Образование в XVII веке. Развитие системы школьного образования в России в XIX веке

"Азбуковник" XVII века

«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества». Н.М. Карамзин.

В XVII в. в России зарождалась культура нового времени. В середине XVII века создаются государственные и частные школы.

Частные школы

Уложение Стоглавого Собора 1551 г. гласило: «В царствующем граде Москве и по всем градом… протопопом и старейшим священником и с всеми священники и диаконы, колиждо в своем граде.. избрати добрых духовных священников и диаконов и диаков женатых и благочестивых… могущих иных пользовати, и грамоте и чести и писати горазди, и у тех священников и у диаконов и у диаков учинити в домех училища, чтобы священники и диаконы и все православные христиане в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пенья салтычнаго и чтения налоиного…»

А. Рябушкин "Школа XVII века"

Учителями в школах XVII века были духовные лица, за свою работу они получали плату продуктами. Ученики посещали их утром и после обеда. Учились дети людей «всякого чина… и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев».

Поскольку главными учителями в то время являлось духовенство, то естественно, что начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Продуманная таким образом система образования гармонично решала две задачи - давала подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитывала его в духе христианской нравственности.

Братские школы

Морозов "Сельская школа"

Но Русь уже нуждалась в хорошо организованных школах. Такими стали школы, образованные православными братствами, их так и называли – «братские школы». Самые старые брат­ства - львовское, виленское, киевское, могилевское, луцкое, пинское, оршанское.

В братские школы принимались дети всякого звания. Школы содержались на средства братств (т. е. были общественными). Хотя каждая школа жила по своему уставу, они имели много общего.

Во многом организация школы напоминала современную: назначались старосты, которые помогали учителю в поддержании дисциплины, дежурстве, выдаче книг, уборке классов, а иногда даже замещали учителей.

Б. Кустодиев "Школа в Московской Руси"

Из учебных предметов — чтение, письмо, пение, счет, основы религии, некоторые сведения по Священной истории, представление о грамматике, диалектике, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии того времени. Ученики много заучивали наизусть и тем самым получали знания по основам стихосложения, а также образцы обращений к высокопоставленным лицам и благодетелям. В 1634 г. был опубликован, а затем неоднократно переиздан букварь В. Бурцева, очень известный в то время учебник. Стоил букварь одну копейку, что было дешево по тогдашним ценам. Тогда же была издана грамматика Мелетия Смотрицкого, украинского ученого, по которой учился и Михаил Ломоносов. В конце столетия был издан букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля, а также практическое руководство для счета - таблица умножения - «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи». За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных псалтырей и часословов. Учились и по рукописным книгам.

В 60-х гг. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви.

Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре.

Д.Л. Мордовцев исследовал азбуковники (руководства к чтению для детей) 1660-1679 г.г., которые указывают на то, что их можно считать предшественниками современных учебников и одновременно методических пособий для учителей т.к. в них присутствуют методика обучения, правила для учащихся, наставления о поведении в церкви, в школе, дома и на улице.

"Азбуковник" XVII века

Но все-таки братские школы не могли соперничать с католическими. Поэто­му появилась необходимость создания высшей школы. Такой стала братская школа в Киеве - Киево-могилянская ака­демия. Это первое на территории Украины высшее учебное заведение. Она создана митрополитом Петром Могилой в 1632 на базе школы Богоявленского братства (с 1615) и школы при Киево-Печерской лавре (1631).

Федор Михайлович Ртищев

Большую роль в образовании русских школ сыграл Ф.М. Ртищев — государственный деятель, просветитель, меценат, основавший ряд больниц, школ и богаделен, которого современники называли «милостивым мужем».

Ф.М. Ртищев на памятнике "1000-летие России в В.Новгороде"

Ф. М. Ртищев сыграл заметную роль в истории русского просвещения. Недалеко от Москвы, в урочище Пленицы, с разрешения царя Алексея Михайловича и благословения патриарха Иосифа в существовавшей там небольшой церкви во имя Андрея Стратилата Фёдор Ртищев выстроил там церковь во имя Преображения Господня и в 1648 году на свои средства учредил училищный монастырь. Там поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым из нескольких малороссийских монастырей. Вскоре при монастыре составилось учёное братство (Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а затем открылось училище, где шло обучение желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1685 году училище, основанное Фёдором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии.

Историк В. О. Ключевский писал, что Фёдор Михайлович Ртищев принадлежал к тем людям, которые «из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь» .

Известно, что в 1685 г. существовала «школа для учения детям» в Боровске, около торговой площади, а в Москве, на Никольской улице, построили особое здание для школы. Позже была организована школа при Печатном дворе. При открытии школы в ней было 30 учеников, взятых из разных сословий, а затем количество достигло 232. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку.

Как уже было сказано, основой для нее послужило училище, основанное Ф. Ртищевым.

Основана она в 1687 г. Первоначально она располагалась в стенах Московского Заиконоспасского монастыря. В 1814 была преобразована в Московскую духовную академию (переведена в Троице-Сергиеву лавру, где существует и поныне).
В истории академии можно выделить 3 этапа.

1-й этап (1687-1700) - эллино-славянская школа братьев Лихудов, которые придерживались православно-греческого направления;

2-й этап (1700-1775) - Славяно-латинская академия. Этот период характеризуется влиянием западно-европейских философов (В.Лейбниц и X. Вольфа);

3-й этап — преобладание Православия.

До середины XVIII в. преподавание велось на латинском языке. Целью академии была подготовка образованных людей для государственного и церковного аппарата; она выполняла роль цензура книг духовного содержания и могла осуществлять суд над отступниками от Православия. На государственные должности назначались только лица, окончившие школу (это ограничение не касалось детей «благородных»). Новому учебному заведению был пожалован иммунитет: изъятие из-под суда приказов, исключая дела уголовного характера; преподаватели и ученики подчинялись училищной юрисдикции, а «блюститель» (ректор) - суду патриарха. Руководителями и преподавателями Славяно-греко-латинской академии стали приглашенные из Константинополя ученые греки Иоанникий и Софроний Лихуды. После 1694, когда Лихуды по настоянию иерусалимского патриарха Досифея были удалены, преподавание вели их русские ученики. В Славяно-греко-латинской академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались предметы средневековой схоластической школы: славянский, греческий и латинский языки, грамматика, пиитика, риторика, психология, физика и др., а также богословие. Главное место занимал греческий язык.

Профессиональное образование

Профессиональное образование начинает складываться в России в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681 году, обучалось к 1684 году 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора.

Образование в 19 веке имело ступенчатую форму. Сначала ученику предстояло окончить начальное общеобразовательное учреждение, потом среднее общеобразовательное и последний этап – поступление в университет.

Начальные общеобразовательные учреждения состояли из приходских, уездных и городских училищ, воскресных школ и школ грамотности. При этом ученику следовало сначала отучиться в приходском, а затем в уездном училище и лишь потом он имел право поступать в гимназию.

Средними общеобразовательными учреждениями являлись гимназии и пансионы. Различались классические, реальные, военные гимназии. Гимназии по значимости представляли собой современную среднюю школу, которую необходимо закончить перед поступлением в вуз. Обучение в этих учреждениях занимало семь лет.

Поступить в образовательное учреждение имели право представители всех сословии. Однако в школах и училищах учились дети низших сословий, а в пансионах и лицеях – дети высокопоставленных людей. Такая форма образования была заложена Александром I, позже изменена Николаем I, и вновь восстановлена Александром II.

Предметы изучения

План обучения на протяжении века часто изменялся. Это касалось как гимназии, так и училищ.

Приходские и уездные училища официально имели программу обучения такую же обширную, как и в гимназиях. Но на деле не выходило выполнять установленный план. Начальные общеобразовательные учреждения были отданы под попечение местных чиновников, которые в свою очередь не стремились заботиться о детях. Не хватало кабинетов и учителей.

В приходских училищах учили чтению, письму, простым правилам арифметики и основам закона Божьего. В уездных учреждениях изучали более широкий курс: русский язык, арифметика, геометрия, история, геометрия, чистописание и закон Божий.

В гимназиях преподавались такие предметы, как математика, геометрия, физика, статистика, география, ботаника, зоология, история, философия, литература, эстетика, музыка, танцы. Ученики помимо русского языка изучали немецкий, французский, латинский, греческий. Некоторые предметы носили факультативный характер.

В конце 19 века уклон в образовании стал делаться на прикладные дисциплины. Стало востребовано техническое образование.

Процесс обучения

В 19 веке в гимназиях и училищах время обучения делилось на уроки и перемены. Ученики приходили на занятия к 9 часам или ранее. Заканчивались уроки в 16 часов, в некоторые дни в 12. Обычно раньше всего обучение завершалось в субботу, но в некоторых гимназиях такими днями была среда. После уроков неуспевающие ученики оставались на дополнительные занятия, чтобы подтянуть оценки. Также была возможность остаться на факультативные курсы.

Более тяжело приходилось тем ученикам, которые жили в пансионах. Их день был расписан буквально по минутам. Распорядок дня в разных пансионах немного различался. Примерно выглядел он так: подъем в 6 утра, после умывания и одевания ученики повторяли уроки, затем шли завтракать и после начинались уроки. В 12 часов был обед, после которого снова начинались уроки. Заканчивались занятия в 18 часов. Ученики немного отдыхали, перекусывали, делали уроки. Перед сном ужинали и умывались.

Кроме обычных общеобразовательных государственных школ в нашем государстве распространены различные специализированные учебные заведения: например, художественные, музыкальные школы. Церковь, уделяющая особое внимание достойному воспитанию подрастающего поколения, организует свои педагогические классы.

В современное время при многих православных приходах организованы воскресные школы, в которых обучаются дети с младшего возраста (обычно с пяти лет) до старших классов (в некоторых приходах такие школы включают в себя только три-четыре года образования). Такая практика является современным отголоском истории нашего Отечества - того времени, когда именно при храмах создавались учебные заведения (так называемые Церковно-приходские школы). Преподавателями в нынешних воскресных школах являются представители духовенства, а также благочестивые миряне, имеющие соответствующие знания и педагогические навыки по работе с детьми.


В современных воскресных школах изучается Закон Божий - изложение Ветхого и Нового Заветов, понятное для детского восприятия. Объясняется значение десяти заповедей, прививаются основные нравственные ценности. Детей учат уважению к родителям и старшим, доброте, любви к и родному Отечеству.


Также в воскресных школах преподаются жития святых. Детям рассказывают о великих подвижниках благочестия, их подвигах. На подобных уроках ребята могут узнать много нового из истории не только российского государства, но и великих империй (Римской и Византийской).


На занятиях в воскресной школе детей знакомят с христианской культурой и искусством. Детям объясняется значение икон, рассказывают о самых почитаемых образах. Детей приобщают к пению и музыке, разучивают с ними стихи и песни к выступлениям на праздничных пасхальных и рождественских концертах.


Особое значение в воскресной школе уделяется духовности и достойному воспитанию ребенка. Детей знакомят с основными христианскими молитвами, объясняют смысл и значение постов.


Кроме учебно-воспитательного процесса воскресные школы могут организовывать развлекательную программу. Так, во многих православных приходах распространена практика посещения детьми, их родителями и учителями всевозможных музеев, выставок, цирковых представлений. Иногда организовываются скаутские походы по красивым местам нашей Родины, а также совершаются паломнические поездки.


Занятия в воскресных школах проходят в отдельном здании на территории церкви или же в самом храме (нижней его части). Название этих учебных заведений свидетельствует, что уроки проходят по воскресеньям. Обычно они начинаются днем после окончания литургии.


Воскресные школы воспитывают в детях общую культуру поведения, развитие основополагающих нравственных качеств и дают знания основ православного вероучения.

Видео по теме

XVIII век в России привнес изменения в процесс обучения: появились новые подходы к образованию.

Богословие стали преподавать только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. Епархиальных школ насчитывалось 46.

В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревской башни была основана Школа математических и навигационных наук. В том же 1701 г. была открыта Артиллерейская школа; в 1707 г. - Медицинское училище; в 1712 г. - Инженерная школа. В 1715 г. старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразована в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия).

К концу первой четверти XVIII в. по указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 циферные школы с 2000 учащимися. Дети солдат учились в гарнизонных школах.

При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые горные школы, готовивших специалистов горного дела.

Закладывались основы для развития системы замкнутых сословных школ, сложившейся к середине XVIII в.

В 1732 г. учрежден Корпус кадетов или Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус . После окончания этого учебного заведения дворянские дети получали офицерские чины.

С 30-х гг. широко использовалось записывать в полк малолетних детей, т.ч. эти дети ко времени совершеннолетия получали по выслуге лет офицерский чин.

При Анне Иоанновне (1730 - 1741) были учреждены Морской, Артиллерийский и Пажеский корпуса.

При Елизавете (1741-1762) были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1755 г. по инициативе И.И. Шувалова основан Московский университет , а в 1760 г. - Академия художеств.

Во второй половине XVIII в. прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. В 1782 - 1786 гг. была осуществлена школьная реформа. В 1782 г. был утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4-мя классами, а в уездных городах - малые народные училища с 2-мя классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учеников.Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецким.

Таким образом, средними учебными заведениями были народные училища, шляхетские корпуса, благородные пансионы и гимназии.

XIX век

К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2-х и 4-х -классными народными училищами, находящимися в городах. Общеобразовательные гимназии были в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

При Александре I (1801 - 1825 гг.)

В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.

Новые принципы в системе образования:

    бессословность учебных заведений,

    бесплатность обучения на низших его ступенях,

    преемственность учебных программ.

Структура учебных заведений:

    одноклассное приходское училище,

    3-х классное уездное училище,

    7-летняя гимназия в губернском городе,

    университет.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ.

Появилось 6 университетов: в 1802 г. - Дерптский, в 1803 г. - Виленский, в 1804 г. - Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский. Территория России была разделена на 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах.

В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа.

В 1804 г. также вышел первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Появились первые привилегированные средние университетские заведения - лицеи: в 1811 г. - Царскосельский, в 1817 г. - Ришельевский в Одессе, в 1820 г. - Нежинский.

При Николае I (1825 - 1855)

При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

В 1827 г. издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения стал составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

В 1828 г. - школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на 3-и категории:

    для детей низших сословий - одноклассные приходские училища (изучались 4-е правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).

    для средних сословий, т.е. мещан и купцов - трехклассные училища (геометрия, география, история).

    для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

В 1835 г. издается новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привел к установлению полицейского надзора за студентами.

В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось 20.

Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало соответственно 48 и 223.

В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. возникли Артиллерийская и Инженерная академии.

Расширилась сеть промышленно технических учебных заведений: в 1828 г. учреждается Технологический институт, в 1830 г. - Архитектурное училище, а в 1832 г. - Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище), в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия , Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

При Александре II (1855-1881)

Отмена крепостного права Александром II , успехи промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине XIX века повлекло за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной России был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения. В 1863 г. издается новый Университетский устав. Он вернул прежнюю автономию университетам, в соответствии с Уставом от 1803 г., ликвидированную Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась самостоятельность университетов при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.

В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения - «Высшие женские курсы» с университетскими программами.

Школа в России в первой половине 19 века.

Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях.

С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой – реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый характер политики самодержавия в области образования.

Многие открытия и изобретения не получили применения в феодально-крепостнической России.

Таким образом, развитие культуры в России в первой половине XIX века – это достаточно сложный и противоречивый процесс. Тем не менее, вопреки отсталым крепостническим отношениям русская культура первой половины XIX века достигла блистательных вершин, и не случайно этот период в развитии культуры называют золотым веком культуры России.

преобразования Александра I Коснулись народного образования. Было создано Министерство народного просвещения. В 1803 г. началась реформа народного просвещения, которая сделала образование более доступным для “низших” слоев населения. Значительную независимость от властей получили университеты, число которых увеличилось.

Дерптский – 1802 г.Казанский – 1804 г.Харьковский – 1804 г.Виленский – 1804 г.Петербургский – 1819 г.

В каждом губернском городе были открыты гимназии; в каждом уездном городе – уездные училища; в сельской местности – создавались приходские училища. Дети “всякого состояния”, без различия “полу и лет”. Но для детей крепостных доступны были только приходские училища.

В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей для представителей высшего дворянского общества. Затем – Демидовский лицей в Ярославле; 1815 г. – открытие Лазаревского Института восточных языков в Москве.

общеобразовательная школа: гимназии (7 лет). уездные училища (3 года), приходские училища (1 год). высшая школа: университеты, академии.

В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети “всякого сословия” без различия “полу и лет”. Они создавались как в городе, так и в сельской местности. Однако деньги на их содержание из государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городского самоуправления, либо на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян.

В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров.В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии – 8 учителей.

Поэтому с 1804 г. при университетах были открыты педагогические институты. При Николае I в 20-е гг. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он, в частности, должен был определять перечень учебных дисциплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы. “Предметы учения и самые способы преподавания” должны быть “соображаемы с будущим предназначением обучающихся”. Необходимо, чтобы в будущем учащийся “не стремился через меру возвыситься над тем состоянием. В итоге преобразований Николая I по-прежнему сохранялись 3 ступени общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно-обособленной.

В 1827 г. власти еще раз указали на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. В то же время Министерство народного просвещения заботилось об увеличении численности учебных заведений: начало века – в стране всего 158 училищ

середина века – около 130 начальных школ в каждой губернии.

Приходское училище: грамота, арифметика, Закон Божий

Уездные училища: русский язык, арифметика, начала геометрии, история, география

Гимназия давала наиболее разностороннее и глубокое образование, готовя учащихся к поступлению в университет.

  1. Россия в первой половине 19 века (3)

    Контрольная работа >> История

    Отечественной истории Тема: Россия в первой половине 19 века Исполнитель: студент... заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание, в... т.п. Дети"раскольников" насильственно зачислялись в школы кантонистов. Такая "защита" интересов...

  2. Образование и просвещение в России в первой половине 19 века

    Реферат >> История

    Истории на тему: Образование и просвещение в России в первой половине 19 века Выполнил: Оболенский Андрей 8б класс... . Это была наиболее многочисленная сельская школа в дореформенной России . К первой половине XIX в. относятся попытки участия...

  3. Россия в первой половине 19 века (2)

    Реферат >> История

    Вариант №10 Россия в первой половине XIX века Содержание Введение ………………………………………………………………………. 3 1. Социально-экономическое развитие России ...…………………………... 5 2. Внутренняя... на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, ...

  4. Аннотация: в данной статье проводится краткий анализ происходящих событий в середине XIX в., повлиявших на развитие церковно - приходских школ. Рассматриваются основные проблемы развития церковно - приходских школ.

    Ключевые слова: церковно - приходская школа, земская школа, Святейший Синод, духовно- нравственное развитие, народное образование, духовенство, образовательная реформа.

    Появление и развитие церковно - приходских школ во второй половине XIX века, обусловлено рядом внутриполитических событий, происходящих в тот период времени. Как показывает исторический анализ прошлого нашей страны, появление церковно - приходских школ стало началом массового народного образования в ней. Изучение этого явления является очень важным не только для педагогической науки, но и для истории нашей страны в целом. Ее появление отразилось на «народной социализации»: с одной стороны - она обучала грамоте, с другой - занималась морально - нравственным и духовным воспитанием. В первую очередь, церковно - приходская школа стала политическим механизмом регулирования внутрисоциальных проблем в стране.

    Важным этапом в становлении образования в России того периода - стало зарождение народного образования в лице церковно-приходских школ. Они появились еще в дореформенный период в 1804 г. с принятием школьной реформы. Правительство не раз пыталось поручить открытие школ сельскому духовенству, опираясь при этом на практику западноевропейских стран. Еще в 1836 г. Святейшим Синодом были составлены «Правила для первоначального обучения поселенских, в том числе и раскольничьих детей». В правилах было прописано, что обучение должно осуществляться приходским духовенством . А уже в 1837 г. в Святейший Синод поступает отчет, об открытии 100 таких школ в стране. За полтора десятилетия их число существенно выросло, но после 1853 г. пошло на убыль, а позже и совсем прекратило свое существование. Только по собственной инициативе, священнослужители содержали такие школы на средства, полученные от приходов.

    Прежде всего, уменьшение числа приходских школ в середине XIX в. было связано с их подчинением земству, которое вело регулярный контроль над их деятельностью. Поэтому эти школы закрывались или переходили в земское ведомство или сельское общество . К 70- м гг. XIX в. их количество сократилось практически в 5 раз, а численность таких школ не превышало и 4 тысяч по всей стране.

    В середине 60 - х. гг. XIX в. народное начальное образование было представлено земскими школами и министерскими школами народного просвещения. Но для «бедного населения» оно было недоступно. Российский педагог Н.В. Чехов, говоря о земских школах, утверждал, «что не видит в ней школы для простого народа. Что она не соответствует потребностям и духу русского человека, а носит светский характер, отодвигая на задний план Закон Божий. Она распространяет вредные идеи для народа». А также, по его мнению, «светская школа развивается медленными темпами, и что неизвестно когда она сможет обеспечить весь народ образованием» .

    Новый виток возрождения церковно - приходских школ был обусловлен различными событиями, происходящими в тот период в стране.

    Отмена крепостного права в 1861 году привело к огромным изменениям в социально - экономической жизни страны. Но на деле вся эта реформа носила формальный характер, и положение крестьян отличалось не многим после ее принятия. Теперь они были не «крепостными», а «обязанными», от чего суть их положения особо не менялась. Это вызывало недовольство «крепостного» населения, что приводило к мощному подъему крестьянского движения. Их взглядов придерживалась и либеральная интеллигенция, которая выступала за отмену крепостничества и помещичье землевладение.

    Огромное количество социально-политических проблем, вызванных отменой крепостного права, возникли для государства. Исследуя социальные проблемы, происходящие во второй половине XIX в. в стране, можно выделить основные причины, повлиявшие на их возникновение:

    1.Нарастание недовольства крестьян и политические волнения, вызванные появлением либерально настроенных революционных масс.

    2. Развитие промышленности и аграрного производства требовало от народа образованных и квалифицированных рабочих. Зачастую, земские школы были недосягаемы для простого народа, а большинство учебных заведений находились в городах. В деревнях практически отсутствовали какие-либо учебные заведения. Их небольшое количество не могло обеспечить всех образованием.

    3. Безграмотный народ, как в образовательном, так и в духовно - нравственном смысле все чаще стал входить в сектантство, разлагая его морально.

    Правительству стало понятно, что проведенные либеральные реформы наносят огромный ущерб по самодержавию. Стал вопрос о поисках конкретных задач по разрешению сложившейся ситуации.

    Отправной точкой в решении данных проблем становится созыв в апреле 1879 года Особого совещания, основной задачей которого было решить вопрос борьбы с растущим молодым «революционным поколением».

    На данном совещании целью и методом решения проблемы стала просветительская идея, выраженная образовательной деятельностью и духовным просвещением народа, и подчиненная под «контроль государства». Нельзя забывать, что религия во все времена выступала мощным фактором для интеграции различных социальных слоев. Акцент был сделан не на земские школы, существовавшие в тот период, т.к. эти школы еще могли нести в своей деятельности «либеральные идеи», а на церковно-приходскую школу, основанной на религиозно-нравственном учении.

    Последующие созывы Комитетов министров лишь усиливали развитие церковно-приходских школ, в том числе и роли духовенства в их создании. Немалую важность во всей этой деятельности на государственном уровне сыграли такие государственные деятели как Н.П. Победоносцев, обер-прокурор Святейшего Синода, С.А. Рачинский, будучи «фанатичным идеологом» церковной школы.

    Именно «государственные потрясения», происходящие в этот период и стали основополагающим фундаментом развития церковно-приходских школ, признанных юридически на государственном уровне. В связи с этим, началом их развития в 1884 году становится издание «Правил о церковно-приходских школах», в которых были закреплены положения и правила, регламентирующие основную деятельность школ практически на всем пространстве Российской Империи.

    В тоже время, в развитии и становлении народного образования, осуществляемого церковно-приходскими школами, появилось множество трудностей. С одной стороны, государство было заинтересовано, в начальном массовом образовании, стремящегося повлиять на сознание народа, прививая любовь к религии и самодержавию, с другой стороны - государство, которое не оказывало практически никакой финансовой помощи в ее развитии, возлагая это бремя на плечи духовенства, меценатов и земство.

    Тяжелое финансовое положение страны, у которой не было денег на проведение новой образовательной реформы должно было найти пути развития с наименьшими затратами на народное образование. Поэтому финансовые трудности по реализации образовательной реформы легли на духовенство. Предполагалось таким образом создать бесплатные учительские кадры в лице священнослужителей (священников, дьяконов, дьячков), а дополнительное финансирование получать от средств прихода, в том числе и благотворительности. Число приходов в общероссийском масштабе составляло порядка 40 тысяч. Помимо бесплатных учителей, государству не нужно было тратить средства на возведение школ, а должны они были открываться в церковных домах, или в каких-либо других бесплатных помещениях при приходах.

    Закрепленная образовательная идеология, основанная на православной религии, была беспроигрышным вариантом. Ведь почти 75% народа исповедовали православие, что и послужило мощным толчком для развития такого типа школ как церковно - приходская. Стремительное ее развитие было связано не только появлением у нее народного лица, всеобщей доступности и религиозного просвещения. Немалую роль играло давление государства на духовенство по открытию церковных школ. Духовенство оказалось не готовым к таким преобразованиям, как финансово, так и организационно. Так в первом параграфе Правил «о церковно - приходских школах» указано, что школы открываются православным духовенством и приходскими священниками на местные средства прихода «.

    В Правилах 1884 г. было прописаны основные источники финансирования для церковно-приходских школ. Государственная поддержка была незначительной. В 1884-86 гг. было выделено 55 тыс. рублей на всю Россию, что приблизительно составляло от 6 до 13 руб. на школу .

    Итак, скудное финансирование земских школ в лице государства плюс легший на плечи «оброк» в виде обязательных отчислений на развитие церковных школ зачастую приводило к тому, что в некоторых уездах губерний земство передавало в ведение духовенства свои школы для снятия с себя обязательств по их содержанию. (сноска 2)

    За пять лет с момента утверждения «Правил о церковно - приходских школах» начинается их значительный рост. С 1884-1889 гг. в государственном масштабе их число с 3 517 возросло до 17 715, а в 1893 году их количество достигло 27 000.

    Кроме проблемы финансирования был еще не менее сложный вопрос в деятельности таких школ - нехватка учительного состава. Зачастую в принудительном порядке воспитанникам духовных семинариев приходилось становиться учителями в этих школах. В 90 - х. XIX в. с увеличением школ стали привлекать в качестве учителей - воспитанниц женских епархиальных училищ. Обязательной догмой в преподавании в церковно-приходских школах - было наличие церковного образования, основанное на знании Закона Божьего, т.к. основная учительская деятельность была построена на преподавании религиозного учения.

    К концу 19 века церковно - приходская школа стала поистине народным образовательным учреждением. Их роль, которая в самом начале своего появления была недооценена, приобрела массовый характер. Она обладала огромной автономией, затормаживая развитие земским школам и школам народного просвещения. Увеличение управленческого аппарата, осуществляющего наблюдение за деятельностью церковно-приходских школ, привело к увеличению денежных расходов на его содержание. Так, государственное финансирование церковно - приходских школ за 20 лет увеличилось более чем в 60 раз и к 1896 году составило 3 454 645 рублей. В последующие годы эта цифра только росла .

    Только с началом государственных потрясений, вызванных началом русско - японской войной и внутриполитическим кризисом, породивший революционные восстания, расходы государства на образование резко упало. Постепенно количество церковно - приходских школ стало уменьшаться и к 1917 году с приходом «новой власти» и вовсе прекратили свое существование. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР в году стал рычагом уничтожения не только церковной школы, но и христианской идеологии, которую она несла для изучения в народные массы. Церковь была основательно отделена от государства, и началось ее открытое гонение.

    Несомненно, роль и значение церковных школ в истории нашей страны огромно. Несмотря на многие трудности и проблемы, коснувшиеся развития церковно-приходской школы, она внесла неотъемлемый вклад в образование народа и является в современном мире, хорошим историческим материалом для изучения и анализа социального развития общества. Ей удалось решить множество задач: как в образовательном аспекте, так и в развитии духовно - нравственного воспитания народа. Проведенные либеральные реформы во второй половине XIX в/, несшие в себе западноевропейские ценности, отодвинули на задний план развитие традиционных устоев, в том числе и народного образования. Социально-политические изменения в стране порождали огромные пробелы в развитии общества. Мощным регулятором в социальном развитии народа и выступили церковно-приходские школы, ставшие важным преобразователем духовно-нравственного воспитания общества. Те методы и особенности образовательного процесса, которые были характерны для церковно-приходских школ, оказались эффективными и понятными для обучения народа грамоте.

    На сегодняшний день, когда государством уделяется огромное внимание духовно - нравственному воспитанию общества, изучение истории народного образования является одной из приоритетных тем. Ведь не зная прошлого, трудно анализировать действительность сегодняшнего дня. А между тем, именно церковно - приходские школы были основой духовного развития личности, порождавшее любовь к окружающему нас миру и его восприятию. Они стали мощным толчком для социального развития общества XIX века.

    Библиографический список:

    1. Н.В. Чехов Народное образование в России с 60 - х. годов XIX в. М., 1912.- с. 92.
    2. Н.В. Чехов Народное образование в России с 60 - х. годов XIX в. М., 1912.- с. 93.
    3. Н.В. Чехов Народное образование в России с 60 - х. годов XIX в. М., 1912.- с. 93-94.
    4. Под ред. С.А.Каменева, сост. Н.А.Желваков, М., 1936 г.- с.1.
    5. Н.В. Чехов Народное образование в России с 60 - х. годов XIX в. М., 1912.- с. 103.
    6. Белоконский, И.П. Обзор деятельности земств по народному образованию Текст. / И.П. Белоконский // Русская школа. 1890.
    7. Каптерев, П.Ф. История русской педагогии Текст. / П.Ф. Каптерев; предисл. Н.В. Бордовской; послесл. В.П. Борисенкова. СПб., 2004.
    8. Кулиев, Ф.М. Государственно-церковные отношения в Российской империи в XIX начале XX в. Текст.
    9. 142. Куломзин, А.Н. Доступность начальной школы в России Текст. / А.Н. Куломзин. С Пб., 1904.