Негативные качества характера. Положительные черты характера в мужчинах и женщинах

Черты характера

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действий с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения.

Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

По мнению Ю.М. Орлова, наряду с ситуациями, в которых обнаруживается определенная черта человека, ее существенной характеристикой является вероятность того, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. О какой-либо черте можно говорить как об устойчивой характеристике человека, если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика. Однако вероятность означает, что эта черта проявляется не всегда, в противном случае речь бы шла просто о механическом поведении. Такое понимание черт характера очень напоминает проявление привычки человека: в определенных условиях действовать определенным образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства. Обуславливая поведение человека, черта характера в поведении и формируется. Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив, который приобретает устойчивость, по мнению С.Л. Рубинштейна, - это в потенции будущая черта характера в ее происхождении и развитие, в мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций, действие приводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию черты характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила - слабость; твердость - мягкость; цельность - противоречивость; широта - узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, “астеничности” в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т.д., в то время как мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют - то противоречивым.

При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким, уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохранятся, несмотря на это, но именно в этом и проявляется.

Большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения. Интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления - все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высоко интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей.

Реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексным и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность, подозрительность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могут быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость.

В самом общем виде черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления.

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не означает, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами характера.

Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в системе отношений:

1. В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.)

2. В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.).

3. В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.)

4. В отношении к собственности (щедрость - жадность, бережливость -расточительность. аккуратность - неряшливость и т.д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений.

5. Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т.к. само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющим в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным условием самооценки.

Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы деятельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы и операции этой деятельности, происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как деятелю.

Болезненное состояние, сопровождаемое синдромом мотивационной недостаточности, ипохондрией, периодически возникающими острыми переживаниями по поводу своей лени. Черта характера, отражающая лёгкость образования эмоций гнева, которые часто переходят в вербальную и другие виды агрессии. Особо брутальные способы совершения преступлений, для обозначения определенных свойств характера преступления. Жестокость может быть преднамеренной и непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, вербальном поведении(причинение мучений словами) или в воображении - фантазировании, оперирующим образами истязаний, мучений людей или животных.

Прежде чем приступать к классификации и перечислению черт человеческого характера, необходимо понять, какой смысл и понятие вкладывается в этот термин. В переводе с греческого «характер» означает отличие, знак или примету. Личность каждого человека многогранна и в каждом встречается переплетение большого количества личностных свойств, которые и определяют поведение человека в той или иной ситуации. Какие бывают черты характера?

Классификация личностных свойств

Условно основные черты характера подразделяют на три основные группы.

Первая характеризует эмоции, вторая – волю, а третья – интеллект. Существует разделение и по направленности воздействия.

В первую очередь это характеризуется отношением к внешней среде – обществу и окружающим людям.

Во вторую очередь – отношением к собственной персоне, а в третью – к деятельности, то есть труду и обучению.

Эмоциональная группа, к которой относятся такие черты, как агрессивность, апатичность, артистичность, вспыльчивость, впечатлительность, добродушие, жизнерадостность, замкнутость, импульсивность, капризность, любвеобильность, меланхоличность и другие формируются еще в раннем детстве, когда психика ребенка претерпевает этап становления под воздействием множества различных факторов.


Волевые черты характера приобретаются на протяжении жизни – это могущественность, мужественность, напористость, находчивость, одержимость, осмотрительность, педантичность, преданность и др. Интеллектуальная группа включает проницательность, разумность, рассудительность, самостоятельность, смекалистость, толковость, ум, цельность и др.

Решающее значение здесь имеет природная предрасположенность, которая испытывает влияние наследственных генов и темперамента.

Впрочем, окружение ребенка со счетов сбрасывать нельзя: правильнее будет сказать, что оно играет такую же роль в становлении личности, как и то, что заложено природой.

Малыш растет, приобретает опыт взаимодействия с внешним миром и набор положительных и отрицательных черт личности. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни и список уже имеющихся черт характера постоянно пополняется новыми личностными признаками. И если вначале этот процесс происходит бессознательно, рефлекторно, то впоследствии, когда человек осознает свои действия, он уже может делать выбор. Этот осознанный выбор и открывает возможности для преобразования характера, то есть личностного роста.

Основные черты личности

На сегодняшний день список черт характера состоит из нескольких сотен различных определений.


Их самые разные сочетания можно встретить в одной и той же личности. Но в целом существующие на сегодняшний день личностные свойства делят на положительные и отрицательные.

Однако, со стопроцентной уверенностью утверждать, что вот это – плохая черта характера, а это – хорошая, нельзя.

К примеру, авантюризм можно назвать как отрицательной чертой, так и положительной, смотря какое влияние она оказывает на поведение человека.

Если он чрезмерно и необдуманно увлекается различными авантюрами непонятного свойства, то до добра его это, скорее всего, не доведет.

Здоровый авантюризм, присущий успешному бизнесмену, позволяет ему двигаться вперед, вкладывать деньги в подающие надежды проекты и процветать. Или вот, к примеру, зависть. Каждый скажет, что эта черта крайне отрицательная.

А вот психологи говорят, что она является двигателем прогресса, заставляя людей стремиться вперед и добиваться большего, чем есть у других. В большинстве случаев стоит говорить о неких совокупностях свойств, которые в зависимости от складывающейся ситуации могут оказать большее влияние на человека. Но с общественно-моральной точки зрения их все можно разделить на позитивные и негативные.

Отрицательные черты характера

Вот одни из них:



К отрицательным качествам личности можно отнести еще хамство, хвастовство, фамильярность, угрюмость, тщеславность, строптивость, стервозность, спесивость, распущенность и др.

Список положительных черт характера человека

Вот одни из них:



К положительным качествам личности можно отнести еще кротость, задушевность, заботливость, доверчивость, выдержанность, вежливость, благородность, аккуратность и др.

Наверняка вам приходилось слышать фразу: «Сколько людей, столько и характеров». С точки зрения психологии, это утверждение правильное, ведь не бывает двух одинаковых людей. Нас отличают принципы, любимые увлечения, реакция на разные события и раздражители. Именно типы характера человека, индивидуальное сочетание личностных качеств обуславливают поступки людей.

Темперамент – особенности и классификация

Определение характера – совокупность стойких, относительно постоянных , определяющих отношение человека к окружающему миру и его поведение. Специалисты выделяют несколько критериев, по которым происходит классификация темпераментов.

Необходимо отметить, что психологи рассматривают темперамент и характер как два взаимодополняющих понятия. Становление личности происходит под влиянием индивидуальных особенностей поведения. Следует понимать, что особенности характера формируются и проявляются под влиянием темперамента.

Разбираемся в терминологии

Прежде чем перейти к теме – воспитание личности – необходимо разобраться в основных понятиях, а именно – темперамент и характер – в чем различия.

  • – поведение человека в различных ситуациях. Это сочетание индивидуальных качеств, которые человек приобретает на протяжении жизни. Особенности личности определяются социальной средой, в которой развивается личность.
  • Темперамент – эмоциональное реагирование на внешние раздражители. Это врожденные свойства человека, обусловленные биологическими и психическими особенностями личности.

Это важно! Определенные черты характера раскрываются в зависимости от социальной среды и окружения, где оказывается человек. Темперамент не меняется и остается постоянным независимо от условий и сопутствующих обстоятельств.

В психологии принято оценивать только черты и типы индивидуальных качеств человека. Можно сказать, что у человека хороший, плохой или сильный характер, но к темпераменту подобные оценки не применимы. На основании оценочных суждений специалист выявляет личностные недостатки и подбирает стратегию по их устранению.

Различные типологии индивидуальных качеств

Самой популярной считается типология, предложенная психологом из Германии Кречмером. По его мнению, типы характера человека зависят от особенностей его фигуры и телосложения.

Классификация по Кречмеру

  1. «Пикники». Внешне это плотные, склонные к избыточному весу люди, невысокого или среднего роста, крупной головой, короткой шеей и мелкими чертами лица. С психологической точки зрения такие люди – циклотимики – эмоциональные, легко идут на контакт, быстро приспосабливаются к новым обстоятельствам и жизненным условиям. Именно в этой категории чаще всего встречаются люди, склонные к маниакально-депрессивному синдрому. В читайте о дисгармоничном развитии личности.
  2. «Атлетики». Внешне это высокие люди с широкими плечами, крепкой мускулатурой и грудной клеткой. С психологической точки зрения людям типа «иксотимики» практичные, сдержанные. Слабые стороны характера – властность, неумение проявлять эмоции и приспосабливаться к новым обстоятельствам. При сложных психологических расстройствах у таких людей развивается эпилепсия.
  3. «Астеники». Людей этого типа можно узнать по худому телосложению, недостаточно развитой мускулатуре, длинным ногам, рукам и удлиненному лицу. Психологический тип – шизотимики – им свойственно упрямство, замкнутость и неспособность приспосабливаться к жизненным обстоятельствам. Люди этой психологической группы склонны к шизофрении.

Типы характера в классификации Юнга

Еще одну классификацию предложил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. Доминирующий критерий типологии – доминирующие эмоциональные функции – чувства, интуиция, мышление и ощущения. По его мнению, в каждом человеке в определенной степени преобладает внешний или внутренний мир. В связи с этим Юнг классифицирует людей на два типа – интроверты и экстраверты.

Интроверты замкнутые, сосредоточены на своем внутреннем мире, намеренно отгораживаются от внешних обстоятельств. Им свойственно анализировать события, тревожиться, прислушиваться к личным ощущениям и . Таким людям сложно знакомиться и менять привычки.

Экстраверты прямые, открыты к общению, активные. У них много друзей, ведь самое страшное для экстраверта – одиночество. Любимое увлечение – путешествия, а любимый способ отдохнуть – повести время с друзьями, рассказать анекдоты и, конечно, стать душой компании.

Склад характера по темпераменту

Еще одна распространенная классификация – сопоставление определенного темперамента конкретными индивидуальными качествами. В данном случае нужно учесть, что в повседневной жизни невозможно встретить человека с ярко выраженными чертами конкретного темперамента. Людям больше присущи смешанные типы темпераментов.

  1. Холерик – ему свойственны такие проявления – порывистость, скорость принятия решения, страстность и неуравновешенность. Какие черты характера требуют коррекции – эмоциональная неуравновешенность и быстрая утомляемость. Холерикам свойственно быстро увлекаться и нерационально расходовать свои силы.
  2. Флегматик – нетороплив, эмоционально устойчивый, не проявляет эмоции. Какие качества доминирующие – настойчивость, уравновешенность, производительность и прилежание в работе.
  3. Меланхолик – человек, которому свойственны переживания по каждому даже незначительному событию. Слабые стороны характера – эмоциональная ранимость, излишняя впечатлительность.
  4. Сангвиник – это подвижный, «живой» человек, с частой сменой настроения. Какие черты характера доминирующие – быстро реагирует на все события, легко переживает неприятности. Обладает выразительной мимикой и высокой продуктивностью в , но при условии, что поставленная задача для него интересна.

Многих интересует вопрос – меняется ли характер. Действительно, личностные качества формируются и меняются на протяжении всей жизни. Начинается процесс в раннем детстве. Первые индивидуальные черты у ребенка проявляются уже в дошкольном возрасте, родители могут выделить определенный образ поведения и отношения к миру.

Если хотите воспитать ребенка сильной личностью, сформировать у малыша настойчивость, смелость и выдержку, приобщайте его к коллективным играм с определенным сюжетом и правилами.

Как воспитать характер и приучить ребенка к труду и ответственности? С детства поручайте малышу простые задачи, постепенно усложняя их. Таким образом, у ребенка формируется дисциплинированность, выдержка, определяется поведение и малыш учится давать оценку своим поступкам и решениям. Таким образом, происходит .

Новый этап начинается с поступлением ребенка в школу, когда проявляется его умение общаться с одноклассниками, выполнять новые обязанности. В результате смены обстановки и образа жизни у ребенка развивается организованность, аккуратность, трудолюбие.

Это важно! В детстве на личность малыша оказывает влияние характер родителей и их привычки. В школе основную роль в воспитании характера играет школьный коллектив – одноклассники, учителя .

Характер ребенка раскрывается при помощи следующих сферах в период обучения в школе:

  • организованность и систематичность;
  • целеустремленность и настойчивость;
  • аккуратность и трудолюбие;
  • дисциплинированность;
  • сознание долга и ответственность перед школьным коллективом;
  • коллективизм и чувство товарищества.

В подростковом возрасте личностные характеристики развиваются наиболее активно, ведь в этом возрасте ребенок привлекается к взрослой жизни, к нему предъявляются более высокие требования. Такие чувства, как долг, ответственность, участие в коллективной жизни класса проявляются более осознанно.

Поменять характер ребенка возможно. Психологи отмечают, что не существует детей, личностные характеристики которых невозможно было бы перевоспитать. Однако, процесс требует участия специалиста, который сможет определить недостатки характера и подберет наиболее эффективную стратегию дальнейших действий.

Как воспитать лучше личностные характеристики

Лучшим пособием на пути совершенствования характера является книга Девида Брукса «Путь к характеру» . Она повествует о том, почему многие успешные люди говорят: «Да, можно разбудить свои лучшие личные качества и полностью реализовать себя».

Прежде всего, сильный характер требует воспитания с раннего возраста. Задача родителей – сформировать у ребенка определенное мировоззрение, определяющее поведение и поступки. Для этого используют определенную систему, которая предполагает сочетание игровой, трудовой и учебной деятельности, в процессе ребенок накапливает полезные навыки правильного поведения.

Необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы деятельность малыша в полной мере соответствовала прививаемым принципам. Нельзя воспитать сильный характер, если не предлагать ребенку условия, в которых ему нужно проявить мужество.

Важнейшее средство воспитания сильного характера – труд. Доверяя ребенку общественно значимые задачи, которые требуют преодоления трудностей, вы воспитываете у ребенка такие черты гармоничной и успешной личности:

  • целеустремленность;
  • настойчивость;
  • коллективизм.

Это важно! Одно из условий грамотной организации воспитательных мероприятий – согласованность учебно-воспитательных мероприятий в школе и родительским воспитанием.

Самовоспитание характера – важнейший этап формирования личностных качеств. Приучайте ребенка к чтению, поскольку на примере литературных героев он сравнивает свое поведение, учиться принимать решение, контактировать с друзьями и взрослыми. Еще один этап успешного самовоспитания – умение сдерживать нежелательные привычки. Помните выражение – посеешь привычку, пожнешь характер. Чтобы в будущем не пришлось корректировать отрицательные индивидуальные качества, обратите внимание на детские привычки.

Чтобы своевременно распознать и устранить отрицательные черты характера, родители должны взаимодействовать воспитателями в детском саду и учителями в школе. Личностные качества ребенка во многом формируются под влиянием суждений и действий взрослых.

О типах людей и личностных качествах – смотрите на видео.

Особенности поведения, общения, отношения к людям, предметам, труду, вещам показывают черты характера, которыми обладает индивидуум. По их совокупности определяется мнение о личности. Такие клише, как «душа компании», «зануда», «пессимист», «циник» становятся результатом оценки черт характера человека. Понимание того, как устроен характер, помогает в выстраивании отношений. Причем это касается, как собственных качеств, так и чужих.

Черты характера человека: классификация

Виды характера определяются по преобладающим чертам, которые в свою очередь влияют на поведение и поступки. Их можно рассматривать в системе отношений к труду, другим людям, вещам, самому себе.

Труд

  • Трудолюбие-леность . Этот «дуэт» может быть, как чертой характера, так и выражать отношение к конкретной работе. Постоянное чувство лени может указывать и на то, что человеку просто не интересно то дело, которым он занят, а в чем-то другом, он проявит себя лучше. Лень может стать признаком недостаточной мотивации. Но и чрезмерное трудолюбие принимает степень трудоголизма, что также может указывать на проблемы в личных отношениях, отсутствие интересов.
  • Ответственность-безответственность . Одно из самых важных качеств для сотрудника. Человек, который ответственно выполняет своих обязанности, не подводит коллег, будет ценным работником.
  • Добросовестность-недобросовестность . Выполнять обязанности и делать это хорошо – не одно и то же. Руководству важно, чтобы трудолюбие выражалось не только в механическом выполнении действий, а приносило результат.
  • Инициативность-пассивность . Это качество особенно ценно для людей, которые хотят продвигаться по карьерной лестнице. Если работник не проявляет инициативы, не генерирует идеи, прячется за спинами коллег, он не будет и развиваться в своей профессии.

Другие люди

  • Замкнутость-общительность . Показывает открытость человека, его раскованность, насколько легко ему заводить знакомства, как он чувствует себя в новой компании, коллективе.
  • Правдивость-лживость . Патологические вруны лгут даже в мелочах, скрывают правду, легко предают. Есть люди, которые приукрашают действительность, чаще всего они это делают из-за того, что реальность кажется им скучной или недостаточно яркой.
  • Самостоятельность-конформность . Это качество показывает, как человек принимает решения. Полагается ли он на свой опыт, знания, мнение или идет на поводу у кого-то и его легко подавить.
  • Грубость-вежливость . Озлобленность, внутренние переживания делают человека циничным, грубым. Такие люди грубят в очередях, общественном транспорте, неуважительно относятся к подчиненным. Вежливость, хотя и относится к положительным чертам характера, может иметь корыстную подоплеку. Также она может быть попыткой уйти от конфронтации.

Вещи

  • Аккуратность-неряшливость . Творческий беспорядок или педантичная чистота в доме могут показать, насколько человек аккуратен. Охарактеризовать его можно и по внешнему виду. Неряшливые люди часто вызывают антипатию, и не всегда находятся желающие рассмотреть за внешней несуразностью широкую душу.
  • Бережливость-небрежность . Оценить человека можно по его отношению к накопленному имуществу, одолженным предметам. Хотя эта черта человека оказалась в вещественной группе, она может проявляться и по отношению к людям.
  • Жадность-щедрость . Чтобы называться щедрым необязательно быть филантропом или отдавать последнее. В то же время излишняя щедрость иногда является признаком безответственности или попыткой «купить» чужое расположение. Жадность же выражается не только по отношению к другим людям, но и к себе, когда человек из-за страха остаться без денег, экономит даже на мелочах.

Собственное Я

  • Требовательность . Когда ярко выражена эта черта личности, проявляются две крайности. Человек, который требователен к себе, часто бывает настолько же строг и к другим. Он живет по принципу «я смог, значит, и другие могут». Он может быть не терпим к чужим слабостям, не понимая, что каждая личность индивидуальна. Вторая крайность построена на неуверенности. Человек самоистязается, считая себя недостаточно совершенным. Ярким примером может служить анорексия, трудоголизм.
  • Самокритичность . Человек, умеющий критиковать себя, имеет здоровую самооценку. Понимание, принятие и анализ своих достижений и поражений помогает в формировании сильной личности. Когда баланс нарушен, наблюдается либо эгоцентризм, либо самоедство.
  • Скромность . Необходимо понимать, что скромность и стеснительность – разные понятия. Первое основано на системе ценностей, привитой при воспитании. Второе является звоночком к развитию комплексов. В нормальном состоянии скромность проявляется в умеренности, спокойствии, знании меры в словах, выражении эмоций, финансовых тратах, пр.
  • Эгоизм и эгоцентризм . Схожие понятия, но чертой здесь является эгоизм, а вот эгоцентризм – способ мышления. Эгоисты думают лишь о себе, но используют других в своих целях. Эгоцентрики часто являются мизантропами и интровертами, не нуждающимися в других, считающими что их никто не достоин.
  • Чувство собственного достоинства . Показывает, как личность себя ощущает внутренне. Внешне оно выражается в высокой оценке своих прав и социальной ценности.

Оценка личности и виды характеров

Помимо основных черт характера, формирующихся в системе отношений, психологи также выделяют другие сферы:

  • Интеллектуальная. Находчивость, любознательность, легкомысленность, практичность.
  • Эмоциональная. Страстность, сентиментальность, впечатлительность, вспыльчивость, жизнерадостность.
  • Волевая. Смелость, настойчивость, целеустремленность.
  • Моральная. Справедливость, отзывчивость, доброта.

Существуют мотивационные черты-цели, которые движут личностью, определяют ее ориентиры. А также инструментальные черты-способы, они показывают, какими именно методами будет достигаться желаемое. Так, например, у девушки могут проявиться мужские черты характера, когда она настойчиво и инициативно добивается возлюбленного.

О том, какие бывают черты характера, выдвинул теорию Гордон Олпорт. Психолог разделил их на следующие виды:

  • Доминирующие. Они определяют поведение индивидуума в целом, независимо от сферы, и при этом влияют на другие качества или даже перекрывают их. Например, доброта либо жадность.
  • Обычные. Они также выражаются во всех сферах жизни. К ним относится, например, гуманность.
  • Второстепенные. Они не особенно на что-то влияют, часто являются вытекающими из других черт. Например, прилежность.

Существуют типичные и индивидуальные свойства личности. Типичные легко сгруппировать, заметив одно из доминирующих качеств или несколько второстепенных, можно «нарисовать» личностный портрет в целом, определить вид характера. Это помогает предугадать поступки, лучше понять человека. Так, например, если индивидуум обладает отзывчивостью, то скорее всего он придет на помощь в сложной ситуации, поддержит, выслушает.

Характер: виды позитивных и негативных черт

Личность – это баланс положительных и отрицательных качеств. В этом плане все условно. Например, зависть считается плохим свойством, но некоторые психологи утверждают, что она может стать побудительным мотивом к работе над собой или улучшением своей жизни. Искривление же положительных черт, напротив, может привести к их превращению в отрицательные качества. Настойчивость перерастает в навязчивость, инициативность в эгоцентричность.

Следует выделить сильные и слабые черты характера, о них часто приходится вспоминать при заполнении резюме. Многих они повергают в ужас, ведь оценить себя бывает непросто. Вот, небольшая «шпаргалка»:

  • Слабые. Формальность, раздражительность, стеснительность, импульсивность, неумение промолчать или сказать «нет».
  • Сильные. Упорство, общительность, терпеливость, пунктуальность, организованность, решительность.
  • Отрицательные. Гордыня, ревность, мстительность, жестокость, тунеядство.
  • Положительные. Доброта, искренность, оптимизм, открытость, миролюбие.

Черты характера формируются в детстве, но при этом они могут меняться, трансформироваться в зависимости от жизненных обстоятельств. Никогда не поздно поменять в себе то, что не нравится.

Прежде чем приступить к классификации и перечислению черт характера, необходимо понять, что же такое характер. По-гречески «характер» – это отличие, примета, знак. С точки зрение психологии характер – это некий набор личностных свойств, которые определяют действия человека в различных ситуациях и формируют его как индивидуальность.

Есть такая древняя поговорка: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Это изречение кратко и емко отражает место, которое занимает характер в жизни и судьбе человека. Поэтому так важно знать о том, какие бывают черты характера у людей, чтобы научиться разбираться в их влиянии на разрешение разных, а особенно конфликтных ситуаций.

Классификация черт характера

Условно черты характера можно разделить на три основные группы:

  • эмоциональные;
  • волевые;
  • интеллектуальные.

По направленности воздействия черты также разделяются на следующие подгруппы:

  • отношение к внешнему миру – людям и обществу;
  • отношение к себе лично;
  • отношение к деятельности – обучению и труду.

Самые основные черты характера, особенно те, которые относятся к эмоциональной группе, формируются в раннем детстве – на этапе становления психики ребенка и зависят от множества факторов. Не последнюю роль играет природная предрасположенность человека, на которую оказывают влияние наследственные признаки и темперамент. Но основное воздействие оказывает окружение.

Именно в детстве закладываются положительные и отрицательные черты характера человека в процессе приобретения им опыта взаимодействия с внешним миром. Затем, на протяжении всей жизни продолжается формирование отдельных черт, и могут появляться новые. И если вначале этот процесс происходит на бессознательном, рефлекторном уровне, то с обретением осознанности, и в зависимости от ее уровня, у человека появляется выбор. Когда этот выбор осознается, открывается возможность для преобразования характера, что иначе принято называть личностным ростом.

Основные черты характера

На сегодня существует несколько сотен определений различных черт характера. Причем они могут уживаться в одной личности в самых разных сочетаниях. В зависимости от направленности воздействия такие черты могут иметь как позитивные, так и негативные последствия их влияния. Поэтому очень трудно утверждать со стопроцентной уверенностью, что вот это – плохие черты характера, а это – хорошие. В большинстве случаев имеет смысл говорить о неких совокупностях свойств, которые в определенной ситуации могут оказать большое влияние на последствия решения тех или иных проблем, определяемые как позитивные или негативные, что опять же будет в определенной степени субъективным мнением.

И все же попробуем составить перечень основных черт характера, формирующихся на ранних стадиях развития и потому относящихся скорее к эмоциональной группе, условно разделив их не на плохие и хорошие, а, скажем, на позитивные и негативные черты характера человека, как это принято считать с общественно-моральной точки зрения.

Негативные черты характера

Злость. Это эмоциональная черта, которая может выражаться в негативном отношении любой направленности – к себе, людям и даже к работе. Если это не периодическая, а постоянная реакция, скорее всего ее корни находятся в глубокой детской обиде.

Гордыня. В религии такая черта даже считается одним из тяжких грехов. Потому что человек, в котором это качество проявлено очень сильно, теряет способность к адекватной оценке и правильным решениям. Такой человек в итоге приносит вред и окружающим, и себе.

Эгоизм. Эта отрицательная черта, которая концентрирует и порождает целое множество других. По сути, она может стать квинтэссенцией всех неблаговидных черт характера, но, как правило, оказывает негативное влияние в направлении отношения к другим людям, тогда как по отношению к себе субъективно считается позитивной.

Ревность. Эта черта характера связана с эгоизмом и гордыней, поскольку предполагает наличие чувства собственничества и оказывает разрушительное воздействие не только на других, но и на себя, поскольку ревность – слепа и потому способна толкать на очень плохие поступки.

Жадность. Может иметь разные формы: жадность к славе, деньгам, вещам, еде, удовольствиям и т.п. Толкает человека на неблаговидные поступки и вызывает отторжение окружающих.

Зависть. Человек, одержимый завистью причиняет вред, прежде всего себе. Ведь, как говорится, зависть – съедает изнутри, точит как червь. Может принести также большой вред объекту зависти, если обладатель такой черты вознамерится каким-либо способом восстановить кажущееся неравновесие в свою пользу.

Жестокость. Эта черта в любой форме приносит только разрушения и страдания тем, на кого будет направлена. Психологи считают, что она является проявлением безволия. Можно добавить, что часто жестокий человек руководствуется страхом и неуверенностью в себе.

Позитивные черты характера

Считается, что все черты характера имеют свой антипод. Поэтому давайте посмотрим, какие бывают черты характера, являющиеся противоположными тем, которые перечислены выше.

Доброта. В отличие от злого человека, с добрым хочется общаться. Доброта подразумевает также такие черты как бескорыстие и участие. Не потому ли добрых людей так часто пытаются использовать для своих целей те, у кого преобладают негативные черты характера? Подумайте об этом.

Смирение. Некоторым не нравится это качество, поскольку почему-то считается рабским. На самом деле это очень хорошая черта, которая может творить чудеса – например, останавливать разрушительные конфликты, сводить на нет распри и бесполезное выяснение отношений.

Альтруизм. Это полный антипод эгоизма. Эгоисту никогда не понять альтруиста, а вот альтруист поймет, выслушает, простит и даже поможет. Удивительная черта, которая является исчезающим видом, а зря.

Доверие. Пожалуй, оно является самым точным антиподом ревности, хотя некоторые утверждают, что ее антипод – любовь. Но именно доверие, а не доверчивость – тот спасительный мост между любящими людьми, который способен соединить их и дать истинное счастье общения друг с другом.

Щедрость. Если она распространяется по всем направлениям, это будет уникальная личность. Эта черта характера – благословение для окружающих, и если она от всего сердца, то и для своего обладателя.

Доброжелательность. Несмотря на то, что эта черта связана с добротой, она относится скорее к внешним проявлениям в отличие от зависти, которая всегда тайная. Доброжелательность благословляет и притягивает, если она искренняя и является чертой характера, а не показухой.

Милосердие. Одна из лучших черт характера человека. Можно смело утверждать, что на милосердии, как одной из форм вселенской любви, зиждется этот мир. Развивая эту черту, человек обогащается духовно.

Другие черты характера

Существует множество других черт характера, которые могут относиться к эмоциональным, волевым или интеллектуальным. Они вырабатываются уже в период взрослой жизни и основываются на жизненном опыте. Так появляются любознательность и вдумчивость, решительность и самостоятельность. При этом сильные стороны характера могут усиливать как позитивные, так и негативные черты. Например, напористость в сочетании со злостью может привести к разрушительному воздействию, а в сочетании с добротой – к спасению другого человека. Не зря говорят, что, сколько людей, столько характеров и на самом деле, даже зная многие свойства характера конкретного человека, невозможно на сто процентов предсказать его поведение в конкретной ситуации.

Можно ли изменить черты своего характера

Менять свои черты имеет смысл только в позитивном направлении. Ведь в конечном итоге все позитивные черты ведут к созиданию и совершенствованию, а негативные к разрушению и уничтожению. Но для этого необходимо сначала прийти к осознанию того, что негативные черты действительно имеются, и тем самым усложняют жизнь индивидуума. А это удается очень немногим.