слияние согласных и гласных звуков в разных вариациях. Именно эти склады и обозначены на знаменитых "кубиках Зайцева" (в отличие от "кубиков Никитина", которые развивают воображение, моторику и пр.). Кубики подходят для обучения обычных детей и для детей с задержкой речевого развития. С этим материалом могут заниматься дети, не умеющие читать, не знающие букв. Система обучения с применением "кубиков Зайцева" предполагает постепенный процесс. Для начала дети просто знакомятся с элементом обучения, пробуют поиграть. Затем учатся выкладывать из кубиков слова. Все склады дети запоминают легко, потому что кубики отличаются друг от друга по оформлению, размеру, весу.

Далее процесс уложняется: из слов выкладываются простые фразы. Кроме кубиков, в пособие входят и таблицы с изображением букв, размещенных на гранях кубиков. И все это выстроено в единую систему, которая помогает ребенку плавно втянуться в процесс обучения.

Методика Зайцева отлично подходит для логопедической работы. Лучше, если обучение проводит специалист. Родителям в самостоятельном обучении может просто не хватить терпения, потому что ребенок, прекрасно определяющий склады, не сразу может перейти к чтению. Зайцев делает отдельный акцент на том, что чтение приходит через письмо. Для ребенка проще перевести звуки в знаки. Так постепенно он привыкнет к тому, что слова можно собрать и произнести.

Ну и, как в других развивающих методиках, занятия проходят в форме игры, поскольку любая другая подача материала делает процесс напряженным и в конце концов заводит все обучение в тупик.

Кубики Зайцева.

В состав кубиков Зайцева входят: 5 листов таблиц формата А1, 60 картонных разверток, легко складывающихся в кубики, наполнители для кубиков (металлические пробки и деревяшки), аудиокассета или CD с попевками, методическое руководство, предлагающее 65 испытанных пятнадцатилетней практикой видов работы. «Кубики Зайцева» рекомендованы для детей от 1,5-2-х лет. Кубики разных размеров заполняются различными наполнителями в зависимости от склада (например, звонкие - металлическими пробками от бутылок, глухие - деревяшками). Кроме этого, за определенными буквами закреплены определенные цвета, что помогает на ассоциативном уровне запомнить основные правила фонетического разбора. "Кубики Зайцева" - уникальное пособие для обучения чтению детей. В основу методики положен складовой принцип. Склады в таблицах и на кубиках благодаря систематизации, цвету, размеру, объему и заполнению кубиков различным материалом легко различаются по твердости/мягкости, звонкости/глухости, соотносятся по сходству, смежности и различию, что ведет к их более быстрому и осознаваемому восприятию и запоминанию. Этому же помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Одного комплекта "Кубиков Зайцева" достаточно для работы дома, в группе, в классе на протяжении нескольких лет.

магазины детские развивающие игры Кубики Зайцева

Как "работают" кубики?

Обучение чтению по методу Зайцева строиться на "складовом" принципе. Это имеет нечто общее в тем, как ребёнок начинает говорить. Мы ведь не начинаем говорить с отдельных букв. "М". Потом "А". Мы начинали говорить "ма", "ба", "да". Так и с кубиками. Буквы и склады показываются ребёнку все сразу, все 56 кубика. Склады поются на мотив любой любимой песенки. И так десятки раз, ненавязчиво, в правильное время - когда малышу это нравится, легко и интересно.

Почему кубики разного цвета и размера?

Кубики различаются по цвету - "золотые", "железные", т.е. серые, "деревянные", бело-зелёные и один "железо-дерево-бело-зелёный". Эти названия они получили по своим наполнителям, которые нам предстоит в них положить. В железные - железные лимонадные крышки. В "золотые" - жестяные кусочки. В "деревянные" - маленькие деревяшки или очищенные прутики. В бело-зелёные - бумагу. Тогда при встряхивании кубики будут звучать.

Наличие больших (для твёрдых складов, как, например, в кубике, который я склеила первым БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б) и маленьких кубиков (для мягких складов) отражает другую особенность русской речи - её двутоновость. Твёрдые склады мы произносим с более открытым ртом, мягкие - полузакрытым, с узкой щелью. Словом, серьёзная, научная обоснованность чувствуется в каждом ньюансе этого метода, и здорово понимать

Большое преимущество методики Зайцева в том, что она может как работать самостоятельно, так и легко сочетаться с другими, которые вы, возможно, захотите попробовать.

Можно начать, когда малышу всего несколько месяцев - показывать ему склады, называть, петь их. Продолжать в год, в два, в три. Складывать слова, писать кубиками своё имя. И даже дорасти с ними до пяти и шести лет, когда ввести терминологию (гласные, согласные, глухие-звонкие, твёрдые-мягкие, знаки пунктуации) и объяснить, наконец, малышу, почему его кубики такие разные по размеру и цвету. А в каком возрасте вы будете играть со своим малышом в загадки, скороговорки и "чистоговорки"? В книжке приводятся 300 (триста!) загадок. С отгадками на два кубика, три... восемь и более. Вот, например, загадка на семь кубиков: "Кто на все руки мастер?" - "Пе-р-ча-то-ч-ни-к". Не просто, правда? Так что, если кубики полюбятся - будут с нами не один год.

Распространение системы Зайцева - огромно. По методикам Зайцева и его кубикам сегодня работают сотни детских садов, групп, площадок. В чем, еще раз, суть и новаторство этих занятий. Вся многовековая традиция педагогики располагает материал в учебнике по принципу: правило - упражнение. Метод Зайцева: весь материал, компактно выраженный, разместить на стене.

Материал считывается со стены взглядом. Другая стратегия работы преподавателя по Зайцеву, учебный материал больше не тонет в ворохе упражнений. Все, кто привык работать только по принципу: "открыл параграф, сделал упражнение", начинают чувствовать себя крайне неуютно. До Зайцева никогда весь материал не был собран в одном месте. Никогда не выполнялся принцип "от частного - к общему, от общего - к частному", потому что общего не существовало. Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем.

Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является склад.

Склад - это пара из согласной с гласной или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих знаменитых кубиков.

Когда ребенок начинает говорить, он не произносит отдельно буквы, он говорит "ма","па","ба". На кубиках применен этот метод. Обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же играючи малыши знакомятся и с математикой. Зайцев разработал специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

Обучение по методике Зайцева - это не только таблицы слогов и арифметических действий, но и игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, пазлы, строительные наборы и т.д. Ко всему прочему, созданная в детском саду или в школе обучающая среда должна поддерживаться и дома. По квартире должны быть развешаны таблицы, любое бытовое занятие должно сопровождаться определенными методическими инструкциями и многое зависит от духа, который царит в семье.

Кубики Зайцева различаются по 46 признакам. Большие и маленькие, «железные», «деревянные» и «золотые». Кубики по разному весят и звучат.

«Золотые» кубики – звенят, «железные» - гремят, «деревянные» глухо постукивают.
Звуки помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Обучению помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Размер букв и знаков в таблицах Зайцева и на кубиках Зайцева достаточен для того, чтобы без всякого напряжения мог восприниматься ребенком с расстояния в несколько метров.

Методика счёта, на основе таблиц Зайцева, предлагается детям с трёх лет. Четырехцветная лента с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов - кружочков и квадратиков. Даже трехлетние дети через весьма непродолжительное время способны находить на ленте любое заказанное число. Четные и нечетные различаются по цвету, каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.
Разрезные карточки представляют число в его отношении к сотне (например, 54 закрашенных квадратика в матрице 10*10 клеток и 46 незакрашенных).

Дети 4-5-лет легко переходят к сложению и вычитанию в пределах ста, первоклассники делают это через несколько уроков, избегая многомесячного знакомства с цифрами и сточасового сидения в десятке.

Переход от числовой ленты к таблице 1 помогает ускорить операции по сложению и вычитанию в пределах ста, довести их до автоматизма и перейти к подсчетам в уме раньше предусмотренных традиционными программами сроков.

Шесть кубиков и таблица 2 помогут детям освоить запись и чтение трехзначных чисел, создадут образные представления об их составе - количестве сотен, десятков, единиц.

Таблица 3 познакомит учащихся с записью и названием многозначных чисел.
Пособия Зайцева будут интересны и полезны всем детям. Занятия с "Кубиками Зайцева" основаны на игре и дети учатся, получая удовольствие от занятий.

«Складушки» Воскобовича.

Игра-пособие "Складушки" предназначена для обучения детей раннему (с 3-4 лет) чтению в складовой системе. Складовая система обучения детей раннему чтению сейчас получила широкое распространение. Помимо того, что склады в этой системе дети изначально учатся произносить так, как они звучат в словах, сами склады расположены строго определенным образом. Эта игра - переработанная В.Воскобовичем популярная система обучения чтению детей раннего возраста известного петербургского педагога Н.Зайцева.

Скачать бесплатно

Н.А. Зайцев "Письмо. Чтение. Счет". скачать
Таблицы Зайцева

Рада встрече, дорогие читатели!

Продолжаем постигать интерес по поводу ранних методик развития наших деток. О пользе раннего развития можно почитать . Сегодня речь пойдет про обучение детей по методике Зайцева.

Об авторе

Николай Александрович Зайцев (родился в 1939 г.) долгие годы работал воспитателем и учителем литературы, русского и английского языка. Имеет педагогическое образование. И работая долгие годы с детьми начинал практиковать раннее развитие. Это пришлось на начало 20 века.

Работал с разными детками: и в колонии для несовершеннолетних, и в детских домах, и в интернатах для умственно отсталых детишек, и в обычных школах.

По мере накапливания своего педагогического опыта Зайцев делает для себя выбор, что ему интересно заниматься именно с детьми дошкольного возраста и речь заходит о зарождении новой школы раннего развития.

В 70-е годы прошлого столетия мало кто практиковал такого плана развитие, так как советское образование не принимало никаких новшеств подобного плана. Не было интернета, да и не в каждой деревеньке были библиотеки.

Информация застаивалась и не спешила разноситься. Прошло немало лет, пока к этой системе вновь вернулись и стали ее применять.

В 1989 г. было создано общество «Мазай», которое использовало программы развития Зайцева и он ведущий специалист. Здесь и берет начало активное распространение метода и начинается производство кубиков.

В наши дни система применяется довольно успешно и может быть многим знакома, используются в школах и детских садах.


Общество «Мазай» переименовано в ООО «Методики Зайцева» издает различные пособия и авторские разработки, такие как:

  1. Кубики Зайцева. Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
  2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Отличный набор с карточками для занятий, который позволит вашему ребенку расширить словарный запас и знаний, научиться читать целыми словами и это просто увлекательная игра.
  3. «Тысяча +» (скачать) - обучение математике.
  4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
  5. «Песенки и потешки». Это реставрация русских народных и всеми любимых коротеньких стишков, которые были собраны из разных книг. К данной книге так же прилагается диск с песенками.
  6. «Чистоговорки и скороговорки». Учимся правильно говорить.
  7. Еще многочисленные игры и головоломки, мозаики и настольные игры.

  1. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
  2. Зайцев Н.А. "Письмо. Чтение. Счет" (скачать книгу)
  3. Так же рекомендую к прочтению еще вот такую книгу - Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)

Да, чуть не забыла, не лишним будет и то, что вы будете напевать склады на занятиях с ребенком, так ребенок легче воспринимает информацию и быстрее запоминает. А помогут вам в этом песенки-подпевки самого автора. (скачать)

При помощи методик Зайцева можно обучать детей чтению, письму, рисованию, математике и грамматике, географии, ботанике, зоологии, экологии, иностранным языкам и другим наукам. Под каждый предмет разработаны свои обучающие материалы и дидактические пособия.

Не смотря на успешную популярность, методика Зайцева так и не признана официально.

Основные принципы методики

Зайцев всерьез задумался о том, как преподносится учебный материал для детей. В то время это была голая структура: теория и закрепление материала — упражнение к уроку.

Ребенок быстро устает от таких занятий и большую часть информации не запоминает, либо запоминает, но не надолго.

Зайцев решил внести изменения в эту педагогику и предложил совершенно новое понимание материала.

Особенность этого метода в том, что весь материал который необходимо изучить, сразу показывается ребенку и постоянно у него перед глазами систематизирован в виде специальных таблиц.

В основе методики лежат такие принципы, о которых все знают, но далеко не все их придерживаются. По методике Зайцева процесс обучения должен складываться из:

  • Зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, здесь мы видим разные цвета.
  • Осязание и тактильная память: от конкретного образа мы переходим к действию. Даем ребенку посмотреть потрогать, покрутить, поиграть, может даже и бросить.
  • Слух: озвучиваем слова — поем склады и каждый кубик по-разному звучит.
  • Весь материал полностью систематизирован и представлен перед глазами в виде таблицы.

Он убежден, что ребенок усваивает материал на 90 % лучше, когда учитель не проговаривает материал, а наглядно показывает его.

Если в русском языке дети сначала учат буквы, затем складывают слоги, затем полностью получают слово. Ни в одном языке мира не читают по буквам, это и усложняет и тормозит процесс обучения чтению.

Многолетняя практика привела его к тому, что он изобретает специально разработанные кубики. Давайте поближе их рассмотрим.

Волшебные кубики

Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах которые вы можете встретить в продаже могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу из которых изготовлены и наполнителям. Это 52 кубика (в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например мама).


Склад в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.

Таким образом ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом таким образом учился выговаривать первые слова.

Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.

Но в чем же их особенность?

  • Они могут быть деревянные или железные. И не спроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные — глухие.
  • Все буквы на них разных цветов, например, гласные — голубые, согласные — синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
  • Знаки (твердый и мягкий) зеленым цветом.
  • Большие и маленькие кубики, тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких — мягкие.
  • Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
  • Белый кубик со знаками препинания.

Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.

Обучающие таблицы


Такие таблицы автор рекомендует вешать на стены или доску. Таким образом мы сразу наглядно видим весь материал., помогает отследить, что прошли, что еще впереди.Является так называемым путеводителем. Зайцев разработал три вида таблиц:

  1. Складовые, которые объединили в себе склады, составление из слов, так же разделение на звуки (звонкие, глухие).
  2. Стосчетовые, которые объединили в себе числа от 0 до 99. При помощи такой таблицы можно производить математические действия в пределах ста.
  3. Математические, более сложные операции с числами, свойства числе, действия, дроби и пр.

Для какого возраста

Система так же не привязана к конкретному возрасту. Вы можете начинать ее осваивать и в год, и в два, и в пять лет.

Для деток от 1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но, на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам.

От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками, порой не по назначению.

Преимущества метода


  1. Повторюсь, что занятия не привязаны к конкретному возрастному периоду можно и в год и в пять лет пользоваться данной методикой.
  2. Дети быстро запоминают склады и начинают читать, как показала практика Зайцева.
  3. Ваш ребенок никогда не сделает грубых ошибок в словах.
  4. Методика доступна как для работы в коллективе, так и в домашнем индивидуальном использовании.
  5. Можете обучаться в своем заданном темпе.
  6. Довольно простой и наглядный материал.

Недостатки системы

  1. В школе вам придется переучивать ребенка, так как ребенок, используя в составе слова склады не сможет правильно сделать фонетический состав слова. Так как склады не соответствуют слогам, ребенок будет путаться и ошибаться.
  2. Методические пособия не из дешевых, могут позволить не каждые родители.
  3. Для проведения занятий в домашних условиях самим родителям придется потратить достаточно времени, чтобы прочитать и самим освоить материал, а потом уже преподнести его для ребенка. Просто так сесть и позаниматься у вас не получиться! А если вы еще решите изготовить кубики своими руками, то придется потратить не один вечер на мастерство. И далеко не каждая мама располагает ресурсом времени (хотя для изготовления кубиков можно привлечь всех домочадцев).
  4. Некоторые дети проглатывают окончания в словах.
  5. Методика подходит только для (спорно).

Ну, вот, дорогие родители, занимайтесь с вашими детками и будьте счастливы!

До новых встреч!

Пишите комменты и заходите в соц. сети!