Научные изобретения древнего рима. Основные характеристики и достижения древнего рима

Римляне, как правило, лишь совершенствовали конструкции, изобретенные греками. Многие из технических достижений Древнего Рима связаны с сельским хозяйством. Так, например, именно здесь впервые получил широкое распространение винтовой пресс для отжимки масла из оливок и сока из винограда. В основе его действия лежал принцип винтового движения, открытый Архимедом.
Однако жатку римляне, видимо, изобрели сами. По изображениям на римских барельефах, найденных археологами, можно судить, что она представляла собой большую прямоугольную раму, к переднему краю которой прикреплялись мелкие металлические зубья. Жатка , направляемая сзади рабом, шла по полю, и колосья, попадавшие между зубьями, оставляли зерна в ковше жатки. Собирать урожай с помощью этого простейшего устройства было легче, чем косить, а затем молотить колосья.
Более значительны заслуги римлян в строительстве — особенно мостов и дорог. Именно римляне из числа всех древних народов считаются самыми искусными и прилежными мостостроителями. Помимо грандиозных акведуков, они построили множество «настоящих» мостов и виадуков, отличающихся прочностью и долговечностью (стоит пояснить, что мостами принято называть сооружения, соединяющие берега реки, а виадуками — края оврагов и пропастей).
Римские инженеры первыми стали строить мосты целиком из камня, тогда как, например, в Древнем Вавилоне каменными были только устои мостов, а пролеты — деревянными. Римляне же первыми пришли к выводу, что для большей прочности мостовые пролеты должны быть не прямыми, а сводчатыми. Такая форма позволяет более равномерно распределять нагрузки, которым подвергается мост.
Приглядевшись к современным мостам, обнаружишь» что в большинстве конструкций и сегодня присутствуют сводчатые элементы. Таким образом, техническое решение, найденное еще в Древнем Риме, служит человеку и поныне.
Кстати говоря, служат по сей день и некоторые из самих римских мостов. Так, например, в Испании до сих пор пользуются каменным мостом через реку Тахо, возведенным строителями Древнего Рима в 98-106 годах нашей эры. Длина его проезжей части около 200 метров, а высота над рекой — 105…
Другим важнейшим достижением техники Древнего Рима стали знаменитые дороги. Они были образцовыми. Некоторые из них, как римский мост в Испании, тоже еще служат верой и правдой. Пример — знаменитая Аппиева дорога , сооруженная в 312 году до нашей эры по приказу римского полководца Аппия Клавдия Красса и соединяющая Рим и Капую.
Тайна столь удивительного долголетия в том, что древнеримские инженеры первыми
догадались, что мостовая должна иметь «фундамент », да не простой, а многослойный.
На хорошо утрамбованную землю дорожники-рабы прежде всего укладывали толстые каменные плиты, скрепляли их бетоном и выравнивали песком. Кстати говоря, бетон , представляющий собой смесь глины, гипса и извести с водой, тоже древнеримское изобретение. Застывая, бетонный раствор становился прочнее камня.
Следующим слоем древнеримской дороги был битый камень , уложенный в раствор того же цемента. Затем шли более мелкие камни. Оба эти слоя очень тщательно утрамбовывались, и уже на них укладывалось верхнее дорожное покрытие — толстые каменные блоки . Толщина такой многослойной дороги достигала… 2,5 метров.


Древний Рим является одним из первых и вместе с тем самым ярким примером глобализации в истории человечества. Наследие римского государства поистине колоссально. Оно настолько велико и ощутимо в нашем, западном мире, что все мы можем считать себя чуть-чуть римлянами. И сейчас речь пойдет о несколько наиболее значимых вещах, которые даже если не были изобретены в Риме, то вошли в «моду» именно благодаря ему.

1. Латинский алфавит


Где используется латиница.

Самый очевидный предмет наследия Рима. Сегодня на языках, которые основаны на латинице, говорит и пишет полмира. Сам же латинский алфавит, по наиболее популярной (и правдоподобной) теории ученых, появился в результате адаптации этрусского алфавита и добавления в него элементов греческого.

2. Бетон


Только римляне оценили сей материал по достоинству.

Бетон был изобретен людьми задолго до римлян. Тем не менее, именно римляне в полной мере оценили все достоинства этого материала. В центральной и западной части империи, из бетона строилось буквально все от зданий мастерских и жилых домов, до храмов, акведуков, государственных и культурных зданий.
Более того, римляне делали особый бетон, невероятно прочный и долговечный! Его секрет ученые разгадали совсем недавно. Вся соль была в том, что римляне для укрепления материала использовали морскую воду и вулканическую сажу.

3. Мощеные дороги и каменные мосты


Римляне первыми стали широко строить каменные мосты.

Как и в случае с бетоном, дороги и мосты люди строили по всему миру и до римлян. Однако в «западной» части наше планеты, именно они решили, что неплохо бы делать дороги долговечными, а мосты более прочными. В результате строительства этих инфраструктурных объектов стали активно применять камень и бетон. Потребность в хороших дорогах была очевидна, во времена «pax romana» (эпохи римского процветания), Римская Империя занимала почти весь известный мир и была крупнейшим государством на нашей планете. Сохранились римские мощеные дороги, и по сей день.

4. Дорожная паутина


Римские дороги дошли и до наших дней.

Римские дороги сегодня конечно уже не используются там, где они сохранились. Однако, римляне оставили нам другой подарок. Транспортная паутина Европы и Малой Азии все еще определяется местами прохождения римских дорог. Многие современные магистрали и шоссе сегодня совпадают с древнеримскими.

5. Водопровод


Акведуки римляне также популяризировали.

Запатентовать авторство водопровода за римлянами будет трудно. Строить акведуки пробовали еще в древнем Вавилоне. Однако, именно римляне стали использовать акведуки везде, где только могли. В отличие от всех цивилизаций-предшественников, римляне использовали акведуки не только для ирригации, но и для снабжения водой городов, а также промышленных объектов: ремесленных кварталов и мест добычи ресурсов. Один только город Рим снабжался с 11 акведуков! Сегодня более-менее сохранившиеся акведуки можно найти по всей Европе: в Италии, Франции, Германии и в других местах.

6. Канализация


Самые большие города и самые большие клоаки для них, были у римлян.

Именно римляне сделали канализацию не просто «модной», а жизненно необходимой для крупных городов. Использовались римские клоаки, как для отвода нечистот, так и для отвода ливневых вод. Поначалу это были достаточно тривиальные выгребные ямы да канавы, однако позднее римляне стали мостить их камнем и даже делать подземные тоннели! Первой римской канализацией стала «Cloaca Maxima», которая находится в самом Риме. Кстати, сохранилась она и до наших дней. Ее даже используют! Правда, сегодня исключительно для отвода дождевой воды.

7. Регулярная, профессиональная армия


Ополчение хорошо, а армия еще лучше.

До римлян регулярные армии, как таковые отсутствовали. В древней Греции, в Египте и на Востоке, армии, как правило, собирались в виде ополчения, в час нужны, для защиты или напротив, военного похода на соседей. Число «профессиональных» воинов во всех ранних государствах было ничтожно мало и чаще всего заканчивалось на личной охране правителя, да храмовой страже.

История Рима – это история воин, внешних и внутренних. И всю историю этого государства, развивалась и его армия, которая прошла большой путь от описанной выше милиции и ополчения, до регулярной и более того – профессиональной армии. Именно римляне сменили понятие воина на солдата, поняв, что в большом государстве постоянно нужны те, кто будет защищать его интересы с оружием в руках.

Примечательно, что окончательный переход к регулярной армии произошел благодаря экономическому кризису в государстве. В стране страшнейшими темпами рост уровень безработицы из-за разорения крестьянских хозяйств. Решение нашел Гай Марий, который стал брать всех свободных жителей страны (не только граждан), на воинскую службу обещая жалование и земли при выходе на пенсию

8. Меценатство


Римляне сделали модным покровительство искусству и науке.

Само это явление в обществе было названо в честь Гая Цильния Мецената, лучшего друга правителя Рима Октавиана Августа. Выражаясь современным языком, можно было бы назвать Мецената первым министром культуры в истории человечества. На деле, Гай Цильний не занимал никакой официальной должности, однако активно спонсировал деятелей культуры, дабы те прославляли государственные ценности и самого Октавиана Августа.

9. Республика


Республика есть общее дело.

Когда современные люди говорят о демократии, республике и свободе, можно подумать, что все эти три слова – синонимы. На самом деле все это совсем не так. Демократия Афин не имела никакого отношения к Республике Рима, последняя же, как раз и является дедушкой всех республиканских форм правления.

Именно римляне первыми оценили пользу от разделения власти, поняв, что концентрация таковой в руках одного человека может быть опасной для всего общества. По иронии судьбы, именно концентрация власти в одних руках уже в имперский период и станет одним из могильщиков древнего государства.

Тем не менее, долгое время римлянам действительно удавалось успешно разделять власть в обществе, достигать общественного консенсуса между всеми свободными жителями страны. Пускай временами для этого беднейшим представителям общества и приходилось шантажировать богатейших массовой миграцией в другие земли, или даже браться за оружие.

10. Гражданство


Гражданином может быть каждый, кто живет и свободен.

Пожалуй, самое главное наследие Рима, которым сегодня, так или иначе, пользуется человек. Понятие «гражданин» существовало во многих древних государствах. Однако, только римляне со временем пришли к тому, что все свободное люди должны быть гражданами империи, вне зависимости от того, где они родились и в какой части государства проживают.

11. Христианство


Сим победишь.

Долгое время в Римской Империи христиане считались опасной иудейской сектой. Однако все изменилось при Константине Великом, который после битвы за Рим уравнял все религии в правах. Он же перенесет тот самый крест из Иерусалима в новую столицу государства – Константинополь. Уже Феодосий I Великий сделает христианство государственной религией. Так, благодаря Риму христианская вера начнет свое распространение по миру.

12. Социальная мобильность


Римская империя по социальной мобильности едва ли не превосходила современные США.

Напоследок хочется поговорить о еще одном «подарке». Как и все древние государства, Рим был рабовладельческим. Именно в древнем Риме сформировалось понятие «классического рабства», того ужасного явления, которое сегодня кажется абсолютной дикостью. Но при всем при этом, ужасный Рим разительно отличался от любого другого государства в вопросе социальной мобильности.

До Рима, в какой-нибудь древней Греции, Египте, Вавилоне – люди умирали теми, кем рождались. Еще много столетий после Рима, люди умирали теми, кем рождались. И только в Риме, впервые, люди стали активно пользоваться социальной мобильностью. Здесь рабы становились свободными, вольноотпущенники возносились в аристократию, а простые солдаты проходили дорогу до императора.

Post scriptum


Мавзолей простого пекаря.


Сам герой.

Сегодня, в современном Риме, в центре города, недалеко от Колизея и руин форума, можно найти маленький мавзолей. Хозяином этого мавзолея был не император, не сенатор и даже не почтенный гражданин. Его хозяином является простой пекарь – Марк Вергилий Эврисак. Он был рожден рабом в семье греческих мигрантов, смог получить свободу, заключил со столицей страны договор на поставки хлеба и разбогател настолько, что в итоге смог позволить этот самый памятник для себя и своей жены.

Древний Рим является одной из основных цивилизаций в древнем мире.

Наряду с Древней Грецией, римская цивилизация попадает в эпоху классической древности. Древний Рим находится под сильным влиянием греческой культуры во многих отношениях. Римское общество переживает сильное развитие в области права, военной промышленности, искусства, литературы, архитектуры, технологии языка, это само по себе знаменует огромный вклад в культуру всего западного мира.

Древний Рим обладал высокоразвитой для своего времени технологией. Было сделано большое количество достижений, которые теряются в средние века и были вновь открыты лишь в $19$-$20$ века.

Пример 1

Примером этого является стеклопакет, который был снова изобретен только в $1930$ - х годах.

Римляне незаконно присваивали греческие изобретения или умело копировали их.

Мифы

Римляне слышали мифы греков. Они настолько сильно любили эти истории, что взяли эти истории и заменили в них имена греческих богов. У римлян были свои религиозные убеждения. Они просто добавили греческих богов к ним. Но они не полностью копировали греческих богов. Они добавили римские личности к греческим богам, и настояли, что они всегда были римскими богами. Римляне, никогда не давали какой - либо другой цивилизации деньги на изобретения. По мнению древних римлян, все было изобретено в Риме.

Римляне были очень хороши в копировании идей других народов. Но, они сами придумывали некоторые вещи.

Архитектура

Римляне были особенно известны своей архитектурой, которая входит в категорию классической архитектуры. В эпоху республики строительство было почти идентично греческим зданиям. За исключением двух новых стилей расположения колонн. К концу этой эпохи не было внесено существенных новшеств. К $1$ веку до н.э. римляне начали широко использовать бетон (основан в $3$ - м веке до нашей эры). Вскоре он вытеснил мрамор, как наиболее часто используемого строительного материала.

Римляне впервые стали строить с помощью бетона более $2100 $лет назад и использовали его на протяжении всего средиземноморского бассейна во всем, от акведуков и зданий до мостов и памятников. Римский бетон был значительно слабее, чем его современный аналог, но он оказался удивительно долговечным благодаря своему уникальному рецепту, в котором использовали гашеную известь и вулканический пепел, для создания липкой пасты.

Дороги

Бетон допускался при создании прочных дорог с твердым покрытием, которые использовались даже после падения Рима. Создание обширной и эффективной дорожной сети значительно увеличило силу и влияние империи. Дороги были построены для быстрого перемещения римских легионов. Вскоре они стали иметь экономическое значение. Их использовали как торговые пути, и Рим стал центром мировой торговли.

Водопроводы

Римляне построили большое количество акведуков для снабжения водой городов и промышленных центров, а также для сельского хозяйства. Водоснабжение Рима обеспечивали $11$ акведуков общей протяженностью $350$ км ($220$ миль).

Газеты

Римляне были известны тем, что содействовали общественной дискуссии посредством использования официальных текстов, детализирующих военные, правовые и гражданские вопросы. "Ежедневные акты" эти ранние газеты были написаны на металле или камне, а затем размещены в густонаселенных местах, например, в таких торговых областях, как Римский форум. В них включались сведения о римских военных победах, списках игр и гладиаторских поединках, рождениях и смертях.

Благосостояние

Древний Рим был родником для многих современных государственных программ, в том числе мер, которые определяют субсидии для продуктов питания, образования и других расходов нуждающимся. Эту раннюю форму благосостояния продолжили при Траяне, который реализовал программу, известную как "Алименты", для помощи детям из бедных семей и детям-сиротам. Эта программа помогала обувать, кормить и учить таких детей.

Хотя Римская империя существовала более 2000 лет назад, её вклад в историю цивилизации переоценить сложно.

И не стоит думать, что в то время люди были примитивными и отсталыми.

Современное общество многими изобретениями и технологиями обязано именно римлянам.

1. Бетон


Римляне умели изготавливать прочный и долговечный бетон, который зачастую лучше современного. В то время как нынешний бетон разрушается в течение пятидесяти лет или даже менее того, римский бетон до сих пор остается таким, каким был тысячи лет назад. Ходят предания, что римский инженер Марк Витрувий создал этот сверхпрочный раствор из вулканического пепла, извести и морской воды.

Он смешивал эти три ингредиента с вулканическим камнем и погружал смесь в морскую воду. Примерно через десять лет в бетоне образовывался редкий минерал, называемый алюминий-тоберморит, который и позволял ему сохранять свою прочность.

2. Дороги и шоссе

Как только римляне поняли, что мощеные дороги могут помочь им сохранить сильную армию и империю, они построили их повсюду. В течение 700 лет они проложили 88 000 километров дорог по всей Европе. Эти дороги были хорошо спроектированы, рассчитаны на длительный срок эксплуатации и позволяли быстро путешествовать по империи. Прошло 2 000 лет, но многие римские дороги все еще существуют и сегодня.

3. Культура питания

Римляне любили хорошо поесть, и столовая была важной частью их жизненного пространства. Типичный римский ужин состоял из трех блюд: закуски, основного блюда и десерта, что весьма напоминает современность. Римляне также пили вино на протяжении всей трапезы, что отличалось от греков, которые пили вино после еды. Подобные привычки сохранились и поныне.

4. Прошитые книги

До появления прошитых книг цивилизация в основном использовала каменные таблички или свитки. Однако к первому столетию н. э. римляне создали первые «кодексы», которые состояли из листов папируса или пергамента, связанных вместе. Тем не менее, настоящие книги появились только в V веке н.э.

5. Водопровод

Древние римляне разработали революционную систему водопровода, которая сначала начиналась с акведуков, что позволило им транспортировать проточную воду в населенные районы, и закончилось разработкой сложной системы трубопроводов из свинца. Они являются одной из первых цивилизаций, которые сделали подобное.

6. Курьерская служба

Римский император Август основал первую курьерскую службу в Римской империи под названием «Cursus Publicus». Это помогло передавать сообщения и информацию об налогах из одного места в другое. Император основал службу на персидской системе, но изменил ее так, что только один человек доставлял посылки или информацию из одного места в другое, а не передавал информацию многим людям. Это был более медленный процесс, но так обеспечивалась большая безопасность.

7. Газеты

Газеты прошли долгий путь. Первоначально римляне начали издавать записи сенатских собраний под названием «Acta Senatus», которые были доступны только сенаторам. Позже, после 27 г. до н. э., появилась «Acta diurna» - ежедневная газета для «обычных людей».

8. Центральное отопление

Одна из первых известных централизованных систем отопления в мире была создана римлянами. Она называлась «гипокаустом» и устанавливалась в основном в больших общественных банях. Под фальшполом постоянно горел огонь, который нагревал комнату и воду, идущую в баню.

9. Граффити

Оказывается, граффити - это не современная художественная форма, и возникла она в Древнем Риме. Ученые нашли граффити при раскопках Помпей, которые были «законсервированы» на века в слое пепла от извержения горы Везувий в 79 году н.э. Одной из многих вещей, нацарапанных на стенах, была фраза: «Я удивляюсь, что стена еще не рухнула от всех этих записей».

10. Канализация

Первая римская канализация была построена этрусками на всем итальянском полуострове в 500 году до нашей эры. После этого римляне расширили канализацию. Стоит отметить, что в основном она использовалась не для сточных вод, а для уменьшения наводнений.

11. Кесарево сечение

Цезарь постановил, что всех женщин, которые умирали во время родов, нужно вскрывать для спасения ребенка. Стоит отметить, что данная процедура никогда не предназначалось для спасения жизни матери, однако сегодня процедура радикально изменилась и стала более распространенной.

12. Медицинские инструменты

Благодаря сохранившимся руинам Помпей, ученые больше узнали о медицинских инструментах, используемых древними римлянами. Многие из них использовались вплоть до XX века. К примеру, были обнаружены вагинальное зеркало, ректальное зеркало и мужской катетер.

13. Дорожные знаки

Дорожные знаки вовсе не являются современным изобретением, и римляне тоже использовали их. На всех своих многочисленных дорогах и автомагистралях они использовали большие «вехи», чтобы дать путешественникам информацию о направлении и расстоянии от Рима и других городов.

14. Городская планировка

Римляне первыми применили столь распространенное сегодня планирование городов, создавая некоторые из первых проектов расположения улиц в виде сети. Многие из этих городов стали ранними моделями для более поздних проектов, поскольку проектируя города, римляне обнаружили, что они могут контролировать поток трафика, а также повышать эффективность торговли и производства.

15. Фаст-фуд

Руководству McDonald’s, вероятно, нравится думать, что именно они изобрели фаст-фуд, но это далеко не так. Например, в древнем городе Помпеи явно никто не любил готовить, поскольку в домах людей было найдено несколько кухонь. Вместо этого горожане ходили в «попины» или древние рестораны. Перекусы на ходу были довольно распространенными.


Римская цивилизация оставила за собой огромный вклад в историю, несмотря на то, что в большинстве случаев была в тени соседей из Греции. Римляне заимствовали многие науки, а счет с использованием римских цифр и вовсе был малоприятен. Тем не менее, существует как минимум 10 технологий созданных в Риме, но используемых поныне.

В древности считалось, что для того, чтобы познать азы геометрии или философии, предпочтительно обращаться к греку. Если же необходимо построить мост, канализацию или мощное оружие, то лучше обратиться к римлянину. Действительно, непревзойденные технологические достижения выделяют эту цивилизацию среди прочих представителей своего времени. Результатом римских изобретений стал тот факт, что многие технологии используются и по сей день по всей планете. Мы расскажем о десяти наиболее известных.


10. Купол
То, что сейчас воспринимается, как должное: арки, атриумы, стеклянные стены и потолки, было немыслимо в древнем мире: прежде, чем римлянам удалось создать технологию усовершенствования зданий, самые лучшие архитекторы того времени подолгу мучались с каменными крышами. Все архитектурные произведения, созданные до расцвета римской цивилизации, такие, как пирамиды, выгляди снаружи намного более впечатляющими, чем были внутри-они представляли собой темные помещения с ограниченным пространством. Первыми в итории именно римляне сумели создать огромные открытые внутренние пространства благодаря осознанию того факта, что арку можно было вращать в трех измерениях. А для создания мощной надежной силы, позволяющей удерживать такие сооружения, было необходимо особое вещество, которым стал бетон - достижение римлян. В данном рейтинге мы еще вернемся к этому достижению цивилизации


9.Вооружение
Как и большинство технологий того времени, осадное оружие первыми создали греки, но было усовершенствовано римлянами. Благодаря захваченным образцам греческого оружия, мир увидел баллисты - арбалеты гигантского размера, легкие и точные. Использование баллист было широко направлено как против пехоты, в то время, как на их основе были созданы «двигатели осады» - мощные и маневренные мини-катапульты, которые хоть и были не такими прицельными, как баллисты, но наносили огромный урон, что позволяло успешно использовать их для осады


8. Бетон
Жидкий камень, он же бетон - одно из величайших достижений римлян. В наше время бетон является повсеместно используемым при строительстве самого разного масштаба. Античный бетон состоял из смеси вулканического пепла, пуццолана, щебня, извести и песка. Бетон позволял производить заливку любой формы, и был необычайно прочным. Изначально, римские архитекторы использовали его для отливки оснований алтарей, однако в более поздние времена проводились самые различные эксперименты с этим материалом, результатом которых стало появление таких чудес, как Пантеон - крупнейшее в мире неармированное сооружение из бетона и поныне возрастом в 2000 лет


7. Дороги
Повествуя о достижениях римской цивилизации нельзя умолчать о таком изобретении, как дороги, которые создавались настолько хорошо, что многие из них до сих пор годятся для использования. Конечно, было бы некорректно сравнивать римские дороги с современными асфальтовыми шоссе, но они действительно были прочными, и создавались на века в несколько этапов. В начале рыли огромный котлован глубиной около метра, затем на дно траншеи устанавливали широкие каменные блоки, после чего оставшееся место заполняли толстым слоем гравия. Самый верхний слой укладывали специальными плитами с выпуклостями, по которым могла стекать вода. Как известно, инженеры империи настаивали на создании исключительно прямых дорог, требовавших огромных ресурсов для очистки местности, через которую эти дороги проходили. Однако, к 200 году до нашей эры, империя римлян имела в своем активе 85000 километров дорог


6. Канализация
Монументальные коллекторы римлян стали одним из самых знаковых творений при том, что изначально строились совсем для другой цели. Первоначально «Клоака Максима» («Крупнейшая канализация» при дословном переводе), создавалась для слива части воды из местных болот. Начиная с 600 года до нашей эры и в последующие сотни лет было добавлено множество водных путей. На данный момент сложно точно определить, в какой момент клоака стала полноценной канализацией, однако по мере роста городов канализация стала проникать в них глубже и глубже, со временем полностью охватив их. Основным достижением канализации был факт неприметности и избавления общества от большинства инфекционных болезней, а Плиний старший заявил, что римская канализация является намного более сложным архитектурным сооружением, нежели египетские пирамиды


5.Пол с подогревом
Создание оптимальной температуры - сложнейшая инженерная задача, которая требует мощного научного потенциала даже в наше время, что говорить про древние времена. Однако, римляне справились с этой задачей. Они впервые применили идею, которая до сих пор используется при строительстве теплых полов - он представлял собой сооружение из глиняных полых колонн, которые встраивались под основание пола, и решал сразу несколько проблем: проблему огня и проблему дыма. Огонь в то время был основным источником тепла, однако здания имели свойства гореть, а выделяющийся при этом дым нес собой огромную опасность удушения. В римской системе подогрева пол был приподнят, что позволяло горячему воздуху из печи никогда не вступать в контакт с комнатой: он проходил через полые плитки, а на выходе из здания поглощался глиняными черепицами, что позволяло достичь необходимого эффекта


4. Акведук
Как и дороги, акведуки феноменальной длины стали визитной карточкой и настоящим инженерным чудом в жизни римлян. Одним из ограничений роста древних городов была невозможность добраться из любой его точки до питьевой воды, и эта проблема была решена. Ведь, хоть Рим и располагался на реке Тибр, она была чрезмерно загрязнена другим изобретением зодчества: канализацией. Римские акведуки представляли собой сложную систему, имеющую протяженность в более чем 400 километров, и поставляющую в город чистую питьевую воду


3. Гидроэнергия
Римляне сумели объединить воедино греческие технологии и собственное инженерное мастерство, которое позволило создать первые в мире мельницы, турбины и лесопилки на энергии воды. Также, римляне создали первое в мире колесо-перевертыш, впоследствии получившее широкое распространение во всем мире. Примечателен тот факт, что несмотря на обилие инженерных идей, в большей части империи продолжал использоваться доступный и дешевый ручной труд


2.Арка из сегментов
Хотя такое изобретение, как арка не принадлежит рукам римлян, они нашли возможность его усовершенствования. Инженерам римлян удалось постичь, что для придания конструкции прочности, арка не должна состоять из одного сегмента, когда ее можно разбить на множество мелких деталей. Это позволило создавать намного более мощные и надежные мосты


1. Понтонные мосты
Огромное количество римских дорог подразумевало под собой возможность быстрого перемещения армий, а созданный в 55 году до нашей эры Юлием Цезарем понтонный мост длиной более 400 метров позволил римлянам молниеносно пересечь Рейн, в котором древние племена немцев видели надежную защиту от вторжения. Мост через Рейн оказался чрезвычайно умным творением, ведь соорудить мост через реку, не нарушая течения - очень непростая задача, тем более в условиях военной обстановки. Инженеры работали быстро и качественно: сваи были собраны вместе в течение десяти дней, после чего был собран мост